БЮЛЛЕТЕНЬ № 12

Специальный выпуск
Август 1998

О деятельности Информационного центра коренных народов России
с 15 июля 1996 года по 15 января 1998 года

 

 

 

 

 

За период с 15 июля 1996 г. по 15 января 1998 г. прошли стажировку 30 представителей коренных малочисленных народов Севера (ненцы, чукчи, кеты, тувинцы, ительмены, коряки, нивхи, шорцы, камчадалы, эвенки, эвены, саамы, ульчи, юкагиры, селькупы, удэгейцы, негидальцы, буряты) из Камчатской, Сахалинской, Кемеровской, Мурманской, Читинской, Томской, Тюменской областей; Хабаровского и Приморского краев; Республик Саха (Якутия), Тыва; Ненецкого, Чукотского автономных округов.

Все встречи с федеральными органами исполнительной и законодательной власти распределены по темам.

Были организованы встречи:

По теме: “Защита прав

1. Ю.Г. Барсегов, профессор, доктор юридических наук (Институт международной экономики и международных отношений РАН).

2. В.А. Кряжков, профессор, доктор юридических наук, советник Конституционного Суда РФ.

3. М.С. Савин, заведующий сектором социологического анализа гуманитарных проблем ИСПИ РАН, президент Информационного центра по правам человека, директор независимой социологической службы “Барометр”.

4. Е.М. Давыдов, глава представительства Международной организации труда в Москве.

5. В.А. Карташкин, профессор, доктор юридических наук, председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ.

6. М.А. Миронов, начальник Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан.

7. А.Д. Емельянов, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан (в течение месяца стажеры присутствуют на приемах граждан).

8. А.О. Смирнов, директор Московского научно-исследовательского центра по правам человека.

9. Л.П. Мишустина, член Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ.

10. Стажеры присутствуют на заседаниях Судебной палаты по информационным спорам.

 

По теме: “Социально-экономическое развитие

 

1. А.А. Ткаченко, начальник Департамента по народонаселению и политике занятости Министерства труда и социального развития РФ.

2. З.Ю. Цыренова, начальник отдела национальных меньшинств и малочисленных народов Министерства по делам национальностей и федеративным отношениям РФ.

3. Л.С. Богословская, руководитель Центра по изучению традиционного природопользования НИИ культуры и природного наследия Минкультуры РФ.

4. П.Х. Зайдфудим, первый заместитель председателя Государственного комитета РФ по развитию Севера.

5. И.А. Дегтярь, начальник Департамента по развитию экономики и культуры коренных малочисленных народов Севера (Госкомсевер).

6. С.И. Доржинкевич, заместитель начальника Департамента по развитию экономики и культуры коренных малочисленных народов Севера (Госкомсевер).

7. И.Ф. Трифонов, начальник отдела реализации программ (Госкомсевер).

8. И.Д. Кугаевский, начальник отдела по развитию традиционного хозяйствования (Госкомсевер).

9. С.Н. Чуричев, генеральный директор ГНПП “Госпрограмма - 145”(Госкомсевер).

10. Г.Е. Константинов, начальник отдела координации, здравоохранения, образования, культуры (Госкомсевер).

11. В.А. Измайлов, зам. начальника Департамента по рыболовству Минсельхозпрода.

12. В.Е. Серяков, заместитель начальника территориального Управления администрации Президента РФ.

13. В.И. Стародубов, первый заместитель министра здравоохранения РФ.

14. С.В. Фисенко, заместитель начальника отдела организации и контроля качества Министерства здравоохранения РФ.

15. Г.М. Ойнвид, депутат Госдумы РФ, заместитель председателя Комитета по проблемам Севера Госдумы РФ.

16. В.И. Гаюльский, депутат Госдумы РФ.

17. З.А. Корнилова, депутат Госдумы РФ, заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию Госдумы РФ.

18. В.М. Етылин, вице-президент Ассоциации “Оленеводы мира”.

19. В.Е. Цой, депутат Госдумы РФ, заместитель председателя Комитета по информационной политике и связи.

20. М.Г. Казарян, руководитель аппарата Комитета по проблемам Севера Госдумы РФ.

21. Е.Т. Пушкарева, консультант аппарата Комитета по проблемам Севера Госдумы РФ.

 

22. А.В. Назаров, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, председатель Комитета по делам Севера и малочисленных народов.

23. А.В. Кривошапкин, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).

24. С.В. Николаев, эколог Российского общества охраны природы.

25. В. Чупров, начальник отдела по лесам (ГРИНПИС).

26. О. Мурашко, координатор Московской группы по коренным народам IWGIA.

27. С.Н. Харючи, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера. Сибири и Дальнего Востока.

28. С.Н. Кириллин, первый вице-президент Ассоциации КМНССДВ.

29. П.В. Суляндзига, вице-президент Ассоциации КМНССДВ, координатор Датско-Гренландского проекта.

30. М.А. Тодышев, вице-президент Ассоциации КМНССДВ по связям с ООН.

31. К.Д. Аракчаа, ответственный секретарь Национального организационного комитета правительственной комиссии по подготовке и проведению Международного десятилетия коренных народов мира.

32. Д. Даниэлс, ведущий программы по воспитанию лидерства.

33. М. Маколи, глава Московского представительства Фонда Форде.

34. Б. Шишло, этнолог Национального центра научных исследований в Париже.

35. Е.А. Гаер, генеральный секретарь международной Лиги малочисленных народов и этнических групп.

36. Х. Финклер, руководитель Департамента по коренному населению и северу Канады.

37. Ю.А. Самар, президент фонда коренных малочисленных народов Севера.

 

38. М. Нарзикулов, руководитель Общества по защите прав человека в Средней Азии.

По теме:Культура и образование

1. Д.А.Функ, заведующий отделом Сибири и Крайнего Севера Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая.

2. М.Н. Кузьмин, директор Института национальных проблем образования Министерства общего и профессионального образования.

3. О.И. Артеменко, заместитель директора Института национальных проблем образования.

4. Г.Л. Зуева, главный специалист Управления по культурно-досуговой политике Министерства культуры.

5. М.М. Бронштейн, заведующий сектором Севера Государственного музея Востока.

6. Э.С.Кунина, директор Российского дома народного творчества.

 

После каждой темы проводится итоговое занятие.

 

Участие стажеров в семинарах, конференциях, заседаниях, парламентских слушаниях, занятиях

1.

Заседание ученого совета “Коренное население Канады: социально-политические и этнографические проблемы”

Институт этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая

2.

Заседание экспертного совета Комитета по делам национальностей и региональной политике Госдумы РФ “Пути реализации концепции государственной национальной политики”

Комитет по делам национальностей Госдумы РФ

3.

Расширенное заседание Комитета по делам Севера и малочисленных народов Совета Федерации РФ “О сохранении и развитиии культуры и народных промыслов коренных малочисленных народов Севера”

Комитет по делам Севера и малочисленных народов Совета Федерации РФ

4.

Всероссийская конференция “Дети Севера: защита и выживание”

Госкомсевер РФ

5.

Совместное заседание Координационного Совета Ассоциации КМНССДВ и Департамента по развитию экономики и культуры КМНС по координации работы в решении проблем КМНС

Госкомсевер и Ассоциация КМНССДВ

6.

Парламентские слушания по закону “О северном оленеводстве”

Комитет по проблемам Севера Госдумы РФ

7.

Конференция правозащитных организаций Российской Федерации по вопросам взаимодействия

Информационный центр по правам человека. Москва

8.

Парламентские слушания по закону “О районировании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”

Комитет по делам Севера и малочисленных народов Совета Федерации РФ

9.

Международная конференция: “Правовой статус коренных народов Приполярных государств: мировой опыт и положение в России”

Международная Рабочая группа этноэкологических проблем и правовой поддержки народов Севера

10.

Парламентские слушания: “По исполнению Правительством Российской Федерации президентской программы “Развитие регионов Дальнего Востока и Забайкалья”

Госдума РФ

 

11.

Семинар “Искусство сбора денег и управления”

Центр поддержки общественных инициатив. Москва

12.

Научно-практическая конференция “Аборигены, природа, ресурсы Российского Севера: инвестиции, проекты, программы”

Госкомсевер РФ

 

13.

Семинары “Международные стандарты по правам человека”, по изучению законов Российской Федерации, проектов законов, касающихся коренных малочисленных народов Севера с точки зрения международных правовых принципов и норм

О. Егоров, консультант ООН по правам коренных народов России

14.

Занятия по изучению законов Российской Федерации, проектов законов, гарантирующих права коренных малочисленных народов Севера, по критериям определения коренных народов и национальных меньшинств, различий декларирующих и юридических документов, разработка предложений в органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

 

ИЦ “Л”

 

Стажерами Центра были внесены следующие предложения:

 

I. Стажеры II группы (15 октября 1996 г. - 15 января 1997 г.):

1. На расширенном заседании Комитета по делам Севера и малочисленных народов Совета Федерации РФ от 12 ноября 1996 г. по вопросу “О развитии и сохранении культуры и народных художественных промыслов коренных малочисленных народов Севера”:

“Для развития национальных ремесел необходимо решить вопрос реализации изделий на всех уровнях. Совместно с центрами занятости на местах проводить научно- практические семинары, творческие лаборатории для повышения квалификации мастеров с последующим обучением безработных национальным ремеслам. Организация индивидуальной трудовой деятельности сможет социально защитить мастеров.

Для сохранения ремесел необходимо на местах открывать профессионально-технические училища и их филиалы с уклоном на развитие народных художественных промыслов.

Из-за отсутствия средств в бюджете на развитие культуры малочисленных народов Севера возникает угроза потери самобытного уникального искусства (нарушаются статьи Конституции РФ 44, 68, 69). Необходимо рассмотреть вопрос о выделении отдельной строкой в федеральном бюджете расходов на развитие культуры коренных малочисленных народов Севера, а также принцип целевого финансирования конкретных программ и отчетность”.

2. Стажеры Центра обратились в Европейский парламент, в Рабочую группу ООН, в Правительство Российской Федерации, Госдуму Российской Федерации за оказанием помощи в проведении исследования реки Амур независимыми экспертами по выяснению истинных причин загрязнения реки и проведении незамедлительного медицинского обследования всего населения Ульчского района, а также по выплате компенсации за нанесенный урон населению и предприятиям”.

 

 

 

II. Стажеры III группы (15 апреля - 15 июля 1997 г.):

1. В законопроект “О районировании Севера Российской Федерации” (парламентские слушания в Совете Федерации 13 февраля 1997 г.) было предложено при учете факторов и показателей для определения уровня дискомфортности учесть степень нарушения биологической среды обитания коренных малочисленных народов Севера в результате экологического загрязнения.

2. Подготовлено в регионы

ОБРАЩЕНИЕ

В Комитете по делам Севера и малочисленных народов Совета Федерации РФ разработан проект закона “О ликвидации населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”. Данный проект закона проигнорировал то обстоятельство, что территории Крайнего Севера - это традиционно места проживания коренных малочисленных народов Севера, если в законе не будет определено особое отношение к положению этой части населения, то он противоречит:

1. Всеобщей Декларации прав человека:

- ст. 12: Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.

- ст. 17, части:

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

 

2. Конституции Российской Федерации:

- ст. 25: Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

- ст. 35, части:

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

- ст. 40, части:

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

3. Указу Президента РФ от 22.04.92 г. “О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера”.

4. Постановлению Правительства от 13.09.96 г. № 1099 “О федеральной целевой программе “Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года”, выдержка из текста: “В целях создания условий для стабилизации экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, реализации их национально- культурных запросов и сохранения сложившихся традиций, а также исходя из необходимости всесторонней государственной защиты и помощи этим народам...”

С принятием этого закона в том виде, в каком он есть, могут быть ликвидированы все национальные села, ст. 3, п.1,2. Переселение в более крупные села приведет к неизбежному и ускоренному уничтожению наших народов, так как будет нарушен традиционный образ жизни, не будут развиваться исконные отрасли хозяйствования. Чтобы этого не случилось, в этом законе необходима статья, которая бы недвусмысленно говорила, что этот закон не распространяется на места проживания коренных малочисленных народов Севера.

Если вы разделяете нашу тревогу, пишите в поддержку этого предложения в ваши региональные законодательные органы, вашим депутатам в Госдуме РФ: 103265, г. Москва, Георгиевский пер., д.2; в Совете Федерации РФ: 103426, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, Комитет по развитию Севера и малочисленных народов, председателю комитета Назарову А. В.

Стажеры третьей группы ИЦ “Л”

 

3. Стажерами в регионы была направлена информация о ежегодном совещании Рабочей группы ООН по коренным народам, с перечнем документов необходимых для участия в этом совещании, сметой расходов.

 

 

4. Третьей группой была подготовлена информация о положении и проблемах коренных малочисленных народов Севера Сахалинской, Кемеровской областей, Хабаровского края, Корякского автономного округа, Камчатской области, Республики Саха (Якутия) и направлена в ООН для параллельного отчета неправительственных организаций. Это сыграло определенную роль при отчете Российской Федерации в Комитете по экономическим, социальным и культурным правам ООН (5-7 мая 1997 г.) по выполнению Пактов по экономическим, социальным и культурным правам. Впервые в Заключительных замечаниях Комитета были рекомендации для России по улучшению положения коренных народов. Но, к сожалению, как показала практика, не все органы законодательной и исполнительной власти знакомы с этим документом.

 

 

 

Стажеры четвертой группы (25 апреля - 15 июля 1997 г.)

 

 

Предложения в Госкомсевер РФ

1. Необходим жесткий контроль за расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на развитие коренных малочисленных народов Севера не только в регионах, но и в самом Госкомсевере.

2. Сокращение штатов приведет к более работоспособному органу.

3. Для предотвращения нецелевого использования органами власти выделенных Госкомсевером денежных средств применить факториальную систему для развития традиционных отраслей хозяйствования и выделять средства непосредственно факториям.

4. Зачастую начатое строительство за счет Госкомсевера не завершается из-за отсутствия средств или средства выделяются мелкими порциями, что отрицательно сказывается на качестве строительства объекта или в худшем случае уходом подрядчиков.

Необходимо выделять целевые средства на объект до полного завершения строительства.

5. Госкомсевер должен активно принимать участие в инициировании и разработке законов, касающихся коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

6. Начальнику Департамента по развитию экономики и культуры коренных малочисленных народов Севера нужно чаще бывать в различных регионах, отдаленных поселках. Чаще встречаться не только с администрациями, но и с населением из числа коренных малочисленных народов Севера. Таким образом можно владеть ситуацией на местах и, учитывая замечания коренных малочисленных народов Севера, вносить корректировки в программы.

7. Реформировать исполнение и контроль.

8. Создать гибкую систему обмена информацией с регионами.

9. Комитет должен работать в тесном взаимодействии с Министерством по национальной политике и федеративным отношениям РФ, а также с другими министерствами и ведомствами, имеющими отношение к проблемам Севера.

В Министерство по национальной политике и федеративным отношениям РФ

1. Содействовать принятию законов “Основы правового статуса коренных малочисленных народов Севера”, “О территориях традиционного природопользования”.

2. Ускорить вопрос ратификации Конвенции МОТ 169.

3. Необходимо тесное сотрудничество с Госкомсевером и другими правительственными структурами, которые занимаются проблемами коренных малочисленных народов Севера.

4. Необходимо активнее принимать участие в решении вопросов местного самоуправления, а следовательно, координировать деятельность законотворческих органов субъектов Федерации. В государстве должно существовать единое правовое поле, которому не должны противоречить законы субъектов Федерации.

5. В государстве отсутствует реальный механизм защиты прав коренных малочисленных народов Севера, его создание - задача для министерства в тесном сотрудничестве с депутатами северных регионов в Госдуме РФ. До решения данного вопроса необходимо создать в регионах органы юридической консультации для представителей коренных народов Севера, так как они находятся в большом правовом вакууме.

6. Для улучшения работы отдела национальных меньшинств и малочисленных народов необходимо создать юридический орган по защите прав коренных малочисленных народов Севера.

 

В Государственную Думу Федерального Собрания Росийской Федерации

Письмо председателю Государственной Думы РФ Г.Н. Селезневу о положении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и скорейшем принятии федерального закона “Основы правового статуса коренных малочисленных народов Севера”.

Стажеры пятой группы (15 сентября - 15 декабря 1997 г.)

Предложения в Министерство по национальной политике и федеративным отношениям

Предлагаем принципы государственной национальной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера по основному разделу “Земля и природные ресурсы”:

- гарантия прав коренных малочисленных народов Севера в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами (Конституция РФ, ст. 69 );

- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера (Конституция РФ, ст. 72 “м”;

- земля и природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (Конституция РФ, ст.12);

- определение в местах проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера территорий традиционного природопользования, которые без их согласия не подлежат отчуждению под промышленное или иное освоение, не связанное с традиционным хозяйствованием (Указ Президента от 22.04.97г. № 397“О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера”);

- свободное определение своего социального, экономического и культурного развития

(Конституция РФ, ст. 69; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ст.1);

- развитие самоуправления в соответствии с национальными традициями и обычаями коренных народов Севера (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ст. 1, п. 1, Конституция РФ, ст.ст. 12, 131);

- содействие развитию традиционных отраслей хозяйствования, право на приоритетное использование животным миром (федеральный закон “О животном мире”, ст.ст. 6, 48, 49; Указ Президента РФ “О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера”);

- получение компенсации за использование природных ресурсов в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера и ущерб, причиненный их среде обитания (Конституция РФ, ст. 9, закон “О недрах”, ст. 42; федеральный закон “Об особо охраняемых территориях”, ст. 24);

- предоставление налоговых и иных льгот;

- все вопросы, затрагивающие интересы коренных малочисленных народов Севера, должны решаться с их прямым участием (Земельный кодекс, ст. 28).

Предложения в Национальный организационный комитет правительственной комиссии по подготовке и проведению Международного десятилетия коренных народов мира по Концепции проведения Десятилетия

1.Были внесены предложения по структуре документа.

2. В раздел “Правовая основа” внесены изменения и добавления (дается в сокращении):

2.1. Текст в новой редакции: “Данная реформа должна обеспечить выполнение норм Конституции Российской Федерации (ст.ст. 9, ч.1,2; 15, ч.4; 69; 72, ч.1, п. “м”), и Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, направленных на защиту прав и интересов коренных малочисленных народов России и стать концептуальной основой мероприятий Международного десятилетия коренных народов мира, проводимых в Российской Федерации”.

2.2. “Дополнить Концепцию государственной национальной политики РФ разделом о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока”.

2.3. “... а также получения компенсации за использование природных ресурсов в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера и ущерб, причиненный их среде обитания в соответствии со ст. 9 Конституции РФ; ст. 42 федерального закона “О недрах”; ст.24 федерального закона “Об особо охраняемых территориях”.

3. Изменения и добавления в раздел “Политическая основа”:

3.1. об установлении “...института уполномоченного по правам коренных народов...”

3.2. Дополнение: “В связи с тем что Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНССДВ) представляет интересы этих народов не только в России, но и за рубежом - в Национальном организационном комитете по подготовке и проведению Международного десятилетия коренных народов мира, Президент Ассоциации КМНССДВ является первым заместителем председателя Комитета. Закрепить за Ассоциацией КМНССДВ право “вето” на принимаемые Национальным комитетом решения”.

 

 

Стажерами третьей и четвертой групп были подготовлены материалы для справочника коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Стажеры третьей группы: Эжана Васильева, Анна Асеева, Любовь Чульжанова принимали участие в работе 15-й сессии Рабочей группы ООН по коренным народам в Женеве (28 июля - 1 августа 1997 г.).

Стажер четвертой группы Айталина Алексеева прошла трехмесячную стажировку (июль-октябрь 1997 г.) в Дании.

За время стажировки изучались международные правовые нормы: Всеобщая декларация прав человека, Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Пакт о гражданских и политических правах, проект декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, права коренных народов и национальных меньшинств и др. обсуждения законов, проектов законов и нормативных актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, гарантирующих права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Все группы прошли курс обучения по программе “Технология использования системы подготовки документов MS WORD 6.0” в отделе администрации Президента Российской Федерации по программно-техническому обеспечению и в Обществе “Знание” России “Операционная система WINDOWS 95” “MICROSOFT WORD 7.0 for WINDOWS 95” и ИНТЕРНЕТ.

При подведении итогов недели обсуждались все встречи, где каждый стажер высказывал свою точку зрения о продуктивности этих встреч. В процессе стажировки одной из задач Центра является формирование собственного мнения стажера на различные ситуации, защита своих убеждений на основании аргументов.

По окончании стажировки стажеры получают памятку, в которой дается информация по использованию законов при решении проблем коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также адреса специалистов. По итогам пребывания в Центре отличившемуся стажеру выдается рекомендательное письмо для дальнейшей деятельности.

За весь период стажерами было выпущено 12 бюллетеней с рубриками “Новости, факты, события”, “Народы Севера”, “Встречи стажеров”, “Наши интервью”, “Юридическая консультация”, “Дискуссии”, “Точка зрения”, “Наша почта”, в которых отражены жизнь коренных малочисленных народов, их быт, культура, проблемы, опыт. Бюллетени № 9, 10 были выпущены с приложением, где дана информация из министерств РФ и открыты рубрики “Мнение специалиста”, “Литературная страница”. Министерствами культуры и здравоохранения РФ была дана специальная информация для бюллетеней.

Бюллетени рассылаются в федеральные органы законодательной и исполнительной власти, московские организации и учреждения, СМИ в регионах, интересующихся проблемами малочисленных народов, в региональные Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, частично в районные и сельские; отдельным представителям КМНССДВ, стажерам.

Рассылка за рубеж на английском языке: Верховному Комиссару Центра по правам человека ООН, в Международную организацию труда, офис Генерального Секретаря ООН, Агентство по управлению и праву ООН, Европейский парламент, Саамский парламент, Секретариат коренных народов (Дания), Организацию неприсоединившихся народов (Голландия), Общество содействия коренным народам (Швейцария), Совет аборигенов (Австралия), Международный совет индейцев (США), Мировой Банк и др.

В регионы были направлены федеральные законы, проекты законов, информация, письма.

 

Информационный центр коренных народов России “Лаураветлан” при журнале “Северные просторы” благодарит за предоставленную возможность по организации встреч, участие в семинарах, парламентских слушаниях, конференциях, за помощь в организационных вопросах: Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Московское представительство Международной организации труда, Комитет по делам Севера и малочисленных народов Совета Федерации РФ, Комитет по проблемам Севера Госдумы РФ, Комитет по делам национальностей Госдумы РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство культуры РФ, Государственный комитет по развитию Севера РФ, Министерство по национальной политике и федеративным отношениям РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Департамент по рыболовству Минсельхозпрода, Управление администрации Президента РФ по работе с обращениями граждан, Территориальное управление администрации Президента РФ, Московский научно-исследовательский центр по правам человека, Информационный центр по правам человека, Судебную палату по информационным спорам, Институт национальных проблем образования, Институт этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая, Российский Дом народного творчества.

А также Владимира Алексеевича Кряжкова, советника Конституционного Суда, Зою Афанасьевну Корнилову, депутата Госдумы РФ, заместителя председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию, Валентина Евгеньевича Цоя, депутата Госдумы РФ, заместителя председателя Комитета по информационной политике и связи, Юрия Георгиевича Барсегова, доктора юридических наук (Институт международной экономики и международных отношений РАН), Владимира Михайловича Карташкина, председателя Комиссии по правам человека при администрации Президента РФ, Людмилу Сергеевну Богословскую, руководителя Центра по изучению традиционного природопользования НИИ культуры и природного наследия Минкультуры РФ, Владимира Михайловича Етылина, вице-президента Ассоциации “Оленеводы мира”, Сергея Васильевича Николаева, эколога Российского общества охраны природы, Михаила Моковича Бронштейна, заведующего сектором Севера Государственного музея Востока, Кара-кыс Донгаковну Аракчаа, ответственного секретаря Национального оргкомитета правительственной комиссии по подготовке и проведению Международного десятилетия коренных народов мира.

Особую благодарность выражаем Александру Мисаилову, корреспонденту программы “Экологическая экспедиция” РТР, экологической программы “Среда” НТВ, Павлу Хаскельевичу Зайдфудиму, первому заметителю председателя Комитета по развитию Севера РФ, Григорию Михайловичу Ойнвиду, депутату, заместителю председателя Комитета по проблемам Севера Госдумы РФ, Сергею Николаевичу Колосову, помощнику депутата, Сергею Михайловичу Кириллину, заместителю руководителя аппарата Комитета по проблемам Севера Госдумы РФ, первому вице-президенту Ассоциации КМНССДВ, Ларисе Николаевне Пономаревой, помощнику депутата, Александру Васильевичу Жуганову, руководителю аппарата Комитета по Северу и малочисленным народам Совета Федерации РФ, Владимиру Чупрову, начальнику отдела по лесам (ГРИНПИС), Ольге Мурашко, координатору Московской группы по коренным народам IWGIA, Андрею Васильевичу Кривошапкину, представителю Государственного Собрания Республики Саха Якутия) в Госдуме РФ, члену Президиума Ассоциации КМНССДВ.

 

Дирекция Информационного центра