Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Лаборатория межнационального взаимодействия
· О проекте
· Лаборатория в г.Томске
· Лаборатория в г.Горно-Алтайске
· Лаборатория в г.Абакане
· Стажировка в г.Москва
· Контакты
· Фотогалерея

   Поиск



   Информация

Rambler's Top100 Rambler's Top100


Бюллетень №8 Информационного Центра Коренных Народов Республики Алтай

Знакомьтесь 8 группа стажеров
Информационного центра коренных народов Республики Алтай «Бирлик»


На снимке стажеры ИЦ «Бирлик» на встрече с начальником отдела развития муниципальных образований и коренных малочисленных народов при Министерстве экономики и предпринимательства с Геннадием Казакпаевичем Аилдашевым.
Слева направо: Исакова Алтынай (алтай-кижи с. Кулада, Онгудайского района, сотрудник РОО «Толкын»), Таймачева Ольга (тубаларка. с. Кебезень, Турочакского района, территориальная община «Тан-Чаан»), Юкина Светлана (тубаларка, г. Горно-Алтайск, уроженка с. Тулой, Турочакского района), Колчегошева Юлия (телеутка, г. Белово, Кемеровской области,), Солодуха Ирина (г. Горно-Алтайск, директор ИЦ «Бирлик»)

ВСТРЕЧИ И МНЕНИЯ СТАЖЕРОВ

Стажеры Центра «Бирлик» кроме основной программы стажировки за время обучения получили много полезной информации от встреч с разными представителями органов власти и органов муниципальных образований. Самые яркие встречи мы хотим осветить в 8 номере информационного бюллетеня.
Мы, восьмая группа встречались:
с начальником отдела развития муниципальных образований и коренных малочисленных народов при министерстве экономического развития и инвестиции Республики Алтай Аилдашевым Геннадием Казакпаевичем.
Геннадий Казакпаевич рассказывал участникам о том, что у коренных малочисленных народов очень много не решенных проблем. На республиканском уровне отдел занимается разработкой законопроекта о присвоении районам статуса компактного проживания коренных малочисленных народов Улаганского, Кош-Агачского и Майминского. В начале 90-х годов два района Республики Алтай Кош - Агачский и Улаганский приравнены к районам Крайнего Севера. Этот статус дает определенные льготы жителям, проживающим в этих регионах.
По Республике Алтай существуют 103 муниципальных образований из них 92-сельских, 10-районых, 1-республиканское. Так же Геннадий Казакпаевич отметил, что муниципальные образования на уровне районов республики должны разработать комплексную социально-экономическую программу до конца 2007 года. До настоящего времени программу разработал только Майминский район, и то только потому, что он был выбран в качестве одного из пилотных на уровне Сибирского федерального округа. Другие муниципалитеты, несмотря на указание федеральных и республиканских органов власти, эту работу ведут не так активно. На сегодняшний день лишь Усть-Коксинский, Чемальский районы и Горно-Алтайск представили в министерство экономики графики разработки таких программ;
с депутатом Госсобрания Эл Курултай РА Туденевым Николаем Васильевичем, руководителем Комитета по образованию, культуре, средствам массовой информации и общественными объединениям.
Николай Васильевич рассказывал о работе комитета и перспективах его развития. В сфере образования ведется работа по улучшению материального положения специалистов. На данный момент доктора наук получают доплату три тысячи рублей, а кандидаты полторы тысячи рублей, и в ближайшее время эта сумма увеличится до федерального уровня.
Ведется разработка программ по физической культуре и спорту. Была затронута тема некоторых видов спорта - полиатлон и легкая атлетика.
В этом году был создан молодежный парламент республики, возраст членов которого до 30 лет. Создавая молодежный парламент республики, политики и руководители Госсобрания Эл Курултая заботятся о завтрашнем дне, готовя себе достойную замену. Так как именно сегодняшней молодежи решать задачи завтрашнего дня.
Был задан вопрос о должности Уполномоченного по правам человека в республике. Николай Васильевич ответил, что есть кандидатуры опытных юристов, из которых тайным голосованием депутатов государственного Собрания Эл- Курултай Республики Алтай будет выбран данный Уполномоченный, который с января месяца начнет выполнять свою функцию.
На данный момент идет работа по принятию бюджета Республики Алтай;
с руководителем агентства по недрапользованию Граковой Лидией Константиновной. Лидия Константиновна
рассказывала, о старых и новых месторождениях и их разработках, планах и перспективах работы.
В настоящее время ведется геолого – разведочная работа в Турачакском районе, Майско - Лебедского бассейна по залежам золота. В Кош - Агачском районе в месторождении Колгутинское активно добывают вольфрам и молибден. Последнее время в этом районе проявляют интерес к минералу кобальт. В 2007 году планируется провести аукцион на промышленную разработку некоторых месторождений. Правительство республики заинтересовано в разработке Пыжинского месторождения угля, хотя местное население выступает против, мотивируя, загрязнением окружающей среды.
В селе Сейка Чойского района находиться фабрика по переработке волостанита, она простаивает из-за отсутствия сырья, но в скором времени предприятие планирует на свои средства вести разведку о запасах данного минерала. Встречи закончивались небольшой демонстрацией минералов и рассказом о них;
с новинками в земельном законодательстве стажеров знакомила депутат Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, член адвокатской конторы, юрист по земельному законодательству, лидер партии «Родина» Демина Мария Фоминична.
Далее стажеры задавали насущные, наболевшие вопросы с которыми сами непосредственно сталкиваются и сталкивались. В частности это вопросы о земельных паях выдаваемых работникам времен совхозов и колхозов далее реорганизованных. Выдача свидетельств на право владения этими землями, о переводе земель из одной категории в другую;
с Председателем комитета по аграрной политике, природопользованию и проблемам села, депутатом Госсобрания Эл Курултай РА Тайтаковым Николаем Михайловичем. Николай Михайлович рассказывал, что на сегодня в Республике Алтай много нерешённых вопросов и проблем в сфере земельных отношений и развитии сельского хозяйства.
С марта месяца этого года прошло 4 сессии Госсобрания РА, вопросов было много и касались они самых различных структур: хозяйственные, социальные и т.д. На предстоящей сессии 8 декабря будет рассматриваться и утверждаться один из главных вопросов, вопрос о бюджете Республики Алтай на 2007год. По этому вопросу было много споров, много мнений. Каждый комитет, ведомство и т.д. хотели чтобы утвердили именно их предложение. Бюджет большой, например в северных регионах более 6 млрд. рублей. Из общего бюджета 60мил. попадают в сферу дефицита. Самое большое финансирование уходит на образование 23%, на здравоохранение и т.д. В итоге финансовых средств на развитие сел не остаётся.
В республике сельское население составляет 75%, а по России 25% сельского населения. Единственный субъект который в основном состоит из сельского населения - это Республика Алтай. В сёлах проблема безработицы. Сельское хозяйство нерентабельно. Комитет пытается донести до власти республики ситуацию сложившуюся в селах и деревнях.
В функции комитета входят природопользование и экология. По экологии занимались вопросом нерационального использования Телецкого озера, структур много, а ответственного так и не найти.
На сегодня острый вопрос по земле. В 90-е гг. по всему государству продавали всё подряд, начали разваливаться сёла. Из всего населения свои паи получили только 20%, а остальные 60% нет. Сейчас оформить свой пай очень трудно, для этого надо огромные деньги, ходить по инстанциям, судиться. Сегодня люди не получают право на приватизацию.
Николай Михайлович отметил что на сегодня существует 4 национальных проекта, которые могут изменить сложившуюся ситуацию в республике. Еще одна проблема -это обеспечение жильём гражданина России. Власть должна предоставить участок для стройки дома, но это невозможно сделать т.к. границы поселения официально не оформлены. На сегодняшний момент чтобы решить вопрос о границах сельских поселений заложили 13 мил. рублей. Так одна проблема цепляет за собой другую;

с министром здравоохранения Республики Алтай
Яимовым Игорем Эжеровичем.

Игорь Эжерович рассказал о своей работе в сфере здравоохранения, о планах и мероприятиях, выполнение и реализации национального проекта, проблемах и недоработках данного ведомства.
На территории республики ведется активное строительство новых районных центральных больниц, оснащение современным оборудованием и технологиями. В фельдшерско - акушерских пунктах (далее ФАП) сел по федеральной программе ведется оснащение новым оборудованием в пределах 60-70 тыс. руб. при наличии здания соответствующего санитарным требованиям за счет денежных средств района. Игорь Эжерович отметил работу администрации Шебалинского района по обновлению ФАПов в селах. На вопрос о реабилитации взрослого населения инвалидов пояснил, что проблема существует, но решение требует больших денежных затрат. Положительным моментом можно отметить то, что на территории Чемальского района в санатории «Катунь» кроме летнего сезона ведется оздоровительные процедуры для населения.
Муниципальное образование «Чойский район» отмечен в приобретении по лизингу медавтотранспорта в количестве 5 единиц.
Отрицательным моментом можно назвать отсутствие онкологических, глазных диспансеров, что затрудняет оперативного лечения и большую очередность лечения в больших городах. Отмечена большая смертность среди женщин с заболеваниями молочной железы.
Министр здравоохранения показал себя человеком отзывчивым и понимающим, не равнодушного к проблемам простых людей в сфере здравоохранения;
с ведущим специалистом по ООПТ (особо охраняемые природные территории) Республики Алтай Комитета природных ресурсов, охраны окружающей среды и туризма Аленой Алексеевной Маиковой. Данный комитет образовался в 2005 году, в его обязанности входит контрольно-надзорная и защитная функции природных ресурсов республики, особо охраняемых природных территорий, также они решают вопросы по последствию семипалатинской радиации.
На территории Республики Алтай существует два заповедника федерального значения – это Катунский и Алтайский; один заказник регионального значения – Сумультинский; сорок четыре памятника природы регионального значения; два природно-хозяйственных парка – Чуй-Оозы и Аргут; четыре природных парка – зона покоя Укок, природный парк Белуха, Катунь и Уч-Энмек; также есть филиал ботанического сада СОРАН на территории Шебалинского района. Возможно, в ближайшее время пройдет слияние природных парков Онгудайского района. На сегодняшний день дирекция парка «Зоны покоя Укок» является самой активной. Директор парка Сергей Очурдяпов получил от Правительства РА впервые в истории существования парков республики легковой автомобиль.
Данным комитетом разработана ведомственная целевая программа на 2 мл. 500 тыс. рублей «Поддержка Особо Охраняемых Природных Территорий Республики Алтай» направленная на развитие ООПТ на 2007-2008гг. Создание ООПТ дает возможность сохранить и закрепить за коренными жителями их земли и природные ресурсы;
с Тамарой Михайловной Садаловой, ответственным секретарем комитета по делам ЮНЕСКО в Республике Алтай.
21 сентября в Горно-Алтайске прошла презентация национального комитета по делам ЮНЕСКО. В последнее время комиссия России по делам ЮНЕСКО уделяет все большее внимание взаимодействию с регионами. За последнее время открыты отделения комиссии в Якутии, на Дальнем Востоке, Башкирии, Чечне. Помимо Республики Алтай открытие комитетов ЮНЕСКО планируется в Дагестане и Татарстане.
Объект всемирного наследия в Республике Алтай включает три отдельных участка и пять объектов: Алтайский заповедник с водоохранной зоной Телецкого озера, Катунский заповедник плюс природный парк Белуха, плата Укок. Район демонстрирует самый широкий в пределах Центральной Сибири спектр высотных поясов: от степей, лесостепей и смешанных лесов до субальпийских и альпийских лугов и ледников. Территория является местообитанием исчезающих видов животных, таких как снежный барс.
встречи с руководителем Центра национальных проблем образования языка Республики Алтай при Министерстве образования и науки Жанной Иостыновной Амыровой проходили в очень теплой и дружественной обстановке. Жанна Иостыновна подробно рассказала о направлениях работы Центра, показала интересные видеофильмы о истории и объектах ЮНЕСКО Республики Алтай.
Центр создан 18 августа 2006 года. В 90-е годы многие коренные жители после развала сельского хозяйства в республике начали переселятся с сельских местностей в столицу региона г. Горно-Алтайск. Как правило, в городе общение детей в детских садах, школах, учебных заведениях происходит на русском языке, и многие дети, молодежь родным языком не владеют.
Поэтому работа Центра в настоящий момент важна и актуальна. Руководство активно ведет работу с учителями по анализу преподавания родного языка со 2 по 9 классы. В последнее время вышли в свет красочные учебники и пособия, подготовленные Центром. Они рассчитаны на дошкольников, учащихся начальных и средних классов. Два учебно-методических пособия Е.Н. Шагаевой - Тобоевой составлены на основе программы развития и воспитания детей дошкольного возраста "Росточек". "Ойнот, їрет баланы" состоит из трех разделов: "Я и мой мир", "Мы и наш мир", "Все".
Для первоклашек вышел учебник М.А. Барантаевой "Куничек". Он расчитан для чтения в послебукварный период. В него вошли произведения из устного народного творчества и ведущих алтайских писателей.
Три учебника посвящены алтайскому языку. Учебное пособие К.К. Пиянтиновой "Алтайский язык. 2 класс" соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта общего образования и предполагает изучение алтайского языка во 2 классе на базовом уровне.
В серии "Алтайский язык" издан учебник Н.Д. Алмадаковой, Н.Б. Тайбориной "Алтайский язык" для 5 класса в соответствии с программой углубленного изучения алтайского языка в 5-11 классах.
Продолжением линии учебной литературы, созданной по "Программе для начинающих изучать алтайский язык" является учебник Н.Б. Тайбориной, Е.А. Мегедековой "Волшебное слово: Книга для внеклассного чтения: Для начинающих изучать алтайский язык, 3-4 кл."
Еще три учебных пособия, вышедших в этом году, посвящены истории Горного Алтая.
Учебник В.Н. Елина "История Горного Алтая. 6 кл." содержит сведения о наиболее ранних страницах истории Горного Алтая. Своеобразие учебника заключается в том, что круг отражаемых в нём тем, а также варианты их трактовки определены исходя из восприятия и мировоззрения алтайцев. Учебник сопровождается иллюстрациями, словарными текстами, хронологическими указателями, перечнем литературы.
Учебник Л.Н. Аксеновой "История Горного Алтая. 7кл." содержит сведения по истории Горного Алтая с XVII в. до второй пол. XIX в., освоению территории Горного Алтая русским населением, влиянии русской культуры на дальнейшее развитие этого региона и народа. .
Не менее ценен сборник методических работ А.Р. Крайвановой "Анализ литературного произведения в школе". Сборник представляет собой учебно-методическое пособие в помощь учителям литературы средних школ разного типа, преподавателям методики литературы и студентам университета и педвузов;
28 сентября 2006 года 8 группа присутствовала на шестой сессии Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай четвертого созыва.
В начале была прочитана повестка сессии (все вопросы рассматриваемые на данной сессии) председателем Гос. Собрания Белековым Иваном Итуловичем. От имени всех депутатов и от себя лично глава Республики Алтай Бердников Александр Васильевич поздравил с 50 летним юбилеем депутата Пекпеева Сергея Тимуровича, ему был подарен золотой значок в виде герба Республики Алтай, также поздравил Белеков И.И.
На сессии были рассмотрены важные вопросы, касающиеся прав человека, территории населения Республики Алтай, природопользования. Для нас были интересными и важными вопросы: О проекте закона Республики Алтай «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Алтай», данный вопрос докладывал: Ромашкин Виктор Васильевич – председатель Комитета, поправки вносил: Комитет Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай по правовой политике и местному самоуправлению; о проекте закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О защите населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», докладывал: Тайтаков Николай Михайлович – председатель Комитета, поправки вносил: Комитет Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай по аграрной политике, природопользованию и проблемам села; о проекте закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2006 год», докладывала: Гашкина Светлана Антоновна – Министр финансов Республики Алтай, поправки вносил: Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай, по данному вопросу было изложено, сколько финансов потрачено на празднование «Эл Ойына», на строительство Драматического театра, на празднование 250 - летия вхождения Алтайского народа в состав России, на школы, на бассейн, на детские сады; о проекте закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан в Республике Алтай», докладывал: Тайтаков Николай Михайлович – председатель Комитета, поправки вносил: Комитет Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай по аграрной политике, природопользованию и проблемам села, по данному вопросу было решено назначить неограниченный срок на оформление земли; голосованием был назначен Мировой судья Турочакского района на пятилетний срок.
Юлия Колчегошева
Ольга Таймачева



СТАТЬИ СТАЖЕРОВ ВОСЬМОЙ ГРУППЫ


Мой народ телеуты


Меня зовут Юлия Александровна Колчегошева, мой род – тёлёс, по национальности я телеутка, проживаю в поселке Телеут города Белово, Кемеровской области.
Телеут – мой родной поселок, здесь живут мои родители, мои родственники, здесь я родилась, провела свое детство и живу до сих пор.
Телеут – это своеобразный маленький мирок (по крайней мере для меня). Сколько себя помню, все время проводила на площадке (можно сказать, что площадка центр Телеута). В детстве с друзьями играли на поляне во все возможные игры, смотрели как наши папы, братья и сестры играют в волейбол, футбол, а мамы с детишками в колясках гуляли и так же наблюдали за всем происходящим. По большим праздникам так же играли, гуляли и собирались на площадке.
Все это конечно хорошо, но для большего развития спорта и культуры в Телеуте для начала необходимы специальные помещения, такие как дом культуры (клуб) и спортзал. На сегодняшний день в поселке есть действующий клуб, но тот, кто его видит ему становиться смешно и непонятно, как в таком маленьком помещении можно проводить праздники и устраивать репетиции, например, танцевального коллектива. Дом культуры – это бывший сельский жилой дом. Его в свое время выкупили и сделали ремонт (убрали перегородки между комнатами, т.е. сделали одно помещение). В таком клубе невозможно проводить большие крупные мероприятия, народу собирается достаточно (особенно для такого помещения), а место не хватает ни для проведения конкурсов, ни для выступления творческих коллективов, тем более для зрителей.
При клубе «Телеут» с 2002 года ведет свою работу танцевальный коллектив «Кунучек», в состав которого входит 8 человек. За четыре года своего существования танцевальный коллектив занимал первые и вторые места на городском конкурсе хореографических коллективов «Золотой каблучок», принимает участие в поселковых, городских и областных мероприятиях. И на сегодняшний день «Кунучек» является единственным танцевальным коллективом в Кузбассе, занимающимся в национальном направлении, возрождая культуру и традиции своего народа.
Когда люди, знающие о достижениях коллектива «Кунучек», приезжают в Телеут и видят в каком помещении занимается коллектив, они просто ужасаются и удивляются, как в таком помещении можно разводить танцы и вообще заниматься коллективу в составе 8 человек, а в дальнейшем, выйдя на большую сцену хорошо ориентироваться на ней.
В 2005 году в клубе «Телеут» сделали капитальный ремонт, выделили на это большие деньги. Чем делать ремонт в таком «доме культуры» лучше бы поставили нам в Телеуте крытое помещение нормального размера (просто стены и потолок), чтобы можно было проводить репетиции и мероприятия танцевальному коллективу.
Телеутская молодежь из-за отсутствия условий заниматься спортом и какой-либо другой деятельностью, от нереализованности своих интересов «слоняются» по улицам. Лишь небольшая часть из них находит себя в спорте: играют в футбол, волейбол на улице и в снег, и в дождь, и в грязь; кто-то ездит в город (в другие поселки) на тренировки; творческой деятельностью так же занимается небольшая часть молодежи, многие из них просто не понимают всей важности возрождения, сохранения и дальнейшего развития своей культуры. Но радует то, что хоть кто-то продолжает делать что-то во благо своего народа.
В глазах взрослых и молодежи видна искорка желаний трудится во благо своего народа. Задумок очень много, но реализовать, даже часть из них нет возможностей. Во многом «загвоздка» в том, что мы просто не знаем, как можно выбить то или иное для своего народа, отсутствие практических знаний либо их нехватка очень острая проблема на сегодняшний день для телеутского народа. И очень хотелось бы, пока хоть у кого-то есть желание развивать свою культуру и спорт, чтобы со стороны других людей и вышестоящих органов была хоть какая-то помощь или поддержка, в которой мы остро нуждаемся…

*************************************************************

Еще мне бы хотелось немного рассказать о праздниках, отмечаемых в поселке Телеут Кемеровской области.
С 7 по 14 января телеуты празднуют вечёрки (чертеки). Раньше их проводили в каком-нибудь из домов, а сейчас в доме культуры. На вечёрках телеутский народ от мала до велика веселятся: танцуют, пляшут, играют. Пляшут национальную пляску «Шесть человек» когда заходят «Чертеки». «Чертеками» наряжаются все кто умеют веселиться, одевают на себя телеутские наряды, при этом изменяя свою внешность и закрывая лицо платком (чтобы никто не узнал). Когда в клуб заходят «Чертеки» дискотечную музыку выключают и либо гармонист играет плясовую, либо включают запись (плясовую национальную музыку). «Чертеки» пляшут и выводят плясать всех присутствующих (если те сами не идут), поют частушки на телеутском и русском языках. Все присутствующие должны успеть «сдернуть» платок с головы «Чертеков», чтобы узнать кто это, а «Чертеки» всячески мешают этому.
На вечёрках телеуты не только пляшут, но и играют в «Лавочку», «Горячего», «Фантики», «Растяпа - арбак».
Как говорят наши родители, раньше после вечёрок всегда были свадьбы, так как приезжали в Телеут на вечёрки со всех деревень и молодые находили свои вторые половинки. Сейчас мало кто приезжает, в основном все свои телеутские, но радует что мы сами до сих пор ходим на вечёрки. В других деревнях этого нет, все позабывали.
После вечёрок 18 января мы отмечаем праздник «Пельменек». В этот день в каждой телеутской семье делают пельмени с монетками, и рисуют мелом крестики на дверях и окнах (всех надворных построек), а в воду (и в речку), муку и пельмени (сверху в чашку) кладут крестики, сделанные из березы. Монетки означают счастье; крестики – защита от злых духов. Вечером все ходят друг другу в гости. Гости хозяевам должны сказать «Пельмен jирге паргар», т.е. они приглашают их к себе в гости покушать их пельмени, на что хозяева отвечают «Те jякши, келерык», т.е. «хорошо придем». На «Пельменек» обычно ходят дети и молодежь, но так же и взрослые ходят, друг другу в гости. Говорят, если съел пельмень и нашел монетку, значит, нашел свое счастье.

19 января после всех зимних новогодних праздников нужно выстрелить с ружья в воздух, т.е. разогнать всех злых духов, собравшихся за эти дни. День 19 января называется «Мылтыкту».

Ежегодно 7 июня проходит телеутский национальный праздник «Пардакай». В этот день в поселок Телеут приезжают гости с других деревень, посмотреть на праздничную программу, а спортсмены поучаствовать в спортивных состязаниях. Данный праздник посвящен рождению нового месяца и окончанию всех посевных работ. В этот день гуляют и празднуют все жители и гости поселка Телеут. Праздник начинается с утра и заканчивается танцами до утра.

Юлия Колчегошева






ДРЕВНИЕ ПЕСНИ - JАНАР


Человечество накопило огромные культурные ценности. Существует большое разнообразие нормативных документов охраняющих культурное наследие.
Народы нашей планеты, должны сохранять свою культуру беречь ее, и передавать ни только своему народу но и всему миру во имя сохранения коренных народов.
Почему я говорю о глобальном, о спасении коренных народов нашей земли именно через культурные ценности, которые несут в себе огромный духовный жизненный потенциал для всего человечества? Коренной народ Республики Алтая сохранил и передал нынешним и будущим поколениям огромные знания и бесценные труды. Эти знания в области культуры и обустройства людей переданы от отца к сыну и несут в себе энергетическую и космическую информацию через песни, танцы, горловые сказания. Отражается красота духа Алтая, связь времен и миров. С раннего детства я слушала как поют моя бабушка и мама песни коренного народа. Песни имеют древние корни, и называются Jанар. Jанар может исполнятся как в хоре состоящий от пяти до двадцати и более человек, также исполняется сольно. Обычно Jанар поют во время обрядов на свадьбе, на новый год и на молитвах. Молитвенный древний обрядовый ритуал проводят два раза в год. Первый раз это после долгой зимы. Когда Алтай просыпается и все вокруг оживает. Обряд выполняется следующим образом. Берется айак (чаша) которую заполняют молоком и брызгают с помощью деревянной ложки в четыре стороны света. При этом обращаясь к духам гор, лесов, рек, озер и благодарят их за пережитый год, за сохраненный скот, за мир среди народа. Самое главное поклонение «От Эне» (огонь-Мать) и Алтай Кудаю - это бог Алтая. В завершении молящиеся встают в круг и поют Jанар. Через слова этой песни люди просят о благополучии для своего народа. Как правило запевать начинает одна из присутствующих женщин, а остальные подхватывают в процессе пения. Энергия песни сильна. Если в академическом или народном хоре голоса делятся на партии, сопрано, альты и каждый должен вести свою партию. Ведя свою партию нужно еще петь в гармонии с другими партиями. Хором всегда управляет дирижер. Если хор без дирижера не может петь, то у нас можно петь не делясь на партии и без дирижера. Приезжие люди просят провести этот обряд для излечения от каких-либо недугов, очищения кармы судьбы как своей так и своих близких. Воздействие песни на человека имеет успокоительную силу, которая оберегает его в дальнейшей жизни. Песня jaнар на самом деле очень проста, в исполнении и доступна для любого человека. Не владея языком коренного народа можно легко выучить слова и петь со всеми поющими. И будет такое ощущение что ты всю жизнь знал как поются песни jанар. Из древне в песне заложено желание, любовь, огорчение, удачи, успехи, радости народа. Они пели обращаясь ко все Духам Алтая богу Алтая . Очень ярко чувствуется настроение в песне молитвенной, благословляющей или оберегающей. Песня звучит в такой красивой гармонии что кажется сливаются души поющих. Интуитивно каждый человек знает начало и конец песни. Молясь всевышнему богу мы просим мира и покоя для всего человечества. Вот почему культура коренных народов так бесценна и необходима. Нужно развивать и создавать фестивали jанар кожону.
Алтынай Исакова






Жизнь моего села


Родилась я и выросла в селе Тулой, которое находится в Турочакском районе Республики Алтай не далеко от прекрасного места Телецкого озера (Алтын Кёль - Золотое озеро).
Село наше произошло от алтайского имени Талай, расположено от федеральной трассы в правой стороне в 2-х километрах. В Тулое насчитывается около 56 дворов. Молодежь уезжают поступать в учебные заведения в город. И возвращаться не спешат, кто-то остался в городе строить свою дальнейшую судьбу, а кто-то перебрался в районный центр или в более крупные села. Пенсионеров у нас в преобладающем числе. Считаю, большим плюсом села существование неполной средней школы. Ведь в последнее время многие школы в небольших селах закрывают. До 1989 года школа была для начальных классов. С 4 класса ученики продолжали получать образование в соседних селах. Это доставляло много неудобств, как родителям, так и детям. Ученики жили у родственников или в интернатах при школах.
Хочу в своей статье упомянуть дорогого мне человека. Человека с большой буквы, мою маму Чернову Пелогею Тадоковну. Начала она свою деятельность молодым специалистом с 1980-х годов учителем начальных классов нашего села. В тулойской школе она проработала до пенсионного возраста, и ушла на пенсию имея много наград, благодарственных писем звание Почетный учитель района за свою трудовую деятельность. К сожалению мамы не стало в живых в 2005 году.
При школе у нас находится небольшой музей, там можно увидеть много интересного: алтайские бытовые предметы, женская национальная одежда, оформлены стенды с фотографиями почетных жителей села, история и жизнь села. Большой вклад в развитие музея вложила Сапкаускайте Мария Александровна.
Быт и будни жителей нашего села не отличаются от многих сел нашей республики. Основное занятие сельчан развитие подсобного личного хозяйства, охота, рыболовство. Благодаря двум предпринимателям у нас есть магазины.
До 1993 года существовал колхоз, который обеспечивал большинство населения рабочими местами. В колхозе работали семьями, и даже дети помогали своим родителям. Ни кто тогда и не думал, что наступят такие времена, когда начнется сплошная безработица, и люди начнут просто выживать. В процессе ликвидации колхоза, между работниками поделили сельскохозяйственную технику, КРС, лошадей по паям. При колхозе жители имели в личном хозяйстве как правило одну корову, свиней и мелкую утварь, а после распада каждый старался иметь серьезное подспорье. Так же одними из основных доходов моих земляков являются пенсии стариков, детские пособия и сезонные калымные работы. Весной собирают колбу (черемша), в начале лета лекарственные травы, осенью на болотах собирают клюкву. Она обладает не заменимыми целебными свойствами, а именно жаропонижающим средством при высокой температуре. Ягоду покупают приезжие заготовители. Но перед клюквой сельчане уезжают на сбор облепихи в Алтайский край в с. Шульгинку.
Люди у нас дружные, веселые, не унывают. По возможности помогают друг другу, а если отмечают праздники, то эти события проходят очень интересно. Благодаря активной деятельности Зинаиды Береловой у нас в сельском клубе произошло много перемен. Она добилась ремонта помещения, который находился долгое время в запущенном состоянии, так же появилась современная аппаратура, к каждому празднику готовится интересная программа, самых активных награждают ценными призами.
Природа у нас очень красивая. В одну из крупных рек района Бию впадает речушка Тулойка. И если в Бии купаемся с августа месяца, то в Тулойке с начала лета. Летом в речушке кто-то спасается от жары, а кто-то просто отдыхает. Над селом возвышается огромная гора. Считаю, что у нас можно развивать туризм, к примеру, для начала открыть летнее кафе в национальной юрте, в которой подавать национальные блюда.
Также хочу отметить, что молодежь в деревне очень даже спортивная, кто-то играет в волейбол, кто-то в футбол, кто-то в зимнее время катается на лыжах. В районных соревнованиях занимают призовые места. К сожалению, развивать спортивные возможности детей не кому. Нет кружков по спортивным видам деятельности.
В каждой бочке есть ложка дегтя, так и у нас проблемы с дорогами.
Светлана Юкина






Сердцу милый уголок


Я хочу написать о родном уголке нашей планеты, о моей родине, о селе Кебезень в Турачакском районе.
Уникальная природа увиденная один раз оставляет незабываемое впечатление. Протекающая вдоль села одна из двух могучих рек Алтая - Бия, которая своими изгибами делит село на два берега - Кебезень и сплавная (у нас так называют) которых соединяет мост.
По левой стороне села богатое сочетание хвойных деревьев, красавиц берез, рябин и, конечно же, цепь высочайших, могучих гор, окутанных словно одеялом из сочетания этих деревьев, переливающих при свете солнца всеми цветами радуги.
При въезде в село Вас встречают всплески волн Бии и запах хвойного леса. Богатая природа не оставляет к себе равнодушными людей побывавших в этом селе. Конечно нашу гордость матушку-природу можно описывать до бесконечности, но хотелось бы отразить быт и жизнь людей проживающих у нас, как говорится рассказать о обратной стороне «медали» нашего села. Туристы, отдыхающие на берегу Бии оставляют мусор разбросанным, или просто выбрасывают в реку загрязняя, ее этим. Разбивают бутылки не задумываясь о том, что в этом месте проходят домашние животные. Но не только туристы халатно относятся к природе, но и сами жители. Так же отдохнув на природе, не убирают за собой последствия веселого прибытия. Без всякого сочувствия вырубаются леса, сучья оставленные после вырубки разбрасываются, а не убираются и не сжигаются. В последнее время просто не возможно ходить в бор за ягодой или грибами. Бор превратили в дремучий лес.
Одной из важной проблем является занятость МОЛОДЕЖИ. После окончания школы не каждый может поехать учиться и реализовать себя, поэтому остаются в селе. А так как нет работы молодежь начинает бездельничать, а отсюда следуют пьянки, разбои, убийства и в итоге попадают в места не столь отдаленные.
Основная часть студентов, окончивших какое-либо учебное заведение, нередко возвращаются обратно и так же пропадают в селе.
Так же остро стоит проблема безработицы, как и по всей республике. Люди вынуждены довольствоваться случайными заработками. С весны ездят по калымам, живут в палатках, когда еще лежит снег и земля холодная. Здесь-то и «гробят» свое здоровье, а в основном на такие «заработки» ездят женщины и дети, от безысходности. Преодолевая в тайге десятки километров с тяжелыми рюкзаками.
В основном жители разводят скот, ставя сено в ручную, надеясь осенью выгодно продать мясо и обеспечить детей всем необходимым для учебы. Но и здесь людей не сильно балуют, скупщики занижают закупочную цену. Многие живут на детские пособия, пенсии стариков.
Видя все это - хочется открыть глаза нашему правительству, что бы оно как - нибудь помогало своему народу. Необходимы рабочие места для молодых специалистов, людям занимающихся разведением скота оказывать всяческую помощь. А ведь у нас как получается, захочешь взять кредит на развитие своего дела, для этого нужно собрать кучу справок и бумаг, обегать десятки чиновничьих кабинетов. Поэтому нужно упрощать процедуру оформления ссуды на «раскрутку» личного дела. Селу необходим молодежный центр для развития своего таланта, потенциала и просто реализовывала себя как личность.
Еще одной проблемой является отсутствие знания своего родного языка, обычаев и традиций. В школе припадают алтайский язык, но не тубаларский, а дома общаются на русском языке. Культуру тубаларского народа знают только наши бабушки и дедушки, и мы молодое поколение должны успеть и все у них перенять и сохранить. Я опишу несколько таких обрядов проводимых в моей семье. Когда я родила ребенка, и меня привезли домой. Моя бабушка проводила обряд приветствия новорожденного: взяв на руки ребенка, она поворачивала его в каждую сторону света, при этом произнося пожелания на тубаларском языке. Потом брала золу из печи и посыпала темя ребенка, затем арачкой (молочная водка) опрыскивала голову ребенка. Арачку после обряда выпивала. При новоселье обряд проводит самый старший член семьи. В нашей семье это – бабушка. Налив араку она произносит пожелания в печь, брызгав молочную водку в печь, прося счастья, удачи, здоровья, богатства хозяевам этого дома.
Проводят обряд на перевалах, повязывают тьялама (ленты), поклоняются духу гор, прося благополучия в пути.
Отсутствие знаний своих обычаев, традиций, языка делают нас в какой то мере ущемленными и не духовным. Я хочу, чтобы наши традиции, обряды, фольклор возрождались и развивались. В этом году кумандинцы издали свой первый букварь, почему нам не начать собирать материал для издания нашего тубаларского словаря, книг по обрядам существующих у нашего народа. И может быть тогда мы поднялись из ямы - незнания своих традиций. А мы в свою очередь передавали бы эти знания своим детям, внукам, а они своим детям. Лично я хочу знать культуру своего народа, чтоб в дальнейшем передать ее своему ребенку, воспитывая в ней любовь и интерес к своему народу, языку, обычаям, традициям. При школе полезно создать кружок по фольклору тубаларского народа.
Каждый из нас должен внести небольшой вклад в решение проблем, а не перекладывать на плечи друг друга. В этом пути не нужно бояться быть неправильно понятым, быть не услышанным, а идти нужно к своей цели уверенно всем вместе, быть дружным и единым народом. Нас не так уж и много чтобы еще и разделяться на маленькие подгруппы, тогда мы дойдем до своей цели и вернем свой язык, свои обычаи, традиции, свою культуру. И может даже наш народ заживет лучше чем сейчас. Кто знает отчего мы живем именно так как живем сейчас, может даже и из-за того что забыли и не соблюдаем свои традиции, язык.
И хочется верить, что вернув свои традиции, обычаи, культуру и язык, мой народ поднимется из «руин» незнания, и станет одним из уважающих народом Республики Алтай.

Ольга Таймачева









Copyright © Льыоравэтльан Все права защищены.

Опубликовано на: 2007-02-02 (7299 Прочтено)

[ Вернуться назад ]

Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.13 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com