Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Лаборатория межнационального взаимодействия
· О проекте
· Лаборатория в г.Томске
· Лаборатория в г.Горно-Алтайске
· Лаборатория в г.Абакане
· Стажировка в г.Москва
· Контакты
· Фотогалерея

   Поиск



   Информация

Rambler's Top100 Rambler's Top100


Бюллетень №11 Информационного Центра Коренных Народов Республики Алтай

ЗА ТАКОЕ КОРОТКОЕ ВРЕМЯ МЫ УЗНАЛИ МНОГО ПОЛЕЗНОГО

С 22 сентября по 23 октября Информационный Центр «Бирлик» проводил обучение 11 заключительной учебной группы проекта «Образование в области прав человека, прав коренных народов» в 2007 году. В курсе нас приняло участие 8 представителей коренных народов республики теленгиты, тубалары, алтай-кижи. В рамках обучающей программы приобрели знания по международному и федеральному законодательству в области прав человека, прав коренных народов. Подробно изучили механизмы защиты прав человека, структуру Организации Объединенных Наций применительно к коренным народам. Прошли курсы проектного менеджмента, подробно изучили новое для нас всех понятие -фандрайзинг. Не маловажны были встречи с представителями органов исполнительной и законодательной властей, общественными организациями осуществляющих деятельность на территории Республики Алтай.
На встрече с Председателем Комитета по образованию, культуре, средствам массовой информации и общественными объединениям Туденевым Н.В., стажеров интересовал вопрос льготного поступлении студентов коренных малочисленных народов в высшие учебные заведения страны.
Разъяснения по реформированию лесной отрасли как в Республике Алтай так и в России получили у начальника отдела лесопользования при Министерстве природных ресурсов Республики Алтай Бурилова В.А.
Заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Алтай Мизонова М.Л. провела с нами интересную беседу и рассказала о функциях Управления.
Стажеры ИЦ «Бирлик» получили возможность встретиться с первым Уполномоченным по правам человека в Республике Алтай Шефером С.С.
28 сентября присутствовали на встрече с членами комиссии Общественной Палаты Российской Федерации во главе с Председателем комиссии Глазычевым Вячеславом Леонидовичем и общественными организациями республики.
Особенно хочется выделить встречу с директором Алтайского государственного природного заповедника Игорем Вячеславовичем Калмыковым и начальником экологического просвещения Светланой Николаевной Щигревой. Игорь Вячеславович рассказал о текущей деятельности заповедника, а Светлана Николаевна подробно остановилась на проектах реализованных в этом году, а их было не мало. Ряд инициатив по устойчивому жизнеобеспечению населения заповедник реализовывал в рамках Проекта ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского Экорегиона».
С 14 по 29 июля этого года в рамках проекта Программы Развития ООН «Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского Экорегиона» состоялся летний детский экологический лагерь-автопробег. В автопробеге приняли участие более 20 ребят, живущих вблизи особо охраняемых природных территорий (ООПТ) из Республики Алтай, Алтайского края. Основная цель мероприятия – создание условий для формирования положительного имиджа деятельности ООПТ среди местного населения и поддержка развития детского Движения «Друзья Заповедных островов». Основными пунктами стали: Барнаул (дирекция заповедника «Тигирекский») – Краснощеково (визит-центр заповедника «Тигирекский») – Смоленское – Горно-Алтайск (дирекция заповедника «Алтайский») – Артыбаш – Яйлю (кордон заповедника «Алтайский») – Челюш (кордон заповедника «Алтайский»).
Большое внимание уделялось и уделяется работе с жителями проживающими на территории заповедника. С прошлым руководством заповедника и местным населением с. Яйлю разгорелась конфликтная ситуация, которая длилась длительное время. Поэтому представители заповедника в этом году активно работали с жителями с. Яйлю. На территории села был открыт визит-центр в национальном стиле для туристов, приезжающих отдохнуть на Телецкое озеро. Так же при заповеднике создали Общественный Совет, в состав которого вошли сотрудники Алтайского заповедника, представители местного населения с. Яйлю, общин коренных малочисленных народов в окрестностях Телецкого озера. Такие же Общественные Советы планируется создать на территории заповедника в Улаганском районе.
На территории заповедника существуют платные эколого-просветительские маршруты.
Средства, вырученные от продажи входных билетов, идут на сохранение природных объектов и поддержания инфраструктуры заповедника.
В конце встречи Игорь Вячеславович угостил всех яблоками из садов с. Яйлю.
Суркурай Кудачина
Светлана Сакашева
Аруна Мызаева



Итоги моей стажировки

Я учусь в Горно-Алтайском Государственном Университете и в будущем стану экономистом. В большую взрослую жизнь начинаю только входить, и явно не сталкивался с проблемами нарушения прав человека, а права наши нарушаются на «каждом шагу». И мы - простые граждане, к этому должны хотя бы немного быть подготовлены. Стажируясь в Информационном центре «Бирлик», узнал о нарушениях прав граждан России на землю, леса, традиционное природопользование. Раньше я об этом не то, что не знал, даже и не задумывался. ИЦ «Бирлик» принимал участие во Всероссийском Гражданском движении «Земля России – достояние народа», защищая жизненно важные природные ресурсы России - леса, водоемы, недра,- а также права граждан России на свободный и бесплатный доступ к лесу и воде. И смею уверить читателя, работа была проделана большая и результативная.
Во время стажировки мы встречались с органами исполнительной и законодательной власти, представителями общественных организаций, но для меня самой запоминающейся была встреча с Уполномоченным по правам человека Республики Алтай Шефером Семен Семеновичем. Он в начале встречи рассказал нам о становлении института Уполномоченного в мире и в Российской Федерации.
В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции. После Второй мировой войны он получил мощное развитие. Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, которую отмечает весь мир, стала Днем прав человека.
В Российской Федерации идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свободы человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который "назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР". Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт "д" части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом.
Должность Уполномоченного по правам человека учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими.
Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в РА:
• рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
• анализ законодательства Республики Алтай в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
• правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
• принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
• анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;
• информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Республике Алтай;
• направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.
Хочу подчеркнуть, что институт Уполномоченного является независимым.
Виктор Тагызов


Головной убор пазырыкской женщины

Все народы живут примерно похожими традициями, а разнятся отношением к покойникам. Именно поэтому археологи находят много общего в посуде, утвари, орудиях труда и во всем остальном, без чего не обходится человек при жизни ни в Европе, ни в Азии, ни в Африке, ни в Америке. Разница в мировоззрении, в религии становится очевидной только тогда, когда человека отправляют в последний путь. Народы, населявшие огромную территорию Евразии, — скифы, сарматы, саки и другие — веровали в загробную жизнь и снабжали усопшего всем необходимым для прожи¬вания в ином мире — оружием, драгоценностями, утварью и даже конем в полной сбруе. Благодаря такой заботе во многих курганных захоронениях сохранились свидетельства материальной культуры наших предков, и культура эта оказалась столь высокого уровня, что вызывает у наших современников изумление, доходящее до потрясения. Особо сенсационными были раскопки алтайских курганов. Алтай, равно как и Гималаи, хранит в себе множество не постигнутых и непостижимых тайн: здесь зарождались великие религии, развивалась циви¬лизация, оказавшая неоспоримое влияние на культуру всего человечества еще в дохристианское время. Не случайно великий художник и мыслитель, исследователь Востока — колыбели человеческой цивилизации — Николай Рерих начал свои экспедиции непосредственно с Алтая. Интерес исследователей разожгли находки российского археолога В. Радлова в 1865 году. Ученый вскрыл несколько курганов в Горном Алтае, и это стало началом сенсационного интереса к древней тюркской культуре, о которой мало, что было известно мировой науке. Наиболее ценными стали находки из системы курганов, носящей объединяющее название Пазырык, что находится на территории нашей республики. Именно здесь было обнаружено захоронение юной де¬вушки из знатной семьи в богатом наряде. Находку сразу окрестили Пазырыкской Девой, и она стала предметом всеобщего интереса ученых-этнографов, реставраторов, искусствоведов. Я хочу рассказать о замысловатом головном уборе наших предков.
Женщины пазырыкской культуры носили парики, надевавшиеся на обритые головы. Парик имел сложное и своеобразное устройство: на войлочной основе-шапочке из специально приготовленной пластинчатой массы формировали основу прически - она затягивалась сверху конскими волосами и определяла ее форму. Одна прядь конских волос была покрыта на затылке длинным деревянным накосником, украшенным головками фантастических животных с загнутым клювом грифона и рогом сайги. Два других накосника (также украшенных, но коротких) прикрепляли по бокам прически, над ушами, создавая имитацию кос. На парик помещали длинное навершие в форме лепестка или пера на деревянном прутике-каркасе. Навершие изготавливали из войлока, обтянутого шерстяной черной тканью и украшали деревянными птичками, покрытыми золотой фольгой. У птиц были кожаные хвостики, крылья и лапки. Прядь волос на темени, завернутую в тонкий войлок и туго обмотанную шерстяной ниткой, прятали в вязаный из красной шерсти узкий и короткий накосник. Его увенчивала железная шпилька с навершием в виде деревянной фигурки оленя, стоящего на шаре. Все сооружение в основании украшено фигуркой лежащего фантастического оленя с раздвоенным туловищем. Головные уборы дополняли своеобразными чехлами - войлочными колпаками с небольшими полями красного цвета.
Головной убор, прежде всего, указывал на статус женщины в обществе: пазырыкские парики, носившиеся на обритой голове, были, вероятно, характерны для замужних женщин, хозяек очагов, матерей.
В статье использованы материалы «Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая»
Елена Акчинова




Материнский культ Умай-Эне

Женщины у алтайцев находились в семье на равных правах с мужчинами. Основную тяжесть по домашнему хозяйству несла хозяйка. Но главная ответственность женщины – это родить, кормить и воспитывать детей. Таковыми остаются обязанности женщины и в современном алтайском обществе. В этом плане изменились только условия быта, появились современные родильные дома и медицинское обслуживание рожениц до и после рождения ребенка. В связи с этим, исчезло большинство элементов традиционного родильного обряда. Но многие этические нормы в обрядах, связанных с рождением ребенка, остаются неизменными по сей день, такие как форма взаимопомощи, когда в дом, где недавно родился ребенок, соседи, родственники, знакомые приносят для роженицы продукты питания и подарок для ребенка.
Особое отношение было к будущим матерям во время беременности. Беременную женщину по алтайски называют кёчёлу кижи т.е. «человек с кашицей», а если она приходится родственницей то присутствующие говорят барлу, что обозначает «у нее есть». Окружающие старались не переходить ей дорогу спереди, не вступать с ней в конфликт. Все, что попросит беременная женщина, надо дать или по возможности исполнить. В то же время, сами роженицы должны выполнять некоторые запреты. Например, не есть мясного из вареной головы любого животного; с осторожностью относиться во время еды к остальным частям баранины, или вообще к мясу; не употреблять спиртного; не удивляться человеческим или животным повадкам и поведению; ей нельзя заходить в дом, где кто-либо умер, находиться на похоронах; ей нельзя иметь дело с тяжелобольными. Нельзя беременной женщине стричь волосы, заниматься шитьем и вязанием, так как нитку сравнивают с пуповиной.
Беременную женщину считают опасной, «стоящей на одной ноге здесь и другой на том свете» Все ритуальные действия охранного характера, начиная с детского возраста и заканчивая свадебными церемониями, направленные на продолжение рода, входят у алтайцев, в так называемое понятие сульдези, т.е. души будущих детей. Символически сульде входит в комплекс оберегов и благопожеланий, когда на свадьбе ширма-кёжёгё открывается плеткой или ружьем. А перед тем как вести невесту в дом жениха, с песнями меняют ее прическу в обряде чач jарганы - «разделение косы», обязательно за занавеской и старшие снохи сначала расчесывали одну половину волос, невеста рукой прикрывала другую, а потом аналогично переходили к другой половине. Потом на голову надевали алтайскую женскую шапку с двумя длинными красными лентами. Такую же роль играла женская безрукавная одежда чегедек с прорезью сзади, сшитая к свадебной церемонии, которую нельзя одевать незамужним девушкам. Во всей обрядности большое значение имеет числовое парное деление, что в женщине теперь не одна жизнь и она может стать барлу - «в ней есть еще кто-то».
В фольклоре алтайцев сюжет появления на свет ребенка-богатыря всегда происходит тогда, когда отец находится вдалеке от дома - то ли на охоте, то ли в другой стране, где продолжается борьба с неприятелем. Поэтому рождение ребенка самая сакрализованная часть. Изолирование женщины-роженицы от общества, иногда и от членов семьи, было направлено на создание безопасности как ее самой, так и будущего потомства. Поэтому у алтайцев принято было иметь не одно жилище: кроме свадебного аланчика (конусообразный берестяной шалаш), ставшего временным жилищем в первые дни, алтайская семья строила и другое - кажан айыл (срубленный многоугольный айыл).
Рождение по алтайски – туулган. Во время родов муж и дети не могли находиться рядом. Порой о рождении ребенка они узнавали от третьих лиц, и даже не в этот день. Рядом с роженицей находились старшие женщины, одна из которых «из целой семьи и с потомством», резала и перевязывала детскую пуповину. Ее называли кин-эне (повитуха). Пуповину обрезали на определенном расстоянии от животика, а когда часть высохнет и отпадет, то ее клали и зашивали в маленький кожаный мешочек: если мальчик – в форме jанчык, т.е. сумочки для охотничьих принадлежностей; если девочка – в форме, напоминающей jыракы, – сосуд для хранения воды или молочной водки. Все это, украшенное разноцветными бусинами, находится в женском поясном наборе бёлдуш, вместе с огнивом-отык и женским ножом в ножнах. Только что родившегося ребенка кин-эне мыла теплым чаем, мазала топленым маслом подмышки и пах. Послед родившая женщина закапывала под очаг.
Так же к семейно-родовым культам алтай-кижи относятся: культ jайык и родовых Тесей, культ от-эне (огня).
Суркурай Кудачина




Тепши

Следует отметить, что, как и прежде алтай-кижи, как в сельской местности, так и в городе, придерживаются мясо-молочного рациона, важной частью которого остаются мясо и мясопродукты. Отдельным частям заколотого животного по традиции придают особые сверхъестественные свойства. Самые излюбленные из мясных блюд - это баранина и конина.
Барана умерщвляют и поныне древним способом, известным также монголам и тувинцам. Кладут барана на спину обязательно головой на восток, человек, колющий животное, садится на него верхом и делает небольшой разрез кожи от грудной кости вдоль живота, затем через разрез просовывает руку, пробивает диафрагму, нащупывает и обрывает аорту. После этого снимает шкуру. Разделка туши происходит на шкуре барана. Вынимают внутренности так, что кровь барана остается чистой в брюшной и грудной полости. Кровь вычерпывается в отдельный сосуд для приготовления блюда кан (кровяная колбаса). Внутренности отделяются и моются, чтобы приготовить из них дёргём (колбаса из брюшины и тонких кишок). При разборе внутренностей желчный пузырь осторожно отделяют и три раза плюют на него, а потом бросают в недоступное для собак место. Считается, что в желчи накапливаются плохие силы jаман немелер, и этим действием избавляются от них, чтобы они не появились в доме и в селении не нанесли вреда. Многие заявляли, что все всегда так поступали, и они делают так же, как принято.
Когда мясо варят, первой обычно вытаскивают из казана кровяную колбасу - кан, так как больше 15 минут ее варить не следует, она может потерять свои вкусовые качества. От готового кана, там, где кишки с кровью были зашпилены палочками, отрезают по два кусочка и бросают в огонь. После этого, нарезав кан большими дольками, угощают всех присутствующих. Когда остальное мясо сварилось, то его выкладывают на большое деревянное блюдо, называемое тепши – этим же словом обозначают особый обряд. В первую очередь хозяева отрезают два кусочка от начала грудины - тепшинин бажы (голова тепши) - и бросают в огонь, затем парные кусочки от острого конца сердца, мяса ребер, jёргёма. Таким образом, угощение огня является главным в обряде тепши. При этом согласно принятому этикету, кто-то из старших, сделав вид, будто не заметил, как в огонь бросали парные кусочки из тепши, спрашивает: «Курсак-тамактан отко салдарба?», что означает «угостили ли вы огонь пищей». В ответ говорят: «Отты кундюлегенис», т.е. «огонь почтили».
Во многих алтайских семьях до сих пор соблюдают некоторые запреты тепши. Так, например, когда едят кан, то верхние и нижние концы кровяной колбасы (конец слепой кишки) не дают детям младшего возраста. Считается, что когда дети вырастут и обзаведутся семьей, то могут быть бездетными, или станут людьми «с закрытой дорогой», неудачниками. Детям нельзя есть кончик языка, а то будут сквернословить. Ребенку нельзя давать самые маленькие ребра, он может перестать расти.
Взрослому мужчине не рекомендуют есть мясо острой носовой части головы, считается, что во время охоты его лошадь будет фыркать, распугивая зверей.
В присутствии дяди племяннику нельзя обгладывать локтевую и лопаточную кости.
Короткую трубчатую кость, соединяющуюся с лопаткой, нельзя бросать, чисто не обглодав, а то скот будет убыточным и его поголовье не прибавится. Эту же кость нельзя давать ребенку, если он единственный в семье.
Говорят «бёлё улус бёрёк юлеш диир», т.е. дети сестер должны поделиться почками из тепши.
Если в доме гость, то с его стороны кладут в тепши головную часть грудинки – тёштин бажын.
Аруна Мызаева



Женщины-шаманки у алтайцев

Статус женщины- шаманки в культуре алтайцев был достаточно высок. Об этом можно судить по имеющимся в фольклоре сюжетам о девушках/женщинах/старухах шаманках, выступающих героинями или помощницами главного положительного героя, например, в героическом эпосе. Впрочем, таковые есть и у отрицательного героя. Даже если некоторые женские персонажи напрямую не называются шаманками, то функции такие они все же выполняют. О женщинах, наделенных необычными способностями, повествуется в исторических легендах и рассказах.
Сегодня у алтайцев существует мнение, что женщина-шаманка заведомо слабее мужчины-шамана, поскольку она обременена репродуктивной функцией. В традиционной культуре считается, что женщина, пока не вырастит детей, не может полноценно исполнять шаманские обязанности.
Бывают и исключения, когда шаманская болезнь проявляется у девочек, девушек. Этих девушек «направляют» баштандырар - более опытные, уважаемые шаманы, определяющие дальнейшую стезю «больного». Молодая шаманка, к примеру, может после этого лечить детей или взрослых, т.е. определенную возрастную категорию. Но, вместе с тем, новопосвященным молодым шаманкам рекомендуется «специализироваться» на детях в силу их сакральной чистоты. Поскольку самой молодой шаманке предстоит стать матерью, она должна, таким образом, оберегать себя от «нечистоты», которой она не сможет противостоять, если будет заниматься проблемами взрослых людей. В случае раннего посвящения (подростковом возрасте, например), как правило, молодая шаманка обречена на одиночество, бездетность и краткий срок жизни.
Алтайские женщины- шаманки в наши дни занимаются в основном лечением, предсказаниями, коррекцией судьбы человека. Главная цель шаманского лечения- усиление «защитного пояса»- курчуу, ослабление которого приводит к тому, что человек заболевает. Таким образом, в общих чертах они продолжают традицию, объемля круг повседневных обязанностей любой женщины, называемый уй-кижи «человек дома» или «домашний человек».
Шаманский дар, как и любой другой талант, достается человеку от предков, родственников. Он наследуется по прямой и боковой ветви родства. В случае унаследования человеком этого дара и по материнской, и по отцовской линии, он получает силу, удвоенную двумя генеалогическими традициями. Таковы, очевидно, те, которых в народе считают шаманами укту кам, то есть посвященными.
Несмотря на то, что следует добавить, что шаман-мужчина считается сильнее шаманки женщины, желающих получить помощь последних меньше не становится. Как правило, в выборе специалиста такого рода человек доверяет своей интуиции, основанной не только на рассказах пациентов, но и на приметах, снах и в пр., либо следует рекомендации иных «знающих».
Частная жизнь этих женщин полна неразрешимых вопросов. Проблематична взаимоотношения с окружающими, подругами, родственниками, поскольку каждый человек, не наделенный особым даром, испытывает если не страх, то, самое малое, настороженность в отношении к ним. Обширные практические возможности, часть которых подчас приписывается шаманкам, приоритет маскулинности в культуре алтайцев, происходящая модернизация накладывают свой отпечаток на их положение в обществе. Вместе с тем, никто не освобождал женщин шаманок от их женских обязанностей, важнейшей из которых является поддержание взаимосвязей с родственниками по крови, по роду, по браку. Они ведут свое хозяйство, растят детей и внуков, как самые обычные женщины.
На примере жизненных историй современных алтайских шаманок можно проиллюстрировать всю сложность комплекса «сакральность/традиционная культура/ современное общество» не столько в плане его исследования, сколько в бытовом отношении.
Амыр Едешов



А нужны ли мы России?


Многие проблемы были законсервированы, нарастали из года в год и в конце концов привели к тому, что мы имеем сейчас - безработица, детская и подростковая преступность, наркомания, алкоголизм, деградация, вымирание нации и т.д. Среди всей молодежи я бы выделила учащуюся молодежь - студенчество, работающую молодежь, а есть такие, которые не учатся и не работают. Последние, связывая свою судьбу с криминальными делами, представляют большую угрозу нашему обществу. Другая, более очевидная проблема современной молодежи - это алкоголизм и наркомания. Я думаю, все это подтвердят. Главной причиной роста наркомании и алкоголизма в нашем регионе является неразвитость экономики, отсюда отсутствие рабочих мест для молодых специалистов, безработица. Причина незанятости и не привлечения к труду молодежи приводит к алкоголизму. За прошедшие годы резко увеличилась продажа алкогольных напитков. В селах, где сплошная безработица и не на что покупать спиртные напитки в магазинах, люди покупают у частников, богатеющих на чужом горе, технические средства, в частности одеколон, антилед, средства для очистки окон и др. Кстати, о частниках, продающих технические средства для продажи, особый разговор. Эти люди, несущие зло в социум, убивающие своих же земляков, с которыми живут бок о бок, не понимают или не хотят понимать, что придет время расплаты и придет оно к их же близким. В последнее время от применения антиледа люди травятся, желтеют, погибают. Пиво для молодежи стало частью быта. Пиво в наше время очень популярно и считается чуть ли не «молодежным напитком». И молодежь, употребляющая пиво с каждым годом, «молодеет». Пивной алкоголизм особенно распространен среди молодых людей. В этом плане страдает как деревенская, так и городская молодежь. Было бы хорошо, если правительство, местное самоуправление уделяло этой прогрессирующей проблеме должное внимание.
В селах спортивные залы имеются только в школах, соответственно их посещают только учащиеся, а остальные ребята предоставлены самим себе. Хотелось бы, чтобы в селах были спортивные залы отдельно от школ. Тогда любой человек сможет заниматься там спортом. А то получается, что основная масса молодых людей не организованна, развлекается на улицах, «тусуется» у пивных ларьков. Многие спортивные залы при школах, сельские клубы находятся в аварийном состоянии, этим ограничивается доступ в эти заведения. Возникает вопрос, где реализоваться молодым спортсменам? Например, у нас в Кокоре летом молодежь играет в футбол на стадионе, волейбол, гандбол. А что делать зимой?
Сельские работники культуры, ссылаясь на отсутствие помещения, проводят культурные мероприятия в актовых залах школ. А дискотеку для молодого поколения негде провести, потому что директора школ разрешают проводить только основную часть развлекательной программы. В некоторых селах культурные мероприятия редко, даже можно сказать, вообще не проводятся, хотя там можно было с успехом провести дискотеку.
После окончания каких либо учебных заведений, молодые специалисты не могут устроиться на работу, потому что нет вакантных мест. Например, у учителей алтайских, русских языков нет возможности устроиться на работу, которая соответствует их специальностям. Почему учителя, достигшие пенсионного возраста, имеющие доход, не уступают место!? Как реализоваться молодым специалистам в этой жизни? В поисках работы они едут в город. Хотя заведение, в котором они учились, может предоставить им работу по специальности, но вакантных мест оказывается очень мало.
Марина Мудаева



Укрой меня своим крылом.


Это был приемный день одного видного руководителя, отвечающего за социальные вопросы населения, когда простые граждане могли обратиться к нему со своими нерешенными проблемами. В приемной я заняла очередь за молодой женщиной, пришедшей на прием с тремя детьми. Прижимая своих деток, она тихо им что-то рассказывала и шутила. И вот секретарь пригласила в кабинет. Через некоторое время из-за большой двери был слышен возмущенный голос чиновника. Сидящие в приемной поневоле стали входить в суть разговора. Начальник обвинял женщину в безответственности за то, что она, имея, троих детей, посмела развестись с мужем, бросить его и уехать в город, неизвестно на что понадеявшись. И что теперь она в свои проблемы пытается втянуть посторонних людей. В ответ были слышны лишь всхлипы: «Муж пил, бил меня и детей. Не работал. В деревне работы никакой. А детей нужно было кормить. Приехали в город, жили у родственников...» Через некоторое время наступила тишина. Чиновник что-то напоследок пробурчал.
Женщина вышла, рыдая, не в силах больше что-либо сказать. За ней, запинаясь, уходили испуганные дети. Запомнилось лицо восьмилетнего мальчика, который, увидев нас, стыдливо опустил глаза. Я каждый раз задаю себе вопрос – Что с ними теперь?
Еще в прошлом столетии семейно-родовые связи имели четкие нравственные критерии. Такие проблемы современных людей как разводы, дети-сироты, алкоголизм, брошенные старики вообще отсутствовали. Семья являлась основой жизни, где был свой порядок, смысл и духовный аспект. Особо почитались многодетные семьи. «Каждый ребенок приносит счастье!» - так говорили мои предки, потому что Создатель еще до его рождения приготовил ему и кров, и пищу, а значит, чем больше детей в семье, тем больше благословений.
В алтайской культуре все традиции и обычаи тесно связаны с этапами жизни человека: будь ли это рождение ребенка, посвящение юноши в мужчину, сватовство, свадьба, и т.д. Каждый обряд имеет определенный порядок и рисунок. В его жестких рамках народ закодировал алгоритм выживания и самосохранения целой нации.
Недавно я побывала на одной безалкогольной свадьбе, которая стало таковой благодаря обоюдному желанию родственников жениха и невесты. Во-первых, они захотели сделать свадьбу именно как праздник создания новой семьи, и, во-вторых, напомнить землякам об истинных традициях алтайской свадьбы. Веселая, светлая и очень радостная получилась свадьба, на радость молодым, родственникам и гостям. И для меня было особым откровением увидеть и понять глубокий смысл древнего ритуала «Кожого», который является посвящением девушки в жену. Все действие происходило за кожого – белым шелковым покрывалом, которое было прикреплено к веткам березы, символизирующим чистоту и невинность юной невесты. Две старшие снохи со стороны родственников молодоженов снимают с невесты девичье накосное украшение – шанкы, и заплетают ей две косы, которые носит только замужняя женщина. Говорят, что данный обряд способствует хорошей репродуктивности женщины – она легче переносит беременность и роды. Обряд сопровождается песнями о чистоте и красоте снохи.

Ак ла торко кожого
Алтайыска 1айылзын,
Jаны айылду балдардын
Айылына кабай экчелзин.

Белый шелк покрывала
Пусть накрывает весь Алтай,
В аиле новой семьи
Пусть качается колыбель.

Когда невеста будет готова, самый старший и уважаемый мужчина из рода жениха, произнося благословения, концом ружья или плетки открывает кожого. По верованию алтайцев ружье или плетка отпугивают всякую нечисть. Собравшиеся впервые видят лицо невесты, которая предстает перед ними во всей своей красе. Когда жених приведет ее к праздничному столу, начинается ритуал «Башпады», где все родственники по одному говорят благословения молодым в рифмованной форме. И обязательно подчеркиваются мужские и женские обязательства в семье.
Четкое разграничение ролевых функций в быту является моделью правил взаимоотношений между супругами, которые влияют на их благополучие. Например, схема устройства алтайского аила является формой архитипичного сознания наших предков. Дверь располагается обязательно с востока, со стороны появления солнца. Очаг и огонь – по середине аила. Справа - женская половина, там утварь, кухня, продукты. Слева – мужская, где женщине и детям строго запрещалось даже касаться вещей главы семьи (седло, конная упряжь, ружье, плетка, одежда…), потому что отец в семье почитался как Святой, что означает близкий к Богу!
Но сегодня совершенно иная картина, мужчина занял пассивную позицию в семье. И те извечные представления о нем как о добытчике, защитнике и духовном наставнике семьи утрачиваются. Когда я была маленькой, мои родители говорили, что «мальчику необязательно учиться в институте, а вот девушке необходимо». Но сегодня время востребовало высокообразованных компетентных мужчин с «мозгами». И наши алтайские мужики в основной своей массе оказались «за бортом». И все что им остается – это обеспечивать свои семьи тем трудом, который вели их предки – лес, охота, животноводство. Но такой образ жизни сегодня почти недоступен, потому что землю крайне трудно получить в собственность, охота и рыболовство запрещены, законодательной базы нет, и возможностей по получению навыков по работе с цифровыми технологиями тоже нет. Слишком большая пропасть между городом и селом. Многие мужики попали в тюрьмы, пытаясь обойти рамки законов, а другие просто спились. Об этом часто в прессе говорят: «…И тогда именно женщины взяли с широких плеч своих возлюбленных все заботы о семье, и влачат их на своих хрупких плечах». Какой толк воспевать подвиг женщин сегодня? Ведь это ненормально. Матерям сегодня лишь бы прокормить и одеть детей, и не до духовно-нравственных ценностей. О последствиях этой «системы» воспитания нового поколения тоже не хочется говорить, потому что они широко известны. Алтайская семья без отца – это сорванный код в алгоритме самосохранения народа. И воссоздать его можно только тогда, когда наши мужчины протрезвеют и наконец-то возьмут на себя ответственность за свой народ, и укроют нас под своими крыльями.
…В тот холодный зимний день, глядя в спины алтайки с тремя детьми, уходящих по коридору административного учреждения, я очень сильно захотела, чтобы именно в этот момент за ними приехал отец и увез в отчий дом, пригрел, накормил, приласкал. И тогда все изменилось и вернулось бы в свое вековое русло. И тот восьмилетний мальчик, стыдливо опустивший взгляд, когда вырастет, с гордостью будет смотреть людям в глаза. Ведь он мужчина, по законам моего народа, значит - Святой, приближенный к Богу…
Светлана Сакашева



Проблема мусора в Горно-Алтайске

Горно-Алтайск – центр и единственный город Республики Алтай. За последнее десятилетие он значительно увеличился в размерах и стал краше за счет проведения строительных и ремонтных работ. Однако это не отразилось на чистоте города. На сегодняшний день как никогда остро стоит проблема мусора в нашей местности. Улицы нашего города, прибрежные территории, автобусные остановки замусорены, оплеваны. Замусоренность окружающей среды приводит к ухудшению психофизического здоровья населения города: у взрослого населения ускоряются процессы старения, а у молодого населения проявляются заболевания, характерные для более старшего возраста (например, злокачественные новообразования). Замусоренность водоемов, родников приводит к росту инфекции кишечной группы (дизентерия, вирусный гепатит и др.). В настоящее время прогрессирует рост инфекции дыхательных путей (туберкулез, грипп и др.). Небезызвестно, что Республика Алтай – один из лидирующих регионов по количеству больных туберкулезом. Одна из причин такого положения, на мой взгляд - повсеместная оплеванность (парки, тротуары), ведь эта инфекция может передаваться воздушно-капельным путем. Скажем, вдохнул человек воздух проходя по тротуару, где плюнул больной человек, тогда при слабом физическом здоровье у него может развиться туберкулез. Такая ситуация представляет собой экологическую опасность, поскольку постепенно может вылиться в эпидемии.
Остро стоит проблема с бытовыми отходами, мелким мусором. Большинству людей «тяжело» донести до урны бутылку, проездной билет; сжечь мусор (это касается частного сектора). В результате сколько бы не убирали дворники – ситуация улучшается лишь на непродолжительное время. И вообще, как говорится, чисто не там, где убирают, а там , где не сорят.
Невнимание к окружающей среде объясняется отсутствием экологического воспитания общества, которая относится к глобальным проблемам. И тут одному человеку не справиться. Надо что-то предпринимать! Иначе когда мы очнемся, будет поздно. Здесь есть несколько путей решения проблемы: проводить мероприятия и акции, направленные на повышения уровня экологических знаний и культуры у населения с целью развития у него бережного отношения и осознания приближающейся глобальной экологической катастрофы; предупреждения и штрафы за экологические проступки.
С учетом вышеизложенного, можно констатировать, что в настоящее время в Республике Алтай сложилась крайне неблагополучная ситуация со сбором, обезвреживанием, переработкой и утилизацией отходов. Плохо поставлена разъяснительная работа с населением, в результате чего окрестности города и большинства населенных пунктов республики нередко завалены мусором. Органы местного самоуправления, в основном, неудовлетворительно выполняют свои обязанности по организации сбора и удаления отходов, не говоря о создании специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию отходов.
Когда горно-алтайцам удастся сдвинуть ситуацию в лучшую сторону, тогда будут обеспечены не только чистая красота нашего города, но и наше здоровье, здоровье детей и близких.
Чапыева Ольга









Copyright © Льыоравэтльан Все права защищены.

Опубликовано на: 2008-03-04 (8138 Прочтено)

[ Вернуться назад ]

Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.47 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com