Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Лаборатория межнационального взаимодействия
· О проекте
· Лаборатория в г.Томске
· Лаборатория в г.Горно-Алтайске
· Лаборатория в г.Абакане
· Стажировка в г.Москва
· Контакты
· Фотогалерея

   Поиск



   Информация

Rambler's Top100 Rambler's Top100


Бюллетень №15 Информационного Центра Коренных Народов Республики Алтай

МОЙ НАРОД – МОЯ ГОРДОСТЬ




Если взять алтайский народ в целом, его мудрость и культура уникальна. Я хочу затронуть тему об обычаях, традициях и мировоззрении алтайцев. Вера алтайского народа является одной из древнейших. Не ошибусь, если скажу, что она возникла вместе с человечеством. Связь человека с природой была заложена изначально. Иначе природа не породило бы существо, которое будет управлять природой, то есть своей матерью.

С ростом цивилизации человечество начало терять этот дар и придумало другие законы жизни для выживания. Алтайцы до сих пор сохранили связь с природой благодаря своей вере. На мой взгляд, вера в природу - это мудрость народа, и жить на земле под ее покровительством - самый лучший вариант. Если задуматься, в этом нет ничего удивительного: ты - мне, а я - тебе. Уничтожая природу, надеяться, что кто-то защитит тебя сверху - это, наверное, наивность.

Обычаи, традиции алтайского народа направлены на сохранение природы, и тесная связь не дает человеку использовать природу чрезмерно. Многие удивляются, почему алтайцы не используют природу, ведь все вокруг есть, а живут бедно. Ученые, которые изучали историю и этнографию Алтая делали выводы, что народ ленив. Мне хочется правильно растолковать мышление своего народа и возразить их мнению.

Алтайцы очень талантливы, у такого малого народа столько знаменитостей - это просто рекорд. Большинство жителей нашей родины имеют музыкальный дар, хорошо рисуют и сочиняют стихи. А главное, несмотря ни на что они сохранили свой язык и культуру.

Вера алтайцев – язычество. В прошлые времена считалось неприличным считать себя язычником, но человечество забыло, что у истоков всех религии стояло язычество. Все когда -то знали, что именно природа их породила, дала средства существования, и она имеет право их наказывать. Вера в природу - это не грех, а истина. Алтайцы никогда ничего просто так не делали. Для простого человека просто затопить печь обыденное дело, а алтайка-мать, растапливая печь, просит мать-огонь, чтобы она охраняла их домашний очаг и кропит огонь чаем с талканом без соли. Даже войдя в юрту, ты поневоле соблюдаешь некоторые правила алтайского этикета: держишь ручку двери как руку хозяина, закрываешь бережно, так как если сильно хлопнешь, то можешь обидеть духов, которые охраняют дом и хозяев, а они могут на тебя разгневаться. При входе, наклоняя голову, ты поклоняешься очагу, огню - хозяйке дома. Заходя в аил, ты с каждым членом семьи здороваешься по-особому: сначала со старшими членами, а потом с другими. Тут тоже есть свои нюансы: сначала говоришь «Jакшы, jакшы ба» (пожелание хорошего, здравствуйте), а потом «Jакшы турун ба» (Как поживаете? Хорошо ли живете?), и «Солун не бар» (Какие новости?). У порога никого не держали, даже если пришедший пришел ругаться, то все равно наливали чай и обсуждали проблему. Вообще в алтайском языке нет нецензурных слов, и соблюдение субординации не позволяло вести себя вульгарно. В давние времена варили арачку и пили только в определенное время. Некоторые считают, что алтайцы всегда были склонны к употреблению алкоголя, но это не так. Человеку позволяли пить только тогда, когда ему было очень тяжело, а женщине вообще не позволяли.

По мировоззрению алтайца человек после смерти попадал к предкам и не грешил, потому что он боялся, что за поступки будут отвечать потомки до седьмого колена.

Аржана Куйрукова








ЖИЗНЬ ДЛЯ НАРОДА



Хочу рассказать о выдающемся политическом и государственном деятеле Горного Алтая, а сейчас Республики Алтай, Карамаеве Михаиле Васильевиче, который стоял у истоков образования Республики Алтай.

К образованию своей республики Горный Алтай шел долго, мучительно, но настойчиво. А судьбы личностей, которые добивались, «продвигали» повышения правового статуса, складывались очень непросто, сложно, а порой и трагично.

Впервые Григорий Иванович Гуркин начал выступать за создание автономии в виде республики в 1918 году и создал Горную Думу. За свою идею он был расстрелян в 1937 году. Вторую попытку сделал Киселев Николай Михайлович, руководитель Горно-Алтайской области в 50-х годах 20 века, написав письмо генеральному секретарю Советского Союза Никите Хрущеву. За что он был сурово наказан и снят с должности.

Третья волна пришлась на долю Михаила Васильевича Карамаева. Личность это яркая, незаурядная. Его значение в истории Горного Алтая трудно переоценить. Он вписал яркие страницы в летопись Республики Алтай. Карамаев М.В. был руководителем Горно-Алтайской автономной области в конце 20 века. 17 лет он проработал во главе Совета народных депутатов, был его Председателем. Долгое время он работал в Москве, в качестве депутата Верховного Совета РСФСР, был заместителем председателя Верховного Совета РСФСР. В то время, когда жил и работал Карамаев М.В., Горный Алтай входил в состав Алтайского края и назывался Горно-Алтайской автономной областью (до 1991 года). Проработав много лет руководителем Горно-Алтайской автономной области, Михаил Васильевич Карамаев пришел к выводу, что нужно повышать правовой статус нашего региона для того, чтобы он мог свободно и самостоятельно развиваться. Став заместителем председателя Верховного Совета РСФСР, он вплотную занялся изучением вопросов выхода из Алтайского края. Прежде всего, он вышел с обращением в Верховный Совет о толковании понятий «автономный округ», «автономная область», т.к. эти определения не были записаны в Конституции социалистической Российской Федерации. Российская Федерация состоит из различных округов, областей, краев, республик. Автономный округ существует самостоятельно, имеет свой правовой статус, напрямую подчиняется Москве. Автономная же область не имеет своего правового статуса, самостоятельности, она находится в тройном подчинении различным органам власти: краевым, федеральным, союзным (тогда был Союз Советских Социалистических Республик). Находясь под тройным давлением, автономная область не могла свободно и плодотворно развиваться, она стала отставать в своем экономическом развитии от других областей РФ. Экономика области по существу служила сырьевым придатком. За пределы области вывозились наиболее выгодные виды сырья и продукции – деловой лес, живой скот, пантовая продукция, благородные металлы, шерсть, пух. Эти факторы послужили основным тормозом развития области. Она отстала практически на 65 лет. Край имеет свой правовой статус. Республика также имеет свои права и свободы и существует самостоятельно, напрямую подчиняясь Москве.

Михаил Васильевич Карамаев был деятелем государственного масштаба, он очень болел за свою автономную область, и поэтому ему приходилось затрагивать вопросы федеративного устройства страны, государства российского. Он предложил вывести Горно-Алтайскую автономную область из состава Алтайского края в самостоятельную административную единицу и тем самым повысить ее правовой статус для того, чтобы каждый регион мог иметь равные права и равные возможности, имея каждый свой правовой статус. М.В. Карамаев занимался также и проблемами других автономных областей, таких как Адыгейская, Хакасская и Карачаево-Черкесская автономные области.

Надо сказать, что в Москве съезд народных депутатов поддержал предложение М.В. Карамаева о федеративном устройстве страны. Теперь ему оставалось прилететь в Барнаул, столицу Алтайского края с выступлением перед депутатами о выходе области из состава Алтайского края. Барнаул (столица Алтайского края) очень негативно отнесся к предложению Карамаева. Его стали обвинять в национализме, сепаратизме, хотя некоторая часть депутатов его поддержала. Республика Алтай создавалась в тяжелой борьбе между ее сторонниками и противниками, между вышестоящими органами государственной власти и органами власти Горно-Алтайской автономной области.

Михаил Васильевич Карамаев был человеком мужественным и решительным. Понимая всю ответственность положения, не дожидаясь скоропалительных выводов, он сделал важнейший политический шаг, когда впервые напрямую поставил вопрос о выходе из Алтайского края с высокой трибуны Кремля. Выступление Карамаева в Верховном Совете способствовало положительному решению вопроса. Им была проведена большая и целенаправленная работа на федеральном уровне.

Михаил Васильевич Карамаев вошел в историю Горного Алтая как один из ярких и талантливейших сыновей своего народа. Он фактически «горел» на работе. У него было много планов. Но вырвав Горно-Алтайскую автономную область из Алтайского края он потерял здоровье и вынужден был уйти на пенсию. Вспоминая Михаила Васильевича, как руководителя и человека, многие отмечают его конкретность и высшей степени ответственность перед людьми за свою работу, за свои слова, тем более обещания. Вспоминает юрист С.С. Тюхтенев: «Он был осторожным, не очень рискованным человеком, анализировал проблему до мелочей. Жизнь знал не поверхностно, а всю ее глубину. Ему ближе всего были демографические принципы, чувство справедливости, сострадания к людям. Демократия в его понимании – это, прежде всего, забота государства о людях, создание им нормальных и равных условий жизни, труда и учебы. Сам он был примером организованности, целеустремленности, высокой ответственности, работе отдавал всего себя, не жалея ни времени, ни здоровья. Он был честным, трудолюбивым, коммуникабельным человеком. Как руководитель он был принципиальным, строгим, требовательным, добивался выполнения решений и поручений, но, в то же время, доброжелательным к людям. По своей натуре он был большим интернационалистом. Он не любил больших компаний, выпивок по всякому поводу. Это знали все окружающие».

Годы правления Карамаева остались в памяти людей как время экономической и политической стабильности, неуклонного подъема народного хозяйства. Именно в эти годы построены заводы и фабрики (ткацкая, швейная), мясокомбинаты, аэропорты, дороги, особенно федеральная трасса Горно-Алтайск-Чоя-Турочак на Телецкое озеро, автовокзал, гостиница «Турист», больницы, клубы, школы (Чойская и Паспаульская в нашем Чойском районе), детский сад в селе Паспаул. После его ухода на пенсию в 1989г. буквально через год (1990г.) задвигалась огромная, неповоротливая государственная машина, когда были:

- внесены изменения в статью 82 РСФСР (о том, что Горно-Алтайская автономная область не входит в состав Алтайского края);

-издан закон о преобразовании Горно-Алтайской автономной области в Горно-Алтайскую советскую социалистическую республику (Г-АССР)

- проведены выборы в Верховный Совет Г-АССР.

Все его начинания Горно-Алтайской государственности были доведены до логического конца его последователями. Благодаря ему произошел исторический поворот в судьбе народов Горного Алтая. Осуществилась его мечта. Мечта всего алтайского народа.

В статье использованы материалы сборника «Яркая жизнь».

Людмила Бельбекова








ХРАНИТЕЛЬ ВЕЧНОСТИ





Есть в Улаганском районе на правом берегу реки Башкаус живописный уголок урочища Мандилу. Стоят там два аила. Один новый, рядом с избой, а другой старый, покосившийся. Это родовая усадьба зайсана Олчона из рода Кебек. Сейчас там живет потомок зайсана Мет Олченов. Этот пожилой человек свято охраняет и усадьбу, и старый аил, и все, что в нем находится. А в аиле этом хранится все, что дорого сердцу этого почтенного старца, вся утварь, которой веками пользовались его предки. Это старинные сундуки, шорные изделия, топшур – редкий вид музыкального инструмента, сейчас таких не делают, и многое другое.

В свой родовой аил дедушка Мет не любит пускать посторонних, потому что ему не нравится отношение многих к этим реликвиям. Желающих забрать эти бесценные вещи много, но он не желает расставаться с дорогими ему вещами, потому что в этом вся его жизнь: память о предках, завещание потомкам и великая связь времен. Жизнь этого человека уникальна. Еще мальчишкой, он со своим отцом ездил в Китай, Монголию привозил оттуда товар и у него еще сохранились некоторые вещи.

Об этом уникальном человеке мне рассказала заведующая отделом культуры Улаганского района Сартакова Мария Санабаевна. Я хочу рассказать, как мне удалось попасть к нему в аил. Я попросила его показать старинную подушку, но дед устроил мне своеобразный экзамен на знание старины, спросил как выглядит старинная теленгитская шапка – калбан-берюк. Я подробно описала и только после этого получила согласие.

И вот, наконец, открывается сундук, и дед достает это сокровище – кожаную подушку, которой двести лет! Я вижу чудо – вышивку на бархате цветными шелковыми нитками. Вот традиционный узор - облепиха - довольно-таки неплохо сохранившийся, местами полуистлевший, вот радужные полоски, обрамляющие квадратный конец подушки, и в центре этого великолепия красуется квадратик орнаментированной шелковой тесьмы. Это подушка-сундук тюркской женщины. Выглядит она как удлиненный валик, один конец которого богато украшен вышивкой, а другой конец остается открытым, или завязывается тесьмой. Сам валик сшит из толстого войлока, сверху покрыт кожей. Внутри валика-подушки женщина хранила необходимые вещи: украшения, мешочек для рукоделия с нитками и иголками, белье, отрезы ткани и т.д. Все это было продиктовано условиями кочевой жизни и частыми набегами врагов. В случае набега женщина хватала самое ценное для нее: детей и эту подушку и бежала. А на новом месте у нее было все самое необходимое для устройства дальнейшей жизни. И так женщины передавали эту подушку из поколения в поколение.

Я очень благодарна деду Олчону за его трепетное отношение к наследию своих предков, за все, что он сохранил, и желаю ему здоровья и долгих лет жизни. После этой небольшой экскурсии у меня возникла мысль о создании на той же усадьбе музея, с целью сохранения возможно последнего очага жизни тюркскской культуры в первозданном виде.

А я делаю все возможное, чтобы каждая семья имела такую подушку в наше время.

Раиса Киндикова







ЭССЕ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ




Желание написать историю жизни моего отца возникало у меня не раз, но постоянно что-то мешало. История людей, которые жили в то время, по-своему интересна и своеобразна, и мне кажется об этом нужно говорить.

Отец родился в небольшом селе Верх-Иша Чойского района в верховьях реки Иша 22 февраля 1936г. Село было небольшое (20-25 домов), люди жили кто в берестяных аилах, кто в деревянных домах. Дом, в котором жил мой отец, был не особо богат, в основном присутствовало дерево и шкура. Нужно отметить то, что в военные годы шкура скотины и всяческие растения спасали население от холода и голода.

В семье у отца было 6 детей. Отец был средним ребенком. Когда началась война, все мужчины ушли на фронт. Это коснулось и семьи моего отца. На селе остались женщины и дети, которые взвалили на себя все тяготы жизни. В тяжелые, свирепые годы жизнь уносила не только воинов Великой Отечественной войны, но и тех, кто работал в тылу. Судьба распорядилась так, что мой дед Карман Улагашев с войны вернулся живым с осколком в груди, а детей, за которых он готов был отдать жизнь, забирала смерть. Единственным ребенком, которого пощадила судьба, был мой отец Михаил Карманович Улагашев.

Невыносимое горе, которое выпало на долю бабушки Марии Улагашевой (в девичестве Акпашева), словами не опишешь. Оплакивая своих детей, а потом и мужа, она ослепла. С единственным оставшимся ребенком она жила в тайге, в верховьях реки Иша. Выживали за счет богатств тайги. Занимались собирательством ягод, кедрового ореха, грибов, папаротника-орляка, палтрана, черемши, корней кандыка, саранки, и т.д. Мой отец, как и другие дети военных лет, рано стал самостоятельным и ношу кормильца семьи взвалил на себя, когда ему не было и 14 лет. Ходил на охоту, добывал пищу и ухаживал за слепой матерью.

В 1959 году его призвали в ряды советской армии, а больную мать забрали родственники в село Куюм (сегодня территория Чемальского района).

В 1963 году отец вернулся из армии и переехал жить в с. Урлу-Аспак, где работал в совхозе. Работников совхоза часто отправляли в различные командировки. Поехав в очередную поездку в село Александровка Майминского района, он встретил свою судьбу, мою маму - Уланкину Галину. На протяжении сорока лет они по жизни идут рука об руку.

Женившись, отец перевез мать в свою семью. Жизнь отца, как он сам говорит, сложилась счастливо. Он, оставшийся один среди родных братьев и сестер, вырастил и воспитал 13 детей. По возрасту – пенсионер, отдыхать не когда! Ведет активную жизнь, водится с внуками - 8 девочек и 9 мальчиков.

Жизнь прожита не зря. Мы, его дети и внуки, очень благодарны ему за подаренную нам жизнь, за то, что он учил нас быть честными, трудолюбивыми, отзывчивыми и дружными.

В 2011 году великому сказителю Н.У. Улагашеву исполняется 150 лет. Уникального исполнителя кая (горлового пения) Улагашева Николая Улагашевича знают не только в республике, но и во всем мире. Мы, коренные жители Алтая, восхищаемся его талантом и гордимся, что он родился и вырос на земле Горного Алтая. Интерес к его творчеству не исчезает, а только растет с каждым годом, как и интерес к его родословной. В 90-е годы в музее с. Каракокша Чойского района была выставка его книг, иллюстраций, музыкальных инструментов, исследовательских работ по фольклору и т.д., в том числе была представлена родословная. К сожалению, я не нашла в ней фамилию своего отца. Я не понимаю, по какой причине это было упущено, но хочется сказать, что мой отец является прямым потомком рода Улагашевых. Я понимаю, что отец сам должен был быть во всем этом заинтересован, но в защиту могу сказать, он не знал, что ведется такая работа. Мы, прямые потомки Н.У. Улагашева, очень гордимся, что уникальный исполнитель кая является нашим предком.

Светлана Улагашева







ПЕВЕЦ АЛТАЯ



Много лет я, голубой Алтай,

По тебе бродил из края в край.

Но не пел, не славил до сих пор

Красоту твоих алтайских гор.

П. Кучияк



В этом году мы отмечаем 140 лет со дня рождения выдающегося художника-пейзажиста Григория Ивановича Гуркина, который оставил неизгладимый след в культуре и истории алтайского народа.

У каждого народа есть или, по крайней мере, должен быть свой Пушкин, личность-вершина, ее разум, талант, мужество. У алтайского народа такой личностью, вне всякого сомнения, является Григорий Иванович Гуркин.

Человек необыкновенной судьбы и ярчайших свершений, он был многогранен и талантлив во всем. Он был первым алтайским этнографом и фольклористом, всю свою жизнь собиравшим и изучавшим образцы декоративно прикладного искусства, устное народное творчество. Он обладал незаурядным литературным дарованием, был известен как политический деятель.

Бесспорно, пейзажная живопись – главное дело в его жизни, талант которого раскрылся с особой силой и выразительностью. Лучшие музеи страны, в том числе Русский музей и Третьяковская галерея всегда считали за честь иметь в своих собраниях произведения Гуркина.

Григорий Иванович прожил большую и неоднозначную жизнь.

Зарождение интереса к искусству у юного алтайца было связано с иконописным классом в миссионерской школе. Способности к рисованию у Гуркина сразу оценили ученики и учителя и по возможности помогали ему. Вскоре он настолько увлекся рисованием, что посвящал этому весь свой досуг, чем немало огорчал своего отца.

В 13 лет Григорию пришлось закончить образование, начать трудовую жизнь в селе Паспаул Чойского района и работать учителем. Затем он переехал в Улалу, позднее в Бийск, где работал иконописцем. Гуркин постигал жизнь, пополнял запас наблюдений, все тверже становилось убеждение посвятить себя искусству. Все эти годы он буквально не расставался с альбомом.

Вскоре в судьбе Гуркина происходят неожиданные, знаменательные события, как это бывает обычно у талантливых людей. В 1896 году в Бийск на каникулы приезжает Андрей Викторович Анохин, ученик Петербургской певческой каппелы, и случайно знакомится с местным художником Григорием Гуркиным. Случайная встреча двух разных людей переросла в долгую, настоящую мужскую дружбу. Анохин сразу понял, что у Гуркина талант в живописи, стал убеждать его всерьез заняться учебой. В 1897 году два друга отправились в далекую столицу Санк-Петербург для поступления в Императорскую Академию художеств.

Здесь счастливый случай помог Гуркину встретиться со знаменитым пейзажистом Шишкиным Иваном Ивановичем, который стал обучать его в личной мастерской.

Молодому алтайскому живописцу удивительно повезло, его первым и, как оказалось, единственным учителем стал «царь русского леса», как нередко называли Шишкина современники. Они как бы нашли друг друга: один – своего учителя, другой – ученика, составив идеальное, редкое, но всегда идеальное содружество. Старый мастер стал духовным отцом Гуркина. Он развил его природный дар, стараясь направить на путь большого искусства, воспитывал его как художника. Это была лучшая школа для начинающего пейзажиста. Под руководством Шишкина он сразу же встал на свою дорогу и пошел по ней уверенно и смело. С Шишкиным Гуркин проработал один год и достиг таких результатов, что еще на ученической скамье его алтайские этюды ничем не уступали работам профессора.

Ровно через год Гуркин был зачислен в Академию художеств вольнослушателем, где главным образом он совершенствовал свое мастерство.

Между тем творчество Гуркина начинает приобретать популярность среди Петербургских, а после опубликования его первых рисунков в журналах и сибирских любителей искусства. Гуркин регулярно участвует в академических выставках, делает сравнительно большие персональные экспозиции в Академии художеств. Его работы пришлись по нраву петербургским зрителям и нередко прямо с выставки расходились по частным коллекциям.

Вскоре он стал участником передвижной художественной выставки, участие в которой вместе с прославленными мастерами русского искусства (Суриковым, Поленовым, Савицким) вдохновило молодого художника. В 1903 г. ему была пожалована стипендия Министерства императорского дворца.

К сожалению, Гуркину не удалось закончить Академию художеств, так как в России назрела революционная ситуация1905 года, и он вынужден был выехать на Алтай.

Часто в творческих биографиях художников, особенно пейзажистов, поездки, сопровождающиеся сменой привычных мотивов и впечатлений, приводили к решительным изменениям их творческих интересов, раскрывали новые грани таланта. Так было и с Гуркиным.

Однажды по дороге в Чемал он обратил внимание на небольшое селение Анос, раскинувшееся на левом берегу Катуни. Место было до того красивым, что Гуркин решил поселиться именно здесь. И именно Анос стал местом создания всех наиболее крупных и известных произведений живописца. Здесь Гуркин был охвачен каким-то особенным творческим подъемом, тут формировалось дарование Гуркина, которое и принесло ему славу первого художника Сибири.

Замечательная дата Гуркина позволяет нам еще раз окунуться в его трагическую биографию, в его картины, прославившие Алтай. Есть несколько картин вошедших в золотой фонд сибирской пейзажной живописи. Центральное место в произведениях Гуркина занимает картина «Хан-Алтай». Она выделяется как широтой замысла, так и мастерством исполнения.

Величественная панорама горных хребтов предстает перед нами во всем своем первозданном и грозном виде. Длинные языки ледников и вечный снег обложили со всех сторон каменистые громады, протянулись по узким ущельям средь граненых пирамид, упершихся своими вершинами в мятущийся хоровод сумрачных облаков. Неприветливо и неуютно в этом царстве камня и льдов. Только горный орел да вечнозеленый кедр чувствуют себя здесь как дома. В самом центре картины дикую и суровую панораму смягчает луч солнца, пробившийся сквозь мрачные тяжелые облака и ярко осветивший белое поле ледников и холодные грани серых утесов. Это светлое пятно позволяет надеяться на конечное торжество света.

В этой картине Гуркин сумел передать народный дух, национальное понимание природы. Все три главных героя «Хан Алтая»: горы, орел, кедр связаны с древнейшим культом гор, культом орла, почитаемым деревом.

Для каждого алтайца природа одухотворена, она живая, ей поклоняются, произнося молитвы, завязывая ленточки («дялама») на перевалах, у родников, кропя огонь молоком. Гуркин писал: «Алтай не просто горы, леса, реки, водопады, а – живой дух, щедрый, богатый исполин-великан…».

Вторым ключевым произведением является картина «Катунь весной». К сожалению, до сих пор неизвестно, где находится первый вариант этой картины и сохранилась ли она вообще. Существует несколько вариантов картины «Катунь весной» : 1903года, и вариант 1911г. В этом варианте освободившаяся ото льда река течет по диагонали слева направо с бешеной скоростью. Больше места отведено берегу. Левую половину картины занимают огромные, мшистые валуны, цветут первые весенние цветы маральника и огоньков. А под самым верхом картины, подпирая раму, стоят две высокие сосны с небольшими елками рядом. Вода спала. Об этом говорит каменистый берег и цветы на самом берегу. Вдали виден противоположный обросший сосновым лесом пологий берег, невысокие горы, кусок весеннего неба. Белые всплески волн вносят определенное разнообразие в колорите картины.

Картина эта является обобщением большой темы, которой Гуркин занимался в течение всей жизни. Это тема – река Катунь, мать алтайских рек, давний предмет культа алтайцев.

В Томском художественном музее находится картина «Корона Катуни» прекрасная по мастерству и переданному чувству. Написанная в тонких голубовато-зеленых тонах (любимая гамма художника), она изображает раннюю весну на Алтае, когда вскрывшаяся Катунь ломает и громоздит друг на друга голубые льдины. На середине реки, подобно сказочной короне, увенчивающей красавицу Катунь, высокий остров, над каменными зубцами которого поднимается стена могучих зеленых кедров – живое украшение короны.

Самой популярной и самой поэтической картиной Гуркина является «Озеро горных духов». Написана она была в пору наивысшего расцвета дарования художника. «Озеро…» - это обобщенный светлый образ Родины, с ее непостижимой одухотворенной природой, которая придает картине завораживающую силу. Картина несет спокойствие, умиротворенность, чистоту помыслов, гармонию. Глядя на картину, человека невольно охватывает восторг от созерцания чистой и светлой красоты Алтая. Поэтическое настроение картины формируется необычным сочетанием объективной реальности живой действительности с элементами фантастики. От этого картина кажется сценой или фоном, на которой вот-вот развернется какое-то невиданное сказочное действие.

В 30-е годы, путешествуя по Алтаю, посетил мастерскую Гуркина писатель, ученый Иван Ефремов. Позднее писатель описал эту встречу и впечатление, которое произвела на него картина, в рассказе «Озеро горных духов».

С легкой руки известного писателя родилась легенда о необыкновенно красивом «хрустальном» озере, губившем смельчаков, пытавшихся проникнуть в его тайну. Глубокое знание геологии, истории и философии, интерес к народным легендам, богатое воображение позволили писателю строить оригинальные гипотезы, которые из области фантазии перекочевывали в жизнь. И таинственная легенда в рассказе «Озеро горных духов» получает реальное объяснение, приводит к открытию крупного ртутного месторождения в Горном Алтае. В настоящее время оригинал картины находится в Государственном Русском музее в Петербурге.

Творческое наследие художника Гуркина широко и разнообразно. Произведения его хранятся во многих художественных музеях страны, в частных коллекциях и за рубежом (Англия, Франция, Чехословакия, Германия). Судьбы отдельных картин неизвестны как, впрочем, и некоторые страницы жизни самого художника. Главные его полотна давно уже не принадлежали ему, они были разбросаны по всей России и жили своей жизнью. В настоящее время в республиканском музее хранится около 1500 живописных и графических работ Гуркина.

Благодаря творчеству Гуркина, с его растущей известностью растет интерес к Алтаю, а село Анос стало своеобразным культурным центром Сибири и остается самым популярным местом в Горном Алтае до сих пор.

Григорий Иванович Гуркин - выдающееся явление Сибири, человек, не только прославивший природу Алтая, но и создавший исчерпывающую галерею сибирского ландшафта. И в этом его большая заслуга перед своей родиной.

Появятся новые художники, новые имена, но первым на этом пути останется Григорий Иванович Гуркин, внесший большой вклад в российскую и мировую культуру.



Использованная литература:

Эдоков В. Мастер из Аноса. - Горно-Алтайск, 1993.

Эдоков В. Возвращение. - Горно-Алтайск, 2003.

Возвращение. Сборник. - Горно-Алтайск, 2000.



Сергей Потогашев

Любовь Бельбекова










НОВЫЙ ГОД


Праздник Jылгайак (Тьылгаяк) – это алтайский новый год. До сих пор существует выражение «jыл келген» (приход весны) – это значит, наступил Новый год. Алтайцы испокон веков занимались скотоводством и с нетерпением ждали прихода весны.

По традиции алтайцы вели кочевой образ жизни и ставили свои юрты там, где можно перезимовать или лучше пасти скот, а не там где им хорошо. На мой взгляд, этот образ жизни и повлиял на веру народа. Все обычаи и традиции взаимосвязаны с природой.

В мировоззрении алтайского народа природа защищает и покровительствует им. Они всегда соблюдали лунный календарь. Все праздники и поклонение проводили в новолуние. Особое значение придавали календарно-обрядовым праздникам, таким как «Jажыл бур» (приход весны) или «Сары бур» (приход осени). На этих праздниках проводились различные культовые обряды, через них они обращались к своим покровителям – духам, просили удачу для семьи, рода и села. В алкышах (благопожеланиях) каждый просил помощи в первую очередь для народа, потом для своего рода, для семьи и в последнюю очередь для себя. В ранние времена, когда в каждом селе были шаманы, приносили в жертву барана или коня и вступали в переговоры с духами: просили их принять жертвенный дар, а взамен получить хороший урожай и приплод.

Почему тюрки отмечают Новый год весной? Кочевники свято относились к молоку, и практически вся еда изготавливалась из него. Зимой хоть корова и отелится, но молока хватает только для теленка, а с наступлением весны его хватало для всех. Поэтому весна так желанна, и из первого молока готовили блюда и угощали духов, которые их защищали и помогали им.

Степан Ельдепов

Аржана Куйрукова













Copyright © Льыоравэтльан Все права защищены.

Опубликовано на: 2010-10-13 (4628 Прочтено)

[ Вернуться назад ]

Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.04 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com