Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Лаборатория межнационального взаимодействия
· О проекте
· Лаборатория в г.Томске
· Лаборатория в г.Горно-Алтайске
· Лаборатория в г.Абакане
· Стажировка в г.Москва
· Контакты
· Фотогалерея

   Поиск



   Информация

Rambler's Top100 Rambler's Top100


Бюллетень №3 Информационного Центра Коренных Народов Республики Алтай

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ
И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

 

Анонс: 19-25 июля 2004 года, в Женеве, Швейцария, проходила 22 сессия Рабочей группы ООН по коренным народам (UN WGIP), в работе которой приняли участие представители алтайского региона (Алтайский край и Республика Алтай): Гульвайра Шерматова и Чагат Алмашев. Их выступления были посвящены одной из тем сессии: "Предотвращение конфликтов" и касались проблем и вопросов касательно конфликтов интересов различных слоев населения по земельным вопросам, земельным отношениям, прав местного коренного населения на земли традиционного пользования в России. Содействию решения проблем земельных отношений будет посвящен практический семинар, который будет проводиться в с.Онгудай в октябре месяце с.г. под эгидой проекта NPIR со-финансируемого из фондов ООН.
С содержанием текста выступлений можно ознакомиться на сайте нашей организации (LIENIP): www.indigenous.ru. Также более подробно о 22 сессии Рабочей группы по коренным народам, об истории ее создания, о Постоянном Форуме ООН по Вопросам Коренных Народов (UN PFII) и информацию о практическом семинаре в Онгудайском районе читайте в следующем четвертом номере нашей бюллетени.

ЭКОЛОГИЯ: СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ ЭТНО-ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ АЛТАЯ

 

 

В Республике Алтай успешно стартовала международная программа по содействию специалистам Природных Парков (ПП) Алтая в сфере управления и планированию землепользования (короткое название: программа "Содействие Алтаю", AAP). Данная программа направлена на содействие устойчивого развития горных сообществ, получателями выгод от программы являются местные коренные общины алтайского региона. Программа ААР взаимоувязана с проектом NPIR.
Республика Алтай находится на стадии создания так называемых Этно-природных парков, которые сохраняют территории экологической, исторической и культурной важности в тоже время допускающие человеческое воздействие. Сейчас созданы пять парков; еще два парка на стадии создания. Из-за недостатка профессионального и человеческого потенциала, опыта и знаний все парки (кроме ПП "Уч-Энмек") не имеют планов по землепользованию. Также неоднозначно отношение региональных властей к паркам из-за отсутствия серьезных природоохранных и научно-исследовательских работ в данных учреждениях. Финансирование региональных охраняемых территорий сокращается и Правительством республики ставится под сомнение создание новых парков.
Для становления и развития региональных парков необходимо изучение российского и международного опыта и успешных примеров функционирования подобных ООПТ, и нужна определенная помощь по развитию человеческого и профессионального потенциала управленцев парков.

ЗНАКОМЬТЕСЬ: 3 ГРУППА СТАЖЕРОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА

 

Слева направо (первый ряд): Татьяна Салбашева, кумадинка, член общины кумандинцев, г.Горно-Алтайск; Константин Ергончинович Шылыков, алтай-кижи, является Эл Башчи (Председателем) Курултая Алтайского Народа, с.Онгудай; Суркашева Надежда, алтай-кижи, Директор Информационного Центра Коренных Народов Республики Алтай; слева направо (второй ряд): Эркин Кучинов, алтай-кижи, студент Горно-Алтайского государственного университета, г.Горно-Алтайск; Марат Адлыков, тубалар, является Председателем семейной общины "Туба", с. Каракокша, Чойский район; Арчын Аргымаев, алтай-кижи, студент Горно-Алтайского государственного университета и Эрмак Катынов, алтай-кижи, студент Горно-Алтайского государственного университета.
Все стажеры были рекомендованы районными администрациями и общинами/ассоциациями коренных малочисленных народов (КМН) Алтая. Время стажировки: 7июня - 17 июля 2004 года.

ИНТЕРЕСНЫЕ ВСТРЕЧИ НАШИХ СТАЖЕРОВ

 

16-17 июня в г.Горно-Алтайске проходил "Республиканский форум гражданских инициатив". Наша группа стажеров Информационного Центра Коренных народов Республики Алтай (ИЦКН РА) приняла на форуме активное участие. Мы содействовали в работе сотрудникам МОФ СЦПОИ (Межрегиональный общественный фонд: "Сибирский Центр поддержки общественных инициатив") по регистрации делегатов форума и т.д. На форуме принимали участие НПО, НКО и делегаты районных администраций, представители республиканской власти, а так же различные общественные организации Республики Алтай.
С приветственным словом к участникам форума выступил глава Республики Алтай М.И. Лапшин. Так же выступили представители органов государственной власти: Куранаков В.М. - Министр труда и социального развития РА, Кубашев А.М.- председатель по информационной, национальной политики и связи с общественностью РА. После чего, организаторы форума Казанцева А.Б - Председатель правления ОИСД "Возрождение" читала доклад на тему "Анализ деятельности НКО после Гражданского Форума 2001г".
Стажеры ИЦКН приняли активное участие в работе мастер-класса по различным направлениям. Ведущими секции "Правовое поле в гражданском обществе, становление гражданского общества" были Унутов Э.Д. и Саймунова Р.И. Поставив перед собой проблемы Развития Гражданского общества, мы определили способы решения данных проблем. Разработав программы по данной теме, мы вынесли её на обсуждение общего собрания. В торжественной обстановке проходила ярмарка реализованных проектов, работ общественных организаций. Свои работы предоставили 24 общественных организаций. Каждая организация при защите своего проекта делали отчет о проделанной работе, о состоянии данного проекта в настоящее время, а также перспективы на будущее.
Особо хотелось бы отметить работу организаторов данного форума за согласованную работу. После ярмарки проектов были организованны мастер классы. Мы приняли участие в мастер-классе по вопросам Молодежной инициативы в решении социальных проблем, гражданское образование в Республике Алтай. Ведущим данной секции была, Ахламенок Г.А. В результате работы данной секции были поставлены вопросы о проблеме развития молодежи, молодежного движения и пути их решения. А так же работы местного сообщества через территориальные органы самоуправления ТОС /Р.И.Саймунова/, опыт работы общественных объединений ветеранов в Республике Алтай /Ф.Л.Таушканов/, конкурсное распределение средств и оценка эффективности социальных проектов /А.Б.Казанцева/. В последний день Республиканского гражданского форума была выработана её резалюция. Хотелось бы поблагодарить участников форум, а так же организаторов за участие и проделанную работу.
17 июня наш Центр посетил гость из Германии Вольфганг Мюллер. Вольфганг является профессиональным фотографом. Целью поездки Вольфгана в республику явилось изучение адаптации коренных народов к новым условиям жизни, знакомство с молодежью (особенно с проблемами его трудоустройства) и на основе сделанных фотографий организовать в Германии выставку.
19 июня мы, стажеры провели встречу с Ульрикой. Она приехала из Швеции, является кандидатом наук, этнограф. По словам Ульрики она посещает нашу республику уже второй раз (1-й раз посетила в 2001г. и находилась в РА в течение семи месяцев). Все это время она жила в с.Сайдыс Майминского р-на. Ульрика занимается изучением культуры, истории, быта алтайцев. На основании изученного и собранного материала Ульрика планирует защитить докторскую диссертацию. В данный момент она ведет активную работу над сбором материалов.
23 июня состоялась встреча с Джоанной Добсон. Она рассказала о себе, о цели своей поездки в нашу республику. Впервые Джоанна посетила нашу республику в качестве туриста в 2000 г. С тех пор, по ее словам, загорелась желанием выучить алтайский язык, познакомиться с укладом жизни местного населения. Джоанна окончила кембриджский университет по специальности филолог. Планирует заняться преподаванием английского языка в Горно-Алтайском государственном университете.
23 июня мы, стажеры Центра провели семинар на тему "Местное самоуправление (МСУ) и Местные сообщества (МС)". Семинар проходил в помещении Российского Детского Фонда (РДФ). Занятие проводили Саймунова Раиса Ивановна, руководитель РДФ и Пушкинова Надежда Александровна, работник МОФ СЦПИ. На этом занятии нас ознакомили с МСУ и МС, семинар проходил очень интересно с иллюстрациями, в форме диалога. Закон о МСУ был принят в 1995 году Государственной Думой РФ. В 2003 г. в октябре записан новый, дополненный закон "Об общих принципах организации самоуправления в РФ". В нее входит 86 статей. В РА закон принят в 2001 году. С 2006 г. он начнет действовать. Основной смысл принятия закона о МСУ заключается в предоставлении муниципалитетам большей свободы в принятии решений. В будущем муниципальные образования должны сами искать возможности для поддержки инфраструктуры, оплаты каких-то услуг и т.п. Инициативные местные граждане имеют возможность создавать территориальное общественное самоуправление (ТОС). ТОС может, осуществляется в пределах подъезда жилого многоквартирного дома, жилого микрорайона и т.д. Таким образом, можно сказать, что МСУ имеют свои плюсы и минусы. К положительному можно отнести то, что сельские поселения и т.п. будут сами решать свои конкретные проблемы. К минусам можно отнести отсутствие возможности получения дохода во многих селах РА.
24 июня нас посетила Анна Фаартофт представитель датской общественной организации "ИНФОНОР". Она приехала к нам на стажировку с целью, ознакомления с работой нашего Центра. Анна в данный момент является так же студентом, и стажировка входила в планы ее учебы.
26 июня прошёл IV съезд коренных малочисленных народов Республики Алтай. В работе съезда участвовали делегаты Турочакского, Улаганского, Чойского, Кош-Агачского районов и Горно-Алтайска, представители теленгитов, которые первый раз приняли участие в съезде, тубаларов, чалканцев и кумандинцев. В работе съезда приняли участие Михаил Иванович Лапшин, Глава Республики Алтай, который выступил с приветственной речью и проинформировал о работе Правительства РА по решению проблем КМН и Председатель Госсобрания Эл Курултай РА Игорь Эжерович Яимов, который в своём докладе сообщил делегатам о принятии закона об охране Телецкого озера. Гостями съезда были Председатель Ассоциации коренных малочисленных народов, Севера, Сибири и Дальнего Востока России С.Харючи и Вице-президент М.Тодышев.
По заявлению АКМН РА Арбитражный суд, удовлетворил иск по "вертолётной площадке", хотя ответчик оставил за собой право на обжалование в судебном порядке. В.С. Максимов в своём отчёте сообщил, что в Информационном центре города Москвы прошли стажировку 4 человека все представители КМН. В Москве обучался Роман Тадыров, который прежде проходил стажировку в Информационном Центре Коренных Народов Республики Алтай в группе №1.
Выступления делегатов съезда было больше эмоциональными, чем рационально направленными. Делегатами было выдвинуто 3 кандидатуры: В.С. Максимов, В.А. Кыдатов и Н.Н. Пешперова.
На вопросы делегатов отвечал кандидат В.С. Максимов, которого критиковали за неудовлетворительную работу АКМН РА и авторитарное правление. Другому кандидату, Председателю общины кумандинцев Н.Н. Пешперовой задавали вопросы в основном касающиеся предпринимательской деятельности и фактории (пекарня и колбасный цех). Кандидат В.А. Кыдатов после острых дебатов попросил снять свою кандидатуру в пользу В.С. Максимова. По результатам выборов президентом АКМН РА стал В.С. Максимов. 28 июня мы посетили Департамент федеральной службы занятости. Нас принял глава Департамента, Чулчушев Алексей Игнатьевич. Он рассказал о создании Департамента и основных моментах его работы. Эта служба является территориальной организацией Министерства труда. Недавно, по указу Президента РФ на федеральном уровне произошла реформа структуры Российского правительства. Многие министерства объединили друг с другом и во главе поставлены новые лица. Так Министерство труда и занятости объединено с другими пятью федеральными службами и агентствами во главе с М.Ю. Зурабовым.
Финансирование Департамента идет от федерального бюджета и там четко расписано, сколько средств пойдет на пособия, и сколько на активную политику (обучение, предпринимательство и т.д.). В РА за 2004г. выделено 35 млн. рублей, из них большая часть на выплаты пособий и малая на активную политику. Самый малый размер пособия составляет в РА 450 р. Раньше сумма пособия всем составляла 75% от предыдущей зарплаты. Сегодня учитывают причины увольнения, и к тому же, теперь максимальный размер пособия не может превышать уровень прожиточного минимума принятый в субъектах РФ. Также в январе 2003г. убрали дополнительные выплаты на иждивенцев, объясняя это тем, что на ребенка выплачивается пособие.
Департамент занятости поступает информация об имеющихся вакансиях, а служба занятости анализирует и выпускает объявления. Устраивает ярмарки, и мини-ярмарки вакансий. Еженедельно отправляет по электронной почте в районы информацию. По Горно-Алтайску 88% вакансий составляют рабочие профессии. Это строители, специалисты для СТО, бульдозеристы и т.д. В информацию о вакансиях не входят данные о потребностях органов управления (Правительство, Банки и т.п.). Они заявляют, что у них свои методы и критерии отбора работников. Также Служба осуществляет профподготовку и переподготовку специалистов, в основном через ПТУ, техникумы и т.п. В последнее время республику заполнили рабочие из стран СНГ. Это в основном строительные бригады. В РА существуют квоты на их принятие (33 человек в РА). А в республике сейчас зарегистрировано 144 иностранцев. Также департамент рассматривает вопросы трудоустройства для альтернативной службы. Граждане пишут заявления и там их рассматривают.
Таким образом, можно сказать, что мы многое узнали на этой встрече и выражаем благодарность Чулчушеву Алексею Игнатьевичу.
29 июня состоялась у стажеров Центра очень интересная встреча. Нашим гостем была Агнешка Холенба. Агнешка по национальности полячка, но в данный момент работает в Германии. По специальности она антрополог. Ранее она работала в Кош-Агачском районе в течение 2,5 лет. Для нас было необычным то, что Агнешка владеет алтайским языком, то, что она очень хорошо знает обычаи народа. Она очень интересуется о религиозной жизни, каковы особенности почитания гор, аржана. На основе собранного материала Агнешка планирует написать кандидатскую работу. Она поделилась своим мнением по поводу перспективы развития туризма в РА, развития парков и этнопарков, а также отношение к ним местного населения, затронула и проблемы молодежи. Интересно то, что впервые Агнешка побывала на Алтае в студенческие годы, до этого, по ее словам, она знала об Алтае, но конкретной информации не было. "Попала по ведению судьбы, так это все сложилось" - признается она. За время работы Агнешка поддерживает тесные связи с Институтом Алтаистики. Но более всего ее интересует современные процессы в жизни народа. У Агнешки большой настрой для продолжения работы на Алтае.

Подборку материалов о встречах подготовили
Эрмак Катынов, Арчын Аргымаев и Эркин Кучинов

ЭКОЛОГИЯ: СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ ЭТНО-ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ АЛТАЯ

 

 

ААР является "зонтичной" программой, внутри которой будут проводиться различные проекты по развитию местных общин и охране природы. Основными направлениями проектов будут развитие (1) сети существующих региональных парков, (2) туризма с вовлечением коренных общин и (3) демонстрация использования возобновляемых источников энергии (солнечных, ветро и гидрогенераторов электроэнергии) на территории парков и туристических организаций. Пилотными ООПТ программы выбраны три ПП Онгудайского района. На первой фазе программы (2004-2005гг.) будут проведены мероприятия по обучению управленческого состава парков планированию землепользования посредством проведения обменов (стажировок) специалистов природоохранных организаций, управленцев парков и туристических организаций Алтая в национальных и природных парках в горных частях мира (США и Непал). В июле 2004г. семь специалистов из различных международных природоохранных организаций изучали проблемы развития парков Алтая и на данный момент разработана программа стажировки алтайских специалистов в ПП "Адирондак", США в ноябре с.г.
Туризм: многие коренные общины не вовлечены в развитие туризма, и они рассматривают туризм как негативный фактор и угрозу для их традиционного уклада жизни и культур. В данной ситуации, необходимо продвижение туризма основанного на вовлечении коренных общин для того, чтобы дать новые источники дохода для сельских жителей, в тоже время сохранять природное и культурное наследие Алтая. На Алтае существует большая потребность в малогабаритных источниках электроэнергии для изолированных парков, крестьянских хозяйств, и туристических баз. В рамках проекта по продвижению альтернативной энергетики "Тyнде кyндy"/"С солнечными лучами ночами" предполагается демонстрация шести солнечных модулей и их передача руководству парков и туристических организаций. Проект по установке гидрогенераторов для нужд парков и туристических организации будет реализован в течение 2005-2006гг. Для более подробной информации о программе ААР обращайтесь к исполнителям: Фонд Устойчивого Развития Алтая (indigenous@mail.gorny.ru) и Алтайской региональной общественной организации кумандинцев "Исток" (arook@mail.biysk.ru).

 

Статьи наших стажеров

ОБЩЕСТВЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СЕЛА

 

Константин Ергончинович Шылыков, Эл Башчи Курултая Алтайского Народа (общественной организации), который был стажером нашего Центра, делится своими идеями по решению проблем села

Учитывая расформирование общественных формирований (товарищеский суд, женский совет и т.д.) в последнее десятилетие назрела необходимость создания каких-то других общественных объединений, которые бы влияли на жизнь семьи и села. Если в советское время товарищеский суд или женсовет мог осуждать на своем заседании антиобщественный поступок жителя села, то сегодня это осуждается выше, т.е. виновных в чем-либо гражданина может признать только районный или высший инстанции суд. Решения вопросов социально-экономического характера могли делать только официальные органы в селе.
Настала необходимость создания каких-то общественных формирований, которые могли бы влиять на ход жизни села. Учитывая, что действие закона о самоуправлении начнется с января 2006 года, селянам необходимо подготовится к грядущим переменам в жизни села.
Рычаги экономического развития села будут предоставлены сельчанам. Самоуправление это самовыживание. Дотационному периоду нашей жизни приходит конец. На нашу протянутую руку Москва из года в год будет давать все меньше и меньше. Не потому ли сегодня стоит вопрос об укрупнении регионов, т.е. присоединение более слабых в экономическом отношении к более сильным. Ресурсы села в малом бизнесе, предпринимательстве, рациональное использование природных ресурсов, возможности каждого села и семьи станет решающим фактором в решении вопросов жизни грядущих дней.
В решении всех этих насущных вопросов немаловажное значение будет иметь сама организация жителей села. Для решения жизненно важных проблем села, необходимо создание маленьких ячеек сельчан для самоопределения своих жизненно важных вопросов. В этом контексте немаловажное значение имеет морально-этическое состояние общества. Учитывая этнические приоритеты алтайцев необходимо учесть их отношение к родной природе, обычаям и традициям. Отношение к пожилым, женщинам и детям.
Родовые связи людей и родственные узы с далеких времен имеют важное значение. И потому при создании самоуправляемых ячеек общества необходимо учесть авторитет вожака этого формирования. Необходимо в селе создавать на принципах родственных связей, родовых и территориальных признаков группы единомышленников.
Например, в селе имеются семьи из рода кыпчаков. Собравшись, эти семьи решат, кому доверить решение всех вопросов их семей. В первую очередь нужно учесть его авторитет и деловые качества. Если в старые времена в основном делался упор на возраст и авторитет, то сейчас нужно делать на авторитет и образованность. Человек, сведущий в вопросах сельскохозяйственного производства и в юриспруденции. Коммуникабельность и настойчивость в отстаивании интересов своих подопечных. Вот примерный портрет вожака. А должность его можно назвать, как сочтут нужным подопечные (Аба, Абай, Ака, Акай, Эjе, Эjебис). Есть в селе малочисленные сеоки которые могут объединиться и выбрать себе старшего. Можно создать фамильное объединение, территориальное или по роду занятия. В отношении пола, возраста и образования вожаков есть разные мнения. Хотелось бы увидеть в роли вожака рода, фамилии, территории или единомышленников, защитника, кормильца и зрелого мужчину. Но реалии диктуют не совсем однозначные решения. Сегодня во многих случаях семью (из-за безработицы мужчин) содержат женщины. И в общественной жизни во многих случаях активно участвуют женщины. Учитывая этот фактор, придется выбирать и женщин. Забота воспитания, обучения достойного гражданина своего села совместно с родителями и учителями, ведь благополучие каждого сельчанина зависит во многом матери, отца и от семьи.

КЕДРОВЫЙ ОРЕХ - ИСТОЧНИК ДОХОДА
ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМ ДЛЯ ПРИРОДЫ

 

Кедровый орех в горах Алтая растет с незапамятных времен. Кедр имеет свою периодичность при плодонесении. В среднем два, три года подряд кедр дает шишки и столько же отдыхает. В прежние времена народы Алтая в больших количествах орех не заготавливали. Собирали его только для личного употребления, особенно в голодные годы прошлых войн. После Великой Отечественной войны с постепенным ростом благосостояния населения, орех вообще не собирался.
Но ситуация в корне изменилась в последние 4-5 лет. Бездонный рынок "Поднебесной" потребовал кедрового ореха, причем в промышленных объемах. Тут же начали появляться цепочки из перекупщиков. И хотя цена в несколько раз занижалась по сравнению с тем же Новосибирском, все же была прилична. Народ охватила "ореховая лихорадка". Люди начали подниматься в тайгу целыми семьями, даже есть случаи, когда пожилые люди ходили за орехом, хотя это очень тяжелый труд.
Само по себе это явление очень помогло населению Республики Алтай. У людей появилась возможность заработать приличные деньги за короткий промежуток времени. Многие семьи, у которых не было возможностей, смогли приобрести кое- что для своего дома, одеть детей и т.п.
И все бы хорошо. Местное население кормится за счет природы, перекупщики богатеют на процентах, заказчики давят масло, производят лекарственные препараты, умножают свое благосостояние. Но тут как всегда появляются проблемы.
Одним из них является нестабильность цен. Перекупщики сообща искусственно занижают цены. А если какой-либо заезжий коммерсант начнет закупать по более высокой цене, то его тут же активно заставляют их снижать. Для этого иногда привлекаются даже чиновники и представители правоохранительных органов. Кроме этого имеется ряд других, еще более важных проблем.
Так уж сложилось, что алтайский народ имеет особое мировоззрение в отношении окружающей среды. Он видит себя в неразрывной связи с природой. Он обожествляет и бережет ее, считает ее живой в большей степени, чем это принято у других народов, и даже в некоторой степени разумной.
В недавнем прошлом, старшее поколение, находясь в тайге, воздерживалось от криков, пьянства и даже ругательств. А теперь толпы старателей, что только не вытворяют в тайге. Ведь за орехом начали приезжать и с других регионов: Новосибирска, Алтайского края и Кемерово.
Приезжают они не только сами, но и еще собирают толпы бомжей со свалок, которых снабжают продуктами, спиртом и "забрасывают" в тайгу. Они собирают своим хозяевам шишки за мизерную плату, либо вообще только за возможность питаться. И вот этот народ вместе с некоторыми местными представителями, не уважающие и не ценящие природу, пришедшие только с целью как можно больше "урвать", разрушают тайгу. Тяжелые вездеходные машины оставляют после себя такие глубокие колеи, которые не заживут очень долгое время. Повсюду разбрасывается мусор, проволоки, пакеты, консервные банки. А эти отходы цивилизации разрушаются очень и очень долго. Места же произрастания кедрача - тайга, является традиционными летними отгонными пастбищами. А мусор и банки очень опасны для ног лошадей и коров. Они могут очень сильно пораниться и тогда их приходиться только забивать.
Некоторые собиратели даже валят кедры, чтобы добыть орех, тяжелыми молотами ударяют по кедру, тем самым срывают кору, а это приносит большой вред дереву. В сезон собирания шишек в несколько раз учащаются лесные пожары. А в последнее время внедряется практика сдачи крупных кедровых массивов в аренду богатым людям. Они по периметру ставят охрану с автоматами и ружьями, и все, человеку, который всю жизнь прожил на этой земле, у которого предки здесь похоронены, не может ступить на эту территорию.
Таким образом, сбор ореха является как бы палкой на двух концах. С одной стороны, хоть какие то деньги для населения, а с другой наносится ощутимый вред природе. Поэтому нужно вырабатывать общую стратегию рационального подхода к решению этой проблемы с привлечением населения и властей. Может быть, создавать какие-то общественные отряды лесной охраны на период сбора. На уровне властей рассмотреть возможность заключения договоров на прямую с переработчиками ореха, чтобы держать стабильную цену.

Арчын Аргымаев

О ТУРИЗМЕ В УСТЬ-КОКСИНСКОМ РАЙОНЕ

 

Наступило лето. В этот период времени наша республика становиться привлекательным местом отдыха для многочисленных туристов. Конечно же, с такой первозданной красотой природы, с ее уникальными природными объектами как озеро Алтын-Кель (Телецкое), г. Уч-Сумер (Белуха), р. Катунь наша республика была и будет объектом внимания туристов. То, что Республику Алтай посещает большое количество туристов, на сегодняшний день имеет свои маленькие плюсы и большие минусы. Станет вопрос: "Почему большие минусы?" А дело в том, что, честно говоря, туризм у нас не развит, не регулируется, нет соответствующего сервиса обслуживания и много-много других проблем.
Меня, жителя Усть-Коксинского района, проблема, связанная с туризмом волнует не менее, чем, например, жителей Чемальского района. Так как наш район является одним из привлекательнейших мест для туристов.
Дело в том, что туристы посещают наш район и не оставляют после себя никаких доходов в пользу местного бюджета. То есть все получается просто, туристы приезжают сами по себе, живут, делают ночлеги, где хотят, жгут костры, оставляют горы мусора и только. По-моему мнению, туризм у нас должен быть на более организованном уровне, чтобы не было так называемых "диких" туристов. Чтобы от пользования нашими природными богатствами наше население получало доход. У нас в районе большое количество безработных, и урегулировав отношение в сфере туризма, можно было бы обеспечить население какой-либо работой. Нужно учитывать то, что на сегодняшний день количество туристов, которые отдыхают на территории нашей республики не большое, но год от года эта цифра будет расти. В будущем мы все равно столкнемся с данной проблемой, но стоять она уже будет более остро. Так почему же не отрегулировать туризм сегодня? Почему данные проблемы не решаются Правительством РА, администрацией муниципалитетов?
Ведь есть же целые государства, где доходы от туризма являются одним из основных доходов. По-моему мнению, такую систему можно отработать и на уровне района. Главное, чтобы было "желание" у руководителей и взаимопонимание с населением района.

Эрмак Катынов

ВЕРА В ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ

 

Я благодарна своей судьбе, что мне выпал счастливый случай стать стажером Информационного Центра Коренных Народов РА. За короткое время я познакомилась со многими интересными людьми. Нас учат активно участвовать в вопросах касающихся преобразовании жизни коренных малочисленных народов. Я надеюсь, что знания, опыт полученные в центре пригодятся мне, как представителю от малочисленного народа - кумандинцев для работы с общественностью.
В советское время люди жили в сельской местности трудились в колхозах, совхозах. В городах функционировали фабрики и заводы. Не сказать, что люди жили богато, но имели постоянный денежный доход, стабильный заработок. У народа жила вера в завтрашний день. Я была маленькой девочкой, но отчетливо помню то время, когда кумандинцы с радостью приглашали друг друга в гости. Старики пыхтели трубками, слышался кумандинский язык.
Но с начала 90-х годов с распадом колхозов, совхозов привел к развалу сельского хозяйства, в городах не работают фабрики, заводы. Что привело к безработице, лишению людей стабильной заработной платы. Многие нашли успокоение в спиртном от чего распались многие семьи, люди замкнулись, стали держаться друг от друга особняком. Старшее поколение все меньше общаются с молодежем, что приводит к вымиранию родного языка, забываются традиции и обычаи предков, которые тысячелетиями передавались из поколенья в поколенье.
Современное молодое поколение стремится к образованию, но знаний никогда не бывает много, существует такое понятие как гражданское образование. Где затрагивается широкий спектр вопросов о правах человека, малочисленных коренных народах, структуре и работе ООН, деятельности НКО, основы фандрайзинга и т.д. Только с таким багажом знаний, возможно, открыто работать с чиновничьим аппаратом, вести активную общественную деятельность. Стажируясь в информационном центре, я поняла, что проблемы, касающиеся кумандинцев, тесно переплетаются с проблемами других малочисленных народов.

Татьяна Салбашева

СТАЖИРОВАТЬСЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЛ

 

Про природу и красоты Горного Алтая, так много сказано и написано, что я подумал, нет смысла описывать места, где я родился, и живу по ныне, это село Каракокша. Но все- таки, на мой взгляд, таких мест как у нас больше нет, есть похожие реки, горы, озера, тайга, но все равно не то. Не удивительно, что у нас появились великие эпосы моего пра-прадедушки кайчи Николая Улагашевича Улагашева, Гомера алтайского народа. Но жизнь вносит свои коррективы в быт сельчан, в Каракокше практически забыт родной язык.
А если знают, то это очень старые люди. Хорошо, что есть в селе, такие как Аянова Мария, человек никогда не откажет, расскажет про уклад и обычаи тубаларов. Тайгу безжалостно уничтожают, да именно уничтожают. Когда мне было 10 лет, мы с отцом поехали на заготовку папоротника-орляка, на огромной территории торчали одни пеньки и не одной живой души. Ситуация не изменилась и по ныне, запрет на вырубку кедра, но большегрузные машины вывозят от нас в основном кедр-кругляк. Можно критиковать главу администрации района, села и т.д., что не чем не хотят помогать, чтобы улучшилась жизнь коренных малочисленных народов, но в первую очередь нужна активность от нас самих представителей КМН. С глав администраций нужно не просить, требовать, нам не нужно чужое, отдайте нам свое, нашу землю, нашу тайгу, нашу реку. Я точно знаю, что смогу спросить со своего соплеменника за срубленный кедр и отравленную реку и не допустить этого.
Вот поэтому я очень благодарен Суркашевой Надежде Константиновне, что пригласила на стажировку в Информационный Центр Коренных Народов, где смог получить необходимые мне знания о законах КМН. По ходу стажировки в информационном центре, посещая семинары, открыл много для себя полезного в плане информации, например, знакомство с такими энергичными общественниками как Саймунова Раиса Ивановна и Пушкинова Надежда Александровна, представителями Детского Фонда.

Марат Адлыков

Народный праздник народов Алтая: Эл Ойын

 

 

На Алтае одним из красивых и самобытных праздников является народный алтайский праздник - Эл Ойын, который собирает не только народы Алтая и регионов России, но и гостей из СНГ и дальнего зарубежья. Праздник демонстрирует уникальную культуру народов Алтая и привлекает большое количество гостей и туристов. Константин Ергончинович Шылыков, Эл Башчи Курултая Алтайского Народа, в своей статье рассказывает как возрождалась традиция празднования Эл Ойын, также своими впечатлениями об Эл Ойын делятся молодые стажеры.

ИСТОРИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭЛ ОЙЫН

 

Эл Ойын - народный праздник алтайского народа и он берет начало из древних времен. В те далекие времена, собираясь в условленное место, племена и роды состязались в силе и ловкости. Устраивали встречи и с близживущими государствами как Монголия и Китай. Известно, например соревнование по преданиям между кыпчакским силачом Ирбизек, который мог, взвалив коня на себя, мог перенести через перевал, с монгольским богатырем по борьбе куреш, победив которого стал известен далеко за пределами своих гор. Из его же рода силач Мырза, хотя безногий, мог перегнуть ствол любого ружья в "бараний рог", бег аргымака продемонстрировала алтайская девушка, ускакавшая на своем коне, переплыв на своем коне через реку Эдил (Волгу), от своих преследователей воинов поработителей. Преодолев дальние расстояния и переплавляясь через множество рек, вернулась на свою родину - Алтай. Есть много легенд и сказаний о метких стрелках и ловких охотниках, о которых слагают песни и были. В много дневных сказаниях кайчи сложены легенды о богатырях и красавицах рукодельницах. И вот 1988 год. Инициативная группа алтайской интеллигенции, сподвижники культуры и спорта решили восстановить те далекие времена своих предков и их народные игры.
Местом проведения игр выбрали с. Ело Онгудайского района. Выбор был не случаен. В этом селе живут, стар и млад, беспокойные сердца, горячо любящие свой народ их нравы и обычаи. Одухотворенные доверием проводить первыми Эл Ойын в родном селе еловцы воспрянули духом. В то время Еловским совхозом руководил С.С. Тузачинов человек дела и таланта. В него поверили руководство области и района до этого проводившего многочисленные спортивные игры и встречи зарубежных гостей в своем совхозе.
За опытным бывшим комсомольским и партийным вожаком потянулись люди. Главным режиссером был назначен отличный артист, певец и кайчи Ногон Шумаров. Он и сейчас часто ездит по заграницам, демонстрируя искусство горлового пения алтайского народа и великолепное исполнение на топшуре мелодии алтайских песен. Местом проведения Эл Ойын выбрали недалеко от села "куjурлу кобы" в переводе "солончаковый лог". Великолепное место со своим естественным амфитеатром. Кругом красотище гор и рек. Начало долины реки Урсул и устье реки Кайрылык. Здесь родились замечательные алтайские поэты и писатели Эркемен Палкин, Борис Укачин, Аржан Адаров.
В начале открытия праздника молодцеватые парни, одетые в национальные костюмы, на своих скакунах высоко подняв знамена, помчались на вершину рядом стоящей сопки. Воодрив на вершине знамена ознаменовали начало национальных игр. У многих на глазах были слезы. Духовное возрождение своей полузабытой культуры не оставило равнодушными никого. Прослезившись, бабушки, вздыхали, теперь и умирать можно после такой радости.
Почти все кто мог шить и кроить, старались до праздника обновить свои национальные костюмы. Мужчины старались украсить и привести в порядок конские снаряжения. С гор спустили табун скакунов и необученный косяк лошадей. Обучить и смирить необъезженного коня нужна смелость и большая сноровка. Мастера народных промыслов и ремесел, декоративно прикладного творчества проявили свой талант во всей красе.
И вот после такого незабываемого красочного народного праздника прошло 16 лет. Через каждые два года проводятся эти игры. В этом году Эл Ойын будет проводиться в Турачакском районе около села Тулой. Земля, родившая знаменитого сказителя кайчи Н.Улагашева и Героя Советского Союза Семена Тартыкова примет своих гостей около священного озера Алтын-Кел - красавца горных долин и рек.

Константин Шылыков

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ЭЛ ОЙЫН - 2004

 

Эл-Ойын 2004 проходил со 2 по 5 июля в Турачакском районе. Я приехал утром 3-го числа, имея в кармане 280 рублей, на питание и обратную дорогу. В день приезда погода стояла сравнительно хорошая, вплоть до вечера, когда начался ураганный ветер, который срывал, переворачивал палатки и пошел дождь. Пришлось прятаться в палатках ребят, школьников приехавших показывать художественную самодеятельность. У детей грустное настроение, они здесь уже больше недели, кормят плохо, по крайней мере, в последнее время. Хотя, говорят что в продуктовых палатках всего полно, есть даже фрукты, но детям их не выдают. Еду варят сразу на большое число людей и ее не хватает, к тому же она успевает остыть. Поэтому мне кажется, и педагоги об этом говорят, что лучше всего было бы, если продукты или деньги разделили по группам или районам. Они взяли бы себе поваров, которые готовили для малых групп. Пища была бы всегда горячей, что немаловажно при той погоде какая стояла на празднике. И дети бы наедались хорошо, потому что у всех разный аппетит, кому - то надо много, кому - то мало.
Другой момент-это отсутствие вблизи размещения детей пунктов первой медицинской помощи. Со всеми проблемами приходилось бегать далеко, искать одного человека. Также нужно продумать структуру организаторов, то есть должен быть общий руководитель и несколько подчиненных, которые закреплены за определенными направлениями. Так как, когда несколько проблем решает один человек, то он просто физически не успевает реагировать на все вопросы. Отсюда и раздражение, и скандалы, и все прочее. К тому же существовала проблема отсутствия транспорта. Ведь действительно, когда проводиться мероприятие на уровне республики, то в обязательном порядке нужно выделить несколько автобусов для ввоза и вывоза людей (платно конечно). Следующий Эл-Ойын намечается в Онгудайском районе и все выше перечисленное и многие другие моменты надо проанализировать, и раз и навсегда выработать правильную отлаженную стратегию проведения.
В целом же, расположение мест проведения культурно-спортивных мероприятий, обеспечение водой и туалетами столь необходимыми при таком стечении народа, на мой взгляд, было организованно на хорошем уровне. Только из-за дождя, раскисшей земли и дорог общее впечатление было чуть испорчено. Также порадовало решение о допуске на абсолютное первенство по борьбе куреш только спортсменов республики. Только благодаря этому автомобиль "шестерка" остался в республике, и надо полагать данное решение не изменится в последующих празднованиях Эл-Ойына.
К тому же очень радовал факт взаимопомощи между людьми. На празднике я встретил друзей, родственников и они поддержали меня, бедного студента. Думается, что это было возможно благодаря тому мировоззрению, воспитанию, взаимоотношениям, которые приняты в нашем обществе. А допустим в обществе, где экономические интересы преобладают над другими, мне, наверно, пришлось бы очень туго.

Арчын Аргымаев

ОНГУДАЙ ГОТОВ К ЭЛ ОЙЫН - 2006 ?

 

Да и внешний вид села Онгудай из-за мусора не так уж и привлекателен, между прочим, празднование Эл-Ойына в 2006 году будет проводиться на Онгудайской земле и будет посвящена знаменательной дате 260-летию вхождения народов Алтая в состав России. Хотелось бы, чтобы до этого времени проблема мусора была решена.
Каждый, кто был в Онгудайском районе, а точнее сказать в районном центре Онгудай, тот не мог не заметить горы мусора при въезде в село. Каждый раз, когда я бываю в с. Онгудай и вижу весь этот мусор, мне становится стыдно за свой районный центр. Непонятно, кто мог разместить свалку при въезде в село, тем более с подветренной стороны. Отчасти виновато и само население Онгудая, так как до сей поры население активно сваливает там мусор, хлам и.т.д. Можно было бы понять, если бы эта свалка не разлеталась в прямом смысле этого слова. Дело в том, что как только будет сильный порыв ветра, то весь этот мусор летит в сторону села. Везде разбросаны полиэтиленовые пакеты, бумаги, обвёртки, бутылки и т.д. Известно, что данные предметы разлагаются очень и очень долго, нанося тем самым вред окружающей среде (загрязняются реки и т.д.). С распространением мусора весной распространяются разные болезни, объектами которой становится сам человек или животные.
Эта проблема возникает не только в Онгудайском районе, но и по всей республике. Например, побережье реки Катунь в Чемальском, Майминском районах. Хотелось бы, чтобы руководство района совместно с населением решили проблему с данной свалкой путем принятия оптимального решения. Что делать в данной ситуации? Придётся пожертвовать каким-либо клочком земли для захоронения мусора, а что можно сделать ещё? Ведь вторичной переработки у нас нет. Да и осознание людьми данной проблемы оставляет желать лучшего. А впереди большой праздник, уже международного значения, Эл Ойын 2006.

Эркин Кучинов

Как связаться с нами

 

Офис Центра находится по адресу г.Горно-Алтайск, ул. Чаптынова, д.30, 2 этаж, офисы 201-202. Для писем - г.Горно-Алтайск, а/я 10. Номер телефона и факса: (388 22) 21296. Двери Центра открыты для всех, кто хочет получать информацию и сотрудничать с нами!
Выпуск подготовила 3 группа стажеров ИЦ.

 

 

Информационный Центр публикует все статьи независимо от того, совпадает ли точка зрения Центра с мнением автора, и не несет ответственности за достоверность публикуемой информации, эту ответственность несет автор.
При перепечатке материалов ссылка на ИЦ КН РА обязательна © ИЦ КН РА

Более подробную информацию о проекте NPIR в России можно получить у руководителей проекта: координатора, Гульвайры Шерматовой по тел.: (3854) 30-33-10, факс: (3854) 30-50-10, эл.почта: arook@mail.biysk.ru и менеджера, Чагата Алмашева, эл.почта: indigenous@mail.gorny.ru. Вся информация будет размещена в сети Интернет на сайте проекта/организации: www.indigenous.ru











Copyright © Льыоравэтльан Все права защищены.

Опубликовано на: 2006-09-18 (10218 Прочтено)

[ Вернуться назад ]

Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.07 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com