Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




Бюллетень №1 Красноярского Регионального Этноинформационного Правового Центра ''Аргиш''

Содержание

Десятилетию коренных народов мира посвящаем!

Предисловие

Национальное право и коренные народы России

Наш край- наша земля- наш дом

Вниманию коренных народов: управление социальной защиты населения администрации края работает и в Ваших интересах

Начало партнерства?

Прошу слова!

Уважаемые стажеры информационно-правовых центров
Красноярского края, Республики Алтай и Республики Карелия!

Полезная информация - не секрет!

Международные инструменты в защите прав коренных народов

Информационная справка для негосударственных организаций, организаций коренных народов и других заинтересованных лиц

Вместо заключения

Красноярский региональный этноинформационный правовой центр "Аргиш"
(РЭИПЦ "Аргиш")

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Десятилетию коренных народов мира посвящаем!

НЕ ДУМАЙ О ТОМ, ЧТО ТВОЙ НАРОД МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ ТЕБЯ, А О ТОМ, ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ ДЛЯ СВОЕГО НАРОДА!

СЛОВО НАРОДОВ СЕВЕРА

№1 - 2004 Информационный бюллетень
Красноярского регионального этноинформационного правового центра "Аргиш"

Проект создания Сети продвижения гражданских инициатив
по защите Прав Человека, прав коренных народов

Аргиш коренных народов Красноярского края!

Национальное право и коренные народы России

Наш регион - наша земля - наш дом

Прошу слова!

Защита прав коренных народов и международные инструменты.

Полезная информация - не секрет.



г. Красноярск, март- апрель 2004
Десятилетию коренных народов мира - наш проект создания Сети по продвижению гражданских инициатив по защите Прав Человека, прав коренных народов!

 

Красноярский
Региональный
Этноинформационный
Правовой
Центр "Аргиш"

(РЭИПЦ "АРГИШ")


Это общественное объединение граждан России, созданное на добровольной основе для совместной деятельности создания Сети продвижения гражданских инициатив по защите Прав Человека, социальных, экономических и культурных развития коренных народов Красноярского края сегодня
и
Региональный Социально-Экономический Совет коренных малочисленных народов Севера (РСЭС КМНС)
завтра


МИССИЯ:

- развитие эффективных общественных механизмов защиты прав и свобод человека, формирования регионального имиджа в сфере продвижения гражданских инициатив по реализации прав коренных народов;
- содействие социально- экономическому развитию общин и иных организаций коренных народов путем правового просвещения на территориях исконного обитания;
- формирование толерантного отношения к уникальным культурам коренных народов, их достижениям в создании неистощительных способов природопользования, опыту сохранения целостности экосистем и уровня биоразнообразия на планете -вкладу в мировую культуру и стратегию устойчивого развития мирового сообщества.

ЦЕЛИ:

- развитие информационно- образовательных программ, проектов о правах человека и вовлечение коренные народы, молодежь региона в Сеть правозащитного образования;
- объединение коренных народов региона для защиты своих прав, социально- экономического и культурного развития, сохранения традиционного образа жизни в соответствии с Конституцией РФ, международными договорами;
- поднятие престижа общественных организаций коренных народов Красноярского края и авторитета региона по этому направлению региональной национальной политики;
- формирование благоприятного мнения общества, развитие правового плюрализма в вопросах определения особого статуса исчезающих коренных народов как хранителей природы;
- содействие укреплению единства России, дружбы народов.

В составе учредителей РЭИПЦ "Аргиш" известный эвенкийский писатель и поэт Алитет Николаевич Немтушкин, ученый- этнограф и социолог Виктор Павлович Кривоногов, представители женщин и молодежи коренных малочисленных народов Красноярского края. Директор РЭИПЦ "Аргиш"-

Новик Надежда Васильевна:
"освободиться от страха и нищеты, никогда не сдаваться и создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека"

Основные направления деятельности:
- власть и коренные народы;
- взаимодействие с общинами и иными организациями коренных народов, общественными объединениями и учеными;
- коренные народы и бизнес;
- коренные народы и СМИ;
- международная деятельность.
НАШИ КОНТАКТЫ: Ассамблея народов России, Московская Хельсинская Группа, Международное историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал", Благотворительный фонд поддержки инициатив гражданского общества "Точка опоры", Общество вепсской культуры, Информационные Центры Коренных Народов Республики Алтай и Республики Карелия, Законодательное Собрание Красноярского края, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Туруханского района
C нами можно связаться: тел/факс (8-3912) 539-479, тел 58-57-66; e-mail: nnovik@yandex/ru
Контактный адрес: 660118 Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Мате Залки, 6 "а"-281

Выпуск бюллетеня со всей ответственностью за достоверность и объективность информации подготовили стажеры первой группы регионального этноинформационного правового центра "Аргиш"- представители коренных малочисленных народов Красноярского края Кусамин Николай, Анна Кукушкина, Ирина Бальдина, Вера Смирнова, Любовь Бальдина, Вадим Рязанцев

Прошу слова!

Возможные варианты решения социальных проблем в национальном поселке Фарково Туруханского района Красноярского края.

В регионе немногие знают, что на территории края живет один их малочисленных северных народов- селькупы. В Туруханском районе это один из трех северных народов, судьба которого вызывает беспокойство. В основном они проживают в поселке Фарково. Сами себя многие из них называют "лесные люди". Особенно те, кто живет постоянно в лесу. Выезжают в поселок редко и только за тем, чтобы пополнить свои запасы. Поэтому у них более, чем у кого - либо, возникают проблемы с своевременным оформлением пенсий, детских пособий и т.д. Официально они почти все безработные. Правда, пособие по безработице не все получают по разным причинам. Продукция, которую они добывают (рыба, пушнина, мясо оленей и сохатых), чаще приходится на осеннее - зимний период времени года. Осенью можно зарабатывать себе на жизнь сбором дикоросов (клюква, брусника, морошка, черника и голубица) и опять же рыбой. Весна и лето - не самое удачное время для заработка. Это проблема для всех "лесных"!
Какой может быть выход из безработного летнего времени? Создавать национальные предприятий для сушки и копчения из заготовленных и сохраненных в морозильных камерах мяса и рыбы, пошивочные ателье и мастерские по изготовлению сувениров мастеров- художников, которые занимаются резьбой по дереву, шитьем бисером, изделий из меха, изготовлением изделий из бересты, работой бригад по строительству жилья… Все это тоже работа и серьезная помощь селькупским семьям. Это реализация способностей талантливых представителей коренных народов: Кусамина Ивана, Безруких Виталия, Аркадьевой Ольги Викторовны и др. Кто в первую очередь должен заниматься решением этих задач? Конечно, государство в лице наших органов местного самоуправления, то есть сельсоветы. Продвигать и финансировать эти гражданские инициативы по силам в поселке только им. Пусть это на первоначальном этапе будет "точечной" поддержкой, но помочь вернуться желанию у людей работать - надо! Человеку надо вернуть веру в себя! Это поможет вырваться коренным народам из нищеты.
Разумеется, сами люди тоже не должны сидеть сложа руки, когда их семьи очень нуждаются. Можно подать идею, но не прилагать никаких усилий, чтобы продвинуть ее в жизнь. Только вместе- власти и человеку- можно планы разрабатывать и претворять в практику. Для этого надо инициаторам идей обращаться в район за поддержкой своих социальных, экономических планов развития поселка и даже в край: к депутатам, как представителям законодательной власти в поселке, районе, крае и к должностным лицам исполнительной власти. Предварительно нужно запастись огромным терпением для того, чтобы свои идеи довести до конца.
У "лесных людей" есть особые проблемы. Не такие, как у тех, кто постоянно живет в поселке. Например, оплата коммунальных услуг (электроэнергия). Не думаем, что они должны платить за использование электроэнергии, пока всю зиму живут в тайге. А счета тем не менее и за этот период времени поступают в такие семьи. Самая большая проблема у "лесных людей" та, что даже в редкие приезды в свой родной поселок им негде жить. То ветхое жилье, которым они располагают, не позволяет жить даже в летние месяцы. А ведь у них тоже дети, зачастую это семьи многодетные. В таких условиях они смогут вырасти морально и физически здоровыми и достойными гражданами? Это в первую очередь все- таки забота местной власти. Эту проблему могут помочь решить безработные весной- летом охотники- рыбаки. Были бы созданы нормальные условия для строительства жилья (своевременная и достойная зарплата, строительные материалы и внимание власти).
В Фарково есть несколько семей, в которых дети- инвалиды, и это тоже большая проблема не только для коренных народов Севера, но и для каждой семьи. О том, что существует специальная программа поддержки детей- инвалидов, знает не каждый житель Туруханского района. Мы можем посоветовать им обратить свое внимание на программы поддержки семьям, в которых воспитываются дети- инвалиды. И от того, будет ли инвалидная коляска у семилетней Раи Кусаминой, зависит от желания совместной помощи родителей и районного отделения социальной защиты населения. Стажеры подготовили статью о программах социальной поддержки таких детей в специальной статье с названием программы краевого значения. Все наши рекомендации, статьи будут опубликованы через районную Ассоциацию КМНС (президент О.Л. Синникова) в "Слове народов Севера"("Маяк Севера"). Судьба Полины Безруких тоже зависит от заботы взрослых людей - мамы, родственников и должностных лиц, занимающихся реализацией программ социальной направленности в нашем районе.
Еще одна проблема - боль всех национальных поселков. Алкоголь! На наш взгляд, водочный бизнес в отношении коренных народов Севера - настоящий терроризм! Если бы люди были заняты делом, чувствовали внимание к своим проблемам председателя сельсовета, депутатов поселкового, районного и краевого уровней, эта проблема уменьшилась бы на 50%. Тут уместна и моральная поддержка православной церкви. Возможно. Во многих поселках района очень укрепились позиции религиозных сект (Бор, Келлог). От этого страдает культура коренных народов Севера. Россия всегда была православной, и на этой вере держался дух российских людей, какой бы они национальности не были!

С уважением

Стажеры РЭИПЦ "Аргиш" Николай Кусамин
Анна Кукушкина

Новости из Законодательного Собрания Красноярского края

1. 30-31 марта 2004 года состоялся третий Съезд депутатов Красноярского края. Его участники обсудили актуальные проблемы муниципальных образований, основные направления реформы местного самоуправления и социально-экономического развития региона и ряд других вопросов.
2. Доклад Губернатора Александра Геннадиевича Хлопонина "Основные направления социально-экономического развития Красноярского края на среднесрочную перспективу" осветил некоторые итоги развития Красноярского края за последние два года. Что касается коренных народов, прямо о них ничего не было сказано, но прозвучала информация о разработке Ванкорского месторождения, как одного "из наиболее перспективных проектов развития нефтегазодобычи в крае".
Мнение стажеров. Ванкорское месторождение находится на территории совреченских эвенков-оленеводов, сохранивших традиционное хозяйство северных народов - оленеводство. Два других народа Туруханского района Красноярского края-кеты и селькупы- эту специфическую форму хозяйствования только северных народов за предыдущие годы реформ и исторических новшеств потеряли. Не грозит ли и 150 эвенкам такая ситуация? Тогда будут утеряны ценнейшие традиционные знания уже трех народов самого северного района Красноярского края. Пока неизвестно, каким образом будет сохранено оленеводство на территории края. Действующих законов по этой традиционной отрасли хозяйствования в регионе нет. Но есть проект закона, а значит остается надежда.
3. В докладе Председателя Законодательного Собрания Александра Викторовича Усса "Приоритеты органов власти в Красноярском крае: задачи нового рубежа" отмечено то, что потребуется значительная нормотворческая работа "не только на краевом, но и на местном уровне" создать "новую правовую базу в сфере финансово-бюджетных, экономических, административных отношений".
4. Любой пользователь сети Интернет может получить оперативную и наиболее полную информацию о работе Законодательного Собрания края на официальном сайте www.legis.krsn.ru
Адрес Законодательного Собрания Красноярского края:
660009 г. Красноярск, пр. Мира 110.

Законы, по которым живет Красноярский край.
1. Законодательство в области государственного строительства.
2. Избирательное законодательство.
3. Законодательство в области местного самоуправления.
4. Законодательство в области управления государственной собственностью и экономической политики.
5. Законодательство в области природопользования и окружающей среды.
6. Законодательство в области землепользования.
7. Законодательство в области сельского хозяйства.
8. Законодательство в области промышленности и коммуникационного комплекса.
9. Законодательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
10. Законодательство в области здравоохранения и санитарно-курортного дела.
11. Законодательство в области науки и образования.
12. Законодательство о культуре, физической культуре и спорте.
13. Законодательство в области социальной защиты населения.
14. Законодательство в области семейных отношений, детства и молодежной политики.
15. Законодательство о труде и занятости.
16. Законодательство об устройстве судебной власти.
17. Законодательство об административной ответственности, безопасности, охране правопорядка, защите прав граждан.

Стажеры Бальдина Ирина, Смирнова Вера из п. Келлог Туруханского района по материалам встречи 1 апреля 2004 г. с депутатом Законодательного Собрания края Людмилой Александровной Каплиной

 

Предисловие

Аргиш коренных народов Красноярского края!

Слово "аргиш" для каждого из 45 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России означает "переезд, перемещение с одного места жительства на другое" в силу различных обстоятельств: природных, социальных, экономических, например, ограниченности природных ресурсов, способствующих выживанию рода, общины.
В современной жизни для нас это слово приобрело более широкое значение, чем просто бытовое: мы понимаем его значение, как категории культурного, морального, философского и даже политического уровней. Нас слишком мало, чтобы выжить, следуя нашим многовековым, но уже устаревшим неписанным правилам.
Требуются обновление, переосмысление нашего бытия. Чтобы человечество осознало ценность рожденных самой природой культур коренных народов, необходимо много учиться, надеясь на понимание и поддержку новой цивилизации и при этом сохранить древнюю - уникальные знания наших народов.
Именно поэтому мы
- "аргишим" к следующему этапу исторического развития, умножая знания наших предков современной практикой выживании в экстремальных условиях, приобретаем опыт движения с минимальными потерями из прошлого в будущее;
- включаемся в процесс развития коренных народов во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления для практической реализации Концепции государственной национальной политики России;
- учимся заново уважать себя как народ, верить в себя как в личность с ее естественными правами!
Сегодня наш "аргиш"- это не только освоение юридических норм, зафиксированных в Конституции, российском законодательстве, международно - правовых документах, но и осознание своего достойного места на планете Земля как хранителей Матери-Природы! Мы пробуем убедить общество в том, что "… каждый народ, населяющий нашу страну,- богоданность. Как воздух, земля, небо. И утрата любого, даже самого малочисленного,- невосполнимая потеря для всего человечества!"
Мы- прежде всего россияне и поддерживаем нашего Президента В.В. Путина: "Мы все с вами хотим, чтобы страна наша-Россия-была мощным, великим и могучим государством". Мы не хотим великих потрясений, нам нужна сильная духом и умом Россия, чтобы можно было по праву Человека гордиться, что являешься именно ее гражданином!

Директор РЭИПЦ "АРГИШ" Надежда Новик

Россия, Сибирь, Красноярск
Март, 2004

Национальное право и коренные народы России

Используйте федеральные законы, пока они есть!

1 часть. Вступление. Зовут меня Рязанцев Вадим. Представляю один из древних кетских родов- "бальна ден" (люди, происходящие от деревьев). Не хочу быть "Иваном, не помнящим родства", восстанавливаю родословную древо. Остановился на пятом поколении предков. Все они жили в п. Келлог Туруханского района. Большую помощь в этом оказывают моя бабушка и мама. Уверен: надо изучать историю и оставить потомкам какую-то информацию о своем народе. Вполне вероятно, что через 50 лет носителей кетского языка, культуры уже не будет, если политическая, социальная и экономическая ситуация будет оставаться такой, как сегодня. Численность кетов и других коренных малочисленных народов России будет поддерживаться только метисами.
То, что кеты- один из самых малочисленных народов Севера России, знают многие. Всего на территории России их 1200 человек. Эту численность подтвердил ученый-этнограф, изучающий этносоциальные процессы в Сибири, В.П. Кривоногов в своей новой книге "Кеты: десять лет спустя (1991-2001 годы). Он является одним из учредителей этноинформационного правового центра "Аргиш", открывшего свои двери 1 марта 2004 года. Материалы его мы будем публиковать в бюллетенях стажеров центра.
Хорошо, что в нашем крае появился такой этнический информационно-правовой центр, через который можно будет общаться с миром. Я- стажер первой группы. Четверо из шести стажеров- кеты. Открыт центр 1 марта 2004 г.для всех представителей коренных народов края, которые хотят учиться правам человека, ознакомиться с правовыми международными и национальными нормами. Особенное внимание директор центра "Аргиш" Новик Надежда Васильевна уделяет кандидатурам из мест исконного проживания. Свою деятельность центр посвятил Десятилетию коренных народов мира.

2 часть. Основная. Мне 21 год, я- студент 4 курса заочного юридического факультета аграрного университета г. Красноярск. Буду юристом из принципа и специализироваться буду по "Земельному праву". Это самый больной и важный вопрос для моего народа, а юристов своих он не имеет. Стать профессиональным юристом и защищать права коренных народов обязательно надо. Если бы государство действительно было заинтересовано в сохранении малочисленных северных народов, оно начало бы свою поддержку именно с подготовки юридических, экономических и экологических кадров, зная, что с новыми экономическими рыночными условиями им не справиться.
Быть юристом по правам коренных народов - не самая престижная в нашем крае профессия: о существовании коренных народов здесь уже забыли и 1500 человек влачат жалкое существование. Стараются не помнить и того, что недра и земли их традиционных территорий полны ресурсов, начиная от рыбы и заканчивая нефтью. Что имеют от этого сами коренные народы? Ни договоров, ни соглашений, ни самих территорий традиционного природопользования и, конечно, никаких возможностей для культурного, социального и экономического развития столь малочисленного, опекаемого и несамоуправляющегося, коренного населения.
Накопленный положительный опыт других регионов России, других северных стран не является авторитетом для нашего региона. А ведь он есть! Тот же Ханты-Мансийский автономный округ. Они добрались уже до законодательства по сохранению фольклора своих коренных народов. Другие вопросы решены. Канадцы предлагают их территорию в России как экспериментальную модель для институционального строительства коренных народов. Все эти достижения, разумеется принадлежат и органам власти округа, и самим коренным народам. У них практически реализуется принцип "Партнерство в действии!".
У нас с трудом "родился" закон "Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера Красноярского края" от 01.02.2003 №1215. Он устанавливает основы правовых гарантий указанным народам, но финансирования не предусматривает для его реализации. У богатого региона- донора нет механизма реализации единственного закона о коренных народах, нет средств! Ну хотя бы такой итог в период Декады коренных народов мира!
Была региональная программа, но из трех лет (2000-2003 годы) она едва проработала 1,5 года без полноценного финансирования. Закрыта в октябре 2003 года. Будет ли она функционировать далее, пока точно неизвестно. На этот вопрос не смогла ответить и президент Ассоциации коренных народов края Екатерина Анатольевна Сенькевич на встрече со стажерами 1 апреля 2004 г. А ее инициатива, активная деятельность коллег из числа коренных народов края очень нужна для реализации федерального законодательства о правах коренных малочисленных народов на их территориях!
Региональное законодательство молчит и в области природопользования и охраны окружающей среды, где вполне могли бы решаться проблемы коренных народов как хранителей природы с опорой на федеральные законы. Из 12 законов края ни один не решает проблем северных народов с точки зрения правового регулирования использования и охраны земель и других природных ресурсов, сохранения традиционных отраслей хозяйствования. Это бездеятельность тоже можно отнести к итогам Десятилетия в России? Кому так нужен нищий северный народ?
Еще не начавшие полноценную работу в регионах федеральные законы "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "Об основных принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока" уже пересматриваются Правительством. Неопределенность положения трех федеральных законов губительно сказывается на не имеющих свои административные территории очень малочисленные народы, в числе которых мой народ- кеты. И пока законы не изменились в худшую сторону после их рассмотрения в Государственной Думе, можно только посоветовать использовать во всю мощь действующие законы по созданию общин, образованию территорий традиционного природопользования и всеми способами обеспечивать свое представительство при принятии властью решений, касающихся интересов коренных народов! Это реально сделать только всем миром!
3 часть. Заключение. Мы поддерживаем инициативу общественных организаций коренных малочисленных народов обращения к Президенту России Владимиру Владимировичу Путину при внесении изменений в федеральное законодательство не снижать уровня достигнутых прав, сохранить основные принципы законов и усовершенствовать федеральное законодательство в соответствии с Конституцией РФ и международными принципами, нормами в отношении прав коренных малочисленных народов нашей страны. Иначе нашим народам просто не выжить. А Постоянному Форуму по вопросам коренных народов ООН необходимо в дальнейшем уделять более пристальное внимание особо малочисленным коренным народам мира. Начать можно с обычных контактов с такими центрами, как наш- региональный этноинформационный правовой центр "Аргиш". Поверьте: нам нужна Ваша поддержка, уважаемые эксперты Постоянного Форума коренных народов ООН и других международных организаций!


В. Рязанцев, март 2004

Наш край- наша земля- наш дом

С 01 марта по 1 апреля 2004 года стажеры РЭИПЦ "Аргиш" встречались с должностными лицами органов власти Красноярского края, президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Красноярского края и Эвенкии, координатором экономического развития общин Красноярского края, учеными и деятелями культуры. Материалы встреч мы публикуем в этом разделе.
1 марта 2004 г. состоялось открытие регионального этноинформационного правового центра "Аргиш", осуществляющего свою деятельность в рамках проекта "Создание Сети по защите и продвижению социальных, культурных и экономических прав коренных народов в Российской Федерации". Присутствовали должностные лица власти края, учредители центра.
Депутат Законодательного Собрания края, Председатель комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов Василий Семенович Нечаев рассказал на встрече со стажерами центра о проблемах регионального законодательства, поделился пакетом законодательных актов по правам человека, коренных народов для ознакомления и изучения. Пригласил на заседание Комиссии Законодательного Собрания по вопросам Севера 4 марта директора центра Новик Н.В. для представления проекта. В этот же день отдельная встреча с заместителем Главы Туруханского района Василием Ивановичем Булгаковым. Глава района Симона Григорьевна Юрченко поручила ему заботу об офисе для центра "Аргиш". Спасибо за поддержку!
Так стартовал наш центр "Аргиш". Впереди у стажеров обучение по программе "Права человека, права коренных народов" (240 часов). Многим из них предстоит впервые работать на компьютере. Надо будет усвоить уроки основ менеджмента, работы по проектам, понять деятельность некоммерческих организаций.
20 марта состоялась встреча с региональным Координатором экономического развития общин коренных малочисленных народов Севера Красноярского края (REDO) Афанасьевым Александром Артемовичем, который работает в крае с декабря 2002 г. в этом качестве в рамках российско - канадского проекта ИНРИПП-2. Основными задачами координатора являются: 1) практическая помощь развитию экономики коренных народов, 2) работа в контакте с коренными народами с целью развития экономики совместными усилиями, 3) работв в контакте с местной АКМНС и органами региональной власти.
В этот же день состоялась встреча с известным далеко за пределами России эвенкийским писателем и поэтом, одним из учредителей нашего центра Алитетом Николаевичем Немтушкиным. Состоялась интереснейшая беседа о ценности культур коренных народов, о необходимости бережного отношения к ней.
22 марта состоялась встреча с ученым- исследователем этносоциальных процессов в Сибири, преподавателем педуниверситета г. Красноярск одним из учредителей нашего центра Виктором Павловичем Кривоноговым. Он рассказывал о проблемах выживания сибирских этносов, о влиянии алкоголя на их демографические показатели. Ученый называет алкоголь одним из главных убийц северян.
26 марта была запланирована встреча с президентом Ассоциации КМНС Красноярского края и Эвенкии Екатериной Анатольевной Сенькевич. И хотя она оговаривалась неделю назад, президент на встречу не пришла.
31 марта состоялась насыщенная информацией встреча в управлении социальной защиты населения администрации края с начальником организационно- правового отдела Бурыхиной Эльвирой Мартыновной, ее главными специалистами Богдановым Денисом Валерьевичем, Сухановой Ольгой Ивановной и главным специалистом отдела анализа и прогнозов Ибрагимовой Натальей Георгиевной. Материалом, которым они вооружили нас, мы будем делиться с читателями нашего бюллетеня.
1 апреля нас гостеприимно приняла в кабинете Законодательного Собрания депутат Каплина Людмила Александровна, вооружила нас богатейшим материалом о работе краевого Парламента. Представляем первые из них вашему вниманию.
В этот же день мы нанесли визит в Комитет по делам национальностей, общественных и религиозных объединений администрации края руководителю сектора национальной политики Рамзану Додишевичу Цокоеву. Беседа была интересной, но информацию о перспективах реализации программы социально- экономического развития мы не получили. В конце нашей беседы присоединилась к встрече Е. А. Сенькевич- президент краевой Ассоциации КМНС. Возможно, она даст какие-то ответы на наш письменный запрос, а мы поделимся с Вами.
Новости из Законодательного Собрания Красноярского края

1. 30-31 марта 2004 года состоялся третий Съезд депутатов Красноярского края. Его участники обсудили актуальные проблемы муниципальных образований, основные направления реформы местного самоуправления и социально-экономического развития региона и ряд других вопросов.
2. Доклад Губернатора Александра Геннадиевича Хлопонина "Основные направления социально-экономического развития Красноярского края на среднесрочную перспективу" осветил некоторые итоги развития Красноярского края за последние два года. Что касается коренных народов, прямо о них ничего не было сказано, но прозвучала информация о разработке Ванкорского месторождения, как одного "из наиболее перспективных проектов развития нефтегазодобычи в крае".
Мнение стажеров. Ванкорское месторождение находится на территории совреченских эвенков-оленеводов, сохранивших традиционное хозяйство северных народов - оленеводство. Два других народа Туруханского района Красноярского края-кеты и селькупы- эту специфическую форму хозяйствования только северных народов за предыдущие годы реформ и исторических новшеств потеряли. Не грозит ли и 150 эвенкам такая ситуация? Тогда будут утеряны ценнейшие традиционные знания уже трех народов самого северного района Красноярского края. Пока неизвестно, каким образом будет сохранено оленеводство на территории края. Действующих законов по этой традиционной отрасли хозяйствования в регионе нет. Но есть проект закона, а значит остается надежда.
3. В докладе Председателя Законодательного Собрания Александра Викторовича Усса "Приоритеты органов власти в Красноярском крае: задачи нового рубежа" отмечено то, что потребуется значительная нормотворческая работа "не только на краевом, но и на местном уровне" создать "новую правовую базу в сфере финансово-бюджетных, экономических, административных отношений".
4. Любой пользователь сети Интернет может получить оперативную и наиболее полную информацию о работе Законодательного Собрания края на официальном сайте www.legis.krsn.ru
Адрес Законодательного Собрания Красноярского края:
660009 г. Красноярск, пр. Мира 110.

Законы, по которым живет Красноярский край.
1. Законодательство в области государственного строительства.
2. Избирательное законодательство.
3. Законодательство в области местного самоуправления.
4. Законодательство в области управления государственной собственностью и экономической политики.
5. Законодательство в области природопользования и окружающей среды.
6. Законодательство в области землепользования.
7. Законодательство в области сельского хозяйства.
8. Законодательство в области промышленности и коммуникационного комплекса.
9. Законодательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
10. Законодательство в области здравоохранения и санитарно-курортного дела.
11. Законодательство в области науки и образования.
12. Законодательство о культуре, физической культуре и спорте.
13. Законодательство в области социальной защиты населения.
14. Законодательство в области семейных отношений, детства и молодежной политики.
15. Законодательство о труде и занятости.
16. Законодательство об устройстве судебной власти.
17. Законодательство об административной ответственности, безопасности, охране правопорядка, защите прав граждан.

Стажеры Бальдина Ирина, Смирнова Вера из п. Келлог Туруханского района по материалам встречи 1 апреля 2004 г. с депутатом Законодательного Собрания края Людмилой Александровной Каплиной

Устав Красноярского края
от 29.02.1996 №8-252 (с изменениями и дополнениями, внесенными законами
Красноярского края от 18.05.2001 №14-1290; от 01.-2.2002 № 1-12; от 04.03.2003 №5-897 )

Основан на идеях демократического и правового устройства края. О нем важно знать как об основном законе края. Он реализует полномочия Красноярского края - полноправного субъекта России, устанавливает принципы организации и деятельности краевой власти, учреждает высшие и иные органы государственной власти, регулирует вопросы непосредственного осуществления населением края принадлежащей ему власти, устанавливает основы местного самоуправления в крае, учреждает государственные символы края.
Основные принципы организации и деятельности органов государственной власти края: народовластие, подчиненность публичной власти праву, признание и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, идеологический плюрализм, невмешательство власти в законную деятельность общественных объединений, разделение властей, государственное содействие местному самоуправлению, поощрение хозяйственной инициативы, осуществление социально- экономической политики в интересах всего населения края, охрану окружающей природной среды, создание условий для социального прогресса каждого человека, социальную помощь наиболее нуждающимся людям.
В начале 2005 года предстоит объединение территорий Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского округов, хотя по Уставу в территорию края они уже входят, при этом сохраняют полномочия отдельных субъектов России.
Высшим органом государственной власти края согласно главам 5 и 6 Устава края является состоящее из 42 депутатов Законодательное Собрание (высший законодательный орган), и возглавляемый Губернатором края- высшим должностным лицом края Совет администрации (высший исполнительный орган).
В качестве суда края учрежден Уставный суд, в качестве органа государственного финансового контроля - Счетная палата края. В Уставе предусмотрено создание Избирательной комиссии края.
Некоторые статьи Устава края можно непосредственно использовать для защиты прав и интересов коренных малочисленных народов при условии, если есть для этого надежные механизмы:
Ст.2 п.2: "Государственная власть края обязана создавать условия для действенного и беспрепятственного осуществления основных прав и свобод человека и гражданина на территории края, не допуская дискриминации и не предоставляя привилегий в них в зависимости от национальности, языка, общественного, имущественного или должностного положения и других подобных обстоятельств социального и личного характера".
Ст.9: "В крае оказывается содействие сохранению и развитию национальных и этнических обычаев и традиций всех народов, населяющих край, удовлетворению культурных, образовательных, языковых и иных потребностей малочисленных национальных общностей, защищаются права, среда обитания и традиционный образ жизни малочисленных коренных народов".
Особое мнение стажера: Так ли это на самом деле, мы будем узнавать из информации, которую наши стажеры- представители национальных поселений края будут публиковать в бюллетенях центра. Проект закона Красноярского края "О государственной поддержке традиционных отраслей хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера Красноярского края" от 29.01.2004 №9-1716П задерживается на пути к окончательному рассмотрению и утверждению на этапе согласования по одной простой причине: некоторые правовые органы края считают, что проект закона дискриминационен по отношению к некоренному населению, проживающему и ведущему предпринимательскую деятельность на территориях коренных народов, хозяйствование которых нуждается во временных, но особых мерах защиты своей исконной среды обитания.
Согласно "Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации" от 7 марта 1966 года в ст.1 п.4 говорится: "Принятие особых мер с исключительной целью обеспечения надлежащего прогресса некоторых расовых или этнических групп или отдельных лиц, нуждающихся в защите, которая может оказаться необходимой для того, чтобы обеспечить таким группам или лицам равное использование и осуществление прав человека, не рассматривается как расовая дискриминация при условии, однако, что такие меры не имеют своим последствием сохранение особых прав для различных расовых групп и что они не будут оставлены в силе по достижении тех целей, ради которых они были введены".
Россия как государство- участник данной Конвенции и согласно ст. 2 должна "… принимать, когда обстоятельства этого требуют, особые и конкретные меры в социальной, экономической, культурной и других областях, с целью обеспечения надлежащего развития и защиты некоторых расовых групп или лиц, к ним принадлежащих, с тем, чтобы гарантировать им полное и равное использование прав и основных свобод. Такие меры ни в коем случае не должны в результате привести к сохранению неравных или особых прав для различных расовых групп по достижению тех целей, ради которых они были введены" .
Рязанцев Вадим

О необходимости принятия особых и конкретных мер
в отношении 1500 человек- представителей коренных
малочисленных народов Красноярского края.

1. К вопросу об устойчивом развитии и традиционно природопользовании Туруханского Севера, так как стажеры 1 группы приехали именно оттуда.

Туруханский район- район Крайнего Севера, занимает исключительное положение в административно территориальной системе Красноярского края: это самый северный его район. Районный центр село Туруханск находится от г. Красноярск на расстоянии 1100 км., по Енисею- 1440 км. 28 его населенных пунктов в среднем удалены от Туруханска на 400 км., 7 из них расположены на притоках Енисея. Общая протяженность водных судоходных путей до населенных пунктов 1860 км., по боковым речушкам-1060 км.
Основные реки- притоки Енисея: Подкаменная Тунгуска, Елогуй, Нижняя Тунгуска, Турухан, Курейка. Продолжительность навигации по Енисею на территории района 4 месяца, по притокам- от 7 до 20 дней из-за мелей. Железнодорожных и шоссейных дорог нет.
На территории района расположен поселок городского типа Светлогорск, административно подчиненный г. Игарка.
Площадь района 214 тыс. кв. км. Небольшая численность населения (около 13 тыс чел.) без Светлогорска обусловила низкую плотность на 1 кв. км.-0,057 чел. Для 28 поселений это вызывает острую проблему транспортной доступности для обеспечения даже минимальных условий жизнедеятельности населения района. Транспорт в основном осуществляется малой авиацией (вертолетами от 9 до 12 месяцев в году) и водным транспортом (4 месяца в году). Проезд из п. Келлог до райцентра Туруханск обходится в 1500 рублей, из Туруханска до Красноярска- 3000 рублей. В обе стороны общая сумма только проезда 9000 рублей. При средней зарплате 3000 рублей.
В районе в 15 из 28 поселений проживают представители коренных малочисленных народов Севера: кеты (816), селькупы (369), эвенки(188)- общей численностью 1373 человека (11.08% всего населения района). Эвенки проживают в абсолютно дискомфортной зоне северной части района, в экстремально дискомфортной зоне средней и южной части района (граница по 64* северной широты) живут кеты и селькупы. Это исконная среда их обитания.
Освоение района в начале XVII века обязано его богатейшим биологическим ресурсам, благодаря которым строилась многовековая история и культура аборигенных народов района.
Сегодня они вернулись к своему натуральному хозяйствованию: промыслу рыбы, пушного зверя, сбору дикоросов и оленеводству, которое сохранилось после 75 -летнего советского времени только у эвенков.
Вот цифры, которые могут сказать о самочувствии коренных народов района сегодня. Средняя продолжительность жизни в районе 61 год, у аборигенов-39. До пенсионного возраста доживает только 6,3% представителей этих народов. Основными причинами являются крайне низкий социальный уровень жизни и алкогольная зависимость, от которой высок уровень несчастных случаев, суицидов. Увеличилось число заболеваний органов дыхания, кровообращения, злокачественных новообразований.
Трудоспособный возраст аборигенов составляет 51%, из них только 13% официальные безработные. Но их больше в 3-4 раза, так как многие жители отдаленных поселений, будучи безработными, никогда не стояли на учете. Любовь Бальдина
(Продолжение следует в следующем номере бюллетеня).
2. Алексей Тарасов, "Московские новости", Красноярский край №43 от 4-10.11.2003 г.

Коренной вопрос
Аборигены красноярского Севера могут обрести право собственности на земли, где они охотятся, ловят рыбу и пасут оленей.
Несмотря на то, что Госдума не хочет отдавать огромные площади коренным народам российского Севера, Заксобрание Красноярского края все же намеренно закрепить за родовыми общинами территории традиционного природопользования.
Комиссия по делам Севера и коренных малочисленных народов внесла на первое чтение законопроект "О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Красноярского края". Если он будет принят, власти порекомендуют органам местного самоуправления определить порядок установления границ таких территорий.
Вместе с тем представители аборигенов предлагали внести в другой закон "Об основах правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера Красноярского края" поправку: "Промышленное развитие территорий, принадлежащих коренным народам, возможно лишь с их согласия". Однако минувшим летом депутаты ее отклонили.
В реальности же подобные вопросы решаются без оглядки на нечеткое законодательство. Причем вовсе не обязательно в пользу индустрии, покоряющей Север. Например, недавно покинули Енисейский район американские нефтяники. На реке Сым американский флаг взвился еще 10 лет назад. Учрежденная в Техасе Symskaya Exploration, Inc. получила лицензию на 25 лет, но здесь американские первопроходцы столкнулись с теми же цивилизованными проблемами, что и их прадеды при освоении прерий. Не выдержав, в мае американцы отказались от лицензии.
В то же время коренные жители поселка Сым (их лишь несколько десятков) выступили и против намерения краевой администрации создать здесь природный парк площадью в 2.5 млн. гектаров. Мнение эвенков и кето, традиционно промышляющих на этих землях, поддержали краевые депутаты, пообещав дойти до Генпрокуратуры, если аборигенов будут притеснять.
Правовые изыски региональных парламентов могут привести к тому, что, например, права эвенков, проживающих в Красноярье, будут значительно отличаться от прав эвенков в Эвенкийском автономном округе. Там, по словам руководителей Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, понятие "субъект традиционного природопользования" толкуется столь широко, что появляется возможность закрепления земель, где испокон веков жили и охотились аборигены, в собственности юридических лиц. По словам депутат Госдумы от Эвенкии Геннадия Дружинина, чиновники могут даже отказывать общинам коренных народов в получении лицензий на охоту.

Примечание стажеров центра "Аргиш": во-первых, мы такой проект закона еще не видели. Во-вторых, даже в период Десятилетия коренных народов мира, объявленного ООН в декабре 1994 года, Россия по-прежнему остается единственным приарктическим государством, не урегулировавшим законодательно свои отношения в области природопользования и охраны природы с коренными малочисленными народами и старожилами Севера.
Современная политика органов государственной власти в отношении коренных народов Севера до сих пор определяется установками советского времени, когда все виды и формы их деятельности рассматривались как "архаические пережитки", а практикующие их коллективы- как самые отсталые и консервативные группы населения страны.
Много понадобится времени (а у некоторых особо малочисленных народов его просто нет, и они на грани исчезновения со своей уникальной культурой), чтобы убедить общество, что образ жизни наших народов- это особый вид человеческой деятельности, который
- активно способствует сохранению целостности экосистем и поддержанию уровня биоразнообразия Земли и уже в силу этого является необходимой составляющей в процессе устойчивого развития в любом государстве;
- представляет собой основу национальных культур всех народов и культурного разнообразия планеты;
- является формой и условием существования менталитета и духовной жизни каждого народа, в серьезной степени определяет глубину и разнообразие духовных поисков всего человечества.

Смирнова Вера, Бальдина Ирина, Рязанцев Вадим

Вниманию коренных народов: управление социальной защиты населения администрации края работает и в Ваших интересах

Официально эта организация называется Управление социальной защиты населения г. Красноярска. Начальник Управления Ким Виктор Суменович. Адрес г. Красноярск, проспект Мира 34.
31.03.2004.состоялась встреча стажеров с сотрудниками Управления соцзащиты населения Красноярского края. На этой встрече присутствовали начальник организационно-правового отдела Бурыхина Эльвира Мартыновна, главные специалисты отделов: организационно-правового Багданов Денис Валерьевич и Суханова Ольга Ивановна, анализа и прогноза Ибрагимова Наталья Георгиевна.
Информацию о центре "Аргиш" предоставили стажеры из Туруханского района:
Кукушкина Анна и Кусамин Николай из п.Фарково (селькупы), Бальдина Ирина и Смирнова Вера из п.Келлог (кеты), Бальдина Любовь и Рязанцев Вадим из г.Красноярска,
Директор центра "Аргиш" Новик Надежда представила сотрудникам обращение стажеров
"О сотрудничестве в вопросах социального развития коренных малочисленных народов".
Особую обеспокоенность у стажеров вызывает то обстоятельство, что в период Десятилетия коренных народов мира, объявленного ООН на 1994-2004 годы, положение коренных малочисленных народов Красноярского края так и не улучшилась. Что стало причиной этой ситуации? Может, в нашем регионе никто не знает об этом значимом для аборигенных народов мероприятии? Или сами коренные народы не хотят жить хорошо? Что делать и кто виноват?

Вниманию стажеров был представлен перечень краевых целевых программ и законов (федерального и регионального значения):
- "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2003-2005 годы от 22.04.2003г. № 6-976
- "Старшее поколение" на 2002-2005 годы от 17.06.2001г. № 15-1446
- "Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации"
на 2003г.
- "Отдых, оздоровление детей и подростков Красноярского края" на 2001-2003 годы.
- "Защитник отечества" на 2000-2003 годы.
- "Дети-инвалиды" на 2003-2005 годы от 22.04.2003г. № 6-970
- "Книга "Никто не забыт"
-Закон Красноярского края " О социальной защите инвалидов Красноярского края"
-Федеральный закон " О социальной защите инвалидов в РФ"
-Федеральный закон " О ветеранах"
-"Дети - сироты" на 2002-2004 годы от 17.06.2001 г.№15-1441.
Грустно осознавать, что все эти программы работают не в полную силу по разным причинам: дефицит бюджета, не всегда целевое использование имеющегося финансирования, отсутствие программ социально-экономического и культурного развития в поселках коренных народов, бездействие должностных лиц и самих граждан (в нашем случае самих коренных народов) и т.д.
Знают ли граждане Крайнего Севера, что Советом администрации Красноярского края в Постановление от 5.02.2004 г №27-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально- демографическим группам населения Красноярского края за IV квартал 2003 г." введена норма "по районам Крайнего Севера в расчете на душу населения- 4546 рублей, для трудоспособного населения- 4736 рублей, для пенсионеров- 3401 рубль, для детей- 4293 рубля"? Теперь все зависит от того, как на реализацию этого постановления будут реагировать сами граждане. Возможно, пенсионерам из п. Келлог, пенсия которых составляет по данным на 15.08.2003 г. в пределах 894руб.47 коп. до 1320 руб. 18 коп. сможет помочь районное отделение социальной защиты населения, основываясь на своих программах социального развития, как это делается в других района и городах края?
Очень полезной информацией стало то, что Управление соцзащиты населения края занимается перспективным проектом сбором информации для банка данных по населению края, живущих в проблемных условиях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Уже сегодня из этого банка данных известно, что на 2960000 всего населения края около 1500000 считаются подопечными гражданами по программам социальной защиты.
Не менее интересно было узнать место Туруханского района в таблице "Оценка эффективности работы Управлений (Отделов ) социальной защиты населения за 2003 год"
(итоговые места): из 36 территорий края Туруханский район занимает среднее 9 место. На
лидирующих местах находятся Шушенский район, Енисейский район, г. Лесосибирск. Гордимся, что наши северные соседи г.Игарка находятся на 8 месте.
Мы считаем, что наш визит в Управление социальной защиты населения Красноярского края был одним из удачных в плане сотрудничества на перспективу в вопросах социального развития коренных малочисленных народов региона. Доброжелательность, открытость сотрудников Управления, желание идти навстречу нашим идеям оставляет надежду активизировать совместные усилия для улучшения уровня и качества жизни наших народов. Сотрудничество обещает быть максимально динамичным и эффективным.
Во всяком случае мы в это верим!

Стажеры 1 группы РЭИПЦ "Аргиш"
Бальдина Ирина
Бальдина Любовь
Кусамин Николай
Кукушкина Анна
Смирнова Вера
Рязанцев Вадим
31 марта 2004 год, Красноярск

Начало партнерства?

Начало партнерства?

1 апреля мы завершили цикл встреч с должностными лицами органов государственной власти Красноярского края, руководителями общественных объединений. Этих встреч было немного, но они были эффективны и в Управлении социальной защиты населения Красноярского края, в Законодательном Собрании и Комитете администрации края по делам национальностей, религий и общественных объединений. Нас вооружили всем необходимым материалом для ознакомления с ним людей в наших поселках Келлог и Фарково в Туруханском районе.
О программах и замечательных специалистах краевого Управления социальной защиты населения (В.С. Ким) мы писали в отдельной статье. Хочется поделиться впечатлениями о других встречах.
В Комитете по делам Севера и коренных малочисленных народов Законодательного Собрания края нас встретила Каплина Людмила Александровна - профессиональный депутат и добрый человек. Она рассказала о работе депутатов, структурой ЗС, показала Зал заседаний. Стажеры с удовольствием представили себя в будущем на этих местах, посидев на рабочих местах депутатов. На прощание мы сфотографировались, и Людмила Александровна вручила нам целый пакет документов:

- Как работает Законодательное Собрание Красноярского края
- Красноярский край 2003 год. Основные показатели социально-экономического развития края по итогам 2003 года
- Законы, по которым мы живем. Аннотированный перечень Законов Красноярского края
2003 года
- Депутатские вести 2003 год
- Депутатские вести 2004 год (информационно-методический бюллетень)
- Приоритеты органов власти в Красноярском крае: задачи нового рубежа 2004 года
- Основные направления социально-экономического развития Красноярского края на среднесрочную перспективу 2004г.

Мы, стажеры первой группы, благодарим за насыщенную беседу, интересную экскурсию и внимание к проблемам наших народов депутата ЗС Каплиной Людмилы Александровны. Спасибо ей за многолетнюю работу в интересах коренных народов края!
С нашей стороны мы благодарим ее за многолетнюю деятельность в интересах коренных малочисленных народов края и будем ходатайствовать о внесении ее кандидатуры в список женщин- политиков из числа северных народов края для специальной темы третьей сессии Постоянного форума по вопросам Коренных Народов - субсидиарного органа Экономического и Социального Совета(ЭкоСос) ООН "Женщины из числа Коренных народов". Она состоится 10-21 мая 2004 года в Нью-Йорке.
Мы предлагаем вности в этот почетный список Пикунову Зинаиду Николаевну, ученого по вопросам эвенкийского языка, родоначальника Ассоциации КМНС Эвенкийского автономного округа, а также Старейшин кетского народа, много лет проработавших в Совете Старейшин Ассоциации КМНС Туруханского района Ламбину Валентину Акимовну (Туруханск), Бальдину Клавдию Харламповну (п. Келлог), женщин- учителей селькупского народа Красноярского края из п.Фарково Черную Светлану Григорьевну, Бихерт Наталью Кимовну. В деле сохранения национальной культуры и языков они внесли значительный вклад. Низкий им поклон!

В этот же день мы встретились с Цокаевым Рамзаном Дадишевичем, руководителем сектора национальной политики Комитета по делам национальностей, религий и общественных объединений (Председатель Марк Геннадьевич Денисов).
Р.Д.Цокаев рассказал нам о деятельности комитета и направлениях работы сектора национальной политики. Несмотря на ограниченные финансовые ресурсы, Комитет координирует по разным направлениям различных деятельность общественных и религиозных организаций. Красочный буклет, который нам был подарен на прощание, рассказал нам о культурной жизни более чем 120 национальностей Красноярского края. Удачи всем специалистам Комитета, успехов в Вашем благородном деле!
Состоялась встреча и с Президентом Ассоциации КМНС Красноярского края Е.А.Сенькевич. Очень надеемся, что получим информацию по нашему письму от 26.03.2004г. от Ассоциации КМНС Красноярского края через газету "Маяк Севера".

Стажеры РЭИПЦ "Аргиш" Ирина Бальдина, Келлог
Вера Смирнова, Келлог
Николай Кусамин, Фарково
Анна Кукушкина, Фарково
Вадим Рязанцев, Красноярск
Любовь Бальдина, Красноярск

Прошу слова!

Возможные варианты решения социальных проблем в национальном поселке Фарково Туруханского района Красноярского края.

В регионе немногие знают, что на территории края живет один их малочисленных северных народов- селькупы. В Туруханском районе это один из трех северных народов, судьба которого вызывает беспокойство. В основном они проживают в поселке Фарково. Сами себя многие из них называют "лесные люди". Особенно те, кто живет постоянно в лесу. Выезжают в поселок редко и только за тем, чтобы пополнить свои запасы. Поэтому у них более, чем у кого - либо, возникают проблемы с своевременным оформлением пенсий, детских пособий и т.д. Официально они почти все безработные. Правда, пособие по безработице не все получают по разным причинам. Продукция, которую они добывают (рыба, пушнина, мясо оленей и сохатых), чаще приходится на осеннее - зимний период времени года. Осенью можно зарабатывать себе на жизнь сбором дикоросов (клюква, брусника, морошка, черника и голубица) и опять же рыбой. Весна и лето - не самое удачное время для заработка. Это проблема для всех "лесных"!
Какой может быть выход из безработного летнего времени? Создавать национальные предприятий для сушки и копчения из заготовленных и сохраненных в морозильных камерах мяса и рыбы, пошивочные ателье и мастерские по изготовлению сувениров мастеров- художников, которые занимаются резьбой по дереву, шитьем бисером, изделий из меха, изготовлением изделий из бересты, работой бригад по строительству жилья… Все это тоже работа и серьезная помощь селькупским семьям. Это реализация способностей талантливых представителей коренных народов: Кусамина Ивана, Безруких Виталия, Аркадьевой Ольги Викторовны и др. Кто в первую очередь должен заниматься решением этих задач? Конечно, государство в лице наших органов местного самоуправления, то есть сельсоветы. Продвигать и финансировать эти гражданские инициативы по силам в поселке только им. Пусть это на первоначальном этапе будет "точечной" поддержкой, но помочь вернуться желанию у людей работать - надо! Человеку надо вернуть веру в себя! Это поможет вырваться коренным народам из нищеты.
Разумеется, сами люди тоже не должны сидеть сложа руки, когда их семьи очень нуждаются. Можно подать идею, но не прилагать никаких усилий, чтобы продвинуть ее в жизнь. Только вместе- власти и человеку- можно планы разрабатывать и претворять в практику. Для этого надо инициаторам идей обращаться в район за поддержкой своих социальных, экономических планов развития поселка и даже в край: к депутатам, как представителям законодательной власти в поселке, районе, крае и к должностным лицам исполнительной власти. Предварительно нужно запастись огромным терпением для того, чтобы свои идеи довести до конца.
У "лесных людей" есть особые проблемы. Не такие, как у тех, кто постоянно живет в поселке. Например, оплата коммунальных услуг (электроэнергия). Не думаем, что они должны платить за использование электроэнергии, пока всю зиму живут в тайге. А счета тем не менее и за этот период времени поступают в такие семьи. Самая большая проблема у "лесных людей" та, что даже в редкие приезды в свой родной поселок им негде жить. То ветхое жилье, которым они располагают, не позволяет жить даже в летние месяцы. А ведь у них тоже дети, зачастую это семьи многодетные. В таких условиях они смогут вырасти морально и физически здоровыми и достойными гражданами? Это в первую очередь все- таки забота местной власти. Эту проблему могут помочь решить безработные весной- летом охотники- рыбаки. Были бы созданы нормальные условия для строительства жилья (своевременная и достойная зарплата, строительные материалы и внимание власти).
В Фарково есть несколько семей, в которых дети- инвалиды, и это тоже большая проблема не только для коренных народов Севера, но и для каждой семьи. О том, что существует специальная программа поддержки детей- инвалидов, знает не каждый житель Туруханского района. Мы можем посоветовать им обратить свое внимание на программы поддержки семьям, в которых воспитываются дети- инвалиды. И от того, будет ли инвалидная коляска у семилетней Раи Кусаминой, зависит от желания совместной помощи родителей и районного отделения социальной защиты населения. Стажеры подготовили статью о программах социальной поддержки таких детей в специальной статье с названием программы краевого значения. Все наши рекомендации, статьи будут опубликованы через районную Ассоциацию КМНС (президент О.Л. Синникова) в "Слове народов Севера"("Маяк Севера"). Судьба Полины Безруких тоже зависит от заботы взрослых людей - мамы, родственников и должностных лиц, занимающихся реализацией программ социальной направленности в нашем районе.
Еще одна проблема - боль всех национальных поселков. Алкоголь! На наш взгляд, водочный бизнес в отношении коренных народов Севера - настоящий терроризм! Если бы люди были заняты делом, чувствовали внимание к своим проблемам председателя сельсовета, депутатов поселкового, районного и краевого уровней, эта проблема уменьшилась бы на 50%. Тут уместна и моральная поддержка православной церкви. Возможно. Во многих поселках района очень укрепились позиции религиозных сект (Бор, Келлог). От этого страдает культура коренных народов Севера. Россия всегда была православной, и на этой вере держался дух российских людей, какой бы они национальности не были!

С уважением

Стажеры РЭИПЦ "Аргиш"

Николай Кусамин
Анна Кукушкина

Уважаемые стажеры информационно-правовых центров
Красноярского края, Республики Алтай и Республики Карелия!

"… почему мне запрещают охотиться, ловить рыбу,
собирать бруснику там, где я и мои братья родились,
где еще дед мой завалил медведя- шатуна,
который держал стойбище под страхом всю зиму?
На этих землях всегда жил наш род.
Теперь это охотничий участок приезжего человека.
Я буду жаловаться в ООН на такую несправедливость!"
(Кетский охотник
из Туруханского района)

За долгую жизнь мне часто приходилось слышать такие речи сородичей на реке Елогуй, когда мы ловили на удочку ельчиков, или собирали осенью в тайге бруснику. Почему- то всплывает мудрая русская сказка о лубяной и ледяной избушках зайца и лисицы. Я не знала, что им ответить, чтобы не обидеть и как-то помочь узнать ответы на все обиды. Своим четырем дочерям могла сказать, что надо учиться, учиться и учиться. Теперь советую и Вам: учитесь защищать себя, свои права на жизнь на земле предков.
Жизнь не бывает без препятствий. Она - дремучий лес. И так же, как в лесу, в ней очень легко заблудиться, забыть, какой тропинкой идти. Нас в детстве выручали оленьи тропы: они всегда вели к чумам. Теперь у нас нет ни чумов, ни оленей… Людей - кетов осталось совсем немного. Тех, кто говорит на нашем языке, около ста человек. Ваш чум- это знания! Рассказывайте о нас людям, желающим от души понять и принять культуру наших народов, сделавших своим домом суровый край земли - Север.
Сегодня можно и нужно учиться жить заново, хотя многое потеряно. Прошлое со всеми радостями и неприятностями все-таки прошло. Иногда оно возвращается как обида, неумение, а иногда нежелание умно и мирно решать проблемы. Надо уметь прощать. Ведь нашему обществу тоже надо еще учиться по- настоящему цивилизованным отношениям, где будем место уважению к старшему поколению и заботе о детях. Никто за нас не сделает нашу работу.
Помните: полезная информация - не секрет, и она делает жизнь человека интереснее, радостнее, полнее. Человек без нее, как лодка на суше. Знания необходимы, чтобы быть полноценным партнером в разговоре с жизнью.
Учитесь жить сами, делитесь своими знаниями с земляками в повседневной жизни, храните традиции и обычаи наших народов на земле, которую мы всегда называем Домом. Сохраните свое человеческое достоинство! Не забывайте благодарить друг друга, помнить, что несмотря ни на что Я ОСТАЛСЯ ЧЕЛОВЕКОМ, живущим в добрых отношениях с людьми разной веры и национальности. В этой уверенности Вам поможет простая кетская молитва:
Спасибо тебе, Мать - Природа, за то, что ты даришь людям своих детей!
Солнце, которое обогревает землю после длинной зимы !
Реку, которая дает нам пить чистую воду и радует рыбой!
Месяц, который освещает в тайге путик охотника!
Ветер, который отгоняет злых духов и приносит хорошие вести!
Огонь, который своим теплом и веселой пляской собирает семью возле очага!
Двери нашего Дома всегда открыты для добрых людей!
Наши ум и сердце всегда открыты для дружбы!

Бальдина Клавдия Харлампьевна, 70 лет, п. Келлог, Туруханский район

Полезная информация - не секрет!

Об Учебном Центре коренных народов (РИТЦ)
1. Адрес Центра: 119415, Москва, а/я 110, Учебный Центр коренных народов Севера (РИТЦ);
тел. (095) 9456682, (095) 2555623; факс (095) 9456682; электронная почта ritc@mail.ru
2. 30 марта- 12 апреля 2003г. в Москве проведен очередной курс РИТЦ по экономическому развитию общин коренных малочисленных народов Севера по совместному российско- канадскому проекту INRIPP-II, который реализовывает федеральная Ассоциация КМНСС и ДВ РФ.
3. Втрое полугодие 2003 г. РИТЦ реализовал программу малых грантов Центра, которая направлена на оказание адресной помощи представителям, общинам и поселкам коренных малочисленных народов Севера и в настоящее время Центр продолжает разработку новых учебных программ для представителей коренных народов в области устойчивого развития, социального партнерства и других направлений
4. РИТЦ ведет консультации с региональными администрациями об открытии филиалов и проведении учебных курсов в регионах проживания КМНС с целью расширения аудитории из числа коренных народов и вовлечения их в процесс обучения
5. В планах РИТЦ: издание книг и учебных пособий для распространения среди общин КМНС
6. РИТЦ открыл отдел развития в структуре и принимает информацию от коренных народов в рубрику, посвященную региональным новостям и работе региональных координаторов
7. РЕГИОНАЛЬНЫМ КООРДИНАТОРОМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩИН КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (REDO) ЯВЛЯЕТСЯ АФАНАСЬЕВ АЛЕКСАНДР АРТЕМОВИЧ:
- Образование: высшее.
- Национальность: эвенк.
- Дата рождения: 26.04. 1971
- Почтовый адрес: 660049, г. Красноярск, ул. Тельмана, дом 44
- Тел. (3912) 56-66-82, сот. 8-903-922-06-08; е-mail: alex-chin@yandex.ru
- с декабря 2002г. изменился состав региональных координаторов экономического развития в регионах, и все сотрудники работают в рамках российско-канадского проекта ИНРИПП-2 в ноябре прошли стажировку в Москве и в Канаде;
- основными задачами регионального координатора являются:
" практическая помощь развитию экономики коренных народов;
" работа в контакте с коренными народами с целью развития экономики совместными усилиями;
" работа в контакте с местной АКМНС и органами региональной власти.

Об информационном Центре Коренных Народов Республики Алтай (ИЦКН)
1. Открыт в марте 2004 г. в рамках Проекта по созданию Сети Информационных Центров коренных народов России в местах их исконного проживания, как и подобные Центры в Республике Карелия и Красноярском крае по инициативе Информационного Центра Коренных Народов России "Лаураветлан".
2. ИЦ "Лаураветлан" организовал свою работу в 1993 году по предложению Конференции ООН с коренными народами Арктики и Сибири и с 2003 года работает в регионах. В настоящий момент руководство проекта располагается на Алтае.
3. Адрес ИЦКН Республики Алтай: 649000 Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чаптынова, 30, тел/факс (388 22) 2-12-96; e-mail: infocenter@mail.gorny.ru, indigenous@mail.gorny.ru, Интернет: www.indigenous.ru

Адрес редакции журнала "Мир коренных народов - живая Арктика"Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (АКМНСС и ДВ РФ), откуда Вы вправе получить на бесплатной основе журналы с интересующей их информацией:
119415 Москва, а/я 110; тел/факс (095) 1650754, 1646939; Павлу Суляндзига, Ольге Мурашко
Пишите, уважаемые сородичи, обо всем, что Вас интересует,
в организации коренных народов Севера и многое изменится в Вашей жизни!
Информацию по итогам встречи 26 марта с Афанасьевым А.А.подготовил Рязанцев В.

Международные инструменты в защите прав коренных народов

Организация Объединенных Наций и коренные народы

Настоящий информационный материал бюллетеня регионального этноинформационного правового центра "Аргиш" подготовлен по информации Постоянного форума ООН так, чтобы дать коренным народам практическую информацию о деятельности и процедурах Организации Объединенных Наций (ООН) и ее различных учреждений, занимающихся правами человека и развитием.
ООН основана в 1945 году после второй мировой войны для строительства более совершенного мира без конфликтов для достижения трех основных целей, изложенные в Уставе: обеспечение мира и безопасности, содействие социальному и экономическому развитию и обеспечения уважения к правам человека во всем мире.
ООН- это добровольная ассоциация независимых и суверенных правительств (или государств- членов), это сложная сеть международной организации, охватывающая все области человеческой деятельности из ряда отдельных органов, ответственных за решение экономических, социальных, культурных или гуманитарных вопросов.
Практически все организации и специализированные учреждения ООН занимаются сейчас правами коренных народов и вопросами их участия в деятельности в целях развития. В бюллетенях нашего правового центра мы будем рассказывать о том, каким образом эти организации и учреждения работают по улучшению положения коренных народов во всем мире и как обсуждаются варианты участия коренных народов в такой деятельности.

Международное десятилетие коренных народов

В конце 1993 года по рекомендации Всемирной конференции по правам человека Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила Международное десятилетие коренных народов мира (1995-2004 годы). Позднее Генеральная Ассамблея постановила, что Десятилетие будет проводиться под девизом "Коренные народы: партнерство в действии".
Цель Десятилетия заключается в сотрудничестве стран, где проживают коренные народы, в решении их проблем в области прав человека, культуры, образования, здоровья, окружающей среды.
В 1995 году Генеральная Ассамблея приняла программу и определила конкретные цели в рамках Десятилетия:
- осуществление ООН и других межправительственных учреждений мероприятий на благо коренных народов мира;
- распространение среди коренных и некоренных народов информации о культурах, языках, правах и надеждах коренных народов;
- поощрение и защита прав коренных народов;
- осуществление рекомендаций по проблемам коренных народов, принятых на конференциях высокого уровня, включая предложение о создании в системе ООН постоянного форума коренных народов;
- принятие проекта декларации ООН о правах коренных народов и дальнейшее развитие международных стандартов в области защиты и поощрения прав коренных народов.
Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала осуществить оценку достижения целей Десятилетия по показателям, характеризующим улучшение жизни коренных народов в середине Десятилетия (1999 г.) и по его завершении (2004 г.).
Координатором Десятилетия назначен Верховного комиссар ООН по правам человека, который представляет Генеральной Ассамблее доклады об осуществлении программы мероприятий в рамках Десятилетия.

Какие мероприятия осуществляются программой Десятилетия коренных народов мира?
1. Учитываются проблемы коренных народов в проектах и программах в области прав человека.
2. В 1995 году Генеральная Ассамблея рекомендовала разработать в системе ООН программу стипендий для представителей коренных народов, желающих получить практический опыт работы в системе ООН.
Это шестимесячная учебная стажировка, которая организуется ежегодно с июня по декабрь в Управлении Верховного Комиссара ООН в Женеве. Цель учебной стажировки заключается в предоставлении коренным народам возможности приобрести знания и навыки в сфере международных прав человека и прав коренных народов в частности, с тем чтобы они могли оказывать своим организациям и общинам содействие в деле защиты прав человека, прав своих народов. Программа специально разработана для представителей коренных народов, пользующихся поддержкой своих организаций, состоит из интенсивных курсов по правам человека, семинаров, брифингов (встреч), и т.д.
В ходе программы стипендиаты помогают в работе Секретариату организовывать деятельность Рабочей группы по коренным народам, учатся в различных учреждениях ООН (Международная организация труда, организации по вопросам образования, науки и культуры, Всемирной организации интеллектуальной собственности).
Обычно в год такие стипендии получают 4 представителя коренных народов из разных стран. Стипендия покрывает обратный билет из Женевы, медицинскую страховку, аренду жилья и суточные расходы в Женеве.
3. В ООН существует целевой Фонд (фонд добровольных взносов) для Международного Десятилетия коренных народов мира.
Одна из задач Фонда- поддержка в разработке и реализации проектов и программ, которые должны разрабатываться в сотрудничестве с правительствами и учитывать мнения коренных народов и учреждений ООН.
По линии Фонда осуществляется финансирование:
- субсидий по проектам для общин и неправительственных организаций коренных народов;
- бенефициаров для некоммерческих организаций коренных народов, имеющих возможность мобилизовывать из других источников необходимые дополнительные средства (финансирование небольших проектов-мероприятий по линии Десятилетия, направленных на укрепление организаций коренных народов путем просвещения, учебной подготовки по права человека и создания потенциала);
- рабочих совещаний и семинаров в рамках Десятилетия;
- рабочих совещаний по средствам массовой информации и коренных народов.

Рязанцев Вадим, стажер РЭИПЦ "Аргиш"

Информационная справка для негосударственных организаций, организаций коренных народов и других заинтересованных лиц

Одним из итогов международных мероприятий по итогам Десятилетия коренных народов мира стало создание 28 июля 2000 г. Постоянного форума по вопросам коренных народов Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) в соответствии с рекомендацией Комиссии по правам человека ООН.
В настоящее время назначены 16 человек Форума, из них:

Эксперты, представленные коренными народами Эксперты, представленные правительствами
Антонио Хаканамихой (Колумбия) Юрий А. Бойченко (Россия)
Айитегау Куэви (Того) Нюма Экунданайо (ДРК)
Уилли Литлчайлд (Канада) Юдзи Ивасава (Япония)
Оле Хеноик Мага (Норвегия) Уэйн Лорд (Канада)
Зинаида Строгальщикова (Россия) Отилия Лукс де Коти (Гватемала)
Паршурам Таманг (Непал) Маркос Матиас Алонсо (Мексика)
Милилани Траск (США) Ида Николайсен (Дания)
Фортунатто Турпо Хокеуанко (Перу) Цинь Сяомэй (Китай)

Постоянный Форум является вспомогательным органом и подотчетен ЭКОСОС. Ему предстоит давать экспертные консультации и рекомендации по социально- экономическому развитию, культуре, образованию, здравоохранению, окружающей среды и по другим вопросам коренных народов ЭКОСОС, а также программам и учреждениям ООН через ЭКОСОС.
Задачи Постоянного форума: содействовать координации деятельности в рамках системы ООН, относящейся к вопросам коренных народов, поддерживать распространение информации по проблемам коренных народов на перспективу.
Сессии Постоянного форума ежегодно продолжительностью 10 рабочих дней. В качестве наблюдателей могут участвовать государства, органы и учреждения ООН, межправительственные и неправительственные организации и организации коренных народов. Все наблюдатели имеют возможность сделать короткие заявления в ходе общего обсуждения. По их выступлениям на сессиях еще решение не принято. Этот вопрос может быть на повестках будущих сессий.
Уже прошли две сессии Постоянного форума. Специальной темой третьей сессии 10-21 мая 2004 года (ООН, Нью-Йорк) стала "Женщины из числа коренных народов". Поощряется участие женщин в числе делегаций негосударственных организаций.

Подборка материала
Вадима Рязанцева

Вместо заключения

В 2004 году заканчивается Международное десятилетие коренных народов мира, провозглашенное Генеральной Ассамблеей ООН. В более чем 70 странах насчитывается около 300 миллионов коренных жителей. Все они - наследники и носители бесценной культуры и способов общения с другими людьми и окружающей средой. Коренные народы сохранили социальные, культурные, экономические и политические особенности, отличающие их от общества, в котором они живут. Несмотря на культурные различия коренные народы мира имеют общие проблемы, связанные с зашитой их прав в качестве самостоятельных народов.
Сегодня коренным народам удалось привлечь внимание компетентных международных организаций (ООН, Совета Европы и др.) к своим проблемам и найти понимание в области признания своей самобытности, своего образа жизни и своего права на традиционные земли и ресурсы. Многие цивилизованные правовые государства признали, что на протяжении истории их развития права коренных народов нарушались (Канада "Заявление о примирении"). Признали они и то, коренные народы принадлежат, несомненно, к числу находящихся в наиболее неблагоприятном и уязвимом положении групп населения и нуждаются в особых мерах для защиты своих прав в государствах, на территориях которых проживают.
Мы очень надеемся, что наша Россия тоже предпримет реальные шаги в сторону улучшения положения своих 176 народов и этнических групп, проживающих на ее территории, 65 из которых относятся к малочисленным и 45 из них - народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это пятая часть национального сообщества страны и всего 200 тысяч человек. Для реализации программы Международного десятилетия в 1994 году образован Национальный организационный комитет, который имеет статус Правительственной комиссии. Тогда же утвержден комплексный план мероприятий. Поддержка малочисленных народов в эпоху перемен - важное направление в государственной внутренней политике. У малочисленных народов есть чему поучиться, и они заслуживают внимания государства к проблемам жизнеустройства в условиях существующих перемен.
Нормы обычного права коренных народов Севера учат делать правильный выбор между единством и разобщенностью. Выжить в суровых природных условиях можно только единой общиной. К сожалению, человечество - община нашей планеты Земля - еще не готово сделать свой окончательный выбор: его программа "Права Человека" не реализована. В полном объеме она будет претворена в реальность лишь в рамках будущего единства человеческого рода. Или - не будет.
Мы надеемся, что наши граждане понимают: национальное многоцветие- достоинство, источник духовного богатства, устойчивого развития России.
Мы - за правовую систему общества, которая гарантирует каждому своему члену равное пользование Правами Человека. Мы - за практическую реализацию Прав человека в нашей стране, так как нам близки и понятны их нравственные истоки!


Стажеры РЭИПЦ "Аргиш"
Красноярск, март 2004

Красноярский региональный этноинформационный правовой центр "Аргиш"
(РЭИПЦ "Аргиш")

В общественные организации коренных народов, общины, Советы Старейшин,
представителям коренных малочисленных народов Красноярского края,
органы государственной власти и местного самоуправления, СМИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

В период Десятилетия коренных народов мира (1994-2004) в рамках межрегионального проекта создания Сети по защите и продвижению социальных, экономических, культурных прав коренных малочисленных народов России в Республике Карелия, Республике Алтай и Красноярском крае начинают работу региональные этноинформационные правовые центры (РЭИПЦ), целью которых является обучение представителей коренных народов правам человека, правам коренных народов в частности и применению приобретенных знаний в жизни.
В течение первых двух лет (2004-2005) в трех региональных ЭИПЦ будут обучены 144 представителя из местных общин и общественных организаций коренных народов. Стажировка будет состоять из шестинедельных курсов с шестью стажерами в группе. Каждый региональный центр обучит четыре группы, то есть 24 человека за год. Результатом обучения каждой группы стажеров станет выпуск информационного бюллетеня "Слово народов Севера" о положении коренных народов в местах их исконного проживания, о ситуации с правами человека в их местных общинах. Информацию с мест привозят в центр "Аргиш" стажеры.
Обучение стажеров основано на изучении Всемирной декларации прав человека, международных пактов (Пакт о гражданских и политических права; Пакт об экономических, социальных и культурных правах), Европейской конвенции по правам человека, Проекта декларации ООН по правам коренных народов, Конституции России, российского законодательства о коренных малочисленных народах (федерального и регионального).
Обучение работе на компьютере, встречи с должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций, международных организаций, осуществляющих свою деятельность в регионах России; учеными, бывшими стажерами Информационного центра "Лаураветлан" (г.Москва), культурные мероприятия и т.д.- дополнительные программы стажировки.
Региональные ЭИПЦ берут на себя расходы по проезду, проживанию стажеров в период обучения. За направления, предварительную подготовку стажеров несут ответственность направляющие организации. По индивидуальным заявлениям подготовка к обучению в центре возлагается на заявителя.

Для стажировки в региональном центре коренных народов необходимо подать
1. Заявление ( приложение 1);
2. Заполненную анкету ( приложение 2);
3. Рекомендации от организаций, общин коренных малочисленных народов или органов местного самоуправления национальных поселений (по возможности и в свободной форме с подписью и датой рекомендующих).
Обязательные условия: личное желание учиться, информационный материал о положении коренных народов в поселении, районе, регионе; творческий подход в общественной деятельности и ответственность за претворение приобретенных знаний в жизнь в местах традиционного проживания своих народов.

Сроки стажировки в 2004 г: Прием заявок
1 группа- с 01 марта по 14 апреля до 15 февраля
2 группа- с 15 апреля по 30 мая до 30 марта
3 группа- с 1 июня по 14 июля до 15 мая
4 группа- с 15 июля по 30 августа до 01 июля.
За дополнительной информацией обращаться в представительство администрации района :
г. Красноярск, ул. Шахтеров, 41, а также 660118 г. Красноярск, ул. Мате Залки, дом 6"А"-281;
тел/факс 539-479, 58-57-66; e-mail: nnovik@yandex.ru

Директор РЭИПЦ "Аргиш" Н.В. Новик

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принята всенародным голосованием
12 декабря 1993 года

Мы, многонациональный народ
Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека,
гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся
государственное единство,
исходя их общепризнанных принципов
равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам
любовь и уважение к Отечеству,
веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России
и утверждая незыблемость
ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие
и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину
перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем
КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 9. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 69. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.









Copyright © Льыоравэтльан Все права защищены.

Опубликовано на: 2006-09-26 (9854 Прочтено)

[ Вернуться назад ]

Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.02 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com