Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Лаборатория межнационального взаимодействия
· О проекте
· Лаборатория в г.Томске
· Лаборатория в г.Горно-Алтайске
· Лаборатория в г.Абакане
· Стажировка в г.Москва
· Контакты
· Фотогалерея

   Поиск



   Информация

Rambler's Top100 Rambler's Top100


Бюллетень №2 Красноярского Регионального Этноинформационного Правового Центра ''Аргиш''

 

СОДЕРЖАНИЕ

Десятилетию коренных народов мира- наш проект!

Представляем Вторую группу стажеров нашего центра!

Обращение стажеров.

Информационно- образовательная Сеть коренных народов "Лаураветлан"

По материалам руководства ООН:
международные инструменты и защита прав коренных народов

Национальное право и коренные народы России

Мы- дети одной сибирской земли!

В мире традиционных знаний

Ученые об этносоциальных процессах в Сибири

Полезная информация- не секрет.

Летопись РЭИПЦ "Аргиш"

Нас приглашают!

Мы приглашаем!

Десятилетию коренных народов мира- наш проект!

Выпуск бюллетеня со всей ответственностью за достоверность и объективность информации подготовили стажеры РЭИПЦ "Аргиш", г. Красноярск - представители коренных малочисленных народов Красноярского края Любовь Тыганова, Леонид Кусков, Анна Дибикова, Александр Рязанцев, Алексей Тыганов. При публикации статей бюллетеня сохраняется стиль, интонация авторов. Мнения, изложенные в статьях, отражают точку зрения центра коренных народов края "Аргиш", но никоим образом не могут использоваться как отражение официальной позиции РЭИПЦ "Аргиш".

Представляем 2 группу стажеров РЭИПЦ "Аргиш"

Дибикова Анна, кетка, родом из п. Бакланиха Туруханского района, проживает в г. Красноярск, фармацевт-контролер; Тыганова Любовь, кетка, родом из п. Сургутиха Туруханского района, проживает в с. Бор Туруханского района, пенсионерка, экс- председатель Борского общества КМН; Тыганов Алексей, кет, проживает в с. Бор Туруханского района, закончил лесной техникум в г. Дивногорск, специальность- мастер леса; Кусков Леонид, кет, учащийся 9 класса школы № 97 г. Красноярск; Рязанцев Александр, кет, родом из Туруханского района, профессия - изготовитель художественных изделий из дерева, волонтер РЭИПЦ " Аргиш". Время стажировки: 15 апреля - 30 мая 2004 года

Вступление

Уважаемые сородичи! Дорогие читатели!
Стажерам центра важно знать, что материалы бюллетеня полезны как информация для размышления власти, бизнесу, простому человеку, любой социальной группе населения (коренным народам или молодежи): это наш скромный вклад в рождение гражданского общества. Человек, личность, гражданин в нашем государстве еще "спит". Мы со своей стороны прилагаем усилия, чтобы однажды "проснуться" в правовом государстве, в гражданском обществе.
Развитие и становление гражданского общества - прежде всего процесс самоорганизации людей различных слоев общества для защиты своих насущных интересов. Но такая самоорганизация возможна лишь при позитивном отношении к окружающему миру. Для этого надо осознать свои подлинные и долговременные интересы, как в других странах, прошедших трудный исторический путь развития.
Только "сверху" с принятием "хороших" законов и даже при надлежащем их исполнении должностными лицами государства, как и просветительско - пропагандистским путем (чем занимается наш центр), задача осознания своих истинных интересов не будет решена. Почему? А потому что интересы и потребности человека- это реакция на конкретные жизненные условия, в которых он существует. Разные люди живут в разных условиях, поэтому интересы и потребности тоже разные, иногда доходящие до антагонизма (например, учителя-олигарха, оленевода-чиновника…) Даже если их интересы одинаковы, они по - разному их реализовывают, потому что занимают различные социальные позиции, выполняют различные социальные роли… Объединиться им даже со схожими интересами бывает трудно. Это надо осознавать. И объединяться, зная и уважая то, что все - разные, но с общими или похожими интересами.
Мы сожалеем, что в период Десятилетия коренных народов мира (1994-2004) объединения коренных народов Красноярского края не произошло. Не удалось сделать многого: лидерам общественных организаций, общинам аборигенных народов сконцентрировать усилия на объединении общих интересов в определении границ территорий традиционного природопользования, запустить цивилизованные процедуры соглашений и договоров их использования нефте- газо- золотодобывающими компаниями, оценить ум и такой похожий вековой опыт своих народов в условиях сурового Севера, отстоять право на достойную, гарантированную Конституцией, жизнь наших старейшин… Пришло время собирать камни? Нет, так как мы живы, еще жива культура, растут дети, и у нас есть надежда: объединенные общими проблемами, организации коренных народов Сибири создадут основу для баланса интересов своих народов, которые станут залогом социальной стабильности на Севере нашего региона. Мы очень надеемся на взаимопонимание и сотрудничество с властью, бизнесом ("Норникель", "Русал", "Юкос" и др.) в решении проблем немногочисленных северных народов.
Стажеры 2 группы

Слово руководителям проекта

Уважаемые будущие стажеры ИЦ "Аргиш"!
Наверное, многим из Вас, проживающим и не совсем проживающим на своих исконных территориях, на землях предков, не совсем понятны цели создания нашего центра. В связи с этим стажеры 2 группы решили в своем бюллетене опубликовать дополнительную информацию о деятельности РЭИПЦ "Аргиш", а также рассказать о межрегиональной общественной организации "Лаураветлан Информационно-образовательная Сеть коренных народов" (коротко ЛИЕНИП).
Некоторым из вас (С. Баглич из п. Бахта, Л. Бальдину и А. Спиркину из п. Келлог, О. Синниковой из Туруханска и др.) в эту минуту вспомнилась Москва, учеба в Информационном Центре Коренных Народов России "Льыораветлан" (ИЦ "Льыораветлан"), теплая обстановка в кругу друзей и бесконечные беседы о проблемах своих сородичей. Первый урок по правам человека, по правам коренных народов, затем следующие…Несколько лет терпеливо, но настойчиво готовил "Лаураветлан" (так стали для легкости произношения называть свой центр стажеры) будущих лидеров общественных организаций коренных народов, хозяев общин из многих регионов России и вообще образованных граждан в правовом отношении из числа коренных народов. Их аргиш двинулся в будущее!
Сегодня вступительное слово в нашем бюллетене даем одному из бывших стажеров ИЦ "Лаураветлан", Исполнительному директору межрегиональной общественной организации "ЛИЕНИП" Гульвайре Шерматовой. В проекте ЛИЕНИП участвуют менеджер Чагат Алмашев, директор ИЦ коренных народов Надежда Суркашева из г. Горно-Алтайск, Надежда Новик из г. Красноярск, Евгения Шустова из г. Петрозаводск.
"Лаураветлан Информационно-образовательная Сеть коренных народов" образована в 2003 году на основе Информационного Центра Коренных Народов России "Льыораветлан". С 1996 года он успешно работал с представителями коренных малочисленных народов по информационным и образовательным программам, в том числе с представителями из Красноярского края. С 2003 года данную организацию возглавляю я, Шерматова Гульвайра, гражданка России и представительница коренного малочисленного народа Алтая - кумандинцев. Организация, ее руководство располагается на территории России в Республике Алтай.
Основными учредителями ЛИЕНИП являются общественные организации коренных народов- граждан России: Карельская региональная общественная организация "Молодежный информационно- правовой центр коренных народов "Невонд", Алтайская региональная общественная организация кумандинцев "Исток" (Алтайский край), Красноярский Региональный Этноинформационный Правовой Центр "Аргиш", Центр коренных народов Республики Алтай и Фонд устойчивого развития Алтая.
Другие организации, занимающиеся вопросами коренных народов, вправе вступать в члены сетевой организации, так как мы открыты для всех. Ни одна организация не может быть нелегитимной, так как все имеют право создавать любые объединения в целях защиты своих прав и свобод.
Руководство и члены нашей организации благодарны всем, кто организовал и содействовал образованию ИЦ "Льыораветлан" в 1996 г., основателю, партнерам и донорам: Президенту международного фонда "Лаураветлан", канадскому правительству, европейской программе ТАСИС. В 2003г. реализация проекта по содданию "Сети по Продвисоздание новой межрегиональной организации "Информационно- образовательной Сети Коренных народов "Лаураветлан" поддержана двумя представителями Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов от Российской Федерации Юрием Бойченко и Зинаидой Строгальщиковой, региональными правительствами и парламентами, немецкими донорами. Мы благодарны им, невзирая на их государственное и этническое происхождение, за то, что они оказали содействие в реализации наших идей по работе с коренными общинами России. Вы знаете, насколько это проблемный вопрос- становление аборигенных общин в нашей стране. Любые знания, полезный опыт нужны, как воздух!
На данный момент, хочу подчеркнуть, все участники "Лаураветлана" и региональных организаций- членов являются представителями коренных народов России.
Основные направления работы - это информирование и обучение представителей коренных народов России правам человека и правам коренных народов. Обучающие программы включают изучение международных стандартов защиты прав человека и прав коренных народов, структуру международных организаций, работающих в сфере защиты прав человека (ООН, Совет Европы и др.), российского (федерального, регионального и органов местного самоуправления) законодательства по правам коренных малочисленных народов.
Кроме правовых знаний, стажеры получают основы знаний работы на компьютере, менеджмента организаций, встречаются с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций; международных организаций, осуществляющих свою деятельность в регионах России; учеными, деятелями культуры, бывшими стажерами ИЦ "Лаураветлан" (г. Москва) и др. Вся информация о деятельности нашей организации размещена в сети Интернет на сайте www.indigenous.ru
Образовательный компонент является сильной стороной работы нашей организации. Подобную правовую стажировку в течение 1,5 месяцев для представителей КМН из сельских районов края не предлагает ни одна общественная организация коренных народов, например, в Красноярском крае. Таким образом, дублирования работы краевой ассоциации и ИЦ "Аргиш" нет. Содействовать развитию друг друга они вполне могут. Ассоциация может занять более конструктивную позицию и рекомендовать будущих стажеров для обучения в РЭИПЦ "Аргиш", так как они со своими знаниями будут необходимы, как кадры, для развития общин в местах исконного проживания на территории Красноярского края. Одна из особенностей стажировки представителей КМН в информационно-правовых центрах - пополнение знаний за счет информации об окружающем мире для формирования собственного взгляда на права человека, видения решения проблем коренных народов и оказания консультативной помощи.
Граждане, любые общины и иные общественные объединения коренных малочисленных народов имеют полное право запрашивать информацию относительно деятельности своей ассоциации, о программах, направленных на развитие общин, так как именно ассоциация призвана представлять и защищать интересы и права этих народов. По крайней мере, это обычная практика во многих регионах нашей страны. И если руководители ассоциаций не информируют своих членов о деятельности организации, это не делает им чести. Они лишь подчеркивают неконструктивность позиций и деятельности этих организаций в глазах своих членов, власти. Такой далеко не положительный опыт есть у нас на Алтае, есть и выводы, сделанные руководством Алтайского региона. Не хотелось бы в дальнейшем, чтобы складывалось подобное мнение обо всех коренных малочисленных народах и их общественных организациях из-за неккоректного поведения их представителей. Особенно лидеров. Лидерство предполагает ответственность за свои слова, дела и даже за свой народ. Каковы лидеры- таков народ!
Наша организация открыта для сотрудничества со всеми объединениями, и во время встреч руководителей информационно - образовательной Сети с властями Красноярского края 1-5 июня 2-4 г. мы сможем обсудить пути сотрудничества, в том числе с Ассоциацией коренных малочисленных народов Красноярского края и Эвенкии".

Международная система защиты прав человека (по материалам Руководства ООН для коренных народов)

Организация Объединенных Наций - цели задачи, структура
Права и свободы человека (кратко называемое в обществе права человека), являющиеся основным предметом изучения в центре "Аргиш" стажерами из числа коренных народов Красноярского края,- это пакет основных обязанностей государственной власти по отношению к подчиненным этой власти личностям (права) и запретов вмешательства власти в определенные сферы жизни людей (свободы).
В международном праве определяется минимальный пакет прав человека, который государства с разной культурой и традициями обязуются уважать. В рамках правовых систем отдельных государств этот общий пакет расширяется.
Перелом в развитии международной защиты прав человека произошел в результате событий второй мировой войны: одержавшие победу государства- союзники создали международную организацию, одна из целей которой- обеспечение мира во всем мире, предотвращение вооруженных конфликтов и создание соответствующей системы защиты прав человека.
Намерение создания такой организации было сформулировано в Атлантической хартии 1941 года. В результате стараний, предпринятых государствами, победивших в войне, в апреле 1945 года на учредительном съезде в Сан- Франциско была создана Организация Объединенных Наций (ООН).
Цели и принципы организации определяет Устав ООН, вступивший в силу 24 октября 1945 года. ООН призвана "… осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам для всех, без различения расы, пола, языка и религии". Устав ООН определяет шесть главных органов организации:
1. Генеральная Ассамблея состоит из всех членов ООН, каждый из которых может иметь не более пяти представителей; ее называют крупнейшим парламентом мира; в перерывах между сессиями работают постоянные комитеты, семь из которых - главные, затем комиссии по процедурам, постоянные комиссии и т. д.;
2. Совет Безопасности является исполнительным органом, состав которого ограничивается 15 членами: пять постоянных (США, Великобритания, Франция, Китай и Россия) и 10 непостоянных, избираемых на два года Генеральной Ассамблеей;
3. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС)- орган, имеющий особый характер в структуре ООН в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и прав человека; свою деятельность ЭКОСОС осуществляет при помощи многочисленных комиссий и комитетов, а также специализированных организаций ООН, например, Международная организация труда (МОТ), Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), ЮНЕСКО и т.д. ;
4. Совет по опеке - орган ООН, потерявший сегодня все основания своего функционирования: ранее он отвечал за "несамостоятельные территории" в рамках международной системы опеки (ст. 75 Устава ООН), но в 1994 г. с созданием Республики Паляу закончился период территорий- колоний, и Совет по опеке приостановил свою деятельность;
5. Международный Суд с местопребыванием в Гааге является судебным органом ООН и его главная задача- разрешение международных споров, вынесение консультативных заключений по конкретному, заявленному заинтересованными сторонами, спорному вопросу и толкование норм международного права; он не является компетентным органом для разрешения международных споров политического характера;
6. Секретариат- вспомогательный персонал для выполнения административных задач, необходимых в ООН, назначаемый Генеральным Секретарем ООН, который избирается Генеральной Ассамблеей сроком на 5 лет (в настоящее время должность Генерального Секретаря занимает с 1 января 1997 года Кофи Анан из Ганы).
Защита прав человека, как цель ООН, подчеркивается в преамбуле Устава ООН:
"Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности…".

1. УВКПЧ - Управление Верховного комиссара по правам человека
Особые задачи в области прав человека были поставлены перед ЭКОСОС. Ст.68 Устава ООН обязала Совет создать комиссии по поощрению прав человека. В результате 16 февраля 1946 г. была учреждена Комиссия по правам человека. Она состоит из 53 членов, представляющих в определенной пропорции, согласно геополитическому подходу, государства - члены ООН. ЭКОСОС поставил перед Комиссией по правам человека задачу подготовить ряд международных актов, касающихся прав человека, в том числе Всеобщую декларацию прав человека, международные пакты о правах человека и иные инструменты защиты прав человека в рамках ООН.
Что касается коренных народов в ООН? Проблема защиты прав коренных народов - новая в деятельности ООН. В более чем 70 странах насчитывается примерно 300 миллионов коренных жителей. Коренные народы являются наследниками и носителями уникальной культуры и способов общения с другими людьми и с окружающей средой. Они сохранили социальные, культурные, экономические и политические особенности, отличающие их от общества, в котором они живут. Несмотря на культурные различия, коренные народы всего мира имеют общие проблемы, связанные с защитой их прав в качестве самостоятельных народов. Благодаря усилиям представителей коренных народов правам коренных народов уже 30 лет уделяется больше внимания в ООН, в рамках международного сообщества в целом.
В 1971 году Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, которая состоит из 26 независимых экспертов по правам человека, назначила одного из своих членов, г-на Мартинеса Кобо, в качестве Специального докладчика. Его просили подготовить всеобъемлющее исследование по вопросам дискриминации коренного населения и рекомендовать национальные и международные меры для ликвидации такой дискриминации. Проведенное Мартинесом Кобо исследование касалось широкого круга вопросов прав человека, сказывающихся на коренных народах, включая здравоохранение, жилье и образование. В исследовании содержался призыв к правительствам разработать руководящие принципы их деятельности в отношении коренных народов на основе уважения этнической самобытности, прав и свобод коренных народов. Этот доклад был крупным событием в процессе признания проблем прав человека, стоящих перед коренными народами.
Коренные народы по всему миру пытаются добиться признания своей самобытности, своего образа жизни и своего права на традиционные земли и ресурсы. Много лет их права нарушались. Коренные жители принадлежат, несомненно, к числу находящихся в наиболее неблагоприятном и уязвимом положении групп населения в сегодняшнем мире. Международное сообщество в настоящее время признает, что нужны особые меры для защиты прав коренных народов мира. Одним из главных форумов, на котором решаются вопросы, касающиеся коренных народов, является Рабочая группа по коренному населению (РГКН) как результат совместного опыта
В 1982 году, еще до завершения исследования Мартинеса Кобо, ЭКОСОС ООН учредил РГКН, которая представляет собой координационное звено в системе ООН по поощрению прав коренных народов. Пять независимых экспертов РГКН являются членами Подкомиссии по поощрению и защите прав человека.
Заседания РГКН открыты для представителей всех коренных народов, их общин и их организаций. В качестве таковых они стали самыми крупными правозащитными совещаниями, проводимыми ООН. Для участия в заседаниях Рабочей группы по коренному населению приезжают коренные жители со всего мира. Благодаря этим международным встречам коренные народы признали, что они имеют общий опыт и общее дело.
Рабочая группа - источник многих инициатив, касающихся коренных народов. Ею разработан проект декларации ООН о правах коренных народов в сотрудничестве с представителями правительств, коренных народов и неправительственных организаций. Проект декларации был принят Подкомиссией и направлен в Комиссию по правам человека, создавшей свою собственную рабочую группу в 1995 году для рассмотрения этого проекта. Дополнительная информация о работе РГКН, проекте декларации будет представлена в одном из бюллетеней.
Многочисленные рекомендации, исследования и семинары экспертов из коренных народов оставили богатое наследие:
" Г-жа Эрика-Ирэн Даес, Председатель РГКН с 1983 по 1999 год- автор исследования о защите наследия коренных народов и исследования о взаимосвязи коренных народов со своей землей;
" Мигель Альфонсу Мартинес, Председатель РГКН в 2000 году- автор исследования о договорах, соглашениях и других конструктивных договоренностях между государствами и коренными народами в 1999 году.
Исследования и семинары дают возможность рассматривать новые вопросы, касающиеся прав человека, или деликатные вопросы в менее политизированном контексте. Особо полезными с точки зрения обмена позитивным национальным опытом и вынесения рекомендаций в отношении будущей деятельности ООН являются две встречи экспертов - одна по самоуправлению коренных народов в 1989 году и другая по земельным правам коренных народов в 1996 году. Коренные народы, которые хотят содействовать формированию международной политики, могут участвовать в этой деятельности путем предоставления информации, идей и комментариев.
Коренные народы в ООН. Сейчас насчитывается 16 организаций коренных народов, которые имеют консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете:
- Комиссия по делам аборигенов и жителей островов пролива Торреса;
- Ассоциация "Кунас унидос пор Набгуана";
- Совет Всемирного общества старейшин;
- Большой совет народности кри (Квебек);
- Совет индейцев Южной Америки;
- Центр правовой защиты индейцев;
- Всемирная ассоциация коренных народов;
- Международный совет по договорам индейцев;
- Международная организация по освоению ресурсов коренных народов;
- Приполярная конференция эскимосов;
- Национальный секретариат юридических служб для коренного населения и жителей островов;
- Национальный совет индейской молодежи;
- Совет саами;
- Культурная ассоциация "Сехекто" КостаРики;
- "Ячай Васи";
- Всемирный совет коренных народов.

Организации, подающие заявку на консультативный статус, должны заполнить анкету, которая будет представлена в Комитет по неправительственным организациям. Этот Комитет выносит свои рекомендации ЭКОСОС, который принимает окончательное решение. За подробной информацией обращайтесь к веб-сайту ООН: http://www.unog.ch/(ООН и НПО).
Консультативный статус означает: организации могут присутствовать на международных и межправительственных конференциях по разнообразной тематике и вносить вклад в их работу. Сотни представителей коренных народов и их организаций участвуют в заседаниях ООН: на заседаниях РГКН, Неправительственных организациях, занимающиеся правами человека. Они активны в поощрении прав коренных народов и поддерживают их благородное дело.
Участвуя в заседаниях РГКН и в других заседаниях, коренные жители становятся также все более заметными самостоятельными деятелями на мировой арене. В 1989 году вождь Тед Моузис из Большого совета народности кри в Канаде стал первым коренным жителем, избранным на одну из должностей на заседании ООН с целью обсуждения воздействия расовой дискриминации на социально-экономическое положение коренных народов. После этого все больше коренных жителей стало занимать выборные должности на заседаниях, посвященных проблематике коренных народов.
Второй Всемирная конференция по правам человека, состоявшаяся в Вене в июне 1993 года, признала обязанности всех государств - членов ООН уважать права человека и основные свободы коренных народов и рекомендовала рассмотреть вопрос о создании в ООН постоянного форума коренных народов.
Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (встреча на высшем уровне "Планета Земля"), состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 году, Всемирная конференция по положению женщин, состоявшаяся в Пекине в 1995 году, Встреча на высшем уровне по вопросам социального развития, проведенная в 1995 году и Всемирная конференция по борьбе против расизма, которая состоялась в Дурбане, Южная Африка, в 2001 году дали голосу коренных народов мира новое значение.
Самым последним шагом в деле повышения роли коренных представителей в деятельности ООН стало создание Постоянного форума по вопросам коренных народов в 2000 году. Этот форум представляет собой консультативный орган, отчитывающийся перед Экономическим и Социальным Советом. В его состав входят 16 экспертов, 8 из которых были предложены коренными народами. (Продолжение следует)

Текст подготовлен Вадимом Рязанцевым
на базе пособия "Права человека:
основное пособие для персонала
Организации Объединенных Наций"

Национальное право и коренные народы России

Моя страна - правовое государство?
Тыганов Алексей, студент лесного техникума г. Дивногорск, 21 год:
"Я считаю, что Россия не является правовым государством. Законы свои не исполняет. Глава 2 Конституции РФ провозглашает ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА на территории России. Но что ни статья, то грубое ее нарушение в жизни.
Пока в России не признаются и не гарантируются права и свободы человека и гражданина (ст.17) согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, и любой простой россиянин на своем примере это может доказать.
По ст.19 не все равны перед законом и судом, а кто больше заплатит. Если платить нечем, прав ты или неправ, адвокаты этого доказывать не будут. Отсюда отсутствие веры в справедливость и независимость суда.
По ст.21 достоинство "маленького" человека без должности во власти с его маленькой зарплатой не волнует государство. Мой отец до сих пор в Бору свою зарплату получает "отоваркой" просроченными продуктами и попробуй не возьми: останешься без работы и никто не озаботится, на что будет жить жена и двое ребят-студентов.
Вообще не реализуются права коренных народов (ст.69): они провозглашены, но как будут жить, не предлагается. Много слов, что им помогают. А они все нищие: и пьяница, и работяга".
Кусков Леонид Васильевич, учащийся 9 кл. г. Красноярск, 15 лет:
"Меня очень волнует, что будет дальше с кетами, потому что их осталось очень мало. Если наша страна не будет исполнять свои и международные законы о сохранении таких маленьких народов, они незаметно уйдут. А если уйдет не только этот народ? Кто будет напоминать людям, что природа тоже живая и ее надо уважать, как это умеют делать коренные народы? Они живут очень бедно на богатой земле и в такой богатой стране, как Россия. А если повсюду бедность, то разве можно говорить о правовом государстве?"
Дибикова Анна, 26 лет:
"Философы древней Греции и Древнего Рима говорили о власти закона как сочетании силы и права, о естественном (природном) равенстве людей, о праве как мериле справедливости, о государстве как о "деле народа"…Эти рассуждения - сказка о несбыточной мечте.
Судите сами. Если основными признаками правового государства являются:
- верховенство закона, равная ответственность перед законом всех граждан и органов государства сверху донизу, торжество законности как принципа организации политической жизни общества,
то почему закон "молчит", когда своровавший в магазине продукты голодный человек быстрее попадает в тюрьму, чем человек, который своровал миллионы на своей должности, построил на эти деньги крутой особняк (самое малое) и при этом претендует на более высокую должность во власти? Я не против богатых людей в России, но я за тех, кто заработал состояние своим умом и трудом и при этом сохранил совесть;
- четкое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечение сильной и независимой судебной власти, отсутствие существенных противоречий между ветвями власти,
почему тогда депутаты дерутся в Госдуме, рождая в муках законы для того, чтобы они потом не работали в интересах человека, так как на их исполнение нет средств (возьмите, к примеру, три федеральных закона о коренных народах)? Уверена ли в своих силах независимая судебная власть? Почему простой россиянин боится обратиться к ней за защитой, когда унижают его?
- гарантия соблюдения прав человека,
тогда почему северяне России безработны, хлебопашцы в ее деревнях имеют такую зарплату, что нельзя на нее ни детей выучить, ни самим вылечиться, а пенсионеры не могут реализовать право на заслуженный отдых со своей мизерной пенсией?
На мой взгляд, все это происходит потому, что у нас
-очень низкая правовая культура и люди не всегда хотят знать о своих естественных правах, не учатся отстаивать их в судах, чтобы жить по-человечески. Жить с достоинством мы так и не научимся, даже если будем иметь самые прекрасные законы. Мы этого не хотим.
Многое удалось сделать в нашей стране за короткое время демократических преобразований, но пока будут властвовать только деньги в нашей стране, закон главным в России не станет".

Мы - дети одной сибирской земли!

Точки соприкосновения: встречи, впечатления, предложения.
18 мая 2004 г. мы встретились, наконец, с президентом Ассоциации КМНС Красноярского края Е.А. Синькевич по обращению стажеров 1 группы РЭИПЦ "Аргиш" от 26.03.2004г.
Конкретных ответов о деятельности Ассоциации за 4 года стажеры так и не получили, конструктивных предложений о сотрудничестве на год- тоже.
Примечание: познакомиться с миром власти края, наладить взаимополезный диалог зависит и от того, какой информацией мы, коренные народы, располагаем о настоящих и будущих планах социального, экономического, культурного, экологического развития коренных народов. Предлагать мы сможем тогда, когда будем уверены в том, что знаем о себе все или почти все. Нам важно мнение Екатерины Синькевич, как лидера коренных народов двух регионов -президента Межрегиональной Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Красноярского края и Эвенкии: президент Ассоциации- не только лицо коренных народов края, но и лицо Эвенкии.
В этот же день 18 мая состоялось знакомство стажеров РЭИПЦ "Аргиш" с Суворовой Ольгой Александровной руководителем Красноярской Региональной Общественной Организации "Агентство Общественных Инициатив". Встреча с ней прошла очень оригинально: стажеры попали на одно из грандиозных мероприятий с участием АОИ - Второй слет волонтеров Красноярского края. Мастер - классы объединили единомышленников в различных социальных направлениях деятельности, волонтеры делились опытом, рассказывали о своих проектах, проводимых с участием определенных социальных групп населения края- больных СПИДом, наркоманов, инвалидов, детей-сирот и т.д.
Стажерам было важно закрепить только что полученные знания на курсах РЭИПЦ "Аргиш" по организации добровольческой деятельности. Очень кстати была тема мастер - класса О. А. Суворовой "Организация массовых акций и мероприятий" (информация для желающих попробовать). Интересно же знать, например, как шаг за шагом можно пробовать исцелить мир, как учиться решать проблему насилия в семье и за ее пределами, как профессионально заниматься фандрайзингом и оценивать нужды своей организации, сохранять в повседневной ее деятельности главную ценность-миссию, как строить социальное партнерство, как подавать информацию в пресс-релизах и т.д.
Создано АОИ в 1998 году. Сфера его деятельности:
- благотворительность;
- развитие профессиональной активности;
- социальное партнерство;
- международное сотрудничество.
Проведено шесть краевых ярмарок некоммерческих организаций (НКО), пять благотворительных сезонов, конкурсы "Спонсор года", "Общественная организация года", "Социальная журналистика". Агентство проводит консультации для НКО по условиям грантовых поддержек, взаимодействию с бизнесом, СМИ. Выходит ежемесячный бюллетень "Мы вместе". Издано шесть справочников участников Ярмарок НКО, брошюры: "Путеводитель по благотворительному сезону-2000", "ОТ истоков". Агенство сотрудничает с более 150 НКО региона Сибири и России. Входит с сетевую программу Межрегионального общественного фонда "Сибирский центр поддержки общественных инициатив". Действует рамках программы "Защита прав и интересов детей".
Судите сами, уважаемые сородичи, по всем направлениям деятельности Агентства у центра "Аргиш", у других некоммерческих организаций коренных народов края есть точки соприкосновения, есть возможность сотрудничества. Центр общественного развития Агентства предоставляет следующие услуги:

  • Индивидуальные и групповые консультации по написанию заявок на гранты, новейшим грантовым программам, бухгалтерии, оргразвитию, регистрации организаций.
  • Обучающие семинары по написанию заявок на грант, по фандрайзингу, по оказанию платных услуг и сбору частных пожертвований, по связям с общественностью и т.д.
  • Услуги библиотеки Агентства. В библиотеке более 400 наименований по таким направлениям, как работа с молодежью, юридическая литература, бухгалтерия, фандрайзинг, добровольчество, благотворительность и др.

Специалисты Агентства прошли серьезную профессиональную подготовку, принимали участие в международных тренингах, в том числе зарубежных.
Адрес АОИ: 660049 г. Красноярск, ул. К. Маркса, 93. каб. 409, 410 "а"; тел. (391-2) 27-89-85, 27-84-65; факс. (391-2) 27-84-65
Руководство NPIR- проекта будет сотрудничать в перспективе с данной общественной организацией с устоявшейся положительной репутацией в обществе.
20 мая мы встретились с Христиной Евдокимовной Поповой. Она рассказала нам о жизни наших сородичей в Эвенкийском автономном округе. Поделилась радостью: впервые в истории округа 19 декабря 2003 г. в Туре на XII сессии Законодательного Собрания (Суглана) округа был принят профицитный бюджет. В газете "Эвенкийская жизнь", которую нам дала Х.Е. Попова, опубликована статья "Сенсационный Суглан". Названия подстатей говорят сами за себя: "И пять миллиардов сверху", "Забота о коренных северянах", "Гарантии и права эвенкийских граждан", "По заслугам и награды". Мы рады за соседей! Особую гордость испытывает Х.Е. Попова, когда рассказывает о летнем оздоровительном лагере на р. Тычаны "Илмактал" (автор проекта А.О. Кузенко).
21 мая состоялась рабочая встреча директора РЭИПЦ "Аргиш"Н.В Новик, информационного менеджера В. Рязанцева с руководителем Комитета по делам национальностей, общественных объединений и религий Марком Геннадьевичем Денисовым. Обсуждались вопросы сотрудничества по программам коренных народов края совместно с Ассоциацией КМНС края, так как президент Синькевич Е.А. работает в данном комитете. М.Г. Денисову первому вручен бюллетень 1 группы стажеров РЭИПЦ "Аргиш".
26 мая состоялась рабочая встреча с Главой Туруханского района Симоной Григорьевной Юрченко по обсуждению предложений стажеров центра из района о проведении "Дня стажера" и реализации обменной программы в рамках Десятилетия коренных народов мира "Коренные народы: Туруханский район - Эвенкия - Таймыр". В рамках проекта программы предусматривается возможность участия ребят из оленеводческих семей п. Советская Речка в летнем лагере на р. Тычаны Байкитского района Эвенкии в рамках проекта "Детское этнокультурное стойбище "Илмактал".
Идея обмена опытом работы летних национальных лагерей давно интересует Главу района. И поэтому цели и задачи летнего оздоровительного лагеря "Илмактал" близки и понятны ей: проживание в природной среде с элементами традиционного уклада коренных народов Севера, восстановление и развитие этнического самосознания у детей коренных малочисленных народов Севера в открытом современном коммуникативном пространстве, укоренение детей в родной культуре, приобщение к высшим образцам традиционной культуры, знакомство с культурным наследием тунгусско-маньчжурских народов и коренных народов, проживающих на территории ЭАО; становление и развитие коммуникативных способностей представителей разных культур, помощь детям в использовании собственной культуры в качестве познания других культур и обогащения собственной, оздоровление детей традиционными способами закаливания, фитотерапии, целительства и т.д.
28 мая стажеры встретились с Кулешовой Ниной Алексеевной, заместителем Губернатора ЭАО Б.Н. Золотарева. Она гордится социально- экономической программой поддержки государством коренных народов Эвенкии.
С 29 мая по 4 июня - рабочая программа встреч с координаторами проекта Гульвайрой Шерматовой, Чагатом Алмашевым и представителем донорской организации "Диаконише Вестфален" Берндом Шутцем (Германия).
03 июня в офисе центра "Аргиш" (представительство администрации Туруханского района) прошел "День стажера", в котором приняли участие Глава района С.Г. Юрченко, координаторы и доноры проекта NPIR, специалист по вопросам коренных народов Комитета по делам национальностей, общественных объединений и религиозных организаций администрации края Каянович Наталья Владимировна, и, конечно, стажеры 1 и 2 групп РЭИПЦ "Аргиш".
В атмосфере взаимопонимания обсуждались социальные, экономические и культурные проблемы коренных народов, компактно проживающих на территории Туруханского района Красноярского края- кетов, эвенков и селькупов. Стажеры в этот день говорили откровенно и долго обо всем, что их волновало. Высказали благодарность центру за возможность получить первые правовые знания.
"Открытие Этноинформационного правового центра "Аргиш" в Красноярске стало одним из важнейших и закономерных достижений сотрудничества коренных народов и органов местного самоуправления; это мероприятие по праву посвящено итогам Декады коренных народов мира по линии ООН, которое заканчивается в этом году, но впереди у нас достаточно общих интересных мероприятий", - отметила Глава района С.Г. Юрченко.
Гостям из Германии, Алтайского края и Республики Алтай были подарены первые уникальные по своему содержанию и оформлению книги о Туруханском районе, еще пахнущие свежей типографской краской. Красочные фотографии еще долго рассматривали все вместе. В заключение встречи стажерам центра "Аргиш" были вручены сертификаты об окончании курсов и бюллетени 1 группы.
Л. Тыганова, Л. Кусков, А. Дибикова, А. Тыганов, А. Рязанцев.

Законы об основах правовых гарантий коренных малочисленных народов
Поскольку Конституция РФ является "законом прямого действия" (ст. 18), коренные малочисленные народы могут добиваться реализации свои прав через суды в соответствии со ст. 69, которая гарантирует им эти права. Ст. 71 п. "в" относит "регулирование и защиту прав национальных меньшинств" к компетенции федерации. Ст. 72 п. "б" возлагает совместно на федерацию и ее субъекты ( в нашем случае Красноярский край) обязанности по "защите прав национальных меньшинств", а п. "м"- по "защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей". За этими определениями кроется решение главной проблема коренных народов - ликвидация бедности, порой вопиющей нищеты в этих слоях населения Севера России. Подтверждением их бедности, унизительного положения служат многолетние исследования учеными этносоциальных процессов в Сибири. Мы в своих статьях бюллетеней будем знакомить читателей с некоторыми их материалами.
На основании ст. 69 был принят Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов" в 1999 г. Он предусматривает некоторые привилегии в трудоустройстве, землевладении, пользовании природными ресурсами, налогообложении, участия в органах местного самоуправления для лиц, которые относятся к коренным малочисленным народам и ведут традиционные хозяйство. Этот рамочный закон и два таких же следующих (об общинах и территориях традиционного природопользования) дают право регионам предпринимать дополнительные защитные меры по отношению к аборигенным народам. Законодательство некоторых передовых в этом плане российских регионов (Тюменская область, Хабаровский край, Якутия-Саха, Бурятия) признает ОСОБЫЕ права аборигенов на пользование и распоряжение землей и природными ресурсами, тем самым решая проблемы ликвидации бедности среди коренного населения.
Как эта проблема решается у нас? Закон Красноярского края "Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера Красноярского края" от 01.02. 2003 г. № 7-1215 устанавливает основы правовых гарантий их самобытного социально-экономического и культурного развития, защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности. Действие Закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного расселения и хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами, а также в иных районах края, а также на лиц, относящихся к старожильческому населению, постоянно проживающему в местах традиционного расселения и хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Закон содержит направления государственной поддержки коренных народов в сфере их социально- экономического, культурного развития, в области основ организации местного самоуправления, системы представительства и защиты прав малочисленных народов. Вероятно, именно здесь надо искать место для развития таких общественных организаций, как ассоциации коренных народов края, этноинформационные правовые центры (как "Аргиш"), общины и др. К сожалению, дополнительных нормативных актов к Закону нет (постановления, распоряжения или положения). Отсюда нет возможности увидеть механизм работы самого Закона. Зато вопросы остаются. Например, почему законопроект о господдержке традиционных отраслей хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Красноярского края, среди которых находятся исчезающие народы (кеты, чулымцы), встречает такой резкий протест со стороны прокуратуры края?
Александр Рязанцев.

Коренные народы края: кадры и опыт.
Я пенсионерка. Кето из рода Тыгановых. Мои предки и моя семья (четыре поколения) жили в Сургутихе Туруханского района Красноярского края. Родители и родственники моего мужа Тыганова Василия Васильевича из п. Суломай Байкитского района Эвенкийского автономного округа. Никто из нас в советское время не держал в руках законы, не изучал их и потом имел возможность использовать в своей жизни. А теперь это есть. Значит, жизнь меняется.
В Красноярске появился центр коренных народов "Аргиш". Это значит, что коренные народы, местные и краевые власти находят общий язык. Ум и честь приложили многие хорошие люди к рождению "Аргиша".
Никто не спорит, что социальные, экономические и культурные вопросы коренных народов в автономных округах решаются эффективнее: у них за плечами опыт самостоятельного решения проблем с 30-х годов, и за это время хорошо подготовлены свои управленческие кадры. Не все так просто у коренных народов края. Специалисты из числа коренных народов в администрации Туруханского района появились только с 1995 года. Сегодня таких специалистов трое: Давиндук А.Ю.(эвенка), Синникова О.Л. и Новик Н.В. (кеты). В сельсоветах национальных поселков района тоже появились специалисты из коренных народов: Бальдина И.В. и Ириков В.В. в п. Келлог, Лескова И.В. в с. Бор. Вот такие перемены!
В органах государственной власти края работают Каплина Л.А., Сенькевич Е.А. (эвенки) и Каянович Н.В.(селькупка) У каждого из них за плечами хорошее образование, знание проблем коренных народов и собственный опыт их решения. Общий голос такой команды в интересах народов Севера края может изменить существующее их нелегкое положение к лучшему.
Они это делают в меру своих возможностей. Всю жизнь посвятила решению проблем северных народов Каплина Людмила Александровна. Врач по образованию она стала политиком и много лет работала в органах исполнительной власти Красноярского края. Молодежь, их родители знают ее имя не понаслышке, а лично. Сколько судеб было устроено, не потеряно для общества при участии Людмилы Александровны. С ее помощью разрабатывалась и ушла в жизнь на 2000-2003 годы краевая программа поддержки территорий коренных малочисленных народов Севера. Сегодня Каплина Л.А. занимает достойное место депутата Законодательного Собрания Красноярского края.
Не менее богатый опыт имеет директор информационно- правового центра "Аргиш" в г. Красноярск Новик Надежда Васильевна. С 1995- 2001 годы она возглавляла общественное объединение - Ассоциацию коренных малочисленных народов Туруханского района. Многолетние педагогическая деятельность на Крайнем Севере и управленческая работа по решению проблем коренных народов, две стажировки за рубежом, два высших образования, ученики, достигшие своих профессиональных высот…- все служит одному делу: улучшению положения северных народов.
Мы, коренные народы края, для блага которых работают такие специалисты, их работу, вклад в Десятилетие коренных народов мира, историю края, историю коренных народов, оцениваем очень высоко. Не забывая традиции нашего народа (отмечать достижения сородичей добрым словом), мы говорим Вам "спасибо"!
Любовь Тыганова, с. Бор

В мире традиционных знаний

Аборигены Сибири знали толк в питании
Многие старше меня люди из разных кетских родов вспоминают свое детство с радостью и благодарностью к своим родителям, бабушкам и дедушкам. Письменности не было, и молодежь учили, чтобы выжить в тайге, всему, что приобрел народ за века. Это сейчас коренные народы узнали пищу других народов: яблоки, бананы и др. А в те времена питались тем, что добудут в тайге. Блюда готовились разные из мяса, рыбы, ягоды и трав. Жили они в лесу круглый год. Он был и домом, и работой для моих предков.
Мало кто из моих сверстников знает, что лучшим лакомством для кетских детей были беличьи желудочки, наполненные кедровым орехом. Обжаренные желудочки и тушки белки были вкуснейшим лакомством для детей.
Родители спозаранку уходили на охоту и так, чтобы никто из соседей не видел, как охотник уходит на свою "работу". Главное, чтобы не попадалась на пути женщина. Если все- таки женщина ненароком выглянет из чума, то охотник сразу разворачивался и шел обратно домой: неудача была обеспечена. Зачастую перед охотой или рыбалкой даже шаманили.
В основном добывали белку и соболя: их мех был в цене у купцов. Иногда гоняли соболя сутками. Тут требовалась выносливость и сила. Нужна была и меткость: зверьку надо было попасть только в глаз или в нос, иначе шкурка обесценится. Меха обменивали на продукты, ткани для одежды… В цене были иглы для шитья. О спиртном тогда ничего не знали.
Уже позднее, когда ученые заинтересовались жизнью таких бесписьменных коренных народов, как кеты, стало известно много интересного об их образе жизни. Интересен опыт питания.
Ефим Прахин, профессор КГМА, написал в одной из газет статью "Кето знали толк":
" Исконные сибиряки- эвенки, эвены, кеты, ненцы, якуты и другие - не знали в прошлом ни овощей, ни фруктов.
Отсутствие их до некоторой степени возмещали ягоды и коренья. Собирали щавель, гусиную нажить, дикий лук, черемшу, клубни сараны, бруснику, голубику, морошку, малину, ежевику, красную и черную смородину, черемуху. Запасали в прок в сушеном, мороженом, толченом виде. Использовали в качестве приправ для блюд из мяса и рыбы .
У эвенков было, например, распространено блюдо из ягоды, растертой в рыбьей икре ,-"кульки".Ягоды варили без воды .После превращения их в однородную массу к ним добавляли сырую растертую рыбью икру или порошок и эту массу кипятили до консистенции каши . Затем формовали котлетки и , подсушив их на солнце или над дымом , превращали в брикеты , удобные для хранения и транспортировки . Перед употреблением эти брикеты достаточно было размочить в воде.
Ранней весной все взрослое население принималось за поиски сараны, пока её луковицы не израсходовали своих запахов на образование нового растения. Она выжималась, разбиралась на отдельные пластинки и варилась в котлах без воды. Затем сушили, ссыпали в сумьё, которые подвешивали в юрте. По мере надобности добавляли к мясному бульону, получая густой навар, как от разварённого картофеля или от муки. Кроме того, из сараны делали муку для лепешки, а пареную ели с оленьим молоком, с черникой.
Кето свежих ягод ели мало, их больше использовали в качестве начинки. Заготавливали на зиму. Например, смешав толченые морошку и сушёную черёмуху с рыбьим жиром, хранили в берестяной посуде. А вот берёзовый сок пили свежим, кипятили и добавляли в чай. Собирали много клубней сараны: её сушили на зиму, варили, пекли на рожнах, добавляли в мясной и рыбный суп, ели в сыром виде.
Заготавливали черемшу: она служила приправой к мясным и рыбным блюдам. Много сушили листьев брусники, черники, смородины, сухой цвет иван-чая, корень шиповника; зимой их заваривали вместо чая. Вместо чая заваривали и растолчённый берёзовый нарост-гриб чагу.
Традиционными в питании ненцев были морошка, голубика, брусника, альпийская толокнянка, из которой они варили кашу.
Селькупы использовали клюкву, бруснику, морошку при заготовке рыбы впрок - они квасили рыбу, чередуя её со слоями ягоды.
Кусков Леонид Васильевич.
Немного о себе: учусь в школе "97" в "9В" классе. Родился в городе Красноярске 20 мая 1989г.
Мама- Дибикова Нина Гавриловна, 12.01.1951 г.р., кето из рода Дибиковых, проживающих и сегодня на Енисее в д. Бакланиха Туруханского района. Хорошо говорит на кетском языке и знает свой язык, хотя в городе живет уже много лет. Наш род - один из древних родов кетов, поселившихся много веков тому назад в тайге Туруханского Севера Красноярского края.
Моя сестра Анна изучает родословную нашего рода. Надо знать свои корни. Моя мечта: реализовать проект "Школа молодого программиста". Это поможет ребятам- северянам моего возраста сократить разрыв между ними и современной жизнью, найти в будущем достойную работу. По этой причине пошел в ИЦ "Аргиш" учиться.

 

Туруханская газета "Слово народов Севера"

Это даже не газета, а вкладыш- ежемесячное приложение к общественно- политической газете Туруханского района Красноярского края "Маяк Севера". Появился он при совместных действиях администрации и ассоциации коренных малочисленных народов Севера района в 2001 году как одно из важных мероприятий Десятилетия коренных народов мира. Непосредственное участие в этом принимала Глава района С.Г. Юрченко и президент общественной организации аборигенных народов Н.В. Новик. Называется также как и наш бюллетень- "Слово народов Севера". На двух листах вкладыша помещается вся информация о жизни трех народов Туруханского Севера- кетов, селькупов и эвенков. Или все, что от них осталось. Пишут, вспоминают былые дни все жители района. Они тоже северяне, для которых Крайний Север - родной дом.
Юрий Каюров в феврале 2003 г. поместил на страницах нашей "копилки" традиционных знаний небольшую историю. Вот она.

 

БЕЛЫЙ ШАМАН


Арсений Тарасеев теперь запамятовал имя и отчество шамана, который детстве спас его от смерти. Однако фамилию этого мага он помнит точно - Пешкин. А вот имя - не то Петр, не то Федор. У него было много оленей, и он считался белым шаманом, так как не делал людям зла. Крепкая мужская дружба связывала Семена Яковлевича Тарасеева - отца Арсентия с Пешкиным. Он частенько приезжал к ним в гости на "беседы" с главой семейства, а однажды заявился среди ночи к Тарасеевым "и сообщил, что видел болезнь ребенка своего друга.
Прошел в горницу, где действительно без признаков жизни с высокой температурой лежал Арсентий. Тут же пошел во двор. Зарезал небольшого оленя и уложил в шкурку от него больного ребенка. Родственников предупредил, чтобы они не беспокоились. Скоро мальчик попросил попить воды и сам шаман напоил его. Арсентий выздоровел.
Этот случай подтвердила и сестра Арсентия - Агриппина Семеновна Тарасеева. Мало того, она припомнила эпизод, тоже связанный с именем Пешкина.
Было это много лет назад. Тогда еще деревня Серково благополучно стояла на берегу своенравной Курейки. Дело было осенью. Приехал к ним в гости Пешкин и, находясь в избе, сказал, что на реке разыграется шторм и погибнут люди.
В этот день председатель сельсовета повез ребятишек в школу в другое село. Шторм перевернул лодку и школьники оказались в воде. Предупрежденные шаманом люди спасли учеников, но один из них все-таки утонул и его долго искали. Председатель сельсовета от такой трагедии был в шоке и тоже решил утопиться. Может быть, это можно назвать малодушием, а скорее всего, человек так оценил свою ответственность.
Эти истории я слышал из разных уст в Горошихе и Ангутихе. Разговорившись о шаманах у Тарасеевых, вдруг нашел подтверждение этих историй. Арсентий даже напомнил, что перенеся болезнь в детстве, он больше ничем не болел, не считая радикулита, а дедушку Пешкина помнит до сих пор.
Подборка А. Рязанцева.

Ученые об этносоциальных процессах в Сибири

В.П. Кривоногов "Кеты: десять лет спустя (1991-2001г.г.)"

Численность и расселение кетов, рождаемость и смертность, этноязыковые и этнокультурные процессы, национально- смешанные браки и межнациональные отношения- эти и другие процессы исследовались в 1991 г. Прошло 10 лет, многое в жизни кетов изменилось, и в 2001 г. исследования проведены вновь. Результаты- в этой книге. Те, кого интересуют современные этнические процессы у народов Севера, найдут здесь ответы на многие вопросы.
При поддержке и на средства администрации Туруханского района было осуществлено издание книги в 2003 г. Здесь сыграл свою роль обоюдный интерес ученого и органов местного самоуправления: что происходит сегодня с кетами- одним из самых малочисленных народов Севера России, основные поселения которого находятся на территории именно этого района Красноярского края? Какие выводы напрашиваются после ознакомления с исследованиями ученого? Сегодня мы публикуем небольшой фрагмент из выводов книги.

"Сохранение кетов как особого этноса во многом зависит от политики, которая будет в дальнейшем проводиться в регионе и в стране в целом. Если говорить о собственно этнических процессах и о сохранении этнической специфики этого народа, необходимо обратить внимание на те стороны этой политики, которые максимально влияют на сохранение этой специфики. Так, очень заметно влияет на этническую специфику национальный состав поселков: в смешанных поселках эта специфика не сохраняется. Что здесь можно сделать?
К сожалению, шанс создания однонациональных поселков в значительной степени упущен, это было реально в первой половине ХХ века, когда происходило оседание кетов. Сейчас уже все поселки смешанные, и "развести" кетское и русское население по разным населенным пунктам представляется нереальным. Как сделать так, чтобы кеты концентрировались в одних поселках, а пришлое население в других? И как при этом быть с национально- смешанными семьями, которых почти в два раза больше, чем однонациональных? В условиях соблюдения демократических принципов страной, в том числе права свободного поселения граждан по своему выбору, любые административно- командные методы неуместны. Простора для маневра у властей в этом вопросе практически нет.
В какой- то мере повлиять на ситуацию можно лишь тем, что постараться создать в трех оставшихся кетских поселках (Келлог, Мадуйка, Суломай) такие условия, чтобы кеты не хотели их покидать (прежде всего - решить жилищную проблему и ликвидировать безработицу). Но как раз в этих поселках больше всего проблем с условиями жизни. Келлог находится "на отшибе", на притоке, который летом мелеет настолько, что делает очень трудным снабжение посёлка необходимыми товарами, затрудняются все виды контактов с внешним миром. То же самое с Мадуйкой, которая стоит на озере и не имеет выхода к речному пути. Из-за аварии на линии Мадуйка ко времени нашей экспедиции несколько месяцев была без электрической энергии. Ну, а многострадальный Суломай был в 2001 г. почти полностью разрушен ледяным затором, раз в несколько лет он страдает от наводнений, само его существование под вопросом. Так что задачи для властей стоят весьма сложные".

 

В.П. Кривоногов еще об одной проблеме сибирских этносов - выживания.

Ученый в своих многолетних исследованиях о коренных народах Сибири отмечает резкие демографические колебания. Они "явно не случайны и, конечно же, требуют какого-то объяснения".

Таблица
Естественное движение эвенкийского населения Илимпийского района, чел.

1984г.
1985г.
1986г.
1987г.
1988г.
1989г.
1990г.
1991г.
1992г.
Родилось
59
58
75
72
70
66
65
49
63
Умерло
51
48
21
22
22
19
27
38
54
Прирост
8
10
54
50
48
47
38
11
9

В результате проверки рабочих гипотез выяснилось, что "причина увеличения естественного прироста, как оказалось, заключается в сокращении завоза на Север алкоголя после принятия в мае 1985 года антиалкогольных указов. Возникает вопрос, почему благоприятная динамика демографических показателей наблюдалась в Эвенкии до 1990 г., т.е. в течение пяти лет, тогда как действие антиалкогольных указов в стране ограничено двумя с половиной годами. Ответ оказался простым: действие антиалкогольных указов на Севере было продлено посредством местных ограничительных мер еще на два- три года.
Новый вал алкоголя дошел до Севера с опозданием, сначала он захлестнул южные района региона, большие города, и лишь спустя некоторое время, под влиянием алкогольной политики Центра, пали и северные "бастионы", что неизбежно привело к отрицательным результатам, в том числе и в области демографии. Обнаружена совершенно четкая и однозначная зависимость между количеством завозимого на Север спиртного и демографическими показателями.
На основе полученного материала можно также утверждать, что в период действия ограничительных антиалкогольных мер отсутствие государственных поставок алкоголя не компенсировалось ни изготовлением суррогатов, самогона, браги, ни нелегальным завозом. Если бы такая компенсация имела место, то никаких сдвигов в демографических показателях не произошло бы.
Обнаружена зависимость степени успеха антиалкогольных мер от географического размещения коренного населения. Чем дальше находятся национальные поселки от транспортных магистралей, чем более нерегулярна их связь с районными центрами и городами, тем заметнее влияние анталкогольных мер на демографические показатели.
Основной транспортной магистралью в регионе служит Енисей, протекающий по земле кетов, в то время как поселки эвенков находятся в стороне и транспортное сообщение там менее интенсивнее. Улучшение демографических показателей в рассматриваемые годы у кетов проявлялось слабее, чем у эвенков, рост рождаемости у них не так заметен, снижение смерности также не столь ярко выражено, как у эвенков. Но все же и здесь, по Енисею, улучшение произошло.
Большую зависимость демографических показателей от алкоголя подтверждает анализ причин смертности. Правда, официальная статистика, построенная на материалах ЗАГСа (акты о смерти), неадекватно отражает реальное положение вещей, так как фиксирует связь с алкоголем только в тех случаях, когда человек умер от алкогольного отравления. Когда же алкоголь стал косвенной причиной смерти (пьяные драки, несчастные случаи в пьяном виде и т.д.), это выпадает из статистики".
Далее ученый подтверждает факт того, что опрошенные врачи, "хорошо знавшие умерших и подписывавшие акты о смерти, и они подтвердили, что почти все социальные причины являются именно алкогольными: напился- замерз, напился- утонул, напился- зарезал или застрелил соседа и т.д. Более того, оказалось, что туберкулез чаще всего посещает семьи алкоголиков и пьяниц, а сердечные приступы нередко случаются во время пьянок". "… истинное влияние алкоголя на смертность очень большое: он может считаться причиной смерти как минимум в 60-70% случаев. У народов Севера очень низок процент стариков, большинство мужчин умирает в среднем возрасте и, как правило, от алкоголя.
О плачевном состоянии семьи говорят, например, данные по кетским мужчинам средних возрастов, оказавшихся вне брака: из них в возрасте 25-29 лет не женаты 66.7%, 30-34 года- 62,"%, 35-39 лет- 57,6%.
Алкоголь- главный убийца северян. Необходимы скорейшие и радикальные меры, и это не просто стремление к "улучшению" жизни. Речь идет о выживании северных народов, которое без дезалкоголизации просто невозможно".
Подборка материала А. Рязанцева

Полезная информация - не секрет!

Мы и наши соседи
Уважаемые друзья! Сибирякам-северянам предстоит пережить одно из важных событий в истории - объединение территорий Красноярского края и автономных округов - Эвенкии и Таймыра. Стажеры приняли решение принять участие в этом знаменательном событии тем, что будут публиковать в своем бюллетене информацию о наших соседях. Сегодняшние соседи завтра мы будем вместе решать уже общие проблемы. Как это будет происходить? Что от этого события можно ожидать? Пишите нам, уважаемые сородичи! Мы опубликуем Ваши рассуждения в нашем бюллетене.

Коренные народы Эвенкии налаживают международные связи
По инициативе директора Красноярского регионального этноинформационного правового центра "Аргиш" Надежды Новик и руководителя общественной приемной Губернатора Эвенкии Христины Поповой 3 июня 2004 г. состоялась встреча коренных народов Эвенкии, Красноярского края, Алтайского края и Республики Алтай с представителем организации Германии "Диаконише Вестфален" Берндом Шутцем. Пресс-служба Администрации ЭАО сообщает:
"Господин Шутц ознакомил участников встречи с деятельностью организации "Диаконише Вестфален", осуществляющей финансирование проекта "Сеть по продвижению и защите социальных, экономических и культурных прав коренных народов Российской Федерации". Основной целью проекта является создание информационных центров в регионах компактного проживания коренных народов, обучение представителей общин, ассоциаций коренных народов, представителей местных властей международному и российскому законодательству по правам коренных народов, их информационная поддержка и создание межрегиональной Сети по защите прав коренных национальностей.
По традиции проведения подобных встреч была представлена мини-выставка эвенкийских национальных изделий, выполненных мастерицей Ниной Чирончиной. Бернд Шутц высоко оценил мастерство, с которым выполнены выставленные изделия и пригласил Нину Чирончину к сотрудничеству с организацией "Диаконише Вестфален".
В рамках встречи руководитель общественной приемной Губернатора Эвенкии Христина Попова рассказала о работе по экономической поддержке традиционной деятельности, повышению уровня образования, сохранению самобытной культуры и духовному возрождению коренных народов Эвенкии, активно ведущейся администрацией округа в рамках окружной программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2005 года".
На встрече выступил также ученый-этнограф, специалист по коренным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Виктор Кривоногов".
Координаторы проекта Гульвайра Шерматова и Чагат Алмашев, директор регионального центра "Аргиш" Надежда Новик выразили надежду на долговременное сотрудничество и объединение коренных народов Сибири в решении общих проблем.
Анна Дибикова

Из жизни РЭИПЦ "Аргиш"

04.03.2004. Этноинформационный центр "Аргиш" (Красноярский край) поможет коренным народам Севера больше узнать о своих правах. 4 марта в Законодательном Собрании Красноярского края состоялось заседание постоянной комиссии по делам Севера и коренных малочисленных народов под председательством Василия Нечаева. Депутаты выслушали доклад о создании регионального этноинформационного правового центра "Аргиш". Его руководитель Надежда Новик отметила, что региональный этноинформационный правовой центр "Аргиш" начал свою работу 1 марта. Он создан для содействия правовому развитию представителей коренных малочисленных народов Севера. В России всего три подобных организации, в них представителей традиционных этносов обучают международным, российским и региональным правовым нормам. Источник: http://www.regnum.ru/allnews/22658.html
31.03.2004. Управление социальной защиты населения администрации Красноярского края и Этноинфомационный правовой центр "Аргиш" налаживают контакты. Управление проводит государственную политику в области социальной защиты населения Красноярского края; участвует в разработке комплексной системы защиты категорий граждан, особо нуждающихся в поддержке государства; проводит работу по укреплению материально- технической базы учреждений социального обслуживания населения; участвует в разработке федеральных и краевых законов и программ в области социальной защиты населения;совместно с органами местного самоуправления и социальной защиты населения создает сеть государственных и муниципальных учреждений (стационарных и нестационарных) для обслуживания населения края; осуществляет организацию отдыха и оздоровления пенсионеров, инвалидов, детей из малообеспеченных семей.
02.06.2004. Укрепление связей с коренными народами Эвенкийского автономного округа- такова цель визита 27 мая 2004 г. стажеров центра "Аргиш", являющимися представителями коренных народов Красноярского края, в общественную приемную Губернатора ЭАО Бориса Золотарева в г. Красноярск. Руководитель приемной- Попова Христина Евдокимовна. Продолжением знакомства с соседями явилась встреча 02.06.04 г. стажеров с заместителем Губернатора ЭАО, председателем окружного Комитета по делам коренных малочисленных народов Севера Ниной Алексеевной Кулешовой. Пресс- служба администрации ЭАО сообщает:
"Целью деятельности центра "Аргиш" является создание межрегиональной Сети по продвижению гражданских инициатив и защите прав коренных народов. В связи с этим прошедшая встреча была посвящена обсуждению таких вопросов, как соблюдение прав коренного населения, поддержка родовых общин, социальная защита, содействие в развитие коренных народов Эвенкии.
В рамках встречи Нина Кулешова поделилась успешным опытом работы администрации Эвенкийского автономного округа по программе социально-экономического развития коренных малочисленных народов. Среди наиболее важных аспектов развития КМНС Эвенкии- возрождение национальных промыслов, пропаганда национальной культуры и искусства, эконмическая поддержка традиционной деятельности эвенков, обеспечение медицинского обслуживания населения малых сел, взаимодействие с другими регионами, участие представителей коренного населения в разнообразных семинарах, конференциях, съездах. Все эти мероприятия успешно реализуются в Эвенкии на протяжении трех последних лет, и уже успели дать свои положительные результаты.
В свою очередь, Надежда Новик ознакомила заместителя Губернатора ЭАО с программой обучения представителей коренных народов международному, российскому и региональному законодательству по правам человека, по правам коренных народов в центре "Аргиш". В связи с этим на встрече была достигнута договоренность о делегировании руководителей родовых общин Эвенкии и предпринимателей из числа коренных народов Севера в центр "Аргиш" для прохождения обучения и детального изучения прав коренных народов Севера".
03.06.2004. Коренные народы регионов, объединяйтесь! Под таким девизом можно обозначить встречу представителей коренных малочисленных народов Эвенкии, Туруханского района Красноярского края, республики Алтай и Алтайского края. Коренные народы разных регионов встретились с представителем организации "Диаконише Вестфален" Берндом Шутцем (Германия). Встреча посвящена Десятилетию коренных народов мира, одной из целей которого- укрепление международного сотрудничества в решении проблем, стоящих перед коренным народами в соблюдении прав человека в сферах образования, здравоохранения, культуры, охраны окружающей среды.
Стажеры 2 группы

Нас приглашают!

На алтайский Фестиваль сказителей горловым пением
22 - 26 июля 2004 года в с.Улаган Республики Алтай состоится Международный Курултай Кайчи - народных сказителей горловым пением. Данное мероприятие проводится Министерством культуры и кино Республики Алтай, Республиканским Центром народной культуры, Администрацией муниципального образования "Улаганский район" и содействует решению проблемы сохранения древнейшего традиционного жанра народного творчества - горлового пения, демонстрирует многоликую самобытную культуру народов Центральной Азии. На данном мероприятии планируется участие горловых певцов Алтая, Хакассии, Тывы и Японии. Источник: Минкультуры РА.
Примечание стажеров: руководители NPIR- проекта Гульвайра Шерматова и Чагат Алмашев гостеприимно пригласили на праздник одного из стажеров центра "Аргиш" и талантливого певца из Эвенкии.
Кусков Леонид

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Уважаемые коллеги!
Администрация Красноярского края, Краевой комитет по делам культуры и искусства, Краевой комитет по науке и высшему образованию, Краевой комитет по охране и использованию памятников истории и культуры, Красноярский краевой краеведческий музей, Красноярский государственный педагогический университет, Институт археологии и этнографии СО РАН в рамках юбилейных мероприятий к 70-летию Красноярского края "11-13" ноября 2004 г. проводят в г. Красноярске Международную научно-практическую конференцию "Этносы Сибири. Прошлое, настоящее, будущее". Конференция подытоживает объявленное ООН Международное десятилетие коренных народов мира и посвящена 100-летию со дня рождения ученого с мировым именем, выдающегося российского этнографа, исследователя истории и культуры народов Приенисейского края Бориса Осиповича Долгих.
Предполагаются следующие направления в работе конференции:

  1. Жизненный путь, творческое и научное наследие Б.О.Долгих. Деятельность коллег и
    соратников ученого.
  2. Этническая идентификация археологических культур Сибири.
  3. Этногенез и этническая история, материальная и духовная культура аборигенных этносов Сибири
  4. Русское освоение Сибири.
  5. Народы Сибири в современном обществе. Проблемы экономики, экологии, сохранения культурных традиций.
  6. Языковые процессы и проблемы преподавания родных языков в системе народного образования
  7. Развитие автономий. Правовой аспект хозяйствования.

Оргкомитет планирует издание сборника тезисов докладов участников конференции и организацию выставки "Б.О.Долгих - исследователь истории народов Сибири". Заявки на участие в конференции необходимо предоставить в Оргкомитет до 15 мая 2004 г. Развернутые тезисы докладов должны быть представлены к 1 июня 2004 г.
Адрес Оргкомитета: 660049, Красноярск, ул. Дубровинского 84. Краевой краеведческий музей. Оргкомитет конференции "Этносы Сибири. Прошлое, настоящее, будущее".
Координаторы конференции:
Карнаухова Любовь Леонидовна, Сичкарь Надежда Ивановна, конт. тел. (3912) 22-65-13;
факс (3912) -22-65-13
Отдел археологии и этнографии - Макаров Николай Поликарпович тел.(3912) 22-65-36, Е-mail: mnp@kkkm.ru;
Привалихин Василий Иванович -.(тел.3912) 27-67-74.
Тезисы докладов представляются в виде распечатки (на русском или английском языке) в одном экземпляре и электронной версии на дискете (3,5), по E-mail mnp@kkkm.ru с дублированием на museum@kkkm.ru в формате MS WORD 95/97, шрифт Times New Roman Cyr, размер шрифта 14, объем до 5 страниц, выравнивание по ширине, межстрочный интервал - одинарный.
Формат бумаги А-4 (210-297), поля сверху и снизу по 20 мм, слева 30 мм, справа 15 мм, Абзацный отступ 1,27 см.
Название тезисов печатать прописными буквами, выравнивание по центру. Фамилии авторов с пробелом в 1,5 интервала печатать строчными буквами под названием тезисов - выравнивание по центру. На следующей строке в скобках название академического института, ВУЗа, музея и т.п., далее через два интервала текст тезисов. Рисунки и таблицы располагаются по тексту. Список литературы приводится после основного текста и слова "Литература" шрифтом 12 без красной строки.
Образец оформления

I. ШАМАНСТВО У КЕТОВ

Иванов А.А. (Институт археологии и этнографии СОРАН)
Вопросы шаманизма у кетов рассматривались в работах многих исследователей (Анучин, 1914; Алексеенко, 1981)...


Литература:
Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков // МАЭ, II, вып.2, 1914;
Алексеенко Е.А. Шаманство у кетов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л., 1981. С.9-128.

 

Для составления программы необходимо в Оргкомитет прислать заявку в следующей форме:
II. ЗАЯВКА

1. Фамилия, имя, отчество
2. Страна, учреждение, город
3. Ученая степень, звание, должность
4. Тема доклада
5. Адрес, телефон, факс, электронная почта
6. Необходимые технические средства для доклада
7. Примечание
Заявку на участие в конференции необходимо представить в Оргкомитет конференции не позднее 15 мая 2004 г., развернутые тезисы докладов к 1 июня 2004 г.
Примечание: Стажеры центра "Аргиш" сделали заявку позднее указанного срока по электронной почте одному из координаторов конференции Макарову Николаю Поликарповичу. И нам не отказали! Поэтому не робейте и подавайте свои заявки об участии в конференции! Вы будете непосредственными участниками позитивных изменений в своей жизни, так как прозвучат Ваши идеи, мнения, точка зрения, взгляды на прошлое, настоящее и будущее наших народов! Этническое разнообразие Сибири всегда украшало эту прекрасную землю! Не будем сегодня стоять в стороне, и давайте делать собственную историю своими руками! Мы будем рады познакомиться с новыми друзьями на конференции! До встречи! С уважением
Директор РЭИПЦ "Аргиш" Н.В. Новик
Мы приглашаем!









Copyright © Льыоравэтльан Все права защищены.

Опубликовано на: 2006-09-26 (6202 Прочтено)

[ Вернуться назад ]

Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.03 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com