Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Лаборатория межнационального взаимодействия
· О проекте
· Лаборатория в г.Томске
· Лаборатория в г.Горно-Алтайске
· Лаборатория в г.Абакане
· Стажировка в г.Москва
· Контакты
· Фотогалерея

   Поиск



   Информация

Rambler's Top100 Rambler's Top100


Бюллетень №1 Карельской Региональной Общественной Организации ''Молодежный Информационно-Правовой Центр Коренных Народов ''Невонд''

Каждый выбирает для себя…

 

 

О стажировке в Молодежном информационном центре по правам коренных народов "NEVOND".

Довольно сложно кратко оценить итоги стажировки, но главный результат - это получение знаний в области прав человека, знаний, необходимых каждому человеку, умение их использовать и защищать. И результат был достигнут. Эти знания необходимы каждому, и очень хорошо, что Центр дал мне возможность их получить.
Олег Лонин

Во-первых, оправдались мои ожидания. Я действительно познакомилась с интересными людьми, специалистами в вопросах прав человека и прав коренных народов.
Во-вторых, получила новую информацию и объем знаний, которые надеюсь в дальнейшем использовать в своей практической деятельности.
В третьих, изменилось мое отношение к вопросам, касающихся прав человека и прав коренных малочисленных народов, появилось много идей и проектов, которые в ближайшем будущем я надеюсь реализовать.
Полученные знания я буду использовать непосредственно в своей практической деятельности, надеюсь на дальнейшее участие в жизни Центра "NEVOND".
Обучение было организовано на высоком уровне. Удачная форма: одновременное получение теоретических и практических навыков (кроме лекционных занятий были встречи, посещения заседаний, выставок …).
Считаю, что, несмотря на то, что наша группа стажеров была первая, "первый блин" не оказался "комом".
Огромное спасибо организаторам и преподавателям!
Любовь Гончарова

Благодаря этой стажировке, я впервые подробно смогла ознакомиться с рядом международных, федеральных, региональных правовых документов по демократическому преобразованию, гражданскому обществу и коренным народам. Надеюсь, что в дальнейшем это поможет как мне, так и всем, кто прошел учебу и тем, кто еще будет учиться в центре, защищать свои права и свободы, беречь и приумножать национальную культуру и традиции своего народа. Также я впервые познакомилась с традициями и культурой коренных этносов Карелии и теперь мне хочется узнать о них как можно больше. Я приобрела новых интересных знакомых, с которыми, надеюсь, буду продолжать общение в будущем.
Хочется поблагодарить организаторов данного проекта и пожелать им удачи в его реализации. Отдельное спасибо Евгении Шустовой, а так же всем, кто с нами работал, за грамотную организацию процесса обучения стажеров, доброе отношение и оптимистическое настроение,
Лариса Бабичева

В центре "NEVOND" я узнала не только о существовании международных правовых актов, но и о действующих механизмах защиты прав человека. Мы читали различные Конвенции о защите прав, разбирали структуру ООН и других организаций, нам подробно разъяснили процедуру подачи жалобы в Европейский Суд.
Кроме этого, я узнала много интересного в сфере культуры некоторых народов. Мы посетили выставку "Шаман и Вселенная", выставку народного костюма, ходили на кинофильм "Тарас Шевченко", который проходил в "Дни украинской культуры".
Очень интересными и запоминающимися были лекции Константина Кузьмича Логинова об истории Карелии, начиная со времен палеолита, про шаманов и колдунов Карелии, а также психологические тренинги по работе в команде.
Еще мы посетили Конституционный Суд, где нам непосредственно рассказали о том, как он работает, и о фактических случаях нарушения Конституции со стороны нашего регионального законодательства.
Думаю, знания, которые я получила в ходе стажировки, пригодятся в жизни не только мне, но и тем, кому они также необходимы.
Любовь Ивашковская

"Жизнь диктует нам свои условия. Рок распоряжается нами на свое усмотрение. Однажды только случай может круто поменять твою судьбу. И в этом надо разглядеть особый знак, чтобы понять, что именно это твое предназначение…"( Аполло Поли.)
Человек всегда стоит перед выбором. От того, что он ответит, в данный момент, зависит очень многое, его судьба и судьба других людей…Возможно, что такой случай выпал и мне.
Современное общество стремится к образованию каждого из своих членов. И это правильно. Ведь в знании - сила. И знаний никогда не бывает много!
Предложение Евгении Шустовой меня заинтересовало сразу. Программа стажировки освещала вопросы о правах человека, о правах малочисленных коренных народов, о структуре и работе ООН, образовании и деятельности НКО, основы фандрайзинга. А также - вопросы истории и культуры Карелии и коренных народов, проживающих на этой территории. При этом мы встречали с очень интересными людьми, которые читали нам лекции.
Из полученных данных появилась идея, которую возможно будет реализовать в Институте традиционных промыслов и ремесел малочисленных народов России. У студентов существуют проблемы, потому необходимо информировать их о своих правах, обучать их вопросам, касающимся прав малочисленных коренных народов, правам человека.
Также могу сказать, что кроме получения знаний, я познакомилась с приятными, увлекающимися людьми. Неформальное общение в течение всей стажировки сблизило людей разных профессий и интересов.
Ольга Етоева


 

Ржаное озеро

 

Из детских лет в памяти осталось местечко под необычным названием Ржаное озеро. Это - родина моего деда, вепса Павла Лутохина. Как я узнала позже, Ржаное потому, что когда-то там выращивали рожь. Но рассказать хочу не об этом.
Почему мне так запомнилось это место? Наверное, потому, что это была не дача, как у большинства моих друзей, а дикая природа - красивая и богатая.
В лесу, прямо у избушки, которую построили мой дед со своими сыновьями и внуками, можно было найти землянику, размером с клубнику; а в километре, хоть справа, хоть слева, нас ждала самая вкусная ягода Севера - морошка. И не надо было торопиться ее собрать "пока другие не соберут" - щедрых болот было много, да и мой дед в любое лето, дождливое или нет, знал, на какое болото идти, чтобы полную корзинку принести.
Дедушка мне то зайца, то глухаря покажет, мой брат на охоту ходил, а дядя рыбу ловил ведрами. В общем, тяжеловато было с богатыми лесными дарами до автобуса идти двенадцать километров. Хорошо, что старший брат всегда помогал.
Когда, через неделю или позже, мы возвращались в нашу избушку, то знали - если и побывал здесь кто-то чужой, то в доме будет порядок. Не нужны были пришлым охотникам и рыбакам продукты, оставленные нами, ведь в озере всем хватит рыбы, а в лесу - дичи...
Десять лет назад мы с братом в студенческие каникулы решили навестить Ржаное. Мне было интересней вдвойне - впервые, уже взрослая - не захнычу, я пойду на дальние болота за своей любимой морошкой!
Но то, что мы увидели в лесу... Нет, это был уже не лес, или не наш лес, богатый и красивый, а словно израненный зверь - жалкий и убогий: кругом вырубки, спиленные и почему-то оставленные ели и березы; болота словно испарились и тишина… мертвая такая тишина, изредка прерываемая звуками бензопилы.
"Новые времена", - подумала я и еще почему-то вспомнилось: "лес рубят - щепки летят". Очевидно, кому-то были нужны бревна, может на дрова, а может, здесь будут строить дачи. Жаль. Но мы здесь давно уже не хозяева - деревни Ржаное Озеро и дома Лутохиных нет с шестидесятых годов, деда нашего - чуть больше года.
Три года назад я решила снова съездить на Ржаное озеро в надежде, что природа залечила свои раны, а новые ей больше никто не нанес. Увы - здесь так и не прекращалась вырубка леса, и, конечно, не осталось ни зверей, ни рыбы в озере. А ведь коренной народ - вепсы - издревле жили здесь в основном за счет леса! Умирает израненный лес, вымирает забытый народ... Я сочуствую вепсскому народу в связи с утратой лесных богатств!
Много тоски и грусти в этом рассказе, меня поймет любой вепс, да и просто Человек, любящий природу. Но попробую закончить все же на оптимистичной ноте. В 2001 году принят Закон о территориях традиционного природопользования, основными целями которого является сохранение биологического разнообразия и защита исконной среды обитания малочисленных народов. Хочется надеяться, что этот закон уже начал действовать и мой родной ржанозерский край будет радовать своей красотой и щедростью.

Екатерина ГЕРОЕВА

И в горе, и в радости народ един.

 

Еврейская община Петрозаводска 8 марта отмечала Пурим - самый радостный еврейский праздник. В этот день две с половиной тысячи лет назад был брошен жребий("пур" означает "жребий",: остаться евреям жить или погибнуть, когда владыка величайшей империи древности отдал приказ истребить всех евреев от мала до велика. Тогда евреи сплотились в один народ и память об этом - Пурим, стал праздником единения этого народа.
В отличие от Хануки, увековечивающей спасение народа Израиля от духовного уничтожения, Пурим символизирует борьбу за физическое выживание еврейского народа. Поэтому празднование Пурима включает в себя моменты не только духовные, но и чисто материальные, как бы призванные заявить на весь свет: вот, мы живем, едим, пьем и веселимся! А "мишлоах манот" (обмен яствами с друзьями и близкими) и "подарки бедным" доказывают, что неотъемлемая часть жизни - это забота о ближних. Веселье Пурима - также своего рода демонстрация жизненной силы еврейского народа.
На протяжении веков возник чрезвычайно богатый фольклор, связанный с Пуримом. Среди океана мучений, тревог и испытаний, окружающего евреев круглый год, Пурим стоял как одинокий остров безоглядного веселья, юмора и оптимизма, характерного для еврейского народа. Особая пуримская литература, шуточные представления с переодеваниями и потешными масками веселили сердца. Лишь в этот день были разрешены театральные представления с характерными персонажами. Возник обычай печь на Пурим сладкие пирожки с начинкой из мака и сладостей, которые получили название "уши Гамана".
Праздник, состоявшийся в Экспоцентре 8 марта, был действительно веселый: концерт зажигательных еврейских песен и танцев, анекдоты в перерывах между выступлениями, театральные постановки, а затем - фуршет.
И я там была, вино пила, "уши Гамана" пробовала, слушала замечательные песни и поняла одну истину: если народ сам помнит свою историю, хранит обычаи и культуру, собирается вместе в дни праздников и траура, то, может, такой народ действительно будет жить вечно, когда другие уже исчезнут.

Екатерина ГЕРОЕВА.

Заглянем в бабушкин сундук

 

В последнее время в Карелии заметно вырос интерес к истории своего края, идет создание новых творческих проектов. На семинаре, проводившемся в Центре национальных культур, специалистами-этнологами В. Бириным и К. Логиновым, были проведены интересные занятия по этнической истории Карелии, по культуре народов, проживающих на этой территории. В Петрозаводске, в Обществе Вепсской культуры собираются инициаторы возрождения вепсского костюма. Это один из этапов реставрации обычаев и культуры народа.
В Доме народного творчества прошла выставка национальных костюмов коренных народов Карелии, где были представлены наряды карел, вепсов, и финнов - народов, исконно проживающих на этой территории.
Посетив эту выставку, невольно задумаешься - что для современного человека одежда? Способ самовыражения, уверенность в себе, признак его успеха или просто предмет ежедневного пользования?
Возможно, и то, и другое. В тенденциях моды часто можно угадать черты и детали нарядов давно уже ушедших из нашей современности. Платья из "бабушкиного сундука" через несколько десятков лет становятся "самыми модными в этом сезоне". Возможно, поэтому возрождение национального костюма на сегодняшний день очень актуально.
Именно в одежде, через ее орнаменты, форму и расцветку можно проследить характер народа и традиции праздников. Например, вепсам, издревле проживающим в Карелии, требовалась соответствующая суровому климату и характеру их занятий одежда. И в костюмах с выставки можно было прочувствовать простоту, удобство в носке и практичность именно для этого народа.
Каждая нация -это своя культура, свои уникальные традиции. Не терять это богатство, а сберегать и возрождать - это целый труд, огромное умение.

Ольга ЕТОЕВА.

 

Здесь остро чувствуешь прошлое

 

На перекрестке трех дорог, стоит в центре Шелтозера высокий, красивый, в кружеве деревянной резьбы, дом. Почти двести лет назад поставил его на этом месте мастер-вепс, местный крестьянин Иван Мелькин. Сейчас в этом доме расположен Вепсский этнографический музей, хранящий историю и культуру маленького народа - вепсов
Впервые музей открыл свои двери для посетителей 28 октября 1967 года. Создал музей Рюрик Петрович Лонин. Занимаясь сбором фольклора, он начал собирать предметы быта вепсов и добиваться создания народного музея. Благодаря его настойчивости, для музея выделили две небольшие комнатки в помещении библиотеки. Там он и открыл свой музей. С каждым годом фонды музея пополнялись, вскоре он переехал в другое, более просторное помещение. А в 1991 году музей переехал в дом Мелькина.
Многое здесь можно узнать о жизни, быте, занятиях и промыслах, обрядах и приметах, о судьбе и чаяниях вепсов. В первом зале музея представлен интерьер вепсского дома конца 19 - начала 20 века. Центральное место в нем занимает печь, которая служила не только для обогрева и приготовления пищи, но и на ней спали, сушили одежду… С печью также связан ряд верований. Огонь в печи могла разжигать только старшая женщина в доме. Печь и шкаф делят избу на две половины - хозяйственную и чистую. На хозяйственной половине, слева от входа, стоит стол-курятник, под которым в холодное время держали кур. Над столом - посудная полка с посудой из дерева, бересты, глины - все это изготовлено руками вепсских мастеров.
Освещалась изба керосиновыми лампами или светом лучины. Светец с лучиной стоит в чистой половине, рядом с ткацким станом. Здесь же кровать, диван, сундук, детская люлька. Рядом с печью - вход в подпол. На крышке входа - самовар. Это так называемый "свадебный" самовар, ёмкость которого 27 литров. Рядом - "дедушка" современного утюга - рубель. С его помощью гладили ткань, предварительно намотав ее на скалку.
После знакомства с вепсским домом, переходим во второй зал. Его экспозиция рассказывает об этногенезе вепсского народа, традиционных занятиях вепсов, о православии и языческих верованиях.
Охота и рыболовство издревле были основными промыслами вепсов. А плотницким и столярным инструментом умел пользоваться каждый мужчина - ведь ему нужно было и дом построить, и мебель и посуду изготовить. Женские занятия представлены удивительной красоты вепсской вышивкой, домоткаными изделиями.
Завершив осмотр экспозиции на первом этаже, по лестнице поднимаемся на второй этаж и через уук проходим на хозяйственный двор. Его всегда ставили двухэтажным. Внизу держали скот, а на втором этаже хранили сено и различный хозяйственный инвентарь. Здесь представлены орудия обработки земли, рыболовства, деревообработки, средства передвижения, инструменты кузнеца и кожевника.
В следующем, четвертом зале, открыта выставка работ первого национального художника Карелии Софония Дмитриевича Ершова "Дорога к дому". С.Д.Ершов родился в д. Дорофеевской Шелтозерско-Бережной волости, учился в Петербургской Академии художеств. Преподавал рисование в школах Петрозаводска, Рыбреки, Кеми, Сороки, создал художественную студию во Дворце пионеров в Петрозаводске. Одновременно немало работал творчески, но, к сожалению, большинство произведений С.Д.Ершова не сохранилось - сгорели во время пожара в 1941 г.. В фондах Карельского государственного краеведческого музея хранятся несколько уцелевших его картин. Эти работы представлены на выставке.
Проходя по залам музея, остро чувствуешь прошлое, здесь как бы остановилось течение времени и появляется возможность вживую увидеть историю, традиции и уклад деревенской жизни вепсского народа.

Олег ЛОНИН

Кто защитит вепсский язык

 

Вепсы - малый народ. Мы занесены в Красную книгу исчезающих народов планеты. Народ жив - пока жив его язык. Проблема сохранения вепсского языка сегодня особенно актуальна и принятие закона РК "О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия" стало еще одним шагом в ее решении. За последние годы сделано многое с целью сохранения и развития языка, начиная с выхода первого букваря и до перевода Калевалы на вепсский язык. Но нельзя с полной уверенностью сказать, что вепсский язык будет жить полноценной жизнью.
И если сейчас семья перестала обеспечивать языковую преемственность поколений, основная нагрузка в решении проблемы сохранения языка должна лечь на школу. И в первую очередь необходима государственная поддержка школы.
Главная сложность в изучении вепсского языка - это недостаточное число учебных часов в неделю. Родной язык находится ниже уровня иностранного языка, да и преподается только в начальных классах. Изучению русского языка в школе уделяется в десять раз больше времени, нежели изучению вепсского. Государство еще полностью не отказалось от политики дискриминации в отношении вепсского языка, начало которой было положено в 1937 году.
Но увеличение числа часов преподавания - это не полное решение проблемы. До тех пор, пока вепсский язык преподается как иностранный, для многих школьников он так и не станет родным. Необходим перевод хотя бы части предметов на преподавание на вепсском языке. Сейчас возможности для получения образования на родном языке и сохранения своей культуры не существует.
Ни одно средство массовой информации не обошло вниманием решение о сокращении русскоязычных школ в Эстонии. Все написали о нарушении прав человека. Эстония только защищает язык своего народа, который убивали на протяжении полувека. Ситуация с вепсским языком еще более угрожающая, но кто сказал слово в его защиту?
Дело дошло до того, что уже можно услышать заявления, будто у вепсов нет и не было своей культуры. Принятие закона РК "О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия" дает гарантию защиты вепсского языка, и есть надежда, что Правительство РК сможет обеспечить его исполнение.

Олег ЛОНИН.

Не будет леса - не будет и проблем

 

Каждое лето наша многочисленная семья выезжает на время отпуска в деревню. Это село Озёра в Ленинградской области Подпорожского района.
Чудные красивые места. И с точки зрения экологии тоже. Леса, озера - места рыболовства, охоты, сбора ягод и грибов.
Еще мой дедушка и другие родственники, знавшие в нашем лесу каждую тропку, каждый кустик, показывали мне боры и лесные опушки, где было черным-черно от черники, сладко пахло малиной, пьянило от морошки на болотах.
И что же происходит сейчас?
Когда мы приезжаем в деревню, то год от года открывается неприятная картина. Идет вырубка леса. Лесовозы увозят строевой лес, который в документах значится, как "санитарная вырубка". Увозят, не согласовывая с местным населением, разбивая дороги огромными машинами, оставляя беспорядок на местах вырубок. Кто-то наживается на этом, не принимая никаких доводов о национальном богатстве, не заплатив соответствующего налога.
Эта проблема уже набила "оскомину" для жителей Ленинградской области и Республики Карелия. Пишут, говорят об этом, есть законы, но почему же нет никакой реакции? Мнения жителей вообще ничего не значат. Правда, есть какая то помощь от предпринимателей, которые занимаются этим бизнесом, - могут по сходной цене продать отходы на дрова. Но что это по сравнению с машинами корабельного леса?!
Пока есть лес, есть и проблема. Не будет леса - не будет проблемы. Но как жить деревне, которая в основе своей живет на подсобном хозяйстве, да тем же самым лесом? При вырубках мелеют озера и реки, скоро в них не останется рыбы. В конечном итоге и село также вымрет.
Об этой проблеме я думаю не просто, как "дачница". Ведь эта земля исконно принадлежит моему народу, моим родственникам, которые всегда бережно относились к ее дарам. Здесь и могилы моих предков.
На мой взгляд, необходимо поднимать эту проблему постоянно, доносить народу информацию о своих правах. Только объединение усилий общественных организаций, профессионалов, и людей, которым небезразличны вышесказанные проблемы, может привести к каким то результатам.

Ольга ЕТОЕВА

 









Copyright © Льыоравэтльан Все права защищены.

Опубликовано на: 2006-09-30 (5577 Прочтено)

[ Вернуться назад ]

Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.01 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com