Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 К вопросу об этнической идентичности: данные исследований

НовостиВ 2008 году аспирантом Педагогического института им. В.П. Астафьева С.А. Бахтиным было проведено исследование этнического самосознания ессейских якутов. Ессейские якуты являются субэтносом якутского этноса, проживающим на севере Эвенкийского муниципального района Красноярского края в пос. Ессей, а также отдельными группами в пос. Чиринда и Тура. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года их насчитывалось 949 человек на территории Эвенкийского муниципального района. В ходе работы были рассмотрены отдельные элементы этнического самосознания ессейских якутов, связанных с этнической идентичностью и этноязыковыми процессами.

В качестве важного эмпирического индикатора этнического самосознания ессейских якутов выступили и их представления об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках. Важнейшим этноконсолидирующим признаком, т.е. признаком родства с людьми свой национальности, для ессейских якутов является «родная земля, природа», его указали 43,9% опрошенных. Второе ранговое место занял признак «язык», его указали 39,5% опрошенных. Остальные признаки называли значительно реже. Выбирая важнейший признак этноконсолидации в сознании респондента возникают образы своей национальности. Таким важнейшим образом явился признак «родная земля, природа», а именно озеро Ессей и его окрестности. Данный район является территорией компактного проживания и традиционного природопользования ессейских якутов. Видимо фактор малой родины является важнейшим для объединения данной этнической группы.

Важнейшим этнодифференцирующим признаком у ессейских якутов явился признак «язык», его отметили 74,5% опрошенных. Второе место занял признак «родная земля, природа», его отметили 9,6% опрошенных, третьим признаком стал «внешний облик» - 7,0%. Остальные признаки называли значительно реже. По возрастным показателям значительных различий выявлено не было.

По итогам исследования автор приходит к выводу: «Подводя итоги данной работы можно констатировать наличие благоприятных условий для сохранения устойчивого этнического самосознания ессейских якутов в XXI веке. Этому могут способствовать такие зафиксированные выше факты, как: компактное проживание, отсутствие ассимиляционных процессов, высокие показатели владения родным языком, сформированность представлений о дифференцирующих и консолидирующих факторах этнической идентичности». [1]

Другим интересным примером исследования этнического самоопределения коренных народов является исследование, проведенное К.Г. Шаховцовым в 1999-2001г. среди южных селькупов Томской области. Автор отмечает одним из основных факторов этнической принадлежности возможность получения льгот от государства: «Информаторы, как русские, так и селькупы, в качестве основного мотива для «записи в остяки» называют получение непосредственной выгоды, позволяющей компенсировать разрыв между уровнем доходов сельского населения и постоянно растущей стоимостью жизни: «Сейчас, вроде, стали какие-то льготы: лося добыть, сколько-то соболей добыть нам разрешается». В материалах исследования говорится, что председатели районных ассоциаций коренных малочисленных народов единогласно сообщают, что желающие «записаться в остяки», приходя к ним за подтверждением принадлежности к селькупскому этносу, открыто мотивируют свое решение именно экономическими соображениями: возможностью льготной заготовки дров, получения делового леса для постройки или ремонта жилища, бесплатных лекарств, возможностью внеочередного выделения охотничьих угодий, льготного получения лицензий на добычу определенных видов зверя. Не последнюю роль в выборе коренной национальности взрослыми для своих детей и самостоятельно молодежью играет возможность льготного поступления в некоторые высшие учебные заведения». По данным исследования, процессы аккультурации и ассимиляции у южных селькупов в численно преобладающей русской среде зашли чрезвычайно далеко. [2]

Данные двух проведенных исследований говорят о существовании различных тенденций идентификации в зависимости от ситуации конкретного народа. Важными факторами, влияющими на идентификацию, являются особенности расселения, характер контактов с представителями иных этнических групп, владение родным языком, основные виды деятельности. Мнение о предоставлении государственных льгот для представителей коренных малочисленных народов также может являться основанием для этнической идентификации.

Литература:

1.Бахтин С.А. Ессейские якуты в начале XXI века: к вопросу об этнической идентификации // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2010 (2) / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П Астафьева. – Красноярск. 2010. С. 167-170. – ВАК.

2. Шаховцев К.Г. Льгота ли быть селькупом? // Практика постсоветских адаптаций народов Сибири / Отв. ред. Д. Функ, Х. Бич, Л. Силланпяя. - М., 2006. С.157 – 172.

Подготовлено – Елена Нечушкина, Вице-президент МОО «Льыоравэтльан»




 
   Связанные ссылки
· Больше про Новости
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Новости:
Издано правовое пособие «Право коренных народов на землю и природные ресурсы»


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.02 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com