Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Лаборатория межнационального взаимодействия
· О проекте
· Лаборатория в г.Томске
· Лаборатория в г.Горно-Алтайске
· Лаборатория в г.Абакане
· Стажировка в г.Москва
· Контакты
· Фотогалерея

   Поиск



   Информация

Rambler's Top100 Rambler's Top100


 Материалы по шаманскому чуму эвенков включены в новый фотоальбом

Мир коренных народовЮрий Клиценко

Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге и московское издательство «Художник и книга» выпустили фотоальбом «На грани миров: шаманизм народов Сибири». Книга, изданная на русском и английском языках, включает фотографии музейных артефактов и научные комментарии.

Один из разделов фотоальбома посвящен шаманскому чуму эвенков. Первым этнографом, встретившим в приенисейской тайге шаманские чумы и находящиеся в них предметы, был А.А.Макаренко. В запасниках Российского этнографического музея хранятся деревянные изображения, в начале XX века взятые экспедицией А.А.Макаренко из шаманских чумов в районе Подкаменной Тунгуски.
Семантика шаманского чума может свидетельствовать о том, что центром притяжения и ориентиром в развитии традиционной религии эвенков являлось Православие, а не оккультизм, рекламируемый в качестве «тайного знания» коренных народов Сибири. Подобно христианскому храму шаманский чум эвенков включает вертикальные и горизонтальные символы вселенной. Восточную, западную и центральную части чума, соответствующие библейской модели космоса, объединяет река Энгдекит (Долбор), сравнимая с водным потоком, текущим через храм пророка Иезекииля.
Французская исследовательница Александра Лавриллье, поселившаяся среди оленеводов Южной Якутии, пишет о традиционном мировоззрении эвенков: «Человеческая жизнь подобна течению реки, как беспрерывный поток, рождающийся у истока и заканчивающийся у ее устья. Эта концепция под влиянием христианства, регулярно вводимого с XVIII века, вызвала деление вселенной на три мира: верхний мир, соответствующий истоку, есть мир душ, предназначенных родиться; средний мир, соответствующий среднему течению, является миром живых людей; и нижний мир, соответствующий устью, является миром мертвых. Эти три мира соединены рекой Энгдекит. Верх христианской концепции имеет положительное значение как исток реки в эвенкийской традиции, и низ - негативное значение как устье. Если ночью река бурлит к устью, это знак плохой погоды, если к истоку, - то хорошей погоды».
В Византии полы православных храмов, символизирующие первозданные воды, украшались мозаиками с изображениями водоплавающих птиц и рыб. Изображения водоплавающих птиц и рыб встречаются как в ветхозаветном, так и в христианском искусстве. На византийском фрагменте облачений святого Кутберта, епископа Линдисфарнского, вытканы эмблемы архиерейского служения – реки с плавающими в них рыбами и птицами.
Водоплавающие птицы занимают важное место в древних космогонических мифах. У эвенков изображения птиц и рыб размещались в канавках-реках на полу шаманского чума, в восточной и западной галереях «таежных храмов», а также на шаманских одеждах. Эвенки особо выделяли гагару – согласно эвенкийской мифологии гагара, мамонт и змей участвовали в создании мира. Научный сотрудник Российского этнографического музея Т.Ю.Сем отмечает: «Без фигурок гагары невозможно представить костюм шамана енисейских эвенков. Крепили их обычно к его нагруднику, в верхней и нижней части. Сам же нагрудник этого костюма как бы символизировал вселенную, разделенную на три космических сферы. Иногда фигуру плывущей гагары помещали внизу нагрудника, закрепляя только с одной стороны - у хвоста. Шею ее продевали в широкую петлю. Камлая, в танце, шаман иной раз так наклонялся, что шея гагары выскальзывала из петли и птица как будто ныряла. Действо повторяло миф о сотворении земли» (Т.Ю.Сем, Гагара творит землю, Северные просторы, № 1-2/1993).
На связь устройства шаманского чума с христианскими влияниями может указывать обряд «крещения», отмеченный М.Д.Симоновым у сымских эвенков. Сопоставление сведений об изображениях рек и мостов в шаманских чумах с опубликованным М.Д.Симоновым описанием обряда приводит к предположению, что «крещение» совершалось на деревянном мосту через невидимую реку жизни: «Еще в 40-е годы были эвенки, помнившие традиционный обряд «крещения». Мне рассказала о нем русская информантка Д. И. Ромашева, которая в те годы неожиданно оказалась на «старом шаманском месте», на таежной полянке, где раньше совершался этот обряд. Вместе с другими жителями села ее послали на тушение лесного пожара. Руководитель группы, сымский эвенк Иван Осипович, официально порвавший с шаманством, решил устроить привал именно на этой поляне. Здесь все увидели помост. Каждый из его четырех столбов представлял собой фигуру идола. Сверху помост был покрыт обтесанными, хорошо подогнанными жердями, а с торцов к нему были пристроены специальные лестницы. Русские удивились, когда Иван Осипович сказал: «вот здесь мы и крестим своих детей», — так как нигде поблизости не было воды. Но оказалось, что для эвенкийского крещения воды и не нужно. Для совершения этого обряда шаман берет на руки ребенка и поднимается с ним по лестнице на помост. Пройдя по нему, спускается по противоположной лестнице на землю, идет вдоль боковой стороны помоста (мимо двух его столбов-идолов) к первой лестнице, вновь поднимается, проходит по настилу и, спустившись по другой лестнице, опять идет по земле, но теперь уже вдоль другой боковой стороны помоста (мимо двух других столбов-идолов)» (М.Д.Симонов, Материалы по шаманству сымских эвенков, Известия Сибирского отделения Академии наук СССР, Серия общественных наук, №11, 1983).
Подлинные артефакты с шаманских мольбищ эвенков, а также фотографии начала XX века хранятся в музеях Санкт-Петербурга и Красноярска. Современные реконструкции шаманских чумов можно увидеть в Братске (архитектурно-этнографический музей "Ангарская деревня", автор реконструкции Геннадий Уткин) и в Улан-Удэ (Этнографический музей народов Забайкалья в Верхней Березовке, авторы реконструкции Тамара Гурка и Николай Доволин).
Отечественными учеными и краеведами собраны уникальные материалы об устройстве шаманских чумов. К сожалению, значительная часть текстов и фотографий А.А.Макаренко, И.М.Суслова, М.А.Дмитриева и других тунгусоведов по идеологическим и иным причинам не была опубликована в советский период. Хочется надеяться, что интересные публикации, осуществленные в 2006 году в Санкт-Петербурге и в Красноярске положат начало изданию несправедливо забытого научного наследия российских и советских этнографов (На грани миров: шаманизм народов Сибири. Из собрания Российского этнографического музея, Художник и книга, 2006; М.С.Баташев, Материалы Красноярского музея по культовым сооружениям эвенков, альманах «Енисейская провинция» № 2, 2006).



 
   Связанные ссылки
· Больше про Мир коренных народов
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Мир коренных народов:
Издана брошюра МОО «Информационно-Образовательная Сеть Коренных Народов «Льыоравэтльан»» на английском языке


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4.16
Ответов: 6


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.09 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com