Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 Селькупы – кто они?

Новости Селькупы – коренной малочисленный народ Сибири, проживающий в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской области, в Каргасокском, Парабельском, Верхнекетском районах и сельской территории Колпашевского горсовета Томской области, небольшая группа селькупов проживает в Туруханском районе Красноярского края. По данным Переписи населения 2010 года в России живет 3649 селькупов.

Существуют две группы селькупов - северная (самоназвание - "солькуп", "шолькуп") и южная (самоназвание - "чумыль-куп", "суссе кум" и "шошкум"). Существует также классификация с более сложной географической привязкой: кетские селькупы (сюсюкумы), обские селькупы (шошкупы).Селькупский язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи. Большая этническая территория, при небольшой численности населения, предопределяют сложность внутренней организации селькупского языка. В его составе выделяется ряд диалектных групп — северная или тазовская, тымская, нарымская, обская, кетская, которые, в свою очередь состоят из большого количества диалектов. Языковые отличия между северными и южными диалектными группами существенны, что препятствует свободному языковому общению.

У селькупов долгое время не существовало письменности, первая попытка создать письменность на основе кириллицы относиться к 19 веку, однако эта попытка не имела большого успеха так как русский алфавит не позволил корректно передать звучание языка. Вторая попытка состоялась в 30х годах 20 века, за основу приняли латиницу, издали большое количество учебной литературы на селькупском языке. Но всего через 7 лет, в 1930 году селькупскую письменность снова перенесли на кириллицу из-за чего началась большая путаница. В настоящее время селькупский язык практически не используется в печатных источниках, основными сферами применения языка остаются народные промыслы, общение в семье, фольклор.

Традиционными занятиями селькупов являются рыболовство и охота. Северные селькупы занимались оленеводством в основном в качестве вспомогательной отрасли (транспорт, шкуры и.т.д.). Южные селькупы умели изготавливать керамические изделия, обрабатывать металлы, ткать холсты, добились больших успехов кузнечном деле, выращивали зерно и табак.

Основным объектом пушной охоты в XIX веке были белка, горностай. Охотились также на лисицу и росомаху. Северные селькупы добывали песца. О распространённости беличьего промысла говорит наличие у селькупов специальной меновой единицы - сарум. Это была связка из десяти беличьих шкурок. Для нарымских селькупов большое значение имела охота на боровую дичь, которая являлась основным источником мяса.

Вторым по значению был рыбный промысел. У нарымских селькупов он играл большую роль, чем на севере. Основные объекты промысла - осётр, нельма, омуль, чир, муксун, стерлядь, налим, щука, карась и другая речная и озёрная рыба. Из рыбы изготовляли муку - порсу. Разнообразили пищевой ассортимент мясо боровой дичи, а у северной группы селькупов - изделия из оленины. Из дикорастущих употреблялись в пищу дикий лук, сарана, различные лесные ягоды. Чай заменял настой можжевельника. Поселением селькупов-оленеводов является стойбище, состоящее из переносных жилищ — чумов. Таежные селькупы живут в постоянных поселениях состоящих из стационарных домов. Основным жилищем оленеводов был переносной чум, конструктивно соответствующий самодийскому типу. Две основные жерди соединены веревочной петлей. Весь каркас состоит из 30-50 шестов. Зимний чум покрывается нюками — покрышками из оленьих шкур, летний — полотнищами бересты. В центре чума располагается костер-очаг. Пол в летнем чуме чаще земляной, в зимнем, делается из досок. Постелью служили оленьи шкуры, которые располагались на веточных и травяных циновках.

В стационарных поселениях зимним жилищем были полуземлянки различной конструкции — карамо — двухкамерная, углубленная в землю постройка, стены которой имеют каркасно-столбовую конструкцию. Бревенчатая крыша дополнительно перекрывалась берестой и засыпалась землей. Отопительным сооружением служил очаг или чувал, основу которого составлял остов из жердей, обмазанных глиной. У селькупов были также распространены полуземлянки усечено-пирамидальной формы, похожие на хантыйские, каркасные наземные жилища с вертикальными стенами, землянки и полуземлянки срубной конструкции с плоской, либо двускатной крышей. Спальные места в землянках и полуземлянках располагались на нарах. Впоследствии у селькупов широкое распространение получили русские срубные избы.

В ближайшие дни команда проекта «Создадим мультфильм вместе!» приступит к созданию анимационного фильма, посвященного культуре селькупского народов. Проект реализуется Межрегиональной общественной организацией «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Пресс-центр МОО «Льыоравэтльан»



 
   Связанные ссылки
· Больше про Новости
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Новости:
Издано правовое пособие «Право коренных народов на землю и природные ресурсы»


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.02 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com