Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 Как на Алтае называют сентябрь

Новости

В культуре жителей Алтая исчисление времени было основано на цикличности движения разных небесных тел – Солнца, Луны и звезд. Алтайский календарь может быть причислен к центрально-азиатским календарям, в которых летоисчисление проводилось на основе 12-летнего цикла. Каждый год имел свое название животного.

Названия месяцев содержат исконную культурно-мировоззренческую суть, которая является ценной и для современного времени.

С сентября, первого месяца осени, начинается период охоты и уборки урожая. Названия месяцев отражают уклад жизни коренных жителей Алтая - ведение сельского хозяйства, охота и т. д.

У коренных жителей Алтая название сентября звучит по-разному.

Охотничий образ жизни в горной тайге наложил отпечаток на все стороны быта коренных народов Алтая. Туба и алтай-кижи считают сентябрь месяцем марала «Сыгын ай». Это связано с тем, что в это время у маралов, алтайских оленей, начинается гон. Звероловы прибегали к разным формам коллективной охоты, в том числе устраивали облавы, когда маралы переходили на зимовку.

Существуют разные сведения о том, как называли сентябрь челканцы.

По одним сведениям, челканцы считают сентябрь месяцем тропинки «Орок ай», потому как от непрерывного хождения к пашням формируются узкие дорожки.

Ержан Адильбекович Бельгибаев пишет о том, что традиционная календарная система челканцев является реальным отражением приспособления народа к природе, климату и ресурсам бассейна р. Лебедь. Поэтому названия месяцев в календаре во многом отображают порядок хозяйственных занятий. Так, сентябрь, по его мнению, челканцы называют месяцем рева маралов, также как и жители южных горных районов Алтая, «сагын ай», диалектная форма звучания. Маралы являлись объектами охоты в бассейне р. Лебедь. По поверью, «небо отдает свой голос маралу», и становится слышен только рев маралов-самцов, у которых начинается гон. Крик маралов можно услышать около месяца, он распространяется довольно далеко. Голос ревущего марала состоит из самых разных звуков, от хриплых до низких и протяжных, напоминающих мычание.

Светлана Чемоковна Пустогачева пишет, что сентябрь – «улу ай» – это великий месяц, это время осеннего солнцестояния. Природа начинает готовиться к зиме: улетают птицы, готовятся к спячке и совершают миграции животные, вянет и опадает листва с деревьев. В этом месяце в природе происходят активные качественные изменения. И человек не отстает от природы, он стремится утеплить жилье, подготовить запасы пищи, одежды и т.п. Поэтому название «Великий» является очень точным.

Сохранились разные сведения о том, как называли сентябрь кумандинцы, другой коренной народ Алтая. Месяцы с апреля по сентябрь (за исключением августа) в календаре кумандинцев отражают в своих названиях знания о хозяйственных занятиях. Так, сентябрь показывает земледельческую отрасль хозяйства кумандинцев. Витольд Донатович Славнин приводит название «Аш кестин (кестен) ай», что означает хлебоуборочный, жатвенный месяц. Аш означает хлеб, зерно, пища.

Согласно «Кумандинско-русскому словарю» сентябрь называется «Идирген ай». Оно также содержит информацию об уборке зерна: идирген – гумно. Также у кумандинцев есть вариант «ньаабыс ай», месяц обновления. В этот месяц в честь уборки урожая в селах устраивались большие празднования. Такие народные гуляния сохранялись до конца прошлого века во времена существования колхозов.

Источники:
1) Баскаков Н.А. Диалект кумандинцев (куманды-кижи). Грамматический очерк, тексты, переводы и словарь. – М., 1972. – 280 с.
2) Бельгибаев Е.А. Челканцы: ландшафт и культура
3) Визер В.Г., Калинина Г.М. Кумандинцы – дети гор. – Бийск: КГБОУ НПО «ПУ № 4», 2013. – 168 с.
4) Енчинов Э.В. Календарь и календарная обрядность алтайцев в начале XXI в. // Люди, культуры, пространство: социокультурная динамика мира Евразии Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Ответственные редакторы Азнабаев Б.А., Сулейманова М.Н. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2016. – С. 213-219.
5) Назаров И.И. Традиционный календарь кумандинцев в XIX – XX вв.: (отражение хозяйственных занятий и этногенетические связи) // Культурология традиционных сообществ: конкурсные работы молодых ученых. – Омск, 2002. – С. 120-130.
6) Пустогачева С.Ч. Jылгаяк – новогодний праздник северных алтайцев
7) Сатлаев Ф.А. Кумандинцы: историко-этнографический очерк (вторая половина XIX – первая треть XX вв.). – Горно-Алтайск, 1974. – 200 с.
8) Славнин В.Д. Архаика в духовной культуре кумандинцев: вселенная и человек, время и календарь // Методы реконструкции в археологии. – Новосибирск, 1991.
9) Тубалары — дети тайги Горного Алтая




 
   Связанные ссылки
· Больше про Новости
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Новости:
Издано правовое пособие «Право коренных народов на землю и природные ресурсы»


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.02 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com