Внимание! Завершается работа по созданию мультфильма о селькупах
Дата: 17/07/2018
Тема: Новости


«Селькупы – люди живой земли» - так будет называться мультфильм, над созданием которого работает команда проекта «Создадим мультфильм вместе!». Фильм рассчитан на детскую аудиторию (дошкольный и младший школьный возраст.) В занимательной и забавной форме мультфильм рассказывает об одном из коренных народов российского Севера. В мультфильме дается представление о культурных феноменах и традиционных занятиях селькупов, прорисованы и обозначены детали национального костюма, традиционное жилище, предметы быта.

На нашем сайте мы публиковали статьи о селькупах. Эта статья будет посвящена роли одежды в фольклоре малочисленного народа Севера. По данным фольклора селькупов, непобедимость многих героев была заключена в их военном облачении, и, наоборот, без него герои становились уязвимы. Так погибает шаман, у которого предательница-жена забрала его военную парку. Заячья парка помогает одному из легендарных вождей селькупов старику Заячья Парка — Немай Порга Ира — остаться в живых и одержать победу над врагами. Людоеда Пунегуссе люди убивают, когда он, по прось бе Итте, снимает свою кольчугу. Наличие кольчуг связывалось у селькупов с жизнью, утрата кольчуг означала смерть всего рода, стойбища, — по данным фольклора, каждое вражеское нападение, имевшее действительной целью, как правило, полное уничтожение побежденных, называлось походом за селькупскими кольчугами, то есть за жизнями селькупов. Помимо кольчуг, сила героев может быть заключена и в других элементах одежды, например: мальчик-герой приобретает способность противостоять злым духам, получив от кузнеца железные рукавицы. Таким образом, жизненность человека, сила его, как представлялось, заключалась в одежде, поэтому последняя может рассматриваться образом человеческой души.

Человек в представлениях селькупов ассоциировался со своей одеждой, на что, например, указывает имя старика Заячья Парка. Нередко элемент одежды выступает как часть тела героя. Голова князямедведя, на (в) которой хранится живительная мазь путур, в фольклорных текстах обозначается как «шапка» этого духа. «Шапкой богатыря» обычно называются холмы, которые образовались (то есть возникли), как считают селькупы, там, где умерли и ушли под землю богатыри. Причина силы, удачливости и непобедимости богатыря Кыбай Иде в «лоскуте меховой рубашки», который ему «в спину врос». Одежда определяет какие-то особые качества своих хозяев (хитрость, ум, силу, способность побеждать, оживлять, создавать). Эти качества — жизненная (магическая) сила героев — заключены в одежде и зависят от нее. Помимо того, одежда выступает как аналог самого человека, все это позволяет повторить, что одежда в представлениях селькупов несет семантику души, жизненного начала. По данным фольклора, в старину селькупы шили одежду из кожи/шкур животного, сохраняя в ней облик животного: «Муж дважды устраивает своей жене испытания: оставляет шкурки зверей и приказывает сшить шубу: „Как у зверей уши, ноги. Лапки и хвост есть, так и сшей“». Обские селькупы шили штаны из кожи налима и рукавицы из стерляжьей кожи, полоски чешуи со спины и боков стерляди при этом не снимали, в таких «костяных» рукавицах было удобно драться. Видимо, считалось, что, надевая такую одежду, человек временно преображался в животное и приобретал на этот срок какие-то его качества, то есть подобная одежда оказывала влияние на жизненные силы и способности человека.

Душой-одеждой могут трактоваться шаманская парка, нагрудник и пимы. До конца XIX в. селькупы шили шаманские костюмы из медвежьей шкуры, которую не кроили, а снимали целиком. Шаман, надев такой костюм, считал себя медведицей; если костюм был изготовлен из оленьей кожи, — оленем или птицей. «Животное-покровитель не только позволяет шаману перевоплощаться, но и является в некотором смысле его двойником. Последний является душою в облике животного, или, точнее, душою-жизнью». Проникая в иные миры, шаман сражается с враждебными духами в облике животного, и если его двойник погибнет в схватке, то шаман тоже должен умереть. Шаманская парка, как и другие шаманские атрибуты, при изготовлении оживлялись, а после смерти шамана или родственника шамана также считались умершими и захоранивались. Через вещи шамана ему можно было причинить вред.

Женское умение шить одежду в представлениях селькупов связывалось со святостью. Ю. Т. Сирелиусом на р. Чижапке было записано предание о женщине, жившей здесь в незапамятные времена, она успевала сшить шубу из заячьей шкуры, пока люди поднимались от юрт до места «десяти извилин» реки Чижапка, которое впоследствии стало святым, почитаемым местом, связанным с памятью об этой женщине. В селькупском фольклоре умение шить и превращать старую одежду в новую является свойством всех волшебных бабушек, свекровей и золовок. Если сопоставить главную обязанность этих священных женщин, связанную с «обновлением» человека, и их швейное мастерство, то пошив новой одежды можно приравнять к предопределению дальнейшей жизни ее хозяина: «Если заглянуть в ухо старухи (матери божьего сына), то можно увидеть, как там „люди шьют, разминают, скоблят“: во владениях старухи происходит „кройка и шитье“ человеческой жизни». Человек и его одежда представляют собой одно целое, одежда и ее изготовление предопределяют жизнь ее хозяина, следовательно, одежда — один из образов жизненного начала, жизненности и души человека. Швейные принадлежности, например, наперсток и иголка, содержащиеся в женских мешках и игольниках мыкай кота и мыкай сангий, представляющихся материнским хранилищем детских душ, тоже наделяются сакральным смыслом. В фольклоре «появление дырочки на женском наперстке или сломавшееся ушко иголки служат знаком того, что муж женщины умер». Между жизнью человека и целостностью наперстка/иголки, которыми мифическая мать «шьет» жизнь человека и которые, как и пуповины детей, хранятся в семейном «душехранилище», принадлежащем женщине-жене-матери, существует зависимость, отражающая представление о наперстке/иголке как о душе человека.

Команда проекта благодарит всех – детей, школьников, экспертов, ученых, активистов из числа селькупского народа – за помощь в создании анимационного фильма о селькупах. В самое ближайшее время мультфильм будет размещен на нашем канале Youtube Проект «Создадим мультфильм вместе!» реализуется Межрегиональной общественной организацией «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Пресс-центр МОО «Льыоравэтльан»





Это статья Льыоравэтльан
http://indigenous.ru

URL этой статьи:
http://indigenous.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3722