КАК НА АЛТАЕ НАЗЫВАЮТ АПРЕЛЬ
Дата: 07/04/2020
Тема: Новости



Национальный календарь – система ценностей, отражающий ментальность и духовность народа. Он хранит генетическую и историческую память народа, определяет роль этноса в мировом сообществе. Поэтому бережное отношение к календарю сохранилось у многих народов. Вместе с григорианским национальный календарь используют в обычной жизни, не столько для исчисления времени, сколько для связи с Родом и предками. Традиционные календари приближают человека к природе, делают акцент на самые важные и яркие события, обращают взгляд к течению рек, дуновению ветра, к звездам, напоминают о корнях и происхождении.

Второй месяц весны на Алтае называют месяцем кандыка, а также пестрым месяцем, или сомнительным, то есть ни то ни сё, ни теплый ни холодный. Также у теленгитов это месяц удода, у челканцев – бурундука или месяц пашни. Алтайцы верят, что 15 дней апреля относятся к весне и столько же – к лету, потому что в это время днем тепло, а по утрам и вечерам еще очень холодно.
Месяц апрель алтай-кижи называют кандык ай. Интересна интерпретация названия месяца у теленгитов, которые апрель называют месяцем удода (бöлдин), так как эти птицы прилетают именно в апреле для создания семьи и размножения.

Удод (Upupa epops) - небольшая птица, величиной несколько мельче голубя, с длинным тонким, слегка изогнутым вниз клювом, с пестрой окраской, в которой красиво сочетаются глинисто-ржавчатые, черные и белые цвета. На голове большой хохол. Называют его лесным петушком. Обитает в Центральной и Южной Европе, Китае, Северной Африке, Сибири.

Встречается удод и на территории Республики Алтай. Другое название птицы «jаман кушкаш», переводится как «плохая птица». Несмотря на то, что удод необычайно красивая птица, в культуре алтайского народа она считается недоброй. По поверьям эта птица приносит тяжелые болезни с вершины горы Адыган, на склонах которой находятся шесть дверей, ведущих в подземный мир. Поэтому алтайцы не любят этих птиц.

Очень любим на Алтае национальный праздник Курултай сказителей. В нем принимают участие люди, обладающие даром горлового пения. По-другому их называют кайчи. Они исполняют героические сказания о славных деяниях богатырей прошлого своеобразным горловым звуком — каем под аккомпанемент топшура — двухструнного музыкального инструмента. Такое пение представляет низкий горловой речитатив, требующий большого вокального искусства.
Сказители издревле пользовались большой любовью и уважением народа и по праву считались хранителями народной мудрости.
В их сказаниях испокон веков воспевались щедрость родной земли и красота, мечты и надежды простого человека, возвышались справедливость, доброта и жизнелюбие. Простой человек боролся и побеждал своего врага силой, умом и смекалкой. Герою помогала преодолевать препятствия сама природа: горы, леса, реки. Вместе со сказителем переживали, плакали и радовались слушатели. Шаманы, умеющие посредством пения и исполнения различных ритмов на бубнах эмоционально воздействовать на суеверные массы, предпочитали не проводить свои религиозные мистерии в тех долинах и аилах, где находились сказители. Они опасались вступать в спор с великой силой их искусства.

(с) "Секрет успеха-быть собой! Твой родной язык – это новый тренд" . Проект реализуется Межрегиональной общественной организацией «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Источник: МОО "Льыоравэтльан"





Это статья Льыоравэтльан
http://indigenous.ru

URL этой статьи:
http://indigenous.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4170