БЮЛЛЕТЕНЬ № 26 | XI группа стажеров | |||
СОДЕРЖАНИЕ | ||||
Новости, факты, события |
| Третья Арктическая Встреча на высшем уровне Международный семинар Будущее за нефтью или оленеводством? Дом для всех! Так и живем… Будет ли в ТОО “Байат” свой конезавод? Заседают президенты Бело-Ануй “От патернализма…” к…? | ||
Встречи стажеров |
| Новости из Миннаца Комиссия по правам человека в России | ||
Коренные народы России |
| Древние мифы Чукотки и природа | ||
Точка зрения |
| На поводу своих желаний и эмоций Мнение лингвистов | ||
|
|
|
|
|
НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ | ||||
Третья Арктическая Встреча на высшем уровне | С 14 по 16 сентября 1999 года столица Российской Федерации Москва принимала участников и гостей Третьей Арктической Встречи на высшем уровне (саммита), организованной Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Это третья международная встреча, на которой лидеры коренных народов Севера, объединенные в Совет Саами, Инуитскую Циркумполярную Конференцию, Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Международную Ассоциацию Алеутов, смогли обменяться мнениями и наметили пути решения проблем по актуальным для своих народов вопросам. На Третьей Встрече лидеры коренных народов обсуждали вопросы здоровья своих народов, так как эта проблема становится одной из самых актуальных для жителей Арктики. В работе Саммита принимали участие представители Всемирной Организации Здравоохранения, Программы ООН по окружающей среде, Арктического Совета, Информационного центра коренных народов России “Льыоравэтльан”, Союза молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, органов государственной власти стран Арктического региона, экологические, правозащитные и многие другие организации. В Саммите также приняли участие президенты региональных ассоциаций, представители коренных малочисленных народов. Коренные малочисленные народы сохранили свои традиции, среду обитания. Но в настоящее время они находятся в тяжелом положении, так как старая система защиты коренных малочисленных народов разрушена, а новая только создается. В результате, наименее защищенными категориями людей явились коренные народы. Не зря темой Третьего Саммита лидеров коренных народов Арктики является “Здоровье коренных народов Арктики”. В основном особое внимание уделялось положению дел в области здравоохранения на российском Севере. Рассматривалось влияние изменения состояния окружающей среды на здоровье народов, проживающих в данной среде. На российском Севере проблема здравоохранения стоит очень остро. Частыми заболеваниями коренных народов Севера являются алкоголизм, туберкулез, венерические заболевания. Причиной этого послужили различные факторы, например, почти во всех регионах проживания коренных малочисленных народов идет утечка кадров, занятых в области здравоохранения, в связи с тем, что нет условий для продолжения работы. В результате, снижается качество медицинского обслуживания. Проблема алкоголизма связана с тем, что со стороны органов власти нет контроля над ввозом спиртной продукции. В подтверждение этих слов можно привести слова из доклада Владимира Добрынина, президента Ассоциации алеутов “Ансарко”: “…к нам за год прибыло всего три самолета с продуктами, около пятидесяти процентов составляло спиртное”. И еще один немаловажный фактор - человек, не сумевший реализовать свое право на труд, на достойную оплату его, невольно начинает вести паразитический образ жизни, потому что нет надежды на будущее. Также на встрече лидеров была детально освещена экологическая обстановка в Арктике. Арктический регион являлся самым чистым в мире, но и самым уязвимым. Конец холодной войны, переход России к рыночной политике, интенсивное освоение богатств Арктики, в результате этого появляется угроза экологии Арктики. Зарубежные участники отметили, что риск радиоактивности остается высоким, нефтяные загрязнения возрастают, озоновый слой разрушается, в результате чего происходит изменение климата в Арктическом регионе, что отрицательно влияет на здоровье людей, населяющих эти территории. Также на Саммите была хорошо освещена проблема стойких органических соединений. Большинство этих соединений имеют не арктическую природу происхождения, испарение этих веществ происходит где-нибудь в Азии или других южных регионах, затем они перемещаются в Арктический регион, там конденсируют и оседают. Эти органически стойкие вещества не растворяются в воде, но хорошо растворяются в жирах высших организмов (например, северных оленей), которые в своем большинстве являются традиционной пищей коренных народов. Мясо оленя имеет большой уровень радиации в северо-западной части России. Вот такие проблемы в области здравоохранения и экологии были освещены на Саммите. Но самая главная проблема - это отсутствие государственных программ, которые могли бы защищать права людей, проживающих в условиях крайнего Севера. Сейчас существуют программы на международном уровне, но они мало что могут сделать без поддержки государства, поэтому итогом Саммита была выработка декларации. В. Кислицин, селькуп, | |||
Международный семинар | 17 сентября 1999 года состоялось официальное открытие Международного семинара “Приоритетные направления исследований для решения ключевых проблем коренных малочисленных народов Севера”. Приветствовали участников семинара Президент Ассоциации КМНСС и ДВ РФ С.Н. Харючи, Председатель Государственного комитета РФ по делам Севера В.В. Гоман, представитель Международного Арктического научного комитета Одд Рогне. Слово для доклада было предоставлено профессору В.А.Кряжкову, советнику Конституционного Суда РФ, по теме “Правовая защита интересов коренных малочисленных народов Севера”. Он говорил о том, что коренные малочисленные народы Севера не знают юридических основ, необходимых для решения жизненно важных аспектов. Также возникла острая необходимость в создании юридических баз для народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и, что нужно производить подготовку местных кадров. Все наши беды - от незнания законов и отсутствия механизма реализации принятых законов. Нужно ознакомиться с опытом иностранных партнеров, проживающих на Севере своих стран. Не менее интересной темой доклада было “Социально-экономическое положение КМНС и задачи научного обеспечения проблем управления”. Выступала начальник Департамента Госкомсевера РФ по развитию экономики и культуры коренных малочисленных народов И.А. Дегтярь. Она говорила в целом о том, что положение в северных регионах крайне тяжелое. Началась разработка целевых федеральных программ, где приоритет будет отдан национальным селам (факториям), в частности, предусмотрена адресная помощь представителям коренных народов, проживающих в сельской местности. Еще говорилось о трех направлениях в образовании: 1. Обучение коренных малочисленных народов Севера в высших учебных заведениях страны; По теме “Условия жизнедеятельности и проблемы здоровья коренных народов” выступала Л.И. Абрютина, вице-президент Ассоциации КМНСС и ДВ РФ. Самой актуальной проблемой на Севере стало здоровье местного населения, острая нехватка лекарств и медикаментов, отсутствие профилактических мер по выявлению тех или иных болезней, высокий уровень смертности, акты суицида и низкая рождаемость. Здесь также возникла необходимость в кадрах, не хватает специалистов особенно в сельских местностях. Нужны срочные меры для решения этих жизненно-важных проблем. 18 сентября начался второй день семинара, где говорилось о физиологическом и психологическом аспекте алкоголизма и современном методе преодоления негативных социальных явлений. Л.И.Абрютина предоставила статистические данные по этой проблеме и предложила методы борьбы с данной болезнью. По проблеме алкоголизма было много желающих выступить, прямо-таки “крик души”, выступали специалисты-наркологи и просто желающие, и опять-таки в цифрах приводили доводы о проблематичности данного “бича” общества. Народы спиваются, семьи разрушаются, и страдает, прежде всего, генетический фонд наций. В этом направлении удачно работает супружеская чета Валерий и Лариса Выквырахтыгины по методу Шичко, в котором акцент делается на психо-педогогическое воздействие на человека. Результаты дают уже о себе знать с положительной стороны. Валерий и Лариса живут и работают городе Анадыре Чукотского автономного округа. Также в первый и второй день выступали гости семинара, как из регионов России, так и из дальнего зарубежья. Вот вкратце и все, что хотелось написать о наиболее понравившихся выступлениях, а в целом семинар прошел интересно, даже сами участники отметили это. Хотелось бы, чтобы результаты семинара в скором будущем дали о себе знать с хорошей и плодотворной стороны. К. Христофоров, эвенк, | |||
Будущее за нефтью или оленеводством? | Оленеводство является важной частью жизни и культуры ненцев. Но ненецкие оленеводы не одиноки в тундре. Тундра - это также и место ведения нефтегазоразведки. Нефтяная промышленность является при этом “новичком” в этих местах, если сравнивать ее с оленеводством. Начало поисковой работы здесь положено в пятидесятых годах, но именно в последние десять лет наблюдается рост активности в этой отрасли. До сегодняшнего дня конфликтов между оленеводством и нефтяными компаниями в округе не возникало, потому что на территории округа вели только поиск нефти. В тундре для разведки нефти русские изыскатели пользуются небольшими передвижными буровыми вышками, которые перевозят на вертолетах. Ненцы знают, где расположены буровые скважины, поэтому вынуждены направлять свои стада за пределы их нахождения, в результате стоит вопрос о сокращении пастбищных угодий, где ежегодно пасут и должны пасти оленей пастухи. Также остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. Зачастую, после проведения поисковых работ, нефтедобытчиками бывают оставлены передвижные вышки, вышедшая из строя техника, куча разного металлолома, что приводит к тому, что ежегодно олени получают ранения, начинает развиваться такая болезнь как “копытка”, а для лечения этих болезней годами не предоставляется соответствующее лекарство в стойбища. С другой стороны, наличие буровых вышек рассматривается как положительный элемент, так как это дает оленеводам возможность получения свежего хлеба, чая и многих других продуктов первой необходимости. Также оленеводы используют их как предоставление вертолетов в случае экстренной ситуации (например, можно вызвать санитарный рейс в стойбище). Вышеизложенный урон расценивается нефтяными компаниями в незначительных суммах. Например, два года подряд оленеводам колхоза “Дружба народов” (п. Каратайка, Ненецкий автономный округ) в качестве компенсации выделялось: чумработницам - чуть более 1000 рублей, а пастухам-оленеводам - чуть больше 300 рублей. Эти деньги идут на погашение долгов в колхоз, и опять оленеводы остаются ни с чем. Когда начнется транспортировка нефти в другие страны, то обязательно трубопроводы будут проходить через пастбищные угодья оленбригад колхоза “Дружба народов” и тем самым будет нанесен великий урон оленеводству, и быть может к его исчезновению. И поэтому, перед администрацией Ненецкого автономного округа и нефтяными компаниями стоит задача вести управление нефтересурсами так, чтобы защитить интересы ненецкого народа в ближайшем будущем. И обязательно учитывать мнение оленеводов, кочующих на этих территориях. В. Талеева, ненка, | |||
Дом для всех! | Много времени и сил потратили жители села Ловозеро Мурманской области, обивая пороги различных инстанций, с просьбой выделить помещение для встреч, сходов и живого общения. В 1994 году 22 октября состоялось торжественное открытие Национального культурного центра, под крышей которого чувствуют себя уютно все: саами, коми, ненцы, русские. За пять лет проделана немалая работа. Небольшой штат сотрудников собрал вокруг себя людей всех возрастов и интересов. Отдел мастеров славится своими работами во многих регионах России и за рубежом. Курсы по прикладному творчеству - вышивка бисером, изготовление кожи, детские мастерские - давно пользуются популярностью у местных жителей. Яркие выставки, организованные мастерами и работниками центра Н.С.Шаршиной, Н.К. Артиевой, Я.С. Яковлевым являются украшением любого праздника. Фольклорные коллективы НКЦ “Ойяр”, “Ижма”, “Ойрынч” неоднократно участвовали в областных, всероссийских и международных фестивалях. М.Г.Медведева, Г.В. Яковлева, С.В. Филлипченко, Е.С. Галкина, И.М. Малеев прилагают большие усилия для развития самодеятельного творчества в Ловозерском районе. На концертах этих коллективов у зрителей есть возможность услышать национальное пение саамов – “луввът”, песни и сказания на коми и саамском языках, увидеть ритуальные танцы. Конечно, в наши тяжелые времена нелегко приходится директору НКЦ Л.П. Авдеевой решать многие финансовые вопросы, но она не теряет оптимизма. Сейчас главная цель для директора - решить вопрос с приобретением нового помещения для НКЦ. А пока, как говориться: “в тесноте, да не в обиде” и тепла в этом доме хватит на всех! Л. Рахманина, саами, | |||
Так и живем... | Мой поселок Каратайка находится на расстоянии около 450 км от центра Ненецкого автономного округа. До города Нарьян-Мара можно добраться только услугами самолетов АН-2 и вертолетов МИ-6. Стоимость билета равна 650 рублей. Зимой рейсы выполняются очень редко, а летом - один раз в две недели. Очень плохо налажена связь с Нарьян-Маром: при экстремальных случаях невозможно дозвониться в нужное место. Иногда жители Каратайки пользуются услугами коммерческих рейсов из города Воркуты, стоимость билета - 350 рублей. В этом году 12 августа должен выполниться льготный рейс для работников сельсовета. Хуже обстоят дела с ввозом продуктов питания в поселок. В Каратайке всего один продовольственный и ряд коммерческих магазинов. Продукты питания привозят из города Воркуты разными способами: зимой на вездеходах, летом на вертолетах. Цены на них - “бешенные”, тем более что жители Каратайки иногда денег просто не видят. Учитывая разный уровень доходов жителей, в Каратайке, как и во всей стране, есть такие люди, которым эта “роскошь” просто не по карману. Но еще продукты можно обменять на другую продукцию: коммерсанты охотно берут белую рыбу - омуль, который ловится только в Баренцевом море и в озере Байкал; мясо оленя; камус оленя (зимой) и другие готовые вещи. Зачастую за эту продукцию потребитель получает алкогольные напитки, которые жители поселка продают в 2 раза дороже своим односельчанам, таким образом, происходит спаивание населения. Сделать это очень просто: что делать любителю “зеленого змия”, когда магазин ночью закрыт, а рядом его сосед может обеспечить его “необходимым”? В результате, “сосед” получает доход в семью, а “несчастный покупатель” неосознанно подрывает свое здоровье и здоровье членов семьи. Об этой проблеме можно писать очень много. Но сколько можно говорить, может будем действовать, принимать какие-то меры? Ведь в каждой семье сталкивались с этой бедой! Уровень безработицы в поселке очень высок, как среди взрослого населения, так и среди молодежи. Многие взрослые специалисты попали в свое время под сокращение штатов, закрывались многие организации. А молодым людям просто некуда устроится на работу, потому что в свое время они не получили соответствующего образования. Сейчас, если не найти себе дело по интересу, то будет очень сложно жить. В Каратайке наиболее туго приходится матерям-одиночкам; нерегулярно выплачивают детские компенсации. Работникам жилищно-коммунального управления задерживают зарплату, недавно выплатили за декабрь 1998 года. В. Талеева, ненка, | |||
Будет ли в ТОО "Байат" свой конезавод? | В 1993 году колхоз “Сибирь” (Кемеровская область) разделился на несколько организаций: колхоз “Сибирь”, ТОО “Байат” и несколько фермерских хозяйств. Земля была разделена на паи и каждый, по своему усмотрению, отдавал свой пай в то или иное хозяйство. Так же было поделено и имущество. Большинство телеутов вложили свои паи в ТОО “Байат”. Возглавил товарищество Тодышев Михаил Федорович. Несмотря на трудности, Михаил Федорович сумел организовать работу товарищества. Ежегодно рабочие и пайщики получают бесплатно зерно, сено, солому, кроме того, рабочие в счет заработной платы, по льготным ценам, обеспечиваются мясом, мукой и молоком. В 1995 году Михаил Федорович трагически погиб. Его дело продолжил Тодышев Василий Федорович. За четыре года Василий Федорович сумел наладить деловые взаимоотношения с хозяйствами области и соседней Республики Алтай. На данный момент ведется работа по возрождению национальной формы хозяйствования телеутов - коневодства. В дальнейшем планируется производство кумыса (кобылье молоко) и разведение породистых лошадей. Но для развития коневодства требуется поддержка и инвестиции. В. Тодышев, телеут, | |||
Заседают президенты | 13 сентября 1999 года в городе Москве состоялось заседание Координационного Совета Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, в повестку дня которого были вынесены следующие вопросы: 1. Информация президента Ассоциации С.Н.Харючи о проделанной работе с марта 1999 года; Президент Ассоциации С.Н. Харючи в своей информации сообщил, что в мае месяце 1999 года провели семинар в городе Москве “Современные проблемы традиционного природопользования коренных народов Севера”, в июне на Сахалине - семинар по шельфу; занимаются подготовкой и проведением Ш Саммита лидеров коренных народов Арктики. Затем президентами региональных Ассоциаций были внесены свои предложения в проект Резолюции Ш Саммита лидеров коренных народов Арктики. В Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ были приняты новые члены: Ассоциация манси Свердловской области (155 человек, Президент - Алексеев Евгений Михайлович) и Ассоциация кумандинского народа Алтайского края (2 000 человек, Президент - Киркин Владимир Владимирович). В июле 1999 года состоялся Учредительный Съезд молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, на котором председателем Совета Равных был избран Исаков Андрей, эвенк (Республика Саха). Решили ввести в состав Координационного Совета председателя Совета Равных, предложили доработать Устав Совета Равных, на следующем Съезде молодежи внести. Кандидатами в депутаты Государственной Думы от АКМНССДВ РФ выдвинули: С.Н. Харючи - Президента АКМНССДВ РФ, П.В. Суляндзига - вице-президента АКМНССДВ РФ, Т.С. Гоголеву - Президента Ассоциации “Спасение Югры” Ханты-Мансийского автономного округа. С 3 по 5 декабря 1999 года в Москве планируется провести Всероссийский конгресс “Коренные малочисленные народы России на пороге ХХI века”, на котором планируются: Доклад о положении коренных малочисленных народов России, встречи со старейшинами Ассоциации, конкурс телевизионных фильмов и сюжетов о КМНС рассчитанный на 5-15 минут и т.д. 30 марта 2000 года в Москве планируется проведение мероприятия, связанного с 10-летием Ассоциации. Цель его - обобщение опыта за 10 лет работы, рассказ в средствах массовой информации о деятельности региональных и центральной Ассоциаций. Планируется пригласить лидеров 1-х съездов, депутатов СССР из числа КМНС. А. Бродзь, эвенкийка, | |||
Бело-Ануй | Село Бело-Ануй расположено на берегу реки Ануй Усть-Канского района Республики Алтай. В селе проживают люди разных национальностей. На территории села расположена средняя школа, выстроенная в 1938 году, представляющая собой одноэтажное здание, которое находится в бесконечном ремонте из-за дряхлости помещения. А о постройке новой школы остается только мечтать. Также на территории села находится стационар дневного пребывания, где жители лечатся, и оплачивают свое лечение из собственного кармана. 20 лет назад деревня крепко стояла на ногах, когда сельскохозяйственная продукция дотировалась государством. Но с приходом рыночных отношений выросли долги колхоза, и он вынужден был расплачиваться за электроэнергию и за невыплаченные налоги мясом. На оплату этих долгов ушел весь скот. В деревне безработица составляет примерно 70%. Население как-то поддерживает свое существование за счет подсобного хозяйства, которое приходиться охранять и днем и ночью. В тупиковом состоянии молодежь, окончив школу, многие остаются в деревне, так как у родителей нет средств, чтобы обучать своих детей. Многие от безысходности спиваются, попадают в “места не столь отдаленные”, а как показывает жизнь, встав на эту тропу тяжело свернуть с нее. И опять вся страна выживает за счет стариков пенсионеров. Н. Суркашева, алтайка, | |||
"От патер- нализма..." к ...? | 19 сентября 1999 года в здании Госкомсевера РФ прошла презентация книги А.Н. Пилясова “От патернализма к партнерству” в рамках Международного семинара “Государственные программы укрепления экономики национальных сел и традиционного жизнеобеспечения (опыт штата Аляска и регионов российского Севера)”. В этой книге, в частности, излагается новая политика нашего государства по отношению к коренным малочисленным народам Севера – от политики покровительственного отношения, к политике договорных отношений. Своеобразной иллюстрацией договорных отношений можно считать опыт инуитов Аляски, который был представлен в различных докладах их представителями: Перри Итоном, Дэвидом Маршаллом, Вильямом Касаюли и другими. Очень понравился мне доклад последнего В.Касаюли, как представителя Совета старейшин маленького поселка в штате Аляска. Во-первых, интересно было услышать человека, живущего в таком же, как мой, поселке, а значит, сталкивающегося с такими же проблемами. Во-вторых, действительно, очень интересные вещи были сказаны им, впрочем, как и другими докладчиками, представлявшими разные сферы инуитского самоуправления. Из докладов, в частности, мы узнали, что история инуитского самоуправления началась после того, как инуиты обратились к правительству США с требованием отдать им 100% земель под их самоуправление. Надо отдать должное этому правительству, что самым серьезнейшим образом было рассмотрено это требование, и после некоторого “торга” инуиты получили 30% от всех земель, а за остальную территорию получили отступные в виде одного миллиарда долларов США. Теперь эти деньги и определяют финансовую сторону многочисленных программ в рамках инуитского самоуправления, а также определяют круг проблем, с которыми приходится инуитам сталкиваться. Само собой понятно, что, в общем, их опыт нельзя перенести на наши российские реалии. Это не возможно по нескольким причинам, а в частности, по одной, у нас самих недостаточно воли и желания “самоуправляться”. Льгот и привилегий требовать, это да, нам нравится, а самим решать свои проблемы, это простите, “страшно и непонятно”. Правильно ли я озвучил мнение некоторых чиновников? Не знаю. А может быть, не хватает определенной хватки или качеств, способствующих остро ставить вопросы и разрешать их? Не знаю. А может, не хватает образования? А может, утеряна культура местного самоуправления? А может…? Спросите себя сами, что же нам мешает, встать и… во всеуслышании заявить о своем самоопределении: Я – представитель своего народа требую свободу самоуправления, такую, какой жили мои далекие предки. Мои предки исходили местные тундры, леса, сопки, горы. Они любовались Землей еще на заре человеческой “цивилизации”, и, может быть, они, уже тогда были Цивилизованы – теперь на это, не ответит ни один ученный, за давностью лет. Странно то, что нас вообще пытаются упорядочить в рамках определенных временных явлений, таких как государственный строй, тогда как мы испокон веков, были упорядочены в главном - в отношении с Природой, в гармонии с ней. Теперь же нас пытаются отделить от нее, более того, пытаются сделать так, чтобы мы, ее возлюбленные дети, стали ее владыками. Каким образом высокообразованные люди хотят видеть нас счастливыми после этого? “От патернализма…” – да, действительно, государство не есть наш отец, но у нас есть Мать - Земля. Почему, мы ее неотъемлемые частички, должны доказывать свое право быть с ней? Скажите, это плохо любить свою мать и следовать ее мудрым советам? Какие еще понятия могут быть выше этого? В. Падерин, эвен, | |||
ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ | ||||
Новости из Миннаца |
| Нимаева Лидия Чимитовна - начальник Управления социальных и гуманитарных проблем национального развития Министерства по делам федерации и национальностей РФ. С ней встретились стажеры XI группы ИЦ “Л”. Основная тематика управления связана с проблемами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В составе управления будет отдел традиционного хозяйствования и народных промыслов коренных малочисленных народов Севера. За 8 месяцев работы управления были налажены деловые контакты с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Международной Лигой коренных малочисленных народов и этнических групп. Принимали участие при создании Союза молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, сотрудничают с Информационным центром “Льыоравэтльан”. Управление принимало активное участие в продвижении закона “О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ”, проектов законов “Об основах и гарантиях прав коренных родовых общин”, “О северном оленеводстве”. В закон “Об образовании” внесли предложение о сохранении льготы при поступлении в высшие учебные заведения для молодежи из числа коренных малочисленных народов (целевое поступление) и получили поддержку со стороны Министерства образования РФ. Лидия Чимитовна сказала, что вопросы, связанные с образованием молодежи коренных малочисленных народов, очень важны, и их следовало бы рассмотреть на уровне Правительства РФ. В данное время управление работает над подготовкой совместного заседания коллегии двух Министерств - Министерства по делам федерации и национальностей РФ и Министерства образования РФ - по поводу подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов. Необходимо узнать, какие специалисты нужны Северу, где их готовить и на какие специальности надо сделать акцент. В этом году исполняется 10 лет Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, и в связи с 5-летием Международного десятилетия коренных народов мира Министерство по делам федерации и национальностей РФ совместно с Государственным Комитетом РФ по делам Севера и Ассоциацией решили в начале декабря 1999 года провести Всероссийский Конгресс “Коренные малочисленные народы России на пороге ХХI века: проблемы, перспективы, приоритеты”. Цели конгресса: проанализировать то, что было сделано в России в рамках Международного десятилетия коренных народов мира; что нужно делать дальше; как должна выглядеть целевая федеральная программа по социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов России; провести ряд крупных мероприятий для того, чтобы привлечь внимание общественности страны к проблемам коренных малочисленных народов Севера. Планируется провести праздник Севера на ВВЦ (бывшее ВДНХ), выставку в Государственном историческом музее “Мифы тайги и тундры” из фондов музеев северных регионов, конференцию журналистов средств массовой информации из северных территорий, этнический благотворительный фестиваль красоты “Северное сияние” (показать красивых женщин из числа коренных малочисленных народов). Управление социальных и гуманитарных проблем национального развития будет заниматься вопросами, связанными с национальной печатью, развитием национальной культуры, образования, науки, молодежью и т.д., то есть будет координировать деятельность Министерства по делам федерации и национальностей РФ и других Министерств и Ведомств и поэтому предстоит очень большая работа. А. Бродзь, эвенкийка, | ||
Комиссия по правам человека в России |
| Стажеры ИЦ “Л” встретились с председателем Комиссии по правам человека при Президенте РФ, доктором юридических наук, профессором Владимиром Алексеевичем Карташкиным. Впервые в истории Российского государства в 1993 году была образована Комиссия по правам человека. В этой области работают два органа - это Комиссия по правам человека при Президенте РФ и Уполномоченный по правам человека РФ. Комиссия по правам человека назначается указом Президента РФ, а Уполномоченный выбирается парламентом; Комиссия представляет исполнительную структуру власти, а Уполномоченный представляет парламент. В соответствии со своим положением в 1996 году Президент РФ назначил новый состав Комиссии, которую и возглавляет с тех пор В.А. Карташкин, а также утвердил новое Положение о Комиссии по правам человека, в соответствии с которым Комиссия является совещательным и консультативным органом при Президенте РФ. Полномочия Комиссии состоят в том, что она должна помогать и содействовать Президенту РФ в осуществлении его компетенций, предусмотренных Конституцией, в которой записано, что Президент является гарантом прав и свобод человека. Работа Комиссии организуется по нескольким направлениям. Прежде всего, рассматриваются масштабные нарушения прав человека в РФ, которые выносятся на рассмотрение “круглых столов”, национальных и международных конференций. И по рассмотрению этих вопросов Комиссия принимает соответствующие рекомендации, которые направляются Президенту, в Государственную Думу, Совет Федерации, различным министерствам и ведомствам. Комиссия по правам человека провела уже несколько конференций о правах человека, о Вооруженных силах (всем известно о нарушениях происходящих в армии), о соблюдении прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы (в тюрьмах и следственных изоляторах). Рассматриваются вопросы о положении беженцев и переселенцев, вопросы избирательного права, вопросы совершенствования механизма защиты прав и свобод человека. По этим вопросам Комиссия готовит предложения Президенту, проекты Указов. Комиссия по правам человека подготовила проект Указа “Об объявлении 1998 года годом прав человека в РФ” и в прошлом году, в связи с пятидесятилетием Всеобщей Декларации прав человека, Президент РФ объявил 1998 год Годом прав человека. Второе направление - это рассмотрение индивидуальных жалоб. В Комиссию поступает до 2000 жалоб в месяц, которые Комиссия стремится решить и удовлетворить совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами, Генеральной прокуратурой, Верховным судом. Третье направление - международная деятельность. Это участие в разработке проектов различных международных соглашений, дача на них отзывов, сотрудничество с соответствующими министерствами и ведомствами. Комиссия принимает участие в разработке ряда национальных внутренних законов, которые относятся к правам человека, и принимает участие в даче заключений на международную ратификацию. Например, Комиссия давала заключение на Европейскую Конвенцию по защите прав и свобод человека. Как известно Россия вступила в Совет Европы, ратифицировала эту Конвенцию и теперь наряду с теми жалобами, которые направляются в наши национальные органы, каждый российский гражданин после исчерпания всех внутренних средств правовой защиты в России имеет право направить свою жалобу в Европейский суд по правам человека, решение которого является обязательным. Сейчас несколько тысяч жалоб направлено в Европейский суд. Комиссия уже издала брошюру “Как обратится в Европейский суд” и, поскольку изменились правила подачи жалоб, будет издавать второй вариант. Каждое государство, являющееся членом Совета Европы, должно направить судью в Европейский суд, но до сих пор судья от России не избран. Дело в том, что сейчас говорят: “Права человека - это внутреннее дело государства”, но в действительности, с тех пор, как государства стали участниками Организации Объединенных наций, Устав ООН возлагает на каждое государство обязательство соблюдать основные права и свободы человека и Международные конвенции и Договоры, которые государства ратифицируют (принимают). Комиссии по правам человека созданы почти в 70-ти субъектах РФ, которые работают на общественных началах. Раз в году устраиваются конференции, на которые вызываются председатели Комиссий, члены и лидеры правозащитных организаций, и обсуждаются вопросы, связанные с координацией нашей деятельности. В состав комиссий входят общественные деятели. Региональные комиссии создаются распоряжением глав администрации субъектов РФ, а уполномоченные по правам человека избираются законодательным собранием. В.А. Карташкин говорит: “Основные органы, которые должны защищать права человека - это суды, прокуратура, генеральная прокуратура и другие органы, но все они работают не на должном уровне, так как недостаточно финансируются. Поэтому наладить работу, учитывая масштабный характер нарушений прав человека в России довольно сложно, но, не смотря на это, мы вносим небольшой вклад своей ежедневной работой”. Владимиру Алексеевичу был задан вопрос о причинах нератификации Конвенции МОТ № 169 “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни”, на который он ответил следующее: “Было специальное обсуждение в Государственной Думе, которое вызвало много замечаний о том, что очень сложно ратифицировать эту Конвенцию, так как она накладывает на государство большие обязательства. Поскольку принятие данного документа повлечет за собой необходимость внесения изменений в российское законодательство, Конвенция будет рассматриваться после выборов в декабре этого года”. Из беседы с В.А. Карташкиным было видно, что Комиссия по правам человека при Президенте РФ активно работает, и очень хочется, чтобы человек в нашей стране был защищен, как в любом цивилизованном государстве, чтобы законы работали на человека, а не против него. А также, чтобы Федеральные законы работали в регионах и от них не отмахивались, как от назойливой мухи. И чтобы законы не носили рекомендательный характер, а обязывали чиновника любого ранга выполнять их. Е. Аляпаак, чукчанка, | ||
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ | ||||
Древние мифы Чукотки и природа |
| Мой чукотский народ очень древний, по данным археологических раскопок проживает на исконной земле веками, с очень интересной историей, которая начинается с древней мифологии. Мифы, предания, сказки древних времен нам навевает ветер вместе с морским прибоем, шепот трав рассказывает об ушедших в Верхний Мир, рассказывает о подвигах совершенных на земле. Слышится в теле древняя песня мамы шьющей новую кухлянку, и ветер, стучащий по покрышке яранги, отбивает ритм, словно проситься в тепло поучаствовать в соревновании сказок, которые вот-вот начнутся “-эым -эым -эым”. Мама раскачивается из стороны в сторону, а перед ее глазами пролетают персонажи: мудрый Ворон, хитрая росомаха, веселая нерпочка… На ком остановиться? И вот выступил из тьмы глубокой страшный “Эчаропары” (по-чукотски - снежный человек) - это легенда передающаяся из поколения в поколение заброшенного села Аккани (холодное место). В селе проживало три рода, они были оленеводами, позже занялись морзверобойным промыслом. В 50-ые годы жителей Аккани переселили в село Лорино (хорошо найденное место). Вот легенду начинает мать: “Давно, давно, очень давно, в скале у селения Аккани проживал “эчаропары”. Он выходил по ночам и брал из села только новорожденных детей, очень страдало население от страшного соседства. Однажды прилетел Ворон, сел отдохнуть на той скале, где проживал “эчаропары”, и проследил за действиями этого прожорливого гада. Когда выходил “эчаропары” из своего жилья он произносил: “Эчаропары”, и скала захлопнулась за ним. А после того, как этот монстр сходил в селение за очередной жертвой, он снова произнес: “Эчаропары” - и скала раздвинулась пропустив снежного человека внутрь. На следующую ночь Ворон, дождавшись ухода “эчаропары”, пробрался в его жилище и закрылся в нем. Вернувшись, “эчаропары” не смог открыть скалу и покинул насовсем эти места”. Есть неопровержимое подтверждение проживания “снежного человека”: у селения Аккани найдены следы в два раза больше, чем человеческие, и на скальном камне найдено место лежки этого человека-зверя. Через передачу из поколения в поколение мифов у молодого человека появляется внутренняя основа, на которой формируется характер, проявляется национальное самосознание, появляется вера в свои силы и вера в продолжение рода человеческого, так как мифы - это начало, без которого невозможно жить. И сейчас, обучая детей этнографии, я вижу необходимость в продолжении обучения в данном контексте, потому что данная тема является прочной, а не сиюминутным увлечением, и позволяет увидеть вокруг красоту нашей природы. Очень больно, что она загрязняется - кругом ржавые бочки, помойки, взрыт дерн гусеничным транспортом. По ночам можно услышать, как плачет земля, ведь можно те же самые бочки прессовать и отправлять на переплавку, что делалось некоторое время в селе Лорино. “…Природа была до человека и, следовательно, может обойтись и без человека…Человек все старается узнать про других, на что они могут сгодиться ему человеку, а про себя не изучает - зачем он природе?” - пишет Даниил Гранин в своей книге “Картина”, и я с ним полностью согласна. Е. Аляпаак, чукчанка, | ||
ТОЧКА ЗРЕНИЯ | ||||
На поводу своих желаний и эмоций |
| В былые времена на Севере старейшины стойбищ, факторий были хранителями традиций и обрядов наряду с культовыми служащими, то есть с шаманами. Перед охотой совершали целые обряды, где просили разрешения и благополучия у “духов” Верхнего и Нижнего миров. При этом убивали ровно столько, сколько нужно было для пищи и одежды, и даже после этого совершали обряд прощения у животных. Молодые почитали старейшин, и во всем следовали их требованиям и указаниям, ибо понимали, что мудрость стоит выше силы и сноровки. Тем самым, присутствовало единение с природой и согласие между собой. Но это было раньше, теперь же посмотрим на эту же жизнь сегодняшними глазами, где присутствует азарт и жадность и никакой дальновидности, ответственности за свои деяния. Молодая прыть вышла из-под контроля, удовлетворяя свои не обдуманные желания, не давая ничего взамен. И печальным остается тот факт, что наряду с другими, сами носители культуры и языка подвержены процессу разрушения. Вот и получается, что не столь важным является знание языка и этнической принадлежности, коль идешь на поводу своих желаний и эмоций. Размышляя на эту тему, невольно приходишь к выводу, что все-таки молодость должна идти в ногу с мудростью, во всем следовать примеру старших, чтобы достичь гармонии в собственном мировоззрении, разбудить спящую мудрость предков, познать и впитать ее в себя. К. Христофоров, эвенк, | ||
Мнение лингвистов |
| Тюркоязычные народы относятся к самым многочисленным народам Земного шара, проживающим в Азии, Европе и даже на Американском и Австралийском континентах. Тюрки с глубокой древности оказывали значительное влияние на ход всемирной истории, внесли существенный вклад в развитие мировой цивилизации. Виднейшие востоковеды считают, что шумерский язык весьма близок к тюркским языкам. Эту точку зрения подтверждают современные лингвисты-тюркологи. По данным многих выдающихся востоковедов, прежде всего В.Струве, В.И.Авдиева, В.А.Тураева, Б.И.Грозного, “сами шумеры утверждают, что их предки пришли в Двуречье откуда-то из-за гор, с севера и северо-востока”. По их словам, это были некие “жители гор”, “кочевники-скотоводы”. Выявлено около четырехсот прямых лексических схождений между тюркскими языками и шумерским языком. Эти совпадения системны и охватывают всю схему языкового строя и структуры названных языков, включая местоимения, числительные, термины, обозначающие кровнородственные отношения. Кроме того, тюркские языки схожи с языками индейцев сиу и майя. Филолог-востоковед О.Рерига, живший в XIX веке и изучавший язык сиу, приводит примеры схожести языков. Современные лингвисты насчитали более ста слов, сходных по форме и содержанию со словами тюркских языков. В работе советского ученого Ю.В. Кнорозова “Письменность индейцев майя”, лингвисты обнаружили более пятидесяти слов, которые очень похожи с тюркскими словами. А мнения современных лингвистов таковы, что, если у двух народов в языке более десяти схождений, то это уже не случайность, значит у них общие корни. В. Тодышев, |