Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 Долганы – кочевые люди

Новости Под таким названием вышел третий анимационных фильм, созданный в рамках проекта «Создадим мультфильм вместе!». Давайте знакомиться с этим уникальным самобытным народом.

Долганы – один из коренных малочисленных народов России. По данным переписи 2010 года их численность составила 7885 человек. Территория проживания долган охватывает низовья реки Енисей, а также систему рек Пясина, Хатанга, Попигай, Хета. Преимущественно долганы проживают в Хатангском районе Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (Красноярский край), небольшая часть народа - в Республике Саха (Якутия). Долганский язык относится к якутской группе тюркских языков. Традиционные занятия – оленеводство, охота на пушных зверей и дикого оленя, рыболовство, что определило кочевой образ жизни народа.

Предполагается, что наименование «долганы» ( лесные люди, кочевые люди) восходит к названию одной из родовых групп северных тунгусов. Известны разные типы жилища долган: нартенный чум ( дом на санях, перевозимый оленями), шестовой чум, покрытый ровдугой летом и оленьими шкурами зимой, голомо – деревянное сооружение, крытое корой и обложенное дерном или землей, рубленные избы русского типа.

В долганской семье прослеживается четкое разделение ролей: жена традиционно занималась всем, что связано с домом: установка чума, шитье и обработка кожи, приготовление пищи. Муж мастерил нарты, вязал сети, рыбачил и охотился. Однако в долганском фольклоре встречается много указаний на то, что и в этих традиционно-мужских занятиях женщины были ничуть не менее искусны, чем мужчины.

По свидетельству этнографа Андрея Попова, который посвятил долгие годы изучению быта и традиций долган, многодетность почиталась в народе большим счастьем. С появлением первого ребенка, родители «теряли» свое имя, их начинали почтительно именовать «отец или мать такого-то, например, отец Подуо». Чтобы отогнать от новорожденных злых духов, к колыбелькам подвешивались различные амулеты. Если же малыш вел себя беспокойно, шаман изготавливал «детского друга» (ого-догоро) – деревянного идола, который привязывался к внутренней стороне люльки.

В долганском обществе, как отмечает Андрей Попов, очень развиты были взаимовыручка и взаимопощь. Купли-продажи как таковой не существовало, и каждый мог просить недостающее у более состоятельного соседа.

Долганы – православные, однако во многом сохраняются традиционные верования ( шаманизм, анимизм, обожествление сил природы). Животные считались равными человеку, отличающимися от него только внешним обликом.

По представлениям долган, мир делился на верхний, где обитали боги, средний ( земля, где жили люди) и нижний, населенный злыми духами абаасы. Посредником между этими мирами, как и в других этнокультурах Севера, выступал шаман. Но существенное отличие в верованиях долган от соседних народов - выдающаяся роль сказителя-олонкохута в долганском обществе. Он - избранник добрых божеств и благожелательных духов. Долганы верили, что силой слова можно победить болезнь, обмануть злых духов и переломить несчастливую судьбу. Так, например, рассказывалось, как сильному и талантливому сказителю удалось отвести от своего народа дух оспы, отправив его обратно в темную подземную обитель.

Исполнение эпоса – олонхо требовало от сказителя невероятной памяти и поэтичского дарования, проявления недюжинных способностей певца, актера и декламатора. Сказителями становились незаурядные люди, а исполнение былин требовало особой обстановки. Знаменитые сказители говорили только после наступления темноты. Часто былина рассказывалась в течение нескольких ночей и должна была быть дослушана до конца, иначе сказитель мог умереть раньше срока.

В устном народном творчестве, кроме олонхо, выделяют также загадки, песни, сказки, рассказы-были, а также детские олонхо. Продолжательницей выдающихся фольклорных традиций долган стала основоположница долганской литературы Огдо Аксенова, которая рассказала о самобытной культуре долган в многочисленных сборниках стихов, сказок и песен.

Проект «Создадим мультфильм вместе!» реализуется Межрегиональной общественной организацией «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Пресс-центр МОО «Льыоравэтльан»



 
   Связанные ссылки
· Больше про Новости
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Новости:
Издано правовое пособие «Право коренных народов на землю и природные ресурсы»


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.01 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com