Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ УРОКИ И ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕР-КЛАССЫ СТАРТОВАЛИ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Новости

Творческие мастер-классы и этнокультурные уроки стартовали на территории Томской области в рамках реализации проекта “Народная мозаика”, организатором которого выступила Информационно-образовательная сеть коренных народов “Льыоравэтльан”. С 3 по 5 августа 2020 уроки и мастер-классы проводились для обучающихся Томского Хобби-центра. Мальчишки и девчонки от 7 до 17 лет узнали о коренных малочисленных народах Томской области, изготовили этнические сувениры, поиграли в народные игры. Предлагаем познакомиться с содержанием веселых, творческих и познавательных этнокультурных мероприятий.

Этнокультурный урок "Селькупы, здравствуйте!"
Урок стал для ребят необычным, потому что слова, такие как “этно”, “селькуп”, многие ребята слышали впервые, и значение этих слов было для них непонятным. Сначала ребята познакомились с этимологией слова “этнокультурный”. Ведь любое слово, которое мы пытаемся донести до ребенка, обязательно нужно сначала разобрать. Узнав значение слова, ребенок лучше поймет предмет. Познакомившись с определениями нужных слов, участники перешли к знакомству с традициями и обычаями селькупов. Узнали, что селькупы (селькуп - лесной человек) - коренные малочисленные народы Томской области, что проживают, в основном, в северных районах области и, как прежде, чтят законы природы. Легенды и традиции, праздники этого народа, вся информация на протяжении всего урока увлекала ребят, они активно принимали участие в беседе. На уроке узнали, какую одежду носили селькупы, из чего шили одежду и делали украшения, какие блюда умели готовить и из каких продуктов питания. С грустью отметили ребята, что численность селькупов снижается, и в данный момент на территории Российской Федерации их осталось всего лишь около 4000. Также согласились, что благодаря этнокультурным урокам можно узнавать историю, знакомиться с культурой тех народов, которых остается все меньше.
Мастер-класс “Легенды северные”
Все участники мастер-класса посещают ИЗО-студию при Томском Хобби-центре, поэтому знакомы с терминологией изобразительного творчества, знают, что такое орнамент, аппликация и прочее. На мастер-классе ребята познакомились со значениями орнаментов и символов, которые северный народ ханты использовал, украшая одежду и предметы быта. Основными элементами орнамента коренных народов Севера были треугольник, квадрат, ромб, зигзаг, крест. Все эти элементы соединяли в результате долгого наблюдения за окружающим миром. Многие символы, которые потом складывались в орнамент создавались по сходству и подобию с предметами, растениями, животными, явлениями природы. Такие узоры оживляли вещи, делали их более заметными, добавляли красоты и оригинальности. Оттенки характеризовались яркостью и контрастностью цветов. Главной темой узоров являлось солнце, ведь в северном крае каждый его луч на вес золота. Вторым по значимости идет образ оленя или его рогов. Ведь для северных народов олень считается лучшим другом, кормильцем, извозчиком, спасителем.
Закладки для книг получились замечательные, стильные и красивые. Участники выразили надежду встретиться еще. Надеемся, закладки, созданные ребятами, будут радовать своих хозяев в течение учебного года и, конечно же, принесут удачу и хорошие оценки в школе.

Этнокультурный урок о народе ханты “Чтобы было теплее!”

Участники урока - девчонки и мальчишки на уроке не без интереса узнали кто такие ханты, что такое яранга и малица, а также почему ханты бережно относились к огню. И если ребята могли где-то слышать о жилищах ханты и их одежде, то информация о том, почему огонь для этого народа являлся священным, была совершенно новой и неожиданной. Ведь обрядовая культура народа ханты, их отношение к вещам, к дому, природным стихиям очень тесно и интересно переплетается с их бытом и окружением.
Много тысячелетий насчитывает у ханты почитание огня, особенно домашнего очага. Огонь – это святая, чистая стихия. «Мир рождается в огне, мир преображается в огне и мир гибнет в огне» - так говорили ханты. Все, что связано с огнем, имеет определенную значимость. По древним преданиям ханты и манси, огонь был высечен сыном бога Торума из камня. Считалось, что огонь может «разговаривать», «ругать» и предсказывать разные события. Притом каждый раз он «разговаривает» по-разному: то с треском, то с писком. Приятное потрескивание - хороший знак, а писк предсказывает недоброе. Были даже особые люди, шаманы, которые понимали язык огня и могли с ним общаться. Ханты проводили обряды, чтобы огонь был добр с ними. Так, когда ханты собирались забивать оленя, они читали молитвы, причем отдельно всем богам и отдельно огню. Вареное мясо клали отдельно огню, отдельно остальным богам и снова читали молитву, в которой приглашали богов на трапезу. Только потом сами начинали есть. Огонь часто представляли в образе женщины – хранительницы очага. Богиня огня — женское божество. Ханты верили, что душа богини Огня обитает в голубой кромке пламени домашнего огня, разведенного рукой человека. Ее дети — это языки пламени мирного огня.
В огонь, по повериям ханты, нельзя бросать мусор, скомканную бумагу, нельзя разрезать огонь ножом, топором и другими железными предметами, потому что это оскорбляет его, а иногда даже причиняет боль. И ведь правда, огонь нас греет, огонь нас кормит. Вот такую информацию почерпнули из этнокультурного урока его участники. Возможно, кто-то посчитает поверья северного народа сказками и выдумками, а, возможно, кто-то задумается над тем, что природа вокруг живая и относиться к ней нужно с уважением и почитанием, как делали когда-то ханты - люди большой реки.

Мастер-класс по изготовлению сувенирной куколки “Сибирочка”
На мастер-классе ребята познакомились с современным материалом для лепки - полимерной глиной, попробовали изготовить мини-выкройку зимней одежды ханты и манси - малицы, а также узнали, что одежду шили из оленьих шкур, а летняя обувь и женские сумочки могли быть изготовлены из кожи стерляди и осетра. Информация о том, что из рыбьей кожи можно что-то шить ребят насторожила, но после просмотра иллюстраций с изображением изделий из кожи рыбы, все же поверили. Получив небольшую вводную информацию, ребята приступили к изготовлению сувенирной куколки. После лепки и обжига головы будущей куколки начался пошив одежды. Ткань выбирали тщательно, стараясь передать цвет и фактуру оленьей шкуры. Так как в Сибири холодно, одежду украсили мехом, совсем как у северных народов. Куколку назвали “Сибирочка” и посвятили работу всем народам, проживающим на территории Сибири.
Мастер-класс ребятам понравился, расставались довольные, каждый со своим авторским сувениром, изготовленным лично. Такие теплые творческие встречи дают надежду, что у ребят хорошее доброе будущее, где они умеют ценить дружбу, чтут традиции своего народа, уважают культуру соседей и бережно относятся к природе.

Этнокультурный урок “Ловкий, сильный, быстрый”
На уроке ребята узнали в какие игры играли (играют) дети северных народов (ханты, манси, селькупов) Конечно, времени для игр у ребятишек, проживающих в суровых северных условиях не так много. С раннего возраста мальчики помогают отцам, девочки матерям по хозяйству. Уже с малых лет они умеют и оленя запрячь, и обед приготовить. Игры, так необходимые детям, приносили пользу, потому что были направлены на изучение обычаев, традиций и обрядов, помогали осваивать необходимые жизненные навыки. Вообще, в старину, игры у разных народов имели особое значение не только для детей, но и для взрослых. Игры приносили радость и веселье, укрепляли здоровье, ум, физическую выносливость. Игра позволяла каждому проявить себя и свои способности.

Названия у игр тоже были соответствующие, например, “Ловля оленей”, игра, которая развивает быстроту, ловкость координацию движений. Или, например, “Стрельба в цель с кружением” - прототип современного Дартса. в Якутии, в старину мишень изготавливали из бересты, прошитой вдвое, на расстоянии нескольких метров ставили шест, который, прежде чем стрелять в мишень, нужно обежать несколько раз. В качестве дротиков мог использоваться любой круглый предмет, похожий на маленький мячик. Игра развивала не только физическую силу и ловкость, но и глазомер, координацию движений, так необходимых будущему охотнику.
Участникам этнокультурного урока было предложено вспомнить русские народные игры или те игры, в которые они сами играют в свободное время. Оказалось, что все игры очень похожи по правилам, но цель всех подвижных игр одна - развитие умственных и физических способностей.

Мастер-класс по проведению национальных игр “Поиграем? Конечно!”
Что может быть лучше игр на свежем воздухе? Только игры на свежем воздухе! После посещения этнокультурного урока, ребята приняли участие в мастер классе и поиграли в подвижные игры народов Севера.
После инструктажа по технике безопасности и объяснения правил игры, ребята включились в игру “Рыбак и рыбки”. Условия игры очень просты. Все становятся кругом, а водящий становится в круг. В руках у него веревка (скакалка), которую он крутит по часовой стрелке, участники стараются перепрыгнуть веревку, чтобы не попасться на крючок рыбаку. Выходит тот, ног которого коснулась веревка. Игра продолжается до последнего игрока. Победитель становится водящим. Следующая игра, предложенная Полиной Щепёткиной, ведущей уроков и мастер-классов, называлась “Охота на лисицу”. Игра по принципу известной игры “Третий лишний”. Водящий - охотник, участники - лисички, которые становятся в круг парами друг за другом, но есть одна лишняя лисичка, которая по команде бегает и пытается встать за кем-то в круг, а охотник ее ловит. Так как все стоят парами друг за другом, то первый из пары, за которой спряталась лисичка, занимает ее место и убегает от охотника. Мастер-класс прошел очень весело и очень подвижно! Уставшие, но довольные участники, отправились рисовать мелками на асфальте. Рисовали все: и солнышко, и домики, и животных, и даже орнаменты ханты. После такого насыщенного дня всех ждали сладкие угощения, которые подготовили организаторы мероприятия. Всем пожелали успехов, хорошего настроения и обещали встретиться еще!

Источник: МОО "Льыоравэтльан"



 
   Связанные ссылки
· Больше про Новости
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Новости:
Издано правовое пособие «Право коренных народов на землю и природные ресурсы»


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.01 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com