Тренинг в аале Красный Ключ: «школа контрастов»
Дата: 21/12/2012
Тема: Новости



…Асфальтированная дорога закончилась неожиданно. Ещё тянулись по сторонам дома, провожая нас до околицы села Бондарево, а машина уже запрыгала по грунтовке. Наступал поздний зимний рассвет, и стало видно, что пейзаж за окном очень изменился: вместо унылой степи, покрытой неопрятными клоками снега, теперь вдали изгибались горы, горизонт окаймляли сосны…
15 декабря команда экспертов из Абакана ехала в очередной раз в один из отдалённых и живописных уголков Хакасии – аал Красный Ключ Бейского района – для проведения комплексного тренинга по ряду вопросов, представляющих интерес для представителей коренных народов, проживающих здесь, в глубинке и оторванных от современных высокотехнологичных средств связи.

Сельская школа, в которой предстояло проводить тренинг, перевернула наши представления об уровне технической оснащённости и владения информационными технологиями жителей таких вот «медвежьих углов».

В советские времена была популярна расхожая фраза: «Нью-Йорк – город контрастов». Так вот, мы увидели в селе Красный Ключ школу контрастов. Обычное для сельской местности одноэтажное деревянное строение с удобствами во дворе, дощатым полом и стенами, никогда не видевшими евроремонта, оснащено по самому последнему слову техники! Компьютеры, принтеры, факсы, система видеонаблюдения, электронные доски, тренажёрный зал… Такое количество техники и в городских школах не часто встретишь. Но главное – всё это активно и умело используется и учителями, и школьниками.

Впрочем, скоро мы узнали причину такого контраста между устаревшим и неблагоустроеным зданием и его современной начинкой. Директор школы и учителя с гордостью рассказали нам, что выиграли и реализовали уже не один грант на крупную сумму, что позволило сделать школу одной из самых передовых в техническом отношении в республике.

Да, теперь всё встало на свои места. Вот откуда техника! А на строительство и ремонт, увы, грантов практически никто не даёт. Когда всё разъяснилось, у нас на смену удивлению пришло смущение: а нужен ли в этой школе наш тренинг? Вернее, та его часть, которая касается социального проектирования. Как говорится, учёного учить – только портить. Однако наши опасения были напрасны. Конечно, нашему эксперту пришлось спешно перестраиваться, но тренинг прошёл успешно. Мы не учили, а обменивались мнениями, делились опытом. Точно так же и по гендерным вопросам и у тренера, и у слушателей было что сказать друг другу. В итоге, получилось даже интереснее, чем раньше: каждое слово эксперта находило живой отклик аудитории, было понятно, что именно больше интересует людей, на чём остановиться, заострить внимание.

По другим темам нашего комплексного тренинга эксперты и слушатели поработали не менее плодотворно. Большую часть аудитории составляли учителя школы и работники клуба, а так же старшеклассники, молодёжь и несколько сельчан, заинтересованных в информации, которую, в соответствии с Программой тренинга, мы обещали им предоставить. Мы уже и раньше замечали, что сельская молодёжь очень отличается от городской. Прежде всего скромностью, сдержанностью и какой-то неиспорченностью. Поэтому во время тренинга по теме профилактики ВИЧ-инфекции эксперту иногда приходилось внимательнее подбирать слова, не заставлять старшеклассников рассуждать на слишком интимные вещи. Но в целом лекции и практические занятия прошли в соответствии с программой и были высоко оценены слушателями всех возрастов.



Программа тренинга по правам коренных, конечно, больше рассчитана на малочисленные народы, а красноключинцы в подавляющем большинстве своём хакасы, и, значит, представителями МАЛОЧИСЛЕННОГО народа, по законодательству РФ, не считаются. Однако и здесь нашлось немало тем и вопросов, которые оказалось необходимым обсудить. Например, как защитить свою землю от посягательств недобросовестных бизнесменов, беззастенчиво вырубающих тайгу, или ратующих за разработку полезных ископаемых без учёта интересов народа, проживающего на этой территории, без мысли о будущих поколениях.

Новым на этот раз было и то, что, наряду с экспертами, на тренинг приехали ещё волонтёры – преподаватели Аскизской музыкальной школы, которые не только с удовольствием и пользой приняли участие в тренинге, как слушатели, но и, в свою очередь, познакомили сельчан с национальными музыкальными инструментами. Эта небольшая по времени часть тренинга вызвала огромный интерес не только у наших взрослых участников, но и у младших школьников, котрых на взрослый тренинг не пригласили, но здесь разрешили присутствовать. Возможно, через некоторое время они тоже будут в числе наших полноправных и благодарных слушателей. Время покажет.

Уезжали с чувством выполненного долга и с уверенностью, что обрели в этом «медвежьем углу» друзей и единомышленников.

Председатель ИЦ «Аран Чула» Лев Нербышев





Это статья Льыоравэтльан
http://indigenous.ru

URL этой статьи:
http://indigenous.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2497