Возможности культуры в образовании XXI века: проблемы, поиски, перспективы Дата: 17/12/2014 Тема: Новости
15 декабря в Петрозаводске состоялся круглый стол Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по культуре, искусству, творческому и культурно-историческому наследию и Общественной палаты Республики Карелия на тему «Возможности культуры в образовании XXI века: проблемы, поиски, перспективы».
Приветствуя участников, член Общественной палаты России, директор Музея изобразительных искусств Карелии Наталья Вавилова отметила важность и актуальность обсуждаемого вопроса, обратила внимание на имеющийся в России и в Республике Карелия положительный опыт по интеграции культуры и образования, чему во многом способствовали новые Федеральные государственные образовательные стандарты, разнообразный современный спектр услуг учреждений культуры, совместная проектная деятельность и развитие партнерских отношений.
Выступившая с основным докладом министр культуры Карелии Елена Богданова подчеркнула важность сохранения объектов культуры на муниципальном уровне, что позволит сохранить традиции воспитания, в том числе, этнокультурную среду малых коренных народов – в республике это карелы и вепсы. Но, к сожалению, последствием принятия 131 федерального закона, который разделил культуру на три уровня – федеральный, региональный и муниципальный, стало то, что в Карелии на муниципальном уровне эта отрасль сохранена только в 3 из 16 районов.
Республика стремится всесторонне использовать в образовательных целях свое богатейшее культурное наследие, а это более 4,5 тысяч объектов, среди которых уникальный, признанный мировым шедевром деревянного зодчества Кижский Погост с 22-главой церковью Преображения Господня, 300-летие которой отмечалось летом. В начале нынешнего учебного года во всех школах Карелии прошел урок, посвященный Кижам, однако, подчеркнула Елена Богданова, необходимо сделать возможным для каждого школьника посещение этого историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника в рамках образовательного процесса.
По ходу дискуссии эта мысль о необходимости погружения в культурную среду в ходе образовательного процесса звучала неоднократно. Член Общественной палаты России, заместитель директора по научной работе мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д.Поленова Наталья Грамолина остановилась на проблемах, которые сопутствуют организаторам выездов детей в музеи-заповедники, не позволяют развернуть там широкое волонтерское движение молодежи. Все упирается в многочисленные требования по перевозке, сопровождению, обработке территорий. Из-за разных запретов невозможно пригласить детей на волонтерскую работу, а ведь дети должны не только получать, но и отдавать – в этом суть погружения в культуру. Между тем на недавней встрече с музейщиками президент России В.В.Путин выступил с инициативой, которую назвали «Новое краеведение», предусматривающую как раз обеспечение возможности изучать свою историю, традиции, культуру и литературу путем погружения.
Наталья Грамолина процитировала слова турецкого писателя Орхана Памука: «Для каждого музей должен начинаться с собственного дома. Человек, который с детства видит на стенах фотографии своих бабушек и дедушек, семью не предаст…». Она отметила, что в Карелии в области культурного образования молодежи ситуация обстоит лучше, чем во многих других регионах, что вопрос этнокультурных традиций в надежных руках. Однако, по ее мнению, тревожным фактом является то, что средний возраст сотрудников в учреждениях культуры, особенно на селе, далеко за 60, и это свойственно всей России.
Александр Шолохов, член Общественной палаты РФ, директор музея Михаила Шолохова, как и Наталья Грамолина, сказал о ведомственной разобщенности. Образовательный компонент, считает он, должен присутствовать не только у министерства культуры, но и у всех министерств – от Минсельхоза до МВД. Шолохов также подчеркнул, что ответственность за сохранение культурного наследия несут все ветви власти.
Доктор педагогических наук, заведующая кафедрой культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Любовь Ванюшкина подчеркнула, что школьное образование не может замыкаться в стенах школы, по ее мнению необходимо вернуться к опыту социокультурного партнерства, которое зародилось в России еще в 19 веке и объединяло школу, театр, музеи, город.
Директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг предложил включить в норматив подушевого финансирования школьника бесплатное посещение музеев. Председатель профильного комитета Законодательного собрания РК Андрей Рогалевич назвал катастрофой ситуацию с молодыми специалистами на селе, поддержав Наталью Грамолину.
По итогам круглого стола были приняты рекомендации в адрес Правительства России и министерств. В частности в резолюции указано, что анализ накопленного опыта позволил выявить ряд проблем и вопросов, требующих дальнейшего изучения, мониторинга, конструктивного диалога Министерства культуры РФ и Министерства образования и науки РФ с привлечением широкого круга общественности, профессиональных сообществ педагогов и деятелей культуры и искусства для принятия конкретных решений в целях более активного и эффективного использования культурного наследия нашей многонациональной страны в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Участники обсуждения решили обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой о рассмотрении вопроса о включении в Положение о конкурсе проектов социально-ориентированных НКО специальной номинации «Культурно-образовательное пространство». Рекомендовать Министерству культуры РФ и Министерству образования и науки РФ рассмотреть возможность включения в федеральные целевые программы раздела «Культурно-образовательное пространство», а органам региональной и муниципальной власти предусмотреть в региональных и муниципальных целевых программах специальный раздел «Культурно-образовательное пространство».
В адрес Министерства образования и науки РФ поступит предложение рассмотреть возможность ведения мониторинга внедрения общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности в общеобразовательных школах с целью формирования у учащихся культурно-эстетических компетенций, изучить опыт городских и сельских школ и рассмотреть вопрос разработки методических рекомендаций по реализации общеобразовательных программ по ступеням обучения в соответствии с федеральными стандартами с использованием различных форм организации образовательного процесса в рамках сетевого взаимодействия с учреждениями культуры.
Министерству культуры РФ рекомендовано рассмотреть вопрос о формировании современной системы, направленной на развитие культурно-образовательной среды на основе долгосрочных проектов учреждений культуры и образования, в том числе: предусмотреть проектирование новых специальностей, интегрирующих возможности отраслей культуры и образования, квалификационных требований к ним; при создании новых моделей организаций культуры (модульные типовые сельские центры культуры, ресурсные центры культуры, этнокультурные центры и т.д.) особое внимание обратить на создание условий для развития культурно-образовательной деятельности; изучить и обобщить опыт партнерских проектов в области культуры и образования, общественных некоммерческих организаций в отрасли культуры, в том числе опыт организации экскурсионных и туристических поездок школьников по достопримечательным местам и культурным центрам России, организации в каникулярный период в учреждениях культуры площадок дневного пребывания с возможностью реализации культурно-образовательных программ.
Участники круглого стола рекомендуют рассматривать работу по вышеуказанным направлениям в качестве одного из приоритетов в работе Министерства культуры РФ и Министерства образования и науки РФ, и организовать при ее осуществлении необходимую информационную поддержку со стороны СМИ.