Народный калейдоскоп в Томской области
Дата: 13/03/2017
Тема: Новости


На территории Республики Саха (Якутия), Красноярского края и Томской области с 1 января реализуется межрегиональный проект «Народный калейдоскоп».

В рамках этого проекта запланированы этнокультурные уроки в школах и центрах детского творчества, конкурсы детского рисунка «Создадим мультфильм вместе», создание 3-х мультипликационных фильмов о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока с размещением их в сети Интернет.




На территории томской области региональным менеджером проекта выступает Ирина Викторовна Крайсман. Ирина Викторовна и Анна Ивановна Банземир провели пять уроков: в художественной школе №2, прогимназии «Кристина» и в школах №№ 13 и 16 для учащихся 3- 5 классов. И везде эти мероприятия получили высокую оценку.

- Сколько национальностей проживает на территории России? – с такого вопроса для пятиклассников «Кристины» начался урок по теме «Культурное наследие коренных малочисленных народов Томской области», который проходил в рамках «Народного калейдоскопа».
- Более 50, 100, 250, 200... - отвечали ребята.

Правильный ответ на основе данных последней переписи 2010 года - 193, но ответы школьников нельзя считать за ошибку.

Можно смело сказать, что нынешнее поколение уже с детства имеет представление о народах России и элементах их культуры. Тем не менее, урок был построен так, чтобы ребята смогли получить для себя новые знания по одному из малочисленных народов Томской области – ханты. Ознакомительная презентация была яркой, эмоциональной, лаконичной, информационно насыщенной и потому предложенная тема сразу заинтересовала ребят. Они с большим интересом обсуждали пословицы хантов, например, эту: «Худое болото огонь не берет» или . «Если ссоры внутри рода — род скуднее год от года». И хотя часть информации была уже знакома ученикам из уроков истории, сказок, стоит отметить, что дети ушли с занятия с обновлённым багажом знаний.


"Не нужно быть жадным", "Нужно беречь природу", "Новые слова, в том числе и на ханты-мансийском", "Количество национальностей в России" - такие ответы были получены в ходе обсуждения вопроса "Чему научил вас этот урок?".

Один из классов включал в себя учащихся разных национальностей. И было видно, что детям не всё равно, как живет их народ и те, кто рядом с ними. Это не может не радовать. В заключение ребятам было предложено поучаствовать в региональном конкурсе детского рисунка «Создадим мультфильм вместе».

Уроки, проводимые в образовательных учреждениях, как правило, состояли из нескольких блоков: презентация, интерактивная работа с пословицами. С целью изучения слов на хантыйском языке были использованы методика игры «крокодил» и совместное прочтение хантыйской сказки, содержащей эти слова. Дети работали увлеченно: играли, угадывали пословицы, собирая их текст по отдельным карточкам-словам, участвовали в различных викторинах, отвечали на вопросы, что-то сами дополняли. Использование ярких красочных слайдов, фото- и видеоматериалов, образцов художественно-прикладного творчества, предметов быта и культуры коренных народов Сибири, эмоциональность речи, эрудированность, прекрасное владение разными методиками подачи материалов помогло ведущим полностью овладеть вниманием детей, что способствовало легкому усвоению информации. Порадовал вывод о том, какова основная заповедь хантыйского народа, который был сделан учениками по окончании этнокультурного урока: «Нельзя обижать птиц и зверей, ломать деревьев. Жить нужно в согласии с природой, с уважением и любовью относиться ко всему живому».


Приятным сюрпризом для учеников во всех образовательных учреждениях стало вручение подарков. Самые активные дети получили ценные призы: сборники «Сибирские сказки по хантыйским мотивам», наборы открыток «Дружба народов – главный рецепт ТГУ» (кулинарные рецепты народов Томской области), канцелярские принадлежности и различные предметы канцелярских товаров.

«Считаем, что подобные этнокультурные уроки очень актуальны, имеют огромное значение в деле образования, воспитания и изучения нашей области.

Конечно, они должны проходить с определенной периодичностью, знакомя ребят со всеми народами, проживающими в РФ. Ведь знание истории родного края, национальной культуры своего народа и соседей своих делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своей страны, способствует воспитанию уважения к обычаям других народов и к пониманию человека другой национальности.

Благодарим Ирину Викторовну и Анну Ивановну за прекрасные уроки и надеемся на дальнейшее сотрудничество» - такой отзыв о проекте «Народный калейдоскоп» оставили учителя и руководители школ. Инициатива была активна поддержана в Каргасокском районе томской области. Координаторм по проведению этнокультурных уроков в Каргасокском районе и участию в региональном конкурсе рисунков выступила Олеся Витальевна Щепеткина.

Евгения Пермякова, студентка 4 курса ТУСУР


Организатором проекта является Межрегиональная общественная организация» Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» при поддержке Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте России по межнациональным отношениям.

Проект осуществляется в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. № 68-рп и направлен на формирование у детей и молодежи позитивного эмоционального отношения к национальному многообразию нашей страны посредством ознакомления с культурными ценностями и национальными особенностями народов, проживающих на ее территории.





Это статья Льыоравэтльан
http://indigenous.ru

URL этой статьи:
http://indigenous.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3417