На территории Томской области продолжается реализация межрегионального проекта «Секрет успеха быть собой! Твой родной язык – это новый тренд!», который посвящен языковым и культурным традициям малочисленных народов России. И сегодня мы расскажем вам о березе, которая считается священным деревом у многих северных народов.
Березонька-красавица
глядится в воды чистые,
в ягушке* белой, в пятнышках —
строга, мила, тиха.
По осени укроется
платками золотистыми,
осыплет алым бисером
ковер из трав и мха.
Зимой морозной, вьюжною
накинет шаль узорную —
ручной работы кружево
из ниток серебра.
А с первым птичьим щебетом
стряхнет дремоту томную —
косыночку девчоночью
весной вязать пора!
Коротким летом северным
наряд набросит шелковый —
с кистями и оборками,
зеленый, расписной.
Звенят сережки легкие
чудесными метелками —
невестою на выданье
пришла в шатер лесной!
Серасхова Евдокия Езиковна — хантыйская поэтесса
Перевод: К. Куксин
Магические свойства березы давно известны нашим предкам. Она имела особое религиозное значение не только у славян, но и у других народов мира. Народы Севера почитали березу и считали ее шаманской. Шаманы использовали ее в своих ритуалах. У народа ханты считалось, что береза служит соединительным элементом между землей и небом, а черные полосы на стволе березы - это лестница, которая связывает земной, подземный и небесный миры, дорога в небо.
Верховным божеством ханты был Нуми-Торум - бог неба, создавший и посылающий на землю дневной свет. В культовых ритуалах с ним ассоциировался белый цвет и береза, как священное дерево. Белый цвет в представлениях ханты символизирует благополучие, здоровье и изобилие. Священным деревом жены Нуми-Торума – Калтащ-эквы, была береза. У корней березы проводились магические обряды и жертвоприношения. А согласно преданию, сын Калтащ, который имел облик Гуся по указанию отца посадил на берегу Оби березу и основал там селение. Женские торжества ханты отмечали в "Вороний день" - день прилета птиц, на священных местах они готовили пищу на костре, молились духам, кланялись березе. В березовые рощи возле хантыйских поселков женщины приходили на моление в весенние и осенние полнолуния, привязывали к стволам дары-приклады и просили здоровье своим близким (при завязывании разноцветных ленточек произносили свое желание).
Береза – дерево, сопровождавшее человека от рождения до смерти. Из бересты делалась колыбель, берестяной саван покрывал умершего - берестяное полотнище подстилали под гроб и им же накрывали гроб с телом умершего. Считалось, что за берестяной перегородкой находится другой мир, что она навсегда отделяет ушедшего (возможного носителя болезни или смерти) и тем самым спасает других.
В ненастную осеннюю погоду, если она длилась долго, подвешивали на веточку березы «аконь» (тряпичную куклу). Считалось, что она может изменить погоду, а также поможет избавиться от плохих снов. Для этого у подножия священной березы устраивалась трапеза, в ходе которой женщины рассказывали свои сны, а неподалеку от березы вырывалась ямка, где совершался ритуал захоронения специально сшитых для этого аконь. На медвежьем празднике (по случаю добычи медведя), проводился традиционный обряд, в котором участники, прося прощения у добытого ими медведя, надевали берестяные маски, чтобы замаскироваться, спрятаться на случай гнева со стороны виновника праздника.
Но береза несла не только "охранительную" функцию в ритуалах и обычаях северных народов. Береза давала необходимую утварь для ведения хозяйства, обогревала жилище, защищая от непогоды. Из березовых листьев готовились целебные отвары. Пожалуй, нет дерева, которое можно было бы сравнить по полезным качествам с березой. Всевозможные настои и отвары из березовых почек и листьев, березовый сок, березовый деготь. В современном мире лечебные свойства березы хорошо изучены и применяются для лечения различных заболеваний.
Статья публикуется в рамках проекта «Секрет успеха быть собой! Твой родной язык – это новый тренд!». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов и при поддержке Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.