БЮЛЛЕТЕНЬ № 18 

VIII группа стажеров
Сентябрь 1998

Срочно в номер!
В Информцентр “Льыоравэтльан” передали телеграмму из Чукотского автономного округа, текст которой мы решили опубликовать.

 

МОСКВА, АНАДЫРЬ. Ставим вас в известность зпт что в Чукотском районе Чукотского автономного округа сложилась чрезвычайная ситуация тчк Район остается без ГСМ продовольствия промышленных товаров медикаментов тчк Нет реальной возможности завоза грузов морским транспортом зпт учетом жестоких ограничений отпуска электроэнергии и продовольствия населению тчк В отсутствие завоза реальней станет проблема эвакуации населения района тчк Убедительно просим срочно рассмотреть вопрос зпт принятом решении уведомить = Председатель правления ассоциации малочисленных народов Чукотского района Ринтеймит председатель совета старейшин района Баум.

СОДЕРЖАНИЕ

Новости, факты, события

 

Коренные жители села Иванкино бьют тревогу
Труд и занятость коренных народов в Байкитском районе Эвенкийского АО
Предки “Белого Оленя”
Моя малая родина
Экология Магадана
Мы не одни
Национальное общественно-политическое движение российских саамов
Права гарантированные, но не действующие
“Ямб то”

Народы Севера

 

Эвены
Свадебные обряды телеутов
Шаманское посвящение у эвенков реки Тунгуски

Встречи стажеров

 

Первая группа - восьмая группа
Встреча с президентом Ассоциации КМНСС и ДВ С.Н. Харючи

 

 

 

 

 

НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Коренные жители села Иванкино бьют тревогуБеспроблемной жизнь в национальных селах быть не может. В июле этого года был подписан приказ о ликвидации почтового отделения в селькупском селе Иванкино. Как снег на голову грянула эта весть на жителей. А ведь совсем недавно их уверяли, что село уникально и все силы и средства будут пущены на его возрождение. До недавнего времени все так и было. При нашем совсем нестабильном финансовом положении удалось открыть школу, построить новое жилье учителям, почти сдать новое здание медпункта и заложить фундамент здания почты. Что же теперь?

Люди, а это в основном коренное население, бьют тревогу небезосновательно. Село находится вдалеке от районного центра, и дороги туда нет. Летом можно добраться по реке, но цены на местные речные линии очень высоки. Зимой же дороги нет вообще. В селе действует лишь одна телефонная точка, работа которой зависит от наличия электричества, которое, в свою очередь, подается строго по часам. Так что в экстренных случаях телеграмму из Иванкино отправлять бесполезно - может не дойти.

Начальник Колпашевского РУФАС Д.Я. Горлач ясно и четко дал понять, что их отделение связи нерентабельно и оно не приносит дохода. Но село очень маленькое и поэтому доход не может быть ощутим для крупного отделения, хотя газеты в селе почтальон разносит в каждый дом - любят иванкинцы получать новости с “Большой земли”. Люди годами не видят зарплаты, живут лишь своим промыслом и надеются на то, что их услышат, что лозунги о возрождении села придут в действие или на худой конец не завертятся в обратную сторону. Я так хочу надеяться вместе с ними, ведь не зря издавались указы и создавались программы. Нельзя вертеть колесо истории в обратную сторону.

Заранее зная, что этот бюллетень читают многие люди, которые могут сейчас чем-то помочь моему селу, единственному национальному селу в Томской области, я обращаюсь к вам: “Помогите!”, не будьте бездейственны, так как сложившаяся ситуация совсем не играет на пользу людей, живущих в нашем селе.

Дарья Кудряшова,
специально для ИЦ “Л”
по просьбе жителей национального села Иванкино
Колпашевского района Томской области 

К содержанию

Труд и занятость коренных народов в Байкитском районе Эвенкийского АОВ связи с тяжелой социально-экономической ситуацией в стране, сложностью перехода традиционных отраслей хозяйства к рыночной экономике решение вопросов занятости эвенков, кето и других коренных народов района становится жизненно необходимым.

14 марта 1998 года в Байкитской администрации состоялась коллегия, где обсуждался вопрос занятости коренного малочисленного населения района, в которой приняли участие все без исключения руководители предприятий района, отдел по делам КМНС района, а также общественная ассоциация КМНС “Арун” (“Возрождение”).

Было отмечено, что в районе действуют около 30 организаций-работодателей. В бюджетной и промышленной сферах занято 268 человек из числа коренных малочисленных народов, в традиционных отраслях хозяйствования - 204 человека. Всего работают 472 человека, хотя трудоспособное население в возрасте от 16 до 55 лет составляет 817 человек. Районное бюро занятости отметило, что официально зарегистрировано 127 безработных и число скрытых безработных составляет 218 человек (в основном молодежь и женщины).

Спад производства, отказ некоторых предприятий от ведения целых отраслей сельского хозяйства породили проблему безработицы в селе, где компактно проживают коренные народы. Это прослеживается на примере оленеводства и охотопромысла, где в 1985 - 1990 годы было задействовано около 400 человек (в основном эвенков), а на сегодняшний день их количество уменьшилось вдвое. Из-за тотальной невыплаты зарплаты учителям, врачам, работникам культуры и неудовлетворительного финансирования этих сфер в округе и по районам сокращается сеть дошкольных и школьных учреждений, фельдшерских пунктов, клубов и библиотек. Это усугубляет и без того бедственное положение сельчан. Становится негде учить детей, нечем платить за детский сад, не на что купить одежду и обувь, продукты питания.

Переезд жителей факторий, особенно представителей коренного населения, в районный центр нисколько не улучшает их жизнь. Они сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие жилья, малая вероятность найти работу, так как основная их часть не имеет нужных здесь специальностей, при значительном конкурсе на вакансии. Стоит сказать, что 90% коренных северян не обладают никакими рабочими специальностями, кроме традиционных отраслей, и устраиваются на низкооплачиваемую тяжелую работу. Все это ведет к крайне негативным последствиям: деградации и алкоголизму коренных северян, ухудшению демографической ситуации. Например, в процветавшем в прежние времена эвенкийском селе Суринда, где в 1995 году при смертности в 5 человек на свет появлялось 20 новорожденных, в 1997 году при смертности в 10 человек родилось всего лишь 4 младенца.

Анализируя сложившуюся ситуацию, можно сказать, что коренные малочисленные народы сегодня находятся в состоянии глубокой депрессии, под натиском жестких рыночных законов.

В связи с этим по решению районной коллегии, принятому совместно с районным бюро занятости, отделом по малочисленным народам Севера, заместителем главы администрации по социальным вопросам и ассоциацией КМНС “Арун”, была разработана программа “Содействие занятости коренных малочисленных народов Севера на территории Байкитского района Эвенкийского автономного округа на 1998 - 2000 годы”. Основные моменты этой программы заключаются в следующем:

- создание и сохранение рабочих мест для представителей КМНС;
- профориентационная подготовка безработных из числа КМНС;
- создание рабочих мест с учетом возрождения традиционных северных отраслей;
- создание банка вакансий.

На коллегии эту программу утвердили, вышло постановление главы администрации Байкитского района. Но это всего лишь малая доля из того, что могли сделать органы местного самоуправления для поддержки коренного населения.

Татьяна Гаврилова,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Предки "Белого Оленя"В горнотаежной зоне Забайкальского региона жили древние оленные эвенкийские роды. Занимались своими традиционными промыслами - охотой, оленеводством, сбором дикоросов, рыбалкой. Все шло хорошо, но пришла цивилизация. Она заключалась в переселении в поселки, обучении в общих школах, приучении к инородной культуре. Это, конечно, хорошо - обогащение культуры, но если бы на пользу народу...

Коллективизация может и дала многое, но народ бесповоротно начал утрачивать свое национальное лицо. Автоматически эвенки теряли религиозное мировоззрение, национальные промыслы, традиционные ремесла. Прекратилось культурное общение людей. Люди потерялись в людском потоке, исчезли родовые и семейные корни.

И к концу XX века эвенки утратили свой язык, культуру, обычаи, вероисповедания и традиционное хозяйство - оленеводство. Но на сегодня оленей в численном отношении стало еще меньше.

“Белый Олень” как община - это лицо нации, выраженное в знании языка, культуры, обычаев, традиций, вероисповеданий, традиционных ремесел, а главное - это родовые и семейные корни.

Оленеводство в Читинской области в упадке. Но национальная гордость не дает ему совсем угаснуть. Хотя сейчас многим жителям области и его руководству оленеводство безразлично. На сегодня обстановка обострилась еще и тем, что по закону о животном мире идет перерегистрация таежных просторов для ведения охоты. Но представители ведомств не учитывают того, что, во-первых, это эвенкийские семейно-родовые оленьи угодья. На горных массивах разрешаются ведение охоты на пушных зверей и диких копытных, собирательство даров природы. Не учитываются интересы народа, связь “эвенк - олень - все обитатели тайги” в едином сообществе, как было испокон веков.

Во-вторых, эвенков-оленеводов лишили права носить и использовать табельно-паевое нарезное оружие. Но как может эвенк выполнять свои гражданские и национальные обязанности без этого предмета?

В-третьих, увеличилась и продолжает увеличиваться численность хищных зверей и птиц. Это медведи, волки, росомахи, рыси и т.п., которые несут большую опасность не только для оленей, но и для людей.

В-четвертых, на сегодня далеко не благополучна ветеринарная ситуация. Много бешеных домашних и диких животных. Но как можно без оружия гарантировать безопасность беззащитных оленей, свою безопасность?

Н. Арунеев,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Моя малая родинаУ всех народов своя история. По происхождению телеуты относятся к кочевым скотоводческим племенам “теле”, входившим в Тюркский каганат в VI - VIII веках. Сведения об этих племенах содержатся еще в древнетюркских, древнемонгольских и других письменных памятниках.

В настоящее время телеуты в основном проживают в Кемеровской области: в Беловском и Гурьевском районах, в городе Новокузнецке. Небольшие группы проживают в Заринском и Кытмановском районах Алтайского края, а также в Шебалинском районе Республики Алтай. Всего телеутов насчитывается около трех тысяч человек. В это число входят жители и моей деревни Шанда, расположившейся по обоим берегам реки Большой Бачат с конца XIX века и состоявшей тогда из 46 дворов с населением чуть больше 150 человек.

Сегодня здесь проживают около 250 человек, более чем в 120 дворах. Шанда, как и все поселения телеутов, имеет свое национальное название - Шан-Ту, что переводится с телеутского как “колокольная гора”.

“Колокольная гора” сохранилась до наших времен. Именно на этой горе стоит памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне “Скорбящая мать-телеутка”. Гора - центр культурной жизни всей деревни. Здесь проводятся праздники, устраиваются игры и соревнования. Летом там разжигают костры, а зимой дети катаются на санках.

В настоящее время это не единственная гора в деревне. Сейчас она буквально “обросла” искусственными “горами” - отвалами из переработанных отходов с угольных разрезов. Их становилось все больше, они все ближе и ближе приближались к деревне. Но с 1993 года, с момента признания телеутов как коренного малочисленного народа России, с появлением у телеутов лидеров, которые отстаивали права своего народа, “горы” перестали расти вширь, зато начали расти в высоту. Тем не менее коренные жители деревни из-за этих “гор” - угольных отвалов - практически полностью лишились полей, покосов и пастбищ. “Выращивают” эти “горы” находящиеся вблизи угольные разрезы - “Бачатский” и “Шестаки”, где уголь добывается открытым способом.

Все это в первую очередь отражается на состоянии экологии местности. В последнее время увеличилось количество онкологических заболеваний среди коренных жителей деревень Шанда и Беково, в результате чего они не доживают до пенсионного возраста.

Одной из проблемных сфер деревни Шанда является образование. В деревне отсутствует школа, пошел уже второй десяток лет как закрылидаже начальную трехлетку. Набираться знаний дети ездят в школу совхоза “Гурьевский”, в состав которого входит наша деревня. И это несмотря на то, что в деревне насчитывается 80 детей школьного и дошкольного возраста. Совхозная школа относится к городу, поэтому в ней вообще не преподается родной язык.

Закончив школу, не все могут получить специальное образование. Не все семьи имеют достаточно средств, чтобы отправлять учиться своих детей в ВУЗ, а сегодняшний кризис в России еще больше усугубил ситуацию. Из жителей нашей деревни только три человека обучаются в высших учебных заведениях.

В деревне всего 50 человек имеют рабочие места. В основном они работают на находящихся вблизи предприятиях: железная дорога, разрез “Бачатский”, в городах Гурьевске и Белово. Зарплату получают вовремя только железнодорожники, которых в деревне всего 10 человек.

Безработица среди населения в особенности распространена среди молодежи. Это, в свою очередь, приводит к пьянству, наркомании, самоубийствам.

Если все это не остановить, будет ли будущее у телеутского народа ?

Елена Сатина,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Экология МагаданаВысокая экологическая опасность в Магадане в основном исходит от морского порта. Охотское море для города и области имеет важное рыбохозяйственное значение, а морским путем перевозится более 90% всех грузов. Также город является базой атомного флота.

Море интенсивно загрязняется, в связи с чем возникает реальная угроза уменьшения биоресурсов, сокращения рыбных запасов, ухудшения здоровья людей.

Две трети нефтепродуктов попадают в море в результате мойки и слива балластов с танкеров, часть - из-за аварий. На прибрежной акватории происходит три четверти всего сброса нефти. Интенсивно загрязнен нефтью район промысла сельди, где в путину работает много судов.

Известно, что нефтяная пленка, образующаяся на поверхности воды, отражает солнечные лучи и слабо пропускает свет, в результате чего угнетается жизнедеятельность фитопланктона, снижается газообмен между водой и атмосферой, что накладывает отрицательный отпечаток на фотосинтезирующую способность водной растительности. Также нефть притягивает различные химические вещества, особенно ядохимикаты, существуют места необъявленного затопления твердых и слива жидких радиоактивных отходов. Все это оседает на дно водоемов, концентрируется и накапливается в тканях и органах морских животных.

В бухтах Нагаева и Гертнера концентрация нефтепродуктов превышает норму. Во всех районах побережья северной части Охотского моря отмечена нефтяная пленка различной интенсивности, а так как нефтепродукты подвижны и устойчивы к окислению, то загрязнение распространяется на значительную площадь.

Наталья Чербохова,
стажер ИЦ “Л”

 

Мы не одниCтатистические данные за текущий 1998 год по Чаунскому району ЧАО не обещают в ближайшее время стабилизации ни в экономическом, ни в социальном положении района. Это значит, что не будет достигнут уровень прошлого года по объему промышленного производства в целом по району, уменьшится производство животноводческой продукции, повысятся цены и тарифы на товары народного потребления и платные услуги, останется высоким процент населения, находящегося за чертой бедности.

Одним из факторов ухудшения положения населения является систематическая задолженность по выплате заработной платы всем организациям. Так, бюджетные организации района не получают зарплату с декабря 1997 года, не говоря уже о других небюджетных организациях.

В каждом национальном селе идет незаконная торговля спиртными напитками. Средняя цена на спиртное за наличный расчет на черном рынке такова: водка, 0,5 л - 50 рублей, спирт, 1 л - 250 рублей, а за “валюту” - полтуши оленя - 2 бутылки водки, за тушу оленя - 1 бутылка спирта. Результаты таких сделок приводят к полной деградации населения, дети остаются сиротами, возрастает преступность и т.д.

Оленеводы Чукотки не могут купить необходимые лекарства, продукты питания, снаряжение (бинокли, дождевые плащи, керосиновые лампы, свечи) и многое другое из-за отсутствия навигации - единственного способа поставок этих товаров в наш регион. Дети оленеводов рождаются с патологиями из-за нехватки витаминов; детских молочных продуктов нет вообще.

Природная стихия (паводок, гололед, гнус, хищные животные) и различные болезни у оленей, отсутствие ветеринарной помощи привели к снижению оленепоголовья. Поэтому оленеводы решили не забивать оленей на питание, чтобы хотя бы таким образом сохранить поголовье. Сами же оленеводы в этом году голодают.

Все это приводит к глубокой депрессии оленеводов, вызывает мысли о потере будущего своего народа.

Ситуацию усугубляет сложившееся у большинства приезжего населения мнение о том, что оленеводство убыточно и поэтому ненужно. А отсюда - отсутствие любой поддержки этой очень важной для коренных народов Чукотки отрасли.

Недавно мой отец, бригадир оленеводческой бригады № 9 Борис Вуквукай, получил очень сильную моральную поддержку после встречи с В.М. Етылиным, исполнительным директором Союза оленеводов России. Он подарил отцу аудиокассету с фольклорными песнями коренных народов Севера “Лети, мой олень!”. Теперь всегда, слушая эту запись, отец говорит: “Мы, оказывается, не одни, есть еще много оленеводов!”, а это значит, что, пока жив олень - живы традиции, жив народ!

Наталья Вуквукай,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Национальное общественно-
политическое движение российских саамов
Не так давно в общественной жизни российских саамов произошло довольно значительное событие. В конце июля этого года в Доме культуры села Ловозеро Мурманской области прошла учредительная конференция саамов Кольского полуострова.

На этой конференции значительная часть саамов села Ловозеро и поселка Ревда, а также и других населенных пунктов области решили объединиться и создать новую организацию - общественную организацию саамов Мурманской области. До этого момента считалось, что интересы российских саамов, проживающих на территории Мурманской области, представляет лишь одна общественная организация - Ассоциация кольских саамов.

Новая общественная организация расположена в селе Ловозеро. Это село является на сегодняшний день местом наиболее компактного проживания кольских саамов, поэтому создание здесь еще одной саамской организации является вполне оправданным. Эта организация еще не набрала обороты и не успела раскрыть весь свой потенциал, однако люди, ее представляющие, настроены на серьезную работу и достижение конкретных результатов. Многие из них имеют опыт работы в Ассоциации кольских саамов.

Пока еще не известно, как сложится взаимодействие между этими двумя организациями саамов. Обе они имеют в общем схожие цели: всестороннее улучшение жизни саамов наряду с сохранением и развитием национальных промыслов, языка, традиций и культуры. Именно поэтому можно надеяться на объединение их сил в дальнейшем и на создание национального общественно-политического движения российских саамов. Как это сделать быстрее и эффективнее? На мой взгляд, наиболее выгодное для всех решение - это проведение общего референдума среди российских саамов, на котором можно будет решить эти вопросы.

Яков Юшков,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Права гаранти-
рованные, но не действующие
В мае 1998 года на Сахалине в поселке Ноглики состоялся сход нивхов Ногликского района с участием регионального общественного движения “Союз нивхов Сахалина”. На этом сходе в адрес губернатора области И.Фархутдинова, председателя областной Думы Б.Третяка, мэра Ногликского района Г.Сусенко, президента Ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока С.Харючи принято следующее заявление.

“На Сахалине в течение длительного времени нарушаются права коренного народа - нивхов - на ведение традиционного образа жизни, которые защищены Конституцией РФ, федеральными законами и международно признаваемыми правовыми нормами. Согласно всем этим документам нивхи имеют право заниматься охотой и рыболовством для обеспечения своих семей питанием круглогодично во всех угодьях и водоемах (кроме нерестилищ), всеми орудиями лова, разрешенными правилами рыболовства. Территории традиционного природопользования являются неотъемлемым достоянием коренных народов Севера и без их согласия не подлежат отчуждению под промышленное или иное освоение, не связанное с традиционным хозяйствованием. Существует и преимущественное право закрепления промысловых участков, заключения договоров и получения лицензий на использование возобновляемых биоресурсов. Но реализация этих прав наталкивается на нежелание властей заниматься решением проблем коренного населения, что поставило нивхов в безвыходное положение, на своей родине они стали изгоями.

Так дальше продолжаться не может. Уже невозможно оставаться молчаливыми свидетелями того, как оторванные от своей земли, традиционного хозяйствования нивхи впадают в алкоголизм, бродяжничество, как развиваются болезни, как растет число самоубийств, как в целом исчезает весь народ. Сход нивхов постановил выйти с требованием к органам власти Сахалинской области провести до 15 июня 1998 года в поселке Ноглики “круглый стол” для обсуждения и принятия решений по жизненно важным для нивхского народа вопросам с участием губернатора, председателя областной Думы, представителей администрации района, комитетов области, в чьем ведении находятся вопросы, связанные с жизнью нивхского народа, а также представителей Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Отказ в проведении “круглого стола” будет расцениваться как игнорирование законных прав коренного населения. В этом случае нивхи прибегнут к акциям протеста, к обращениям в федеральные органы власти, к Президенту РФ, в ООН, ко всем людям доброй воли, готовым поддержать стремление сохранить нивхский народ.”

На сходе было также принято обращение к нивхам острова Сахалин. Вот его текст:

“Дорогие братья и сестры! Сегодня, как никогда, необходимо объединить наши усилия, чтобы правовыми методами достигнуть положительных результатов, радикальных перемен в отношении нашего будущего, будущего наших детей. Помните, что, отстаивая свои законные права, мы ни в коей мере не ущемляем права других народов. Это отражено в Декларации прав человека. Конституция РФ начинается со слов: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации...” Значит, любой народ в нашем государстве должен использовать свои права, гарантированные Конституцией РФ”.

Заявление в адрес органов власти Сахалинской области и обращение к нивхам Сахалина подписали председатель схода А.Лиманзо и секретарь схода А.Танзина.

P.S. Решение майского схода губернатор Сахалина проигнорировал. 29 июня 1998 года после решения схода Ногликского района нивхи блокировали автодорогу областного значения.

Алексей Лиманзо,
из газеты “Знамя труда”
Сахалинской области

К содержанию

"Ямб то"В августе 1998 года фольклорная группа Этно-культурного центра Ненецкого автономного округа побывала в общине “Ямб то”, что в переводе с ненецкого значит “Длинное озеро”. Членами общины являются оленеводы, проживающие по побережью Карского моря и до недавнего времени не имевшие никакого официального статуса. Это потомки тех, кто на протяжении 70 лет прятался от Советской власти, потомки участников“мандалы” (восстания ненцев) на Ямале в 40-е годы. Эти люди не были нигде зафиксированы, документально их не существовало вообще, взрослые не имели паспортов, дети не учились. Они были “обнаружены” официальными властями несколько лет назад. И чтобы хоть как-то помочь этим людям, администрация Ненецкого автономного округа предложила им легализоваться путем создания общины.

Конечно, нельзя сказать, что эти ненцы жили всегда вне контакта с другими людьми. Они общались со своими соплеменниками в Большеземельской тундре (Ненецкий округ, район поселков Каратайка, Усть-Кара), с ямальскими ненцами, а также с ненцами, которые кочуют на севере Республики Коми, где по сей день кочуют ненцы-единоличники, которые до сих пор “ничьи”.

Уже второй год при общине действует летняя кочевая школа, так как основная масса членов общины неграмотны. Авторами и спонсорами проекта кочевой школы являются норвежские представители “Баренц региона”. Учителями в этой школе работают настоящие энтузиасты, ведь не каждый человек поедет во время своего отпуска работать в далеко не благоприятных условиях. Настоящим наставником и помощником для учителей кочевой школы стала Роза Ивановна Канюкова, заместитель начальника управления образования округа, много лет отдавшая исследованию ненецкого языка и развитию национальной школы. В этой школе обучаются все желающие, наравне с детьми учатся их родители и более старшее поколение. Стоит отметить, что желание учиться у этих людей огромное, а учителя просто нарасхват.

Фольклорная группа участвовала в проведении праздника “День оленя”, который проводится ежегодно в начале августа. Это была уже вторая поездка группы в общину на “День оленя”. Создателем и идейным вдохновителем этой группы является Григорий Ледков, который в настоящее время является директором Этно-культурного центра. Группа состоит из 4 - х человек. Участникам праздника была представлена концертная и игровая программа. Поскольку основная часть зрителей говорит только на родном языке, то артистам пришлось при подготовке к концерту полностью опираться на фольклорный материал (песни, танцы, сказки, загадки, игры). Оленеводы заинтересованно следили за действиями героев сказок, активно обсуждали все сказанное и спетое для них с импровизированной сцены. А артистам было приятно то, что их усилия не пропали даром.

Отдыхать по-настоящему люди в “Ямб то” еще не разучились, то есть отдыхать от всей души, общаться, играть в разные игры, соревноваться и просто радоваться жизни.

А. Канюкова,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

НАРОДЫ СЕВЕРА

Эвены

 

Восточные тунгусы, ламуты, эвены - три названия одного и того же народа. Самым точным является последнее. В нем заложено древнее самоназвание “эвын”, “эвэн” или “эвэсэл”, что значит, по одним данным, “спускающиеся с гор”, по другим - “местный”, “здешний” или “человек”, “люди”.

Носители ольского говора, а также эвены Быстринского района на Камчатке называют себя “орочел” - “оленные” (от слова “орон” - олень). Оседлые эвены двух селений Ольского района - Армань и Ола - называют себя “мэнэ”, “мэнэл”, что буквально означает “живущие на одном месте”. Существует еще одно самоназвание, распространенное лишь в Нижне-Колымском районе, где эвены называют себя “иилкан” - “настоящий”, а слово “эвын” употребляют по отношению к представителям из горной, таежной местности.

Численность эвенов (по переписи 1989 года) - 17 199 человек. В пределах Российской Федерации проживают 17 055 человек. 15 069 человек расселены на территории Восточной Сибири: 8 668 человек проживают в Республике Саха (Якутия), в районах - Эвено-Бытантайском, Усть-Янском, Момском, Кобяйском, Томпонском, Бутунском, Верхоянском, Нижне-Колымском, Средне-Колымском, Верхне-Колымском, Аялайховском, Оймяконском, Абыйском; 2 433 - в Магаданской области, в районах - Ольском, Северо-Эвенском, Средне-Канском; 1 919 - в Хабаровском крае, в районах - Охотском, Верхне-Буреинском; 1 336 - в Чукотском автономном округе; 713 - в Быстринском районе Камчатской области и в Корякском автономном округе. Таким образом, можно видеть широкий ареал расселения народа.

По этнолингвистической классификации, эвены относятся к северной, собственно тунгусской ветви тунгусо-маньчжурской группы, которая входит в состав алтайской семьи языков.

Наталья Чербохова, эвенка,
стажер ИЦ “Л”
По материалам книг
“Сибирь: этносы и культуры”. Москва - Улан - Удэ, 1997, вып 2;
В.Д. Лебедев, Язык эвенов Якутии. Л., 1978.

К содержанию

Свадебные обряды телеутов

 

В современном обществе семья является важнейшей ячейкой воспроизводства этноса, представляя собой коллектив людей, объединенных не только брачными узами и кровным родством, но и общностью хозяйства, жилища, моральной ответственностью перед обществом за поведение и образ жизни всех ее членов. Свадебный комплекс обычаев и обрядов отражает общественный строй, культуру этноса, его мировоззрение.

Повышенный интерес к традиционному свадебному обряду, который проявляется в последние годы у телеутов, объясняется не только потребностью в ярком, более красочном оформлении торжественного момента в жизни человека, это выражение этнического самосознания народа, его возрождение. Телеутские свадебные ритуалы в наше время представляют собой праздник большого коллектива - всей родни невесты и жениха, а нередко и всей деревни.

В свадебном обряде телеутов можно выделить из периодов: досвадебный.

Досвадебный период. В прежние времена, как только рождались дети, их родители заключали между собой договор о том, что через 12 - 15 лет их дети должны пожениться. После этого в религиозные праздники, в день рождения родители мальчика ежегодно делали девочке подарки, и чем богаче были эти подарки, тем лучше. Мать жениха (свекровь) ни в коем случае не принимала в дом невесту без кукол (“эмегендер”). “Эмегендер” передавались из поколения в поколение и являлись хранителями семейного очага, его благополучия и достатка.

Определенного свадебного периода не существует. Свадьбу проводят тогда, когда все готово, но всегда считалось, что свадьбы, как и жертвоприношения, должны проводиться в “молодой” месяц - с первого по четвертый день после рождения жениха. В этом случае у семьи будет больше счастья.

На известных ступенях развития культуры телеутов невесту добивались посредством похищения несколькими способами: без согласия невесты и ее родителей; с согласия невесты, но без согласия родителей; с согласия невесты и родителей. Если девушка соглашалась на умыкание, то давала кольцо или платок в задаток. Были случаи, когда у девушки насильно снимали кольцо или серьгу, но если она не согласна выходить замуж, то ее родители отбирали назад эти вещи. В большинстве случаев похищенную девушку увозили на коне в другую деревню, чтобы ей нелегко было убежать, а родителям - труднее найти. В настоящее время похищение невесты носит чисто символический характер, так как оно совершается с согласия девушки, а нередко и ее родителей.

На следующий день после похищения невесты в ее дом едут жених, его отец и родственники просить прощения за кражу дочери. Этот обычай называется мирением (“яраштык”). Нередко были случаи, когда разгневанные родители девушки ругали, оскорбляли и даже выгоняли сватов. Поэтому на мирение к родителям невесты иногда приходилось ездить несколько раз - и до тех пор, пока не получали прощения и благословления, которые нужны для того, чтобы молодые жили счастливо и долго, чтобы у них было много детей, а в хозяйстве всегда был достаток. Если согласия родителей невесты не удавалось получить, сговор отпадает и свадьба (“той”) проходит только у жениха со своей родней.

Одним из главных элементов бракосочетания у телеутов была уплата калыма, который был одним из серьезных препятствий на пути к женитьбе. Его размеры должны были соответствовать приданому невесты, и составлять его должны были не только деньги, но и скот (овцы и лошади). Но в последнее время калым приобрел только денежное выражение.

Приданое невесты в основном состоит из национальной одежды: тон, сырмал, телен и многое другое. Родственники невесты должны сшить десятки национальных платьев и мужских рубах для подарков родне жениха.

Е. Сатина, телеутка,
стажер ИЦ “Л”
По материалам книги Д.В.Кацюба “Духовная культура телеутов”. Кемерово, 1993.

К содержанию

Шаманское посвящение у эвенков реки Тунгуски

 

Тунгусский шаманизм имеет сложную структуру, в нем можно обнаружить разнообразные и богатые традиции. Шаман у тунгусских эвенков является целителем. Разыскивая душу больного либо изгоняя злых духов заклятиями, шаман исцеляет человека от болезней. Он может быть проводником душ: относит жертвы на Небо или в Нижний мир. Но главная его обязанность - поддержание духовного равновесия в обществе. Кроме того, шаманы участвуют в охотничьих и рыбацких обрядах.

Тунгусы в большей мере, чем их соседи, склонны признавать влияние духов не только Нижнего, но и Среднего мира. Духи являются потенциальным источником всякого рода беспорядков.

Сеансы, включающие спуск шамана в Нижний мир, могут предприниматься по следующим причинам: 1) жертвоприношение предкам и умершим; 2) поиск и возвращение души больного; 3) проводы и поселение в Страну Теней тех покойников, которые не желают оставлять этот мир. Но такие сеансы совершаются очень редко, поскольку считаются очень опасными, и немногие шаманы отваживаются на это. Название этого действа по-тунгусски звучит как “оргиски”, что дословно означает “в направлении орги” (Нижнего, западного мира). Предпринимать “оргиски” решаются только после вступительного “малого” сеанса.

Шаман вселяет в себя духа, через которого узнает о том, почему духи Нижнего мира, души умерших или души предков вызывают нарушение равновесия, а также какой жертвой их можно успокоить. После этого приносится жертва и шаман спускается в Нижний мир.

Накануне обряда “оргиски” шаман собирает предметы, которыми он будет пользоваться в своем путешествии. Среди них - малый плот, на котором он переплывет реку; лом для разбивания скал; фигурки двух медведей, которые будут поддерживать плот и прокладывать дорогу через густой лес потустороннего мира; четыре маленькие рыбы, которые будут плыть перед лодкой; идол, который поможет шаману нести жертву и различные инструменты для обряда очищения.

В тот вечер, на который назначен сеанс “оргиски”, шаман надевает свой наряд, бьет в бубен и поет, призывая духов огня, земли-матушки, предков. Им приносится жертва. Затем шаман окуривает помещение и совершает гадание. С закрытыми глазами шаман подбрасывает в воздух палочку от бубна, и если она упадет ручкой к шаману, то это считается хорошим знаком.

Продолжением сеанса является жертвоприношение в виде животного, обычно оленя. Священные предметы смазывают кровью оленя. В чум вносят два шеста, верхушки которых выводят в дымовое отверстие. К ним через длинную нить присоединены предметы, выставленные снаружи на помосте. Нить является “дорогой” для духов. Когда приготовления закончены, в чуме собираются зрители.

Шаман начинает бить в бубен, петь и танцевать. При этом он подпрыгивает все выше и выше. Его помощники вместе со зрителями подхватывают мотив песни. Шаман на минуту останавливается, выпивает стакан водки, выкуривает несколько трубок и возобновляет танец. Постепенно он настолько устает, что падает на землю без движения, все еще находясь в экстазе. Если он не приходит в себя, его трижды окропляют кровью. Шаман поднимается и начинает говорить высоким голосом, отвечая на вопросы двух или трех человек; вопросы задаются в форме песни. В этот момент тело шамана является обиталищем духа и именно дух отвечает на вопросы, поскольку шаман находится в Нижнем мире. Когда он возвращается, все приветствуют радостными криками его возвращение из мира умерших. Сеанс длится около двух часов. После двух-трехчасового перерыва, то есть уже на рассвете, приступают к последней части сеанса, во время которого шаман благодарит духов.

Т. Гаврилова, эвенкийка,
стажер ИЦ “Л”
По материалам книги Мирча Илиаде
“Шаманизм: архаические техники экстаза”. София, 1998.

К содержанию

ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ

Первая группа - восьмая группа

 

В начале сентября этого года восьмая группа стажеров встретилась с Анной Канюковой, стажером первой группы Информационного центра “Лаураветлан”. В настоящее время Анна является ведущим специалистом Управления культуры администрации Ненецкого автономного округа. Вашему вниманию предлагаем интервью с ней.

- Анна, расскажите, пожалуйста, о I группе стажеров, о начале работы Информационного центра.

- В первой группе нас было четверо: Константин Играйн, нивх, из Сахалинской области; Александр Кривошапкин, эвен, из Республики Саха; Олег Сюгней, ненец, из Ямало-Ненецкого автономного округа и я - из Ненецкого автономного округа. Директором Информационного центра “Лаураветлан” была Кара-Кыс Донгаковна Аракчаа. Во время пребывания в Центре у нас были встречи с разными представителями органов власти, занимались на компьютерных курсах, стажировались в Управлении по защите прав человека при Администрации Президента и т.д. Центр тогда только начинал свою работу, и начал он ее успешно.

- Насколько полезной была для Вас стажировка в ИЦ “Л”?

- За три месяца стажировки я узнала много полезного для себя. Еще во время стажировки я встретилась со своим земляком Владиславом Песковым, который рассказал мне о том, что в районе поселков Индига и Выучейский в нашем округе собираются проводить промышленные разработки на побережье Баренцева моря при совместном участии России и Финляндии. Это привело бы к нарушению экологической обстановки в регионе. Я написала об этом в письме, оно стало известно общественности, и после этого проектные работы на побережье Баренцева моря прекратились.

Вообще благодаря стажировке в ИЦ “Л” я стала понимать, что проблемы, стоящие перед коренными жителями Севера, в принципе решаемы, просто надо найти время и что-то сделать для этого.

- Чем Вы сейчас занимаетесь?

- Сейчас я работаю в управлении культуры Ненецкого автономного округа. Устроилась я на работу благодаря тому, что окончила компьютерные курсы в Информационном центре. В марте этого года я была делегатом съезда Ассоциации ненецкого народа “Ясавэй” (“Впереди идущий”). Меня избрали вице-президентом Ассоциации, сейчас стараюсь войти в курс дел Ассоциации.

- Интересной ли была программа стажерской практики в ИЦ “Л” и что в особенности помогло Вам в дальнейшем?

- Раньше я считала, что проблемы, которые стоят перед коренными жителями, больше никого не затрагивают, что они не решаемы и никому не интересны. Но здесь, в центре, я поняла, что есть люди, которым не безразлична судьба коренных народов, они помогают решать наши проблемы. Благодаря таким людям возник Информационный центр “Лаураветлан”, в котором представителям коренного населения дают необходимые юридические знания по законодательству и предлагают возможные пути решения проблем коренных народов. И то, что существует такой центр, очень помогает мне в моральном плане. Я знаю, что в Центре есть люди, к которым я могу обратиться в трудную минуту.

Подготовила Г. Дьячкова,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Встреча с президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири  и Дальнего Востока Сергеем Николаевичем Харючи

 

В сентябре 1998 года в Москве в офисе Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока проходило обсуждение вопросов создания парламента коренных малочисленных народов, в котором активное участие принимали стажеры восьмой группы ИЦ “Л”. Об итогах этого мероприятия подробно рассказал президент Ассоциации С.Н. Харючи.

Почему необходимо создание парламента коренных народов России?

С.Н. ХАРЮЧИ: Главная причина в том, что в настоящее время слабо обеспечено представительство коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в представительных органах власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Мы помним, что во времена деятельности Верховного Совета СССР и РСФСР депутатов из числа коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока было восемнадцать. Все сегодняшние законопроекты в основе своей были разработаны в тот период нашими представителями. Затем, после распада СССР, интересы коренных народов отодвинулись на задний план, интересы тех народов, которые проживают в этом же государстве.

В настоящее время в Государственной Думе представлены только два депутата из числа коренных малочисленных народов, в Совете Федераций - тоже два депутата. Конечно, в таких условиях депутатам трудно противостоять фракциям, мощным политическим движениям в парламенте. Трудность заключается еще и в том, что в основе своей парламент РФ сформирован из представителей других народов, которые не знают, что такое Север, кто такие коренные малочисленные народы, каковы их проблемы, образ жизни и какова их экономическая база.

Так же не обеспечено представительство коренных малочисленных народов в регионах - субъектах РФ, особенно на территории тех краев и областей, где коренные народы не имеют своих территориально-государственных образований. Эти народы никак не представлены, хотя во время выборов они выдвигают своих кандидатов. И как результат - никакие законодательные или нормативные акты, касающиеся этих народов, не принимаются. И поэтому возникла необходимость создания парламента коренных малочисленных народов России. Что мы будем иметь благодаря парламенту? Первое, обеспечим участие самих коренных малочисленных народов в законодательном процессе и, второе, создадим механизм, который будет инициировать принятие законов как на федеральном, так и на региональном уровне.

Что такое парламент коренных народов? Каковы его функции, структура, статус?

С.Н.: Парламент - это один из общественных институтов самоуправления коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, который будет заниматься законотворческой деятельностью. Структуру парламента будет определять Устав. Предполагается сначала создание парламента на федеральном уровне, а впоследствии - и на региональном.

Правовой статус. В условиях отсутствия правовой базы существования таких органов представительства коренных народов в РФ парламент первоначально будет общественным институтом коренных народов. В будущем нам нужно добиться внесения соответствующих поправок в федеральные законы для того, чтобы парламент имел официальные полномочия и права. В любом случае мы постараемся сформировать этот парламент и придать ему такой статус, который признавался бы официальными органами государственной власти, особенно Федеральным собранием.

Каким будет механизм формирования парламента?

С.Н.: Созданием общественного института будут заниматься ассоциации коренных малочисленных народов. Этот институт будет называться либо парламентом, либо Законодательным собранием, либо Союзом депутатов. Механизм формирования парламента - наиболее сложный вопрос. Известно, что в России тридцать коренных малочисленных народов, многие из них живут не в одном, а в нескольких субъектах РФ. Коренные народы различаются и по количественному составу: от 34 тысяч (ненцы) и до 54 человек (ороки). В этом случае мы должны выработать несколько вариантов его формирования, при котором обязательным должно быть представительство каждого коренного народа независимо от его количества.

Далее где-то может быть создано региональное представительство. Например, ненцы (тундровые и лесные), ханты, селькупы, коми-зыряне живут в Ямало-Ненецком автономном округе, ненцы лесные и ненцы тундровые, ханты, манси, селькупы живут и в Ханты-Мансийском автономном округе, и в Красноярском крае, поэтому эти народы могут создать региональное представительство.

Организация выборов. В Уставе я заложил несколько вариантов формирования парламента и выборов депутатов. Первый вариант: из депутатов Федерального собрания и региональных представительных органов от коренных малочисленных народов (по территориальному признаку). Второй вариант: выборы депутатов от одного народа, но живущего в нескольких субъектах РФ. Например, ненцы, живущие в трех субъектах РФ, находят определенную форму выбора для избрания своих представителей в парламент. Третий вариант: выборы депутата на региональных съездах коренных народов. Четвертый: парламент формируется из числа депутатов региональных законодательных органов. Пятый: из числа президентов региональных ассоциаций. Шестой: из депутатов, избранных на Всероссийском съезде коренных народов. Вариантов достаточно.

Каковы этапы подготовки парламента?

С.Н.: В марте 1998 года прошла международная конференция “Права человека и права коренных народов в национальной политике российского государства”, которая была организована Ассоциацией коренных народов, Комиссией по правам человека при Президенте РФ, журналом “Северные просторы”. В резолюции было записано, что одной из необходимых и важных мер является создание парламента коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Затем мы инициировали проведение консультаций с коллегами из международных организаций. Как известно, в течение нескольких лет в странах Скандинавии действуют парламенты саами. Эти парламенты, имея общую основу и функции, тем не менее различаются по способам формирования парламента и по содержательной деятельности парламента. Изучив формирование и деятельность парламентов саами, я отметил для себя, что им было проще создавать такой орган, потому что это один народ - саами. Они проживают в четырех государствах: Норвегии, Швеции, Финляндии, России.

В нашей же стране все намного сложнее. Поэтому мы решили обратиться к нашим коллегам из Союза саами и к их национальным правительствам, чтобы они провели с нами консультации. На первом этапе мы планировали провести “круглый стол” 27 сентября - 2 октября 1998 года. К сожалению, сложившаяся социально-экономическая ситуация нам не позволила это сделать, и мы ограничились тем, чтобы создать совместный оргкомитет. В эти дни с коллегами из Швеции мы обсудили, как должен проходить “круглый стол”, каков должен быть уровень его проведения, официальный статус, а также представительство совещания - участие официальных чиновников как со стороны стран Скандинавии, так и со стороны РФ. Сейчас мы уже определили дату проведения “круглого стола” - 15 - 19 марта 1999 года в Москве. “Круглый стол” будет организован Ассоциацией коренных малочисленных народов; на предмет проведения этого мероприятия будет принят соответствующий документ Государственной Думой РФ.

Какие же проблемы являются в настоящее время для Ассоциации первоочередными на региональном и российском уровне?

С.Н.: Будущий парламент станет уполномоченным органом, который будет заниматься внутри Ассоциации законотворческой деятельностью. Аналогично будем решать этот вопрос и на региональном уровне. Главная проблема - механизм финансирования деятельности данного представительного органа, что очень важно. Зарубежные парламенты саами финансируются национальными правительствами и в этой деятельности подотчетны им, а в содержательной деятельности подотчетны своему народу. В нашем государстве, особенно в условиях социально-экономического кризиса, об этом финансировании говорить сложно. Создание парламента - процесс длительный, это не сиюминутное дело. Буквально после проведения “круглого стола” парламент не будет создан, это большая и трудная работа с участием юристов, специалистов, экспертов, которые должны нам помочь выработать документ для регистрации будущего парламента. Таким же образом будет организована деятельность и на региональном уровне.

- Спасибо Вам за интервью. Желаем Вам и Вашим коллегам успехов на этом поприще.

Подготовила Г. Дьячкова,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию