БЮЛЛЕТЕНЬ  № 27 

XI группа стажеров
Осень 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Новости, факты, событияКаратайская зима
Здоровье народов Севера
Карта традиций
Ассоциация телеутского народа “Эне-Байат”
Поездка в Нидерланды
ЛюдиПервый просветитель телеутского народа
Чорос-Гуркин
Коренные народы РоссииСвадебный обряд кумандинцев
Точка зрения

 

Интернет и коренные народы
Новые отношения

 

 

 

 

 

НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Каратайская зима

 

В поселке Каратайка Ненецкого автономного округа была построена новая дизельная электростанция, работающая на малом движке. Еще неизвестно, будут ли жители поселка жить со светом зиму 2000 года. В зимнее время электричество круглосуточное, а при переходе на летний период свет подается с 6 до 23 часов (будни) и с 6 до 00 часов (выходные). Такая система имеет свои плюсы и минусы: с одной стороны - это экономия, а с другой - катастрофа, так как во многих домах имеются холодильники и другая электротехника.

Дома в Каратайке отапливаются угольными печками, также действует центральная котельная. Уголь привозят ниже нормы. На 1 кв. м. полагается 6 тонн, а люди получают всего 4 тонны. Стоимость одной тонны - 90 рублей. Зачастую зимой при температуре -40° С трубы замерзают и люди сидят в холоде, так как уголь в поселке полагается только в те дома, где нет отопления. И приходится жителям платить не за “комфорт”, а за холод.

В. Талеева, ненка,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Здоровье народов Севера

 

На III Международном саммите лидеров коренных народов Арктического региона с докладом выступила Л.И. Абрютина, вице-президент по вопросам здравоохранения Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Из ее выступления мы узнали, что в последние годы коренные народы оказались в состоянии глубочайшего культурно-социального кризиса, на грани психической деградации и физического вымирания, о чем убедительно свидетельствует статистика. При этом нельзя сказать, что Правительство отвернулось от Севера. Идет постоянная дискуссия о путях развития Севера, предпринимаются практические шаги, в том числе в рамках Международного десятилетия коренных народов мира.

На протяжении многих лет разрабатываются и даже принимаются нормативные акты, направленные на преодоление проблем, однако эти меры не дают положительных результатов. В настоящее время общепризнанной формулой стало определение, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и благополучие человека в гармонии с окружающей физической, социальной экономической и культурной средой. Но такое определение в данном контексте представляется не полным, и поэтому необходимо напомнить, что здоровье является еще и результатом эволюции и выражается в сочетании разных психических и физических свойств. Иными словами здоровье человека - это помимо физического, социального благополучия еще и способность приспосабливаться к окружающей среде и приспосабливать среду, защищать ареал своего обитания, производить, сохранять и воспитывать потомство, саморазвиваться и обладать при этом внутренней потребностью и силой для реализации этой способности.

Таким образом, конкретные проявления духовной и материальной жизни во многом являются опосредованными формами реализации здоровья, это значит, что здоровье лежит и в основе всех поведенческих проявлений человека, как индивидуальных и личностных, так и коллективных. В том числе в формировании мотивационных ценностей - психологических, моральных, правовых, эстетических, личностных и общественных. Обязательным условием и одновременно следствием здоровья отдельного человека и группы людей является способность адаптироваться к разнообразным окружающим условиям. Аксиомой стало утверждение, что состояние здоровья и нездоровья зависит от нескольких групп причин: это 60-65% здоровья определяется образом жизни, здоровьем окружающей среды и питания; 20% - генетическими факторами и только на 10-15% зависит от состояния и организации здравоохранения.

Немного истории: царские власти относились к нашим исконным землям чисто с прагматическим уклоном - земли были нужны для укрепления государства, для выхода к морям, а сами аборигены - для сбора дани. Советские власти круто изменили отношение к народам Севера и решили изменить их уклад жизни и судьбу, замысел был простой и благородный - перенести диких инородцев через века в современное общество. Предполагалось, что результаты будут впечатляющими и убедят весь мир в правоте социалистических идей. Волевым решением первобытные этносы были перенесены в иную эпоху и подверглись радикальным трансформациям.

Весьма оперативные и радикальные меры были осуществлены и в сфере охраны здоровья аборигенов. На первых порах наблюдались положительные результаты, о чем свидетельствовали сохранение численности аборигенов Севера, снижение заболеваний и смертности. Однако в дальнейшем произошли изменения к худшему: первая беда произошла от лишения самостоятельности, возможности самореализации во всех сферах и на всех этапах жизни. Сейчас говорят, что это были опека и патернализм, которые превратили аборигенов в иждивенцев. Представляется, что меры, осуществленные в этот период, больше соответствуют юридическому термину “поражение в правах”. Вторая беда - насильственное изъятие практически всех детей из семей аборигенов, одномоментный перевод их на содержание и воспитание в государственных учреждениях, оторванных от привычной среды, погружение в систему мировоззрения чужих. Ни один народ в мире не подвергался подобному эксперименту, эта мера задуманная даже для гуманных целей, по своей сути оказалась репрессией.

Беспрецедентные государственные меры ввергли народы Севера в состояние, при котором все ценности, как этнические, так и европейские стали для народов безразличны, и это является основой их болезненного состояния. Тяжелое экономическое положение и прочие негативные факторы так же важны, но они более очевидны и более освещаемы. Нужно сказать, что особенностью советского периода было наличие системы, которая, разрушив образ жизни аборигенов и основные психофизиологические и мировоззренческие пружины их здоровья, как на индивидуальном, так и на общеэтническом уровне, в то же время скрепляла их сообщество, не давало развалиться. Это удавалось благодаря структуре партийных, комсомольских, профсоюзных, хозяйственных и здравоохранительных органов, пронизывавших все регионы и сферы жизнедеятельности регионов Севера.

Но вот Россия сделала очередной поворот в своей истории, и эта система оказалась ненужной для органов власти России. Вслед за разрушением системы, начался катастрофический распад всего, что составляло фундамент сообщества аборигенных народов Севера, рухнуло все - совхозы, управления, органы снабжения, культуры, медицины, и здесь-то обнаружились последствия разрушенного образа жизни аборигенов.

Большое значение в здоровье аборигенов Севера играет состояние природной среды. Во-первых, промышленное загрязнение, которое явно и непосредственно выводит из строя пастбища, водные и лесные угодья. Особенно трагична судьба нефтегазодобывающих регионов. Во-вторых, северная экосистема очень зависима даже от скрытых влияний удаленных факторов, которые поступают в северные и особенно арктические регионы. В то же время жизнь народов Севера очень тесно связана с природными ресурсами и находится в полной зависимости от продуктов дикой природы, которые составляют основу экономики, общественных отношений, культуры и питания аборигенов.

В документах Всемирной организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что “обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека”. При этом указывается, что здоровье людей, принадлежащих к наиболее уязвимым группам, является основным объектом и одновременно показателем обоснованности политики здравоохранения.

Исчерпывающие рекомендации по охране здоровья содержатся и в Конвенции МОТ №169 “О коренных народах и народах ведущих племенной образ жизни в независимых странах”. Эти рекомендации обращены к правительствам и предполагают, что для достижения намеченных целей нужна деятельность не только органов здравоохранения, а целый комплекс государственных мер при участии самих народов.

Доклад Ларисы Ивановны Абрютиной полностью раскрывает положение коренных малочисленных народов России в области здравоохранения, в данный момент страдают все народы населяющие Россию. Нарушена экология, а значит, загрязнена и душа. По сути, что видно из доклада, народы после разрушения системы власти обрели духовную пустоту, отсутствие идеалов и стремления к чему-либо привели к безразличию даже к собственной жизни, и нужно найти выход из создавшегося положения. Если Россия повернулась к рыночным отношениям, то сейчас коренным народам нужны специалисты в области бизнеса и предпринимательства. Сейчас, как нельзя кстати, идет работа специалистов в этой области во главе с А.Н. Пилясовым “От патернализма к партнерству”. Причем необязательно следовать зарубежному опыту, необходимо вести экономику приемлемую специфике наших регионов, и если вылечим экономику, тогда будет возможность оздоровить население.

Е. Аляпаак, чукчанка,
стажер ИЦ “Л”,
по материалам доклада Л.И. Абрютиной

К содержанию

Карта традиций

 

28 сентября 1999 года наша XI группа стажеров ИЦ “Л” встречалась с представителем экологического общественного движения в России “Гринпис” Владимиром Чупровым. Произошла очень интересная беседа, в течение которой мы узнали о том, что такое “Гринпис” вообще, что такое “Гринпис” в России, и каковы перспективы и планы дальнейшей работы этой организации, в частности по развитию контактов с коренными малочисленными народами.

Образовалось это движение в Америке, в 1972 году, после того как студенты начали проводить движение против испытания ядерного оружия в штате Невада. Потом это движение разрослось и стало тем именем, которое сразу ассоциируется у нас с борьбой за мир, защитой морских животных от истребления, и крайних фанатиков этих идеалов, что, по моему мнению, весьма похвально.

У нас в России отделение “Гринпис” образовалось в 1989 году. На настоящий момент существуют четыре подразделения: токсическое, нефтяное, ядерное, лесное.

Краткая характеристика токсического подразделения - “работа” с диоксином, ареал – Поволжье; нефтяное подразделение – Сахалин, Коми; ядерное подразделение – не связано ни коим образом с военными, в настоящий момент подали судебные иски на “мирную” ядерную промышленность в Саратове, Костроме, Ленинградской области и в Красноярской области, где идет строительство завода РТ-2. Я не знаю, что это за завод, но рыба гибнет там тысячами тонн, у жителей этого региона наблюдается рост числа онкологических заболеваний и т.п. Последним в этом списке является лесное подразделение (в котором, кстати, усиленно трудится Владимир), распространяющее свою деятельность на Сахалин, Хабаровский край и европейскую часть России.

Собственно само освещение нашей встречи не является задачей моей статьи. Просто, в процессе беседы, в частности, была рассказана история об одном удачном проекте с канадской стороны, которая взялась “спасать” народ саамов в Мурманской области от гибели, составив: Карту традиционных путей миграции домашних оленей; Карту мест сакрального свойства; Карту мест несущих какой-то культурный смысл и т.п. И все это на основе не каких-то научно-собранных данных, а в результате бесед с саамами - бабушками, дедушками, со всеми теми, кто помнит хоть что-нибудь о прошлом саамской земли, культуры, традиционных верований. Из наложенных друг на друга карт ясно стало видно, какие проблемы окружают коренной народ этих мест, каким образом повлияет на них бездумное промышленное освоение полезных ископаемых в этих местах, в какую трагедию это выльется. Проект был настолько удачен, что в соответствии с данными этих карт руководством области были пересмотрены все промышленные планы в этом регионе.

А теперь представьте себе некое издание, из которого вы в любой момент можете извлечь любую информацию экологического, культурного, этнологического, политического и т.д. плана, и все это - по любому региону, конкретному месту в РФ. Такой информационный банк способен влиять на решения федеральных и региональных органов власти точно так же, как это произошло в отдельном регионе.

Единственным препятствием, в этом плане может быть то, что сейчас развелось столько самых разноплановых “баз данных” без конкретной отдачи, что еще одна идея может выглядеть таким же “мыльным пузырем”. Но все одно, объявляется проект “Карта традиций коренных малочисленных народов Севера РФ”. На чем она будет реализована, на CD (компакт-диске), в журнальном варианте, в специальном издании, либо еще как (может в виде странички в Интернет) - все это зависит от вас - жителей регионов, национальных районов, поселков и т.п. С вашей стороны необходимо прислать в адрес Информационного центра “Льыоравэтльан” карту своего места жительства, проблемного района, фотографии, подробные описания и т.д., весь полученный материал будет оцифрован и увидит свет либо в Интернет, либо еще как. Прошу поддержать эту инициативу. Хочу сразу оговориться, что автор идеи не является каким-либо “начальствующим субъектом” и просит рассматривать его, таким же, как вы, простым человеком, болеющим за свой народ и за ту землю, на которой он живет.

Поддержку этого проекта “Гринпис” уже обещал, “не отходя от кассы”, как говорится.

Вкратце хочу описать, как я увидел этот проект в реализованном виде. Представьте себе карту Российской Федерации, на которой ясно видно проблемные в экологическом плане регионы, области, местечки, характер экологических проблем, подробное описание каждой такой проблемы, как идет разрешение их и т.п. Прекрасно, я думаю, можно было бы реализовать подобную карту в цифровом формате, во-первых, дешевле, во-вторых, удобнее делать необходимые редакции и дополнения, распространять, а также распечатывать.

Подобная карта, я думаю, стала бы реальным подспорьем в работе на местах, а главное в судах, при юридическом обосновании исков о нарушении экологического равновесия на местах, о нарушении традиционной среды обитания, о разрушении священных мест. Этот список можно продолжать, кстати, бесконечно.

Прошу обращаться с вопросами, с предложениями по адресу: 129110, г. Москва, ул. Гиляровского, 56, ИЦ “Л”.

В. Падерин,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Ассоциация телеутского народа "Эне-Байат"

 

16 июня 1990 года в деревне Шанда Гурьевского района Кемеровской области состоялся первый учредительный съезд телеутов, собравший 35 делегатов. На съезде была создана общественно-политическая организация телеутского народа “Эне-Байат” и разработана программа защиты социально-экономических, политических и культурных прав телеутов - коренного населения Кемеровской области.

22 февраля 1992 года в селе Беково прошел второй съезд телеутского народа, принявший декларацию “О праве телеутского народа на самоопределение” и ряд резолюций. Впервые была сформулирована идея образования телеутского национально-территориального района.

В 1990-92 годах телеутские делегации присутствовали на Конференции общественности коренных народов Южной Сибири (Ленинград, 26-27 апреля 1990 года), на съезде народов Севера (Москва), на первой Всекузбасской областной конференции национальных обществ и представителей национальностей Кузбасса (Кемерово, 20-21 октября 1990 года), на учредительной конференции Международной организации малочисленных народов и т.д.

За годы своего существования ассоциация “Эне-Байат” добилась смены паспортов, а именно записей в графе “национальность” - телеут или телеутка, льготного поступления в высшие учебные заведения Кемеровской области, Республики Алтай и Алтайского края представителей телеутского народа, выплаты компенсации угольным разрезом “Бачатский” за использование земель.

Также ассоциация оказывает поддержку в организации культурно-спортивных мероприятий, ежегодно проводящихся в населенных пунктах – местах компактного проживания телеутов.

Но, тем не менее, существует еще много проблем, над решением которых работает ассоциация телеутского народа “Эне-Байат”.

В. Тодышев,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Поездка в Нидерланды

 

В институте Нарвал города Вассенара (Нидерланды) с 29 августа по 19 сентября 1999 года прошел первый курс по изучению языка эсперанто для коренных народов мира. В нем принимали участие 22 представителя народов из 10 стран мира.

Россию представляли три народа - саами, шорцы, коми. Из других стран в семинаре участвовали папуа из Новой Гвинеи, майя из Гватемалы, тинглиты с Аляски, барато из Индии, брунка из Коста-Рики, мапуче из Чили, берберы из Марокко, буркины из Мали.

Цель проекта - установление реальных коммуникаций и расширение международной сети коренных народов мира с помощью изучения языка эсперанто, а также общение с культурами народов.

Эсперанто - живой язык с богатой литературой. Он свободен от какого-либо национализма, так как был специально создан для объединения людей. И надеюсь, что язык эсперанто станет базовым языком общения для коренных народов мира.

Инициаторы проекта - директор института Нарвал Бесси Схаде, руководитель курса Сильван Леларже, Ингрид Планте и другие - четко продумали учебный план, и с каждым новым курсом проект будет набирать силу.

Занятия проходили с 9.00 до 18.00 часов, изучение языка эсперанто проводилось в иноязычных группах, а практические занятия вместе всей группой. Кроме изучения языка, темами занятий были: природа и окружающая среда, экологическая опасность, туризм, образование, права коренных народов и другие.

Организованно проводили мероприятия: первые дни - это знакомство с участниками группы, с культурой каждого народа, языком, традициями, обычаями. Вечера отдыха - вечер женщин, мужчин, молодежи, мудрецов. Встреча с эсперантистами-профессионалами из центра города Роттердама. В один из выходных дней был организован поход на велосипедах в дюны, вечер при факелах на берегу моря, где звучали песни, стихи.

Нидерланды - очень сказочная страна, где народ любит свою землю, бережно относится ко всему и хранит для будущих потомков. Страна, где много воды, цветов и тепла.

В заключении выражаю огромную признательность и благодарность инициаторам данного проекта, спонсорам, особенно директору Бесси Схаде, Сильвану Леларже и нашему преподавателю из города Ростова Александру Мельнику.

Л. Тенешева, шорка,
г. Новокузнецк Кемеровской области,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

ЛЮДИ

Первый просветитель телеутского народа

 

Первый просветитель, поэт, баснописец, переводчик, священник, один из основателей поселения Улала (ныне г. Горно-Алтайск) Михаил Васильевич Чевалков (Чебельков) родился в 1816 году в местечке Карасу (теперь село Карасук), куда переехали его родители из деревни Шанда Гурьевского района Кемеровской области.

Когда ему было 7 лет, семья переселилась в Улалу. Учиться начал самостоятельно по учебникам младшего брата, который учился в школе. А Михаилу Васильевичу отец не разрешал ходить в школу - нужно было помогать родителям. Его интерес к знаниям заметил отец Макарий - основатель Алтайской духовной миссии, дал ему букварь и помог в учебе.

Телеуты первыми приняли христианство, поэтому телеутское наречие стало как бы официальным языком Алтайской миссии.

В литературном наследии М.В. Чевалкова особое место занимают автобиографические повести “Житие Чевалкова” и “Памятное завещание”, которые он написал на своем родном языке. Стихи, басни и перевод русских литературных произведений писал на алтайском языке.

Произведения М.В. Чевалкова издавались в Петербурге, Казани, Томске, Москве. Скончался Михаил Васильевич 23 августа 1901 года. В селе Онгудай Республики Алтай открыта мемориальная доска в честь М.В. Чевалкова на здании бывшего храма, возле алтаря которого он похоронен.

В. Тодышев,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Чорос-Гуркин

 

Чорос-Гуркин – выдающееся явление в Сибири. А эти моменты в высокой степени характерны и поучительны: они дают примеры, как трудно в наших русских общественных условиях выплыть дарованию и получить надлежащее развитие. Они требуют стечения счастливых случайных обстоятельств и тяжелой борьбы, чтобы дарование не заглохло и не погибло. Так писали в дореволюционной прессе о великом алтайском художнике–пейзажисте Григории Ивановиче Чорос-Гуркине.

Григорий Иванович родился 12 января 1870 года в семье крестьянина, с 8 лет начал посещать Улалинскую миссионерскую школу, но в 13 лет закончил свое обучение, ввиду отсутствия средств. В 1896 году Гуркин познакомился в Бийске с приехавшим на каникулы А.В. Анохиным, которому удалось убедить наивного застенчивого юношу поехать в Санкт–Петербург. С сентября 1897 года он становится учеником И.И. Шишкина. Так изо дня в день с 6 утра до 6 вечера просиживали они в мастерской за работой... Открывая только ему доступные тайны леса, приемы рисования, Шишкин крепко полюбил своего ученика, увидев в нем достойного себе преемника…

После окончания учебы Гуркин вернулся на Алтай. В смутные годы гражданской войны дважды был арестован колчаковской контрразведкой. Позже Григорий Иванович писал: “…передо мной стояла задача спасти, прежде всего, свой художественный материал, на собрание которого было много затрачено сил и труда, и который должен был спасти для алтайского народа, как его национальное достояние, и я решил на время уехать в Монголию и там работать как художник”.

Искусство для него было не просто “служением музе”. Он относился к нему как к форме общественного сознания, как к мощному средству просвещения народа. “Искусство я всегда считал, и сейчас считаю одним из многих культурных человеческих средств борьбы с темнотой и рабством, только через искусство, науку и личный труд каждая национальность может защитить свои национальные права, чтобы выйти из своей темноты и отсталости на широкий простор мировой свободы, человеческого равенства и братства…” - говорил Гуркин.

Человек, попытавшийся в пору безвластия и кровавого хаоса объединить земляков вокруг идеи Горной Думы – Органа самоуправления, который он подкрепил своим собственным авторитетом. Этот орган, по его мысли, во времена мятущегося сознания должен был дать точку опоры многонациональному народу Горного Алтая в справедливом стремлении самому решить внутренние дела. И идея эта не пропала бесследно, вновь возникнув в обществе нашем через полвека в форме самоуправляющейся республики в составе России.

Своими мыслями и чувствами мастер слился с Алтаем и, естественно, не мог остаться в стороне от общих дел в лихую годину, когда над Россией пронеслась волна мощных социальных потрясений начала века. Являясь как бы символом родной земли, он возглавил здесь Горную Думу, пытавшуюся наладить самоуправление на Алтае. Затем последовали гонения со стороны властей, эмиграция в Монголию и Туву, возвращение на родину в 1925 году, участие в крупных выставках (в том числе и столичных), инициатива по открытию художественной школы в Ойрот-Туре (г. Горно-Алтайске).

И печально известный 1937 год. На шестьдесят седьмом году жизни тоталитарный режим нанес художнику смертельный удар, попытавшись также вычеркнуть его имя из людской памяти. Но пришло, наконец, то время, когда мы можем восстановить их имена из пепла забвения. В том числе и Г.И. Чорос-Гуркина. Мастер восстал из небытия. Вернее из полузабвения, поскольку в недавнем прошлом имя его хоть изредка, но все же упоминалось, но ему постоянно придавался негативный оттенок.

Н. Суркашева,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ

Свадебный обряд кумандинцев

 

Во-первых, надо отметить, что мужчины не могли брать себе жен из своего рода или вступать во внебрачные половые отношения с женщиной одного с ним рода или разных по названию “сеоков”, но считавшихся родственными и братскими. Например, родственными между собой считались роды “оре куманды”, “тастар и чоты”, “алтына куманды и торн”. Браки между их членами были запрещены (на кумандинском - “алышпас”).

Наиболее распространенной формой брака у кумандинцев был брак путем похищения невесты, хотя были и другие. По обычному праву кумандинцев брачным возрастом для мужчин считали 14-16 лет, для девушки 13-15 лет.

Брак путем похищения невест совершался следующим образом: жених, предварительно получив согласие невесты, брал задаток (“куланчи”), чтобы затем при сватовстве она не отказалась, и договаривался с ней о дне похищения. Невеста в задаток (тайно от родителей) отдавала платок или полотенце. В свою очередь жених также дарил ей что-нибудь и объявлял своим родителям о своем намерении женится. В основном выбор сына одобрялся.

В назначенный день жених приезжал на конях за невестой, которую вызывал через знакомую женщину (“куупчын кижи”). Последняя приводила невесту к условленному месту. Жених, посадив невесту на коня, мчался с ней в свою деревню. В поездке повод невестиной лошади находился всегда в руках жениха.

Родственники невесты нередко, обнаружив “похищение”, устраивали погоню. И если удавалось догнать беглецов, то невесту отбирали, а жениха били или отпускали с миром.

Похищенную невесту отдавали родственникам жениха, ближайшим соседям или помещали в амбар, где она находилась в течение двух дней. Затем устраивали свадебный пир (“той”), называвшийся “тутпач” - по главному угощению, в приготовлении которого участвовали все родственники. Руководил проведением свадебного “тутпача” отец или старший брат жениха. Для этого кололи барана или лошадь и варили с мясом “тутпач”. Перед варкой “утпача” на дворе жениха ставили специальный шалашик (“шалыг-одог”) из 7 - 9 березок, верхушки которых были связаны вместе и покрыты. Жених заводил туда невесту, раскладывал в шалаше перед ней костер и выходил наружу, а невесте девушки расплетали девичьи косы (количество косичек от 3 до 9) и причесывали уже по-женски, то есть на две косы (“тулун”). После этого невесту снова приводили на прежнее место.

Когда “тутпач” был готов, жениху на грудь или на левую руку вешали полотенце, а в руках он держал деревянное блюдо (“тепши”). В него накладывалась грудинка и “тутпач”. Все это жених заносил в дом отца и ставил на стол. Приводили невесту, которая несла с собой вино. При этом присутствовал шаман или заменяющий шамана старик, знавший слова благословения (“алгыш сос”). Началом этого процесса было угощение “хозяина жилья” (“шалыга” или “урген эзи”), который черпал ложкой из “тепши” “тутпач” и разбрызгивал его по углам, со словами благословения:

Четырех углов силачи,
Имеющие посох из желтой акации!
Узкой двери силачи, ешьте!
У молодого прута очаг зажегся.
Пусть надетая шуба не снимается,
Пусть лошадь, на которой он ездит,
не спотыкается,
Пусть будет как белый заяц,
Пусть живут, пока не выпадут
коренные зубы,
Пусть живут до той поры, когда
подтягивают нижнюю челюсть;
Пусть услышат голос кукушки,
Увидят распускающиеся деревья;
Пусть топчут зеленую траву.
В народе пусть имеют свою долю,
Если к реке пойдет, пусть будет
удачливым;
Если в тайгу пойдет, пусть будет
добычливым!
Пусть эти двое будут долголетними,
Пусть никогда не умирают.

После этих пожеланий молодые должны были отведать “тутпач” - душу ребенка (“кут”), то есть этим самым, по представлению кумандинцев, новобрачным передавалась душа ребенка. Затем “тутпач” пробовал благословляющий, и лишь после него начинали угощать всех присутствующих. Каждого из них наделяли куском мяса. Лучшие куски мяса подносили дяде жениха по материнской линии (родственники невесты не присутствовали на свадьбе).

Когда собравшиеся гости и родственники съедали мясо и “тутпач”, их приглашали за стол и начинали угощать вином (“араа”). Один из сидящих за столом занимался сбором пожертвований для молодых, как правило, собирали деньги.

Обычно “той” продолжался два - три дня. На богатой свадьбе устраивались различные соревнования: скачки (“сактыт шабчылар”), бега (“чарыш”) и борьба (“куреш”). На бегах победитель получал большой мосол с мясом (“уйлук”). В день “тутпача” представители со стороны жениха отправлялись к родителям невесты с аракой (“кудуг”), чтобы договориться о примирении (“чараш”). В этот момент должны договориться о дне приезда молодых к родителям невесты для “мировой” и сговора о калыме. К установленному времени родители жениха, его дядя, братья и тетки отправлялись с большим количеством вина к родителям невесты.

При встрече, несколько групп родственников невесты требовали откуп за пень, за ворота, за двери, и родственники жениха откупались вином. И, наконец, войдя в дом, все приезжие стояли, в то время как родители невесты и их родственники сидели. Родители жениха ставили перед ними араку в бочонке. Одновременно отец жениха обязан был на переднюю стенку повесить шкуру выдры или положить деньги.

Размер требуемого калыма был известен со дня приезда к родителям невесты представителя жениха, так что к этому времени отец жениха выкладывал на стол требуемую сумму. Калым вносился в основном деньгами и, кроме того, полагалось дать лошадь. В отличие от калыма, размеры приданного не определялись. После окончательного договора о величине калыма, родители девушки приглашали гостей за стол. Начиналась пирушка, примирение на этом заканчивалось. После пирушки родители жениха уезжали к себе.

Примерно через неделю они приезжали снова, но уже вместе с молодыми. Дочь привозила в качестве гостинца своим родителям курник. По случаю приезда молодой четы родители резали барана или коня (“сугум”). Зять угощал родителей своей жены вином за пищу в чугуне (“казан ажынын учун”). В свою очередь, родители жены подносили араку родителям своего зятя. В настоящее время такой свадебный обряд не находит место, видимо по экономическим причинам, или, наверное, по причине утраты преемственности поколений.

В. Киркин, кумандинец,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Интернет и коренные народы

 

Ощущения каждого человека, где бы он ни находился, глубоко субъективны, хотя и стремятся к объективности. Также и мое - субъективное мнение - пытается сломать рамки устоявшихся традиционных взглядов. Насколько в стремлении к объективности предоставляю решать вам, читателям бюллетеня.

Итак, позади Третья Арктическая Встреча на высшем уровне, позади семинары и конференции, связанные с проблемами коренных малочисленных народов.

Общий опыт, который я приобрел, участвуя в этих встречах, как стажер ИЦ “Л”, я называю глубоко положительным. Это - и возможность услышать непосредственно тех, кто занимается проблемами моего народа, и возможность высказать свою точку зрения по обсуждаемым проблемам, и знакомство с очень интересными, искренними, компетентными людьми.

Особо отмечая искренность и компетентность этих людей, меня почему-то смущала только одна мысль. Мы находимся на рубеже XXI века, весь мир готовится к электронной информационно-цифровой цивилизации, большинство самых крупных и развитых стран вкладывают гигантские средства в новейшие компьютерные технологии, аналитики всевозможного толка в один голос твердят о грядущем информационном буме, который сметет все, или почти все сложившиеся устои – культурные, политические, государственные. …А у нас! По-прежнему отворачиваем голову от надвигающейся реальности. Реальности, которой название Информационная Революция. Она (Информационная Революция) будет такая же жестокая и беспощадная, как и прежние (простые революции), к тем, кто вовремя не сориентировался и попросту не соответствует условиям действительности.

Основной крен, допустим, в занятости населения будет в пользу Информационных Технологий. Даже по нынешним темпам развития WWW (Интернета) можно сделать прогноз, что необходимы специалисты компьютерных сетей. Естественно, что социально-экономически стабильнее будут выглядеть те, кто на “ты” с компьютером. (Нет, не просто напечатать документ на компьютере и отправить его по электронной почте – это будут уметь все, а именно, умение выявлять и разрешать различные проблемы компьютерных технологий).

Скажите, где мы будем? Пойдем громить компьютеры, как в некие века ткачи громили ткацкие станки.???????????

Мне кажется, что сейчас, как никогда, необходимо обратить наше внимание на компьютерную грамотность уже нынешнего молодого поколения. И интересное здесь то, что компьютерные технологии не исключают развитие родной культуры, языка, традиционного землепользования, а попросту, бесцеремонно внедряются в наш быт.

Тех, кто не верит в Информационный бум, я прошу оглядеться и посмотреть вокруг, на то, что вещает радио и телевидение, на то, что мы читаем на страницах газет и журналов. Уже сейчас трудно сориентироваться в поступающей информации без аналитического подхода. Американские военные аналитики предрекают будущие мировые войны не на полях сражений, а в виртуальном пространстве компьютерных сетей. И эти войны будут пострашней былых.

Наверняка у вас создалось впечатление, что я нагнетаю атмосферу по данному вопросу. И я не могу вам ничего ответить на это. Просто обращаясь к вашему разуму, приведу такой общеизвестный факт, что самый богатый человек в мире Билл Гейтс – основатель компании Майкрософт, сделал свой бизнес посредством маленькой компьютерной программки, чуть ли не школьного курса, по нынешним временам.

Первоначальным толчком в развитии Информационных технологий послужила западная культура, в настоящий момент усиленно трансформируется под воздействием восточных культур, завтра наступит очередь культуры России, а мы с вами ее жители.

Кто мы (КМНСС и ДВ) будем в океане Абсолютной Информации?

В. Падерин, эвен,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Новые отношения

 

Мы встречались с представителем Государственного комитета РФ по делам Севера, начальником Департамента по развитию экономики и культуры коренных малочисленных народов Севера Ириной Анатольевной Дегтярь. Один из интересных моментов, который мы вынесли из этой встречи следующий: региональные ассоциации практически не распространяют информацию о том, что многие индивидуальные проекты могут быть профинансированы не только разнообразными внебюджетными фондами, но и государством. Существует даже специальная программа по финансированию различных проектов, как в экономических, так и в культурных сферах, под которую выделяются реальные деньги. К сожалению, на местах ассоциации не распространяют подобные сведения, а если распространяют, то не массово, вследствие чего многие не знают не только об этих программах, но и вообще о существовании структур, занимающихся подобными проблемами.

Все коренные народы должны для себя уяснить следующий момент: время, когда они находились под опекой государства, прошло. И сейчас, если народы сами не начнут действовать, то все нынешние беды, как то: тяжелейшая социально-экономическая обстановка, провал в национальном образовании и культурной сфере и многих других, будут не только продолжаться, но и усугубляться. Надо начинать строить отношения с государством на уровне партнерских отношений. Говоря языком обывателя: “ты - мне, я - тебе”.

Допустим, при написании проекта о создании какого-либо предприятия, организации и т.д., не зависимо от формы собственности, надо осознавать, что государство в этом имеет ряд положительных моментов. Это создание новых рабочих мест (государство уже высвобождается от различных социальных выплат, как то: пособие по безработице и т. д.), также поступают различные налоги в бюджет, и при увеличении занятости населения автоматически снижаются такие отрицательные явления, как преступность и алкоголизм, и многие другие. Это следует подчеркивать в своих проектах.

Также при создании проекта необходимо обязательно составить смету предполагаемых расходов, а то зачастую бывает, что сама по себе идея неплохая, но нет экономического обоснования. Еще один немаловажный момент: зачастую различные проекты можно претворить в жизнь, не обращаясь в федеральные структуры, а решив возникшие проблемы на местном уровне или на уровне субъектов РФ и даже получить финансирование.

Хотелось бы обратить внимание на то, что существует множество различных структур занимающихся проблемами Севера, но, к сожалению, сами северяне о них не знают, а если и знают, то не осознают саму структуру, и взаимосвязь данных организаций. Я, юрист по специальности, не могу с ходу понять саму структуру этих организаций и представляю как это непросто для человека, который имеет другую специальность. В данной статье я попытаюсь дать список основных, на мой взгляд, структур и организаций, занимающихся проблемами коренных малочисленных народов, который будет полезен, как для ассоциаций и различных организаций коренных народов, так и для отдельных представителей.

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ

Комиссия по правам человека при Президенте РФ
Карташкин Владимир Алексеевич, председатель
г. Москва, ул. Ильинка 12, подъезд 6, каб. 303
тел. 206-49-14, факс 206-48-55

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Конституционный Суд РФ

Кряжков Владимир Алексеевич, советник
г. Москва, ул. Ильинка 21
тел. 206-76-50, факс 206-19-78

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока Государственной думы РФ

Мисник Борис Григорьевич, председатель
г. Москва, Георгиевский пер. 2, каб. 424,
тел. 292-15-59

Ойнвид Григорий Михайлович, заместитель председателя
тел. 292-18-33, 292-43-69, факс. 292-19-07

Комитет по природным ресурсам и природопользованию Государственной думы РФ

Корнилова Зоя Афанасьевна, заместитель председателя
г. Москва, Георгиевский пер. 2,
тел. 292-98-17

Комитет по делам Севера и коренных малочисленных народов Совета Федерации РФ

Назаров Александр Викторович, председатель
г. Москва, Большая Дмитровка, 26
тел. 926-63-18, 926-63-31, факс. 292-61-78

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Министерство по делам федерации и национальностей РФ

Нимаева Лидия Чимитовна, начальник Управления социальных и гуманитарных проблем национального развития
г. Москва, Трубниковский пер.,19
тел. 202-48-00, 248-85-62, факс. 202-44-90

Государственный комитет РФ по делам Севера

Дегтярь Ирина Анатольевна, начальник Управления по развитию экономики и культуры коренных малочисленных народов Севера
г. Москва, пр. Вернадского, 37
тел. 930-46-16

Чиликин Андрей Георгиевич, руководитель Федеральной программы “Дети Севера”
г. Москва, пр. Вернадского 37,
тел. 938-95-31, 938-95-24

Министерство культуры РФ

Зуева Галина Леонидовна, ведущий специалист Управления по региональной и культурно-досуговой политике
г. Москва, Китайгородский проезд, 7
тел. 928-44-90, факс. 928-50-49

Подготовил А. Жилин, ительмен,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию