БЮЛЛЕТЕНЬ № 6 

II группа стажеров
1998

26 декабря 1996 года в Информационный центр поступила телеграмма из пос. Тура Эвенкийского автономного округа Красноярского края: "ПРОСИМ ВАС ЗАЩИТИТЬ НАС СЕВЕРЯН ЧТО НЕ ДАЮТ СВОБОДНО СДЕЛАТЬ СВОЙ ВЫБОР ГЛАВЫ ОКРУГА ОКАЗЫВАЮТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ = ЧАПОГИР". Эта телеграмма для рассмотрения была передана Московскому исследовательскому Центру по правам человека и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

СОДЕРЖАНИЕ

Проба пера

 

Лоринцу

Дискуссии

 

К проблеме ратификации Конвенции № 169 МОТ
Совет Старейшин Чукотского района

Новости, факты, события

 

Олени бредут в безмолвие
Кеты
Уважаемые господа !
Юкагиры
Республика Тыва
О'равэтльат
От клуба общения к Ассоциации
Каждый народ уникален
Что такое Север?
Ульчи
Причина загрязнения Амура - водоросли?
Нужны неотложные меры
Отдых детей на Амуре
Жизнь в Рыркайпии
Дни Чукотки в Москве
Нужен ли Информационный центр коренным народам?

 

 

 

 

 

ПРОБА ПЕРА

Лоринцу

Юрию Сергеевичу Егорову ...

Не грусти о тех годах, что пробежали мигом:
Они не пролетели даром.
Ты помнишь всех, кто был с тобою рядом,
Когда тебя пинком иль словом
Пытались оторвать от Дела.
Нет, не получилось и никогда не будет этого:
Есть ценности повыше денег,
Тем более - положения.
Мы многое утратили, ты знаешь
И слышишь каждый день об этом.
Письмо твое для Лорино
Как снег, что выпал вдруг
Совсем не в зимний день.
Но выпал этот снег не вдруг
И вовсе не нежданно: ведь то вернулась ПАМЯТЬ.
У памяти, теперь мы знаем точно,
Не было и никогда не будет никаких границ.

Мир Севера - особый мир. Он овеян тайной, окутан романтикой. Но этот мир не прощает легкомысленного отношения к себе: он требует любви и уважения. Север - особый мир, особое мироощущение, особый характер.

Не случайно один из прекраснейших журналов России носит название "Северные просторы". Да, он о Севере и он о просторах. Просторы - это не только бесконечная тундра, сопки, тайга, но и вечная тяга познания горизонтов. Что там, за горизонтом? Люди, их душа, их боль, страдания, счастье, любовь и искренние человеческие отношения.

Природа и человек на Севере - это единое целое. Мы родились и живем на непонятной, загадочной, холодной для других людей земле и знаем - это наша РОДИНА, никем и ничем неистребимая, единственная страсть. Уезжая от своих берегов, мы не прощаемся с ними, потому что знаем, что никакие теплые, уютные, цивилизованные места не сумеют погасить нашу любовь к буйным морским штормам...

Это - особый мир, это - наш мир.

Елена Монтада,
Певек.

К содержанию

ДИСКУССИИ

К проблеме ратификации Конвенции №169 МОТ

 

Баум В.В., председатель Совета Старейшин Чукотского района Чукотского автономного округа

Старейшины Чукотского района, внимательно прочитав текст Конвенции № 169 МОТ "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах", пришли к единому мнению и сообщают следующее:

Россия, если ей не безразличны коренные народы, и в том числе коренные народы Чукотки, которые в настоящее время оказались на грани этнического и физического вымирания, должна в обязательном порядке присоединиться к Конвенции № 169 МОТ и ратифицировать ее.

Мы считаем, что главнейшими механизмами реализации положений Конвенции в Российской Федерации должны быть:

- создание информационных центров коренных малочисленных народов России не только в г. Москве, но и в субъектах Российской Федерации и районах. Эти центры могли бы оперативно и конкретно освещать выполнение программ по социально-экономическому развитию этих народов;

- после ратификации Конвенции № 169 в Конституцию Российской Федерации следует внести дополнительные статьи, относящиеся к коренным народам России.

На федеральном уровне еще в первом полугодии 1995 года должны были принять Законы о земле, о местном самоуправлении, а на уровне субъектов Федерации Законы о родовых общинах, ведении общинного хозяйства, Закон о местном самоуправлении малочисленных народов.

8 октября 1994 года у нас прошла педагогическая конференция, где я, как Старейшина, выступала по вопросу ратификации Конвенции № 169 МОТ. Педагоги районного отдела народного образования единодушно меня поддержали.

К содержанию

НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Олени бредут в безмолвие

 

На Чукотке беда - гибнут олени. Виной тому оттепели и дожди, сменившиеся крепчайшими до 47 градусов морозами. Места выпаса покрылись ледяной коркой, и животные, пытаясь достать ягель, безуспешно пытаются разбить ее.

Голодные, с израненными копытами олени погибают сотнями, а в отдельные дни и тысячами. Вот хроника общих потерь: 15 декабря - 7 465 голов, 16 декабря - 9,5 тысяч.

Цифры эти, увы, не окончательные: по прикидкам специалистов, погибших животных будет не меньше 30 тысяч.

В. Бельцов,
газета "Комсомольская правда"

К содержанию

Кеты

 

Кеты - один из самых малочисленных народов Сибирского Севера. По данным переписи 1989 года их насчитывается 1084 человека. Расселены они в северной части Красноярского края. Большинство кетов сосредоточено на территории Туруханского района. Там они расположены компактными группами по притокам Енисея - Елогую, Сургутихе, Пакулихе и Курейке. Центр елогуйских кетов - пос. Келлог, сургутинских - Сургутиха, курейских - Бакланиха (Серково). Отдельные семьи кетов живут среди русского населения во многих приенисейских поселках Туруханского района. Подкаменская группа (центральная усадьба - пос. Суломай ), согласно современному административному делению, входит в Байкитский район Эвенкийского автономного округа.

Название "кеты" происходит от слова кет - человек. Оно утвердилось в русском языке с 20-х годов текущего столетия. До этого кеты были известны под наименованием "остяки", "енисейские остяки", "енисейцы". Предки современных кетов сформировались, видимо, в эпоху бронзы на Юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. Позднее (в 1-м тысячелетии нашей эры) они вступили в контакт с тюрко-, самодийско- и угроязычным населением. В результате миграций (возможно, нескольких волн) произошло оседание на Енисейском Севере немногочисленных групп. Известны три родовые локальные группы: земшаки - в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы - в устье Бахты и инбаки - в бассейне Елогуя. В дальнейшем, с продвижением отдельных семей на Север, образовались смешанные территориальные группы. В некоторых из них соседями кетов были селькупы и эвенки.

Кетский язык занимает изолированное положение и не входит ни в одну родственную группу языков Северной Азии. Лингвистические исследования последнего времени все чаще обращают внимание на общие черты в основных принципах построения кетского языка с некоторыми языками кавказских горцев, басков и североамериканских индейцев. Кетский язык разделяется на имбатский и сымский диалекты, которые значительно отличаются друг от друга фонетикой, морфологией и лексикой. Письменность разработана на основе русской графики.

В традиционной культуре кетов сочетались элементы культуры пеших рыболовов и охотников таежной зоны (землянка, способы заготовки продуктов впрок, меховая парка и составная обувь, культы земли, промысловых животных и др.) и южно-сибирских и центрально-азиатских кочевников (чум, халатообразная одежда, кузнечество, шаманство и др.). Исконными занятиями были котцовое рыболовство, охота на лося и оленя, водоплавающую и боровую дичь. С введением ясака, а затем развитием товарных отношений первое место заняла пушная охота (на соболя, белку и др.). Заимствованное во 2-й половине ХVII-ХVIII в.в. у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех кетов. Часть их, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными.

Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, кузнечество. Кетские луки и орудия труда (ножи, скребки и др.) славились на Енисейском Севере и были предметом обмена. Женщины выделывали шкуры (зверей, птиц и рыб) и бересту, изготовляли из них одежду, предметы утвари.

Традиционное жилище кетов - конический чум из шестов и берестяных покрышек, а также землянка с каркасом из наклонных бревен. Временные укрытия - яма в снегу, шалаш из гнутых прутьев и другие хозяйственные постройки: оленьи сараи с дымокурами, свайные лабазы. Первые срубные дома у кетов появились в начале ХХ в. Перекочевывали на места летнего рыболовства, а осенью к охотничьим угодьям на больших лодках (илимках) с крытым берестой жилым верхом. Широко бытовали долбленки - однодеревки. На зимнем промысле пользовались ручными и оленьими нартами, волокушей из шкуры лося, широкими лыжами, оклеенными снизу мехом (камусом).

Мужская и женская национальная одежда состоит из суконного и стеганного халатов на подкладке из заячьих шкур; меховая парка (у мужчин короткая, из одной оленьей шкуры). Нижнюю одежду и летнюю обувь шили из ровдуги. Зимняя обувь состояла из мехового черка и суконных голенищ. При переездах на оленьих нартах надевали меховую одежду с капюшоном и меховую обувь.

Пища - вареная и жареная на рожне рыба и мясо. Использовались заготовленные впрок сухие юкола и порса, рыбий жир, вяленое мясо. Пища готовилась на костре, пресные лепешки выпекали из муки в золе костра или глинобитной печи. Летом рацион питания кетов пополнялся ягодами, клубнями сараны, отварами трав, заменявшими покупной чай.

Сохранились традиционные верования и культы, сформировавшиеся на основе ранних мифологических представлений о мире. В образе Верхнего бога Есь ("небо", "бог") олицетворяли небо и связанные с ним явления природы. Ему противостояла хозяйка Севера носительница зла Хоседэм, насылающая беды, порчу, мор, болезни. Юг персонифицировался в образе хозяйки перелетных птиц Томэм. Существовали культы огня, духов - семейных охранителей, духов - хозяев.

Добыча медведя сопровождалась циклом обрядовых действий ("медвежий праздник"). Шаманство у кетов не было профессиональным. Главной функцией шаманов было лечение и предсказание. Популярностью пользовались загадки и песни - импровизации. Распространенным музыкальным инструментом был костяной или деревянный варган. Традиционное изобразительное искусство - вышивка подшейным волосом оленя, резьба по кости, дереву, орнаментация бересты, меховая аппликация и др.

В период советской власти шло разрушение традиционного образа жизни. Хозяйственные реорганизации (колхозы - промхозы; организация поселков с переводом на оседлость и последующая ликвидация отдельных из них) привели к сокращению роли кетов в охоте и рыболовстве; утрачено оленеводство. Изменилась социально-профессиональная структура. 17,8% кетов - городские жители. Появилась собственная интеллигенция, часть кетов ориентирована на промысловые занятия. С развитием коммуникативных связей в быту стали преобладать городские формы ( в одежде, оборудовании и интерьере домов и др.). Сохраняются ставшие межнациональными транспортные средства( лыжи, ручные нарты, лодки) и зимняя обувь, а также отдельные орудия труда, имеющие тенденцию к сокращению из-за постепенной утраты культуры производства. Сокращение уникального производства, опыта предков, материальных и духовных ценностей приводило к деформации национального самосознания. В среде интеллигенции растет интерес к своему историческому прошлому национальной культуре. Восстановлено прерванное в 30-е годы ХХ в. преподавание кетского языка в школах. Созданы букварь и другие пособия на кетском языке. Предпринимаются меры по организации сельских музеев и культурных центров.

Оксана Синникова, стажер ИЦ "Л",
Туруханский район Красноярского края

К содержанию

Уважаемые господа!

 

К Вам обращаются учителя и дети Фарковского села Туруханского района Красноярского края с вопросами, требующими решений, но не решаемые на уровне местной и районной администраций.

Три года назад в интернате проживало 12 человек (своего здания у нас нет и под интернат арендовали на почте три комнаты). Нам отказали в жилплощади и под интернат приспособили школьную мастерскую. В "новом" интернате проживало уже 27 человек. Надо сказать, что уже в то время фундамент нового интерната стоял в ожидании строительства. В прошлом году нас стало 34 и нам выделили 3 комнаты детсада. Стены нового интерната уже стояли, и мы надеялись, тем более, что нам обещали. Увы! Но хоть здания интерната нет до сих пор к нам в интернат стали привозить сирот и социальных сирот с других поселков. Нас стало 53. Все были приняты, но с жильем стало совсем тяжело.

Районный отдел народного образования выделил временные дополнительные ставки, и семьи учителей переселились в однокомнатную квартиру в бараке, уступая старшей группе трехкомнатную квартиру, где на каждого ребенка приходится до 2 м2 общей площади. В школьной столовой, рассчитанной на 12 мест, питается с учетом завтрака, обеда и ужина 200 человек.

Отопление печное, вода привозная (возим лошадью с реки), поэтому дизентерией болеем регулярно.

Но даже не это заставило обратиться нас к Вам:

1. Начнем с хлеба насущного. Пекарню в деревне закрыли два года назад. Хлеб для школьной столовой повара выпекают в бытовой электропечи. За один раз в ней можно выпечь только 4 булки, а для интерната необходимо 25 в день, да на горячие завтраки 10-12 булок. Сколько раз в сутки повару нужно поставить хлеб? Возможно ли это?

2. Пословицу "Ученье - свет, а неученье - тьма" у нас произносят в прямом смысле, но с другим умыслом.

Много было потрачено сил в борьбе с администрацией поселка, чтобы был свет, но...

Уважаемые господа! Вы ведь об этом знаете, но жить так не захотели бы. А как же наши дети в переполненном интернате всю ночь дышат несгораемой частью керосина (освещение ночью - керосиновая лампа). А ночью - в туалет, в кромешной тьме, за 80 м от интерната, а в деревне по пьянке случается всякое и никто, кроме нас, не несет ответственности, если что случится.

Пожалуйста, подумайте можно ли иметь интернат в поселке, где нет круглосуточного электричества? Дизельное топливо у нас есть, но наш администратор "решит этот вопрос положительно, только случае приобретения еще одного дизеля". Нужны деньги.

3. В интернате, кроме кровати, двух столов и четырех стульев ничего нет. А ведь это наш дом. Но сегодня этот неуют отошел на второй план. На улице зима, а детей не во что одеть и обуть. Нет пальто, зимних шапок, валенок. Мы заказали весь этот товар через торговое предприятие "Кембрий", но нам ничего не завезли. Как же быть? А ведь можно было отправить директора или завхоза в г. Красноярск и все закупить, но нужны снова наличные деньги.

Говорить о том, что сейчас трудно всем, нет нужды, мы это знаем. Но каким образом в Москве (передача "Человек и закон" от 13.10.95 года) находят средства для нормального содержания детей в интернатах, таких же как у нас? Ежедневно на ребенка в Москве на питание тратят 17534 рубля, 5000 рублей - в месяц - на карманные расходы и более 2 миллионов рублей в месяц на каждого ребенка в целом. И это с учетом цен Москвы.

4. Наши дети особенные. Каждый из них может рассказать о своей жизни такое, что даже взрослым не приходилось видеть. Наверное, поэтому ночью интернат похож на военный госпиталь с плачем, стонами, криком. Днем тоже бывают нервные срывы, истерики. Мы обращались к главному врачу районной больницы господину Поленчику, чтобы он организовал медосмотр детей или хотя бы направил психиатра или невропатолога, но ответ был решительным: "У меня кроме Фарково много других поселков" (хотя речь идет именно об интернате).

Мы обращаемся к Вам, потому что 95 % воспитанников интерната - дети коренных национальностей (селькупы, эвенки, кеты), а также сироты и социальные сироты, дети, чьи родители постоянно проживают в лесу, интернат которым необходим как воздух.

И. В. Перетятько, С.Г. Черная, Л. К. Рысева, Д. А. Ярков, 
Н. В. Бихерт, П.В. Лукьянов, А. Н. Бихерт, 
Н. Ю. Аверина, В.В. Аверина

К содержанию

Юкагиры

 

Юкагиры - один из древнейших народов северо-восточной Азии. Они некогда занимали огромную территорию от Таймыра до Анадыря, и от Прибайкалья до Ледовитого океана. Это было одно из могущественных, воинственных и многочисленных племенных объединений, состоявших ко времени прихода русских казаков из двенадцати самостоятельных племен с общей численностью от 5 до 9 тыс. человек. Самоназвание верхнеколымских юкагиров "одул", у нижнеколымских- "вадул", что значит "могучий" и "сильный".

В настоящее время юкагиры проживают в верховьях и низовьях Колымы, в низовьях Яны и Индигирки, на территории Республики Саха (Якутия). По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года их насчитывалось 697 человек. Остальные 415 юкагиров проживали на территории Чукотки (с. Марково). Родной язык частично сохранили только нижнеколымские и верхнеколымские юкагиры. Остальные приняли в большинстве случаев русский и якутский языки.

Культура протоюкагиров датируются археологами вторым тысячелетием до нашей эры. Юкагирский язык входит в уральскую семью языков.

На протяжении трех с половиной веков соприкосновения с русскими, якутами, чукчами, коряками и другими соседними народами численность юкагиров сильно уменьшилась. По данным переписи 1959 года в Якутии их оставалось лишь 285 человек. Это явилось следствием военных столкновений в ХVII в. (с русскими, коряками и чукчами), упадка и разрушения хрупкого хозяйства от ясачного режима царизма, частых эпидемий, принудительных наборов в качестве проводников, каюров и прислуги в многочисленных походах русских на восток в ХVII - ХVIII в. в.

Наряду с христианством , существует поклонение культу предков, духам Огня, Солнца, Охоты, Земли, Воды и другим божествам.

Основное традиционное занятие юкагиров - полукочевая и кочевая охота на дикого северного оленя, лося, горного барана, соболя, песца, а также на мелкую дичь и рыбная ловля. Оленеводство имело транспортное значение. Разводили ездовых и охотничьих собак.

В настоящее время у юкагиров Якутии существуют три кочевые родовые общины: "Чайла" - в Нижнеколымском, "Тэки Одулок" - в Верхнеколымском и "Янугайл" - в Усть-Янском улусах. В производственной сфере "Чайла" занято 115 человек, в "Тэки Одулок" - 57 и "Янугайл" - 7 человек. Всего - 179 человек.

Родовая община "Янугайл" (глава Томский И. И.) занимается промыслом диких северных оленей и рыболовством. Имеет одну машину марки "Урал", 4 снегохода "Буран" и 4 моторные лодки. Домашних оленей, ездовых собак нет. В 1995 году "Янугайл" сдал, преимущественно случайным потребителям, 3 тонны мяса дикого оленя и 8 тонн рыбы. В год потребляет 20 тонн горючего'.

"Чайла" - самая крупная родовая община юкагиров (глава Курилов С. И.). В начале года в ней работало 86 человек. В общине около 4 тыс. оленей, 200 голов конного, 20 крупного рогатого скота. Хозяйство занимается рыболовством, охотпромыслом на диких оленей и песцов. Имеется мастерская по пошиву меховой одежды, значительный парк тракторного и автомобильного транспорта.

Родовая община "Тэки Одулок" (глава Шалугин Н. И.), расположенная в с. Нелемное, находится в наиболее трудном положении. В результате разгосударствления совхоза "Верхне - колымский" она лишилась оленей, крупного рогатого скота, зверофермы и даже части своей территории. Община не имеет ничего, кроме полусотни лошадей, одного трелевщика, одной автомашины и двух тракторов. Основными занятиями юкагиров Верхней Колымы всегда была охота на лосей и пушной промысел на соболя. Эти направления хозяйства пришли в упадок. В 1996 году охотники не сдали ни одной шкурки соболя. В среднем за год заготавливают около 20 тонн сена и сдают 3-4 тонны рыбы. Люди годами не получают заработную плату. До 80% трудоспособного населения не имеют постоянного места работы, а 26 %- безработные.

Деградация традиционных отраслей хозяйствования, неблагоприятная экологическая обстановка, падение уровня и качества жизни привели к тяжелому положению народа. По данным Института проблем малочисленных народов СО РАН средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 45 лет, у женщин - 54 года. Крайне высока смертность, а по детской смертности юкагиры занимают одно из первых мест в республике.

Органом местного самоуправления издавна является сход жителей - Суктуул. Попытки воссоздания Суктуула юкагиров, как формы национально-территориального органа самоуправления, пока не привели к положительным результатам. Президент Республики трижды отклонял проект Закона о Суктууле юкагиров.

Религиозные представления и общественные отношения у древних юкагиров.

В настоящее время юкагиры компактно проживают в четырех районах Республики Саха (Якутия). Они потомки двенадцати юкагироязычных племен, расселявшихся к приходу русских землепроходцев во второй половине XVII в. на огромной территории Сибири от Таймыра до Аляски. Численность юкагиров, по данным ученых, составляла от 5 до 12 тысяч человек, зафиксированных как плательщики ясака. Юкагиры занимались в основном охотой на дикого северного оленя и сохатого, рыбной ловлей и оленеводством.

Традиционное мировоззрение юкагиров складывалось под влиянием окружающей среды и гармоничного отношения человека с природой. У юкагиров свой пантеон богов и духов. Духи имеются у всех предметов окружающего мира и могут выступать как покровителями, так и противниками людей. Наиболее почитаем культ Солнца, которое призывают в свидетели во время спора. Кроме Солнца существовал культ промысловых животных ( Лося, Северного Оленя и других) - Огня, Воды и других духов. Считают, что тени умерших попадают в айбидзи, откуда помогают живым.

У юкагиров существовало шаманство в форме родового шаманизма. Умершие шаманы сами становились объектом культа. Их тела расчленяли и части его хранили в роду, как священные реликвии. Им приносили дары и считали их покровителями рода.

Во главе рода лесных юкагиров стоял старейшина - лигэйэ шоромох. Он был советником в вопросах охоты, военных действий, путей кочевок и решал проблемы межродовых отношений, касающиеся жизни рода. Фактически вопросами охоты ведали молодые и признанные охотники - хангиче, а военными действиями руководил тонбайа шоромох - сильный человек. Кроме них одним из руководителей рода был алма - шаман. Женщины и подростки, начавшие путь воина и охотника, обладали таким же правом голоса, как и другие члены рода. Хозяйственные вопросы решали пожилые женщины - матери, их авторитет в решении многих вопросов был непререкаем. В начале лета отдельные роды собирались на праздник "Сахадзибэ", где старейшины разных родов рассказывали новости соплеменникам, решали общие вопросы, молодежь веселилась и складывались будущие семьи и все племена радовались окончанию суровой зимы.

Весь быт и общественные отношения складывались в условиях необходимости выживания в суровых климатических условиях Севера.

Олег Горохов, стажер ИЦ "Л",
г. Якутск

К содержанию

Республика Тыва

 

Республика Тыва, площадь которой 170,5 тыс. кв. км, расположена в центре Азии на юге Восточной Сибири, в верховьях Енисея . На юге и юго-востоке она граничит с Монголией, на северо-западе - с Хакасией, на востоке - с Бурятией, на западе - с Горным Алтаем (Республикой Алтай), на севере - с Красноярским краем. Главные реки - Каа-Хем (Малый Енисей), Бий-Хем (Большой Енисей), Хемчик, которые входят в бассейн Улуг-Хема (Верхнего Енисея).

В VI - VIII в. Тыва входила в состав Тюркского каганата, который был разгромлен уйгурами. В IX в. уйгуров с территории Тывы вытеснили кыргызы. В XIII в. земля была завоевана Чингисханом, затем Китаем. В XVIII - XIX в.в. Тыва находилась под властью маньчжуров. В 1914 году Тыва вошла под протекторат России.

После революции, в 1921 году, Тыва объявила о своем самоопределении и стала независимым государством - Тувинской Народной Республикой (ТНР).

В 1944 году ТНР вошла в Советский Союз в качестве автономной области в составе РСФСР. В 1961 году была преобразована в автономную республику.

В настоящее время Республика Тыва является суверенным государством в составе Российской Федерации. Согласно своей Конституции, принятой в октябре 1993 года, республика по своей политической структуре является президентской.

Президент республики - Глава государства, он же - Глава исполнительной власти - Председатель Правительства РТ.

Представительный и законодательный орган власти - Верховный Хурал - Парламент РТ, состоит из 32 депутатов.

Орган всенародного свободного волеизъявления - Великий Хурал РТ.

Общая численность населения Тывы составляет около 315 тысяч человек, в том числе городское - 150 тыс. (48%) и сельское - 165 тыс. (52%). Кроме тувинцев в республике живут русские - более 100 тыс. (около 32% населения республики), хакасы - около 4 тыс., украинцы - примерно 2 тыс. Средняя плотность населения республики - примерно 2 человека на 1 км2. По территории республики население расселено неравномерно. Наиболее плотно заселены межгорные котловины и долины рек: прежде всего Тувинская котловина, где расположены крупнейшие города республики. Русское и русскоязычное население проживает довольно компактно и сосредоточено главным образом в столице Тывы г.Кызыле (примерно 51 тыс. или 62% населения города).

Основное население - тувинцы. Их общая численность в республиках бывшего СССР - более 200 тыс. человек. На территории Тывы проживает около 200 тыс. или 96% всех живущих в республиках бывшего СССР тувинцев (64% населения республики).Они компактно проживают также на территории Монгольской Народной Республики (около 30 тыс.) и в Китайской Народной Республике.

В Республике Тыва имеются две основные части тувинского этноса: горно-степные скотоводы (западные тувинцы) и охотники-оленеводы горной тайги (восточные тувинцы). Тувинцы, занимающиеся традиционной хозяйственной деятельностью - отгонным животноводством, живут в юртах, чумах, каркасных и срубных постройках.

Религия тувинского народа - буддизм в форме ламаизма (кроме Тывы ветвь буддизма распространена в Тибете, Монголии, Калмыкии и Бурятии). Духовный лидер - Его святейшество Далай-Лама XIV.

За годы советской власти ламаизм был практически уничтожен. Начиная с 1937 года, деятельность ламаистских организаций была полностью прекращена (до революции в Тыве было 44 буддийских монастыря). Хотя религиозные убеждения народа искоренить не удалось, буддизм был сведен до уровня самых примитивных представлений.

Среди кочевников-скотоводов и охотников повсеместно распространено шаманство. По уровню распространения этого языческого верования Тыва занимает одно из лидирующих мест в Российской Федерации.

Всего на территории республики проживает около 200 тыс. верующих ламаистов и около 40 тыс. верующих православных христиан, среди которых есть и коренные жители.

Тыва - горная страна с чередованием высоких хребтов и глубоких котловин. Климат резко континентальный - зима морозная, безветренная, в котловинах малоснежная. Лето - умеренно теплое в горах и жаркое в котловинах. Зимой температура воздуха понижается до 25-35 градусов мороза, средняя летняя температура - от 13 до 23 градусов тепла. Лучшее время года - поздняя весна и ранняя осень. Вегетационный период составляет 150-160 дней. По территории Тыва распространены участки многолетней мерзлоты. Тыва относится к сейсмически опасным регионам.

Около 3 миллионов га территории республики покрыто кедровыми лесами (11% всех кедровых лесов России).

По природно-климатическим условиям основная часть республики приравнена к районам Крайнего Севера, а некоторые административные единицы отнесены к районам Крайнего Севера.

Республика Тыва является сельскохозяйственным регионом, специализирующимся на продукции животноводства. При численности занятого в материальной сфере населения в 30 %, продукция сельскохозяйственного производства составляет 50% всего валового общественного продукта. Основные отрасли животноводства - коневодство, оленеводство, верблюдоводство, тонкорунное овцеводство и мясо-молочное скотоводство.

На сельскохозяйственные угодья приходится около 5 миллионов га или треть территории республики. Из них на пашню приходится более 0,5 миллионов га, на сенокосы - 0,1, на пастбища - более 4 миллионов га.

Важнейшей отраслью промышленности (35 % валового общественного продукта, 8 % численности всего занятого населения) является также горнодобывающая, возникшая на базе месторождений цветных металлов, асбеста, каменного угля, золота и других полезных ископаемых.

Основной вид транспорта - автомобильный. Главные автомагистрали, входящие в региональную автосеть - Саянское кольцо: Ак-Довурак - Кызыл и далее в Абакан и Красноярск, Ак-Довурак - Абаза.

Аэропорт республики способен принимать самолеты дальней и средней авиации (ТУ-154, ЯК-42). Действует прямой авиарейс - Кызыл - Омск - Москва - Кызыл. Местные авиалинии соединяют Кызыл с соседними республиками, краями, областями и с отдаленными районами республики. Ближайший аэропорт находится в г. Абакане (Республика Хакасия).

Из республики вывозят асбест, древесину, ртуть (до начала 90-х годов), мясо, шерсть, пушнину, золото, кожевенное и лекарственное сырье, а ввозят товары народного потребления.

В Российской Федерации Тыва занимает одно из последних мест по уровню жизни населения и развитию социальной сферы. Здесь на треть ниже, чем в среднем по России, обеспеченность населения жильем, вдвое уступает российским показателям республиканский среднедушевой размер потребления картофеля, овощей, бахчевых культур, на треть - яиц, на 10-25 процентов - мясо-молочной продукции и товаров народного потребления непродовольственного назначения. Среднедушевой денежный доход населения в республике в 4 раза ниже среднероссийского уровня (по данным 1994 года).

Потенциальные запасы лесных ресурсов республики значительны. Общая площадь лесного фонда составляет более 11,0 млн. га. Почти все леса горные. Общий запас древесины - 1050,1 млн. куб. м. Расчетная лесосека оценивается в 4443,0 тыс. куб. м, ежегодно осваивается не более 15 %. Большая часть ликвидного фонда связана со сложными условиями лесоразработок .

Сложность ландшафтно-климатического строения территории Тывы формирует подтипы климата различающиеся , по рекреационному потенциалу. Повышенный рекреационный потенциал характерен для среднегорного климатического пояса. Здесь возможна организация активного и стационарного отдыха, а также массового туризма. Ландшафтно-климатические условия низкогорного пояса и межгорных котловин позволяют развивать практически все виды отдыха, туризма и лечения.

Постоянный рост урбанизации в мире повышает рекреационную ценность Республики Тыва, как экологически чистого малоосвоенного региона, отличающегося широким диапазоном ландшафтного разнообразия и заслуживающего отнесения к рангу территорий общечеловеческого наследия.

В республике имеются курорты, крупными из которых являются: бальнеологический (на термальных сероводородных источниках) курорт "Уш - Белдир", грязевой (на сероводородных грязях озера Чедер) курорт "Чедер".

По территории республики пролегают популярные туристические маршруты к географическому центру Азии. В пользовании туристов имеются базы "Азас" - на высокогорном одноименном озере, и " Жарки" - недалеко от Кызыла.

Херел Аракчаа, стажер ИЦ "Л",
г. Кызыл, Республика Тыва.

К содержанию

О'равэтльат

 

Чукчи живут в Чукотском (11 300 человек) и Корякском (1 200 человек) автономных округах. Язык - чукотский. Чукотский полуостров омывается восточно - сибирским, Чукотским и Беринговым морями. Средняя январская температура от 15 до 40 градусов холода, а в июле - 5-10 градусов тепла.

Чукотский АО образован 10 декабря 1930 г. Здесь живут чукчи, русские, эскимосы, эвены, коряки, юкагиры. Города - Певек, Анадырь, Билибино. Центр - г. Анадырь.

Основные отрасли хозяйствования: оленеводство, рыболовство, охота на пушного и морского зверя, горнодобывающая (цветные металлы, уголь, золото) и рыбная промышленности.

Уэленские художественные изделия из кости известны в стране и за рубежом. Песенно - танцевальное искусство чукчей, эскимосов представлено известными в регионе и стране коллективами "Эргырон", "Атасикун", "Белый парус", "Олененок" и многими другими.

Литература народов Чукотки известна именами А. Кымытваль, Ю. Рытхеу, В. Кеулькут, Ю. Анко, М. Вальгиргин, З. Ненлюмкина, В. Тынескин и многими вновь появившимися именами.

Работает целая плеяда людей, призванных взращивать новое поколение северян - педагоги с именем - Е. Нутекеу, Е. Пимоненкова, И. Куликова, Л. Кутгеут и др.

Особо хочется выделить имя государственного и политического деятеля - женщину, мать, бабушку двоих внуков - Майю Ивановну Эттырынтыну. Она родилась на берегу Ледовитого океана в селе Тойгунен. В отличие от многих мужчин - политиков, эта женщина в октябре 1993 года прошла через жесткие жизненные испытания, не пошла на поводу больших политических игр и соблазнов, еще раз доказав тем самым жизнестойкость о'равэтльат - настоящих людей.

И вместе с тем, нужно совершенно четко, раз и навсегда, всем и каждому, независимо от того, приезжий или коренной житель, осознать, что основа, суть, смысл чукотской Земли есть корагынрэтыльын - оленевод.

Среди них - оленеводов - есть легендарные личности - Алёль, Тоно - Вальгиргин, Пананто, Индив - Кергинто ...

Их богатейший опыт общинно-родового хозяйствования - естественное продолжение универсальной, исторически сложившейся и проверенной веками системы жизнеобеспечения народов Севера. Во имя этих народов должна быть направлена огромная работа по обеспечению прав в соответствии со статьей 69 Конституции РФ через принятие основ законодательства о правовом статусе малочисленных народов. При этом необходимо учитывать международный опыт рыночных отношений в странах Скандинавии, Канаде, Гренландии и на Аляске (США), адаптировать российское законодательство под международные нормы и стандарты, в частности, и во главу - ратификацию Конвенции № 169 МОТ "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах".

Елена Монтада, стажер ИЦ "Л",
г. Певек, Чукотка

К содержанию

От клуба общения к Ассоциации

 

10 октября 1986 года в Певеке, что в Чукотском автономном округе, состоялась первая встреча коренных жителей - чукчей - врачей, учителей, геологов, экономистов. В тот день был создан клуб общения "Энэркэй" ("Звездочка"), теперь это Ассоциация малочисленных народов Чукотки.

На встречах обсуждались различные вопросы совместно с местной администрацией и представителями округа, были просто встречи с интересными людьми. Сегодня функции Ассоциации принципиально изменились: мы решаем вопросы жилья, здравоохранения, учебы. Ассоциация вместе с районным отделом образования, (заведующий РОО А. Г. Ткачев, который оплачивает учебу, вне зависимости, где находится учебное заведение) ходатайствуют перед институтами о поступлении студентов в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Магадана, Владивостока. Совместно с врачами и правоохранительными органами ведется работа по борьбе с пьянством, тунеядством.

Очень много времени уделяется работе с детьми: старейшие жители в различных формах проводят игры - соревнования по национальному шитью, по освоению родного языка, народному фольклору. Финансирование этих мероприятий осуществляется за счет добровольных взносов каждого члена Ассоциации.

На последней встрече в октябре 1996 года обсуждался вопрос о выборах главы администрации округа, депутатов Государственной Думы. В окружных и территориальных избирательных комиссиях обязательно работает член Ассоциации, представитель коренной национальности. Всей деятельностью Ассоциации руководит референт по национальным вопросам при администрации района.

Елена Монтада, стажер ИЦ "Л",
г. Певек, Чукотка

К содержанию

Каждый народ уникален

 

Есть такое выражение, оно мне импонировало всегда: "Одна из самых демократических доктрин состоит в том, что каждый человек интересен". Уникален по своему обличью, по своим генеалогическим, историческим корням, по своему, наконец, мировоззрению. Но парадокс состоит в том, что многие об этом даже не задумываются. И именно поэтому (хотя причин здесь много) в человеке, а через него и в народе, теряется его уникальность: опыт, знания, умения, традиционная профессия, мироощущение.

Народы Севера более всех почувствовали на себе агрессивный характер освоения их исконной территории проживания: безвозвратно погублены некоторые реки, озера и пастбища, исчезли многие виды рыб, птиц и зверей.

Очевиден факт: экосистема северо-востока России находится на грани катастрофы. И причиной тому - человек, который сам является неотъемлемой частью Природы. Человек своими руками нарушил гармонические отношения с землей, имея в душе потребительский взгляд, который сегодня, к сожалению, стал рефлекторным, естественным в своем проявлении. Мы не можем более на это смотреть спокойно, мы просто не имеем морального права ничего не делать: на карту поставлены национальное богатство, здоровье, потомки, планета.

Елена Монтада, стажер ИЦ "Л",
г. Певек, Чукотка

К содержанию

Что такое Север?

 

Север - это тайна, загадка, холод. Это более 30 малочисленных народов и этнических групп, уникальных и неповторимых.

Север - это две трети территории России, более 10 тысяч километров в длину от Кольского полуострова до берегов Тихого океана. Это очень короткое лето, суровая зима от -40 до -70 градусов по Цельсию. Это 1-2 человека на десяти квадратных километрах.

Одна только Чукотка занимает 737000 кв. км., а ее берега растянулись на 3000 километров. Здесь традиционно живут чукчи, эскимосы, эвены, юкагиры и коряки. На "мерзлой" земле растут 800 видов растений, 200 из которых- только на Чукотке. Весной прилетают 328 видов перелетных птиц.

На Севере в крупных масштабах добывается золото, слюда, и только здесь - алмазы. За последние 10 лет в 2,1 раза увеличилась добыча нефти, в 4,8 раза - газа. Прогресс не принес добра северным народам, поскольку нарушил традиционную философию жизни.

Старые эвенки говорили, что снег на Севере ослепительно белый, как жизнь без вранья.

Оставим ли мы этот снег нашим детям? Ответ обязаны дать сегодня, потому что завтра будет уже поздно.

Елена Монтада, стажер ИЦ "Л",
г. Певек, Чукотка.

К содержанию

Ульчи

 

Ульчи (самоназвание: нани - местные люди) - коренной народ Приамурья. По переписи 1989 г. в Хабаровском крае проживало - 2710 ульчей, 3200 - в Российской Федерации. В основном они живут в Ульчском районе. По статистическим данным на 01.01.96 г. в районе насчитывается 2328 человек этой национальности.

В прежние времена органом местного самоуправления была сельская община, состоящая из нескольких родов. Община регулировала хозяйственные и спорные вопросы внутри селения, а род контролировал брачные союзы, не допуская объединения пар из одного рода.

Ульчи ведут оседлый образ жизни. Их исконное традиционное занятие - рыболовство и охота. За каждым родом был закреплен конкретный участок водоема, на котором только представители этого рода могли добывать рыбу. Иногда сородичи менялись местами лова: сидевший сегодня на плохом месте, переходил завтра на хорошее и наоборот.

Чтобы заниматься рыбной ловлей на территории чужого рода, требовалось разрешение, которое нетрудно было получить.

Каждая семья ловила столько рыбы, сколько требовалось для пропитания. Законы лова строго соблюдались, а особенно был недопустим вылов рыбы в нерестовых речках.

По неписанному закону были распределены родовые угодья. Никто из другого рода на них не претендовал. По древнему обычаю мясо добытых диких животных делили между всеми односельчанами. Раньше было сильно развито чувство коллективизма, взаимопомощи.

Женщины кроме домашних дел занимались выделкой рыбьей кожи, оленьих, лосиных и нерпичьих шкур для пошива обуви и одежды, а также плетением циновок, корзин из корней и прутьев тальника, обработкой бересты для изготовления домашней утвари.

Мужчины, кроме охоты и рыбной ловли, занимались резьбой по дереву и кости, украшая предметы быта орнаментом. Из-за недостатка материалов - рыбьей кожи и ровдуги, - в настоящее время исчезают некоторые элементы в национальной одежде. Исчезла и технология приготовления некоторых рыбных блюд.

Департамент по рыболовству администрации Хабаровского края ограничил народам Севера вылов рыбы для личного потребления. Разрешено ловить до 50 кг на человека в год и только рыбу лососевых пород.

Ульчи - гостеприимный народ. Можно обидеть хозяев, не отведав их угощений. Испокон веку основным продуктом питания считается рыба и мясо диких копытных животных. В национальной кухне больше преобладает вареная, вяленая, жареная, печеная, сушеная рыба, а некоторые породы рыб едят и в сыром виде.

По древним представлениям ульчей небо, тайга и вода имеют своих духов. Этим духам охотники и рыбаки приносят жертвоприношения для удачного промысла. Во всех обрядах, связанных с культами неба, тайги и воды, шаманы не участвовали.

Одним из древнейших культов был культ близнецов. Их рождение считалось большим событием. Близнецы по их представлениям были священными людьми: один - таежный, другой - водяной.

Основой шаманских верований являлась вера в существование духов. У каждого шамана были свои духи - помощники и духи - защитники. Шаманы делились на две категории: "врачеватели" и касата-шаман (большой шаман, который кроме "лечения" больных, "переправлял" души умерших в загробный мир, хранил и оберегал от болезней душу ребенка).

В удивительных сказках, легендах и загадках ульчей рассказывается о хозяйственной деятельности, быте, о событиях давно минувших дней, о происхождении родов. К сожалению, все меньше и меньше остается сказителей в селе Булава , которое ульчи считают своим неофициальным центром, есть люди не только бережно хранящие свой фольклор , но и передающие его молодому поколению.

В 1956 году заслуженный работник культуры РФ Петр Леонтьевич Дечули, основал ульчский фольклорный песенно-танцевальный ансамбль "Гива", достойным преемником стала Надежда Даниловна Дуван. Ансамбль - участник районных, краевых, региональных фестивалей и праздников. С большим успехом "Гива" выступала во Франции, Германии, Италии, Швейцарии и в США.

В 1988 году был создан ульчский детский фольклорный ансамбль "Диро". Руководит ансамблем преподаватель Булавинской школы искусств Мадо Сопчовна Дечули. В июле 1995 г. творческий коллектив стал дипломантом международного фестиваля хореографического искусства "Ритмы планеты" (Хабаровск), а уже в сентябре - международного фестиваля "Дни мира на Тихом океане" (Владивосток).

В этом же селе живут талантливые мастера декоративно - прикладного искусства . Николай У с детства занимается резьбой по дереву и графикой. Его работы экспонировались в Москве, Италии, Японии, Америке и получили наивысшую оценку специалистов. Иван Павлович Росугбу - мастер резьбы по дереву и кости, единственный мастер в крае по изготовлению ульчских музыкальных инструментов и обрядовой атрибутики.

Много сил и здоровья отдал Дмитрий Иванович Ангин, собирая по крупицам материал для создания сельского музея. По его эскизам был построен культурно - этнический центр в с. Булава.

С участием Клары Федоровны Дечули был разработан и издан ульчский букварь. Светлана Васильевна Ангина разработала учебники для первого и второго классов на ульчском языке. Можно назвать еще немало одаренных людей , готовых отдать опыт , знания ,талант на благо своего народа.

Для того чтобы сохранить свою культуру, нужна не только финансовая помощь, но и воспитывать в детях любовь к своему народу, гордость за свой народ.

Галина Волкова, стажер ИЦ "Л",
Ульчский район Хабаровского края.

К содержанию

Причина загрязнения на Амуре - водоросли?

 

В зимне-весенний период 1996 года в Администрацию Хабаровского края поступило много жалоб о загрязнении Амура. Комитет охраны природы и природных ресурсов края, его подразделения, центры госсанэпиднадзора и другие организации провели исследования, оценили качество речной воды и обнаружили наличие фенола на всем протяжении реки, в границах края, в концентрациях от 3 до 130 раз выше нормы. Краевая комиссия по чрезвычайным ситуациям, специалисты Института водных и экологических проблем и природоохранная прокуратура пришли к заключению, что наиболее вероятно загрязнение вод имеет биологическое происхождение, усиленное маловодностью рек в 1996 году.

За все время существования Амура это был единственный случай загрязнения воды в таких ужасающих масштабах. Естественно возникает вопрос: неужели водоросли загрязнили Амур?

Галина Волкова, стажер ИЦ "Л",
Ульчский район Хабаровского края.

К содержанию

Нужны неотложные меры

 

В Москве 19-21 октября 1996 года прошла научно - практическая конференция "Дети на Севере: защита, выживание и развитие в условиях экстремальной среды". Участники конференции с крайней тревогой отмечают нарастание кризиса, сопровождающегося разрушением всего хозяйственного комплекса Севера и социальной деградацией населения. Растут безработица, заболеваемость и смертность, продолжается интенсивный миграционный отток квалифицированных специалистов. Эти процессы остро отражаются на положении детей.

Для предотвращения социальной катастрофы, скорейшего решения проблем детства на Севере конференция выработала обращение к Президенту РФ, Правительству, к Федеральным органам власти, исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении неотложных мер для решения проблем материнства и детства на Севере.

Галина Волкова, стажер ИЦ "Л",
Ульчский район Хабаровского края.

К содержанию

Отдых детей на Амуре

 

В июле 1996 года на берегу реки Кия, района им. Лазо, Хабаровского края проходила смена креативного лагеря "Дети Амура: жизнь и творчество". Большинство детей, отдыхавших в этом лагере - представители коренных народов Приамурья: нанайцы, ульчи, нивхи, удегейцы и др. Направление их творческой деятельности было связано с жизнью и бытом северян.

Фольклор, традиционное искусство, то над чем тщательно с любовью работали преподаватели и дети, находит выход в ярких концертах, выставках рисунков, многих мероприятиях, проводимых как на базе лагеря, так и за его пределами.

Опыт проведения подтвердил перспективность использования такой формы приобщения подрастающего поколения к истокам культуры, пробуждения интереса к различным видам народного искусства, воспитания уважительного отношения к народным традициям. Этот опыт будет тщательно проанализирован, а результаты будут использованы для дальнейшего развития концепции творческого отдыха, совершенствования методов работы в этом направлении.

В. Данилина, гл. специалист
КТО "Культура"(г. Хабаровск)

К содержанию

Жизнь в Рыркайпии

 

На примере одного села Рыркайпий рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются жители национальных сел на Чукотке.

Вопиющим является тот факт, что отъезжающие на материк вывозят в контейнерах не только стройматериалы, бочки с бензином, машины, но и продукты питания. Контроля со стороны властей нет. И это происходит в то время, когда в оленеводческие бригады (где много многодетных семей) не завозят продуктов. Из-за несвоевременной оплаты не завезены горюче-смазочные материалы. В результате - в поселке нет света. Ближайший военный гарнизон помогает чем может, и жители села благодарны за внимание и поддержку.

С лета и до середины октября 1996 года не было воды. Люди пользовались привозной водой. С наступлением холодов в домах полопались батареи. Система канализации вышла из строя. В селе не работает радио шесть лет закрыта типография.

Коллектив муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Шмидтовского района Чукотского АО получил последнюю зарплату за декабрь 1995 года. С июня 1996 года не выдаются детские компенсации. Более двух лет нет централизованного завоза материалов, запчастей. Урезаны дотации на электроэнергию . В таких чрезвычайных условиях вероятность стихийных забастовок очень велика.

В настоящее время Госкомсевер РФ направил письмо губернатору Чукотского АО А. В. Назарову, в котором выразил беспокойство в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в Шмидтовском районе.. Но людям, живущим в таких условиях, переписка начальства по решению всех этих вопросов, в ближайшее время, веры прибавить не может.

Марина Нутэтэгрынэ, стажер ИЦ "Л",
Шмидтовский район Чукотского АО

К содержанию

Дни Чукотки в Москве

 

В Москве с 21 по 24 ноября 1996 года проходили "Дни культуры Чукотки". Программа праздника была насыщенной и разнообразной. В Министерстве национальностей РФ прошел Круглый стол. Его тема "Социально-экономическое развитие Чукотки". Ярко и критично по отношению к руководству Чукотского АО выступил писатель Юрия Рытхэу. К сожалению, из-за отсутствия представителей от коренных народов, на Круглом столе принципиальной дискуссии не возникло.

На торжественном открытии Дней Чукотки, прошедшем в Малом Государственном академическом театре присутствовали члены Правительства, представители аппарата Президента, мэр Москвы, который этим летом провел свой отпуск на Чукотке. На зрителей незабываемое впечатление произвело мощное, самобытное выступление чукотско-эскимосского ансамбля "Эргырон". Танец с бубнами вызвал шквал аплодисментов.

Много народа собрал фольклорно-национальный праздник "Эргав-96" в Центральном парке культуры и отдыха. Изюминкой торжества стало угощение всех желающих юколой, строганиной, кыкватолем, и тут же приготовленным в огромных котлах мясом. Диалог между артистами и зрителями, дал ощущение неожиданного родства всех присутствующих.

На выставке "Чукотка далекая и близкая" в Государственном музее Востока были представлены археологические находки последнего десятилетия, этнографические коллекции, современное искусство.

Наибольшее количество восторженных откликов получила выставка детского рисунка "Берег двух океанов", которая разместилась в Детской картинной галерее. Там были выставлены работы учащихся 28 школ искусств из Эгвекинота, Билибино, Омолона, Анадыря, учащихся Дворца детского творчества. К сожалению, из-за нелетной погоды в Уэлене, не смогла представить свои работы косторезная мастерская, которую знают и любят во всем мире.

Приглашенные специалисты отметили талант детей коренных национальностей, особенно интересны были вышивка бисером, мелкая пластика, линогравюры.

Проведение Дней Чукотки подразумевало привлечение не только общественности Москвы, но и государственных структур РФ к решению и оказанию конкретной помощи региону, которому есть что показать москвичам и гостям столицы, есть чем гордиться. Чукотка обладает колоссальным экономическим потенциалом, богатейшей природой, историческим, культурным наследием, а самое главное - людьми, являющимися первейшим и бесценным достоянием такой древней северной земли.

Марина Нутэтэгрынэ, стажер ИЦ "Л",
Шмидтовский район Чукотского АО

К содержанию

Нужен ли Информационный центр коренным народам?

 

1993 год был объявлен Международным годом коренных народов мира. В сентябре того же года на региональной конференции "Межагентская региональная консультация ООН и коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока" представители зарубежных стран с удивлением и тревогой узнали, что многие малочисленные народы Севера впервые услышали о том, что 1993 год - особый год. Стало очевидным, что существуют определенные трудности с прохождением информации до основных масс. В связи с этим, у представителей зарубежных международных организаций коренных народов родилась идея создания механизма, который бы позволил людям обмениваться информацией друг с другом и миром. Но управление должно быть не в руках международных организаций и государств, а в руках самих коренных народов.

И только благодаря Фонду "ЛАУРАВЕТЛАН" (президент Олег Егоров, представитель объединенного Совета старейшин чукчей Чукотского района) все больше и больше представителей с мест начали говорить о своих народах и проблемах на международных форумах. Таким образом они подняли интерес мирового сообщества к коренным народам Севера России. Совет Саамов и Фонд "ЛАУРАВЕТЛАН " убедили Европейскую Комиссию финансировать Информационный Центр коренных народов России. Программа "ТАСИС" профинансировала проект на год ( с 15.07.1996 г. по 15.07.1997 г.). После долгих размышлений и поисков, управление проектом (снабжение оборудованием, распределение финансовых средств) было поручено главному редактору журнала "Северные просторы", члену Комиссии по правам человека при администрации Президента РФ Валентине Давыдовне Голубчиковой. Журнал известен своей беспристрастностью и неподкупностью, а также является единственным в мире печатным органом, который правдиво и с искренним вниманием освещает жизнь и быт малочисленных народов Севера. "Хозяйство" Центра и выпуск Информационных бюллетеней находятся в руках представителей коренных народов, направленных на учебу в Центр местными общественными организациями.

В настоящее время фонд "ЛАУРАВЕТЛАН" и Совет Саамов ищут средства для дальнейшего существования Информационного центра. Впервые открытая дверь в информационный мир для коренных народов не должна захлопнутся. В любом случае, хорошее начало не должно закончиться закрытием Центра. Очень надеемся, что на местах люди будут продолжать начатое дело, т.к. информация прежде всего нужна нам.

Стажеры II группы ИЦ "Л".

К содержанию