БЮЛЛЕТЕНЬ № 11 

VI группа стажеров
Ноябрь 1997

СОДЕРЖАНИЕ

Новости, факты, события

 

Отношение Ассоциации к новому образцу российского паспорта
Боль души
“В’эем”
Община “Палам”
Индигские шахтеры
Канадский опыт на благо аборигенов России
Еще не все потеряно
Община “Теки Одулок”
Ассоциация “Намылан”
Проблемы села Красный Яр
Летучий голландец с фенольными отходами

Народы Севера

 

Удэгейцы
Пиктографические письмена юкагиров
Представления селькупов о природе
Негидальцы

Международные новости

 

Правительства и коренные народы должны стать партнерами
Впечатления о поездке в Женеву

 

 

 

 

 

НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Отношение Ассоциации к новому образцу российского паспортаПрезидиум Координационного Совета Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на очередном заседании рассматривал вопрос, который неоднократно поднимался коренными народами об отсутствии в новом российском паспорте графы “национальность”. Учитывая мнение региональных ассоциаций, а также нынешнюю ситуацию, когда наши народы находятся на грани исчезновения, Президиум принял решение обратиться к Президенту РФ, Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ с просьбой о включении в новый российский паспорт графы “национальность”, запись которой должна производиться по желанию самого человека.

П.В. Суляндзига,
вице-президент АКМНССДВ

К содержанию

Боль душиБоль и тревога за свой народ постоянно ноют в груди. Что будет через 10-30 лет, сможем ли мы выжить, не растворимся ли в общей массе, сохраним ли свой язык и культуру, оленьи пастбища, нерестовые речки, нашу землю, которая является основой нашей жизни. Молодое поколение уже почти не разговаривает на родном языке, нет восприятия того мира, в котором живет наше старшее поколение. Коренное население, особенно молодежь, остро чувствует и переживает сегодняшнюю жизненную ситуацию. И многие от безысходности, что все потеряно, кончают жизнь самоубийством или спиваются. Старики уходят из жизни к “верхним людям” и уносят с собой многолетний опыт жизни, песни, танцы, которые порой остаются невостребованными. Нарушена взаимосвязь поколений, нарушен многовековой уклад нашей жизни. На сегодняшний день наша задача - сохранить и развить наш язык и культуру. Не отвергать, а взять от цивилизации самое лучшее, чтобы мы могли выжить в этих современных условиях. Воспитать своих юристов, экономистов, врачей, менеджеров. Самое главное, чтобы мы почувствовали себя хозяевами своей земли. И только от нас самих будет зависеть будущее индигенных (коренных) народов. Мы должны вдохнуть надежду на лучшую жизнь, разбудить самосознание своего народа, объединиться для достижения поставленной задачи. Дать понять людям, что если мы будем жить хорошо, то весь мир будет жить хорошо!

В.Етнеут,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

"В'эем"В январе 1992 года в Корякии в Окружном центре п. Палана родился национальный танцевальный коллектив “В’эем”, что с корякского переводится как “Река”. Интересно, что свой первый номер ансамбль показал именно на скованной льдом реке во время зимнего праздника. В сегодняшнем репертуаре ансамбля танцы народов Севера, проживающих на Камчатке: коряков (оленных и береговых), ительменов, кереков, чукчей, эвенов, эскимосов. Работа руководителя сводится к детальному и бережному отношению к фольклору проживающих народов, должна быть скрупулезность. Необычность коллектива в том, что он дает и чистые фольклорные номера, и танцы под современную обработку народных мелодий. На сцене оживает древнейшее искусство, которое передавалось с первобытных времен из поколения в поколение. Зритель видит многообразие и отличие танцев, видит, где танцуют оленные коряки (чавчыча) и береговые коряки (намылане), которые разбиваются еще на несколько подгрупп и, естественно, отличаются друг от друга.

Уже пять лет существует коллектив, но округ еще не видел его. Который год сами коренные жители Корякского автономного округа и через Управление культуры, и через окружную газету просят, чтобы вывезли “В’эем”, но администрация остается глухой к просьбе жителей, мотивируя это отсутствием средств. Нет средств, чтобы выехать в национальные села для сбора фольклора. За пять лет только один раз дали такую возможность. На основе собранного материала был впервые поставлен и показан жителям п. Паланы национально-драматический спектакль по книге Так-Богораза “Восемь племен”. Важность этих экспедиций в том, чтобы пока живы еще наши старики, бабушки, знающие танцы, песни, легенды, сказки, собрать больше информации для сохранения и развития нашей культуры для будущих поколений.

В.Етнеут,
руководитель ансамбля
п. Палана Корякского автономного округа,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Община "Палам"В 1993 году в п. Абагур была создана шорская община “Палам” (“Мое дитя”) и зарегистрирована как орган местного самоуправления. Ей было выделено 92 га земли в собственность, и еще 100 га община арендует у соседнего колхоза. В нее вошли 104 шорские семьи и 140 семей другой национальности. Люди занимаются выращиванием картофеля, содержат скот, заготавливают сено. Для уборки урожая имеется необходимая техника: 7 тракторов, 4 плуга, сенокосилки, картофелесажалка, картофелекопалка и др.

В 1996 году община заключила договор с Управлением занятости г. Новокузнецка о создании рабочих мест для шорцев, членов общины. Согласно этому договору управление выделило общине трактор, оборудование для деревообрабатывающей мастерской. Было трудоустроено 26 человек, которые занимались посадкой саженцев в охранной зоне города Новокузнецка.

Л.Чульжанова,
г. Междуреченск, Кемеровской области,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Индигские "шахтеры"Уголь - это черное золото. Уголь в поселке Индига - это источник тепла в зимний период. Поселок стоит на берегу реки Индига, впадающей в Баренцево море. Вокруг тундра, и население отапливает свои дома только углем. Уголь доставлют в поселок в период летней навигации из морского порта города Архангельска на грузовых теплоходах. Теплоход заходит в реку, становится напротив поселка. Уголь выгружают на берег и тут же развозят по домам. В доперестроечный период это была четко налаженная система.

В период с марта по апрель 1997 года я находился в поселке и узнал о грустной ситуации, которая вполне вписывается в сегодняшнюю бесхозяйственность в России. Постараюсь изложить это.

В период навигации 1996 года уголь для поселка Индига был завезен в октябре-ноябре. В это время уже были убраны с реки судоходные знаки. Поэтому теплоход с углем остановился в море, не заходя в реку. Для выгрузки угля должны были использоваться плашкоуты, находящиеся в Индиге на тот момент. В силу “экономических” причин (заплати - повезем!) уголь выгрузили на мысе Старая Корга прямо в песок. Правда, не с морской стороны. То ли администрации сельского совета не хватило средств и желания договориться с “рыночными” моряками, то ли моряки были уж слишком категоричны - это неизвестно. Но факт остается фактом: уголь находился в 20 километрах от поселка.

Дальнейшее развитие. Настала зима, уголь в поселке заканчивался. Его уменьшающиеся запасы необходимо было пополнять. Поэтому были найдены средства на проведение следующей операции. На место угольного местонахождения направляются рабочие с ломами и лопатами. Они расчищают, грузят уголь в тракторные сани. Затем из поселка за санями приходит трактор и тащит их в поселок. В поселке уголь выгружают потребителю. И так до тех пор, пока не подвезут уголь всем жителям. В условиях нынешней безработицы эта работа пользовалась большим успехом. Оплачивали каждую разработанную тонну.

Однако на этот способ доставки и качество природного ископаемого были нарекания со стороны жителей поселка. Уголь с “Индигских шахт” содержал много “богатых” примесей - песок и снег. Объем привозимого угля не соответствовал действительности. В разговорах с жителями поселка звучали такие фразы: “Привезли 6 тонн угля, а в угольник закидали - там 3,5 тонны едва набегает!” Это пример - варианты были разные. А на обращения жителей по этому поводу в администрацию сельского совета ответ следующий: “А мы что сделаем?!” И правда - что же администрация может? Денег нет, власти нет!

Вот такая история о “шахтерах” поселка Индига. Стоит над этим подумать! Как в старой поговорке? “Скупой платит дважды!”. И этот “скупой” расплачивается деньгами налогоплательщиков, т.е. самих жителей поселка.

В период навигации 1997 года очень интересно знать, будет ли у шахтеров Индиги зимой 1998 года работа? Или эти деньги пустят на другие способы организации рабочих мест? А может, и их не будет? Будет ли в поселке Индига уголь?...

В. Песков,
пос. Индига Ненецкого АО,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Канадский опыт на благо аборигенов РоссииВ соответствии с межправительственным соглашением между Россией и Канадой планируется двусторонний обмен делегациями. Цель - изучение социально-экономического положения коренных народов Севера обеих стран. В частности, оказание помощи аборигенным организациям Российской Федерации, усиление, укрепление их организационных структур, с тем чтобы они могли быть лучше организованы и более эффективно участвовать и представлять интересы коренных народов Севера на всех уровнях. Начиная от районного до федерального, а также и на международном уровне.

В частности, проект предусматривает, что в течение трех лет по десять представителей коренных народов Севера будут направлены на стажировку в Канаду.

Так, канадцы - Гаральд Финклер, Керк Камерон, Майк Смит, Пьерет Бодуа (специалисты по проблемам Севера и коренных народов) - появились у нас на Таймыре в середине июля 1997 года. В поездке их сопровождали Сергей Харючи, президент Ассоциации КМНССДВ, и его коллега по Красноярскому краю Алитет Немтушкин.

Следует отметить, что известный эвенкийский писатель на Таймыре бывал не раз, а вот президент российской Ассоциации КМНССДВ - впервые. Нам было очень приятно, что со дня образования Ассоциации РФ наконец-то таймырцев посетил “вождь малых народов”. Так мы в шутку называли Сергея Николаевича. Мы очень надеемся его вновь увидеть на своем седом Таймыре.

Естественно кроме официальных встреч с администрацией округа, творческой интеллигенцией из числа коренных малочисленных народов Таймыра гости хотели увидеть жизнь сельских тружеников. И такая встреча состоялась во время двухдневного плавания в низовьях Енисея, а именно в поселки Усть-Порт, Караул, Ноок.

Канадцы сказали, что ожидали лучшего. Поездка показала им нынешнее положение коренных народов Таймыра. То, что рассказали московские чиновники о Севере, совершенно не соответствует реальной действительности.

Среди таймырцев: долган (5260 чел.), ненцев (2600 чел.), нганасан (860 чел.), эвенков (320 чел., энцев (150 чел.) - процветает безработица - даже среди специалистов.

У молодых нет возможности получить высшее образование. Национальных учебников в поселках не хватает, они приходят в ветхость и их сшивают нитками.

Оленеводов перевели на оседлый образ жизни и бросили в разваливающихся поселках. В таймырских селах проживает до 80% всего аборигенного населения.

На территории округа более ста различных семейных, общинно-родовых хозяйств, они, как и все, тоже испытывают трудности, им нужны инвестиции.

Мои земляки слышат только обещания и постановления, но как жили униженно так и живут, они брошены на произвол судьбы и вымирают. Федеральные органы не выполняют свои обязательства по улучшению жизни аборигенов, на 90% переложив их на регионы.

Очень хочется верить, что приезд канадцев не станет очередным путешествием за экзотикой, как для многих иностранцев, посетивших Таймыр. Мы надеемся, что цель данного проекта будет достигнута. И кто-то из коренных народов Таймыра приобретет канадский опыт во благо своих земляков.

Л. Порбина,
п-ов Таймыр, г. Дудинка,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Еще не все потеряноО Камчатке знают практически все. Но не все ответят, что это за народ - ительмены. В 70-х годах, когда я училась в Иркутске, меня вместо “ительменка” называли “интеллигентка”. Да спроси сейчас в Петропавловске: “Кто живет в округе?”, ответят: “Коряки”. Не будем их ругать за неосведомленность. С самого начала открытия Камчатки нас называли туземцами, дикарями, камчадалами. Хотя тогда наши предки заселяли большую часть Камчатки: от реки Тигиль и реки Ука на севере до мыса Лопатка на юге; в XVII веке численность камчадалов была порядка 15-20 тысяч человек; все они говорили на особом языке, отличающемся от корякского, айнского (курильского) и олюторского. Теперь мы его называем ительменским. Пренебрежительное “коряка” стало прозвищем аборигенов и впоследствии. В интернатах мы часто слышали это прозвище и в свой адрес.

Ительмены, ведя оседлый образ жизни и усиленно смешиваясь с русскими, уже в конце XVII века уменьшили свою численность. В 1820 году ительменов насчитывалось всего 2000 человек.

В 1995 году понаехали в Ковран омоновцы. Отобрали сети у четырех старичков-пенсионеров, мол, браконьеры. Дед Стрельников не вынес: ушел из жизни. А настоящие браконьеры прятались по кустам и делали свое “икряное дело”...

Прошедший год поставил Ковран на еще более низкую планку нищеты. С начала года до середины июля в селе умерло 13 человек. Похороны за похоронами: одна семья готовится помянуть, другая провожает в последний путь очередного умершего. Питание хайрюзовских детей и ковранских малоимущих в интернате оставляет желать лучшего. В Ковране давно нет квалифицированного врача. Безработных полсела. Десять лет назад сгорел клуб, но до сих пор “стоит на старом месте” в окружных документах.

Считается, что Ковран еще находится в более выгодном положении: национальные села, например в Пенжинском районе, не имеют рядом базовых предприятий. Поддерживает ковранцев сегодня ЗАО “Иянин Кутх”. В прошлом году сюда завезли крупный рогатый скот, строится линия электропередач. Планируется задействовать коренных жителей в обработке оленьих шкур, переработке ягод. Но любая помощь от фирмы - разовая. Возникла необходимость связать федеральные структуры, бизнес и коренные народы, попробовать сделать что-то вместе...

Но жизнь берет свое. Черемша, летнее солнце с огородными хлопотами, цветущая тундра отвлекли ковранских ительменов от горестей. В такой солнечный день посетила село канадская группа, чтобы увидеть реальную картину жизни оставшихся ительменов. Состоялся разговор в администрации села, была встреча с активом Совета Возрождения ительменов Камчатки “Тхсаном”. Познакомились канадцы с родовой общиной “Каврал”, где отведали национальную пищу и посмотрели разделку нерпы. Выступил перед гостями ансамбль “Эйвель”.

Руководитель канадской группы Питер Ернек рассказал, что в 60-х годах инуиты (самоназвание эскимосов) тоже жили бедно. Государство ущемляло их права. Запрещались традиционные виды деятельности, например забой нерпы. В 1971 году аборигены объединились в канадское братство эскимосов. В 1973 году вышел закон о землепользовании, земля предков инуитов перешла к эскимосам. На основе своей земли можно заключать договоры, сдавать в аренду или самим пользоваться ресурсами. Без бюрократических проволочек человеку выдается охотничий билет на всю жизнь, и он имеет право охотиться в любом месте и в любое время. Там знают, что абориген браконьерничать не будет. Движение эскимосов началось, когда экономическая жизнь в стране была не очень стабильной.

В 1999 году на территории Нунавут (Канада) будут созданы органы самоуправления. Сейчас готовятся кадры из аборигенов, они стажируются в освоении новых технологий. Инуит (эскимос) в течение 2-3 лет на практике сможет обучиться у опытного специалиста руководству, делопроизводству. Договор заключается так, чтобы вновь обученный специалист возвращался на родину. Рабочие обучаются и в других странах. Например, по вылову креветки канадские аборигены обучались в Гренландии. Теперь ловцы могут организовать свое производство, стать капитанами судов и самостоятельно вести лов. В Совете директоров компаний имеется подгруппа, которая специально занимается подготовкой кадров из аборигенов.

Так обстоят дела в Канаде. Нам тоже надо идти по какому-то непроторенному пути, чтобы ослабить кризисное положение, остановить процесс исчезновения народа. В этом хотят помочь канадцы. Одним из важных пунктов русско-канадского Соглашения является стажировка и обучение коренных народов, укрепление Ассоциации КМНССДВ, общественных объединений коренных народов Севера по опыту канадцев.

В марте нынешнего года в Ковране состоялась конференция Совета Возрождения ительменов Камчатки, на которой решили не принимать участия в мероприятиях, посвященных 300-летию присоединения Камчатки к России. Мы не согласны с оценкой факта колонизации Камчатки в XVII веке как акта добровольного присоединения и помощи отсталым народам. Сегодня мы осознаем, что русский народ, европейцы много сделали и делают для развития нашего края, но правда должна быть правдой. Необходима трезвая оценка современного состояния межнациональных отношений. В процессе ускоренного общественного развития не учитываются жизненные интересы аборигенов, которые до сих пор не имеют общественной и правовой защиты. О них вспоминают только в дни грандиозных праздников.

Это не акт протеста. Мы заняты поиском пути выживания.

Из статьи Н. Толман,
члена Совета Возрождения ительменов Камчатки “Тхсаном”
с. Усть-Хайрюзово Камчатской области
газета “Абориген Камчатки” от 10 сентября 1997 г.

К содержанию

Община "Тэки Одулок"Кочевая родовая община “Теки Одулок” создана в 1991 году сходом жителей Нелемнинского сельсовета Республики Саха (Якутия). В данное время община насчитывает 168 членов, из них 28 пенсионеров, 58 школьников, 36 детей дошкольного возраста и 46 работников. 36 работников заняты охотпромыслом, 2 - коневодством, 6 - заготовкой леса, 2 - хозяйственными работами. Содержится 25 голов лошадей, 6 голов крупного рогатого скота. В прошлые годы содержалось большое количество коней, но за зиму 1996\1997 года волками уничтожено 32 лошади из 57. Наличие пастбищ позволяет довести поголовье лошадей до 200-250 голов.

Есть определенные рыбные запасы, в год можно добыть до 15-20 тонн озерной рыбы, речная рыба уже не годится к употреблению, да и запасы катастрофически уменьшаются, причиной этому является построенная на реке Колыма Усть-Среднеканская ГЭС, вторая очередь которой, несмотря на многочисленные протесты со стороны местных жителей, уже намечается к строительству в самое ближайшее время. В этой связи надо отметить большую работу по защите интересов коренных северян нашего депутата в Госдуме З.А. Корниловой.

Лесозаготовки, бывшие всегда одной из важных статей дохода, ныне находятся в бедственном положении: хищническая, бесконтрольная вырубка леса местными леспромхозами на юкагирских землях сделала эту отрасль еще более неприбыльной из-за отдаленности делян. В настоящее время, чтобы доехать до ближайшей из них, надо проехать не менее 10 часов, что при отсутствии своего транспорта весьма проблематично.

Еще одна отрасль, которая могла бы принести хоть какую-то прибыль, - овощеводство, но из-за отсутствия сельхозтехники пока не действует. Большие надежды не только верхнеколымских, но и юкагиров из других этнических групп связаны с наличием на исконно юкагирских землях запасов золота, которые в двух месторождениях насчитывают до 10 тонн. Но опять же большой проблемой для нас на этом пути стало зачисление юкагирских земель в так называемый резерв администрации улуса, что явилось большим препятствием привлечению инвестиций в эти месторождения. Охота всегда была, как и рыболовство, основным занятием юкагиров и составляет большую часть дохода родовой общины. Несмотря на сложную экологическую ситуацию, охота и сейчас является основным видом деятельности членов родовой общины.

В социальном плане в поселке работает единственная в Якутии, да и на всей Земле, юкагирская национальная средняя школа. Строится уже который год новое здание школы. Есть клуб, ФАП, библиотека. Действует этнографический детский ансамбль “Ярхадаана”.

Заработную плату члены общины не видят уже пятый год. Средний доход членов общины составляет 174 тысячи рублей, но за счет зарплаты бюджетников - учителей и другой сельской интеллигенции, многие семьи уже давно живут только за счет пенсий и детских пособий.

В таком безрадостном положении принял руководство общиной молодой и перспективный Вячеслав Иванович Шадрин, бывший завуч школы. Пожелаем ему успехов в работе.

Новый проект бюджета РС(Я) предусматривает сокращение бюджета на 1998 год по социальной сфере в 2 раза, в образовании и здравоохранении - в 3 раза. Это в первую очередь коснется жителей Крайнего Севера. Будут закрываться малокомплектные школы, ФАП и детские учреждения северян. В этих условиях республиканский грант малочисленных и исчезающих этносов теперь распределяется на все народы, проживающие в Якутии.

23 сентября 1997 года состоялся семинар-совещание руководителей улусных ассоциаций коренных малочисленных народов Севера. Вел его А. В. Кривошапкин, президент АКМНС Республики Саха (Якутия). Были выступления депутатов, министра по делам народов РС(Я) В.В. Топоркова. Депутаты и министр информировали, в свою очередь, о положении малочисленных народов в местах их компактного проживания, их проблемах и своих предложениях Правительству РС (Я). Эти предложения будут представлены в Правительство и Госсобрание.

Юрий Курилов,
г. Якутск Республики Саха (Якутия),
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Ассоциация "Нымылан"Ассоциация коренных малочисленных народов Севера с. Тиличики Олюторского района “Намылан” зарегистрирована решением Олюторского райисполкома от 17.11.89 г. № 219 и объединяет к сегодняшнему дню 125 человек, в основном это жители бывших национальных сел Олюторка и Култушное.

Первоначальной целью Ассоциации было возрождение национальных сел Олюторка и Култушное, так как эти населенные пункты были закрыты против воли коренного населения.

В селе Олюторка к 29.10.75 г., времени закрытия, было 43 дома (143 человека), в селе Култушное к закрытию (01.05.78 г.) было 42 дома, из них 11 учреждений (256 человек). Бюро РК КПСС (первый секретарь РК КПСС Олюторского района Леонтий Афанасьевич Чайка ) приняло постановление, в котором говорится о строительстве в с. Тиличики двух 12 - квартирных жилых домов для переселяющихся жителей, и что “...переселение преследует следующие цели: улучшение занятости местного коренного населения, повышение их культуры, материального благосостояния...”.

Коренное население было возмущено. Они говорили о том, что для них, живущих охотой, рыболовством, собирательством, земля образует материальную и духовную основу жизнедеятельности. Это земля их предков, без нее они обречены на исчезновение. Но их не спрашивали и к ним не прислушивались. Одним росчерком пера все было решено.

Где же реальность, “улучшение занятости местного коренного населения, повышение их культуры, материального благосостояния...”? После переселения в с. Тиличики старики один за одним стали умирать, молодежь - спиваться, работать было негде, в основном работали разнорабочими, кочегарами, санитарами, нянями и т.д. Постепенно мы утрачивали свои навыки к традиционным отраслям хозяйствования, свой язык.

Сейчас мы пытаемся возродить села, надеясь, что рано или поздно все вернется на круги своя.

Лариса Анкудинова, корячка,
с. Тиличики, Олюторского района Корякского АО,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Проблемы села Красный ЯрСело Красный Яр Пожарского района Приморского края - место наиболее компактного проживания коренных малочисленных народов Приморья. Проживают в селе представители 16 национальностей.

Основное предприятие - ОАО “Национальное охотничье хозяйство “Бикин”, которое занимается заготовкой лектехсырья, мяса, пушнины и дикоросов, в настоящее время хозяйство занимается и заготовкой деловой древесины, так как ведет строительство жилых домов для жителей села, на средства, выделяемые Госкомсевером. В селе имеются средняя школа, детский сад, пансионат для престарелых граждан, участковая больница, музей, клуб, почта, АТС. Село расположено на высоком берегу горной таежной реки Бикин и в самой глуши уссурийской тайги. Поселку охотников исполнилось 40 лет. Но как и все отдаленные села, село Красный Яр также терпит экономическую нестабильность. Охота не приносит прибыли, работники бюджетной сферы не получают заработную плату по 3-4 месяца. Все рабочие места укомплектованы кадрами из числа местных жителей, но, несмотря на это, проблема трудозанятости остается одной из главных. Трудоспособная молодежь в возрасте 20-45 лет не может найти работу, а искать работу за пределами села не хотят, так как охотник никогда не найдет себе места в городе, городская жизнь для таежников хуже смерти.

Село привлекает своей особенностью и красотой не только россиян, но и зарубежных гостей. Это место, где стоит дремучая тайга в ее первозданном виде, и эта тайга стала объектом пристального внимания лесопромышленников, которые обратились к руководству края и Правительству РФ создать совместное предприятие с южно-корейской фирмой “Хендэ” и начать рубку леса в верховьях р. Бикин. Сколько сил пришлось вложить жителям села, чтобы отстоять тайгу!... Выставлялись пикеты как в тайге, так и у здания “Белого дома” во Владивостоке.

Жителей села поддержалол не только население всего края, но и за рубежом.

Отстояли тайгу у лесопромышленников, возникла угроза со стороны кооператоров. И сейчас, как никогда, нужен закон о территориях традиционного природопользования, тогда тайга останется не только для жителей нынешнего поколения, но и потомкам.

Наталья Канчуга, удегейка,
п. Красный Яр Пожарского района Приморского края,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Летучий голландец с фенольными отходами (объявим всероссийский розыск отравленного груза)

Сообщение UCS-INFO - 182, 8 ноября 1997

Газета “Сегодня” в номере за 4 ноября 1997 г. сообщила следующее:

“В результате железнодорожной аварии, случившейся в 1996 г. на станции Мыслец Горьковской железной дороги в Чувашии, разлилось несколько цистерн с фенолом. В целях безопасности отравленную землю собрали и загрузили в 70 вагонов. Они оставались на месте до тех пор, пока районные власти не забили тревогу. Тогда железнодорожники отправили эти вагоны в неизвестном направлении. Этим летом они появились уже в Нижегородской области. Но не 70 вагонов, а только 14. После очередной “шумихи” вагоны отправили в Новосибирскую область, где местный научно-инженерный центр “Экология” по договору с ГЖД должен был произвести переработку отравленной земли. Однако несколько недель назад сибирские экологи сообщили нижегородцам, что соответствующей установки у НИЦ “Экология” пока нет, а новосибирские власти потребовали от руководства Западно-Сибирской железной дороги вывезти “фенольную” землю за пределы региона. Что и было сделано. Вагоны с землей отправили по неизвестному адресу. По сей день руководство ГЖД хранит молчание относительно судьбы зараженной фенолом земли”.

К теме хемоэкологической трагедии на почве фенола и других пока скрытых от населения токсикантов, которая постигла Чувашию 14 мая 1996г., мы обращались неоднократно - в бюллетенях UCS-INFO - 68,-69,-164.

Напомним, что писалось в UCS-INFO - 68:

“Пожар потушен. Началась откачка содержимого образовавшихся отстойников на месте речки Паланки. В общей сложности набралось семь железнодорожных цистерн и 12 вагонов, до краев наполненных отравленной землей с места аварии, которые в течение трех недель никуда не могли отправить на утилизацию. В конце концов их “сплавили” в Муром.

У одних началась кропотливая работа над созданием рапорта об успешной ликвидации чрезвычайной ситуации. Другие же занялись подсчетами убытков. А третьи начали совать нос куда не следует.

Больницы тем временем заполнились ликвидаторами и местными жителями. На обычное обследование, как заявляют высокопоставленные медики. Простые же токсикологи удивляются: отравления протекают “не совсем характерно” для фенольных. Списывают это несовпадение с классической картинкой на свою неопытность. Подобного ведь у нас раньше не было!.. По неофициальным данным, некоторые из ликвидаторов уже начали слепнуть”.

В UCS-INFO - 69 появились детали:

“К 18 мая было госпитализировано более 100 человек. К 30 мая их число возросло до 192. В основном это были ликвидаторы аварии, с помощью носилок и лопат возводивших аварийные гидросооружения (трактора и бульдозеры увязли в жидком месиве и помогали в основном в освещении места работ в ночных условиях). Однако среди госпитализированных оказались два генерала МВД, лично участвовавшие в работах на уровне отдачи приказов. Были среди пострадавших и местные жители. Какие новые токсические вещества образовались во время пожара, не ясно, хотя возможность такая была (черное облако от пожара растянулось на несколько километров). Картина поражения людей, как минимум, оказалась не очень типичной для фенольного отравления. Во всяком случае среди пострадавших уже отмечены случаи потери зрения.

К сожалению, в Чувашской Республике еще не излечим синдром успокоения общественности с помощью ее недоинформирования. Во всяком случае, во время сессии Государственного Совета Чувашской Республики доклад природоохранного прокурора А.В. Падюкова с честным анализом событий получил резкий отпор со стороны главы администрации Президента Чувашии П.С. Краснова”.

В UCS-INFO-164 были подведены итоги за год:

“За прошедший год для жителей зоны чрезвычайной ситуации не было сделано практически ничего. И если бы мы, журналисты, критически воспринимали то, что нам говорят лица, ответственные за ликвидацию этого происшествия, им бы не удалось убаюкать народ.

Начальником опергруппы был назначен председатель Комитета по чрезвычайным ситуациям Виталий Петьков.

В Мыслеце Петьков стал основоположником чувашской национальной школы ликвидаторов.

Уже прошла первая ядовитая газовая атака, отгорел состав, все начало стихать. Кроме Петькова, предложившего мазут, пленкой покрывающий речушку, сжечь. Чиркнула спичка - вонючий едкий дым пошел в деревню, накрыл ее без остатка.

Так благодаря инициативности и знаниям Виталия Петькова многие мыслецкие крестьяне освободились от тяжелой работы по ухаживанию за скотиной. Потому что, как поет Сташевский, скот “здесь больше не живет”.

Оценить состояние окружающей среды и комплексный ущерб, нанесенный ей, должен был новоиспеченный министр по охране природы, выдающийся учетчик лосей Алексей Автономов.

Конечно, Алексею Николаевичу было известно, что возникшее во время пожара ядовитое облако загрязнило более 1,5 тысячи гектаров леса, пастбища и отравило не менее 6 тысяч человек. Скажи Автономов честно о том, что творится в Мыслеце, у Москвы было бы иное отношение к происходящему в республике. Но гуманно, по-вашему, было сказать такое несчастным жителям? Гуманизм победил: Мыслец был признан почти курортной зоной. Жители до сих пор ни о чем не подозревают, живут и радуются. Как ветер подует, они всей деревней радуются. А по телу - праздничная сыпь.

ИТОГИ. Разъезд Мыслец был безумно красивым, почти заповедным уголком Чувашии. Летом запах такой, что одним им хоть и питайся. Сама деревенька раскинулась широко и совершенно безмятежно, как и положено наивной провинции. А малина...

Сейчас малину тоже приезжают собирать, только в противогазах и резиновых перчатках. По данным центральной Шумерлинской районной больницы, у детей участились пороки сердца, анемия, возросли заболевания щитовидки. Резкая потеря памяти. Собаки слезящимися глазами провожают проносящиеся по восстановленной дороге поезда...

К сожалению, между тем, что на станции горело, и тем, что впоследствии отражено в документах, - большая разница. Фенол, дизтопливо, полиэтиленовая крошка - об этом Чувашия извещена. Но сохранился документальный фильм, снятый на месте аварии. Горели так называемые литерные вагоны - вагоны с желтой диагональной полосой. Обычно так маркируется окислитель для ракетного топлива...

Как это ни печально, но симптомы заболевания пострадавших совсем не напоминают классические отравления фенолом. Все эти слезящиеся глаза, надутые шишки лимфоузлов, поражения носоглотки скорее вызываются другим набором токсических веществ: от соединений ртути до радиационных.

Это означает одно: Чернобыль”.

Возвратимся к сообщению газеты “Сегодня” за 4 ноября 1997 г. Итак, у начальника Горьковской железной дороги г-на Шарадзе много хлопот.

Г-н Шарадзе судится с Чувашией за то, чтобы ничего не заплатить за поруганную землю, - судится из принципа. И Чувашия судится с ним из принципа - понесет в правовом государстве виновник наказание или нет (вестимо, пострадавшим людям ничего не достанется - важен принцип).

А еще г-н Шарадзе, на этот раз из чувства самосохранения, ищет, куда бы сплавить грунт со станции Мыслец, отравленным фенолом.

И пока находит.

Вот и умельцы из Новосибирска хотели подзаработать без хлопот. Обезвреживать загрязненные грунты они, конечно, не умели - это серьезная технология. Похоже, они просто собирались сбросить отравленный груз в ближайший овраг. И получить деньги... за переработку. Пока не вышло.

Экологи России! Давайте не позволим г-ну Шарадзе выкрутиться.

Давайте не позволим трепачам, жуликам и бездельникам под прикрытием “экологических” вывесок получить незаработанные деньги. Пусть зарабатывают хлеб свой в поте лица своего.

Давайте не дадим сгинуть вагонам с отравленным фенолом грунтом на просторах Родины чудесной.

Давайте помнить, что хемоэкологическая трагедия Чувашии - это и экологическая трагедия России.

Что бы ни думали об этом г-да Шойгу, Данилов-Данильян и Дмитриева.

Бюллетень выпускается Союзом “За химическую безопасность” при финансовой поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров

Редактор и издатель Лев Федоров

К содержанию

НАРОДЫ СЕВЕРА

Удэгейцы

 

Всего удэгейцев 2000 человек, они относятся к тунгусо-манчьжурской группе и живут в Хабаровском крае (район им. Лазо, Нанайский район) и в Приморском (Пожарский, Красноармейский, Тернейский районы). Все удэгейцы делятся на этнические группы: бикинские, самаргинские, иманские, хорские и анюйские - по наименованию рек. В основном они селились в тех местах, где были река и тайга. Их родной язык бесписьменный, традиционное верование - шаманизм. Исконными видами деятельности удэгейцев являются охота, рыбная ловля, сбор дикоросов.

Рыба и мясо - основные продукты питания. В результате контактов с русскими и китайцами удэгейцы стали активно осваивать новые земли, и пища стала более разнообразной, но до сих пор не исключаются из рациона рыба и мясо в сыром виде.

Удэгейцы, проживающие в Приморском крае, занимаются промыслом женьшеня и пантов (в последнее время добыча пантов временно запрещена, так как уменьшилось количество изюбров из-за интенсивной вырубки тайги).

До становления советской власти удэгейцы жили родами, но с приходом советской власти стали строить деревни, где появились школы, больницы и другие объекты соцкультбыта.

В то же время началось насильственное обучение русскому языку с запретом говорить на родном, а религия (шаманизм) подверглась гонениям со стороны властей. Результатом всего этого явилось то, что нынешнее поколение мало что знает о своей культуре, своем языке.

Одежда, обувь, головные уборы в общих чертах сходны у мужчин и женщин: тканевый халат покроя кимоно с застежкой на правом боку. Женский халат длиннее мужского и орнаментов побольше, под халатом штаны с ноговицами у мужчин и женщин. Обувь короткая (олочи), сшитые из шкуры сохатого или кабана. Маленькая меховая шапочка, а под ней матерчатый шлем зимой спасает от попадания снега на шею.

Фольклор удэгейцев богат: мифы о создании Вселенной, о духах, волшебные сказки о животных, загадки, пословицы, поговорки. Своеобразен музыкальный фольклор, песни складываются “на ходу”. Помимо шаманского бубна используются музыкальные инструменты кункай и кенгола (дудочка).

В настоящее время среди удэгейцев есть своя интеллигенция: врачи, учителя, юристы, экономисты, инженеры, известные писатели: Н.С. Дункай, В.Т. Кялундзига, Джанси Кимонко; художник И.И. Дункай; кандидат математических наук П.Б. Суляндзига.

Как и все представители коренных малочисленных народов, удэгейцы в настоящее время переживают экономическую нестабильность. Гибнет культура народа, теряется язык. Уменьшается численность из-за снижения рождаемости и увеличения смертности, распространения заболеваемости туберкулезом, ассимиляции (преобладание смешанных браков).

Н. Канчуга,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Пикто-
графические письмена юкагиров

 

Пиктографические письмена юкагиров можно разделить на два вида: письмена охотников и рыболовов и на любовные письмена девушек. К первому виду относятся чистые пиктографические письма, т.е. на них указывались схемы маршрутов кочевок охотников и рыбаков, по таким письмам можно было узнать не только, сколько человек кочует, но и с точностью можно было определить, сколько дней они пробыли на стоянке, сколько дней добирались до определенного человека, кто болеет или умер и многие бытовые подробности.

Любовные письмена писали только девушки, взрослые женщины этим не занимались. Эти тосы (берестяные письма) интересны не только своим графическим изображением, а еще и тем, что на них девушки передают сложные смысловые абстрактные понятия, такие, как печаль, горе, радость, любовь. Стоит только посмотреть на тосы девушек - они поражают своей стилизацией и построением фигур. Изображение человека напоминает закрытый зонтик, фигуры женщины и мужчины очень похожи, но все же есть нюансы, которые дают возможность различить пол человека.

Занимаясь пиктограммами, ученые нашли параллели между письменами юкагиров и письменами североамериканских индейцев.

Пиктограммы считают первой ступенью в становлении более сложной письменности на примере китайских древних иероглифов, которые также являлись вначале пиктограммами, а потом идеограммами.

Ю. Курилов, филолог,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Представления селькупов о природе

 

Селькупы считали себя детьми Земли. Она им представлялась в виде плоской тарелки, которую поддерживают кощары (мамонты). Зима наступала вследствие того, что она наклонялась тем краем выше, где восходило Солнце. Путь Солнца к восхождению над Землей преграждали в это время сильные и частые пурги, которые давили на него. Солнце ходило вокруг Земли, а не наоборот. Уже в советский период на уроках по географии селькупы не верили учителям, объяснявшим действительное положение Земли, ученики возражали, что если бы Земля вертелась вокруг своей оси, то ветер бы дул в одну сторону, а этого не бывает.

Солнце представлялось женщиной, а Луна - мужчиной. Значение Солнца в жизни человека отражалось в представлениях о роли его в рождении человека. Название солнечного луча совпадает с термином “илсат” (душа), что значит “то чем живет человек”. Только тогда, когда на женщину падает луч солнца, в ней зачинается новая жизнь - ребенок. Солнце не только рождает новую жизнь, но и способно воскресить умерших. Очень интересно, как селькупы представляли свою душу. Одной из частей этой души является кайты - дыхание. Оно всегда с человеком. Когда человек умирает, оно покидает тело, переходя в другой мир.

Другая илсат - “то, чем живут”. Селькупы представляли ее схожей с человеком. Илсат материальна - она ест и пьет. Также все животные имеют илсат. Среди селькупов не было единого представления о числе душ в человеке, иногда оно доходило до восьми.

Мир в целом делился на три яруса. Верхний мир населяли различные божества, средний мир - мир, где жили обычные люди, и нижний мир, очень похожий на средний, но там жили души умерших людей.

Главным хозяином верхнего мира был Нум или Ноб, он мало вмешивался в жизнь жителей среднего мира. Но его сын Ия, наоборот внемлил мольбам селькупов. В нижнем мире главенствовала Ылынта Кота (нижняя старуха).

В нижнем мире жизнь была устроена точно так же как, и в верхнем.

Все миры были взаимосвязаны. В верхний мир шаманы могли попасть по дереву, которое соединяет все миры.

Взаимосвязь проходила через лиственницу или кедр, ветви которых уходили в семиярусное небо (верхний мир). Но было еще и дупло - вход в нижний мир. Это таинственное дерево считалось дорогой шамана в его путешествиях по мирам.

И. Шафранник,
селькупка, Томская область,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Негидальцы

 

Негидальцы относятся к тунгусо-маньчжурской группе.

Их численность в Российской Федерации 622 человека, в Хабаровском крае насчитывается 502 человека. Говорят на негидальском языке, имеющем 2 диалекта: низовской и верховской, первый имеет много общего с языком ульчей, орочей, нанайцев; во втором заметно влияние эвенков. Традиционное верование - анимизм, шаманизм.

Этническая основа и исторические пути негидальцев тесно переплетались с историей живших по соседству нивхов, ульчей, нанайцев, эвенков.

Негидальцы были исконными рыбаками и охотниками. У верховских негидальцев рыболовство и охота дополнялись оленеводством (основное отличие от низовских). Однако их нельзя приравнять к кочевникам - оленеводам (эвенкам), так как они пользовались оленями только в транспортных целях и вели оседлый образ жизни.

Для рыболовства пользовались заездками, небольшими неводами, сетями, крючками, удочками, острогами. Каждая семья делала для себя большие запасы сушеного лосося - юколы. Использовали и кожу рыб разных пород для изготовления одежды, обуви, бытовых поделок. Женщины умели выделывать шкуры и кожи, шить из них одежду и обувь, украшать их затейливым тонким орнаментом, изготовлять утварь из бересты.

В конце XIX века в рацион негидальцев входит картофель, который они выменивали на рыбу у живших по соседству русских. Постепенно некоторые низовские негидальцы сами начали сажать картофель.

Современные негидальцы проживают в основном в Ульчском районе и районе им. Полины Осипенко. Жизнь их не отличается от других народов. Все находятся в одном положении, но при этом внутреннее содержание в характере негидальцев несколько отличается.

Имеют приусадебное хозяйство, содержат крупный рогатый скот, свиней, птиц, имеют приусадебные участки, сажают овощи. На зиму заготавливают впрок консервы.

Только горько осознавать, что со временем может исчезнуть с лица земли такая национальность, как негидальцы, их язык, культура, и очень хочется, чтобы на местах были инициативные люди и делали все возможное для создания среды обитания негидальцев. Восстановить, воссоздать на местах начиная с ясельного и садовского возраста родной язык. Какая форма? Вариантов много. Да хотя бы привлечь тех людей, которые могут говорить на своем языке, которые могли бы создать частные детские сады. Обратиться к этнографам с просьбой о создании своей письменности и букваря, художественной литературы.

Юлия Декаль, негидалка,
с. Тыр Ульчского района Хабаровского края,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Правительство и коренные народы Канады должны стать партнерами

 

С 28 июля по 1 августа 1997 года в Женеве (Швейцария) проходила 15-я сессия Рабочей группы ООН по коренным народам. В ее работе приняли участие трое представителей шорского народа из Кемеровской области: Михаил Тодышев, вице-президент российской Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока по связям с ООН, Егор Бекренев, заместитель главы администрации по национальному вопросу г. Мыски, Любовь Чульжанова, редактор бюллетеня “Туган Чер”.

Вновь сессия собрала большое число участников: наблюдателей от правительств, представителей организаций системы ООН, организаций и общин коренных народов и неправительственных организаций, а также отдельных экспертов и ученых. Общее число участников составило 800 человек из 140 стран. Из России в работе приняли участие 10 представителей коренных народов России: шорцев, ненцев, чукчей, эвенков, камчадалов, долганов, ительменов, а также полномочный представитель Правительства России - начальник департамента Госкомсевера, член комиссии по правам человека при Президенте РФ и два депутата Госдумы.

По традиции перед началом сессии 26 и 27 июля 1997 года состоялась Подготовительная встреча представителей коренных народов, главной целью которой является обмен мнениями, информацией по вопросам повестки дня сессии. На встрече были обсуждены следующие вопросы: о проекте Декларации прав коренных народов мира, о создании Постоянного форума коренных народов в ООН, о Международном десятилетии коренных народов. о здоровье, о биологическом разнообразии и транснациональных корпорациях.

Главным вопросом 15-й сессии была тема “Земля и окружающая среда”. Именно этой важной теме были посвящены большая часть выступлений как представителей России, так и других стран. Земля является основой жизни любого народа. В большинстве стран, как и в России, коренные народы лишены своих исконных земель. Коренные народы даже не ставят в известность перед началом осуществления какого-либо проекта на их землях, не говоря уже о компенсациях за нарушенный уклад жизни и загрязнение окружающей среды. Об этом говорили и индейцы США, и аборигены Австралии, и представители коренных народов России, и коренные народы Африки, Азии и Латинской Америки.

В настоящее время сессии Рабочей группы ООН по коренным народам являются единственным местом, открытым для представителей всех коренных народов. Здесь коренные народы могут говорить о всех волнующих их вопросах. Но Рабочая группа - непостоянный форум, и ее мандат ограничен. Так, она не рассматривает конкретные жалобы, она только анализирует информацию, касающуюся коренных народов, и затем эта информация в виде доклада поступает в Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, чьим вспомогательным органом является Рабочая группа по коренным народам. Кроме Подкомиссии готовые доклады Рабочей группы рассматривает и принимает решения по ее рекомендациям Комиссия по правам человека. Поэтому сегодня на повестке дня стоит вопрос о создании постоянного форума коренных народов в системе ООН на уровне Экономического и Социального Совета. Уже прошло два семинара по этому вопросу (в 1995 и 1997 годах). Все выступавшие по этому вопросу высказались за создание постоянного форума ООН, который бы занимался вопросами защиты прав коренных народов.

Л. Чульжанова,
редактор бюллетеня “Туган Чер”, участник
15-й сессии Рабочей группы ООН по коренным народам
г. Междуреченск Кемеровской области

К содержанию

Впечатления о поездке в Женеву

 

М. Тодышев:

“Команда представителей коренных народов России в этом году получилась хорошая и работоспособная. Общая оценка работы, скажем так, не 5, а 10 по пятибалльной системе. За сравнительно короткий промежуток времени - 7 дней нам удалось добиться максимально встреч, выступлений и решений других вопросов. Наиболее важные моменты, на мой взгляд, были встречи с секретарем Комитета по экономическим, социальным и культурным правам Александром Александровичем Тихоновым, который помимо информации о результатах рассмотрения отчета России за пятилетний период весной 1997 года дал нам развернутую характеристику системы ООН, ее агентств и ведомств, комитетов и комиссий. Выступления каждого из участников сессии по основному вопросу повестки дня “Земля, развитие и окружающая среда”, встречи в комитете по связям с неправительственными организациями с целью решения вопроса получения консультативного статуса при ЭКОСОСе для российской Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Знаменательным было выступление Е. Бекренева в первый день сессии, когда коренные народы торжественно отметили 20-летие первого похода коренных народов в ООН. Это конкретный результат нашей постоянной работы в Женеве.

Регулярные традиционные встречи коренных народов с постоянным Правительством России при ООН также приносят свои плоды; так, по результатам прошлогодней встречи в Правительстве начался процесс определения отношения к статьям проекта Декларации коренных народов.

Самое главное - на моих глазах происходит становление лидеров коренных народов России. Для них очень важен опыт индейцев и других аборигенов, опыт борьбы за свои права. Думаю, поездка оказалась полезной для всех представителей коренных народов из России”.

Е. Бекренев:

“Участие в работе сессии Рабочей группы ООН по коренным народам - это прежде всего опыт, общение, учеба, преемственность. Мы приезжаем в Женеву, чтобы донести мировому сообществу жизнь шорцев. Выступая на сессии, я затронул вопросы экологии. Они меня тревожат до крайности. Вопрос этот затрагивается из года в год, так как ищут консенсуса. А это доходит до людей не сразу. Поэтому все так длительно.

Вопрос по Декларации прав коренных народов тоже обсуждается, дебатируется не один год. То, что Декларация будет принята, у меня даже не возникает сомнения. Вопрос - когда? Наше государство будет в этом вопросе в числе отстающих. Так, есть хороший документ - Конвенция МОТ №169. Девять стран ее ратифицировали, а наше государство даже не думает, наше Правительство даже не приезжает сюда.

Л. Чульжанова:

Программа сессии была очень насыщенной: выступления, встречи, пресс-конференции, презентации. Пять дней пролетело, как мгновение. Во вторник мною, как членом пресс-комитета по связям с прессой, была организована встреча представителей коренных народов России с российскими средствами массовой информации, аккредитованными при ООН в Женеве. Корреспонденты ИТАР-ТАСС, РИА-новости и “Комсомольской правды” получили большой объем информации о положении коренных народов России. Каждый представитель коренных народов из России рассказал о положении своего народа. Возможно, после этой встречи СМИ все же проникнутся нашими проблемами и будут больше уделять им внимания и освещать мероприятия коренных народов в полном объеме, чего пока, к сожалению, нет. В конце сессии им были представлены тексты наших выступлений.

К содержанию