БЮЛЛЕТЕНЬ № 13 | VI группа стажеров | |||
СОДЕРЖАНИЕ | ||||
Новости, факты, события |
| Возродить самоуправление шорского народа Я и в Питере землячка... Международное десятилетие коренных народов разменяло третий год Пусть всегда будет “Солнечный”! Рассказ о Валентине Итевтегиной-Вэкэт “Цивилизованное” село Республика Алтай - демографическая ситуация и перспективы Экологическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе 1998 год - год Арктики в Республике Саха (Якутия) “Малая Сосьва” Уровень жизни населения в Республике Саха (Якутия) Совещание в Палате по делам национальностей | ||
Народы Севера |
| Алюторцы Национальный обряд юкагиров “Талуутэл” Змея в селькупских верованиях и фольклоре Я - гольд! | ||
Встречи стажеров |
| В Министерстве по национальной политике и федеративным отношениям РФ Встреча с К.Д. Аракчаа О встрече с координатором национальной группы IWGIA О. Мурашко Программа № 1099 | ||
Точка зрения |
| Возможно ли государственное регулирование рождаемости? | ||
|
|
|
|
|
НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ | ||||
Возродить самоуправление шорского народа | 14 марта 1998 года в Новокузнецке состоялся “Чыылых” (общее собрание) Совета старейшин шорского народа (глава Совета старейшин М.А. Тодышев), главной целью которого является возрождение традиционных форм самоуправления шорского народа. На собрании принято решение активизировать работу по выборам паштыков (старост) в городах и поселках, провести эту работу до июля 1998 года и сформировать органы территориального общественного самоуправления. Для участников были подготовлены пакеты законодательных актов по местному самоуправлению. С сожалением констатировалось отсутствие старост из дальних деревень Таштагольского и Междуреченского районов. На собрании выступила депутат Законодательного Собрания Кемеровской области Н.М. Печенина. Она рассказала о том, что в проекте бюджета на 1998 год не заложены средства на реализацию программы по коренным малочисленным народам Кемеровской области. Нет средств даже на традиционные мероприятия, которые обычно финансировались: областной Пайрам, Спартакиада коренных малочисленных народов, издание учебников. Как депутат Н.М. Печенина сделала запрос в согласительную комиссию по бюджету: почему проблемы коренных народов выпали из поля зрения? Председатель комитета по коренным малочисленным народам областной администрации П.П. Акуляков объяснил ситуацию с бюджетом так: вначале предложения комитета не принимались, так как не было положения о статусе комитета, а когда вышло положение (28 января 1998 года), было уже поздно. Теперь на последнем заседании коллегии областной администрации по бюджету 16 марта предстоит попытаться включить в бюджет мероприятия коренных народов (шорцев и телеутов). П.П. Акуляков рассказал о том, что орган, который он возглавляет, входит в Департамент по развитию новых структур и малого предпринимательства и в настоящее время идет работа с шорскими предпринимателями, которым предлагается готовить бизнес-планы. Деньги будут выделяться под 6% годовых. Планируется выделить 10 млн рублей (неденоминированных) на реализацию бизнес-планов шорских и телеутских предпринимателей. Далее П.П. Акуляков рассказал о своей поездке в Канаду в феврале 1998 года в составе правительственной делегации, которая посетила 16 городов, 14 поселков и 3 резервации. Если на территории аборигенов Канады добывают полезные ископаемые, то все налоги компаний идут в бюджет резерваций. Начальная школа в резервации оснащена так, что этому удивились чиновники из Госкомсевера. На собрании Совета старейшин обсуждался вопрос подготовки празднования 70-летия со дня рождения выдающегося шорского ученого А.И. Чудоякова. Л. Чульжанова, | |||
Я и в Питере землячка... | С февраля 1996 года в Санкт-Петербурге начало свою деятельность общество студентов из Ненецкого округа, обучающихся в различных вузах города. Руководителем этого общества является Владислав Владимирович Песков. Написать об этом обществе побудило то, что оно затрагивает интересы студентов, здесь они могут реализовать свои возможности в той или иной степени. Самое важное то, что, выехав за пределы округа, далеко от родных мест, студенты здесь не чувствуют себя одинокими. Я вступила в общество в сентябре 1997 года. Во-первых, это прекрасная возможность общаться, рассказывать о своих интересах, выдвигать какие-то свои идеи и, конечно, решать совместно проблемы. Члены общества собираются не менее одного раза в месяц. Каждую неделю мы собираемся на кафедре уральских языков по адресу пр. Стачек,30, где есть возможность обучаться работе на компьютере, с удовольствием учит нас наш руководитель Владислав Песков. В ближайшем будущем мы будем разрабатывать учебные пособия по ненецкому языку, составленные заведующей кафедрой Уральские языки и методика их преподавания Марией Яковлевной Бармич. На кафедре много полезного материала, который необходимо сохранить. Студентки факультета народов Крайнего Севера Анна Латышева и Алла Выучейская занимаются созданием макета тундры. Ими уже сделан аргиш. Мы очень заинтересованы в том, чтобы сохранились традиции ненецкого народа и, чтобы материалы о своем округе брать не из других источников, а иметь свои. Многих студентов, обучающихся здесь, интересует, как живут земляки и что происходит в родном краю. У нас есть возможность наблюдать за этими событиями по материалам окружной газеты “Нарьяна Вындер”, которая высылается в адрес общества. За это огромное спасибо главному редактору газеты Ольге Вадимовне Чебуриной. Члены общества вносят ежемесячные взносы, которые используются для дальнейшего существования общества. У нас очень много запланировано, много еще суждено сделать. Я хочу, чтобы такого рода мероприятия проходили регулярно, чтобы мы не опускали руки перед трудностями, встречающимися на пути, и вместе преодолевали их. Ведь в нынешнее сложное время очень трудно быть одному. В.Талеева, | |||
Международное десятилетие коренных народов разменяло третий год | Не знаем, что там думает объявившая его ООН, но наши аборигены, похоже, выживают сами - как могут. У властей руки не доходят. Трудно всем. Наверное, коренных таймырцев еще хранят мощные духи их предков. А на нас, пришлых, - точно гневаются. И за то, что изгадили край, и за предательство. К 2004-у, когда закончится это самое десятилетие в защиту коренных народов, будем ли мы жить в этих краях ?.. Драпанем из разваливающегося города на материк ?.. Уж точно - не в тундру. Что мы о ней знаем, что умеем ?.. Долганский мастер и промысловик Никита Налтанов, как и все его предки, - навечно здешний. В этом завидная сила этого небольшого с виду человека. Жаль, не побывали мы в Дудинке на недавней его выставке. Надеемся, кто-нибудь решится устроить вернисаж Никиты Налтанова в Норильске. Пока же - только материал, присланный нам из окружной столицы. Может, и вдохновит кого на культурный подвиг. И. Даниленко, | |||
Пусть всегда будет "Солнечный"! | После двухмесячного перерыва вновь зазвучали детские голоса в оздоровительном лагере “Солнечный”, что близ Теси. 154 учащихся интерната, где воспитываются и обучаются дети коренных жителей Таймырского автономного округа, приехали сюда в начале ноября. Это ребятишки из малообеспеченных семей, из факторий, разбросанных по бескрайним просторам северной тундры. И здесь, в “Солнечном”, они будут не только учиться целых две четверти - до конца марта, но и получать необходимое стоматологическое и прочее лечение. Об их здоровье, о сбалансированном и вкусном питании с овощными и фруктовыми добавками позаботится обслуживающий персонал детского оздоровительного лагеря. Воспитатели же (их по два на каждый из пяти разновозрастных отрядов) будут помогать ребятам учить домашние задания, интересно и увлекательно организовывать свой досуг, научат навыкам самообслуживания, этике общения. Учиться же таймырские школьники будут в близлежащей школе (с 1-го по 9-й класс), куда их будут возить каждый учебный день автобусами. Ни в чем не будут ущемлены таймырские ребятишки из тундровых факторий в лагере “Солнечный”. А о впечатлениях, какие они там получат, вскоре узнаем: будут письма в интернат и к родным, будут инспекторские поездки специалистов управления социальной инфраструктуры комбината, который и позаботился об увлекательном зимнем отдыхе школьников. И. Даниленко, | |||
Рассказ о Валентине Итевтегиной- Вэкэт | Не так давно я познакомилась с очень интересной женщиной из с. Уэлен Чукотского района - Валентиной Кагъевной Итевтегиной. Передо мной сидела женщина, пережившая годы войны, послевоенные годы разрухи, долгие тяжелые годы строительства социализма и сейчас, в свои годы не потерявшая интереса и любви к жизни, к Северу и своему народу. Интеллигентная, общительная и мудрая женщина, она одна из немногих, кто пытается сохранить самобытность, культуру, язык и традиции своего народа. Она никогда раньше не писала стихи и рассказы. На склоне лет Валентина Кагъевна почувствовала потребность рассказать потомкам о жизни своих предков. Она родилась в большой семье морского охотника, закончила семь классов, обучилась на швею и всю жизнь занималась шитьем. Шила головные уборы, национальную одежду, занималась вышивкой. У нее две дочери, два сына и шесть внуков. Дети все получили образование и специальность. Старшая дочь - юрист, вторая - технолог по национальной одежде, работает в Анадыре. Старший из сыновей - учитель, а младший - косторез. Валентина написала первую часть книги “Спящая на нерпичьих шкурах”. В настоящее время пишет повесть “Кагъегыргин”, это имя ее деда. В ней рассказывается о жизни ее предков, о корнях ее рода, о языке и культуре, о традициях, о мире звезд, без знания которых на Севере невозможно жить. Ее предки были смелыми охотниками, которые охотились на дрейфующих льдинах. Она пишет еще один рассказ о том, как семья чукчей воспитывает свою дочь, учит разным премудростям чукотской кухни. На примере воспитания этой девочки показывается воспитание чукотской женщины, которая может справляться не только на кухне, но и с любой мужской работой: это умение запрягать оленей, управлять упряжкой, хорошо стрелять. А еще Валентина Кагьевна сочиняет песни. Прощаясь с этой женщиной, я восторгалась ее трудолюбием, мудростью и мужеством. Она из далекой глубинки, в достаточно преклонном возрасте, решила оставить своим потомкам память - произведения, рассказывающие об истории ее народа. Так хочется пожелать ей здоровья и творческих успехов! В. Хандархаева | |||
"Цивилизован- ное" село | Село Андрюшкино находится за Полярным кругом на реке Алазея. В селе построены двухэтажные деревянные дома с водопроводом и канализацией. Все бы хорошо, если бы в речку не сливали фекалии. Оттуда же набирают воду для сельского водопровода, затем в ванны из крана и дают ей отстояться. Сутки спустя вся грязь и муть оседает на дно, вода кажется чистой и ее употребляют для приготовления пищи и питья. На дне ванны осадок грязи достигает 1 см, а то и больше. Большинство населения страдает от разных хронических и всевозможных инфекционных болезней. Неужели проблема неразрешима ? Ю. Курилов | |||
Республика Алтай - демографическая ситуация и перспективы | В Республике Алтай проживает 210 тыс. человек (по данным 1997 г.). Алтайцы -коренные жители - составляют 30 % из этого количества - около 65 тыс. человек. 4000 человек из всего количества населения официально зарегистрированы как безработные. Это 4, 3 % трудоспособного населения РА. В целом по республике на 1 вакантное рабочее место приходится 61,3 человека. Если сравнить по 11 имеющимся районам республики, на самом высоком уровне - 534 человека на 1 вакансию - показатели по безработице в Чойском районе. В этом районе проживет около 600 человек из числа коренных жителей. Этот район наряду с Кош-Агачским, Улаганским и Усть-Коксинским, имеет наивысшие показатели по количеству самоубийств. Как следует из данных Госкомстата РА, за период с 1990 по 1996 г. более чем в 2 раза увеличилось количество самоубийств. Из них 82 % - люди трудоспособного возраста. Особо отмечу, что, согласно данным медицинской экспертизы, ни один из них не был в состоянии алкогольного опьянения. В то же время количество новорожденных сократилось на 17 %. Смертность среди новорожденных и детей первого года жизни составляет 33,1 %. Средняя продолжительность жизни мужчин 55 лет, женщин - 68 лет. В двух районах, приравненных по сложности природно-климатических и социальных условий жизни к районам Крайнего Севера, - Кош-Агачском и Улаганском - средняя продолжительность жизни еще меньше: 42 у мужчин и 44 у женщин. Современная ситуация характеризуется дальнейшим ростом безработицы среди всего населения республики. Каковы же будут перспективы обеспечения трудовыми ресурсами при ожидаемом изменении социально-экономического положения России и РА? Кому работать в ХХI веке? Этот вопрос с каждым годом усиления социально-экономического кризиса, отсутствием долгосрочной программы социально-экономического развития РА, соответственно кадровой политики и системы подготовки необходимых для будущего высокопрофессиональных кадров приобретает все более острую форму. По данным СМИ Республики Алтай. Светлана Тюхтенева, алтайка, | |||
Экологическая ситуация в Ханты- Мансийском автономном округе | В 1992 г. территория Ханты-Мансийского автономного округа была объявлена зоной чрезвычайной экологической ситуации. Добыча нефти, газа, вырубка леса, засорение рек поставили под угрозу все живое. Нефтяные месторождения под Сургутом, Нефтеюганском районах вследствие нарушения водного режима и загрязнения воздуха происходит отмирание мощных кедровых массивов, этот процесс просто необратим. Сокращаются нерестилища ценных пород рыб: муксуна, стерляди, нельмы и др., сокращается добыча птиц и “мягкого золота” - соболя, серебристо-черной и рыжей лисы, песца и норки. С 1965 г. в ХМАО началось интенсивное освоение нефтегазовых ресурсов, открытие нефтяных запасов принесло для югорской земли, народам ханты и манси боль и раны. Загрязнение окружающей среды происходит при добыче и переработке нефти, а несовершенство технологии приводит к аварийным разливам. Ежедневно происходит замазучивание из-за разливов нефти. Степень загрязнения нефтепродуктами водоемов превышает ПДК в несколько раз: в реке Обь - от 7 до 37, Вах - от 8 до 77, Аган - от 14 до 30, Пим - от 16 до 29. Что же будет с нашей матерью-землей через 10-20 лет? Что мы оставим следующему поколению? Кто за это в ответе? Татьяна Егорова, ханты, | |||
1998 год - год Арктики в Республике Саха (Якутия) | Республика Саха (Якутия) — государство в составе Российской Федерации, часть территории которой является арктической зоной с границами по южному пределу тундры севернее, а местами южнее 66° северной широты, 12 из 35 улусов расположены в арктической зоне, в которой проживает 1/10 населения республики. Роль Арктики как одного из климатообразующих регионов планеты, сохранившего естественную природную среду обитания, становится определяющей в преддверии XXI века как хранилища запасов минерально-сырьевых ресурсов. Решение задач эффективного экономического развития Республики Саха (Якутия), безусловно, зависит от увеличения объемов использования природных ресурсов, что приведет к усилению техногенного воздействия на природную среду и соответственно потребует действенного государственного регулирования проведения политики государственного протекционизма в отношении арктической зоны. С учетом этих факторов Указом Президента РС (Я) М.Е. Николаева 1998 год объявлен в республике годом Арктики. Основными целями года Арктики являются: 1. Определение основных путей и механизмов выхода из кризисного состояния традиционных отраслей хозяйства. 2. Создание основ для постепенного перехода к сбалансированному природопользованию при приоритете экологических интересов над экономическими. 3. Повышение адресности и эффективности государственной поддержки. Создание комплексной системы социальной защиты народов Севера. 4. Создание целевой программы социально-экономического развития и сотрудничества с северо-восточными регионами России. Реализация основных целей года Арктики призвана создать необходимые условия экономического благоприятствования и государственного регулирования традиционных отраслей производства и социального развития арктической зоны Республики Саха (Якутия). Елена Тимофеева, долганка, | |||
"Малая Сосьва" | Заповедник “Малая Сосьва” существует в Ханты-Мансийском автономном округе с 1976 года. Это известный заповедник России со своими природоохранными традициями. За период существования проводились различные исследования, опубликовано более 100 научных работ, накоплен ценный материал о состоянии природы не только заповедника, но и близлежащих территорий, данные отражены в таком издании, как “Летопись природы”. “Малая Сосьва” принимает участие в разработках и внедрении научно-практических мероприятий по охране природы региона, например в создании памятника природы “Озеро Ранге-Тур”, природного парка “Кондинские озера”, сотрудничает в области экологического просвещения с телевидением, радио, редакциями газет, с общеобразовательными школами. Прошедший 1997 год был годом заповедников и национальных парков. Заповедник принял участие в программе “Марш парков - 97”. Проведены мероприятия: экологический ринг “Заповедник”, в котором участвовали школьники, дни открытых дверей с посещением музея природы, выставок фотографий и детских рисунков. Местное телевидение активно принимает участие в этих акциях, транслируя серию специальных передач, посвященных “Маршу парков - 97”. Телестудией “Радуга” снят телефильм “Заповедная сторона”. Т. Егорова, | |||
Уровень жизни населения в Республике Саха (Якутия) | Уровень жизни населения является результирующей оценкой развития любой системы хозяйствования. Социально-экономическое положение в Республике Саха (Якутия) остается по-прежнему сложным. По итогам 9 месяцев 1997 г., продолжается падение как номинальных, так и реальных денежных доходов населения республики, несмотря на то, что уровень инфляции продолжает снижать свои темпы. Необходимо отметить, что среднемесячный прирост цен за 9 месяцев 1997г. составил только 0,6% против 1,8% в прошлом году. Основной причиной заметного падения реальных денежных доходов в республике остается, как и прежде, задержка по выплате заработной платы и социальных пособий. По состоянию на 1 октября 1997 г. задолженность по зарплате составила 2643,7 млрд рублей, а на 14 октября 1996 г. - 1795,8 млрд рублей, т.е. задолженность возросла в 1,5 раза. В производственных отраслях основной причиной задолженности по зарплате является отсутствие собственных средств, в бюджетной сфере - отсутствие финансирования из бюджетов всех уровней. По предварительной оценке, среднемесячная заработная плата во всех сферах экономики по итогам 9 месяцев 1997 г. увеличилась на 7,7% по сравнению с соответствующим периодом 1996 г. Самую высокую зарплату имели работники органов кредитования, финансов и страхования, а самая низкая - у работников сельского и лесного хозяйства. До 1997 г. темпы роста средней заработной платы то опережали, то отставали от темпов роста потребительских цен. Величина прожиточного минимума растет более быстрыми темпами, чем сводный индекс на товары и платежные услуги. Рост утвержденного прожиточного минимума (IV кв. 1997 г. к I кв. 1997 г.) составил 10,9%, в то время как потребительские цены на товары и платежные услуги населения с начала 1997 г. возросли на 5,5%. Величина прожиточного минимума на IV кв. 1997 г. в среднем на душу населения по республике составила 963 072 рубля. Самая низкая величина прожиточного минимума среди обследуемых улусов отмечается в г. Нерюнгри - 821 тыс. рублей, а самая высокая - 1 200 000 - в северных улусах, где в основном живут коренные народы. Наибольшее удорожание по продовольственным товарам произошло на хлеб (25,45%), рыбу (10,7%), молоко и молокопродукцию (17,3%). Вместе с тем произошло снижение цен на ряд продуктов: на яйцо (2,3%), сахар (2,3%), плодоовощную продукцию. В связи с этим в структуре расходов населения на приобретение продуктов питания снизилась доля расходов на молочную продукцию - на 3,7%, мясо говядины - 12,1%. Следствием этого является высокое потребление более дешевых продуктов питания, а именно углеводистых продуктов. Превышение норм потребления таких продуктов указывает на несовершенство рациона питания, что сказывается на здоровье населения. Е. Тимофеева, долганка, | |||
Совещание в Палате по делам национальностей | 15 января 1998 года состоялось очередное заседание Палаты по делам национальностей Политического консультативного Совета при Президенте РФ, под председательством А. Вольского, на котором был рассмотрен вопрос: “Коренные малочисленные народы Севера России: возможности государственной и общественной поддержки”. В подготовке этого мероприятия принимала участие Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. На заседание были приглашены представители федеральных органов исполнительной, законодательной властей, коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, средств массовой информации. Заслушав и обсудив доклад первого заместителя председателя Государственного комитета Российской Федерации по вопросам Севера П.Х.Зайдфудима, Палата отмечает, что за последние годы вопросам жизнеобеспечения этих народов органами власти Российской Федерации уделяется значительное внимание. Но достичь стабилизации в социально-экономическом положении не удалось. Происходит нарастание негативных тенденций. Действующая система государственной поддержки северных территорий недостаточно эффективна. Остро стоят проблемы занятости населения, здравоохранения, сохранения среды обитания аборигенов. Правительству РФ, заинтересованным министерствам и ведомствам необходимо ослабить противоречия между индустриальным развитием северных территорий и развитием традиционных форм жизнедеятельности коренных народов. Госкомсевер России недостаточно опирается на органы местного самоуправления субъектов Федерации, на действующие на местах общественные организации, представляющие интересы коренных малочисленных народов Севера не оказывает им должной помощи в работе. Принято решение (дается в сокращении): - просить Президента РФ рассмотреть возможность учредить должность уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера России в структуре администрации Президента; - поддержать предложение Госкомсевера России о присвоении федеральной целевой программе “Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года” статуса президентской; - просить Правительство РФ разработать Концепцию государственной политики по развитию коренных малочисленных народов Севера в тесной увязке с обустройством и освоением северных территорий России; при доработке Налогового кодекса РФ полнее учесть специфику условий хозяйствования малочисленных народов Севера. Исключить из объектов налогообложения предприятия традиционных промыслов коренных малочисленных народов; - просить Госдуму РФ ускорить разработку и принятие федеральных законов, гарантирующих права коренным малочисленным народам; - поручить Счетной палате Госдумы РФ организовать проверку эффективного использования государственных средств, выделяемых целевым образом для поддержки коренных малочисленных народов; - просить Российский союз промышленников и предпринимателей содействовать процессу заключения договоров под встречные поставки оборудования, других материально-технических ресурсов предприятий и продукции традиционных видов хозяйственной деятельности коренных народов с учетом рыночных кредитно-финансовых отношений. Палата по делам национальностей считает целесообразным ввести в практику регулярные встречи представителей органов местного самоуправления поселений компактного проживания коренных малочисленных народов Севера с руководителями субъектов Российской Федерации, высшим руководством страны для обсуждения проблем жизнеобеспечения коренных народов Севера в ходе выполнения принятых по этим вопросам государственных решений. Г. Волкова, | |||
НАРОДЫ СЕВЕРА | ||||
Алюторцы |
| Алюторцы (алутальу - самоназвание) - этнографическая группа коряков в Российской Федерации на севере Корякского автономного округа. Численность около 3 тыс. человек, язык алюторский. Некоторые исследователи считают алюторцев самостоятельным этносом. Этническое обособление алюторцев от коряков происходило под значительным языковым и культурным влиянием эскимосов. Традиционное хозяйство: сочетание оленеводства с рыболовством и морским зверобойным промыслом. Оленеводы-кочевники имели тесные экономические и родственные связи с оседлыми алюторцами. Рыболовством алюторцы занимались с середины июня до середины сентября. Во время наибольшего хода рыбы (кеты, горбуши) переселялись к устью рек и ловили рыбу неводом, объединяясь по принципу родства и свойства в довольно крупные артели. Большая часть улова шла на юколу (сушеная рыба), а также на корм для ездовых собак. Морским промыслом алюторцы занимались в весенний и осенний сезоны. На нартах, запряженных собаками, с ружьями и копьями, артелью в 7-8 человек выезжали на морской лед за 5-10 км от берега. Мясо и жир морского зверя - лахтака или нерпы - либо сразу же употребляли в пищу, либо запасали впрок. Жир служил также для освещения. Из шкуры лахтака выделывали ремни, подошвы для обуви. Продукты морской охоты также обменивались на оленьи шкуры и мясо. С декабря по февраль охотились на пушного зверя: лисицу, россомаху, выдру, зайца. Оленеводство кочевых алюторцев было мелкотабунным. Стадо являлось коллективной собственностью 4-6 хозяев, связанных между собой узами родства. По суше передвигались на нартах, в которые запрягали собак или оленей. Для лучшего скольжения нарт по весеннему талому снегу полозья подбивали китовыми костями, полозья оленьих нарт - китовым усом. Для ходьбы по снегу и по льду применяются ступательные лыжи. Для передвижения по воде использовали многоместные кожаные байдары и долбленые челноки-баты. До XIX века единственным видом жилища были полуземлянки, состоявшие из основания с вертикальными стенами в форме восьмиугольника, свода-кровли в виде усеченного конуса и наружного щита-заслона, напоминающего огромную воронку. Входили и выходили по бревенчатой лестнице через квадратное отверстие в центре кровли, служившее также дымоходом и световым проемом. Традиционная пища алюторцев - толкуша - готовилась в специальном деревянном корытце. Вяленое мясо с кореньями растирали пестиком, добавляли жир и ягоды, пока не получалась густая вязкая масса. Из крови оленя, смешанной с содержимым оленьего желудка, варили похлебку. Сырыми съедали свежие почки, хрящи и костный мозг оленя. Оседлые алюторцы широко употребляли в пищу мясо и жир морских животных и свежую рыбу, которую варили или жарили на вертеле у костра. Деликатесом являлись также и кислые головки рыбы, кислые ласты лахтака, нерпы. Зимой шла в пищу строганина - тонко наструганная мороженая рыба. Традиционная религия: шаманизм, культ предков, духов-хозяев природы. У алюторцев было развито искусство резьбы и гравировки по моржовому клыку, унаследованное от эскимосов (ныне утрачено). До настоящего времени сохранилось женское искусство, связанное с художественной обработкой мха, кожи, птичьих шкурок. Мастерицы меховой мозаики, аппликации, вышивки бисером Н.И. Эвгур, М.Н. Чечулина, Я.А. Тнельхут, Е.С. Тытимгав и др. продолжают создавать кухлянки, гагагли, кэркэры, торбаса, рукавицы, головные уборы, коврики, сумочки, широко используя мех оленя, выдры, собаки, росомахи, нерпы, олений камус и пыжик, ровдугу, вышивку цветным бисером и нитками из оленьих сухожилий. А.В. Кочешков, | ||
Национальный обряд юкагиров "Талуутел" |
| Юкагирский язык - один из самых слабо исследованных языков Севера. И это несмотря на то, что отдельные сведения о юкагирском языке появились еще в середине XVIII века. Можно смело предполагать, что носители этого языка появились еще до ледникового периода, это утверждают многие известные ученые, лингвисты, этнографы и археологи. “Талуутэл” - это обряд слова. Заключает в себе силу магии - слова. Этот обряд у юкагиров очень древний, как и сам юкагирский язык. “Талуутэл” существуют и по сей день, секреты обряда передаются по наследству, но чужаку, а то и соплеменнику невозможно узнать всех тайн обряда. Остались еще живые свидетели этого обряда, они рассказывают, что с его помощью можно было вызывать людей или оленей, которые могли находиться в нескольких десятках, а то и сотнях километров от того места, откуда вызывали. Ю. Курилов | ||
Змея в селькупских верованиях и фольклоре |
| Для многих, особенно южных, селькупов змея играла очень большую роль. Конечно, сейчас это можно называть язычеством, но определенные верования и поверья существовали и существуют до сих пор, они просто вошли в сознание, так же, как язык, быт и самобытность. Змея была покровительницей души, символом дороги, помощницей души в преодолении опасностей в пути. Если вдруг змея показывалась в селькупском поселении, ничего хорошего это не предвещало. “Жди беды или несчастья” как бы говорил ее приход. Обычно, где жили селькупы, змей не было, умели место выбирать: как правило, это был остров, со всех сторон окруженный водой и незаметный для людей, идущих по большой реке. Селькупы называли змею только “царица”, так же как медведя - только “сам”. Считалось плохой приметой называть в лесу змею змеей, обидеться может, а память змеиная не одним поколением исчисляется. Змея, как и собака, имеет память. Она навсегда запоминает нанесшего ей обиду и мстит. Нельзя без необходимости убивать зверей, животных, мучить их. Их души будут мстить, считали селькупы. Была у селькупов и легенда об удивительной змее — “желтом полозе”, который всегда помогал заблудившимся, лишь бы человек алчным и жадным не был. Так же, как у многих народов, считалось, что змеи охраняют несметные богатства, спрятанные от человеческого глаза. Было уж очень какое-то непростое отношение к этим существам у селькупов, их и разумом, и душой наделяли. Они ведут не только в царство вечного покоя и забвения, но и в жизни, если их смогут понять, что бывает не только крайне редко, но и несказанно редко, помогают людям уйти к своим и не мешать им, не тревожить их царство. Только к ней обращаются с заклинаниями. Если женщина не может забеременеть, она одна идет на змеиную горку и просит змею-прародительницу, говоря при этом: “Владычица-прародительница. Если родится у меня сын, сделай так, чтобы никто не знал, кто он, кого я просила о помощи, чьего он роду будет теперь”. И когда забеременеешь, надо пойти на змеиную горку, на место, где живут и зимуют змеи, и попросить ее об этом. В лес по грибы и по ягоды без заклинания не входили — ни к чему человеку видеть змеиное царство и вторгаться в него. У нее своя дорога, у меня своя, и не дано нашим путям даже единственный раз пересечься. Дарья Кудряшова, селькупка, | ||
Я - гольд! |
| Я — представитель одного из самых малочисленных коренных народов Дальнего Востока. По неофициальным данным (а официальной статистики нет, так как ни в одном из перечней народов СССР и РФ нет народа гольды), нас не более 50 человек во всей России. Место компактного проживания гольдов — село Михайловка Ольгинского района Приморского края. Скажу честно — мне до боли в душе обидно, что нас как будто бы нет. Ни в научной литературе, ни в информационно-статистических справочниках нет ни одного слова о нас. Мне посчастливилось быть участником III съезда КМНСС и ДВ, где с высокой трибуны я заявил о своем народе. По всем существующим сегодня международным критериям определения коренных народов мы являемся коренным народом. Да, у нас практически нет своего, гольдского языка. Да, у нас нет явно выраженных предметов материальной культуры. Но — хоть нас и 50 человек - мы знаем: у нашего народа есть своя история, у нас есть земли, на которых жили наши предки; у нас есть понимание и желание сохранить, развивать далее и передать будущим поколениям свою самобытность и свои исконные земли. Пока в нас будет течь хоть одна капля крови гольдов и мы будем чувствовать это — МЫ БЫЛИ, МЫ ЕСТЬ И МЫ БУДЕМ! Я — гражданин Российской Федерации! Я — гольд! Геннадий Захаренко, гольд, | ||
ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ | ||||
В Министерстве по национальной политике и федеративным отношениям РФ |
| 22.10.97 г. состоялась встреча стажеров в Министерстве по делам национальностей и региональной политике с начальником отдела национальных меньшинств и малочисленных народов Зоей Юмцараевной Цыреновой. Она сказала, что в этом году отмечается 80-летие создания Комитета национальностей, который был создан И.В. Сталиным. В те же годы Госкомнац играл огромную роль в становлении Советской власти. В 1991 году Госкомнац стал функционировать вновь и решал национальные вопросы, с 1993 года - по всем вопросам. В Миннаце существует 4 отдела: 1. отдел русского народа; Было отрадно слышать из уст З.Ю. Цыреновой, что в последние годы в Миннаце стали рассматривать вопросы коренных малочисленных народов Севера. Зоя Юмцараевна выслушала всех стажеров, ознакомилась с нашими проблемами, так как никто, кроме нас, не сможет рассказать о жизни коренных малочисленных народов, поэтому все наши проблемы и предложения выслушивались с должным вниманием и интересом. Н.Канчуга, | ||
Встреча с К.Д. Аракчаа |
| 23.10.97 г. стажеры пятой группы Информационного центра встретились с Кара-Кыс Донгаковной Аракчаа, ответственным секретарем Национального оргкомитета по проведению Международного десятилетия коренных народов. Стажерам стало известно, что сейчас действует новый состав Национального оргкомитета, который возглавляет Р.Г. Абдулатипов. Соответствующее постановление было принято 2 августа 1997 года, а также этим же постановлением оргкомитету придали статус правительственной комиссии. Из уст К.Д. Аракчаа стажеры узнали, что из всех членов ООН Россия первой установила такой структурно-ценный оргкомитет и здесь большую роль, конечно, сыграли лидеры северных народов. По мнению К.Д.Аракчаа, десятилетие должно быть посвящено правовому обеспечению жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. Ю.Курилов, | ||
О встрече с координатором национальной группы IWGIA |
| 15 февраля 1998 года состоялась встреча стажеров шестой группы ИЦ “Л” с Ольгой Ануфриевной Мурашко, координатором национальной группы IWGIA в Москве. Это группа Российского отделения по вопросам коренных малочисленных народов, куда входят сама Ольга Мурашко и многие ученые, эксперты - этнографы, социологи, демографы коренного населения. Эта группа ученых организована в 1962 году в Дании, и поэтому их штаб-квартира находится в Копенгагене. Однако в России появилась своя группа, которая стала заниматься проблемами Севера и носила название “Тревожный Север”. Организатором и инициатором этой группы был Александр Пика. В 1991 году группе “Тревожный Север” было предложено стать членом международной группы IWGIA, которая имеет статус неправительственной организации при ООН. В уставе заложены исследование положения коренных народов, доведение до международной общественности сведений о коренном населении, оказание консультативной поддержки по защите прав. Для наиболее эффективного воздействия на законодательный процесс по правам коренного населения члены группы вошли в качестве экспертов сначала в Верховный Совет, а затем в Госдуму РФ. Свою работу эксперты освещают в журнале “Живая Арктика”. Законодательный процесс, как считают эксперты, кажется порой тупиковым. Группой экспертов была рассмотрена Конвенция по биоразнообразию (ст. 8g) “Коренные народы и охрана природы”. В настоящее время существующие проекты законов по коренным народам, составляющие основу правового статуса, являются рамочным законом. Совместно с Павлом Суляндзига, с Сергеем Харючи группой экспертов написана рецензия на закон “О традиционном природопользовании”, где они смогли выразить свои требования. Рабочими языками IWGIA являются испанский и английский, весь материал издается на этих двух языках, русский язык не был признан языком рабочей группы. Д. Кудряшова, | ||
Программа №1099 |
| 24 февраля 1998 г. состоялась встреча стажеров шестой группы с руководителем федеральной целевой программы “Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года” (Госкомсевер) И.Ф. Трифоновым. По словам Ивана Федоровича, эта программа, утвержденная Постановлением Правительства РФ № 1099, является логическим продолжением государственной программы № 145, построенной несколько по иному принципу. Программа № 145 — одна из первых программ, сыгравших положительную роль в развитии экономики и культуры коренных малочисленных народов Севера. Уже есть определенные результаты, достигнутые в ходе ее реализации. Об итогах 1997 г., первого года реализации программы № 1099, И.Ф. Трифонов сказал, что у него нет ни удовлетворения, ни оптимизма — финансирование со стороны федерального бюджета было произведено только к началу октября 1997 г. в размере 0,9 % от запланированного объема. 2 декабря 1997 г. на совещании у Р. Абдулатипова, вице-премьера Правительства РФ, состоялось обсуждение этой программы, после которого было поручено Минфину и Минэкономики провести целевое финансирование на 1998 г. в размере 339 млн руб. на капвложения и 100 млн руб. на текущие расходы. Сейчас Госкомсевер совместно с Минфином проводит работу по системе взаимозачетов, частично закрывая таким образом долги 7 регионов Севера. План работы отдела на 1998 г. включает несколько приоритетных направлений, обсужденных вместе с субъектами РФ и региональными Ассоциациями коренных малочисленных народов: — совершенствование системы здравоохранения, Программа №1099 в отличие от программы №145 включает в себя несколько подпрограмм, кроме того, она включает 24 комплексных проекта. Сейчас уже реализуется 8 проектов (связь, транспорт и т.д.). Продолжая далее конкретизировать план на 1998 г., Иван Федорович сказал, что основное внимание при реализации программы по капвложениям будет сделано на завершение объектов с высокой степенью готовности, оставшиеся от программы №145. Могут быть построены с нуля только школы и медицинские учреждения при условии достаточного финансирования. Приблизительно в середине марта текущего года вместе с региональными представительствами Госкомсевера начнется корректировка федеральной целевой программы в пределах выделенных лимитов. Кроме того, И.Ф. Трифонов рассказал, каким образом к ним из регионов поступают заявки, подчеркнув при этом весьма важную роль Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Госкомсевер не принимает ни одной заявки на финансирование и ни одного отчета от региональных представительств по итогам года, если они не подписаны тремя лицами — администрацией региона, руководителями регионального представительства Госкомсевера и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Эта встреча прошла очень интересно, практически на все свои вопросы мы получили исчерпывающие ответы. С. Тюхтенева, | ||
ТОЧКА ЗРЕНИЯ | ||||
Возможно ли государственное регулирование рождаемости? |
| В процессе обсуждения Постановления Правительства “О реформировании системы государственной поддержки районов Севера” от 31.12.1997 г. № 1664 стажерами шестой группы ИЦ “Лаураветлан” состоялась дискуссия по поводу необходимости государственного поощрения многодетности семей из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Возможно ли государственное регулирование рождаемости? Факты свидетельствуют, что в ближайшее десятилетие в России сохранится тенденция снижения рождаемости. Никто, кроме государственных мужей, не в силах сегодня способствовать тому, чтобы отток населения из районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока не наносил непоправимого урона социально-культурному и экономическому развитию этих мест. Государственное регулирование рождаемости возможно и крайне необходимо. Только способствуя многодетности семей из числа КМНСС и ДВ, а это, как правило, национально смешанные браки, можно стабилизировать численность населения. Общеизвестно, что коренное население Севера, Сибири и Дальнего Востока имеет многолетний опыт жизнеобеспечения в этих природно-климатических условиях. Философская основа жизни этих народов - гармоничное состояние взаимоотношений между миром Природы и миром Человека. Государственная помощь коренным народам должна быть в первую очередь направлена на перспективу - т.е. на заботу о материнстве и детстве, на улучшение уровня дошкольного и школьного образования. Поощряя женщину иметь много здоровых детей, помогая ей государственными субсидиями, направленными строго по адресу, государство тем самым может достичь своих фискальных целей (увеличение числа налогоплательщиков, потребителей и пр.). Мнения стажеров шестой группы разделились в процессе размышлений о том, каким именно образом можно стимулировать повышение рождаемости при нынешней архисложной ситуации. Мы рассуждали на следующие темы: — несут ли общины коренных малочисленных народов ответственность за членов своих общин, в том числе и за матерей, подверженных алкоголизму и другим социальным болезням, в тех случаях, когда они не содержат, не воспитывают должным образом своих детей? — нужно ли поощрять многодетность тех семей, которые фактически не выполняют своих функций? — не приведет ли государственная помощь таким семьям к развитию иждивенчества и тунеядства? — ответственны ли руководящие органы общественных организаций коренных малочисленных народов Севера (Ассоциация КМНСС и ДВ и др.), за результаты своей деятельности? — заключается ли роль государства лишь в том, что оно предоставляет льготы, а коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока являются лишь пассивными реципиентами или мы также ответственны перед государством за свое будущее и будущее наших детей на нашей земле? Я считаю, что крайне необходимы государственная помощь и общественное поощрение многодетности. Эти меры никоим образом не будут дискриминационны по отношению к другим народам, ведь коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока всего 200 тыс. человек. И эти 200 тыс. человек не станут обузой для 180 млн жителей России потому, что сегодня именно они населяют территории, которые можно назвать большим и лакомым куском пирога на геополитической карте мира. Если же эти 200 тыс. человек продолжат свое существование на грани жизни и смерти и если через 20 - 30, а то и меньше лет уйдут в небытие, никто и ничто не остановит могущественных соседей России от попыток занять опустевшие земли. И кто знает, во что превратятся наши обширнейшие пространства — в огромное захоронение ядерных отходов всей планеты, свалку промышленных отходов или в нечто еще более губительное для всего человечества?! Дорогой читатель! Стажеры шестой группы ИЦ “Л” приглашают вас к дискуссии на эту и близкие темы. Пожалуйста, напишите или позвоните нам, поделитесь своими суждениями. С. Тюхтенева, |