БЮЛЛЕТЕНЬ № 14 

VII группа стажеров
Апрель 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Новости, факты, события

 

Совет старейшин шорского народа
Проблемы экологии на реке Бикин
К чему ведет вырубка леса
Как сохранить родной язык?
Социальные проблемы коренного населения Тазовского района
Проблемы киндигирских эвенков
Ханты-Мансийский автономный округ
Книга о Тодже
Община “Янугаил”
Хроника культурной жизни в Северной Шории

Международный опыт

 

Информация о поездке в Канаду

Народы Севера

 

Тувинцы-тоджинцы
Долгане: этногенез и судьбы
Когда рождается Солнце
Шаманизм в народной медицине

Встречи стажеров

 

Встреча с О.И. Артеменко
Интервью с Е.Д. Айпиным
Встреча в Территориальном управлении Президента РФ

Правовой уголок

 

Коренные народы и национальные меньшинства

 

 

 

 

 

НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Совет старейшин шорского народаСовет старейшин шорского народа был создан на основании решения Учредительного собрания от 20 ноября 1996 года в целях возрождения традиционных форм самоуправления. Основой организационной структуры Совета старейшин шорского народа согласно Уставу является региональный (городской, районный, поселковый) Совет старейшин, в состав которого входят паштыки (старосты), избираемые на поселковых сходах, городских, районных собраниях шорского народа.

В октябре 1997 года Советом старейшин был выигран грант (безвозмездная помощь от иностранного благотворительного фонда) в размере 15 тысяч долларов на выполнение проекта “Развитие общественного территориального самоуправления в Горной Шории” с 1 октября 1997 года по 30 сентября 1998 года. На сегодняшний день завершен подготовительный этап работы: приобретена оргтехника (компьютер, ксерокс), собрана необходимая законодательная база.

Совет старейшин ставит задачу просветительской миссии в условиях отсутствия областного закона “О территориальном общественном самоуправлении”. В Кемеровской области приняты законы о местном самоуправлении и Устав области, но в них не закреплено положение о самоуправлении шорцев.

М.А. Тодышев,
из бюллетеня “Туган Чер”

К содержанию

Проблемы экологии на реке БикинВ селе Красный Яр проживают удэгейцы, нанайцы, орочи, эвенки, чукчи. На территории имеется национальное охотничье хозяйство “Бикин”, которое в настоящее время терпит экономический крах. Нет средств на оплату заработной платы охотникам и погашение налогов. В последнее время сократилось поголовье изюбра, охота приходит в упадок, некуда сбывать пушнину и лектехсырье. На реке Бикин исчезает рыба, которая является основной пищей коренных малочисленных народов Севера. Все это связано с интенсивной вырубкой леса и строительством автодороги Хабаровск - Находка, которая проходит через охотничьи угодья. Из-за вырубки тайги в верховьях реки Бикин в последнее время села подвергаются наводнениям, но компенсации за ущерб не получают.

В результате вырубки леса кооперативными предприятиями, а вырубают они деловую древесину (ясень), происходит гибель другого древесного массива (ель, береза, клен, ольха, осина и т.д.). Это происходит в результате несовершенной технологии вырубки леса.

Из-за вторжения техники в тайгу дикие животные уходят со своих традиционных мест и царь зверей - тигр не может жить в данном регионе тайги. Большой вред ему наносят и браконьеры, которые сбывают в Китай кости, усы, внутренние органы тигра.

Участились случаи нападения тигра на человека и людоедства в 1997 и 1998 годах. Но по оценкам ученых-биологов и специальной бригады охотников в этих трагедиях виноваты сами люди.

Безусловно, нужны законодательные акты, которые бы закрепили землю за коренными малочисленными народами Севера, это позволило бы запретить вырубку уссурийской тайги, в результате этого вернулись бы дикие животные на свои территории и восстановился бы природный баланс для поддержки жизнедеятельности тигра.

Для нас, удэгейцев, тигр - священное животное, божество, которому поклоняется этот мудрый и самобытный народ. Мы требуем сохранить уссурийского тигра!

Г. Круглова
Приморский край,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

К чему ведет вырубка леса?Экологическая проблема является самой острой в с. Михайловка, где компактно проживают гольды и тазы. За последние 15 лет интенсивной лесозаготовки вырубался кедр, одна из ценных пород деревьев. Хищнические вырубки отразились на полноводности рек, а это сказалось на уменьшении количества рыбы. При падении уровня воды и нестабильности водостока исчезли некоторые породы рыб (кунжа). Исчезает стадо лососевых пород (сима). Кроме того, в процессе лесозаготовок безвозвратно уничтожаются дикорастущие ценные лекарственные растения - женьшень и многие другие.

На сегодняшний день лесозаготовки осуществляют: ТОО “Улисс” и “Карагана”.

Г. Захаренко
Приморский край,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Как сохранить родной язык?Язык - одна из наиболее важных и стойких форм национальной культуры. Изучение родного языка в школе вооружает учащихся знаниями о нем, формирует навык литературной речи, прививает любовь к своему языку, народу, краю, помогает познать, сохранить и приумножить национальную культуру, созданную предшествующими поколениями.

Молодое поколение из коренного населения, в том числе и я, к сожалению, не знают своего языка, происходит его утрата.

1997 года изучался родной язык в Ульчском районе - в школах сел Богородское, Солонцы, Дуди, Кальма, Софийское, Тыр, Ухта, Булава.

В настоящее время преподавание языка осталось только в четырех селах - Ухта, Савинское, Кальма и Булава.

Возрождение культуры зависит в большей степени от самого народа, на сколько он ему необходим. Считаю, что дети должны говорить на своем языке в семьях, а в школе укреплять свои знания.

Юлия Пызгун
Хабаровский край,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Социальные проблемы коренного населения Тазовского районаПри переходе к новым экономическим отношениям не только обострились существовавшие проблемы, но и появились новые: резкое падение жизненного уровня коренных жителей, рост безработицы. Если в начале 90-х годов было много национальных предприятий, то в 1996 году в связи с банкротством большинство этих предприятий ликвидировалось.

Ситуация в области занятости коренного населения в традиционной сфере хозяйствования определяется следующими моментами: сокращение количества рабочих мест в традиционных сферах (рыболовство, охотопромысел); низкий образовательный уровень; отсутствие необходимых навыков ведения хозяйства в условиях рыночных отношений.

При администрации Тазовского района имелась структурная единица - отдел по делам народов Севера, ранее возглавляемый заместителем главы администрации З.С. Поляковой. Ныне он реорганизован в Комитет по делам Севера, возглавляемый ею же.

Основная задача отдела - решение социально-экономических проблем малочисленных народов Севера, проживающих в Тазовском районе.

Одним из важнейших направлений в работе отдела является разработка предложений в нормативные акты законодательного органа округа. В том числе подготовлены и направлены предложения о предоставлении льгот по налогам совхозам и рыбзаводам, в проекты законов “О статусе национальных предприятий” и “О регулировании земельных отношений в местах проживания и традиционных отраслей коренных малочисленных народов Севера на территориях Ямало-Ненецкого автономного округа”.

Отдел ежегодно готовит анализ об исполнении нормативных актов и законов о коренных малочисленных народах Севера на территории Тазовского района и направляет в его прокуратуру.

В связи с тяжелым финансовым положением населения тундры комитет проводит работу с руководителями предприятий торговых организаций по отпуску продуктов и товаров первой необходимости в долг. В договоры о взаимном сотрудничестве, заключаемых с предприятиями, включаются пункты о создании дополнительных рабочих мест для лиц коренной национальности, выделении жилья лицам из числа коренных малочисленных народов Севера, обеспечении товарами первой необходимости кочевого населения. Сотрудники отдела участвуют в деятельности по претворению в жизнь целей и задач общественной организации “Ямал - потомкам”. Ни один отвод земельных участков на территории района не решается без согласия правления районной ассоциации.

Администрация района в феврале 1993 года образовала Фонд народов Севера. Основной целью Фонда является повышение жизненного уровня, социальной защищенности и социально-экономического развития малочисленных народов Севера, проживающих на территории района. Средства фонда направляются на ремонт квартир, строительство жилья, развитие национальной культуры, оплату лечения и материальной помощи тундровому населению.

Демографические показатели падают: из 3800 человек за 1997 год в стационаре ЦРБ проходили лечение 3000 из числа коренного населения. На 9% понизилась рождаемость коренного населения, смертность среди них повысилась на 13% и прирост населения снизился на 26%.

О. Сюгней
Тазовский - Москва

К содержанию

Проблемы киндигирских эвенковПоселок Холодное находится в Северобайкальском районе Республики Бурятия. Наряду с русскими, бурятами, украинцами здесь проживают киндигирские эвенки. Живут они очень бедно, занимаясь традиционными народными промыслами - охотой, рыболовством, оленеводством, еле сводят концы с концами. Не выдержал “рыночных реалий” ПОХ (поселковое охотничье хозяйство), единственное на весь район хозяйство, которое занималось приемом пушнины, ягоды, рыбы, лечебных трав у населения.

После развала ПОХа некоторые охотники решили создать свои собственные родовые общины, оленеводческие фермы. Но и тут оказалось не все так просто и гладко - отсутствие денег (начального капитала) вынуждает многих отказаться от этой затеи. Получить же кредиты в банке удалось лишь единицам.

В поселке острая проблема алкоголизма, а заболевание венерическими болезнями - сифилисом и гонореей - приобретает эпидемиологический характер. Болеют целыми семьями - родители и дети.

В поселке проживает очень много лиц, не так давно вернувшихся из мест заключения. Поэтому так высок процент бытовых убийств на почве пьяных ссор.

При всех трудностях в поселке имеется и работает школа, где трудятся энтузиасты своего дела - учителя. В школе преподают такие предметы, как эвенкийский язык, охотоведение, труд. На уроках труда дети учатся шить шапки, унты, мастерить туески. Уроки охотоведения они проводят в лесу, учатся ставить капканы, стрелять из ружья, ставить сети на озерах, снимать шкурку с добычи.

Алексей Флегонтов, эвенк,
Республика Саха (Якутия),
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Ханты-
Мансийский автономный округ
Издавна этот край населяли ханты и манси, занимались охотой, рыболовством и сбором дикоросов, на севере - оленеводством.

В настоящее время численность коренного населения составляет 24 тыс. человек, это 1,7% от общего числа населения.

С 1965 года в округе началось интенсивное освоение нефтегазовых ресурсов. Освоение природных богатств Севера проводилось без учета интересов коренного населения.

Анализ составляющих загрязнений показывает, что 90% и более - это жидкие и газообразные вещества, что сильно сказывается на здоровье человека и окружающей среде. Заболеваемость органов дыхания составляет 20%, системы кровообращения - 9%, психических расстройств - 8% - это некоторые данные загрязнения воздушного бассейна и его влияния на человека. У детей чаще отмечаются заболевания верхних дыхательных путей, хронические заболевания ЛОР - органов. Оксид углерода, двуоксид и оксид серы, оксид азота и азот, тяжелые металлы вызывают астму, обструктивные бронхиты, пневмонии, рак легких. Существенное влияние на экосистемы оказывают кислотные дожди, вдыхание повышенных концентраций газов, употребление в пищу пораженных растений и животных, загрязненных продуктов питания. Кислотные осадки повышают заболеваемость людей ОРЗ и пневмонией. Состояние водоснабжения приводит к высокому уровню заболеваемости кишечными инфекциями.

В результате активного освоения нефти и газа в регионах проживания этнических групп уменьшилась площадь охотничьих и рыболовецких угодий, оленьих пастбищ, издавна все это являлось источником их жизнедеятельности, обеспечивало реализацию традиционных навыков коренного населения.

Стабильно высоко загрязнение нефтепродуктами водоемов, которое достигает на реке Обь - от 7 до 37 ПДК, Вах - от 1 до 77 ПДК, Аган - от 14 до 30 ПДК, Пим - от 16 до 29 ПДК. Основным источником загрязнения воздуха является сжигание газа при добыче нефти (газовые бракелы) - выбрасываются твердые и вредные вещества.

С 1967 по 1985 год на территории округа произведено 5 подземных ядерных взрывов в народнохозяйственных целях (Октябрьский, Сургутский, Нижневартовский районы).

Т. Егорова
Ханты-Мансийский АО,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Книга о ТоджеТувинцы-тоджинцы - уникальный коренной субэтнос, проживающий в Тоджинском кожууне (районе) Республики Тыва. Совсем недавно при содействии республиканской газеты “Эне созу” (“Слово матери”) была выпущена небольшая книга “Тожунун бурунгузу” (“Древние традиции Тоджи”), автором которой является Татьяна Тюлюшовна Кушкаш.

В своей книге она собрала очень много ценной и полезной информации об истории, культуре и традициях тоджинцев. Традиционные виды хозяйствования, народная медицина, художественные промыслы, устное народное творчество, быт, обычаи и обряды тоджинцев - обо всем этом с глубоким уважением написано на страницах этого издания.

Эта книга уже сыграла, играет и еще будет играть очень важную роль в деле изучения и популяризации национальных традиций и культуры тоджинцев, в первую очередь среди современной молодежи и подрастающего поколения. К тому же стоит особо отметить, что книга написана на родном языке и, стало быть, более близка и понятна для всего коренного населения Тоджи.

Арат Хайдып
Республика Тыва,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Община "Янугаил"Община “Янугаил” - это небольшое семейное хозяйство томских юкагиров. Они ведут оседлый образ жизни, оленеводством не занимаются, живут за счет охоты на дикого оленя и промысла на пушного зверя. В основном это песец. На них ставят деревянные капканы (пасти). Для того чтобы заработать приличную сумму денег, им приходится ставить до пятидесяти капканов. Кроме охоты занимаются рыболовством. Зимой приходится заниматься подледным ловом. На вырученные деньги от продажи пушнины, рыбы, мяса дикого оленя они приобрели грузовик, рыболовные снасти и охотничьи снаряжения.

Живут томские юкагиры круглый год в тундре. Их жилища - это яранга и небольшой балаганчик.

Томские юкагиры не говорят на юкагирском языке, хорошо владеют якутским языком, говорят и на русском. До недавнего времени они считали себя якутами, пока не выяснили из архивов, что их родители были юкагирами. И решили они, что должны продолжить род юкагиров. Стали интересоваться языком, культурой и историей своего народа. Поэтому отправили одного из младших томских юкагиров учиться в Якутский университет на отделение северной филологии, где ведется изучение юкагирского языка и литературы.

Сейчас община “Янугаил” нашла в Якутске хороших партнеров по продаже пушнины.

Ю. Курилов
Усть-Янский улус,
Республика Саха (Якутия),
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Хроника культурной жизни в Северной ШорииМинувший март в Северной Шории был насыщен культурными событиями. В Мысках провели праздник в честь 8 Марта, вечер прошел замечательно и надолго запомнился всем. 19 марта в Междуреченской школе-интернате Е. Ошкачакова провела открытый урок по шорской литературе, на котором дети знакомились с фольклором, с творчеством современных поэтов, которые подарили им свои книжки с автографами. 15 марта Междуреченский ансамбль “Ойун” выступил в концертной программе на празднике “Проводы зимы” в поселке Ортон. Выступление коллектива было тепло встречено зрителями, несмотря на 20-градусный мороз.

21 марта в живописном месте на берегу реки Мрас-Су, на базе отдыха близ деревни Чувашка в Мысках, прошел первый литературный семинар шорской писательской организации, созданной осенью 1997 года. Незабываемым было знакомство с литераторами из братской Хакасии, еще более укрепились связи с творческими силами наших ближайших соседей - телеутов. Участников семинара не покидало ощущение, что они общаются с родными, близкими людьми, хотя большинство из присутствующих видели друг друга впервые. Это было поистине высокое единение близких по духу людей. Эти люди - истинная элита наших небольших тюркских народов, та духовная сила, которая движет общество вперед. В семинаре приняли участие 19 начинающих шорских поэтов и прозаиков, в том числе 4 члена Союза писателей России. Эмоциональный, творческий заряд, полученный на семинаре обязательно, я думаю, выльется у них в создание новых произведений.

А уже через неделю эстафету праздников приняли города Осинники и Новокузнецк. В Осинниках отметили 5-летие фольклорного ансамбля “Тагдаал”, было много гостей из всех шорских городов, были поздравления и подарки, было выступление виновников торжества, много веселых конкурсов и, самое главное, общение людей, объединенных общей целью возрождения шорской культуры. Душой праздника была организатор ансамбля, председатель шорского общества г. Осинники, работник отдела культуры городской администрации В. Камзычакова.

А в Новокузнецке студенты педагогического института, обучающиеся на кафедре шорского языка и литературы, под руководством преподавателя Г.В. Косточакова и организатора студенческого ансамбля “Алтынай” Т. Ачеловой подготовили “Вечер шорской поэзии”, ставший уже традиционным. Вечер прошел в Литературном мемориальном музее Ф.М. Достоевского и был посвящен памяти шорского ученого-фольклориста, инициатора и духовного лидера шорского движения за возрождение А.И. Чудоякова. Свои стихи читали Г. Косточаков, Т. Тудегешева, Т. Ачелова, студенты читали стихи других шорских поэтов, выступила дочь А.И. Чудоякова - А. Сербегешева.

Ирина Улагашева, шорка,
Кемеровская область,
стажер ИЦ ”Л”

К содержанию

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Информация о поездке в Канаду

 

С 23 февраля по 16 марта 1998 г. 12 представителей коренных малочисленных народов Севера России, лидеров Ассоциации КМНСС и ДВ прошли стажировку в Канаде по проекту “Институционное развитие для коренных малочисленных народов российского Севера”.

В течение 10 дней в Оттаве нам были прочитаны лекции об администрировании, государственном устройстве, сборе средств, оргструктуре, по международным вопросам, о коренных народах Канады, межправительственных отношениях, дан исторический экскурс и т.д. Были организованы встречи с послом по циркумполярным делам Мэри Саймон, национальной женской организацией, Комитетом по аборигенным народам в Парламенте Канады, Большим Советом индейцев кри, Конгрессом аборигенных народов, с инуитской циркумполярной Конференцией Канады, Министерством по делам индейцев, Ассамблеей Первых Наций и др.

5 марта мы отправились на Север Канады (Куджуак, Игалуит, Йеллунайф), где ознакомились с работой региональных правительств, корпораций инуитов, инуитских телерадиовещательных кампаний, посетили колледж, госпиталь.

Основной темой стажировки был обмен опытом по достижению прав коренных народов Канады на землю и природные ресурсы.

В Канаде существует 10 провинций и 2 территории (с 1999 года будет третья- Нунавут).

Все органы выборные (вначале выбирают депутатов, а затем из части депутатов формируется правительство). Принцип межправительственных отношений: провинция не может вмешиваться в дела федерального правительства, и наоборот: ни одно правительство не может вмешиваться в дела суда. Конституция уникальна тем, что есть хорошо развитая судебная власть, они независимы.

По Конституции Канады, существует 3 группы коренных народов: инуиты, индейцы и метисы.

В период с 1763-1921 гг. Британская Корона заключала договоры с коренными народами, целью договора было определение прав на охоту. В 1923 году канадские власти решили, что нет риска по поводу притязаний на остальные части территории.

Политика федерального правительства в отношении урегулирования притязаний коренных народов на право владения земельными участками была утверждена в 1973 году. Основная цель политики урегулирования общих притязаний, принятой в 1973 году и вновь утвержденной в 1981 году, заключалась в замене притязаний коренных народов на четко сформулированные права и льготы. В 1982 году была внесена поправка к Конституции Канады, в ней подкреплялись конституционные гарантированные права коренных народов по заключению соглашений об урегулировании общих притязаний.

В течение 20 лет улучшалось положение коренных народов. До 1970 года правительство исходило из того, что только оно несет ответственность за принятие всех основных политических и программных решений, касающихся арктического региона и его жителей. В начале 70-х годов положение стало меняться в связи с тем, что появились новые политические лидеры, которые громко заявили о проблемах и чаяниях инуитов. В 1971 году была создана организация “Инуит Тапирисад оф Кэнэда”, выражающая интересы инуитов. Лидеры инуитов вели активную деятельность с целью изменения государственной политики, в результате чего федеральное правительство приступило к реализации долгосрочной программы выделения основных средств на создание и финансирование работы национальных и региональных организаций инуитов. Наличие источников основного финансирования позволило проделать необходимую работу по подготовке ряда вопросов, таких, как урегулирование притязаний на право владения землями, конституционное признание прав коренных народов и ограниченное самоуправление.

В 1990 году была создана комиссия, которая работала около четырех лет, и в 1994 году Правительство признало свою вину в отношении коренных народов. В заявлении о примирении говорилось: “... За тысячи лет до рождения этой страны ее коренные жители уже имели свои формы правления, своих правителей.... Как это ни грустно сознавать, но наша история отношений с коренными народами страны - совсем не то, чем мы могли бы гордиться. Занятая с самого начала по отношению к ним высокомерная позиция расового и культурного превосходства привела к подавлению аборигенных культуры и ценностей. Как страна в целом мы несем на себе тяжкий груз этих прошлых грехов, приведших к подавлению личности аборигенных народов, их языков и культур, лишивших законной силы их духовные обычаи и традиции. Мы должны признать, что результатами подобного воздействия на некогда независимые нации были их разъединение, раскол, уменьшение численности или даже разрушение путем незаконного захвата принадлежащих их земель и переселения в другие места...

...Сегодня правительство Канады официально выражает всем ее аборигенным народам свои глубочайшие сожаления за прошлые действия федеральных правительств, отягощавших и без того тяжкие страницы истории наших совместных отношений....

Примирение - это непрерывно продолжающийся процесс, и, пересматривая сегодня свои отношения, мы должны сделать все для того, чтобы те ошибки, которые омрачали наше прошлое, никогда бы не повторились снова. ... нам следовало продолжать искать пути, на которых аборигенные народы могли бы полностью участвовать в экономической, политической, культурной и социальной жизни Канады...”

За период с момента обнародования в 1973 году политики федерального правительства, направленной на урегулирование притязаний, были заключены соглашения по 12 общим притязаниям, 10 из них уже вступили в силу.

Пример.

Притязание на право владения земельными участками в районе Джеймс-бей и на севере Квебека. Территория, в отношении которой предъявлено притязание размером

5543 кв. км, переданная в соответствии с подписанным соглашением во владение индейцам племени кри (11 088 индейцев), и территория размером в 8151 кв. км, переданная в соответствии с подписанным соглашением во владение инуитам ( 7268 инуитов)

Кри и инуитам выделялась сумма в 225 $ (по курсу в 1975 г.), которая была выплачена полностью. Им предоставлялось полное право использования ресурсов дикой природы на территории, превышающей 150 тыс. кв. км, и гарантировалось участие в мероприятиях, осуществляемых с целью охраны окружающей среды и касающихся социальной сферы. Для охотников и траперов разрабатывалась специальная программа обеспечения доходов. Кроме того, соглашение предусматривало обеспечение самоуправления на основании закона о кри и наскапи.

В июне 1993 года был обнародован закон, принятый парламентом, в соответствии с которым к 1 апреля 1999 года в восточной части Северо-Западных Территорий будет образована новая территория, называющаяся Нунавутом (на языке инуктитут “нунавут” означает “наша земля”). Создание Нунавута было одним из основных условий соглашения об урегулировании притязаний на право владения земельными участками, подписанного с Федерацией Тунгавик Нунавута. В этом районе инуиты составляют 85% местного населения. Инуиты получили право на владение территорией площадью около 360 000 кв. км в Восточной и Центральной Арктике. Таким образом, инуиты получат возможность осуществлять контроль за деятельностью своих органов управления в Нунавуте, которые со временем будут наделены полномочиями в таких областях, как правосудие, финансы, экономическое развитие, образование, здравоохранение и социальные услуги, освоение природных ресурсов и ведение основных капитальных работ.

В настоящее время численность инуитов, населяющих север Канады, составляет около 40 900 человек. Они проживают в 53 общинах, расположенных в шести геополитических регионах. Традиционное занятие: охота на морских животных, рыбная ловля, охота на дичь, резьба по камню и по кости, изготовление изделий из кожи и меха.

Коренные народы, населяющие Северо-Западные Территории, имеют уникальную возможность создать модели самоуправления, соответствующие структурам государственного управления. В настоящее время ведутся переговоры о самоуправлении с племенами инувиалуит, гвичин и догриб.

Несмотря на то что в каждом соглашении об урегулировании притязаний на право владения землями должны удовлетворяться особые потребности, существующие конкретно в том или ином районе, при их подготовке должен учитываться ряд общих для всех соглашений принципов. В частности, соглашения должны включать положения:

- закрепляющие право на владение конкретными землями и подтверждающие дополнительные права на владение другими территориями;

- признающие право коренного народа на использование ресурсов дикой природы на всей территории традиционных земель;

- определяющие порядок использования природных ресурсов в пределах территорий инуитов, предусматривающий выполнение совместно с правительством функций, связанных с охраной и рациональным использованием окружающей среды и ресурсов дикой природы и проведением экологической экспертизы предлагаемых проектов;

- предусматривающие осуществление программ, призванных поддерживать наше социальное и экономическое развитие;

- касающиеся подписания соглашений о трансфертах, предусматривающих выделение средств, которые будут перечисляться в наши собственные учреждения, специально созданные для этих целей.

Вопросами координации и практической реализации программ для жителей Севера занимается Министерство по делам индейцев и развития Севера Канады (МДРИС). Министерство содействует сбалансированному и устойчивому развитию канадского Севера, урегулированию притязаний на право владения земельными участками и выполнению соглашений об урегулировании таких притязаний и предоставлении самоуправления. МДРИС также занимается вопросами защиты окружающей среды Арктики и развития международного сотрудничества между арктическими странами. Кроме того, министерство осуществляет деятельность по реализации решений федерального правительства Канады о передаче территориям ряда прав, полномочий и программ, аналогичных провинциальным.

В результате поездки в Канаду можно сделать вывод, что стажировка была интересной и насыщенной. Мы были познакомились с деятельностью всех структур, которые небезуспешно занимаются проблемами коренных народов.

Большую роль сыграли лидеры коренных народов в процессе эволюционного пути в борьбе за свои права и достигли самого главного - поправки к Конституции, где в ст. 35 закреплены аборигенные права на земельные претензии, исторические договоры и соглашение о самоуправлении.

За счет компенсации за использование природных ресурсов на территориях инуитов созданы свои корпорации, которые развивают инфраструктуру населенных пунктов, занимаются строительством, авиаперевозками, рыбодобычей. Большое внимание уделяется здравоохранению: туберкулеза нет, госпитали оснащены современной техникой, лечение бесплатное.

Рождаемость среди аборигенного населения очень высока. Но среди коренного населения очень большой процент самоубийств, процветают наркомания, алкоголизм.

Мы узнали очень много полезного. Но нам бы хотелось встречаться не только с представителями органов власти, руководителями организаций, но и с простыми коренными жителями.

Мы очень благодарны инициаторам этого проекта, организаторам, финансистам.

Г. Волкова,
руководитель делегации

К содержанию

НАРОДЫ СЕВЕРА

Тувинцы-
тоджинцы

 

Общепринятый взгляд на многие аспекты культуры и жизнедеятельности тувинцев является неполноценным по той простой причине, что народ, населяющий территорию Республики Тыва (Тува), представляет собой не единую этнокультурную целостность, а состоит из нескольких субэтносов, объединенных как по языковому и территориальному, так и по социокультурному признакам. Жители каждого региона Тувы, будь то западный, южный, восточный, центральный или северный, имеют свои отличия как в сфере общественно-хозяйственного устройства, так и в культурной сфере. Наиболее своеобразной и отличающейся от других этнической группой являются тувинцы-тоджинцы (самоназвание - тожулар).

Тоджинский кожуун (район), территория которого является местом исторического проживания тоджинцев, относится к районам Крайнего Севера. Общая территория Тоджи 44,8 тыс. кв. км, что составляет 26,2% от всей площади республики, плотность населения - 1 человек на 10 кв. км. Температура летом от +17 до +35, а зимой от -18 до -50 градусов по Цельсию, влажность низкая.

Со всех сторон Тоджа окружена высокими горными хребтами. Равнинная часть земли местами болотистая, 62% территории покрыто лесом, что составляет 41% лесного фонда республики. По сравнению с другими районами в Тодже расположено самое большое количество озер и рек, которые спускаются с вершин и впадают в могучий Бий-Хем, чтобы соединить свои силы с великой рекой Улуг-Хем (Енисей). Наш район по праву называется самым красивым, экологически чистым и богатым природными ресурсами.

За 1997 год численность тувинцев-тоджинцев, компактно проживающих в Тоджинском кожууне, составляет 3262 человека, т.е. 53,4% от всего населения. Динамику роста или снижения численности коренного населения вывести сложно по той причине, что перепись тувинцев-тоджинцев до 1996 года производилась без выделения их из общей массы населения района. Но стоит сказать, что коэффициент естественного прироста на 100 населения снизился с 6,3 до 1,9.

Издревле тувинцы-тоджинцы состояли из нескольких больших родовых ветвей. Перечислю некоторые из них. Это род Ак-Чооду, населявший бассейн реки Хам-Сыра, подножия и склоны гор Улуг-Даг; род Кара-Чооду - горы Одуген, река Серлиг; родовые общины Кол, Тодут, Ак и т.д. Впоследствии все эти и другие родовые сообщества были объединены в два самых многочисленных рода - Чооду, Тодут и Кол, остальные родовые ветви являются незначительными по количеству и населяют разные районы Тоджи, в большинстве своем в бассейне реки Бий-Хем.

Традиционными видами хозяйствования тувинцев-тоджинцев являются оленеводство, рыболовство, охотничий промысел и сбор ягод, орехов, трав и т.п. Зимой тувинцы-тоджинцы живут в деревнях, селах или на зимних стоянках, а летом кочуют на обширные горные пастбища, уходят в тайгу на охоту или на берега рек и бескрайних озер за рыбой. Охотой занимаются также и в зимнее время. Жилищем пастуха оленей или охотника является чум, который изготовляется или из бересты деревьев, или из оленьих шкур, но также встречаются деревянные хижины и обычные юрты. В настоящее время чум как традиционное жилище тоджинцев стал использоваться все реже.

Традиционные верования тувинцев-тоджинцев представляют собой систему шаманских воззрений, точнее, их ветвь - сибирский шаманизм. Традиционные обряды тесно переплетены с окружающей природой, основаны на ней. У каждой, даже небольшой горы, у каждого дерева, у каждого озера или реки есть свои духи. Мир разделяется на три мира - Верхний, Средний и Нижний. Посредником между людьми и духами является шаман.

Шаманы разделяются на разные категории, в основном по своему происхождению. Так, выделяются шаманы, ведущие свое происхождение от: 1. Шаманов-предков. 2. Духов земли и воды. 3. Неба. 4. Злых духов “албыс” и 5. Злых духов “аза”. Но настоящим шаманом является только шаман, имеющий наследственное происхождение.

Народ, населяющий Тоджу, каждый день посвящает песни своей родине, воспевая родные места. По сей день любой приезжий, будь то ученый, журналист или просто турист, безотчетно влюбляется в эту дикую, первозданную красоту, и она навсегда остается в его сердце.

А. Хайдып,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Долгане: этногенез и судьбы

 

По свидетельству историков, первые письменные упоминания об Анабаре, где компактно проживают долгане, относятся к середине XVII века, где сообщается, что из Монголии были поселены стрелецкие отряды на государеву службу в новую землицу на Анабаре - реке (Б.К. Москаленко “Путешествия по Анабару”). А в начале XVII века в низовьях реки Анабар жили предки авашских нганасан - тавги, которые откочевали на запад за Хатангу, как предполагают, под натиском тунгусов (эвенков), в свою очередь вытесняемых с территории Центральной Якутии. По свидетельству известного советского историка И.С. Гурвича, в середине XVII века в наши края проникли и якуты небольшими группами “на дальние края - Оленьке и Анабаре”. Процесс проникновения на север Красноярского края, к полуострову Таймыр, в устье Енисея и Хатанги, якутов и эвенков также проходил примерно в это же время.

Таким образом, к приходу русских на Таймыр и примыкающие к нему приморские земли в XVIII - XIX веках на этой суровой территории совместно проживали разные по своему происхождению этносы (племена) - нганасаны, энцы, ненцы, эвенки, якуты. И здесь на базе смешения различных групп, проходил процесс формирования совершенно иной этнической общности, которая отличалась как языком, так и укладом жизни, т.е. возникла первооснова будущего долганского народа. Б.О. Долгих на большом фактическом материале доказал, что “основным ядром” современной долганской народности являются родовые образования долган, донгот, эдян, каранто вышеуказанных племен (этносов).

Таким образом, долгане - это ныне один из малочисленных народов Севера Российской Федерации, который проживает на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО Красноярского края и Анабарского улуса Республики Саха (Якутия) и населяет обширную территорию от низовьев реки Енисей на западе до реки Анабар на востоке. Численность долган сегодня примерно 6 тысяч 200 человек, из них 5200 живут в Таймырском автономном округе, а 935 - человек - в Республике Саха (Якутия), в том числе компактно проживают в Анабарском улусе 879 человек. Язык в основном перенял якутский.

К началу Октябрьской революции эта группа населения находилась в ведении Енисейской губернии Туруханского края как Ханангский район с административным центром (условно) в населенном пункте Носко (ныне поселок Хатанга).

27 апреля 1922 года ВЦИК РСФСР обнародовал постановление об образовании Якутской АССР, которым в законодательном порядке были установлены внешние территориальные границы Якутии. Этим же постановлением ВЦИК Хатанго-Анабарский район был передан в состав Якутии и он вошел в Булунский округ. С этого времени вплоть до 1930 года начинается тяжба между якутским правительством и Енисейской губернией за владение Хатанго-Анабарским районом.

Но все-таки основная масса населения этой земли из-за отсутствия реальной помощи со стороны Туруханского края тяготела к Якутии. Она подтверждается в письме уполномоченного ЯЦИКа Кононова: “Енисейская администрация за 300 лет управления не дала местному населению ничего. Она требовала от него своевременного взноса в казну “Ясака”, а тем временем население разорялось в борьбе с безобразными условиями тундровой жизни, гнуло спину от бесправия администрации. Эта мрачная обстановка наложила известный отпечаток на психологию населения. Теперь каждое нововведение, каждая попытка разъяснить новые веяния культуры вызывает инстинктивные опасения и боязнь, а там и недоброжелательность”.

Такое положение фактически и сегодня сохраняется в жизни малочисленных народов, проживающих в Красноярском крае. Но те долгане, проживающие в Республике Саха (Якутия), как и все остальные малочисленные народы, имеют определенные льготы и преимущественное право согласно имеющимся законам “О статусе малочисленных народов Севера РС (Я)”, “О кочевой, родовой, родоплеменной общине РС (Я)” и многим постановлениям Правительства РС (Я) на возрождение традиционного уклада жизни, на развитие культуры и языка. Основное занятие долган - оленеводство, охотопромысел и рыболовство. Это истинно оленеводческий народ. И не зря первым Героем Социалистического Труда в 1957 году из оленеводов стал долганин из Анабарского улуса Илья Константинович Спиридонов. Имеются и свои, общепризнанные в республике поэты - С.С. Кылтасов, К.Н. Шубин, Л.А. Тунрин, профессиональный художник Ю.В. Спиридонов, известный не только в республике и России, но и за рубежом, и очень много оленеводов, охотников, награжденных несколькими орденами и медалями СССР и России. Очень популярен в республике детский долганский ансамбль “Хэйро”, много самодеятельных мелодистов, чьи песни пользуются большими успехами.

Женщины-долганки - в основном все хорошие мастерицы по пошиву национальной одежды, по украшению оленьих снаряжений, по оформлению домашней утвари для кочевой жизни.

В Анабарском улусе в основном долгане - 732 человека - компактно проживают в с. Юрюн-Хая у самого моря Лаптевых. Имеются свои средняя школа, фельдшерско-акушерский пункт, детский сад и сельский клуб. Правда, клуб очень старый, планируется строительство культурного центра.

Не хватает учителей по профилирующим предметам. Из-за суровых климатических условий, в связи с отсутствием элементарных бытовых условий трудно привлечь педагогические кадры, и получается, что школу заканчивают с прочерком по одному из основных предметов.

Е. Тимофеева, долганка,
Республика Саха (Якутия),
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Когда рождается Солнце

 

У Земли и Неба есть два сына - Месяц-ясный и золотое Солнце, которых они одинаково любят и делят между ними время власти над миром поровну.

Декабрь - середина царствования Месяца, но именно в его студеное время рождается Солнце. Три самых коротких дня в году предвещают рождение Солнца. По поверью, в ночь на 25 декабря можно подсмотреть на Небе, каким будет год или даже грядущее семилетие. Полнолуние в этот день не сулит людям добра. По облакам, закрывающим Луну в эту ночь, предсказывали, угадывали болезни, войны, голод, мор, довольство, благополучие, мир. Если в эту же ночь рождался молодой Месяц и Небо при этом было ясным, высоким, но не белесым, а звезды не очень яркими, погода была тихая, теплая, и не сыпал снег, то в этот год рождается великий вождь. Только очень редко это бывает. Раз, поди, в 2000 лет. Последнее полнолуние декабря. Самая вершина царствования Месяца. Солнце, родившись, получило от матери-Земли и Неба-отца только свет. Лишь в самом конце января получит оно от них искру живого Огня и встанет на ножки. Запахнет в воздухе весной, не станет теплее, но схлынет власть стужи.

Конец декабря и большую половину января Земля подолгу будет прятать Солнце в горных ущельях от яркой силы Месяца. Месяц же будет усыпать Небо яркими звездами, стужей поднимать умерших из могил, чтобы они, желая согреться, забирали заблудшие живые души.

Камнем звенит Земля, песком рассыпается камень. Все больше Вода становится похожей на Месяц. Да только все дольше и дольше задерживается Солнце на небе, все больше Огня передает ему Земля из своих глубин. Февральской яростью и сполохами мартовской стужи будет еще Месяц показывать Солнцу свою силу, но оно уже получило от Земли и Неба полную силу живого Огня.

Т. К. Кудряшова, селькупка,
с. Тогур Колпашевского р-на Томской обл.,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Шаманизм в народной медицине

 

Шаманизм - разновидность языческой религии, основанной на вере в духов и общении людей с ними через посредника - шамана, избранного духами, обученного ими, способного входить с ними в общение, приведя себя в экстатическое состояние во время ритуала камлания.

Во время сеанса лечения шаман и пациент (у народов ханты и манси) садились друг против друга, при этом их обязательно должен разделять костер. Шаман ощущает физическое и духовное состояние своего собеседника. Больной чувствовал облегчение при исполнении песни или сказания, в которых упоминались причины заболевания.

Для предупреждения недугов народы ханты и манси оставляли подарки духам в святых местах. Причиной болезни могло быть просто механическое повреждение тела злым духом (любые ранения, кровотечения) - в подарок красная ткань; “поедание” части или похищение души - в подарок черная ткань, семь колпаков из черной ткани, стрелы с железными и костяными наконечниками; или злой дух вселяется в больного.

Шаман у народов ханты и манси отличается существованием многих лиц, имеющих дар видения и общения с духами :

- певцы (аренха-ку - песня - человек) - исполнители мифологических и героических песен, излечивали больного с помощью духов, вызванных игрой на музыкальном щипковом инструменте;

- сказочники (мантье-ку - сказка - человек) - рассказывали мифы, сказки, предания, в которых упоминались причины заболевания;

- сновидцы - предсказатели (улом - верта-ку - сон - делающий человек) - приходили вечером к больному, осматривали его и ложились спать, чтобы увидеть во сне духа - носителя болезни. Излечивали или предсказывали исход болезни, разгадывали сны;

- фокусники, извлекатели злых духов, заставляющих людей плакать (исылта-ку) - извлекали злого духа из тела больного в виде червяка, ящерицы или ощупывал больное место;

- предсказатели промысла (нюкульта-ку) - специализировались на предсказании результатов промысла;

- “мухоморщики” (панкал-ку) - ступившие в связь с духами после съедения нескольких мухоморов и исполнения особых “мухоморных” песен.

Несмотря на то что шаман разбирался в лечебных свойствах трав, растений, жира животных, лечение осуществляли сами, приглашенный был в качестве врача и занимался не лечением больного, а гаданием об исходе его болезни. (Шаман просит бога Верхнего мира - Торум, чтобы он попросил бога Нижнего мира - Кынь-Лунг отпустить похищенную из Среднего мира душу. Можно предположить, что обращение шамана к Нижнему, Верхнему и Среднему мирам, к их жителям во время камлания является попыткой синхронизировать ритм жизнедеятельности больного с ритмами космоса и внутренними процессами планеты. Шаман, обладал мудрой и всеобъемлющей системой осмысления Мира, основанного на способности ощущать природные процессы (такие, как перепады атмосферного давления, геомагнитные бури, другие биосферные явления и связанные с этим изменения самочувствия, и объяснял их с позиций своих религиозных представлений.

Т. Егорова
Ханты-Мансийский АО,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ

Встреча с О.И.Артеменко

 

25 февраля 1998 г. стажеры шестой группы ИЦ “Л” встретились с О.И. Артеменко, заместителем директора Института национальных проблем образования. Ольга Ивановна рассказала о работе ИНПО по подготовке специалистов для национальных школ через аспирантуру и докторантуру. Эти специалисты - методисты в области преподавания различных школьных предметов, в том числе национальных языков народов РФ и русского языка для национальных школ. Силами научных сотрудников ИНПО и их коллег в филиалах Института в некоторых регионах России издаются учебные пособия, учебники для школ и методические пособия для учителей. Особое внимание специалисты Института обращают на тех, кто работает над созданием учебных пособий (букварей, словарей и методических разработок) для школ, в которых не велось преподавание на родном языке, и для тех регионов, коренное население которых почти или уже совсем не говорит на родном языке.

Кроме того, Ольга Ивановна рассказала нам о работе ИНПО по федеральной программе “Дети Севера”. В рамках осуществления этой программы были проведены семинары-практикумы с молодыми авторами из регионов. ИНПО работал с теми авторами, которые уже имели свои систематизированные материалы. Их разработки издавались в типографии Института и рассылались по школам регионов. Кроме того, в программе было предусмотрено повышение квалификации различных специалистов через аспирантуру.

Далее Ольга Ивановна рассказала о проведенных ими в 1993 - 1994 гг. экспедициях (по программе “Дети Севера”) с целью исследования психофизиологических показателей способности к обучению у школьников, проживающих на Севере России. Результаты этих исследований опубликованы в различных научных сборниках и журналах. Большая часть детей страдает туберкулезом, хроническим отитом и другими болезнями, отстает в своем физическом развитии от сверстников, проживающих в других регионах России. (Эти и приводимые далее сведения взяты мной из статьи О.И. Артеменко, Т.А. Кудрякова и др. “Психофизиологические показатели способности к обучению у школьников, проживающих на Севере России”, опубликованной в сборнике “Школа и мир культуры этносов”: Уч. зап. ИНПО, вып. 2, 1995). Лишь единицы получают среднее, а затем и высшее образование. Успешно заканчивают 8 - 10 классы только 5 % поступивших в школу. Отличаются ли дети коренных народов Севера от сверстников других этносов по своей психофизиологической предрасположенности воспринимать учебный материал? Или дело лишь в неблагоприятных жизненных условиях, в отсутствии мотивов учиться, тогда как природные предпосылки, темпы психического развития детей те же, что и у других народов многоликой России, но живущих там, где теплее?

В ходе обработки данных исследователи пришли к выводу о том, что дети коренных народов Севера биологически и психофизиологически развиваются другими темпами, чем дети некоренных этносов, живущих там же. Это обусловлено прежде всего суровыми климатическими условиями. Если говорить в целом о способности к усвоению школьных материалов, то дети коренных народов Севера нуждаются в таких программах обучения, которые бы более соответствовали их экологической среде обитания. Кроме того, в школах Севера России крайне необходимы квалифицированные психологи, которые должны способствовать усвоению детьми школьной программы, так как не только интеллектуальные возможности, но и особенности эмоциональной сферы детей коренных народов Севера имеют важное значение для успешного обучения. Это сочетание интеллектуального и эмоционального образует уникальную целостность личности школьника коренного этноса Севера России.

С. Тюхтенева,
стажер шестой группы ИЦ “Л”

К содержанию

Интервью с Е.Д.Айпиным, председателем депутатской Ассамблеи коренных малочисленных народов Севера

 

- Какие шаги были предприняты и что достигла Ассоциация в период Вашего руководства?

- Ассоциация по постановлению Правительства России получила официальное признание и наделена контрольными функциями. Правительство впервые признало коренные малочисленные народы в лице Ассоциации КМНСС и ДВ. Получила программу сотрудничества с Канадой, программу “Датско-гренландская Инициатива” и, что самое главное, обрела статус постоянного участника в Арктическом Совете, созданном правительствами 8 арктических стран, включая Россию.

- Продолжает ли нынешнее руководство Ассоциации Ваши дела, задумки?

- Мне бы хотелось, чтобы Ассоциация продолжала традиции и ту работу, которая была начата.

- Посещая совещания, конференции, связанные с КМНС, видите ли Вы их продуктивность?

- Все совещания, касающиеся проблем коренных малочисленных народов Севера продуктивны, обсуждаются проблемы, маленькими шагами мы продвигаемся вперед, концентрируя позитивный опыт. Любой закон, касающийся жизнедеятельности коренных народов Севера, принимаемый законодательными органами России, ложится камешком в фундамент нашего будущего. Положительная роль этих мероприятий в том, что, как я думаю, привлекается все больше внимания к нашим проблемам со стороны федеральных законодательной и исполнительной власти. И я думаю, что будет наконец-то начат процесс усовершенствования правовой базы коренных народов Севера. Отсутствие правового статуса коренных народов Севера и несовершенство законов - это препоны на пути движения коренных малочисленных народов Севера за свои исконные права.

- Над чем Вы сейчас работаете, каковы Ваши творческие планы?

- Летом этого года - в июне-июле - выйдет моя книга “У гаснущего очага”. Эта книга - о ханты, в ней отражена жизнь коренных малочисленных народов Севера. Я размышляю в художественной форме, как нам дальше жить, как себя чувствуют коренные народы, каково их сегодняшнее состояние. Я хотел продолжить поиск гармоничной модели проживания - сосуществования - коренных народов и нефтяников в ХХI веке. Поиск коренными народами своей экологической ниши в общероссийской и общемировой жизни все еще продолжается.

- Какие наставления и пожелания Вы могли бы адресовать молодому поколению, которое участвует и желает влиться в движение КМНС?

- Самое главное - чтобы вы сохранили твердость духа и веру в то, что все народы имеют будущее. Для того чтобы крепко стоять на ногах, вам нужно иметь хорошие знания - как общечеловеческие, так и о самих себе. Нам нужны специалисты, могущие достойно представлять нас перед другими народами и культурами. Я надеюсь, что молодое поколение сможет достичь того, что задумали мы, стоящие у истоков движения коренных народов за свои права, за достойное будущее.

Вопросы задавала Т. Егорова,
стажер шестой группы ИЦ “Л”

К содержанию

Встреча в Территориальном управлении Президента РФ

 

27 марта 1997 года состоялась встреча стажеров с заместителем начальника Территориального управления Президента РФ Владимиром Ефимовичем Серяковым и руководителями отделов, курирующих регионы России, которые представляют стажеры. Встреча не имела характера монолога, мы все участвовали в беседе, задавали вопросы и вносили предложения. Это управление занимается в основном решением социально-экономических и многих других проблем регионов. Нужно сказать, что руководители хорошо представляют себе ситуацию на местах, не раз бывали в субъектах Федерации. Представители наших регионов пообещали разобраться с нашими проблемами и бедами путем воздействия на региональные и местные органы власти. Я думаю, что встреча была очень продуктивной и полезной как для нас, так и для них, потому что никто не может рассказать о ситуации в районах так подробно, как люди, приехавшие из этих мест.

Д. Кудряшова,
стажер шестой группы ИЦ “Л”

К содержанию

ПРАВОВОЙ УГОЛОК

Коренные народы и национальные меньшинства

 

На своей тринадцатой сессии Рабочая группа по коренным народам постановила рекомендовать Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств (ООН) подготовить записку о критериях определения коренных народов на основе информации, которая могла бы быть представлена правительствами, межправительственными организациями и организациями коренных народов.

В исследовании, подготовленном специальным докладчиком г-ном Мартинесом Кобо был идентифицирован ряд критериев, которые в любом случае нельзя не использовать при разработке определения коренных народов.

Коренное население - это коренные общины, народы и нации, сохраняющие историческую преемственность с обществами, которые существовали до вторжения завоевателей и введения колониальной системы и развивались на своих собственных территориях, считающие себя отличающимися от других слоев общества, преобладающих в настоящее время на этих территориях или на их части. Они составляют слои общества, не являющиеся доминирующими, и хотят сохранить, развить и передать будущим поколениям территорию своих предков и свою этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа в соответствии со своими собственными культурными особенностями, социальными институтами и правовыми системами.

Эта историческая преемственность может состоять в сохранении в течение длительного периода, включающего в настоящее время, следующие факторы:

а) проживание на землях предков или по крайней мере на части этих земель;

в) общее происхождение с группами, первоначально занимавшими эти земли;

с) общая культура в целом или в смысле некоторых ее конкретных проявлений (таких как религия, племенной образ жизни. принадлежность к определенной общине коренного населения, одежда, средства к существованию, образ жизни и т.д.);

d) язык (используемый как единственный родной язык, обычное средство общения дома или в семье);

е) проживание в определенных районах страны или определенных регионах;

f) прочие относящиеся к делу факторы.

С индивидуальной точки зрения под лицом, входящим в состав коренного населения, понимается любое лицо, принадлежащее к этому коренному населению по своему самосознанию (осознание принадлежности к группе), признаваемое и принятое этим населением в качестве его члена (признание со стороны группы).

Это факторы, которыми пользуются современные международные организации и эксперты-юристы (включая экспертов-юристов коренных народов и представителей научного сообщества).

Необходимо помнить о выводе управляющих Всемирного банка о том, что “ни одно определение не может отразить все многообразие” коренных народов различных районов мира.

На второй и третьей сессиях Рабочая группа по коренным народам (ООН) долго обсуждала определение концепции коренных народов, используя в качестве отправной точки работу специального докладчика. Какого-либо консенсуса достигнуто не было, однако коренные народы, участвовавшие в обсуждении, подчеркнули необходимость гибкости и уважения желания и права каждого коренного народа определять себя. С тех пор Рабочая группа в самом деле руководствуется гибким подходом, основываясь на мнении организаций самих коренных народов.

Попытки найти такое определение меньшинства, которое удовлетворяло бы всех, до сих пор не увенчались успехом. Сложность состоит в многообразии ситуаций, связанных с существованием меньшинств. Существует описание этого понятия, которое широко используется, а именно: меньшинство - это национальная, этническая, религиозная или языковая группа, отличающаяся от других групп на территории суверенного государства.

Существуют и другие критерии.

Количественные аспекты. Меньшинства, безусловно, должны уступать в количественном отношении остальной части населения, составляющей большинство. Однако могут встретиться ситуации, когда ни одна из групп не составляет большинства и меньшинство, чтобы развить свои отличительные черты, должно быть достаточно многочисленным. Само собой разумеется, что ни одно из меньшинств - даже самое маленькое - не должно страдать от дурного обращения или дискриминации любого рода, а его представители должны находиться под охраной общих законоположений о правах человека.

Негосподствующее положение. Защита меньшинств оправдана только тогда, когда меньшинство не занимает господствующего положения. Существуют господствующие меньшинства, которые не нуждаются в защите. Более того, бывает так, что господствующие меньшинства нарушают - иногда очень серьезно - принципы равенства, недискриминации и волеизъявления народа, предусмотренные во Всеобщей декларации прав человека.

Различия в этническом или национальном характере, культуре, языке или религии. Меньшинства обладают устойчивыми этническими, религиозными или языковыми характеристиками, которые отличают их от большинства населения в государстве.

В то же время перечисленные черты могут быть характерны и для других групп, не являющихся подлинными меньшинствами, - рабочих-мигрантов, беженцев, апатридов и других лиц, не являющихся гражданами страны проживания.

Лица последних категорий защищены от дискриминации общими положениями международного права. Они обладают дополнительными правами, которые гарантируются, в частности, в Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Конвенции о статусе апатридов, Конвенции о статусе беженцев. Существует также Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. Постоянная палата международного правосудия не дала определения концепции меньшинств.

В своей работе “Исследование прав лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам”, специальный докладчик Подкомиссии г-н Ф. Капорти выразил мнение, что важными соображениями при определении необходимости специальной международной защиты данной группы следует считать размеры и роль данной группы. По его мнению, меньшинство с точки зрения социологии необязательно тождественно меньшинству в контексте международного правозащитного права. Исходя из этого, он предложил следующее определение:

“Группа, численно меньшая по отношению к населению государства, находящаяся в недоминирующем положении, члены которой - будучи гражданами данного государства - обладают этническими, религиозными или языковыми чертами, отличающими их от остального населения, и показывают, пусть даже косвенным образом, чувство солидарности, направленное на сохранение их культуры, традиций, религии или языка”.

Меньшинства и коренные народы. По общему мнению, коренные народы в отличие от меньшинств являются первыми обитателями земли, на которой они живут с незапамятных времен. Необходимо четко разграничить права коренных народов и права меньшинств. Коренные народы - это именно народы, а не меньшинства или этнические группы.

Коренные народы имеют право на землю и природные ресурсы на территориях традиционного проживания в отличие от национальных меньшинств.

Особые права, которыми наделяют коренные малочисленные народы и национальные меньшинства, не являются привилегиями, это одна из форм позитивных действий, направленных на то, чтобы они могли сохранить свои особенности и традиции, причем эти права так же важны для обеспечения равного обращения, как и недискриминации.

Подготовила Г. Волкова
ИЦ “Л”

Использованы материалы:
1. Рабочий документ, подготовленный Председателем-Докладчиком, г-жой Эрикой-Ирен Даес, по концепции коренных народов.
2. Брошюра №18 “Права меньшинств”.

К содержанию