БЮЛЛЕТЕНЬ № 20 

VIII группа стажеров
Ноябрь-Декабрь 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Новости, факты, события

 

Мы молоды - мы вместе!
Так живут и учатся наши студенты
"Оленеводство Ямала - народу России"
Завезите продукты на Чаун!
Тоджинские мастерицы
"Тунгусское диво"
Стипендия имени А.И.Чудоякова

Народы Севера

 

Ханты
Традиционная одежда телеутов

Встречи стажеров

 

Встреча в Минобразования РФ
Встреча с В.А. Кряжковым
Встреча в Совете Федерации РФ
Не забывайте о культуре!
Здоровье северян - в размышлениях вице-президента

Международные новости

 

Наши в Копенгагене

 

 

 

 

 

НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Мы молоды - мы вместе!На одной из конференций в марте 1998 года, проходившей в Москве, в Ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, было сделано предложение создать молодежное движение коренных народов России, точнее, объединить молодежь. Предложение было выдвинуто и зачитано инициативной группой, идея этого движения заинтересовала многих, но почему-то у самой молодежи быстро угас интерес к работе, все закончилось, так и не начавшись. Наверное, проблема в нас самих, если мы безучастны к нашим бедам, то почему кто-то другой должен нам сочувствовать?

Во многих странах (например, циркумполярного региона) уже существует молодежное движение, которое с каждым годом набирает темпы. В России живет более 30 коренных народов, но на сегодняшний день молодежь себя никак не проявляет, поэтому мы, селькупы, представители Урало-Алтайского центра (г.Томск), предлагаем молодежи коренных народов объединиться, а для начала - просто познакомиться и сблизиться! Заранее зная, что Ассоциация КМНСС и ДВ полностью поддерживает зарождение нашего движения, мы предлагаем вам (коренной молодежи) наш план объединения, прислушайтесь и не оставайтесь безучастными:

1. В марте 1999 года мы предлагаем организовать встречу молодежных лидеров в Москве. Для этого вам следует дома (у себя в регионах) собраться вместе и выбрать человека, который, по вашему мнению, способен представлять и отстаивать ваши интересы на всех уровнях.

2. Выбранный вами человек должен будет приехать в Москву и привезти с собой примерные наброски устава будущего объединения или устав (если есть) организации своего региона.

3. В Москве встреча будет проводиться следующим образом:

первый день:
- информирование участников о международном молодежном движении;
- информирование о любой молодежной деятельности коренных народов в регионах;
- обсуждение примерного устава нашего молодежного движения;
- подготовка и организация летнего лагеря коренных народов в регионе нашего традиционного проживания, поиски финансирования;

второй день:
- подведение итогов;
- вынесение резолюции.

Лето 1999 года мы предлагаем провести вместе - организовать лагерь с погружением в жизнь коренных народов, беря на вооружение все законы жизни наших предков, на примере одного из народов, допустим эвенков или ительменов. За эту неделю мы должны будем не только проникнуться культурой одного из нас, но и утвердить устав, заинтересовать, вовлечь в наше движение как можно больше молодежи. Давайте общаться, знакомиться, вместе нам некогда будет скучать и хандрить! Пожалуйста, не будьте пассивны, все свои предложения и отзывы посылайте в Информационный центр "L'auravetl'an" или по следующим адресам (туда, где ближе к вам):

634041, г. Томск, проспект Комсомольский, 75,
ТГПУ, Урало-Алтайский центр,
Д.Кудряшовой, И. Шафранник.
e-mail: dasha@tspu.edu.ru

677013, Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Каландарашвили, 27 - 8,
А. Исакову.
e-mail: NDGreenGo@yahoo.com

Д. Кудряшова,
И. Шафранник,
З. Камалетдинова,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Так живут и учатся наши студентыИз Ненецкого автономного округа на факультете народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока РГПУ им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге обучается около двадцати человек. Будущие студенты, которые приезжают на учебу, сталкиваются с большими трудностями, так как многие из них не могут привыкнуть к условиям общежития после домашних.

Отправляя студента на учебу, тот или иной округ берет на себя прямые обязательства, связанные с оплатой проживания, которые часто не выполняются. В связи с этим возникают первые и главные проблемы поселения учащихся. Прописка затягивается иногда на несколько недель, месяцев, в то время как им негде жить. Соглашаются поселить студента только на договорных условиях - посуточная оплата (примерно 15 рублей), на которую студент не рассчитывал.

В этом году первокурсников ФНКС не хотели прописывать вообще и обеспечивать их жильем.

При поселении в комнату не знаешь что делать, потому что в ней нет элементарной мебели: кроватей, тумбочек, шкафов. Практически из ничего студенты сооружают себе мебель. Зачастую комнаты нуждаются в полном ремонте, и студенты делают его за свой счет.

Условия жизни в общежитии нельзя назвать благоприятными: в корпусах нет душевых, а моются студенты в мойках. На кухню попасть трудно, потому что на весь этаж выделено две плиты и две мойки. Часто из двух моек одна не работает, а из всех конфорок рабочими являются только три или пять. Из-за этого выстраиваются очереди на кухню для приготовления пищи, особенно после занятий.

Но есть и хорошее: на этажах все же поддерживается чистота, так как уборщица работает добросовестно каждый день.

Очень плохо дела обстоят с дисциплиной. Нет строгого контроля. Дежурная по общежитию зачастую не справляется со своими обязанностями, ее очень легко уговорить, а иногда и подкупить. В результате в корпус проникают разные сомнительные личности, происходят драки, кражи, взламывание дверей.

Постепенно такие условия становятся нормой жизни, а человек, как известно, привыкает ко всему. Студент не является исключением. Потому что иного выбора на сегодня у него нет!

В. Талеева,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

"Оленеводство Ямала - народу России"Именно под таким названием 3 декабря 1998 года прошел "круглый стол" в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.

В работе этого "круглого стола" приняли участие представители федеральных органов власти, исследовательских институтов, органов власти Ямало-Ненецкого и других автономных округов, а также представители общественных организаций и коммерческих структур, занятых в сфере производства и переработки продукции оленеводства. Освещали это мероприятие пресса и телевидение.

Речь шла о состоянии северного оленеводства, обсуждалась экономическая модель его сохранения и стабилизации, а также связанные с этим проблемы. Участники "круглого стола" констатировали, что отсутствие целенаправленного экономического курса в агропромышленном комплексе районов Крайнего Севера привело к острому кризису в традиционной для северян отрасли, а основными причинами кризисного состояния оленеводства явились разрушение системы материально-технического обеспечения отрасли и сбыта продукции, многократное увеличение транспортных тарифов, слабая социальная защищенность оленеводов, поспешное и непродуманное внедрение организационно-правовых форм хозяйственного ведения.

Большое внимание было уделено вопросам поддержки оленеводства, как этносохраняющего вида хозяйствования коренных народов Севера. Очень часто высказывалась мысль о зависимости человека и оленя: “За оленем стоит человек - за человеком стоит олень, исчезнет олень - не будет народа, исчезнет народ - не будет оленя!”

Участники "круглого стола" выразили общее мнение, что для сохранения северного оленеводства в России требуется государственная поддержка, единая стабилизационная федеральная программа, которая позволила бы внедрить высокоэффективные проекты, связанные с производством конкурентоспособной продукции.

Перед тем как начать дискуссию, участники "круглого стола" смогли ознакомиться с продукцией ОАО "ЯмалАгроИнвест" и продегустировать ее. На этой выставке были представлены колбасы и окорока из оленины, икра, северная рыба, консервы из нее, медицинские препараты из оленьих пантов, кожа и многое другое.

Многие участники "круглого стола" отметили высокое качество этой продукции и перспективность развития данной отрасли.

А. Хайдып,
ИЦ "Л"

К содержанию

Завезите продукты на Чаун!Национальные села Чаунского района и Чукотского автономного округа в целом снабжаются продовольствием и другими товарами очень плохо. Из-за невыплаты зарплаты работники внебюджетных организаций отовариваются по безналичному расчету, а работники бюджетных организаций не получают зарплату с декабря 1997 года. Вот какой ассортимент предлагает магазин села Рыткучи на одну семью в месяц без учета количества ее членов: соль - 1 кг, сахар - 1 кг, мука - 2 кг, крупа - 2 кг, мясо - 3 кг.

Если фрукты и овощи в село завозят, то только за наличный расчет населения. Как можно прожить с таким количеством продуктов? И где те самые дотации федеральных органов власти для населения?

Н. Вуквукай,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Тоджинские мастерицыКоллектив женщин Тоджинского кожууна (района) Республики Тыва с большим успехом ведет работу по обучению девушек вязанию, шитью, декоративно-прикладным видам рукоделия. В каждом селе или поселке становится все больше мастериц.

Хочется особо отметить жительницу поселка Адыр-Кежиг, ветерана труда Хуваалдай Кескиевну Бараан. Об этой удивительной женщине, выросшей в горах Одугена в семье простых оленеводов, а затем всю жизнь там проработавшей, можно смело сказать, что у нее с рождения золотые руки. Она одна из тех немногих, кто действительно хорошо делает традиционную одежду, утварь тувинцев-тоджинцев.

В начале августа в г. Кызыле, столице республики, прошла выставка, посвященная 70-летию женского движения в республике. Наши мастера установили там берестяной чум со всем внутренним убранством. В его установке приняли участие многие наши ветераны. Все люди шли к нашему чуму, чтобы посмотреть его, познакомиться и приобщиться к культуре тоджинцев. Х.К.Бараан заняла на этой выставке первое место, и это только подверждает ее талант и умелые руки.

Особое внимание она уделяет тому, чтобы передать свое умение и мастерство молодому поколению. В школе поселка Адыр-Кежиг она руководит кружком "Уран-кыс", где учит ребятишек искусству выделки шкур и кожи, кройке и шитью национальной одежды.

Одна из лучших рукодельниц-мастериц нашего поселка - учитель Лариса Бараан - также шьет национальную одежду, удивительную по красоте и вышивке. И люди с удовольствием покупают то, что вышло из-под ее рук.

Не меньше мастеров и в районном центре - селе Тоора-Хем. Среди них хочется сказать об Ульяне Никитиной, которая в лучших традициях тоджинцев изготавливает разные сувениры и одежду из шкурок и рогов диких животных.

В нашем районе всех мастериц-рукодельниц не перечесть. И я надеюсь и знаю, что их в будущем будет больше.

Т. Кушкаш,
по материалам газеты “Эне Созу”
(“Слово матери”)

К содержанию

"Тунгусское диво"Ровно 90 лет назад в районе Подкаменной Тунгуски произошло падение метеорита, которое вошло в историю как глобальное космопланетное событие, не исследованное и не разгаданное современной наукой до сегодняшнего дня. По этому поводу летом этого года прошла юбилейная научная конференция "90 лет Тунгусской проблеме", в которой участвовали ученые Италии, США, Японии.

Ни одно из исследований за 90 лет не привело к какому-либо конкретному заключению о механизме взрыва и выявлению его главных признаков. Тем не менее с известной достоверностью установлены последствия того дивного события, которые характеризуются по оставшимся следам - гигантскому вывалу более 60 миллионов деревьев эвенкийской тайги на площади около 2000 кв. км.

Говорят, старейшины предупреждали эвенкийских жителей о необходимости покинуть эти места перед "сошествием Бога Агды". Шаманы даже ходили к оленеводам с этой вестью. Не послушался совета только молодой эвенк-отшельник. Он, как это ни удивительно, выжил в этом адском эпизоде и рассказал потом о массовом исходе из района зверей, птиц и рыб.

Вскоре после взрыва эвенки нарушили запрет шаманов и стали ходить к месту взрыва. Они увидели, как сильно изменились эти места: повсюду были странные деревья, светящиеся камни, животные-мутанты.

В дни работы международной научной конференции управление культуры Эвенкийского АО и ассоциация коренных малочисленных народов "Арун" решили организовать окружной фольклорный фестиваль "Тунгусское диво" в селе Ванаваре в районе падения метеорита. В фестивале приняли участие самодеятельные артисты, мастера декоративно-прикладного творчества, художники, хозяйки чумов всех трех районов округа. После официальной части началась праздничная программа, которую открыли театрализованным представлением о событиях 90-летней давности.

На следующий день открылась творческая ярмарка районов, на которой можно было не только полюбоваться изделиями народных мастеров из дерева, камня, бисера, посмотреть картины местных художников, попробовать блюда национальной кухни, но и приобрести понравившуюся вещь. Состоялось три конкурса- конкурс детского рисунка и плаката, коллективов художественной самодеятельности и ярмарок. На закрытии фестиваля члены жюри огласили свои решения об итогах конкурсов, победителям были вручены призы и дипломы.

Проведенный фольклорный фестиваль показал состояние развития коллективов художественной самодеятельности округа, прикладного творчества. А так как треть участников мероприятий - дети и молодежь, то можно говорить о преемственности поколений. Можно сказать, что культура в Эвенкийском автономном округе при всех неурядицах выжила и развивается.

Т.Гаврилова-Белолюбская,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Стипендия имени А.И. ЧудояковаИмя шорского профессора, основателя кафедры шорского языка и литературы Новокузнецкого государственного педагогического института (НГПИ) Андрея Ильича Чудоякова является символом возрождения шорской культуры и письменности конца ХХ века.

Инициатор и духовный отец движения за возрождение шорского народа, он был одним из учредителей Новокузнецкого общества "Шория", Ассоциации шорского народа, их самым авторитетным и активным членом.

Просветитель шорской культуры, традиций и обычаев, Андрей Ильич в 1988 году воссоздал шорский национальный праздник "Пайрам". Его усилиями в 1989 году были организованы отделение по подготовке учителей шорского языка и литературы, лаборатория национального образования, которая стала филиалом Московского института национальных проблем образования. 49 выпускников этого отделения преподают шорский язык в местах компактного проживания шорцев, учатся в аспирантуре.

В этом году было учреждено пять стипендий имени А.И.Чудоякова для лучших студентов, обучающихся на шорском отделении факультета русского языка и литературы НГПИ начиная со второго курса. Кандидатуры выдвигаются ученым советом НГПИ по итогам экзаменационных сессий, утверждаются председателем департамента науки и высшей школы администрации Кемеровской области. Выплата стипендий осуществляется из областного бюджета.

Учреждение данных стипендий имеет огромное значение в деле патриотического воспитания молодежи и духовного приобщения к наследию выдающегося сына шорского народа.

Н. Печенина,
специально для ИЦ "Л"

К содержанию

НАРОДЫ СЕВЕРА

Ханты

 

Проходя стажировку в Информационном центре, я так и не познакомила вас со своим народом, с его культурой и мировоззрением. Исправить ошибку никогда не поздно, поэтому извиняюсь и приступаю к своим обязанностям.

Мой народ - ханты - в настоящее время проживает в основном в Тюменской области и насчитывает около 25 тысяч человек. В последние два века проживал по бассейнам Иртыша и Оби с притоками рек Демьянка, Конда, Васюган, Вах, Аган с Тромъеганом, Юган, Пим, Салым, Казым, Назым, Сыня, Куноват, Собь. По документам XVI века, ханты проживали и западнее, по Северной Сосьве, Туре, Чусовой, где позднее стали преобладать манси. Северными соседями были ненцы, южными издавна - татары и томско-нарымские селькупы, восточными - кеты, селькупы, переселившиеся на Турухан и Таз, а также свободно кочующие эвенки. По роду деятельности ханты - рыбаки, охотники, оленеводы.

Древнее самоназвание моего народа "кантах", "хантэ", что в переводе означает и народ и человек. По языку ближайшими к нам родственниками являются манси и венгры. Ханты и манси в отличие от венгров стали называть обскими уграми. Северные ханты говорили на трех диалектах: обдорском, приобском и прииртышском, последний из которых уже практически исчез. Восточное наречие делится на два диалекта: сургутский и вах-васюганский. Письменность была создана на шести диалектах и говорах: обдорском, казымском, среднеобском, шурышкарском, ваховском и сургутском. В настоящее время художественная литература в основном выпускается на трех диалектах - шурышкарском, сургутском и казымском.

Народ делится на группы, например, северные ханты делились на две половины - Пор и Мось, у восточных же - на три группы - Лося, Медведя и Бобра.

Вещий и духовный мир складывался тысячелетиями, поэтому существуют два фонда культуры: общехантыйский и групповой. Особенности каждого объясняются географическими условиями. Например, ханты Томской области не знали оленеводства и могли насытиться только рыбой, тот же народ в Ямало-Ненецком округе подстраивал свою жизнь под оленя и наедался только мясом. Первые никогда не жили в чумах, а у вторых чум являлся основным жилищем.

Т. Егорова, ханты,
специально для ИЦ "Л"

К содержанию

Традиционная одежда телеутов

 

Традиционная культура телеутов, как и у всех народов, подразделяется на материальную культуру (жилище, одежду, предметы быта) и духовную (фольклор, обряды, обычаи, религиозные верования).

Традиционные телеутские жилища - двухколесные кибитки и каркасные конические юрты из жердей и бересты - сменились к началу ХХ века прямоугольными полуземлянками с плетеными из талька стенами и покрытым дерном потолком. Стали появляться срубные хижины, избы, одноклети и пятистенки, а у богатых - крестовики. Из хозяйственных построек были бани, плетеные загоны для скота, навесы и курятники.

Национальная одежда телеутов отличается изысканностью. Повседневной одеждой для женщин были длинное платье туникообразного покроя со стоячим расшитым воротом и мягкий летний приталенный халат с плетеным из разноцветных нитей поясом (“куур”). Зимняя одежда телеуток - распашная расширяющаяся книзу овчинная шуба свободного покроя, покрытая сукном. Из обуви телеутские модницы носили кожаные галоши на мягкой подошве со стелькой без каблуков или сапоги. Чтобы было теплее, на ноги надевали шерстяные вязаные чулки.

Мужская одежда ограничивается длинной туникообразной рубахой с косым воротом, застегивающимся на одну пуговицу, холщовыми штанами с продернутым в поясе шнурком. Зимой носили овчинные шубы, на голове красовались овчинные шапки с околышем из меха выдры, а на ногах - мягкие кожаные сапоги.

М. Тодышева, телеутка,
специально для ИЦ "Л"

К содержанию

ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ

Встреча в Минобразования РФ

 

В Министерстве общего и профессионального образования РФ состоялась рабочая встреча стажеров восьмой группы ИЦ “L” с ведущим специалистом по национальным школам Ириной Васильевной Корнутой.

Цель встречи - обсуждение проекта Федеральной Концепции реформирования системы дошкольного, общего образования и подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера, которая была создана совместными усилиями Министерства образования РФ, Госкомсевера РФ, НИИ высшего образования и Института национальных проблем образования.

Эта Концепция была разослана всем субъектам РФ, в которых проживают коренные малочисленные народы. Органы государственной власти этих регионов должны были обсудить ее совместно с коренными народами и внести свои поправки, замечания и предложения. Но большинство чиновников на местах все решили сами и отправили назад восторженные отклики, приняли все на ура.

Стажеры ИЦ “L”, основательно изучив этот проект, поняли, что он еще очень сырой и в результате долгой дискуссии внесли 23 поправки, которые впоследствии вошли в основной текст документа.

Самое примечательное в этом проекте то, что предусмотрено введение кочевых школ для детей оленеводов и охотников. Будем надеяться, что теперь горестных расставаний детей и родителей на учебный год будет меньше.

Проект Концепции прошел первое слушание в Минобразования РФ. Надеемся, что ко второму слушанию этот проект, который так важен для коренных народов, действительно дойдет до них и они примут активное участие в подготовке следующих предложений к нему.

Т. Гаврилова-Белолюбская,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Встреча с В.А.Кряжковым

 

Владимир Алексеевич Кряжков - человек с довольно-таки редким научным увлечением - изучает права коренных малочисленных народов России. Он профессор, доктор юридических наук, советник Конституционного Суда РФ. Вопросами прав коренных малочисленных народов занимается примерно семь лет.

В одной из своих последних статей “Права коренных малочисленных народов России: методология регулирования” Владимир Алексеевич задает один из актуальных вопросов: “Есть ли основания наделять коренные малочисленные народы особыми правами?” и отвечает: “...соответствующие права предоставляются указанным народам не потому, что они какие-то привилегированные этносы, а прежде всего в силу сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств”. У коренных народов “...продолжается развал традиционных отраслей хозяйствования, растут безработица и обнищание населения; ухудшается состояние здоровья, уровень смертности малочисленных народов в полтора раза выше, чем у других жителей, и заметно превышает рождаемость; приняли угрожающие размеры алкоголизм и преступность”.

Одним из методов решения сложной проблемы коренных народов Владимиром Алексеевичем предлагается политика “позитивной дискриминации”, “связанная с созданием более благоприятных условий, способствующих выравниванию положения коренных малочисленных народов с другими этническими группами...” Согласно его статье, основными правилами политики “позитивной дискримина-ции” являются следующие: 1)“Дополнительные права, льготы для названных народов устанавливаются, если а) они не способны реализовываться в рамках действующего общего правопорядка; б) востребованы соответствующими народами; в) имеет место ограниченность тех или иных ресурсов либо технологическая или целевая несовместимость освоения этих ресурсов, т.е. ограничение равенства оправдано как необходимая мера и только в случаях дефицита ресурсов”. 2) “Специальные права коренных народов могут предусматриваться федеральным законом” согласно ч.3 ст.40, ч.3 ст.59, ст. 71 п. "в", ч.3 ст.55 Конституции РФ и т.д.

В.А. Кряжков принимает активное участие в формировании сборников законодательства по правам коренных народов; готов к выпуску очередной сборник, но, к сожалению, нет средств для его издания. Кроме того, он осуществляет юридическую помощь в составлении законодательных актов в отдельных регионах.

Г. Дьячкова,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Встреча в Совете Федерации

 

19 ноября 1998 года состоялась встреча стажеров восьмой группы ИЦ “L” с А.В.Жугановым, руководителем аппарата Комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также с его советником по делам экономики Севера А.Ю.Мироновым и с консультантом по коренным народам Ю.И.Тимохиным.

Они подробно рассказали о работе Комитета. Обсуждались вопросы, касающиеся социально-экономических проблем Севера. Часто высказывалась позиция Комитета, что экономика Севера нужна, но это требует изменения экономической политики всего государства и налоговой системы в частности.

Комитет разработал законопроект “О районировании Севера” и издал Постановление “О критической ситуации с завозом продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в 1998 году”.

Н. Чербохова,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Не забывайте о культуре!

 

Наша группа стажеров встретилась с вице-президентом Ассоциации КМНСС и ДВ по культуре Никитой Сергеевичем Каплиным, эвенком из Эвенкийского автономного округа. Он закончил Московский государственный университет по специальности "балетмейстер-педагог", а вице-президентом является с марта 1998 года.

- На III съезде коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока наряду с другими вопросами встал вопрос и о национальной культуре коренных народов, - говорит Никита Сергеевич. - Было отмечено, что совершенно нет межкультурной связи между нашими народами, нет финансовых средств, не хватает специалистов по национальной культуре в регионах, а если где-то и есть профессиональные ансамбли, то с плохой базой, не говоря о самодеятельных ансамблях. В некоторых регионах начальники управлений культуры администраций далеки от понятия национальной культуры, и в их работе преобладает политический аспект.

Сейчас Никита Сергеевич ставит главными задачами сбор банка данных о всех самодеятельных фольклорных коллективах, центрах национальной культуры, а также налаживание постоянной связи с регионами, где компактно проживают коренные народы.

Т. Гаврилова-Белолюбская,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Здоровье северян - в размышлениях вице-президента

 

13 ноября 1998 года состоялась встреча стажеров восьмой группы с вице-президентом Ассоциации КМНСС и ДВ по здравоохранению Ларисой Ивановной Абрютиной, чукчанкой из с.Омолон Билибинского района Чукотского автономного округа. По специальности она врач, около пяти лет работала в составе передвижного медицинского отряда у себя в районе, активно участвовала в общественной жизни. В настоящее время она является аспирантом Российской Академии государственной службы при президенте РФ.

Здоровье как наивысшая социльно-экономическая ценность - это не только отсутствие болезней, но и благополучие граждан в гармонии с окружающей их физической, социальной, экономической и культурной средой. Лариса Ивановна предложила всем врачам из числа коренных малочисленных народов Севера объединиться для решения проблем здоровья и дальнейшего сотрудничества. Затрудняет работу отсутствие информации с мест о положении здравоохранения в регионах и предложений коренных жителей для решения этих проблем.

Проблема здоровья является одной из самых важнейших среди коренных малочисленных народов, так как, по статистике, смертность и заболевания (онкологические, туберкулез, стоматологические и т.д.) среди коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока самая высокая.

Из-за тяжелых условий Севера, проблем получения заработной платы медспециалисты выезжают из северных регионов. Сократили передвижные медицинские отряды из-за отсутствия средств в бюджете. Их посчитали нерентабельными, хотя медотряды очень необходимы оленеводам и отдаленным населенным пунктам. Это для них единственная медицинская помощь.

Если бы Министерство здравоохранения обратило больше внимания на передвижные медицинские отряды, выплачивало бы заработную плату, снабдило бы необходимым оборудованием и оказывало бы материальную помощь, тогда медики-специалисты не убегали бы с Севера.

Е. Сатина,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Наши в Копенгагене

 

С 1 по 5 ноября в Дании в городе Хундэстэд проходила Вторая конференция молодежи коренных народов Арктики (2ICYC). Организаторами данной конференции выступила Рабочая группа по делам коренных народов (IWGIA) и Ассоциация студентов Гренландии (DKIK). Эта конференция не была политической, хотя в ней участвовали молодежные политические лидеры.

Программа была настолько насыщенной, что мы даже не успели полюбоваться красотами Дании и не увидели всемирно известную Русалку. Рабочий день начинался с 9 утра и заканчивался в 9 вечера. Мы выслушивали доклад и после перерыва расходились по рабочим группам. В день было по 4-6 рабочих групп, и все они проходили в одно время. Чтобы принять участие в наибольшем количестве групп и таким образом узнать больше, наша делегация разделялась по 2-3 человека.

В составе российской делегации было 9 человек. Семеро участников были направлены Информационным центром коренных народов "L'auravetl'an" (IIC), двое - Советом Саами:

1. Татьяна Егорова, ханты, Ханты-Мансийский АО;
2. Андрей Исаков, эвенк, Республика Саха;
3. Дарья Кудряшова, селькупка, Томская область;
4. Эльмира Михайлова, ненка, Ненецкий АО;
5. Лидия Рахманина, саами, Мурманская область;
6. Елена Сатина, телеутка, Кемеровская область;
7. Василий Увачан, эвенк, Эвенкийский АО;
8. Оксана Харючи, ненка, Ямало-Ненецкий АО;
9. Евгений Юшков, саами, Мурманская область.

Будучи довольно многочисленной, наша группа расходилась по различным рабочим группам, которые собирались по следующим вопросам:

1. Устойчивое развитие и коммерческое использование природы;
2. Запрет на торговлю изделиями и продуктами из пушных и морских зверей, а также китов. Как преодолеть эти препятствия в Северной Америке и Европе;
3. Традиционное знание коренных народов и защита интеллектуальных прав;
4. Традиционная культура против современной. Что такое "традиция"?
5. Законодательная власть и коренные народы. Сравнительная перспектива автономных органов самоуправления;
6. Создание Арктического университета;
7. Международное право относительно коренных народов;
8. Защита окружающей среды и создание государственных заповедников на землях коренных народов;
9. Инфраструктура и связь;
10. Туризм;
11. Создание молодежной информационной сети Арктики;
12. Подготовка к следующей Конференции молодежи коренных народов Арктики;
13. Использование невозобновляющихся ресурсов. Использование опыта различных регионов;
14. Резолюция по отмене запрета на охоту на мелкую дичь саами Скандинавии;
15. Китовый промысел.

По итогам рабочих групп каждый день вечером проводилось итоговое заседание, где участники различных рабочих групп делились своими наработками. По особо важным вопросам собирался комитет. Также по инициативе Кольских саами учреждалась комиссия по вопросу геологических разработок ОАО "Воронья Минералз" на оленьих пастбищах саами. По этому вопросу была направлена резолюция во все соответствующие органы власти.

Не все, что хорошо им, хорошо нам.

По итогам конференции хотелось бы отметить, что по определенным причинам наши иностранные братья сталкиваются совсем с иными проблемами. За рубежом хорошо развита система защиты прав коренного населения. В большинстве случаев они достаточно обеспечены и не занимаются исконным ведением хозяйства. Они не думают о выживании, они живут. Единственное, о чем многие жалеют, так это о том, что высокий уровень цивилизации европейского типа и достаточность средств совсем обленили их. Они искренне радовались и завидовали нам, услышав, что у коренных народов Севера России зачастую нет не только телефона, но и света, что многие общины до сих пор ведут кочевой или иной традиционный образ жизни на великих просторах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Но им никогда не понять сложность нашего положения. Так, никто из них не представлял и не мог понять, что на землях коренных народов России могут вестись разработки без ведома самих народов. Они много говорили об открытии туристических фирм, музеев и заповедников.

По окончании конференции мы переехали в Копенгаген. Наша дальнейшая программа была также насыщенной. Мы посетили Совет Арктики, Гренландский Дом, Гренландское Правительство, Парламент Дании, где встречались с интересными людьми, посвятившими свою жизнь коренным народам. Удивительно, что в Дании очень много датчан, знающих не только язык инуитов Гренландии, но и живших в Гренландии. У нас же, живя практически в одном доме, приезжие не знают не только о культуре народов, на чьей земле они живут, но и о самих народах. Стоит ли говорить о том, что в Парламенте Дании два места зарезервировано специально для гренландцев и фарерцев (Фарерские острова тоже имеют аналогичный статус независимости, как и Гренландия). По этому поводу хотелось бы отметить встречу с Еллен Кристинсен, депутатом Датского Парламента от Гренландии. Она рассказала нам о своей работе и показала Парламент изнутри, выступив в роли гида.

Сходили в Национальный музей Дании, где в четырех залах была представлена земля инуитов. Ученый рассказывал нам в присутствии сопровождавших нас инуитов об их культуре и истории.

Очень большое внимание в Гренландии уделяется обучению специалистов из числа коренного населения. К этому свелась встреча в Гренландском Правительстве. Скоро будут выборы в Гренландии, и политики надеются на заинтересованность молодого поколения. Действительно, Гренландия тратит большую часть своего бюджета на обучение молодежи. Признаться честно, сперва меня удивило, что у инуитов в Дании столько студенческих организаций. После встречи я понял почему.

Об этом же говорила и Тува Сёвндаль в Арктическом Совете помимо рассказа о своей работе.

Себя не похвалишь, кто похвалит?

В общем, участие в Конференции многое прояснило, а главное, мы узнали много нового и познакомились со многими интересными людьми. Радует, что наиболее живое участие в работе конференции приняли стажеры нашего Информационного центра.

Мы думаем, эта конференция послужит реальным толчком для объединения коренной молодежи России, для создания нового движения коренных народов. Но в принципе все зависит от нас самих: если мы себе не поможем, то нам не поможет никто.

Когда делегация вернулась в Москву, редакция журнала “Северные просторы” организовала пресс-конференцию в Центральном Доме журналистов о прошедшей конференции и о проблемах коренных народов России.

Если мы хотим, чтобы о нас и наших пробле-мах знали в мире, то в этом должны быть заинтересованы мы сами. Давайте принимать решения сами за себя, самостоятельно. Давайте выходить на новый этап взаимоотношений. Мы, молодое поколение, обратившись к солнцу, должны поверить в свои силы. Ведь на самом деле все зависит только от нас самих!

Д. Кудряшова,
Т. Егорова,
А. Исаков,
специально для ИЦ "Л"

К содержанию