БЮЛЛЕТЕНЬ № 21 

IX группа стажеров
Январь 1998

СРОЧНО В НОМЕР!

Уважаемый ИЦ “Л”!

Пишут вам жители села Ламутское Анадырского района Чукотского автономного округа. 
Дело в том, что наш поселок стоит на реке Пеледон, в верховье которой на ручье Вникуваривеем работает золотодобывающая артель.

Мы считаем, что золотопромышленники губят реку Пеледон, а вместе с ней и реку Анадырь, и если сейчас эти реки относительно чисты, то скоро мы увидим явные признаки их гибели. Уже сейчас рыбаки говорят, что рыбы в Пеледоне стало мало и она больна и худа. В 30-35 км выше по течению от поселка охотники встречали мертвую рыбу по берегам.

Самое главное в том, что золотодобытчики работают там незаконно. Договор, что заключили глава администрации села Е.В.Базаркина и председатель первичной организации Ассоциации малочисленных народов Чукотки А.И.Уяганская с АОЗТ “Русь” в лице В.В.Краснопивцева, является недействительным, так как в документе нет подписи последнего.

Получается, что артель работает без договора, так что не будем писать о нарушениях условий договора. Никакие условия не выполнялись. Мы послали запрос в окружную комиссию по экологии с вопросом, была ли произведена региональная экологическая экспертиза?

Наша первичная организация Ассоциации малочисленных народов Чукотки добивается приостановки и закрытия проекта золотодобычи. Просим вас оказать помощь. Надеемся на вашу поддержку.

С уважением,
председатель первичной организации 
Ассоциации малочисленных народов Чукотки Ф.С.Уяганский,
члены комитета п/о АМНЧК: А.Ю.Долганский, А.Д.Чаин, А.Ч.Баринов, А.Ф.Коравье, Т.И.Магарамова, С.Ч.Чаин.

СОДЕРЖАНИЕ

Новости, факты, события

 

Знакомьтесь: стажеры девятой группы
Нужны законы для оленеводов
Декабрь - пора итогов
Когда откроют охоту на волков?
Проблемы возрождения шорского языка
Оленеводы Магаданской области
Холода, холода...
Будет ли родным эвенский язык?
Третья спартакиада коренных народов Кузбасса

Народы Севера

 

Тунгусы
Эвены на Камчатке
Традиционное воспитание у народов Приамурья
и Сахалина

Встречи стажеров

 

Встреча с П.Х. Зайдфудимом
В Минрегионе РФ
Пресс-конференция “Природопользование в России. Перспективы развития”

Точка зрения

 

Политические аспекты развития эвенков Южной Якутии

 

 

 

 

 

НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Знакомьтесь: стажеры девятой группыВ ИЦ с 5 января по 28 марта 1999 года проходит стажировку очередная группа стажеров. На этот раз в центре собрались в основном те, кто на своем опыте убедился в необходимости повышать квалификацию, разбираться в правовых вопросах в деле защиты исконных прав коренных малочисленных народов и просто расширять свой кругозор.

Александр Кирсанов приехал из Горной Шории. Он работает помощником главы администрации по национальным вопросам поселка Ортон Междуреченского района Кемеровской области, член совета ассоциации шорского народа, паштык (староста) поселка Ильинка, активист движения с 1990 года. После окончания Красноярского педагогического института работает в родном селе. Больше всего Александра беспокоят проблемы преподавания родного шорского языка, так как начинать надо, как он считает, с его возрождения.

Полина Ласточкина - корячка из поселка Оссора Карагинского района Корякского автономного округа. Ее интересуют вопросы землепользования, оленеводства. Она считает, что землю на Севере нельзя продавать.

Фаина Леханова из рода Пуягир, живет в Южной Якутии в селе Иенгра, работает научным сотрудником лаборатории эвенкийского языка и культуры НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия), также преподает эвенкийский язык в Золотинской средней школе-интернате имени Г.М.Василевич. Ее прежде всего интересует правовая сторона законов, которые регулируют отношения между крупными золото- и угледобывающими компаниями и коренными жителями - эвенками, ведущими традиционный образ жизни. Как педагога, ее интересуют новации в преподавании родного языка.

Ольга Терлецкая из Нарьян-Мара, работает редактором национального отдела окружной газеты “Нярьяна вындер”, пишет на родном ненецком языке, она заинтересована в том, чтобы ненецкая страница “Ялумбд” в газете жила и развивалась, так как в ней отражены аспекты жизни ненцев, сами ненцы пишут статьи, ненецкие писатели и поэты печатают произведения.

Лилия Банаканова - художественный руководитель эвенского ансамбля “Нургэнэк”, созданного в 1972 году. Она родилась и выросла в селе Анавгай Быстринского района Камчатской области. Девиз ИЦ как нельзя лучше отражает ее позицию, так как она интересуется вопросами развития и сохранения культуры коренных малочисленных народов Севера.

Анна Громова, эвенка из Магаданской области, с 1990 года является председателем первичной ассоциации малочисленных народов и этнических групп Севера села Тахтоямск Ольского района. Она заинтересована в развитии российской ассоциации, а у себя на родине - в возрождении оленеводства как традиционного вида хозяйствования - образа жизни эвенов.

Подготовила О.Терлецкая,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Нужны законы для оленеводовСеверяне всегда жили в гармонии с природой, никогда не брали от нее больше необходимого. Никакие блага цивилизации не заменят северянам их мать-тундру.

Жители Камчатки - коряки - испокон века делились на береговых - оседлых, и оленных -кочевых. Уклад жизни кочевых коряков связан с оленеводством. Олень - кормилец, из его шкур шьют одежду, жилище.

В последнее время поголовье оленей в Корякском автономном округе значительно сократилось, а проблемы усугубились.

Наиболее остро стоит проблема обеспечения продовольствием, а также хозяйственными товарами и техникой. Остро нуждаются оленеводы и в средствах связи.

В настоящее время оленеводы, приезжая на базу оседлости, не могут получить заработанные нелегким трудом деньги, а значит, не могут обеспечить необходимым свои семьи. Для получения квалифицированной медицинской помощи не могут выехать в районный центр. В недавнем прошлом в тундру выезжали агиткультбригады, они совместно с медиками заказывали вертолет и летали по оленеводческим звеньям. Сейчас в связи с тем, что отдел культуры не имеет финансовой возможности оплачивать авиауслуги, агиткультбригады не выезжают в оленеводческие звенья.

Подлинным бедствием для оленеводов стало нашествие волков. Из-за отсутствия боеприпасов нет возможности вести борьбу с хищниками, а если не начать отстрел хищников сейчас, впоследствии они нанесут еще больший урон оленеводческим хозяйствам.

О проблемах оленеводства можно говорить много, но надо искать пути выхода из цепочки этих проблем. Я считаю, что есть пути выхода, но нужна целенаправленная поддержка государства, нужно централизованное финансирование, надо оказывать поддержку при создании родовых общин с последующим закреплением земель. Оленеводы должны получать информацию обо всем, нужен бюллетень, выходящий не менее 1 - 3 раз в месяц

Я знаю, что есть Ассоциация оленеводов России и мира, надеюсь, что чаяния моих земляков будут услышаны компетентными органами, занимающимися проблемами оленеводов, надеюсь, что на защиту интересов моих земляков-оленеводов встанут окружные и федеральные законы об оленеводстве.

П. Ласточкина,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Декабрь - пора итоговДля Ненецкого автономного округа декабрь был весьма напряженным. Оленеводческие хозяйства сдавали продукцию, подводили итоги года.

Многие хозяйства имеют собственные убойные пункты, например такие, как сельские производственные кооперативы “Индигский”, “Колгуевский”, “Путь Ильича”, “Рассвет Севера” и другие. А такие хозяйства, как колхозно-долевое хозяйство им. И.П.Выучейского, сдают оленину на Нарьян-Марский мясокомбинат.

На мясокомбинат сдают свою продукцию почти все хозяйства. Для этого вертолетами и самолетами вывозят ее в окружной центр. И хотя перевозки стоят очень дорого, окружная администрация изыскивает средства и дотирует вывоз мяса. Часть мясопродуктов, в основном это субпродукты, хозяйства оставляют на внутреннее потребление. Хозяйства, находящиеся на дальнем востоке округа, поставляют мясо-оленину своим соседям в Республику Коми.

Для оленеводческих хозяйств округа прошедший год оказался очень трудным. Холодная затяжная весна, повлекшая гибель народившегося молодняка, небывалое множество гнуса летом, а также непроизводственные утраты привели к тому, что резко сократилось количество сдаваемого поголовья, а качество мяса в основном второй категории.

Трудно сейчас сказать, смогут ли поправить свое финансовое положение после забойной кампании сельхозкооперативы, скорее всего нет.

О. Терлецкая,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Когда откроют охоту на волков?Волки всегда были бичом для северного оленеводства, а в последнее время совершенно обнаглели. На глазах у оленеводов в открытую нападают на оленей и, чувствуя свою безнаказанность, режут добычу не для утоления голода, а кажется, что для спортивного интереса и в глубине своей волчьей души глумясь над беспомощностью человека.

В январе - феврале заведующий оленетоварной фермой коллективно-долевого хозяйства “Индигский”, что в Ненецком автономном округе, Григорий Иванович Выучейский выехал в верхние бригады. Верхние - потому что расположены в верховьях реки Индиги. Хорошо, что успели добраться до чумов, поскольку морозы усилились до -50 ° С и ниже, снегоходная техника встала, так как невозможно запустить двигатель на таком морозе (охотиться предполагалось на двух “Буранах” и на “Полярисе”). Более десяти дней ожидали ослабления морозов, продукты закончились и пришлось вернуться на базу.

Стажеры Информационного центра 20 января встречались со специалистами отдела коренных народов Севера Министерства региональной политики (бывший департамент Госкомсевера). Среди вопросов, которые стажеры задавали специалистам, были вопросы и на эту тему. И оказывается, теперь проблемой отстрела хищников занимается Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ (министр С.К.Шойгу). До волков ли (напасти северного оленя), если данное министерство занимается глобальными ЧП в масштабах России. Есть над чем подумать компетентным органам и региональным руководителям.

О. Терлецкая,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Проблемы возрождения шорского языкаНа территории компактного проживания шорцев - поселке Ортон - в 1968 году была открыта восьмилетняя школа, в которой учились все мои братья и сестры.

В прошедшем 1998 году нашей школе исполнилось 30 лет. За все время ее существования в школе работало всего четверо преподавателей из числа шорцев: учителя биологии, физики, начальных классов и физкультуры, только последний из них - выпускник нашей школы.

Практически ни один из шорцев, закончивших нашу школу, не поступал в высшие учебные заведения. Одной из причин было то, что шорские дети приходили в школу, не владея русским языком, а говорили только на шорском. Уроки же велись на русском языке. Отсюда возникал дискомфорт, который очень мешал освоению предметов. У ребят шорцев возникали различные комплексы, это привело к тому, что в настоящее время шорские дети забывают свой язык, обычаи и традиции. Меня, как педагога, это очень беспокоит, так как я считаю, что пока жив язык - есть народ, и у шорского народа, как и у любого другого, должна быть своя интеллигенция.

Одним из шагов для реализации этой идеи является преподавание в общеобразовательной школе шорского языка и литературы, в целом шорской культуры, как это ведется в других субъектах Российской Федерации, в частности в селе Иенгра Республики Саха (Якутия), где учитель эвенкийского языка Фаина Матвеевна Леханова преподает родной язык интенсивным методом, которому она обучилась в МГУ имени М.В.Ломоносова в Центре интенсивного обучения иностранным языкам, директором которого является Г.А.Китайгородская.

В связи с этим я предлагаю создать курсы по преподаванию шорского языка интенсивным методом при кафедре шорского языка и литературы Новокузнецкого педагогического института, для этого надо обучить по интенсивному методу учителя, владеющего шорским языком в Центре при МГУ.

А. Кирсанов,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Оленеводы Магаданской областиОленеводство - единственная отрасль хозяйства, в которой северные народы не встречают конкуренции со стороны представителей доминирующего общества. Без преувеличения можно сказать, что исчезновение северного оленеводства будет, по существу, означать гибель большинства коренных малочисленных этносов России. Мы лишимся той базы, на которой держатся наше этническое единство и самобытность.

Небольшое национальное село Тахтоямск расположено на побережье Охотского моря. Коренное население, проживающее в этом селе, всегда занималось традиционными видами хозяйствования: оленеводством, рыболовством. Все хозяйство находилось при совхозе “Победа” (6 оленеводческих бригад). Когда началась приватизация, оленеводство раздробилось: было создано 5 крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) “Килгана”, “Купка”, “Буюнда”, “Оран”, “Ояри” и одна оленеводческая бригада осталась при АОЗТ “Тахтоямск” (градообразующее предприятие села, бывший совхоз “Победа”).

На сегодня практически не осталось оленепоголовья ни в одном крестьянско-фермерском хозяйстве и даже при АОЗТ “Тахтоямск”. Небольшое количество оленепоголовья сохранилось только в КФХ “Килгана”, но жизнь оленеводов в данном хозяйстве нельзя назвать жизнью. Если при совхозе “Победа” наши оленеводы были обеспечены продуктами, спецодеждой, техникой (летом кочевали на тракторах, зимой использовали снегоходы), то в настоящее время они не имеют ни того ни другого. А если и имеют, то нет горюче-смазочных материалов, бензина.

На протяжении десятилетий при советской власти улучшали жизнь оленеводов, а потом они были брошены на выживание. Семьи оленеводов находятся за чертой бедности. С большими трудностями завозятся продукты питания. “Когда нечего было есть, мы варили шкуру оленя”, - рассказывает управляющая КФХ “Килгана” Ульяна Степановна Гаврилова (семья потомственных оленеводов).

Оленеводство никогда не было прибыльным видом хозяйствования, это образ жизни эвенов. Сегодня практически нет оленя, который давал бы нам пищу, одежду, был бы нашим транспортом. Нет и глав КФХ “Буюнда” и “Купка”: уходит из жизни не только старое поколение оленеводов, но и молодые ребята.

В 1993 году правление ассоциации малочисленных народов и этнических групп Севера, совет старейшин нашего села, видя, что оленеводство на грани исчезновения, провело встречу с главами и оленеводами КФХ, на которой рассматривались развитие и проблемы традиционного хозяйствования (отсутствуют личное оружие, патроны, не проводится отстрел волков из-за отсутствия воздушного транспорта, нет ветеринарного обслуживания). Решили объединиться в ассоциацию крестьянско-фермерских хозяйств и возродить транспортное оленеводство. Но дальше бумаги дело не пошло.

Правление ассоциации села имеет огромное желание возродить транспортное оленеводство. Этот вопрос не раз поднимался и на уровне районной администрации. Был предложен вариант: объединить все оленеводческие хозяйства при АОЗТ “Тахтоямск”. Но даже при этом объединении оленеводство не возродится, так как оно предназначено исключительно для продовольственного самообеспечения.

На сохранение оленеводства как части традиционного уклада и собственного источника мясного белка должна быть направлена государственная федеральная поддержка оленевода-производителя, которая для государства в любом случае будет выгоднее, чем разработка новых социальных программ поддержки безработицы.

А.Громова,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Холода, холода...Зима текущего года оказалась для заполярного Нарьян-Мара настоящим испытанием на морозоустойчивость. С ноября по февраль столбик термометра находился на отметке -40 ° С, доходя в отдельные дни до отметки -50 ° С и ниже. По причине морозов не учатся даже учащиеся старших классов, а для младшеклассников вынужденные зимние каникулы растянулись в общей сложности до трех месяцев.

Холода оказались причиной объявленного в городе чрезвычайного положения. Целый микрорайон города оказался “замороженным”, то есть в квартиры перестало поступать тепло. Повреждение главного водовода оставило без горячей и холодной воды население города, воду стали доставлять в цистернах.

Все это на фоне хронической многомесячной задержки заработной платы учителям, строителям, другим специалистам, невыплаты детских пособий не внушает северянам оптимизма, да и надежда, похоже, впала в состояние анабиоза.

О. Терлецкая,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Будет ли родным эвенский язык?На пороге XXI века у коренных малочисленных народов Севера резко возрастает национальное самосознание, желание каждого народа сохранить самобытность, историю, культуру, язык предков. Это развитие порой проходит сложно и противоречиво, но тем не менее уже есть огромные результаты хотя бы на примере моего родного Быстринского района Камчатской области.

С 1972 года при анавгайском Доме культуры работает эвенский народный ансамбль “Нургэнэк”, отметил свое 10-летие детский ансамбль “Орьякан”, при районном Доме культуры села Эссо действуют народный ансамбль “Нулгур”, детский фольклорный ансамбль “Бисеринка” и фольклорный театр миниатюр “Геван”. Быстринский этнографический музей занял большую площадь у реки Уксичан в райцентре, с 1989 года выходит приложение к районной газете “Вестник Быстринского района” на эвенском языке, в детских садах идет преподавание эвенского языка в отдельно отведенных кабинетах, в средних школах тоже введено изучение эвенского языка.

Работники анавгайского Дома культуры возродили детские соревнования по национальным видам спорта “Зов тундры”, гонки на собачьей упряжке, праздник Первого олененка, вечера семейных династий пройдут в этом году -спустя пять лет, как решили сами участники. Да, в районе хорошо поставлена работа по сохранению своей истории и культуры, и самое главное, что это исходит от самих жителей, которые принимают в этом самое активное участие. Можно многое рассказать о наших мероприятиях, но остановлюсь все-таки на одной проблеме - это родной язык.

В детском саду “Родничок” есть хороший кабинет эвенского языка, это своего рода мини-музей, в средней школе отведен просторный класс. Ежегодно и в садике, и в школе проходят недели эвенского языка, на которые приглашаются коллективы Домов культуры, старожилы села Анавгай, преподаватели родного языка из райцентра. Недели проводятся интересно, как правило, видна очень тщательная подготовка.

Учебники эвенского языка в школах написаны на диалекте магаданских эвенов, а как известно, камчатские эвены живут на полуострове вот уже больше ста лет. И решили наши учителя создать свои учебники на диалекте быстринских эвенов. В наше трудное время это очень сложно, но Марина Николаевна Тарасова (Адуканова), выпускница Санкт-Петербургского пединститута имени Герцена, несмотря на трудности, продолжает свою кропотливую творческую деятельность.

Но проблемы все-таки опять появились: как сохранить свой родной язык для будущих потомков? Смешно получается, но это факт. То, что в школе введен предмет изучения родного языка это ясно, но если в семье не говорят на родном языке, то грош цена проведенной работе в школе, в детском саду.

Участники эвенского народного ансамбля "Нургэнэк" поддержали мою идею о создании факультативных занятий для взрослого населения Анавгая, с интересом согласились посещать их и односельчане, которые хорошо понимают язык, но не владеют им. Преподаватель М.Н. Тарасова с удовольствием примется за работу, и теперь осталось это дело начать. Не сегодня, так завтра, а послезавтра может стать уже поздно.

Л. Банаканова,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Третья спартакиада коренных народов КузбассаВпервые в Мысках с 22 по 23 января 1999 года прошла Третья спартакиада коренных малочисленных народов Кузбасса, в которой приняли участие команды из городов Новокузнецка, Осинников, Междуреченска, Мысков, Таштагола, Беловского района и из Республики Хакасия. В программе соревнований были лыжные эстафеты, бег на шорских лыжах со стрельбой из лука, зимний футбол, плавание, настольный теннис и шахматы.

На торжественном открытии спартакиады, которое проходило в ДК имени Горького, с приветственным словом выступил председатель областного комитета по коренным малочисленным народам П.П. Акуляков, заместитель председателя Законодательного собрания Кемеровской области Н.М. Печенина, заместитель председателя областного департамента по физической культуре и спорту И. Лебедева. Было зачитано приветствие губернатора области А.Г. Тулеева участникам спартакиады. Состоялось награждение почетными грамотами спортсменов, которые отличились в 1998 году на III Фестивале Сибири и Дальнего Востока по национальным видам спорта в городе Горно-алтайске. Это И.И. Тудегешев, Р. Сыркашев, В.Н.Якучаков, Г.Н. Тепчегешев, В.Н.Торчаков, В.В.Топаков, А.Д. Кирсанов.

Лучше всех выступили на спартакиаде хозяева - мысковчане, которые упорно готовились к спартакиаде. Второе место заняла команда из Таштагола, третье - команда телеутов из Беловского района. То, что мысковчане заняли первое место, свидетельствует о том, что спортивное управление города Мыски (начальник А.И. Комаров) многое делает для подготовки спортсменов.

Неудачно выступила на спартакиаде команда из Междуреченска, хотя могла бы занять призовое место.

В день открытия спартакиады в Мысках прошел совет ассоциации шорского народа, на котором председатель комитета по коренным малочисленным народам П.П. Акуляков сообщил, что из областного бюджета будет выделено 200 тысяч рублей на приобретение спортивной формы для всех команд в связи с проведением в 2000 году в Кемеровской области V Фестиваля Сибири и Дальнего Востока по национальным видам спорта.

Л. Чульжанова,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

НАРОДЫ СЕВЕРА

Тунгусы

 

Кто были тунгусы, откуда они явились, где их прародина? Эти вопросы в науке обсуждаются с первой половины XIX века. Финский языковед и этнограф, исследователь языков народов Сибири М.А.Кастрен выводил тунгусов из Саяно-Алтайского края, Л.И.Шренк - из Центральной Азии, Н.Я.Бичурин и И. Захаров - из Манчжурии. Видный тунгусовед С.М. Широкогоров прародиной тунгусов считал бассейн реки Желтой, откуда они будто рядом последовательных волн распространились по Сибири.

В 30 - 40-х годах А.П. Окладников по-новому подошел к этому вопросу и высказал мысль о принадлежности памятников неолита и бронзового века Прибайкалья (около 3,5 - 4 тыс. лет тому назад) древним тунгусам и, таким образом, пришел к выводу о таежном, северном происхождении тунгусов. Точку зрения А.П. Окладникова о том, что тунгусы коренные и исконные обитатели Прибайкалья, поддержали такие видные ученые, как Г.М. Василевич, Я.Я. Рогинский и Г.Ф. Дебец.

В 60-х годах А.П. Окладников снова вернулся к проблеме тунгусо-манчжуров. На основе изучения археологического, этнографического и антропологического факторов он выдвинул широкую “рабочую гипотезу”, как он пишет. По его мнению, не было движения тунгусов с юга на север, со стороны Центральной Азии и Манчжурии, как думали дореволюционные исследователи. Наоборот, было движение тунгусов с севера на юг - в долину Среднего Амура и в Манчжурию, где легче было жить. Оно началось еще со времен неолита. Там тунгусы становились землевладельцами, начали разводить лошадей, коров, свиней вместо оленей. Так в результате длительного и сложного исторического процесса очень расширилась территория расселения тунгусских племен. Одни из них оказались оттесненными на далекий север - в современную Якутию, другие много раньше заселили бассейн Амура и территорию Манчжурии. По-разному сложилась их дальнейшая судьба. Северные тунгусы, вынужденно попавшие в более суровые условия, чем на их родине - Байкале, оказались в таких благоприятных местах, что у них очень рано сложились классовые общества и образовались государства. Возникли сначала Бохайское, затем Чжурженьское государства, создавшие высокую культуру и имевшие связи с народами Восточной и Центральной Азии - Японии, Кореи, Китая, Монголии и даже Средней Азии. Государство Бохай (698 - 926 годы), между прочим, - первое государственное образование на нашем Дальнем Востоке. Оно охватывало и соседние районы Манчжурии. Правители носили титул императора и тем самым подчеркивали свое могущество, а также имели сложный управленческий аппарат.

Государство Чжурчженей (“Золотая Империя”) существовало в XI - второй половине XIII века в районе Приамурья, Приморья, Манчжурии и Северного Китая. Долгое время его столицей являлся Пекин. В этом феодальном государстве император считался священной особой. Страна привела в вассальную зависимость Корею и Северный Китай. Было множество городов, дворцов и храмов, создавались великие произведения культуры и искусства. Император Олдо Улу (1160 - 1189 годы) своим придворным говорил: “Не знать своего наречия и письменности - значит забыть свою родину”.

Несколько по-иному звучит точка зрения И.В.Константиновой относительно роли тунгусов в истории северо-востока Азии. По его мнению, тунгусо-язычные группы проникли на территорию Якутии, занятую юкагирскими племенами, в первые века нашей эры со стороны Среднего и Нижнего Приангарья. При этом никакой этнической катастрофы, как писали его предшественники, не произошло, прежнее население не ассимилировано и никуда не вытеснено. Шло параллельное развитие при двусторонних ассимиляционных процессах. Были “отунгусены” только те юкагирские группы, которые оказались в зоне наибольшего влияния тунгусо-язычных пришельцев. Те же тунгусы, которые оказались в ареале наибольшего сосредоточения юкагирского населения, наоборот, были сами “оюкагирены”. Показателями исторического факта взаимных ассимиляционных процессов являются ламуты, появившиеся в результате смешения тунгусских и юкагирских элементов.

Ю.А Мочанов и С.А Федосеева также считают тунгусо-язычные племена пришлыми элементами и с ними связывают развитие различных культурных комплексов раннего железного века.

Вот так обстоит дело с изучением тунгусского этноса, его прародины, его распространения по обширной территории Центральной Азии, Дальнего Востока и Сибири, его появление на территории Якутии. Вопрос тоже из ряда сложных. Но история готовила новое испытание тунгусам, занявшим бассейн Средней Лены и его периферию. Дело в том, что новые передвижения среди варварских племен юга вытолкнули на тунгусский север новых колонистов, на этот раз скотоводческих тюрков. Они добрались до Средней Лены, оттеснили тунгусов на окраины, часть ассимилировали, и тунгусская земля стала тюркско-якутской. Это было последнее и самое значительное изменение в этнической карте Северо-востока Азии.

Подготовила Ф.Леханова, эвенкийка,
стажер ИЦ “Л”,
по материалам книги Ф.Г. Сафронова
“Средневековый Северо-восток Азии”, Якутск,1992

К содержанию

Эвены на Камчатке

 

Так кто же такие эвены и когда они появились на Камчатке?

В первых подробных описаниях коренного населения Камчатки - “сказках” пятидесятника Владимира Атласова и в сочинениях участников Второй Камчатской экспедиции XVIII века Степана Крашенинникова, Стеллера об эвенах ничего не сообщается. Нет никаких упоминаний о них и в официальных документах XVIII века, касающихся ясачного (податного) населения Камчатки.

Следует отметить, что в XVIII веке русские служилые люди накопили достаточно сведений о коренном населении Сибири и в административной практике отличали ламутов (эвенов) от их соседей - коряков, юкагиров, якутов, поэтому нет оснований для предположения, что эвены могли быть спутаны с какой-либо другой народностью. И это значит, что в XVIII веке эвенов на Камчатке не было.

Первые сообщения об эвенах на Камчатке относятся к середине XIX века. “2 марта 1852 года в Петропавловск явились в высшей степени замечательные гости, - отметил в своем дневнике исследователь Камчатки К.Дитмар. - В первый раз сюда пришли ламуты. Четверо мужчин этого племени приехали утром прямо к губернатору Камчатки Василию Завойко, чтоб спросить у него, где бы выгоднее продать им свою охотничью добычу. Ламуты - тунгусское племя, кочующее по западному побережью Охотского моря, приблизительно между Аяном и Ижигинском. Побуждаемые, вероятно, теснотой родного места, многие из них собрались всей семьей, пробились через Пенжинский край, заселенный коряками, и заняли обширные места, безлюдные части Камчатки. Здесь пришельцы нашли огромные пастбища для своих оленей, очень рыбные реки и богатую охоту. За первыми колонистами последовали многие другие. Сначала ламуты избегали встречи с чужими людьми и всяких заселенных мест из опасения, что они будут прогнаны, как самовольные пришельцы. Потом, случайно встречаясь с камчадалами-охотниками, они убедились, что ни камчадалы, ни власти их не преследуют. Тогда они стали смелее, оставили свои дальние стойбища, начали посещать некоторые камчадальские остроги и по вызову местного начальства стали являться к уплате податей”.

Возможно, делает автор предположение, что одной из причин, побудивших к перемене мест, послужил голод, свирепствовавший в 30-40 годах в бассейне рек Колымы и Индигирки.

О том, что камчатские эвены являются выходцами из районов Колымы и Индигирки, свидетельствует и их родовой состав.

Основная масса камчатских эвенов распределяется между двумя родами Долган и Уяган, и лишь очень небольшое число эвенов принадлежит к Делянскому роду. Как известно, большинство эвенов северно-западного побережья Охотского моря входят в Долганские и Уяганские роды, колымские - в Уяганский и Делянский.

До недавнего времени камчатские эвены строго соблюдали обычай экзогамии. Он состоял в том, что мужчины из рода Долган брали себе жен из рода Уяган или Делян и наоборот, поскольку члены одного рода считались родственниками.

В нынешнее время камчатские эвены проживают в селах Аянка и Оклан Пенжинского района Корякского автономного округа, в селах Эссо и Анавгай Быстринского района и небольшими группами в других населенных пунктах полуострова.

Подготовила Л.Банаканова, эвенка,
стажер ИЦ “Л”
по материалам газеты “Полярная звезда”

К содержанию

Традиционное воспитание у народов Приамурья и Сахалина

 

Культура каждого народа вбирает в себя все стороны духовного достояния: это прежде всего язык, обычаи, обряды, фольклор, произведения декоративно-прикладного искусства. В этих аспектах и состоит своеобразие каждого народа, в них отражены его мировоззрение, отношение ко всему окружающему: в легендах и сказаниях выражено представление о создании и строении Вселенной, в орнаментике - видение природы, в обычаях и обрядовой практике - отношение к ней и т.п.

С самого раннего детства дети приобщались к своей культуре. Семья являлась главным “информатором”, передающим традиции своего народа: мать пела для младенца колыбельную на родном языке, отец вырезал из дерева орнаментированные игрушки. Чуть постарше в игре дети самостоятельно, подражая взрослым, обучались традиционным занятиям. Девочки сначала наблюдая, а затем помогая, обучались основам женского труда: сбору ягод, корнеплодов, клубней, заготовке съедобных трав, водорослей, других морепродуктов, приготовлению пищи, обработке бересты, шкур, рыбьей кожи, шитью одежды.

Рукоделию девочки учились сначала на куклах, одежда которых орнаментировалась подобно женским халатам. Куклы народов Приамурья вырезались из выделанной рыбьей кожи, материи, бумаги, осенних листьев в виде трапеции, без ног и рук.

Одновременно с приобретением навыков шло знакомство с устным народным творчеством - женщины часто во время работы пели песни, частушки, рассказывали легенды, мифы. Приехав в селение, обычно вечером, перед сном гость должен был спеть песню, рассказать сказку, миф. Хозяин, в свою очередь, - ответить ему своей песней или легендой.

Устное народное творчество играло немаловажную роль и в самом воспитательном процессе: в поучительных частушках, легендах, сказках через иронию и сатиру высмеивались праздность, безделье, эгоизм.

Мотивы песен, сюжеты легенд и мифов мастерицы отражали в национальных орнаментах. В этих узорах выражены не только эмоции и переживания, но и история народа, понимание и чувствование мира. Орнамент для каждого предмета быта, части одежды имел свою форму, свое содержание. Он играл роль и пиктографического письма: взяв в руки нивхское блюдо, можно было определить его предназначение - использовалось ли оно во время жертвоприношения, хозяину моря или во время медвежьего праздника.

Несмотря на большое сходство в украшении одежды и предметов быта приамурских народов, что объясняется взаимовлиянием культур, орнаменты каждого народа имеют свои отличительные черты. Это отмечают все этнографы и исследователи декоративно-прикладного искусства народов Приамурья и Сахалина. П.Я. Гонтмахер в своей книге “Золотые нити на рыбьей коже” отмечает, что “халаты нанайцев и ульчей “нагружены” орнаментом в большей степени, чем нивхские”. В декоративном оформлении нанайской одежды преобладают “открытые” яркие цвета. Цветовая гамма нивхских халатов более сдержанна. С.В.Иванов в работе “Орнамент народов Сибири как исторический источник” также отметил общие и индивидуальные черты и особенности колорита некоторых мотивов орнамента: у ульчей он выглядит как множество переплетающихся линий, нанайскому орнаменту больше присуща витиеватость линий, у нивхов он более строг и сдержан.

Орнамент наносился не только в качестве украшения. Он нес в себе функции оберега от злых духов: на нанайском, нивхском, айнском халатах орнамент наносился на спину, менее защищенную, как считали эти народы, часть одежды. В цветовой гамме айнского орнамента большую роль играл черный цвет, который также наделялся свойствами охранителя.

Мальчики приобщались к мужскому труду во время рыбалки, охоты. Параллельно обучались бережному отношению к природе, практике экологического природопользования. С искусством резьбы мальчики знакомились с раннего детства. Уже в колыбели ребенок играл деревянными игрушками, украшенными резным орнаментом. Чуть постарше ребенок наблюдал за отцом и старшими братьями, а подростком сам брал в руки резец и уже к 13-14 годам мог изготавливать и украшать несложным узором предметы быта, посуду, игрушки для младших братьев и сестер. Для изготовления игрушек использовали ольху, тополь, ель. В основном изображали собак, уток, медведей, соболя, лисиц. Игрушки были самыми разнообразными по форме, технике исполнения и оформления. Чаще всего игрушки украшались орнаментом, особенно игрушки - собака, утка, медведь, которые изготавливались из ольхи. На спине игрушки оставляли кору, на которую наносили орнамент. Этим узором мастер пытался передать движение, динамику. Комплект для игры с игрушечной собачьей упряжкой составлял семь особей, которую вел вожак. Она была похожа на взрослую упряжку, и играли с ней подобно тому, как взрослые обращались с живыми собаками: деревянных собачек тоже “запрягали в нарту”, “кормили”. Знакомство мальчиков с культом медведя так же происходило через игрушку. Вырезались из дерева (ольхи) фигурки медведя, стоящие на четырех лапах. Игрушку-медведя “кормили” ритуальной едой и впоследствии совершали такие же обряды, что и взрослые во время “медвежьего праздника”. Во многих играх мальчиков присутствовали игрушечный лук и стрелы. Уменьшенные копии лука и стрел, а также копье, остроги и другие режущие и колющие предметы небольшого размера подвешивали над колыбелью мальчика для отпугивания злых духов. Кроме того, для мальчиков делали небольшие лодки - долбленки, на которых можно было передвигаться, но далеко заплывать запрещалось. Подробно описание, характеристика и особенности амурской игрушки описаны в книге А.Я. Чадаевой “Национальная игрушка. Очерки о древних предках детской игрушки народностей Чукотки и Приамурья” (г. Хабаровск, 1986 г.).

Таким образом, воспитательный процесс протекал в семье через приобщение к труду, через непосредственное взаимоотношение с природой. Обучение шло ненавязчиво, дети сами были заинтересованы в получении знаний. В этом и состоит специфика традиционного воспитания и обучения. В настоящее время семья - не единственный источник информации, передающий народные традиции. В этом процессе принимают участие школа, кружки, Дома детского творчества, ансамбли и т. д., в том числе и музеи. В школах, ансамблях, кружках происходит непосредственное приобщение детей-северян к культуре своего народа: обучение языку, приобретение навыков и умений в традиционных ремеслах. В музее осуществляется знакомство с традиционными предметами быта, одежды, ритуальными принадлежностями, вышедшими из обихода несколько десятков лет назад.

Наиболее специфичной для музея формой воспитательно-образовательной работы являются экскурсии по постоянным экспозициям, выставкам, внемузейным памятникам истории и культуры. Существуют и другие формы: лекции, викторины, конкурсы, проводятся музейные уроки, организуются передвижные выставки.

Е.С.Ниткук,
старший научный сотрудник отдела этнологии Сахалинского областного краеведческого музея г.Южно-Сахалинска,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ

Встреча с П.Х. Зайдфудимом

 

Доктор биологических наук, профессор Павел Хаскельевич Зайдфудим встретился со стажерами ИЦ в редакции журнала “Северные просторы” 27 января 1999 года.

Вся жизнь его прошла на Крайнем Севере, а начинал он с БАМа. Уже тогда назрела необходимость создания структуры, подобной Госкомсеверу. Благодаря усилиям энтузиастов, в числе которых был П.Х.Зайдфудим, такая структура была создана. С сентября 1991 года по январь 1994 года, затем с марта 1996 года по сентябрь 1998 года он проработал в этом ведомстве в должности первого заместителя Председателя Госкомсевера РФ.

В настоящее время функции Госкомсевера переданы Министерству региональной политики, а сам Павел Хаскельевич является Председателем правления Международного общественного Фонда содействия экономическому и социальному развитию коренных малочисленных народов Севера, офис которого находится в Москве на проспекте Вернадского, 37, корпус 2. В планах - открытие офиса на ВВЦ (ранее ВДНХ).

Также Павел Хаскельевич сообщил стажерам ИЦ о Постановлении Правительства РФ за 1994 год об открытии Международного Дома дружбы, об арктическом клубе при Фонде и многое другое, крайне интересное присутствующим. Посетовал, что такая нужная для северян структура, как Госкомсевер, была ликвидирована. Стажеры задавали самые разные вопросы, на которые получили исчерпывающие ответы. Встреча оказалась полезной для всех.

О.Терлецкая,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

В Минрегионе РФ

 

В Министерстве региональной политики 20 января 1999 года стажеры Информационного центра встретились с Ириной Анатольевной Дегтярь, начальником отдела по развитию экономики и культуры коренных малочисленных народов Севера (отдел бывшего Госкомсевера).

Она рассказала, что отдел работает по четырем главным направлениям: занятости, социальной поддержке, здравоохранению, образованию.

Мы узнали, что Министерству сельского хозяйства РФ были даны поручения по дополнительным мерам по поддержке северного оленеводства. При этом упор делался на природные условия. Документ подготовлен, но до сих пор не принят.

Борются северные депутаты за проект северных факторий с учетом строительства баз по полной переработке продукции традиционных отраслей хозяйства, что позволит создать дополнительные рабочие места. Выделяются небольшие суммы на эти цели.

Ирина Анатольевна привела также данные статистики, по которым жители из числа коренных малочисленных народов Севера живут в среднем 46 лет. В связи с этим разработан проект закона, который бы снизил возраст выхода на пенсию коренных малочисленных народов Севера, женщинам - 40 лет, мужчинам - 45 лет. Но федеральный бюджет говорит “нет”.

В области образования проводится реформирование дошкольного и общего образования, идет работа над проектом создания кочевой школы, кочевого детского сада и выпуском учебников на родном языке.

П. Ласточкина,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Пресс-
конференция "Природополь-
зование в России. Перспективы развития"

 

Стажеры ИЦ 18 января 1999 года приняли участие в пресс-конференции министра природных ресурсов РФ Виктора Петровича Орлова “Природопользование в России. Перспективы развития”. Он рассказал представителям средств массовой информации о деятельности своего министерства за прошедшие 100 дней, какие перспективы и приоритеты будут стоять перед министерством в новом году. Стажеров ИЦ интересовали в первую очередь вопросы, связанные с развитием их регионов. Поскольку министр начал пресс-конференцию с более 30 поправок к Федеральному закону “О соглашении о разделе продукции”, которые вступили в законную силу, то и вопрос, заданный министру стажерами, звучал так: “Улучшают ли принятые поправки позиции партнеров при заключении соглашений, например инвестора, каковы перспективы так называемой Тимано-Печорской провинции, которая находится в Ненецком автономном округе?” В ответ В.П.Орлов назвал упомянутую территорию “невезучей”, а поправки к закону - несомненно, улучшающими его. Приоритеты при разработке и добыче природных ресурсов следует отдавать российским предприятиям, но не обойтись и без иностранных инвесторов. Был задан вопрос о судьбе Байкало-Амурской магистрали, на что министр оптимистично заметил, что БАМ дождется своей очереди. Так же министр в числе приоритетных назвал работы по проектам “Сахалин-1” и “Сахалин-2”, возрождение Северного морского пути, добычу углеводородного сырья на шельфе северных морей. На эти и другие вопросы получили ответы корреспонденты “Интерфакса”, радиостанции “Маяк”, радио “России”, газеты “Сегодня”, “Экономических новостей”, журнала “Северные просторы” и других СМИ.

П. Ласточкина,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Политические аспекты развития эвенков Южной Якутии

 

Политические изменения в стране не обошли стороной и село Иенгра. Опираясь на сборник “Статус малочисленных народов России”, в селе было образовано отделение Ассоциации народностей Севера. Этой организацией была создана программа, в которой разработаны рекомендации по государственному устройству эвенков Южной Якутии. Предлагалось создать национально-территориальный эвенкийский район, включающий в себя село Иенгра (Нерюнгринский район), поселки Тяня (Олекминский район), Усть-Нюкжа, Бомнак, Заря (Амурская область), где проживают коренные жители этих мест - эвенки, с районным центром в селе Иенгра. Это выгодно с материальной и географической сторон: оленеводческие стада указанных населенных пунктов фактически находятся рядом, а некоторые расположены в Нерюнгринском улусе.

С этим предложением делегация из села Иенгра ездила в город Якутск на конференцию ассоциации малочисленных народов Севера, но это предложение не нашло поддержки в правительстве Якутии.

Президент Республики Саха М.Е.Николаев неоднократно в своих выступлениях заявлял, что в местах проживания малочисленных народов Севера нужно образовывать национальные районы.

Только по решению конференции эвенков Южной Якутии от 22 февраля 1990 года Иенгринский сельский Совет был преобразован в Эвенкийский сельский Совет.

В 1992 году с 26 февраля по 2 марта проходил Республиканский съезд эвенков в селе Иенгра. На нем выступали видные ученые: Х.А. Григорьев, А.И. Сыроватский, А.Н. Мыреева, Г.И. Варламова и многие другие. На съезд приехали делегаты из 9 районов и присутствовали гости из Амурской, Читинской областей, Красноярского края.

Делегаты съезда обратились с заявлением к правительству и к Верховному Совету республики. В этом заявлении говорилось: “Верховный Совет ЯАССР в разные годы незаконно лишил статуса национальные районы... И обращается с настоящим заявлением об исправлении ошибок и нарушений, поэтому просим о восстановлении статуса национальных районов”.

После этого проходило множество съездов и конференций разного уровня, но эта проблема так и не решена. 1993 год был объявлен годом коренных малочисленных народов. В том же году состоялся I съезд эвенков Севера, Сибири и Дальнего Востока. В декларации этого съезда говорилось: “Добиваться принятия на федеральном, республиканском, окружном и местном уровне... законодательных актов по защите эвенков и других аборигенных народов: о правовом статусе малочисленных народов Севера, о праве собственности на землю, другие природные ресурсы, растительный и животный мир, на территорию исторического расселения этих народов”.

После ликвидации Советов Иенгринский сельский Совет был переименован в администрацию села Иенгра, при которой создан Совет из 11 человек, выдвинутых сходом выборщиков. Эта администрация полностью зависит от администрации города Нерюнгри, не имея своей собственности и источников финансирования, кроме бюджетных отчислений.

Для того чтобы коренные жители - эвенки стали хозяевами своей земли, нужно провозгласить законодательно территорию Нерюнгринского улуса местом компактного проживания малочисленных народов Севера.

Н.А.Румянцев,
учитель с. Иенгра Республики Саха,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию