БЮЛЛЕТЕНЬ № 24 | Х группа стажеров | |||
СОДЕРЖАНИЕ | ||||
Новости, факты, события | Телеутская землица Карашок - Ловозеро: нити дружбы Оленеводство в Каларском районе Праздник Первого олененка Студенты в Улан-Удэ Новости с Камчатки “ЯЯР” - новое объединение Жизнь алтайцев на рубеже XXI века “Эне-Байат” Заказано возрождение Пока не поздно Его наградили посмертно Беличье гнездо Семинар по местному самоуправлению Забайкальские областные ведомости Летняя школа Конференция по природопользованию | |||
Коренные народы России | Кумандинцы Вхождение телеутов в состав Российского государства | |||
Точка зрения | Мы поедем, мы помчимся на оленях... Республика Алтай - выборы в Государственную Думу РФ | |||
|
|
|
|
|
НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ | ||||
Телеутская землица |
| В XVII-XVIII веках телеуты кочевали на огромных пространствах прииртышских и приобских степей, примыкающих к горам Алтая, по всей территории Южной и Западной Сибири от Томска и Барабинской степи на севере до монгольского Алтая на юге. А в XIX веке в Горном Алтае и его предгорьях телеутами были основаны такие села, как Старо-Суртайское, Ново-Суртайское, Верх-Карагуж, Черный-Ануй, Улала (ныне г. Горно-Алтайск), Кокша, Мыюта, Ангудаево (ныне с. Онгудай), Чемал, Быстрянск (ныне с. Быстрянка), Черга и другие. На данный момент основная масса телеутов проживает в Кемеровской области в селах Беково, Заречное, Ново-Бачаты; в поселке Черта Беловского района; в деревне Шанда Гурьевского района и в поселке Телеут Новокузнецкого района. Экологическое положение в данных населенных пунктах критическое. Существует проблема, связанная с нехваткой земель. Поселок Черта, село Заречное и деревня Шанда не имеют земель даже под пастбища для выпаса личного скота. Жители поселка Телеут Новокузнецкого района вообще вынуждены были переселиться в город, а в поселке остались одни старики. Практически около всех этих населенных пунктов расположены промышленные предприятия, шахты, угольные разрезы, радиоактивные отвалы, что крайне отрицательно сказывается на здоровье коренного населения. С каждым годом увеличивается процент раковых, сердечно-сосудистых и аллергических заболеваний, хронических заболеваний верхних дыхательных путей. А коренное население не получает за это ни компенсации, ни положенного медицинского обслуживания. Я считаю, что это прямое нарушение прав человека и противоречит статье 25 пункту 1 Всеобщей Декларации прав человека, а также статье 36 пункту 2 и статье 42 Конституции Российской Федерации. Валентин Тодышев, | ||
Карашок - Ловозеро: нити дружбы |
| Более десяти лет назад в селе Ловозеро был подписан договор о дружбе и сотрудничестве администрациями коммуны Карашок (Норвегия) и села Ловозеро (Мурманская область, Россия). За эти годы произошло много интересных событий: жители этих населенных пунктов смогли познакомиться с традициями, бытом, культурой двух разных стран, но одного народа - саами, разделенного границами. Неоднократно были организованны поездки делегаций по культурному обмену, языковые курсы, а также налажены контакты с Высшей саамской народной школой в Карашоке, где и в этом году продолжают обучение ребята из Ловозера. В кризисные моменты для России администрация Карашока и жители этого поселка всегда оказывали помощь ловозерцам: продуктами питания, одеждой, медикаментами. В 1998 году в рамках побратимских связей стартовал новый, крупный по значимости и финансовым масштабам, проект, направленный на обновление технической базы районной больницы и проект по улучшению качества питьевой воды. На этот проект выделено 3,2 миллиона норвежских крон (около 420 тысяч долларов США). Сейчас проект находится в стадии разработки и финансируется норвежским и финским правительствами. По медицинскому проекту больницей села Ловозеро уже получены три полностью укомплектованные машины “скорой помощи” с запасными частями, ультразвуковыми приборами и другими диагностическими средствами, лекарствами и компьютерами. Хочется пожелать успехов, удач и долголетия этому сотрудничеству! Лидия Рахманина, | ||
Оленеводство в Каларском районе |
| В Каларском районе Читинской области оленеводство было основной отраслью сельского хозяйства. Оленеводство - это мясо, шкура, камус, извоз, каюрство. С 1990 по 1999 годы поголовье оленей сократилось на 80%, оленеводы вынуждены производить массовые забои в ущерб будущему, чтобы хоть как-то прокормиться сегодня. Это привело к сильному снижению поголовья оленей. В 1931 и 1940 годах в районе было 12 000 голов оленей, а на сегодняшний день осталось примерно одна тысяча. Если раньше для оленеводства выделялись какие-то кредиты, то в настоящее время - никакого внимания. Нет должного учета оленей, не ведутся зооветеринарные мероприятия, нет племенной работы, обмен ведется только внутри хозяйства. Оленеводы несколько лет не получают зарплату, совхоз существует только на бумаге, то есть бездействует полностью и те, у кого остались олени, своими силами пытаются их сохранить, но без финансовой и государственной поддержки это не получится, а дальнейший исход - потери, падеж, травля хищниками (не ведется отстрел волков). В то же время настоящего сбыта продукции оленеводства нет, так как вывоз мяса и сбыт его проблематичен и оленеводы вынуждены продавать мясо по ценам намного ниже себестоимости, так как покупатели, пользуясь бедственным положением нашего народа, скупают мясо только по низким ценам или меняют на спиртные напитки. Нет возможности закупить, привезти продукты и горюче-смазочные материалы на оленеводческие стоянки, оленеводы не имеют раций, не на что приобрести запчасти к бензопилам “Дружба” и снегоходам, нет боеприпасов, лекарственных препаратов, как для людей, так и для оленей, хотя бы для оказания первой помощи и многого другого. По этим причинам оленеводы не могут контролировать передвижение на выпасы оленей, которые, загнанные хищниками и москитами, уходят на скалы, где срываются в пропасть и гибнут или пересекают перевалы и уходят в неизвестном направлении. Оленеводы, не имея продуктов, боеприпасов, оружия и финансов, против этого бессильны. Все идет к тому, что оленеводство в Каларском районе, в скором будущем, как отрасль вымрет, если уже сейчас не предпринять действия в помощь оленеводству. Елена Мальчакитова, | ||
Праздник Первого олененка |
| В тундровом поселке Нельмин Носе Ненецкого автономного округа 18 апреля состоялся праздник Первого олененка. Правда, самого олененка, родившегося к этому дню, еще не было, однако это обстоятельство не омрачило праздника. Ведь это скорее символ, так как жизнь кочевников тесно связана с биологическим ритмом жизни животных. Рождение первого олененка для ненцев - прежде всего новые надежды. В гости к нельминносовцам приехали сотрудники окружного этнокультурного центра с чумом. Силами художественной самодеятельности поселка был дан концерт, проводились национальные игры. Затем гостеприимные хозяйки ненецкого чума угощали всех строганиной, горячим наваристым бульоном и, конечно же, чаем с конфетами, сушками. Как и на любом празднике, не обошлось без подарков: ребята из детского сада получили игрушки, школа - канцелярские принадлежности, а все участники художественной самодеятельности и победители игровых конкурсов - сладкие призы. Надо также сказать, что погода была холодной, и это придавало празднику дополнительную окраску. А первый олененок появился на свет в четвертой бригаде оленеводческого хозяйства “Няръяна ты”, база, оседлости которого находится в поселке Хонгурей. Это событие подтвердил в телефонном разговоре председатель коллективно-долевого хозяйства Прокопий Прокопьевич Артеев. Ориентировочно, в ночь на 20 апреля, своим рождением этот малыш возвестил, что во всех тундрах Ненецкого автономного округа начался отел оленей - напряженная пора в жизни оленеводов. О.Терлецкая, | ||
Студенты в Улан-Удэ |
| В 1990 году впервые в городе Улан-Удэ Республики Бурятия в Бурятском государственном педагогическом институте имени Д.Банзарова, ныне государственном университете, при факультете бурятской филологии открылось эвенкийское отделение по подготовке учителей русского языка и литературы, а также эвенкийского языка. За эти годы сделано четыре выпуска. Наши выпускники работают учителями в эвенкийских районах республики, а также в Тунгиро-Олекминском районе Читинской области. В настоящее время на нашем отделении обучаются 30 человек. В основном учатся студенты северных районов Бурятии, есть и из Катангского района Иркутской области, Тунгокоченского района Читинской области, а также с Тунгусо-Чунского района Эвенкийского автономного округа. Студенты, обучающиеся на отделении, продолжают свои национальные традиции: изучают язык, собирают фольклор, а также ходят в ансамбль “Гувун” при Республиканском культурном эвенкийском центре “Арун”, художественным руководителем которого является композитор-эвенк В.С. Гончиков. Студенты участвуют во всех мероприятиях, выступают с концертами. Благодаря этому мы пропагандируем нашу национальную культуру. Говоря о нашем эвенкийском отделении, нельзя не сказать и об Е.Ф. Афанасьевой, которая преподает эвенкийский язык и фольклор. Даже более того - Елизавета Федоровна нам как “вторая мама”, которая заботится и помогает нам разрешить любые студенческие проблемы. Помимо своей преподавательской деятельности, она занимается научными разработками, то есть выпускает сборники, словари, книги на эвенкийском языке, тем самым, внося большой вклад в развитие эвенкийского языка и литературы. Совместно с Елизаветой Федоровной работает Е.Д. Миронова, которая преподает эвенкийскую литературу. Она также издает сборники на эвенкийском языке. Оба наших преподавателя являются выпускниками факультета народов Севера ЛГПИ имени А.И. Герцена. Нам нужны не только кадры учителей, которые преподают эвенкийский язык в школах, но и научные кадры, которые могли бы продолжать учиться дальше, работать преподавателями в высших учебных заведениях, выпускать книги и пособия на родном языке. У нас уже есть выпускница отделения, которая учится в аспирантуре при БГУ - это А. Найканчина. Она занимается проблемами культ урологии. В будущем готовятся еще студенты, пожелавшие продолжить учебу в аспирантуре. Конечно, в нашей студенческой жизни есть и нерешенные проблемы, некоторые из них зависят от нас, а другие от общей экономической ситуации в России. Наталья Монго, | ||
Новости с Камчатки |
| 29 января 1999 года в Управлении юстиции Камчатской области была зарегистрирована общественная организация юристов и врачей коренных малочисленных народов Севера “Эек”. Основная цель организации - охрана здоровья, защита прав, восстановление и сохранение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Камчатской области. В задачи организации входят: - изучение состояния здоровья, участие и разработка медицинских программ, способствующих восстановлению и сохранению традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Камчатки; - сохранение среды обитания, улучшение экологической обстановки; - участие в реализации действующего законодательства РФ и Камчатской области; - участие в разработке и принятии законов направленных на защиту прав, интересов и здоровья коренных малочисленных народов Камчатки в соответствии с нормами международного права; - способствовать развитию международных связей с коренными народами мира, их общественными и иными организациями; - ознакомление российской и международной общественности с положением коренных малочисленных народов Камчатской области. Адрес организации: 683038, г. Петропавловск-Камчатский, | ||
"Яяр" - новое объединение |
| 25 января прошло собрание родовых общин Елизовского района и г. Вилюйчинска Камчатской области, где решили создать Союз общественных организаций (общин) коренных малочисленных народов Севера Камчатской области. Объединились шесть общин под названием “ЯЯР” (бубен). Людмила Игнатенко, | ||
Жизнь алтайцев на рубеже XXI века |
| В 1922 году была образована Ойротская автономная область, переименованная 1948 году в Горно-Алтайскую. В 1991 году область преобразована в республику в составе России. В мае 1992 года она переименована в Республику Алтай. За долгие годы советской власти наш регион был сырьевым донором - вывозили лес. На территории Горного Алтая нет в настоящее время промышленных предприятий, направленных на переработку местного сырья. Республика на 93% дотационная. Коренное население компактно проживает в самых отдаленных местах от центра. А центром является единственный город Горно-Алтайск, представляющий собой отдельное “государство в государстве”, как и Москва в России. Вследствие этого население не всегда может приехать в столицу республики, к тому же в деревнях уже в течение 5 лет не выплачивают заработную плату и детские компенсации, которые были единственным источником существования. Люди живут за счет своего подсобного хозяйства, во многих школах не ведутся иностранные языки, основные предметы, вследствие чего наши ученики представляют собой не конкурентоспособную часть абитуриентов, и для них становится невозможным получить хорошее образование. Чтобы отправить ребенка на учебу в город, родителям иногда приходиться закалывать последнюю скотину и на вырученные деньги оплатить проезд. Мой народ на протяжении многих веков сохранил свою культуру, язык, обычаи. И я верю, что он сохранит его и в дальнейшем. Как бы не менялась жизнь. Надежда Суркашева, | ||
"Эне-Байат" |
| 16 июня 1990 года в деревне Шанда Гурьевского района Кемеровской области состоялся первый учредительный съезд, собравший 35 делегатов. На съезде была создана общественно-политическая организация телеутского народа “Эне-Байат” и разработана программа защиты социально-экономических, политических и культурных прав телеутов - коренного населения Кемеровской области. 22 февраля 1992 года прошел второй съезд телеутского народа (с. Беково), принявший декларацию “О праве телеутского народа на самоопределение” и ряд резолюций. Впервые была сформулирована идея образования телеутского национально-территориального района. В 1990-1992 годах телеутские делегации присутствовали на Конференции общественности коренных народов Южной Сибири (Ленинград, 26-27 апреля 1990 года), на съезде народов Севера (Москва), на первой Всекузбасской областной конференции национальных обществ и представителей национальностей Кузбасса (Кемерово, 20-21 октября 1990 года), на учредительной конференции Международной организации малочисленных народов и т.д. За годы своего существования Ассоциация “Эне-Байат” добилась смены паспортов, а именно - записей в графе “национальность” - телеут или телеутка; льготного поступления представителей телеутского народа в высшие учебные заведения Кемеровской области, Республики Алтай и Алтайского края; выплаты компенсации угольным разрезом “Бачатский” за использование земель. Также ассоциация оказывает поддержку культурно-спортивным праздникам, ежегодно проводящимся в населенных пунктах, где компактно проживают телеуты. Но, тем не менее, существует еще много проблем, над решением которых работает Ассоциация телеутского народа “Эне-Байат”. В. Тодышев, | ||
Заказано возрождение |
| На Х районной сессии совета депутатов с основным докладом “О проблемах коренных малочисленных народностей Севера в районе и пути их решения” выступил Е. Г. Кожевников, первый заместитель главы Туруханского района Красноярского края. Он отметил, что сегодня у населения северных территорий к уже имеющимся проблемам добавились новые: падение жизненного уровня, рост безработицы, отток квалифицированных кадров. Северяне оказались во многих отношениях более ущемленными, чем жители других районов России по ряду таких жизненно важных показателей, как жилищно-коммунальные и бытовые условия, медицинское обслуживание, условия работы, обеспеченность детскими учреждениями, возможность проведения отпуска на “материке” и так далее. Концепция льгот на Севере, применявшихся в прошлом, оказалась совершенно несостоятельной в условиях рыночной экономики, в результате чего наименее приспособленными к деятельности в новых условиях оказались малочисленные народы. В районе проживает 1210 человек из числа коренных малочисленных народностей Севера. Из них 742 - кето, 304 - селькупы, 164 - эвенки. Выступающий подробно остановился на проблеме охотничьего промысла. Сегодня в районе введены арендные отношения на охотугодья, которые охватили большую часть населения, занимающуюся промысловой охотой. Организовано 18 родовых хозяйств, в которых занято около 100 человек из коренных народов, 144 - арендуют охотугодья в индивидуальном порядке, среди них только 13 человек коренной национальности. Для предоставления возможности коренным охотникам заработать охотничьим промыслом потребуется дотация более 1,5 млн. рублей: для закупки добытой пушнины - 1,7 млн. рублей; на оружие и орудия труда - 700 тысяч рублей. Для того, чтобы коренное население жило, по мере возможности, автономно, необходимо хотя бы частично восстановить рыбозавод. В последнее время администрация района вводит новые виды отношений - лизинг. В докладе была затронута и проблема привязанности малочисленных народов к алкоголю, из-за которой они страдают. Некоторые “посторонние”, пользуясь этим, скупают за бесценок не только плоды их труда, но и технику, забирают участки. Выступающий заострил внимание на том, что рождаемость в районе среди коренных жителей составляет в среднем 21,4 на 1000 человек в год; смертность - 12,7 человек. Причем, вследствие заболеваний умирает 41% жителей, а травм и несчастных случаев -59% , из них в возрасте до 40 лет - более 75%. В 1998 году из девяти призывников - семеро были признаны ограниченно годными к военной службе, а в этом году из шести призывников коренной национальности - трое не годны к военной службе и трое годны ограниченно. В докладе отмечено и то, что у многих школьников слабые знания учебной программы. В 1998 году только 10 студентов обучались в высших учебных заведениях и 3 в средне специальных учебных заведениях. В заключение докладчик назвал основные проблемы коренного населения, которые необходимо решить. Вывод из этого можно сделать один - решение социально-экономических проблем малочисленных народов Севера должно базироваться на сохранении и развитии их исторически сложившегося производственного и бытового уклада жизни, обеспечении устойчивого функционирования традиционных видов хозяйствования как фундамента их развития. Г. Галина, | ||
Пока не поздно |
| Ситуация в Туруханском районе осложнена отсутствием Отдела народов Севера в администрации, а также тем, что в штате общественного объединения - 1 человек на общественных началах, и нет возможности постоянной связи друг с другом... О сотрудничестве в полном смысле слова с администрацией приходиться только мечтать. Вопрос самоуправления и закрепления территорий традиционного природопользования - приоритетный. В частности, для исчезающего кетского народа, не имеющего своей национальной территории, соответствующего законодательства, как на местном, так и на региональном уровне. Выгоды от имеющегося федерального законодательства народ не имеет: нет желания у местных властей блюсти его. Республиканский заказник “Елогуйский” (поселок Келлог - столица кетов) активно осваивают соседи из Тюмени и староверы, поселившиеся там в 1997 году. Истинных хозяев они встречают с оружием в руках. Вот так у нас работает один из федеральных законов “Об особо охраняемых территориях” (ст. 24). Ничего положительного невозможно сказать о соблюдении Основного закона России! В страшном положении оказались наши уважаемые старейшины и многострадальные дети. Мизерные пенсии ускоряют уход наших народов в мир иной, дети остаются с тремя классами образования в лучшем случае. Болезни и голод преследуют сородичей. В декабре 1997 года покончила с собой молодая учительница Светлана Симанкова: не нашлось в родном районе места работы и жилья для сироты. А она была первая по представленному администрации списку из Ассоциации КМНС района на квартиру по письму из администрации Красноярского края “для квотирования рабочих мест и приобретения жилья для сирот - 420 млн.” в 1995 году. В ее лице все равно что стерто с лица земли поселение со 130 000 жизней! И если бы такие случаи были единичны! Сколько можно? Моральная усталость отнимает силы, а они нужны, чтобы говорить: “Имеем место быть! Нам очень нужна поддержка наших друзей. Нас в Туруханском районе всего 1 210 человек, но мы тоже хотим жить!” Только запасы нефти на землях проживания эвенков Туруханского района (Ванкорское месторождение) составляют около 124 млн. тонн! Если посчитаться с нравственной ролью северных народов, как “хранителей и служителей природы”, сколько богатства могли бы еще сберечь они для будущих поколений от варварства?! Неужели у нас нет никакой возможности позаботиться о 1200 северян? Надежда Новик, | ||
Его наградили посмертно |
| 30 января 1945 года при форсировании реки Одер погиб гвардии старший сержант Алексей Семенович Четонов. Родился Алексей Семенович в деревне Шанда Гурьевского района Кемеровской области в 1916 году. В семье было трое детей: братья Иван и Алексей, сестра Ольга. Они очень рано осиротели, и Алексею с детских лет пришлось познать нелегкий крестьянский труд: пахал землю, возил воду, сгребал сено, в свободное время любил ухаживать за лошадьми. За честность и трудолюбие Алексей был избран бригадиром полеводства. И он оправдал доверие людей, честно выполняя свою работу. В 1938 году Алексей был призван в армию. Прослужив два года на Камчатке, в 1940 году Алексей Семенович вернулся домой, к жене и детям. Но не долго продолжалась спокойная мирная жизнь, началась Великая Отечественная война. В 1941 году Алексей Семенович уходит на фронт защищать Родину. В июне 1942 года получил первое ранение, лежал в госпитале г. Томска. Второй раз Алексей Семенович был ранен в феврале 1943 года. Алексей Семенович Четонов воевал в кавалерийских войсках помощником командира взвода 1-го эскадрона 56 гвардейского кавалерийского полка, 14-ой гвардейской кавалерийской Мозырской дивизии 7-го гвардейского корпуса. Алексей Семенович дважды был награжден орденом Красной Звезды. 30 января 1945 года началась крупная операция по форсированию реки Одер, при выполнении которой геройски погиб А.С. Четонов. Похоронен Алексей Семенович в Германии, Господский двор Леденберг на Одере. За геройский подвиг, совершенный в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Президиум Верховного Совета СССР указом от 27 февраля 1945 года присвоил Четонову Алексею Семеновичу звание Героя Советского Союза (посмертно). Он единственный телеут удостоенный такого высокого звания. На его родине в деревне Шанда и в селе Беково его именем названы улицы. А в центре села Беково в честь А.С. Четонова воздвигнута памятная стела. В. Тодышев, | ||
Беличье гнездо |
| В самом отдаленном и труднодоступном в Читинской области горно-таежном Каларском районе, приравненном к Крайнему Северу, расположена моя деревня Чапо-Олого, что в переводе на русский язык означает “Беличье гнездо”. Наша деревня - место компактного проживания эвенков, здесь живут 214 человек или 45 семей, в том числе 75 детей от 0 до 16 лет. Деревня находится в 90 км от районного центра Чара, где находятся все основные объекты сферы социального обслуживания - стационар, милиция, биржа труда и другие учреждения. После закрытия почты в деревне, корреспонденцию получаем на железнодорожной станции Икабья в 25 км от Чапо-Олого. Медпункт работает 1 раз в неделю (нет фельдшера), хлебопекарня закрыта (нерентабельна). В течение 8 лет не работает поселковая баня (нет денег для оплаты труда и закупки дров), что влечёт за собой частое возникновение эпидемий чесотки и педикулеза. Хочу сразу отметить, что это не только проблема нашего села. В районе три эвенкийских села, в которых также отсутствуют баня, хлебопекарни, автотранспорт. Райпотребсоюз не может обеспечить продуктами и другими товарами, магазины на грани закрытия. В магазинах райпотребсоюза не всегда можно приобрести даже самые необходимые продукты, такие как мука, соль, сахар, чай, спички, крупы, а других торговых точек в наших селах нет, а значит, нет и выбора. В 1990 году мое село было подключено к электролинии железной дороги и находится в зависимости от них, то есть задолженность за энергию или поломка грозит нам отключением света и связи на полгода. Наше село расположено почти у самой кромки реки Чары, но употреблять воду нам запрещено санэпидемстанцией, так как очистные сооружения железнодорожных станций Новая Чара и Икабья выше по течению реки производят сброс нечистот в реку. В результате чего мы вынуждены покупать воду у самих же виновников загрязнения воды - на водозаборе станции Икабья. Таким образом, в самом элементарном мы зависим от людей, которые вторглись в нашу самобытность. Когда-то хозяйствующий совхоз “Северный” в селе обанкротился. Совхоз в 1992 году брал ссуду в Агропромбанке, которую вовремя не смог вернуть. Долг в 1997 году составил 57 млн. рублей. Агропромбанк (Каларский филиал) в счет ссуды изъял всю активную часть основных фондов, описал звероферму серебристо-черных лисиц, принудил провести их массовый забой, а шкурки изъял. В настоящий момент совхоз остался без машин, тракторов, зверофермы, коров, а население - без работы. Сооружения, принадлежавшие совхозу (гараж, пушной цех, ферма, склады, теплицы и другое), разобраны населением на дрова. Традиционное хозяйствование на этом закончилось, как и деятельность совхоза в целом. Оленеводы брошены на самовыживание, оленей в Чапо-Олого осталось всего 600 голов. Охотопромысел в кризисной ситуации, охота осуществляется в лесах Гослесфонда. Лесхозы требуют оформления договоров платной аренды лесов, в районе нет даже должности охотоведа. Добытая пушнина не оправдывает подготовительных затрат, охота длится осень - зиму, а кормить семью надо круглый год. В то же время охота и оленеводство - единственные источники существования коренного народа в настоящий момент. Доход семьи в основном состоит из зарплаты, которой лишились люди, потерявшие работу в последние годы. Детский сад и начальная школа - это единое образовательное учреждение и является основным бюджетным объектом в селе, где люди могут зарабатывать себе на жизнь. Коллектив состоит из 20 человек, в основном женщин. Здание детского сада находится в аварийном состоянии, в период зимних морозов температура воздуха в помещениях не превышает +5 +10° С, и поэтому дети в “сон-час” спят одетые. Родители вынуждены приводить детей в сад, несмотря на такие условия, так как часто им самим не чем кормить своих детей. В таких условиях у детей развиваются хронические заболевания, такие как бронхит, гастрит желудка, туберкулез, пневмония, рахит, аллергия и другие. В школе на 4 класса всего один учитель: нет специалистов, как педагогов, так и других, родители не в состоянии обучать своих детей (социальный уровень жизни ниже всяких пределов). Сельский Дом культуры тоже в крайне ветхом состоянии, но все равно работает. Здесь же находится и библиотека, хотя и не богатая, но народ рад и этому - есть, где проводить праздники, свежие газеты зачитываются до дыр. Коллектив учреждений состоит из 5 человек. В бюджетном секторе также работают: в администрации села - 4 человека, в медпункте - 1 человек (санитарка), от лесхоза лесник - 1 человек, и шофер водовозки. Всего 32 человека являются работающими в бюджетной сфере. 25% от работоспособного населения села числятся как охотники и оленеводы на самообоспечении, 35% состоят на бирже труда, но не получают даже положенного пособия в 82 рубля в месяц, и 10% пенсионеров, в том числе инвалиды (туберкулез). Из 12 месяцев в году почти 9 месяцев длится отопительный сезон, и в последние годы, как для населения, так и для учреждений основная проблема - это заготовка и закупка дров и их вывоз, по причине отсутствия денег и транспорта. В семьях, где нет мужчин, женщины с детьми сами заготавливают дрова ручной пилой, и в случаях, когда нет дров в бюджетных учреждениях, кочегары сами заготавливают без дополнительной оплаты тем же способом, чтоб сохранить место работы. Выезд в райцентр для населения деревни Чапо-Олого выглядит, как преодоление препятствий: во-первых, часовой марш-бросок до железной дороги, если с маленькими детьми или стариками - то все полтора или два часа; во-вторых, ожидание рабочего поезда может продлиться до трех часов, а зимой в 45 - 50 градусов мороза у костра; в-третьих, нужно как можно быстрей доехать со станции Новая Чара до райцентра - села Чара (расстояние между ними - 20 км), а после обычно не законченных дел в райцентре, стартуем домой тем же графиком. Дети (22 школьника), обучающиеся в средней школе-интернате на станции Куанда, выезжают и приезжают на каникулы домой, так же преодолевая все препятствия. Вот таким образом не живет, а вынужден выживать народ деревни Чапо-Олого. Е. Мальчакитова, | ||
Семинар по местному самоуправлению |
| С 11 по 15 мая 1999 года в Министерстве национальной политики проходил учебный семинар по теме: “Организация местного самоуправления с учетом самоорганизации и хозяйствования коренных малочисленных народов Севера”. На семинар были приглашены представители из различных регионов России, где проживают коренные малочисленные народы и стажеры ИЦ “Льыораветльан”. Занятия проводились в форме лекций и практических семинаров. Данная тема, на сегодняшний день, очень актуальна в особенности для коренных малочисленных народов, права которых практически незащищены. Слушателям семинара была выдана методическая литература, что очень важно, так как в регионах ее практически невозможно достать. А по окончании учебного семинара все участники получили сертификаты. От имени всех участников семинара хочется поблагодарить оргкомитет за хорошо отлаженные организационные моменты. В. Тодышев, | ||
Забайкальские областные ведомости |
| Мой чум печалился вчера, Николай Оегир, В Читинской области под этим названием издается еженедельная газета, в которой выпускается страничка под названием “Северный чум”, хозяйкой чума является журналист Елена Куренная-Берцик. Эта газета - единственное областное издание, где есть страница, посвященная эвенкам, проживающим в Читинской области. Е. Мальчакитова, | ||
Летняя школа |
| Стажеры ИЦ X группы были участниками летней школы по юридической антропологии, которая прошла с 22 по 29 мая 1999 года в подмосковном городе Звенигороде. Состав слушателей и лекторов был разнообразен - это представители коренных малочисленных народов, юристы, специалисты антропологи и этнологи, студенты, молодые ученые и т.д. Открыл Летнюю школу профессор В. Тишков. Были прослушаны лекции В. Бочарова “Антропология права: антропологические и юридические аспекты”, К. фон Бенда-Бекманн “Правовой плюрализм”, В. Тишкова “Антропология российских трансформаций”, Б. Морса “Сравнительные оценки положения коренных народов Океании, Скандинавии и Северной Америки”, Н. Новиковой “Права человека и права аборигенов России: гармония или антагонизм?”, Л. Максимович “Российское законодательство и гендерные различия”, Л.Сюкияйнен “Проблемы правового бытия мусульманина”, А.Ковлера “Двойное гражданство как форма правого бытия”, Л. Богословской, П. Павлова “Коренное население Российское Севера и современное законодательство в области природопользования и охраны природы”, В. Мищенко “Конституционные и законодательные основы защиты прав коренных малочисленных народов на традиционное природопользование” и т д. На Летней школе были рассмотрены практические и теоретические подходы к некоторым вопросам и проблемам, связанным с защитой прав и интересов коренных народов. В результате стажеры Х группы ИЦ “Л” получили больше возможностей для осмысления и развития своих навыков и приемов использования методов юридической антропологии, которые помогут им лучше понимать и эффективнее использовать международное право, законодательство России и нормы обычного права с целью улучшения положения коренных народов, в частности у себя на местах. Интересны были доклады и дискуссии по соблюдению прав человека и признанию обычного права коренных народов, с особым вниманием к правам на землю. Владимир Киркин, | ||
Конференция по природо- |
| 17 - 19 мая 1999 года г. Москве проходила международная конференция “Современные проблемы традиционного природопользования народов Севера”. Конференцию открыл Первый заместитель Председателя Государственной думы РФ А.Н. Чилингаров. Были прослушаны доклады Министра региональной политики РФ В.Г. Кирпичникова, Министра национальной политики РФ Р.Г. Абдулатипова, президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ С.Н. Харючи, представителя Всемирного Банка А.Р.Маркова и других. На дискуссии по вопросу “Территории традиционного природопользования и традиционное хозяйство коренных малочисленных народов Севера. Современное состояние, проблемы и перспективы развития”, выступили докладчики из регионов. На конференции приняли резолюцию, где в сжатой форме отразили неразрывную связь проблем сохранения и развития традиционного природопользования народов Севера, с сохранением окружающей природной среды и устойчивым развитием региона. В то же время участники конференции обеспокоены современным катастрофическим состоянием этно-хозяйственных систем природопользования коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в большинстве регионов России. Деградация этих систем приводит не только к бедственному положению населения, занимающегося традиционными видами хозяйственной деятельности (оленеводство, рыболовство, охота, морской зверобойный промысел, традиционные ремесла), но и грозит разрушением культур малочисленных этносов и может привести к их ассимиляции. Анализируя зарубежный и российский опыт, участники конференции отметили, что решение проблемы невозможно без развития партнерских отношений между коренными народами, органами государственной власти, индустриальными природопользователями и общественностью, а также создания действенной системы экономической и правовой поддержки традиционного природопользования. Проведенная конференция является первым шагом на пути поиска решения проблемы сохранения и развития традиционного природопользования коренных народов Севера в наступающем XXI веке. Н.Суркашева, |
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ | ||
Кумандинцы |
| Кумандинцы - это этническая группа северных алтайцев, проживающих компактно в Солтонском, Красногорском районах и городе Бийске Алтайского края; Турачакском районе и городе Горно-Алтайске Республики Алтай. Кроме того, дисперсно они проживают как в Алтайском крае и Республики Алтай, так и за их пределами. Алтайский край и северная часть Республики Алтай являются исторической родиной народа. По численности кумандинцев определится трудно, но исходя из переписи 1989 года в Алтайском крае более 2 тысяч, в Республике Алтай около 700 человек. Традиционное занятие коренных жителей - это охота, рыболовство, животноводство, сбор лекарственного сырья, сбор ягод, орехов, трав и т.п. Кроме того, кумандинцы работают врачами, учителям, инженерами, строителями и т.д. В городе Бийске много коренных жителей работали на лесозаводе, который занимается заготовкой леса, его первичной обработкой, а также производит готовую продукцию. Но завод в данное время работает на грани закрытия, и в связи с этим многие кумандинцы потеряли рабочие места. Кумандинцы, проживающие в сельской местности, в основном работали в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях, но в последнее время и эти формы хозяйствования утрачивают деятельность и опять - потеря рабочих мест. В связи с низким профессиональном уровнем, плохой адаптацией к рыночной политике государства, невозможностью сбыта своей продукции, хищническим отношением к природе (вырубка леса, сплав древесины и т.п.), укрупнения сел, потери рабочих мест многие кумандинцы стоят на грани выживания. Общественная самоорганизация кумандинцев - это “Ассоциация кумандинского народа”. Основная цель организации - сохранить этнос, возродить и сохранить язык, осуществлять социально-культурная деятельность, защищать законные интересы народа. Алтайская краевая общественная организация “Ассоциация кумандинского народа” зарегистрирована в июне 1998 года и является правопреемником общества “Возрождения кумандинского народа”. Высшим органом организации является съезд, руководящий орган между съездами - Совет. Ассоциация проводит мониторинг по Федеральной целевой программе “Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года”. К большому сожалению, программа не работает, с 1998 года не поступает финансирование. Много проблем в сфере родного языка. Дети и часть взрослого населения не знают своего родного языка. Социально-культурная работа не на высоком уровне. В. Киркин, |
Вхождение телеутов в состав Российского государства |
| Первое предполагаемое упоминание о телеутах (русское наименование - “белые калмыки”, монгольское - “теленгуты”) в русских документах датируется 1598 годом. А первое достоверное упоминание о телеутах относится к 1601 году. В этот период наиболее крупным и влиятельным объединением у телеутов являлся Большой Улус князя Абака. С ним старались установить добрососедские отношения Томские власти. Инициатива установления телеутско-русских контактов принадлежит русским властям. Царский указ первым письменным головам Томска предписывал им проведывать о “черных и белых калмыках”, где они кочуют, и кто ими владеет. Этот союз был выгоден обеим сторонам. В начале XVII века, в связи с долголетней и кровопролитной борьбой со своими соседями, Телеутская землица была ослаблена. Телеутская знать надеялась с помощью русских воинов, благодаря их военно-техническому превосходству над монголами и казахами, избежать разорения и физического истребления со стороны своих агрессивных соседей. Остро нуждались в союзе и русские власти. Положение Томска в 1604 - 1609 годах было крайне трудным. Гарнизон его был невелик, и материальное положение служивых людей было низким. Томск нуждался в крупных военных силах. Итак, в 1609 году многолетние усилия томских властей по приведению телеутов к шерти, наконец, увенчались успехом: между Большим Улусом князя Абака и Русским государством был заключен первый договор о военно-политическом союзе. В. Тодышев, |
ТОЧКА ЗРЕНИЯ | ||
Мы поедем, мы помчимся на оленях... |
| В Ненецком автономном округе прошли традиционные соревнования на “Буранах”. Судя по тому ажиотажу, свидетелями которого были все мы, оргкомитет справился с задачей на “отлично”, а участники готовились к ним в течение года. Я же хочу написать об оленьих гонках и высказать свое мнение об их организации. Гонки на оленях - это давняя традиция, незабываемое зрелище. Но к ним готовились ненцы тщательно и долго. Что же входило в подготовку? Прежде всего, оленевод отбирал одинаковых по масти, росту, молодых, быстрых под саночных, объезжал их, тренировал. Особое внимание уделялось передовому оленю, так как от него зависело, как побегут другие в упряжке – “пелеи” (по-ненецки). Отобранные для гонок олени не использовались в повседневной жизни как рабочие. Разве только хозяин мог на них съездить в гости, чтоб лишний раз щегольнуть “своей гордостью”. Одним словом, к состязаниям серьезно готовились и хозяин и олени: никому не хотелось ударить лицом в грязь. Нарты для гонок тоже старались сделать специальные: легкие, изящные, но крепкие. Немаловажное значение имели атрибуты упряжки: потяги выбирали мягкие, чтоб легко и удобно было бежать. На переднем конце хорея обязательна костяная пуговица (“тюр мал”), которая предохраняет оленей от травм. Во время гонок зоркие судьи - опытные, старейшие и уважаемые оленеводы следили за всем: кто как сидит, насколько послушны олени. Искусный ездок- ненец не машет хореем, не бьет оленей по рогам и спинам, чтоб бежали быстрей. Ему достаточно взять в руки хорей, слегка дернуть вожжу, гикнуть, как его передовой, подняв красивую голову с ветвистыми рогами, устремляется вперед, будто играя и приплясывая тонкими, стройными ногами, увлекая за собой бегущих в такт ему четырех или пять пелеев. Олени бегут с удовольствием. Упряжка пускается в карьер и уже до финиша не снижает взятого темпа. Я, родившаяся и выросшая в тундре, много раз видела настоящие гонки на оленях - борьбу за право называться лучшим ездоком среди своих сородичей. Вся ближайшая тундра узнавала о победителях, с признательностью и с большим уважением рассказывали о них. В состязаниях принимали участие и нарядные женщины на украшенных нартах и оленях. Гонки на оленях в Нарьян-Маре - яркий пример того, как не нужно это делать. Соревнования совершенно не были подготовлены. Объявили о них за день-два. В результате четыре упряжки из КДХ им. Выучейского двое суток без передышки добирались до города, преодолев более ста пятидесяти километров. Оленеводы из СП “Харп” узнали только накануне, ехали всю ночь, приехали в город в семь утра, а в десять - на Качгорское озеро на соревнования. Но тем не менее усталые с дороги оленеводы на голодных животных доставили немалую радость горожанам, видевшим это впервые и в то же время - немалое огорчение представителям коренного населения, видевшим настоящие гонки в тундре. Было очень жалко оленей и людей, выполняющих чье-то непродуманное указание. Глава Администрации В. Бутов на торжественном вечере награждения победителей сказал, что “у нас в будущем году будет сто упряжек”. Сказать легко, а за каждое слово надо отвечать, да и стоит ли принимать столь спонтанные решения, приносящие моральный ущерб и физические страдания другим. Если не могли создать нормальные условия для шести, так что же будет со ста оленьими упряжками? Я совсем не думаю, что может быть так, но все же, сколько бы ни приехало на гонки, людям надо где-то устроится, а оленям выделить место стоянки и чем-то кормить их. Особенно хочется остановиться на поведении горожан во время оленьих гонок. Было возмутительно, когда человек по десять садились на нарты только что примчавшейся к финишу оленьей упряжки и не просили, а приказывали катать их, совершенно не думая о том, что олени не успели еще отдышаться . Откуда такая жестокость у людей? Они окружали оленей плотным кольцом, гладили, трепали, “изучали глаза” - чуть ли пальцем не тыкали. Олени робкие, беззащитные существа, они не могут постоять за себя, поэтому люди должны относиться к ним по-человечески.В этой беспорядочной суете так не хватало блюстителей порядка, не видно было ни одного милиционера, который мог бы урезонить “расшалившихся горожан”. И, наконец, о финале. Отношение оргкомитета и руководителей к соревнованиям явно проявилось и при награждении участников. Кроме дорогих призов за первые места, все тридцать участников финального заезда на “Буранах” получили по выбору детали, запчасти к снегоходам. Всем пятнадцати участницам вручили почетные грамоты, и каждой по семьсот рублей. Все правильно, я восхищаюсь этими мужественными женщинами. Щедро одарил глава Администрации округа В. Бутов гостей из Рыбинска: руководителю - пять тысяч, тренеру - пять тысяч, сыну тренера - три тысячи остальным - по тысяче. За первые три места гонщикам на оленях вручены денежные премии. Безусловно, для тундровиков, не получающих зарплату по несколько месяцев - это большие деньги: двенадцать тысяч получил П. Талеев из КДХ им. Выучейского, В. Вылка из СП “Харп” за второе место - восемь тысяч, А. Ванюта за третье место - пять тысяч. Трое: Н. Вылка, Ст. Выучейский, Ст.П. Выучейский, не занявшие никакого места, не были удостоены внимания оргкомитета. Неужели нельзя было поблагодарить, за то, что приехали за сто пятьдесят километров и порадовали нарьянмарцев. Хорошо, что ассоциация “Ясавэй” выделила им поощрительные призы по двести рублей. Только что можно купить на эту мизерную сумму, разве что продуктов на обратную дорогу. Да, традицию надо возрождать, но там, где она родилась и прописана навечно, а не в Нарьян-Маре рядом с “Буранами”, среди десятков машин, сотен людей, шума, гари от техники. Все это не для оленей. Здесь очень уместен афоризм: “Нельзя впрягать в одну телегу коня и трепетную лань”. В. Ханзерова, |
Республика Алтай - выборы в Государственную Думу РФ |
| В Республике Алтай коренные жители составляют 30% от общего числа. Поэтому немаловажной является проблема “быть или не быть жителю коренной национальности в Государственной Думе РФ”. Выборы требуют немалых материальных затрат со стороны самого кандидата. На сегодняшний день представители коренного народа - алтайцы -представляют собой самые незащищенные слои населения и живут, как правило, в сельской местности в отдаленных уголках республики. Единственным путем передвижения является автомобильная дорога, а цена на бензин порой становится не по карману, учитывая, что территория республики вытянута в ширину на 340 км, в длину на 400 км. И сам регион дотируется на 93% из федерального бюджета. Выборы последних лет показывают, что одним из основных критериев выбора кандидата основывается на национальном признаке, нежели на партийном. Увеличение численности населения происходит за счет переселенцев, беженцев, а коренные жители со временем теряют свои позиции в численном соотношении. Отсюда следует, что примерно через несколько десятков лет коренные жители будут составлять уже 15 - 20% населения. Для того чтобы как-то удержать это процентное соотношение на настоящем уровне, необходима государственная программа, направленная на поддержку молодых семей. То есть для молодой семьи выдается ссуда, например, 50 тысяч рублей. За рождение первого ребенка аннулируется ссуда в размере 12 тысяч рублей. За рождение второго ребенка так же списывается 12 тысяч рублей. За рождение последующего списывается 12 тысяч рублей. За рождение четвертого ребенка списывается вся сумма. Н. Суркашева, |