БЮЛЛЕТЕНЬ № 25 | XI группа стажеров | |||
СОДЕРЖАНИЕ | ||||
Новости, факты, события |
| Проблемы Чукотского района Социально-экономическое положение эвенков Амурской области Моя земля, и кто здесь я... Колхоз "Дружба народов" Оленеводство, охота и выживание эвенков Якутии и Амурской области Трагедия народов Образование в поселке Каратайка Школы Чукотки Первый телеутский фестиваль Амурский областной краеведческий музей Оленеводам, рыбакам и охотникам Сибири угрожает медленная гибель Коренные народы и окружающая среда | ||
Коренные народы России |
| Корякские поверья Один день из жизни ненецких оленеводов | ||
Точка зрения |
| Камчадал - национальность или прозвище? Эвенский менталитет | ||
|
|
|
|
|
НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ | ||||
Проблемы Чукотского района | Самоназвание чукотского народа - “льыоравэтльан” (настоящий человек). Береговые называют себя “анкалын”, а оленные - “чаучу”. По данным статистики в Чукотском районе Чукотского автономного округа проживает 5 190 человек. По данным статиста С. Г. Бантаса, из 356 безработных 320 человек из числа коренных малочисленных народов. Наш район сельскохозяйственный: Оленеводство, морской зверобойный промысел, рыболовство, звероводство являются основными отраслями. В Чукотский район входят такие поселки как Инчоун, Уэлен, Энурмино, Нешкан, Лорино, районный центр - село Лаврентия. По словам директора совхоза имени Ленина села Лорино В.Г. Данилова, в Лоринской тундре поголовье оленей сократилось по сравнению с 1989 годом на 1.720 голов по следующим причинам: травеж волками; браконьерство; отсутствие боеприпасов и ветеринарной службы. Проблемы в морском зверобойном промысле заключаются в нехватке боеприпасов, оружия и топлива; загрязнения акватории. “На каждого морского зверя существует лимит, и хотя округ выделяет помощь, но это - капля в море”. (Из интервью М.А. Зеленского с председателем Ассоциации коренных малочисленных народов Чукотского района В.М. Ринтеймит по радио Чукотки). Из трех звероферм в районе осталась одна в селе Лорино, но и в ней свои проблемы: из 2000 голов с 1986-87годов осталось всего 500 песцов. Основные причины этого - отсутствие комбикормов, витаминов, нехватка морского зверя, так как в последнее время население питается только его мясом. (Директор совхоза имени Ленина села Лорино В.Г. Данилов). Ощутимых проблем в рыболовстве нет, но рыба, добываемая подледным способом, попадается с запахом бензина, из-за загрязненной акватории. В сфере здравоохранения не выделяются средства для приобретения медикаментов, нет основных лекарств, жаропонижающих и понижающих артериальное давление. Департаментом здравоохранения выделен перевязочный материал и медицинский спирт, а также детское питание, но пришло оно в малом количестве и разделить его невозможно. Всего лишь 466 пачек на весь район, когда только в селе Лорино 48 новорожденных. В Инчоуне от нехватки молока умер ребенок. В продаже нет мыла и порошка - отсюда антисанитария: повышаются заболевания дизентерией и чесоткой. Сокращены медицинские работники, они вынуждены выезжать в город Анадырь и работать не по специальности. Району необходим инфекционист. В районной больнице варят манную кашу без молока, масла, а только на воде. О каком выздоровлении можно говорить? Потребительская корзина в районе составляет 2 800 рублей, а санитарка получает 474 рубля в месяц. А ведь еще нужно заплатить за садик, за квартиру, за свет. В области образования из-за отсутствия средств, не хватает тетрадей, учебных пособий. Зарплата учителям задерживается на 5 - 6 месяцев, не ремонтируются школы. Магазины не получают кредитов из округа на закупку продовольствия для продажи в долг населению (за 1999 год Торг расплатился только за один кредит). Также не финансируется завоз товара. Норма выделения продуктов по спискам, работающим в ПУЖКХ села Лаврентия в магазине “Северянка” на месяц: сахар - 0,5 кг, рис - 0,5 кг, крупа манная - 0,5 кг, мука - 2 кг. По такой норме попробуй прокормить семью. “Строительство не осуществляется по причине отсутствия завоза стройматериалов и отопительных труб. В удручающем состоянии отопительная система всего района, из-за нехватки утеплительного материала для труб в селе Лаврентия были использованы оленьи шкуры”. (Из интервью по Чукотскому радио заведующего ПУЖКХ Г.П. Афанасьева). Люди по 5 - 6 лет не получали зарплату, рабочие ПУЖКХ - в течение 3-х лет. Питаются мясом морского зверя, от авитаминоза страдают дети, выявляется аллергия на мясо, продолжительность жизни в среднем 45 - 50 лет, молодежь не желает иметь детей, население стареет. Из села Нешкан в июле поступил сигнал о том, что в селе уже 2 дня отсутствует хлеб. Туда с районного центра было послано 5 вездеходов с продуктами. В район идет гуманитарная помощь. Но сколько можно жить подачками? Надо построить мини-заводы по переработке морского зверя, рыбы. Из китового жира можно варить мыло (в средней школе учитель химии Т.М. Павлова сама выварила мыло). Можно производить бартер с другими регионами РФ и другими странами. Материал подготовила Елена Аляпаак, | |||
Социально- экономическое положение эвенков Амурской области | В пяти селах Амурской области проживает 1420 эвенков (село Ивановское Селемджинского района, поселок Бомнак Зейского района, села Усть-Нюкжа, Усть-Уркима, Первомайское Тындинского района). Основными видами традиционной деятельности являются оленеводство, охотпромысел, клеточное звероводство, пошив национальных изделий и сбор дикоросов. В селе Ивановское Селемджинского района проживает 436 человек, из них 320 эвенков. В связи с переходом к рыночным отношениям социально-экономическое положение села находится в тяжелом состоянии: разваливаются традиционные отрасли хозяйствования, растет безработица, ухудшается состояние здоровья населения, уровень смертности превышает рождаемость, дети, окончив школу, не могут получить дальнейшего образования из-за отсутствия средств (не вовремя выплачивают заработную плату родителям, высокая оплата за учебу). Средняя школа находится в аварийном состоянии, в ней обучается 118 детей, из них 90 эвенков. Государственное обеспечение практически отсутствует: давно нет интерната, не выдаются одежда и обувь, в столовой организовано двухразовое горячее питание (горячий завтрак и обед). Районный отдел народного образования все это мотивирует отсутствием средств в бюджете. В школе не хватает учителей русского языка и литературы, истории, географии, иностранного языка, музыки. Материальная база школы очень низкая по сравнению с другими школами района. Еще на 1997год был запланирован, но не профинансирован капитальный ремонт школы, из-за этого она может не пройти лицензирование и приостановить свою деятельность. Детский сад посещает 50 детей, из них 45 эвенков. Очень остро стоит вопрос о питании в садике, районный финансовый отдел видимо вообще не желает его финансировать, и выделяет крохи из того, что они были должны, постоянно требуя документ о государственном обеспечении детей эвенков. В этом году по Федеральной Программе “Дети Севера” началось строительство нового детского сада. Основное предприятие села - совхоз “Улгэн” с численностью работающих около 50 человек. Основное направление - оленеводство, охотпромысел, пошив национальных изделий. Оленепоголовье сократилось до 1000 голов. Остро стоит вопрос о территориях традиционного природопользования. Чтобы эвенку-оленеводу жить, ему надо иметь территорию для выпаса оленей и охоты, но наши охотугодья и пастбища ежегодно сокращаются. Причины две: во-первых, не проведена инвентаризация территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера при том, что существует соответствующее Постановление Главы Администрации Амурской области и назначена комиссия; во-вторых, на наших территориях работает шесть старательских артелей и ЗАО “Брюс” по добыче золота, которые не оказывают никакой помощи селу, не возмещают ущерб за испорченные пастбища и охотугодья, не проводят рекультивацию. В этом году совхоз тоже планирует заняться добычей золота. В селе работает один магазин, ассортимент в котором не богатый, изредка завозятся фрукты и овощи. Есть у нас и ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), где лекарства можно приобрести за деньги, которых у сельчан практически не бывает. Существует сельский клуб, материальная база его очень слабая. Очень остро стоит вопрос занятости населения. Анна Бродзь, | |||
Моя земля, и кто здесь я... | На холодной земле арктических пустынь, под холодными звездами полярной ночи, там, где лето справляет короткие свои именины, где птицы гнездятся, а потом улетают на юг, на обширнейших пространствах - живут люди. Издревле. Так же как ночное небо заполняют звезды, каждая на своем месте, так же народы этих людей живут на бескрайних землях. Погаснут ли их звезды, или беспощадный ураган прогресса лишь затмит их на время своего буйства? Вот этот вопрос ставили молодые люди, съехавшиеся на Учредительный Съезд молодежи коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Пришла “цивилизация”, отняла у нас наш быт, а взамен ничего не оставила - вот так, вкратце, можно резюмировать все прозвучавшие доклады. Да, это не новость, но весь Съезд на всем своем протяжении был наполнен определенной обнадеживающей нотой - “Мы, можем помочь своим народам!”, и она, эта нота не затухала, а все горячей и живей звучала в конкретных планах из уст молодых. Ах, какое удовольствие я испытывал, глядя и участвуя в этих процессах. Как гордо мне было, что я не один, что нас, малочисленных и коренных, не так уж мало, и даже если мало, то качеством мы не уступаем “цивилизованным” народам. Могут сказать, что автор этой статьи неровно дышит по поводу цивилизации и сопутствующим ее факторам. Признаюсь, да. Культура для меня - это, прежде всего, внутренняя гармония человека, а где в этом “мире” вы найдете таких, среди заглушенных различными веяниями Моды. К сожалению, самые великолепные построения способные быть придуманными человеческим существом ради всеобщего блага, будут лишь имитировать свое существование именно из-за того, что “винтиками и шпунтиками” этих построений будут люди, утратившие свою внутреннюю цивилизацию, утратившие свой богатый духовный мир. А что требовать от машины в целом, если не работает одна конкретная деталь? Поэтому, извините, но так называемая цивилизация не видима для глаз, она внутри нас. И что происходит внутри, то и выйдет наружу. “... судите по деяниям...” Очень много прозвучало на Съезде о самосознании нас, малочисленных народов, самоуважении, о культуре наших предков. Мной была предложена схема, по которой можно было бы отработать два последующих года: 1. На базе журнала “Северные просторы” организовать создание и распространение различных справочников, бюллетеней, методических пособий, с целью использования их в работе молодежных клубов. 2. Создание каждым из присутствующих на Съезде, или через его протеже у себя на местах молодежных клубов, цель которых - способствовать освоению своего родного языка, знания танцев, песен, и т.п. 3. Третий этап возможен только по благополучному разрешению двух первых задач. Это молодежные фестивали обмена культурными традициями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Подобная схема представляющая собой пирамиду венчается фестивалем, и многие скажут, вот мол, бедствуют, а повеселится не дураки. Прошу не нужно воспринимать это только с отрицательных своих позиций. На самом деле такой фестиваль не может быть способен осуществиться без одной детали. То есть без действительной работы и результативности двух первых пунктов. Если эти два пункта работают фиктивно, значит те, кто взялись за их осуществление еще не научились работать. Ну а если все получается, то не обессудьте, что мы после этого радуемся и танцуем. Значит действительно наше самосознание на должном уровне. Вот вкратце то, что я хотел донести до вас. Общую картину о Съезде вы можете составить из моей статьи и статей двух моих друзей, также участвовавших в работе Съезда, в газете “Абориген Камчатки”. Это Александр Кривогорницын - ительмен и Галина Нутелхут - корячка. Девиз Съезда “В единстве - сила!”, не преувеличение и не пожелание, а факт. Василий Падерин, эвен, | |||
Колхоз "Дружба народов" | В п. Каратайка находится оленеводческий колхоз “Дружба народов”, в состав которого входит 7 оленеводческих бригад. Оленбригада №7 расположена на территории п. Варнек, что находится в южной части о. Вайгач. Остальные 6 оленбригад ежегодно пасут свои стада в районе п. Каратайка. Выделяют зимние и летние пастбища. Оленеводы до сих пор живут в традиционных жилищах - чумах. Работают в суровых условиях тундры. Заработная плата пастуха-оленевода за квартал примерно 800 рублей. Этих денег порой не хватает для приобретения продуктов первой необходимости. Денег оленеводы почти не ощущают, потому что когда оленевод приезжает в поселок, ему под расписку выдают продукты питания. В такой системе опять же свои плюсы и минусы. Зачастую не хватает материала для покрышек чума. В последнее время не предоставляется рабочая одежда для пастухов-оленеводов, в частности резиновой обуви. Работать в таких суровых условиях тундры очень нелегко, поэтому, я думаю, администрация поселка и разные организации должны поддерживать их. Каждый год в ноябре производят забой оленей. Продукцию, под руководством председателя колхоза А.Д. Семушкина, стараются вывозить в г. Нарьян-Мар или в г. Воркуту по личной договоренности. Таким образом, я думаю, надо ввести какую-то систему сдачи мяса государству. Социально-экономическое положение п. Каратайка ничем не отличается от жизни других поселков, регионов. Но, несмотря на это, люди в моем поселке жизнерадостные и доброжелательные. Я считаю, что такой поселок, как Каратайка будет достойно жить и развиваться. В. Талеева, | |||
Оленеводство, охота и выживание эвенков Якутии и Амурской области | За последние пять лет экономическое положение эвенков-оленеводов Якутии и Амурской области очень быстро и сильно изменилось. Этот процесс начался раньше в Амурской области, чем в Якутии. Например, в поселке Усть-Нюкжа Амурской области с 1992 года, ни один вертолет не летает по стадам. А в 1998 году мне довелось видеть, как на просьбу оленеводов отказались отправить санитарный рейс в стадо, где сильно болел один четырехмесячный ребенок - сообщили, что нет денег. В конце концов, пришлось оленеводам забить 8 голов своих оленей, чтобы прилетел вертолет, и таким образом спасли ребенка. Таким же образом, сопровождая оленевода в больницу, первым делом его спрашивают о наличии денег, а не о состоянии здоровья. Если нет денег - значит нет даже кусочка бинта. В 1998 году обыкновенный оленевод получил 400 рублей и два куля муки за 10 месяцев работы. После коллективизации старались из оленеводства сделать рентабельное мясопроизводство, что просто невозможно, зная как оленей трудно сохранить от всяких опасностей. Эта попытка и массивные забои только довели до распада численность оленей в стадах. И после того как Российское государство перестало поддерживать совхозы, они остались в долгах. Сегодня совхозы постепенно разваливаются, но все-таки стараются заплатить свои долги и поддерживать оленеводов и охотников. Но все равно, этих средств оленеводам далеко не хватает на проживание, тем более что из-за плохого экономического положения в поселке, где царят безработица и голодовка, молодежь и женщины все больше и больше уходят в тайгу: “В тайге нам хорошо, душа поет, работаем и природа с нами!”. Природа именно сейчас нужна, больше чем никогда, эвенкам, как и другим народам Сибири. В результате распада совхозов, стада закрываются одно за другим. Когда одно стадо закрывается, часть оленей забивают, а других делят в разные стада, и оленеводы только что закрытого стада остаются ни с чем, кроме десятка частных оленей. В Якутии с 1992 года оленеводы и охотники могут открыть родовую общину, которая дает им право на землю. В 1995 году в Иенгре насчитывалось 20 общин. Сегодня эвенки села Иенгры очень активны: большинство работников больницы, школы, администрации и совхозной конторы являются эвенками, это дает солидную основу эвенкийскому обществу и за одно лучшую поддержку таёжникам. С помощью общин селяне помогают своим таёжникам, продавая добычу и покупая продукты. Некоторые из них даже покупали грузовики и танкетки, что позволяет им снабжать своих таёжников и съездить в город, чтобы продать мясо по нормальным ценам. Ситуация в Амурской области намного хуже. Насколько я знаю, в Амурской области нет закона, позволяющего создавать родовые общины. Так что, когда стада закрываются, оленеводы остаются ни с чем, не говоря даже о правах на землю, где они кочуют. Расположение стад принадлежащих селу Усть-Нюкжа осложняет ситуацию: половина стад находится на территории совхоза этого посёлка в сторону реки Олекмы, а другая половина стад, находится в Республике Якутия на территории совхоза Иенгры в сторону реки Алдан. В такой обстановке усть-нюкженские эвенки не имеют никакого права на землю, на которой, между прочим, кочуют уже из поколения в поколение. Вспоминая времена, когда административных границ еще не было, старейший человек села Иенгры Анна Николаевна Алексеева (94 года) говорит: “Раньше эвенки хорошо жили, границ не знали, куда хотел, туда и поехал!” Проблема амурских эвенков, состоит в том, что когда стада закрываются, они рискуют остаться без земли и без статуса. Пока совхоз поселка Усть-Нюкжи нашел выход - большинство из оленеводов закрытых стад переписывают как охотники, что дает им право на ношение оружия (которое необходимо для обеспечения семьи питанием, одеждой, лечением т.п.) и возможность получить деньги или продукты за сданную в совхоз добычу. Добавляется к этому и не менее важный статус работника совхоза, что дает административное обслуживание (паспорта, полис, здравоохранение, пособия для детей, когда они есть, и т.д.). Остаются две проблемы: право на землю, и что станет с амурскими эвенками, если совхозы совсем распадутся? А уже давно пора дать амурским эвенкам новую рамку, с помощью которой они смогли бы устроить нормальное будущее новым поколениям. Сегодня появляется все больше и больше маленьких групп “частников” (так называют оленеводов, которые больше не числятся в совхозе), кочующих с несколькими оленями. Выживают они благодаря обмену добычи на редкие необходимые продукты. Для них сахар, рожки, печенье стали настоящими деликатесами, и бывают такие времена, когда в течение полутора месяца они питаются одной перловкой. Но такая обстановка создала крепкое и активное молодое поколение, которое трудится, чтобы сохранить частных оленей (для этого они готовы караулить тугуток от хищников целые сутки); заработать деньги на оформление ружья; охотиться допоздна и при любой погоде, чтобы прокормить семью, достать продукты и выжить. А выжить им возможно только благодаря дарам природы в форме добычи, а если права на землю нет, то как сохранить надежду для себя и будущих поколений? Некоторые люди из этих поселков старались решить эти проблемы: одна женщина из поселка Иенгра (Якутия) хотела открыть общину совместно со своим двоюродным братом, работающим в совхозе Усть-Нюкжи (Амурская область), стадо которого находится на территории Якутии. Они хотели зарегистрировать территорию пастбища как землю общины. Hо им не удалось это только из-за того, что двоюродный брат со своей многочисленной семьей являются не “якутянами”, а “амурчанами”. Такие проблемы постоянно встают перед эвенками Иенгры и Усть-Нюкжи, хотя их стада находятся поблизости друг от друга и имеют близкие родственные связи. Сегодня необходим один закон для всех коренных народов России, позволяющий дать новым поколениям право на земли и на получение даров природы. А. Лаврилье, | |||
Трагедия народов | Работая в своей Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Эвенкийского автономного округа “АРУН” (Возрождение), для себя я уяснил, что так, как мы живем, жить нельзя ни при каких обстоятельствах! Очень остро стоит проблема выживания по социально-экономическим показателям. Это и рост алкоголизма, преступности среди молодежи, повальный туберкулез. И на все про все отсутствие денежных средств, необходимых для жизни, которые бы обеспечили средний прожиточный минимум. И потому было бы правильным считать, что, прежде всего, нужны воспитательные меры с привлечением культуры и спорта, поднять гордость и дух любой северной нации и подружить их между собой. Как показывает столетняя практика (к большому сожалению) по борьбе и искоренению “зеленого змия”. “Железное табу” сделало свое черное дело, оно породило наркоманию и распространение “сивухи”. Это превратилось в мировую трагедию, основную человеческую ошибку, так похожую на идиотизм. Ведь ни для кого не секрет, что существует банальная фраза “Запретный плод - сладок”. Увы, но такова человеческая природа, которая зародилась с пещерных времен сотворения оного. И давайте все-таки лечить Души человеческие, а не сами их болезни, пробуждать в людях гордость за самих себя, за право жить на нашей Земле достойно и с любовью в сердце! Константин Христофоров, | |||
Образование в поселке Каратайка | Поселок Каратайка находится на северной территории Ненецкого автономного округа на побережье Баренцева моря. Поселок расположен на берегу небольшой речки Каратаиха. В народе ее называют Янгарей (в переводе с ненецкого “яха хара”, т.е. “извилистая река”). Численность населения примерно более 700 человек, преимущественно русские, коми, ненцы и другие. Большая часть ненцев живет в тундре, занимаясь традиционным видом деятельности - оленеводством. Поселок управляется Юшарским сельским советом, в состав которого также входит маленький поселок Варнек, который расположен на острове Вайгач. В поселке имеется амбулатория, расположенная в старом деревянном здании, требующем к себе особого внимания. Здание было построено очень давно, необходимо сделать полный ремонт. В больнице нет медикаментов первой необходимости, нет нормальной отдельной комнаты матери и ребенка. Также нет соответствующих кадровых работников - специалистов из числа молодежи. В нашем поселке работает несколько дошкольных учреждений - детский сад, ясли сад, где работают сознательные, любящие детей педагоги. После детского сада дети идут в Каратайскую неполную среднюю школу. При школе имеется интернат, где проживают дети оленеводов и дети, родители которых живут и работают в поселке Варнек (о. Вайгач). Пять лет назад в Каратайскую школу-интернат стали привозить своих детей оленеводы-частники (“единоличники” из общины “Ямб то” (перевод с ненецкого - “длинное озеро”)), которые раньше не были нигде зарегистрированы и не знали русского языка. Через три года детей забирают обратно в тундру, где они постигают традиционные занятия и ремесла. Зачастую маленькие дети выступают в качестве переводчиков при какой-нибудь коммерческой сделке их родителей. Знание русского языка здесь им очень пригодно. В Каратайской школе обучается примерно 200 человек. Дети учатся в две смены, так как сейчас два четвертых класса и два пятых класса. Занятия по родному языку ведутся только в младших классах (с 0 по 3 классы). Было бы очень хорошо, если бы язык преподавался во все время обучения. Но есть одна проблема: сейчас до сих пор в Каратайке дети ненцев стесняются своего родного языка. Для этого необходимо пробудить в них такое желание. Я считаю, что это сделать можно - было бы только больше желания у педагогов. В Каратайской школе нет специалиста по иностранному языку, поэтому немецкий язык преподает учитель физкультуры. Английский язык вообще не ведется. Преподавателей со стороны стараются не брать, так как остро стоит проблема жилплошади. Для изучения школьного курса не хватает учебников, учебных пособий, и родители сами покупают детям книги, а многим из них не на что их купить. Имеющиеся учебники выпущены очень давно, и программа по этим книгам устарела. Особенно по русской и родной литературе. В пришкольном интернате маленькие дети живут по 8 человек в комнате, а дети более старшего возраста - по 3 - 4 человека. В интернате нет подобающего инвентаря: не хватает кроватей, тумбочек, письменных столов, шкафов и других необходимых предметов. Как мне известно, недавно нефтяная компания “Коноко” выделяла финансы на приобретение мебели в интернат, но видимо деньги использовали не по назначению, потому что были приобретены диваны в кабинет директора школы, в то время как детям в интернате не на чем спать! Так же нет молодых специалистов: до сих пор там работают пожилые педагоги, которые, может быть, давно хотят идти на заслуженный отдых. Дети в интернате находятся на полном государственном обеспечении: выдается одежда, обувь, питаются в столовой. После окончания Каратайской школы, некоторые дети идут учится в различные учебные заведения г. Нарьян-Мара: отличники и хорошисты направляются в Нарьян-Марскую ненецкую школу-интернат имени А.П. Пырерка в лицейский класс (с математическим уклоном), класс возрастной нормы и класс с художественным уклоном; ГПТУ № 24; зооветеринарный техникум. Но не все родители могут обучать своих детей в других районах, поэтому многие остаются в поселке, пополняя ряды безработных. Валентина Талеева, | |||
Школы Чукотки | В шести селах Чукотского района Чукотского автономного округа находится 15 учреждений образования. В каждом селе имеются общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования (Детская Спортивная школа и Дом Детского Творчества) и муниципальный центр, который осуществляет руководство, контроль по всему району. Численность учащихся всего района составляет 1163 человек, в том числе 992 - коренной национальности. Уэленская школа-интернат (244 ученика, в том числе 234 - коренной национальности, 14 классов комплектности) имеет уклон художественного воспитания. 138 воспитанников интерната, из них 43 учащихся 5 - 6 классов, проживающих в селе Инчоун, где находится начальная школа (43 ученика - все коренной национальности). Еще в одной школе в селе Энурмино обучаются 30 человек коренной национальности, 3 класса комплекта. В селе Нешкан обучаются 218 учеников, из них 217 коренной национальности, 13 классов комплект, с пришкольным интернатом, в котором 110 детей, и 83 учащихся 9 - 10 классов из Энурмино. В школе села Лорино 350 учеников, из них 326 коренной национальности, 20 классов комплект. В районном центре селе Лаврентия 278 учеников, из них 142 коренной национальности. В Лаврентьевской школе обучение ведется по базисному учебному плану, а остальные школы по учебному плану народов Крайнего Севера, взятому из журнала-справочника “Вестник образования”, №5. В школах ведется родной язык с 1 по 8 классы включительно, ведется История культуры народов Чукотки. Также преподаются национальные виды промысла, например, через Дома Детского творчества в Нешканской тундре в совхозе “50 лет Октября” и в КСП “Лоринском” - оленеводство с летней практикой. В Лоринской и Лаврентьевской школах преподаются национальное прикладное искусство: мехпошив, работа с кожей, резьба по кости. В Уэленской средней школе идет обучение косторезному мастерству на базе косторезной мастерской “Северные Сувениры”. Дети участвуют в выставках, неоднократно становятся призерами конкурса “Русский Север и Аляска”. В школах периодически проводятся конкурсы рисунка. В дошкольных учреждениях района 28 групп, в которых воспитываются 554 ребенка, из них 409 коренной национальности. В районе работают 6 детских садов, в которых ведется родной язык. Ежегодно проводится конкурс “Учитель года”, в котором участвуют все учреждения образования района. Дважды наши педагоги участвовали в окружном конкурсе 96 - 97 годов и стали победителями - это Н.И. Крупская и С.Г. Растовцева. Они представляли округ в Москве. С.Г. Ростовцева - лауреат Всероссийского конкурса “Учитель года-97”, получила премию Президента РФ. В районном отделе образования создана экспериментальная площадка по национальному региональному компоненту, которая работает на базе этноцентра под руководством В.Г. Леоновой. Ею составлена книга о Наукане. Эта работа продолжается с руководителем этноцентра В.М. Кухын и педагогом дополнительного образования Е.А. Добриевой. На базе опорных школ проводятся научно-практические конференции и семинары, на которых педагоги делятся опытом друг с другом. Материалы публикуются в центральной печати. В районном отделе образования создана видеотека из 153 видеокассет с записями открытых уроков, мероприятий, семинаров, практикумов. Дети школ принимают участие в конкурсе по написанию проектов по социальному и экономическому развитию нашего района. Победители этих конкурсов являются студентами аэрокосмического и приборостроительного институтов в Санкт-Петербурге - это В. Григоренко, К. Малевский, Ю. Платов, а также Мытищинского университета потребкооперации - С. Валуйская, О. Шамилова. В округе в целях образования и обеспечения специалистов на основании постановления губернатора №208 от 08 июня 95 года “О программе целевой подготовки кадров в высших учебных и среднеспециальных заведениях России в 1995-97г. для отраслей народного хозяйства Чукотского автономного округа” студенты обучаются в высших и средних заведениях, и хочется надеяться, что они вернутся и будут помогать развитию района. Учителя и воспитатели работают на полном энтузиазме, дают знания детям, учат добру, любви к родному краю и хочется поклониться им за их нелегкий труд. Е. Аляпаак, | |||
Первый телеутский фестиваль | 20 августа 1999 года в селе Заречное Беловского района Кемеровской области прошел Первый фестиваль художественного самодеятельного творчества телеутского народа. Это мероприятие было организовано Национально-Культурным Центром "Тазылдар" ("Корни"), при содействии администрации города Белово. В фестивале приняли участие творческие коллективы, художники, народные умельцы и отдельные артисты из сел Ол-Ааль (Заречное), Ар-Байат (Беково), поселка Чарту (Черта), деревни Шанды (Шанда). Фестиваль был разделен на три отделения: народное, академическое и эстрадное творчество. В начале с приветственными речами выступили представители администрации города Белово, Беловского района и Кемеровской области. В первом отделении выступили детская фольклорная группа "Эрке" ("Нежность"), ансамбль "Айас" ("Ясный"), фольклорная группа Национально-Культурного Центра, ансамбль "Солоны" ("Радуга"), объединенный телеутский ансамбль "Чорчок" ("Сказка"). Артисты исполняли телеутские песни и танцы. Во втором отделении выступили академический хор под руководством Л. Барсукова, оркестр народных инструментов под руководством О. Грудина, камерный ансамбль "Пастораль" под руководством Л. Барсуковой. В этом отделении исполнялись песни, музыка и танцы отечественных и зарубежных авторов. Третье отделение было полностью посвящено современной музыке и танцам. Песни исполнялись как на телеутском, так и на русском языках. В программе выступили танцевальная группа "Акварель" (руководитель Е. Тыдыкова) и сольные исполнители. Также были продемонстрированы телеутские национальные костюмы, как классические, так и модернизированные на современный лад. Автором и изготовителем моделей является О. Тарасова. В здании клуба села Заречное были выставлены работы художников и народных умельцев, а во дворе установили пять юрт, в которых всех желающих угощали национальными телеутскими блюдами. В конце программы фестиваля Чачилчи ("приносящий жертву") произвела жертвоприношение богам. Фестиваль всем очень понравился, посмотреть и поучаствовать в нем приехали люди со всех близлежащих деревень. Хочется выразить благодарность Национально-Культурному Центру "Тазылдар", директору клуба села Заречное и всем участникам за организацию и проведение фестиваля, а также администрации города Белово за содействие. Будем надеяться, что этот фестиваль станет первым шагом в развитии и популяризации среди населения, в особенности среди молодежи, национальной телеутской культуры. Валентин Тодышев, | |||
Амурский областной краеведческий музей | Одним из крупных учреждений, которое занимается изучением и сохранением материальной и духовной культуры малочисленных народов Севера Амурской области, является областной краеведческий музей. С первых лет существования музея собиралась коллекция, рассказывающая о жизни, быте, верованиях эвенков. Крупные поступления в эту коллекцию были сделаны в 1902 году (предметы быта, амулеты, макеты, одежда, обувь ), в 1957 году (уникальные документы середины XIX века, инструменты, серебряный пояс с датировкой “1870 г.” и другие ). В 1980 году по заказу музея, для оформления этнографического уголка новой экспозиции были изготовлены чум (сборно-разборный ), кумаланы - меховые коврики, одежда, обувь (изготовители Ф.Г. Боярковская, А.Н. Стручков, Н.В. Яковлева). С появлением музеев в городах Зее и Тынде, в районах компактного проживания аборигенов Амурской области комплектуются коллекции и там. Носителей и хранителей национальной культуры становится все меньше, забывается язык, уходят из памяти верования, обряды, обычаи, шаманские ритуалы, заклинания, песнопения. Амурским краеведческим музеем и в дальнейшем будет продолжена работа по изучению самобытной культуры малочисленных народов Севера области. О.В. Сашнина, | |||
Оленеводам, рыбакам и охотникам в Сибири угрожает медленная гибель | Общество по защите репрессированных народов в пятницу 9 июля 1999 года заявляет о том, что оленеводам, рыбакам и охотникам на Крайнем Севере России грозит медленная смерть. Во время пресс-конференции с вице-президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Ларисой Абрютиной, представительницей чукотского народа, организация по правам человека критиковала политику России в отношении коренных народов. Через беспощадную добычу полезных ископаемых, захоронения радиоактивных отходов, ядовитые отходы горной промышленности, а также выброс использованной загрязненной воды в реки, богатыми рыбой, загрязняются огромные территории проживания коренных народов. Чукчи, ительмены, эвены и другие малочисленные народы, не получая возмещения за ущерб, остаются без средств к существованию. Многие вынуждены прекратить традиционную деятельность. На Крайнем Севере России проживает 30 народов, численность которых составляет примерно 200000 человек. Часто случаются сбои в снабжении продуктами питания и энергией. Из-за недостаточного медицинского обслуживания появляются вспышки таких болезней как туберкулез. Средняя продолжительность жизни у народов Севера на 20 лет ниже, чем таковая по России. Средний возраст умерших мужчин - 42 года. Детская смертность возросла в 1,7 раза. От правительства России Общество по защите репрессированных народов требует, чтобы срочно была изменена тяжелая ситуация коренных народов, улучшено и гарантировано снабжение питанием граждан на Крайнем Севере. В случае затруднений в предстоящую зиму необходимо, чтобы своевременно была запрошена помощь у западных организаций помощи. К тому же Москва должна признать за коренными народами право на их земли, возместить ущерб пострадавшим от уничтожений охотничьих, рыбных угодий и оленьих пастбищ, а также право принимать участие в будущих прибылях от добычи полезных ископаемых. Уже при планировании новых проектов необходимо, чтобы промышленные предприятия включали организации коренных народов как равных партнеров наряду с Российским правительством. Информация от Ассоциации КМНСС и ДВ РФ | |||
Коренные народы и окружающая среда | Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации совместно с Ассоциацией коренных малочисленных народов Сахалинской области провели международный и межрегиональный семинар “Коренные народы и окружающая среда российского Севера”, в столице острова Сахалин - городе Южно-Сахалинске с 27 по 28 июня 1999 года. Участие в этом семинаре приняли такие организации как Гринпис Россия, Гринпис Интерншл (Великобритания), Экологическая вахта Сахалина, Институт “Экоюрис”, Институт Арктических исследований имени Скотта (Великобритания), Государственный комитет по охране окружающей среды Сахалинской области, компания “Эксон Нефтегаз Лимитед”, компания “Сахалин Энерджи”, Академия наук, Администрация Сахалинской области, Мэрия Сахалинской области, представители районных ассоциаций коренных малочисленных народов Сахалина и множество других организаций. Главная тема семинара прозвучала, как беспокойство перед потенциальной угрозой загрязнения Охотского моря из-за разработки нефти на месторождениях шельфа. Непосредственно на шельфе ведет нефтяную разработку платформа “Моликпак”, от компании “Сахалин Энерджи”, в шестнадцати километров от берега. Эта платформа еще в 80-х годах работала в море Бофорта, которое омывает США и Канаду, после чего стояла в отстое, так как на нее не было спроса. В связи с ее работой стали возникать проблемы с природной средой Сахалина. Из-за сбросов в море бурового шлама, технических вод и растворов погибают нерпы, рыба - калуга из семейства осетровых, сельдь, которой погибло пять тысяч тонн, все они были выброшены на берег. А ведь шельф, находящийся на северо-востоке Сахалина является уникальным и ценным объектом. Здесь обитают более тридцати беспозвоночных, множество видов семейств рыб, например осетровых, лососевых, камбаловых, множество морских млекопитающих, которые занесены в Красную книгу России и в Список Международного Союза охраны природы, например, серые киты, чей нагульный ареал, находится поблизости от “Моликпака”. И, если разольется нефть, а это может случиться в любой момент, так как Охотское море обладает высокой сейсмичностью (8 - 10 баллов), цунами, частыми штормами, то погибнет морская экосистема и прибрежная зона Сахалина. Так случилось, что не только сам остров Сахалин является кладовой нефти и газа, но и омывающее его Охотское море тоже. Вот и получается, что бежать не куда, поэтому на семинаре была подняты жизненно важные темы и высказаны различные точки зрения, касающиеся нефтяных разработок на суше и море. Семинаром были приняты следующие рекомендации о том, что “Анализируя российский и зарубежный опыт ... мы отмечаем, что решение этих сложных проблем невозможно без развития партнерских отношений, что базой для реального партнерства являются совместные действия, направленные на сохранение окружающей природной среды и устойчивое развитие экономики Дальнего Востока”. Что представители коренных народов Севера должны активно привлекаться и принимать участие в экологическом движении. Сахалинской областной Думе рекомендовано создать консультативно-экспертную группу по проблемам устойчивого развития исконной среды обитания и традиционного природопользования, а также “разработать законодательные и нормативные акты, направленные на закрепление территорий традиционного природопользования и защиту исконной среды обитания коренных народов Севера”. Губернатору Сахалинской области предложено включить представителей Ассоциации коренных малочисленных народов Сахалина в Комиссию по правам человека. На семинаре было подписано соглашение между губернатором Сахалинской области и Ассоциацией коренных малочисленных народов Сахалинской области. Остается верить и надеяться, что это соглашение и сам семинар явились важными шагами в направлении решений экологических проблем. Н. Чербохова, | |||
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ | ||||
Корякские поверья |
| Раньше у коряков существовали разные поверья, которые передавались из поколения в поколение. Они строго соблюдались. Поверья были бытовые, о природе, о животных... Собака может вызвать дождь. С давних времен до недавних пор коряки никогда не видели лесных пожаров, так как очень осторожно обращались с огнем, берегли природу. Все, что создано природой, считали святым, особенно оленные пастбища. А вот весной 1934 года вдруг возник пожар на сопке, расположенной вблизи села Воямполка. Кедровик сожгли первые геологи. У коряком возникло странное соображение - раз разгорелась земля, то значит сгорит вся Камчатка, погибнут все звери, вся растительность, птицы. Старые коряки - мужчины и женщины вдруг стали бросать в воду в речку всех попавшихся собак. Как только они вылезают на берег, снова их кидают в воду. Согласно поверья, выкупавшиеся собаки вызывают дождь. То ли совпадение, толи еще что - то, но на следующий день пошел дождь. Тут уж старые люди совсем поверили в свои приметы. Когда гости приезжают в стойбище, их встречают огоньком. Из кухлянки выдирают клок шерсти и бросают в огонь, отгоняют болезни. Когда что - то ешь при людях, обязательно поделись, угости их. Никогда не сплетничай и не передавай услышанное, это ведет к раздору. Дед Альвач был сказочником и советчиком для внуков. Нельзя бросать рыбу через речку. Недалеко от устья Вомпоялки есть небольшие неширокие речушки, но представьте себе - очень рыбные. Вот возьмем Урга, Какерто. Всю жизнь до старости жили и ловили на этих реках коряки Альвач и, в основном, женщины. Эти его помощницы Мария Этекьева, Марина Наривлич, Ину Алотова, овдовевшие. Они управлялись, река небольшая, заготавливали много юколы на зиму, и еще помогали деду внуки. Однажды дед Альвач позвал внука Костю половить на речке Урга гольцов железными рыболовными крючками, которые называются “киекий”. Прежде чем приступить к ловле гольцов, дедушка ему сказал: -Никогда не бросай рыбу с одного берега на другой. -Иначе рыба навсегда исчезнет из этой реки, очень нескоро появится. Может только после твоей смерти. И вот как-то один год был нерыбный. Дед с утра собрался и нас, двоих подростков, с собой взял. По пути нарезал тальковых ветвей, и туда нанизал 2-3 рыбины, и тащил вдоль берега по воде вверх по реке, поговаривая: “Появись много кеты, чавычи, горбуши, гольцов. Это называется “ынныгаган”. Е. Солдатова, | ||
Один день из жизни оленеводов |
| У каждого человека есть своя маленькая родина, где находится его дом, с чем связано очень много воспоминаний, переживаний, моментов в жизни, которые навсегда останутся в памяти любого человека. Ночь. Тишина. Все живое спит: люди, животные, птицы. Не спит только пастух, который зорко стережет покой населения и стада оленей. Накануне бригадир сообщил всем, что завтра предстоит трудный день, чтобы женщины могли подготовить грузовые нарты. Даже дети понимают серьезность этих действий. Оленеводы обычно встают в 7-8 часов утра. Примерно в 9 часов начинают потихоньку собирать вещи. Сначала перетаскивают в специальную нарту (по-ненецки - “юхуна”) постельные принадлежности, укладывая их в определенной последовательности. Как правило, этим занимаются женщины и дети, в то время как мужчины проводят тщательный осмотр упряжи. После укладки постелей начинают разбирать чум, сначала снимая нюки (покрышки чумов), затем шесты в определенном порядке, и все это складывают в специальные нарты, которые называются “н’утос”. В это время пастух, увидев, что люди готовы к следующим действиям, берет своего верного друга и помощника собаку - лайку и пригоняет оленей. В это время остальные мужчины сооружают загон для оленей (ва’’). После того как пригнали стадо нельзя сразу же загонять оленей в загон - нужно, чтобы олени успокоились, ознакомились с ситуацией, лишь потом можно производить загон. Сделать это первый раз очень сложно, поэтому молодые оленеводы должны учиться у старшего поколения и прислушиваться к их советам. Не все олени хотят в загон. Есть такие, которые норовят выскочить наружу, но любой пастух знает привычки каждого оленя. После загона мужчины завязывают женщинам и детям оленей для упряжки. Причем делают это так, чтобы предусмотреть место для каждого оленя, чтоб олени в аргише чувствовали себя комфортно. Для этого оленеводы ведут ежедневное наблюдение за каждым оленем - быком. Через некоторое время бригадир дает команду, аргиши трогаются в путь в сопровождении визга и лая собак. За всю кочевку аргиши делают 3-4 остановки, для того, чтобы олени и женщины могли отдохнуть. Остановок может быть больше или меньше; за этим наблюдает бригадир. Аргиши ежегодно кочуют в одних и тех же местах, поэтому женщинам, детям и даже оленям знакома каждая сопка, каждый холм. Кочевье длится примерно 5 часов в зависимости от пройденного расстояния, скорости аргишей и погодных условий. Прибыв на место стоянки, бригадир указывает, куда встать аргишам, мысленно представляя расположение стада, на случай перемены погоды. После утомительной поездки женщины ставят чум, готовят ужин в виде традиционной пищи оленеводов, потому что это очень эффективная, высококалорийная пища. По традиции мужчины забивают оленя, и во время ужина ведут беседу о текущих делах, примерных планах. Как правило, женщина ложится спать последней, потому что должна накормить детей и отправить мужа на дежурство в стаде. Пастух-оленевод покидает стойбище на всю ночь. Медленно опускается на тундру ночь. Постепенно утихает лай собак, крики играющих детей. Даже природа, словно чувствуя усталость оленеводов, на какое-то мгновение погружается в глубокий сон... В. Талеева, | ||
ТОЧКА ЗРЕНИЯ | ||||
Камчадал - национальность или прозвище? |
| Национальная трагедия ительменов возникла не на пустом месте, и она не является суммой каких-то случайностей. Этому предшествовали другие события, на основе которых зародились сначала так называемые предпосылки будущей трагедии, потом они получили дальнейшее развитие, а в конечном итоге - привели к расколу ительменов на два самостоятельных народа. С начала исследования полуострова с появлением названия “Камчатка”, которое укоренилось в русском языке появилось произвольное слово “камчадалы”, которым впоследствии стали называть коренных жителей Камчатки. С начала освоения Камчатки казаки с первых дней пребывания стали произвольно, на свой лад изменять географические названия и одновременно насильственно культивировать и внедрять в сознание ительменов новое, неизвестное им имя - “камчадалы”. Называть ительменов стали чуждым для них именем потому, что слово “камчадалы” казакам было уже известно, а знакомым словом пользоваться всегда легче. Возможно, в первое время называли их так как бы шутя, между прочим, или просто так, но тем не менее все это вместе взятое постепенно входит в привычку. В результате чего вольно или невольно, но была заложена основа, и был сделан первый шаг к переименованию значительной части ительменов - в “камчадалов”. Далее можно отметить то, что чем дальше уходили времена от первых лет появления казаков и чем больше появлялись на Камчатке новые люди из России, тем сильнее привыкали ительмены к новому имени. И этот процесс закрепился в основном к середине XVIII столетия, к приезду на Камчатку известного исследователя С. Крашенинникова. Ему и представилась возможность зафиксировать этот свершившийся факт в своей исторической книге “Описание земли Камчатки”, где почти на каждой странице встречается имя “камчадалы” и очень редко “ительмены”. Этот же факт подтверждает однозначно и еще более категорично и Г. Стеллер в книге “Из Камчатки в Америку”, где он пишет, что “казаки называли туземцев камчадалами”. Однако по утверждению исследователей - они сами себя называли в этот период ительменами. А вот мнение отдела ЗАГС администрации Камчатской области, который проводил исследования актов гражданского состояния за 1920-1936 годы по Камчатской области и выявил, что до 1930 - 1932 годов в актовых записях о рождении, браке, смерти довольно часто встречается национальность “камчадал”, а после указанных лет национальность “камчадал” встречается в актовых записях реже и позже исчезает вовсе. Такая трансформация национальности произошла в результате выхода в свет Постановления Камчатского окружного бюро ВКП(б) “О выполнении мероприятий комитета Севера по национально-территориальному районированию Камчатки”, в котором значилось: “…констатировать, что ту часть населения полуострова Камчатки, которая именует себя камчадалами, говорит по-русски и живет оседло, не относить к числу мелких туземных народностей Северных окраин, на которых распространяются льготы, предоставляемые мелким туземным народностям”. Приполярная перепись с 1926 - 1927 годов присвоила коренным жителям Камчатки национальности, которые после 1927 года появились в актовых записях гражданского состояния: коряки, нымыланы, лауроветланы, ительмены, алеуты, эвены, чукчи, камчадалы, ламуты. В 1977 году Камчатский отдел Географического общества СССР сообщил о замене старых названий национальностей новыми. Старые названия - Новые названия: 1. Ламуты - Эвены Новые названия национальностей были внесены в списки коренных малочисленных народов и используются по настоящее время. Областной отдел ЗАГС считает, что коренные жители Камчатки, исходя из собственного самосознания, имеют право присваивать себе национальность и камчадал и ительмен, но при этом следует учитывать будет ли этот житель пользоваться льготами коренных жителей Севера. Гражданин, обратившись в органы ЗАГС за присвоением национальности, должен знать свою родословную хотя бы до третьего колена: дочь - мать - бабушка; сын - отец - дедушка. При наличии записи, что в роду существуют родственники национальностью камчадал или ительмен, отдел ЗАГС имеет возможность вынести заключение об исправлении в актовых записях национальности в соответствии с Законом РФ “О регистрации актовых записей”. Согласно Закону РФ “Об актах гражданского состояния” гражданин имеет право обратиться в суд с заявлением об исправлении национальности. P.S. В настоящее время национальность камчадал в списки коренных малочисленных народов не включена. А. М. Жилин, | ||
Эвенский менталитет (размышления вслух) |
| Как много чуждого и непонятного привнесла западная цивилизация в жизнь малых народов(!?) Эту фразу, то ли в удивление, то ли в недоумение я произношу порой, а в ближайшее время всё чаще и чаще. Чем дальше уходит “прогресс” от простой человечности, тем больнее чувствовать свою беспомощность перед неизбежным уничтожением мира моих предков. Чуждо мне, продавать себя за деньги и обрести тем самым “свободу”, непонятно мне - стремление выкачать, выдрать из земли все ее богатства. Обидно, что тонкая, ажурная красота северных земель, после “освоения”, обвисает лохмотьями вывернутых кочек, безжизненных делянок, и разнообразного ржавеющего мусора. Что я могу сказать в пользу цивилизации после этого? И как много хорошего, прекрасного может сказать мой народ о бескрайности тундры, о долговечности скалистых сопок, о необъятности неба... И говорят... и поют... и танцуют в честь родной Земли... Расплескала по горам Дивный свет её очей “Свет любви...” этих песен, танцев - всей древней культуры северных народов, направлен на гармонию отношений Человека и Природы, на достижение Счастья в тяжелых трудовых буднях. Песни, танцы, обряды наполняли смыслом жизнь моих предков, одухотворяли их отношения друг с другом, воспитывали, наконец, личностей, о которых потом складывались легенды. И пелись новые песни, и рождались новые танцы, и воспитывались новые личности... И так было всегда. И я надеюсь, что так будет впредь. Надеюсь, что наши народы не исчезнут во времени, вслед за “древними и могучими цивилизациями”, которые пытались соперничать с Матушкой Землей. Над осенним ярким лесом, Пусть мой народ мал, пусть мой народ не самый-самый “крутой”, пусть он будет нищ материально, и пусть у него будут только песни, танцы, и... Земля(!), всех этих условий просто достаточно, просто само по себе, без всяких выводов. Они, выводы, просто не нужны. Нужна Любовь, Красота, Гармония, а это - главное богатство Вселенной, где бы ты ни был, кем бы ты ни был. Это богатство пребудет с тобой навечно. Давным-давно, я пытался осознать, что я могу сделать для своего народа. И представьте себе, так и не осознал. До сих пор. Хорошо ли это? Теперь думаю, да. А не то, как много “перегибов” можно наделать, якобы для всеобщего счастья. Не лучше ли (!) просто Быть?; пытаться сохранить традицию в себе, а не выносить ее наружу, на фасад?; воспитать себя, а не пытаться навязывать что-то другим? Не так ли действовали наши старики? Просто - Были. Были в настоящем, - не в прошлом и не в будущем, а именно сейчас, здесь и всегда. И не было в их жизни серости и скудости, и не было у них обиды на Небо и Солнце, а была Любовь и Благодарность - благо дарить всем. Василий Падерин, эвен, |