БЮЛЛЕТЕНЬ  № 28 

XII группа стажеров
Осень - Зима 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Новости, факты, событияИз искры возгорится пламя
Коротко о главном
Деятельность администрации села Тополовка
Положение юкагиров в сельском хозяйстве
О совершенствовании образования
Держим и сохраняем
Встречи стажеровНе бывает плохих законов
В поддержку коренных народов
Коренные народы РоссииГолос исчезающего народа
ЛюдиШаман Южной Якутии
Первый эвенкийский композитор в Бурятии
Без прошлого не может быть будущего
Точка зрения

 

Это наш Центр

 

 

 

 

 

НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Из искры возгорится пламя

 

В этом году в Москве состоялся Учредительный съезд молодежи. От Таймыра на нем присутствовало 4 делегата. Приехав домой, делегаты твердо решили создать на Таймыре свою молодежную организацию. Первое, что они сделали, это осветили работу съезда и его итоги в местных СМИ. Затем, по решению инициативной группы, была создана анкета, по итогам которой должны были выяснить: нужна ли молодежная организация на Таймыре или никто в ней не нуждается?

Результаты были положительными. На сегодняшний день проблемы молодежи никого не интересуют, сюда относится повальная безработица, невозможность получить образование, резкое ухудшение здоровья молодого поколения, а самое главное - забывается и исчезает родная культура, родной язык. Все это объединило молодежь, которая твердо решила – нужно всем вместе решать наши общие проблемы. Конечно, были люди, которые пассивно отнеслись к этой идее, обосновывая это тем, что сегодня каждый сам за себя и мало чем мы сможем помочь в создавшейся ситуации. Но основная масса все-таки уверена, что в единстве - сила. Хотя мы сами понимаем - первые шаги всегда делать трудно, нелегок наш путь, но идея стоит того. Самое главное, что дело начато, а о результатах его будут судить наши дети, внуки.

Надежда Еремина, долганка,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Коротко о главном

 

Я родилась и выросла в городе Поронайске Сахалинской области, на берегу Охотского моря, в 1974 году. По национальности - нивха. Окончила местную среднюю школу, затем работала в Центре традиционной культуры швеей-вышивальщицей. С 1986 года стала заниматься в ансамбле “Мэнгумэ-Илга”, что в переводе означает “Серебряные узоры”. Наш ансамбль принимал участие в районных, областных, региональных, международных фестивалях. С 1998 года я являюсь руководителем этого ансамбля. Многие наши артисты занимаются в нем с момента его создания. Наш ансамбль многонационален, в нем занимаются нивхи, нанайцы, уйльта. Многие из них уже приводят своих детей, и мы можем, пусть это будет и немного преждевременно, сказать, что наша культура будет развиваться.

Ежегодно в области проводятся национальные праздники, и с каждым годом увеличивается количество ансамблей. В прошлом году их было уже 8. В городе есть школа-интернат, в которой детей из числа народов Севера обучают национальным ремеслам. Но в нашем городе, как и у всех, имеется много проблем.

На данный момент отсутствие денежных средств не дает нам возможности сделать самое необходимое - закупить материал для пошива национальных халатов. Сами наши жители не имеют возможности приобрести материал опять же из-за отсутствия денег, и мы оказываемся почти, что в тупике. В связи с тяжелым материальным положением многие не могут отправить детей учиться куда-либо. В городе есть ПУ-15, но многие не идут в него, так как пытаются заработать на хлеб, в итоге остаются необразованными.

Единственным местом общения является наш ансамбль, редко, но собираемся на небольшие посиделки. Встречи проходят очень хорошо, так как собираемся семьями и проводим различные конкурсы. Хотелось бы наладить связи с другими ансамблями, чтобы знать как можно больше о других, поддерживать в молодых их порыв к познанию других народов. Ведь в недавнем прошлом традиции, обычаи и многое другое просто не доводились до молодежи, и многое уже утеряно, например, в нашей исчезающей национальности все собирается по крохам, так как люди старшего поколения остаются в меньшинстве. На данный момент их осталось не более десяти человек со всего района.

Особо хотелось бы отметить то, что местные органы власти не стараются как-нибудь улучшить положение, создавшееся на данный момент по Поронайскому району. К тому же льготы, положенные жителям из числа народов Севера, были почти полностью сняты, что, естественно, затрудняет жизнь нашего народа, много смертей и все какие-то нелепые, в основном из-за трудного материального положения.

Несколько слов хотелось бы сказать о нововведениях по добыче рыбных запасов на пропитание жителям из числа народов Севера. Раньше вылов рыбы производился по определенным дням и по времени, отведенному рыбинспекцией. Раньше, местное население вылавливало почти полностью всю норму, практически не так остро нуждалось в продуктах питания (рыбной продукции). На сегодняшний день дело обстоит так, что разрешение выписывается, например, с определенного дня, и именно с этого момента ловишь рыбу только в течение 10 суток. То есть если ты не взял даже и половины данного тебе лимита, то это уже не важно. После этого человек не может появиться на берегу моря из-за боязни быть оштрафованным за браконьерство. Многие, как правило матери-одиночки и старики, не могут пойти и выловить рыбу только из-за того, что нет мужской силы. Это, естественно, очень неудобно.

Тяжелое положение и в плане выплаты заработной платы. Работники бюджета в последний раз получали деньги за май 1999 года. В первых числах декабря было выплачено 80% от июньской зарплаты. На бирже труда пособие человеку, не имеющему, полгода стажа до того как он встал на учет, составляет 116 рублей, хотя прожиточный минимум по Поронайскому району 1400 рублей. Мы, конечно, понимаем, что положение в других регионах тоже тяжелое, но, как говорится, в основном видишь только то, что творится у тебя под боком. Стоит призадуматься над этими вопросами.

Елена Панник, нивха,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Деятельность администрации села Тополовка

 

Сельская администрация, как исполнительный орган местного самоуправления, действует на территории муниципального образования, состоящего из села Тополовка (Северо-Эвенский национальный район Магаданской области) и трех кочующих оленеводческих бригад с общим количеством населения 264 человека, в том числе народы Севера - коряки (232 человека), из них оленеводов 32 человека. Наше муниципальное образование занимает площадь около 95 тыс. га на полуострове Тайгоносс, омываемом Охотским морем.

От села Тополовка до ближайшего села Чайбуха, где есть аэропорт, - 75 км, до районного центра поселка Эвенска - 175 км. Транспортная схема очень сложная: дорог наземных нет. Действуют только зимники в период с декабря по апрель, отсутствуют постоянные авиарейсы, санрейсы летают только по заявкам: Представительным органом местного самоуправления села Тополовка является собрание представителей из 6 депутатов (общественников) и председателя - главы администрации села, которые избраны в мае 1997 года. В штате администрации работает один специалист. Я главой администрации работаю с июня 1982 года.

На территории села находятся малокомплектная школа, детский сад, амбулатория, сельский Дом культуры, библиотека, агиткультбригада, три торговые точки. Объекты коммунальной сферы, электростанция, котельная. На территории администрации действуют заказник “Тайгоносс” общей площадью 400 га, метеостанция. Все вышеназванные бюджетные учреждения подчиняются отделам районной администрации и другим районным организациям.

Сельская администрация своего бюджета не имеет. Все вопросы решаем через районную администрацию и руководителей предприятий, находящихся в районном центре. В селе вот уже более 5 лет ничего не производится, кроме незначительного количества картофеля, капусты. Имеются частные теплицы, где жители сами выращивают помидоры, огурцы. В бригадах насчитывается оленепоголовья в муниципальной собственности.

3 417 голов, в частной собственности – 1 531 голов. В прошлые годы поголовье составляло около 5 тысяч голов в каждой бригаде. На нашей территории нет отчислений в сельский бюджет, так как у нас и самого бюджета нет, нет даже своего бухгалтера администрации. Поэтому нет рычагов управления и решения социальных проблем на месте, а глава сельской администрации выступает в роли просителя и толкача, зачастую приходится просто выбивать необходимые материалы, продукты, деньги, транспорт и т.д. Большую помощь в решении проблем оказывает глава районной администрации В.Н.Проказин.

Вместе с тем следует сказать, что не все вопросы и проблемы решаются быстро и гладко. Тем не менее, руководствуясь областным Законом “О местном самоуправлении в Магаданской области” и ее уставом, мы стремимся реализовать наши обязанности по решению социальных проблем. Формы и методы разнообразны. Глава сельской администрации работает с населением, с руководителями предприятий и учреждений, решает хозяйственные вопросы по благоустройству села, строительству, ремонту, транспорту. Курирует работу учреждений культуры, здравоохранения, образования. Занимается организацией охраны общественного порядка и прав граждан, решает вопросы по трудоустройству, социальной защите населения, устанавливает порядок передачи и продажи жилья в собственность граждан и организаций. Контролирует выполнение решений своих и районных организаций, координирует работу комиссий при администрации села.

Для решения жизненно важных вопросов мы проводим сельские сходы, собрания, аппаратные совещания с руководителями предприятий, учреждений села. Еженедельно по радиосвязи, а также в письменном виде подаем информацию о состоянии дел на территории села главе района.

Анализируя работу сельской администрации, следует отметить, что залог успеха во многом зависит и от жителей села, от их активности. Самыми острыми проблемами для села были и остаются трудоустройство людей, жилищная проблема. Почти весь жилфонд пришел в ветхое состояние и требует капитального ремонта. Износ строений составляет 98%, так как все дома построены из бруса в 60-х годах. Нуждаются в ремонте крыши, печи и т.д. Частично эти проблемы можно было бы решить успешно, если бы в торговые точки завозили стройматериалы, хозтовары и т.д. Со времени развала совхоза “Пареньский” перестали завозиться стройматериалы, ремонт домов, строительство. Для ремонта требуются значительные затраты, которые своими силами нам не одолеть. Чтобы организовать ремонт своими силами, администрация села выезжает в райцентр, организует завоз необходимых стройматериалов из старых заброшенных домов. Также решаются вопросы обеспечения жителей топливом, углем, дровами. Эта проблема постоянно поднимается на всех уровнях.

Любовь Судаченко, корячка,
глава администрации села Тополовка,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Положение юкагиров в сельском хозяйстве

 

На территории Якутии проживают около 700 юкагиров. Основная масса расселена в арктической зоне, отличающейся экстремальными природно-климатическими условиями для проживания человека.

Некогда расселенные на громадной территории между реками Леной и Анадырем юкагиры Республики Саха (Якутия), пройдя сложный исторический путь, к концу двадцатого столетия оказались на грани потери генетического фонда. Проведенное в 1993 году Институтом проблем малочисленных народов Севера СО РАН экономико-социологическое исследование юкагиров лесной и тундровой зон Колымы подтвердило сложившееся чрезвычайное положение разрозненных этнических групп.

Подавляющее большинство юкагиров республики - 56,5% от общей численности занятого населения работает в сельском хозяйстве. Если сельское население юкагиров до недавнего времени было занято в многоотраслевом совхозном производстве, то с начала 90-х годов во всех сельских Советах начался процесс его разгосударствления и создание родовых общин. В связи с этим, например, в Нелемном изменилась производственная деятельность коренного населения. Нелемнинскому отделению совхоза “Верхнеколымский” при создании общины не было возвращено поголовье молочного скота, пушных клеточных зверей и оленей, переданных при преобразовании колхоза в совхозное отделение. В итоге в Нелемном исчезли должности доярок, скотников, звероводов и оленеводов. Поэтому община лесных юкагиров “Текки Одулок” призвана заниматься лишь промыслом диких пушных зверей и копытных животных, рыболовством и табунным коневодством.

В отличие от верхнеколымских сородичей нижнеколымские юкагиры, объединившиеся в общину “Чайла”, сохранили оленеводство как ведущую отрасль хозяйственной деятельности.

Условия труда и быта оленеводов и промысловиков характеризуются сохранением кочевого образа жизни пастухов, чумработниц и полукочевого - охотников и рыбаков. Многие оленеводы по-прежнему кочуют вместе с семьей, проживая постоянно в холодных сборно-разборных чумах или палатках, в которых отсутствуют элементарные условия для нормальной работы и отдыха. Более того, в последние годы в местах кочевий перестали оказывать медицинскую помощь, осуществлять развозную торговлю, оленеводы перестали выписывать периодическую печать из-за недоставки в места их производственной деятельности. В ряде бригад из-за отсутствия батареек не слушают радиопередачи, перестали работать агиткультбригады и так называемые передвижные библиотечки. Вот почему юкагирская молодежь не стремится идти в оленеводческую бригаду, всеми силами старается остаться в поселке, где отсутствует подходящее рабочее место для нее.

Низкая оплата труда оленеводов и промысловиков также не способствует привлечению молодежи в эти отрасли. Основная часть зарплаты уходит в счет продуктов, которые оленевод или охотник съел за месяц, в итоге на руки он получает гроши. Поэтому основная часть населения живет за счет детских пособий и пенсий.

Ирина Курилова, юкагирка,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

О совершенствовании образования

 

В Совете Федерации РФ состоялся “круглый стол”, темой которого стал вопрос “О совершенствовании системы образования и сохранении самобытных языков коренных малочисленных народов Севера”. Организовал это мероприятие Комитет Совета Федерации по делам Севера и коренных малочисленных народов.

Образование является важнейшим фактором развития любого общества, оно важно для сохранения и развития этнических культур. В настоящее время очень остро стоит вопрос о сохранении родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В последнее время этими проблемами занимаются исключительно те люди, которые действительно болеют за свой народ, - это преподаватели школ, высших учебных заведений, которых, к сожалению, остается все меньше и меньше.

На “круглом столе” выступили руководители высших учебных заведений, в которых готовят преподавателей родных языков для Севера. Различные предложения высказал директор Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН, расположенного в Республике Саха (Якутия) Василий Афанасьевич Роббек. Свой подход к решению проблем сохранения языков высказали ректор Государственной Полярной Академии (г.Санкт-Петербург) Азургет Тарбаевна Шаукенбаева и ректор Государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) Геннадий Алексеевич Бордовский. Также здесь присутствовали люди из регионов, которые непосредственно связали свою жизнь с преподаванием родных языков.

Участники “круглого стола” с обеспокоенностью отмечают, что остается весьма сложной ситуация с преподаванием родных языков, не хватает средств на выпуск учебно-методической и художественной литературы на языках коренных народов Севера (стоит вопрос о закрытии отдела издательства “Просвещение”, где выпускали эти учебники). Обеспеченность зданиями школ в два и более раз ниже общероссийского уровня. Около половины существующих зданий учреждений образования не соответствуют современным нормам и климатическим условиям. Все это отрицательно сказывается на уровне образования. Низкая образовательная подготовка коренных малочисленных народов не позволяет им овладевать современными профессиями и обусловливает занятость на рабочих местах, как правило, неквалифицированного физического труда, что не способствует их профессиональному развитию.

Учитывая важность рассмотренных вопросов, участники “круглого стола” считают необходимым:

Разработать и внести в федеральное законодательство и в федеральную программу “Развитие образования в России” дополнения, обеспечивающие развитие системы образования коренных малочисленных народов Севера.

Министерству образования РФ совместно с Госкомсевером России и Министерством по делам федерации и национальностей РФ разработать сквозную систему образования и воспитания детей коренных малочисленных народов от кочевой школы-сада до высшего учебного заведения.

Восстановить ранее действовавшую систему внеконкурсного поступления в вузы выпускников школ из числа коренных малочисленных народов.

Изыскать средства на выпуск учебников, литературы на языках коренных малочисленных народов Севера и внедрение в учебный процесс современной техники и новейших технологий.

Обеспечить приоритетное, полное и своевременное финансирование образовательных учреждений, целевой подготовки кадров преподавателей для местных школ.

В. Талеева, ненка,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Держим и сохраняем

 

Странное у нас государство. Для того чтобы вступить в рыночную экономику, нужно отбросить прошлое и идти к светлому будущему или к “единому процветанию” (будь то социализм, капитализм или еще какой-либо строй), без учета влияния специфики территорий, состава населения, экономических возможностей данного региона, города, поселка, села на развитие экономики, науки, образования и культуры. Прерывается связь поколений, национального достоинства, языка, духовной культуры. Сказываются некоторые негативные процессы прошлых времен, да и нынешних тоже, когда система государства просто навязывает определенные ценности и понятия тому или иному народу, не свойственные их мировоззрению, укладу духовной жизни, традиций, культуры и навыкам от предыдущих поколений.

Об этом можно долго спорить, что было положительного, а что - отрицательного, но все же это не означает, что все кануло в прошлое и можно прыгать в “цивилизованный мир”. Время идет своим чередом в форме спирали жизни истории.

Что касается нашего национального села Алькатваам (Беринговский район Чукотского автономного округа), можно сказать - мы держим и сохраняем важные сферы деятельности: оленеводство, рыболовство, культуру, образование, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство. Сказываются некоторые отрицательные процессы, не зависящие от нас.

Оленеводство на данный момент составляет около 500 голов оленей, а было от 3 до 5 тысяч. Было время, когда тундра была родным домом и все стремились туда, где чувствовалась свобода и гармония. И никто тобой не понукал, и каждый знал, что делать сегодня или завтра. Семья растила, учила, воспитывала характер, давала навыки, играла главную роль в сохранении духовной культуры. Интернатовское воспитание дало в большей степени отрицательные и негативные явления нашей жизни.

Средняя школа-интернат с нынешней весны работает с перебоями электроэнергии, ощущается нехватка молодых педагогических кадров, учебно-методической литературы, задерживается заработная плата работникам образования. Продукты питания и рацион витаминосодержащих овощей заблаговременно завозят на период нового учебного года. В летний период дети посещают площадку. У многих детей родители имеют низкую заработную плату или являются безработными.

Участковая больница имеет возможность оказывать первую медицинскую помощь, но ощущается нехватка некоторых медицинских препаратов, которые к тому же очень дороги. Квалифицированные кадры оставляют желать лучшего.

Жилищно-коммунальное хозяйство как организация, обеспечивающая теплом и светом село, работала стабильно и экономично нынешней зимой и весной, летом свет давали 4 - 6 часов в сутки. Нехватка дизельного топлива играет не последнюю роль в обеспечении организационных работ по подготовке к зиме. Разбирают старые строения для ремонта жилья и кровли. Завозят уголь в сельскую центральную котельную. Ощущается нехватка запасных частей для тракторов. Зарплата, естественно, выдается нерегулярно.

Почта работает, и связь с внешним миром есть. Газеты и журналы приходят к тем, у кого есть средства и кто успел подписаться. Телевизионная программа ОРТ показывает, а вторая программа закрыта, нет средств на ремонт аппаратуры. Радио работает, если не возникают помехи по техническим или иным причинам.

В магазине на данный момент разных продуктов хватает, если заблаговременно завозят. А было так, что в начале нынешнего лета в магазине одна мука и пустые прилавки с туалетной бумагой. Многие жители были вынуждены добираться пешком или на попутке в районный центр - поселок Беринговский для того, чтобы продавать коммерсантам икру или дикоросы в обмен на продукты питания или деньги, так как цены высокие по сравнению с центральными районами страны.

Александр Тевлянкау,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ

Не бывает плохих законов

 

Владимир Алексеевич Кряжков – доктор юридических наук, профессор, занимающийся правовой базой коренных малочисленных народов. При его непосредственном участии составлены первые в России сборники правовых документов и другие книги по коренным малочисленным народам. На днях он встретился с нашей группой стажеров.

На встрече мы в основном рассматривали основной закон коренных народов – Закон “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации”. Этот закон претерпевал различные изменения на протяжении 10 лет и наконец был принят, что, безусловно, можно считать своего рода знаменательным событием, ведь этот закон можно назвать своего рода Конституцией коренных народов.

На встрече было отмечено, что данный закон дает полное определение коренных малочисленных народов, традиционного образа жизни, исконной среды обитания и т.д.

Также было отмечено, что закон рассматривает как коллективные права народов, так и индивидуальные, т.е. регламентировано создание общин и дано самоопределение. На встрече была отмечена специфичность общины как общественного объединения, и что было бы нелишним внести дополнение в Закон РФ “Об общественных объединениях”.

При обсуждении закона можно отметить, что его действие распространяется также и на лиц, которые проживают в местах традиционного расселения коренных народов, занимаются традиционными видами деятельности, но не являются коренными, что, на мой взгляд, правильно, так как многие люди уже корнями вросли в эту землю и было бы неправильно в чем-то их ущемлять. К этой категории можно отнести врачей, учителей и т.д.

При разговоре с Владимиром Алексеевичем мы коснулись и столь насущной для многих регионов проблемы: стоит ли обеспечивать какими-либо льготами представителей коренных народов, которые проживают в городах и не занимаются традиционными видами хозяйствования.

На мой взгляд (я сужу по своей Камчатской области), льготы, в данном случае по рыбе, безусловно, должны быть, так как рыба для коренных народов - это не просто продукт, а часть культуры, обычаев, традиций. Но в то же время льготы у коренных народов, проживающих на своих исконных землях, должны быть предоставлены в более широком объеме в части участков земель, охотничьих угодий и т.д.

Также мы коснулись вопроса о квотировании мест в законодательных органах власти, что бесспорно, так как коренные народы должны иметь своих представителей для отстаивания своих интересов. Ведь зачастую от национальных образований баллотируются лица, не имеющие отношения не только к коренным народам, но и к региону в целом, что наглядно подтверждают предыдущие и настоящие выборы. Существовало или было навязано такое мнение, что, дескать, московский чиновник, имеющий связи во властных структурах, будет легко решать проблемы региона, на самом же деле, избравшись от какого-либо национального округа, он не только начинает отстаивать свои корыстные интересы, но и напрочь забывает о существовании округа, его избравшего. Будущим избирателям стоит хорошо задуматься, стоит ли продавать свой голос какому-нибудь проходимцу за разовую подачку, подачка вскоре кончится, а недобросовестно избранный останется у власти и ему будет глубоко плевать на беды какого-то коренного народа.

Еще мы коснулись столь важных статей, как альтернативная служба, судебная защита и многие другие. Да, проект этого закона был более полный и больше отражал интересы коренных народов, но и вышедший в свет закон дает очень широкую сферу для применения его на практике. На встрече было отмечено, что необходимо более широко развивать законодательство субъектов Федерации по коренным народам, тем более действующее законодательство позволяет это сделать. А существующая законодательная база по коренным народам вполне достаточна для того, чтобы изменить к лучшему жизнь коренных народов, надо только использовать ее, применяя на практике, и, опираясь на нее, бороться за свои права.

А. Жилин, ительмен,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

В поддержку коренных народов

 

9 декабря стажеры ИЦ “Л” встретились с генеральным директором Международного общественного фонда содействия экономическому и социальному развитию коренных народов Севера Станиславом Иренеушовичем Доржинкевичем.

Фонд был образован в 1996 году в качестве механизма привлечения внебюджетных источников финансирования, комплекса программных мероприятий федеральной целевой программы “Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года” и зарегистрирован Минюстом России 22 мая 1998 года.

Работа Фонда строится на сотрудничестве с АКМНС РФ, региональными ассоциациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, российскими и зарубежными общественными организациями, фондами, объединениями, предприятиями.

Цели Фонда: содействие реализации проектов и мероприятий, создающих условия для саморазвития и самоуправления коренных народов Севера в местах их проживания на основе сохранения биосферы этого региона, восстановление традиционного хозяйствования с адаптацией его к современным рыночным отношениям.

Основными задачами Фонда являются:

организация механизма привлечения внебюджетных источников для финансирования инвестиционных и комплексных проектов федеральной целевой программы “Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года”, а также других проектов и мероприятий в интересах коренных народов, разработка бизнес-планов, поиск инвесторов, изыскание механизма гарантии, сопровождение возврата средств;

исследование рынка северных товаров, разработка и проведение мероприятий по продвижению этих товаров на внутренних и внешних рынках;

участие в создании инфраструктуры северного и этнического туризма;

оказание содействия информационному обмену национальных предприятий;

оказание содействия региональным ассоциациям, общинам коренных народов в переговорах с компаниями и организациями, использующими природные ресурсы в местах проживания коренных народов, уделяя особое внимание охране окружающей среды в этих регионах, социально-экономическому развитию коренных народов;

проведение благотворительных мероприятий;

проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в районах проживания коренных народов Севера.

В настоящее время деятельность Фонда ориентирована на работу с родовыми общинами и национальными предприятиями по выбору приоритетных для них проектов, разработке бизнес-планов, привлечению инвестиций, подготовке персонала.

В. Баранов, эвенк,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ

Голос исчезающего народа

 

На севере Красноярского края проживает одна из самых малочисленных народностей – кеты.

Эта народность в Сибири, чей язык и происхождение представляют интерес вследствие того, что кеты антропологически отличаются от своих соседей и обнаруживают в своей культуре черты далеких южных культур. Они говорят на уникальном языке, не имеющем прямого родства ни с одним другим живым языком.

Кеты находятся на грани этнического исчезновения. При этом они не имеют реальной возможности эффективно защищать свои права. Численность кетов не возрастает. Основной прирост идет за счет метисов, большинство которых не знают ни языка своих предков, ни особенностей национальной культуры, ни традиционных отраслей хозяйствования и поэтому считают себя в душе русскими. И такие вспоминают себя кетами только при получении льгот или при продвижении по службе.

Проблема в том, что в свое время одним росчерком пера в одночасье закрыли все интернаты в Туруханском районе, где компактно проживают кеты. В результате дети-кеты были выброшены на улицу. Среди них немало детей-сирот. Им негде стало жить. Приютом стала улица.

Вторая проблема – невозможность поступления даже по квотам в высшие учебные заведения. Вместо детей-кетов ежегодно по существующим льготам направляют на учебу детей местных начальников района.

Издавна в районе существует произвол чиновников, которые игнорируют законодательные акты, принятые федеральными органами власти и направленные на защиту прав человека.

Именно поэтому кеты оказались на протяжении уже многих лет в тяжелейшем социально-экономическом, политическом положении. Сегодня кеты на грани вымирания.

Мне приходилось бывать в командировках в Красноярском крае. В очередной раз я уезжала из поселка Келлог (столица кетов) с чувством глубокого уважения к таким наивным, доверчивым, добрым людям, как кеты, и с горьким сознанием того, что их усилия, желание молодежи жить остаются бесплодными, что пройдёт совсем немного времени, и этот добрейший, жизнерадостный народ с сокровищницей самобытности и фольклора исчезнет, растворится, сойдет на нет. Но потом в памяти всплывали любознательные лица детей Бальдиных, Бердниковых, других встреченных мною семей и думалось: может быть, еще не все потеряно для древнего загадочного племени кетов?

Со времени моей поездки в Келлог прошло немало лет. За эти годы я не раз бывала в Туруханском районе, но в Келлог попасть уже не довелось. Мне рассказывали друзья, что жизнь кетов изменилась еще круче. Куда еще хуже?

Ассимиляция их продолжается, но и определенная дискриминация сохраняется. Говорят, был проведен недавно медвежий праздник по полному ритуалу – те кеты, которые еще помнят все детали традиционной обрядности, организовали его так, что очередные приезжие ученые для своих диссертаций зафиксировали на пленку все подробности. Наверное, это был последний настоящий праздник в Келлоге…

На сегодня вряд ли найдется в мире другой столь небольшой народ, о котором так много было сказано в нескончаемых научных спорах.

Уходит в прошлое традиционная культура кетов, но кеты остаются. Это небольшой народ, у него свои проблемы, свои чаяния. Но остается далекая еще от своего окончательного решения кетская историческая проблема их происхождения и древней истории.

Г.Х. Николаева,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

ЛЮДИ

Шаман Южной Якутии

 

В селе Иенгра (Нерюнгринский улус Республики Саха), а точнее, в оленеводческом стаде проживает интересный человек. Его зовут Савелий. Всю свою жизнь он живет в тайге, в согласии с природой. Отец его погиб в годы войны, воспитывался Савелий в семье своего деда Владимира Александровича Васильева. Дед его был очень сильным шаманом и являлся вождем племени. Покровителем их рода была таежная сова, соседние племена называли их совятами.

Теперь стоит сказать, что Савелий – это известный иенгринский шаман. Долгое время он был знаком только сельчанам, и в силу известных причин мы многие годы хранили о нем тайну. Сейчас, когда можно не бояться преследований за культовые верования, Савелий, по паспорту Семен Степанович Васильев, вышел на свет, и о нем разными путями узнали даже далеко за границей. Его приглашали в Англию, Монголию и т.д. В настоящее время он категорически отказывается выезжать куда-нибудь. Кочует он в своих родовых местах на Средней Ларбе, занимается хозяйством.

В его камланиях ему помогает кутуруксут (помощник), брат, который всегда рядом. В Англии наш шаман произвел большой фурор. “Это было выше всех наших ожиданий, за восемь веков существования нашего Кембриджского университета Савелий здесь пятый по счету человек такого рода. Мы буквально поражены”, - признался ученый с мировым именем, доктор этнологии Пиерс Витебский.

Я присутствовала на его камлании. Под звуки бубна, пения он входит в транс и шаманит до изнеможения. Его предсказания всегда сбываются. Он пользуется большим уважением среди молодого поколения и старейшин села.

Если его встретишь в селе, трудно будет сказать, что он шаман, так как он ничем не отличается от любого другого эвенка. Вот такие новости из Южной Якутии, где проживают коренные жители эвенки.

Екатерина Семенова, эвенкийка,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Первый эвенкийский композитор в Бурятии

 

Виктор Степанович Гончиков родился в Баргузинском районе, в местности Белые Воды, в феврале сурового 1942 года. В 1955 году Виктор был направлен в республиканскую школу-интернат №1 в г. Улан-Удэ, где появилась возможность для раскрытия музыкальных способностей юноши. Занятия во всех кружках, посещения театров, куда каждый раз стремились приводить своих учеников их наставники, привили деревенскому мальчику любовь к искусству. После окончания семи классов Виктор поступает в Улан-Удэнское музыкальное училище имени Чайковского на отделение духовых инструментов. Но здесь, услышав звуки баяна, Виктор загорелся желанием овладеть искусством игры на этом инструменте. И через некоторое время он с успехом исполнял на баяне музыкальные произведения.

После окончания музыкального училища у Виктора Степановича начинается многолетняя преподавательская работа в музыкальной школе, педагогическом училище, педагогическом институте имени Доржи Банзарова. В свободное время Виктор Степанович работает концертмейстером, художественным руководителем в кружках самодеятельности. Одновременно заканчивает Восточно-Сибирский государственный институт культуры.

Изучая в годы учебы русскую, зарубежную, современную музыкальную культуру, Виктор Степанович сумел откликнуться на зов своих предков – пришел к родному эвенкийскому фольклору, песне, танцу. Сначала были инструментальные сочинения, собрание и обработка народных мелодий. Теперь песни “Гулувун”, “Кукты”, “Баргузин - мой край родной”, “Подарю тебе алый цветок” и другие песни пользуются популярностью среди эвенкийского народа. Известные республиканские коллективы художественной самодеятельности “Осикта”, “Дылачакан”, “Дылача”, “Байкал” осуществили постановки вокально-хореографических сюит, танцев на музыку композитора.

Итогом творческой работы музыкантов стал сборник эвенкийских песен “Гулувун”, изданный в 1992 году при содействии республиканской Ассоциации коренных малочисленных народов Севера и Министерства культуры Республики Бурятия. В этот сборник вошли не только авторские сочинения, но и обработанные им мелодии, сочинения различных исполнителей.

Сборник “Гулувун” - первое авторское издание всю историю эвенкийского народа проживающего на территории Республики Бурятия. И есть надежда, что заслуженный работник культуры Республики Бурятия, председатель республиканского Центра эвенкийской культуры “Арун” Виктор Степанович Гончиков приложит все усилия, весь свой творческий потенциал для культурного возрождения своего народа.

В. Баранов, эвенк,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Без прошлого не может быть будущего

 

Издревле существует крепкая связь между промыслом, культурой и языком. Этот комплекс полностью закладывает в молодом человеке основу, которая является опорой на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно, чтобы в семье почитались старшие люди, так как без прошлого не может быть настоящего и будущего. Так, в семье Кемлиля почитается каждое его слово, совет. Кемлиль является уроженцем села Яндогай, охоте его очень давно научил дед. Отец его был оленеводом, но потерял стадо, и ему пришлось идти на побережье добывать морского зверя.

Морзверобойному промыслу очень сложно обучиться, он требует от охотника сноровки, храбрости, внимательности и знания повадок любого зверя, будь то нерпа, лахтак, морж, белуга или кит. Очень важно, чтобы к охоте были готовы снасти: гарпун, пыгпыг (поплавок), ружье. Раньше охотники-морзверобои использовали копье с наконечником из моржового клыка с поворотником и прочным арканом, сделанным из лахтачьей кожи. Охотились бригадой, и между охотниками должно было быть понимание с первого слова, работа должна быть слаженной, так как если не успевал один из бригады, то зверь мог уйти в пучину и вся бригада могла остаться без пищи.

Особое отношение к морскому зверю касатке (иныпчик, волк-птица). На нее никогда не охотились, так как она является злым духом моря. И если она появлялась у берега, то на охоту в этот день не выходили.

Женщины шили носкую и непромокаемую одежду. Штаны и плекыт (обувь с лахтачьей подошвой) шили из нерпичьей шкуры. Из моржовых кишок шили дождевики, сейчас эта техника понемногу забывается, так как выделкой кишок занимается лишь одна мастерица и ей некому передать свой опыт, а молодежь не хочет марать руки, ведь это трудоемкая работа. В селе Лорино этой техникой владеет Мацай (Маргарита Рагтытваль), также она владеет горловым пением, чему обучила и меня, и теперь моей обязанностью является передача этого навыка моим ученикам.

Человек должен был проявить на охоте максимум мудрости и умения, для этого с самого начала обучения существуют запреты и обычаи: нельзя например, проявлять нетерпение или жадность, так как за это могли наказать духи. После охоты на нерпу обязательно поливали голову животного водой, при этом приговаривали слова благодарности духам и извинялись за вынужденное убийство.

Раньше изготавливали байдары из моржовой шкуры, а сейчас ходят охотиться на вельботах и моторных лодках. Они загрязняют акваторию и распугивают моржей с лежбищ. В селе Лорино с помощью стариков создан целый флот из байдар с применением парусов. На них мужчины участвовали в соревновании на проводящейся каждый год регате, в 1999 году в ней также принимали участие и женщины, среди девушек самой первой пришла Олеся Эйнечейвуна.

Кемлиль сейчас проживает в селе Лорино, сам он - корейских кровей, так как имя его деда Ким и лицо имеет азиатский тип, его сыновья - морские охотники. Младшая дочь Ира работает фельдшером в больнице, а старшие работают на звероферме.

Отвечая на вопросы, Кемлиль большое внимание уделил воспитанию подрастающего поколения, он сказал: “Нельзя кричать во время обучения, так как ребенок пугается и не воспринимает информацию, и сперва охотник дает знания по природным приметам. Например, выходя на охоту, опускает руку в воду и проверяет течение, если водоворот воды справа налево, то будет шторм, а если слева направо, то будет хорошая погода, значит, можно выходить на охоту”.

Очень давно занимается воспитанием Кемлиль, сейчас взял на воспитание моего племянника Вову, и сразу из ребенка вырос серьезный мужчина, опора семьи.

Совсем недавно создан Союз морзверобоев, его основателями являются Геннадий Инанкеуясь и Григорий Оттой, сейчас они знакомятся с зарубежным опытом. И нужно составить бизнес-план чтобы создать мини-завод по переработке мяса морзверя, чтобы организовать занятость населения, чтобы отремонтировать дома, чтобы была возможность развивать культуру и образование, и что самое главное- стать независимым народом, не ждущим подачки со стороны.

Е. Аляпаак, чукчанка,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Это наш Центр

 

Расставаясь с Информационным центром после окончания стажировки в марте этого года, я не стала заполнять анкету для стажера. Трудно выразить в скупых ответах на вопросы анкеты все чувства, истинное отношение к Центру, чтобы не слукавить, не покривить душой. Ведь в этих ответах должны быть не только восторженные дифирамбы, но и суровая критика для соответствующих выводов, для того чтобы Центр развивался и приносил пользу действительно для каждого народа, чьи представители прошли здесь стажировку. Формализм в данном случае может только повредить.

Каждого, кто решился пройти стажировку в ИЦ, здесь встретят с радушием и радостью, как самого дорогого гостя. Мне импонирует демократическая идея Центра обучать всех независимо от возраста, образования, жизненного опыта. Например, наша девятая группа собрала стажеров уже в возрасте, имеющих детей и на своем жизненном опыте убедившихся в необходимости приобретения знаний в области прав коренных малочисленных народов. Для каждого из нас стажировка здесь имела громадное значение: мы смогли убедиться в правильности наших жизненных позиций, приобрели уверенность в себе, смогли познакомиться с работой государственных и общественных структур на самом высоком уровне. Работа некоторых из них произвела на нас удручающее впечатление. Однако все без исключения встречи, организованные для нас в Центре, были весьма полезны. Многое мы получали и от общения друг с другом, советовались, сомневались, вместе искали ответы на мучившие нас вопросы. Ведь проблемы у нас были одни, и пользу своему народу хочется приносить реальную. Вот почему всем нам по душе пришелся девиз “Льыоравэтльана”. Он отражал внутреннее состояние каждого из нас. Расставаясь, чувствовали, как близкой и родной стали ненецкая и шорская земля, Камчатка и Магадан. Я рада весточкам от Лилии Банакановой, недавно получила от нее письмо на шести листах, и рада, что наша Фая Леханова поступила в аспирантуру МГУ, сдав вступительные экзамены на пятерки. А сколько было неформальных встреч за гостеприимно накрытым столом, спето ненецких, эвенских и эвенкийских песен, скольких друзей обрели. Это и француженка Саша, нашедшая личное счастье в эвенкийской тайге, и Анн-Кристин Хааканссон, саами из Швеции, со своей милой дочерью, бывшие стажеры из разных групп, студенты московских вузов - представители наших народов и просто друзья наших друзей, ставшие общими друзьями.

Руководство Центра высказывает идею собрать всех стажеров, чтобы отметить своеобразный юбилей. Это было бы хорошо. Ведь каждому из нас есть, что сказать друг другу и есть, что пожелать ИЦ. Жаль только, за повседневностью бытия мы не всегда успеваем сообщать о себе, передать какую-либо информацию для бюллетеня, да и технические возможности у большинства из нас оставляют желать лучшего. В идеале хорошо бы нам всем иметь свои ИЦ для оперативного обмена информацией, общения современными средствами связи.

В сентябре этого года мне довелось принять участие в освещении в окружной газете “Наръяна вындер” Третьего саммита лидеров коренных малочисленных народов международной конференции по традиционному природопользованию. Здесь я встретила руководителей Центра Арата Хайдыпа и Олега Егорова. Вместе с ними здесь были и очередные стажеры ИЦ. Это была уже XI группа. В основном это молодые люди, старшая по возрасту Анна Бродзь. Аня представляет здесь амурских эвенков, является президентом областной ассоциации Амурской области. Разговаривая с ней о стажировке в ИЦ, склонились к мысли, что в учебе стажеров немаловажную роль играет время. Непродуктивно проходит стажировка, когда государственные органы власти в массовом порядке находятся в отпусках, как, например, в июле - августе, когда объявляются думские каникулы. Также не все молодые люди проникаются проблемами своего народа, и встречаются такие, кто стажировку в ИЦ рассматривает как приятное времяпровождение. И хотя среди молодых (их большинство) достойные представители своих народов, встречаются и люди случайные.

И здесь уместно сказать, что кандидатуры на местах представляют региональные ассоциации коренных малочисленных народов, и бывает так, что решение принимает президент той или иной ассоциации лично. Человеку, истинно болеющему за свой народ, трудно попасть сюда, если у него сложились непростые отношения с президентами на местах. Хорошо, что у бывших стажеров есть возможность предлагать кандидатуры для ИЦ, высказывать мнение о его работе.

Уже сформирована очередная XII группа. Хочется пожелать им продуктивной работы для блага своих народов, стать за три месяца стажировки единым сплоченным коллективом, уметь по достоинству оценить возможность стажировки в ИЦ под руководством умных, тактичных и все понимающих руководителей “Льыоравэтльан”. Всем стажерам - бывшим и будущим - встретиться в 2000 году с рассказом о воплощенной идее девиза ИЦ в жизнь. Пора не думать, а уже делать это!

Ольга Терлецкая, ненка,
стажер IX группы ИЦ “Л”,
октябрь 1999 года,
Москва - Нарьян-Мар

К содержанию