БЮЛЛЕТЕНЬ № 29 | XIII группа стажеров | |||
СОДЕРЖАНИЕ | ||||
Новости, факты, события | “Илкен” Живет надежда Сельская жизнь Ассоциации коренных народов Якутии 10 лет! Идея набирает силу Вадулам нужен свой поселок! Ничто не вечно По Таймыру мамонты бродили Коренные народы на пороге XXI века Выставка коренных народов Дорогу молодым! Никто не забыт, ничто не забыто | |||
Коренные народы России | История села Ербогачен | |||
Точка зрения |
| Время принимать решения Эвенки и современность | ||
|
|
|
|
|
НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ | ||||
"Илкен" |
| В начале октября 1999 года вышел в свет первый номер общественно-политической газеты коренных малочисленных народов севера Якутии “Илкен” (в переводе с эвенкийского – затесь на дереве). Учредителями нового издания выступили Департамент печати Республики Саха (Якутия), Министерство по делам народов и федеративным отношениям, Союз ассоциаций малочисленных народов республики. Значительная площадь газеты отводится под языки коренных народов: эвенский, эвенкийский, юкагирский, чукотский и долганский. Для этой работы планируется привлекать внештатных авторов из числа студентов и творческой интеллигенции, проживающих в г. Якутске. Вполне возможно, что вскоре новое издание выйдет за пределы республики и даже России. Также газета будет иметь свою страничку в сети ИНТЕРНЕТ. И. Курилова, юкагирка, | ||
Живет надежда |
| В Сахалинской области проживают более 20 коренных народов Севера, общей численностью более 3 000 человек. Основную часть составляют нивхи (более 2 000 человек), далее идут ороки, нанайцы. Так как в последнее время перепись населения не велась, то точное количество населения не известно, последние данные были на 1 января 1999 года. Молодежь составляет в основном половину населения из числа народов Севера по Сахалинской области. Местами компактного проживания коренных народов являются Ногликский, Тымовский, Поронайский, Охинский и Александровск-Сахалинский районы. Эти районы являются традиционными территориями природопользования, где аборигены Сахалинской области занимаются рыболовством, охотой на морского и пушного зверя, оленеводством. В 1989 году начали создаваться родовые хозяйства. На данный момент их более 70. Родовые хозяйства, которые занимаются рыболовством, используют в основном традиционные виды лова рыбы. В таких родовых хозяйствах наблюдается преемственность, чего нельзя сказать об оленеводческих бригадах, так как молодежь, уезжающая на обучение, обратно не возвращается. И как правило, встает вопрос о существовании самих оленеводческих бригад. Основная часть молодежи не оканчивает полную среднюю школу, родители перестали требовать от своих детей получать полное среднее образование. В семьях уже не говорят на своих национальных языках. В Ногликском, Охинском районах началось возрождение родного нивхского языка. В общеобразовательных школах предмет родного языка не введен как обязательный, но есть надежда, что он станет таковым. На Сахалине начинают создаваться все больше национальных фольклорных коллективов, и состав их все больше омолаживается. Если раньше состав национальных ансамблей был немногочислен, то сейчас среди молодежи все больше растет интерес к познанию своей культуры. И есть надежда, что возрождение наших традиций пойдет только по возрастающей. С июня 1999 года начала издаваться газета на нивхском языке “П’рыута” — “Учись”. В ней используется три диалекта, на которых разговаривает наш народ. Также там есть колонка для тех, кто хотел бы изучать нивхский язык. Это большое подспорье для тех, у кого нет возможности даже услышать родную речь. В заключение хотелось бы сказать, что настает новое время и молодежь начинает понемногу беспокоиться о сохранении своей культуры во всех ее проявлениях. Мы можем только сказать спасибо им за это. Е. Панник, нивха, | ||
Сельская жизнь |
| В селе Тополовка Северо-Эвенского национального района Магаданской области проживает 71 ребенок в возрасте до шестнадцати лет. В селе функционирует малокомплектная школа, обучение ведется на русском и корякском языках. Для учеников организовано бесплатное трехразовое питание. В селе также работает детский сад, рассчитанный на тридцать мест в нем две группы, а также организовано бесплатное питание для детей. Детский сад, школа находятся в удовлетворительном состоянии. У них имеются приусадебные участки, своими силами выращивают картошку, капусту и другие овощи, заготавливают рыбу, ягоды. Дети старшего возраста — с 5-го по 11-й класс — обучаются в районном центре. В целях подготовки своих национальных кадров районная администрация отправляет молодежь на учебу в высшие учебные заведения за счет районного бюджета. В селе проживают 76 человек работоспособного возраста, из них работающих — 30 человек. Молодежь, вышедшая из стен интерната, пополняет ряды безработных, так как для дальнейшего обучения нет денежных средств, а у иных — желания. В оленеводство молодежь идет неохотно, так как мало или совсем ничего не платят. Совхоз “Пареньский” ликвидировали, остались одни оленеводческие бригады, люди заняты работой в основном летом. При наличии вакантных мест стараются людей трудоустроить. В селе имеется амбулатория, в которой работают два специалиста: врач-хирург и фельдшер. Ведется углубленный осмотр населения районным центром, в нужных случаях вызываются санрейсы. Медосмотр оленеводов проводят дополнительно: это флюорографическое обследование. Из-за нехватки финансирования медикаменты выделяются только в редких случаях, поэтому жители села вынуждены пользоваться платной аптекой. Есть в селе Дом культуры — очень большое и ветхое здание, построенное в 1953 году из местного леса. Из бюджета ежегодно выделяются деньги на его косметический ремонт. Ведется культурно-массовая работа, имеется библиотека, демонстрируются видеофильмы, осуществляется прокат видеокассет, организуются выставки национально-прокладного искусства, имеется агиткультбригада для обслуживания оленеводов, действует передвижная библиотека. При Доме культуры существует национальный кружок для детей и взрослых. Наш ансамбль называется “Казюзю”, что в переводе на русский язык означает “Олененок”. Ансамбль неоднократно выезжал на фестивали. Жители села и оленеводы в бригадах испытывают трудности в обеспечении продовольствием, в бригадах отсутствует оружие, боеприпасы, нехватает палаток, печей, одежды и т.д. Руководство сельхозуправления завозит продукты вертолетом, но этого недостаточно, так как в настоящее время нет финансирования на полет вертолетов. Кроме того, больше семи лет не выплачивается зарплата оленеводам. Через каждые два года областной, районной администрациями организовываются слеты оленеводов, где решаются их проблемы. Достижением этих слетов явилось то, что по выдвинутым предложениям оленеводов-пастухов с 1996 года из областного бюджета стали выплачивать компенсацию за работу в экстремальных условиях труда в размере 2,5 минимальных окладов мужчинам, а женщинам — 2 минимальных оклада. Л. Судаченко, корячка, | ||
Ассоциации коренных народов Якутии 10 лет! |
| С 13 по 19 декабря 1999 года в г. Якутске прошли Дни Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, посвященные 10-летию ее создания. Ассоциация народов Севера Республики Саха (Якутия) была создана 13 декабря 1989 года на I съезде малочисленных народов Севера Якутии. На территории республики исконно проживают пять коренных народов Севера – эвены (8 668 чел.), эвенки (14 468 чел.), долгане (408 чел.), юкагиры (697 чел.), чукчи (473 чел.). Малочисленные народы Якутии расселены в 85 населенных пунктах 20 улусов. Оленекский и Эвено-Бытантайский улусы и 27 наслегов имеют статус национальных улусов и наслегов, но закон о национальном улусе и наслеге находится на стадии разработки. Ассоциация имеет свои отделения в 21 улусе и 5 национальных секциях: эвенов, эвенков, долган, чукчей, юкагиров. Ассоциация проводит целенаправленную работу по защите интересов народов Севера, участвуя во всех мероприятиях Министерства по делам народов и федеративным отношениям РС (Я), Правительства РС (Я), Государственных программ. Также ассоциация прилагает все свои силы и использует все возможности для качественной подготовки проектов законов и постановлений. Не без малых усилий актива ассоциации приняты Законы РС (Я) “О родовой, родоплеменной кочевой общине малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)”, “О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера”, “Об оленеводстве”, “О суктуле юкагирского народа”, “Об особо охраняемых природных территориях”, “Об охоте и охотничьем хозяйстве”. По инициативе ассоциации в республике созданы Союз кочевых родовых общин, Союз оленеводов, женская Ассоциация “Аборигенка”, организация молодежи и студентов северных улусов “Арктика”. Развитие духовной культуры, обычаев и традиций, сохранение языка, изучение истории народов - все держится благодаря усилиям самих народов. В проведении работы в этом направлении ассоциация опирается на мощную поддержку Института малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии наук. На 1-м и 2-м съездах малочисленных народов Севера республики делегаты упорно обращали внимание на сохранение языков. И поэтому одним из первых встал вопрос о подготовке кадров. С этой целью открыли отделения эвенского и эвенкийского языков в педагогических училищах №1 и №2 г. Якутска, а также отделение северной филологии в Якутском госуниверситете. Если 10 лет назад в школах не изучали родной язык, то в этом учебном году эвенкийский язык изучают в 12 школах, эвенский — в 12 средних, 2 начальных и 1 малокомплектной школах. Учебники и учебные пособия готовят научные сотрудники Института проблем малочисленных народов Севера и Института национальных школ РС (Я). Большую работу проводит творческое объединение “Геван”, организуя передачи по радио и телевидению на эвенском, эвенкийском и юкагирском языках, пользующиеся большой популярностью у коренных народов Севера. С октября 1999 года выходит республиканская газета малочисленных народов “Илкэн”. И Курилова, юкагирка, | ||
Идея набирает силу |
| 9 октября 1999 года в с. Алькатваам Беринговского района Чукотского автономного округа состоялось сельское молодежное собрание, на котором была зачитана резолюция Съезда молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, состоявшегося в Москве 8-10 июля 1999 года. Общее собрание приняло резолюцию единогласно, был выбран руководящий состав сельской молодежной организации. Были обсуждены вопросы по организации вечеров отдыха, подготовке к зиме и заготовке продуктов, занятости и безработице молодежи, отправке на учебу тех, у кого нет средств на проезд к месту учебы, и другие вопросы. Наша сельская молодежная организация теперь является составной частью Союза молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. А. Тевлянкау, | ||
Вадулам нужен свой поселок! |
| На грани исчезновения находится язык вадулов (самоназвание юкагиров). Только 10% от общего числа свободно владеют своим языком. Начавшаяся перестройка в системе школьного образования в Нелемнинской и Андрюшкинской средних школах может дать позитивные результаты только при условии подготовки учителей и воспитателей из числа юкагиров, создания языковой среды в семьях, детских садах, школах, общественных местах, организации местного радиовещания, выпуска газет и книг на юкагирском языке. Практически все это есть у юкагиров: в школах с 1-го по 11-й класс изучают родной язык, есть республиканское радио и телевещание “Геван” на юкагирском языке, недавно вышла в свет республиканская газета малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) “Илкен”, где есть юкагирская страничка. Но все же, прежде всего тундренным юкагирам, не хватает языковой среды, так как они живут в пос. Андрюшкино, где преобладающее население составляют эвены и якуты. А родной поселок юкагиров Тустах-сень был ликвидирован в 50-х годах. Этот поселок под названием Эдилвей был включен в федеральный список возрождаемых населенных пунктов. Но из-за финансовых трудностей строительство еще не начато, поэтому вадул — немногочисленный, но самостоятельный народ со своим языком и культурой — остается без собственного дома, без своего этнического и культурного центра. И. Курилова, юкагирка, | ||
Ничто не вечно |
| Город наш сравнительно небольшой, но с каждым годом количество проблем растет. Самая болезненная, это отсутствие денежных средств у населения. Раньше город гордился тем, что на его территории находились крупные предприятия такие как: ЦБЗ (целлюлозно-бумажный завод), цементный завод, леспромхоз, морской порт, рыболовецкий колхоз “Дружба”, коопзверопромхоз, зверохозяйство и т.д. В настоящее время все предприятия закрыты, кроме колхоза “Дружба” и морского порта, что катастрофически сократило количество рабочих мест. Местная Биржа труда не справляется с людским потоком, хлынувшим к ним после сокращений. Выплата заработной платы остается под вопросом, так как задолженность у многих предприятий идет уже на годы. Вопрос остается открытым. Детские дошкольные учреждения тоже не остались в стороне от полного закрытия. На весь город оставили только два, хотя родительская плата время от времени растет, этого не могут себе позволить люди без постоянного заработка. Тем более, что прежде чем устроить своего ребенка в детсад, надо отстоять очередь, которая может растянуться на многие годы. У многих родителей за этот период дети вырастают. Дети остаются без начального дошкольного воспитания, что впоследствии затрудняет им дальнейшее обучение в средней школе. Программа обучения постоянно меняется, с каждым разом становиться более сложной и дети ощущают это непосредственно на себе. Досуг, который просто необходим нашим жителям как воздух, почти полностью отсутствует, так как в свое время Дома культуры были закрыты, оставили лишь кинотеатр, который работает только в летний период на школьные каникулы. Молодежь, которая более бойкая, находит свою отдушину, что ведет не к лучшим результатам. В городе увеличивается преступность среди молодежи. Город лихорадочно ищет пути выхода из создавшегося положения, но скоротечных результатов не будет, так как вопросы такие не решаться сразу. На это надо время. Хотелось бы, чтобы тяжелое время, которое наступило в основном из-за возрастания курса доллара поскорее прошло, а переход был не так болезнен, как на данный момент. Е. Панник, нивха | ||
По Таймыру мамонты бродили |
| На Таймыре, в поселке Новорыбном Хатангского района, оленеводы Г. Жарков и Г. Попов обнаружили останки мамонта. Отлично сохранившиеся бивни длиной до 2,3 м. и весом в 60 кг принадлежали сорокасемилетнему самцу весом около трех тонн. По данным радиоуглеродного анализа мышечных тканей, возраст находки составляет более 20 тысяч лет. Но участников раскопок поразили не столько кости мамонта, сколько запутавшийся в густой черно-бурой шерсти цветок, не потерявший своего синего цвета за двести веков. Раскопками занимается заповедник “Таймырский” во главе с директором Юрием Карбаиновым. Научный руководитель раскопок – старейший мамонтовед России, профессор из Санкт-Петербурга Николай Верещагин. С французской стороны раскопки ведет фирма “Параллель-90” во главе с ее менеджером и кинопродюсером Бернаром Бюигом и научным руководителем Ивом Коппенсом. В научных кругах Запада Таймырская находка получила название “Жаркофф маммут”. В поселке Хатанга есть музей, куда и переправили эту находку, но как экспонат она получилась “неполной” и поэтому люди не скоро смогут лицезреть “чудо природы”. Однако есть надежда, что вскоре это все-таки произойдет, так как продолжает поступать много информации от геологов, охотников и рыбаков. Н. Еремина, долганка, | ||
Коренные народы на пороге XXI века |
| 3 - 5 декабря 1999 года в Москве в рамках Десятилетия коренных народов мира (1994 - 2004 гг.) прошел конгресс “Коренные малочисленные народы России на пороге XXI века: проблемы, перспективы, приоритеты”. Пять лет назад, в 1994 году, Организация Объединенных Наций объявила о Десятилетии коренных народов мира. В декабре того же года к программе ООН присоединилась Россия. По истечении первых пяти лет действия Десятилетия Министерство по делам федерации и национальностей РФ и Государственный комитет РФ по делам Севера внесли предложение в Правительство России о проведении 3-5 декабря 1999 года в Москве конгресса “Коренные малочисленные народы России на пороге XXI века: проблемы, перспективы, приоритеты”. В рамках конгресса был осуществлен ряд мероприятий по привлечению внимания Правительства России и широкой общественности к проблемам современной жизни Севера, самобытной культуры и традиций коренных малочисленных народов. Помимо организационных мероприятий, учредители этой акции провели “Праздник Севера” на Всероссийском выставочном центре. На базе фондов музеев северных территорий редакция журнала “Северные просторы” подготовила выставку “Северная цивилизация на пороге XXI века: мифология, быт, культура”. Предполагалась также церемония учреждения Всероссийской премии за достижения в области экономики, образования, литературы, здравоохранения коренных малочисленных народов России. Да, в организации конгресса были недоработки, не были заслушаны некоторые доклады представителей с мест, но я думаю, что цель конгресса - привлечь внимание исполнительной и законодательной власти и общественности к решению многочисленных проблем российского Севера и более активному участию в Десятилетии коренных народов мира, была достигнута. В. Баранов, эвенк | ||
Выставка коренных народов |
| 3 декабря 1999 года состоялась церемония открытия выставки “Северная цивилизация на пороге XXI века: мифология, быт, культура”. Эта выставка была посвящена пятой годовщине Международного десятилетия коренных народов мира, объявленного ООН. Было выставлено около 800 экспонатов из уникальных коллекций этнографических музеев Санкт-Петербурга, Архангельска, Мурманска, Тюмени, Ханты-Мансийска, Салехарда, Хабаровска, Якутска, а также были выставлены произведения современных художников и фотографов. Выставка отражает мир северной цивилизации, каждый музей представляет народ своей территории: одежду, украшения, предметы быта. Художники, фотографы показывают северные пейзажи, портреты людей за традиционными занятиями охотой, рыбной ловлей, оленеводством, шитьем одежды. В одном из залов была экспозиция Медвежьего праздника ненцев. Медвежья шкура в бисерных украшениях означает, что при входе надо поклониться и 7 раз пройти по кругу, чтоб духи не обиделись. Эта экспозиция ярко показала нам весь ритуал ненецкого праздника, посвященного умерщвлению медведя. Безусловно, хочется предложить в будущем региональным музеям принимать активное участие в подобных выставках, чтобы полнее отражать культуры коренных народов России, а также, чтобы эти выставки были передвижные, показаны не только в Москве, но и за рубежом. Очень приятно было познакомиться с работниками журнала “Северные просторы”, которые вложили много сил для того, чтобы эта выставка состоялась. Л.И. Судаченко, корячка, | ||
Дорогу молодым! |
| В Москве 10 декабря 1999 года прошла конференция “Молодежь коренных народов России в современных условиях”. Идея исходила от Союза молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, стажеров XII группы Информационного центра “Льыоравэтльан”, редакции журнала “Северные просторы”. В рамках этой конференции обсуждались вопросы студенчества из коренных народов в Москве и Санкт-Петербурге. Были представлены доклады и приветственные слова от Министерства по делам Федерации и национальностей РФ; Российского союза молодежи; Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ; Факультета народов Крайнего Севера РГПУ имени Герцена; Союза молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ; Информационного центра “Льыоравэтльан”; Российского Университета дружбы народов; Молодежной организации села Иенгра Республики Саха; Урало-алтайского центра этнокультурных связей, г. Томск. Мне особенно хотелось подчеркнуть выступление вице-президента Ассоциации КМНСС и ДВ РФ Н.Я. Булатовой. Она говорила о том, что сегодня нужны кадры из числа коренных малочисленных народов, в селах не хватает преподавателей. Главная задача для коренных народов – сохранить родной язык, так как, если нет языка - нет этноса. По моему мнению, большой интерес вызвал доклад президента ИЦ “Л” О.Ю. Егорова. Он говорил о правах коренных малочисленных народов. Конечно, каждый человек должен знать свои права и обязанности, чтобы воспользоваться знаниями для решения проблем. Цитирую его фразу: “Для того чтобы знать, что нарушаются твои права, надо как минимум знать свои права”. Кроме этого можно отметить выступления студентов РГПУ имени Герцена и РУДН, они рассказывали о своих университетах. Я, например, узнала, что в РГПУ на Факультете народов Крайнего Севера есть студенческое научное общество, где решаются вопросы этнографии, проблемы изучения языков. А в РУДН по окончании получают два диплома: по иностранному языку и по специальности, при университете имеется музей народов мира. Председатель Союза молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Андрей Исаков предложил сотрудничество между студентами РГПУ и РУДН. Рассказал о создании и работе Союза молодежи, о том, что в регионах создаются молодежные организации. Я думаю, что работа конференции прошла плодотворно. Студентам было интересно пообщаться с представителями Российского союза молодежи, Ассоциации КМНСС и ДВ РФ, Союза молодежи КМНСС и ДВ РФ, Информационного центра “Льыоравэтлан”, молодежных организаций. Е. Семенова, эвенкийка | ||
Никто не забыт, ничто не забыто |
| Общественность совсем мало знает важную страницу в истории эвенкийского народа, живущего на территории Бурятии, его активного участия в Великой Отечественной войне. Этот пробел я решил восполнить публикацией по материалам республиканской научно-практической конференции, посвященной 50-летию Победы. В частности, кандидат наук В.В. Беликов выступил на этой конференции с сообщением о патриотических делах эвенков Бурятии. Эвенкийская молодежь в 1942 году была впервые призвана в Красную армию и сразу же встала на защиту Родины. По данным ученого, в ВОВ участвовало более двухсот эвенков. Большинство из них в ходе войны показало отвагу и мужество. Таежные охотники, выросшие и закаленные в суровых условиях Сибири, отличались выносливостью в пеших переходах, меткостью в стрельбе и были независимыми в разведке. Половина ушедших на фронт эвенков не вернулась с полей сражений. Погиб цвет небольшого народа, населяющего нашу республику, - первые учителя, получившие среднее специальное высшее образование, партийные и комсомольские активисты. Ученый в своем сообщении привел немало примеров трудового подвига эвенков в годы войны. На миллионы рублей была собрана и передана в фонд Победы таежная пушнина, сотни тысяч рублей собрано на постройку самолета “Старатель Баргузинзолота”, тысячи теплых вещей – унтов, полушубков, шапок, рукавиц, носков - были собраны и посланы на фронт. Эвенкийский народ помнит и гордится подвигами своих воинов и своим вкладом в Великую Победу. В. Баранов, эвенк, |
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ | ||
История села Ербогачен |
| Катангский район является административной единицей Иркутской области. Район граничит на западе с Красноярским краем, на востоке - с Республикой Саха (Якутия), на юге – с Киренский районом Иркутской области. Часто его называют Катангой. Слово “Катанга” произошло от слова “катун” – госпожа, хозяйка, покровительница. Центром района является село Ербогачен. Это село расположено на правом берегу реки Нижняя Тунгуска на холме, поросшем сосной, на высоком лобном месте, выдвинутым локтем в руку. Такое место эвенки называют – нэрбэкэ. Отсюда возникло название первого поселка Нэрбэкэчэн, впоследствии русскими перефразирован в Ербогачен. До появления русских в местечке Нэрбэкэчэн обитали эвенки из родов Комбагирых, Путугирых, Увачан, Галиных. Это место не было постоянным местом их жительства, эвенки приезжали только после окончания охотничьего сезона, чтобы поделиться впечатлениями, пообщаться между собой. После прихода русских здесь устраивались ярмарки – место продажи пушнины купцам. Здесь эвенки взамен на пушнину могли приобрести себе самое необходимое: спички, порох, дробь, соль, сахар, муку, бисер и другое. До 1930 года в селе Ербогачен у старожила Мунгалова Луки Петровича хранилась грамота царя Павла I. В этой грамоте писалось, что на Севере среди инородцев надо сеять христианскую веру. Лука Петрович Мунгалов – первый житель села Ербогачен, от которого пошел род Мунгаловых Вторая родословная пошла от Попова Семена Фомича. Позднее Поповы переехали жить на Ярмангу. Это место так называется, потому что там проходила ярмарка по торговле пушниной. На территорию Катангского района русские пришли в середине XVII столетия. Заселение Ербогачена началось в 50-х годах XIX столетия. Как населенный пункт, Ербогачен был зарегистрирован в 1860 году. В 1911 году наши места посетил В.Я. Шишков– путешественник, исследователь, писатель, который впоследствии написал роман “Угрюм-река”. Он в своем романе наше село называет Ербогомохлей. В 1921 году впервые появилось электричество. Школа открылась в 1922 году. Первая эвенкийская школа–интернат была открыта в 1925 году. В 1928 году Каплан Александра Тимофеевна установила рацию в Ербогачен. В первой половине 20–х годов территория современного Катангского района входила в Киренский уезд Иркутской губернии, как одна из его волостей. На территории проживало 4,3 тысячи человек. По материалам Приполярной переписи 1926-1927 гг. здесь обитало коренного (в основном эвенкийского) населения 1615 человек, составлявших 341 хозяйство. Составлявшее большинство, русское старожильческое население, было сосредоточено главным образом в южной части территории. Основное занятие русского населения – сельское хозяйство, земледелие и животноводство в значительной степени дополняемое добычей пушнины, птицы, рыбы. Пушной промысел представлял собой основной источник денежных доходов крестьянских хозяйств. Компактные группы эвенков представлявшие 28 родов, были расселены в районе р. Нижняя Тунгуска (от Подволошино до устья р. Илимпея на протяжении 1000 – 1200 км) и по ее притокам – Тетел, Илимпея, Качема, Непа, Ужмуну и других. Их поселение располагалось на всем этом пространстве необъятной тайги, на 200 – 400 км удаляясь от главной магистрали района, реки Нижняя Тунгуска. Эти поселения представляли собой небольшие стойбища, состоящие из 1 - 8 чумов. Основным занятием являлось охота, это определяло сохранение традиционного кочевого образа жизни. На территории района было 5 сельских советов (Ербогаченский, Икский. Преображенский, Непский, Оськинский) и 5 национальных советов (Верхне-Чонский, Кондогирский, Наконновский, Токминский, Хомокашевский). К 1941 году Катанский район на территории 138 тысяч кв. м имел 69 населенных пунктов. Н. Манго, |
ТОЧКА ЗРЕНИЯ | ||
Время принимать решения |
| В Таймырском автономном округе компактно проживают долгане, нганасаны, ненцы, эвенки, эвены. В основном они располагаются по поселкам. В столице, городе Дудинке, преобладает приезжее население с “материка”. С приходом перестройки, когда развалились совхозы, на которых и держались поселки, жизнь в них стала просто не выносимой. Приведу пример на своем родном поселке Хантайское Озеро, где прошло мое детство. Воспоминания остались только хорошие. Самой большой радостью были походы в магазин. Чего там только не было, начиная от разнообразия продуктовых товаров, красивых вещей, заканчивая всяким мелкими безделушками: матрешки насажанные друг на друга, свистульки, гармошки и так далее. По выходным всем семейством одевались во все нарядное и шли в местный клуб, где смотрели интересные фильмы. Там же поселковая агиткульт бригада устраивала праздничные вечера, приуроченные к какой-нибудь дате. В общем, жил народ весело и интересно. Помимо развлечений, старшее население было занято и в трудовом плане. В поселке имелись звероферма, коровник, цех по переработке рыбной продукции, лесопилка, оленеводческие бригады, не говоря уже о начальной школе, интернате, детсаде. Из поселка наша семья выехала в 1989 году. И вот, спустя 7 лет, мне довелось побывать там. Каково же было мое разочарование от того, что я увидела. “Развалилось” все, что имел поселок. Остались только школа, детсад, магазин, где совершенно пустые прилавки, контора. Большая часть населения сидит без работы, а это говорит о том, что люди не платежеспособны. Дети ходят полуголодные, одеты кто во что горазд. Здесь уже не до веселья и поэтому стоит наш клуб обветшалый, туда заросла народная тропа. Больше всего меня горько удивила местная молодежь, которая совершенно потеряла смысл в жизни и поэтому не выходит из беспробудных пьянок. А ведь молодежь - это наше будущее. Интересно, о каком будущем идет речь? Зато процветают в нашем поселке приезжие коммерсанты, которые делают деньги на людском горе, продавая спиртные напитки. Прекрасно понимая, что люди безнадежно больны, они продают спиртное в долг. А когда приезжает очередной рейс с пенсией, зарплатой, детскими пособиями, то эти деньги все плывут в карман бессердечных предпринимателей. Им то какое до этого дело, они на этом разжились и ладно. Купили себе квартиры в столице округа, машины, коммерческие магазины и живут в свое удовольствие. Горько и обидно мне было за наш народ, который за свое простодушие и доброту расплачивается собственными жизнями. И такая ситуация не только у нас, но и по всем национальным поселкам в Таймырском автономном округе. Вы скажете, что надоело слушать жалобы, всем сейчас худо. Тогда, каков же выход из создавшегося положения? Я думаю, что в первую очередь инициатива должна идти от самого народа. Народ сам должен сделать свои выводы, по какому пути им идти, как дальше жить. А местная администрация должна приложить все свои усилия, для того, чтобы улучшить жизнь сельчан, а не быть равнодушным смотрителем чужой беды. Тогда для чего мы избирали наших лидеров? Очень хочется, чтобы жизнь в моем родном поселке стала такой же как тогда, в детстве… Н.Еремина, долганка |
Эвенки и современность |
| Одним из древних коренных народов, населяющих территорию Бурятии, являются эвенки. В настоящее время эвенков в республике насчитывается 1 890 человек. Проживают они на севере республики в Баунтовском, Северобайкальском, Курумканском, Баргузинском районах. В целом территория проживания эвенков составляет 40% от всей территории Республики Бурятии. По причине своей малочисленности эвенки как этнос испытывают большое влияние со стороны других этносов. Это влияние затронуло все стороны жизни эвенков. В первую очередь это отразилось на сфере материального производства. Традиционной сферой материального производства эвенков всегда были охота, оленеводство, рыбный промысел и коневодство. Вся жизнь эвенков была тесно связана с суровой северной природой. Традиционный уклад жизни эвенков был обусловлен в первую очередь природными условиями. Ему соответствовал национальный менталитет, который вобрал в себя систему взглядов и представлений, значительно отличавшихся от общероссийских. Жить в гармонии с природой, быть ее частью — вот естественная жизненная установка эвенка. К сожалению, за последние десятилетия многое изменилось в жизни эвенков. Утрачиваются традиционные виды хозяйственной деятельности, в сложном положении национальная эвенкийская культура, язык. И наконец, само физическое существование эвенков находится под угрозой. Подобное положение характерно, увы, для большинства малочисленных северных этносов. Основные причины, которые привели к такому состоянию эвенков Бурятии: 1. Административно-хозяйственное управление без учета национальных особенностей. Ситуация по сохранению традиционного природопользования нуждается в конкретном научном обосновании. Сегодня мы не можем объявить все территории, на которых охотились или занимались оленеводством наши предки, территорией традиционного природопользования и распространить на нее свои права. Во-первых, нам этого просто не дадут сделать. Во-вторых, коренные народы Севера никогда не противопоставляли себя и свои права другим народам. Это заложено в психологии. В-третьих, мы не можем развивать экономическое пространство в масштабах 70% территории России. Необходимо проведение научно-исследовательской работы в республике, которая позволит иметь информацию о биоресурсах на данных территориях. И в какой степени они могут позволить экономическую состоятельность общинам, иным национальным предприятиям и вообще тому составу и количеству эвенкийского населения, которое проживает в данной местности. За последнее десятилетие уровень политической активности среди эвенков республики значительно возрос. Общественная организация “Ассоциация коренных малочисленных народов Республики Бурятии” заявила о себе в регионе достаточно серьезно. В республике создан национальный эвенкийский избирательный округ, а значит, среди законодателей республики гарантирована квота на одного депутата эвенка. Эвенки представлены в органах исполнительной власти. В Бурятии вот уже 5 лет выходит эвенкийская радиопередача “Биракан”, которая выходит еженедельно по утрам и освещает эвенкийские новости и проблемы на русском и эвенкийском языках. Три года на республиканском телевидении транслируется эвенкийская передача “Улгур”, которая выходит также еженедельно. Все это говорит о росте понимания наших проблем в обществе. И, самое главное, способствует повышению самосознания среди самих эвенков. Поэтому все это позволяет говорить, что эвенкийская общественность готова сама активно участвовать в процессе принятия действительно действующего законодательства по защите своих прав. В. Баранов, эвенк, |