БЮЛЛЕТЕНЬ № 30 | XIII группа стажеров | |||
| ||||
Рисунок Александры Инанкеуясь (надпись на яраре (бубне) по-чукотски — "50 лет"). | 17 февраля 2000 года Основателю и Президенту Информационного центра коренных народов России "Льыоравэтльан", полномочному представителю Объединенного Совета Старейшин чукчей Чукотского района Чукотского автономного округа ДОРОГОЙ ОЛЕГ ЮРЬЕВИЧ! От всего сердца, от всей души поздравляем Вас с 50-летним юбилеем! Пусть благородное дело, которому Вы посвятили себя, дает ростки и процветает. Ваша роль в становлении институтов гражданского общества в России неоценима, и это уже отметили многие! Стажеры XIII группы ИЦ "Л" | |||
СОДЕРЖАНИЕ | ||||
Новости, факты, события | "Секретная" стажировка | |||
Встречи стажеров | Во благо человека В Российской ассоциации О делах комитета Международная ассоциация чтения | |||
Коренные народы России | ||||
Точка зрения |
| Кеты Туруханского района | ||
|
|
|
|
|
НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ | ||||
"Секретная" стажировка |
| Из страницы в сети Интернет мы узнали о том, что в данный момент в Правительственном Департаменте территории Нунавут (Канада) проходит стажировку Оксана Харючи, дочь президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Сергея Николаевича Харючи. Также мы узнали, что на этой стажировке она находится от Ассоциации КМНСС и ДВ РФ, президентом которой является ее отец. Мы очень рады за Оксану, но если эта стажировка предназначена для представителей коренных народов Севера России, то почему об этой стажировке никто не знал? Что это за стажировка, в чем ее цель и суть, по какой программе она организована? Как происходил отбор кандидатур на стажировку? Мы желаем удачи Оксане, но очень хотим чтобы в будещем такие возможности были одинаково открыты для всех. Александра Инанкеуясь, чукчанка, Чукотский АО | ||
Праздник в сельском хозяйстве |
| Очень богата Чукотка. Стада оленей бродят по просторам ее тундры, голубеет мех песцов на шедах звероферм, не оскудевают биологические ресурсы прибрежных вод. Но главное достояние нашего северного края – люди. Те, кто несут круглосуточную трудовую вахту в стадах, выходят на байдарах и вельботах в суровые приполярные моря, выращивают мягкое золото страны – пушнину, обеспечивают добротной одеждой тундровиков и морзверобоев. 10 октября - День работников сельского хозяйства. Свой день работники сельского хозяйства Чукотского района встретили с неплохими результатами. Даже в наших тяжелейших экономических условиях, при хроническом недостатке средств, материально-технических ресурсов, топлива и продовольствия в хозяйствах района сумели сохранить основные отрасли производства. Около 4000 оленей сегодня в коллективном сельском предприятии — КСП "Лоринское", от них получено более 1600 голов молодняка. Почти 1000 песцов откармливают на местной звероферме. Морзверобои хозяйства в нынешнем сезоне добыли свыше 1300 ластоногих, 45 серых китов и одного гренландского кита. Тундровики совхоза имени 50-летия Великого Октября вырастили почти 700 голов молодняка оленей, и теперь совхозное стадо насчитывает более 2300 быков и важенок. В тяжелых полярных водах Чукотского моря добывают ластоногих и китов промысловики совхоза "Герой труда", но и здесь добыча охотников составляет около 800 животных. Будем надеяться на лучшее, на светлое будущее. Но светлое будущее зависит от нас – коренных жителей Чукотки, от нашего желания работать и развиваться. Александра Инанкеуясь, чукчанка, | ||
Съезд коренных народов Томской области |
| 28 ноября 1999 года в г. Томске состоялся съезд коренных малочисленных народов Томской области. На съезд прибыли представители Верхнекетского, Колпашевского, Парабельского, Каргасокского и Александровского районов. Также на съезде присутствовали представители из Москвы - это вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ П.В. Суляндзига и координатор Д.А. Кудряшова.. После официального открытия съезда перед присутствующими выступили: с отчетом о проделанной работе и проблемах ассоциации на данный период и.о. президента Ассоциации "Колта-Куп" В.К. Киргеев, вице-президент АКМНСС и ДВ РФ П.В. Суляндзига, представитель Госкомсевера РФ по Томской области В.Г. Балдин, глава администрации Иванкинского национального сельского совета С.Н. Сычин, директор национального предприятия "Максимояровское" И.Н. Карелин и представители из районов, прибывшие на съезд. После выступлений инициативной группы студентов-селькупов, обучающихся в г. Томске, был выдвинут на пост президента Ассоциации "Колта-Куп" директор национального предприятия "Максимояровское" И.Н. Карелин После многочисленных дебатов он был утвержден президентом Ассоциации "Колта-Куп" Томской области. Делегаты съезда приняли резолюцию, состоящую из следующих пунктов: 1. Поручить президенту Ассоциации "Колта-Куп" И.Н. Карелину: - пройти юридическую регистрацию Устава; - проводить активную деятельность по разработке региональных законов, касающихся жизнедеятельности коренных малочисленных народов Томской области; - собрать всю информацию по положению коренных малочисленных народов Томской области в районах компактного проживания; - вести активную работу с государственными комитетами, департаментами, общественными организациями, отстаивать права коренных малочисленных народов Томской области на всех ступенях власти. 2. Рекомендовать региональному отделу Госкомсевера оказывать всестороннюю поддержку в этой работе. 3. Рекомендовать областной думе Томской области оказывать содействие Ассоциации "Колта-Куп" в разработке региональных законов, касающихся жизнедеятельности коренных малочисленных народов. 4. Рекомендовать областной администрации рассмотреть вопрос о внесении строки в бюджет области, связанной с нуждами коренных малочисленных народов. После принятия наказов и рекомендаций И.Н. Карелин поблагодарил присутствующих на съезде за оказанное ему доверие и пообещал исполнить данные наказы. Также на съезде был обсужден и принят за основу Устав региональной общественной организации коренных малочисленных народов Томской области "Колта-Куп", после чего съезд завершил свою работу. Николай Тобольжин, селькуп, | ||
Магадан. Лето-99 |
| Минувшим летом в рамках празднования шестидесятилетия г. Магадана Магаданская областная ассоциация коренных малочисленных народов и этнических групп Севера совместно с другими организациями провела два праздника: фестиваль "Территория дружбы" в городском парке и "Бакылдыдяк" на берегу моря возле поселка Нюкля, в 30 км от г. Магадана. На первом празднике "Территория дружбы" в городском парке была поставлена юрта, возле нее варили уху и другие блюда. После обеда состоялся концерт в традиционных костюмах. Самым интересным для посетителей праздника оказалась юрта, особенно для детей. "Бакылдыдяк" — праздник встречи — отмечается уже второй раз (после 1993 г.). На берегу моря расставляют столы, скамейки и приспособления для приготовления пищи. Также ставят сцену, на которой выступают с песнями и плясками все желающие. Готовят блюда из мяса тюленя, рыбы, оленя. На празднике также проводят различные конкурсы и игры, в основном эвенские. Сюда съезжаются по мере возможности коренные народы из разных районов. Приезжает много гостей - представители областной, городской и районных администраций, иностранцы. Атмосфера неподдельной радости, веселья и добродушия, как и положено празднику, царит на берегу моря. Финансовую поддержку празднику оказали не только органы власти. Спонсорами праздника являлись и некоторые коммерческие предприятия. От имени областной ассоциации хочу поблагодарить всех, кто финансировал и организовывал праздник. Думается, что проведение национальных праздников станет доброй традицией. Дмитрий Инанто, чукча, | ||
Запасайтесь керосинкой! |
| Кажется невероятным, что сегодня в промышленно развитом Кузбассе люди все еще живут при керосиновых лампах, не имеют дорог, библиотек, школ, больниц, не смотрят телепередачи, не слушают радио и даже не имеют постоянного почтового сообщения. Как бы ни казалось такое за гранью реального, но это так. К сказанному остается лишь добавить, что жители этих мест, как правило, нетрудоустроены. Традиционный промысел (охота, собирательство — чем они живут) низкодоходен и позволяет только не умереть с голоду. Поэтому для трудоустройства населения, улучшения условий жизни в 1994 году было начато строительство высоковольтной линии ВЛ-35 кв. "Шерегеш – Усть-Кабырза" в поселки Таштагольского района. Линия должна была пройти через поселки, где в основном и проживает коренное население – шорцы. Люди с надеждой ждали завершения строительства. Но уже в 1996 году строительство, и без того ведшееся с перебоями, окончательно прекратилось из-за отсутствия финансирования из федерального и областного бюджетов. И теперь уже неизвестно, когда вновь возобновится. А линия позволила бы открыть предприятия по переработке продукции сельского хозяйства, леса, что, в свою очередь, способствовало бы скорейшему строительству дорог и надежно связало бы поселки с городом. Но а пока жителям приходится запасаться керосинками и жить надеждами. Виктор Байлагашев, шорец, | ||
Море и орочи |
| Орочи, испокон веков живущие на берегах Татарского пролива, занимаются рыболовством, охотой на морского зверя, бережно относятся к своей природе, берут от нее столько, сколько нужно для пропитания своей семьи. Орочи никогда не нарушали Законы Природы: выкидывать мусор в море, в реки, в тайгу считается большим грехом. В последнее время происходит загрязнение морей Дальнего Востока. Нефтяные компании делают деньги, не соблюдая Законов Природы, а от этого страдают морские животные (киты, котики, каланы), птицы (утки, гуси, бакланы, чайки), многочисленные косяки рыб (кеты, горбуши, сельди, камбалы), а также другие животные - всех не перечислить. В Тихом океане находятся богатейшие запасы морепродуктов. Просим тех, кто работает на морях Тихого океана, бережно относиться к морским ресурсам, которые нам передали наши предки. Мы должны и обязаны сохранить, сберечь их для наших детей и внуков, а они также передадут это своим детям и внукам. Морепродукты — основной капитал всех народов, живущих на берегах Дальнего Востока. Мы все обязаны защищать природу и окружающую среду. Евгений Акимов, ороч, | ||
Плач Уэлена |
| Жители самой крайней точки России из села Уэлен информируют представителей органов федеральной власти и общественных организаций о своих проблемах: 1. В село приходит гуманитарная помощь — продукты питания — без сопроводительных документов, и неизвестно кому она предназначена: детским учреждениям или населению. 1 января 2000 года была завезена гуманитарная помощь и вся ушла по организациям, без учета детей, которые не состоят в детских садах. 2. В село ОЧЕНЬ редко завозят гигиенические средства, отчего дети и взрослые часто болеют кожными заболеваниями. Кроме этого в селе работает одна водовозка, которая возит воду только для отопительной системы. У большей части населения нет денег, чтобы пойти в баню, и туда пускают только работников ЖКХ. 3. Из-за нехватки горючего в ночное время отключают свет. Дизельные электростанции устарели, их срок годности давно исчерпан, они в плохом состоянии. Завозимый уголь не соответствует технологии котлов. 4. Пошел второй год, как мы не получаем детское пособие и компенсацию на детей. А это были единственные "живые" деньги для приобретения продуктов. С марта 1999 года детские сады стали платными, в связи с отсутствием денег растет задолженность родителей перед этими учреждениями. Многие родители перестали приводить детей в детские сады, но дома с продуктами не густо, и дети голодают наравне со взрослыми. 5. Цены в селах выше, чем цены в районном центре (село Лаврентия). Отсутствуют многие продукты: нет мяса, овощей, фруктов, сахара, соли, соды. 6. В связи с отсутствием транспорта выехать в районный центр очень сложно, жители села не могут решать свои проблемы. 7. Несколько лет нет выездной районной медицинской комиссии. Можно было написать еще очень много о наших проблемах, но это самые острые вопросы, которые нужно решить в положительную сторону. Александра Инанкеуясь, чукчанка, | ||
Орочи в современном обществе |
| В Совгаванском районе Хабаровского края существует районная Ассоциация коренных малочисленных народов численностью 220 человек, 60 из которых одни из самых малочисленных коренных народов — орочи. В районе работают две национальные общины "Ороч" и "Тайга", которые занимаются традиционными промыслами - рыбопромыслом, охотой, собиранием дикоросов. Ассоциация ведет работу с 1990 года. В 1995 году определили территорию традиционного природопользования площадью 180 тысяч гектаров. Районный совет депутатов в 1997 году утвердил программу развития до 2001 года. В прошлом году представили программу по материнству. Ассоциация обеспечивает и контролирует вылов рыбы. Своевременно подает заявки на лимит. Контролирует отстрел копытных. Прошлый год в крае только 3 района из 12 имели возможность отстрелять копытных. На базе общины "Ороч" создается предприятие с японскими инвестициями по глубокой переработке рыбы – "Найну-Ороч". На реке Коппи есть промысловый участок, на котором действует рыболовная база, которую орочи стали осваивать с 40-х годов. В годы войны отправляли рыбу на фронт. В устье реки стоит пирс, жилой дом для рыбаков. Есть возможность вылова краба, но для его сохранения и переработки нужны оборудование, холодильники, скороморозки. На территории общины ведут деятельность 11 лесозаготовительных предприятий, деятельность которых губительна для окружающей среды. Как везде, есть проблемы. Рождаемость маленькая, смертность, напротив, повышена. Люди живут меньше того, что предназначено им природой, причины во многом - алкоголизм, туберкулез. Развит сахарный диабет, у многих увеличена щитовидная железа. Много смешанных браков. Истинных орочей осталось мало. Старики умирают, а молодежь не интересуется своими национальными корнями. Утрачены язык, обычаи, прикладное искусство - вышивание бисером, нитками, обработка шкур, шитье одежды. Мастеров нет. В планах работы ассоциации — вести работу по всем направлениям развития и возрождения нашего народа. Для этого у нас есть ресурсы. Есть возможность развить туризм. Для этого нужна материальная база. В будущем планируется организовать мастерскую, чтобы обеспечить трудозанятость населения; расширить производственную базу по вылову и обработке рыбы. Галина Бугаева, орочка, | ||
Союз морских зверобоев |
| Морской зверобойный промысел родился 10-12 тысяч лет назад и, как любой организм, пережил начало, рост и падение, и это нормальное явление. Съезд Союза морских зверобоев Чукотского района, прошедший в августе 1999 года, стал вехой, новой строчкой истории, когда люди осознали, в каком состоянии находится древняя отрасль, с помощью которой чукчи и эскимосы издревле добывали биологически чистый продукт и вели обмен с сородичами в тундре. Перед съездом встали обширные задачи по восстановлению и возрождению данной отрасли. Как местная организация не может существовать без смычки с государством, так и мы живем в определенной политической, экономической системе государства. Такие мысли натолкнули на создание концепции на 2000 год и перспективы дальнейшего развития. До съезда удалось создать концепцию, включающую меры и проекты, которые можно осуществить, учитывая состояние нашей колхозной системы. Морзверобойный промысел начал падать в советский период, когда стал подотраслью оленеводства. В концепции наметили программу стабилизации. После съезда закупили оружие, патроны, одежду. Активно пошла работа с зарубежными фирмами, с помощью которых создана сеть связи с селами. И даже зашел спор о структуре хозяйственной деятельности между специалистами: кто же лучше — норвежские или чукотские — по китобойному промыслу? Впервые в Чукотском автономном округе в 1999 году родился, рассматривался и был принят Закон "О государственном регулировании морзверобойного промысла". Создана программа развития, предоставленная Международной китовой комиссии, в основе которой лежит финансовая поддержка. Российская делегация в 1997 году участвовала в работе 49-й сессии Международной китовой комиссии (35 государств мира). Комиссия выделила квоту России на 5 гренландских и 135 серых китов. Идет программа техобеспечения. Администрация Чукотского автономного округа сделала заказ судостроительному заводу в г. Хабаровске на постройку и конструкцию китобойной лодки. Был подписан договор на 40 лодок нового поколения. В г. Токио (Япония) сделан заказ на оснащение морзверобоев моторами новой технологии корпорации "Ямаха". В итоге для Союза морзверобоев выделены в качестве гуманитарной помощи руль-мотор "Ямаха", который бесплатно доставили из г. Токио в с. Лаврентия. Этот двигатель смонтировали и испытали в с. Лорино в условиях охоты на кита и торжественно передали самой лучшей бригаде — Григория Оттоя. Администрация Чукотки для поддержки морзверобойного промысла решила с октября 1999 года ежемесячно каждому охотнику выплачивать по 1000 рублей. Открыли первую станцию техобслуживания в с. Лаврентия, руководит которой Николай Эттытегин. С корпорацией "Ямаха" определен период учебы в Токио. В Московской области прошло обсуждение на базе предприятия "Жест". Обсуждалась система обучения в сервисном центре по переработке мяса морского зверя. Данная технология поступит в Чукотский, Провиденский и Иультинский районы. Отрадно, что и морзверобойного промысла коснулся прогресс, лишь бы это не было очередной говорильней. Желаю успеха мужественным сынам Чукотки в данной отрасли! Елена Аляпаак, | ||
Важность самоорганизации |
| Горная Шория (название появилось в первой четверти ХХ века) расположена в южной части Кузбасса, в бассейне рек Мрассу и Кондома. Горная Шория богата полезными ископаемыми и развивалась исключительно как сырьевая база для металлургических предприятий г. Новокузнецка, как источник золота и древесины для государства. Шло интенсивное развитие городов, а сельские поселения остались без внимания. Таштагольский район, где в основном проживает коренное население – шорцы, занимает 11,8 тыс. кв. км. В районе выявлены большие запасы железных и полиметаллических руд, фосфоритов, строительных материалов (глина, мрамор). А хвойные и лиственные леса являются промышленной и сырьевой базой для заготовки древесины и развития лесного хозяйства. Горнорудная промышленность составляет 85% от объема промышленного производства. Первое упоминание о предках современных шорцев встречается в русских исторических документах в 1607 году. "Кузнецкими" русские называли "татар, которые жили по берегам рек Кондомы и Мрассу, притоков Томи" (Л.П. Потапов). "Кузнецкие татары жили оседло и умели выплавлять железо и делать из него различные изделия…" (Сборник князя Хилкова из послания царю Михаилу Федоровичу, 1622 г.). Название "шорцы" закрепилось за населением только в советское время, начиная с 20-х годов. Сегодня основная часть населения проживает в отдаленных деревнях Таштагольского района, "где жизнь протекает при свечке и керосинке" (Из "Федеральной программы развития…"). Отсутствуют дороги. Велика проблема занятости. Оставляет желать лучшего материальная обеспеченность жителей (следствие низкой доходности промыслов, охоты). В целях оказания помощи по трудоустройству населения разрабатывались различные социально-экономические программы. Но в силу ряда причин, как внешних, так и внутренних, они либо не прижились, либо с трудом (например, родовые общины) входят в жизнь. Возрождение народа, его языка, культуры – это, как сегодня стало ясно всем, долгий и трудный путь, целиком и полностью зависящий от самого народа. От того, как он самоорганизуется в решении своих жизненно важных и текущих проблем. Виктор Байлагашев, шорец, | ||
Первый шаг взаимодействия |
| В Хабаровске 25-26 февраля 2000 года по инициативе Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ прошел международный семинар "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Амурской области, Приморского и Хабаровского краев в области традиционного природопользования". В обсуждении приняли участие 130 человек: руководители общественных организаций и представители коренных малочисленных народов Севера, национальных предприятий, органов власти, научных, краевых организаций, федеральных служб в регионах, других общественных организаций. В первой половине дня прошло пленарное заседание, затем были организованы секции: "Правовое обеспечение коренных малочисленных народов Севера в области традиционного природопользования", "Экология: проблемы, оценка, перспективы", "Община как форма самоуправления". На второй день за "круглым столом" обсуждалась тема "Социально-экономическое развитие национальных предприятий и общин". Во время семинара были организованы выставка музейных экспонатов, выставка-распродажа национальных сувениров, продажа книг и печатной продукции на темы жизни, быта, культуры коренных малочисленных народов Севера, концерт фольклорного коллектива "Сэнкурэ". С целью сбора банка данных участникам было предложено заполнить паспорта ассоциаций, общин и анкеты. Организаторами, кроме ассоциации, были администрация Хабаровского края, Дальневосточная академия государственной службы, Территориальный центр Госкомсевера России в Хабаровском крае. Все участники отметили необходимость таких мероприятий, которые дали бы толчок для дальнейшего конструктивного взаимодействия. В итоговых документах были даны рекомендации не только органам власти, но и коренным малочисленным народам Севера и их организациям, так как только от нашей активности, в большей степени, зависит наша судьба. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края планирует сделать такие мероприятия ежегодными и охватить весь Дальний Восток. Галина Волкова, | ||
"Культурно- |
| Под этим названием на Камчатке прошла международная научно-практическая конференция, главными организаторами которой явились Камчатский государственный педагогический институт, Камчатская государственная академия рыбопромыслового флота, Камчатский институт экологии и природопользования, Научно-исследовательская лаборатория Камчатского ИПК ПК. Тематика секций конференции такова: "Язык и фольклор народов Камчатки", "Прикладное и танцевальное искусство народов Камчатки", "История народов Камчатки", "Этнология народов Камчатки", "Регионально-этнологические проблемы образования", "Экология и география", "Экономика и экология Камчатского региона", "Экономика Камчатки", "Управление рыбным хозяйством Камчатской области". Также был организован "круглый стол" "Сохранение культуры народов Камчатки: мифы и реальность". Тема конференции, которая получила статус международной, объединила многих специалистов и общественность, которым очень близка проблематика этнокультурного развития народов Камчатки. Примечательно, что на эту конференцию смог приехать один из давних исследователей современной жизни ительменов, коряков, эвенов Камчатки — Дэвид Коестер — профессор Фэрбенкского университета из штата Аляска (США). Также заявили свои материалы Эрих Кастен, профессор Свободного университета в Берлине, Эмма Уилсон из Кембриджского университета, два японских специалиста по фольклору и лингвистике Коммерческого университета г. Отару. Участие в конференции людей самых разных национальностей: коряков, ительменов, эвенов – уже придает ей огромнейшую значимость. Одно дело, когда культура народов Севера изучается специалистами из разных регионов мира, другое - взгляд "изнутри" на те сложные проблемы, которые существуют сегодня. Это прежде всего утрата языка, отчуждение человека от среды обитания, оленеводства, рыболовства .На конференции принята резолюция, в которую вошли многие предложения, внесенные участниками на секциях. Было, в частности, высказано предложение создать постоянно действующий оргкомитет, куда пожелали войти многие наши земляки. Конференция не ограничилась только работой по секциям. Были представлены выставки декоративно-прикладного искусства, рисунков детей. Зрители по достоинству оценили и берестяные изделия из Мильково, и работы молодого центра "Тотем" (Петропавловская ассоциация народов Севера): изделия из бисера, "головнушки", кулоны, куклы… В. В. Петрашева | ||
С корабля на бал |
| Со 2 по 4 февраля 2000 года в Москве проходила Всероссийская конференция "Российское право на рубеже тысячелетий". Стажеры XIII группы на второй день своей стажировки приняли участие в конференции. Слушая председателей Конституционного, Верховного, Верховного Арбитражного судов РФ, представителей Правительства РФ и администрации Президента РФ, стажеры ознакомились с современным состоянием правоведения и юриспруденции.Очертив основные проблемы и состояние в российском праве, выступающие наметили генеральные направления, по которым должны работать российские юристы. Выступление заместителя председателя Государственной Думы РФ В.В. Жириновского, как всегда, оживило атмосферу. 3 февраля стажеры слушали выступления в секции "Международное право". Докладчики делали упор на приведение норм российского права в соответствие с международными, в том числе это касалось Основного Закона страны — Конституции РФ. Также докладчики отметили, что должны соблюдаться национальные интересы России в международной правовой практике. Дмитрий Инанто, чукча, |
ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ | ||
Во благо человека |
| XIII группа стажеров встретилась с председателем Комиссии по правам человека при Президенте РФ, доктором юридических наук, профессором Владимиром Алексеевичем Карташкиным.Мы узнали, что скоро комиссия будет проводить семинар о нарушении прав человека в правоохранительных органах совместно с МВД. Будут приглашены представители из регионов. Председателем было направлено письмо и.о. Президента РФ В.В. Путину об активизации политики в области прав человека, о создании органа, который координировал бы эту работу на высшем уровне. Из беседы с В.А. Карташкиным мы также узнали, как защищаются права человека в нашей стране, что комиссия ведет активную работу. Хочется, чтобы законы работали во благо человека, а не против него, и чтобы их соблюдал каждый человек независимо от его положения в обществе. Галина Бугаева, орочка, |
В Российской ассоциации |
| 15 февраля 2000 года прошла встреча стажеров ИЦ "Л" с вице-президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Павлом Васильевичем Суляндзига. После знакомства со стажерами ИЦ "Л" вице-президент П.В. Суляндзига рассказал об истории АКМНСС и ДВ РФ, ее задачах и перспективах на будущее. Ассоциация является постоянным участником Арктического совета — межгосударственного органа восьми стран Арктики. У ассоциации сложились теплые братские отношения с такими организациями коренных народов, как Инуитская циркумполярная конференция, Совет саами и Алеутская международная ассоциация. Ассоциация активно сотрудничает с различными организациями по международным проектам. В настоящее время в ассоциации ведется работа по трем проектам: 1. Канадский проект по развитию институтов коренных народов Севера. После окончания встречи стажеры ИЦ "Л" ознакомились с документами, письмами, поступающими в ассоциацию из регионов. Николай Тобольжин, селькуп, |
О делах комитета |
| 16 марта наша группа встретилась с комитетом по делам Севера и малочисленных народов Севера Совета Федерации РФ. В комитет состоит из руководителей исполнительной и законодательной власти субъектов РФ в составе 14 человек. Руководитель, эксперты и консультанты комитета рассказали о своей деятельности в комитете. Важным итогом работы комитета стал выход 7 марта 2000 года постановления Правительства РФ № 198 "О концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера". На крупном совещании, которое проходило 24 марта 2000 г. в Мурманске с участием и.о. Президента В.В Путина, будет рассмотрен документ "Об основах государственной политики на Севере". Было также отмечено, что Комитет по делам Севера и Дальнего Востока Государственной Думы РФ состоит в данный момент из 7 депутатов вместо положенных 12. Если состав комитета не пополнится, то его распустят, а его функции лягут на другие комитеты Думы. Советник по экономике сказал, что жизнь на Севере улучшится, если пересмотреть налоговую систему, то есть она должна быть дифференцирована по территориям. Надо пересмотреть бюджетные отношения между регионами. По итогам 1999 года в федеральный бюджет из северных регионов поступило в 3,5 раза больше средств, чем сами регионы получают из федерального бюджета. Результатом тесного сотрудничества с Думой стал закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ". На очереди - рассмотрение еще двух законопроектов - это "Об общине" и "О территориях традиционного природопользования". Закон об общине был принят, но потом отклонен из-за "неполного соответствия с Конституцией РФ". Поэтому была создана специальная комиссия, которая сделала запрос в администрацию Президента РФ — "Чем этот закон не соответствует?". Каждый может выступить с инициативой, высказать свои мысли и внести предложения по поводу законопроектов в комитет в письменном виде. Также комитет тесно работает с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, рассылает письма в регионы. Они, в свою очередь, все активнее включаются в работу, предлагают толковые предложения. Галина Бугаева, орочка, |
Международная ассоциация чтения |
| 28 февраля в ИЦ "Льыоравэтльан" главный редактор журнала "Северные просторы" — В.Д. Голубчикова организовала встречу стажеров XIII группы с представителем Международной ассоциации чтения Скоттом Уолтером.Международная ассоциация чтения – это общественная организация, которая объединяет педагогических работников и существует в 18 странах мира. В России работает более двух лет, филиалы созданы в 5 наиболее крупных городах. Работа ведется в рамках программы "Профессиональное совершенствование обучения". За время работы стажировалось 25 человек. Цель организации – гуманизация общества посредством формирования гармонично развитой, общественно активной личности. Достижение этой цели они видят через внедрение новых технологий в процесс обучения. Основная задача ассоциации, стоящая на сегодня, заключается в ознакомлении учителей школ, преподавателей вузов с новой, разработанной ассоциацией методической системой, способствующей мобилизации и развитию творческих способностей личности. "Они делятся знаниями, как учить. Как учить оптимально, - сказала Ольга Александровна Варшавер — координатор Международного проекта по совершенствованию образования в школе. – Открывается совершенно новый подход в отношении учитель – ученик. Учителю как бы предлагается проведение процесса обучения на уровне ученика, совместно с учеником. В принципе здесь для нас ничего нового нет, - добавила она. – Это наш Выготский в чистом виде, но так технологически известные педагогические истины еще никто не прописал. Учителя, которые прошли курсы, в конце концов от скептического отношения приходили к философскому восприятию метода. Они так и говорили: "А ведь это философия". После окончания встречи Валентина Давыдовна, собрав нас, учителей родных языков (чукотского, эвенского, шорского, эвенкийского), видя нашу заинтересованность, предложила создать Ассоциацию учителей национальных школ Севера, Сибири и Дальнего Востока, которая вошла бы в эту Международную ассоциацию чтения. Мы надеемся, что их оригинальная технология обучения поможет нам в возрождении и развитии наших языков. Виктор Байлагашев, шорец, |
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ | ||
Лесные люди |
| В Комсомольском районе Хабаровского края есть река Хунгари. В этих местах жил древний народ — орочи. Примерно в 40-х годах XIX века в верховьях реки со своими родителями жил маленький мальчик — Будунгари. Их стойбище называлось Уктур. Прошло много времени - Будунгари вырос, стал высоким, сильным, здоровым и красивым. Он мог на скаку догнать коня и остановить его, поднимал без лишних усилий большой камень и бросал далеко. Другие орочи не могли поднять этот камень. Иногда проездом бывали русские. Они тоже пробовали поднять его, ни один не смог поднять и кинуть камень так далеко, как кидал его Будунгари. Орочи прозвали Будунгари богатырем. Пришла пора жениться. Будунгари взял себе сразу двух молоденьких девушек в жены. Сыграли свадьбу. Сразу после свадьбы Будунгари со своими женами ушел в низовья реки Хунгари. Поставили они юрту на высоком берегу. Место их стойбища называлось Кун, и этот край был очень богатым. Будунгари охотился, убивал сохатого, привозил мясо домой, жены делали талу, резали мелкими кусочками печенку, почки, желудок. Мясо сохатого можно есть практически все в сыром виде, за исключением костей и шкуры. Мясо резали тонкими лентами, сушили как юколу. Из шкуры делали унты, обувь, торбаса, докто, чулки, тэгэ. Верхнюю одежду, лыжи из камуса, веревки, рюкзаки делали из кожи. Большими стадами паслись кабаны, изюбри, косули, кабарга, а также были медведи, волки; много пушного зверя — соболь, колонок, росомаха, выдра, белка, горностай; много дичи — утки, гуси, глухари, рябчики; рыбы — кета, таймень, ленок, хариус, в Амуре калуга, осетр, горбуша и другие виды. Жила семья Будунгари богато. Ловили рыбу, делали юколу для пропитания семьи и на корм собакам, хватало ее на всю зиму до следующей путины. Собирали орехи, ягоды, черемшу, листья, корни лекарственные. Пушнину меняли на муку, крупу, соль, сахар, чай, на разноцветные ткани для халатов, нитки мулине для вышивания орнаментов на одежде. Обменивали это все у китайских купцов, которые возили товар на лодках по Амуру. Так он жил со своими любимыми женами и двадцатью пятью сыновьями и дочерьми. Добра нажил, стал самым богатым среди орочей. Но богатство, которое тяжелым трудом нажил, женам и детям не досталось. Когда на Амур пришла Красная Армия, пошел слух, что у богатых людей забирают все, а семьи арестовывают и увозят в тюрьму. Будунгари сложил все сундуки в лодку, повез вниз по реке, взяв с собой самого младшего трехлетнего сына. Спрятал все свое богатство в низовьях реки Хунгари, приехал домой, никому рассказывать не стал, где спрятал, боясь за их жизнь. Вскоре он умер, унеся с собой тайну клада. После смерти отца взрослые дети ездили искать спрятанный клад. Драгоценные украшения из золота, серебра, монеты так никто и не нашел. В те далекие времена всем стали давать фамилии от названия местности или речки, на которой стояло их стойбище. Например: река Хуту — Хутунка, река Мули — Мулинка, река Кун — Акунка, и так фамилий получилось много, практически на каждой речке стояли стойбища. Самой распространенной фамилией стала Акунка. Чем больше семья — тем сильнее и богаче страна. Евгений Акимов, ороч, |
Свадебные обряды у кетов |
| Брачный возраст, согласно обычным нормам у кетов (16-18 лет для жениха, 15-16 для невесты) определялся социальными причинами, прежде всего недостатком трудоспособных женщин. Обусловливались отклонения от этих норм: сватовство малолетних, при котором девочка начинала жить в семье будущего мужа с 10-12 лет, значительная возрастная разница - невеста старше жениха, так как родители долго не выдавали замуж дочь, труд которой использовался в домашнем хозяйстве. Вопрос о браке детей обсуждали коллективно все старшие родственники семьи, но решающее слово оставалось за старшими мужчинами. Мать (вдова) иногда самостоятельно решала судьбу сына (дочери) без согласия братьев отца. Желание молодых учитывалось в последнюю очередь. Сговор (сватовство), как и сама свадьба, обычно проводился в наиболее свободный от хозяйственных работ период лета, когда кеты собирались большими стойбищами на Енисейских песках для участия в ярмарках, выполнения коллективных шаманских церемоний и т.д. Семья жениха подкочевывала к стойбищу, где жила семья избранной в невесты девушки, проделав для этого иногда долгий путь. Семья жениха привозила с собой котелок с подарками. Если семья девушки была не согласна, то, не вынимая подарков, котелок переворачивали вверх дном, а если котел с подарками не переворачивали (это служило знаком согласия), то на другой день или спустя несколько дней в семью невесты шли старшие мужчины из семьи жениха или старшие женщины. В разговоре принимали участие одни мужчины, они состязались в красноречии и уговорах, предлагали свою цену (выкуп) за невесту. Выкуп составляли беличьи шкурки в количестве от 150 до 750 штук, а в северных группах (поселки Сургутиха и Курейка) — включая и до 4 оленей. Сговор мог происходить 2 - 3 года до самой свадьбы и уплаты выкупа. В течение этого срока родственники жениха коллективно собирали необходимое. Пушнину, передаваемую в качестве выкупа, снова относили в котле. Отец невесты должен был разделить полученное между своими родственниками, но большую часть оставлял себе, половину своей части он отдавал вышедшей замуж дочери. После уплаты назначался день свадьбы. Брак освящал шаман, действия служителя культа символизировали единство новобрачных — "чтобы были одним телом". Шаман связывал косы жениха и невесты, трижды обходил их, как бы замыкая в единый круг — "чтобы были как один человек". Наговор при этом он сопровождал подражанием крику кукушки. По окончании этой церемонии молодых разводили: невесту вели в чум жениха, жениха — в чум невесты, где каждый оставался на все время пиршества. Затем устраивали общие хороводы, состязания сородичей жениха и невесты в стрельбе из лука и другие игры. Жена возвращала в семью мужа и свою часть выплаченного ранее ее отцу выкупа. Если молодая оказывалась не девственной, отец ее должен был возвратить третью часть полученного за нее выкупа. В нынешнее время традиционные обряды и обычаи ушли из жизни кетов. Леонид Бальдин, кето, |
ТОЧКА ЗРЕНИЯ | ||
Кеты Туруханского района |
| Кеты - малая народность на Енисейском Севере Красноярского края, которая переживает настоящую агонию. И это неудивительно, если учесть все годы их истории жизни... Наоборот, удивительно, что эта малая народность сохранилась до сих пор, сохранила свой язык и элементы своей культуры после беспрецедентного культурного, политического, экономического и нравственного вандализма со стороны. У кетов забрали все и не дали взамен ничего, пытались и пытаются как можно скорее растворить эту народность, заливая ее всепоглощающим потоком алкогольного дурмана. Например, летом 1988 года кетские учителя - участники учительских курсов в поселке Келлоге (столица кетов) — поинтересовались в администрации района, сколько алкогольных напитков было завезено в п. Келлог в 1988 году? Когда узнали, ужаснулись: оказалось, чтобы все выпить, надо было каждому взрослому жителю поселка, ежедневно выпивать 0,5 литра! Но зато тушенка, сгущенное молоко и другие продукты питания продавали на душу населения в чрезвычайно малых количествах, чтобы только ноги не протянули... Традиционный уклад жизни разрушен, традиционные виды хозяйственной деятельности, кроме охоты и рыболовства, ликвидированы. Изучение родного (кетского) языка в школе так и не закрепили в 30-х годах. Введение письменности произошло в 1988 году (авторы: Г.К. Вернер и Г.Х. Николаева). И сегодня изучение кетского языка входит в практическое русло с огромными трудностями, обусловленными нежеланием соответствующих работников заниматься этим вопросом. В свое время много шума было вокруг интернатов. А на самом деле дети были оторваны от родителей и вместо домашнего уюта и воспитания вырастали в казенной атмосфере, без родительского тепла и ласки, без родного языка и культуры, без приобщения к трудовой деятельности. А родителей, свободных от детей, оглушали алкоголем. Все это привело к разрушению национального самосознания, к отчуждению от самобытного, национального родного языка, от родной культуры. Можно ли еще спасти положение? Что для этого надо сделать? Ввести родной язык (кетский) в дошкольных учреждениях и школах, но вводить не для отвода глаз, а на серьезном уровне с серьезными людьми, с огромной ответственностью, но ни как иначе. Известно, что глава администрации Туруханского района Красноярского края не считает даже нужным и возможным вести разговоры о жизни малочисленных народов с Президентом ассоциации малочисленных народов района Н. Новик. Например, он не считается с тем, что подбор кадров, выделение льгот на учебу - поступление в училище, высшие учебные заведения из числа кетов - не его вопрос. Направления на учебу на льготных основаниях получают кто угодно, но не дети кетов. Взять под контроль кетскую молодежь в смысле образования, получения специальностей, направления на работу. Прекратить преступное спаивание кетской народности алкоголем. Обратить внимание на социально-экономическую жизнь пенсионеров. Возродить, где это еще можно, традиционные национальные виды хозяйственной деятельности. Разрешить кетам отстрел и лов любых животных, птиц и рыб, необходимых для существования их семей. Предоставить кетам возможность (может быть, это громко сказано) воспрянуть духом, и это, безусловно, не без поддержки искренних друзей среди соседних народов, среди ученых и работников системы образования. И тогда кеты смогут осознать свои задачи и перспективы и получат новый импульс для своего духовного и социально-культурного развития. Уникален язык кетов и уникальна их культура. Наука уже много сделала для их всестороннего изучения, но очень важно, чтобы и сами кеты заговорили о себе в печати, в литературе, чтобы феномен их языка и культуры был хорошо высвечен еще и "изнутри". Сегодня следует безотлагательно осуществить ряд мероприятий, которые позволяют молодым представителям кетской народности на основе подъема и расширения национального самосознания выявить и сохранить положительный опыт самобытности кетской культуры. Среди кетской молодежи много способных молодых людей, и если разбудить их интерес к родному языку, своей истории и культуре, то это даст новый импульс духовной жизни кетской народности, объединит ее творческую молодежь. Таким образом, предложенные нами решения позволят максимально сохранить связь учащегося - северянина со средой его обитания, сформировать учащегося как представителя своей среды, своего народа с присущим ему национальным самосознанием и миропониманием и готового в то же время к диалогу с другими культурами. Г.Х. Николаева, специально для ИЦ "Л" |