БЮЛЛЕТЕНЬ  № 32 

XIV группа стажеров
Весна - Лето
2000

СОДЕРЖАНИЕ

Новости, факты, событияМифы и реальность в жизни коренных народов Туруханского района
В чем причина роста преступности среди представителей коренных народов?
Положение в нашем селе
Завоз 2000
Красный Яр – место, где живут удэгейцы
Возрождение
Семинар в Горном Алтае
Не будет языка – не будет культуры
Я – художник удэгейцев
Мы потеряли вес
10 лет российской АссоциацииХроника событий
Мнения и впечатления стажеров XIV группы ИЦ "Л" по поводу юбилейной конференции Ассоциации КМНСС и ДВ РФ
Долгая дорога

 

Коренные народы РоссииНарод лесных деревень
Точка зрения

 

Результат перехода на оседлый образ жизни

 

 

 

 

 

НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Мифы и реальность в жизни коренных народов Туруханского района

 

Фантазиями чиновников мы называем у себя на родине, в Туруханском районе Красноярского края, всевозможные программы по поддержке северных народов, их духовному возрождению. Мы – это кеты, селькупы и эвенки на 1 января 2000 года в количестве 1266 человек на 13 017 человек всего населения района площадью в 214000 кв. км. Когда-то эта территория (в том числе Эвенкия и Таймыр) называлась Туруханским краем. Постоянно, в течение более 20 веков, здесь проживали эти народы. Сегодня кетов - 754 человека, селькупов - 333, эвенков - 179. Есть даже национальные хозяйства – семейные, индивидуальные и родовые – всего их 21. Но они обозначены пока только формально.

У многочисленных программ разных уровней власти, органов власти федерального, регионального, районного и местного значений так и не доходят руки до этого "дитяти". И живет это "дитя" длительное время исторических перемен "без глазу": "семь нянек" так и не могут полноценно наконец заняться его воспитанием. Путаются сами в своих программах и запутали эти народы. Кеты про такие дела и таких людей говорят: кимтольсь – пустая голова. И вполне философски относятся к разного рода выдумкам.

Реальность же такова. Приведу хотя бы фрагменты из жизни северян. Ассоциация коренных малочисленных народов Туруханского района полна горьких писем и заявлений от коренных людей, скорбящих о своей гибнущей земле, беспросветном будущем своих детей, вопиющем бесправии на исконной земле. Много лет назад, в начале ХХ века, кеты пришли в цивилизованную жизнь со своими традициями, культурой, трудовыми навыками и, главное, с оленями, в которых заключалась вся их жизнь: это транспорт и связь, пища и одежда, жилье и верный друг. Сами себя они называли тогда кэннарян' (кен'ден') - "светлые люди" и обращались к другим народам, живущим рядом: ильбын' ден' - "всемирные люди". Почет и уважение, труд и единство царили в стойбищах. С этим и приняли мои прабабка и прадед Бальдины Анна Васильевна и Харлампий Петрович отношение к русским людям – кыснь. Они были уверены, что кыснь хитань' кеть туро (настоящий человек).

Что сделал с коренными народами "настоящий человек" и за что? Почему коренные люди всегда просят милостыню на жизнь, выживают только охотой, рыбалкой? Но нам нужно еще учить детей, говорить на своем языке, одеться и обуться. Почему у нас уже 20 лет как нет оленей вообще? Кеты же продолжают думать о своей судьбе так: мешают жить существа, которые радуются беде человека и крадут радости жизни.

Анатолий Спиркин, кето,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

В чем причина роста преступности среди представителей коренных 
народов?

 

Рост преступности среди лиц коренных народов Таймырского автономного округа вызывает большую тревогу, особенно в последние годы. При небольшой общей численности представителей коренных малочисленных народов количество привлекаемых к уголовной ответственности постоянно растет.

Основными причинами роста преступности, по моему мнению, стали незанятость коренного населения в полезном труде и, конечно, сложное социально-экономическое положение как в округе, так и в России в целом. Число безработных во всех поселках Таймырского округа постоянно увеличивается, хотя в соответствии с действующим федеральным законодательством предусматривается обеспечение полной занятости коренного населения в общественном производстве и профессиональное обучение с учетом традиций народностей Севера.

Практически все осужденные на момент совершения преступлений нигде не работали, преступления совершены ими в состоянии алкогольного опьянения. Массовый алкоголизм коренного населения объясняется тем, что нет ограничения в торговле спиртными напитками.

Условия жизни сельчан очень тяжелые. Увеличилось количество краж. Потеря же смысла собственной жизни неизбежно ведет к обесцениванию жизни человека вообще.

Любовь Столыпина, долганка,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Положение в нашем селе

 

Я живу в селе Межегей Тандинского кожууна Республики Тыва. Раньше, когда я училась в 8-м классе, помню, что у нас в селе было все: совхоз, клуб, зарплата, нормальное жилищно-коммунальное хозяйство, больница, хорошая экология, развивалось сельское хозяйство - все фермы работали и было много молока и мяса. И очень хорошо было в селе жить и работать.

А теперь совхоза нет - распался. Село наше рушится, и помочь некому.

Жилищно-коммунальные услуги у нас очень плохие. Кто заплатит деньги, чтобы ему привезли уголь, тому сразу привезут, и то надо найти какую-то машину для перевозки. Оттого что уголь у нас дорогой и многие не могут его купить, люди стали делать у себя дома самодельные обогреватели, работающие на электроэнергии, которую дают только вечером.

Больницу давно закрыли, из-за того что рабочему персоналу нечем платить и нет средств на ее содержание. В экстренных ситуациях даже невозможно получить скорую медицинскую помощь. Если найдешь хоть одну машину в рабочем состоянии, чтобы доехать до ближайшего поселка с больницей, то это хорошо, и то надо платить за бензин, а он тоже очень дорогой. А на это у бедного человека нет денег. Если нет денег, то и услуг нет. А оттого что нет у нас в селе больницы, страдают все жители села.

В нашем селе есть средняя школа, открыли в 1998 году училище, в котором учат на бухгалтеров и водителей. Учителям зарплату не дают по 4-5 месяцев, задерживают. Им не хватает зарплаты.

Природа у нас очень красивая, но за тайгой некому следить, там нет лесников, и тайга горит, пожаров очень много. Прошлым летом от пожаров погибло очень много таежных зверей, они выходили из тайги, бегали около села в открытом поле. Я думаю, что если так будет продолжаться и дальше, то скоро от нашей прекрасной тайги ничего не останется. А у нас природа замечательная, красивая, не зря иностранные гости говорят, что Тыва – это вторая Швейцария.

Здание клуба очень красивое, большое. Приезжали артисты с концертами, показывали кукольные спектакли, проводились дискотеки. А в настоящее время от всего этого осталась только молодежная дискотека, которая проводится не всегда. Хорошо, что связь у нас работает, есть телефон.

Мне очень жалко, что гибнет наше село.

Айланмаа Сенги, тувинка,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Завоз 2000

 

В Государственной Думе РФ проводились слушания по вопросу северного завоза. На слушаниях обсуждались темы: "О ходе северного завоза в 2000 году" и проект федерального закона "О поставках продукции в населенные пункты Севера России с особыми условиями завоза грузов".

На 2000 год было выделено из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации средств на сумму 3,0 млрд рублей на поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. Основной проблемой северного завоза является недостаточность финансовых ресурсов для закупки продукции и оплаты стоимости доставки. Из отдельных северных субъектов Российской Федерации, имеющих пункты назначения, расположенные на малых и быстрых реках, профинансированы на поддержку досрочного завоза грузов на Север более чем на 50%: Эвенкийский автономный округ – 100%, Архангельская область – 87,5, Ненецкий автономный округ – 85,7, Иркутская область – 69,9, Томская область – 54,5.

По состоянию на 27 апреля регионам предоставлены ссуды в размере 485,0 млн рублей и до конца месяца предполагалось перечислить 15,0 млн рублей. По данным Госкомстата России, по состоянию на 1 апреля 2000 года в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности завезено 210 тыс. тонн продовольствия, 190,1 тыс. тонн продукции технического назначения и 1186,6 тыс. тонн угля, что по отношению к этому же периоду прошлого года составляет соответственно 184,2, 89,9 и 326,9%.

Для поддержки досрочного завоза нефти, нефтепродуктов, топлива, продовольствия, медикаментов и лекарственных средств, продукции материально-технического назначения и непродовольственных товаров народного потребления первой необходимости органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрено передать субъектам Российской Федерации с 1 января 2000 года на формирование региональных фондов государственной финансовой поддержки для досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов средств на сумму 21,9 млрд рублей.

В настоящее время подготовлены соответствующие проекты соглашений между Министерством финансов РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, в которых предусмотрены основные условия передачи указанных средств и положения, регулирующие порядок их расходования.

Следует иметь в виду, что и те и другие средства направляются на формирование единого регионального фонда государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции в районы Крайнего Севера, имеют строго целевое назначение и порядок расходования этих средств в соответствии с действующим законодательством.

С позиции человека, который проживает в том районе, где сроки завоза грузов очень ограничены, доставка продукции осуществляется позже назначенных сроков, продукты завозятся в очень малых количествах, такая же ситуация получается и с медикаментами и горюче-смазочными материалами. Объем грузов с каждым годом сокращается, к примеру, завоз угля по сравнению с 1999 годом уменьшился в 9 раз. Вот поэтому я думаю, что нужно не только финансировать северный завоз, но и хоть частично контролировать его доставку на места.

Анатолий Спиркин, кето,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Красный Яр - место, где живут удэгейцы

 

Моя статья посвящена такой проблеме, как пьянство и наркомания. В национальном селе удэгейцев Красный Яр Приморского края очень много добрых, доверчивых и хороших людей. Но из-за своей доверчивости люди потеряли веру в завтрашний день.

В настоящее время прибыльным делом является продажа спиртных напитков, причем не самых качественных и дешевых. Среди молодежи многие уже знают, что означает слово "конопля" - местный наркотик, на этом тоже делают деньги. За последние десять лет уже были смертельные исходы, а главное, пострадали совсем молодые люди. Что заставило их выбрать столь ужасный путь, почему мы, живя рядом с ними, не протянули им руку помощи? Почему продолжаем смотреть на это, ничего не предпринимая?

На Яру очень часто можно услышать слово "колымить", это значит заработать на бутылку водки. Разве мы не сами поддерживаем пьяниц? Ведь каждый взрослый знает, чем увлекаются подростки.

В селе все наркоманы на виду. Сколько можно смотреть на то, как молодое поколение превращается в пьяниц и наркоманов? Нужно что-то делать, предпринимать. Дать возможность людям исправиться. Ведь в селе Красный Яр даже работы нет, тем более места отдыха.

Я хочу, чтобы в моем родном уголке не было пьяниц и наркоманов. Люди, не оставайтесь равнодушными друг к другу и не теряйте веру в завтрашний день!

Оксана Кожикаева, удэгейка,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Возрождение

 

Письменность у коренного народа вепсов появилась в начале XX века. Это произошло благодаря первой и мощной волне национального возрождения в 30-х годах. У вепсов были свои ученые-лингвисты, писатели, выпускались учебники для школ, художественные книги. И с самого начала был решен вопрос, на основе какого алфавита, русского или латинского, должен развиваться литературный вепсский язык. Ученые выбрали латинский, так как многие звуки вепсского языка можно передать только при помощи специальных символов. Если был бы принят русский алфавит (был издан букварь на кириллице), то русские буквы, будучи не в состоянии точно передавать звуки вепсского языка, сильно исказили бы речь.

В 1937 году волна резко угасла – начались репрессии, все было запрещено, в том числе и национальное возрождение. Наступило более чем полувековое молчание народа.

Вторая волна возрождения началась в конце 80-х годов, когда у вепсов появилась возможность заявить о себе как о народе, сказать, что они существуют. Главная заслуга в этом принадлежит Зинаиде Строгальщиковой, председателю Общества вепсской культуры, которая одна из первых вместе с другими активистами в Республике Карелия подняла национальный вопрос, написав письмо-обращение в Совет Министров РСФСР.

В прошлом году Общество вепсской культуры отметило свое десятилетие. Итоги его деятельности впечатляющи – при инициативе и содействии Общества создан Центр национальных культур Республики Карелия, Национальная финно-угорская школа, где дети карел, финнов и вепсов города Петрозаводска получили возможность изучать родные языки. В школах вепсских сел тоже начато изучение вепсского языка. Создана газета "Kodima" ("Родная земля") на вепсском языке, которая в данный момент является единственным связующим звеном между вепсами трех регионов – Вологодской и Ленинградской областей и Республики Карелия. Никакой другой связи между вепсскими селами нет.

Большим шагом вперед в развитии вепсского народа было создание Вепсской национальной волости – вепсской самоуправляющейся территориально-административной единицы в Республике Карелия. В этом большая заслуга принадлежит также Обществу вепсской культуры – инициативу и основную нагрузку в образовании волости взяла на себя его председатель Зинаида Строгальщикова.

За последние десять лет на вепсском языке изданы несколько учебников для школ, сборники стихов, песен и сказок, переведены детская Библия и Евангелие.

В течение двух последних лет Общество вепсской культуры выиграло несколько грантов в Баренцеве Секретариате по различным направлениям. Например, осенью 1999 года в Вепсской национальной волости Республики Карелия был реализован проект "Этнокультурный лагерь для детей вепсов села Рыбрека". Дети не просто ходили в лагерь, но и каждый день общались с бабушками и дедушками, которые говорили с ними на родном языке, учили их народным промыслам, национальной кухне. Дети были очень довольны и попросили Общество на следующий год организовать еще один лагерь.

Но волна возрождения начинает спадать. Кто не даст угаснуть ей совсем, или кто поднимет третью волну? Это мы, молодое поколение, кому еще небезразлично, по какому пути пойдет наш народ – пути выживания или гибели. И кто нам поможет, если не мы сами?!

Николай Фомин, вепс,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Семинар в Горном Алтае

 

6 - 7 апреля 2000 года в городе Горно-Алтайске Республики Алтай прошел семинар по правам коренных народов. Организатором семинара, который проходил в здании Государственного Собрания Республики Алтай, стал Общественный образовательный фонд "Телекей" ("Мир"). В нем приняли участие Председатель Государственного Собрания Эл-Курултай Республики Алтай Д.И. Табаев, главы районных администраций республики, руководители региональных национальных общественных организаций, ученые и журналисты. Семинар носил информационно-обучающий характер, слушатели познакомились с понятиями "коренные народы", "коренные малочисленные народы", с проблемами коренных народов.

Семинар еще раз подтвердил необходимость изучения прав коренных народов. К нему был выпущен буклет "Международный билль по правам коренных народов" и "Выдержки из Конституции РФ". Также были выпущены и распространены материалы о Республике Алтай, о Международном Десятилетии коренных народов мира и о работе ООН.

Очень актуальная тема в Республике Алтай – создание Центра по правам коренных народов, чтобы люди смогли изучать правовое законодательство, как российское, так и международное.

Алтайцы в республике очень обеспокоены, не повлияет ли отнесение четырех этносов Республики Алтай (челканцы, кумандинцы, тубалары, теленгиты) к коренным малочисленным народам на статус региона? Не перестанет ли Алтай быть республикой? Республика создана с большим трудом, и до сих пор ходят разговоры, в основном среди русскоязычного населения (которые составляют большинство в Алтае): "Да зачем нам нужна республика?".

Надежда Суркашева, алтайка,
специально для ИЦ "Л"

К содержанию

Не будет языка - не будет культуры

 

11 мая 2000 года в Министерстве по делам федерации и национальностей Российской Федерации состоялся круглый стол по вопросам развития народов России. Актуальной темой круглого стола была проблема национально-культурного развития, поиска пути выхода из этих проблем на пороге XXI века.

В работе круглого стола приняли участие представители Министерства по делам федерации и национальностей РФ, Комитета Государственной Думы РФ по делам национальностей, представительства субъектов РФ, общественные организации.

Вниманию участников круглого стола была представлена необычная программа - показ трех видеофильмов Надежды Георгиевны Окороковой - члена Союза журналистов Пермской области. В первом фильме главным героем является Николай Бурашников, пермский поэт. Автор фильма раскрывает характер человека, чистоту его души, которая в настоящее время остается открытой темой. Во втором фильме мы видим красоту алтайской природы и уклад жизни кумандинцев на протяжении многих лет. Как раньше было у кумандинцев, и что мы видим сейчас? Представители этого народа говорят, что подрастающее поколение даже родной язык не знает, что тяжелым ударом по самобытной культуре и традиционному образу жизни явилось принудительное содержание детей в интернатах. Третий фильм раскрывает нам характер нового гражданина. Мы уже видим наших лидеров в лице представителей Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Участники круглого стола подчеркивали, что главная задача Министерства по делам национальностей РФ – взять на вооружение культуру межнациональных отношений. Поставить перед собой главное решение духовного возрождения народов, защиту языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Никто так не оценивает жизнь, как сам народ.

Представитель из Министерства образования РФ подчеркнул, что министерство не имеет морального права решать проблемы за коренные малочисленные народы. Существует система образования. Проблема сохранения и развития родного языка, являющегося хранилищем национального сознания и национальной культуры, - важнейшая для коренных малочисленных народов, но в этом случае есть проблема создания такой системы воспитания, образования и подготовки кадров, которая, с одной стороны, позволила бы человеку чувствовать себя сыном своего народа, а с другой – максимально адаптироваться к современному миру и иметь свободу жизненного выбора в соответствии со своими знаниями, мировоззрением и мироощущением. Не все родители нуждаются во втором языке, не будет ли это пустой тратой времени и будет ли востребован родной язык? На что многие участники круглого стола из числа представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока ответили, что нужны национальные школы. Наши предки сделали все, чтобы сохранить язык и оставить языки в устной форме. Оставить будущему поколению все, что мы имеем, и создать поле культурного образования, воспитания. Помочь народам возрождаться.

В выступлении режиссера документальных фильмов было сказано, что режиссеры иногда не имеют возможности выразиться так, как этого заслуживают эти народы, поскольку нет достаточных средств, и режиссер предложил при Министерстве по делам национальностей РФ создать информационный центр для режиссеров, которые освещали бы проблемы выживания наций. Запущен механизм демократического, правового и гражданского государства. Надо поднять дух народа и так его приподнять, чтоб услышали их другие народы.

Главным редактором журнала "Северные просторы" В.Д. Голубчиковой была представлена вторая часть Полярной энциклопедии школьника "Арктика – мой дом". Книга рассказывает о народах, во многом сохранивших вековой традиционный образ жизни в суровых условиях Крайнего Севера, Дальнего Востока и Арктики. Валентина Давыдовна отметила, что мы каждый день теряем языки народов. С их потерей теряется и культура. Нельзя жить, не зная о своем народе и о культуре других народов. Должен быть фонд национального возрождения культуры. Не будет языка – не будет и культуры. Все мы знаем, что сохранение промыслов идет через язык.

Были предложения о создании фильмов, где бы освещалась культура коренных малочисленных народов, о возможности создания всероссийского телеканала.

Участники круглого стола подчеркивали, что низкая образовательная подготовка представителей коренных малочисленных народов не позволяет им овладевать современными профессиями. На протяжении длительного времени содержание образования в национальных школах Севера было унитарным и практически не включало в себя элементов этнической культуры. Это отрывало учащихся-северян от своей традиционной культуры.

Одним словом, надо сказать, что сложившаяся ситуация связана с недостаточным финансированием учебных программ и мероприятий на языках народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Любовь Столыпина, долганка,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Я - художник удэгейцев

 

Я хочу рассказать о себе, а именно о своем желании работать по своей специальности. Закончила Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Поступила в 1993, а закончила в 1998 году. Спонсором моего обучения являлась Ассоциация коренных народов Приморского края. Обучение мое шло по специальности художник-стилист одежды.

На протяжении всей учебы я занималась национальной одеждой удэгейцев. В 1994 году я участвовала в конкурсе молодых модельеров "На рубеже веков", где представила коллекцию в национальном стиле народа удэге под названием "На просторах Дальнего Востока". В коллекцию входило три модели, выполненные из нетрадиционных материалов – шкуры дикой козы, норки. В числе приглашенных на конкурс молодых модельеров присутствовал художник-модельер Вячеслав Зайцев. В университете по дисциплине "История костюма" я выполнила курсовую работу, а именно – национальную удэгейскую куклу "Шаман".

В 1996 году я участвовала в выставке "Юпитаза" (изделия из рыбьей кожи), проходившей в Артэтаже города Владивостока. Здесь я представила одежду из традиционного материала – рыбьей кожи. Были представлены модели "носибельного" характера, т.е. одежда, в которой можно выйти на улицу.

В 1998 году защитила диплом на "отлично". В дипломной работе я подробно описала культуру удэгейцев и на основе этого материала разработала ряд эскизов моделей шаманской одежды. Один из эскизов выполнен в материале. В модели "Шамана" применялись традиционные материалы – рога изюбря, рыбья кожа, мех. В национальном стиле народа удэге модель под названием "Шаман" также участвовала на подиуме и была передана в Театр мод при университете.

В течение учебного процесса я мечтала работать в национальном селе Красный Яр, а именно – заниматься разработкой удэгейской национальной одежды. В Красном Яру на данный момент нет даже обычного ателье, не то что можно было бы сшить одежду в национальном стиле, даже обычную юбку нельзя заказать. Я считаю, что в моем родном селе в первую очередь нужно выделить средства на небольшую мастерскую, где я могла бы обучать молодых талантливых людей шить различные вещи в стиле народа удэге, здесь же можно было бы организовать резьбу по дереву, рисование (в университете пять лет мне преподавали рисунок и живопись), выделку рыбьей кожи.

Рыбью кожу в большом количестве можно достать на рыбоперерабатывающем комбинате, причем бесплатно. А какие вещи, причем такие, в которых не стыдно и на улицу выйти, можно было бы шить из кожи, и этим самым показать свою давно забытую национальную одежду, которую носили наши предки.

Я считаю, что такая небольшая мастерская могла бы решить очень много проблем в моем селе. Например, проблему обеспечения рабочих мест и занятости молодежи, а главное, молодые парни и девушки не станут уезжать из родного гнезда, а останутся продолжать дело своих предков, и не погибнет народ удэгейцы.

Нас мало, но мы сильный народ. Почему-то старшее поколение удивляется тому, что я (и не только) хочу возвратиться в свое родное село и работать. Это полная нелепость. Я знаю молодых людей, которые желают учиться и работать в своем селе. Им нужно только дать шанс. Я боюсь, что меня неправильно поймут, поскольку я возвращаюсь обратно в родное село, и даже уверена, что скажут – не смогла жить в городе. Но это не так, я смогу самостоятельно жить даже в Москве, но дело не в этом. Почему после того, как Ассоциация села Красный Яр профинансировала мою учебу в университете, я должна работать в городе, а не там, где я нужна? Я считаю, что это не только моя проблема, но и многих других удэгейцев, живущих в городе.

Когда же наше руководство Ассоциации сможет довести дело до конца и, отучив, дать возможность молодым специалистам работать у себя на родине? Я очень хочу работать у себя в селе, но мне очень трудно возвращаться на пустое место, где нет даже ателье.

Уважаемые руководители Ассоциации! Я вас прошу – помогите найти мне работу, и не только мне, но и другим людям, не заставляйте унижаться и просить. Это ниже моего достоинства. Вас выбрал народ, и он ждет и надеется на вашу поддержку. Спасибо большое, что дали мне возможность получить высшее образование, но не дайте мне умереть духовно. Я хочу быть художником национальной одежды удэге. Хочу творить и создавать.

Оксана Кожикаева, удэгейка,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Мы потеряли вес

 

16 мая 2000 года трагически ушел из жизни всеми уважаемый Геннадий Николаевич Маймаго, долганин, один из первых, кто начал открыто говорить о проблемах коренных народов Севера, инициировать их решение на всех уровнях. Потеряв лидера на политическом поприще, Таймыр осиротеет позже, а не в день похорон. При всех разногласиях Геннадий Николаевич для каждого коренного жителя был защитой. В августе 2000 года ему исполнился бы 41 год.

Закончив в 1992 году Якутский государственный университет, Геннадий Николаевич начал свою трудовую деятельность инженером-строителем. В 1983 году работал инструктором орготдела Таймырского окружного исполкома. Был заместителем председателя Хатангского райисполкома. В ходе выборной кампании в 1990 году он был избран народным депутатом РСФСР и Таймырского окружного совета. В 1990 году на сессии окружного совета был избран его председателем. С 1996 года до последних дней Геннадий Николаевич работал заведующим Отделом межнациональных отношений при администрации округа. С 1995 по 1999 год – он президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Летом 1999 года избирается президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Красноярского края.

Будучи депутатом окружной Думы первого созыва, Геннадий Николаевич входил в состав Комиссии по законодательству, где разрабатывались такие законы, как Устав (Основной Закон) Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, "О Думе ТАО", "Об избирательной комиссии в ТАО" и т.д. Вносил существенные поправки и замечания к разрабатываемым законам Таймыра, к таким, например, как "О землеустройстве", "О плате за землю", "Об окружном внебюджетном экологическом фонде", "Об охоте и охотничьем хозяйстве в ТАО", "Об особо охраняемых природных территориях ТАО" и т.д. По его инициативе вводились льготы сельскохозяйственным предприятиям и предпринимателям, занимающимся традиционными видами хозяйствования. Он глубоко вникал в экономику округа. При обсуждении окружного бюджета Геннадий Николаевич всегда говорил, чтобы на села обращали большее внимание и чтобы бюджет пополнялся за счет поступающих налогов за недро- и землепользование, поступлений в экологический фонд. Он был одним из тех, кто проявлял гражданскую позицию и мог сказать свое веское слово.

Геннадий Николаевич состоялся как политик. Сколько шумных публикаций и телерепортажей было посвящено идеям Геннадия Николаевича, но он не озлобился, не утратил природного оптимизма, хотя прошел все "круги ада". Жадно и пытливо постигал он премудрости сложного бытия в заполярных широтах в то страшное и тяжелое время перестройки. Яркий и нестандартный, несомненно, противоречивый и сложный человек – так его можно охарактеризовать. Геннадий Николаевич останется одной из ярких фигур в политической жизни Таймырского автономного округа. Всякий раз, когда он вступал в очередной конфликт с окружной властью, отстаивая свои идеи, ему часто, и даже слишком, отказывали в поддержке, что вынуждало двигаться назад и самому решать неразрешимые проблемы.

И хочется сказать, что не те ли люди, которые были рядом и знали эти беды и трудности, не протянули руку помощи, доведя до крайности Геннадия Николаевича? А может, существуют люди, которым просто могла быть удобной смерть Геннадия Николаевича? Так или иначе, но некоторые теперь постараются ею воспользоваться. Самых добрых слов заслуживает Геннадий Николаевич. И внезапная смерть оставит у многих из нас, кто его знал и почитал, очень светлые воспоминания.

Любовь Столыпина, долганка,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

10 ЛЕТ РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ

Хроника событий

 

Юбилейная конференция Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ состоялась 12 мая 2000 года в городе Москве. Церемонию открыли люди в национальных костюмах - представители коренных народов, разных общин, организаций, ассоциаций. Они приветствовали собравшихся своими национальными атрибутами (звон колокольчика, дымящаяся чаша).

С докладом "Итоги десятилетия - основа развития в ХХI веке" выступил президент Ассоциации Сергей Николаевич Харючи. В докладе президента говорилось о результатах работы в тех регионах, где работают ассоциации малочисленных народов. Было подмечено, что не так уж мало сделано за прошедшее десятилетие, а именно Ассоциация способствовала принятию законов по правам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, вышла на международную арену. В 1999 году были приняты Законы "Об охране окружающей среды", "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" и др. Хотелось бы отметить энтузиазм деятелей, которые работают на общественных началах.

Второе выступление на конференции принадлежало председателю Госкомсевера РФ В.В. Гоману. Он пожелал дальнейшего процветания Ассоциации и вручил президенту памятный подарок. Свои поздравления высказали иностранные гости, послы Финляндии, США и других стран. Официальные приветствия и выступления представили органы государственной власти РФ, гости, делегаты и участники конференции. Далее состоялась церемония награждения грамотами Государственной Думы РФ представителей региональных ассоциаций, были вручены также Почетные грамоты от Председателя Государственной Думы РФ Г.Н. Селезнева.

Продолжилась конференция выступлениями представителей региональных организаций Союза молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Они говорили о проблемах молодежи в регионах.

В конце первого дня конференции были подведены итоги и результаты работы Ассоциации, затем состоялся небольшой концерт и фуршет. На концерте выступали национальные творческие ансамбли.

На следующий день конференция продолжилась уже в Подмосковье, в совхозе "Московский". Было несколько направлений по проведению конференции. В большом зале Учебного центра совхоза проводилась лекция по экологии, но не была завершена в связи с тем, что слушатели посчитали нужным провести конференцию по решению проблем народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Следующими направлениями работы конференции были обучение представителей региональных и этнических организаций работе в сети Интернет. Провели практические занятия по составлению заявок на проекты на примере экопарка.

На третий день конференции состоялось заседание всех представителей конференции коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также иностранных гостей. Провели семинар СИПЕРА III "Коренные народы и окружающая среда российского Севера". На нем выступили и иностранные лица. В завершении проводились консультации с лидерами региональных и этнических организаций по стратегическому планированию деятельности Ассоциации.

Оксана Кожикаева, удэгейка,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Мнения и впечатления стажеров XIV группы ИЦ "Л" о юбилейной конференции Ассоциации КМНСС и ДВ РФ

 

Кожикаева Оксана, удэгейка: Я очень рада, что узнала о том, что есть такие конференции. Я увидела много полезного для моего национального села Красный Яр, а именно мне стало известно о молодежном движении. Надеюсь, что не только мне удастся побывать на таких мероприятиях, но и другим представителям народа удэге. Так как я являюсь автором статьи по конференции, то, подробно проследив за ее содержанием, хочу заявить, что такие мероприятия помогут решению многих проблем. Видя достижения других коренных народов, хочется подтянуться на их уровень. Чем мой народ хуже? Он достоин лучшего, а для этого нужно работать, заявлять о своей нации и делать ее достойной. Нужно поднимать свою культуру, продолжать дело своих предков. Для этого, мне кажется, нужны такие конференции.

Сенги Айланмаа, тувинка: Очень приятно было узнать о том, что бывают такие праздники. Я даже не знала, что существуют такие мероприятия. Представители коренных народов были в своих национальных костюмах. Мне бы очень хотелось, чтобы мой народ тоже знал, что проводятся такие мероприятия.

Концерт был очень интересным и красивым. Каждый народ выступал, пел на своем языке, танцевал от всей души и дал всем нам хорошее настроение. Мне бы очень хотелось, чтобы все народы сохранили свой язык, культуру, традиции и передавали все это своему будущему поколению. Надеюсь, что не только мне удастся побывать на таких праздниках, но и другим представителям народа тувинцев. Хотя очень обидно, что никто не догадался поздравить самих коренных людей, а поздравляли организацию - Ассоциацию. Я думаю, что такие мероприятия будут проводиться чаще.

Спиркин Анатолий, кето: Благодаря конференции я узнал, какие существуют проблемы у других коренных народов Севера Российской Федерации. Участвуя в ней, я понял, что главной проблемой является недостаточное понимание некоторыми органами власти проблем коренных народов. Я думаю, что проблемы коренных народов нужно решать сообща, объединяться в союзы, в ассоциации коренных малочисленных народов и как можно чаще проводить подобные конференции.

Николай Фомин, вепс: Если не считать первого дня, когда всех поздравляли, хвалили или ругали, то в целом прошло все неплохо. Только мне не очень понравилась политика Ассоциации в отношении к Союзу молодежи коренных малочисленных народов. Почему господину президенту Ассоциации КМНСС и ДВ РФ так не хочется, чтобы Союз молодежи был независимым? И с чего он взял, что Союз молодежи - это то же самое, что и Ассоциация КМНСС и ДВ РФ? Может, это официальная позиция Ассоциации? Ведь создала Союз молодежи сама молодежь, которая хочет независимо от чьего-либо влияния продвигать свои идеи. Ведь будущее за нами, и нам нужно учиться самостоятельности. Иначе чего мы будем стоить, если станем простыми исполнителями чьей-либо воли?

Остальные дни конференции дали хороший практический результат. Очень рад, что Общество вепсской культуры – общественная организация вепсского народа – была принята в Ассоциацию, очень рад, что ее председатель Зинаида Строгальщикова была награждена Почетной грамотой Государственной Думы Российской Федерации, ведь на самом деле она очень много сделала для своего народа.

Хочется еще добавить, что эта юбилейная конференция Ассоциации была праздником не людей, которые в ней работают, хотя, присутствуя на ней, у меня было такое ощущение. Нет, это праздник людей, благодаря которым Ассоциация существует, не было бы этих 200 тысяч человек, то не было бы Ассоциации. Поэтому не надо забывать о людях, ради которых и создана Ассоциация. Хотя никто не догадался поздравить их с этим событием.

Столыпина Любовь, долганка: Прошедшая юбилейная конференция Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации оставила большой след в моей жизни. Впервые участвуя в таком мероприятии в масштабе Российской Федерации, мне было до глубины души приятно, что представители наших маленьких народов, одетые в национальные костюмы, поднимали всем настроение. А главное, каждый, кто был в национальном костюме, говорил о своем народе, о его статусе, его культуре и его красоте.

Церемония открытия юбилейной конференции, где прозвучали приветственные слова на разных языках малых народов, еще раз показала, что хоть мы и маленькие, зато великие. Для делегатов и гостей конференции была представлена выставка декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел, художественных работ и фотографий. В этой выставке уникальным было то, что работы представляли сами авторы. Приветственный концерт "Солнце Севера" с участием ительменского ансамбля "Эльвель", нивхского ансамбля "Мэнгумэ илга", алеутского ансамбля "Чиян" и эвенкийского ансамбля "Юктэ" подняли всем праздничное настроение. Каждый, кто увидел танцы этих народов и услышал прекрасные песни, в душе был участником этого праздника.

На конференции помимо приветственных, поздравительных речей наши маленькие народы говорили о боли народа, его стремлении к светлому будущему, о том, что законы должны писать не "дяди", сидящие в шикарных креслах шикарных апартаментов, не знающие об этих народах и их проблемах и ни разу не жившие в экстремальных условиях Севера, а те, кто знает, видит и живет среди этих народов и их проблем. Говорили о том, в каком удручающем положении находится наша природа и какой ущерб нанесен ей горно-добывающей промышленностью. Почти каждый, кто выступал, призывал всех посещать культовые места своих территорий, где проживали их предки.

На юбилейной конференции можно было увидеть группы людей, которые говорили на разных языках, но они говорили одно, что "мы люди маленькие, но у нас всегда большие проблемы".

К содержанию

Долгая дорога

 

Вот время земное пролетело, круг свой большой Второе тысячелетие завершило веком 20-тым. И вместе с ним мы – "Первые" люди земли Российской - свой круг завершили. И по воли Души земной мы сегодня сюда собрались. Свой праздник юбилейный провести, чтобы люди тундры, гор и тайги из круга на долгую дорогу пошли.

Праздник есть праздник, были поздравления, подарки вручили. Люди радовались, что они встретили здесь соратников, друзей и сородичей своих. Вместе с северянами Духи земные пришли – в виде тяжелых многослойных туч, иногда выплескивающие из себя водные брызги и небольшие снежные пылинки, пронизывающий ветер выл по московским проспектам, а ртутный столбик к нулевой отметке стремился.

Здесь мы пройденный путь оценили, каждый себя поглядел и долго-долго новый путь выбирали. Мы ведь не на день, не на год, а на Тысячелетие мы "тропинку" искали.

А она ведь хрупкая, как щепочка от деревца, бывают валуны – их не обойти и не столкнуть, иногда снежные и песчаные обвалы тропку засыпают, а может, она кончится топким болотом?

Дорогие сородичи, земляки, "малые люди Большой земли" - земли прекрасной, цветущей и богатой! Мы проторим эту тропинку, все преграды одолеем. Ведь "нам не страшен ни вал девятый, ни холод вечной мерзлоты".

Только просьба у меня небольшая – нужно каждому, каждому аборигену дойти, а если не можешь – надо доползти до предка своего. А потом тем языком, что получен от предков с молоком материнским, просить, просить и просить у Духов своих все то хорошее, что было у них, чтобы в правильный путь из круга выйти! А потом у тебя, у будущих потомков твоих будет дорога – прекрасная, счастливая и длинная – длиною в тысячи лет.

Вы посмотрите, почитайте и послушайте. Высшие духовные служители всех церквей, мечетей, дацанов и других храмов ездят, ездят, освящая давно забытые уголки земной цивилизации, чтобы Духов своих пустить в плавание в новое время по часовой ритмике.

Так что, мои дорогие северяне, счастливый дороги в новое тысячелетие!

Николай Арунеев, эвенк,
делегат юбилейной конференции АКМНС
от Читинской области,
специально для ИЦ "Л"

К содержанию

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ

Народ лесных деревень

 

Вепсы – коренной народ, места традиционного проживания которого находятся в трех регионах Российской Федерации – в Вологодской и Ленинградской областях и в Республике Карелия. Численность вепсов – 12,5 тысячи человек. Традиционные занятия вепсов – рыболовство, охота и земледелие.

До крещения Руси вепсы были язычниками, в некоторых селах язычество частично сохранялось и до XIX века. На мой взгляд, в современных обрядах вепсов сохранилось очень многое и из язычества. Это относится и к верованиям – православие и язычество незаметно слились.

По языковым особенностям вепсов можно разделить на три диалекта – северный, средний и южный. Все они имеют некоторые различия между собой, но носители разных диалектов прекрасно понимают друг друга. Носители северного диалекта живут около Онежского озера, на его юго-западном побережье. На среднем диалекте, по словарному запасу самом богатом, говорят вепсы рек Оять и Свирь, а также вепсы побережья Белого озера и Белозерско-Онежского водораздела. Южный же диалект, самый малоизвестный, сохранивший некоторые древние формы языка, бытует у вепсов Бокситогорского района Ленинградской области.

Вепсский язык ученые относят к уральско-юкагирской языковой семье, прибалтийско-финской группе языков. Ученые-финноугроведы вепсский язык называют даже санскритом прибалтийско-финских языков, настолько хорошо он сохранил древние формы, многие из которых восходят к прибалтийско-финскому праязыку. Кроме вепсов в прибалтийско-финскую группу на данный момент входят финны, карелы, эстонцы, саамы и др.

История народа началась примерно 2 тысячи лет назад, когда вепсский народ с южного побережья Ладожского озера пришел осваивать нынешние территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей и частично Архангельской области. Согласно топонимическим и археологическим исследованиям, а также упоминаниям письменных источников, вепсский народ занимал территорию от Ладожского озера до Северной Двины. До вепсского населения на этих территориях проживали саамы, о чем свидетельствуют названия географических объектов, в частности озер.

Сейчас территория проживания вепсов во много раз меньше, чем было сотни, а то и десятки лет назад. Вепсские селения располагаются на юге Республики Карелия, на северо-востоке Ленинградской области и на северо-западе Вологодской. Перед революцией территория проживания вепсов была единой, и была тесная связь между вепсскими селами. После революции ситуация стала иной: Советское правительство создало новые административные образования, и до этого единая вепсская территория оказалась поделенной на три части, связь между селами оказалась нарушенной. Дороги, которые были единственным связующим звеном между ними, утратили свое значение и стали постепенно исчезать, так как о них перестали заботиться. Это был первый и очень болезненный удар по народу, который имел собственное самосознание.

Но было много и положительного. Часть вепсов проживала в Республике Карелия, которая помимо государственного законодательства имела собственное, свою Конституцию. И благодаря тому что с самого образования республики ее правительство возглавляли карелы и финны, национальная политика в ней была лояльной и по отношению к вепсам. В Карелии вепсы имели возможность вписывать свою национальность в паспорт, свободно разговаривать на своем родном языке не только дома, но и в школах, общественных местах…

Иная была ситуация в Ленинградской и Вологодской областях. Особенно в Вологодской области власти никоим образом не заботились о маленьком народе, который проживал в ее северо-западной части. Жителям села Пяжозеро, откуда я родом, и другим вепсским селам в его окрестностях пришлось пережить перенос границы между Ленинградской и Вологодской областями. И село Пяжозеро мановением властной руки из Ленинградской области вдруг перенеслось в Вологодскую.

Следующим тяжелым ударом для вепсов оказалось расселение наиболее удаленных сел “как неперспективных” в 50-х годах. В числе таковых оказались большей частью вепсские села Вологодской области – Шимозеро, Кленозеро, Нажмозеро, Сяргозеро и т.д. В целом до расселения в группе сел, называвшихся еще Шимозерским кустом поселений, проживало около десяти тысяч вепсов. И из крупного культурного центра маленького народа Шимозерье вдруг превратилось в безлюдную лесную глушь. Из этих сел в Вологодской области сохранились только Пяжозеро, Куя и Пондала. Село Пяжозеро, например, сохранилось благодаря нежеланию людей покидать родные места, несмотря на угрозы властей. Жители села рассказывают: когда в Пяжозеро приехало районное начальство и был организован всеобщий сход жителей, им на собрании объявили, чтобы они собирали свои вещи, забирали скот, заколачивали дома и шли, куда им скажут. Можно представить состояние людей, когда им это сказали. Возможно, люди бы и согласились, если их так вынуждали, но в самый разгар собрания одна бабушка встала и сказала: "Люди добрые, куда же вы пойдете, вы потом всю жизнь проклинать себя будете. Не сможете вы жить на чужом месте. Ведь это наша родина, здесь жили наши предки, это земля нашего народа". После этой речи никакие угрозы и увещевания начальников не смогли подействовать на людей. Пяжозеро осталось жить.

Вплоть до конца 80-х годов в Вологодской области вепсы не признавались как народ. "Нет такой национальности", - говорили в паспортной службе и вписывали в паспорт русскую национальность. В школах детям строго запрещалось разговаривать на родном языке, это считалось некультурным, за это стыдили. Может, поэтому в вепсских селах сейчас редко можно встретить ребенка, который говорит на своем родном языке. И это очень больно осознавать, ведь будущее народа – в его детях.

Николай Фомин, вепс,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Результат перехода на оседлый образ жизни

 

Анализ исторических событий позволяет сделать вывод о том, что значительным ударом по жизнеустройству коренных жителей тундры явились перевод их на оседлость, ликвидация колхозов и преобразование в совхозы в 60-е годы.

Народу внушалась мысль, что кочевой образ жизни слишком отсталый, что нганасанам, долганам, ненцам и энцам Таймыра надо приобщаться к советской культуре. И надо сказать, что при переходе на оседлый образ жизни коренное население потеряло больше, чем приобрело. Это и потеря естественной среды для сохранения и развития традиционной культуры; и потеря возможности воспитывать подрастающее поколение в духе норм и традиций так, чтобы каждый местный житель с детских лет хорошо знал тундру и был приспособлен к жизни в суровых условиях; и потеря возможности передавать из поколения в поколение навыки традиционного тундрового хозяйствования.

Вековые маршруты передвижения оленя по тундре были нарушены, и местное население, занимавшееся отстрелом дикого оленя, оказалось в трудном материальном положении, усугублялось это и тем, что руководство совхозов предпочитало комплектовать бригады охотников из русскоязычного населения, поскольку те отстреливали дикого оленя, не считаясь ни с какими экологическими нормами. Это неизбежно формировало у местного населения отрицательное мнение, неприязнь к пришлому населению. У коренных народов Таймыра веками почитали дикого оленя, и варварское отношение к дикой природе не могло не вызвать у них чувства отчаяния, пессимизма и мести.

Другим тяжким ударом по самобытной культуре и традиционному образу жизни коренных жителей тундры явилось принудительное содержание детей в интернатах. Хотя, конечно, были благие намерения приобщить детей тундровиков к общероссийской культуре, создать условия для роста национальной интеллигенции, приучить к быту и санитарии. Очевидно, должна была существовать гибкая система обучения через малокомплектные школы, без обязательного среднего образования.

Лишь те дети, которые имели ярко выраженные способности, должны были продолжить образование, а остальным же, возможно, было необходимо возвращаться в тундру. Тогда не была бы нарушена преемственность поколений, традиционной культуры и обычаев.

И что же мы сегодня видим?

Выросло целое поколение молодых людей, почти полностью оторвавшихся от корней традиционной жизни. Потеряв родной язык и культуру, они стали морально деградировавшими, пьяницами и склонными к различным, порой ничем не мотивированным преступлениям. Пройдя интернатовское воспитание, они приучились быть иждивенцами, получать, вместо того чтобы зарабатывать. Живут на пенсии родителей-пенсионеров, на пособия детей.

Анализируя структуру населения поселков Таймыра, нужно сказать, что в сельском хозяйстве в лучшем случае занято 10-15% взрослого населения поселков, около 20% занято в бюджетной сфере, нигде не работает и не учится каждый десятый житель поселка.

Поэтому вполне объясним тот факт, что по сводкам УВД два раза в месяц проходят сообщения о кражах продуктов питания со складов магазинов.

Нужно учесть, что сельское хозяйство убыточно и занятое в нем население, кроме отдельных семейно-родовых и фермерских рыболовецких хозяйств, не получает "живых" денег более года. Единственное поступление наличных денег в поселки происходит за счет бюджета – в виде зарплаты учителям, чиновникам из администрации поселков, пособий безработным и инвалидам, детских выплат, пенсий.

Необходимыми условиями для нормализации жизни коренного населения являются следующие. Первое – возрождение традиционного промысла домашнего оленеводства. Второе – создание национальных промысловых и оленеводческих акционерных хозяйств с правами владения землей. Это позволило бы занять местное население, создав новые рабочие места, ослабило бы криминогенную обстановку, позволило бы поставить вопрос о трудовом воспитании подрастающего поколения в духе национальных трудовых традиций. Третье – это реформирование системы школьного образования на уровне округа. Система обучения коренного жителя тундры в интернатах полностью перестраивает психологию и физиологию ребенка, делая его беспомощным перед жизнью в поселке. Многие дети сбегают из поселков в город Дудинку, тем самым пополняя армию безработных.

Необходимо максимально приобщить детей к условиям обучения в местах постоянного проживания, а наиболее одаренным детям создать возможность дальнейшего обучения в вузах с целью пополнения прослойки интеллигенции – творческих работников, педагогов и т.д.

И наконец, четвертое – своевременный завоз продукции в отдаленные поселки позволит ослабить напряженность и экономить огромные средства государству.

Любовь Столыпина, долганка,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию