БЮЛЛЕТЕНЬ № 35 | XV группа стажеров | |||
СОДЕРЖАНИЕ | ||||
Новости, факты, события |
Возрождение
вепсского костюма | |||
Коренные народы России |
Цвет
вепсского камня | |||
Встречи стажеров |
|
Поддержка
оленеводов | ||
|
|
|
|
|
НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ | ||||
Возрождение вепсского костюма |
|
Каким
был вепсский народный костюм? Этот
вопрос интересует членов Общества
вепсской культуры уже давно. К сожалению,
костюмы, используемые в настоящее время
фольклорными коллективами, не являются
достоверными. Поэтому за помощью в его
воссоздании Общество обратилось к
специалистам Российского
государственного этнографического
музея (Санкт-Петербург). Здесь хранятся
самые крупные и самые ранние – XVII–ХIХ
веков – коллекции вепсской народной
одежды. В
сентябре прошлого года Общество провело
семинар в Петрозаводске, на котором
научный сотрудник этнографического
музея Л.Королькова подробно ознакомила
членов Общества, учителей труда из школ
Вепсской волости и Петрозаводска,
руководителей фольклорных коллективов
с историей вепсской народной одежды,
техникой ее изготовления, особенностями,
характерными для разных временны́х
периодов, способами ее ношения. Ею были
переданы Обществу чертежи и выкройки
самых распространенных типов вепсского
народного костюма. По
ним уже изготовлены отдельные образцы
вепсской одежды в Рыборецкой средней
школе и Петрозаводском училище культуры. Но
эта работа из-за отсутствия средств не
могла быть распространена на все
вепсские школы. Теперь благодаря помощи
Баренцева секретариата такая
возможность появилась. По заявленному
Обществом вепсской культуры проекту «Возрождение
вепсского народного костюма» выделено 18
тысяч норвежских крон. Как
будет реализовываться проект? В
конце августа или начале сентября для
всех желающих участвовать в проекте – в
первую очередь приглашаются учителя
труда вепсских школ, руководители
фольклорных вепсских коллективов,
умельцы, заинтересованные в возвращении
в жизнь вепсского народного костюма, –
организуется поездка в Санкт-Петербург
для непосредственного ознакомления с
образцами вепсской народной одежды в
музейных собраниях. Расходы по поездке
включены в смету проекта. Одной
из важнейших задач проекта является
издание по его итогам методического
учебного пособия по вепсскому народному
костюму. С будущим автором пособия будет
заключено трудовое соглашение, и работа
по его подготовке будет оплачена. Школы,
фольклорные коллективы, а также и
отдельные участники проекта получат
часть средств или необходимых
материалов для изготовления костюма. В
конце 2000 года победители конкурса на
лучший вепсский народный костюм будут
награждены денежными призами, а их
изделия (по желанию владельцев)
приобретет Шелтозерский
этнографический музей. З.И.Строгальщикова, |
||
Духовный центр |
|
На
первом съезде теленгитов было решено
создать в селе Кара-Кудюр Духовный центр
коренных народов Улаганского района
Республики Алтай. Село
расположено в 15 километрах от районного
центра в устье двух горных рек –
Башкауса и Кара-Кудюр, у подножия трех
больших гор – Чолмонду, Кочколу и Узун-корум,
что придает этим местам необычную
красоту. Живут
здесь очень гостеприимные люди, что,
впрочем, характерно для всех сел
Улаганского района. Есть в Кара-Кудюре
средняя школа, в которой учится около 120
человек, но учителей-предметников не
хватает. Специалисты не хотят ехать в
село, так как заработную плату
выплачивают не вовремя, остро стоит
жилищный вопрос. Для проведения уроков
физической культуры не хватает
простейшего инвентаря: волейбольных и
футбольных мячей, скакалок. Спортзал
очень мал и неудобен. Кроме
школы и колхоза устроиться на работу
больше негде, поэтому безработных с
каждым годом все больше и больше. Клуб
сгорел, построить новый нет денег.
Культурные мероприятия почти не
проводятся. Дорога из села в райцентр
находится в плохом состоянии. В
колхозе "Кара-Кудюрский" поголовье
скота уменьшилось в несколько раз, из 2000
коней осталось чуть более 500, коз уже нет,
а овцы и коровы на грани исчезновения.
Животноводы-колхозники не помнят, когда
в последний раз получали заработную
плату. В
последнее время резко уменьшилось
количество лесного зверя. А охота
испокон веков являлась одним из
основных способов выживания коренного
населения. Исчезает рыба в реках и
озерах. Местные
жители живут за счет разведения скота и
выращивания овощей на своих участках. Но
засуха в 1997–1998 годах заставила людей
значительно уменьшить домашнюю
живность. Невозможность продать мясо,
пух, шерсть также понизила уровень жизни
населения. В селе нет телефонной связи,
даже с райцентром. Эти проблемы типичны
и для других сел Улаганского района, и
Духовный центр поможет решить некоторые
из них. Азамат
Тадыкин, теленгит, |
||
"Тундровичка": служба помощи женщинам |
|
Проводимые
исследования показывают, что
официальная статистика не отражает
реального положения дел с преступностью
в отношении женщин, поскольку в силу
различных причин потерпевшие, прежде
всего жертвы сексуальных домогательств
и пострадавшие от насилия в семье, не
всегда обращаются в правоохранительные
органы с заявлениями о привлечении к
ответственности виновных. Как помочь
этим женщинам? В последние годы за
рубежом и в России создаются кризисные
центры для женщин, где им оказывается
психологическая, юридическая,
медицинская и просто человеческая
поддержка. Есть
такая организация и у нас. С 10 июня 1999
года в поселке Черский Нижнеколымского
улуса Республики Саха (Якутия) работает
единственный в республике женский
кризисный центр "Тундровичка". В
октябре прошлого года Татьяна Мартынова,
исполнительный директор международной
антиалкогольной программы ИНТЕР-МААП и
основатель нашего кризисного центра,
выступала на республиканском совещании
работников социальной защиты. К тому
времени в "Тундровичке" уже был
наработан некоторый опыт, изданы
плакаты, которые тут же разошлись среди
участников совещания. Была масса
вопросов по организации кризисного
центра. А это значит, что подобные службы,
возможно, откроются и в других улусах
Якутии. Сейчас
в "Тундровичке" работают 15 человек,
в том числе в домах-убежищах в поселках
Колымском и Андрюшкино по 3 человека. В
планах – создать такие же дома в
Петушках и Походске. Несмотря на то что в
этих наслегах немного жителей,
потенциальные "клиенты" там есть.
Все работники Центра – волонтеры,
добровольцы, работающие на общественных
началах в свое свободное время. Для себя
они сразу решили так: "Есть женщины и
дети, которым еще сложнее и тяжелее жить,
чем нам. Где женщине найти помощь?". С
момента основания в "Тундровичку"
обратилось 20 человек. Из них домашнему
насилию подверглись 4 женщины и 6 детей.
Четверо детей – свидетели подобного
насилия – остались сиротами после
семейных драм, им оказана юридическая и
психологическая помощь. Четыре девочки (от
7 до 17 лет) подверглись сексуальному
насилию, с ними пришлось работать
психологам Центра. Звучит,
конечно, дико – малолетние девочки
подвергаются сексуальному насилию,
притом не от чужих людей, а от отцов и
отчимов. Какая ответственность ложится
на работников Центра, психологов! Ведь
их цель – не просто поговорить, а помочь,
чтобы психика маленькой девочки не
пострадала, чтобы травма не так сурово
повлияла на ее дальнейшую жизнь. В
целях безопасности женщин будет
подписан договор о сотрудничестве с
отделом внутренних дел. Как говорит
координатор проекта "Тундровичка"
Елена Антипина, начальник УОВД с
пониманием отнесся к их проблемам. Без
сотрудничества с милицией не обойтись:
бывают ситуации, когда женщине после
семейно-бытовых драм опасно находиться
дома; тогда сотрудники милиции,
ориентируясь по обстановке, направят
женщину в Центр или сами разберутся с
разбуянившимся мужем. Бывает,
что и женщины дают повод к конфликту.
Чаще всего это происходит в результате
чрезмерного употребления алкоголя. С
такими женщинами Центр подписывает
договор о воздержании от употребления
спиртных напитков. Иначе и безопасность
их не гарантируется, и
квалифицированную помощь, бывает,
оказать невозможно. Работники
"Тундровички" отслеживают судьбы
своих клиенток, осуществляют патронаж.
Можно предположить, что клиентки Центра
кардинально меняют свою жизнь, уходят от
мужей, совместное проживание с которыми
становится невыносимым. Но это лишь
предположение. На деле все обстоит иначе:
чаще всего жизнь течет по-прежнему, муж
попивает, побивает, жена мучается и
терпит. "Мы не имеем права давать
какие-либо советы женщине. Она должна
определиться сама, – говорит Елена
Антипина. – И те женщины, которые с нашей
помощью получили квартиры, и те, кому мы
оказывали психологическую и
юридическую помощь, продолжают жить со
своими мужьями. Что ж, женщина сама
делает свой выбор. Мы можем лишь
рассказать об оценке агрессии со
стороны мужа, объяснить, в какой период
бывает пик агрессии и чем все может
закончиться". Конечно,
в таких ситуациях играют свою роль
социально-бытовые условия. Женщина, во-первых,
боится остаться одна, во-вторых,
расставшись с мужем, она лишится
кормильца. Вот и остается она со своим
садистом и насильником, действуя по
принципу «хоть какой, но мой». Женщины
страдают от насилия, но вынуждены
сохранять семью, считая, что это
необходимо для их детей, а также надеясь,
что насилие прекратится. Центр
"Тундровичка" выбрал два
направления своей работы: 1).
материальная, моральная,
психологическая поддержка; 2). помощь
жертвам домашнего или сексуального
насилия. Что
такое домашнее насилие? Это когда
женщина испытывает унижение, реальные
физические повреждения или их угрозу по
вине партнера, мужа, друга. К данному
типу относятся также жестокое обращение
с детьми и насилие (физическое,
сексуальное или психологическое),
плохое обращение (включая игнорирование)
в отношении престарелых со стороны
детей, подростков или взрослых.
Сексуальное насилие заключается в
оскорблении женщины, принуждении к
сексуальной связи с помощью угрозы
насилием, агрессии на почве ревности и т.д. В
"Тундровичке" все 15 волонтеров
выбрали себе работу, что называется, по
душе. Например, специалист по
фандрайзингу работает с поступающими от
благотворительных организаций
средствами (правда, в Черском таких
организаций пока нет). Специалист по
профилактической работе среди
подростков осуществляет функции
детского консультанта. Есть в Центре
психологи, патронажные работники. В
общем, для плодотворной деятельности –
простор широкий. Но
не останавливаются на достигнутом "тундровички".
В их планах – получение гранта для
Центра, приобретение компьютерной
техники, обучение консультантов. Свой
проект, в котором, в частности,
отмечается, что "принцип Центра –
развитие женских инициатив в решении
социальных проблем Севера. С переходом
на самоокупаемость Центр планирует
открыть мастерскую по пошиву изделий из
меха и кожи. В связи с этим просим
оказать финансовую поддержку для
приобретения сырья, швейных и
скорняжных машин, бисера, сукна", –
они отправили в "Саха-Евразию" –
организацию, которая предоставляет
гранты общественным благотворительным
объединениям. Такое же письмо
направлено и в Госкомитет России по
делам Севера. В
плане развития женских инициатив "Тундровичка"
будет работать с женсоветами и Центром
социальной помощи семье и детям. Центр
"Тундровичка" планирует войти в
Ассоциацию женских кризисных Центров
России и в Ассоциацию северных центров,
где будут представлены Центры Канады,
Аляски, севера России. Александра
Таврат, |
||
Баренцев секретариат объединяет женщин |
|
Разработчики
отмечают, что на большинстве
горнодобывающих предприятий Вепсской
волости в Республике Карелия
отсутствует контроль количества
добытых природных ресурсов. Предел
мечтаний правительства – получить хотя
бы 12 копеек от рубля поступающей в
основном за пределы волости прибыли.
Сейчас есть предприятия, которые платят
всего по 2 копейки (!) с рубля. Поэтому
среди населения волости вполне
обоснованно бытует мнение, что
значительная часть получаемой прибыли
от природных ресурсов идет отнюдь не на
нужды ее жителей. Сейчас как никогда
необходимо использовать имеющееся в
России законодательство, чтобы
приостановить такое "оздоровление"
экономики Вепсского края. Но кто будет
это делать, если правительство является
разработчиком данной программы, а
волостной совет ее утвердил? На
конференции проводилась работа по
секциям. Наибольший интерес вызвала
работа секции на тему "Женщины –
носители традиционной культуры", где
была возможность ближе познакомиться с
языком и культурой ненцев и саамов.
Кроме прекрасно оформленной выставки
изделий народного творчества было
интересно узнать, как такой
малочисленный народ, как саамы,
сохраняет свою культуру, свой
традиционный образ жизни. Из
выступлений следовало, что у
представителей малочисленных народов
немало общих проблем, главная из них -
сберечь свою территорию от наступления
промышленных отраслей. Много
было сказано и о сохранении, возрождении
своего культурного наследия. Так,
председатель саамского Общества Нина
Афанасьева рассказала о том, как в 1989
году было решено создать организацию,
где бы объединились люди, общим
стремлением которых являлось бы
сохранение культуры саамов Кольского
полуострова. На этой же секции З.
Строгальщикова рассказала об основных
задачах "Программы действий для
коренных народов Баренцева региона",
принятой Региональным советом
Баренцева секретариата в декабре 1999
года. На секции с сообщением о 10-летней
деятельности Общества вепсской
культуры выступила Светлана Пасюкова,
главный специалист государственного
Комитета по национальной политике. Думается,
что эта конференция была полезной в том
отношении, что позволила женщинам
поверить: они могут рассчитывать на
помощь друг друга; Баренцев секретариат
сумел их объединить и сблизить.
Немаловажными были поддержка и внимание
к проблемам малочисленных народов
региона, решать которые вместе
значительно легче, поскольку уже не
чувствуешь себя таким одиноким и
экзотическим в окружающем нас громадном
мире. Лана
Мигунова, вепсянка |
||
Твои люди, Удэгэ |
|
Изучение
традиционной культуры малочисленного
удэгейского народа представляет собой
большой интерес, является актуальным и
современным. Традиционная
культура удэгейцев формировалась на
протяжении многих сотен лет не
изолированно от других народов. Она
передавалась от поколения к поколению,
сохранялась и обогащалась. Несмотря на
то что удэгейцы еще в начале ХХ столетия
разделялись на многочисленные
территориальные группы с определенными
диалектическими особенностями в языке,
им удалось создать единые традиции в
материальной и духовной культуре,
дополнить и обогатить культуры других
народов Дальнего Востока. В этой связи
мне бы хотелось рассказать о Валентине
Кялундзюга, удэгейской писательнице,
человеке, преданном исследованию
традиционной культуры своего народа. Родилась
Валентина Тунсяновна 9 января 1936 года в
стойбище на реке Сукпай в семье охотника-рыболова.
Рано осталась без матери. Воспитывал
троих детей отец, который, несмотря на
все трудности, сумел поднять их на ноги.
Валентина поступила в пединститут, но на
первом курсе из-за болезни пришлось
оставить учебу. Родила четверых детей. С
1960 по 1997 год работала председателем
сельского Совета, а затем и
администрации в Гвасюги. Она -
ветеран труда, почетный житель района,
имеет награды за труд. Бронзовую медаль
ей вручали на ВДНХ в Москве. Помимо своей
основной работы она изучала
традиционную культуру своего народа:
мифы, сказания, обычаи. Ее первая книга -
сказки для детей под названием "Два
солнца", проиллюстрированные
известным художником Геннадием
Павлишиным. В 1999 году Новосибирским
отделением Академии наук выпущен
удэгейский том, где были представлены и
ее работы. Авторами трехтомного
удэгейского словаря являются также
Валентина Тунсяновна и научный
сотрудник академии Михаил Симонов. В
Союзе писателей уже несколько лет лежит
заявка о принятии Валентины Кялундзюга
в творческий союз с рекомендациями Юлии
Шестаковой, других писателей, но ответа
до сих пор нет. Я считаю, что таких людей,
как Валентина Тунсяновна, энтузиастов
своего дела, надо ценить. На пороге XXI
века Валентине Тунсяновне исполняется 65
лет. И очень бы хотелось, чтобы она
встретила новый век с заслуженным ею
званием писательницы удэгейского
народа. Галина
Алотова, удэгейка, |
||
CAF в России |
|
Благотворительный
Фонд Поддержки – CAF (Charity
Aid
Foundation)
– провел с 11 по 14 сентября 2000 года в
отеле "Холидей Инн Москва Виноградово"
первую в истории России конференцию
некоммер-ческих организаций.
На конференции участвовало более 250
делегатов из разных регионов России. Конференция
явилась знаменательным событием в
общественной жизни. В настоящее время в
России ра-ботают более 300 тысяч
некоммерческих обществен-ных
объединений, которые своей
деятельностью оказывают огромную
материальную и психологическую помощь
нуждающимся в поддержке слоям населения.
Подобная практика способствует
появлению негосударственных носителей
социальной помощи гражданам и новых
форм взаимных обязательств и отношений
между государством и гражданским
обществом. Представительство
CAF
в России было открыто в 1993 году в Москве.
За это время налажено сотрудничество с
сотнями благотворительных и
некоммерческих организаций,
распределено грантов более чем на шесть
миллионов долларов. Российское
представительство CAF
стремится делать все возможное, чтобы
привлечь дополнительные средства на
социальные программы в России. В
своей деятельности в России CAF
придерживается следующих основных
направлений: 1.Услуги
для некоммерческих организаций:
бесплатные консультации по правам и
финансовым вопросам, фандрайзингу и
институциональному развитию; учебный
центр НКО; ежемесячные встречи клубов
бухгалтеров и юристов НКО. 2.
Грантовые программы – предоставление
грантов от имени международных
благотворительных фондов,
правительственных агентств и
коммерческих структур. CAF-Россия
готов делиться опытом, информацией и
ресурсами со всеми, кто заинтересован в
развитии филантропии некоммерческого
сектора и гражданского общества в
России. За дополнительной информацией
можно обратиться по адресу: Москва,
113035, ул. Садовническая, 57, офис 4. Азамат
Тадыкин, теленгит, |
||
О реализации федеральных программ |
|
26
октября 2000 года в Совете Федерации РФ
прошли парламентские слушания "О ходе
реализации федеральных целевых
программ поддержки районов Севера",
организованные Комитетом СФ по делам
Севера и коренных малочисленных народов.
В заседании приняли участие
представители федеральных
законодательных и исполнительных
органов власти, главы администраций
некоторых районов и городов Севера,
общественные организации. Заслушав
доклады выступавших, участники
парламентских слушаний пришли к выводу,
что реализация рассматриваемых
программ ведется крайне медленно. Объем
выполненных работ по причине
неудовлетворительного финансирования
из федерального бюджета, объемы
которого снижаются из года в год,
значительно ниже заданий программ. За
последние три года на реализацию
программы "Экономическое и
социальное развитие коренных
малочисленных народов Севера" были
выделены только треть намеченной суммы
из бюджета и 8% – от определенного
программой. А по программе "Дети
Севера" за два года и девять месяцев
направлено лишь 23,1% средств,
предусмотренных бюджетом. Федеральная
целевая программа "Экономическое и
социальное развитие коренных
малочисленных на-родов Севера до 2000 года"
не достигла поставленной цели –
улучшения всего комплекса условий
проживания на Севере. Более того,
негативные тенденции здесь продолжают
нарастать. Уровень и качество их жизни
снижаются, растут безработица и
обнищание, ухудшается здоровье людей. Не
может не вызывать беспокойства тот факт,
что в проекте федерального бюджета на 2001
год уровень финансирования этих
программ установлен ниже 2000 года и
намного меньше предусмотренного самими
программами. В то же время не
предусматривается государственная
финансовая поддержка северного
оленеводства – одной из основных
составляющих экономики многих регионов. Родион
Самбуу, тувинец-тоджинец, |
||
Программа поддержки |
|
Программа
действий по поддержке родственных
финнам народов России и их культур
осуществляется в Финляндии с 1994 года на
основе подписанных в 1992 году Финляндско-Российского
договора об основах отношений и
Соглашения о сотрудничестве в области
культуры, образования и науки.
Реализация программы с финской стороны
поручена Обществу М.А.Кастрена, которое
было основано в 1990 году (Матиас
Александр Кастрен был известным
языковедом и этнографом, предложившим
теорию родства финно-угорских,
самодийских, тюркских, монгольских и
тунгусо-маньчжурских языков). На
осуществление программы поддержки
родст-венных народов по линии
Министерства образования выделяется
ежегодно 2,5 миллиона финских марок. Направления
и содержание программы определяет
совещательная комиссия, председателем
которой является Генеральный секретарь
Общества финской литературы. С самого
начала основной целью программы было
развитие национальных языков как
средства обучения и информации. Благодаря
финансовой помощи, выделенной Обществом
финской литературы издательствам и
авторам книг, в Карелии в период с 1994 по
2000 год было выпущено 20 изданий. В
целях повышения престижа национальных
языков и их развития Обществом М.А.Кастрена
была учреждена литературная премия,
выдаются стипендии переводчикам книг,
оказывается поддержка в издании
произведений художественной литературы
для детей и юношества и для взрослых –
тех книг, которые местными
издательствами отнесены в разряд
общественно значимых. Общество
содействует развитию музейного дела,
упор делается на укрепление партнерских
связей между музеями, обучение музейных
работников и на публикацию их
исследований. Сотрудничество
осуществляется и в библиотечном
деле. Общество дало новый импульс
развитию отношений между библиотеками,
приобретя пакеты
книг, включающие 65 названий, и направив
по восьми республиканским и окружным
библиотекам финно-угорских регионов
России. Совещательная
комиссия одним из пунктов программы
выделяет использование национальных
языков на радио и телевидении, обучение
языкам с помощью радио и ТВ, поддержку
печатных средств массовой информации.
Общество оказало содействие
распространению четырех периодических изданий в
Республике Карелия. Лана
Мигунова, вепсянка, |
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ | ||
Цвет вепсского камня |
|
Над
вепсским Прионежьем очень часто раскиды-вает
свои цвета радуга. В иной день ее
наблюдают по нескольку раз. Семь
ее цветов в какой-то степени
символизируют семь сторон жизни вепса:
красный – цвет местного камня,
оранжевый – цвет животворящего и очищаю-щего
огня, желтый – теплый цвет дерева,
зеленый – цвет леса, голубой – воды,
синий – болотных цветов, фиолетовый –
гроздьев иван-чая, растущего на земле-кормилице. Еще
недавно, лет двадцать назад, когда не
было асфальта на тракте от села
Педасельга до вепсского села Шелтозера,
приезжающий в эти места по раскис-шей от
дождя дороге с изумлением смотрел на
вольготно раскинувшиеся перед ним лужи
ярко-мали-нового цвета. Этот оттенок
придавал воде знаменитый шокшинский
порфир. Единственное в мире
месторождение этого уникального камня
разрабатывается на самом берегу
Онежского озера с ХVI
века. И
с этого времени на стройках Москвы,
Ярослав-ля, затем и Санкт-Петербурга
работали артели вепсских каменотесов.
Обработанный их руками малиновый
кварцит до сих пор хранят стены
Инженерного замка и мозаичные полы
Казанского собора северной столицы
России, мемориальные комплексы Могилы
Неизвестного солдата в Москве и в
Петрозаводске. В
1846 году монолиты порфира были
отправлены в Париж для надгробия на
могиле Наполеона. Вручную
обтесывая камень, вепсские мастера
снабжали крестьян мельничными
жерновами, казенные металлургические
заводы – огнеупорной футеровочной
кладкой, хозяек – превосходными
точильными брусками, городское
строительство – высокопрочной мостовой
шашкой. С
ХIХ
века из местной глины также вручную
формовался и обжигался красный кирпич,
из которого выстроены каменные церкви
Верхручья, Яшезерского монастыря и
некоторые здания в Петрозаводске. Сегодня
путешествующий может не только осмот-реть
месторождения малинового кварцита в
Шокше, разработки черных габрродиабазов
в Другой Реке, зеленоватых диабазов
Ропручья, точильного камня на острове
Брусно, но и попытаться – с помощью
работников карьеров и их инструмента –
отколоть себе на память от каменных
массивов Прионежья фрагменты той самой
породы (и с того же места!), из которой
высечено надгробие императору, выложен
потолок траурного зала Мавзолея В.И.Ленина.
Лана
Мигунова, вепсянка, |
Основные этапы вепсской свадьбы |
|
В
конце прошлого -
начале
нынешнего века свадьба у вепсов была
торжественным событием в жизни не
только молодых и их родственников, но и
ярким праздником всей деревни -
многолюдным, веселым, интересным. Парень
или его родители стремились найти
невесту в своей или соседней деревне. В
народе бытовала пословица: "Хороший
женится по соседству, а плохой -
за горами". В вепсских деревнях
женились и выходили замуж рано, в 16-17
лет, а то и раньше. Это объяснялось
тем, что крестьяне стремились
повысить свой социальный статус,
улучшить имущественное положение. Так,
девушка из большой бедной семьи
старалась выйти замуж
в более зажиточную семью. Известны 2
формы заключения брака: по сватовству и
уводом. В этнографической литературе
принято делить свадебный ритуал на 3
этапа: предсвадебный, собственно
свадьбу и послесвадебный. Широкое
распространение имел обычай свататься
вечером или даже ночью. Возможно, такой
обычай связан со стремлением к
скрытности, что исходит из давних времен.
При сватовстве существовал обмен
залогами. Этот обычай скреплял
отношения двух сторон. Вепсам был
известен обряд, который закреплял
отношения двух сторон -
"крещение глаз" (богомолье). Срок
свадьбы назначался во время сватовства.
До собственно свадьбы устраивались
вечеринки, где со-биралась молодежь.
Если девушка -
сирота, то перед свадьбой она ходила на
могилу родителей и просила
благословения. Накануне свадьбы
устраивалась девичья баня. С баней
связано прощание молодой девушки с "вольной
волюшкой". Причитаниями
сопровождался путь в баню, из нее также
возвращались с причитаниями, невеста с
подругами шла под белой скатертью.
Использование скатерти или покрывала в
обряде представляло собой
древний способ оберега от "порчи".
В доме невесты устраивали девичник, на
нем происходил обряд расчесывания волос
невесты, в котором принимали участие ее
родственники. Затем была собственно
свадьба. Поезд (несколько саней в
зависимости от количества гостей)
приближался со звоном колокольчиков к
дому невесты. Далее следовал "выкуп
невесты". Сначала невесту нужно было
найти среди наряженных подруг, а затем
жених должен был "выкупить" ее у
подруг, угощая их конфетами и пряниками.
Затем хозяин готовил коней -
ехать под венец. Свадебный поезд
следовал к церкви. Впереди ехал дружка,
который играл важнейшую роль на свадьбе,
так как именно он отвечал за то, как
проходит свадьба, соблюдаются обряды.
Дружка оберегал молодых от порчи,
которой жених и невеста были подвержены
в очень важный период их жизни. Венчание
проходило в церкви. Наряду с
христианством в народной идеологии
продолжали существовать и древние
языческие верования. Например, во время
венчания, чтобы возглавить семью,
невеста старалась приподняться на носки,
быть осторожнее и не наступить мимо
коврика, на который вставала, чтобы
семья была крепче. После венчания
отправлялись в деревню молодого, но не
напрямик, а через другие деревни.
Впереди поезда пускали бочку с горящей
смолой до самого дома. Подъезжали к дому.
Здесь молодых встречали стрельбой из
ружей, а дорогу перекрывали флажками.
Такой обычай сохранился до наших дней. К
дому жених нес невесту на руках. На
крыльце их встречали отец и мать жениха
с иконой, молодые целовали икону,
кланялись в ноги родителям. На их головы
бросали куриный пух, ячмень, а также
перья из решета, чтобы жили они дружно, в
согласии, богато. Главным
гостем на свадьбе был колдун, в роли
колдуна мог выступить дружка. Его
почитали и боялись, старались задобрить,
одарить, за столом ему отводили почетное
место. Утром
топили баню для молодых. Сначала шли
мыться молодые, а затем свадебщики везли
на саночках в баню свекровь. На второй
день свадьбы устраивали княжеский стол,
после которого молодые катались на
лошадях, украшенных полотенцами и
лентами, со звоном колокольчиков, с
песнями. На этом основные этапы вепсской
свадьбы заканчиваются. Н.А.Анхимова |
Из истории оленного народа |
|
До
прихода русских в места нынешнего
обитания эвенков – в междуречье двух
Тунгусок, Подкаменной и Нижней -
таежные новоселы так и продолжали
добывать зверя исключительно для
удовлетворения собственных нужд.
Появившиеся здесь в XVII
веке казаки-первопроходцы с изумлением
обнаружили, что тунгусы подбивают
собольим мехом свои… лыжи! Эвенки
встретили русских на своей земле привет-ливо,
с пониманием отнеслись к тому, что они
отныне стали подданными государства
Российского. А оно тут же обложило своих
новых подданных ясаком (своеобразным
подоходным налогом), который надо было
выплачивать пушниной: шкурками белок,
выдр, лисиц и, конечно же, соболей. Эвенки
быстро сообразили, что меха – это
настоящая таежная валюта. На нее у
русских купцов, которых по роду "специализации"
называли тунгусниками, можно было
выменять все что угодно: чай, сахар,
табак, огнестрельное оружие, боеприпасы,
легкие и прочные ткани для одежды. К
тому времени эвенки, как весьма
сообразительный и смышленый народ,
изобрели и использовали ряд простых, но
достаточно эффективных приспособлений
для пушного промысла. Это были дошедшие
и до наших дней орудия бескровной, а
следовательно, и не портящей шкурки
охоты: ловушки на соболя и иных мелких
пушных зверей, кулемы и пасти,
сплетенные из сухожилий петли. А еще
эвенки мастерски владели луками –
стрелой можно было добыть любого зверя и
на приличном от охотника расстоянии. Таким
образом, любой уважающий себя эвенк без
особого труда обзаводился хоть и
примитивными, но собственными
средствами производства. Вдобавок к
тому, имея небольшое стадо оленей (в
пределах 20-30
голов, большее количество требовало
больше времени уделять именно стаду, а
не охоте), не ленивый мужчина
обеспечивал своей семье относительно
безбедное существование. Когда промысел
бывал не особенно удачен, голодать не
давали олени. Они были настоящей
палочкой-выручалочкой для таежного люда:
и мясом обеспечивали в случае нужды, и
шкурами для одежды и покрытия чума, и
крепкими сухожилиями для сшивания обуви
и оснащения тугих луков и самострелов
прочными тетивами. Совершенно
справедливо утверждает эвенкийская
истина: олень – это жизнь. Большой
спрос у русских купцов на соболей
побудил эвенков все более интенсивно
развивать пушной промысел. Деньги в
тайге им были не нужны, поэтому эвенки
многие годы знали только натуральный
обмен. При этом хитрованы-купцы нередко
обманывали доверчивых тунгусов,
производя неравноценный обмен. К
примеру: за кремневое ружье (эвенки
очень быстро распознали возможности
огнестрельного оружия и не жалели
ничего, лишь бы заполучить его) иногда
приходилось выкладывать стопку шкурок
высотой с это самое ружье. И уж совсем
нетрудно было обмануть тунгуса, напоив
его "огненной водой". Между тем
царское правительство вплоть до смены
власти в 1917 году строго следило за тем,
чтобы спиртное в тайгу не попадало.
Мыслящие люди понимали, какое
губительное влияние на коренных северян
оказывает алкоголь. И старались сберечь
аборигенные народы – хотя бы в качестве
регулярных поставщиков ценной пушнины в
государеву казну – от сползания в
пучину пьянства. До
1917 года эвенки вели в определенной
степени примитивный, но достаточно
благополучный и спокойный образ жизни.
Никто не вмешивался в их родоплеменные
отношения, не диктовал свою волю, не учил,
как вести хозяйство, промыслы. Не
существовало для них этой проблемы как
таковой: в девственной и необъятной
тайге всем хватало места и дичи. Другое
дело, что в своем развитии затерянные в
таежных дебрях тунгусы намного
отставали от русских, все более
продвигавшихся к востоку от исконно
российских земель. Но поскольку эвенки
были народом не косным, а очень
любознательным и восприимчивым, они
охотно перенимали у русских все то, что
считали полезным и нужным. В
свою очередь, пришлое население
обогащалось опытом эвенков в охотничьем
промысле, в ориентировании в тайге. Так
происходило взаимопроникновение двух
культур – современной и почти что
первобытнообщинной. А синтез их давал
прекрасные результаты, укреплял
добрососедские отношения коренного и
пришлого населения (имеются в виду не
купцы-тунгусники, хотя и они сыграли
свою положительную роль в приобщении
эвенков к цивилизации, а простые
охотники и ремесленники). К концу XIX
века эвенки были уже не теми "дикими
тунгусами", какими их представлял
себе великий русский поэт А.С.Пушкин в
своем знаменитом стихотворении "Памятник".
Вот как писала газета "Енисейский
листок" (№ 11 за 1893 г.) об эвенках,
выходивших для торговли в Туруханск: "Тунгусы
отличаются значительно развитым вкусом:
они не пьют кирпичного чая, не
употребляют неочищенной водки или
спирта, наиболее состоятельные едят
исключительно крупитчатый хлеб, охотно
заводят серебряную посуду, в
особенности ложки, или едят ложками из
мамонтовой кости…" Однако
было бы совершенно неправильным считать,
что все аборигены жили вот так
припеваючи: многие, к сожалению,
существовали попиваючи, а то и
пропиваючи. По утверждению доктора
исторических наук эвенка В.Н.Увачана,
купцы-тунгусники, пользуясь спаиванием
туземцев плохой водкой (хотя это было
запрещено), проводили неэквивалентный
обмен своих товаров на пушнину, то есть
попросту обманывали одурманенных
алкоголем людей и получали от этого
колоссальные прибыли – от 50 до 300
процентов. Торгово-ростовщический
капитал разлагающе действовал на
натуральное хозяйство местного
населения, никоим образом не
способствовал серьезному развитию
производственных отношений,
консервировал отсталое, замкнутое
патриархальное хозяйство тунгусов.
Такая политика по отношению к туземному
населению вполне устраивала царское
правительство. Потому-то эвенки, как и
многие другие северные народы, в
большинстве своем оставались
безграмотным, вымирающим народом,
случалось, целыми родами умирали от
инфекционных болезней. Было у них и
расслоение на бедных и богатых. Вот
какое наблюдение оставил Н.Г.Чернышевский
во время своего пребывания в вилюйской
ссылке, рассказывая о жизни эвенков и
якутов: "Жалко смотреть на этих людей, -
писал он 17 мая 1872 года. -
Я присмотрелся к нищете, очень
присмотрелся. Но к виду этих людей я не
могу быть холоден: их нищета мутит и мою
заскорузлую душу. Я перестал ходить в
город, чтобы не встречать этих
несчастных". А революционный демократ
А.П.Щапов писал, что эти люди, "…талантливые,
смелые, коснеют в невежестве, а мы их не
только не просвещаем, но и разорили,
испортили, забили и привели к тому, что
они обречены на вымирание". Свидетельства,
конечно, очень мрачные и наверняка
соответствующие истине. Тот же сбор
ясака сопровождался жестокими и порой
нечеловеческими способами отъема у
туземцев пушнины. Ясачники, чтобы
заставить их безоговорочно платить
подать, брали заложников (аманатов) из
числа наиболее авторитетных людей рода,
общины, применяли нередко и физические
методы воздействия, попросту говоря,
избивали должников. В коридорах
тогдашней чиновной власти жителей
северных окраин государства
Российского называли не иначе как "ясачные
инородцы". Тунгусы, обычно очень
осторожно обращавшиеся с природными
ресурсами, никогда не бравшие у тайги
лишнего, вынуждены были удвоить, утроить
усилия по добыче пушнины, главным
образом соболя. По
некоторым сведениям, в 1812-1813
годах соболя по Енисею и Тунгускам было
очень много, в Туруханске соболей,
случалось, даже били палками во дворах.
Из Туруханского края в царскую казну
ежегодно поступало по 6-9
тысяч соболей в год, добываемых
тунгусами. По тем временам и способам
добычи пушнины (огнестрельное оружие
тогда было громоздким, фитильным и
использовалось преимущественно при
охоте на крупных диких животных) это
было очень внушительное количество
драгоценных шкурок. Однако скоро
бездумный интенсивный промысел соболя
сначала подорвал его популяцию, а затем
свел на нет. Уже в 1862 году добыча зверька
с ценным мехом в Туруханском крае
снизилась до 250 штук. Это была настоящая
экологическая катастрофа. Соболя
енисейского кряжа в эвенкийской тайге
практически не стало. А с оскудением
запасов соболя ясачная пушнина утратила
свое значение, поскольку иная, так
называемая цветная пушнина намного
уступала в ценности шкуркам исчезнувших
зверьков. Поэтому уплата ясака стала
вестись не только в натуральном виде, но
и деньгами по местной стоимости. Со
снижением ведущей роли пушного промысла
центр традиционного хозяйствования
эвенков сместился в сторону развития
таежного оленеводства. Из общей массы
туземного населения стали выделяться
наиболее смышленые и предприимчивые
главы хозяйств, у которых
поголовье оленей достигало от
нескольких сотен до нескольких тысяч
голов. Владея большим количеством
ездовых оленей, эвенки стали сами
заниматься торговым посредничеством,
скупая у пришлых купцов товары первой
необходимости и перепродавая их своим
сородичам. В их же руках
сосредоточиваются основные средства
традиционного природопользования:
рыболовные снасти, охотничьи
принадлежности. Между
тем по стечению множества обстоятельств
(изменение климата, эпидемии)
численность коренного населения в
тунгусском междуречье к началу XIX
века намного снизилась. Соответственно
уменьшилось и число налогоплательщиков.
Это крайне беспокоило самодержавное
правительство. Необходимо было каким-то
образом повлиять на все ухудшающуюся
ситуацию с самочувствием инородческих
племен. Эту проблему должен был решить
разработанный генерал-губернатором
Сибири М.М.Сперанским "Устав об
управлении инородцев Сибири". Там
узаконивалось право коренного
населения Сибири на частное
предпринимательство и торговлю, за ним
закреплялись "целые полосы земли"
для ведения традиционного
природопользования, достаточные для
кочевки с угодья на угодье. Ряд статей
предусматривал воспрепятствование
закабалению "инородцев" пришлым
населением и имеющими власть
чиновниками, аборигенам
предоставлялись и иные возможности и
права для беспрепятственного ведения
традиционного образа жизни и
хозяйствования с минимальным
вмешательством властных структур. Галина
Шутова, эвенкийка, |
ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ | ||
Поддержка оленеводов |
|
28
апреля 2000 года вышло постановление
Правительства Российской Федерации № 382
"О дополнительных мерах
государственной поддержки северного
оленеводства в 2000-2005
годах". Это стало темой нашей беседы с
Владиславом Тихоновичем Жаровым,
начальником отдела развития районов
Севера Министерства сельского
хозяйства и продовольствия России. Постановление
направлено на дальнейшее развитие
северного оленеводства, улучшение
использования его продукции и
обеспечение занятости коренных
малочисленных народов Севера. На его
основе подготовлен приказ Минсельхоза
Российской Федерации (№ 697 от 4 августа
2000 года), в котором ставится задача
разработать проект программы по
стабилизации и дальнейшему развитию
северного оленеводства, в первую
очередь на разведение крупных, ездовых
оленей тофаларской породы, повышению
эффективности производства на основе
внедрения современных технологий. Без
поддержки государства оленеводство в
России на ноги не поставить. Будем
надеяться, что такая поддержка будет
оказана, тем самым будет оказана и
помощь коренным малочисленным народам
Севера. Родион
Самбуу, тувинец-тоджинец, |
В Ассоциации коренных малочисленных народов |
|
18
октября 2000 года в Ассоциации коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока мы, стажеры XV
группы ИЦ "Л",
встретились с Павлом Васильевичем
Суляндзига, который рассказал нам об
итогах деятельности АКМНС и ее
перспективах. В 1997 – 2000 годы Ассоциация
укрепила свои структуры и провела
несколько комплексных мероприятий,
направленных на объединение
региональных и этнических организаций,
усиление роли коренных малочисленных
народов в развитии северных регионов,
привлечении внимания со стороны
международного сообщества, органов
государственной власти России и
регионов к бедственному положению
коренных народов Севера. Высшим
органом Ассоциации является съезд,
который проводится один раз в 4 года. 12 - 13
апреля 2001 года состоится IV
съезд АКМНС. Каждая Ассоциация –
региональная, районная -
направит своих делегатов на этот съезд. Ассоциация
работает по трем основным проектам: -
Саамско-нордический проект по изданию
журнала "Мир коренных народов"; -
Институциональное развитие коренных
народов России, этот проект включает
поддержку региональных ассоциаций. В 30
регионах ассоциации получили офисное
оборудование и в 15 подключены к
электронной почте; -
Малый бизнес. В Москве будут проводиться
месячные курсы, рассчитанные на 10-12
человек, занимающихся малым бизнесом в
общине. Из них 5 человек отправятся на
стажировку в Америку. Лариса
Ивановна Абрютина, вице-президент
Ассоциации по вопросам здравоохранения,
родилась в Билибинском районе
Чукотского автономного округа. Долгое
время была разъездным врачом
медицинского передвижного отряда,
обслуживала оленеводческие бригады. Как
руководитель такого отряда, она
старалась привезти в тундру врачей всех
специальностей. Неравнодушный человек,
она старается помочь всем. Лариса
Ивановна недавно стала кандидатом
политических наук, активно занимается
общественной деятельностью. И как вице-президент,
Абрютина делает очень много, ведь на
местах закрываются целые поселки, врачи
уезжают в центральные районы страны. В
результате многомесячных "походов"
по разным организациям она договорилась
с некоторыми клиниками, чтобы там
принимали больных, оставшихся без
врачей. За четыре года вылечены около 70
человек, многим сделаны операции. И есть
у Ларисы Ивановны мечта: создать при
Ассоциации Центр охраны здоровья. Татьяна
Терлецкая, Галина Алотова, |
Встреча в Посольстве Финляндии |
|
Стажеры
XV
группы ИЦ "Л" встретились со Вторым
Секретарем Посольства Финляндии в
Российской Федерации г-жой Кристиной
Треннингсдал. В ходе встречи Кристина
поделилась впечатлениями о России,
отметила, что больше всего ее впечатляет
многонациональность нашей страны. По
мнению Кристины, очень важны встречи с
представителями коренных малочисленных
народов, ведь именно благодаря этому
можно напрямую получить информацию с
мест, информацию, которая даст реальную
картину ситуации, сложившейся в районах
проживания народов. Только так, с точки
зрения Кристины, можно узнать истинные
причины происходящего. Кристина
объяснила нам, что, если мы хотим что-то
изменить в жизни наших народов, мы
должны действовать сами, инициируя
законы, помогающие коренным народам
выстоять в это сложное время. Также
в посольстве нам рассказали о
сотрудничестве с общественными
организациями, в частности с
Ассоциацией коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока РФ, о поддержке проектов,
предлагаемых общественными
организациями финно-угорских народов. Что
касается личного мнения Кристины о
России, то ее впечатления гораздо лучше,
чем она ожидала до встречи с нашей
страной. Сейчас о России можно говорить
как о стране, открытой для всякого рода
контактов. Кристина
рассказала о политике государства в
отношении народа саами, который
является коренным в Финляндии. По ее
словам, сотрудничество правительства
Финляндии с Россией сосредоточено в
основном в северо-западном регионе. В
посольстве поддерживают контакты с
Мордовией, Тверской, Саратовской
областями. Кристина отметила важное
значение возрождения родных языков
малочисленных народов, рассказала о
председательстве Финляндии в
Арктическом Совете, о совещании Совета,
состоявшемся на Аляске. На этом
межправительственном форуме
затрагивались различного рода вопросы,
в том числе проблемы экологии. Кристина
отметила огромное значение
неправительственных организаций,
занимающихся посильной поддержкой
проектов, предлагаемых российской
стороной. Взаимодействие с этими
организациями -
реальная возможность получить и
понимание и помощь. Хочется
отметить, что встреча в Посольстве
Финляндии прошла в дружеской атмосфере,
которая была создана гостеприимными
хозяевами. Галина
Шутова, эвенкийка, |
В Посольстве Дании |
|
13
октября 2000 года мы посетили Посольство
Дании. Нас приветливо встретил первый
секретарь Кристиан Донс Кристинсен. Он
рассказал нам, что Дания занимается
проблемами коренных народов. В составе
Королевства находится Гренландия, где
проживают эскимосы. И хотя Гренландия
принадлежит Дании, она является
самоуправляемой территорией. Это
означает, что внутренние вопросы они
решают сами, но международная политика
Гренландии регулируется Королевством. -Во
всем мире занимаются проблемами
коренных народов, -
отметил Кристинсен. -
Мы работаем с правами человека, в
частности с правами народов Крайнего
Севера. Особое внимание мы уделяем
экологическим проблемам, потому что это
мировая проблема. До настоящего времени
Дания занималась развивающимися
странами. Россия не относится к ним,
поэтому помощь идет малая. В основном мы
ее оказываем территориям,
находящимся на северо-западе России -
это Карелия, Мурманская,
Калининградская области и др. Хотя можем
рассматривать вопросы, касающиеся
экологических вопросов в других
регионах. Посольство Дании оказало
помощь Чукотскому автономному округу в
отправке игрушек в Чукотский район. Татьяна
Терлецкая, чукчанка, |
Фонд МакАртуров |
|
Г-жа
Съюзан Кинг является заместителем
директора Московского
представительства Фонда Джона и Кэтрин
МакАртуров, с ней состоялась встреча
стажеров XV
группы ИЦ "Л". Фонд
МакАртуров – независимая частная
благотворительная организация,
осуществляющая содействие группам и
частным лицам, которые стремятся
добиться устойчивых улучшений условий
жизни. Фонд стремится способствовать
развитию здоровых личностей и
эффективных сообществ; поддержанию мира
между государствами и внутри них самих;
осуществлению ответственного выбора в
области репродукции человека, а также
сохранению глобальной экосистемы,
способной к поддержанию здоровых
человеческих обществ. Фонд реализует
эти задачи путем поддержки исследований,
разработок в сфере формирования
политики, деятельности по
распространению результатов,
просвещения и профессиональной
подготовки и практической деятельности. Инициативы
фонда в государствах бывшего Советского
Союза преследуют цели поддержки
независимых исследований и творческих
подходов к решению актуальных
общественных проблем, содействия
повышению профессионального уровня и
усилению творческого потенциала ученых-практиков.
Также оказывается поддержка связям
ученых в независимых государствах
региона с их коллегами за рубежом. Фонд
МакАртуров концентрирует свое внимание
на четырех основных областях: Общество
и право:
Развитие правовой культуры; осознание
гражданами роли правовых механизмов в
защите их прав; социальное обеспечение;
право общественных интересов;
выполнение законов; открытость
информации. Права
человека:
Защита гражданских свобод;
экономические и социальные права; права
женщин и меньшинств; воздействие
экономических изменений на женщин и
меньшинства; поддержка равноправного
участия женщин и меньшинств в
общественной жизни; репродуктивные
права женщин; мониторинг нарушений прав
человек. Окружающая
среда и общество:
Устойчивое развитие; поддержание
биоразнообразия; участие
общественности в сохранении экосистем;
правовые, экономические и социальные
аспекты природоохранной деятельности и
управления ресурсами; творческие
подходы, обеспечивающие эффективное
производство и потребление энергии;
экономическое и экологическое
воздействие производства и потребления
энергии. Мир
и безопасность:
Широкие концепции безопасности,
рассматривающие коренные причины и
следствия конфликтов, в том числе такие,
как деградация окружающей среды и
использование природных ресурсов;
религия, этничность, миграции и
неравномерное экономическое развитие;
контроль над вооружениями и разоружение;
распространение вооружений и
региональные конфликты. Написанное
в свободной форме, информационное
письмо может включать следующие аспекты:
проблема,
которую призван решить проект; краткое
описание проекта: его цели и задачи,
способы и пути их достижения, значимость
ожидаемых результатов; предложенная
дата начала и продолжительность проекта; общая
сумма запрашиваемых средств; сведения
об участниках проекта; сведения
об организации и ее деятельности. Информационные
письма по специальным проектам
принимаются в течение всего года. Галина
Шутова, эвенкийка |