БЮЛЛЕТЕНЬ  № 36 

XVI группа стажеров ИЦ "Л"
Зима 2000 - 2001

СОДЕРЖАНИЕ

Новости, факты, события

Быть Уполномоченному или не быть...
Со своей земли нам бежать некуда
Коренные жители Таймыра
Губернии мы уже проходили…
Дверь открыта – в нее нужно войти
История и сегодняшний день Айона
Поселок Андрюшкино

Письма в Информационный центрНовости из Ванинского района
ВстречиВ Информационном центре ООН в Москве
Коренные народы России

 

Воспоминание об отце
Эвено-Бытантайский национальный улус
Здесь когда-то кипела жизнь
Хиросима спрятана в тайге?

 

 

 

 

 

НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Быть Уполномоченному или не быть...

 

Среди одиннадцати депутатов Госдумы, внесших на рассмотрение парламента проект закона "Об Уполномоченном Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации", – представители разных регионов, многих национальностей. Это Александр Ткачев и Александр Бурулько (Краснодарский край), Валентин Никитин и Рагиб Гимаев (Башкортостан), Каадыр-оол Бичелдей (Тыва), Светлана Смирнова (Удмуртия), Асламбек Аслаханов (Чечня), Сергей Будажапов (Бурятия), Владимир Казаковцев (Кировская область), Анатолий Никитин (Рязанская область), Валерий Марков (Республика Коми).

Так ли уж нужен в нашей стране Уполномоченный по правам народов? Авторы законопроекта считают, что процесс формирования демократического правового государства требует создания правовых институтов для защиты прав граждан вне зависимости от социальной, национальной, религиозной и иной принадлежности человека. Но не следует забывать и о том, что несколько лет назад в России уже был утвержден институт Уполномоченного по правам человека. Не будет ли это дублированием деятельности друг друга? Олег Миронов, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, выступая на парламентских слушаниях, организованных Комитетом по делам национальностей Госдумы для обсуждения предложенного законопроекта, заявил, что в России нужны мощные правовые структуры, которые бы занимались национальным вопросом.

– В Венгрии, где жителей намного меньше населения России, работают 3 омбудсмена, один из которых отвечает за осуществление прав национальных меньшинств, а у нас его нет, – поддержал новый законопроект Олег Орестович. Во время последней переписи населения по всей стране насчитали 172 национальности, другими словами, сами люди определяли свою принадлежность к тому или другому народу, и число народов достигло 172. Не секрет, что время от времени между ними возникают споры, разногласия, зачастую людей унижают только из-за того, что они говорят на своем языке, придерживаются уклада жизни своего народа, и решением таких "этнически окрашенных" конфликтов должен заниматься новый Уполномоченный.

– Поле деятельности для него в России обширно, – сказал заместитель председателя Комитета по делам национальностей Госдумы Валентин Никитин. Его дополнил заведующий кафедрой Академии госслужбы при Президенте Российской Федерации Григорий Атаманчук, заметив, что главным виновником всех бед у нас была государственная власть, хотя нарушения часто проводились под видом выполнения каких-то указов.

– В каждом законе должны учитываться национальные особенности, – сказал Григорий Васильевич. – Основными задачами у Уполномоченного могут быть, во-первых, аналитическая: следить за состоянием национальных процессов в стране, во-вторых, информационная: сообщать депутатам о национальном развитии и межнациональных отношениях в стране и, в-третьих, экспертная: рассматривать, как законы влияют на благополучие народов.

Но многие не видят необходимости принятия данного законопроекта. Заместитель председателя Госдумы Владимир Жириновский считает, что данный законопроект имеет идеологическую окраску и в первую очередь выгоден западным странам, потому что права национальных меньшинств, как и права человека, не соблюдаются из-за отсталости страны, и Запад постоянно сможет поднимать вопрос о нарушениях прав человека, народов в России:

– Нас заманивают в ловушку, заставляют тратить больше денег на нацменов, никакой бюджет это не выдержит. Мы должны найти правильное решение – в плоскости экономики, разрешит ли нам экономика поднять этот вопрос.

Кстати, у народа на этот счет есть веками проверенная мудрость: "На то и щука в пруду, чтобы карась не дремал" – проблемы надо решать, а не замалчивать их.

Но основная трудность, препятствующая принятию данного закона, – якобы несоответствие проекта Конституции России. Должность Уполномоченного по правам народов в Основном законе страны не предусмотрена, многие статьи предложенного законопроекта выходят за сферу действия федерального закона. Это, видимо, хорошо понимают и авторы проекта, потому в пояснительной записке подробно объясняют, почему, с их точки зрения, данный законопроект не противоречит Конституции. Основной закон гарантирует права народов на сохранение родного языка, обеспечивает права коренных малочисленных народов. Таким образом, народы Российской Федерации вправе требовать создания гарантий по осуществлению их прав. Под этим, считают авторы законопроекта, "подразумевается", что органы власти вправе без внесения изменений в Конституцию ввести институт Уполномоченного по правам человека.

Но собравшимся эти объяснения показались недостаточными. Выступавшие на слушаниях предлагали свои варианты решения этой правовой проблемы. Доктор юридических наук Светлана Пяткина обратилась к статье 103 Конституции, в которой не указывается, что Уполномоченным по правам человека должен быть один человек, значит, можно назначить нескольких, и один из них мог бы заниматься правами народов. Писатель Борис Шальнев предложил учредить должность заместителя Уполномоченного по правам человека, который бы контролировал соблюдение прав народа, либо начать создавать подобный институт на уровне регионов.

Хочется надеяться, что к первому чтению законопроекта в парламенте эта проблема будет решена, закон утвердят Госдума и Совет Федерации, его подпишет Президент и таким образом будет сделан еще один заслон тому, чтобы людей унижали только из-за того, что они разговаривают на другом языке.

Одно обстоятельство меня, как представителя коренного народа, заставило задуматься. Один из выступавших на слушаниях обмолвился, что понятие "национальный вопрос" несколько устарело, надо уже говорить об этнокультурных проблемах в стране. Мне это несколько непонятно: получается, что я могу разговаривать на родном языке, танцевать кадриль, петь песни своего народа только в темном чулане, подальше от горницы, от "белых" людей. В горнице ведутся серьезные, важные разговоры, здесь делается политика, и вы со своей этнокультурой сюда не лезьте. Если это личное мнение выступавшего, пусть оно останется на его совести. Но если он выразил настроения исполнительной власти, то не может не тревожить, что национальные проблемы низводятся до этнокультурных. Двигаться в таком направлении, по крайней мере, неперспективно.

Павел СИМПЕЛЕВ, коми,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Со своей земли нам бежать некуда

 

Хабаровский край – край наплевательского отношения администрации края к проблемам малочисленных народов, федеральным законам и международной практике по проблемам коренного населения.

В 1999 году аборигенное население Амура лишилось своих последних бастионов – рыбы под трудозанятость и нормовой рыбы для МНС, проживающих в городе.

В 1999 году право отлова осенней кеты получили крайрыбакколхозсоюз (350 тонн), МУП "Комсомольскрыба" (10 тонн), Еврейская автономная область (10 тонн), на научно-исследовательские работы (75 тонн), лицензионный лов (45 тонн) и другие. Для какой науки необходимо отловить 75 тонн? Если наука будет так изучать осеннего лосося, вероятно, через несколько лет изучать будет нечего.

Де-факто осеннюю кету получили все, кроме коренного населения. Таким распределением рыбопромысловый совет администрации Хабаровского края в лице В.Сидоренко в снижении запасов лосося на Амуре обвинило аборигенов Амура, именно они оказались крайними и остались без этнической пищи, а национальные предприятия и общины – без работы и средств к существованию.

Общественные организации МНС (Ассоциации) Комсомольска-на-Амуре, Амурского района, Хабаровска и Комсомольского района направили письмо депутату Государственной Думы Н.Камышинскому, губернатору края В.Ишаеву, в краевую Думу с целью отстоять свое приоритетное право на свои ресурсы. Ведь по постановлению Главы администрации края № 68 от 26.02.92 года «О лицензионном лове частиковых и других ценных пород рыб в водоемах Хабаровского края» малочисленным народам Севера лицензии выдаются в установленном порядке бесплатно. Преимущественное право на приобретение лицензий предоставляется представителям малочисленных народов Севера.

Несомненно, АКНСиП приложит все силы, чтобы коренное, социально необеспеченное население имело возможность получать свою этническую пищу. Нам со своей земли бежать некуда – мы все равно останемся здесь, на Амуре.

Из бюллетеня общественной организации
коренных народов Севера и Приамурья
г. Комсомольска-на-Амуре "АНДА"

К содержанию

Коренные жители Таймыра

 

На Таймыре проживают пять коренных народов Севера, три из них – малочисленные народы: нганасане, энцы и эвенки. По всему Таймыру энцев насчитывается около 210 человек. Нганасан от 100 до 150, а может быть, и того меньше. Большими по численности являются долганы и ненцы, потому округ и получил название Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ. Долганы проживают в восточной части, где протекает река Хатанга, в Хатангском районе. Ненцы живут в западной части, в устье Енисея, в Усть-Енисейском районе.

А теперь хочу затронуть тему о жителях Усть-Енисейского района, проживающих на рыболовецких точках и в тундровых пастбищах. Ненцы испокон веков занимаются своим традиционным ремеслом: работой по кости и дереву, а так-же плетением бисером. Основное предпочтение отдают рыболовству, оленеводству и охоте. Женщины занимаются рукоделием: вышиванием, плетением бисером, обшивкой и починкой меховой одежды. В тундре основные заботы ложатся на женские плечи: это устройство чума, разведение очага, приготовление пищи, воспитание детей. Старшее поколение испокон веков передает свое мастерство и учит жизни молодых людей, только начинающих самостоятельную жизнь. Подрастающее поколение учится у старших, усваивает навыки стариков. Жизнь оленеводов в тундре очень сложна и трудна, выпасая стада оленей, они перекочевывают на новые пастбища для откорма оленей, и так каждую зиму, каждое лето. "Оленному" ненцу просто необходим в тундре кочевой образ жизни, без нее нет смысла жизни, ведь олень одевает, кормит и это определенный вид транспорта. Проблемы северян всегда сказываются на их жизни, это финансовая и медицинская помощь, равнодушие и безразличие со стороны административных работников. Жители рыболовецких точек и поселков живут за счет своего труда, от реализации продукции на сторону или обмена на продукты либо за рыбу покупают нужный товар и бензин. За рыбу можно много чего купить, даже приобрести снегоход "Буран". "Буран" – единственное средство передвижения рыбаков, на нем ездят на рыбалку, на дальние расстояния, в соседние поселки. В этом году всем жителям района улыбнулась фортуна в лице крупной компании ОАО "Норильск-Газпром". Нашелся заинтересованный акционер, понимающий нужды людей и протянувший руку помощи тем, кому она необходима. Акционера зовут Сергей Михайлович Сокол, он генеральный директор ОАО "Норильск–Газпром". На него равняются другие акционерные общества, такие как "Норильская горная компания", "Норильский никель". Народ одобряет поступки и решения Сергея Михайловича Сокола и принимает помощь, оказанную им. Пусть будет побольше таких людей, как С.М.Сокол. Желаю ему успехов во всем, а главное, здоровья.

Инга ТАПКИНА, ненка,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Губернии мы уже проходили...

 

В шестой раз за последние десять лет в октябре 2000 года коми народ собирался на свой съезд. Делегаты обсудили социально-экономическое положение,  экологическую обстановку в республике, проблемы развития языка, культуры, средств массовой информации. Острая дискуссия развернулась на секции по политико-правовым вопросам. И это понятно, ведь за год, прошедший после избрания нового Президента, в стране много что переменилось. Создание федеральных округов пробудило слухи об изменении административно-территориального деления страны. Естественно, народы, проживающие в России, в их числе и коми, осторожно относятся к таким планам, и у делегатов было большое желание отразить свое отношение в резолюции съезда. Да, разговоры есть, но Президент ни словом не обмолвился о том, что приоритеты национальной политики будут пересмотрены, в Конституцию России изменения не предлагаются. После анализа и жарких споров по каждой формулировке резолюции съезд высказался за укрепление властной структуры в стране, но чтобы это никоим образом не ущемляло интересы народов.

Делегаты уже подустали, когда в конце второго дня съезда на трибуну вышла председатель Комитета спасения Печоры Валентина Семяшкина и напомнила, что в 2000 году заканчивается мораторий на строительство атомных электростанций. Лет 10 назад жители республики уже высказывались против строительства АЭС на Удоре, и сообщение о возможном строительстве подобной станции в какой-то мере шокировало делегатов. Они обратились к Главе республики с предложением, чтобы он вышел с ходатайством к федеральным органам власти о продлении моратория.

Павел СИМПЕЛЕВ, коми,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Дверь открыта - в нее нужно войти

 

Третий всемирный конгресс финно-угорских народов прошел 11–13 декабря 2000 года в Хельсинки. В работе форума приняли участие более шестисот делегатов. Консультативный комитет финно-угорских народов в третий раз возглавил депутат Госдумы РФ от Коми республики, председатель исполкома Съезда коми народа Валерий Марков. С ним беседует корреспондент агентства "Комиинформ".

– Валерий Петрович, как вы оцениваете прошедший конгресс?

– Он прошел достаточно хорошо, организованно. И в этом большая заслуга хозяев – финнов. Присутствие президентов Финляндии, Венгрии, Эстонии, приветствие Президента России Владимира Путина показало, что в финно-угорских странах интерес к конгрессу очень большой. Причем интерес не пустой, участие представителей властных структур говорит о том, что они отдают должное конгрессу и нашим программам.

Первый конгресс, состоявшийся в Сыктывкаре в 1992 году, был в большей степени эмоциональным, в первый раз за последнюю тысячу лет финно-угорские народы собрались вместе и посмотрели друг другу в глаза. Второй конгресс в Будапеште в 1996 году заставил определить более конкретные задачи с учетом возможностей наших стран и регионов.

И как раз третий конгресс должен был ответить, насколько мы способны реализовать поставленные цели и задачи. И конгресс дал ответы на эти вопросы. Делегаты высказали массу новых предложений. В частности, об организации "круглого стола" парламентариев для обмена опытом работы в области законодательства. Через четыре года завершается международное десятилетие коренных народов мира, нам кажется интересным организовать десятилетие финно-угорских народов, так будет проще рассчитывать на поддержку в реализации конкретных мероприятий.

– Изменилась ли в последнее время политика российского правительства по отношению к финно-уграм?

– В России проживают 17 финно-угорских народов, но за 8 лет мы не смогли добиться принятия целевой федеральной программы развития этих народов. Сегодня в стране более 200 подобных программ, оставить хотят около 70, и в этих условиях "протащить" новые очень сложно. Тем не менее мы не перестаем говорить о нашей программе. Участие официальной делегации Российской Федерации в работе конгресса  уже показывает, что по крайней мере они стали прислушиваться к нашим проблемам. Так что изменения к лучшему есть.

– Валерий Петрович, а каковы перспективы самого финно-угорского сообщества?

– Президенты достаточно высоко оценили первый – Сыктывкарский конгресс, который положил начало непосредственному взаимодействию народов, дал толчок межгосударственным, межрегиональным контактам. Нужно максимально использовать дополнительный канал упрочения сотрудничества между финно-угорскими народами. Это только начало – дверь приоткрылась, и теперь нужно войти и сказать нужные слова, добиться понимания.

– Каким вы видите место Коми в общности финно-угорских народов?

– По законодательной базе ни в одном регионе России не сделано столько, сколько в Коми. Нам бы хотелось, чтобы это было обычным явлением для всех регионов. Можно было сделать Коми молодежным или другим центром финно-угорского мира, но мы всегда стремились, чтобы все регионы были причастны к совместной работе и не перетягивали одеяло на себя. В то же время не хотели быть пассивными участниками процесса. Я думаю, что мы и впредь будем проводить такую же политику, ведь в Хельсинки неоднократно звучали слова благодарности Коми за тот первый конгресс, за начало финно-угорских совместных дел.

Захар ВОЛОКИТИН,
агентство "Комиинформ"
(В сокращении)

К содержанию

История Айона

 

Айон – это остров в Чаунской губе. Землепроходец Никита Шалауров, первым побывавший здесь, назвал остров Завалей. Ф.П.Врангель в 1821 году подтвердил это название – Сабодей. Священник Аргентов в 1857 году выяснил, что местные жители называют остров Айоном. Слово это можно объяснить двояко: а) аё, айо – мозг, мозговой, может, оттого, что остров внешне, своим рельефом напоминает его; б) эйю, айо – «оживать», «место оживания». Такое объяснение не лишено здравого смысла, так как остров богат летними пастбищами и служит хорошим местом отдыха и нагула, другими словами – «оживания» оленей, пригнанных с зимних пастбищ из таежной зоны, где много гнуса и овода.

 В 1933 году в нашем районе проводилась коллективизация, и тогда же работник «Красной яранги» Тароев организовал товарищество «Энмитагино», стада передавались государству, то есть товариществу.

В 1950 году товарищество преобразовано в колхоз, председателем остался Тароев.

В 1955 году председателем исполкома Эльвунейского сельского совета избран Григорий Михайлович Инанто, уроженец Валькаркая, сын батрака. А в 1957 году руководителем сельсовета стал Михаил Иванович Вутильгин, так как Инанто стал освобожденным парторгом. Коммунистов было немного, но они всегда старались быть в передовиках: и в работе, и в общественной жизни. В колхозе «Энмитагино» было около десяти тысяч оленей. Специалистов сельского хозяйства в колхозе только двое: Василий Вакатгыргин и Виктор Драгунов. Они нашу тундру исходили вдоль и поперек, летом пешком, зимой на лыжах.   

В 1961 году председателем колхоза был избран Иван Филиппович Понамарев.

Это известие было встречено тундровиками и в селе с большим удовольствием. Они его знали как хорошего и первого учителя айонских детей, тем более он отлично владел чукотским языком. Внимательно выслушивал каждого жителя села и тундры, старца и младших. Жители тундры глубоко и искренне уважают тех людей, кто старается, зная язык, изучить нелегкую жизнь кочевника. И в то же время старались облегчить эту жизнь по мере возможности. Колхоз обрел в лице Ивана Филипповича Понамарева  хорошего хозяина. Он сразу же обратил внимание на улучшение работы во всех оленеводческих бригадах.

На Чукотке колхоз «Энмитагино» являлся передовым хозяйством. За достижение в области животноводства коллектив его награждался памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Сохранность поголовья оленей составляла 97,3%. План сдачи мяса государству 112,2%. За это колхоз «Энмитагино» был награжден дипломом I степени, а группа знатных оленеводов медалями ВДНХ. 

В 1968 году колхоз реорганизовали в совхоз, директором остался Иван Филиппович Понамарев, который проработал долгие годы. На вырученные колхозные деньги построили танкер «Айон». Ныне Иван Филиппович персональный пенсионер, но еще долго в сердцах айонцев останется о нем добрая память.

Валентина КАЛИНИНА, чукчанка,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Сегодняшний Айон

 

Сегодня оленеводство на Айоне представлено двумя бригадами, одна летом базируется на острове, зимой – на материке, другая зимой находится в лесотундре, летом – на полуострове Кыттык. Ежемесячной финансовой поддержки не существует. Оленеводов в прежние времена до безобразия избаловали техникой, продуктами, и сейчас им тяжело.

Последние три года совхоз за сданное государству мясо ничего не получал. Как-то один наш работник зашел в сельхозуправление спросить о деньгах за забой, ему ответили: "Нет забоя, нет денег". Вот так, три года сдаем мясо, а ничего за это не имеем.

Оленей из 22-тысячного стада осталось около 4 тысяч. Еще территория наша узкая и длинная – очень неудобная. На ней проложена дорога, хотя мы были против ее строительства. У нас и так мало пастбищ. Еще золотодобытчики, старатели изрыли почти все наше пастбища, хотя обещали культивацию земли и плату за аренду. Только ничего этого мы не видим. А какие реки мутные, грязные, перекрыты железными мордами для ловли крупных рыб. Банки-склянки везде валяются, отсюда и копытка, и некробактериоз у оленей. Сами понимаете, от этого снижается сохранность поголовья.

В нашем поселке много безработных, в основном – молодежь, кто окончил школу. Отсюда и пьянство, воровство.

В 1999 году пытались золотодобытчики взять шефство над оленеводством и поселком, а сейчас руками и ногами отмахиваются от нас. У нас теперь полная анархия, никому ничего не надо. Больно не только за себя, за мое поколение, за будущее больно очень. Как видите, мы никому не нужны, до сих пор в подвешенном положении наш поселок. Может, при новом губернаторе такого безобразия не будет.

Валентина КАЛИНИНА, чукчанка
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Поселок Андрюшкино

 

В поселке Андрюшкино проживает около 1 тысячи жителей. Коренными жителями являются юкагиры, эвены. Поселок многонациональный.

В 1992 году была организована юкагирская родовая община "Чайла". Основной задачей общины была сохранность юкагирского языка, быта, традиций. Община живет за счет своего оборота по ловле рыбы, оленеводства и бюджетных ассигнований. Для того чтобы община работала в полную силу, нужны основные средства – лодки, моторы, сетки, "Бураны" (зимой), горюче-смазочные материалы как для рыбаков, так и для охотников. Из-за резкого подорожания основных товаров народного потребления жизненный уровень юкагиров снижается.

В средней школе преподают юкагирский язык, в связи с этим процент людей, знающих родной язык, немного увеличился.

Нехватка специалистов тоже влияет на работу общины. Нет грамотного экономического расчета.

30 июня 2000 года в городе Якутске был проведен II съезд юкагирского народа. Съезд констатирует, что улучшения этнического положения юкагиров за прошедшие 8 лет не наблюдается. До 1999 года крайне неудовлетворительно финансировалась Федеральная целевая программа по социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера. Для вывода хозяйства и социальной сферы Севера из кризиса необходимо усиление роли государства в регулировании социально-экономических процессов.

Немаловажно и то, что в основе политики государственного протекционизма в отношении народов Севера, в данном случае юкагиров, должны лежать принципы равноправного партнерства, взаимной ответственности в решении существующих проблем.

Раиса ФЕДОРОВА, юкагирка,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

ПИСЬМА В ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

Новости из Ванинского района

 

В жизни орочей Ванинского района Хабаровского края произошли большие изменения. План развития общественной организации с 2000 по 2010 год подписан в Госкомсевере и Министерстве национальностей. Заключен проект договора с рыболовецкой артелью "50 лет Октября" на строительство и капитальный ремонт жилых домов, обеспечение дровами семей пенсионеров, инвалидов, малоимущих семей, по социально-культурной программе, по незавершенному строительству с высокой степенью готовности, намечено завершить строительство клуба на 200 мест.

Летом 2000 года велся лов горбуши, нормовой рыбой обеспечена каждая семья КМНС из расчета 50 кг на одного человека.

ОО КМНС Ванинского района заключила договор о сотрудничестве и взаимодействии на принципах партнерства и взаимного интереса с СП "Аркаим", которая будет участвовать в решении вопросов социально-экономического развития КМНС. Малоимущим семьям, имеющим детей-школьников, к 1 сентября была оказана социальная помощь в приобретении одежды, обуви и школьных принадлежностей. Одиноким пенсионерам, инвалидам была оказана помощь в текущем косметическом ремонте квартир (побелка, покраска, наклеивание обоев). Были выделены денежные средства для оплаты обучения и проживания студентам высших учебных заведений.

Дальнейшая работа КМНС направлена на разработку перспективных планов и различных проектов для улучшения социально-экономической жизни КМНС Ванинского района.

Администрация Ванинского района во главе с Б.Мусляновичем всячески поддерживает работу ОО КМНС Ванинского района.

Евгений Акимов,
специально для ИЦ "Л"

К содержанию

ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ

Информационный центр ООН в Москве

 

27 декабря 2000 года стажеры 16-й группы ИЦ "Л" встречались с Александром Семеновичем Гореликом, директором Информационного центра ООН в Москве.

Организация Объединенных Наций – уникальная международная организация. Она была образована после Второй мировой войны для поддержания международного мира и безопасности, развития дружеских отношений между нациями и содействия социальному прогрессу, повышения уровня жизни и защиты прав человека.

Штаб квартира ИЦ Департамента общественной информации ООН в Москве занимается в основном распространением сведений, информации об ООН, следит за выполнением решений органов ООН, переводит выступления и документы на русский язык. Распространение информации по всем организациям производится бесплатно. Центр хотел бы постоянно публиковать информацию в крупных российских и региональных газетах.

Познакомились с библиотекарем Юлией Ивановной Власовой. По всем интересующим вопросам можно обращаться по E-mail: Julia@unic.ru. Информацию по социальным вопросам, по правам, гуманитарной помощи, окружающей среде, отчетам, докладам специальных организаций ООН можно узнать непосредственно в ИЦ ООН.

Региональное представительство структур ООН в России есть в Санкт-Петербурге.

Раиса ФЕДОРОВА, юкагирка,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ

Воспоминание об отце

 

Мой отец – Павел Михайлович Пананто, сын богатого оленевода. Сам всегда был в передовиках в колхозе и совхозе. Для меня мой отец был всегда кумиром, идеалом, всегда хотела походить на него. Я с малых лет хотела быть мальчиком, крутилась постоянно возле отца, старалась мужским делом заняться, отцу помогать. В праздники с отцом ходила по стаду с арканом. Когда я мешалась, папа или сердился на меня, или отправлял матери помогать, женскими делами заниматься. Для меня это было оскорблением и наказанием.

Как-то я напросилась на маленькую летовку, она длится около десяти–пятнадцати дней. Было мне девять лет. У нас транспорта не было, только-только из колхоза в совхоз реорганизовались.

Так вот, представляете девятилетнюю девчонку в болотных сапогах сорок первого размера с рюкзаком за спиной? А в рюкзаке провизия, сменные, теплые вещи, так как спали мы прямо на улице, палатка для нас была роскошью. Папа возился со мной с неделю, а потом говорит: "Или ты мне помогаешь, или я отправлю тебя к маме". Время осеннее, пора туманов, дождей, овода, грибов – стадо разбегается, а тут еще я на его голову. Я, конечно, в слезы. Папа, пожалев меня, говорит: "Хорошо, вот тебе немного провизии, и вот тебе твое стадо. Догоняй нас. Жду через два дня". Показал, в какую сторону двигаться. Мое стадо, голов 300, и большинство оленей болеет копыткой, некробактериозом. Это надо каждого чуть ли не пинками гнать, а они отбегут и снова ложатся. С трудом, со слезами, но все же пригнала в назначенный срок. Может, это и подтолкнуло меня стать ветфельдшером. Отец был доволен, но виду не показал. Оказывается, ему друг сказал, что я никчемная девчонка, а мы доказывали обратное, хотя я не знала этого.

Доказав, на что я способна, папа начал учить меня уму-разуму, правда, в основном физическому труду, как в армии. По равнине, по кочкам, на сопку бегом. Мой папа в молодости был самым быстрым бегуном. Оленей на бегу руками ловил и меня хотел видеть такой. С малых лет не разрешал чай пить, только бульон и воду. Даже когда взрослая стала, чая больше кружки не могла выпить. Ему почти удалось сделать из меня бегуна, потому что я работала в тундре до 33 лет, постоянно в стаде.

Еще помню, у нас был молодой пастух, Виталий Тынескин, он должен был заступить в ночную смену. Заступив, решил устроиться посреди стада, чтобы не упустить его, на ночлег. Под утро, еще в тумане, стадо начало уходить. Виталий сидит и ждет, когда пройдут мимо последние олени. Долго ждал, а сам думает: "Что такое, уже должны давно пройти. А может, они кругами ходят?" Но когда туман резко рассеялся, то увидел не стадо, а громадное стадище. Оказывается, пришло соседнее стадо к нам. А дело было так.

Пастух соседней бригады втихаря угнал голов 300 оленей, а среди них был папин ездовой олень. А он не чисто домашний олень, смесь с диким оленем. Он привык по одному и тому же маршруту ходить, так все соседнее стадо и привел. А я с отцом должна сменить Виталия, я тоже удивилась, а папа сразу смекнул, что к чему, так как он вечером еще спрашивал у пастухов, не видел ли кто его оленя. А сейчас, вижу, иронично улыбается. Тут же услышали крик ворона высоко в небе. Папа говорит: "Быть гостям". И точно, через 3–4 часа человек 6–7 идут в нашу сторону. Встретились, поели, чай попили, новостями обменялись и пошли стадо делить. Наши пастухи меж собой возмущаются: "Сейчас опять они себе больше отрежут". Так и есть. Я, такая маленькая, и то возмутилась. Подхожу к бригадиру и с ходу: "Почему это вы себе стадо больше отрезали? Вы же потеряли, значит, себе меньше оставляйте". Конечно, отец и бригадир посмеялись надо мной. Но потом папа меня отчитал за то, что я влезаю во взрослые разговоры и дела. Он был строг со мной. Нет, он никогда не ругался, руки не поднимал, он был просто строг. А по натуре мой папа – очень добрая душа, этим люди часто и пользовались. Помню, когда маленькая была, постоянно к нему обращались. У кого нехватка оленей, сразу к нему, а он своих отдает. Мне было обидно за него. Он работает как вол, старается, чтоб ни один олень не пропал. Отел телят больше всех у него, но как осень: "Паша, выручай!"

А еще помню, это уже постарше я была, лет четырнадцати, появились на летовке первые вездеходы. Они так-то уже были, но на летовке в первый раз. Вездеходы приехали, привезли продукты. И пастух, открывая банку, порезался так, что кровь не могли остановить. Пришлось один вездеход отправлять в поселок, а другой – в соседнюю бригаду, где бригадиром родной брат отца. Папа решил отправить всех школьников с вездеходом к нему, так как он вперед него будет в ярангах. А меня оставил. Когда уехал вездеход, я спросила папу, почему оставил меня, на что он ответил: "Кто хотел быть пацаном?" Вот таким я помню своего отца.

Валентина КАЛИНИНА, чукчанка,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Эвено-
Бытантайский национальный улус

 

Эвено-Бытантайский улус является одним из молодых административно-территориальных образований с национальным статусом, который был образован 21 апреля 1989 года. В географическом отношении он представлен центральной частью Верхоянских хребтов – хр. Орулган, левым притоком реки Яны – р. Бытантай, с втекающими в неё горными реками Большой и Малый Саккырыр. Территория улуса – 55,7 тыс. кв. км., расположена на севере Якутии за полярным кругом. Административным центром является с. Батагай-Алыта, географические координаты которого приходятся на 67˚ 48΄ СШ и 130˚ 24΄ ВД. Улус включает 3 наслега и 4 сельских населённых пункта. Экономика улуса, главным образом, базируется на трёх видах сельского хозяйства: оленеводстве (4746 гол.), коневодстве (1115 гол.) и скотоводстве (691 гол.). */При этом состояние оленеводства, ранее считавшегося наиболее продуктивным сектором (за 1991 г. численность поголовья оленей насчитывало 13477) за 9-летний период кризисного существования резко ухудшилось/. Традиционным для населения остаётся охотничий промысел. Проводимые на горной территории улуса геолого-разведовательные работы обнаружили месторождения алмаза и бурого угля.

Общая численность постоянного населения на 2000 г. составило 2902 человека. Коренное население представляют эвены и якуты. Сейчас эвенское население улуса насчитывает 1141 человек разного возраста. Имея давние и продолжающиеся традиции культурных и родственных контактов с якутами, выходцами из соседнего Верхоянского района, они с течением времени подверглись языковой ассимиляции. А уже в начале 30-х гг., в школах в качестве родного стал изучаться якутский язык. Однако это обстоятельство, как отмечалось этнографами, не вызывало недовольства со стороны эвенского населения и оценивалось как позитивное явление, способствующее быстрой адаптации кочевников к изменяющимся условиям того времени. Только с момента образования национального улуса перед современными эвенами впервые встал вопрос о возрождении утраченного языка предков.

Эвены улуса в прошлом имели самоназвание «тюгес» или «эвын». Также известно, что они при встрече с якутами называли себя «омуками» (як.), т.е. иноплеменниками. Интересно то, что оставшееся в названии одного из наслегов улуса значение эвенского слова «тугес» (Тюгясирская м/а) почти забыто. А означало оно тотема этого рода – тундряную чечётку. Эта маленькая птичка считалась предком-покровителем эвенов данной группы. Когда, в какое время тюгясиры перекочевали на территорию Ленско-Янского междуречья остаётся неизвестным. Предполагается, что они могли прибыть сюда с востока, преследуя стада дикого оленя. В начале ХХ в. тюгясиры делились на три административно-территориальных рода: Южный, Средний и Северный. Большая часть тюгясиров входила в Южный род. Северный же род, ранее считавшийся основным, согласно преданиям, уменьшился в результате столкновений с юкагирами. Из народных преданий мы узнаём о том, что земля тюгясиров раньше была заселена другими племенами, юкагирами и чукчами. С первыми они то поддерживали брачно-родственные отношения, то воевали, а вторые, с приходом воинственных тунгусских племён, были вынуждены уйти на восток. Таким образом, эвены данной местности, в свою очередь, могли ассимилировать часть юкагирского народа. В прошлом тюгясирцы поддерживали контакты с эвенами остальных родов, проникая в северо-восточную часть Якутии, с целью обмена оленями. Также из рассказов стариков известно о существовании подобных обменов с иноязычными племенами, не относящимися к эвенам и якутам.

В век утраты традиционных ценностей и вторжения массовой культуры, в основном, только пожилое поколение остаётся верным своим обычаям, нередко горько возмущаясь нравами современного общества. Однако какими бы мрачными не были «прогнозы» эвенских стариков, хочется надеяться, что новое поколение эвенов, осознав свою культурную идентичность, сможет сохранить и продолжить дело своих отцов и дедов – оленеводство и, связанные с ним экологические представления народа.

В заключение хотелось бы коротко рассказать о тех достижениях, которые стали возможными благодаря усилиям энтузиастов за одиннадцать лет существования национального улуса. В рамках проводимых районными управлениями народного образования и культуры работ по сохранению и развитию традиций, за эти годы был восстановлен краеведческий музей, в детсадах и школах детям-эвенам стали преподавать эвенский язык (литературный вариант и говор соседних ламунхинских эвенов; введение тюгясирского говора пока остаётся невозможным, однако имеются люди, работающие по восстановлению лексики). Открыт Центр Детства, где эвенские и якутские ребята занимаются в кружках по традиционной культуре. Участвуют в республиканских культурных мероприятиях национальные ансамбли школьников «Аянеса» и «Тугусил».  В 1993 году вышел в свет научно-популярный очерк местного краеведа Ф.И.Курчатовой «Эвены Саккырыра», а в 1999 году - сборник преданий и легенд, собранный И.Н.Слепцовым. Знатоком местного тюгясирского говора М.Е.Колесовой был подготовлен карманный разговорник. Обещает стать традиционным выход по местному эфиру ТВ культурно-информационной программы. С момента образования улуса выпускается газета «Бытантай уоттара» (на якутском языке). Создана районная ассоциация эвенов, которая призвана защищать насущные интересы своих представителей.

С эвенами улуса можно связаться через их районную ассоциацию, а также через редакцию местной газеты «Бытантай уоттара» по адресу:  678534   Республика Саха (Якутия), Эвено-Бытантайский улус, с. Батагай-Алыта, или по телефону редакции: (411-60) 2-12-26, а также по электронной почте:   tuges@mail.ru .

Л. Старостина,
специально для ИЦ "Л"

К содержанию

Здесь когда-то кипела жизнь

 

Деревенька моя, не тоскуй по большим городам,
О тебе, о тебе пусть грустят города и столицы…

Несколько веков назад Верхнекамье было заселено пермяками, предками коми. Туда-то при помощи Ассоциации следопытов (скаутов) Коми и отправились учащиеся гимназии искусств при Главе Республики Коми в экспедицию "Торговые пути из Чердыни в Печорский край". Основной задачей было пройти трактами, по которым пермские купцы завозили на Печору "русский" (так коми называли мануфактуру, хлеб – все, что привезено из России) товар, а везли обратно пушнину, рыбу, дичь, ягоды-грибы – все, чем богата северная земля.

Конечно, мы знали, что и на Пермской земле живут коми, и мы будем общаться с ними, но что первый же человек, который встретится нам после трудного трехдневного перехода по тайге, болотам, будет коми, не могли и предполагать. Александр Савельевич Афанасьев родом из печорской деревни Мамыль, приехал на Вишерку в 30-х годах, работал в лесу, жил в деревне Семи Сосны. Когда же, подобно многим российским деревням, угасла и эта с таким дивным названием, он переехал в поселок Чусовской и наезжает сюда изредка; на этот раз мы застали его на сенокосе.

Теперь и в Чусовском жизнь – не мед. За деревеньками доживают последние дни и лесные поселки. Не будет большим преувеличением сказать, что север Пермской области – это сплошные зоны, поселения. Когда-то эта система давала жить многим поселкам, а сейчас кое-какая работа есть только для заключенных, людям же, живущим здесь постоянно, работать негде, большинству и уезжать некуда (кому было куда – давно уехали). Остались с "благословенных" советских времен по берегам Колвы, Вишерки, других пермских рек накрененные столбы с повисшей колючей проволокой, груды железного хлама да спившиеся люди, которые освободились лет пять–десять назад да и засели здесь, потому что никто их нигде больше не ждет.

И в таких поселках вынуждены жить те, кто здесь родился, вырос, у кого на местном кладбище покоятся отцы и деды.

В магазине Чусовского к нам подошли две женщины с расспросами: кто, откуда и куда направляемся. Как узнали, что мы с Коми, очень обрадовались, оказалось, что родители Марии Михайловны Афанасьевой и Марии Константиновны Яковцевой также с Коми, с Верхней Вычегды. А в Чусовское переехали из деревни Коми Березовки. Наш путь всего два дня назад пролегал как раз по тем местам, своими глазами мы видели заросшее поле, с которого не выкашивали траву, наверное, лет десять, и стоит на месте деревни один-единственный дом, где останавливаются рыбаки. Нам сказали, что о Коми Березовке лучше всего может рассказать Марпида Васильевна Мингалева, которая только что отметила свое девяностолетие. Все вместе отправились к ней и услышали вот что. Когда-то, в начале века, Ефим Кириллович Мингалев первым снялся с верховьев Вычегды, поселился сперва около Тумского озера, а потом переехал на Березовское озеро. С ним вместе был и Александр Моисеевич Мингалев, свекор Марпиды Васильевны. Родители ее – Василий Васильевич и Любовь Петровна Мингалевы – также до старости в Коми Березовке прожили. Мать даже ходила пешком на родину, на Вычегду, потому что сильно тосковала. В деревне жили только коми, потому и деревня Коми Березовкой называлась.

– Хорошо нам там жилось, – дальше рассказывает Марпида Васильевна. – А приехали потому, что здесь леса-озера дичью и рыбой богаты. Отец много охотился, а мать с семьей была, детей растила, у меня 11 братьев-сестер было. И сама столько же, 11 вырастила. Очень дружно жили в деревне, сегодня одному дом построят, завтра – другому.

Вышла Марпида замуж за односельчанина рано, в 17 лет, венчались в селе Ныроб, верст за сто с гаком от деревни.

– У нас 5 коров было в семье. Когда начали колхозы открывать, весь скот в общее стадо увели, лошадей только оставили. А у меня Дуся, дочурка, совсем еще маленькая, а кормить нечем, молока-то не стало. Говорю свекру, мол, пойду да заберу обратно свою корову, которую вместо приданого с собой из родительского дома привела. А свекор говорит, не надо, в тюрьму посадят. Так и не привела. Людей тогда много жило в деревне, в каждом доме по десять человек. Во время войны мужчин почти всех на фронт увели, у меня три брата погибли на фронте, а из тех, кто в 20-м году родился, никто обратно домой живым не вернулся. Было 12 домов, школа, четыре года учили, а в 5-й класс надо было уже в Ныроб ехать. Потом все сюда переехали жить, потому что детей учить хотелось, в люди вывести. Мы со стариком вдвоем в деревне до последнего оставались. Хозяин за мешком муки, сахара съездит в поселок, а хлеб сами выпекали.

Меньше ста лет жизни дано было деревне, и тихо ушла она в историю. Сколько таких деревень угасло в Коми, по всей России… Из одних люди ушли по доброй воле, потому что детей надо было вырастить, и кто их за это осудит? А из других, назвав их неперспективными, людей посулами да угрозами заставляли уезжать.

И чтобы осталась о них хоть строчка в истории, прилагают все усилия в этнопедагогическом центре гимназии искусств. Руководитель центра Алла Александровна Таскаева много лет уже организовывает экспедиции по разным районам республики, была вместе с учащимися на Емве, Лымве, Вишере, Сысоле, Вашке. Проплывая на байдарках по рекам, не пропускают ни одной деревни, пусть там всего один человек остался или даже нет уже никого. И везде спрашивают обо всем, узнают, как и чем жили, о чем мечтали. И также везде слышат: "Жизнь когда-то у нас кипела!" Донести эти отголоски, эхо до будущих поколений – этого хочется Алле Александровне и тем детям, которые прямо рвутся с ней в экспедиции. После каждой учащиеся рассказывают на конференциях о том, что узнали сами в пути. Последняя экспедиция была в те места, где когда-то реки хотели повернуть вспять. На водоразделе Печоры и Волги намечалось провести серию подземных ядерных взрывов. Об этом на осенней конференции рассказал учащийся 10-го класса гуманитарного отделения гимназии Иван Киселев. Думаем, читателям бюллетеня будет интересно ознакомиться с его выступлением.

Павел СИМПЕЛЕВ, коми
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Хиросима спрятана в тайге?

 

Одним из самых масштабных в 60–70-е годы можно назвать проект переброски стока северных рек в Волгу и Каспийское море. Предполагалось объединить в одну систему бассейны рек Печоры и Камы, создать два водохранилища: одно в районе сел Троицко-Печорск и Покча, другое – ниже впадения в Печору реки Щугор. От села Якши в верховьях Печоры должен был прорыт магистральный канал до реки Колвы, а рядом с Усть-Воей намечено было построить плотину высотой 100 метров и длиной 12 километров. Маршрут нашей экспедиции пролегал по руслу предполагаемого канала, кстати, лет 30 назад туристов даже водили по специальному маршруту, который назывался "По дну будущего водохранилища". Начало претворения в жизнь этого грандиозного проекта было ознаменовано ядерным взрывом в марте 1971 года.

Первый, самый уникальный в СССР, самый мощный в Пермской области тройной ядерный взрыв под кодовым названием "Тайга" был произведен 23 марта 1971 года. Всего за строительство канала должно было быть, по одним источникам, 250 таких взрывов, по другим – не менее 150!

Заряды для первого взрыва были заложены на глубине 127,2; 127,3; 127,6 метра на расстоянии 163–167 метров друг от друга. Взрыв считался подземным, но многие специалисты сходятся на том, что он поверхностный. Для подземного взрыва заряд должен находиться на глубине 450–1500 метров. Возникает вопрос: "Только ли для канала рвали ядерный заряд?" Это больше походит на испытание оружия. Заряд был довольно мощный – порядка 45 килотонн (это три Хиросимы). В результате взрыва возникло газопылевое облако высотой 1800 метров, диаметром 1700 метров.

Взрыв был произведен в лесу посреди болот. Тем не менее вблизи находились населенные пункты, жители которых дали нам некоторую информацию. О взрыве, по их рассказам, жителей предупредили по радио и в местных газетах 12 марта. А устно одним предлагали на время взрыва (в полдень 23 марта) покинуть дома, вывести домашних животных; другим, наоборот, советовали остаться внутри помещений. Из воспоминаний В.Гиргарт: "Во дворе на всякий случай стояли машины. Звук взрыва не слышали, но почувствовали сильный толчок; вдруг закачалась земля, столбы зашатались, дом затрещал". В Якше и Курье звенели стекла, рушились печи. Те, кто стояли повыше, видели, как вырвалось пламя из земли, поднялось черное облако, похожее на гигантский гриб. По словам А.Собяниной, жительницы поселка Русиново, "гриб" понесло в северо–северо-восточном направлении. А проектировщики рассчитывали на западный ветер, который бы унес облако в малонаселенные районы, а он понес на территорию Республики Коми.

После взрыва образовалась траншея: выемка длиной 700, шириной 340 и глубиной до 15 метров. Вокруг нее поднялся грунт до 6 и шириной около 50 метров, а глыбы земли отбросило до 170 метров. Постепенно эта выемка заполнялась грунтовой водой и превратилась в озеро.

Только в 90-е годы здесь проведены исследования, которые выявили, что одного "мирного" взрыва хватит нам и нашим потомкам с лихвой. В районе озера Чусовское обнаружены плутоний-238, -239, -240, для нейтрализации которых необходимо 10 периодов полураспада. В переводе на более понятный язык это означает: чтобы радиационная обстановка на объекте "Тайга" пришла в норму, нужно 240 тысяч лет. На протяжении многих лет радиоактивность в районе "Тайги" достигала 1100 мкр/ч, что в 100 раз превышает уровень естественного радиоактивного фона!

После взрыва жители стали замечать природные аномалии, в лесу встречали белых лосей, что показывает на нарушения в организме на генном уровне. Клюква близ места взрыва необычайно крупная и сочная, грибы – как нарисованные. У рыб, пойманных в озере, образовавшемся на месте взрыва, количество иголок в плавниках другое, чем у таких же в других водоемах. Окуни – большие, объемные, а щуки, наоборот, плоские. Житель поселка Чусовской А.Афанасьев рассказал нам историю, что ему довелось выловить рыбу с двумя хвостами. Все эти свидетельства говорят о заражении не только места взрыва, но и обширных прилегающих территорий, а ведь рядом – Печоро-Илычский заповедник!

По требованию Комитета спасения Печоры в 1991 году Институт биологии Коми научного центра в официальной информации обрисовал ситуацию в розовых тонах. Признавалось только, что серия из трех взрывов была произведена на значительно меньших глубинах, чем положено, и это привело к определенному загрязнению территории.

Собирая материал об объекте "Тайга", нам в руки попала информация, что в 1974–1975 годах предполагалось сделать еще один взрыв, хотя заряд не заложили. По другим источникам, рядом с местом взрыва есть еще одна скважина, в которую заложен заряд, но так и не взорван. Скважина представляет собой толстенную, диаметром в 2 метра, трубу, уходящую на глубину 130 метров, – неужели там внутри спрятана еще одна Хиросима?

Официальные власти, кажется, уверены, что взрыв такой мощности прошел бесследно. А уверено ли в этом местное население?

Иван КИСЕЛЕВ,
г. Сыктывкар

К содержанию