БЮЛЛЕТЕНЬ № 37 | XVI группа стажеров | |||
СОДЕРЖАНИЕ | ||||
Новости, факты, события | Скажем
проблемам «Нет!» Съезд юкагиров Нужны медики Анда Новые взгляды Земля моих предков | |||
Коренные народы России | Праздник
молодого олененка «Эйн,эткун» Шаманизм ненцев | |||
Встречи стажеров | «Зеленые» в России | |||
Письма в ИЦ "Л" |
| Миллениум
на Амуре Многонациональный Туруханский край | ||
|
|
|
|
|
НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ | ||||
Скажем проблемам "Нет!" |
|
Недалеко
от Салехарда (Ямало-Ненецкий автономный
округ), на высоком берегу реки Полуй,
раскинулся небольшой национальный
поселок под названием Зеленый Яр. И
название вроде красивое, и местность –
глаз не оторвать, и на первый взгляд
вроде бы все благополучно. Но это только
на первый взгляд. На самом деле проблем
выше крыши. Постараюсь коротко
рассказать о некоторых из них по пунктам.
1.
Школа В
1999 году в нашем поселке открылась
начальная школа, в которой обучается 50
детей, из которых 49 – коренной
национальности. В силу того что в
поселке нет досуговых центров, все свое
свободное время дети проводят в школе.
Здесь они рисуют, играют в спортивном
зале, смотрят видеофильмы. А если бы были
еще и компьютеры… Компьютеры,
причем новые, были обещаны школе с
прямой поставкой из столицы нашей
Родины. Компьютеры мы получили, но не
новые, а старые, доисторические, еще
первых выпусков. Про клавиатуру и
говорить нечего: то вообще все стерлось,
то читается с трудом. Но весь анекдот в
том, что компьютеры оказались не только
древними, но и вдобавок еще и нерабочими.
И пришло к нам это чудо техники совсем не
из Москвы, а из окружного центра –
города Салехарда, прямиком из
педагогического колледжа им. Зверева. А
новые компьютеры, говорят, потерялись по
дороге… 2.
Квартирный вопрос Для
нас, учителей начальной школы, было
построено общежитие, но мы вселились
туда только через год после открытия
школы. А все это время ютились кто где:
кто-то жил в школе, кто-то снимал жилье.
Мы неоднократно обращались в
администрацию района с просьбой
закончить, наконец, строительство
нашего жилья. Но администрация
ограничивалась только обещаниями. Вот
мы, не дождавшись, и вошли самовольно в
не сданный в эксплуатацию дом. Сами
покупали недостающие, пропитые
строителями обои и клеенку. Хорошо, что
отопление к тому времени включили. Так и
стоит недостроенным наше жилье до сих
пор, не говоря уже о надворных
постройках. И еще: если это общежитие, то
я думаю, что здесь должна присутствовать
необходимая мебель, хотя бы кухонная.
Администрация района хранит гордое
молчание до сих пор и не предпринимает
никаких шагов к решению нашей проблемы. Местные
же жители десятилетиями ждут квартир.
Многие живут в избушках, построенных еще
в незапамятные времена, и они вряд ли
дождутся нового жилья. В одно время
поставили четыре фенольных дома, и в
данное время в них проживают
многодетные семьи, но в таких домах жить
– только здоровью вредить. А что делать,
ведь другого-то жилья нет. Не скажу, что в
поселке ничего не строится. Строится.
Недавно вот двухквартирный дом из бруса
поставили. Проблема только в том, что, во-первых,
дома сдаются в эксплуатацию намного
позже положенного срока по причине
нехватки стройматериалов; во-вторых,
между строительством одного дома и
другого проходит порой много лет.
Недавно в поселок приезжали
представители районной администрации и
сказали, что в 2001 году в Зеленом Яру
районная администрация запланировала
построить целых шесть домов. Ну что ж,
посмотрим… 3.
Клуб Клуб
– это очаг культуры. Но как можно
назвать очагом культуры тот вагончик,
два на четыре метра, где холодно даже
летом, не говоря уже о 40-50-градусных
морозах. После того как много лет назад
сгорел просторный клуб, о строительстве
нового не было и речи. Людям некуда пойти
и нечем заняться в свободное время.
Вследствие этого процветает алкоголизм.
Коренное население поселка
неоднократно обращалось к местной
администрации и к администрации района
с вопросом: «Когда построят клуб?», на
что получало неизменный ответ: «Построим!»
Ни в коем случае не хочу обидеть
уважаемых администраторов, но не
напоминает ли вам это строительство
коммунизма? И куда деваются бюджетные
ассигнования (если они, конечно, были),
которые выделяются на строительство
объектов культуры в местах компактного
проживания коренных малочисленных
народов Севера? (Федеральный закон «Об
основах государственного регулирования
социально-экономического развития
Севера Российской Федерации», статья 11 «Государственное
регулирование развития экономики и
культуры коренных малочисленных
народов Севера»). 4.Медицина Вследствие
того что поселок находится далеко от
окружного и районного центра и нет
возможности добраться туда на
автотранспорте (нет дорог),
тяжелобольных и беременных вывозят на
вертолете в больницы вышеназванных
центров. Представьте себе ситуацию:
увозят беременную женщину зимой рожать,
она рожает, ее выписывают из больницы, и
она с ребенком на руках бегает по
районному центру в поисках транспорта.
Хорошо, если найдет, но дальше еще
интереснее. Эта женщина едет с кем-нибудь
на снегоходе в лютый мороз, с малюткой на
руках, за несколько десятков километров
к себе в поселок. Когда у нас об этом
узнали приезжие учителя, они были в шоке.
А для коренных жителей это привычная
картина. Но это, так сказать, глобальная
проблема, характерная, наверное, для
всех северных территорий. Если
переходить к частностям, то здесь
вырисовывается следующая картина. Во-первых,
произошел подрыв доверия к медицинским
работникам поселка ввиду их
безобразного отношения к своим
обязанностям. Во-вторых, главврач ЦРБ не
желает убирать нерадивых фельдшеров,
несмотря на неоднократные жалобы
жителей поселка, мотивируя это тем, что
ему некого туда послать. А ведь только по
счастливому стечению обстоятельств
удалось избежать нескольких трагедий, и
только лишь потому, что в поселке
случайно каждый раз оказывались заезжие
медицинские работники. И это уже
свидетельство некомпетентности наших
фельдшеров. Многие люди, и я в том числе,
недовольны тем, что, будучи больными,
приходится с высокой температурой,
превозмогая слабость, идти на ФАП, чтобы
сделать очередной укол. А ведь фельдшеры
обязаны ходить сами к больному, если у
того температура переваливает за 38
градусов. Поверьте мне, я на себе это
испытал, когда всю неделю с температурой
39-40 градусов с трудом тащился на уколы.
Да что про нас, взрослых, говорить, если
эти горе-лекари даже к больным детям не
ходят. Родителям приходится одевать
больного ребенка и вести или нести на
ФАП. А ведь есть еще и пожилые люди, и
немощные старики. Каково им? Насчет
лекарств тоже полная неразбериха. Они
могут одно и то же лекарство одному
коренному дать бесплатно, другому –
продать. А вообще наша мечта, мечта всех
коренных жителей, которых в поселке 90 %,
иметь у себя не злоупотребляющих
алкоголем и, главное, знающих свое дело
медицинских работников. Может, когда-нибудь
наша мечта станет явью. Пункт
5 (торговля) и пункт 6 (администрация)
неразлучны, как когда-то «Ленин» и «партия».
Здесь царит семейный подряд. Он – глава
администрации поселка, она – продавец
сельмага. Но фактически получается
наоборот. Ничего добавить сюда не могу,
домысливайте сами, но думаю, что какой-то
там Мавроди и рядом здесь не валялся. 7.
Дизельная электростанция Хорошо
бы иметь в поселке новое здание
электростанции. А то в нынешнем здании
очень скверная звукоизоляция между
каморкой дизелистов и дизельным
помещением. У всех дизелистов проблемы
со слухом. Люди глохнут! И еще: почему
дизелисты, работая по 24 часа в сутки,
получают зарплату только за 18 часов
наработки (график работы: сутки через
трое). Районное начальство говорит, что
так и должно быть, потому как платить
больше не позволяет мощность
электростанции. В таком случае почему
дизелисты работают 24 часа в сутки, а не 18?
С точки зрения логики я этого понять не
могу. Мы,
коренные народы России, отличаемся от
коренных народов цивилизованных стран
тем, что не привыкли помогать себе.
Исторически сложившийся стереотип
поведения страдающего, конфликтующего с
собой и с административной системой
коренного – самоубийство или
беспробудное пьянство. У женщин выбор
больше – можно еще на панель. Время, его
течение заставляет нас меняться и плыть
вместе с ним, даже глядя назад. По
велению времени, бег которого
ускоряется на глазах нашего поколения,
мы переживаем все больше и больше личных
трагедий на душу населения в течение
жизни. Значит, с ними необходимо
бороться. Активно помогать себе…
Представители коренного народа не
всегда умеют сделать правильный
жизненный выбор, и не потому, что мир
плох и ограничен. Просто они не всегда
способны увидеть свои собственные
существующие возможности, потому что
они создают сами себе некую
воображаемую модель, предпочитая жизнь
«на плоскости», в своем сознании
ограничивая мир и себя, а не в реальном
многомерном пространстве. И наша задача
в будущем, как бывших стажеров
Информационного центра, – помочь
коренным увидеть реально сложившуюся
жизненную ситуацию как непрерывный
процесс, на который можно
целенаправленно, разумно влиять. Влиять,
чтобы вызвать положительные изменения в
обществе, в человеке, в его
представлении о себе и окружающем его
мире. Виталий
ЛАПТАНДЕР, ненец, |
||
Съезд юкагиров |
|
II
cъезд
юкагиров, состоявшийся летом 2000 года, в
своих решениях попросил президента
Республики Саха (Якутия) М. Николаева
взять под личный контроль вопрос
закрепления исконных земельных угодий
юкагиров Верхнеколымского улуса в
бассейне реки Шаманихи; рассмотреть
возможность восстановления юкагирского
села Тустах-Сень Нижнеколымского улуса
как национального культурного
этноцентра юкагиров Якутии «Эдилвей». Съезд
рекомендовал Правительству и
Государственному Собранию (Ил Тумэн) РС(Я)
внести необходимые изменения и
дополнения в проект «Комплексной
программы социально-экономического и культурного возрождения и
развития юкагиров на 2000–2005 годы»,
утвердить и обеспечить его
финансирование с 2001 года, а Госсобранию (Ил
Тумэн) – разработать механизм
реализации Закона РС(Я) «О Суктуле
юкагирского народа» и осуществлять
постоянный контроль за исполнением
данного и других законов по социально-экономическому
и культурному развитию
малочисленных народов Севера;
разработать и принять законы «О
представительстве коренных
малочисленных народов в
государственных органах власти», «Об
отчислении за пользование недровыми
ресурсами в местах компактного
проживания малочисленных народов
Севера»; инициировать принятие
федеральных законов «Об альтернативной
гражданской службе», «О ратификации
Конвенции МОТ № 169 от 1989 года «О коренных
народах и народах, ведущих племенной
образ жизни в независимых странах»;
Правительству РС(Я) – добиться
увеличения объемов финансирования
мероприятий по федеральной и
республиканской целевым программам
социально-экономического и культурного
развития коренных малочисленных
народов Севера в отношении мест
компактного проживания юкагиров (села
Андрюшкино, Нелемное); решить назревшую
проблему строительства школы на 88 мест в
селе Нелемное; Министерству сельского
хозяйства, продовольствия и заготовок
РС(Я) – добиться выделения родовой
общине «Чайла» 500 голов племенных оленей
породы каргин, профинансировать
строительство производственного
участка промысловиков в местности
Большое Улуро Нижнеколымского улуса,
обеспечить юкагирские родовые общины
снегоходной и водомоторной техникой и
запчастями к ней на лизинговой основе;
Министерство по делам народов и
федеральным отношениям РС(Я) –
обеспечить финансирование
строительства 2 двухквартирных жилых
домов в селе Андрюшкино и 1
двухквартирного жилого дома в селе
Нелемное с вводом в 2003–2005 годы; включить
перечень мероприятий республиканской
программы по социально-экономическому
развитию коренных малочисленных
народов Севера до 2005 года работы по
укреплению берега реки Ясачная в селе
Нелемное, изыскать возможность
финансирования деятельности Совета
Старейшин юкагирского народа;
Министерство материальных ресурсов,
торговли и транспорта РС(Я) – взять под
постоянный контроль функционирование
вновь открытых факторий в селах
Андрюшкино, Нелемное и принять меры по
коренному улучшению их материального
обеспечения товарами народного
потребления; Министерству
здравоохранения РС(Я) – восстановить
участковую больницу на 3 койко-места в
селе Нелемное, улучшить снабжение
медикаментами медицинских учреждений в
селах Андрюшкино и Нелемное,
восстановить медицинское обслуживание
охотников, оленеводов и рыбаков в местах
их производственной деятельности;
Министерству образования РС(Я) –
профинансировать составление и издание
учебных пособий на юкагирском языке в
объеме одного издания на каждом
диалекте ежегодно, утвердить на
постоянной основе учебный план
юкагирской национальной школы по
представлению улусных отделов
образования; Министерству труда и
социальной защиты населения РС(Я) –
включить в Государственную программу
занятости населения РС(Я) создание новых
рабочих мест на территориях проживания
юкагиров, организовать пошивочные
мастерские в селах Андрюшкино и
Нелемное, звероферму на 25 голов
маточного поголовья голубых песцов в
Нелемном, мини-цеха по переработке
местной продукции в Андрюшкино с вводом
в 2002 году; организовать переподготовку и
обучение безработных из числа юкагиров;
Министерству жилищно-коммунального
хозяйства – произвести ремонт
котельных в селах Андрюшкино и Нелемное
(до 2002 года), решить вопрос обеспечения
села Нелемное холодным водоснабжением в
течение 2001 года, включить строительство
очистного сооружения в Андрюшкино в
план до 2003 года; Министерству культуры –
профинансировать создание
этнокультурных центров в селах
Андрюшкино и Нелемное в 2001 году,
улучшить материально-техническое
обеспечение СДК в селах
Андрюшкино и Нелемное и национальных
фольклорных ансамблей «Йерпедиэ», «Мааруол»,
«Ярхадана». II
съезд обязал Совет Старейшин
юкагирского народа (председатель Г.
Курилов) взять под постоянный и строгий
контроль выполнение своей резолюции. Раиса
ФЕДОРОВА, юкагирка, |
||
Нужны медики |
|
Носок
– самый многочисленный
национальный поселок
Усть-Енисейского
района на Таймыре. Жизнь в поселке на
пороге XXI
века стала налаживаться. 21
сентября 2000 года жители Носка встречали
особо важных гостей на торжественное
открытие двух
социально-значимых объектов:
школы на 192 учащихся и двухэтажной
больницы на 25 мест. На
торжественную церемонию прибыли
губернатор (теперь уже бывший)
Таймырского округа Геннадий Неделин,
председатель окружной думы Владимир
Ситнов, генеральный директор ОАО
Норильская горная компания Джон
Хагажеев. Им и было предоставлено право
перерезать красную ленточку у входа в
больницу и в школу. Благодаря
финансированию именно Норильской
горной компании были построены эти
объекты. Мечта тундровиков наконец-то
исполнилась: они смогут теперь получать
лечебную помощь в красивой и теплой
больнице, а их дети – учиться в
просторной школе. Новые здания обновили
лицо поселка, радуют его жителей. В
больнице просторные палаты с новыми
кроватями и тумбочками. Все кабинеты
оборудованы, но нет специалистов-врачей.
Чувствуется острая необходимость в
медперсонале, ведь больница обслуживает
не только поселок, но и обширную
носковскую тундру. В школе с наличием
специалистов дела обстоят намного лучше.
Учителя поблагодарили шефов, а в здании
школы был праздничный концерт. Инга
ТАПКИНА, ненка, |
||
|
Во
втором полугодии 2000 года общественная
организация коренных малочисленных
народов Севера и Приамурья приняла
активное участие в издании второй части
книги Понгса Киле «Творческое наследие»,
потому что нам небезразлична судьба
нанайской культуры. *
* * В
сентябре члены нашей организации
присутствовали на заседании краевой
Думы при обсуждении краевого закона «Об
общине». Федеральное законодательство,
в частности Федеральный закон «Об общих
принципах организации общин коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока Российской Федерации»
трактует общины как общественные
организации, и краевой закон необходимо
привести в соответствие с ним. Какими
принципами будет руководствоваться
краевая администрация при выделении
квот на промышленное рыболовство, если с
1999 года общественные организации были
отстранены от ведения промысла на Амуре?
Какие формы собственности коренного
населения будут теперь называться
национальными предприятиями? Нашей
организацией выдвинуто предложение о
создании Союза национальных
рыбопромышленников и морских зверобоев,
предложен план мероприятий и конкретных
действий с источниками финансирования,
но краевой организацией в лице
Президента АМНС Г. Волковой не было
предпринято никаких шагов в реализации
этих предложений. В настоящее время наши
общины будут перерегистрироваться и
самостоятельно искать пути выхода из
создавшегося положения. В
течение всего 2000 года проводилась
целенаправленная работа по организации
национальных общин с нашим финансовым
участием в Ульчском и Нанайском районах.
И если в Нанайском районе предприятие
пока не создано, то в Ульчском
достигнуты определенные успехи. Так,
было создано и зарегистрировано
общество с ограниченной
ответственностью «Национальная община
«Белоглинка». Двое наших представителей
с июня по ноябрь находились в селе, к
сожалению, не все удалось реализовать за
один год. Управлением
по рыболовству администрации края по
согласованию с краевой АМНС нам
выделены лимиты на 5 тонн карася, но не
было выделено ни одного килограмма
осенней кеты на «нормовое потребление».
Такое распределение говорит о том, что
ни краевая организация, ни краевые
административные структуры не владеют
информацией о возможностях вылова рыбы
в реке Амуре. С таким же успехом нам
могли бы выделить лимиты на отлов
пираньи и другие ресурсы, которых нет в
наших водоемах. Несмотря на ежегодные
заявки, администрация выделяет
коренному населению те природные
ресурсы, которые невозможно добыть, и
возникает повод для упрека коренному
населению в неосвоении выделяемых
биоресурсов. В то же время появляется
дополнительный повод обвинять коренные
народы в браконьерстве. Вероятно, это
политическое кредо нашей администрации. *
* * В
Комсомольске-на-Амуре, в межрайонном
центре «Родник», создан музей коренных
народов и действует национальный
ансамбль «Гивана». Побывав в 1999 году в
Москве на фестивале искусств коренных
народов, ансамбль «сбавил обороты» и в
течение 2000 года выезжал лишь в села
Комсомольского района. Многочисленные
выступления в школах и детских садах
добавили ансамблю популярности и
помогли зрителям расширить кругозор о
землях и народах Дальнего Востока. *
* * В
реке Амуре сложилась ситуация,
заслуживающая внимания не только
экологических служб Хабаровского края,
ученых, природоохранных и
ихтиологических институтов России, но и
международных организаций. Река Амур –
это мировое достояние нашей планеты, и
процессы, происходящие в течение
последних пяти лет, заслуживают
пристального внимания. С 1996 года
происходит отравление реки
фенолсодержащими веществами в зимний и
весенний период, что приводит к массовым
отравлениям рыбы. В 2000 году в районе
поселков Сусанино и Тыр донные рыбы –
касатка, плеть, сомы – имеют явно
выраженный запах фенола. Заходящая на
нерест корюшка-зубатка в 1998–1999 годах
тоже была непригодна к употреблению. И
опять новая напасть. В сентябре–ноябре
2000 года в районе сел Нижние Халбы и
Новоильиновка вылавливали экземпляры
донных рыб, остробрюшки с явно
выраженными гнилостными повреждениями,
язвами и кровоподтеками. Ихтиологи и
средства массовой информации
Хабаровского края объясняют это явление
донными микроорганизмами и низким
уровнем воды в реке в летний период. Так
или иначе, процессы, происходящие в
нашей реке, заслуживают более
внимательного подхода со стороны
государственных властей. Рыбные
запасы Амура – это прежде всего жизнь и
последний источник существования
коренных народов Приамурья, но и они
склоняются сегодня к мысли о
необходимости запрещения любого
промышленного лова на определенный
период времени, иначе через два года это
будет мертвая река. Из
бюллетеня общественной организации
коренных народов Севера и Приамурья г. Комсомольска-на-Амуре (ООКНСиП) «Анда» |
|||
Новые взгляды |
|
Стажируясь
в Информационном центре в Москве, узнала
много законов и прав, которые касаются
коренных народов. Это Конституция
Российской Федерации, Всеобщая
декларация прав человека, Федеральные
законы «О гарантиях прав коренных
малочисленных народов Российской
Федерации», «Об общих принципах
организации общин коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока Российской Федерации»,
Международный пакт о гражданских и
политических правах, Международный пакт
об экономических, социальных и
культурных правах и другие. Читая проект
«Федеральной концепции обеспечения и
защиты прав и свобод человека»,
подготовленный Комиссией по правам
человека при Президенте РФ, становится
ясно: государство, наконец, поняло, что
надо строить государство по правовым
принципам. Человек – высшая ценность
для государства. Некоторые
чиновники хотят, чтобы люди меньше знали
о своих правах. Так удобнее управлять
послушными, без своего мнения и слабыми
людьми. И в итоге жизнь населения
остается на низком уровне. Поэтому за
короткое время выросли особняки так
называемых «новых» богатых людей.
Уязвимые слои населения остаются в
нищете. В
Якутске более-менее ощущается
цивилизация с точки зрения культуры,
образования, медицины. Наш президент М.Николаев
много делает для нашей республики, чтобы
Якутия достойно смотрелась как субъект
Российской Федерации. Но также нужно
уделять внимание отдаленным населенным
пунктам и, самое главное, строже
спрашивать с глав администраций,
которые не могут правильно разобраться
в истинных проблемах. Быть главой
считается модным и престижным, а
должностные обязанности выполняют
после личных выгод. И такое, как видим из
высказываний стажеров ИЦ «Л»,
происходит во многих регионах, где им
приходится сталкиваться с местными
властями. Что же делать в отдаленных
районах? Есть только один ответ – нам
самим нужно знать свои права и делать
так, чтоб на нас обращали внимание. Если
мы живем в сельском районе, почему мы
должны ограничивать себя в каких-то
рамках: не можем, когда нужно, съездить
куда-нибудь; из-за отсутствия Интернета
нет связи с внешним миром… Меня
волнует жилищная проблема в нашем
районе. В поселках есть заброшенные, но
пригодные для жилья дома, и желающих
получить квартиру много. Если бы эти
квартиры отдавали местным жителям,
которые никуда не уедут с земли своих
предков, то сохранилось бы много домов. В
сельской местности, наоборот, нет жилья.
Из-за отдаленности и дороговизны
транспортных перевозок туда сложно
доставлять стройматериалы. Без помощи
местных властей в одиночку жителю
поселка построить дом практически
невозможно. Пожилые
люди не могут провести нормально отпуск,
восстановить здоровье, не говоря уж о
молодежи. Молодежь должна учиться, но
как быть, если нет денег на дорогу до
учебных заведений, на питание, одежду, а
родители –пенсионеры, помочь не могут.
Из-за финансовых проблем и отсутствия
работы растет количество
правонарушений. Большая часть молодого
поколения утратила веру в
справедливость, теперь они не имеют того,
что имела молодежь раньше. Раньше были
октябрята, пионеры, комсомольцы,
коммунисты – люди были заняты делом, их
воспитывали в духе патриотизма к своей
стране, Родине, городу, селу. Все это было
в то время единственно верным путем,
потому что никто не мог изменить ход
жизни – это неизбежность истории. Без
истории нет «будущего». Надежда умирает
последней. Раиса
ФЕДОРОВА, юкагирка, |
||
Земля моих предков |
|
Таймырский
(Долгано-Ненецкий) автономный округ 10
декабря 2000 года отметил свой 70-летний
юбилей. Таймыр возрождался благодаря
сильным и умным, талантливым людям,
таким как долганская поэтесса,
родоначальница долганской литературы и
письменности Огдо (Евдокия Егоровна)
Аксёнова, ненецкая писательница Любовь
Прокопьевна Ненянг (Комарова),
долганский писатель и переводчик
детских рассказов Николай Попов, он
перевел Библию на долганский язык,
долганский художник Борис Молчанов...
Многие не застали этой знаменательной
даты. К 70-летию Таймыра провели
общенародные праздничные гулянья,
международный день малочисленных
народов мира. Праздник начался с
поздравительных слов президента
Ассоциации коренных народов Таймыра
Аграфены Алексеевны Манхировой.
Почетными грамотами наградили
ветеранов труда, чьими руками
возрождался Таймыр. С 22 по 30 октября
прошла Неделя культуры
коренных народов Таймыра,
проживающих на территории,
подведомственной администрации города
Дудинки. В ней приняли участие все
этнокультурные группы из всех
районов Таймыра. На фестивале
таймырчане показали глубокое знание
национальной культуры, что жители
разных регионов бережно сохранили свои
традиции, обычаи, национальные блюда и
передают это богатство своим
потомкам. Неделю культуры провели в
Норильске, в зале городского Дома
культуры, в программу вошли лучшие
вокальные и танцевальные номера
творческих делегаций. Участникам Недели
вручили памятные сувениры. В такие
праздники жителей всех регионов
объединяет радость встреч между
народами, они делятся своими
впечатлениями о новой жизни, в их словах
звучит слово «счастье», забываются беды
и несчастья. Самый
знаменательный праздник для жителей
Усть-Енисейского района – весенний
праздник «День оленевода». В этот день
открыты двери в мир традиций, обычаев,
обрядов ненцев. Праздничный день
начинается с традиционных оленьих гонок.
Конкурсные гонки среди мужчин и женщин
проходят в два тура, победитель и
победительница награждаются дорогими
призами. Следующий этап конкурса –
соревнования по национальным видам
спорта. Завершилась программа
награждением участников и праздничным
концертом, подготовленным учащимися
школы для оленеводов. Инга
ТАПКИНА, ненка, |
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ | ||
Праздник молодого олененка "Эйн'эткун" |
|
У
нас, тундровых оленных чукчей Айона,
издревле существовал традиционный
обрядовый праздник молодого олененка «Эйн’эткун»,
который обычно проходит в конце августа.
Каждый житель айонской тундры с детства
знает обряды этого праздника, основные
действия которого я попытаюсь раскрыть
в этой статье. За
день до праздника ярангу опоясывают
кожаным ремнем. Такой же ремень
натягивают в яранге между столбами,
чтобы повесить бубны и шкуры. Заранее
заготавливают кусты с длинными корнями,
чтобы они были красивыми, ветвистыми, и
чтобы на них не было ни одной сухой
веточки. Эти кусты обязательно надо
покупать у Земли в обмен на мелко
нарезанный жирный, сушеный кусочек мяса,
который сушится заранее летом. Это мясо
называется «священным» и до праздника
его сушат и хранят, повесив на жерди в
яранге. Собрав
кусты, прежде чем их положить с левой
стороны яранги, надо обойти вокруг
яранги вместе с этими кустами. Затем
снимают дерн земли для костра и кладут
на доску и помещают с правой стороны (со
стороны входа) у стен в яранге. Также
топором вырубают кочку из земли и ставят
у центрального столба яранги. Также
возле костра ставят сушиться спички-идолы
(огнива). Это все делает женщина, а
мужчина изготавливает стрелы, палки для
бубнов, натягивает тетиву на луки, сырую
кожу на бубны, точит ножи. Так идет
подготовка к празднику. Рано
утром, перед самым рассветом, к стойбищу
подгоняют оленье стадо. Женщины
добывают огонь на спичке-идоле,
полученный пепел-огонек стряхивают на
сухой мох и переносят на дерн для костра.
Затем со специальным ведром и кружкой (бидон,
кастрюля, чайник) – посуда не должна
быть повседневной – идут за водой, и
ставят возле кустов, предварительно
накрыв посуду веткой. После этого семья (хозяева
яранги) выводят на своих лицах порошком
из уголька свой родовой знак. С
первыми лучами солнца все передвигают
вперед яранги на 10 – 15 метров, поближе к
стаду: женщины переносят дерн с костром,
мужчины – луки со стрелами. Затем на
доске мелко нарезают жир, раскидывают
его во все стороны и на костер,
и все вместе с дружным криком кидают
дерн, стреляют из луков вперед в сторону
стада. Вот и начался праздник. Сразу
после этого к месту падения дерна везут
женскую, мужскую, грузовую нарты, если
есть дети – кибитку. Их ставят между
стадом и дерном с костром, носами к дерну,
а волокушу с кустами и амулетами – по
другую сторону, передней частью к костру.
Кусты скидывают с волокуши, а вместо них
туда складывают амулеты. Спички-огнива
ставят впереди волокуши, а ведро с водой
– сзади нарт. После этого мужчины идут к
стаду ловить оленей, а женщины их ждут. Первыми
ловят производителя и теленка-самку (тыркылын,
нэвъэн), это для того чтобы приплода
больше было. После того как этих оленей
забили, хозяин из раны берет кровь и
разбрызгивает по сторонам. Затем
женщина берет ковш с водой и четыре
куста. Сделав круг вокруг туш оленей по
ходу солнца, остановившись с правой
стороны от них, льет тонкой струйкой
воду, начиная с задних ног до губ, и затем
обратно по спине. Точно так же поступают
и с теленком и со всеми остальными
забитыми оленями. Кусты подкладываются
оленям под голову и под зад, это, по
поверьям, для того чтобы были постоянно
вода, корм, зелень. Третьего
оленя забивают возле нарт. Вся семья
наносит свой родовой знак кровью
этого оленя на лицо, руки, тарбаза,
керкер, кухлянку, нарты – чтобы ничего
не ломалось и не рвалось. Так же красят
амулеты, спички-идолы – чтобы они
оберегали семью от невзгод. И в
последнюю очередь мажут этой кровью
куст, собранный в пучок и обмотанный
корнями (его выбирают заранее). Сделав
все, что полагается по обряду, снимают
шкуру и разделывают тушу на части. Снова
добывают огонь на спичке-идоле и
разжигают костер. Из крови варят
кровяную кашу, туда кладут все кишки,
предварительно тщательно очистив,
коренья, напоминающие картофель,
немного воды, жир, кровь. Жарят на костре
печень, легкие с гортанью, длинную
спинную мышцу, ребра, челюсть – все
части с левой стороны этой туши. А
пока женщина готовит, забой
продолжается. Одного оленя – в тундру,
другого – океану, следующих – соседям,
предкам, лежбищу... Последнего забивают
сзади яранги, с него снимают шкуру,
вытаскивают потроха, содержимое малого
желудка и все это выливают вокруг яранги
маленькими порциями, начиная по ходу
солнца. Во время праздника все действия
делаются по ходу солнца. Закончив
с приготовлением пищи, всех зовут в
гости. Пока гости идут, хозяйка
понемногу накладывает приготовленное в
священную посуду, предварительно мелко
нарезав кусочки мяса, а хозяин яранги с
этим идет в сторону стада и содержимое
раскидывает по сторонам – дань богам. Завершив
забой, все туши заносят в ярангу и кладут
на заранее приготовленное
место, ветки кустарника
раскладываются с правой стороны от
входа яранги. Шкуры, рога вешаются на
веревку в яранге. Внизу центрального
столба яранги кожаным ремнем
привязывается тот самый куст, который
обмазали кровью, и правая передняя нога
теленка, которого забили возле костра.
Наверх на веревке вешается голова, и все
это «поится» вновь набранной священной
водой. Перед
тем как начать разделывать туши, хозяйка
отрезает кусочки мяса, печени, жира
от оленя-производителя. Мелко нарезав их,
кладет по всем закоулкам яранги. Затем
начинает стучать в бубен и только потом
приступает к разделке туш, варке мяса,
приглашает гостей. После
этого готовятся к следующему дню:
полностью отваривают мясо (костистое)
той туши оленя, которого забили сзади
яранги. Так заканчивается первый день
праздника. Второй
день начинается так. С каждого куска
отваренного мяса отрезают маленький
кусочек и мелко нарезают. Варят кровяную
кашу, сбивают топленый жир, делают
мясной паштет, кашу из зелени. Затем из
жира и зеленной массы лепят оленя и
собаку. Приготовив все это, раскладывают
по священным мискам-тарелкам, сверху
положив кусочки мяса и костный мозг с
ног. Мужчина с детьми обходят вокруг
яранги с выкриками, и идут на вчерашнее
место забоя. Там повторяют вчерашний
обряд забоя, но уже со слепленными
оленем и собакой. Затем нарезанные куски
и кровяную кашу разбрасывают во все
стороны, и только после этого сами
приступают к еде. Те,
кто ждет возвращения хозяина, попив чай,
поев мяса, плотно закрывают двери и
отдушину яранги. По его возвращению
хозяева, взяв бубны, обходят костер,
стараясь разжечь его взмахами бубнов.
Затем встают вокруг костра, стучат в
бубен и поют любимые песни, после них это
делают гости. Третий
день называется «молочный». Все мужчины
идут в стадо, взяв с собой торбу для
молока. Ловят важенок, у которых забили
на празднике телят, и доят их. Женщины
тем временем занимаются уборкой в
яранге, то есть убирают мясо в ямы,
вешают на улице мясо для зимних
праздников, чтобы высушилось. Кости
долбят молотком и отваривают несколько
часов, остальные сжигают на костре
первого дня праздника. Копыта и губы
оленей жарят там же на костре, затем
варят. Вот
такой тундровый праздник. Есть и
прибрежный, это у тех чукчей, которые
живут возле моря и тундры. У них чуть-чуть
по-другому. Также
есть и другие праздники: -
«Здравствуй лес» проводится, как только
перекочуешь со стадом в лес. -
«Ульвэв» (зимний) – переводится как
успокоение, это значит «перекочевали в
лес, позади летовка, осень, наступила
тишь и благодать». Проводится в конце
ноября или в начале декабря. «Корализация»
– весенний праздник, сортировка по
половозрастным группам оленей.
Подготовка к отелу. «Кильвэй»
– рождение первого теленка. «Здравствуй,
тундра» – проводится после перекочевки
в тундру в конце мая – начале июня. «Ульвэв»
(летний) – проводится в конце летовочной
кампании, в конце июля – начале августа. Валентина
КАЛИНИНА, чукчанка, |
Шаманизм ненцев |
|
С
древних времен человечество стремилось
осмыслить окружающий мир, проникнуть в
суть явлений природы, понять себя. Людей
волновали звездное небо и яркое солнце,
разбушевавшаяся стихия, рождение и
смерть. И каждый народ по-своему отвечал
на эти непростые вопросы. Народам Севера
мир представлялся многослойным,
расположенным по вертикали и населенным
духами. Сталкиваясь с множеством миров и
сил, люди нуждались в осмыслении своих
действий, то есть их одухотворении.
Особенно сложным было не соперничество
со сторонним миром, в котором человек
выступал как активная сила, а борьба "внутри
себя" (с болезнями, горем, страхом), в
котором он оказывался бессильным.
Посредником между человеком и его
вторым "я" выступал шаман (тадибе) –
сверхличность, сверхдуша. Шаман – не
только посредник, но и прорицатель. Со
всеми своими недугами люди обращались к
нему. Он и философ, и мыслитель, и
врачеватель. Задача шамана – бороться
со злыми духами или откупаться
жертвоприношениями. Не
только термины, но и традиции шаманства
уходят в глубокую древность. По существу,
именно шаманы в ходе своих
священнодействий раскрыли обычным
людям понятие души, объяснили состояние
жизни и смерти, создали красочные
картины мироздания, уходящего семью
слоями в подземелье и семью сферами в
небеса. Именно они остаются лучшими
знатоками национальных традиций,
окружающей природы. Для
того чтобы стать настоящим шаманом,
необходимо было пройти путь познаний и
испытаний в течение двадцати лет. Первые
признаки особого призвания нередко
обнаруживались уже при рождении: на
темени младенца была видна пленка,
символизировавшая кожу бубна; подобным
знаком могло быть родимое пятно, которое
духи давали шаману в детстве вместо
бубна. Взрослея, избранник начинал
замечать вещи, недоступные другим. С
наступлением подросткового возраста он
впадал в так называемую шаманскую
болезнь – то начинал петь, то спал
целыми сутками, то ходил, никого не
замечая. Избавиться от психических
страданий и пройти посвящение в шаманы
избранник мог только при наставничестве
взрослого шамана. Ученичество
продолжалось несколько лет. Вначале
молодой шаман использовал при камлании
только пояс и подвязки от кисов. Через
семь лет ему изготовлялся бубен без
металлических подвесок. Спустя
несколько лет он получал от учителя
дозволение изготовить подвески. И если
ему не изменял дар, то только через
десять лет после этого он обретал звание
"полного" шамана. Ненецкие шаманы
различаются по направлению их священных
путей: 1) шаман, "чьи духи живут на небе";
2) шаман, "чьи духи живут под землей";
3) шаман, провожающий души умерших по
ледяной дороге в страну мертвых. Первый (выдутана)
лечил больных, предсказывал будущее.
Именно он был способен совершать чудеса
– душить себя веревками, протыкать себя
хореем, ловить пули, оставаясь в итоге
невредимым. Он камлал в священной части
чума, обращаясь к верхним богам – "хэхэ". Второй
общался с духом Нижнего мира – Нга, а
также с хозяином вод Ид’Ерв. Он лечил
больных, отыскивал потерявшихся оленей,
помогал при родах. Камлал он только
ночью при тусклом свете огня. Для
священнодействия он применял также
топор, через притяжение которого
передавалась воля духов. Самбана тоже
общался с нижними духами, использовал
топор и камлал у тусклого огня в
полумраке, сидя в чуме у порога прямо на
земле. При священнодействии он должен
был, глядя на кусок земли, лежащий на
лезвии топора, перечислить всех земных,
небесных и водных тварей. Он не лечил и
не предугадывал. Установив магическую
связь с землей и подземельем, он
провожал души покойных в сторону заката
и затворял их там особым приговором.
Разделение тадебя на "светлых" и
"темных", "небесных" и "подземных"
вовсе не означает, что одни приносили
пользу, а другие вред. Все шаманы
стремились только к одному – обеспечить
благополучие своих сородичей. В этом
отношении "темному" шаману
выпадала даже более трудная задача –
оберегать людей от злых духов,
сталкиваясь со злыми духами лицом к лицу.
Лишь в одном случае шаман превращался в
вершителя зла – когда ему приходилось
бороться с врагами своего рода (народа).
Именно тогда он превращался во
вредоносного колдуна, насылающего на
людей-недругов порчу. Тогда тадибе и
становился военным вождем. Не случайно
многие ненецкие "мятежи"
возглавлялись шаманами. И поэтому в XX
веке они подвергались яростным гонениям
со стороны большевистской власти. И не
только ненецкие, но и шаманы всех
народов Севера. Вселенная,
как правило, мыслилась в виде трех и
более миров: Верхнего, Среднего и
Нижнего, заключенных в огромную
овальную сферу. Как же выглядел каждый
из этих миров? Об этом рассказывают мифы
и легенды. Ненцы и другие Средний мир
представляли в виде плоского диска,
плавающего в океане. По мифологическим
представлениям, сначала была одна вода,
и жили два брата: младший, добрый –
вверху, а старший, злой – внизу.
Помощницей младшего была гагара (по
другим источникам – выдра), она нырнула,
достала со дна ил и выплюнула его на воду.
Из ила стала расти земля, так появилась
земля. Младший брат стал духом-хозяином
Верхнего мира, старший – духом-хозяином
Нижнего мира. Горы, реки и озера
произошли от борьбы мамонта и огромного
змея. А людей и животных сотворили
братья, вылепив их из глины. Средний мир,
мир людей, населен, по представлению
северных народов, различными духами.
Считалось, что духи-хозяева Среднего
мира, доброжелательно относятся к людям.
Но кроме них на земле живут и злые духи –
это души людей, умерших неестественной
смертью, не попавшие в мир мертвых. Они
могут украсть одну из жизненных сил
человека – тогда человек может умереть.
Спасти его в таких случаях мог только
шаман, который обманом, силой или по-хорошему
договаривался через духов-помощников и
покровителей со злыми духами. В Верхний
мир шаман совершал свои полеты, если
болел ребенок, если жителей стойбища
постигло несчастье или духи-хозяева
Среднего мира были бессильны помочь
людям в удачном промысле. Вход в Верхний
мир находился под Полярной звездой.
Многие народы Севера считали, что
попасть туда можно и пешком, если идти по
направлению к рассвету, по радуге и даже
по солнечному лучу. Шаманы хантов могли
проникнуть туда и через дым очага.
Попасть в Нижний мир можно было и через
расщелины и пещеры в горах либо через
водоворот. На его ярусах жили духи-хозяева
Нижнего мира и злые божества, создавшие
мир и провалившиеся вниз, а также духи
болезней и смерти. Нижний подземный мир
чаще всего был миром предков – сюда
уходили люди после жизни на земле.
Шаманы хорошо знали дорогу в Нижний мир,
указывали путь душам умерших. Ненецкие
шаманы добирались туда на оленьей
упряжке. По древним поверьям, души людей,
попавшие в мир мертвых, жили там
несколько поколений и затем через
вселенское дерево (либо через мировую
реку) уходили в Верхний мир. Одной
из особенностей шаманства было
состояние транса, экстаза шамана во
время камлания, благодаря чему он, по
представлениям ненцев, общался с духами,
посещал другие миры. Некоторые шаманы
обладали способностью гипноза. Введя
присутствующих в гипнотическое
состояние, они демонстрировали
различные "чудеса": пронзали себя
ножом или копьем, заставляли душить себя
веревкой. Так они доказывали свою
шаманскую силу. Общаться с духами шаманы
могли не постоянно, а только во время
камланий. Камлания бывали общественные (традиционные)
и частные, личные. Первые приурочивались
к началу или завершению оленеводческого
или промыслового цикла, проводились в
основном весной или осенью. Вторые
совершались по просьбе отдельных лиц
для лечения больных, розыска пропавших,
в благодарственных целях. Камлания
обычно происходили в чуме при горящем
костре. Шаман облачался в специальный
костюм и садился на разостланную за
костром белую оленью шкуру. В чум
входили приглашенные и все желающие
присутствовать при камлании. У входа
стояла миска с дымящейся оленьей
шерстью, веткой можжевельника или
лебяжьим пухом. Этим дымом все "очищались".
Рядом с шаманом располагался его
помощник. Цель камлания была, как
правило, известна всем. Затем
разогревалась обтяжка бубна над костром,
чтобы звук был более глубоким. Взяв в
левую руку бубен, а в правую –
специальную колотушку, шаман начинал
тихо и мерно стучать в бубен. Постепенно
звуки бубна усиливались и учащались. Так
продолжалось до тех пор, пока шаман не
приходил в состояние возбуждения.
Понемногу звуки бубна затихали, и шаман
начинал петь. Иногда он вставал и делал
резкие движения вокруг костра или
внезапно падал и лежал без движения
некоторое время – считалось, что душа
его временно покинула тело и
странствует где-то. В процессе камлания (а
иногда и после него) шаман описывал свое
путешествие по другим мирам (Верхнему
или Нижнему). Шаман разговаривал с
духами, задавал им вопросы, связанные с
целью камлания, обращался с просьбами,
сообщал присутствующим ответы духов.
Все это производило огромное
впечатление. Непременные атрибуты
камлания: бубен, колотушка, изображение
духов-помощников, маска или бахрома,
посох, трещотки, жгуты – символы
шаманских дорог во Вселенной, а иногда и
струнные музыкальные инструменты. Это
был полный шаманский костюм – надевать
его мог только очень сильный и опытный
шаман, прошедший три стадии посвящения.
Костюм и все атрибуты шамана после их
изготовления следовало "оживить" –
им передавалась жизненная сила
шаманских предков, связанная с мировым
деревом и хозяйкой Вселенной. Считалось,
что, облачаясь во все одежды, шаман
обретает дополнительную силу
всевидения, это помогает ему проникать в
недоступные для человека миры, общаться
с духами. В полном ритуальном облачении
шаман выглядел вычурно и поражал
непосвященного. Неудивительно, что в
течение двух-трех столетий
исследователи Сибири особенно подробно
описывали костюм шамана и все, что
связано с внешней стороной шаманского
культа. Экзотика камлания,
экстатическое поведение шамана,
причудливые одежды создавали атмосферу
таинственности и страха, вызывали
восторг перед величием личности медиума
Вселенной. Каждая деталь костюма шамана
– подвеска или нашивка – обладает
мистической силой. Но его главным
ритуальным предметом считается пензер (бубен)
с колотушкой. Он символизирует
достоинство шамана, его силу, связывает
с миром духов. Шаман должен быть
артистом. Чтобы заставить петь пензер,
необходимы пылкое воображение, острый
ум. Вдохнешь в бубен жизнь, и он
заговорит голосом твоего сердца. Пензер
в руках шамана – продолжение живой и
чуткой руки его, создающей неповторимое
звучание. В руках шамана пензер оживает.
Становится звонким тугой звук кожи, поет
дерево от прикосновения волшебной
трости колотушки. В этой песне – душа
мастера, сотворившего звучащее чудо,
голос сердца самого шамана. Вместе с
бубном, колотушкой, плащом и головным
убором посох помогал перевоплощению
шамана. С его помощью осуществлялись
космическая связь и переход в иные миры.
Посохи бывают нескольких видов. Одни
могут заменять бубен и несут
космическую символику. Другие служат
оружием в борьбе со злыми духами или
своеобразным средством передвижения
шамана по сферам различных миров. По
сути, каждый жезл шамана представлял
собой копию мирового дерева. А пять или
семь поперечин на нем связывали с
параллельными мирами Вселенной. Посох –
модель мирового дерева – давал
возможность шаману соединить мир
сакральный и обыденный. Силу шамана, его
возможности, духов, которые ему
покровительствуют, соплеменники всегда
могли определить по его посоху. Костюм
защищал шамана от воздействия злых сил.
Так что в таком костюме шаман был силен и
неуязвим. Роль
шаманов – культуротворчество.
Путешествуя по различным сферам Верха и
Низа, они живописали картины мира.
Шаманы общались с богами на языке,
который придумали сами. Боги были
вознесены на ту духовную высоту, до
которой были способны подняться их
творцы – тадибе. Говоря от лица богов,
шаманы брали на себя смелость духовного
откровения. Неудача шамана часто стоила
ему жизни. Путь тадибе – непрерывное
творчество в рамках традиций при
постоянном душевном напряжении. Боги
были досягаемы для шаманов, между ними
подчас складывались пикантные или
драматические отношения. Боги могли
обидеться на шамана или наоборот. Тадибе
мог поменять своих духов-помощников или
наказать их. У каждого шамана был свой
духовный арсенал, и нередко приходилось
вступать в борьбу с духами враждебных
шаманов. В повседневной жизни шаманы
мало отличались от других людей –
занимались оленеводством, охотой,
рыболовством. В то же время за камлания
им полагалась определенная плата (от
пары рукавиц до оленя). У ненцев
встречались женщины шаманки, но это было
редкостью. Шаманство
(иногда это явление называется
шаманизмом) существовало не только у
народов Сибири, но и у многих народов
мира. Большинство ученых относят
шаманство к ранним формам религии,
предшествующим таким развитым
религиям, как христианство, буддизм,
ислам. Однако некоторые исследователи
считают, что шаманство не имеет
отношения к религии, а стоит скорее в
одном ряду с колдовством, гаданием.
Интересна и сама фигура шамана, которую
еще в XVIII
веке считали обманщиком, фокусником. Но
это, разумеется, не так. Большинство
шаманов верили в возможность проникать
в потусторонние миры, узнавать судьбы
людей и даже влиять на них. Подготовка (см.
выше) помогала шаманам во многих случаях
оказывать реальную помощь людям.
Шаманство, каким оно было в начале века,
не сохранилось, но многие его элементы
продолжают жить и сегодня. Виталий
ЛАПТАНДЕР, ненец, |
ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ |
||
"Зеленые" в России |
|
Более
чем в 40 странах мира под флагом GREENPEACE
работают около 2000 сотрудников. В 1989 году
офис этой организации открыт и в России.
Бюджет природозащитной организации
составляет более чем сто миллионов
американских долларов, большая часть
которых приходится на частные
пожертвования четырех миллионов людей,
сторонников охраны природы. Другими
источниками служат фонды, не связанные с
правительствами и коммерческими
структурами, продажа символики. У
Гринписа есть 6 кораблей, 1 вертолет.
Национальные офисы в разных странах
работают самостоятельно, в том числе и в
России, в которой около 30 сотрудников.
Координатором лесной программы Гринпис
является Владимир Чупров. Наш разговор с
ним начался с вопросов о всероссийском
референдуме, инициированном «зелеными»
после реорганизации правительства,
когда экологические структуры были
переданы в ведение тех органов, которые
должны заниматься осваиванием
природных богатств. –
В поддержку референдума мы собрали 2,5
миллиона подписей по всей стране, но
Центризбирком не утвердил 600 тысяч
подписей и не разрешил проводить
референдум. В различных регионах мы
подали в суд на то, чтобы защитить эти
подписи, к примеру в Воронеже и в
Приморье думаем отсудить 43 тысячи
подписей. В конце декабря 2000 года
Госдума в первом чтении приняла
законопроект, разрешающий ввоз в страну
отработанное ядерное топливо (другими
словами – ядерные отходы). Их
планируется разместить в Томской,
Челябинской областях, Красноярском крае,
на Камчатке, Курилах, а ввозить будут из
Южной Кореи, Швеции, Германии, США.
Основной довод, который поддержали
депутаты, в том, что за десять лет на этот
проект предлагают 20 миллиардов долларов.
Но львиная доля этих средств уйдет на
строительство хранилищ, других объектов,
выгоды никакой не получится. Владимир
Чупров является также членом Комитета
спасения Печоры. Этот комитет работает в
Республике Коми, во всех населенных
пунктах по Средней и Верхней Печоре есть
у них активисты, постоянно
поддерживается живая связь с населением.
Комитет начинал работу десять лет назад
с организации регионального
референдума против строительства
атомной электростанции на Удоре, в
минувшем году мораторий на
строительство АЭС закончился, и
обстановка, по мнению Владимира
Алексеевича, вновь обостряется. В
Ижемском районе Коми сейчас идет борьба
за сохранение традиционного
природопользования. Житель деревни
Ласта Алексей Семенович Канев выступил
против добычи нефти на территории
заказника "Сэбысь". Он сам начал
выпускать газеты, влез в долги, потому
что приходится часто ездить, в том числе
и в суды. Сейчас готовится иск по вопросу,
была ли проведена экологическая
экспертиза, когда начинались работы на
месторождении нефти. –
Человек сам пошел на лишения, но и в
деревне многие его не понимают, считают,
что он ищет выгоды для себя. Выпускали
листовки против инициаторов
противодействия разработкам нефти, где
выдвигали безосновательные и грязные
обвинения, но люди-то верят печатному
слову. Потому надо приобретать себе
больше сторонников, много работать с
журналистами, рассказывать о своей
деятельности в прессе. Павел
СИМПЕЛЕВ, коми, |
ПИСЬМА В ИЦ "Л" | ||
Миллениум на Амуре |
|
Мы
вступили в новый век, новое тысячелетие.
Как и с чем встретили его
аборигены Амура? Что осталось в
прошлом, а что тянется до сих пор тонкой
ниточкой, связывающей старое и новое
поколения нанайцев? Что не взяли мы,
молодые, для себя от нашей прошлой жизни?
Какой груз придется нести на плечах
коренным жителям земли Амурской? С этим
вопросом придется столкнуться каждой
нанайской семье в новом веке. По
переписи населения 1989 года, нанайцев и
других коренных жителей, проживающих
в Хабаровском крае, насчитывается
30 825 человек. Это далеко не
однородная масса людей. В нашей среде
имеются и известные деятели культуры,
учителя и врачи, юристы и рабочие. Но
вместе с тем у нас одна общая
остросоциальная проблема – очень
низкая рождаемость и высокая смертность.
В городе Комсомольске-на-Амуре
проживают 1825 представителей коренных
народов, но в 1998 году в Центральном
округе Комсомольска-на-Амуре не родился
ни один ребенок малочисленных народов
Дальнего Востока! В 1999 году родилось
всего 2 ребенка!!! Из них на естественном
вскармливании до 6 месяцев находился 1
ребенок, до года – 1 ребенок. В 2000 году
родилось 4 представителя МНС. Проблему
низкой рождаемости я вижу в том, что наше
государство не стимулирует должным
образом социальную сферу народностей,
проживающих в целом на Дальнем Востоке,
забирая из природных запасов
Хабаровского края все, что дает огромную
прибыль, будь то лес, экспортирующийся
за рубеж, пушнина, рыбные и другие запасы.
А наш народ не по своей воле, а в силу
проводимой администрацией края
политики отошел от традиционного уклада
жизни, перестал заниматься охотой и
рыбалкой. Утрачивается язык, данный нам
самой природой, а ведь вместе с ним
оборвется та животворная нить с
нашими предками,
завещавшими нам эту землю. Не всякий
нанаец нынче сможет выжить в тайге, как
это делали когда-то его дед и прадед. Как
живется тебе, человек? Будешь ли
счастлив в новом тысячелетии? Сможешь ли
пройти в ногу со временем или уйдешь в
безвременье под грохот бубна старой
шаманки? На эти вопросы попытаемся найти
ответ мы, представители малочисленных
народов, в ком жива еще любовь к нашей
суровой земле, могучей реке Амуру,
вскормившей не одно поколение нанайцев.
Будем об этом помнить. Будем любить, а
значит, будем жить! Галина
ЗАКСОР, |
Много- национальный Туруханский край |
|
В
период модернизации Российского
общества, преодолевая кризисные явления,
многонациональные отношения
представляют один из наиболее важных и
значимых типов социальных отношений.
Национальные факторы присутствуют во
всех социальных, политических,
экономических и духовных процессах,
происходящих в многонациональных
регионах России, каковым является и
Туруханский район Красноярского края. Наличие
конфликтного потенциала подтверждается
и достаточно прочно укоренившейся в
массовом сознании людей зависимостью от
главы администрации района. Потому
необходима выработка путей сохранения
межнационального согласия. В
Туруханском районе не разработан
механизм сотрудничества с
национальными организациями вообще,
местная власть не считала нужным на это
обращать внимание. На региональном
уровне следует установить следующий
механизм сотрудничества с национально-культурными
центрами: –
совет по делам национальностей при
главе администрации района (он же может
являться региональным отделением
ассамблеи народов России); –
участие представителей национальных
организаций в «круглых столах», в
Законодательном собрании Красноярского
края; –
совместная подготовка проектов
программ, совместная деятельность по
реализации всех документов, касающихся
национальных и межнациональных проблем. Главным
из вышеперечисленных механизмов и
эффективным является совет по делам
национальностей – орган
консультативный, совещательный,
рекомендательный, но возглавляемый
главой администрации района. В его
составе должны быть председатель
национально-культурного центра,
представители просветительских обществ,
ученые, руководители комитетов,
управлений, сфера деятельности которых
соприкасается с межнациональными
отношениями, проблемами национальной
политики. Сохранение
национальных культур народов
Туруханского района, состояние и
развитие национальной системы
образования и дальнейших перспектив
развития, подготовка национальных
педагогических кадров для школ района и
других вопросов, несомненно,
способствовали бы гармонизации
межнациональных отношений, укреплению
сотрудничества органов власти с
национальными организациями. Основная
задача совета – выработка научно
обоснованной национальной политики;
создание научно-методического совета, в
составе которого должны быть ученые,
социологи, экономисты, филологи,
историки; изучение этнической истории,
быта, культуры представителей
национальных групп – кетов, селькупов и
эвенков, проживающих в Туруханском
районе. Открытое
обсуждение проблем этногенеза,
этнической истории народов,
национальной культуры поможет людям
преодолеть негативные этнические
стереотипы. Совет
по делам национальностей при главе
администрации района должен утвердить «Программу
реализации модели и региональной
национальной политики на 2001–2003 годы». В
ней основными направлениями должны
оставаться сохранение и развитие
национальных культур народов
Туруханского района; меры по развитию
национальной системы образования;
межнациональное культурное
сотрудничество; система мер для
удовлетворения духовных запросов
народов по развитию средств массовой
информации; научное обеспечение
программы. Необходимо
своевременное реагирование на
национальные программы, возникающие во
всех сферах жизни этнического населения
района для их решения, тесного
взаимодействия с главой администрации. Каждый
народ имеет право на существование и
уважение его национальной, культурной,
исторической, религиозной и языковой
самобытности. Ни один народ не может
стать объектом геноцида любого народа,
уничтожения или преследования, никто не
имеет права создавать для какого бы то
ни было народа такие условия жизни,
которые подрывали его развитие как
единого целостного этноса. Галина
НИКОЛАЕВА, |