БЮЛЛЕТЕНЬ № 4 

I группа стажеров
Октябрь 1996

СОДЕРЖАНИЕ

Международное десятилетие коренных народов мира

 

Международное десятилетие в России. Год второй: итоги, проблемы, приоритеты

Дискуссии

 

К проблеме ратификации Конвенции МОТ № 169: отзывы
И. Иванов, Министерство иностранных дел РФ
А.Г. Шаповальянц, Министерство экономики РФ
И.В. Халевинский, Министерство труда РФ
А.М. Степанов, Министерство юстиции РФ
И.П. Молчанов, Министерство финансов РФ
Н.В. Витрук, Конституционный Суд РФ

Подробная информация

 

Оказывать реальную помощь

НовостиXI Международный конгресс
Международная конференция
Инувикская декларация
Новое постановление Правительства
Факты, событияНенецкий автономный округ: проблемы системы образования
Продолжатели дела эвенского ученого Василия Лебедева
Нюргун Боотур заговорил на эвенском языке
У колледжа - юбилейный год
Решения есть. Будут ли действия?
Земля ты наша, кормилица
Община "Канин": путь в рынок
Льготы и кредиты
Будут и права человека
Врачи, ставшие друзьями
Браво, Лагей!
Встречи стажеровВстреча с Е.Т. Пушкаревой, консультантом Комитета Государственной Думы ФС РФ по проблемам Севера

 

 

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ МИРА

Международное десятилетие в России. 
Год второй: итоги, проблемы, приоритеты

 

Подходит к концу второй год Международного десятилетия коренных народов мира, провозглашенного Организацией Объединенных Наций на 1995 - 2004 годы.

Проведение данного Десятилетия под эгидой ООН - это дань признания мировым сообществом проблем, стоящих перед человечеством в отношении возрождения и сохранения неповторимой этнической самобытности коренных народов, оптимального социально-экономического развития регионов их проживания в составе независимых государств с учетом традиционных форм хозяйствования и природопользования; это признание странами-членами ООН приоритетности государственной политики по соблюдению международных норм и общепринятых принципов в отношении гарантий и защиты прав и интересов коренных народов, проживающих в этих странах.

Среди стран-членов ООН Российская Федерация одна из первых приступила к проведению Международного десятилетия, создав в 1994 году Национальный организационный комитет, в который вошли руководители министерств, ведомств, исполнительных органов власти субъектов федерации, представители общественных объединений и организаций коренных народов России, депутаты Федерального Собрания.

За период с 1994 года, явившегося подготовительным по отношению к Десятилетию, Национальным оргкомитетом, федеральными и региональными органами власти, Федеральным Собранием, общественными организациями коренных народов проведен ряд мероприятий.

Событием 1994 года стали впервые проведенные в высшем законодательном органе власти страны, Государственной Думе Федерального Собрания, Парламентские слушания по проблеме ратификации Конвенции № 169 Международной организации труда “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах”. В слушаниях приняли участие и высказали свое отношение к данной проблеме представители министерств и ведомств, региональных властей, депутаты Федерального Собрания РФ и региональных законодательных органов власти, представители общественных организаций коренных народов Российской Федерации. Кроме того, поступили отзывы из Администрации Президента Российской Федерации, Правительства, министерств, ведомств, научных институтов. Из 67 субъектов федерации было получено 86 отзывов от исполнительных и законодательных органов власти. Большинство отзывов и выступлений имели положительный характер. На Парламентских слушаниях было высказано мнение, что Конвенция № 169 МОТ имеет прогрессивный характер, необходимость присоединения Российской Федерации к ней и ее ратификация не вызывают сомнений. Но предпринять эти шаги возможно только при условии приведения внутреннего законодательства в соответствие с положениями данного международного юридического документа.

В соответствии с рекомендациями Парламентских слушаний одним из главных блоков мероприятий Комплексного плана по проведению Международного десятилетия коренных народов мира в Российской Федерации является совершенствование нормативно-правовой базы по защите прав и интересов коренных народов России. Это тем более важно, так как вхождение России в состав Совета Европы налагает на нее определенные обязательства в части предоставления гарантий и защиты прав и интересов коренных народов и национальных меньшинств.

Помимо Национального оргкомитета мероприятия по Международному десятилетию коренных народов мира проводят и другие организации. Например, журнал “Северные просторы” (главный редактор Голубчикова Валентина Давыдовна) в рамках европейской программы “Фаре и Тасис” и при партнерстве Нордического Совета Саамов и Фонда “L’auravetl’an” организовал Информационный центр коренных народов России. Задачей Центра является оказание помощи представителям коренных народов Российской Федерации в ознакомлении с национальными и международными юридическими документами и мероприятиями, проводимыми ООН и другими международными правительственными и неправительственными организациями по проблемам коренных народов. Нужно отметить, что журнал “Северные просторы” - единственное федеральное печатное издание, которое еще в 1991 году опубликовало ряд статей из Конвенции № 169 Международной организации труда.

В декабре 1994 года Правительство Российской Федерации и российская общественность отметили начало Десятилетия. Совместными усилиями Национального оргкомитета, Госкомсевера России, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, журнала “Северные просторы”, Дома журналистов был проведен фестиваль “Первый день Международного десятилетия коренных народов мира”.

Кроме того, в рамках Международного десятилетия в 1994 году были проведены международные симпозиум и фестиваль “Искусство народов Севера: традиции и современность”, конгресс “Север России: семья, дети, экология”, семинар “Женщина, экология, семья, культура и бизнес”, межрегиональное совещание по проблемам развития культуры малочисленных народов Севера.

В 1995 году были проведены следующие крупные мероприятия:

- Международное совещание, прошедшее в Архангельске в сентябре 1995 г. с участием экспертов ООН и ее подразделений, представителей правительств развитых европейских стран, по оказанию содействия государственным программам поддержки коренных народов Севера. В ней приняли участие представители министерств и ведомств, органов власти субъектов федерации, общественных организаций коренных народов России. К совещанию было подготовлено два специальных доклада: “Коренные народы России: самоуправление, земля и природные ресурсы. Обзор законов и иных нормативных актов ХIХ-ХХ вв.” и “Социально-экономическое и демографическое положение, проблемы занятости коренных малочисленных народов Севера России”. По рекомендации совещания составлен перечень проектов, представленных как субъектами федерации, так и организациями коренных народов, для рассмотрения их европейскими участниками совещания на предмет оказания технической, финансовой и экспертной помощи;
- Первый учредительный съезд оленеводов России;
- Учредительный съезд и создание Конгресса тюркских народов Российской Федерации;
- Первый международный семинар “Сохранение традиционных культур в контексте экономического развития”.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации провел круглый стол на тему “О политических и социально-экономических аспектах российской программы Международного десятилетия коренных народов мира”.

Кроме мероприятий, имеющих общий характер, проведены и конкретные мероприятия. Например, оказана финансовая помощь более 1500 родовым общинам и другим национальным предприятиям. В частности, на эти цели были сориентированы средства, предусмотренные в федеральном бюджете на мероприятия по региональному развитию. Из средств созданного Правительством Российской Федерации Фонда национально-культурного возрождения народов России выделено почти 3 млрд. руб. на поддержку традиционных отраслей хозяйствования коренных народов, а также на проведение различных культурных мероприятий - фестивалей, конкурсов, спортивных олимпиад и т.д.

Специальными распоряжениями Правительства Российской Федерации выделялись средства для обеспечения участия представителей коренных народов России в международных мероприятиях - на сессиях Рабочей группы ООН по коренным народам в Женеве, на инаугурации Международного десятилетия коренных народов мира в Нью-Йорке.

Таким образом, можно сказать, что худо-бедно, а начало Десятилетию положено. Не все, конечно, идет гладко, и не так, как хотелось бы, не все стороны жизни коренных народов охвачены. Например, в рамках Десятилетия практически не проводились целевые мероприятия в области здравоохранения, научных изысканий, охраны природы, труда и занятости коренного населения. И проблема здесь не только в отсутствии должного целевого финансирования, но и в оттеснении проблем коренных народов на задний план из-за сложившейся политической и социально-экономической ситуации по всей стране.

Особенно проблематично это проявляется в законодательной области на федеральном уровне. Единственный, принятый Государственной Думой Закон “Об основах правового статуса коренных малочисленных народов России” не просто отклонен Советом Федерации, а вообще снят с дальнейшего рассмотрения. Какова будет судьба других законопроектов, касающихся коренных народов России и разрабатывающихся в высшем законодательном органе власти страны, не известно. Причиной в данном случае является, скорее всего, отсутствие у российского общества в целом, у парламентариев в частности должного уровня правовых знаний в области прав человека, прав коренных народов.

В связи с этим хотелось бы, чтобы Десятилетие коренных народов было посвящено в первую очередь правовым вопросам: проблеме ликвидации правовой безграмотности населения в целом в отношении прав человека и коллективных прав народов, разработке и принятию правовых документов и нормативных актов в развитие ст. 9 (части 1,2), 15 (часть 4), 69, 72 (часть 1, пункт “м”) Конституции Российской Федерации.

Необходимо на государственном уровне поставить вопрос о приведении национальных правовых норм в соответствие с положениями Конвенции № 169 МОТ, тем более что Президент России указом от 5 февраля 1992 года “Об Ассоциации автономных округов Российской Федерации” поручил Правительству “внести предложение о ратификации Конвенции МОТ “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах”. Для решения данного вопроса необходимо создать межведомственную Комиссию при Правительстве или поручить этот вопрос Национальному организационному комитету по проведению Международного десятилетия коренных народов мира, в составе которого может быть сформирована соответствующая комиссия.

Следующий вопрос, на который необходимо обратить внимание и решать на государственном уровне, - это вопрос о создании на государственных федеральном и региональных телерадиовещаниях специальных программ, посвященных правовым вопросам в отношении коренных народов и освещающих современное положение коренных народов России, особенно малочисленных, программ, где действующими лицами были бы представители коренных народов, их лидеры, политические, общественные и творческие деятели.

Нужно также на государственном уровне поставить вопрос о производстве документальных, художественных, мультипликационных фильмов по фольклору - сказкам, сказаниям, эпосам, и литературным произведениям писателей коренных народов России. Это будет способствовать созданию положительного образа коренного, нерусского, населения, атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения и терпимости. К сожалению, в настоящее время в СМИ о нерусских народах, волею судеб оказавшихся в составе Российской Федерации, обычно печатают только негативную информацию и если где-то в республиках или национальных округах случаются конфликты или криминальные ЧП, то тут же журналистская братия во всех грехах обвиняет нерусские народы. “Презумпция виновности” нерусских народов в выдуманных и невыдуманных конфликтах стала отличительной чертой демократических преобразований в России. Эти негативные тенденции должны устраняться на государственном уровне.

В федеральных средствах массовой информации необходимо освещать ход проведения Международного десятилетия коренных народов мира, это создаст эффект сопричастности всех граждан к проводимым мероприятиям и соответственно будет способствовать нормализации межнациональных, межэтнических отношений. Это крайне важно, так как Конституция нашей страны начинается словами: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации ...”

Кара-Кыс Аракчаа

К содержанию

ДИСКУССИИ

К проблеме ратификации Конвенции МОТ № 169: отзывы

 

МИД России, первый заместитель министра И.С. Иванов 
(№ 1786/ ДСИО от 17. 10. 1994 г.)

О Конвенции МОТ № 169 "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах”

Данная Конвенция вступила в силу 5 сентября 1991 года. На сегодняшний день ратифицирована шестью странами (Боливия, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Норвегия, Парагвай) и, по идее, должна заменить действовавшую до этого Конвенцию МОТ № 107 “О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах”, 1959 г., которая была ратифицирована 28 странами. Наша страна в Конвенции № 107 не участвует.

Как представляется, ст. 14 и 15 Конвенции № 169 не стыкуются с положениями ст. 10 и 20 Основ законодательства Российской Федерации о правовом статусе коренных малочисленных народов (приняты в 1993 г.), согласно которым коренные народы и племена лишь участвуют в распоряжении землей и природными ресурсами через представительные и исполнительные органы соответствующих субъектов Российской Федерации, но не могут быть их собственниками.

Данное противоречие не может быть устранено путем принятия оговорок при ратификации Конвенции, так как практика МОТ исключает принятие оговорок к конвенциям Организации.

Вместе с тем Конвенция № 169 содержит положение, согласно которому при определении характера и масштаба мер проявляется гибкость с учетом условий, характерных для каждой страны (ст. 34). Как правило, информация о характере и масштабе мер, предпринимаемых во исполнение Конвенции МОТ, включается в первый ежегодный Доклад о применении Конвенции, представляемый в Международное Бюро труда. При этом, если изложенные меры, ограничивающие применение положений Конвенции из соображений особенностей страны, будут определены другими государствами как толкование положений Конвенции и приведут к спору, то на основании ст. 37 Устава МОТ конфликт будет разрешаться Международным Судом или трибуналом, образуемым Административным Советом МОТ. В данном случае всякое решение или консультативное заключение Международного Суда имеет обязательную силу как для государства, так и для трибунала.

В принципе в случае ратификации Россией Конвенции МОТ № 169 правовой коллизии не возникнет, так как п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации устанавливает примат положений международных договоров России над положениями Российского законодательства. Более того, ст. 69 Конституции прямо гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Вместе с тем при принятии решения относительно ратификации Конвенции следует учитывать и то, что Устав МОТ предусматривает механизм контроля за соблюдением конвенций МОТ, включающий ежегодные доклады, создание комиссий по расследованию и т.д. (ст. 22-34 Устава МОТ), и Организация будет внимательно следить за тем, как Россия выполняет обязательства по Конвенции.

Следует также иметь в виду, что в целом положения Конвенции не являются самоисполнимыми и для их реализации потребуется принятие соответствующих национально-правовых мер.

 

Минэкономики России, первый заместитель министра 
А. Г. Шаповальянц (№2328-П от 15.10. 1994 г.)

Министерство экономики Российской Федерации рассмотрело Конвенцию № 169 Международной организации труда “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах” и сообщает.

В соответствии с общепризнанными международными нормами соблюдение и защита прав человека и гражданина, в том числе представителей “коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни” и проживающих на территории Российского государства, является основополагающим принципом, закрепленным в Конституции, основой его экономической и социальной политики. Что касается обобщающей категории и, в частности такой, как “коренной народ или народ, ведущий племенной образ жизни”, то в Российском законодательстве и статистике она практически не использовалась и не используется.

Между тем, исходя из особенностей исторического развития Российской Федерации как независимого государства, его национального состава и административно-территориальной структуры, в соответствии с пунктами 1(6) и 2 статьи 1 Конвенции на статус коренного народа может претендовать до 80-90% населения России.

Вызывает сомнение также содержание раздела II Конвенции “Земля”, регулирующего права коренных народов на собственность и владение землями, которые они традиционно занимают, и поверхностными ресурсами, расположенными на этих территориях. Применение на практике статей, содержащихся в указанном разделе Конвенции, в условиях многонационального, федеративного государства может привести к нарушению прав “некоренного” населения, содействовать возникновению межнациональных конфликтов.

С учетом изложенного Минэкономики России считает преждевременной ратификацию Федеральным Собранием указанной Конвенции.

Как показывает практика, для России в условиях перехода к рыночным отношениям более актуальным является выработка особой правовой, экономической и социальной политики в отношении малых народов, не имеющих своей государственности.

Рассматриваемый в настоящее время в Госдуме проект Закона Российской Федерации “Основы правового статуса коренных малочисленных народов Севера России” в определенной мере отвечает этим задачам.

В настоящее время находится в состоянии разработки Закон Российской Федерации “О правовом статусе автономного округа, национального района и национального села” и ряд других законодательных актов.

Для преодоления кризиса, затрагивающего фундаментальные основы жизни малочисленных народов Севера, Правительством Российской Федерации постановлением от 11 марта 1991 года № 145 принята Государственная программа развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991-1995 годах.

Целью программы являются подъем жизненного уровня коренных народов Севера, развитие их традиционных промыслов, улучшение медицинского обслуживания, обеспечение занятости, возрождение языка, культуры и подготовка национальных кадров, разработка законодательных основ взаимоотношений государства, северных регионов, структур управления и народов Севера, дополняя при необходимости отдельные положения, касающиеся малочисленных народов.

 

Минтруд России, заместитель министра И. В. Халевинский 
(№ 648-Пр от 17 октября 1994 г.)

К вопросу о Конвенции МОТ № 169 “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах”

Конвенция МОТ № 169 "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах" была принята на 75-й сессии Международной конференции труда в июне 1989 года в порядке пересмотра ранее действовавшей Конвенции МОТ № 107 1957 года "О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах”.

Поводом к пересмотру Конвенции 1957 года было решение Административного Совета МОТ и совещания экспертов, которые пришли к выводу, что интеграционистский подход Конвенции № 107 не отражает современный образ мышления и не позволяет коренным и другим народам, ведущим племенной образ жизни, контролировать собственное экономическое, социальное и культурное развитие. В настоящее время Конвенция № 169 ратифицирована 6 государствами.

При оценке возможностей страны в ратификации Конвенции следует учитывать, что согласно Уставу МОТ требуется соблюдение определенных обязательств страны как члена МОТ, которые накладываются условиями ратификации.

1. В отношении ратификаций конвенций, затрагивающих вопросы труда, МОТ считает неприемлемой ратификацию с оговорками.

2. Страна обязуется представлять ежегодные доклады Международному Бюро труда по принятым мерам применения Конвенции, по форме и содержанию, установленным Административным Советом.

3. Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций изучает и комментирует информацию и доклад, представляемые правительством.

4. Согласно ст. 33 Конвенции № 169 “Правительственные органы, ответственные за вопросы, охватываемые Конвенцией, обеспечивают... наличие средств, необходимых для должного выполнения возложенных на них функций".

5. В случае несоответствия законодательства страны международным правовым нормам ратифицированного страной документа применяются международные правовые нормы (т.е. законодательство страны безусловно должно быть приведено в соответствие с международными нормами права).

Общие положения Конвенции № 169

Основные положения Конвенции включают:

Ответственность правительств за проведение с участием соответствующих народов согласованной и систематической деятельности по защите прав этих народов и установлению гарантий их целостности.

Содействие лицам, принадлежащим к соответствующим народам, в ликвидации различий в социально-экономических условиях жизни коренных и других членов национального сообщества методами, соответствующими их стремлениям и образу жизни (ст. 2).

Конвенцией предусматривается:

- неприкосновенность ценностей, практики и институтов указанных народов и права народов решать вопрос выбора собственных приоритетов для процесса развития в той мере, в которой он затрагивает их жизнь, верования, институты, духовное благополучие и земли, которые они занимают;
- права собственности и владения на земли, которые они традиционно занимают;
- принятие в случае необходимости мер для гарантирования этим народам прав пользования землями, к которым у них есть традиционный доступ для осуществления их жизненно необходимой и традиционной деятельности;
- признание в качестве важных факторов сохранения их культуры, экономической самостоятельности и развития традиционных видов деятельности, таких как охота, рыболовство, звероводство, собирательство, кустарные промыслы;
- принятие в случае необходимости специальных мер для охраны лиц, принадлежащих к этим народам, их институтов, собственности, труда, культуры и окружающей среды;
- создание в сотрудничестве с коренными народами учебных программ и служб в области образования, ориентированных на их особые потребности и включающих их историю, их знания и технологию. При этом важнейшей целью образования является передача общих знаний и навыков для равноправного участия в жизни общины и национального сообщества;
- содействие добровольному участию лиц, принадлежащих к коренным народам в программах профессиональной подготовки общего назначения, обеспечения специальных учебных программ профессиональной подготовки и создание материальных условий для их профессиональной подготовки. Все программы специальной подготовки исходят из требований экономической среды, социальных и культурных условий и практических нужд соответствующих народов. Все исследования, проводимые в этой области, осуществляются в сотрудничестве с этими народами, с которыми проводятся консультации по вопросам организации и выполнения этих программ.

Минтруда России, безусловно, поддерживает гуманистические идеи и методологический подход, выраженные в Конвенции МОТ № 169, ее ведущие положения в вопросах воспитания, образования, профподготовки и занятости, сохранения самобытности институтов труда и культуры, что должно быть направлено на создание благоприятных условий для возрождения и развития аборигенных народов.

Вместе с тем краеугольным камнем, определяющим условия ратификации Конвенции, являются принципы землепользования коренного населения.

Наибольшую трудность при этом вызывает реализация положений раздела II о земле, ст. 14, 15, предоставляющих возможность самого широкого толкования понятия права на земли, которые традиционно занимают коренные народы. Так, за коренными народами признаются права собственности и владения на землю (причем понятием "земли" охватывается вся окружающая среда районов, которые занимают или используют иным образом соответствующие народы), гарантируются права пользования землями, которые заняты не только ими, но к которым у них есть традиционный доступ для осуществления их жизненно необходимой и традиционной деятельности.

Правительства должно установить процедуру консультаций с коренными народами с целью выяснения наносимого ущерба до начала осуществления или до выдачи разрешения на осуществление любых программ по разведке или эксплуатации ресурсов, относящихся к их землям.

Право владения землей в принципе не противоречит конституционным нормам Российской Федерации (ст. 9 Конституции РФ), однако этническое право в ней отсутствует.

Крайне взвешенного и ответственного отношения требуют вопросы введения права собственности на природные ресурсы (подразумевающие владение, использование и распоряжение ими) в условиях малонаселенности Севера, непроработанности Земельного кодекса, Закона о недрах и других основополагающих законодательных актов, рассматривающих вопросы природопользования.

Механизм землепользования определяется Земельным кодексом Российской Федерации (который перерабатывается в настоящее время). Действующими положениями Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается специальный режим земель в местах их проживания и хозяйственной деятельности, предоставление во временное пользование сроком до 25 лет земельных участков для ведения северного оленеводства и отгонного животноводства, возможность использовать земли природоохранного назначения, природно-заповедного и лесного фонда для выпаса оленей, охотничьего промысла и других нужд, освобождение от оплаты за землю предприятий и граждан, занимающихся традиционными промыслами, учет их мнения при отводе земельных участков для целей, не связанных с хозяйственной деятельностью указанных народов.

В соответствии с рядом других нормативных актов, в частности указом Президента от 22 апреля 1992 г. “О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера”, стала практиковаться бесплатная передача пастбищ, охотничьих, рыболовных угодий в пожизненное наследуемое владение представителям малочисленных народов Севера, в основном родовым общинам. Без согласия последних не допускается изъятие угодий на цели, не связанные с традиционным хозяйствованием, что отвечает положениям Конвенции МОТ "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах", но противоречит действующему Земельному кодексу.

Вопросы права на земельные угодья включены отдельными пунктами и в другие важнейшие федеральные законы:

- Основы лесного законодательства для малочисленных народов и этнических групп такой режим лесопользования на территории их проживания, который обеспечивал бы возможность осуществления их традиционной хозяйственной деятельности;
- Закон о недрах определяет, что при пользовании недрами в районах проживания малочисленных народов часть платежей, поступающих в бюджеты субъектов Федерации, используется для социально-экономического развития этих народов;
- Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий закрепляет преимущественное право коренных народов на приобретение в собственность по остаточной стоимости предприятий традиционных промыслов и кустарных ремесел.

В соответствии с Планом действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994 - 1995 годы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г, № 496, предусматриваются разработка и совершенствование следующих законодательных и нормативных актов, затрагивающих вопросы природопользования:

в форме законов:

Земельный кодекс Российской Федерации;
О плате за землю;
О системе платежей за пользование природными ресурсами;
О федеральных природных ресурсах;
Об основах налоговой системы Российской Федерации;
Водный кодекс Российской Федерации;
Лесной кодекс Российской Федерации;
Закон о недрах;
Закон об охоте и охотничьем хозяйстве;
Закон о рыболовстве и охране рыбных запасов.

в форме постановлений Правительства:

О порядке лицензирования пользования водными объектами;
О таксах для исчисления размера взыскания средств в возмещение ущерба, причиненного незаконной добычей, выловом или уничтожением ресурсов (объектов) животного и растительного мира;
Об усилении ответственности за экологические правонарушения.

Также в соответствии с указом Президента от 16 декабря 1993 г. № 2144 "О федеральных природных ресурсах" в законодательном порядке должны быть определены процедура определения федеральных ресурсов, а также соответственно разграничения и других форм ресурсной собственности (региональной, муниципальной, личной), что имеет определяющее значение при определении принципов землевладения и землепользования.

С целью обеспечения соответствия правовых норм и в целом государственной политики в сфере труда и занятости коренного населения также необходимо обеспечить разработку комплекса мероприятий (от соответствующих законодательных актов, федеральных и региональных программ до конкретных организационно-управленческих решений), направленных на установление в регионах проживания коренных народов режима регулирования рынка труда и трудовых отношений, который бы обеспечивал безболезненную адаптацию этнонациональных сообществ к новым условиям хозяйствования и жизнедеятельности, создавая им не только равные права в сфере занятости, но прежде всего гарантируя социальную защиту от безработицы и способствуя развитию их трудового потенциала. С этой целью в действующее трудовое законодательство должны быть внесены дополнения и изменения, соответствующие положениям Конвенции в вопросах воспитания, образования, профподготовки и занятости.

Конвенцией МОТ № 169 отмечается необходимость особого внимания к вопросам контроля за условиями найма на работу аборигенного населения и создание компетентных служб инспекции труда в районах, где работают трудящиеся, принадлежащие к соответствующим народам. В России отсутствуют специальные органы, занимающиеся вопросами найма и занятости лиц из числа малочисленных народов. Обеспечение правовых гарантий в этой сфере возложено на региональные органы по труду и занятости в отношении всего населения.

Защите интересов аборигенного населения в вопросах занятости должна способствовать налаженная на местном уровне система информации коренного населения об имеющихся у него правах по трудовому законодательству и о средствах защиты этих прав.

Упорядочения требует и финансовая сторона вопроса в связи с деятельностью ряда фондов и организаций, специально созданных для обеспечения выполнения Государственной программы развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, оказания помощи коренным народам Севера.

Кроме того, следует четко определиться в значении основополагающих терминов "коренные народы и народы, ведущие племенной образ жизни", применяемых в Конвенции (на основании которых осуществляются гарантии и обеспечение их прав), имея в виду их соответствие терминам и понятиям Российского законодательства.

В настоящее время в Российской Федерации не определено понятие "коренные народы". Этнически как малочисленные народы Севера выделяется 26 народов. Согласно проекту Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о правовом статусе малочисленных коренных (аборигенных) народов России" вводится понятие “малочисленные коренные (аборигенные) народы”, что не в полной мере соответствует содержанию понятия Конвенции (в понятии, употребляемом Конвенцией № 169, не используется показатель численности коренных народов). Согласно проекту Закона традиционный список малочисленных народов Севера расширен. К малочисленным коренным (аборигенным) народам предварительно отнесена 61 этнонациональная группа. Из них 6 - расселены на различных территориях европейской части России, 22 - на Северном Кавказе, 33 - на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке. Территория их расселения, учитывая его дисперсный характер, занимает практически 4/5 территории России. Переписью населения 1989 г. было охвачено только 34 народа (всего около 350 тыс. человек). По численности остальных народов имеются лишь непроверенные оценочные данные.

Учитывая весьма значительный объем предстоящей законодательной работы, отсутствие четкой позиции по множеству ключевых вопросов в готовящихся законопроектах, следует принять во внимание объективную невозможность в короткие сроки согласовать, рассмотреть и принять все эти законодательно-нормативные документы. Тем самым, в случае ратификации Конвенции, правовая база ее выполнения будет отсутствовать, причем неопределенно долгое время, что недопустимо.

Таким образом, можно констатировать, что формируется достаточно широкая нормативно-правовая база, объективно включающая практически все меры, направленные на улучшение положения коренного населения. Однако существенным и главным ее недостатком является отсутствие пока четкого механизма реализации и контроля за выполнением всех этих законодательных актов и, как следствие, необязательность их выполнения.

В этих условиях принятие нового документа международного уровня, к тому же не имеющего четких, легко отслеживаемых показателей, не является гарантией выполнения принимаемых мер. Принимая во внимание негативный опыт, связанный с трудностями реализации в России положений ряда заключенных и ратифицированных в последнее время международных договоров и конвенций, в целях исключения в перспективе споров и тяжб в настоящее время ключевые позиции и положения Конвенции должны быть, по мнению Минтруда, положены в основу концепции государственной политики в отношении малочисленных народов Севера. Именно по этому пути идет в настоящее время подавляющее большинство стран, имеющих на своих территориях аборигенное население. Такой же подход через "придание силы... положениям Конвенции путем принятия законодательных или административных мер, коллективных договоров или любым другим путем", при наличии обстоятельств, препятствующих ратификации Конвенции, определяется ст. 19, п. 5-е Устава МОТ.

Представляется наиболее целесообразным идти не по пути приведения законов страны в соответствие с положениями уже ратифицированной Конвенции, а наоборот, адекватно оценив возможности государства в обеспечении и реализации гарантий и положений Конвенции, через эволюционное совершенствование Российского законодательства на основе взаимных консультаций в перспективе к возможной ее ратификации.

В этих целях необходимо четко сформулировать и обсудить весь комплекс вопросов, имея целью в дальнейшем обеспечение соответствия положениям Конвенции.

Минюст России, заместитель министра А. М. Степанов 
(№ 02-01-96-94 от 18. 10. 94 г.)

Министерством юстиции рассмотрено письмо Комитета по делам национальностей Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации по проблеме присоединения к Конвенции №169 МОТ “О коренных народах и народах ведущих племенной образ жизни в независимых странах”.

Сообщаем следующее:

Согласно Положению о Министерстве юстиции основная функция Министерства юстиции - правовая оценка представляемых на экспертизу нормативных актов.

Вместе с тем, в принципе, Министерство юстиции не возражает в присоединении к Конвенции № 169 МОТ.

Что касается п. 3, то в настоящее время разрабатываются Закон "О местных национально-территориальных сообществах", "Основы законодательства РФ о правовом статусе малочисленных народов России" и т.д.

Министерство финансов России, заместитель министра 
И. П. Молчанов (1-10/2-2628 от 11.10.94 г.)

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо Комитета по делам национальностей Государственной Думы по вопросу присоединения Российской Федерации к Конвенции № 169 Международной Организации Труда "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах" и сообщает следующее.

Отдельные положения Конвенции предусматривают ряд льгот и компенсационных мер в области землепользования и природоохранной деятельности, допускают перераспределение земель и переселение народов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для решения вопроса о присоединении Российской Федерации к названной Конвенции необходимо определить размер расходов из Федерального бюджета для финансирования мероприятий, предусмотренных ст. 15 (пункт 2), 16 (пункты 3, 4), 19 (пункт "б"). 22 (пункт “и”), 23 (пункт 2) Конвенции.

По нашему мнению, вопрос о присоединении к указанной Конвенции можно рассматривать в случае приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями и положениями Конвенции №169, принятия Федерального Закона "О правах малочисленных народов Российской Федерации", предусмотрев необходимые гарантии для этих народов в проекте Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного Министерство финансов Российской Федерации считает, что в современных условиях присоединение Российской Федерации к Конвенции № 169 Международной Организации Труда "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах” будет преждевременным.

 

Конституционный суд России, и. о. Председателя Н. В. Витрук (№13-е-5683 от 13.10.1994 г.)

1. Ознакомившись с текстом Конвенции МОТ № 169 “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах”, эксперты Конституционного суда Российской Федерации выражают глубокую убежденность в том, что России следует присоединиться к этой Конвенции и ратифицировать ее.

Конвенция содержит современные международные стандарты отношения государств к указанным народам, предписывающие особые средства защиты коллективных и индивидуальных прав человека для лиц, принадлежащих к таким народам. В нашей стране проблема сохранения самобытности коренных малочисленных народов и защиты их прав, которая, к сожалению, достаточно остра, получила, как известно, отражение в ныне действующей Конституции Российской Федерации. Согласно статье 69 “Российская Федерация гарантирует права коренных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации”. Присоединение к Конвенции явилось бы, таким образом, важным правовым средством реализации приведенной статьи Конституции.

2. Думается, что следовало бы изучить опыт функционирования в ряде стран резерваций для коренных малочисленных народов, ведущих племенной и вообще традиционный образ жизни. Институт автономных округов, похоже, себя в этом отношении не оправдывает и подчас превратился в средство обретения необоснованных привилегий местной бюрократической элитой, в значительной своей части, если не в большинстве, не принадлежащей к коренным народам, для которых, по идее, учреждена была автономия.

Резервации ни в коей мере не ущемили бы равноправия лиц, принадлежащих к коренным народам, с другими гражданами, ибо эти лица имели бы право в любое время покинуть резервацию и проживать в любом ином месте со всеми правами и обязанностями гражданина, равно как и право в любое время вернуться в резервацию. Но резервация, в которой соответствующий народ был бы полным хозяином территории, включая недра, и пользовался бы при этом государственными специальными услугами, могла бы гарантировать не только выживание народа традиционным образом жизни, но и самобытное его развитие.

Далее, представляется целесообразным учредить на уровне Федеральном и уровне субъектов Российской Федерации институт специального парламентского уполномоченного (омбудсмана, комиссара и т.п.) по правам коренных малочисленных народов, который обладал бы полномочиями, позволяющими охранять права этих народов и обеспечивать соблюдение гарантий, вытекающих из Конституции, закона и Конвенции.

3. Учитывая, что, согласно пункту ”м” части 1 статьи 72 Конституции РФ, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей находится в совместном введении Российской Федерации и ее субъектов, необходимо прежде всего принять соответствующий федеральный закон и на его основе законы субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают коренные малочисленные народы. В федеральном законе, в частности, следовало бы идентифицировать эти народы и определить в соответствии с Конвенцией необходимый минимум гарантий для прав этих народов, которые могут быть затронуты федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации о земле, недрах, образовании и др. Законы субъектов Российской Федерации могли бы конкретизировать эти гарантии и предусмотреть дополнительные в соответствии с конкретными условиями. Не подлежит сомнению, что к участию в разработке такого законодательства необходимо привлечь представителей малочисленных народов.

К содержанию

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Оказывать реальную помощь

 

В администрации Корякского автономного округа работает Комитет по делам народностей Севера. Председателем комитета является Ольга Семеновна Кутык. При Комитете создан Фонд, о работе которого Ольга Семеновна рассказала в своем интервью газете “Народовластие”.

Обращаться в Фонд за той или иной помощью могут в основном представители коренных малочисленных народов Севера, национальные предприятия, родовые общины, все предприятия, которые работают в интересах коренного населения. За время существования Комитета поступило 308 заявок от жителей округа, различных организаций, учреждений. По мере поступления денежных средств в Фонд Комитет оказывает адресную помощь.

За 10 месяцев в Комитет было переведено 1,5 млрд. рублей. В соответствии с программой “Оленевод” с июня этого года каждый оленевод округа получает ежемесячно по 300 тысяч рублей. В целом программа охватывает более 700 человек. На одном из последних заседаний комитета была утверждена программа о возвратной и безвозвратной помощи населению по различным уважительным причинам на сумму 15 млн. рублей. Безвозвратной материальной помощью могут воспользоваться в первую очередь студенты, абитуриенты из семей оленеводов, малоимущие из числа коренного населения.

Одной из основных задач Комитета по делам народностей Севера является поддержка социально-культурного развития северян. В этом плане были выделены деньги детскому ансамблю им. Соколова из Караги для приобретения сценических костюмов, для этих же целей детскому ансамблю “Сузвай” из Коврана отпущено 20 млн. рублей. Для организации гастрольной поездки в Израиль профессиональному ансамблю “Мэнго” было выделено 150 млн. рублей.

Всем известно, что одной из самых острых проблем северян является жилищная проблема. Для ее решения в округе, во-первых, нужна конкретная программа по приобретению жилья жителями коренной национальности Корякского округа. И в этом плане серьезно предстоит поработать. Совет Фонда принял решение приобретать жилье для малочисленных народов Севера в муниципальную собственность без права приватизации. На средства Фонда куплены квартиры в Манилах, Селанке, Тигиле, Ачайваяме, Ивашке, Оссоре на общую сумму 180 млн. рублей. В первую очередь квартиры приобретаются для малоимущих, ветеранов, инвалидов, многодетных семей, больных.

По материалам газеты “Народовластие”
1996, 8 августа, № 95
Подготовил О. Сюгней, ИЦ“L”

К содержанию

НОВОСТИ

XI Международный конгресс

 

Международная Комиссия по обычному праву и правовому плюрализму и Институт этнологии и антропологии РАН проводят Х1 Международный конгресс по теме “Обычное право и правовой плюрализм в изменяющихся обществах”. Конгресс состоится 18-22 августа 1997 года в Москве. Программный комитет возглавляют доктор Валерий Тишков и Харальд Финклер.

Тематика Конгресса охватывает следующие направления:

- движения для достижения самоопределения коренных народов как в рамках национальных государств, так и на межгосударственном уровне;
- исследования по правовому урегулированию использования природных ресурсов;
- теоретические аспекты правового плюрализма.

В рамках Конгресса будут работать 4 симпозиума:

1. Самоопределение аборигенных народов и правовой плюрализм;
2. Правовой плюрализм в период экономических преобразований;
3. Формы собственности, управление природными ресурсами, экологические и
экономические изменения;
4. Обычное право и правовой плюрализм: сравнительный анализ и юридическая теория.

Организаторы Конгресса надеются, что в работе симпозиумов примут участие не только специалисты, ученые, но и представители аборигенных (коренных. - Прим. ИЦ ”L”) народов России.

Подробную информацию можно получить по адресу: 117334 Москва, Ленинский просп., д. 32 а. Институт этнологии и антропологии РАН. Оргкомитет ХI Международного конгресса (Новикова Наталья Ивановна), тел.: (8-095) 938-57-19, факс: (8-095) 938-06-00.

К. Аракчаа, ИЦ“L”

К содержанию

Международная конференция

Международная рабочая группа этноэкологических проблем и правовой поддержки народов Севера проводит Международную конференцию “Правовой статус коренных народов приполярных государств (мировой опыт и положение в России)”.

Конференция будет проходить 26-28 февраля 1997 года в Москве на базе Российского университета дружбы народов.

Основные цели конференции:

- обобщение мирового опыта в области защиты прав коренных народов Севера;
- анализ современного положения в России;
- создание предпосылок для образования рабочей сети, объединяющей российских и зарубежных юристов, занимающихся проблемами коренных народов Севера.

В блоке теоретических вопросов признаются приоритетными следующие направления: проблемы самоопределения и самоуправления коренных народов Севера, равноправия и особых прав (коллективных и индивидуальных) этих народов, правовой идентификации этнических общностей и их представителей, использования правовых средств регулирования отношений с участием коренных народов Севера, проблемы инкорпорации международно-правовых норм в правовую систему России и ее субъектов.

В блоке специальных вопросов планируется заслушать доклады, связанные с правом народов Севера в сфере землепользования, экономики, сохранения окружающей среды, использования природных ресурсов, культуры и языка, а также остановиться на проблемах государственного управления делами коренных народов и особенностях правовых конфликтов в данной области и способах их разрешения.

Подробную информацию можно получить по адресу: 117189, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 21/2. РУДН, ЦОППС оргкомитет конференции, И. В. Рымалову. Факс: (8-095) 434-02-20, ЦОППС оргкомитет конференции, И. В. Рымалов.

К. Аракчаа, ИЦ“L”

К содержанию

Инувикская Декларация о защите окружающей среды и устойчивом развитии в Арктике

В марте 1996 года в Инувике (Канада) состоялась Третья конференция министров восьми правительств арктических стран. В ходе работы конференции была принята Декларация о защите окружающей среды и устойчивом развитии в Арктике, которую подписали министры Канады, Финляндии, Норвегии, Швеции, Дании, Исландии, США. За правительство России эту Декларацию подписал министр охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ В. И. Данилов-Данильян.

В работе конференции принимал участие президент Ассоциации народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Е. Д. Айпин. По предложению Ассоциации в Декларацию были введены пункты, в которых предусматривается решение некоторых проблем, стоящих перед коренными народами Севера Российской Федерации. Например, в преамбулу введен текст: “Учитывая необходимость поддержки программ коренных народов Севера Российской Федерации в контексте провозглашенной ООН Декады коренных народов мира”, а в содержательную часть - текст: “Мы согласны сотрудничать с Российской Федерацией в области привлечения инвестиций, необходимых для осуществления программ и проектов, целью которых является сохранение и восстановление традиционных мест проживания народов Севера Российской Федерации”.

Более подробно с текстом Декларации можно познакомиться в газете “Слово народов Севера”.

По материалам газеты “Слово народов Севера”, 1996, №1 (5)
Подготовила А. Канюкова, ИЦ“L”

К содержанию

Новое постановление Правительства13 сентября 1996 года Правительство Российской Федерации приняло постановление № 1099

О федеральной целевой программе “Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года.”

Текст программы в сокращении опубликован в “Российской газете от 1 октября 1996 года.

А. Канюкова, ИЦ“L”

К содержанию

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Ненецкий автономный округ: проблемы системы образования

 

Здесь сердца открыты, словно двери

28 августа в отдаленные поселки, оленеводческие бригады Ненецкого округа направились вертолеты в традиционные для этого времени рейсы: развозили к началу учебного года учащихся, учителей, необходимую для школ документацию. Один из них взял курс на восток округа, конечный пункт - поселок Усть-Кара.

Практически все школы в поселках, куда приземлялся вертолет, готовы к новому учебному году. Интернат Каратайской школы принял 20 детей единоличников. Открывается начальная школа в поселке Варнек, укомплектована кадрами и гостеприимно распахнула двери Амдерминская средняя школа. Общая боль этих отдаленных школ - нехватка квалифицированных педагогов-предметников. Так, остались без учителя математики каратайские школьники. Амдерму выручают стажисты-пенсионеры. Тяжелее всех школе Усть-Кары, где хронически не хватает преподавателей.

О. ТЕРЛЕЦКАЯ
“Нярьяна Вындер”, 1996, 10 сентября, № 139

Первый день учебы

С началом нового учебного года поздравил учителей и учеников Нельминносовской школы (Ненецкий автономный округ) директор Роберт Дмитриевич Гаврильев. Первый день учебы - всегда праздник, 117 учащихся 2 сентября сели за парты, 27 мальчиков и девочек подготовительного класса - впервые. Начало пятому классу положено в прошлом учебном году, в этом году часть шестиклассников из этого класса учиться будет в родной школе, некоторые - в андегской школе-интернате, в соседней деревне. В новом пятом классе будут обучаться 17 учеников, поведет их в мир знаний, как и в прошлом году, Светлана Владимировна Тайбарей, иностранному языку будет учить их начинающая учительница Марина Ивановна Тайбарей.

Если с кадрами более или менее проблема решена, то со школьной столовой второй год одни обещания. Старая столовая сгорела. Когда же дети будут получать горячее питание? Когда же новая школа, которая строится уже много лет, приветливо откроет двери перед учениками? А пока этот долгострой “заморожен”. Старенькая школа будет работать в две смены.

В. ХАНЗЕРОВА,
“Нярьяна Вындер”, 1996, 4 сентября, № 136

 

Школа на окраине

Уже издали видно, что здание санаторно-лесной школы в Нарьян-Маре ветхое. Стены покривились, штукатурка обваливается. Накануне учебного года был проведен ремонт. Обиты стены, покрашены внутренние помещения. Но ведь эта школа очень старая, построена еще в 1936 году, поэтому все здесь гнилое, ветхое, сильно оседают полы. С 1944 года дети здесь учатся и подкрепляют свое здоровье.

В этом году из поселков округа в этой школе будут учиться 70 с лишним ненецких детей. По 16-17 детей приедут из поселков Несь, Нельмин-Нос, по 7-8 детей из Куи, Красного, Харуты, а из других поселков поменьше.

Сейчас трудные времена, не все семьи могут обеспечить детям калорийное питание, поэтому они стали чаще заболевать. А в школе - пятиразовое питание, есть лечебные кабинеты, живут по режиму, дети больше бывают на свежем воздухе.

С. ДУРКИНА,
“Нярьяна Вындер”, 1996, 4 сентября, № 136

 

У оксинской школы много проблем

Самыми благополучными годами в жизни оксинской школы можно назвать начало 90-х годов, когда учителя стали более или менее неплохо зарабатывать. Легче обстояло дело с обеспечением учебниками. Пьянство еще не было таким бичом в семьях, как теперь.

Учителя казались настроены оптимистично, потому что именно тогда зашел разговор о строительстве домов для специалистов на селе. Вообще, по сравнению с коллегами из других населенных пунктов округа, хуже, чем оксинские учителя, никто не живет. Пять учительских семей живут в домах, находящихся в аварийном состоянии. К тому же очень близко к домам подходит река. Берег не укрепляется. Еще одно сильное наводнение, и дома просто снесет.

По той же причине не едут в Оксино начинающие учителя, ведь молодым ребятам и девушкам нужно где-то жить, и желательно в условиях, достойных человека. Сильно надеялись на строительство четырехквартирного дома. Он мог бы хоть и частично, но все же помочь в решении этой важной проблемы. Но сейчас строительство заморожено.

Начальная школа, средняя, интернат, столовая - все это отдельные части оксинской школы, которые расположены далеко друг от друга в разных концах села, что усложняет дело. Начальная школа и интернат - здания не типовые, а приспособленные для этих учреждений. Все строения старые, ветхие. Школе необходим капитальный ремонт, на который, как всегда, не хватает средств. У ребят нет настоящего спортзала, приходится заниматься в маленьком помещении, не позволяющем поиграть детям ни в волейбол, ни в баскетбол.

Большие проблемы с теплом и светом. В мороз температура воздуха в школе не выше 14 градусов. Приходится заниматься в верхней одежде. Уже сейчас по вечерам иногда отключают свет. Из-за слабого напряжения читать вообще невозможно, чуть ветер дунет - происходит замыкание, дети сидят впотьмах, зрение , естественно, портится.

В оксинской школе учатся дети из соседних деревень, едут из Каменки и Хонгурея. Но теперь очень остро стала проблема с подвозом детей. Раньше школа оплачивала эту работу колхозу. А сейчас каждый добирается как может.

Т. СЫЧЕВА,
“Нярьяна Вындер”, 1996, 4 сентября, № 136

 

Школа в Оме

Здание школьного интерната, в котором живут дети тундровиков, требует капитального ремонта. Конечно, лучше построить новое здание, но кто возьмется за это в наше трудное безденежное время? Или здание школы. Оно постепенно подмывается водой. Приходится ежегодно укреплять берег. Правда, была мысль построить здание новой школы. Уже завезена половина требуемого кирпича. Но опять же, по подсчетам специалистов, здание кирпичной школы будет дорогое. Надо ведь еще завезти блоки под фундамент, железобетонные перекрытия. А кирпич лежит в селе уже восемь лет.

А. ПИЧКОВ,
“Нярьяна Вындер”, 1996, 11 сентября, № 140

Материалы о школах Ненецкого автономного округа подготовила 
А. Канюкова, ИЦ“L”

К содержанию

Продолжатели дела эвенского ученого Василия Лебедева

 

Якутск. Институт проблем малочисленных народов Севера издал сборник трудов молодых ученых ”Вопросы эвенской филологии и этнологии”, посвященный памяти первого эвенского ученого-филолога, писателя и общественного деятеля Василия Лебедева (1934-1982). “В настоящее время осуществлена заветная мечта нашего учителя, друга Василия Дмитриевича: при институте организован отдел эвенской философии,” - сообщил корреспонденту ЯСИА кандидат филологических наук Христофор Дуткин. Отдел приступил к созданию двухтомника эвенского фольклора в 60-томной серии памятников фольклора народов Сибири и Дальнего Востока, которая начата В. Д. Лебедевым. Продолжая его дело, ученые Института приступили к новому этапу исследования и обобщения диалектов эвенского языка, кроме того, разрабатываются актуальные проблемы современного эвенского языка. В этой работе, что отрадно отметить, самое активное участие принимают молодые исследователи, работы которых включены в изданный сборник.

Вестник Якутского-Саха Информационного
Агентства, 1996, 29 августа, № 164

К содержанию

Нюргун Боотур заговорил на эвенском языке

 

Национальное книжное издательство “Бичик” готовит к выпуску олонхо Платона Ойунского “Дьулуруйар Нюргун Боотур” на эвенском языке в переводе Дмитрия Кривошапкина.

В последнее время издательство “Бичик” систематически выпускает художественную литературу на языках малочисленных народов Якутии. Здесь, например, впервые увидел свет сборник стихов объемом 11 печатных листов известного эвенского писателя, общественно-политического деятеля Андрея Кривошапкина.

Вестник Якутского-Саха Информационного
Агентства, 1996, 12 августа, № 151

К содержанию

У колледжа - юбилейный год

 

Черский. Единственный в России колледж народов Севера - Нижнеколымский - готовится к началу нового учебного года. Как рассказал его директор Виталий Тырылгин, предстоящий учебный год будет юбилейным - пятый со времени образования колледжа. За это время состоялись два выпуска, подготовлено более 80 учителей начальных классов и хозяев родовых общин, фермеров традиционных отраслей северного оленеводства. Около 20 выпускников продолжают учебу в высших учебных заведениях, в частности в Якутской государственной сельхозакадемии и ЯГУ.

В этом учебном году в колледже будут учиться 136 студентов, в том числе 48 первокурсников. Все объекты колледжа будут готовы к Дню знаний принять воспитанников. Ремонтные работы проведены самим коллективом.

Вестник Якутского-Саха Информационного
Агентства, 1996, 27 августа, № 162

К содержанию

Решения есть. Будут ли действия?

 

О ходе завоза грузов в районы Крайнего Севера и его финансовом обеспечении шел разговор на состоявшемся недавно совещании в Правительстве РФ. В нем приняли участие министры, руководители департаментов и федеральных служб морского и речного транспорта, председатели Госкомитетов. Участники совещания потребовали от Минфина России обеспечить безусловное выполнение поручений, от Председателя Правительства РФ Виктора Черномырдина о выделении в августе сего года 500 млрд. рублей на государственную финансовую поддержку завоза продукции /товаров/ в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками навигации. Во избежание ее срыва дано указание Минтрансу России выделить бюджетные средства, предусмотренные федеральным законом, на содержание ледокольного флота и обеспечение гидрографических работ на трассе Севморпути.

Минэнерго России, ГП “Росуголь”, нефтяным компаниям предписано незамедлительно начать отгрузку нефтепродуктов и угля потребителям северных территорий, при этом приказано снять все запреты на их отгрузку с Усть-Кутской нефтебазы.

Вестник Якутского-Саха Информационного
Агентства, 1996, 23 августа, № 160

К содержанию

Земля ты наша, кормилица

 

До недавнего времени как-то робко говорили об оленьих пастбищах, неправомерно считая, что они безразмерны и готовы прокормить столько оленей, сколько мы пожелаем. Но жизнь заставила сегодня на это посмотреть с другой стороны: оленьи пастбища в некоторых коллективно-долевых хозяйствах Ненецкого автономного округа сегодня испытывают непосильный пресс.

Об этой проблеме открыто заговорили в Ненецком округе со времени создания комитета по земельной реформе и земельным ресурсам. При всяком удобном случае председатель комитета Георгий Ястребов не упускает возможности выступить перед оленеводами, работниками сельского хозяйства округа. Суть его выступлений сводится к тому, что земля в округе используется нерационально, а это ведь наше главное богатство.

Сегодня, по расчетам земельного комитета, на территории округа находится 320 нерекультивированных буровых площадок, в основном на оленьих пастбищах. Некоторые площадки были отведены для геологов еще в 1977 году. Они зарастают травой, кормовая ценность падает, а вросшее в землю оборудование, негодные механизмы портят тундровый ландшафт.

Если раньше худо-бедно геологи занимались рекультивацией буровых площадок, то теперь это дело заброшено совсем. Ответ геологов тут один - нет на это денег. И тут они совершенно правы, поскольку финансовое положение геологии сегодня таково, что хуже и быть не может. А как же будет восстанавливаться оленеемкость пастбищ, которая падает? Как будет использоваться в дальнейшем основное средство производства - земельные ресурсы? В Ненецком автономном округе 75 процентов земель имеют сельскохозяйственное назначение. Территория немалая, и основная земля - оленьи пастбища. 12 хозяйств округа используют в обороте 8650 тысяч гектаров, на которых выпасается порядка 200 тысяч оленей.

Реальность же сегодня такова, что оленьи пастбища выбиваются. Это объясняется перенаселенностью пастбищ, что характерно практически для всех хозяйствах округа. По расчетам, если на пастбище содержится оленей на 4 тысячи голов больше нормы, то оно выбивается.

Интересно, чем потом будут заниматься оленеводы Ненецкого округа, когда от пастбищ останется голая земля? Или оленеводство придет вообще в полный упадок?

По материалам статьи В. Фомина,
“Нярьяна Вындер”, 1996, 23 августа, № 130
Подготовила А. Канюкова, ИЦ“L”

К содержанию

Община "Канин": путь в рынок

 

Сегодня все переживают трудные времена. Но оленеводам, которые через семьдесят лет вдруг отказались жить советским колхозом, во сто крат труднее. Канинские оленеводы (Ненецкий автономный округ) - не исключение. Отделившись от рыболовецкого колхоза “Северный полюс”, они оказались один на один с миром, больше враждебным, чем дружественным. Наивные надежды их на самостоятельность, на то, что доходы сразу возрастут - ведь не надо делить их с многочисленной “конторой”, механизаторами, - лопнули сразу, как только они, да еще без гроша на счетах, оказались “на свободе”, а значит, в жесточайшей зависимости от нового хозяина - Рынка.

Все оленеводы вышли из колхоза и образовали родоплеменную общину “Канин” с коллективной собственностью. Возглавил ее Олег Выучейский, за плечами которого Ленинградский инженерно-строительный институт, работа мастером-строителем в Касимове, Якутии и успешный опыт организации строительного кооператива.

Сегодня нет труда собрать любое количество “негатива” на общину “Канин”, особенно для желающих этого. Это и низкая зарплата, которую оленеводы получали с огромным опозданием, и то, что который год в тундру не завозится брезент - прохудились все жилые домики. Совсем нет спецодежды у пастухов - сапоги бы! А медицинское и культурное обслуживание? ... Очень нелегко приходится сегодня членам общины по дороге в рентабельное хозяйство...

Директор Выучейский понял: на внутреннем рынке общину “Канин” не вытащить. Оленина пользуется высоким спросом только за рубежом. Но там его никто не ждет, да и выходить на рынок нужно с товаром европейского стандарта. Для производства такой продукции нужны современная технология и оборудование. Но как все это приобрести? Денег сегодня никто Выучейскому не даст, даже если Президент подпишет поручение. Выход один: надо найти инвесторов...

Поскольку на Западе спрос на мясо-оленину стоит на первом месте, он рождает предложение. Вот почему Швеция, с ее крохотной территорией саамской тундры, производит товарной оленины даже больше, чем громадный Ненецкий округ. Но небольшие пастбища шведских саамов уже выбиты. Поголовье их оленей снижается. И дальновидные руководители фирм, а также владельцы фабрик, занятых прибыльной переработкой оленины, уже сегодня ищут выход из возможного кризиса. А он - на ладони: надо найти источник сырья!

Так ненец Олег Выучейский и швед Свен Даульберг нашли друг друга и сделали первые шаги к образованию акционерного общества “Нурдрен” (“Северный олень”). Шведы побывали на Канинском полуострове и своими глазами увидели тех людей, с которыми они будут иметь дело, и тех оленей, которые пойдут в совместное дело. Они намерены поставить оборудование для раннего забоя оленей в Чижу и цех для переработки мяса в Архангельск уже в этом году.

Предварительные условия: сдаточная цена оленины - 2 доллара за килограмм - позволяют уже сейчас планировать заработную плату и своевременную выдачу ее. Кроме того, общине пойдет 49 процентов от чистой прибыли за реализацию продукции. Это пока устраивает канинских оленеводов.

Шведы привезли на пробу образцы своей продукции - вяленую и копченую оленину. Вкусовые качества ее оленеводы оценили высоко, но почему-то шведы решили, что выпуск такой продукции - это следующий этап, а пока они будут отправлять в Швецию оленье мясо в вакуумной упаковке, то есть - сырье!

Результаты анализов, выполненных в шведских лабораториях, показывают, что канинское мясо в радиационном отношении чище шведского, на котором до сих пор остается чернобыльский след.

По материалам статьи В. Толкачева,
“Нярьяна Вындер”, 1996, август, № 128-129
подготовила А. Канюкова, ИЦ“L”

К содержанию

Льготы и кредиты

Совет директоров совхозов Ямало-Ненецкого автономного округа подвел итоги работы отрасли за полугодие. Руководитель управления по социально-экономическому развитию села, традиционных отраслей и промыслов Александр Александрович Ваймер сообщил:

“С 1 июля 1996 года все работающие в системе агропрома, независимо от того, в каких отраслях они заняты и являются ли они представителями коренной национальностей или нет, в обязательном порядке получают 3-х месячный прожиточный минимум - 200 тыс. рублей, который перечисляется на специальный счет в качестве меры по соцзащите”.

А вот с продуктами питания и промышленными товарами для оленеводов и рыбаков есть проблемы. Сегодня необходимо завезти этих товаров хотя бы на 1 млрд. рублей дополнительных затрат.

На совете также обсуждалась кампания по заготовке пантов. Здесь тоже есть проблемы, дело в том, что наряду с совхозами этим видом деятельности занимаются частные предприниматели, поэтому львиная доля продукции уходит из округа в виде сырья. На сегодняшний день рынок стабилизировался, средняя цена 60-80 $ за килограмм сухих пантов. Чтобы удержать цену на рынке высокой, необходима монополия государства, ведь еще 5 лет назад цена за 1 кг составляла 300-350 $.

У нас существует запрет на прямые поставки в Корею, а ведь там - основные потребители этой продукции. Корейцы очень следят за своим здоровьем, это пример, достойный подражания.

У жителей округа появится скоро возможность использовать этот уникальный природный продукт для укрепления своего здоровья. В совхозе “Байдарацкий” уже завершен монтаж оборудования по переработке пантов. Будут изготовляться вытяжки, настойки. Это второй такой завод в России. Первый построен на Камчатке.

По материалам статьи О. Лобызовой,
“Красный Север”, 1996, 31 июля, №108
Подготовил О. Сюгней, ИЦ“L”

К содержанию

Будут и права человека

При губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа образована Комиссия по правам человека, председателем которой назначен А. И. Морозов. Сейчас им разрабатываются предложения о составе комиссии и проект ее Положения.

Постановление губернатора округа “О Комиссии по правам человека” принято в соответствии с Указом Президента РФ от 13 июня 1996 г. “О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации” с целью усиления гарантий соблюдения прав граждан автономного округа и на основании частей 1,2,5, ст. 57 Устава (основного Закона) ЯНАО.

Образование в субъектах Российской Федерации Комиссий по правам человека, аналогичных действующей при Президенте России, стало возможным в связи с тем, что в программе Б. Ельцина появилось новое направление - ”реформы с человеческим лицом”, т.е. поворот государства в сторону конкретного человека.

Можно отметить, что в своем Указе Президент просто рекомендовал создание Комиссий по правам человека в субъектах РФ. Губернатор Ю. Неелов одним из первых издал постановление о создании такой комиссии. Это свидетельствует о том, что он придает большое значение развитию правозащитного движения в округе.

“Красный Север”, 1996, 27 июля, № 106
Подготовил О. Сюгней, ИЦ“L”

К содержанию

Врачи, ставшие друзьями

От имени жителей п. Зеленый Яр (Ямало-Ненецкий автономный округ) и от себя лично хочу поблагодарить докторов из медико-передвижного отряда за их кропотливый труд и внимание к больным. Особенную симпатию заслужила детский врач Наталья Хасковна Лапцуй, у которой на приеме ребятишки никогда не плачут. А стоматолога Шапошник все немного боятся, но беспрекословно подчиняются ее требованиям и уважают безмерно. Поселок наш расположен далеко от райцентра. Хотелось бы, чтобы такие бригады приезжали к нам почаще и были бы укомплектованы более полно. Нам нужны и невропатолог, и гинеколог ...

В. Бородавкин,
“Красный Север”, 1996, 27 июля, № 106

К содержанию

Браво, Лагей!

Важным событием в культурной жизни поселка Тазовский Ямало-Ненецкого автономного округа стал сольный концерт первого и единственного ненецкого профессионального певца оперного жанра Гавриила Лагея, который состоялся в центре национальных культур. Неизбалованные музыкальными и театральными зрелищами тазовчане впервые знакомились с творчеством этого певца. Певец прекрасно исполнил куплеты Томского “Если б милые девицы” из оперы “Пиковая дама” Петра Ильича Чайковского. В программе концерта было несколько романсов. Два из них на музыку Даргомыжского - ”Мельник” и “Титульный советник”, старинный романс “Гори, гори, моя звезда” в обработке Бориса Штоколова, а также известный всем романс “Очи черные” в обработке Федора Ивановича Шаляпина. Трудно передать словами то вдохновенно-дивное состояние зала, когда Гавриил Лагей исполнил песни “Моя любимая”, “Эх, Настасья” и др., которые, несомненно, он прочувствовал, выстрадал. И все же не мощностью голоса “пробивался” зал. А тем, что Гавриил поет душой, - вот что особенно тронуло зрителей.

И. ПЕТРОВИЧ,
“Красный Север”, 1996, 14 августа

К содержанию

ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ

Встреча с Е.Т.Пушкаревой, консультантом Комитета Госдумы ФС РФ по проблемам Севера

 

Стажеры Информационного центра встретились с сотрудником аппарата Комитета Госдумы по проблемам Севера, кандидатом исторических наук Еленой Тимофеевной Пушкаревой. Она рассказала о механизме рассмотрения, прохождения и принятия законодательных актов. Прошлой Думой был рассмотрен ряд проектов законов, касающихся Севера, но большинство законов так и не были приняты. Елена Тимофеевна привела в пример проект закона “Основы правового статуса коренных малочисленных народов России”, который в результате своего шестилетнего существования на бумаге с многократными доработками отклонялся то Советом Федерации ФС РФ, то Президентом РФ.

В ходе встречи Елена Тимофеевна познакомила стажеров с проектами таких законов, как “Северное оленеводство”, “Об охотничьих хозяйствах”, в создании которых она принимала активное участие, а также других проектов законов, которые касаются коренных народов Севера.

О. Сюгней, ИЦ“ L”

К содержанию