БЮЛЛЕТЕНЬ № 41 | XVIII группа стажеров | |||
СОДЕРЖАНИЕ | ||||
Новости, факты, события |
Нужно
заслуживать право представлять свой
народ | |||
Имя на карте | Знакомьтесь: Республика Хакасия | |||
Наука и культура | ||||
Коренные народы России |
| Одулы (юкагиры) Верхней Колымы | ||
Встречи стажеров |
| Встреча с шаманом | ||
Точка зрения |
|
Развитие
удэгейского национального охотничьего хозяйства | ||
|
|
|
|
|
НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ | ||||
Нужно заслуживать право представлять свой народ |
|
2 июля 2001 года в Совете Федерации РФ при Комитете по делам Севера и малочисленных народов РФ состоялось заседание "круглого стола" на тему "Об участии представителей коренных малочисленных народов Севера в деятельности законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и выборных органов местного самоуправления". На этом заседании присутствовали представители коренных малочисленных народов различных регионов РФ, представители Совета Федерации, Государственной Думы, Конститу-ционного Суда РФ. Участники "круглого стола" отмечают, что "проблема представительства коренных малочисленных народов Севера в законо-дательных органах государственной власти субъектов РФ и выборных органах местного самоуправления имеет важное и актуальное значение для северных народов, для решения задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина". Из всех выступивших на заседании, на мой взгляд, следует обратить внимание на следующие два выступления, которые были более конструктивны в решении существующей проблемы. Из выступления советника Конституционного Суда РФ В.А. Кряжкова: "Многие положения законов не работают и малоэффективны из-за отсутствия политической воли в реализации этих положений. Нет норм в выработке законодательных актов на местном уровне. Как коренные малочисленные народы Севера (далее - КМНС) участвуют в выработке решений? Допустимо ли предпочтение коренных малочисленных народов в законодательстве? Парламенты должны быть репрезента-тивны (все народы должны быть одинаково представлены). Необходимо признать возможность представительства КМНС в законодательстве. Участие КМНС в законодательной деятельности нельзя сводить только к представительству. Должно быть взаимодействие с органами власти разных уровней". Из выступления вице-президента Ассоциа-ции КМНСС и ДВ РФ М.А. Тодышева: "Статья 13 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" на практике не реализуется". Затем он представил "Сведения о количестве депутатов из числа коренных малочисленных народов Севера в органах законодательной (представительной) власти субъектов РФ и местного самоуправления". Данные были представлены только 11 регионами РФ?! Из этих сведений следует, что представителей КМНС в органах власти субъектов РФ и местного самоуправления действующих созывов значительное меньшинство, а в некоторых регионах наблюдается их полное отсутствие. Положительная тенденция наблюдается только в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автоном-ных округах (там предусмотрены квоты для представителей коренных народов в окружных законодательных органах, которые избираются по единому многомандатному территориальному округу; в этих же регионах община как орган общественного территориального самоуправления может наделяться отдельными полномочиями органов местного самоуправления). Национальные административно-территориальные образования созданы в Карелии, Бурятии, Сахалинской и Амурской областях и ряде других регионов. Далее М.А. Тодышев отметил, что "такое положение сложилось из-за негативного отношения некоторых руководителей регионов к установлению квот для представительства коренных малочисленных народов Севера в органах власти. Есть также недостаточный уровень работы местных ассоциаций КМНС в решении этих вопросов. Нужно установить право законодательной инициативы за КМНС. Провести необходимую работу в этом направлении в регионах, в органах местного самоуправления. Изучить положительный опыт в реализации законов в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах". "Необходимо привести в соответствие российское законодательство и внести изменения в уже существующие законы. В частности, изменить текст ст. 13 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" где слова "могут устанавливаться" квоты представительства малочисленных народов в законодательных (представительных) органах субъектов РФ и представительных органах местного самоуправления" заменить на "устанавливаются". В целом же, все участники заседания сошлись во мнении, что федеральные законы, затрагивающие конституционные права КМНС, несовершенны и в действительности носят только декларативный характер. Высказались за необходимость запроса в Конституционный Суд РФ о конституционности существующих норм в отношении коренных малочисленных народов Севера по механизму их реализации и по проверке их исполнения Генеральной Прокуратурой РФ. В обращении к Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, органам законодательной и исполнительной власти субъектов РФ участники "круглого стола" рекомендуют: "Разработать механизм реализации норм федерального законодательства, обеспечивающих участие КМНС в законотворческой деятель-ности; разработать рекомендации по организ-ации местного самоуправления, в местах компактного проживания КМНС РФ; учредить институт уполномоченного по правам КМНС РФ; создать консультативно-экспертный совет по вопросам КМНС при Федеральном Собрании РФ; решить вопрос об учреждении структурного подразделения регионального государственного органа исполнительной власти, координирующего и организующего решение вопросов жизнедеятель-ности КМНС РФ". В заключение хочется поделиться своим мнением по данной проблеме. Коренные малочисленные народы должны иметь своих представителей в органах законодательной (представительной) власти субъектов РФ и выборных органах местного самоуправления в местах их проживания. Чтобы при принятии каких-либо решений учитывались условия и территории проживания наших народов, не нарушались национальные традиции и обычаи. Но предоставление квот не принесет положительного результата без осознания того, что представлять тот или иной народ должен человек, достойный этого звания. У власти должны находиться компетентные во всех отношениях люди, способные разбираться во многих жизненно важных вопросах людей независимо от их национальной принадлежности или еще каких-либо отличий. Нужно заслуживать это право – представлять свой народ. Без осознания этого мы будем только делегировать своих представителей, которые будут принимать неадекватные решения, действовать по чужой указке или вообще бездействовать. Нужны ли будут такие люди во власти? Я думаю, что именно из-за бездействия со стороны некоторых наших представителей и руководителей на местном уровне не решается множество проблем. Поэтому на данном этапе не следует спокойно сидеть и ждать предоставления квот представи-тельства, а самим доказывать свою самостоя-тельность и компетентность конкретными делами и поступками. В доказательство этого, можно привести следующий пример. В Чукотском автономном округе депутатом Государственной Думы был избран представитель коренного народа – чукча В.М. Етылин. Если его выбрал на эту ответственную должность весь округ, где преобладающее население русской национальности, значит, он действительно заслужил право представлять свой регион, свой народ в высшем законодательном органе страны. И этот случай должен послужить примером для всех коренных малочисленных народов. Александр
Смирнов, удэгеец, |
||
Проблемы горожан |
|
В городе Комсомольске-на-Амуре по состоянию на 1995 год проживало 1831 коренных жителей. Молодежь из близлежащих поселков переезжает жить в город, так как не видит для себя никаких перспектив. Но, приехав туда, они сталкиваются с еще большими трудностями – это безработица, большие тарифы за коммунальные, социальные услуги и т.д. Вместе с тем они лишены средств существования, которые принадлежали им, когда они проживали у себя в селе. Это в первую очередь наша этническая пища – рыба. В последнее время, начиная с 1999 года, произошло резкое снижение распределения квот на осеннюю кету для городских представителей коренных малочисленных народов. Впервые коренное население, проживающее в городах Амурске, Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, Николаев-ске, не получили "нормовую рыбу". Данный факт является грубейшим нарушением законных прав коренных народов со стороны Департамента по рыболовству администрации Хабаровского края. Ветераны Великой Отечественной войны, многодетные семьи, инвалиды 1-й и 2-й групп, одинокие пенсионеры остались без кеты, которая была для них очень большой помощью в зимнее время. Эти люди не в состоянии сами обеспечить себя и свои семьи. Неоднократные письма в администрацию Хабаровского края, Департамент по рыболовству администрации края, краевую Думу положительного результата не принесли. Мы, горожане, находимся в худшем положении в этом вопросе, так как жители сельских местностей имеют более выгодное положение и способны обеспечить сами себя этнической пищей. А мы или покупаем ее по рыночной цене, или остаемся без нашей этнической пищи из-за отсутствия денег. Наши предки издревле пользовались теми богатствами, которые им щедрой рукой давала природа, и они с благодарным сердцем и почитанием относились к ней. В то время не было законов, которые столь заботливо защищают наши права в настоящее время, но нам от этого не легче. В Федеральном законе РФ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", в ст. 6 п. 12, написано, что "Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйство-вания и промыслов малочисленных народов имеют право выдавать лицензии и устанавливать квоты на занятие традиционными промыслами малочислен-ных народов и осуществлять контроль за выполнением условий данных лицензий и квот". А нам только остается ждать, когда же наша власть воспользуется своим правом. Виктория
Аяпбергенова, нанайка, |
||
Возрождение национальной одежды |
|
В последнее время у многих людей появился интерес к национальной одежде и возникло желание сшить себе костюм, который носили его предки. Этой теме и был посвящен семинар, который проводился в Петрозаводске 12 - 16 декабря 2000 года на базе Республиканского центра национальных культур. Идея семинара родилась в Обществе вепсской культуры и была поддержана и финансировалась Баренцевым Секретариатом и Государственным комитетом по национальной политике Республики Карелия. В семинаре приняли участие 16 человек из различных регионов проживания вепсов (Ленинградской области, Вепсской волости Республики Карелия) и различных профессий (учителя трудового обучения, работники культуры, руководители фольклорных коллективов). За это время участники семинара смогли обучиться изготовлению пояса, плетенного на дощечках; головного убора – повойника, сороки и девичьей головной повязки; самого костюма – рубахи, юбки или сарафана. Не сразу все получилось, но в результате работы семинара многие элементы костюма были готовы. До готового состояния костюм доводили дома в течение месяца. Подведение итогов семинара проводилось 25 января 2001 года в Шелтозерском вепсском этнографическом музее Вепсской национальной волости. Участники семинара демонстрировали уже готовые костюмы перед жюри. На конкурсе присутствовали представители местного теле-, радиовещания и корреспонденты районных газет. Было выбрано два костюма. Победительницами конкурса стали жительницы с. Шелтозеро – Любовь Борисовна Герчина, изготовитель женского костюма, и Наталья Степанова, изготовитель девичьего костюма. Каждой была вручена денежная премия в размере 1500 рублей, а их костюмы были переданы в музей на постоянное хранение. Хочется верить, что у участниц семинара найдутся последователи в их начинании и костюмы будут не только храниться в музее, но и использоваться в быту, как это делали наши предки. Валентина
Ишанина, вепсянка, |
||
Единственный в мире музей вепсов |
|
Есть в с. Шелтозеро Вепсской национальной волости Республики Карелия Вепсский этнографический музей – единственный в России музей, рассказывающий о материальной и духовной культуре вепсов, потомков легендарного племени Весь. Коллекции музея начали комплектоваться в 60-е годы по инициативе Рюрика Петровича Лонина, шелтозерского краеведа, собирателя вепсского фольклора. Первая выставка была открыта в 1967 году, а затем был создан народный музей, который стал в 1980 году филиалом Карельского государственного краеведческого музея. Музей расположен в традиционном вепсском доме, построенном в начале ХIХ века купцом Мелькиным. Это один из самых красивых и больших домов Вепсской волости, который является памятником деревянного зодчества Карелии. Музей состоит из четырех экспозиционных залов и двух выставочных: 1-й зал - вепсская изба конца ХIХ - начала ХХ века; 2-й зал содержит материалы и экспонаты о промыслах и ремеслах вепсов; 3-й зал - хозяйственный двор; 4-й зал рассказывает о современной культуре и образовании вепсов. В пятом и шестом залах музея проходят выставки. Сегодня фонды музея насчитывают более 6000 единиц хранения. Их основу составляют предметы, собранные в вепсских деревнях Карелии, небольшая часть из них получена в Ленинградской и Вологодской областях. Музей хранит коллекции по следующим темам: археология, глиняная и деревянная посуда, изделия из бересты и соломы, продукция кузнечного промысла, ткачество, письменные источники, фотодокументы и др. Экспонируется из них более 2000 единиц. Я очень рада, что у моего народа есть такой музей, в котором нынешнее поколение молодых людей, школьников может хотя бы на какое-то время прикоснуться к своим истокам, познакомиться с культурой своего народа. Особенно это важно для нас, так как большая часть карельских вепсов уже не живет в соответствии со своими традициями. Валентина
Ишанина, вепсянка, |
||
Паланское педагогическое училище |
|
В 1997 году я закончила обучение в Паланском педагогическом училище на отделении "Учитель начальных классов" с правом преподавания корякского языка и осталась работать там же в должности воспитателя. Наше Паланское педагогическое училище было основано в 1990 году по решению окрисполкома Корякского автономного округа. Было открыто два отделения: "Учитель начальных классов" с правом преподавания родного языка (корякский, ительменский, эвенский языки) и "Воспитатель детских учреждений" с правом преподавания родного языка. Училище было основано из-за нехватки педагогических кадров со знанием родного языка, а также из-за плохого материального положения многих выпускников школ, которые не могут выехать продолжать учебу в другие регионы нашей страны. У самых истоков создания училища стояли такие учителя, как Раиса Николаевна Авак – директор педучилища, преподаватель эвенского языка; Галина Афанасьевна Запороцкая – преподаватель ительменского языка; Людмила Николаевна Калашникова – методист, ведет методику математики и методику русского языка; Ирина Степановна Маркевич – преподаватель биологии, краеведения; Валентина Романовна Дедык – преподаватель корякского языка, аспирант, защищает докторскую диссертацию; Татьяна Сергеевна Медведева – преподаватель русского языка, литературы; Татьяна Константиновна Заева – преподаватель этнопедагогики; Татьяна Николаевна Меньшенина – преподаватель психологии; Нина Ивановна Пережигина - преподаватель методики трудового воспитания. А также нынешний директор Валентина Дмитриевна Рафикова – преподаватель истории, английского языка. Это директор с большой буквы; энергия, которая исходит от нее, заряжает всех, кто рядом с ней работает или просто находится. Ее не волнует, какой перед ней студент: 15- или 25-летний, коряк, эвен или ительмен, - все равно для нее это дети, такие же, как свои родные, а их у нее двое. Иной раз смотришь на нее и думаешь: когда же она отдыхает? Она в педучилище днем и ночью решает какие-то организационные вопросы: с администрацией округа, со студен-тами. Действительно, у нас, куда ни глянь, везде и во всем участвуют студенты педучилища: в поселковых празднованиях, спортивных мероприятиях, литературных вечерах, в КВНах, в различных конкурсах, которые проводятся в Палане, везде студенты и везде чувствуется присутствие Валентины Дмитриевны. А какие интересные уроки проводит как преподаватель – захватывающие, познавательные, незабываемые, всевозможные "круглые столы", бинарные уроки. Например, выходя с урока истории, знания, полученные за 2 часа, остаются на всю жизнь. А сами преподаватели ее ценят как руководителя - капитана, который заботится обо всех, независимо от того, сколько лет проработал в училище, она – душа коллектива. Мне особенно приятно, что в таком коллективе работает преподаватель ительмен-ского языка Галина Афанасьевна Запороцкая – она является носителем родного языка, ей недавно исполнилось 65 лет, из них она 20 лет проработала в окружной библиотеке и 10 лет преподает ительменский язык. Это прекрасный педагог, чуткий, отзывчивый человек, готовый прийти на помощь молодым учителям и студентам в трудную минуту. Сам по себе ительменский язык очень трудный, а ведь приходится учить детей, которые совсем не слышали ительменскую речь. Ежегодно студенты училища награждаются губернаторской премией, в числе которых были Таисия Ведмеденко, Галина Елтыгинина, Арина Бикташева, Наталья Авье, Радмила Таят. Осенью 1999 года училище перешло в новое учебное здание. Кабинеты большие, светлые и теплые. Кабинеты корякского, ительменского языков, методики преподавания математики и русского языка, теории основ математики, психологии оснащены компьютерной и множительной техникой, а кабинет родного языка оснащен еще и лингафонной техникой. Кабинеты укомплектованы методической литературой, которая поставляется "Академкнигой". В 1999 году открыто новое отделение "Дополнительного педагогического образования", где получают образование хореографы, это хорошая подготовительная база для Государственного академического национального ансамбля "Мэнго". На этом отделении учатся знаменитые танцоры: Ольга Ласточкина, Тарас Гиль, Мария и Галина Беккеровы, Сергей Падерин и др. В апреле 2000 года педучилище прошло государственную аттестацию, и теперь наше училище – Паланское государственное педагогичес-кое училище. В 2000 году конкурс на поступление в училище был 3 человека на 1 место, из-за материальных проблем многие выпускники школ не могут выехать на учебу в другие регионы. А в округе только два учебных заведения, находящихся в Палане: Паланское государственное педагогическое училище и Профессиональное техническое училище № 1. За 10 лет было выпущено 96 студентов, из них сейчас обучаются в высших учебных заведениях 16; работают в детских садах округа - 41; работают в школах округа - 33; в педучилище – 1; в администрации - 2; в СПТУ – 1 человек. Приятно, что многие после обучения в нашем училище не останавливаются на достигнутом, а продолжают свое дальнейшее заочное обучение в высших учебных заведениях, не отрываясь от основной работы. Это Ольга Максимова (с. Хаилино); Олеся Кутгигина (с. Ср. Пахачи); Людмила Северина (с. Тигиль); Ирина Петрук (с. Хаилино). Студенты принимают активное участие не только в ансамбле "Мэнго", многие посещают ансамбль "Вэем" (что в переводе с корякского – "Река"), основателем которого является Валерий Етнеут, бывший стажер Информационного центра "Льыоравэтльан". Это самобытный ансамбль, музыкальное сопровождение исполняет его мама – Мария Тепеновна Етнеут, в основном звучат родовые песни в ее исполнении, а также в исполнении самого Валерия, записанные на магнитофон. В состав ансамбля входили бывшие выпускники училища, это Елена Солодякова, Ольга Яковлева, Валентина Энпена, Любовь Энпена, Матвей Долган, Михаил Черных, Ольга Чечулина. Не сегодня - завтра в училище будет открыт компьютерный класс, где все студенты смогут знакомиться с работой на компьютере, в Интернете и т.д. В этом году выпускники нашего педучилища успешно сдали государственные экзамены, а некоторые из них – вступительные экзамены в вузы России – это Ольга Чечулина, Вера Сипан, Андрей Буклов. Но на этих достижениях наше училище не остановится; пусть даже и бывают небольшие трудности, но с таким директором, как В.Д. Рафикова они устранимы. Светлана
Тнельхут, эвенка, |
||
|
В степях Аскизского района Республики Хакасия ежегодно проводится красочный национальный праздник Тун-Пайрам. Это яркий самобытный праздник в честь встречи лета, дошедший до наших дней из глубин веков, и проводится он обычно во вторую субботу июня. Очередное празднование прошло 16 июня. Нынешний Тун-Пайрам – первый в новом веке и даже в новом тысячелетии – собрал на Базинской поляне в Аскизском районе огромное количество народа. Тун-Пайрам отмечался в преддверии 10-летнего юбилея Хакасии (в этом году празднику официально присвоен статус республиканского). К гостям праздника спустилась сама Королева Хакасии. Красивая и гордая, она сошла с горы по живому коридору, который образовали для нее, взявшись за руки, дети. Она принесла в своих ладонях живительное сияние, дарующее народу республики здоровье и благоденствие; тепло этого сияния и зажгло огонь Тун-Пайрама. Глава нашей республики Алексей Лебедь уже традиционно обратился к народу на хакасском и русском языках. На празднике каждый мог увидеть все, что хочет: от конных скачек до парапланеристов, оживляющих небо над поляной, от национальной борьбы и стрельбы из лука до конкурса тахпахчи. Я надеюсь, что в ближайшее будущее наш шорский народ будет принимать активное участие в хакасском празднике, так как мы живем в этой республике. И это зависит от нас, от молодежи. Молодежь – это будущее народа. Марина
Кирсанова, шорка, |
ИМЯ НА КАРТЕ | ||
Знакомьтесь: Республика Хакасия |
|
Велика и необъятна Россия, огромна Сибирь, ее восточная часть, где на юге расположена Республика Хакасия. Она в полтора раза больше Швейцарии, Дании, Голландии, вдвое – Бельгии. Протяженность с севера на юг 460 км, с запада на восток –200 км. Площадь Хакасии 61,9 тыс. кв. км, на которой проживает 584,9 тыс. человек 108 национальностей и народностей. Наиболее многочисленны из них русские, хакасы, украинцы, татары, белорусы, немцы и поляки. Почти сто лет шел процесс присоединения хакасской земли к России. Со строительством в 1707 году Абаканского острога эти земли вошли в состав Российской империи. Замечательна природа Хакасии. Две трети республики – горы. Климат Хакасии резко-континентальный с холодной зимой и жарким летом. Количество солнечных дней значительно выше, чем в западных районах страны, что позволяет вызревать арбузам, абрикосам, грушам, яблокам и даже винограду. В республике 300 малых озер, соленых и пресных, горных и степных. Слава лечебных свойств курорта озера Шира известна за пределами Хакасии. Курорт действует 100 лет. В республике 230 рек и речушек. Река Абакан, бурная в истоках, и дала имя городу. Транзитная река – могучий Енисей, вырываясь из Саянских хребтов, величаво несет свои воды по хакасской степи. Город Абакан, административный, культурный центр республики, образован 20 января 1930 года. В нем проживает более 165,5 тыс. человек. Город относительно молод. Архитектура его современна, он утопает в зелени. Его парки, площади, места отдыха радуют глаз. Среди горного массива Саян в живописном месте реки Енисей поднята плотина высотой 242 метра, воплотившая в себе самые мощные и уникальные достижения гидростроительства. Со строительством Саяно-Шушенской ГЭС на карте Хакасии появляется молодой город – Саяногорск. Саяногорск известен далеко за пределами Хакасии не только продукцией Саянского алюминиевого завода, дающего 90% экспорта республики, Объединением "Саянал", выпускающим знамени-тую пищевую фольгу, но и крупнейшим предприятием России – ОАО "Саянмрамор". Саянский мрамор не уступает по качеству итальянскому и насчитывает до 32 оттенков. Черногорск – город, дающий стране "черное золото" - уголь. Абаза и Тея – богатые железнорудные месторождения. Хакасия – индустриально-аграрная республика. Здесь выращивают главным образом зерновые: пшеницу, овес, ячмень. Развито животноводство. Преобладающая отрасль – овцеводство. ВУЗы, колледжы, лицеи Абакана готовят специалистов как с высшим, так и со средним специальным образованием. В 1944 году открылся педагогический институт, который с 1996 года имеет статус Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова. Из его стен выходят специалисты в области народного образования, юриспруденции. Набирает силу Институт Саяно-Алтайской тюркологии, готовящий учителей, работников культуры со знанием хакасского и других тюркских языков. Приоритетную роль в области изучения национальной культуры играет Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (ХакНИИЯЛИ). Его ученые ведут большую работу по исследованию национального наследия хакасского народа. Хакасия считается "археологической Меккой" Сибири, привлекает ученых нашей страны и всего мира. Визитной карточкой Хакасии является Хакасский республиканский краеведческий музей. На сегодняшний день его фонды хранят свыше 95 тыс. экспонатов. Около 150 тыс. туристов, гостей и жителей республики ежегодно посещают его. Гордостью музея считается коллекция каменных изваяний. Около 5 тыс. лет назад созданы они на хакасской земле. Национальный театр, организованный в 1931 году, – старейший в Хакасии. Театр своей первостепенной задачей ставит развитие и пропаганду хакасской драматургии. Чтут и хранят культурные традиции своей земли коренные жители республики. В Республике Хакасия в настоящее время проживает около 1,3 тыс. представителей шорского народа, имеющего все основные проблемы национального развития, присущие и другим коренным народам: кризис традиционных отраслей хозяйства, малая продолжительность жизни, высокий уровень социально обусловленных заболеваний и т.п. Интенсивное освоение природных богатств Горной Шории, падение удельного веса шорцев в общей численности населения привели в 1938 году к упразднению национального района, в результате чего восточная часть Горной Шории была присоединена к Хакасской автономной области (ныне Республика Хакасия). Характерной чертой этнической ситуации у шорцев Хакасии является их ассимиляция с близкими по языку хакасами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.93 № 997 в перечень районов проживания малочисленных народов Севера включены рабочий поселок (ныне село) Балыкса Аскизского района, села Матур и Анчул Таштыпского района Хакасии. В настоящее время в этих районах проживает 440 шорцев: в с.Балыкса - 366 человек, в селах Анчул и Матур – 74 человека. Основная масса коренного населения является безработной в связи с упадком традиционных отраслей хозяйства. Того что удается заработать, недостаточно для жизни и питания семьи. Отсюда и высокий уровень социально обусловленных заболеваний и малая продолжительность жизни. По данным 1999 года, общая заболеваемость КМНС возросла на 5,6 % к уровню 1998 года. Среди взрослого населения заболеваемость повысилась на 10%, среди детского населения – на 1,3%, подростковая заболеваемость снизилась на 8,1%. За 1999 год шорское население увеличилось на 5 человек. Желаю этим детям и тем, кто родился в 2000 – 2001 годах, крепкого здоровья. Родителям детей - сил, терпения и, конечно же, здоровья. Это самое главное. Марина Кирсанова, шорка, стажер ИЦ “Л” по материалам Министерства культуры Республики Хакасия |
НАУКА И КУЛЬТУРА |
||
Первый доктор психологии в Республике Тыва |
|
28 июня 2001 стажерам нашей группы посчастливилось присутствовать на защите докторской диссертации Натальи Оюновны Товуу по теме "Психология семьи этноса тыва в условиях социально-экономических изменений". По специальности "Социальная психология". Защита проходила в Государственном университете управления г. Москвы. Свое исследование она вела в течение десяти лет. Проводилось анкетирование семей, состоящее из 500 вопросов, которые нужно было перевести еще и на тувинский язык. Работа велась не только с тувинцами, но и с русскоязычным населением. На защиту пришло много ученых из разных институтов, академий. Защита проходила с бурными обсуждениями, спорами, сами члены Ученого совета такого давно не помнят. Наталья Оюновна очень хорошо выступила, даже не видно было, что человек волнуется и защищает свой многолетний труд, будто знакомит со своей статьей. Она очень грамотно и четко отвечала на вопросы оппонентов, принимая во внимание их замечания на будущее. В процессе работы над этим научным трудом в Республике Тыва открыта Ассоциация "Семья" по проблемам семьи, а в г. Москве создана благотворительная общественная организация ученых-тувинцев "Юрта Мира". Мы, стажеры XVIII группы ИЦ "Л", поздравляем Наталью Оюновну с успешной защитой докторской диссертации, желаем дальнейших успехов, здоровья и счастья! Светлана
Тнельхут, эвенка |
Текки Одулок |
|
В истории юкагирского народа был замечательный человек, который оставил заметный след в жизни коренных народов России. Его судьба была интересна и в то же время трагична. Николай Иванович Спиридонов родился 22 мая 1906 года в урочище Нелемное в семье многодетного охотника Атыляхана одиннадцатым ребенком. После смерти старших детей его отдали на услужение к купцам в Среднеколымск, где ему удалось посещать церковно-приходскую школу. После установления Советской власти Н.И.Спиридонов окончил совпартшколу в Якутске и в 1925 году был направлен на учебу в Ленинград. Во время учебы в университете он принимал активное участие в работе Комитета Севера при ВЦИК СССР, в составе экспедиций приезжал для сбора этнографического материала на Колыму и для организации национального округа на Чукотку. Тогда же он начал публиковать свои научные статьи ("Юкагиры", "Юкагирский язык"), очерки ("На Крайнем Севере", "Одулы (юкагиры) Колымского округа"). В 1931 году успешно окончил этнографическое отделение ЛГУ, поступил в аспирантуру Института народов Севера, который закончил в 1934 году защитой диссертации "Торговая эксплуатация юкагиров" на учебную степень кандидата экономических наук. Но Н.И.Спиридонов, под псевдонимом Текки Одулок, более известен как автор повести "Жизнь Имтеургина-старшего", опубликованного в 1934 году. Повесть имела огромный успех; за три года она выдержала три переиздания, переведена и издана в Англии, Франции и Чехословакии, а автор стал одним из победителей всесоюзного конкурса на лучшую книгу для детей и юношества. К 1937 году было готово продолжение повести. Но 30 апреля 1937 года Текки Одулок был арестован, осужден как японский шпион и расстрелян 17 марта 1938 года. Реабилитирован 29 октября 1955 года. Николай Иванович Спиридонов (Текки Одулок) – ученый-экономист, талантливый писатель, основоположник юкагирской литерату-ры – прожил короткую, но яркую жизнь. Его именем названа школа в с. Нелемное Верхнеколымского улуса Республики Саха. Он навсегда останется в памяти юкагирского народа. Вячеслав Прокопьев, юкагир, |
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ |
||
Одулы (юкагиры) Верхней Колымы |
|
Юкагиры – древнейший народ Северо-Востока Азии. Они относятся к юкагирской группе уральско-юкагирской семьи языков. В XVII веке, до прихода русских землепроходцев, юкагиры проживали на огромной территории от Лены до Охотского моря и Анадыря и насчитывали 4500 - 5000 человек. В древности они расселялись гораздо шире – вплоть до Енисея на западе. Более того, некоторые ученые предполагают, что в то же время они населяли и территорию Аляски, но в дальнейшем оттуда таинственно исчезли. Об их многочисленности говорят якутские предания, которые называли северное сияние "юкагирскими огнями", считая его отсветом костров множества юкагирских стойбищ. Некоторые птицы, по преданию якутов, стали черными, так как они пролетали над очагами юкагиров и закоптились. Однако впоследствии численность юкагиров резко сократилась в результате войн, эпидемий и голода. Часть юкагиров была ассимилирована пришлыми народами: тунгусами, русскими, якутами. В настоящее время юкагиры проживают в Республике Саха, Магаданской области и Чукотском автономном округе и насчитывают 1112 человек (по данным переписи 1989 года). Однако родной язык и культуру сохраняют лишь две небольшие группы юкагиров – вадулы (алайи) и одулы (когимэ), компактно проживающие в с. Андрюшкино Нижнеколымского и в с. Нелемное Верхнеколымского улусов Республики Саха (Якутия). Эти две группы отличаются друг от друга не только традиционной культурой и хозяйством (вадулы занимаются в основном оленеводством, а одулы – охотничьим и рыболовным промыслом), но и языком. В настоящее время известны тундровый и колымский диалекты юкагирского языка, однако различия между ними такие же, как между якутским и киргизским, русским и белорусским. За последние три десятилетия исследованиями ученых лингвистов-юкагироведов – Е.А.Крейновича, Г.Н.Курилова, Е.А.Масловой, И.А.Николаевой – было доказано, что эти диалекты являются самостоятельными близкородственными языками. Лингвистические исследования слов омокского и чуванского языков, проведенные Г.Н.Куриловым, позволяют говорить о существовании в прошлом по крайней мере четырех самостоятельных близкородственных юкагирских языков, а следовательно, и народов: омоков, чуванцев, алайи и когимэ. Отсюда можно сделать вывод о том, что к приходу русских на Северо-Восток Азии здесь существовал не один, а несколько юкагироязычных народов. Все юкагироязычные племена – анаулы, лавренцы, олюбенцы, омоки, пенджинцы, ходынцы, хоромои, чуванцы, шоромбои, яндинцы, яндыри, когимэ, алайи – ошибочно записывались русскими в ясачных книгах как "роды" одного и того же народа. Такая ошибка, по мнению юкагироведов, произошла вследствие тождественности общего самоназвания юкагирских племен (одул, вадул – что означает "сильный", "могучий"), неизученности языка и культуры. На основании исследований юкагирского языка и традиционной культуры юкагиров можно говорить о том, что одулы (юкагиры) Верхней Колымы представляют собой самостоятельный юкагироязычный этнос. В настоящее время два самостоятельных юкагирских народа – нижнеколымские алайи и верхнеколымские когимэ – в интересах сохране-ния общей юкагирской культуры выступают как один народ, так как вместе легче выработать совместную программу действий по ее спасению. Юкагиры Верхней Колымы на протяжении всего ХХ века стремились сохранить себя как народ, сберечь свой язык и культуру. Однако в советский период в результате политики интернационализации, проводимой среди народов Севера и ассимиляционных процессов, одулы Верхней Колымы к концу 80-х годов ХХ века оказались на грани исчезновения. В настоящее время практически весь народ одулов сосредоточен в с. Нелемное Верхнеколымского улуса РС (Я), где проживают 160 из двух сотен юкагиров. Родной язык и культуру знают лишь 30% одулов, и ситуация, несмотря на принимаемые меры по сохранению языка и культуры, продолжает оставаться сложной. В связи с этим необходимо исследование проблемы выживания исчезающего этноса, истории, языка и традиционной культуры одулов. Вячеслав Прокопьев, юкагир, стажер ИЦ "Л" |
ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ |
||
Встреча с шаманом |
|
25 июня в Информационном центре состоялась встреча с тувинским шаманом Канчыыр-оолом Сайлык–оолом Ивановичем, который известен почти во всех странах. Он коротко рассказал нам о шаманах, о себе и что у него есть много учеников не только в нашей стране, но и за рубежом. Рассказ был очень захватывающим, и мы заинтересовались, что же говорят о нас духи, и каждый получил ответ. Затем Сайлык-оол Иванович провел обряд очищения помещения и нас, чтобы Информационный центр жил, процветал, а стажеры, получившие знания, умения и навыки, смогли успешно реализовывать себя и помогать своему народу. За все время существования центра этот обряд был проведен впервые. Нам посчастливилось быть участниками всего происходящего и лично познакомиться с шаманом. Он первый из шаманов, с которым я познакомилась. Я вам скажу, что, находясь рядом с таким человеком, чувствуется какая-то особая атмосфера. Такое ощущение, что рядом с тобой и вокруг тебя кто-то есть. Может быть, таким образом мы чувствуем присутствие предков. Марина Кирсанова, шорка, стажер ИЦ "Л" |
ТОЧКА ЗРЕНИЯ | ||
Развитие удэгейского национального охотничьего хозяйства |
|
В советское время удэгейское охотопромыс-ловое предприятие на территории с. Красный Яр Приморского края развивалось как государственное промысловое хозяйство (ГПХ) "Пожарский". В 1994 году, в условиях перехода экономики России к рыночным отношениям, предприятие приняло вид национального охотничьего хозяйства (НОХ) "Бикин". Развитие рынка в России сказалось и на деятельности НОХ. Без поддержки со стороны государства предприятие оказалось практически на грани развала. В настоящее время, в связи с изменениями в управлении делами и в некоторых финансовых вложениях, НОХ "Бикин" постепенно возрождается. В данной статье я напишу о том, что, по моему мнению, можно было бы предпринять для устойчивого положения предприятия на рынке. Основная деятельность НОХ "Бикин" связана с использованием традиционных промыслов удэгей-цев: охоты и собирательства. Она включает заготовку пушнины и мяса диких животных; заготовку дикорастущих ягод, папоротника и лекарственных растений (далее – дикоросы); заготовка и первичная обработка древесины для нужд населения; реализация продукции. Предприятие по ходу своей основной деятельности выполняет также и другие функции: производство электроэнергии, поддержание жилищно-коммунального хозяйства села (строительство и ремонт домов и других объектов), обеспечение печным топливом организаций и населения, транспортные услуги, производство хлебобулочных изделий, реализация промышленных товаров и продуктов питания населению и другие. Основной доход НОХ "Бикин" получает от реализации пушнины и дикоросов. В условиях централизованного планирования не было проблем со сбытом заготавливаемой продукции и предприятие было довольно прибыльным. Сейчас охотопромысловому хозяйству приходится самому осуществлять меры, чтобы оставаться конкурентоспособным наряду с другими хозяйствующими субъектами. В силу многих причин это очень тяжело сделать. В последние годы стали бурно развиваться колхозы по разведению пушных зверей в искусственных условиях. Эти предприятия не затерялись в "бушующем море" рыночной экономики, а заняли лидирующее положение на рынке пушного сырья. Нельзя сказать, что заготовка пушнины –бесперспективный вид деятельности на НОХ "Бикин". Спрос на пушнину пока существует, и здесь задача предприятия – сохранить занимаемое положение на этом рынке. Но тут как бы "заключаешь договор с природой". Из-за меняющейся экологической обстановки, большого количества других скупщиков сейчас очень сложно спрогнозировать количество заготовленных единиц. И даже при высоких объемах заготовки пушнины будет очень сложно конкурировать на рынке с колхозами по искусственному разведению пушных зверей. В этой ситуации в НОХ "Бикин" целесообразно было бы организовать цеха по 1) разведению отдельных видов пушных зверей; 2) обработке пушнины и шкур диких животных; 3) пошиву одежды и головных уборов. Реализация данного проекта потребует дополнительных ресурсов, но несет много положительных моментов: 1. Появится дополнительная прибыль от реализации большего количества пушнины и готовой продукции в виде одежды и головных уборов. 2. Создание дополнительных рабочих мест для коренного местного населения, что очень важно в условиях безработицы и безденежья. 3. Возрождение и сохранение традиционных национальных способов в обработке пушнины и шкур диких животных. 4. Сохранение популяции отдельных видов пушных зверей, обитающих в бассейне реки Бикин. В аналогичной ситуации, как и с пушниной, предприятие находится со сбытом дикоросов. В какое-то время из-за отсутствия реального спроса НОХ "Бикин" практически перестало заготавливать эту продукцию. Нужно возрождать данный вид промысла на предприятии. Для увеличения числа заказов и заключения прямых договоров с потребителями необходимо определить эффективную маркетинговую стратегию. Она может заключаться в проведении следующих мероприятий: 1. Исследование рынка 1.1. Исследование рынка. Провести исследование рынка с целью изучения положения конкурентов, выявления спроса и определения возможных объемов заготовок и продаж, необходимых для устойчивого положения на рынке этой продукции и нормального функционирования предприятия (получение прибыли для покрытия всех расходов и возможности для оборачиваемости полученных средств). 1.2. Определение круга потенциальных потребителей. Для выявления спроса и планирования объемов заготовок дикоросов нужно определить возможных покупателей, которых бы заинтересовала данная продукция. Это могут быть фармацевтические учреждения, предприятия пищевой промышленности, точки общественного питания, предприятия розничной торговли, население, зарубежные компании. 2. Продвижение товара 2.1. Подготовка информации о товаре для потребителя. Данная информация должна быть достоверной и содержать качественные характерис-тики товаров, заинтересовать потребителей в приобретении продукции. При передаче информации основной акцент следует сделать на полезные свойства дикоросов для организма и экологическую чистоту продуктов. 2.2. Эффективность предоставления инфор-мации. Передача информации потенциальным покупателям через специальные издания, СМИ, своих представителей в различные районы своего региона и в другие регионы страны. Установление контактов через своих представителей с зарубежными партнерами и выход на международный рынок. 2.3. Заключение договоров. Установление контактов с потребителями и заключение договоров. Цены следует устанавливать таким образом, чтобы при реализации продукции получалась прибыль, при которой предприятие смогло нормально функционировать. Разработать систему скидок: а) для постоянных покупателей; б) для покупателей, приобретающих большие объемы; в) прочие. Любая форма расчетов, в том числе бартерная. 2.4. Открытие собственных торговых точек на территории данного района. 3. Первичная обработка дикоросов 3.1. Подготовка продукции к реализации. Провести качественную обработку дикоросов (сушка, упаковка и т.д.), применяя традиционные способы. Прохождение экспертизы у соответствую-щих органов на проверку уровня качества, полезности. Правильно оформить соответствующие документы и соблюдать все необходимые условия для регистрации и получения разрешения на реализацию продукции. 3.2. Применение народных рецептов: Многие растения, произрастающие в тайге, обладают ценнейшими лекарственными свойствами и очень полезны для организма. Необходимо возродить и сохранить традиционные национальные рецепты приготовления лекарственных препаратов и средств, которые пригодились бы в лечении многих болезней. Это очень важно, так как является частью культуры удэгейского народа и со временем накопленные народом знания в этой области могут безвозвратно исчезнуть. В заключение хочется отметить следующее. Может быть, на практике в данный момент, в силу различных обстоятельств, эти проекты невыполнимы. Что-то можно сделать уже сейчас, а что-то в будущем. Но процессы, происходящие в экономике, требуют новых решений в организации производства на предприятиях, в частности в охотничьем хозяйстве. Возможно, что эта программа получит свое применение в других охотопромысловых хозяйствах, на территориях проживания коренных малочисленных народов России. При реализации данных проектов мероприятия, описанные выше, потребуют более широкого и детального рассмотрения, а при необходимости и внесения в них каких-то изменений и дополнений. В целом же национальным охотничьим хозяйствам следует переориентировать свою деятельность в сторону проектов, охраняющих и поддерживающих экологическую обстановку на территории проживания и традиционного природопользования, в частности в бассейне реки Бикин. Одно из таких направлений – развитие экологического туризма на этой территории. Этот новый вид деятельности только находит свое применение в России, и развитие данного бизнеса потребует большой работы в его организации со стороны предприятия. И последнее. Важно отметить, что необходима поддержка органов государственной и региональ-ной власти при реализации каких-либо мер для поддержания охотничьего хозяйства в местах проживания аборигенов России. Это может заключаться в следующем: предоставление льготных кредитов для развития основных видов деятельности; снижение налогового бремени для национальных хозяйств и других предприятий; закрепление за коренными малочисленными народами территорий традиционного природопользования; более точные и совершенные законы, касающиеся прав коренных малочисленных народов России. И здесь главное – не профинансировать тот или иной проект, а прежде всего предоставить возможность нормально и цивилизованно работать, что в настоящих условиях в России практически невозможно. Александр
Смирнов, удэгеец, |
Наше будущее |
|
Наше будущее... Каким оно будет через несколько лет? Какие ценности, какое наследство мы оставим нашим детям, зависит от нашего отношения, ответственности к этому сейчас. На самой первой странице Информационного бюллетеня выделена такая фраза: "Думай не о том, что твой народ может сделать для тебя, а о том, что ты можешь сделать для своего народа!" По моему мнению, очень удачный призыв к каждому, потому что все начинается с перемены своего мышления. Так как эгоистичное потребительское отношение к земле, народу, друг к другу в конечном итоге ведет к разрушению. Сегодня мы не позаботились о том, чтобы передать детям наше народное наследие, завтра у наших детей не возникнет потребности в нем. Оторванность друг от друга, непричастность к культуре, образу жизни своего народа ведет к его исчезновению. А так же разрушительная идеология социалистического строя сделала свое дело. Но несмотря на все это, мы живем во время восстановления национальной культуры, традиций, традиционного образа жизни. Создана общественная организация аборигенных народов Севера – Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, Союз молодежи коренных малочислен-ных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, Депутатская ассамблея малочисленных народов, Международная лига малочисленных народов и этнических групп и другие. Все эти организации совершают огромную работу в развитии и сохранении коренных народов. О работе этих объединений я узнала здесь, в Москве, в Информационном центре “Льыоравэтльан”. До этого я не сталкивалась и не имела возможности связаться ни с этими организациями, ни с людьми, которые там работают. Из-за недоступности информации большая часть населения не знает о существующих для них возможностях участвовать в решении жизненно важных вопросов, которые непосредственно затрагивают их проблемы, не принимают участия в проводимых конференциях, мероприятиях. Отсутствует та структура, которая объединила бы коренной народ на местном уровне и тем самым открыла доступ к информации. Мне кажется, что создание общин коренных малочисленных народов решит не только эту проблему. Община – это объединение, которое самостоятельно будет решать свои проблемы, защищать свои права и интересы, а не будет ждать помощи. Объединение общин на районном уровне поможет развивать их совместную деятельность, взаимопомощь в проведении различных мероприя-тий и станет информационным центром, который поможет привлечь большое число коренного населения к активному участию в общественной жизни. C 1995 по 2004 год ООН провозглашено Международное десятилетие коренных народов мира, одной из основных целей которого является создание условий – социально-экономических, правовых, политических – для улучшения положения коренных народов. 16 апреля 1999 года Государственной Думой РФ принят Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". 7 июля 2000 года вышел Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". 4 апреля 2001 года принят Закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока". Необходимо воспользоваться этими законами и воплотить их в жизнь. А кто это сделает, как не мы? Информационный центр "Льыоравэтльан" в Москве проделывает неоценимую работу в осознании себя не второсортным человеком, а человеком, у которого большие возможности и права. Приходит уверенность в своем будущем. Объединяясь, мы становимся сильнее и можем многого достичь. Виктория
Аяпбергенова, нанайка, |