БЮЛЛЕТЕНЬ № 5 

II группа стажеров
Ноябрь 1996

СОДЕРЖАНИЕ

Международное десятилетие коренных народов мира

 

Концепция Десятилетия в Российской Федерации

Дискуссии

 

К проблеме ратификации Конвенции МОТ № 169: отзывы
- Б. С. Крылов, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
- Н. И. Косякова, Российский государственный гуманитарный университет 
- И.А. Иконицкая, Институт государства и права 
- З.П. Соколова, Институт этнологии и антропологии РАН

Подробная информация с размышлениями ИЦ "Л" 
по "поводу"

 

Работы на шельфе Сахалина начались
Золотое дно
Размышления ИЦ “Л” по данным сообщениям
Открытое обращение к руководителям Ассоциации ненецкого народа “Ясавэй”

Полезная информация в дополнение к подробной

 

Законодательные и иные нормативные акты: Недропользование. Общие вопросы

Новости, факты, события

 

Конвенция и Декларация - на языке коренного народа
Пожар в Оме
Центр материнства и детства
Теперь у нивхов есть своя газета
Студентка "Плехановки" - обладательница
стипендии Николая Таврата
Доход и жизнь
Куриловская осень

Новый Президент

Судьба национальных предприятий
Был праздник - “День оленевода”
В Министерстве культуры РФ
Об изменениях Конституции Республики Тыва
У В. Курамина - Глава арктического улуса
Искусство древнее и вечно молодое
Рынок и национальные села
В полярную ночь без электричества
Кто крайний на Крайнем Севере?
Арктическая навигация по существу сорвана: Северу предстоит трудная зима
Бумажные торосы ледокол не одолеют
Умирающая отрасль
Должен пенсионерам
О наркотиках из Тувы
Выживут ли островитяне?

Встречи стажеров

 

Канада: коренные народы и правительство. Встреча с Харальдом Финклером, директором отдела по приполярным делам Министерства по делам индейцев и развития Севера Канады

 

 

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ МИРА

Концепция Десятилетия в Российской Федерации

 

Международное десятилетие коренных народов мира провозглашено Организацией Объединенных Наций после опыта проведения в 1993 г. Международного года. Идея Десятилетия родилась в 1993 г. в Хабаровске на первом в истории ООН Международном совещании, посвященном проблемам коренных малочисленных народов Севера России. Таким образом, можно констатировать факт, что инициатором в ООН идеи проведения Международного десятилетия коренных народов мира стала Российская Федерация.

Цели и задачи Десятилетия - развернуть мировое сообщество, отдельные страны лицом к проблемам коренных народов. Эти проблемы - выживания как неповторимых этносов, достижения достойного уровня жизни, возможностей саморазвития как равноправной части мирового сообщества - невозможно решить без расширения и конкретизации соответствующей правовой базы как на международном, так и, особенно, на национальных уровнях.

Такая задача требует длительной пропагандистской работы, связанной с необходимостью изменения общественного мнения в сторону осознания государствами ответственности за будущее коренных народов, не имеющих собственной государственности на уровне субъекта международного права и находящихся в зависимом положении.

В Российской Федерации в отношении коренных народов назрела необходимость проведения правовой реформы. В ее основе должны быть заложены идея права собственности коренных народов на земли и природные ресурсы территорий их фактического проживания и ведения традиционных видов экономической деятельности, идея равного партнерства между ними и государством по всему кругу вопросов, касающихся их развития. Кроме того, в основу данной реформы должен быть заложен правовой механизм содействия государством реализации коренными народами общепризнанного принципа права на самоопределение.

Началом такой реформы может стать осуществление государственной политики по приведению национального законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, заложенными, в частности, в Конвенции № 169 Международной Организации Труда “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах”. Следующим шагом может стать ратификация данной Конвенции, как международного правового документа, где в наиболее полной форме отражены права и интересы коренных народов, и выработка механизмов реализации ее положений.

Необходимость проведения такой работы была отмечена на Парламентских слушаниях в Государственной Думе ФС РФ (ноябрь, 1994 г.) по проблеме ратификации Конвенции № 169. Основанием для соответствующей законотворческой деятельности является Указ Президента РФ от 5 февраля 1992 г. “Об ассоциации автономных округов Российской Федерации”, где Правительству РФ поручено “внести предложение о ратификации Конвенции МОТ “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах; ” (п.2, абз. второй).

Таким образом, концептуальной основой мероприятий Комплексного плана по проведению Международного десятилетия коренных народов мира является осуществление целенаправленной государственной политики в области права в отношении коренных народов России, при особом и приоритетном внимании к малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Проведение данной работы заложено в разделе 1 Комплексного плана “Государственно-правовая и экономическая поддержка”. Ответственным государственным заказчиком по данному разделу в целом является Национальный оргкомитет.

Специфика общественно-политического фона в России, низкий уровень правосознания и правовой культуры общества в целом, политиков и парламентариев в частности, будет затруднять процесс инициализации и интенсификации рассматриваемой правовой реформы. В связи с этим необходима широкомасштабная государственная кампания по подготовке общественного сознания к нормальному восприятию проблем коренных народов вообще и в России, в частности, и необходимости нахождения цивилизованных путей их решения. Соответствующие мероприятия включены в основном в разделы 3 “Образование” и 4 “Культура и спорт”.

Во-первых, это организация системы правового образования по проблеме коренных народов, подготовка, переподготовка кадров, повышение их квалификации в области права (на базе Казанского университета); обязательное введение в систему образования, начиная со школьного обучения, предметов, дисциплин, специальностей и специализаций по международному и национальному праву в отношении коренных народов. Во-вторых, это создание специальных регулярных телерадиопрограмм на федеральном уровне по насущным проблемам коренных народов России и правовым вопросам в отношении их. Это и производство документальных, художественных, мультипликационных фильмов по историко-этнографическим, фольклорным материалам, литературным произведениям писателей коренных народов.

В-третьих, это целевая широкомасштабная подготовка юристов, экономистов, менеджеров высшего и среднего звена из числа представителей коренных народов в российских и зарубежных вузах. Создание в России филиала Университета ООН (например, на базе Тыва государственного университета) для послевузовской подготовки кадров из числа представителей коренных народов в области права, государственного управления, рыночной экономики, менеджмента. Ответственным государственным заказчиком по данным мероприятиям также является Национальный оргкомитет.

Кроме обозначенных приоритетных направлений в Комплексный план включены и мероприятия по здравоохранению, культуре, науке, спорту, в том числе такие, которые требуют капитальных вложений, а также международные мероприятия - конференции, съезды, симпозиумы, фестивали и т.д. Ответственными исполнителями по ним являются соответствующие министерства и ведомства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Кара-Кыс. Аракчаа

 К содержанию

ДИСКУССИИ

К проблеме ратификации Конвенции МОТ № 169: отзывы

 

Б. С. Крылов, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (№ 01-15/220 от 13.10.94 г.)

Заключение о возможности присоединения к Конвенции МОТ № 169 
"О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни” и ее ратификации Федеральным Собранием

В целях более полного учета интересов коренных малочисленных народов Севера и обеспечения их прав в социально-экономической и общественно-политической жизни Российской Федерации присоединение России к Конвенции “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни”, целесообразно. Полагаем, что к народам, о которых идет речь в упомянутой Конвенции, можно отнести прежде всего малочисленные народы Севера, как имеющие автономные округа (ненцы, ханты, манси, эвенки, чукчи и др.), так и не имеющие таковых (нанайцы, ульчи, эвены, орочи и др.). При этом следует руководствоваться ст. 1, абз. 2 Конвенции, где говорится, что указание самих народов на их принадлежность к числу коренных или ведущих племенной образ жизни рассматривается как основополагающий критерий, поскольку, если такового указания нет, то в значительной степени снимается сама проблема.

Было бы правильным закрепить статус этих народов в законодательном порядке, используя, в частности, подготавливаемые проекты Закона “О национальной культурной автономии” и Закона “О правовом статусе коренных малочисленных народов”.

Считаем, что предусмотренные Конвенцией права народов, о которых в ней идет речь, в принципе не противоречат правовой системе России и ее традициям, в частности, практике регулирования отношений с нерусскими народами в дореволюционный период.

Следует обратить внимание на необходимость гибко подходить к признанию тех или иных национальных обычаев и институтов, безусловно отвергая те из них, которые противоречат общецивилизованным ценностям. На это прямо указывается в ст. 8 , абз. 2 Конвенции.

Что касается законодательных и иных нормативных актов, принятие или изменение которых прямо вытекает из присоединения к Конвенции, то в первую очередь необходимы, по нашему мнению, обобщающие акты, такие как проекты Законов Российской Федерации "О правовом статусе коренных малочисленных народов" и "О национальной культурной автономии”. Было бы правильным доработать их с учетом требований Конвенции. Вместе с тем в случае присоединения России к Конвенции необходимо учесть ее положения в законодательстве о земле, о труде, о здравоохранении, о социальном обеспечении, об образовании и культуре.

 

Н. И. Косякова, Российский государственный гуманитарный университет (№ 01-41-381 от 19.10.94 г.)

... Конвенция МОТ № 169 “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах" соответствует обязательствам Российской Федерации в качестве члена ООН и члена Международной Организации Труда.

Положения Конвенции № 169, в свою очередь, соответствуют положениям Устава ООН, Декларации о принципах международного права (1970 г.) и Международным пактам о правах человека (1966 г.), а так же заключительным актам Хельсинского совещания (1975 г.), в которых устанавливается, в числе прочих обязанностей государств, содействовать предотвращению дискриминации и создавать условия для осуществления основных прав человека в стране.

1. Исходя из изложенного и опираясь на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, представляется целесообразным присоединение РФ к Конвенции МОТ № 169 и ее ратификации Федеральным Собранием.

2. Механизм реализации положений Конвенции № 169 должен соответствовать положениям Венской Конвенции о праве договоров, в ст. 18 которой говорится, что государство, подписавшее Международный договор, должно привести в соответствие с его положениями национальное законодательство.

3. РФ, подписав и ратифицировав Конвенцию № 169, должна разработать и принять закон о коренных народах Российской Федерации. Более детальный механизм реализации положений Конвенции № 169 дается в самой Конвенции (ст. 33).

Учитывая отсутствие специального закона, регулирующего положение коренных народов, ведущих племенной образ жизни на территории РФ, а также многонациональный характер Российского государства, представляется необходимым принятия ряда нормативных актов на уровне субъектов Российской Федерации для конкретизации и детализации закона по проблемам проживания коренных народов, с учетом территориальных и национальных особенностей таких народов.

И.А. Иконицкая, Институт государства и права (№ 14202-30-2115.1 от 21.11.94 г.)

Отзыв на Конвенцию МОТ № 169 "Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах".

Общие соображения.

Вопрос о присоединении России к этой Конвенции ставился в последние годы неоднократно. В Указе Президента от 5.XI.1994 г. "Об Ассоциации автономных округов России" Совету Министров Республики предписывалось внести предложения о ратификации Конвенции. Съезд народных депутатов РСФСР принял 21.IV.1992 г. Постановление "О социально-экономическом положении районов Севера и приравненных к ним местностей", в котором Верховному Совету предлагалось рассмотреть вопрос о ратификации Конвенции. Таким образом, история вопроса насчитывает как минимум три года.

В РФ имеется не менее 60 малочисленных народов, на которые может распространяться действие Конвенции. Некоторая их часть (иногда называется цифра 35) не имеет каких-либо национально- территориальных образований. Одновременно следует учитывать не только автономные единицы -субъекты федерации, но и национальные районы, национальные, поселковые и сельские Советы. В законодательстве закреплен также статус родовых общин, а также режим угодий, зон приоритетного природопользования и т.д.

Конституция РФ (ст.69) гарантирует права "коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации". На статус малочисленных народов оказывают влияние Всеобщая декларации прав человека, Международные пакты о правах человека 1966 г., иные общепризнанные принципы и нормы международного права. И хотя рассматриваемая Конвенция специально посвящена статусу малочисленных народов, нормы, содержащиеся в ней, не относятся к общепризнанным нормам международного права. Потенциально к Конвенции могли бы присоединиться государства Северной, Центральной и Южной Америки, Северной Европы, Тихоокеанского региона, Австралии и т.д. Действительное же количество участников Конвенции исчисляется единицами (по состоянию на июль 1994 г. Конвенция еще не вступила в силу, хотя для этого требуется ее ратификация лишь двумя государствами - ст. 38 п. 2 Конвенции).

С начала 90-х годов в СССР, а затем и в РФ правовое положение малочисленных народов существенно изменилось. Только в РФ были приняты десятки нормативных актов, затрагивающих их статус. В этом активно участвовали как законодательная, так и исполнительная ветви власти. Кардинально расширилась сфера пользующихся судебной зашитой индивидуальных и коллективных прав этих народов и лиц, входящих в их состав.

В России, как известно, в 1993 году принята новая Конституция, которая пересмотрела по существу национально-государственное устройство России. Защита прав национальных меньшинств отнесена к совместному ведению РФ и субъектов федерации. С учетом ч. 2 ст. 72, в соответствии с которой эта норма в равной мере распространяется на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа, в различных сферах общественной жизни все больше будут проявлять себя субъекты федерации.

Нормы о статусе малочисленных народов инкорпорированы сейчас в акты, посвященные землепользованию, недропользованию, приватизации, экологии, народному образованию, трудовым отношениям, социальному обеспечению, культуре и т.д. Все эти нормы обосновано ставят малые народы и их представителей в более привилегированное положение во многих указанных областях общественной жизни. Требования же Конвенции, касающиеся правового статуса малых народов и их представителей, сосредоточены вокруг проблемы их "не дискриминации".

С формально-правовой точки зрения большинство требований Конвенции уже реализовано в законодательстве России (см. Раздел III "Найм и условия занятости", Раздел IV "Профессиональная подготовка, кустарные промыслы и сельские ремесла", Раздел V "Социальное обеспечение и здравоохранение", Раздел VI "Образование и средства общения'' т.д.). Причем в некоторых случаях уровень гарантии по законодательству РФ выше, чем предлагаемый Конвенцией. Поэтому речь должна идти не об отсутствии в России правовых норм по данной проблеме, а об их игнорировании на практике.

Принципиальные возражения вызывают две группы норм Конвенции. Это ст. ст. 8, 9, 10 (Раздел I. Общая политика) и весь Раздел II. Земля (ст.ст. 13-19). Указанные нормы неприемлемы для нас по различным основаниям.

Ст. ст. 8, 9, 10 посвящены учету государством в его правоприменительной деятельности и при отправлении правосудия обычаев или обычного права соответствующих народов. Эти требования Конвенции подрывают правовой характер государственности РФ (ст.1 Основного Закона), отрицают закрепленный в Конституции (ст.19) принцип равенства граждан перед законом и судом.

Раздел "Земля" предполагает признание за соответствующими народами права собственности на земли, которые они традиционно занимают. При этом под землями понимается по сути дела вся окружающая среда, как занимаемая, так и используемая соответствующими народами (ст.13 Конвенции). Исключение из этого правила возможно лишь тогда, когда право собственности на эти ресурсы сохраняет за собой государство.

Российское государство санкционировало множественность форм собственности как на землю, так и на другие природные ресурсы (ст.9 Конституции), т.е. Россия не сохраняет исключительно за собой право собственности на указанные объекты. Ратификация Конвенции в предлагаемой редакции может быть истолкована как правовое основание для оформления прав собственности малочисленных народов на соответствующие ресурсы.

Говоря о "праве собственности народа'', Конвенция в какой-то степени противоречит земельному, горному, водному и пр. законодательству России. Распоряжение недрами в настоящее время осуществляется совместно федеральными и местными органами с учетом мнения малочисленных народов, населяющих соответствующую территорию, хотя недра не являются их собственностью. В действительности, принимая во внимание тяжелое положение, в котором находятся в настоящее время указанные народы, именно государственная собственность на эти ресурсы в наибольшей степени гарантирует традиционный хозяйственный и бытовой уклад. Нельзя исключать в случае определения субъекта права собственности на основе Конвенции отчуждения этого права самим субъектом, введенным в заблуждение. Опыт государств Нового Света дает тому подтверждения. По существу речь идет о приватизации по этническому принципу, что вряд ли соответствует основам конституционного строя России, общепризнанным нормам и принципам международного права.

Конституционная формула (ст.9), в соответствии с которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизнедеятельности соответствующих народов, гораздо более удачна. Конечно, эта идея нуждается в конкретизации и правовом закреплении.

Ст.36 Конституции РФ устанавливает, что "владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц". Приведенная норма является основанием для законодательного оформления и защиты интересов малочисленных народов в рассматриваемой области без ревизии сложившихся отношений собственности и хозяйствования.

Есть на этот счет сомнения и практического свойства. Соответствующие территории населены не только малочисленными народами, но и другими этносами, в том числе русским. Причем сферы и виды хозяйственной активности этих народов и их представителей нередко совпадают или взаимосвязаны. Раздел и передел собственности приведут только к росту межнациональной напряженности.

Первый Съезд эвенков России принял 30.111.1993 г. Декларацию о национальном возрождении эвенков Севера, Сибири и Дальнего Востока. В соответствии с Декларацией (п.п.8,9) территория расселения этого малочисленного народа охватывает следующие регионы: Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Эвенкийский, Агинский, Бурятский, Корякский автономные округа, Красноярский и Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Камчатская, Сахалинская и Читинская области. Уже сам этот перечень не оставляет места для универсального закрепления за малочисленными народами права собственности на соответствующие природные ресурсы.

 ВЫВОДЫ

1. Смысла в ратификации Конвенции, по нашему мнению, нет. Ее положения не являются общепризнанными нормами и принципами международного права. Уровень гарантий по внутреннему законодательству России уже сейчас не ниже предлагаемого Конвенцией.

Если, тем не менее, ее ратификация состоится, следует сделать оговорки относительно ст. ст. 8-10 (Раздел 1. Общие положения), 13- 19 (Раздел 11. Земля).

2. Механизм реализации Конвенции в организационном отношении может быть следующим:

а. Определение круга народов, считающихся коренными и ведущими племенной образ жизни;

б. Определение структур, представляющих соответствующие народы в отношениях с органами государства (в настоящее время их больше чем достаточно);

в. Основная ответственность за реализацию Конвенции может быть возложена на Министерство РФ по делам национальностей и региональной политике.

3. На федеральном уровне должна быть проведена систематизация норм соответствующего законодательства (общее требование, не связанное с принятием Конвенции).

Главная тяжесть законодательной работы в этой области должна лечь на плечи субъектов федерации при обеспечении Центром федеральных стандартов.

 

З.П. Соколова, Институт этнологии и антропологии РАН 
(№ 14110/1224-396 от 11.10.94 г.)

По поводу ратификации Российской Федерацией Конвенции № 169 МОТ “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах” могу высказать следующее:

1. Однозначно ответить на первый вопрос - да или нет - трудно, даже невозможно, так как вопрос очень сложен. С одной стороны, ратификация Конвенции Россией дала бы ее коренным, особенно малочисленным народам, возможность защитить свои права в аспекте самостоятельного и самобытного развития. С другой стороны ни сами народы, ни наше государство, ни правительство не готовы выполнить целый ряд положений Конвенции. Если ратифицировать Конвенцию, необходимо коренным образом изменить государственную политику по отношению к указанным коренным народам. Сейчас она по-прежнему несет патерналистский характер: государство, с одной стороны, оказывает им помощь, с другой стороны, решает за них все вопросы, связанные с их развитием.

Конвенция же предполагает оказание государственной помощи народам и в то же время - их право на выбор собственных приоритетов в развитии, контроль за собственным развитием (статья 7), т.е. самостоятельность. Таких прав наши народы не имеют и вряд ли будут иметь в условиях современного развития и роли номенклатуры. Сами народы также не готовы ни к такому самостоятельному развитию, ни к ответственности за него - ни по менталитету, ни профессионально; у них мало лидеров, способных это сделать.

Очень существенен и сложен вопрос о земле (статья 13-19). Готовы ли государство, правительство, администрация на местах отдать землю, которую народы “традиционно занимают” или у них есть к ним “традиционный доступ” - в их собственность и владение? Как быть, если, например, в Сибири из более чем 10 млн. жителей малочисленные народы представлены лишь менее чем 200 тыс. человек? А они, как правило, по традиции охотники, оленеводы и рыболовы, которые осваивают большие пространства и могут претендовать на большую часть территорий. Куда деть остальное население? Как быть с промышленностью? Если есть готовность поделить все это - землю, доходы от газа, нефти, золота, алмазов - с народами, о которых идет речь, тогда можно ратифицировать Конвенцию. Но и тогда нет гарантии, что не будет новых очагов конфликтов на почве суверенитетов, как в Татарстане, Чечне.

Очевидно, не случайно в одном из проектов документа, подготовленного ко II Съезду народов Севера ее бывшим Президентом В.М. Санги (“Основные положения государственного самоуправления народов Севера в составе Российской Федерации”) говорилось: “Органы территориального самоуправления коренных народов воссоздаются путем реанимации ... туземных районов и округов ..., а также преобразования районов проживания народов Севера и сельских Советов в национальные с передачей под их юрисдикцию преобладающей части территорий исторического проживания народов Севера (не менее 60 % территорий областей, краев и республик ... и не менее 90 % территорий автономных округов)” (подчеркнуто мной - З.С.). А ведь это вся Сибирь? Как это сейчас выполнить? Развязав войну?

Мы не готовы к принятию положений о судебной защите (статьи 9,10), учете обычаев и обычного труда (статья 8), развитии медицины и образования ( статьи 25, 27,28).

В данном отношении у нас мало что сделано, в основном - одни декларации.

Поэтому я считаю, что те, кто говорит о необходимости ратифицировать Конвенцию, либо недостаточно внимательно ее прочитали, либо не хотят думать о последствиях ее ратификации и нести за это ответственность. Если ее ратифицировать, то только с оговорками, не полностью (исключить ряд спорных пунктов, о которых шла речь).

2. Мое глубокое убеждение - надо принимать свои законы, касающиеся защиты прав этих народов, исходя из нашей Российской специфики - например, отсутствия частной собственности на землю у народов Севера в прошлом, отсутствия ее и в Советский период. Надо учитывать также, что сейчас все указанные народы уже не те, что раньше. Ратификация Конвенции № 169 имела бы смысл лет 40-50 назад, когда пришлое население в Сибири было еще незначительным, образ жизни и уклад народов не отличался от традиционных, не развивалась так бурно промышленность, особенно газовая и нефтяная, не была нарушена экология. Сейчас изменились и сами народы. Реанимировать их языки, культуру, обычаи, религию в ряде случаев невозможно, слишком много факторов их разрушило. Процессы такого разрушения, ассимиляции, особенно малочисленных народов, характерны для стран всего мира.

 Столкновение аборигенного и так называемого цивилизованного (основанного на научно-технической революции) миров неизбежно вело и ведет к разрушению первого. В нашей стране эти процессы за последние 40-50 лет зашли слишком далеко.

Это можно учесть только в Российском законодательстве, которое должно опираться и на основные международные нормы, в том числе Конвенции № 169.

3. Следует в ближайшее время и как можно скорее принять уже разработанный законопроект “Основы законодательства Российской Федерации о правовом статусе малочисленных (аборигенных) народов России”, который учитывал и нормы Конвенции № 169, либо законопроект “О правовом статусе коренных народов Севера”. Необходимо принять также ряд законопроектов, касающихся прав народов Севера - “О территориях традиционного природопользования” (уже разработан), “О национальном районировании” (статус национального поселка), “Об общине как органе самоуправления” и др.

 К содержанию

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ с размышлениями ИЦ "Л" по "поводу"

Работы на шельфе Сахалина начались

 

9 июля из порта города Корсакова отправилось на освоение шельфа по программе “Сахалин-1” научно-исследовательское судно “Orient Explorer”. В задачи исследования входит разведка нефти в прибрежных водах Сахалина. Освоение будет проходить по программе ЗD (пространственная геофизика). Эта программа будет впервые применена в России. На сегодняшний день это судно является самым современным в научно-исследовательском флоте Сахалина.

Максим Валеев,
“Свободный Сахалин”, 1996, 12 июля. № 26

 К содержанию

Золотое дно

 

Нынешним летом наконец-то начата практическая реализация проектов освоения нефтегазоносного островного шельфа. Как напомнил в беседе с корреспондентом “Советского Сахалина” генеральный директор С. Богданчиков, проект “Сахалин-1” охватывает месторождения Чайво, Одопту и Аркутун-Дагинское. Здесь будет работать международный консорциум в составе американской “Эксон нефтегаз, Лтд.”, японской “Сахалин ойл энд газ девелопмент Ко., Лтд” и российских “Роснефть - Сахалин” и “Сахалинморнефтегаз” - ”Шельф”.

В самое ближайшее время по словам С. Богданчикова на месторождении Аркутун-Дагинское буровая установка “Оха” принадлежащая “Сахалинморнефтегазу”, приступит к бурению скважины. Здесь же будет произведена трехмерная сейсморазведка. Эта работа станет первой частью программы оценки (для уточнения запасов) и потребует затрат в размере 200-300 миллионов долларов США.

Работы, связанные с реализацией проекта “Сахалин-2”, развернутся на Луньском и Пильтун-Астохском месторождениях. Суммарные запасы углеводородов здесь составляют 350 миллиардов кубометров газа и 60 миллионов тонн нефти. Капиталовложения на стадии разработки проекта оцениваются в 10 миллиардов долларов. Специалисты полагают, что они могут окупится через 7-8 лет. Доходная часть проекта оценивается в 18 миллиардов долларов.

В состав созданного для разработки данного проекта международного консорциума “Сахалин энерджи инвестмент компани, Лтд.” (“Сахалин энергия”) входят фирмы “Маратон Сахалин, Лтд.”, “МакДермот Сахалин, Инк.”, “Мицуи Сахалин девелопмент Ко., Лтд.”, “Шелл Сахалин холдинг-с Б.В.” и дочерняя компания корпорации “Мицубиси” “Даймонд газ Сахалин Б.В.”.

Родившись в 1994 году, “Сахалин Энерджи” решает все вопросы освоения, добычи, финансирования и маркетинга продукции. Уже в текущем году компания проведет дополнительные операции по оценки месторождений и представит планы их освоения на рассмотрение соответствующим российским органам.

Как уже сообщалось, Россия будет получать доходы от разработки “Сахалин-2” как в твердой валюте, так и в виде части продукции. Предусмотрены и бонусы - стартовый в 15 миллионов долларов и при начале освоения каждого месторождения (Пильтун-Астохского - 15 миллионов долларов, Луньского - 20 миллионов долларов).

Реализация первых двух проектов, подчеркнул на состоявшейся вчера пресс-конференции С. Богданчиков, позволит увеличить объем добычи нефти на Сахалине с 1.6 до 30 миллионов тонн и газа - с 1.9 до 28 миллиардов кубометров в год, на 84 процента газифицировать к 2005 году Сахалинскую область, Хабаровский и Приморский края, которые в целом сегодня потребляют всего 10 процентов голубого топлива.

За период освоения налоговые поступления составят 30 миллиардов долларов, и большая часть из них -19 миллиардов долларов - останется в Дальневосточном регионе.

Уже в текущем году иностранными инвесторами выплачено 25 млн. $ бонусов, в том числе 12 млн. $ - Сахалинской области. Будет создано 20 тысяч рабочих мест.

“Сахалинморнефтегаз” первооткрыватель месторождений углеводородов на шельфе острова, остается активным участником разработки этих двух проектов, основным подрядчиком, а в проекте “Сахалин - 1” и партнером. Предстоящий период работы позволит накопить полезный опыт для реализации других шельфовых проектов, подчеркнуто на пресс-конференции.

В. Иванов,
“Советский Сахалин”, 1996, 16 июля, № 131

 К содержанию

Размышления ИЦ "Л" по данным сообщениям

 

Итак на Сахалине началась активная разработка нефтегазоносного островного шельфа. Ожидаются баснословные прибыли всем участникам экономических проектов “Сахалин-1” и “Сахалин-2”, почти две трети налоговых поступлений будут оставаться в Дальневосточном регионе, к 2005 году будут газифицированы на 84 процента Сахалинская область, Хабаровский и Приморский края. Это впечатляет и, конечно, радует. Но хотелось бы поставить некоторые вопросы.

На Сахалине в прибрежных к нефтегазоносным морским месторождениям зонах испокон веку проживают нивхи - коренной народ острова, численность которых в настоящее время составляет немногим более 4 000 человек. Основные виды их традиционной деятельности - морской промысел и рыболовство, которые они осуществляют и по сей день и как раз в тех прибрежных территориальных водах, где предполагается нефтегазодобыча.

Согласно ст. 7, пункт 3 Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”, подписанном Президентом России 30 декабря 1995г. (Указ № 225-ФЗ), “При выполнении работ по соглашению на объектах, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных этнических общностей, инвестор обязан принимать все необходимые меры по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей”. Эта правовая норма соответствует ст. 72, п. 1 “м” Конституции Российской Федерации, по которой защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей отнесена в совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ.

Предваряя терминологические споры, хотелось бы отметить, что в данном конкретном случае под конституционным термином “малочисленные этнические общности” можно и нужно понимать и “коренные малочисленные народы”, так же конституционный термин.

Итак, вопрос первый состоит в следующем: в какой мере отражены интересы нивхов, как коренного народа, по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни в связи с осуществлением проектов по освоению нефтегазоносных месторождений островного шельфа, в морских водах которого они ведут традиционные виды деятельности?

Второй вопрос: отражены ли экономические интересы нивхов, т.е. получат ли они компенсацию или станут ли они равноправными партнерами в разделе продукции или прибылей в связи с реализацией вышеназванных проектов?

Вопрос третий: оговорены ли в соглашениях по данным проектам возмещение ущерба коренному народу - нивхам - в случае экологических бедствий в результате осуществления данных проектов?

Вопросы правомерны, т.к. в связи с освоением нефтегазоносных месторождений, во-первых, ограничивается территория традиционного морского промысла коренного народа, во-вторых, возможно существенное уменьшение поголовья морского зверя или запасов рыбных ресурсов в районе морской нефтегазодобычи как в связи с просто деятельностью нефтяных установок, так и в связи с неизбежным в таких случаях загрязнением морских вод.

Вопросы обращены в первую очередь к “Сахалинморнефтегазу”, а также к иностранным партнерам - компаниям, входящим в международный консорциум - “Маратон Сахалин, Лтд.”, “МакДермот Сахалин, Инк.”, “Мицуи Сахалин девелопмент Ко., Лтд.”, “Шелл Сахалин холдинг-с Б.В.” и дочерней компании корпорации “Мицубиси” - “Даймонд газ Сахалин Б.В.”.

Константин Играйн,
представитель коренного народа о. Сахалина - нивхов,
стажер ИЦ “Л”

 К содержанию

Открытое обращение к руководителям Ассоциации ненецкого народа "Ясавэй"

 

Уважаемые руководители Ассоциации ненецкого народа “Ясавэй”!

К Вам обращается стажер Информационного Центра “L’auravetl’an” коренных народов России Канюкова Анна Ивановна.

В наш Центр поступили сведения о том, что в Ненецком автономном округе в 60 км от поселков Индига и Выучейского, в районе Бармина носа и Румяничного мыса, начинается разработка месторождения медно-никелевых руд. Разработкой, вроде бы, собираются заняться совместно иностранная компания с долевым участием - 50 %, российское правительство - 40 % и Ненецкий автономный округ -10 %. Стало также известно, что коренные жители поселков Индиги и Выучейского не давали своего согласия на этот проект, который касается их вплотную. Разработки предполагается вести на побережье Баренцевого моря и есть опасность экологического нарушения территории проживания коренного населения этого района.

Эту информацию наш Центр имеет возможность опубликовать в своем бюллетене, который распространяется в региональные общественные организации России, в правительственные организации РФ и в международные межправительственные и неправительственные организации.

Но информацию, которую мы публикуем, должна быть проверенной и точной. И поэтому мы просим Вас ответить на вопросы нашего Центра.

Верно ли, что эти разработки являются совместным предприятием? Какая иностранная фирма является инвестором этого предприятия? Кто проводил экологическую экспертизу? Каковы выводы этой экспертизы? Предполагается ли участие коренного населения в этом предприятии? Участвовало ли в обсуждении этого проекта коренное население округа, в частности, жители Индиги и Выучейского? Если обсуждался этот проект, кто конкретно высказывался? Кто подписал этот проект (контракт, соглашение)? Просим указать фамилии, имена, отчество и должности этих людей. Если проект подписан, то учтена ли при этом Резолюция 47 Генеральной Ассамблеи ООН о духе нового партнерства и все вытекающие отсюда директивы, касающиеся прямо или косвенно коренных народов?

Прошу Вас как жителей Ненецкого автономного округа, как руководителей общественной организации ненецкого народа ответить на вопросы нашего Центра.

Эти ответы также интересуют и редакцию журнала “Северные просторы”.

С уважением,
Анна Канюкова,
представительница ненецкого народа,
стажер ИЦ “Л”

 К содержанию

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ в дополнение подробной

Законодательные и иные нормативные акты: Недропользова-
ние.
Общие вопросы.

 

Федеральный закон от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах".

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (в ред. от 3 марта 1995 г.).

Постановление ВС РФ от 21 февраля 1992 г. N 2396-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О недрах".

Постановление ВС РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами".

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации".

Указ Президента РФ от 28 августа 1996 г. N 1275 "О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2285 "Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами".

Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 853 "О порядке утверждения положений о федеральном, территориальном и ведомственном картографо-геодезических фондах и перечней включаемых в них материалов и данных".

Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 215 "Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации".

Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 210 "Об органах, осуществляющих государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр".

Постановление Правительства РФ от 31 июля 1995 г. N 775 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр".

Письмо Геолкома РФ от 10 сентября 1992 г. N ВО-61/2296 "О Положении о порядке лицензирования пользования недрами".

Приказ Роскомнедр от 18 мая 1995 г. N 65 “Об утверждении Инструкции о порядке переоформления лицензий на пользование недрами”.

Письмо Роскомнедр от 15 марта 1993 г. N ВД-47/584 “О дополнении к письму Роскомнедр от 10 сентября 1992 г. N ВО-61/2296”.

Письмо Геолкома РФ от 1 февраля 1994 г. N ВО-61/220 "О применении пункта 19 Положения о порядке лицензирования пользования недрами" (с изм. и доп. от 25 мая 1994 г.).

Положение о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых (утв. Госгортехнадзором РФ 3 ноября 1995 г. и Роскомнедрами 10 ноября 1995 г.).

Постановление Правительства РФ от 4 января 1992 г. N 10 "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля за их производством и потреблением" (с изм. и доп. от 22 февраля 1993 г.).

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1282 "О порядке выплаты и размерах денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых".

Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2285 "Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами" (утратил силу).

Распоряжение Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 903-р “О мерах по реализации соглашений о разделе продукции нефтегазоконденсатных месторождений по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

Приказ Минприроды РФ от 5 апреля 1994 г. N 93 "О проведении эксперимента по усилению хозяйственной самостоятельности и расширению внебюджетного финансирования территориальных органов Минприроды России".

Постановление Правительства РФ от 3 августа 1992 г. N 540 "О мерах по регулированию экспорта геологической информации о недрах".

Распоряжение Правительства РФ от 26 сентября 1992 г. N 1773-р “О конкурсе на право разработки неосвоенных месторождений нефти и газа и производства геологоразведочных работ на о. Сахалине и прилегающем к острову шельфе”.

Указ Президента РФ от 22 ноября 1994 г. N 2099 "О деятельности российских физических и юридических лиц по разведке и разработке минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа".

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 410 "О порядке осуществления деятельности российских физических и юридических лиц по освоению минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа".

Указ Президента РФ от 18 февраля 1993 г. N 234 "Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России".

Полезную информацию подготовил
К. Играйн, ИЦ “Л”

 К содержанию

НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Конвенция и Декларация - на языке коренного народа

 

Кызыл, ноябрь 1996 г. В Республике Тыва впервые переведены и изданы первые 200 экземпляров международных документов по правам коренных народов - Конвенция № 169 “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах” и проект Декларации ООН о правах коренных народов. Документы изданы в приложении брошюры Кара-кыс Аракчаа “Коренные народы: международное и национальное право”.

Брошюра вышла в производственно-издательском комплексе газеты “Эне созу” (“Слово матери”), главный редактор которой - Артык Ховалыг - и внесла большой вклад в подготовку и издание данных международных правовых документов. Это не первый ее вклад в дело пропаганды идей защиты прав и интересов коренных народов. В июле 1995 года Артык Хом-Отуковна, как Президент Ассоциации писательниц Тувы, приняла участие в работе 13-й сессии Рабочей группы ООН по коренным народам в Женеве. По результатам поездки в ноябре 1995 года она опубликовала большой репортаж в первом номере журнала “Кадын” (“Мадонна”), создателем которого является сама А. Ховалыг.

Информационный Центр коренных народов России поздравляет Артык Хом-Отуковну, коллектив ее редакции, замечательный коллектив переводчиков - Седена Кудурукпаевича Хертека, Сандро Давааевича Маады, Ендана Сергеевича Тартан-оола, Александра Сотпаевича Дембиреля - с выходом на тувинском языке международных правовых документов.

Дорогие друзья! Желаем Вам доброго здоровья, успехов в работе. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Руководство и стажеры ИЦ “Л”

К содержанию

Пожар в ОмеВ ночь на 14 сентября 1996 г. в деревне Ома (Ненецкий автономный округ) сгорела дотла школа-интернат. 215 детей оленеводов остались, по существу, на улице.

А. Канюкова, ИЦ “Л”

 К содержанию

Центр материнства и детства20 ноября 1996 года в городе Якутске состоялось открытие Центра материнства и детства крупнейшего специального лечебного учреждения для детей и женщин в Сибири и на Дальнем Востоке. С открытием Центра коренные народы связывают надежду на улучшение здоровья своих детей, заболеваемость и смертность которых почти вдвое превышает средние республиканские показатели и составляет 35 случаев на 1000 детей.

О. Горохов,
специально для ИЦ “Л”

 К содержанию

Теперь у нивхов есть своя газетаПо постановлению Губернатора Сахалинской области нивхская газета “Нивх диф” получила самостоятельный статус.

Ранее “Нивх диф” была приложением к “Сахалинскому нефтянику” - Охинской районной газеты. Администрация области, являющаяся одним из учредителей газеты, утвердила устав и назначила главным редактором Римму Хайлову.

Сотрудники “Свободного Сахалина” поздравляют коллег с этим событием.

“Свободный Сахалин”,1996, июль, № 26

 К содержанию

Студентка "Плехановки" - обладательница стипендии Николая ТавратаЧЕРСКИЙ. Обладательница стипендии имени Николая Таврата, учрежденной в прошлом году улусным Собранием за наивысшие успехи в учёбе для студентов из Нижнеколымского улуса, стала Нюргуяна Горохова. Четыре года назад с серебрянной медалью она закончила Черскую среднюю школу, а сейчас учится на 5 курсе Российской экономической академии им. Плеханова.

Свою будущую деятельность Нюргуяна решила посвятить науке. Неравнодушная к судьбе малочисленных народов Севера родной республики, она надеется внести свою лепту в их развитие по примеру сына тундры и талантливого организатора Николая Таврата.

Вестник Якутского-Саха Информационного Агентства,
1996, 12 сентября, № 174 (1204)

 К содержанию

Доход и жизньОфициальный прожиточный минимум - необходимый для жизнеобеспечения набор продуктов - в Верхнеколымском улусе Республики Саха составляет 1 миллион 337 тысяч рублей, средний доход на одного члена семьи работника юкагирской общины “Текки Одулок” Верхнеколымского улуса за октябрь месяц составил 312 тысяч рублей включая детские пособия и пенсии по старости.

О. Горохов,
специально для ИЦ “Л”

 К содержанию

Куриловская осеньЧЕРСКИЙ. В Нижнеколымском улусе стало традицией проведение Куриловской осени, посвященной памяти талантливого юкагирского писателя Семена Курилова, автора всемирно известного романа "Ханидо и Халерха".

В прошлом году общественность республики широко отметила 60-летие писателя на его родине в селе Андрюшкино и в улусном центре Черском. Его именем названы улицы, организованы музей и музей-квартира, в Олеринском наслеге воздвигнут памятный знак - символ народной памяти о нём.

Мероприятия Куриловской осени начались в день рождения писателя, 9 сентября. Они связаны с его деятельностью в редакции улусной газеты и 35-летием выхода первого рассказа "Увидимся в тундре", положившему начало писательской стезе Семёна Курилова.

Вестник Якутского-Саха Информационного Агентства,
1996, 13 сентября, № 175 (1205)

 К содержанию

Новый Президент12.11.96 года в г. Хабаровске состоялась отчетно-выборная конференция краевой ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. На повестке дня обсуждались вопросы: отчет о работе краевого Совета ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, отчет ревизионной комиссии, принятие Устава в новой редакции в соответствии с требованием федерального закона “Об общественных объединениях”, о делегатах III Всероссийского съезда, выборы Президента краевой ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, выборы ревизионной комиссии.

Президентом избран Дигор Владимир Владимирович - специалист по национальным вопросам администрации Комсомольского района.

Г. Волкова,
Ульчский район Хабаровского края,
специально для И
Ц "Л"

 К содержанию

Судьба национальных предприятийСогласно закона РФ от 25 декабря 1990 года “О предприятиях и предпринимательской деятельности” в Ульчском районе Хабаровского края было образовано 19 предприятий и хозяйств с целью развития национальных сел и сохранения народных художественных промыслов. Но несовершенство законодательной базы, большое количество налоговых сборов привели к банкротству 13 предприятий. Оставшиеся 6 находятся на грани закрытия. Даже принятый 29 мая 1996 года Хабаровской краевой Думой закон “Об общине коренных малочисленных народов Севера” не улучшил положения.

ТОО “Ухта”, ТОО “Кольчем” и КФХ “Монгол” решают вопросы трудозанятости, занимаются рыбодобычей, строительством производственных объектов, жилья, оказывают коммунальные и другие услуги населению.

Учитывая, что существование сел зависит от сохранения этих предприятий, администрация района пытается решить вопросы, входящие в ее компетенцию: два предприятия освобождены от местных налогов, за хозяйствами закреплены водоемы, выделены лимиты на вылов рыбы и лицензии на отстрел диких копытных животных, их объекты, строящиеся за счет Госкомсевера, включены на первоочередное финансирование. Но все эти принятые меры не оказывают действенную помощь.

Для сохранения этих предприятий необходимы законы - “Об общине”, “О территории традиционного природопользования”, “О местном национально-территориальном самоуправлении”.

Г. Волкова,
Ульчский район Хабаровского края,
специально для ИЦ "Л"

 К содержанию

Был праздник - "День оленевода"В августе 1936 года ЯЦИК принял постановление "Об установлении празднования "Дня оленевода", согласно которому 1 ноября того же года "День оленевода" был отмечен в 20 основных оленеводческих районах.

В постановлении отмечалось, что "День оленевода" является массовым праздником, который должен способствовать подъему оленеводства как по совхозным и колхозным стадам, так и по индивидуальному пользованию колхозников и трудящихся-единоличников ЯАССР". При проведении мероприятий, связанных с "Днем оленевода", в основу должна быть положена наибольшая массовость праздника: проведение собраний в колхозах и совхозах, устройство вечеров оленеводов, награждение ударников оленеводства, а также отдельных оленеводческих ферм, освещение на страницах республиканской печати труда передовиков оленеводства, ферм, колхозов.

С тех пор минуло 60 лет. Хотя сейчас в некоторых оленеводческих хозяйствах и проводится Праздник оленеводов, в календаре "День оленевода" не значится.

Вестник Якутского-Саха Информационного Агентства,
1996, 13 сентября, № 175 (1205)

 К содержанию

В Министерстве культуры РФ28-30 октября 1996 года в Министерстве культуры РФ состоялось заседание Координационного Совета по вопросам развития культуры Севера. Обсуждались вопросы: о внесении дополнительных мероприятий в комплексный план Международного десятилетия коренных народов мира, о включении мероприятий в Государственную Федеральную программу “Сохранение и развитие культуры и искусства на 1997-98 гг.”. Приняли участие представители региональных комитетов по культуре и искусству, представители общественных организаций коренных малочисленных народов Севера, представители Государственного комитета РФ по вопросам развития Севера и др.

Планируется всероссийский фестиваль “Художественное творчество коренных малочисленных народов Севера”.

Г. Волкова,
специально для ИЦ
"Л"

 К содержанию

Об изменениях в Конституции Республики ТываВеликий Хурал Республики Тыва внес (на основании предложений Президента РТ и парламента) первые изменения в Конституцию Тувы. Приведены в соответствие с Основным законом России статьи, касающиеся местного самоуправления (но пока не внесены изменения в статью 79, согласно которой руководители органов самоуправления входят в состав Правительства, что тоже противоречит Российской Конституции). Изменены положения, касающиеся судебной системы, войны и мира. Последнее как раз и вызвало острую дискуссию. Но обсуждалась не дилемма “изменять - не изменять”, а вопрос: как изменять. Поддержать предложение парламента (вообще исключить соответствующие пункты статей 63, 73) или Президента РТ (изменить редакцию статей, предоставив Президенту РТ и парламенту право выражать свое отношение к решениям федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов России по вопросам войны и мира). Замечания, что такое право у ни уже есть.

В кулуарах же говорили о разном. В том числе и о том, что многие получили документы в начале заседания и не смогли их изучить.

“Центр Азии”,
1996, 3-9 октября, № 40

 К содержанию

У В. Курамина - Глава Арктического УлусаЧЕРСКИЙ. Глава администрации Нижнеколымского улуса Николай Бандеров был принят председателем Госкомитета РФ по вопросам развития Севера Владимиром Кураминым. Глава арктического улуса проинформировал руководство Госкомсевера России о социально-экономическом положении региона, его проблемах, в частности, по переселению населения в центральные области России.

Николай Бандеров так же попросил содействия Госкомсевера в вопросах приобретения оборудования для переработки рыбы и реализации рыбной продукции в интересах возрождения и развития традиционных промыслов жителей Арктики. Владимир Курамин, выслушав Главу улуса, согласился с поставленными проблемами и вопросами, обещал содействовать их реализации.

Вестник Якутского-Саха Информационного Агентства,
1996, 13 сентя бря, № 175 (1205)

 К содержанию

Искусство древнее и вечно молодоеВпервые в Богородском районном музее Ульчского района Хабаровского края в марте текущего года была открыта выставка “Традиционное искусство народов Приамурья”. На выставке были представлены работы ульчских, нивхских и нанайских умельцев: резьба по дереву и кости, плетение из тальниковой лозы, изделия из бересты, национальная одежда, предметы быта. Приняли участие 26 мастеров декоративно-прикладного искусства из сел Богородское, Булавы, Кальма и учащиеся Булавинской детско-художественной школы, Богородской школы № 2, Кальминской, а также были представлены уникальные работы прошлого: Ходжер Пундяки, Росугбу Очу Лукьяновны, Дятала Кулики и Пластиной Зои Александровны. Очень интересны работы современных мастеров, создающих самостоятельные авторские композиции: Боявсал В.П., Агдумсал А.Л., Юндиной М.Т., Ходжер Н.К., Ван А.А., У Николая, Росугбу И.П. и др. Четыре изделия У Николаем были переданы в дар районному музею.

Цель этой выставки: показать преемственность поколений в сохранении и развитии декоративно-прикладного искусства народов Приамурья.

Все присутствовавшие отведали национальные блюда, была организована распродажа сувениров и ульчским детским фольклорным ансамблем “Диро” был дан замечательный концерт.

Г. Волкова,
специально для ИЦ
"Л"

 К содержанию

Рынок и национальные селаПереход к рыночным отношениям вызвал существенные изменения в жизни малочисленных народов Севера. Принятые Правительством программы развития экономики и культуры малочисленных народов Севера финансируются частично. Во всех имеющихся законах отсутствует детальный механизм их реализации.

Национальный колхоз “60 лет Октября” Ульчского района Хабаровского края на грани банкротства, колхозники находятся в бессрочных отпусках. Тахтинский леспромхоз, не выдержав рыночных

отношений, распался. Люди в селах Савинское, Монгол, Н.-Гавань, Булава остались без работы. Закрытие производств, сокращение штатов в бюджетных организациях увеличило число безработных в “малых” национальных селах. Безработные уже 4 месяца не получают пособий по безработице. Администрация пытается решить вопрос по организации в этих селах жилищно-коммунального хозяйства.

Население большинства “малых” сел из-за отсутствия передвижного флюорографа не обследуется годами.

В селах Кальма, Калиновка, Белоглинка закрыты отделения связи.

Школы не имеют средств на приобретение учебных материалов и оборудования. Здания школьных и дошкольных учреждений требуют капитального ремонта.

Все это привело население района к критическому положению. Все попытки районной власти улучшить торговое, медицинское и культурное обслуживание не меняет ситуацию в целом. Необходимо вопрос занятости населения решать на краевом и федеральном уровнях посредством разработки конкретных программ.

Г. Волкова,
Ульчский район Хабаровского края,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

В полярную ночь без электричестваИз-за отсутствия топлива в середине ноября остановлена электростанция в поселке Черюмча Верхоянского улуса. Жители поселка в условиях полярной ночи и тридцатиградусного мороза остались без электричества. Меры принимаемые местной администрацией задерживаются из-за отсутствия наливного транспорта.

О. Горохов,
специально для ИЦ “Л”

 К содержанию

Кто крайний на Крайнем Севере?Завозом товаров на Севере занимаются и в Правительстве, и в Совете Федерации, и в Думе. А теперь и в Совете Безопасности. И везде речь идет о критической ситуации сложившейся с поставками товаров на Крайний Север и их финансированием.

В марте 1993 года Правительство разработало порядок организации и перевозки продукции для обеспечения северных регионов. Суть его сводилась к принципу льготного кредитования с возмещением из федерального бюджета 50% учетной ставки Центробанка за пользование кредитом, 50% транспортных расходов.

В 1994 году был разработан еще один механизм госфинансирования поддержки завоза. Решено было финансирование поставок осуществлять через вновь создаваемые федеральные, региональные фонды под треть учетной ставки ЦБ. Фонды формировались за счет федерального бюджета и процентных платежей за пользование средствами на возвратной основе. Контролировать использование средств и их возврат должна рабочая группа во главе в вице-премьером. И вот можно подвести некоторые итоги. Из 3 трлн. руб., предусмотренных федеральным бюджетом на компенсацию “северных” расходов, основная часть выделяется векселями коммерческих банков с большим сроком погашения. Не оправдывается расчет и на передачу в управление субъектам Федерации средств, поступающих в погашение выданных им в прошлые годы бюджетных ссуд. Из 12,1 трлн. руб., которые должны быть возвращены, фактически получено только 4,7 трлн. руб. Где остальные деньги, остается только догадываться. Некоторую ясность вносит в эту ситуацию проверка, проведенная ФСБ. По оперативным данным, возврат средств, выданных в 1995 году, по республике Саха (Якутия) составил лишь 25%, по Карелии - 7%, в Мурманской области - не по назначению использовано 3,4 млрд. руб.

А. Гаврилюк,
“Российская газета”, 1996, 14 сентября

К содержанию

Арктическая навигация по существу сорвана: Северу предстоит трудная зимаНедостаточное финансирование государством завоза товаров на Север может привести к социальной катастрофе в регионе. Такое мнение высказал в интервью Агентству финансовой Информации (АФИ) председатель Комитета Госдумы РФ по проблемам Севера Владимир Гоман. По его словам, к началу августа, например, в Ненецкий автономный округ продовольствия завезено около 50% от уровня прошлого года, нефтепродуктов только 20%.

В Таймырском автономном округе на 1 августа объем ввоза продуктов составил всего 1 (один) % по сравнению с поставками на ту же дату минувшего года.

По мнению депутата, необходимо провести жесткую проверку по использованию ранее выделенных средств.

“Известия”, 1996, 2 августа

К содержанию

Бумажные торосы ледокол не одолеютНынешняя арктическая навигация практически полностью сорвана, считает заместитель Гендиректора АО “ДВМП” Георгий Пикус. Начало сентября, а в такие крупные базовые порты Северного Ледовитого океана на Чукотке как Певек и мыс Шмидта, Анадырь и Эгвекинот, корабли Дальневосточного морского пароходства еще даже не заходили и наверняка не пойдут туда. Ведь на причалах приморских портов Владивосток, Находка, Восточный нет грузов для северян.

Начиная с весны 1996 года, Чукотский автономный округ задолжал Дальневосточному пароходству 53 млрд. рублей, а Глава администрации Александр Назаров “выбил” в Минфине только 50 млрд. рублей, да и то не на пароходство, а на всю арктическую “братию”, снабжающую Север.

Закрыты основные полярные станции Хохов, Муостах, Четырехстолбовой, выдававшие метеопрогнозы.

В то время как ледоколы, краса и гордость россиян, превращаются в туристические прогулочные комплексы для иностранцев, на Севморпуть все чаще заглядывают суда США и Японии. В прошлую навигацию они взяли в свои трюмы и доставили российским северянам 60 тысяч тонн груза.

В. Братчикова,
“Российская газета”, 1996, 14 сентября

Материалы об арктической навигации подготовил 
О. Сюгней, ИЦ "Л"

К содержанию

Умирающая отрасльИз некогда тучных оленьих стад, что были еще лет 10 назад, осталась, быть может, четверть.

Оленеводство - традиционный вид хозяйствования чукчей, сегодня представляет собой умирающую отрасль. Горно-геологическая промышленность безжалостно подмяла под себя огромные площади пастбищ, ежегодные пожары уничтожают ягель - главный корм оленей. Хроническая невыплата заработной платы оленеводам, социальная нестабильность, браконьерство, “продажа” живых оленей за спирт, нападения волков, и самое страшное - лень и безалаберное отношение к своему труду оленеводов, а также нежелание видеть и исправлять положение со стороны администрации - все это реальная угроза исчезновения оленеводства, как отрасли.

Молодежь уходит из тундры (нет денег), ища легкой жизни в поселке, там быстро спивается, отвыкает от труда вообще.

В оленеводческих бригадах картина не из радостных: продуктов - минимум, нет резиновых болотных сапог, свечей. Старшее поколение доживает жизнь с горькими мыслями: некому передать дело, знания, опыт.

В Билибинском районе как таковых совхозов уже меньше, чем было еще лет 5-7 назад: нет оленей. Среди оленеводов появились безработные.

Социальный негатив сказывается на демографии: дети рождаются с врожденными аномалиями (пороки сердца, уродства), повысилась смертность среди трудоспособного населения (30-35 лет).

Ветер коммерции с катастрофической скоростью гнет под себя не только коренное население, но и приезжее. Семимильными шагами народ идет к деградации. Нужны жесткие меры на уровне правительства Российской Федерации и по выплате заработной платы, и по улучшению уровня жизни, установлению социальной стабильности.

Крайне необходимо создание какого-либо механизма контроля по ввозу и продаже винно-водочных продуктов на территории северо-востока, да и вообще по России.

Народ Чукотки, как и все народы, хочет жить достойно.

Л. Монтада,
г. Певек, Чукотка,
специально для ИЦ “Л”

 К содержанию

Должен пенсионерамНа октябрь месяц долг регионального отделения Пенсионного Фонда Республики Тыва управлению социальной защиты, а точнее пенсионерам, составляет около 5 млрд. рублей.

“Центр Азии”,
1996, 3-9 октября, № 40

 К содержанию

О наркотиках из ТувыТува входит в число лидеров по Российской Федерации по количеству преступлений, связанных с наркотиками. И это неудивительно. По сообщению пресс-службы МВД РТ в республике прекрасная собственная сырьевая база для изготовления наркотиков - свыше 30 тыс. га засорено дикорастущей коноплей, которая является основой для изготовления гашиша и марихуаны.

Любителей наркотических веществ в Туве становится все больше. Сегодня такие есть практически в каждом кожууне республики. Число официально зарегистрированных наркоманов и токсикоманов за

последние 8 месяцев 1996 года составило по Кызылу - 518 человек (из них 11 несовершеннолетних). Всего же по республике зарегистрировано 1115 человек (из них 34 несовершеннолетних). Но эти цифры далеко не соответствуют реальной картине распространения наркомании.

По мнению сотрудников пресс-службы МВД РТ, резкому увеличению числа потребителей наркотических веществ послужило изменение действующего законодательства - отмена административной и уголовной ответственности за немедицинское употребление наркотических средств. То есть, фактически наркоманы оказались под защитой закона. А как свидетельствует статистика, каждый наркоман, оставаясь на свободе, в течении года вовлекает в свои сети от 8 до 12 человек.

Газета “Центр Азии”,
1996, 3-9 октября, № 40

К содержанию

Выживут ли островитяне?Айон - остров в Восточно-Сибирском море у входа в Чаунскую губу. Площадь около 2 тыс. км2. Преобладает преимущественно арктическая тундра.

Островитяне занимаются оленеводством, есть полярная станция, школа (1-9 классы), детский сад, жилищно-коммунальное хозяйство. Всего населения на острове - 450 человек, из них - 250 чукчей, (150 детей до 18 лет). Безработных на острове - 33 человека, и безработица имеет тенденцию возрастать.

В оленбригадах работают 85 человек, включая пенсионеров, которые работают, но только получают пенсию. Средняя пенсия составляет - 350-400 тыс. рублей. Цена 1-го кг мяса - 30 000 рублей, сахар - 10 000 рублей, хлеб - 6 800 рублей, масло сливочное - 30 000 рублей, колбасные изделия от 30 000 до 60 000 рублей. Цена одной детской шубки около 400 000 рублей.

Медикаментозное оснащение островитян оставляет желать лучшего: не хватает и не на что приобрести лекарства.

Жилье. Совершенно абсурдным выглядят 2 этажные дома на 12 семей, в домах холодно, т.к. мощность котельной (построена в 1968-69 г.г.), не была рассчитана на те строения, построенные за последние 10 лет. Строительство новой котельной запланировано на 1997 год.

Снабжение продовольственными и промышленными товарами в последнее время осуществляется совершенно не рационально: пароходом до острова Айон, с корабля - вертолетом контейнеры с грузом перебрасываются на берег. Затраты и потери! Администрация острова не может добиться прежней формы снабжения: отдельно от района прямые поставки на полярную станцию из Санкт-Петербурга. На сходах (собраниях) жители встречаются с представителями районных, окружных органов власти и пробуют решить совместными усилиями назревшие проблемы.

Но очевидно одно для острова: при государственной поддержке, при продуманной системе помощи народу только и возможно реальное улучшение жизненного уровня людей, рост их социального статуса. Но также очевидно и то, что только сам народ может и должен самостоятельно пытаться решать собственные проблемы.

Постоянная помощь в конечном итоге приводит к инфантильному отношению к собственной судьбе.

Л. Монтада,
г. Певек, Чукотка

К содержанию

ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ

Канада: коренные народы и правительство

 

В начале сентября в Институте этнографии и антропологии РАН состоялась встреча стажеров Информационного центра с Харальдом Финклером, директором отдела по приполярным делам Министерства по делам индейцев и развития Севера.

Рассказывая о положении коренного населения в Канаде, господин Финклер отметил, что правительство Канады выделяет 4 млрд. канадских долларов на образование коренных северян, строительство для них жилья и развитие социально-культурной инфраструктуры. Большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды территорий проживания коренных жителей, где ведется разработка минеральных ресурсов, и это отражено в соглашениях, подписанных представителями коренного населения с правительством страны. В тех местах, где намечается промышленное освоение природных ресурсов, по соглашению между коренными жителями и правительством проводится экологическая экспертиза.

В настоящее время разрабатывается соглашение о землепользовании коренного населения Канады. В соглашении оговаривается, что во время промышленного освоения территорий проживания коренных жителей они будут получать определенные отчисления (“роялти” - плату за пользования ресурсами) от компаний, ведущих разработки.

К тому же, в соответствии с подписанными соглашениями, коренному населению предоставляются право партнерства с правительством и компаниями, которые будут добывать минеральные ресурсы, и полномочия участвовать на правах партнеров в решении вопросов, какой избрать проект разработки ресурсов, как обеспечить при этом охрану окружающей среды, оговорено и право коренных жителей на определенное число рабочих мест, возникающих при осуществлении таких проектов.

Отвечая на вопрос участников встречи, как относится правительство Канады к вопросу ратификации Конвенции МОТ № 169 “О коренных народах и народах ведущих племенной образ жизни”, г-н Финклер сказал, что этот вопрос изучается в Министерстве финансов и Министерстве по делам индейцев и народов Севера. Развивая тему об отношениях между коренными жителями и правительством страны , г-н Финклер отметил, что правительство Канады давно признало за коренными жителями право самостоятельно решать свои социально-экономические проблемы, и это нашло отражение в федеральном законодательстве.

По мнению г-на Финклера, окончательное решение вопроса о признании права коренных жителей на территории их проживания позволит снизить зависимость коренного населения от тех субсидий, которые ему сейчас представляет федеральное правительство.

Касаясь вопроса об обмене студентами и преподавателями между регионами канадского и российского Севера, Харальд Финклер пояснил, что возникшие сложности в области этого обмена объясняются тем, что одно время российская сторона не выполняла своих обязательств по финансовому обеспечению такого обмена. К тому же расходы возрастали в связи с тем, что большинство канадцев, приезжавших в Россию, не знало русского, а большинство российских стажеров не знало английского, что требовало привлечения и оплаты переводчиков. По мнению г-на Финклера наиболее перспективен обмен студентами между конкретными учебными заведениями. Например, сейчас Якутский государственный университет имеет соответствующее соглашение с университетом Британской Колумбии.

Говоря о канадском законотворчестве, касающемся коренных жителей, и участия в этом процессе представителей коренных народов, Харальд Финклер пояснил, что юридическая база взаимоотношений коренного населения с правительством была заложена в тех первоначальных соглашениях, которые были когда-то заключены между местным населением и, так сказать, “колониальными” властями. Имеются также определенные обязательства со стороны правительства Канады, вытекающее из соглашений, которые заключены в отношении землепользования, добычи минеральных ресурсов, решения социально-экономических проблем. Отражено в законодательстве и право коренного населения на ведение охоты, рыболовства, развития традиционных методов хозяйствования. Что же касается всеобъемлющего законодательства, регулирующего права и положения коренного населения, то его не существует. Однако возможно, что в скором времени ситуация изменится и коренное население получит возможность самостоятельно принимать законы, касающиеся регулирования деятельности на территории их проживания.

К. Играйн, ИЦ "Л"

К содержанию