БЮЛЛЕТЕНЬ № 7 | III группа стажеров | |||
СОДЕРЖАНИЕ | ||||
После опубликования | Нужны ли медно-никелевые разработки коренным народам | |||
Новости, факты, события |
| Как выжить оленеводческим хозяйствам? | ||
Встречи стажеров |
| О деятельности Ассоциации КМНСС и ДВ | ||
Юридическая консультация | Какие льготы существуют для коренных малочисленных народов Севера в области медицинского обслуживания? | |||
Наши интервью | В будущее смотрю с оптимизмом Внедрение перерабатывающих производств | |||
Дискуссии | К проблеме ратификации Конвенции МОТ № 169 | |||
Точка зрения |
| |||
|
|
|
|
|
ПОСЛЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ | ||||
Нужны ли медно-никелевые разработки коренным народам |
| В пятом номере Информационного бюллетеня была опубликована статья Анны Канюковой "Открытое письмо к руководителям Ассоциации ненецкого народа "Ясавей". В Информационный центр 19.02.97 г. пришло письмо от А.Канюковой, где она пишет: "...Приглашал меня к себе на беседу представитель Госкомсевера С.Н. Ружников по поводу письма о медно-никелевых разработках. Просветил меня и дал понять, чтобы я не впутывала в личные дела округа никого". К этому письму было приложено письмо С.Н. Ружникова заместителю председателя Комитета по социально-экономическому развитию Севера Российской Федерации (Госкомсевер) А.И. Волгину. Мы публикуем выдержки из этого письма с комментариями Анны Канюковой: "На Ваш № 3785 от 27.12.96 г. сообщаем: действительно, СЕВЕРГЕОЛКОМ и администрация Ненецкого автономного округа (НАО) в настоящее время готовят условия открытого конкурса на право пользования недрами с целью поисков разведки и добычи медно-никелевых руд на Бугровской площади Северного Тимана в НАО (около 100 кв. км площади) ... вопрос о возможности ведения планируемых работ два года проходил согласование со всеми сторонами, заинтересованными в его решении, в том числе с представительством Госкомсевера в НАО, руководителями землепользователей (оленеводческий совхоз “Индигский”), собранием депутатов НАО и другими. (А.К. : "Но не с самими жителями") ...Поэтому решение о разрешении проведения конкурса и в дальнейшем работ по разведке и добыче медно-никелевых руд принималось в интересах жителей поселков Индига и Выучейский. (А.К.:"люди со стороны лучше знают интересы Индиги и Выучейского, чем их жители ?") "...Кроме того, дальнейшее решение этого вопроса находится на контроле районного Собрания депутатов НАО и Ассоциации ненецкого народа "Ясавей", президент Ассоциации является депутатом. Ответ Канюковой А., по приезде ее из командировки (А.К.: Из какой?) будет дан в устной форме, она в настоящее время работает в администрации НАО". Подпись руководителя представительства Госкомсевера России в НАО Ружникова С.А. Подготовила Галина Волкова, | ||
НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ | ||||
Как выжить оленеводческим хозяйствам? |
| Жизнь чукотских оленеводов - постоянная борьба за выживание. Коллективные и фермерские хозяйства находятся в тяжелейшем финансовом положении. Например, в совхозе “Кантианский” Анадырского района имелось 30 тысяч оленей. Это было хорошее хозяйство, “гремело” на всю Россию и даже награждено орденом Трудового Красного Знамени. Наступили трудные времена. Совхоз стал нерентабельным. Его раздробили на тринадцать фермерских хозяйств. Руководят ими прекрасные оленеводы. Они знают, где пасти, как и чем кормить оленей, но не готовы к деятельности в рыночных отношениях, поскольку никогда не сталкивались, например, с финансированием, не выполняли обязанностей администраторов, хозяйственников и снабженцев. В результате к началу этого года из девятнадцати оленеводческих фермерских хозяйств осталось только семь с восемью тысячами оленей. Ясно одно, что организация фермерских хозяйств - очередная российская кампания. Жизнь показала, что самостоятельно фермеры могут существовать, но в особо созданных для них тепличных условиях. Испокон веков оленеводство было общинным. И сейчас фермеры вынуждены объединяться, вместе переживать тяжелые времена и выживать. У нас только коллективная, совхозная собственность доказала свою живучесть. В нынешних условиях ей нет альтернативы. Но коллективная собственность должна трансформироваться и приобрести современные формы. Оленеводы должны научиться работать в новых условиях и думать, как самим сделать свою жизнь лучше, а не быть иждивенцами. Государство практически бросило сельское хозяйство на произвол судьбы, а оленеводство - тем более. Если оно не поможет выстоять и выжить, не знаю, как будем жить. Алексей Вуквукай, | ||
Положение национальных предприятий на Сахалине | В конце 80-х годов начался экономический спад производства на Сахалине. Население острова все сильнее стало испытывать трудности этого кризиса, но труднее стало коренному населению: нивхам, ульчам, эвенкам и др. Если у пришлого населения есть возможность уехать в те районы России, где более или менее лучше, а именно так все происходит, то аборигенам ехать некуда. И выход был найден - по инициативе Владимира Санги на севере Сахалина, а потом и в других районах начали создаваться национальные рыбодобывающие кооперативы, малые предприятия, хозяйства. Нивхи встретили эту идею положительно, и многие взялись за предпринимательство. К 1993 году на Сахалине было зарегистрировано более 50 национальных хозяйств. Начало было хорошим: частично решили проблему безработицы, получили самостоятельность, а главное - любимое дело (основной род занятий нивхов - рыболовство). Все, работай и развивайся. Но ситуация сложилась иная, все обернулось не так, как все предполагали. На сегодняшний день можно по пальцам перечесть те предприятия, которые еще занимаются хозяйственной деятельностью, и с каждым годом это количество уменьшается. Причин, почему так произошло, много: неумение управлять предприятием, налоги, использование не по назначению некоторыми администрациями районов средств, выделяемых из федерального бюджета по “Государственной программе - 145”. Но не менее важной причиной, на мой взгляд, является отсутствие уловистых промысловых тоней (рыболовных участков) на заливах, где базируются национальные хозяйства. Вообще-то они существуют, но принадлежат облрыбакколхозсоюзу Сахалинской области, т.е. рыболовецким колхозам. Те водоемы, которые закреплены за национальными предприятиями, в основном мелководье, не имеющие промыслового значения. А отдавать для появившихся конкурентов важную тонь они, конечно, не желают. Возьмем для примера рыболовецкий колхоз “Восток“ в Ногликском районе, который имеет тони на пяти заливах на севере Сахалина. И хотя колхоз сейчас находится в состоянии упадка, руководство не отдает промысловые водоемы. Всем национальным предприятиям Ногликского района, обратившимся за выделением колхозных тоней, ответ был один: это надо решать на собрании уполномоченных колхоза. А такое собрание они проводят один раз в год и всегда находят причину не разбирать этот вопрос. На тех тонях, которые закреплены за национальными предприятиями, невозможно выловить тот лимит рыбы, необходимый для успешного существования предприятия. И тут появляется еще один фактор, тоже ведущий к развалу предприятий: если предприятие не в состоянии выловить свой лимит, то на следующий сезон “Сахалинрыбвод” может уменьшить его. С каждым днем положение национальных предприятий становится хуже, нивхи уже теряют надежду на то, что будет лучше, потому что слишком большой барьер был поставлен перед ними. И если в Республике Саха ( Якутия ) правительство как то помогает своим регионам, то на Сахалине до этого никому нет дела.
| |||
Осторожно, фенол! | Как сообщают работники Ульчского районного комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов, на Нижнем Амуре вновь складывается тревожная обстановка с наличием в речной воде фенола. Это подтверждает анализ воды, пробы которой были взяты 14.01.97 г. на 181-й створе разметки речного фарватера, в районе с. Богородское. Содержание фенола превышает предельно допустимую концентрацию в 18,4 раза 24.01.97 г. новая порция проб воды для контрольного анализа была отправлена в лабораторию г.Николаевска-на-Амуре.
От Центра : считаем необходимым проведение экстренного комплексного исследования состояния реки Амур независимыми экспертами и неотложных мер по его очищению. А также необходимо осуществление контроля за промышленными предприятиями, сбрасывающими промышленные отходы в реку. До сих пор остается неясной истинная причина загрязнения воды фенолом. Коренные народы Амура не имеют средств и возможности для проведения мероприятий по очищению реки. А администрация Хабаровского края не может или не хочет этим заниматься. Все кто разделяет наше беспокойство просим обратиться в наш Центр. | |||
Письмо в ИЦ "Л" | Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Туруханского района, Красноярского края прислала в ИЦ “Л” письмо: “Я, Ламбин Валерий Борисович, коренной житель, кет. Осенью 1996 года был оштрафован рыбинспекцией дважды за ловлю рыбы. Рыбу я ловил на пропитание своей семьи (трое детей и жена), так как моей зарплаты в 150 тыс. руб. не хватало, чтобы прокормить семью. К примеру, чтобы на один месяц моей семье купить мешок муки (50 кг) надо 350 тыс. руб. Два минимальных штрафа обошлись мне в 150 тыс. руб. Для кого-то это может, и небольшая сумма, а для меня - месячная зарплата. Лицензию на рыбу я не мог приобрести, так как сказали, что ее очень мало, зато я точно знаю и многие могут подтвердить, что лицензии были в основном не у коренных жителей. Считаю, что мои права ущемлены. Думаю, после всего, что я написал, еще не раз оштрафуют, поэтому многие молчат. Почему на земле, где мои предки веками охотились и ловили рыбу на пропитание, я должен как вор ловить рыбу, чтобы прокормить свою семью? | |||
Выживать или нарушать | Управлением внутренних дел Красноярского края в период с 1 по 30 октября 1996 года на территории Туруханского района проведена регистрация, целью которой было выявление нарушений паспортного режима. Анализ результатов мероприятия говорит о неудовлетворительном состоянии паспортного режима. Так, в п. Келлог выявлено 50 нарушителей, в Сургутихе - 12, в п. Бахта - 38, в п. Ворогово - 38. Наибольшее количество нарушений - это проживание по недействительным паспортам и без паспортов. Причина: отсутствие фотографий. Чтобы сфотографироваться, нужно съездить в райцентр, а билет по маршруту Келлог - Туруханск - Келлог стоит 656 тыс. руб. Услуги фотоателье - слишком дорогое удовольствие: фотография 3 х 4 стоит 51 тыс. руб. при средней заработной плате, не превышающей 300 тыс.руб. Так что же остается делать? Выживать или нарушать? Оксана Синникова, | |||
Наболело | Здравствуй, дорогая редакция! Пишем вам о наболевшем. Живем мы в Туруханском районе, в поселке (знаменитом) Келлоге, на берегу маленькой речушки Елогуй. По правде, мы не живем, а существуем, и с каждым годом наша “жизнь” становится невозможнее, невыносимее. Все дело в том, что речка наша не судоходна, но по весне, когда вода большая, приходит караван с продуктами, топливом и т.д., приходит снабжение всем на весь год. Но после каравана продуктов в магазине не оказывается, все расходится по “блатным”, а такой народ, как мы, продуктов этих и всего прочего не видит. А тут еще в 1995 году открылся унитарно-муниципальный магазин “Тайга”, в котором цены космические, к примеру, один килограмм риса стоит девять тысяч рублей, и практически каждый месяц происходит наценка на все продовольственные и промышленные товары. А кто и когда наценяет - неизвестно. И нам, бедолагам, приходится покупать, несмотря на цены, или просить милостыню в долг у продавца О.В.Петровой, так. как. налички у населения давно нет (как и везде в стране), а она смотрит - дать тебе или не дать, мил ты ей или не мил. Мы обращались за помощью к администратору поселка В.Л.Смирновой, но наши проблемы и трудности ее практически не волнуют. Зачем ей вступать в конфликт с продавцами, если они в прямом смысле слова “связаны одной веревочкой”? И не к кому нам обратиться за помощью, высказать, выплеснуть наши беды, и рушится наш поселок, и спиваются наши сельчане, основную часть которых составляет коренное население - кеты. А как жить пенсионерам и матерям-одиночкам? Работы в поселке нет, отделение совхоза развалили, Дом культуры зимой разобрали на дрова, хотя живем среди тайги, хлебопекарню закрыли, а в остальных организациях нет рабочих мест, и поэтому захочешь, но не заработаешь средств к существованию. И живем мы действительно, как оторванные ветром от костра. Почти не работает телевизионная станция (всего одна программа, и та до 18 часов), из газет своевременно новостей не узнаешь, авиация не желает летать. Вот так и живем мы в этом “Богом забытом” уголке, и не знаешь, как жить дальше, с кем разрешить нашу беду, к кому обратиться за помощью. Надежда ведь умирает последней. С уважением, жители пос. Келлог P.S. Просим напечатать наш крик, может что-нибудь изменится. Все изложенное достоверно. 9 января 1997 г. Газета “Маяк Севера” | |||
В Ассоциации эвенков г. Якутска | В городе Якутске проживает около 800 эвенков. В целях сохранения родной культуры действует Ассоциация эвенков. Председателем Ассоциации является Иван Михайлович Атласов. В Якутске были созданы землячества от Алданского, Усть-Майского, Оленекского, Жиганского, Анабарского, Олекминского и Булунского районов. Председатели землячеств являются членами правления Ассоциации эвенков. Целью этих землячеств является поддержка своих земляков, которые учатся и работают в г. Якутске. Таким образом была создана своя структура в Ассоциации эвенков. В сорока километрах от города по реке Кэнкэмэ члены Ассоциации на общественных началах создали “Ритуально - обрядовый комплекс”, где пять лет подряд проводился праздник Бакалдын - “Встреча солнца”. В марте - апреле этого года в комплексе планируется принять первых туристов. Два года назад Бакалдын проводился также и в Олекминском районе селе Киндигир. а в прошлом году в Усть - Майском районе селе Эжанцы. Была создана Ассоциация народных мастеров, председателем которой является Полина Ивановна Семенова. В этой Ассоциации Полина Ивановна Семенова, Евдокия Михайлвна Трынкина и Домна Алексеевна Степанова проводят семинары на тему “История нашего народа”. В городе открылся эвенкийский детский сад и эвенкийский класс в школе № 2. Также Ассоциация эвенков содействует трудоустройству своих членов в органы управления исполнительной власти. Двое эвенков работают в мэрии - Александра Гаврильевна Куличкина в отделе соцзащиты, Александр Николаевич Варламов - в отделе молодежи. Все мероприятия проводятся на голом энтузиазме членов Ассоциации. Работа республиканской Ассоциации народов Севера совсем потухла. Николай Романович Калитин - первый вице-президент Ассоциации малочисленных народов Якутиии практически не работает. Причина - нет зарплаты с августа 1996 года Эжана Васильева, | |||
Совет Возрождения ительменов | Совет Возрождения ительменов Камчатки “Тхсаном” (в переводе означает рассвет) образовался 4 - 5 февраля 1989 года. Совет Возрождения входит в состав Российской АКМНСС и ДВ. Центр Совета Возрождения находится в с. Ковран. Члены этой организации проживают на территории Корякского автономного округа и Камчатской области в селах Ковран, Тигиль, Хайрюзово, В-Хайрюзово, в поселках Палана, Оссора, Раздольный, Мильково и в г. Петропавловске-Камчатском. Официально в организации на сегодняшний день зарегистрировано 490 человек. Совет Возрождения сформирован по этническому признаку, но в нашей организации состоят люди самых разных национальностей, что закреплено в нашем Уставе. Гордость Совета Возрождения - это обрядовый праздник ительменов “Алхалалай”. Этот возрожденный обряд в 1997 году будет праздноваться в десятый раз. Проводится он ежегодно в сентябре. Материальное положение Совета Возрождения на сегодня, как и у многих общественных организаций, очень тяжелое. Коллективным членом нашей организации, а также спонсором является фирма “Ийянин Кутх” (генеральный директор И.Х.Михнов). В 1996 году она спонсировала поездку ительменской группы “Эльвель” в Германию, проведение обрядового праздника “Алхалалай”, оплатила поездку председателя Совета Возрождения на Координационный Совет в г. Москву, финансировала издание ительменского учебника. Совет Возрождения дал толчок к подъему самосознания ительменов, и наш народ понял, что возрождение культуры, языка зависит от нас самих. Людмила Смирнова, | |||
Результат совместной работы | Камчатская областная Ассоциация народов Севера объединила все общественные формирования коренных малочисленных народов Камчатки для решения вопросов социального обеспечения, культурного возрождения этносов. Областным бюджетом в рамках проведения международного десятилетия коренных народов предусмотрена статья расходов на обеспечение мероприятий по программе Ассоциации народов Севера по тематике: образование и повышение квалификации, оздоровление населения, издательская деятельность, культурно-массовые мероприятия. Актуальным является каждое из вышеперечисленных направлений программы. В январе текущего года из областного бюджета выделено 64 млн. руб. на оплату за обучение в первом семестре восьми студентов в различных учебных заведениях. В настоящее время подготовлен список на оплату за обучение во втором семестре еще двенадцати студентов. Данной льготой член ассоциации имеет право воспользоваться 1 раз в год при условии хорошей успеваемости. А также в 1997 году запланировано проведение бесплатного лечения от алкоголизма нуждающихся в этом жителей Алеутского района из числа коренного населения. Кроме того, областная Ассоциация народов Севера совместно с Камчатским отделением международного фонда развития малых народов и этнических групп выпускают ежемесячную газету “Абориген Камчатки”, выпуск которой финансируется из областного бюджета. Культурно-массовые мероприятия - одно из наиболее обширных и многогранных направлений программы. Эффективность исполнения намеченных планов Ассоциации народов Севера - результат совместной деятельности общественной организации и администрации Камчатской области. Анна Асеева, | |||
Время и молодежь | Раньше старшее поколение вступающему в жизнь человеку протягивало руку дружбы и помощи. В наше сложное время есть еще такие трудовые коллективы, где старшие охотно делятся с молодыми своим опытом, размышлениями о профессии, о жизни. Еще совсем недавно мы говорили о развитии художественного творчества. В каждом клубе, Дворце культуры существовали кружки художественной самодеятельности, живописи. Проводились смотры художественного творчества. Все это в прошлом. Распался в годы перестройки К Коммунистический Союз Молодежи, с ним исчезла и централизованная система работы с молодежью. Но появилось новое - в систему воспитания нашей молодежи властно вторглись демократические реформы, свобода слова, независимость, многопартийность, свобода убеждений и вероисповедания. Мы - студенты, представители коренных малочисленных народов Севера России, обучающиеся в вузах Москвы, объединились вокруг журнала “Северные просторы” и организовали при его редакции студенческий пресс-клуб под тем же названием. В пресс-клубе ребята расширяют свой кругозор: проводятся встречи и круглые столы с участием представителей органов законодательной власти, художниками, в Центральном Доме журналистов. При содействии редакции журнала, членам студенческого пресс-клуба разрешено посещать все мероприятия ЦДЖ. Студенты, обучающиеся в Российском Университете дружбы народов, объединились в “землячество”. Вот уже третий год подряд члены “землячества” участвуют в университетском фольклорном студенческом фестивале “Народы Севера”. Конечно, все делается на энтузиазме самих ребят и их лидеров. Вот уже третий год приходится с трудом просить средства для пошива национальных костюмов и изготовления фонограмм в администрациях автономных округов. Ребята выступают перед студентами России, СНГ и зарубежных стран, тем самым знакомя их с культурой коренных малочисленных народов Севера России. В университете одновременно проводятся выставки народного творчества и прикладного искусства народов России. Выражаем благодарность Федору Яунгад, редактору национальной газеты “Красный Север” Ямало-Ненецкого автономного округа, который откликнулся на звонок студентов РУДН из Москвы и сам привез национальные костюмы из города Салехарда. Редакция журнала “Северные просторы” и ИЦ “L`auravetl`an“ поддерживают постоянную связь с членами пресс-клуба “ Северные просторы “. В Информационный центр “L`auravetl`an“ по рекомендации редакции журнала и окружной Ассоциации “Ямал - потомкам “ в первую группу был зачислен Олег Сюгней, студент Российского Университета дружбы народов из Ямало-Ненецкого автономного округа. Материальную помощь студентам Университета дружбы народов из числа коренных малочисленных народов оказывает международный фонд коренных народов “L`auravetl`an“ ( президент фонда Олег Егоров ). Таким образом, мы стараемся советы старших воплотить в то живое, что объединяет нас, студентов и редакцию, чем мы и руководствуемся в нашей практической совместной работе.
| |||
Сравнительный анализ результатов исследования групп эвенков, якутов и русских | Социально-психологическое исследование в Республике Саха проводилось в июле 1995 г. и феврале 1996 г. Было опрошено 136 человек (52 эвенка, 56 якутов и 28 русских). Исследование проводилось в Усть-Майском и Оленекском районах и в г. Якутске. На вопрос: “Как часто Вы ощущаете близость с различными группами людей?” получили различные результаты. В таблице показаны какие категории у эвенков, якутов и русских занимают по своей значимости место. Эвенки: 1 - Семья, 2 - Национальность и товарищи по работе, 3 - Люди той же профессии, 4 - Люди того же поколения, 5 - Разделяющие те же убеждения и взгляды на жизнь, 6 - Россияне. Якуты: 1 - Семья, 2 - Национальность, 3 - Люди той же профессии, 4 - Живущие в том же городе, поселке и люди того же поколения, 5 - Товарищи по работе, 6 - Разделяющие те же убеждения, 7 - Россияне. Русские: 1 - Семья и убеждения, 2 - Национальность, 3 - Город, поселок, Россия, 4 - Товарищи по работе, люди той же профессии и люди того же достатка. Как видно, у всех трех групп на первом месте стоит семья, на втором месте - люди той же национальности. Примечательно, что в русской группе на третьем месте присутствует Россия, то есть у русских категория “Россия” стоит ближе, чем у эвенков и якутов. Россия у эвенков находится на шестом месте, у якутов - на седьмом. Как отнеслись бы Вы, если бы Ваша дочь(сын) вышла замуж (женился) за человека другой национальности? Эвенки: 66,6% - положительно, 10% - отрицательно. Самый высокий негативный показатель в якутской группе. По-видимому, у якутов проявляется более ярко стремление к национальному самоутверждению. Как Вы думаете, важна ли национальность? Эвенки ответили в основном “не знаю” - 40%. Здесь высокий процент наблюдается у якутов. Для большинства якутов национальность имеет большое значение. Какой национальности Вы хотели бы видеть супруга вашей дочери (сына)? Эвенки: 18,2% - своей; 59,1% - любой; 22,7% - трудно ответить. Здесь налицо предпочтение другой национальности, чем своей, у эвенков. Можно ли это объяснить только традицией экзогамии (т. е браки заключаются вне своего рода). Экзогамия существовала у якутов, но здесь у якутов предпочтение своей этнической группы. Скорей всего у эвенков эту тенденцию можно сравнивать лишь с явлением отрицательного автостереотипа (негативного мнения о себе). Есть ли в вашей семье и у Ваших родственников смешанные браки? Эвенки: есть - 77,3%. Процент смешанности высок у эвенков. На каком языке Вы хотели бы, чтобы учились Ваши дети? Эвенки: русский язык - 66,7%; эвенкийский язык - 20%. Большинство эвенков ориентируют своих детей на обучение на русском языке. Основная часть якутской группы придерживается обучения на родном языке. Русская группа предпочитает обучение только на своем языке. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы. Во-первых, среди эвенков распространено такое явление, как ассимиляция. В случае ассимиляции изменения индивида максимальны, индивид не считает важным поддерживать свою культурную идентичность, при этом старается раствориться в новой для него культуре. На ассимиляцию влияют следующие факторы: 1. Количественный. Во-вторых, среди некоторой части группы эвенков имеет место этническая маргинальность. Маргинализация - это когда индивид находится на границе между двумя или более социальными мирами, т.е. человек не принял новую культуру, но и потерял свою, но не принимаемый ни одним из них как его полноправный участник. Для него это конфликтная ситуация. Он испытывает сильно выраженные стрессовые состояния, которые выражаются в ухудшении психического состояния (тревога и депрессия), чувство маргинальности и отчуждения, психосоматическая симптоматика и потеря чувства идентичности. Факторы маргинализации: 1. Высокая полиэтничность среды (количество этносов на одной территории). В-третьих, присутствует истощение факторов этнической идентификации эвенков. Главным фактором этнической идентификации является самосознание, фиксированное в самоназвании (этнониме). Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что эвенки республики Саха (Якутия) переживают кризис этнической идентичности, вызванный истощением факторов и этнической маргинальностью. Кризис этнической идентичности провоцируется культурным шоком, который испытывают эвенки. Причиной его является высокая полиэтничность среды РС (Я), которую наглядно показывает перепись населения 1989 г. По последней переписи (1989 г.) в Якутии зафиксированы представители 116 национальностей. При общем увеличении численности населения республики на 28,4% численность якутов увеличилась на 16,3%, русских - на 28,1; украинцев - на 66,5; белорусов - на 46,3; татар - на 59,2; бурят - на 87%. Доля якутов составляет 33,4%, эвенков - 1,3%. Исторически сложилось так, что эвенки (83,4%) в преобладающем большинстве живут в сельской местности. Динамика численности эвенков - жителей сельской местности по годам Всего в Якутии: 86- 0566, 91- 2867, 92- 2748, 93 - 3105, 94 - 2926, 95 - 2907. Данное исследование несет предварительный пробный характер. Исследование продолжается и пополняется новыми эмпирическими данными. В дальнейшем планируется использование более широкого спектра методик и сравнение эвенков с другими этническими группами. Можно сделать вывод, что в современный период эвенки находятся в процессе ассимиляции, а некоторые группы - в процессе маргинализации.
| |||
Концепция национальной политики и коренные народы | 25 января 1997 года в Информационном центре коренных народов России “L`auravetl`an“ состоялось обсуждение указа Президента Российской Федерации “Об утверждении концепции государственной национальной политики Российской Федерации“, который был подписан 15 июня 1996 года. Россия - стран, в которой проживают около 130 коренных народов, и поэтому для нее очень важно иметь четкую национальную политику. Все законы, касающиеся национальных отношений, в том числе законы о коренных малочисленных народах Севера, будут изданы на основе принятой концепции. Во время обсуждения было отмечено, что основной идеей Концепции является сохранение целостности России и что она имеет рекомендательный характер для органов власти всех уровней. Некоторые положения Концепции могут быть использованы коренными народами для своего развития: Раздел II :
Раздел III :
Раздел V :
Раздел VI :
В результате обсуждения был сделан вывод, что концепция государственной национальной политики необходима народам России и то, что она есть, - это положительный сдвиг в политике государства, но было бы лучше, если она в полной мере могла бы учесть интересы коренных малочисленных народов России, а именно их право на землю, которую они традиционно занимают. Стажеры III группы ИЦ "Л" | |||
Религия чукчей | В языческой религии народов Чукотки особое место занимают вопросы заповедания и строгой экономичности использования природных ресурсов: от даров природы брали ровно столько, сколько необходимо. Вызывает восхищение самообладание северян в тот момент, когда, испытывая муки голода, они не нарушали табу, запрещающие охотиться на тюленей, греющихся на льду. Береговые чукчи охотились только в море, так как охота на лежбищах строго возбранялась. Во времена советской власти чукчи упорно сопротивлялись открытию промысла на лежбищах, потому что знали: моржи исчезнут. При всех своих огромных размерах эти животные очень пугливы. Экологическая безграмотность европейской цивилизации вскорости обнаружилась: моржи исчезли, теперь они занесены в группу особо охраняемых животных. Вся природа в представлении чукчей одушевлена: у нее есть душа и с ней нужно общаться, как с человеком, относиться к ней с пониманием: Солнце, Вода, Земля, Небо, Олени - все это Жизнь и для Жизни. В праздники чукчи совершали обряд благодарения, одаривая землю каплями крови, кусочками мяса, жира; женщины и дети как бы говорят ей: “Мы есть, мы хотим, чтоб и ты, ЗЕМЛЯ, всегда жила с нами. Мы будем бережно относиться к тебе, и ты не оставь нас, наших детей и внуков...” Мужчина в это время стоит перед стадом оленей, лежащим спокойно у яранг и еще не подозревающим о предстоящем забое, также произносит про себя слова благодарности Другу, Кормильцу, вечному Спутнику - Оленю. После забоя начинается самое древнее и самое действенное в смысле воспитания для молодого сознания событие: уважаемые старейшины поют вечную песню о жизни под звенящий бубен, который был сделан Хозяином. Время от времени молодая женщина, девушка, дочь кормит, поит водой, смазывает жиром, кровью своих хранителей рода - тайныквыт, милгыт. Дети и женщины танцуют вокруг костра, напевая свои песни... Стайка важенок днем и ночью, ровно столько, сколько будет идти праздник, бродит недалеко от яранг, ища своих оленят. В честь их звенят бубны, поются песни-просьбы о прощении. Ведь именно их оленята были принесены в благородную жертву: из их шкурок будут сшиты красивые кухлянки для детей. Момент этот имеет важнейшее значение для неокрепшего детского сознания: навсегда кодируется знак уважения, любви и поклонения перед своей Землей, ненавязчиво утверждается закон жизни: “Не навреди !“ Е. Монтада, | |||
Национальная одежда коренных народов Севера | Типы одежды народов Чукотки тесно связаны с хозяйственно-культурным типом и этнической принадлежностью населения. По особенностям одежды наиболее заметны различия между эскимосами, чукчами, коряками, с одной стороны, и юкагирами и эвенами - с другой. Нижняя одежда чукчей и эскимосов - это две меховые рубашки (одна - шерстью наружу, другая - шерстью внутрь); верхняя одежда мехом внутрь - меховая кухлянка глухого покроя, поверх которой может надеваться камлейка - балахон из ровдуги или материи с капюшоном. В качестве верхней одежды использовался также дождевик из кишок моржа. У чукчей и коряков есть различные типы головных уборов, а у эскимосов головные уборы - редкость. Традиционная женская одежда как у чукчей и коряков, так и у эскимосов - меховой комбинезон (по-чукотски - керкер). Детская одежда также имела вид мехового комбинезона с зашитыми рукавами или прорезями для рук в рукавах сбоку. Одежда эвенов и юкагиров отличается от одежды чукчей и эскимосов прежде всего типом покроя. Нижняя одежда эвенов - рубашка из ровдуги или шкуры мехом внутрь, верхняя одежда - как летняя, так и осенне-зимняя - имеет распашной покрой типа кафтана. Летняя мужская и женская одежда шилась из ровдуги, осенне-зимняя - из летней оленьей шкуры с коротким ворсом. Характерная особенность одежды эвенов - нарядный нагрудник - фартук из ровдуги, кожи и меха: мужской нагрудник расшивался меховой мозаикой и кусочками кожи; женский передник кроме этого украшался вышивкой оленьим волосом, бисером и разнообразными металлическими подвесками. Отдельные части одежды эвенов заимствованы у чукчей и коряков: меховые штаны (по-эвенски - конаитэ, по-чукотски - конагтэ), плащ-дождевик (по-эвенски - окончи, по-чукотски - уккенчи), а также зимняя одежда глухого покроя. Детская одежда у эвенов, по существу, не отличается от чукотско-корякской. Летняя женская одежда и осенне-зимняя одежда эвенов отделывалась шитьем из бисера, мозаикой из различных цветов кожи (черный, белый, светло-коричневый), поля одежды отделывались бисерным шитьем крупными бусинами, металлическими подвесками, часто изготавливавшимися из серебряных монет. Дополнительными декоративными элементами были расшитый бисером короткий пояс, располагавшийся сзади, и декоративная накладка, прикрывавшая плечи и верхнюю часть спины. Марина Нутэтэгрынэ, | |||
Сохранить свою культуру | В селе Булава Ульчского района Хабаровского края функционирует детская художественная школа, основанная Д. И. Ангиным. В ней дети с увлечением занимаются резьбой по дереву, шитьем, орнаментированием, изобразительным искусством, хореографией, возрождая, сохраняя, а в дальнейшем и развивая культурные традиции ульчей. Коллектив преподавателей во главе с директором художественной школы Куйсали Юрием Никитовичем. Учащиеся художественной школы принимают участие в районных, региональных, всероссийских выставках детского творчества, постоянные экспозиции детских работ выставлены в музеях гг. Хабаровска, Москвы, Санкт-Петербурга. При школе есть музей, где этнографическую экспозицию составляют свыше 500 экспонатов. В настоящее время школа, так же как и другие образовательные и культурные учреждения, терпит финансовые трудности. Галина Волкова, | |||
Хранитель шорских сказаний | Владимир Егорович Таннагашев - современный шорский кайчы (сказитель). Ему повезло в том, что он с детства слышал сказки и поэмы о богатырях в исполнении прославленных шорских сказителей Морошки - Н. А. Напазакова. , Акмета - А. И.Абакаева. , П. Токмагашева и П. Кыдыякова. Уже в детстве Владимир Егорович полюбил сказания про богатырей. Однажды , когда ему было 12 лет, он сделал свой музыкальный инструмент - натянул на дощечке проволоку и стал играть на ней. Его игру услышал ночевавший у них дед-кайчы и сказал про Володю:”Кайчы растет, кайчы будет”. Его слова оказались пророческими. Владимир Егорович с детства усвоил богатейший поэтический язык шорских героических сказаний и считает - “если шорские сказания в сопровождении комуса (шорский музыкальный инструмент) кому-нибудь послушать хоть раз и понять, то уже будет тянуть к ним постоянно, и тогда, если день-два не послушаешь, то будет уже их не хватать, охота будет слушать снова и снова”. Для наших предков героические сказания были частью их жизни, они учили доброте, красоте, они утешали в горе. У шорцев сохранился обычай - в ночь перед похоронами слушать кайчы. Владимир Егорович по просьбам людей часто рассказывал сказки и в радостные, и в горестные дни. В доме, где умер человек, он обычно рассказывает сказки без сопровождения комуса. Предки шорцев создали богатейшие творения устного народного творчества. Из 130 записанных сказаний опубликовано было не более 20, включая дореволюционные издания. Первое и единственное академическое издание шорского фольклора, включившее в себя 6 героических поэм, было осуществлено в 1940 году ленинградским этнографом Надеждой Петровной Дыренковой. Тираж был всего 800 экземпляров, а неизданные сказания составили бы еще несколько томов. Сам Владимир Егорович знает около 70 сказок и сказаний . Он считает, что это “капля в море, лишь маленькая часть того, что знали старики“. Владимир Егорович знает много мелодий, которые у каждого кайчы - свои. По ходу сказания мелодия меняется: если богатырь едет, она одна, вступает в схватку или погоню - другая. С сожалением приходится констатировать, что богатейшее устное народное творчество шорцев не передается молодежи. У шорцев осталось всего три кайчы: Владимир Егорович Таннагашев, Афанасий Васильевич Рыжкин и Анатолий Прокопьевич Напазаков. Передать свое искусство и красоту шорского героического эпоса им некому. В последний год молодой фольклорист, преподаватель кафедры шорского языка Новокузнецкого пединститута Любовь Никитична Арбачакова начала записывать у них поэмы, сознавая, что с их уходом уйдет из нашей жизни неповторимое искусство.
| |||
Традиционное воспитание детей | У народов Чукотки все заботы о воспитании детей принимала на себя семья. Детям уделялось значительное внимание, рождение ребенка считалось знаменательным событием. Беременность сопровождалась рядом запретов на действия женщины, часть которых связана с архаическими формами магии (считалось, что женщина может отвести удачу от охотников и т. п.), однако часть запретов оберегала физическое здоровье женщины. У чукчей и коряков имя новорожденному выбирали посредством гадания по подвешенному камню или другому предмету, у эвенов-христиан имя давалось по семейному календарю - дощечке с днями почитания тех святых, чьи имена носили члены этой семьи (с точностью примерно до месяца), у чукчей существовал обычай изменять имя ребенка или даже взрослого человека в случае тяжелой болезни - считалось, что так можно обмануть духа болезни. Иногда человек, став взрослым, получал другое имя благодаря личным качествам, особенностям характера. Наряду с именами у чукчей, эвенов, юкагиров бытовали прозвища. Единой системы счета времени у народов Чукотки не было: у эскимосов единственной мерой времени был лунный месяц, коряки зиму и лето считали за два разных года, поэтому возраст людей в единицах времени не играл какой-либо роли в определении социального статуса человека. Возраст ребенка определялся тем, что ребенок умеет. В фольклоре эвенов отмечается: “ребенок уже ходить начал”, “уже из игрушечного лука птиц стрелять начал”, “уже охотиться начал”. Нормы поведения и морали были у народов Чукотки едиными для всего общества, поэтому дети были вправе делать то же самое, что позволялось делать и взрослым, если это было в пределах их возможностей. Наряду с некоторыми негативными последствиями (раннее приобщение детей к курению, к употреблению алкоголя) единство норм морали для детей и взрослых не допускало дурного примера для детей, не создавало немотивированных запретов и обеспечивало высокую эффективность воспитания и обучения детей жизненно полезным навыкам. Традиционное воспитание основывалось на удовлетворении их психологической потребности в общении со взрослыми и стремлении подражать деятельности взрослых. С 4 - 5 лет мальчиков и девочек начинали знакомить с традиционными занятиями: мальчиков - с охотой, выпасом оленей; девочек - с приготовлением пищи, шитьем, ведением домашнего хозяйства. Детские игрушки воспроизводили хозяйственные предметы (лук, аркан), достаточно рано дети получали и настоящие орудия охоты. Приобщение к духовной жизни общества начиналось с раннего детства и представляло непрерывный процесс. Дети слушали сказки, предания, легенды, знакомились со скороговорками, загадками, наряду со взрослыми принимали участие в праздниках, обрядах. У чукчей и эскимосов существует имеющая давние традиции система физического воспитания, включающая разнообразные тренировочные упражнения (поднятия тяжестей, бег). В разнообразных спортивных состязаниях (стрельба, борьба, бег, гонки на оленьих упряжках) принимали участие все. Физическая зрелость человека означала и социальную зрелость. Ранние браки, в 12 - 14 лет, встречались, но были редкостью. Чаще молодые люди вступали в брак в возрасте от 16 до 20 лет.
| |||
Национальный колледж для одаренных детей | В 1994 году на Чукотке открыто инновационное многоступенчатое образовательное учреждение - национальный колледж для одаренных детей. Возрождение и развитие традиционной культуры этносов Чукотки идет через непрерывную систему образования на территории региона. Национальный колледж округа - учебное заведение, в котором предусмотрено три образовательные ступени: начальное, среднее специальное и высшее. Все 15 специальностей сферы культуры, искусства и традиционных промыслов ведутся на родных языках - чукотском, эскимосском и эвенском. Научно-методический кабинет управления культуры Чукотского автономного округа готовит учебные планы, ведет поурочные разработки программ. Третья ступень обучения в перспективе - лучшие выпускники получат высшее образование через сменные программы. Планируется заказной целевой метод обучения - выпуск необходимого количества специалистов. Цель создания национального колледжа: поддержать одаренных детей Чукотки, сохранить и развить культуру чукчей, эскимосов, эвенов. Г. Волкова, | |||
Не смолкали песни и смех | Администрация г. Петропавловска-Камчатского откликнулась на просьбу председателя женской общественной организации “Аборигенка“ А. К. Гузь и предоставила автобус для поездки пенсионеров и инвалидов из числа коренных жителей в Паратунку. Вот и бассейн. Все с удовольствием окунулись в горячие источники. Затащили в воду и Зиночку Беккерову, у нее больные ноги. Сколько радости было, когда она в первый раз купалась в термальных источниках. А потом сварили уху, горячий чай, накрыли богатый стол. Каждая хозяйка привезла домашние заготовки, пироги, варенье. За столом было много воспоминаний о своих родных местах, делились новостями. Такие встречи сближают, мы лучше узнаем друг друга, забываем о трудностях. Хочется обратиться ко всем коренным жителям - ищите возможность общаться. Берите с собой детей, внуков. Пусть они с детства приобщаются к национальной культуре. Светлана Подвальная, | |||
ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ | ||||
О деятельности Ассоциации КМНСС и ДВ | 7 февраля 1997 года в офисе Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНССДВ) состоялась встреча стажеров ИЦ "Л" с президентом Ассоциации Е.Д. Айпиным. Приятно видеть, что офис обставлен дорогой мебелью, оборудован современной оргтехникой. Еремей Данилович рассказал об истории создания Ассоциации и основных направлениях ее работы :
А также подчеркнул, что основная цель их деятельности: защита прав и интересов КМНССДВ в политических, социально-экономических и культурных областях. Как это осуществляется на деле конкретно, не было сказано. Как заметил президент, на сегодняшний день Ассоциация “физически не в состоянии отслеживать прохождение всех законопроектов в Госдуме Российской Федерации... 100 законопроектов одновременно в 24 комитетах“. Но если Ассоциация КМНССДВ не будет инициировать и лоббировать законопроекты, касающиеся нас, то возникнет угроза исчезновения этносов. Если для президента Ассоциации принятие законов имеет второстепенное значение, то мы считаем, что это самое главное для нас - защита наших прав и интересов. Далее Еремей Данилович отметил, что нет средств на содержание юриста, работников, которые бы занимались культурой, образованием и т.д. Но есть же структура Госкомсевера, существует соглашение между Госкомсевером и Ассоциацией. Согласно этому договору определен круг вопросов, которые будут решаться совместно. Недоумение вызвал отказ Е.Д.Айпина ознакомить стажеров с этим договором и решением Координационного Совета Ассоциации КМНССДВ, которое состоялось в декабре 1996 года. Интересно, какие могут быть тайны президента Ассоциации КМНССДВ от представителей коренных малочисленных народов Севера, направленных региональными Ассоциациями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока? Г. Волкова, Ульчский район Хабаровского края, | |||
Саха (Якутия) решает проблемы коренных малочисленных народов Севера | Ассоциация коренных малочисленных народов Севера РС (Я) была создана одной из первых - 13.12.89 г. Президентом был избран А. В. Кривошапкин до настоящего времени он является бессменным лидером Ассоциации и представителем “Ил Тумэна” в Госдуме РФ. 28.01.97 г. в Информационном центре “Лаураветлан“ состоялась встреча с Андреем Васильевичем. Он отметил, что Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера республики решены наиболее важные проблемы:
А также А. В. Кривошапкин отметил, что в Республике Саха (Якутия) правительство понимает проблемы выживания коренных малочисленных народов Севера, их стремление к сохранению традиционного образа жизни, культуры, но не все удается сделать.
| |||
В Институте национальных проблем образования |
Институт в основном занимается проблемами регионального образования. Сейчас принят базисный учебный план, в который входят три компонента. Это федеральный компонент - русский язык как государственный и литература, национально-региональный и школьный. Основные задачи, которые стоят перед институтом, - это определиться, что входит в каждый из этих компонентов, какова цель образования - воспитательная или образовательная. Это имеет очень важный политический момент. Ряд крупных экономически развитых регионов утверждают, что они отработают сами национально-региональный компонент. Но все это закладывается бесконтрольно, с неясной экспертизой. И соответственно формируются ту идеологию, которая им необходима. И чаще всего в этой идеологии прямо или косвенно закладывается на основании неосознанного момента не совсем правильное мировоззрение детей и формируют национализм и агрессия. Интерпретация должна иметь такой аналитический аспект, чтобы не формировать негативное отношение к той или иной нации. Эта проблема очень важна и интенсивно дискутируется и в периодической печати, и на уровне ведущих ведомств. Как всякая структура, институт сейчас переживает кризис. Этот кризис связан с тем, что частично был принят закон “Об образовании” и выработан базисный учебный план. С одной стороны, законодательные документы не отработаны грамотно и очень подробно, а с другой стороны, влияет отсутствие средств. Многие управленцы считают, что национально- региональный компонент уходит в регионы и местные органы управления занимаются национально-региональным компонентом. Не все регионы одинаковы. Что закладывается в содержание образования в регионе - вопрос очень серьезный. В институте есть 36 филиалов, которые распределены по всем территориям. Три месяца они не финансируются. Управления, которое бы занималось национально-региональным образованием, в новом министерстве нет. Получается для федеральной структуры нет национальной школы, региональной проблемы , а значит и национально-региональной политики в области образования. Если говорить о малочисленных народах, Институт национальных проблем образования обслуживает практически все этносы. В институте есть лаборатория содержания образования малочисленных народов Севера и руководит им Александра Алексеевна Кудря Лаборатория в основном занимается обработкой русского языка для национальных школ. Институт разрабатывает учебники для национальных школ, учебные программы, учебно- методические материалы. Но масса литературы не издана из - за отсутствия средств. Необходимо отметить, что Госкомсевер поддержал институт, активно подключив его к программе “Дети Севера”. Эжана Васильева, | |||
В Министерстве культуры Российской Федерации | 29.01.97 г состоялась встреча с Галиной Леонидовной Зуевой, главным специалистом Управления по региональной и культурно-досуговой политике. В связи с проведением Международного десятилетия коренных народов в Министерстве культуры был разработан план мероприятий. В г.Томске на совещании, где приняли участие работники культуры, ученые-североведы, этнографы, представители Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, комплексный план мероприятий был утвержден. В июне 1996 года в г. Якутске было проведено еще одно совещание, где был создан Координационный совет по вопросам развития культуры народов Севера при Министерстве культуры Российской Федерации, в октябре того же года было проведено первое заседание этого Совета. Следующее совещание будет проведено в г. Хабаровске. В настоящее время разработана федеральная программа “Развитие и сохранение культуры и искусства в Российской Федерации”, в этом году она приобрела статус “президентской программы”, для ее реализации выбрана исполнительная дирекция. Для формирования программы принимаются заявки. Существует еще одна подпрограмма “Сохранение, развитие национальной культуры народов России и межнационального сотрудничества”. По ней уже выделены денежные средства:Республике Карелия - 150 млн руб., Республике Коми - 250 млн руб., Республике Саха (Якутия) -73 млн руб. на проведение совещания, Архангельской области 3501 тыс. руб. на сохранение памятников культуры. В основном все культурные мероприятия проводятся на средства регионов. В августе 1997 года планируется фестиваль “Голос Арктики“, рассматривается вопрос о проведении фестиваля коренных малочисленных народов Севера в 1998 году в г. Москве. Л.Смирнова, | |||
ЮРИДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||||
Какие льготы существуют для коренных малочисленных народов Севера в области медицинского обслуживания? |
| Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.94г. № 890 “О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения“ при амбулаторном лечении коренных малочисленных народов Севера, которые живут в сельской местности районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Подготовила Любовь Чульжанова, | ||
НАШИ ИНТЕРВЬЮ | ||||
В будущее смотрю с оптимизмом | Интервью с директором шорского национального предприятия “Батын” Василием Федоровичем Кадымаевым - Товарищество с ограниченной ответственностью “Батын” было создано в 1991 году с целью участия в возрождении отдаленных шорских поселков Ильинка, Учас, Трехречье Ортонского сельсовета (Междуреченский район Кемеровской области) согласно программе, разработанной комитетом по возрождению национальной культуры администрации г. Междуреченска. Мы должны были построить в 1994 году 3 дома в Ильинке и 3 дома в Учасе. Но был выполнен только подготовительный этап работы - топографическая съемка поселка Ильинка. Работы остановились из-за отсутствия финансирования. Все программы по социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Кузбасса, которые принимались на областном и федеральном уровне, так и остались на бумаге. А так, если хотя бы немного финансировали, то за три года уже бы домиков 12 худо-бедно построили . Основной деятельностью ТОО ”Батын” в настоящее время является лесозаготовка. Задействована бригада в составе 10 человек, все шорцы. В этом году мы приступили к строительству базы в поселке Ильинка для лесозаготовительного участка. Это общежитие на 9 человек и здание для производственных целей ТОО “Батын” и установки двух дизель-генераторов. Для ведения лесозаготовительных работ у нас имеется необходимая техника: два трактора, лесопогрузчик, грузовая машина “Урал”.
- В охотопромысловом предприятии “Азас”, главной целью которого являются возрождение традиционных народных промыслов: охоты, рыболовства, пчеловодства, сбор и переработка дикоросов, в настоящее время работают 25 человек, все шорцы. До конца 1996 года согласно бизнес-плану запланировано трудоустроить 42 человека. Мы закупили то, что необходимо для охотников: боеприпасы, лодки, сети, продукты питания. Из-за труднодоступности поселков и плохих погодных условий - весной (апрель и май) и осенью (октябрь, ноябрь, декабрь) в результате сильных дождей отсутствовала переправа - мероприятия бизнес - плана выполнены на 60 процентов. В связи с этим центр занятости продлил выполнение мероприятий еще на год.
-Главный вопрос - электрификация поселков. Когда будет централизованное электричество, тогда пойдет налаживание производства и жизни людей. Сейчас мы элементарно не можем поставить станок. А для нас было бы выгоднее продавать не круглый лес, а переработанную продукцию, которая дороже. Но мы не можем установить пилораму. Второй вопрос, который требует первоочередного решения, - это строительство моста через Томь.
-Установить регулярное рейсовое сообщение с городом, для этого администрации города Междуреченска надо приобрести вахтовку (спецтранспорт для перевозки людей). Ее можно было бы поставить на баланс “Батына”, и мы бы совместно с ВД-30 обеспечивали регулярное сообщение с городом. Необходима также помощь города в обеспечении горюче-смазочными материалами для освещения поселков.
- В будущее смотрю с оптимизмом. Считаю, что если взялись за дело, то надо делать, надо доводить все до конца. Вопросы задавала Любовь Чульжанова, | |||
Внедрение перерабатывающих производств |
| В Москве при Государственном комитете по социально-экономическому развитию Севера Российской Федерации (Госкомсевер) образовано Государственное научно-производственное предприятие “Госпрограмма - 145” (ГНПП). Несколько вопросов было задано генеральному директору Сергею Дмитриевичу Чуричеву.
- “Госпрограмма-145” была создана с целью реализации Государственной программы развития экономики и культуры МНС в 1991-1995 годах, основная задача которой - внедрение перерабатывающих производств в местах проживания малочисленных народов Севера. При анализе существующей экономики на Севере обратили внимание на наличие большого количества сырьевых ресурсов (пищевой продукции), т.е. оленьего мяса, рыбы, дикоросов, дичи и т.д., которые практически не используются. Если используются, то отдача минимальная. Наш адрес: 117415, г. Москва, проспект Вернадскго, д. 37, корп. 2, генеральному директору Чуричеву С. Д. Беседу вела Г. Волкова, | ||
К проблеме ратификации Конвенции МОТ № 169 |
| Ассоциация “Спасение Югры”, г. Ханты-Мансийск, Тюменская область, Президент ассоциации В. Молотков (№ 530 от 11.10.1994 г.) В связи с организацией работы по ратификации Конвенции Международной Организации Труда № 169 “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах” сообщаем следующее: 1. Присоединение России к Конвенции МОТ № 169 и ее ратификация необходимы в целях защиты прав, сохранения самобытности коренных народов, наиболее полного и всестороннего их развития, обеспечения традиционного образа жизни, охраны среды обитания и природных ресурсов, а также для проведения действующего законодательства в соответствии с нормами международного права.2. На наш взгляд, механизм реализации положений Конвенции № 169 в Российской Федерации должен включать:
3. Чтобы Конвенция реально действовала, необходимо принять ряд федеральных законов: | ||
ТОЧКА ЗРЕНИЯ | ||||
О культуре коренных народов | Дорогие читатели !В наших бюллетенях открывается рубрика “ Точка зрения “. Начинается она с темы “ О культуре коренных народов “. В Информационном центре на эту тему состоялась беседа с Олегом Егоровым, президентом Международного Фонда Коренных Народов “L’auravetl’an“, консультантом Центра по Защите Прав Человека при Организации Объединенных Наций.
Все, что я скажу, - это только мое мнение. И как любой человек, я оставляю за собой право ошибаться... Культура любой группы людей - это совокупность их традиций, их взглядов на жизнь, их обычаев - одним словом, основные принципы их взаимоотношения с окружающим миром. Есть внешние выражения культуры, а есть духовные принципы. Духовные принципы любого народа всегда основаны на том, как тот или иной народ видит себя в окружающем мире... Все коренные народы мира в своих танцах, в своей музыке и в своих песнях всегда используют те движения и те звуки, которыми полон мир, в котором они живут. Это потому, что коренные народы, как правило, не видят себя в отрыве от того мира, от той земли, на которой они жили сотни и сотни лет. В эскимосских и чукотских танцах каждое движение повторяет движение или птицы, или моржа, или какого-либо другого живого существа... Это, наверное, потому, что коренные люди не видят себя в отрыве от той земли, на которой они живут. Они не “покоряют” природу вокруг себя, они видят себя, как часть ее. Они не “завоевывают“ “белое безмолвие“, а живут как часть этой земли, которая для них полна звуков, полна музыки, полна жизни... Например, в Лорино в 70-х годах сделали небольшой музей. На стенах была нарисована тундра, в углу стояло чучело оленя, а также были чучела евражки, песца, была сделана бутафорская кочка из бутафорского ягеля, на стене висела пыльная камлейка из кишок лахтака. Когда я увидел это в первый раз, мне стало очень грустно, ведь за стенами этого музея была настоящая тундра, по которой бродили настоящие олени, которая была полна той жизнью, которую не втиснуть в стены маленькой комнаты. Люди, создавшие этот музей, делали это от чистого сердца и, наверное, из самых лучших побуждений. Это их культура. Для них и тундра, и животные, живущие в ней, чужды. А для чукчей или эскимосов эта земля полна жизни. Их “дом” не ограничивается порогом. Он простирается на сотни и сотни километров. Это их культура. И, может быть, поэтому самый отчаявшийся, самый опустившийся, самый пьяный чукча или эскимос никогда не выбросит помои ни в море, ни в реки, которые кормят его и его детей... Песни и танцы на сцене - это очень хорошо. Хорошо, потому что пока люди поют и танцуют, у них есть надежда. Но это не культура. Это одна из форм выражения его. За этими песнями и танцами стоят тысячи лет духовной памяти народа. Даже выучив движения, слова и мелодии, невозможно по-настоящему присоединиться к душе народа, который их создал. А иначе бы любой американец, научившийся играть на балалайке и танцевать вприсядку, стал бы русским. Или любой русский, научившийся танцевать индийские танцы, стал бы индусом .Но этого же не происходит... Культура - это каждодневная жизнь. Если праздников, обрядов, легенд не стало в этой ежедневной жизни, то их нужно вспоминать или придумывать сызнова. Они должны стать ежедневной реальностью. И обязательно для детей... На Чукотке, в Лорино, в детском саду работала воспитательницей Саша Инанкеуясь. Она постоянно придумывала для детей сказки и легенды. Но эти сказки всегда имели что-то общее с их ежедневной жизнью. Например, она гуляла с детьми по берегу моря. Одна девочка нашла камешек. Маленький такой , прозрачный, как янтарь. Саша рассказала им такую сказку: “Далеко-далеко в море жила старуха. Однажды она разделывала нерпу и кусочек жира упал в холодную воду и застыл. И вот превратился в этот камешек”. Дети все видели море, все видели, как разделывают нерпу, все видели этот камешек, похожий на кусочек жира. Их воображение заработало. Они уже никогда не будут смотреть на море просто как на большую лужу. Сейчас Саша учится в Санкт-Петербургском педагогическом университете им. Герцена. Я очень надеюсь, что она не потеряет ни свое сердце, ни свое воображение и, вернувшись в Лорино после учебы, придумает еще много сказок... Для того чтобы привлечь внимание к своей культуре, необходима внешняя атрибутика. Она должна быть необычной, она должна быть уникальной. Это очень впечатляет умы, особенно детские. Почему во всем мире такой интерес к североамериканским индейцам? Да потому, что легенды о них придумал и рассказал Голливуд. И рассказал о них как о героях. Но внешне они объединены не только героическими поступками и трагичной судьбой, но и перьями в длинных волосах, и их одеждами, и их боевой окраской и т.д. Саамы Скандинавии и России понимают это очень хорошо. На всех международных форумах, где они появляются, они всегда в своих национальных одеждах. Со своими национальными флагами... Суммируя сказанное, можно прийти к выводу, что культуры без традиций, обычаев, знания истории быть не может. Традиции, обычаи и культура у коренных народов неотрывны от той земли, на которой они живут. Возродить культуру можно только, возродив традиционные взаимоотношения с той землей, на которой живет каждый народ... Все культуры разные и ни одна не является хуже или лучше другой. Но только своим многообразием силен мир, в котором мы живем.
Просим читателей принять участие в этой дискуссии. Выскажите свое мнение на страницах наших бюллетеней. |