БЮЛЛЕТЕНЬ № 8 

III группа стажеров ИЦ "Л"
Апрель 1997

СОДЕРЖАНИЕ

Новости, факты, комментарии, события

 

Ульчский район - зона экологического бедствия
Угледобывающие разрезы на территории национального сельсовета
II съезд кочевых родовых общин
Съезд народов Севера Сахалинской области
Больше терпеть мы не можем
Шорская программа “Таглыг Чер”
Этнопища камчадалов
Несколько строк о Центре “L’auravetl’an”
Алхалалалай - ительменский праздник
Праздник эвенков - Бакалдын
Впечатления о Координационном Совете Ассоциации КМНСС и ДВ
Парламентские слушания в Совете Федерации

Делегаты о съезде

 

Заметки по поводу съезда
III съезд коренных малочисленных народов Севера
Президент Ассоциации КМНСС и ДВ

Народы Севера

 

Камчадалы
Ительмены
Шорцы
Нивхи
Встречи стажеров

 

Встреча в Госкомсевере
Встреча в Конституционном Суде
В Министерстве здравоохранения
В Судебной Палате по информационным спорам
Встреча в Министерстве по делам национальностей и федеративным отношениям

Наша почта

 

Не дайте погибнуть амурским негидальцам!

Точка зрения

 

Русская саами
Потом вам придется платить дорогой ценой

 

 

 

 

 

НОВОСТИ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, СОБЫТИЯ

Ульчский район - зона экологического бедствия

 

Наше предприятие ТОО “Ухта” (Ульчский район Хабаровского края) существует с 1993 года. Оно образовано с целью развития традиционного хозяйствования - рыболовства. Коллектив состоит из 28 человек, в основном из коренных малочисленных народов Севера. В 1996 году, после того как средства массовой информации района и края информировали население о загрязнении реки Амура химическими элементами, по сути ядами, наше предприятие отказалось от добычи малоротой корюшки, а корюшку-сахалинку, которая идет позднее, выловили в небольшом количестве. Лососевые породы (горбуша, летняя кета, осенняя кета) были выловлены согласно выделенным лимитам, но цены на их реализацию резко упали, что не могло не сказаться на доходной части предприятия. И все же налаженная годами рыбодобыча в реке давала возможность предприятию как-то существовать и были решены вопросы реализации.

Жители нашего района ещё в марте 1996 года ощутили неприятный запах выловленной рыбы в Амуре, вследствие чего в пищевом рационе людей рыбопродукты либо исчезли вовсе, либо ограничены озерной рыбой, и то только если водоем успели “отшнуровать”

Новый 1997, год не принес нам облегчения: опять загрязнения, опять сбросы, а это значит, что от рыбодобычи в реке придется отказаться и искать возможности вылова в другом месте. Наше предприятие вынуждено перепрофилироваться на рыбодобычу в Татарском проливе. С февраля начались экспериментально-поисковые работы в бухтах Корейка и Фредерикс по вылову наваги и корюшки.

Содержание рыбаков (с учетом дров, электроосвещения и котлового питания) в сутки обходится предприятию в 500 000 рублей. Учитывая специфику работ, нами избран вахтовый метод работы с заменой рыбаков через каждые 15 дней; разовый заброс к месту базирования материалов, продуктов и людей обходится предприятию в 3 000 000 рублей, а после схода снежного покрова и льда с бухты Чихачева эти расходы возрастут. Нужно производить ремонт дороги от базы Мангал до поселка Круглое, завозить холодильное оборудование.

Все эти факты приведены не для того, чтобы показать, в каком тяжелом положении находится наше предприятие. Мы уверены, что кто-то должен нести ответственность за гибель реки, кто-то должен ответить за ущерб, нанесенный людям. Мы считаем, что необходимо объявить в законном порядке Ульчский район ЗОНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ и потребовать от имени людей, проживающих на Амуре, возместить ущерб, который понесли и люди, и предприятия.

Анатолий Карикмасов, директор ТОО “Ухта”,
Ульчский район Хабаровского края

К содержанию

Угледобывающие разрезы на территории национального сельсовета

 

На территории Чувашинского национального сельсовета (г. Мыски) в 6 деревнях компактно проживает коренное население - шорцы, численностью 520 человек (это 65% от общего числа населения). На территории Чувашинского сельсовета ведут разработки 3 угледобывающих разреза: Сибиргинский, Междуреченский и Красногорский. Из них два разреза являются предприятиями соседнего г. Междуреченска и платят налоги за использование недр в бюджет этого города. В результате деятельности разрезов нарушены земли традиционного природопользования шорцев, загрязнены реки, уничтожены леса и животный мир. Коренное население никогда не получало компенсации за нарушенные земли и изменение традиционного уклада жизни. Одна деревня - Курья в 50-е годы вообще была снесена, и люди были выселены в города, где им были выделены квартиры.

С 1994 года глава Чувашинского сельсовета Е.А. Бекренев (шорец) безуспешно пытается добиться, чтобы все разрезы, которые ведут добычу угля на территории Чувашинского сельсовета, платили налог за использование недр в бюджет Чувашинского сельсовета хотя бы частично, на социально-экономическое развитие сельсовета.

ЛюбовьЧульжанова, 
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

II съезд кочевых родовых общин

 

12 декабря 1989 года в городе Якутске проходил I Учредительный съезд, на котором создали Ассоциацию малочисленных народов Севера Якутии. Ассоциация начала проводить работу по созданию кочевых родовых общин на местах и лоббировала принятие закона о кочевых родовых общинах. Закон был принят 23 декабря 1992 года.

В 1992 году прошел I съезд кочевых родовых общин. На съезде присутствовало 18 кочевых родовых общин.

26 февраля 1997 года прошел II съезд кочевых родовых общин, на котором уже присутствовало 208 общин. На съезде был создан Союз кочевых родовых общин, который будет представлять и защищать интересы общин на всех уровнях власти. В этот Союз входят 11 человек. Ими было внесено предложение, чтобы средства, выделяемые Госкомсевером из бюджета, направлялись Союзу, а не Правительству РС (Я).

Эжана Васильева,
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Съезд народов Севера Сахалинской области

 

В поселке Ноглики 18-19 марта 1997 прошел съезд народов Севера Сахалинской области. Спустя некоторое время можно подвести итоги.

Значение съезда, безусловно, велико, и его влияние будет будоражить не только нивхов и ороков, эвенков и нанайцев, жителей всей области, но и государства: Россию, Японию, США и др.- всех, кто занят нашим шельфом.

На съезде прозвучал вопрос: почему, говоря о шельфе, руководители области, специалисты, эксперты и другие участники ни единым словом не упоминают об интересах народов Севера, ведь разработки ведутся на территориях традиционного природопользования и будущий газопровод пойдет именно по их землям, угодьям, рыбопромысловым участкам и оленьим пастбищам.

Делегаты обсуждали Федеральную целевую программу экономического и социального развития малочисленных народов Севера до 2000 года, и, хотя почти все делегаты одобрили ее, они убеждены, что программа малоэффективна и надежды на нее нет, так как предыдущая Госпрограмма= 145 так и не была реализована до конца из-за отсутствия финансирования. Предложение о полной ее реализации не получило своего отражения в резолюции съезда.

К существующим проблемам делегаты добавили новые. Это и захоронение отходов буровых работ на землях, где живут народы Севера, это и попытка ликвидации селений Рыбновска и Рыбное, это и пристальное внимание рыбинспекции.

Также был поднят вопрос о слабой работе Ассоциации народов Севера Сахалинской области, возглавляемой Г.Н. Псягиным. Четыре года президент работает один, два года назад он распустил Координационный Совет. Несмотря на его поездки, разговоры - на сегодняшний день налицо бездеятельность Ассоциации, несогласованность действий аборигенного движения в области.

Съезд завершил свою работу, принята резолюция, определены задачи для дальнейшего решения вопросов, жизненно необходимых нашим народам.

Алексей Лиманзо, 
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Больше терпеть мы не можем

 

Эдуард Прокопьевич Клепечин - художественный руководитель государственного фольклорного ансамбля народов Севера Якутии “Сэдьэ”. Ансамбль существует с 1972 года, в его репертуаре эвенские, юкагирские и чукотские песни. Недавно ансамбль “Сэдьэ” был приглашен в Нидерланды, США и Канаду.

Эдуард Прокопьевич родился в селе Андрюшкино, сейчас живет в поселке Черский. Он говорит: “Рынок и тундра несовместимы. Эвенская община развалилась, юкагирская и чукотская общины находятся в тяжелом положении. Оленеводы не получают заработную плату около года. Нужна четкая экономическая государственная программа по выживанию, сохранению традиционных отраслей коренных малочисленных народов Севера. Некоторые законы приняты, но они практически не работают. Сегодня необходимо целевое финансирование. Завтра будет поздно. Алитет Немтушкин, президент Ассоциации КМНС, говорит, что мы должны терпеть, что это наша судьба - вымирать. Я считаю это высказывание провокационным. Получается, один всевышний виноват, а правительство и руководство Якутии - ангелы. Малочисленный народ - терпеливый народ, но больше терпеть мы не можем. Недавно в селе Андрюшкино хоронили несколько человек, представителей коренных малочисленных народов Севера. Увеличивается число матерей-одиночек. Дети возвращаются из учебных заведений, не доучившись до конца. Они не выдерживают психологического климата в городе. Как вы знаете, законы в городе волчьи. У детей коренных малочисленных народов Севера отношение к людям наивное, они легко поддаются вредным привычкам. Наш народ имеет сильный характер, но слабую волю. Некогда процветавший наш поселок Андрюшкино пришел в упадок. Заработной платы не дают. Такие северные поселки, как Андрюшкино, находятся в катастрофическом положении. Депутаты Парламента Якутии из северных улусов предлагали объявить в северных улусах чрезвычайное положение. Руководство республики не приняло. Ждут, когда мы вымрем. Продукты питания не завозят. В государственной торговле продукты питания в 2-3 раза дороже, чем в коммерческих организациях. Получается, не коммерческие организации грабят нас, а государство. Лекарство дорогое. Ясно одно, при таком отношении мы полностью растворимся с другими народами. Якутское правительство работает только на якутскую экономику и только на якутскую культуру. Я об этом заявил в Овальном зале Парламента РС(Я) Ил Тумэн в присутствии депутатов РФ, где находился председатель Комитета по проблемам Севера В.В. Гоман “.

Э. Васильева, 
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Шорская программа "Таглыг Чер"

 

В городе Таштаголе Кемеровской области с апреля 1996 года на местном телевидении стала выходить ежемесячная программа на шорском языке “Таглыг Чер” (Горная Земля). На подготовку программы отдел культуры выделил три ставки. Над программой работают А.Е.Башева (редактор), Г.Н.Тунекова (ведет уроки шорского языка), С.Г.Тенешев (готовит тексты на шорском языке), М.А.Идигешева (диктор). Программа имеет несколько рубрик: новости, встречи с интересными людьми, уроки шорского языка, в гостях у шорской сказки, история Горной Шории.

Шорская программа интересна многим телезрителям, не только коренным жителям - шорцам,но и друкгим телезрителям. Из передач стали узнавать об истории, традициях, культуре шорцев, она стала возможной во многом благодаря инициативе заведующей отделом культуры Надежде Георгиевне Согриной и поддержке шорских активистов.

Любовь Чульжанова, 
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Этнопища камчадалов

 

Этнической пищей наших народов эвенов, ительменов, коряков и камчадалов являются рыба и дикоросы (грибы, ягоды). В последнее время, с 1994 года, отмечается тенденция снижения квот на вылов рыбы для личного потребления, выделяемых администрацией городов и районов. А в перспективе народы из числа коренного населения, не проживающие в местах компактного расселения, будут лишены этнической пищи.

Лимит, выделенный в 1995 году в количестве 36 кг на одного человека, не удовлетворяет биологической потребности коренного населения, учитывая исторически сложившуюся - не менее 100 кг. Разрешает вылов рыбы и определяет норму вылова местная администрация; так, в городе Петропавловске-Камчатском - 2600, в Елизовском районе - 3400, в городе Вилючинске - 300 человек коренного населения лишены возможности самообеспечения рыбой. В то же время большое количество коммерческих предприятий получают квоты на вылов рыбы в легкодоступных водоемах, а для коренных малочисленных народов администрация области в лице Департамента рыбного хозяйства дает пояснения об истощении стада анадромных пород рыб.

Анна Асеева, 
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

Несколько строк о Центре "L'auravetl'an"

 

Информационный центр “L’auravetll’an” провожает III группу стажеров из числа коренных малочисленных народов Севера и с 25 апреля встречает новую группу. А с каким багажом уезжаем мы?

За время стажировки мы познакомились не только с работой министерств и ведомств, но и оставили конкретные предложения в Министерстве здравоохранения, Департаменте по малочисленным народам Севера Госкомсевера. Стажировка в Управлении Администрации Президента по работе с обращениями граждан не только интересна, но и поучительна. Многие моменты из обращений граждан, пути и законные основания в решении вопросов мы взяли на вооружение для возможности решения своих проблем в регионах. Для нас, как для начинающих журналистов, очень много полезного дали посещения Судебной Палаты по информационным спорам, встречи за круглым столом с работниками Конституционного Суда, института этнологии и антропологии РАН.

Три месяца пролетели как один день: насыщенность программы стажировки закрутила нас в вихре информации, так необходимой для нас. Благодаря существованию Информационного центра мы приняли активное участие в парламентских слушаниях в органах законодательной власти, Международной конференции “Правовой статус коренных народов Приполярных государств”, научно-просветительском семинаре “Право народов на самоопределение”.

Сегодня Центр “L’auravetl’an” серьезный конкурент различным коммерческим учебным заведениям, потому что здесь знания получаешь из первоисточника, и именно те, что нужны каждый день, получаешь практические навыки законотворческой и правовой деятельности. Центр должен продолжить работу и как можно больше обучить представителей КМНС из самых дальних регионов.

А.Асеева, 
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Алхалалалай - ительменский праздник

 

“Алхалалалай” - это традиционный обрядовый праздник ительменов. В сентябре 1997 г. он пройдет в десятый раз. Несмотря на экономические трудности, “Алхалалалай” уже занял достойное место в жизни многих ительменов.

Начинается праздник с проведения “Алхалалалайачх” в саду-ясли “Ияночх”. Ежегодно на праздник приезжают дети с. У-Хайрюзово, в котором в основном проживают славянские народы. Это замечательная традиция, так как именно с детского возраста формируется уважение к своей культуре и культуре других народов. И здесь хотелось бы отметить Валентину Львовну Данилову (воспитателя детского сада), без которой трудно представить все культурные мероприятия в детском саду. Традицией стало проведение конкурсов детских рисунков с участием детей из ближайших сел.

Гвоздем программы являются семейный фольклорный конкурс, дни национальной кухни и сам обряд. Во все мероприятия привлекаются как отдельные семьи, так и целый род, чтобы восстановить преемственность поколений. Победителей стараются всегда достойно наградить, ведь у многих семей это единственная возможность улучшить свой быт (подарками являются: музыкальный центр, видеокамера, телевизор).Наряду с хозяевами активное участие в празднике принимают гости.

К десятилетию обряда готовится издание: календаря на 1997-98 г. с историей и символикой праздника, буклета “Ительмения”, серии рисованных открыток, посвященных теме традиционного мировоззрения и мифологии ительменов.

Надеемся, у этого праздника большое будущее, если продолжать работу в том же русле. Он объединяет народ и дает надежду на сохранение его как этноса.

Л.Смирнова, 
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Праздник эвенков - Бакалдын

 

В городе Якутске уже пятый год подряд проходит праздник “Бакалдын” - “Встреча солнца”. Праздник длится три дня. Накануне празднества приезжают его организаторы. Они ставят чумы, делают чучела для жертвенных обрядов, украшают деревья разноцветными тряпочками. Рано утром появляются первые гости. Хозяева кричат: “Мэнду!”. Гости подходят и протягивают руку через чучело оленя для рукопожатия.

Далее проходит обряд очищения. Он заключается в следующем: ставится чичипкан - это расщепленный снизу ствол дерева, верхний конец которого изображен в виде человеческой головы. Около чичипкана стоит уважаемая женщина с ветками багульника и горящим углем. Она окуривает ветками багульника гостей, проходящих через чичипкан. Человека, прошедшего через этот чичипкан, считают очищенным от грехов и болезней прошлого года. Ставили два чичипкана: один для взрослых, другой для детей. Когда все люди пройдут через чичипкан, двое мужчин связывают “ноги” чичипкана и прячут в укромном лабазе. Этим действием эвенки хотят показать, что двери, в которые ушли прошлогодние грехи и болезни, закрыты.

Далее идет обряд охоты на оленя. Ставится чучело оленя. Двое охотников подкрадываются к нему и стреляют в него стрелами из лука. Олень падает, все радостно приветствуют это. Охотники по традиционным обычаям разделывают оленя и его “кости” аккуратно прячут в укромный лабаз. Этот обряд символизирует удачливость нового года.

Потом идет обряд кормления реки. Уважаемая женщина приветствует реку, и люди кидают веточки багульника в воду, прося помощи и защиты у реки.

Особое значение имеет сэвэкмо - макет представления вселенной эвенков, который символизирует три мира: верхний, средний и нижний. Верхний мир - это мир божеств, средний мир - это мир, в котором живут люди, нижний мир - это мир низших духов. Обряд заключается в кормлении маслом этих трех миров. Иными словами, женщина мажет маслом это священное дерево, приговаривая, чтобы духи всех трех миров помогали человеку.

Потом идет обряд подвязывания серег медведю. На дереве висит медвежья шкура. Женщины подвязывают серьги в виде разноцветных тряпочек, припевая и ласково уговаривая, чтобы медведь не обиделся на них.

После этого все люди собираются в круг, берутся за руки и поют хороводную “Дялер - мальчор”. Потом идут быстрые танцы “Дялехинчай” и другие. На этом торжественная часть первого дня заканчивается, люди приступают к трапезе.

Люди веселятся до утра, и вот настает момент, когда появляется первый луч солнца. Радостно провозгласив это событие, некоторые продолжают веселиться, а другие идут спать.

Второй день посвящен спортивным состязаниям: стрельбе из лука, ловле хариуса, метанию маута, бегу на короткие дистанции, прыжкам и так далее.

На третий день люди просто отдыхают, а некоторые идут к двум священным деревьям, которые находятся недалеко от места проведения праздника. Эти два дерева символизируют добро и зло. Две старые лиственницы толщиной в три-четыре обхвата стоят рядом друг с другом. Существует предание, что раньше было два шамана: один белый, другой черный. Однажды они сошлись на этом месте в яростной схватке, но никто не мог одолеть своего врага. Воевали они нескончаемо долго и превратились в деревья. Белый шаман превратился в стройную высокую лиственницу, девять толстых ветвей которой тянутся вверх к солнцу. А черный шаман превратился в толстую старую лиственницу, девять кривых ветвей которой смотрят вниз, а нижние ветви впиваются в землю как корни. Место, где стоят эти два дерева, загадочно. Около них протекает река Кэнкэмэ. Где стоит черное дерево, река мелеет и переходит в стоячую воду, а где светлое дерево, река глубока и течет быстро. За черным деревом растут молодые лиственницы - воины черного шамана, а за светлым деревом стоят молодые стройные лиственницы - воины белого шамана. Люди приходят к священным деревьям и приносят в жертву вещи, деньги, просят для себя и своих близких здоровья, удачи и счастья.

На этом “Бакалдын” - “Встреча солнца” заканчивается. Люди прощаются с этим местом и уезжают. Так проходит эвенкийский праздник “Бакалдын”.

Э. Васильева, 
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Впечатления о Координационном Совете Ассоциации КМНСС и ДВ

 

Накануне III съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока состоялось заседание Координационного Совета Ассоциации КМНСС и ДВ. Я впервые принимала участие в работе заседания Координационного Совета. Вначале Е.Д.Айпин, бывший Президент Ассоциации, кратко изложил содержание своего доклада съезду, затем было обсуждение с дополнениями. В заключение слово взял В.Б. Шустов, занимавший должность Генерального секретаря Ассоциации. В.Б. Шустов вел себя в полном соответствии с громким названием его должности и четко, в отличие от Айпина, дал руководящие указания по проведению съезда, он сказал, что “надо переходить к дисциплине”, “надо иметь программу минимум и программу максимум”, “необходимо показать на бытовом уровне, что интересы коренных народов ущемлены”. По-деловому он прошелся по повестке дня и созданию рабочих органов съезда. Мне лично было странно слышать, как человек, который был в свое время принят на работу в Ассоциацию делопроизводителем, учит Координационный Совет, как проводить съезд. Наверное, Координационный Совет привык к такому положению вещей, но в этом усматривается неуважение к себе и признание власти В.Б. Шустова над собой.

Свои впечатления я описываю после съезда, который, на мой взгляд, был организован и проведен не на высшем уровне, и поэтому новому Президенту Ассоциации С.Н. Харючи хотелось бы пожелать учесть эти замечания и решить вопрос должности, которую занимает В.Б. Шустов человек, далекий от понимания, где он работает и ради чего создана Ассоциация.

Л.Чульжанова, 
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Парламентские слушания в Совете Федерации

 

13 февраля 1997 года стажеры Информационного центра присутствовали на парламентских слушаниях в Комитете по делам Севера и малочисленных народов Севера Совета Федерации Федерального Собрания РФ, где рассматривался законопроект “О районировании Севера Российской Федерации”. Было предложено два варианта законопроекта: Госкомсевером и Комитетом. Выступавшие отметили необходимость принятия этого закона как необходимое условие формирования правовой базы для осуществления государственного регулирования социально-экономического развития этого региона.

Нами было предложено при учете факторов и показателей для определения уровня дискомфортности учесть степень нарушения биологической среды обитания коренных малочисленных народов Севера в результате экологического загрязнения.

Принято решение объединить два законопроекта.

Стажеры III группы ИЦ “Л”

К содержанию

ДЕЛЕГАТЫ  О  СЪЕЗДЕ

Заметки по поводу съезда

 

27-28 марта 1997 года в Москве проходил III съезд КМНСС и ДВ. Многие делегаты приехали на этот съезд, ничего не зная о работе Ассоциации, поскольку прежний Президент Е.Д.Айпин особенно не информировал региональные Ассоциации о своей работе. Ассоциация не инициировала ни один закон и редко принимала участие в их разработках, может быть, поэтому мы и живем при таких законах, которые не принесли улучшений в нашу жизнь.

На съезде было странно слышать, что люди, приехав издалека и рассказав о том, как тяжело им живется, ни словом! не обмолвились о работе Ассоциации, не дали оценку ее работе и вдруг в конце своего выступления предлагают признать работу Ассоциации удовлетворительной и переизбрать Еремея Даниловича на второй срок.

Сам съезд был организован плохо. В первый день было ясно видно, что Е.Д.Айпин тянет время, отвлекает съезд всякими надуманными вопросами типа конфликта в шорской делегации или непризнания полномочий О.Егорова. Это все делалось для того, чтобы было меньше выступлений делегатов, которые могут выступить с критикой в его адрес. Был умышленный отбор выступающих. Внести в повестку дня вопрос об изменениях и дополнениях в Устав Ассоциации он отказался, хотя это надо было сделать для улучшения ее работы. Проекты документов съезда не были подготовлены и даже к середине апреля; когда я уезжала из Москвы, решения съезда так и не были готовы. Про то, что многие чиновники из Госкомсевера были выбраны, а вернее, назначены делегатами сверху (в регионы были отправлены соответствующие телеграммы), говорить вообще неприятно. Это было сделано опять же, чтобы больше голосов было в пользу Е.Д.Айпина, поскольку он устраивал власть.

Но несмотря на все это, большинство делегатов съезда признали работу Московского офиса Ассоциации неудовлетворительной, проголосовав за нового Президента С.Н. Харючи.

Л.Чульжанова, стажер ИЦ “Л”

 

Марина Малкова, делегат от Читинской области:

- Прошедший III съезд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока был необычным, хотя бы тем, что не было привычного единогласного голосования. Было явно видно противоборство. Делегаты этого съезда показали, что у КМНСС и ДВ намного выросло самосознание, и каждый высказывал свое мнение. В первый день большинство выступающих отмечали хорошую работу Президента Ассоциации. На следующий день резко изменилась ситуация, Е.Д. Айпина., который вел съезд, как председательствующий, заменили. А к концу работы съезда выбрали нового Президента. Это говорит о том, что коренным народам не нужны президенты, о деятельности которых не было слышно в регионах.

Большие надежды возлагаем на Сергея Николаевича Харючи, вновь избранного Президента Ассоциации КМНСС и ДВ.

 

Оксана Синникова, делегат от Красноярского края :

- 27 - 28 марта в Москве прошел III съезд КМНСС и ДВ Российской Федерации. На съезд собрались делегаты из разных уголков России, были приглашены и иностранные гости.

Поднимались все наболевшие проблемы в области образования, культуры, здравоохранения, вопросы социальной и правовой незащищенности, сохранения национальных предприятий, загрязнения окружающей среды и многие другие. Но конкретных предложений прозвучало мало. А вот проекты решения, резолюции съезда, обращения к Правительству и Президенту РФ вообще отсутствовали на начало работы съезда, их раздали только к концу второго рабочего дня, и то по настоянию многих делегатов съезда. Конечно, все было прекрасно организовано: и расселение, и автобусы, и питание, и книги, и папки и даже были подарены часы. Вроде бы все предусмотрели, а вот почему забыли подготовить такие первоочередные документы, над которыми съезд должен был работать с первого дня, как проекты постановления, резолюции, обращения, остается только догадываться. Не успев проработать и внести дополнения, съезд принял эти документы. Так же выбрали нового президента Ассоциации, им стал Харючи Сергей Николаевич из Ямало-Ненецкого автономного округа.

С чем же мы поехали домой?! С большой надеждой на нового Президента, на воплощение в жизнь всего, о чем говорилось и было принято на съезде.

Нам же остается упорно работать, надеяться, восстановить все то, что мы когда-то растеряли и утратили, и, конечно, бороться и еще раз бороться за свои права, права ЧЕЛОВЕКА.

К содержанию

III съезд коренных малочисленных народов Севера

 

III съезд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока прошел 27 - 28 марта 1997 года в городе Москве в Парламентском центре Федерального собрания Российской Федерации. На съезде присутствовало 27 делегаций.

Делегат от РС (Я) заместитель председателя Союза кочевых родовых общин Иван Михайлович Атласов внес следующие предложения съезду:

- перерегистрировать все предприятия, чья деятельность связана с малочисленными народами Севера, согласуя в России - с Ассоциацией КМНСС и ДВ, в республиках - с республиканской Ассоциацией;
- выдавать разрешение МВД на приобретение бесплатного нарезного оружия, для коренных малочисленных народов Севера, занимающихся охотопромыслом;
- северные надбавки к заработной плате отразить в суммарном выражении, а не в процентном. Например: при коэффициенте 1:1 работник алмазопромышленного предприятия получает к своим 10 миллионам еще 10 миллионов, итого 20 миллионов. А оленевод к своим 200 тысячам прибавляет 200 тысяч, итого 400 тысяч. Налицо несправедливость - алмазопромышленник живет в благоустроенной квартире, а оленевод - в палатке, в более суровых условиях. Если в суммарном выражении, то все живущие на Севере должны получать одинаковую сумму денег. Например 5 миллионов. Тогда работник алмазопромышленного предприятия получит 15 миллионов, а оленевод - 5 миллионов 200 тысяч.

На вопрос: “Ваши впечатления о съезде?” делегаты ответили:

Мыреева Анна Николаевна - После съезда у меня осталось ощущение неудовлетворенности, съезд был плохо организован.

Клепечин Эдуард Прокопьевич - Этот съезд - очередная говорильня. Надеюсь, что новоизбранный Президент будет работать.

Атласов Иван Михайлович - Для новоизбранного Президента сейчас главное - не потерять связь с регионами и добиться того, чтобы работник Ассоциации получал зарплату.

Шадрин Вячеслав Иванович - Съезд прошел плохо, неорганизованно; я был удивлен, почему, не было обсуждения изменений и дополнений к уставу. Не был подготовлен проект резолюции съезда.

III съезд оставил у большинства делегатов не очень радужные воспоминания. Почти все указывали на плохую организацию съезда. Сложилось впечатление, что организаторы съезда стремились просто поставить галочку в списке проведенных мероприятий. Делегаты съезда надеются, что новоизбранный Президент Харючи Сергей Николаевич сделает все возможное, чтобы Ассоциация КМНСС и ДВ работала и давала конкретные результаты.

Э. Васильева, 
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Президент Ассоциации КМНСС и ДВ

 

Сергей Николаевич Харючи - вновь избранный Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНСС и ДВ), 1950 года рождения, женат, имеет троих детей. Окончил Свердловскую высшую партийную Школу и Российскую Академию государственной службы при Президенте России.

Два года возглавлял Ассоциацию “Ямал - потомкам”. В последние шесть лет работал заместителем главы администрации Ямало-Ненецкого автономного округа по национальной политике, заместителем председателя правительства по делам народов Севера автономного округа. С апреля 1996 года является заместителем Председателя Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. Член Консультативного Совета Международного Конгресса финно-угорских народов.

Планы: защита кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

Считает основной задачей Ассоциации объединение усилий всех общественных организаций, фондов, отдельных лидеров движения КМНС вокруг главной цели: решения проблем малочисленных народов Севера на федеральном уровне через органы государственной власти.

Отсутствие концепции социально-экономического развития КМНС и слабое взаимодействие с органами государственной власти отрицательно сказываются в работе движения.

Сергей Николаевич планирует иметь около 10 вице-президентов, которые бы занимались вопросами охраны окружающей среды, международной деятельности, здравоохранения, образования, культуры, экономики, социальными вопросами, сотрудничали бы с органами законодательной власти по разработке законопроектов и т.д.

В целях обеспечения экономической самостоятельности Ассоциации С.Н.Харючи считает необходимым создание и объединение собственных коммерческих структур организации, привлечение средств спонсоров в лице промышленных комплексов, занимающихся производственно-хозяйственной деятельностью на территориях традиционного проживания КМНС.

Г. Волкова, ИЦ “Л”

К содержанию

НАРОДЫ СЕВЕРА

Камчадалы

 

В начале XVIII века значительная часть русских, переселившихся из России на Камчатку, находились в фактических брачных связях с представительницами местной национальности - ительменками. На этой основе началась быстрая деформация общественного строя ительменов, произощла утрата языка и этнического самосознания. На Камчатке стала складываться особая этническая среда. На базе традиционных промыслов ительменов и новых видов хозяйственной деятельности, привнесенной переселенцами, шло формирование новой культуры. К концу XVIII века на полуострове насчитывалось около 3 тысяч камчадалов-ительменов, которые фактически представляли собой субэтнос русского народа, основу которого составляли потомки ительменов. По мере того как менялся антропологический тип ительменов и русских старожилов, трансформировались их язык, культура, этническое самосознание.

После 1917 года процесс слияния камчадалов с приезжими усилился, однако большая часть местных жителей продолжает считать себя камчадалами. Традиционное занятие камчадалов - рыболовство. Рыбу заготавливали впрок в вяленом виде, зимние уловы замораживали. Важную роль играли морской зверобойный и охотничий промыслы. Добывали тюленей, медведей, диких баранов, пушного зверя. Продукция зверобойного промысла использовалась в собственном хозяйстве.

До 1926 года в официальных документах писалась народность “камчадал”. Например, во временном положении “Об управлении туземных племен, проживающих на территории Камчатской губернии” от 29.10.25г. записано: “...Туземными народами считаются следующие жители Камчатской губернии - тунгусы, ламуты, камчадалы...”. Но при подготовке к переписи населения встал вопрос об официальной записи национальности туземного населения. Если по корякам, чукчам и другим народностям полуострова было все ясно, то по камчадалам возник вопрос. И вот 28.07.27 г на Бюро ВКП(б) было принято постановление “О выполнении мероприятий Комитета Севера по национально-территориальному районированию Камчатки”, где записано: “...констатировать, что ту часть населения полуострова, которая именует себя камчадалами, говорит по - русски и живет оседло, не относить к числу мелких туземных народностей северных окраин”. Данное решение было принято без тщательного изучения проблемы. Камчадалы, проживающие в южных районах полуострова, занимались и до сей поры занимаются традиционной деятельностью; у них были свои территории расселения, сложившийся быт, своя культура, но из-за интенсивной ассимиляции камчадалы утеряли язык. И вот на основании отсутствия этого признака их решением ОКР ВКП(б) отлучили от своей национальности, причислили к русским. Хотя в мировой практике много примеров, когда народы говорят на языке других народов, например, жители Бразилии говорят на португальском языке.

В конце 80-х годов камчадалы объединились в областную Ассоциацию для самоидентификации и правовой защиты своих интересов. В 1991 году на пятой сессии Камчатского облсовета принято временное положение “О мерах по социальной защите малочисленных народов Севера в период перехода на рыночные отношения”, которым признано наличие в Камчатской области этнической группы - камчадалы. В настоящее время в области проживает около 9 тысяч камчадалов. Энтузиасты общественной организации проводят большую работу по возрождению камчадальской культуры. Работают камчадальские клубы в селах и городах, интересные материалы по камчадалам собраны в областном, Мильковском и Соболевском музеях. Есть среди деятелей искусства представители камчадальского населения - это и художники, и скульпторы, и писатели.

В одном из вариантов проекта закона, предложенного Госдумой в 1996 году, “Основы правового статуса коренных малочисленных народов Российской Федерации” был перечень народов Севера, где в том числе записаны и камчадалы. Но уже к концу 1996 года появился новый проект уже без перечня, т.е. наши законодатели не решаются признать наличие в Российской Федерации народа, проживающего в течение 300 лет на своей территории. Но коренные жители с такой постановкой вопроса не согласны. И мы обращаемся к правозащитникам, юристам, этнологам с просьбой оказать нам поддержку в осуществлении права народа на самоидентификацию и признании на федеральном уровне этнического статуса камчадалов.

Анна Асеева, 
стажер ИЦ “Л”

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:
1. Летопись жизни народов Северо-Востока РСФСР 1917 - 1985г.;
2. Временное положение “О мерах по социальной защите малочисленных народов Севера в период перехода на рыночные отношения”;
3. Энциклопедия народов России В.А.Тураев “Ительмены”.

К содержанию

Ительмены

 

Ительмены - один из древнейших, но, к сожалению, малочисленных народов Севера. Анализ археологических раскопок на Камчатке показал, что самым ранним памятникам ительменской культуры 5200 лет.

Самоназвание “ительмен”, производное от “итэнмэн” (живущий), было впервые зафиксировано российскими исследователями Камчатки, участниками Второй камчатской экспедиции 1733 - 1743 гг. Г.В.Стеллером и С.П.Крашенинниковым.

Наиболее обоснованные сведения о численности ительменов в конце XVII-XVIIIвв. дал Б.О.Долгих. Он использовал материалы ясачных книг и пришел к выводу, что в 1697 г. численность ительменов равнялась 12 680 чел., а в 1738 г. - 8448 чел. Основными причинами уменьшения их численности являлись завезенные заразные болезни (оспа, “гнилая горячка” и так далее), колониальная политика царизма и процесс ассимиляции ительменов с русскими.

У ительменов из-за малой численности нет своей автономии, живут они преимущественно в Корякском АО. В 1950-х г. в связи с укрупнением колхозов началось сселение ительменов. Жители Сопочного, Морошечного и Утхолока переселились в Ковран, жители Аманино, Напаны и Седанки Оседлой - в Тигиль. В настоящее время основная масса ительменов живет в селах Ковран, Тигиль, Палана и Хайрюзово.

Язык ительменов не похож ни на какой другой, однако по некоторым признакам исследователи относят его вместе с чукотским и корякским к северо-восточной группе палеоазиатских языков, хотя у ительменского много своих особенностей, своеобразия и отличий.

Ительмены были в первую очередь типичными речными рыболовами. Все другие промыслы (сухопутная и морская охота) играли в их жизни второстепенное значение. Второе по значимости место в производственной деятельности ительменов занимала заготовка разных дикорастущих трав и корней - одни употреблялись в пищу, другие применялись в народной медицине, третьи использовались для вязания сетей, плетения циновок и других предметов быта. Для ительменов характерна комплексность хозяйства.

Поселения ительменов в начале XVIII века соответствовали семейным общинам. Расселялись они на одной реке и были связаны кровным родством и единством рыболовных угодий. Обычно все родственники жили в одной полуземлянке. Названия большинства острожков соответствовали названиям рек, на которых они располагались. Организатором всего населения острожка являлся старейшина. В его юрте принимались все решения, регулирующие внутреннюю жизнь острога, обсуждались все общественно- значимые дела, здесь проводились празднества жителей острога.

По представлениям ительменов, все предметы и явления природы наделены духами, которые живут собственной жизнью. Степень почитания тех или иных духов была в прямой зависимости от степени их предполагаемого влияния на материальное благополучие человека. Особо почитали дух моря, дающего основной продукт питания - рыбу; в честь него устраивали праздник “очищения “ в ноябре. Культ огня при этом выступал как святыня. Собирательство нашло отражение в верованиях ительменов в форме установки столбов - идолов в местах промысла. Мир ительмены считали вечным, души - бессмертными. Создателем народа, первопредком они считали Ворона (Кутха).

Одним из видов религиозных воззрений был фетишизм. Мужчины и женщины носили амулеты в виде идолов.

Существовал у ительменов и шаманизм, хотя шаманы не имели обрядовой одежды и атрибутов.

Огромную роль играли всякого рода поверья и приметы: так, весной нельзя разбирать старые дома и балаганы, в которых много юкольной моли, последнюю боится рыба и может уйти из реки. Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, так как считалось, что тем самым лишаются желаемой пищи духи воды и гор.

Традиционные верования ительменов были обусловлены их образом жизни, социальной организацией и экологической средой.

Л.Смирнова, ительменка, 
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Шорцы

 

Шорцы - коренной тюркоязычный народ, проживающий в Горной Шории на юге Кемеровской области в бассейнах рек Томь, Мрассу, Кондома. По переписи 1989 года, всего шорцев было 16 тысяч, из них 12 тысяч проживало в Кемеровской области.

Предки шорцев занимались металлургией, кузнечеством, охотой, рыболовством, подсобным скотоводством, примитивным ручным земледелием, собирательством. Изделия из железа, сделанные шорскими кузнецами, славились на всю Сибирь. Ими они платили дань (албан) джунгарам и енисейским киргизам. Когда пришли русские казаки, они назвали шорцев кузнецкими татарами. Именно благодаря шорским кузнецам земля, которую они населяли, была названа Землей кузнецкой, а затем Кузбассом. В XVII веке Южная Сибирь была покорена русскими казаками. Приводя шорцев в русское “подданство“, русские воеводы вначале выдавали шорским паштыкам (старостам) владельные грамоты и указы, признающие и закрепляющие права шорцев на те или иные земли. Но когда Южная Сибирь была покорена полностью, эти земли были объявлены собственностью царя, а владельные грамоты были отобраны. Шорцы платили дань (ясак) русскому царю пушниной. Охотничьи территории были поделены между родами. После прихода русских шорцам было запрещено заниматься металлургией и кузнечеством, чтобы их противники - джунгары и кигризы - не могли заказать у шорцев военные доспехи и снаряжения.

Предки шорцев жили родами. Отцовский род у шорцев управлялся на демократических началах. Во главе родовой общины стоял паштык, который выбирался на родовом собрании. Родовое собрание считалось высшим органом рода. Оно решало все важнейшие общие дела: выборы паштыка, раскладку албана, а затем ясака, принятие христианства. На общих собраниях происходили и судебные разбирательства, например, судили воров. Во время суда народ выбирал 6 человек, чаще умных стариков, которые вместе с паштыком судили. О своем решении спрашивали народ “чарар ба” (согласны ли). Если большинство говорило “чарар”(согласны), то достигалось соглашение было достигнуто, если нет, то дело разбиралось снова. Решение, которое принималось на собрании, подлежало обязательному выполнению.

По своей религии шорцы были шаманистами. Согласно традиционному мировоззрению шорцев мир был разделен на три сферы: небесную землю, где находится высшее божество Ульгень; среднюю землю, где живут люди; и земля злых духов, подземный мир, где властвует Эрлик. Шорцы верили также и в духов - хозяев тайги, гор, рек, озер. Общение с духами и божествами происходило через посредника-шамана - особого избранника божеств. К услугам шаманов прибегали очень часто: при болезнях, во время похорон, перед охотой, при трудных родах, перед сбором урожая. С участием шамана проходили традиционные родовые моления верховному божеству Ульгеню.

В годы советской власти в 1926 году на территории, где проживали шорцы, был создан Горно-Шорский национальный район. За годы его существования многое было сделано в области образования шорцев, развития культуры, появилась национальная интеллигенция, стали выходить книги и учебники на шорском языке. Но, на беду, Горная Шория оказалась богатой полезными ископаемыми: углем, железной рудой, золотом. В конце 30-х годов в Шорию стало прибывать население из других мест для работы на горнодобывающих предприятиях. В 1939 году Горно-Шорский национальный район был ликвидирован. С этого времени началось этническое развитие шорцев вспять. Перестали выходить книги на шорском языке, прекратилось преподавание шорского языка. Во время репрессий, а затем войны были уничтожены лучшие представители шорцев. После войны началась новая волна бурного промышленного освоения Горной Шории, наблюдался большой приток пришлого населения, ассимиляция шорцев, утрата языка и традиций. Горная Шория была покрыта сетью исправительно-трудовых колоний, что отрицательно сказалось на нравственном состоянии шорцев.

В конце 80-х - 90-х годов началось движение за возрождение шорского народа, его языка и культуры. Были созданы общественные организации в городах и Ассоциация шорского народа. Благодаря их работе, в городских администрациях были введены должности заместителей глав администраций по национальному вопросу, был создан областной комитет по национальному вопросу, в 1993 году шорцы были отнесены к малочисленным народам Севера. Первые успехи движения были обнадеживающими. На шорцев оказала свое действие Государственная программа развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991 - 1995 годы: была открыта кафедра шорского языка, стали проводиться традиционные шорские праздники Пайрамы, в школах стали преподавать шорский язык. Но нерешенных вопросов еще много, самый главный - это вопрос о земле, о территориях традиционного природопользования, о выплате компенсации за нарушенные земли и уклад жизни. Власти не желают решать этот вопрос. Мало того, в январе 1996 года был сокращен областной комитет по национальному вопросу, который координировал эту работу.

Л.Чульжанова, шорка, 
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

Нивхи

 

Нивхи - небольшой народ, населяющий районы Дальнего Востока: остров Сахалин и бассейн Нижнего Амура. Вплоть до 30-х годов в литературе нивхов называли гиляками. Под этим именем они были известны и соседним народам. Слово “гиляки” на тунгусо-маньчжурских языках означает “люди, передвигающиеся при помощи парных весел на больших лодках”. Сами себя они называют нивхами, что означает “человек”.

По территориальному признаку нивхи делятся на две группы - островную (сахалинскую) и материковую. На Сахалине нивхи жили на всей территории острова, теперь, главным образом, занимают северную его часть. Материковые нивхи населяют нижнее течение Амура, побережье Амурского лимана, Татарского пролива.

Хозяйство нивхов было комплексным и носило в основном промысловый характер. Видами промысла, которые определяла окружающая среда, были рыболовство, морской зверобойный промысел и охота. Наряду с этим нивхи также занимались собирательством и животноводством. Эти занятия и составляли материальную основу их жизни.

В комплексном занятии нивхов особое место занимает промысел рыбы; первостепенное хозяйственное значение имел промысел лососевых пород. Нивхские рыбаки в результате многовековой практики изучили водоемы своих районов и рыбные ресурсы этих вод, а также особенности миграции лососевых рыб. Как исконные рыболовы они достигли в этом известной степени совершенства. По течению рек, по метеорологическим условиям нивхи определяли, вдоль какого берега пойдет больше рыбы. И на основе своих предположений они строили в этих местах заездки и располагали рыболовецкие станы.

Важное место в хозяйстве нивхов занимал зверобойный промысел. Практически эта отрасль имела для нивхов такое же значение, как и рыболовство. Она давала жир и мясо, корм собакам, шкуру для одежды и обуви, кожу и так далее

Продукты охотничьего, морского зверобойного промысла были существенным подспорьем в хозяйстве.

Нивхи широко пользовались дарами природы - леса и моря. Растительные продукты: ягоды, орехи, травы, водоросли и моллюски, вносили существенное разнообразие в рацион питания.

Собаководство было древней отраслью нивхов. Собак использовали как транспорт на охоте. Собак приносили и в жертву. В результате многовековой практики нивхи выработали систему биологического отбора лучшей породы, систему дрессировки и свой тип упряжки.

Жили нивхи родами. Род являлся основной самоуправляющейся ячейкой. Высшим органом самоуправления нивхов являлся Совет старейшин.

Представляет особый интерес духовная жизнь нивхов. Сохраняя первоначальное мировоззрение на природу, создавая ее культ, нивхи в процессе длительного исторического развития сумели создать свое изобразительное искусство, представляющее довольно высокую художественную ценность. Нивхи были творцами оригинального духовного мира, различных жанров устного народного творчества, красочного орнаментального искусства, несомненных признаков культурного прогресса.

До середины XIX века нивхи оставались вне влияния какой-либо государственной власти. Поэтому все о чем что было написано выше, использовалось в прошлом. В результате колонизации нивхских земель Россией, варварской и уничтожающей политикой советского периода все, что было создано многовековыми деяниями нивхов, уничтожено. Сегодня Россия стала демократическим государством, но положение нивхов, как и других малочисленных народов Севера, не становится лучше, потому что Россия хоть и стала на путь демократии, но до сих пор не хочет признавать, что коренные народы в соответствии с международными правами имеют право на самоопределение, на землю. В силу этого права они свободно могут определять свои взаимоотношения с властью, свободно осуществлять свое экономическое, социальное, культурное и духовное развитие, а также свободно выбирать формы самоуправления в соответствии с их историческими традициями.

Алексей Лиманзо, нивх, 
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ

Встреча в Госкомсевере

 

6.02.97 года состоялась встреча стажеров III группы ИЦ “L” с заместителем министра государственного комитета по социально-экономическому развитию Севера П.Х. Зайдфудимом. Отвечая на вопросы, Павел Хаскельевич отметил, что по объективным данным внедрение Программы-145 даже на 30% позволило стабилизировать целый ряд негативных процессов, к сожалению, государство не смогло дать необходимые средства для полной реализации этой программы и тем не менее в 1993 - 1994 годах добились выделения средств, а погашение кредиторской задолженности будет и в 1998 году.

Новая программа разработана с учетом ошибок, недостатков Программы-145, ее старались адаптировать к рыночной экономике. Будут созданы исполнительная дирекция, стабилизационный фонд. Фонд будет открыт для всех источников финансирования: и для бюджета, и для инвестиций, как российских, так и иностранных капиталовложений, где на взаимовыгодных условиях можно строить жилье, энергетику. Реализация этой программы происходит в принципиально других условиях, поэтому подход должен быть как к делу большому и интересному.

Ассоциациям коренных малочисленных народов Севера на местах необходимо проследить за использованием выделенных целевых средств на строительство жилья. В 1993 году Госкомсевер обратился в Правительство с вопросом о выделении денежных средств на покупку жилья для северян, так как. высвобождающиеся квартиры стоят гораздо дешевле, чем строительство нового жилья, таким образом, решить частично жилищную проблему.

Субъекты Федерации суверенны, Комитет заключает с ними договор на взаимовыгодных условиях и партнерских отношениях. Все вопросы по приоритетному распределению денежных средств решаются в региональных отделах Госкомсевера.

А также Павел Хаскельевич отметил, что за последние 20 лет практически очень мало или совсем не готовятся кадры. Если так и дальше будет продолжаться, то на севере совсем не будет специалистов. В настоящее время МГУ и Госкомсевер разрабатывают генеральное соглашение о подготовке специалистов прежде всего из представителей коренных малочисленных народов Севера. Если будут свои специалисты, то и природные ресурсы Севера можно повернуть во благо своего народа. Задача Госкомсевера создать эти условия. Использование природных ресурсов должно быть экологически безопасным. Народы Севера должны быть носителями культуры, уметь общаться в современных рыночных отношениях.

Говоря о перспективах новой программы, Павел Хаскельевич отметил, что основной задачей является привлечение всех средств для ее реализации. Бюджет сполна работать не будет, пока не работает новая экономика в стране. Необходимо финансировать программу, искать и создавать взаимовыгодные условия для банков, финансово-промышленных групп.

Стажеры III группы ИЦ “Л”

К содержанию

Встреча в Конституционном Суде

 

Как отметил советник Конституционного Суда Владимир Алексеевич Кряжков, коренные малочисленные народы Севера становятся очень важным составным элементом государственной национальной политики. Конституция РФ обозначила эти народы субъектами государственного права. Россия - первая из стран мира, предпринявшая попытку найти юридически цивилизованное решение проблем в отношении государства и коренных народов. С 1990 года можно констатировать наращивание нормативных актов на уровне как Федерации, так и субъектов Федерации. Но существуют определенные недостатки: множественность актов, общепостановочный характер, терминологический разнобой, пробельность законодательства, приостановление процесса ратификации Конвенции МОТ № 169. Причины не в злой воле государства; проблемы коренятся в российской экономике и состоянии политики. Юридическая наука только присматривается и не имеет четкой позиции по тем или иным проблемам. Законодательство буксует.

А также Владимир Алексеевич дал нам информацию о Законе Российской Федерации “О налоговой политике”, который предусматривает право субъектов на предоставление местных налоговых льгот, ответил на конкретные вопросы стажеров. Мы узнали, что сейчас разрабатывается новый налоговый кодекс, а для учета в законе наших интересов необходимо дать свои предложения через представительные органы местной власти.

Стажеры III группы ИЦ “Л”

К содержанию

В Министерстве здравоохранения

 

20 февраля 1997 года стажеры ИЦ “L” встретились с заместителем министра здравоохранения В.И.Стародубовым. Положение Министерства здравоохранения с переходом на рыночную экономику резко изменилось. В настоящее время министерство управляет только федеральными службами и повлиять существенно на региональные службы здравоохранения не может. Региональные службы здравоохранения подчиняются субъектам федерации. Финансирование здравоохранения даже по целевым программам оставляет желать лучшего.

Отвечая на вопросы стажеров, заместитель министра отметил резкое ухудшение состояния здоровья коренных малочисленных народов Севера в последние годы: средняя продолжительность жизни на 15 - 20 лет ниже чем по России, в 2 - 3 раза выше заболеваемость туберкулезом и алкоголизмом. Для борьбы с туберкулезом недавно принята специальная программа, согласно которой будут закуплены передвижные флюорографы, лекарства, в районы Севера будут направлены комплексные бригады врачей. На вопрос о необходимости установления официальной нормы потребления рыбы для коренных малочисленных народов Севера, для которых рыба является этнической пищей, Стародубов В.И. отметил, что этот вопрос будет включен в план работы министерства. А также Владимир Иванович сказал, что министерство не может повлиять на продажу медикаментов коммерческими предприятиями.

Л.Чульжанова, 
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

В Судебной Палате по информационным спорам

 

23 января 1997 года группа стажеров ИЦ “L” присутствовала на заседании Судебной Палаты по информационным спорам, на котором рассматривалось два вопроса.

По первому вопросу шло обсуждение обращения депутата Государственной Думы Федерального Собрания О.С. Кулешова в связи с публикацией статьи в газете “Зори” от 21 сентября 1996года (г. Ст. Оскол). Было заслушано заявление представителя депутата Государственной Думы О.С.Кулешова, Маслиева Н.И. о злоупотреблении редакции газеты “Зори”, которая поместила в тексте карикатуру, которая была явно направлена на подрыв авторитета депутата.

Было вынесено следующее решение: Судебная Палата не усматривает нарушение ст.16 закона “О статусе депутата”, в публикации муниципальной газеты “Зори” а также подтверждает право редакции на использование карикатуры для иллюстрации событий и не находит нарушения этических и правовых норм. Вместе с тем использование этой карикатуры в тексте нарушает ст.49 Закона о СМИ (обязанности журналиста).

По второму вопросу заслушали обращение редактора программы “20 минут” М.С. Фахретдиновой об отмене приостановления и аннулирования лицензии по ведению программы “20 минут”.

Судебная Палата вынесла решение: Признать решение Федеральной Службы телерадиовещания о приостановлении лицензии правомерным. Обратить внимание московской областной комиссии, что решение об аннулировании лицензии принято без учета ст.32 Закона о СМИ (аннулирование и лицензирование).

Обсуждение третьего вопроса об обращении г. Островского было перенесено на 13 февраля 1997 года.

На этом заседание Судебной Палаты было закончено.

Э. Васильева,
стажер ИЦ "Л"

К содержанию

В Министерстве по делам национальностей и федеративным отношениям

 

В феврале 1997 года стажеры III группы ознакомились с работой отдела Сибири и Дальнего Востока Министерства по делам национальностей и федеративным отношениям (Миннац). Министерство осуществляет взаимодействие с общественными организациями и национально-культурными объединениями.

Миннац участвует в законотворчестве, с его участием принят Закон “О национально-культурной автономии”, проделана большая работа по разработке концепции государственной национальной политики РФ, которая учитывает в первую очередь сохранение единства и целостности России.

Министерство является полноправным представителем Правительства России во всех субъектах РФ. Но информацией о правовом положении коренных малочисленных народов Севера, о ситуации, сложившейся в регионах начальник отдела Ю.С.Дербенев не владеет. На несколько вопросов, заданных стажерами, Юрий Сергеевич не смог ответить и порекомендовал встретиться с заместителями министра. В то же время он обратился к нам с просьбой о содействии в организации и оформлении в музее Миннаца колоритных региональных стендов, для чего необходимо прислать интересные документы, фотографии, национальные поделки по адресу 121819, г.Москва, ГСП-2 , Трубниковский пер., д.19, тел.248-85-28.

А. Асеева, 
стажер ИЦ “Л”

К содержанию

НАША ПОЧТА

Не дайте погибнуть амурским негидальцам!

 

“Я, Одоко Альбина Даниловна, жительница Ульчского района Хабаровского края, родилась в селе Дальжа Ульчского района в 1946 году, по национальности - негидалка.В Российской Федерации негидальцев осталось 504 человек, из них в районе имени П.Осипенко проживает - 167 человек, в Ульчском районе - 209 ..

Прочитала проект закона “О ликвидации населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” и даже нет возмущения, а только боль за мой народ. В Ульчском районе негидальцы компактно проживали в селах Дальжа, Дыльма и Усть-Амгунь. При ликвидации рыбобазы в с. Дальжа наша семья с несколькими русскими семьями была в конце навигации перевезена в село Тыр в 1949 году. Другие семьи негидальцев были перевезены в село Усть-Амгунь (3 км от с.Тыр). В 1953 - 1954 годах ликвидируется село Дыльма из-за укрупнения колхозов и негидальцев перевозят в село Белоглинка (старинное русское село), где их сейчас осталось порядка 80 человек.

Сколько может выдержать человеческая душа этих переселений? Ведь нет корней на чужой земле, родственники разделены, некуда пойти помянуть усопших. Наша семья мыкалась четыре года по квартирам, пока не получили комнату в бараке, где умерла моя мама, прожив в нем 22 года. Сразу после переезда родители были вынуждены зарезать корову, свиней и кур, а коз подрали собаки, так как не было сарая. Хорошо, что в семье у пожилых родителей в то время я была одна, сестра, родившаяся в селе Тыр в 1950 году, через год умерла. Можно представить, что испытывали многодетные семьи. В соседний дом, где своих детей было четверо, поселили еще многодетные семьи на год, а они прожили два года и, не получив жилья, были вынуждены переехать в другое село. После переезда мой отец зимой на лыжах, а летом на оборочке добирался до своих родовых мест и охотничьих угодий за 30-40 км. В настоящее время я живу в приватизированной квартире с остаточной стоимостью 16 млн руб., кто мне их даст за такое жилье, а на компенсацию смогу приобрести только сарай.

Много законов принималось по развитию Севера, но ведь они остались на бумаге. 1993 год, год коренных народов мира, не состоялся, Десятилетие не дает о себе знать,Программа-145 провалилась, нет гарантий, что покажет себя целевая федеральная программа. Считаю, принятие этого закона сейчас преждевременным, пусть покажет себя новая Программа год-два.

Среди моего народа осталось не более десятка знающих негидальский язык, традиции рушатся и как ком катятся в пропасть. Нарушаются статьи 69, 70 Конституции Российской Федерации и статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации. Не дайте погибнуть амурским негидальцам! Сделайте все, чтобы задержать принятие этого закона! Мой народ один из самых малочисленных и вымрет совсем.

А.Одоко,
Ульчский район Хабаровского края

К содержанию

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Русская саами

 

Не знаю уж, приходилось ли кому видеть в паспорте или свидетельстве о рождении в графе “Национальность” прочерк. Мне нет, только до той поры, пока мама не передала на хранение свидетельство о рождении бабушки Наташи.

С трепетом я открывала дорогой нашей семье документ. Еще с детства в моей памяти сохранилось воспоминание о маминой небольшой, почти круглой сумочке, которую она называла смешным словом “редикюль” и хранила там документы семьи. С переездом на новую квартиру редикюль куда-то затерялся, и я с болью думала, что вместе с ним исчезли и документы бабушки. Но слава Богу и редикюль нашелся, и его содержимое.

И вот я держу заветное бабушкино свидетельство о рождении. Не подлинник, копия, выданное бабушке Наташе уже после войны, 26 января 1951 года.

Читаю: в графе “Родители” указано: отец - Галкин Федот Максимович, национальность ---------; мать - Галкина Мария Георгиевна, национальность ---------.

Что это? Неграмотность работников ЗАГСа или еще что? Я знаю: было время, когда саамы старались меньше говорить о своей национальности, за нее можно было угодить и в тюрьму. Но выдавали свидетельство в начале 50-х годов. Так почему родителей моей бабушки - саамов оставили без национальностей?

Я хорошо помню свое детство у бабушки с начала 60-х годов; но хоть тогда саамы и не любили говорить о национальности, бабушка никогда не боялась называть себя лопаркой. Саам - такого слова в ее обиходе я не слышала, лопарь, лопарка - да! В моей памяти слово “саами” запомнилось с тем из детства.

Ссорясь с внуками деда Ивана - Ванькой, Танькой и Светкой, мы с братом по нашей детской несознательности называли их всегда лопарями, но бабушка Наташа нас тут же одергивала: “А сами - то кто? Тоже поди-ка лопари. Я лопарка, мама ваша лопарка, значит, и вы лопари”.

“Нет! - кричали мы с братом, растирая по щекам слезы и сопли. “Мы русские, русские. У нас папка русский”.

Наверное, оттого я и в паспорте своем в графе “Национальность” поставила “русская”, хотя я такой не была.

Теперь начался обратный процесс. Теперь даже не саами по национальности спешат записаться саами. Стало престижно называться “малым народом” - привилегии: заграница, спецпайки, помощь одеждой - все это ты можешь получить за одну только строчку в паспорте - в графе “Национальность”, где будет крупно написано - саам.

Что же касается меня, то я считаю себя русской саами, если бы можно было так написать. Не через дефис, а именно русской саами. И не только потому, что у меня отец русский, - душой я русский человек, хотя никогда не откажусь от древнейших корней племени лопарей. Так уж вышло, что воспитывала меня русская школа, затем училище, институт. Я человек русской культуры и от этого тоже не могу отказаться, но, несмотря на это, остаюсь и дочерью маленького народа саами, история и культура которого мне дороги и интересны.

Если бы можно было в графе “Национальность” делать приписки, я бы к слову “русская” добавила “саами”, и все б стало на свои места.

Надежда Большакова, русская саами,
член Союза писателей России,
г. Ревда Мурманской области,
специально для ИЦ “Л”

К содержанию

Потом вам придется платить дорогой ценой

 

В последние годы на волне проблемы коренных малочисленных народов Севера появилось много различных организаций и учебных заведений, которые якобы занимаются этими проблемами.

Обучение в таких учебных заведениях, как правило, платное. Вступительные экзамены отсутствуют, проводится собеседование, на котором комиссия определяет, способны ли вы учиться в их учебном заведении. Выпускаются яркие рекламные проспекты, где вам обещают престижный диплом с нужной вам квалификацией, стажировку не где-нибудь в России, а за рубежом. Остается только заплатить энную сумму, и ваш сын или дочь обязательно поступят в это учебное заведение и получат высшее образование.

Одно из таких учебных заведений - Полярная Академия. Ректор Полярной Академии Азургет Тарбаевна Шаукенбаева оповещает всех, что подготовка специалистов формируется с учетом международных требований, позволяющих обеспечить признание эквивалентности дипломов об образовании учебными заведениями других стран. Красиво сказано. Но попробуйте сунуться с этим дипломом за рубеж, и вы будете осмеяны. В рекламном проспекте написано, что готовят по следующим специальностям: регионоведение, национальная экономика, государственное и муниципальное управление, культурология. Я, когда поступала в эту Полярную Академию, надеялась получить специальность, которая значилась в договоре, - этнология и этнополитика. А выдали мне диплом по специальности, государственное и муниципальное управление. Так чему же на самом деле учат в этой Полярной Академии? Хорошо, что у меня уже есть высшее образование и я училась в Полярной Академии в надежде получить второе высшее образование. Извините, высшим образованием то, что здесь преподают, назвать трудно. Читают лекции по различным предметам безумно малое количество часов. Получается, пробежали галопом по Европам. Обидно, что тратятся время, немалые деньги, нервы и - что взамен? Еще больший моральный урон несут те, кто пришел сюда после школы. После окончания этой Полярной Академии какими специалистами они станут, сколько драгоценного времени и денег потеряют они, а самое главное, они потеряют надежду, что из них выйдет что-то толковое, и в конце концов они станут не специалистами, а дипломированными дилетантами.

Поэтому, дорогие родители, подумайте еще раз, прежде чем отправить своих детей в Полярную Академию. Не верьте красивым обещаниям, соблазнительным рекламным проспектам. Ведь потом вам придется платить дорогой ценой.

Э. Васильева,
выпускник Полярной Академии

К содержанию