БЮЛЛЕТЕНЬ № 9 | IV группа стажеров | |||
СОДЕРЖАНИЕ | ||||
Новости, факты, комментарии, события |
| Эвенки, объединимся? Тяжелое положение Будущее народа - в руках самого народа? Союз кочевых родовых общин “Березовский” Выживет ли крестьянско-фермерское хозяйство “Монгол”? Будет ли существовать заповедник “Корякский”? Проблема оленеводов Здоровые дети - здоровый народ Новости из Ассоциации КМНСС и ДВ | ||
Народы Севера |
| Кто такие саамы? Селькупы | ||
Встречи стажеров |
| В Министерстве здравоохранения Встреча с депутатом Госдумы З.А.Корниловой Культура обречена на выживание Отзыв об Институте этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая | ||
Наша почта |
| Кто за это ответит? | ||
Международные новости |
| В Комитете по экономическим, социальным и культурным правам ООН Международный Центр коренных народов в Гренландии | ||
|
|
|
|
|
НОВОСТИ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, СОБЫТИЯ | ||||
Эвенки, объединимся? |
| Эвенки - уникальный народ, заселивший в силу своей оленной окрыленности земли от Енисея и до Сахалина, - разобщен многими искусственными границами, разделяющими субъекты Российской Федерации. Нас, эвенков, насчитывается до 30 тысяч человек в России и около 30 тысяч за рубежом. Кроме того, надо поставить вопрос о реальном объединении с действительно братскими народами - эвенами и ороченами, также ведущими племенной образ жизни на великих просторах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Казалось бы, чего нам, тунгусам, бояться? Нас относительно много, а ведь численность других коренных народов меньше четырех тысяч. Но великая наша проблема в том, что мы живем среди более многочисленных народов (якутов, русских, бурят) маленькими группами по 2 - 3 тысячи человек, а зачастую и меньшими группами. Мы разобщены, а государство не в состоянии предпринять действенные меры для нашего объединения и сохранения древней и уникальной культуры. Нам трудно не раствориться в таких условиях. Вот если бы всем объединиться, то, учитывая численность, можно сохранить свою уникальность. Территориально объединиться нереально – это факт. Но объединиться в рамках культурной национальной автономии можно. На территории России уже действует закон “О национально - культурной автономии”. По этому закону, мы действительно можем создать единую инфраструктуру, информационную сеть, СМС, открыть свои культурные центры, обмениваться опытом и создавать национальные школы, органы самоуправления. Если нам удастся объединиться, то это намного поднимет самосознание народа. Наприме, собираются создать заповедник на территории тунгокоченских эвенков и запрещают там вести охотпромысел, но население против, и это будет мнение не просто 1400 эвенков Читинской области, а 60 – 70 тысяч людей, объединенных общими стремлениями и надеждами, и с ним нельзя будет не считаться. Кроме этого все мы знаем передовой опыт народов саами и иннуитов, которые объединились в надгосударственные и межгосударственные структуры. Это реальная сила. С их мнением считаются не только органы власти, но и крупные промышленные компании. Мы же, эвенки, живем также и в Монголии, и в Китае. Ну что, соплеменники, поднимем головы? Свои мнения на этот счет, пожалуйста, отправьте по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, 677013, ул. Каландрашвили, 27, кв. 8. Тел.: (4112) 254352. Андрей Исаков, эвенк, | ||
Тяжелое положение |
| Рабочие, служащие и механизаторы государственного унитарного предприятия “Приморский” Булунского улуса Республики Саха (Якутия) обратились с официальным письмом к председателю Правительства, министру сельского хозяйства, Союзу оленеводчиских общин и главе администрации Булунского улуса , что они начиная с 1995 года работают без заработной платы. При рыночных отношениях, как известно, зарплата зависит от продукции. Президент РС(Я) М.Е. Николаев проводит много работы по социальной защите оленеводов, охотников и рыбаков арктических улусов. Несмотря на усилия Президента республики, положение тружеников тундры очень тяжелое. В “Приморском” ГУП всего 83 работника, из них оленеводов и охотников 42 человека. Коллектив ГУП просит вышестоящие органы хотя бы выделить кредит для погашения задолженностей по зарплате. Они знают, что жить надо с надеждой. А надежда одна - Правительство республики. Лена Колесова, эвенка, | ||
Будущее народа - в руках самого народа |
| Ни для кого не секрет, что в последнее время ситуация с финансированием Севера крайне обострилась. Речь о каком бы то ни было строительстве, развертывании промышленности может вестись исключительно со ссылкой на перспективу, а это, стоит признать, звучит достаточно прозаично. На сегодня люди, проживающие на Крайнем Севере, давно забыли о привычном некогда понятии “своевременно выплаченная заработная плата”. Однако, справедливости ради, необходимо сказать, что народ наш с хронической непериодичностью все же авансируется. Но что означает сумма 300 - 500 тыс. руб., выдаваемая раз в два месяца одному из членов многочисленного семейства, если учесть, что буханка хлеба (к примеру, в Корякском автономном округе) оценивается в 12 тыс. руб.? Несложно догадаться, к чему может привести подобное положение дел: рано или поздно терпение людей просто - напросто лопнет. Всю катастрофичность положения можно показать на примере народного образования Корякского автономного округа, работники которого более полугода не получают заработной платы, не обеспечиваются средствами на покупку учебной, методической литературы и необходимую периодику. Весной сего года учителя более половины всех школ округа были вынуждены поддержать Всероссийскую акцию протеста работников образования. А всевозможные акции - это предел, это последняя форма выражения людского несогласия со сложившимся произволом. Конституционная истина - труд должен быть оплачиваем. Почему же у нас она не соблюдается? Прошедший учебный год для детей и без забастовок был нелегким: тяжелые формы гриппа, жестокие пурги и морозы приводили к тому, что двери школ были закрыты неделями. Вполне возможно, что из всего необходимого объема знаний дети наши получили лишь половину. А как быть тем, кого этим летом ждут вступительные экзамены? Еще большая, чем “недостаток” знаний, проблема получения дальнейшего - профессионального, технического, высшего - образования. Нередки случаи, когда молодые люди по окончании средней школы оставались с родителями из-за отсутствия денег для дальнейшего обучения и долгое время не могли найти работу, так как никакими профессиональными знаниями не обладали. Это своего рода замкнутый круг, который ведет лишь к одному - к порождению малообразованных недорослей. Бывая в министерствах и ведомствах, слышишь: “Сейчас решение большинства проблем отдано на откуп регионам, следовательно, вы сами, своими силами должны их решать”. Но как решать данный финансовый вопрос, если северные регионы всегда были и скорее всего останутся дотационными. Сознательно ставить людей в условия самовыживания? Администрация округа самостоятельно не в силах решить данный вопрос. Видимо, подобные задачи должны решаться выше - на уровне Правительства. Галина Уркачан, корячка, | ||
Союз кочевых родовых общин "Березовский" |
| Кочевые родовые общины Березовского наслега Среднеколымского улуса РС(Я) объединились в Союз общин. Распоряжением главы администрации Среднеколымского улуса главой Союза общин назначена Анна Сергеевна Волкова ответственный руководитель, человек беспокойный и знающий производство, жизнь и быт северян. За очень короткий срок Союзом общин проделана большая работа по обеспечению и укреплению материальной базы оленеводческих стад. Стараниями А.С. Волковой для села Березовка было доставлено 10 снегоходов “Буран”, трактор ДТ-75 и автомашина “Урал”. Л. Колесова, | ||
Выживет ли крестьянско- |
| Национальное крестьянско-фермерское хозяйство “Монгол” (Ульчский район Хабаровского края) существует с 1991 года, возглавляет его Александр Владимирович Вальдю. Основной деятельностью хозяйства являются земледелие, охотпромысел и рыбодобыча с частичной переработкой. Всего в хозяйстве работает 6 человек. “Монгол” решает не только свои проблемы, но и поддерживает жизнедеятельность села: занимается заготовкой дров, выловом рыбы для населения, пахотой, строительством, ремонтом жилфонда и объектов соцкультбыта. В 1995 году было вывезено бесплатно дров шести малообеспеченным семьям, по возможности подвозят бесплатно воду. Фактически всю заботу о селе хозяйство взяло на себя. В федеральную Программу - 145 было включено строительство холодильника, которое хозяйство “Монгол” успешно сдало в 1996 году, но Александр Владимирович до сих пор не получил денежные средства за выполненную работу. Если они не будут выделены в ближайшие месяцы, то это повлечет за собой закрытие предприятия, что значительно скажется на жизнедеятельности села. Дмитрий Дечули, ульч, | ||
Будет ли существовать заповедник "Корякский"? |
| Как известно, природа Севера уникальна, и одна из главнейших задач человечества сегодня - сохранить в первозданном виде дикое и прекрасное естество Земли. А потому создание новых заповедников и охранных зон должно всячески поддерживаться. Не так давно в Корякском автономном округе создан заповедник “Корякский”, который охватывает территорию двух районов - Олюторского и Пенжинского. Животный мир заповедника, как и по всей Камчатке, богат и разнообразен. Полуостров Говена изобилует пушным зверем, снежным бараном и бурым медведем. Парапольский дол, обладая уникальной водно-болотной средой, является интенсивным местом пролета водоплавающей птицы, кроме этого на земле этой обитает один из крупнейших в мире вид лося. Проектировался заповедник “Корякский” на средства организации Всемирного фонда охраны дикой природы. Изначально фонд выделил средства на “организационный период”. Денег этих, однако, хватило лишь на приобретение небольшого помещения под контору. Благое деяние - создание заповедника. Но объявить зону заповедной еще не означает охраны природы, как таковой. С открытием заповедника появилась масса проблем. Прежде всего необходимы средства на приобретение вездеходной техники, снегоходов, лодок и лодочных моторов. Необходима техника и для проведения авиаоблетов. Пока всего этого нет. В этом году планируется набрать штат заповедника из 30 человек. Состав будет подбираться такой, чтобы мог заниматься и эколого-просветительской работой среди населения. Кроме этого с появлением научных сотрудников необходимо будет провести инвентаризацию не только видового, но и количественного состава животного и растительного мира заповедника. Все это также требует средств. Как видим, сие благородное дело требует больших и серьезных вкладов. Это одна сторона дела. Вторую сторону медали стажеры ИЦ узнали, встретившись с заместителем Председателя Комитета по проблемам Севера Госдумы РФ Григорием Ойнвидом. Суть заключается в том, что территория, которую ныне занимает заповедник “Корякский”, испокон веков представляла территорию традиционного природопользования коряков, это были места рыбной ловли, охоты и выпаса оленей. Согласно законодательству территория заповедника изъята из хозяйственного пользования, а это значит, что с появлением заповедника коренные жители двух районов округа были лишены своих исконных, родовых земель. По инициативе Григория Михайловича планируется поставить вопрос о пересмотре территорий, отданных под заповедник. “От кого собрались охранять эти земли? От людей, которых издревле питала эта земля, и значит, они всячески стремились ее оберегать”, - восклицает депутат Госдумы от КАО. Как видим, вопрос существования заповедника “Корякский” вызывает массу противоречий: с одной стороны, охрана природы - необходимое дело, а с другой - правомерно ли лишать народ в наш сложный, голодный, рыночный век земель, которые вполне могут прокормить не одну сотню человек Возможно, кого-то заинтересует эта проблема, ждем ваших мнений и предложений. Г. Уркачан, | ||
Проблема оленеводов |
| В Корякском автономном округе в начале 80-х годов образовалось несколько крестьянско-фермерских хозяйств, связанных с оленеводством. Люди объединялись семьями и пасли оленей на закрепленных родовых территориях. В Палане такое хозяйство ведет Александр Камак. Он нанял пастухов для своего стада, купил вездеход и сам доставляет им продукты из Петропавловска-Камчатского. Выручка от сданного мяса сразу же облагается налогом. Только один НДС составляет 15 %. Кроме того, и сами оленеводы не осознают своего положения. Во времена Советской власти они привыкли все получать и никак не могут избавиться от этой привычки. Камак рассказывал, как безалаберно относятся оленеводы к собственному хозяйству, не могут понять, что сами кормят себя. К примеру, забили оленей на несколько недель, он приезжает и видит, что мяса уже нет. Вертолет сел или буран проехал – есть кому сбыть за бутылку мясо. А он не может жестко себя вести: если уволит - кто будет пасти оленей? Сколько остатков продуктов просто выбрасывается... Он им объясняет, что все это стоит больших денег. Как с этим бороться, он не знает. Такое отношение не только в его хозяйстве, но и в некоторых других. Люди еще не осознают, что прошло то время, когда все давали. Пришла новая жизнь, и, чтобы выжить, нужно новое мышление. Валерий Етнеут, коряк, | ||
Здоровые дети - здоровый народ |
| На севере Читинской области отмечается значительное ухудшение состояния здоровья населения. Особую тревогу вызывает состояние здоровья коренного народа северных районов области - эвенков, численность которых составляет 1052 человека, из них 380 - дети. Тяжелое социально - экономическое положение коренных малочисленных народов Севера привело к ухудшению питания, дефициту витаминов и ряд других необходимых организму компонентов, что повлекло за собой снижение иммунитета, а следовательно, понижение показателей здоровья. Прошедшее в феврале этого года исследование Института педиатрии (директор института Бишарова Г.И.) показало, что утрата традиционных промыслов - оленеводства, охотпромысла, рыболовства еще больше ухудшило социальное положение эвенков. Отсюда и распространение алкоголизма не только среди взрослых, но и среди подростков. Вследствие этого значительно повысилась заболеваемость туберкулезом. Каждый пятый ребенок тубинфицирован. Практически все дети страдают кариесом в различной степени развития. Отмечаются массовые гельминтозы (до 90 %) по сравнению с 7 - 8 % общепопуляционным. Это грозит отставанием в психическом и физическом развитии, незащищенностью от инфекций. Около 80 % детей школьного возраста имеют патологию щитовидной железы. Нерациональное вскармливание детей 1 года приводит к заболеваниям органов пищеварения, дыхания. У детей школьного возраста уже в 1 - 2-х классах начальной школы отмечаются нарушения осанки, что, возможно, объясняется несоблюдением гигиенических норм в подборе школьной мебели. Более чем у половины осмотренных детей выявлена патология со стороны центральной нервной системы. В Тунгокоченском районе Читинской области уровень младенческой смертности составил 26,6 %, в Коларском районе - 20,8 % (по области в целом - 21,2 %), что в 1,7 раза превышает данные по России. Заболеваемость детей эвенков в 1,5 - 2 раза превышает показатели по области. Не меньшую тревогу вызывает и состояние здоровья призывников. При показателе годности к службе в армии 64,9 % по области, в Каларском районе - 54,2, в Тунгиро-Олекминском - 53, в Тунгокоченском - 35 %. Все это, вместе взятое, говорит о том, что нарушение привычного традиционного уклада жизни эвенков может привести к полному исчезновению эвенкийского народа как этноса. Не только духовному, но и физическому. Марина Малкова, эвенкийка, | ||
Новости из Ассоциации КМНСС и ДВ |
| В июне 1997 года состоялось аппаратное совещание актива Ассоциации КМНСС и ДВ. На повестке дня были рассмотрены следующие вопросы: 28 мая 1997 года в здании Парламента Дании проходили слушания по гуманитарной помощи коренным народам России, организованные членом Парламента от Гренландии Ханс-Павиа Розингом и Приполярной Конференцией инуитов (Ай-Си-Си). Главной целью слушаний было донести до общественности критическое положение коренных народов России, выяснить возможности Дании в содействии им, примерить опыт других инициатив, которые бы были возможны для осуществления в настоящее время в России. На слушаниях присутствовали представители коренных малочисленных народов Севера: С.Н. Харючи, В.М. Етылен, О.В. Етылен, Е.Д. Айпин. (Выступление С.Н. Харючи было разослано в регионы РФ). Благодаря им была достигнута договоренность по Датско-Гренландской Инициативе. С 1997 года планируется осуществить гуманитарную помощь региональным и другим общественным организациям в целях создания материально-технической базы. 12 - 13 июня 1997 года в Альте (Норвегия) была подписана Альтовская Декларация. В совещании принимали участие представители 8 арктических государств и постоянные участники стратегии защиты окружающей среды Арктики, Приполярной конференции инуитов (эскимосов), Совета саами и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. А также приняли участие аккредитованные наблюдатели из ФРГ, Нидерландов, Великобритании, Совета северных стран, Комиссии ООН, Программы ООН по охране окружающей среды, Международного арктического научного комитета, специальные наблюдатели из Консультативного комитета по защите морей и Всемирного фонда дикой природы. Инуитская циркумполярная Конференция, Союз саами и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, рассмотрев информацию, представленную на конференцию и содержащуюся в Докладе АМАП по оценке загрязнения окружающей среды Арктики, призвали министров государств арктического региона сосредоточить внимание на трех областях: распространении информации, влияние загрязнений и действиях по улучшению ситуации. В работе этой конференции принимали участие С.Н.Харючи - Президент Ассоциации КМНСС и ДВ и П.В. Сялундзига - координатор Датско-Гренландской Инициативы. В 1998 году, в первой половине апреля, планируется провести III саммит лидеров Арктики в г.Салехарде (Ямало-Ненецкий автономный округ). Г. Волкова, | ||
НАРОДЫ СЕВЕРА | ||||
Кто такие саамы? |
| Первые письменные данные о лопарях мы встречаем у античных авторов, которые называют их финнами. О них писал Тацит (I в. до н.э.): эти люди счастливее тех, кто “вздыхают над плугом, устают при постройке домов, мучаются страхом за свое имущество…” В древних новгородских, а затем и московских источниках саамов именовали “терская лопь”. Естествоиспытатель А.И. Кельсиев говорил, что “лопари – народ честный, добрый, услужливый, гостеприимный, веселый, идеально кроткий в семейной жизни”. По языку саамы входят в финно-угорскую группу. Но занимают в ней несколько обособленное место, потому что треть субстратной лексики не находит соответствия среди финно-угорских языков. С точки зрения антропологов, у саамов мало чего общего с финно-угорами. Скорее они напоминают сэту – загадочную группу людей, живущих неподалеку от Изборска. Ученые хоть и с оговорками, но высказывают предположение, что маленькая группа сэту, обнаруженная среди балтийских, финских и славянских племен, – “осколок очень древнего населения Европы, может, даже потомки охотников на мамонтов”. Один из этнографов обратил внимание на то, что в их национальном орнаменте есть элементы и композиции, встречающиеся только в орнаменте саамов. В первой четверти XIV века произошло “открытие” мурманского берега норвежцами. Начиная с XV века они разделили лапландцев на Кончанскую, Терскую, Лешею и Дикую (некрещеную) Лопь. В XX веке проживающих в северных частях Норвегии, Швеции, Финляндии, а также на Кольском полуострове саамов насчитывается 31 тысяча. Если брать всех саамов (и русских, и скандинавских), то в их языке выявлено 55 диалектов. Кольские же саамы говорят на четырех: нотозерском, бабинском, йоканьгском и кильдинском. На 1990 год кольских саамов насчитывается 1700 человек (в 1897 году их было 1724). В многочисленных трудах писателей лапландцы “все до единого были колдунами и могли управлять явлениями природы”. Плюс к этому многих интересовала сказочная природа Лапландии – кусок девственной земли. Все это, взятое вместе, возбуждало интерес к небольшой земле, находящейся за Полярным кругом. И поехали, поплыли разные исследователи, историки, этнографы, чтоб своими глазами увидеть эту необыкновенную землю и ее обитателей. Однажды Пришвин написал, что где-то он прочитал о лопарях, якобы они должны бесследно исчезнуть с лица земли, что их жалкую жизнь никто не возьмется воспеть. И эти забытые всем миром люди не утратили умения смеяться невинным детским смехом. Государственным людям необходимо позаботиться об этом племени, так как, когда в городах люди разучатся смеяться, их этому научат лопари. Надежда Большакова, саами, | ||
| Исторически селькупы населяли территорию Западной Сибири между Обью и Енисеем. Селькупы состоят из двух основным групп: южной или обской, проживающей в Томской области по Оби и ее притокам (Тым, Васюган, Кеть, Парабель), и северной, или тазовско-туруханской, проживающей в Тюменской области по реке Таз и в Красноярском крае по притокам Енисея. Селькупы живут совместно с русскими, ханты, эвенками, кетами и ненцами. До недавнего времени селькупы состояли из отдельных родоплеменных групп, не связанных между собой ни территориально, ни экономически. В 30-х годах Г.Н. Прокофьев предложил все этнические группы именовать селькупами. Это стало официальным названием народа. В дореволюционный период селькупов называли остяками или самоедами. Остяк – слово татарского происхождения. Самоеды – это слово указывает на вхождение селькупов в самодийскую группу языков. Слово “самоед” может быть расшифровано из финно-саамского языка как самэ-една – земля саамов. От саамов это слово распространилось на ближайшие народы, в том числе и на селькупов. Остяко-самоеды, или селькупы, впервые были определены как звено в непрерывной цепи самодийцев, тянувшейся из северной тундры на Саяны. Из этого можно сделать вывод, что самодийцы пришли на Север из этих мест. Можно искать следы их родства с алтайскими аборигенами и прочими уралоязычными людьми. Переход из самоедов в угры выглядит неким скачком. Но только не у селькупов. Селькупы одни несут в своем языке признаки и самоедских, и угорских языков в равной степени. Кто же они? Может быть, они жители древней ойкумены самоедского мира, которые так и остались на своем месте, когда через них переселялись поздние пришельцы – самодийцы-оленеводы, ушедшие с юга в тундру со своими стадами? А может быть, они та самая часть древнего населения, которая не разделялась четко на самоедов и угров? Есть еще третье предположение: может быть, селькупы - продукт смешения самоедов и угров? Эти вопросы так и остались вопросами. И оценить селькупов очень трудно, так как они по всем своим культурным привычкам близки и к уграм, и к самодийцам. Трагедия нынешней ситуации заключается в том, что селькупы как этнос находятся под угрозой полного исчезновения, и может так случиться, что эти вопросы уйдут с этим народом в небытие. Хочу отметить, что вопросы такой высокой теории перед многими из нас не стоят, да порой мы просто не знаем жизни своих прадедов. Конечно, в этом не только наша вина, но сейчас главная ответственность за выживание лежит на нас самих. И в идеале было бы очень хорошо, чтобы каждый селькуп пытался побольше узнать об истории своего народа. Ирина Шафранник, | |||
ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ | ||||
В Министерстве здраво- |
| 21 мая 1997 года мы встретились с Сергеем Васильевичем Фисенко, заместителем начальника медицинской помощи населению Министерства здравоохранения Российской Федерации. Он курирует вопросы медицинского обслуживания народов Севера. В числе прочей информации нам была предоставлена медицинская статистика. С 1991 года в Российской Федерации нарастает тенденция к уменьшению населения. На сегодняшний день рождаемость составляет 8,7 человека на 1000 человек по сравнению с 1987 годом – 15-16 человек. Растет общая смертность. Она составляет 14,7 человека, в Японии – 5, в Скандинавии – 6,7, в США – 8 - 9 человек. Налицо депопуляция населения. Ежегодно население в РФ уменьшается на 600 - 800 человек, по прогнозам, к 2007 году останется 123 миллиона человек. Индигенные (коренные) народы России находятся в еще худшем положении. Рождаемость снизилась на 34 %, смертность возросла на 42 % по сравнению с 1990 годом. Возрос процент заболеваемости туберкулезом, который охватил все страны мира. Связано это с тем, что видоизменились сами палочки Коха – они не поддаются тем препаратам, которые применялись раньше. Министерство здравоохранения обратилось в Министерство финансов с предложением о выделении 13 миллионов долларов на закупку оборудования и медикаментов для нужд Севера. Минфин заблокировал этот проект. Министерством здравоохранения было выделено 35 тысяч путевок для больных туберкулезом. Но опять же, ввиду тяжелого финансового положения, не смогли выделить средств для поездки в санаторий. В настоящее время Минздрав готовит предложение о введении бесплатных проездов в специальные санатории. На сегодняшний день все зависит от Правительства и Президента РФ. Заинтересованы ли они в здоровом населении страны - покажут их дальнейшие шаги. В.Етнеут, | ||
Встреча с депутатом Госдумы З.А.Корниловой |
| С депутатом Госдумы, заместителем председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию Зоей Афанасьевной Корниловой состоялась встреча 20 мая 1997 года. Зоя Афанасьевна до 1990 года работала научным исследователем в научном центре по проблемам малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия). Затем была депутатом Верховного Совета РФ, председателем Комитета по работе с республиками, автономными округами и малочисленными народами. Впервые этой комиссией был разработан закон “Основы правового статуса коренных малочисленных народов Севера”. Затем он был переименован в “ Основы правового статуса коренных малочисленных народов России” и не смог преодолеть вето Президента лишь по причине земельных конфликтов в Чечне и Дагестане. В настоящее время разработкой этого закона занимается Комитет по межнациональным отношениям и региональной политике Госдумы. З.А.Корнилова считает, что необходимо поднять вопрос о переименовании закона, чтобы в нем говорилось не о малочисленных народах России вообще, а конкретно о малочисленных народах Севера. Необходимо, чтобы этот закон готовился и рассматривался в Комитете по проблемам Севера, так как именно в этом комитете рассматриваются экономические вопросы, которые имеют непосредственное отношение к народам Севера. Закон “О разделе продукции” связан с освоением природных ресурсов в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Будучи работником аппарата Совета Федерации, З.А. Корниловой был подготовлен отзыв по этому закону с просьбой о его отклонении, поскольку не были предусмотрены интересы коренных малочисленных народов Севера. Но закон уже был принят и сейчас вводится в действие. В настоящее время этот вопрос стоит особенно остро, так как привлекаются иностранные инвестиции на освоение природных ресурсов. Правительством было предоставлено 250, затем 150 месторождений, но они не были утверждены. Для внесения изменений и дополнений в этот закон была создана Рабочая группа, которая предварительно рассматривает предложения по перечню месторождений. 15 мая 1997 года был рассмотрен в первом чтении проект федерального закона “Об участках недр и месторождениях полезных ископаемых, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции”, было утверждено 7 месторождений. З.А. Корнилова считает, что если разработки ведутся на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера должно быть учтено мнение коренного населения и необходимо заключить соглашение между региональными ассоциациями КМНСС и ДВ и предприятиями, осуществляющими разработку, но не между одной общиной и предприятием, так как эти месторождения касаются всех КМНС. В настоящее время еще не поздно внести предложения в этот закон. Не имея полномочий от коренных малочисленных народов Севера, Зоя Афанасьевна пытается решать вопросы народов Севера. Она отметила, что и Госдума, и Правительство РФ всегда идут навстречу в решении вопросов, касающихся КМНС. Она предложила обращаться к ней по любому вопросу, за любой информацией. Д. Дечули, | ||
Культура обречена на выживание? |
| Галина Леонидовна Зуева – главный специалист Управления по региональной и культурно-досуговой политике Министерства культуры, во время встречи рассказала, чтов связи с проведением Международного десятилетия в Российской Федерации создан Национальный оргкомитет, секретарем которого является Кара-Кыс Донгаковна Аракчаа. Оргкомитетом разработан план мероприятий на ближайшие годы, в который вошли не только фестивали народного творчества, но и научно-исследовательская работа. Запланированы фольклорные, этнографические, археологические экспедиции. План хорош, но конкретное решение вопроса упирается в финансирование. Рассказала Г. Л. Зуева и о прошедшем фестивале Всероссийского детского творчества “Вслед за солнцем”. Зональные смотры прошли в городах Красноярске, Архангельске, Тюмене. Заключительный этап состоялся в июне этого года в Москве. Сообщила Галина Леонидовна и о том, что в 1998 году планируется провести в Москве фестиваль коренных малочисленных народов Севера. Последний такой фестиваль проходил в 1982 году. Уже есть Положение и проект распоряжения, но по финансированию вопрос остается открытым. Мы рассказали о тяжелом положении работников культуры в регионах: закрываются библиотеки, клубы, Дворцы культуры. На это она ответила, что, к сожалению, эти вопросы решаются на местном и региональном уровнях. Деятельность Министерства культуры заключается в подготовке проектов законов, в разработке программ, планов и концепций, остальное ложится на плечи регионов страны. Вывод напрашивается сам собой: культура обречена на самовыживание? Н. Большакова, | ||
Отзыв об Институте этнологии и антропологии им. Миклухо- |
| Свой отзыв об отделе Сибири и Крайнего Севера Института этнологии и антропологии я хочу начать с истории создания этого учреждения. Все началось с 1954 года. Это дата открытия отдела социалистического строительства у народов Сибири и Крайнего Севера. Из этого названия и вытекали основные требования, которые предъявляло государство к сотрудникам, проводя свою политику в Сибири и на Севере. Главной задачей отдела являлось вовлечение, интеграция малых, как тогда называли, народов в общую социалистическую семью. Поэтому было два направления в работе. Первое - изучение современного состояния (имеется в виду с 1954 года). Второе - традиционная этнография. Современная этнография изучалась с прикладной точки зрения. Сотрудники проводили всевозможные обзоры жизни аборигенов, выделяли, как им казалось, негативные моменты. Затем вся эта информация попадала в правительство, где специальный орган разрабатывал официальную политику на Севере. Но нужно отметить, что сотрудники отдела никогда не работали как простые бюрократы. И даже, как мне кажется сегодня, такие вещи, как перевод на оседлость, делались с благими намерениями. В те времена все увлекались повальной борьбой за светлое будущее. Не минула такая судьба и отдел Сибири и Крайнего Севера, который боролся против алкоголизма, прогрессировавшего с той же скоростью, что и входящая цивилизация в чумы северян. Боролись за адекватную зарплату для северян, которым порой платили за работу меньше, чем заезжим калымщикам, и т.д. Экспедиции же в районы Севера для сотрудников отдела были своего рода паломничеством. Достаточно прочитать книгу Ю.Б. Симченко “Тайга селькупская”, и мы поймем, с какой любовью человек относился к Северу. На сегодняшний день картина изменилась: работников в отделе стало меньше, да и те, кто остался, работают только за счет своего энтузиазма. Все так же пытаются ездить в экспедиции, которые стали редки. Но, как я поняла, ведется лишь исследовательская работа. Экспедиционная работа мало востребована. Что же касается планов отдела – это, во-первых, как сказали сами сотрудники, выжить. А во вторых, дальнейшее развитие фундаментальной науки этнографии и антропологии. В рамках этого ведется большая работа: например, планируется переиздать книгу “История Сибири” Миллера, создается проект по исследованию шаманизма, готовится к печати справочник “Религии народов Сибири” и т.д. В заключение хочу высказать совсем неоригинальную мысль: отдел как порождение советской эпохи в настоящее время потерял почву под ногами и все же, как все мы, пытается выжить. И. Шафранник, | ||
НАША ПОЧТА | ||||
Кто за это ответит? |
| Пишет вам Тубина Ольга Плайгиновна из Ульчского района Хабаровского края. Проблема выброса предприятиями фенола в Амур непосредственно затрагивает интересы не только коренных жителей, но и всего населения, живущего на Амуре. Жизнь сейчас сложная. Очень трудно выжить в этой рыночной системе нам, малочисленным народам Севера. Подчас на столе бывают только рыба да и те продукты, которые выращиваем сами. Другие деликатесы и сладости мы не видим, хотя это в изобилии привозят коммерсанты. Но всего этого мы не можем купить, потому что нет денег. Заработную плату постоянно задерживают в леспромхозе (основное предприятие в нашем селе). С трудоустройством также очень сложно. Поэтому единственное, что можем себе позволить, - это рыба, а она отравлена. Проблема фенола коснулась лично меня с дочерью. Потребляя рыбу, мы стали болеть. У дочери и у меня постоянно аллергия, да и у многих других. А у тех, кто живет на Амуре, на теле появились всяческие кожные высыпания. Особенно у тех, кто летом купался в Амуре. В общем, это огромная проблема. Поэтому к ней надо подходить очень серьезно. Лечиться надо, а денег нет на лекарства, чтобы съездить в райцентр. Дочери надо учиться, а действие от лекарств сказывается на качестве учебы. В общем, в одном письме очень трудно описать все, что волнует и тревожит. Как жить нам - людям, которые привыкли есть рыбу, купаться в Амуре, ходить в тайгу? Кто за это ответит? О.П. Тубина, с.Санники | ||
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ | ||||
В Комитете по экономическим, социальным и культурным правам ООН |
| Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966г. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973г. Это международное соглашение, которое должно выполняться государством, подписавшим и ратифицировавшим его. Этот Пакт обязателен для Российской Федерации, так как он является правопреемником СССР. 5 - 7 мая 1997 года в Комитете по экономическим, социальным и культурным правам ООН был рассмотрен третий периодический доклад Российской Федерации по статьям 1 - 15 Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Представители коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов, стажеры третьей группы Информационного центра “L’auravetl’an” приняли участие в подготовке параллельного отчета неправительственных организаций. Впервые в заключительном замечании Комитета было отражено положение коренных народов в Российской Федерации. Были отмечены позитивные аспекты - комитет приветствует усилия Российской Федерации по строительству правового государства и создание институтов с этой целью. Он также с признательностью отмечает, что новый Кодекс законов о труде государства-участника непосредственно отражает положения в Пакте. Также отмечены факторы и трудности, препятствующие осуществлению Пакта. В предложениях Комитет рекомендует принять меры по защите коренных народов от эксплуатации со стороны нефтяных и газовых кампаний и по обеспечению доступа для этого населения к традиционным источникам продовольствия. В основных проблемах, вызывающих озабоченность, “...Комитет выражает свою обеспокоенность по поводу положения коренных народов в государстве-участнике, многие из которых живут в нищете, имеют достаточный доступ к продуктам питания и некоторые из которых страдают от недоедания. Комитет особо обеспокоен положением тех народов, которые зависят от рыболовства и надлежащего поголовья оленей для своего пропитания и которые сталкиваются с разрушением своей среды обитания в результате широкомасштабного загрязнения. Он обеспокоен сообщениями о том, что экономические права коренных народов безнаказанно эксплуатируются нефтяными и газовыми кампаниями, которые подписывают соглашения на явно противозаконных условиях, и что государство-участник не принимает надлежащих мер для защиты коренных народов от подобной эксплуатации. ...Комитет встревожен масштабами экологических проблем в государстве-участнике и тем, что утечка вредных отходов промышленных предприятий представляет собой в некоторых регионах столь острую проблему, что их с полным основанием можно было бы назвать районами экологического бедствия. ...Комитет считает, что вопрос о приемлемом и надлежащем снабжении продуктами питания также связан с вопросами, касающимися серьезного загрязнения окружающей среды и отсутствием инвестиций в инфраструктуру для поддержания и улучшения водоснабжения. Он рекомендует государству-участнику изучить такие связи и принять необходимые меры по уменьшению загрязнения окружающей среды и снижению выбросов предприятий, прежде всего в случаях загрязнения цепи питания. ...Комитет также рекомендует принимать решительные меры против предприятий, признанных ответственными за ввоз не отвечающих гигиеническим нормативам продуктов питания. ...Комитет рекомендует увеличить ввиду указанных выше проблем финансирование больниц, а также обеспечить доступность лекарственных средств и медицинского обслуживания для тех, кому они не по средствам. ...Комитет озабочен тем, что государство-участник плохо подготовлен к решению проблемы безработицы, которая в настоящее время затрагивает в зависимости от используемой методологии от трех до семи миллионов человек. Критерии предоставления права на пособие по безработице, система выявления неправомерных обращений за получением пособия, а также низкая сумма таких пособий - все это, по-видимому, требует пересмотра. Кроме того, службы помощи в поиске работы, включая службы информации и переподготовки, требуют более полного развития.” Все рекомендации и все замечания обязательны для органов государственной власти всех уровней в Российской Федерации. Г. Волкова, | ||
Международный Центр коренных народов в Гренландии | В апреле 1997 года в Информационный центр “L’auravetl’an” пришла информация из Международного центра подготовки кадров коренных народов (Ньюк, Гренландия): “Организации коренных народов по всему миру все больше вовлекаются во многочисленные переговоры, на которых обсуждаются жизненно важные для этих народов экономические и социальные вопросы, а также вопросы, касающиеся культуры и управления. Эти вопросы могут быть как регионального характера, так и глобального. Возведение экономических и экологических проблем в ранг глобальных, повышение внимания к правам человека являются результатом растущего интереса мирового сообщества к этим переговорам и их результатам. Государственные и межправительственные организации назначили различные комиссии для рассмотрения и решения данных вопросов. Количество вовлеченных людей и уровень комиссии зависят от характера проводимых переговоров. Как бы то ни было, очень часто организации коренных народов не могут соответствовать уровню требований нашего времени. У них недостаточно финансов, рабочей силы, кадров. Работники организаций основываются в основном на доверии и посвящении себя своим обществам (организациям, ассоциациям). Все еще большинство организаций коренных народов не в состоянии быть представленными на должном профессиональном уровне на обсуждениях важных для них вопросов. Организации как коренных, так и некоренных народов постоянно настаивают, что необходимо проводить подготовку кадров коренных народов для облегчения общения, диалогов, для продвижения решений, а также взаимного понимания. ИТСИП, Международный центр подготовки кадров коренных народов, сам не решает вышеперечисленные проблемы (экономического, социального, культурного, управленческого характера), его цель - в предоставлении поддержки на реальные требования. Две важнейшие вещи, которые провозгласила ООН в 1995 году, создали условия для проведения инициативы: Десятилетие коренных народов мира и Десятилетие обучения правам человека. ИТСИП предоставит возможность повышения уровня по правам человека, по разрешению конфликтных ситуаций, по обучению кадров (руководство, коммуникации, ресурсное управление, стратегия развития, сотрудничество), снабдит юридической литературой (законы, законопроекты). Около 60 представителей коренных народов со всех концов мира станут членами ИТСИП и будут участвовать в интенсивном двухнедельном обучении на ежегодных заседаниях Центра ИТСИП. ИТСИП расположен в культурном центре КАТУАК (Ньюк, Гренландия), который был открыт в феврале 1997 года. Президент КАТУАК Inginar Egede и штат КАТУАК работают в тесном контакте с ООН, Автономным Правительством Гренландии, финансируются Правительством Дании и Комиссией ООН по правам человека. Также имеются контакты с другими международными организациями и фондами. В 1998 году с 5 по15 июля 30 представителей коренных народов будут обучаться по вопросам прав человека. Зарезервированы место и транспорт из Копенгагена до Ньюка и через Оттаву. Вам могут быть предоставлены консультации по учебной программе, приглашения на обучение вы можете получить сразу же, как только представители коренных народов из разных частей мира свяжутся с нами. В ближайшие месяцы будет открыт международный консультативный Совет для ИТСИП с привлечением организаций коренных народов и просто организаций для советов по развитию коренных народов.” Подготовил и перевел Андрей Исаков, |