Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск





Новости МОО "Льыоравэтльан"


 С НОВЫМ ГОДОМ И РОЖДЕСТВОМ!

Новости

Дорогие друзья!

Вот и завершается 2020 год и мы, как никогда ранее,
с еще большими надеждами ждем наступления Года Нового!
Пусть 2021 год принесет в Ваши семьи побольше радостных моментов и хороших новостей!
Пусть Вы и Ваши близкие будут здоровы и счастливы!
Пусть благополучие, удача и успех будут вашими верными спутниками!

В канун Рождества Христова желаем всем светлого и праздничного настроения,
мира, добра, домашнего уюта!
Пусть родные и близкие, любимые и друзья всегда будут рядом,
Пусть исполнятся самые заветные и смелые мечты!

С наилучшими пожеланиями,
от имени коллектива МОО «Льыоравэтльан»
Гульвайра Куденовна Куценко


Разместил: admin на 31/12/2020 (40 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 ПОБЫВАВШИЙ НА ЯМАЛЕ ШВЕДСКИЙ ЖУРНАЛИСТ ОГОРЧИЛСЯ ИЗ-ЗА ВЫМИРАНИЯ НЕНЕЦКОЙ КУЛЬТУРЫ

НовостиШведский журналист Берт Сундстрем из издания SVT побывал в Ямало-Ненецком округе. Он рассказал, что ему стало тоскливо от поездки в русскую Арктику, сообщает издание RuNews24.

Сундстрем посетил поселок Нельмин-Нос, находящийся в 60 километрах от Нарьян-Мара. В поселке есть школа, электричество и мобильная связь, иностранцу стало "тоскливо", что "в небытие уходят целая культура, язык и образ жизни"

По словам Сундстрема, ненцев осталось всего несколько тысяч, они практически оставили кочевой образ жизни и осели в одном поселке, в котором есть все основные блага цивилизации. В островках, на которых ненцы "хранят ценности традиционной культуры", он побывал в классическом чуме. Местный оленевод предложил Сундстрему угоститься парной олениной в крови, но он отказался.

Источник: Национальный акцент

Разместил: admin на 31/12/2020 (16 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ХАКАСИИ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В ФЕСТИВАЛЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА

НовостиРеспубликанский фестиваль национальных видов спорта прошел в Доме борьбы имени Ивана Ярыгина в Хакасии. Из-за ограничений в связи с пандемией коронавирусной инфекции соревнования проводились индивидуально, сообщает пресс-служба правительства республики.

Соревнования проводились в видах спорта "кӱрес" (скоростное выполнение бросков через грудь прогибом), метание аркана, дартс, гиревой спорт, также проходили тесты по общефизической подготовке. Фестиваль состоялся с целью укрепления дружественных связей между народами Хакасии, сохранения национальных видов спорта как исторического наследия и формирования здорового образа жизни среди жителей региона.

В фестивале приняли участие представители этнических общественных объединений: молодежной организации "Асхыр", организации "Менин Кыргызстаным", Союза таджикистанцев "Бародари", Центра сохранения культуры и традиций народов Дагестана "Родина гор", национально-культурной автономии чувашей "Пилеш" и корейской диаспоры "Чосон".

Источник: Национальный акцент

Разместил: admin на 31/12/2020 (15 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 ИТОГИ ПРОГРАММЫ "НАРОДНАЯ МОЗАИКА" В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

НовостиС августа по ноябрь 2020 в образовательных учреждениях Горно-Алтайска, а именно в лицеи № 6, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 им. А.Н. Ленкина, МБОУ «Гимназия №3 КОУ РА «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К. Жукова» были проведены этнокультурные уроки по темам «Значение символики и цветов в культуре коренных жителей Алтая», «Коренные малочисленные народы Республики Алтай: обычаи и традиции», «Древние наскальные рисунки Алтая», «Стихии природы в мифологии коренных малочисленных народов Алтая»», а также мастер-классы «Петроглифы Алтая», «Алтайские узоры» и «Орнаменты в одежде народов Алтая». Данные мероприятия были проведены в рамках проекта "Народная мозаика" при поддержке Федерального агентства по делам национальностей, организатором выступила Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная Сеть коренных народов «Льыоравэтльан».

Во время мероприятий ученики открыли для себя интересные факты о мифах и обрядах коренных малочисленных народов Алтая. Детям очень понравился увлекательный формат и темы уроков. Подобные знания для них являются полезным стимулом для расширения кругозора и получения знаний о культуре нашей малой Родины.

На уроках дети принимали активное участие. С интересом слушали легенды своих предков: кумандинцев, телеутов, теленгитов, шорцев, тубаларов и челканцев. А также сами рассказывали те мифы, которые знали с раннего детства от своих бабушек и дедушек. Помимо этого, они окунулись в историю многовековой давности и познакомились с традициями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в частности с культурой коренных малочисленных народов Алтая.

Мы рассказали, что жизнь коренных жителей Алтая проникнута почтением окружающего мира и природы. Очень подробно поведали о разных мирах. Ведь коренный жители Алтая верят, что Вселенная состоит из трех миров: нижнего, срединного и небесного. И именно на этом мы заострили внимание. Теперь многие школьники еще больше знают о богах. Ульгене – боге верхнего мира. Он почитается как верховное божество, громовержец, глава светлых небесных духов. Бог-демиурга в сибирском шаманизме. Эрлике – боге нижнего или подземного мира. Также он известен, как бог смерти. Легенда гласит, что именно он создатель души. Шаманы во время камлания обращаются к Богу нижнего мира, как к отцу — “адам Эрлик”. Это дань уважения, память о том, что Эрлик был творцом души человека. От него же шаманы получают бесценный дар — искусство проникновения в другие миры. От-Эне – богине, или матери огонь. Огонь – это хранитель рода, символ счастья рода и семьи. Огню поклоняются и чтят свой очаг, с его культом было связано множество обрядов. От-Эне не пускает в жилище злых духов, рассеивает печальные мысли человека. Стихия огня сопровождает хозяев аила до их последних дней. Огонь в очаге не гасят даже при погребальных обрядах.

Мы рассказали, что вся природа Алтая – это святой храм. Об этом свидетельствуют ритуалы, обычаи, которые дожили до наших времен. А также о почитании четырех стихий: огня, воды, земли и воздуха. Через всю жизнь коренных жителей Алтая проходит сакральный смысл всех стихий. Они помогают и защищают. Каждое новолуние вместе со словами алкыш- благопожеланиями они возносят к Ульгеню благодарности. Каждый житель Алтая верит, что тем, кто соблюдает чистоту внутри себя и вокруг, в природе, духи дарят изобильную и счастливую жизнь.

Разместил: admin на 31/12/2020 (16 Прочтено)
(подробнее... | 4988 байтов еще | Всего: 0)

 НЕНЕЦКИМ ОЛЕНЕВОДАМ РАЗРЕШИЛИ НЕ СТРАХОВАТЬ ЖИВОТНЫХ

НовостиОленеводы Ненецкого автономного округа не будут обязаны страховать оленей. Соответствующее решение приняли в Министерстве сельского хозяйства РФ после обращения в ведомство Юрия Бездудного, сообщает портал органов государственной власти региона.

Об обращении рассказал руководитель Департамента природных ресурсов, экологии и АПК НАО Альберт Чабдаров на еженедельном совещании губернатора Ненецкого автономного округа. В профильный Департамент из федерального ведомства пришло письмо о том, что инициативу об исключении НАО из проекта по страхованию оленей рассмотрели и одобрили, соглашение будет действовать до 2023 года.

"Нам нужно сохранять отрасль, поддерживать оленеводов. Поэтому то, что нам удалось добиться отмены страхования — это большой успех. Думаю, все оленеводы это оценят и почувствуют, что их не перегружают дополнительными расходами", — подчеркнул Юрий Бездудный.

Альберт Чабдаров объяснил, что основные сложности при сельскохозяйственном страховании - удаленность пастбищ от населенных пунктов и финансовое положение оленеводческих хозяйств. При этом существуют риски падежа оленей и нападения на них хищников.

Источник: Национальный акцент

Разместил: admin на 31/12/2020 (15 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 ОЛЕНЕВОДАМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ БУДУТ ЗАКУПАТЬ СПУТНИКОВЫЕ ТЕЛЕФОНЫ С ТРАФИКОМ

НовостиОленеводам, рыбакам и охотникам, ведущим кочевой образ жизни, в Красноярском крае планируют закупать спутниковые телефоны с трафиком для связи в экстренных случаях. Комитет по делам Севера и коренных народов рассмотрел предложения о внесении изменений в законы Красноярского края в сфере поддержке жителей Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, сообщает пресс-служба Законодательного Собрания региона.

Заместитель председателя комитета Валерий Вэнго отметил, что ведущие хозяйственную деятельность лица в регионе безвозмездно обеспечиваются средствами связи.

"У Красноярского края большая северная территория. Закон, который мы рассматриваем, касается Таймыра. Это почти 1 миллион квадратных километров. Около 2 тысяч наших граждан — оленеводов, рыбаков, охотников ведут там кочевой образ жизни. К сожалению, наша современная цивилизация с привычным уже Интернетом и сотовой связью пока не могут туда дойти. На протяжении последних десяти лет мы экспериментировали, закупали для кочующих радиостанции. Время показало, что использовать их довольно дорого, неэффективно и неудобно", - объяснил он.

Последние годы оленеводам и промысловикам закупали спутниковые телефоны, но закон не позволял приобретать для них расходные материалы с пакетом трафика. В законодательство предлагают внести изменения, чтобы один раз в пять лет за бюджетные средства закупать для каждого пакет эфирного времени на 250 минут для экстренных случаев. Уже в конце 2020 года северянам вручат партию из таких 60 спутниковых телефонов.

"Наличие спутниковой связи даст возможность быстро найти, например, бригаду оленеводов на бескрайних просторах тундры, сократив время на оказание помощи и сэкономив летные часы. Без такой связи при вызове санитарной авиации порой полдня и даже сутки тратились для того, чтобы найти в тундре оленеводческое стойбище или промысловую точку. Спутниковый телефон позволит оперативно оказывать помощь, в том числе в случае чрезвычайных ситуаций", - подчеркнул Вэнго.

Источник: Национальный акцент

Разместил: admin на 01/12/2020 (153 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 ТОПОНИМЫ И ОРНАМЕНТЫ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

НовостиУчащиеся четвертых классов Каргасокской школы №1, посетившие мероприятия проекта «Народная мозаика» 20 ноября 2020, познакомились с географическими названиями своего села и области, узнали об их происхождении.

Конечно же, все ребята, живущие в Каргаске, знают с какого языка переводится название их села и что оно обозначает. Каргасок - в переводе с селькупского языка (селькупы - коренные жители Каргаска), означает Медвежий мыс. А вот о других поселках и реках, которые также носят селькупские названия, ребята не знали. Так, например, село Чажемто, известное всем ребятам, через него лежит путь из Каргаска в город Томск, на удивление всех, переводится с селькупского языка как Лягушачье озеро.

Еще больше удивились ребята, что деревня Лозунга, расположенная недалеко от Каргаска, называется по названию таежной реки, протекающей рядом, и означает «Чертова река». И даже есть своя легенда о том, что давно жил в этой реке злой дух. Никому не разрешалось рыбачить на реке, злой дух утаскивал на дно всех рыбаков.

На втором этапе мероприятия - мастер классе, ребята познакомились с орнаментами селькупов и изготовили закладку для книги из экокожи. Узнали, что такое орнамент, для чего он используется и где использовали орнаменты селькупы. О том, что в орнаментах селькупов, в основном, использовались геометрические фигуры.
Мероприятие получилось познавательным и по-доброму теплым. Много вопросов было от ребят, на которые они, конечно, получили ответы и пожелали встретиться еще. Красочные закладки, изготовленные своими руками, будут украшать книги и учебники ребятишек, и напоминать о добром мероприятии про селькупов - коренных жителей Каргаска, основавших родной поселок.

Для справки: Программа «Народная мозаика» финансируется за счет субсидии из средств федерального бюджета, выделенной на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г.
Организатор проекта - Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (г.Москва).

Источник: МОО "Льыоравэтльан"

Разместил: admin на 01/12/2020 (152 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 Таинственные знаки и быт ханты

НовостиНа этнокультурном уроке второклассники из Каргасокской школы №1, посетившие мероприятия проекта «Народная мозаика» 23 и 24 ноября, познакомились со знаками народа ханты. Знаки, которые со временем образовались в орнаменты и стали украшать одежду и предметы быта этого северного народа.

В начале мероприятия ребята узнали, что же такое орнамент, для чего и где он используется. О том, что у северных народов традиционно в орнаменте использовались изображения - символы живой природы и животных. Очень интересными ребятам показались названия. Например, орнамент может называться «выводок утят» или «заячьи уши». И, на самом деле, если внимательно посмотреть на изображения, то можно увидеть и «ушки» и «утят», и «оленьи рога» и, даже, «щучьи зубы». Орнаментами северные народы украшали одежду, предметы быта и украшения.

На втором этапе мероприятия - мастер классе, ребята делали открытку из бумаги с северным рисунком и рисовали хантыйский орнамент. В выборе цвета школьники не были ограничены, хотя на уроке узнали, что ханты использовали только традиционные цвета, которые есть в природе. Открытки получились красочные, яркие и, по-северному, новогодние. Каждый, кто изготовил открытку, обещал подарить ее только самому близкому человеку. Мероприятие получилось познавательным и по-доброму теплым. Много вопросов было от ребят, на которые они, конечно, получили ответы и пожелали встретиться еще. Открытки, изготовленные своими руками, будут напоминать о добром мероприятии про наших соседей - северный народ ханты.

Для справки: Программа «Народная мозаика» финансируется за счет субсидии из средств федерального бюджета на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г., организуется Межрегиональной общественной организацией «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан», г.Москва.

Полина Щепёткина, г.Томск

Разместил: admin на 01/12/2020 (150 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 "НАРОДНАЯ МОЗАИКА" В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯЛИСЬ УРОКИ И МАСТЕР-КЛАССЫ В КИНГИСЕППЕ

Новости26 ноября 2020г в Ленинградской области в г.Кингисепп проведено 20 мероприятий, посвященных культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Участие в программе приняли 464 школьника. Этнокультурные мероприятия проводились на базе МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №4». Партнером программы «Народная мозаика» на территории Ленинградской области выступил Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области.

Во время этнокультурных занятий применяются активные формы работы, которые способствуют расширению кругозора детей и подростков, обогащению их знаний о культуре и традициях народов России.

Для справки: Программа «Народная мозаика» финансируется за счет субсидии из средств федерального бюджета, выделенной на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г.
Организатор проекта - Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (г.Москва).

Источник: МОО "Льыоравэтльан"

Разместил: admin на 27/11/2020 (152 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 "НАРОДНАЯ МОЗАИКА": В ФОКУСЕ - КАРГАСОК!

НовостиС 20 по 24 ноября 2020г в Каргасокском районе Томской области состоялась серия этнокультурных мероприятий в рамках программы "Народная мозаика". Мероприятия проводились на базе МБОУ «КСОШ-интернат №1». Так, учащиеся четвертых классов, на уроке «Топонимы Томской области и Каргасокского района» (20 ноября 2020) познакомились с географическими названиями своего села и области, узнали об их происхождении. Конечно же, все ребята, живущие в Каргаске, знают с какого языка переводится название их села и что оно обозначает. Каргасок - в переводе с селькупского языка (селькупы - коренные жители Каргаска), означает Медвежий мыс. А вот о других поселках и реках, которые также носят селькупские названия, ребята не знали. Так, например, село Чажемто, известное всем ребятам, через него лежит путь из Каргаска в город Томск, на удивление всех, переводится с селькупского языка как Лягушачье озеро. Еще больше удивились ребята, что деревня Лозунга, расположенная недалеко от Каргаска, называется по названию таежной реки, протекающей рядом, и означает «Чертова река». И даже есть своя легенда о том, что давно жил в этой реке злой дух. Никому не разрешалось рыбачить на реке, злой дух утаскивал на дно всех рыбаков. На втором этапе мероприятия - мастер классе, ребята познакомились с орнаментами селькупов и изготовили закладку для книги из экокожи. Узнали, что такое орнамент, для чего он используется и где использовали орнаменты селькупы. О том, что в орнаментах селькупов, в основном, использовались геометрические фигуры. Много вопросов было от ребят, на которые они, конечно, получили ответы и пожелали встретиться еще. Красочные закладки, изготовленные своими руками, будут украшать книги и учебники ребятишек, и напоминать о добром мероприятии про селькупов - коренных жителей Каргаска, основавших родной поселок.

На этнокультурных уроках «Таинственные знаки и быт ханты», состоявшихся 23 и 24 ноября 2020 второклассники познакомились со знаками народа ханты. Знаки, которые со временем образовались в орнаменты и стали украшать одежду и предметы быта этого северного народа. В начале мероприятия ребята узнали, что же такое орнамент, для чего и где он используется. О том, что у северных народов традиционно в орнаменте использовались изображения - символы живой природы и животных. Очень интересными ребятам показались названия. Например, орнамент может называться «выводок утят» или «заячьи уши». И, на самом деле, если внимательно посмотреть на изображения, то можно увидеть и «ушки» и «утят», и «оленьи рога» и, даже, «щучьи зубы». Орнаментами северные народы украшали одежду, предметы быта и украшения.

На втором этапе мероприятия - мастер классе, ребята делали открытку из бумаги с северным рисунком и рисовали хантыйский орнамент. В выборе цвета школьники не были ограничены, хотя на уроке узнали, что ханты использовали только традиционные цвета, которые есть в природе. Открытки получились красочные, яркие и, по-северному, новогодние. Каждый, кто изготовил открытку, обещал подарить ее только самому близкому человеку. Открытки, изготовленные своими руками, будут напоминать о добром мероприятии про наших соседей - северный народ ханты.

По итогам реализации мероприятий в Каргаске, МОО "Льыоравэтльан" провела 7 уроков и 7 мастер-классов, в которых приняло участие 290 учеников МБОУ «КСОШ-интернат №1».

Для справки: Программа «Народная мозаика» финансируется за счет субсидии из средств федерального бюджета, выделенной на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г.
Организатор проекта - Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (г.Москва).

Источник: МОО "Льыоравэтльан"

Разместил: admin на 27/11/2020 (165 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

 "НАРОДНАЯ МОЗАИКА" НА АЛТАЕ: ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ И ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ

НовостиДля того, чтобы понять культуру другого народа, необходимо прежде всего познакомится с ценностями, характерными для представителей этого народа. Одной из наиболее важных ценностей для коренных малочисленных народов являются дети. На этнокультурных уроках, проводимых в рамках программы "Народная мозаика", школьникам рассказывали о ценности семьи и детей.

У коренных жителей Алтая семья, род, дети – это одни из главных ценностей в жизни. Даже расселение по территориям у алтайских народов по сеокам, родам. Изначально главенствующую роль занимает мужчина, а женщина – хранительница очага. Хотя стоит отметить интересный факт: у кумандинцев, коренной малочисленный народ Алтая, считается, что матриархат как старинная традиция их народа до сих пор присутствует в некоторых родах.

В целом важная миссия в жизни женщины – рождение детей, особенно сыновей, которые продолжат род. Культ матери приравнен к культу Матери Земли. В древности был обычай на Алтае. Если ребенок в семье умирает, то родители воруют соседского ребенка и прячут его у себя. А через некоторое время настоящие родители выкупают дите. У телеутов немного проще обычай. Ребенка не воруют, а покупают. Затем кормят его у себя и возвращают домой.

Обряды, связанные с детьми, начинаются с самого рождения. Особенно уделяется большое внимание пуповине ребенка. Ее зашивали в специальные мешочки конскими сухожилиями. Мальчикам – в форме треугольника, девочкам в виде подушечки, игольницы. В мешочек обязательно добавляли зерно ячменя, можжевельник, крупицу золота, шелковую нитку. Иногда это были чай, пуговицу, раковину. В мешочек мальчика клали пульку и кусочек свинца. Обязательно этот мешочек украшали орнаментами. А затем, когда дети вырастали, мешочек-оберег передавали им. До тех пор его носила мать на металлической подвеске, прикрепленной к чегедеку, национальной женской одежде замужней женщины.

Сразу после родов нужно было захоронить послед. Мать не допускали к очагу и домашней утвари от 3 до 5 дней, также не мыли ребенка. Потом через 5 дней проводили обряд умывания и укладывания в колыбель. Кстати, колыбель использовали только отцовскую или изготавливали новую в день появления на свет. На умывание приглашали ребятишек примерно одного возраста, проводила этот обряд повитуха. Данный обряд действовал как приобщение к роду. Во время него наделяли нового члена семьи «жилищем» - колыбель и « имуществом» - подарки, включая домашних животных. Здесь же проходило наречение.
Омывание происходило в деревянном тазу, куда наливали 2-3 литра мясного бульона из баранины. Добавляли настой можжевельника. Повитуха обмывала новорожденного, заворачивала в шкурки и укладывала в колыбель. В это время рядом стояла женщина со сваренной берцовой костью барана. Повитуха спрашивала у детей : «Кого уложить в люльку? Ребенка или кость?». Дети дружно отвечали: «Ребенка». Также проходило с вопросом – как пеленать? Вверх головой или вниз? Потом начиналась процедура дарения подарков. Сама повитуха дарила белую овцу. Эту овцу не резали, а отпускали в стадо отца. Приплод также считался имуществом ребенка. В ответ повитуха получала от матери ребенка шкуру, плитку чая. По древней традиции в дальнейшем грудного ребенка купали не часто, больше смазывали грудным молоком.

Следующий этап – наречение имени. Имя мог дать дядя матери, первый гость, повитуха, старший в роду. В каждом имени был смысл и символ. Чтобы сохранить жизнь и спасти от болезней порой старались придумать, что похуже. В последнее время с развитием медицины и снижением детской смертности все-таки выбирают имена красивые и прославленные. Например, имена богатырей или названия хороших качеств характера. Для девочек подбирали имена – умная, красивая, связанных с природными явлениями, небесными светилами, с цветами, зверями, драгоценными металлами, с мудростью народа. В современное время используют как алтайские имена, так и русские или иностранные.

Разместил: admin на 23/11/2020 (159 Прочтено)
(подробнее... | 6105 байтов еще | Всего: 0)

 РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ УРОКИ "СТИХИИ ПРИРОДЫ В МИФОЛОГИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АЛТАЯ»

Новости18-19 ноября 2020 года в школе №8 г. Горно-Алтайска были проведены этнокультурные уроки на тему «Стихии природы в мифологии коренных малочисленных народов Алтая», а также мастер-классы «Географические мотивы в узорах народов Алтая».
Данные мероприятия были проведены в рамках проекта "Народная мозаика" при поддержке Федерального агентства по делам национальностей, организаторами выступила Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная Сеть коренных народов «Льыоравэтльан».

На уроках дети познакомились с традициями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в частности с культурой коренных малочисленных народов Алтая. Ученики узнали легенды и мифы кумандинцев, телеутов, теленгитов, тубаларов и челканцев.
Дети с интересом слушали о том, что жизнь коренных жителей Алтая проникнута почтением окружающего мира и природы. Именно на теме четырех стихий мы и заострили внимание. Мы рассказали, что вся природа Алтая – это святой храм. Об этом свидетельствуют ритуалы, обычаи, которые дожили до наших времен. Коренные жители с почтением совершают обряды на перевалах, привязывает ленты на деревьях, окропляют святые места молоком, угощают едой духов Алтая.

Местные жители верят, что Вселенная состоит из трех миров: нижнего, срединного и небесного. Нижний мир относится к стихии Земли. По поверьям алтайских народов, под древнейшими курганами скифских и тюркских племен, обитает Эрлик – бог смерти и подземного мира. Он совместно с Кудаем участвовал в творении земли. Опустившись под воду, он достал оттуда первоначальный ил, из которого Кудаем была сотворена земля. Но Эрлик был очень хитрым и тщеславным, и утаил остаток ила во рту, а затем изрыгнул его на ровную поверхность, созданную Ульгенем. В результате на земле появились неровности - горы и болота. Также именно Эрлик сотворил душу человека. Поэтому при камлании шаманы обязательно отдают ему дань и называют его отцом – «адам Эрлик. Так как свой бесценный дар – искусство проникновения в другие миры - они получают от бога нижнего мира.

Разместил: admin на 23/11/2020 (219 Прочтено)
(подробнее... | 5283 байтов еще | Всего: 0)

 САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АЛТАЯ

НовостиНачиная с августа 2020г на территории Алтайского края и Республики Алтай реализуется программа "Народная мозаика", в рамках которой Информационно-образовательная сеть коренных народов "Льыоравэтльан" знакомит школьников с обычаями и традициями коренных малочисленных народов Российской Федерации, в частности малочисленных народов Алтая - кумандинцев, тубаларов, телеутов, теленгитов, шорцев. Один из наиболее древних обрядов является свадебный. Свадебные ритуалы коренных малочисленных жителей Алтая восходит в своей истории к древнетюркским традициям.
По древним традициям, считается, что жениться нужно один раз и навсегда. Алтай той, свадебный обряд — это единение супругов навеки, духовная связь продолжается за пределами земной жизни.

Четыре формы заключения браков существует согласно старинным традициям:
- сватовство (куда),
- умыкание без согласия девушки (тудуп апарган),
- кража невесты (качып апарганы),
- брак малолетних (баланы тойлогоны).

Все свадебные обряды взаимосвязаны с мировоззрением жителей Алтая, которое восходит далеким временам. Оно основывается на трех мирах – Верхнем мире, где обитают Небесные боги и духи, Среднем мире, где живут люди, обитают различные духи Земли-воды и Нижнем мире, где обитают Подземные боги.

В начале свадебного обряда закалывается овца или лошадь – животные с теплым дыханием (jылу тынышту). Важная деталь: количество животных, должно быть четным. К примеру, две овцы или одна лошадь и три овцы. Тогда как животные с холодным дыханием не закалываются, так как по преданиям этих животных создал Владыка Нижнего мира. Однако после завершения свадьбы, существует обряд Развязывания Занавеса новобрачных (Кöжöгö чечери). С этим обрядом связано закалывание козы – животного с холодным дыханием (соок тынышту).
v Далее проходит обряд закрепления магической ткани Илÿ Бöс (Илÿ Бöс илери). Он проходит во время Сватовства (Кудалаш). Илÿ Бöс – знак благополучия и счастливой семейной жизни молодоженов. Его вешают на почетном месте аила. Эта ткань является подношением Матери-Огню, Духам-Покровителям аила, и символом связи между Верхним, Средним и Нижним мирами.

Разместил: admin на 16/11/2020 (165 Прочтено)
(подробнее... | 5115 байтов еще | Всего: 0)

 ЭТНОКУЛЬТУРЫЕ УРОКИ "ЕДИНЕНИЕ СТИХИЙ ЗЕМЛИ И ВОДЫВ МИФОЛОГИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АЛТАЯ. ДУХ JЕР-СУУ

НовостиСерия этнокультурных уроков, проводимых на Алтае, была посвящена духам земли и воды. Школьникам рассказали, что коренные малочисленные народы Алтая поддерживают постоянный контакт с Духами-хозяевами природы. Согласно поверьям, они помогают человеку во всех сферах жизни. Те, кто сохраняют традиции, начинают свой день с поднесением чая духам. На Алтае верят, что в пути, поднявшись на перевал, нужно задобрить хозяев невидимых гор, долин, рек. Коренные жители Алтая с радостью наливают в чашку немного араки, молочной водки, и кропят им корни священных деревьев. Помимо кропления, подношение сопровождается бросанием кусочков пищи в огонь.
Согласно древним поверьям, всех духов-хозяев объединяет божество Jер-суу (варианты произношения Дьер-Суу, Йер-Суу, в переводе дух Земля-Вода). Оно обитает на высоких снежных хребтах Алтая.
Легенда гласит: “Ульгень сражался с баатыром (богатырем) Мангды-шире из-за их разногласий с Эрликом. Баатыр пронзил Эрлика в правое плечо железом и, приподняв, свергнул его с небес вниз. Следом слуги Эрлика, как град и дождь, посыпались вслед за ним и пали: иной в воду, и стал он су-ээзи (водяной), другой – на камень и стал таш-ээзи (хозяин камней), на гору – туу-ээзи (горный), в лес – агаш-ээзи (лесной), на дом – уг-ээзи (домовой), на скот – мал-ээзи, на ровную землю – йэр-ээзи, на зверей, рыб, птиц и на все живущее и существующее. Кто куда попал, тому и хозяин стал.”
Дьер-Суу олицетворяет слияние земли и воды.
Еще в мифологии древних тюрков начинается восходить культ Йер-су. Тюрки одними из первых почитали «ыдук Йер-Суб», что в переводе означает «священная земля — вода». Йерсу - Дьер-Суу - это главное божество среднего мира, которое покровительствует тюркам. В мифологии коренных жителей Алтая Jер-су — это высшие духи, добрые божества, покровительствующие людям. По одной из легенд, Йер-су 17 духов, они живут на снежных вершинах горных хребтов и у истоков рек. Самый могущественный из них — Йо-кан. По легенде, он обитает в самом центре земли, где расположен её пуп и растёт гигантская ель, которая своей верхушкой достигает дом Ульгеня.
В числе других почитаемых Йер-су Сё-кан и Темир-кан (сыновья Йо-кана), Талай-кан (или Яйик-кан), Адам-кан, Мордо-кан (или Абакан-кан), Алтай-кан, Киргиз-кан, Ябаш-кан, Едер-кан и др.
Согласно другому мифу, глава Йер-су — дух Гери-су. Он же ведает душами — зародышами детей, скота и таёжных животных.
Божество земли и воды почитаются высоко. Каждую весну и осень на берегу реки или на холме собирались все члены родовой группы, чтобы принести жертвы Йер-су (жер-суу) с просьбой оградить людей и скот от болезней и несчастий.
Духи-хозяева (ээзи) - это приравненные к божеству объекты живой природы, образы Земли и Воды, о которых говорят как о выс­ших духах.
Нужно отметить, что Дьер-Суу была также встречается в мифологии у древних тюрков восточной части Центральной Азии. Её олицетворение мы можем видеть в древнетюркских рунических памятниках.

Разместил: admin на 16/11/2020 (231 Прочтено)
(подробнее... | 4586 байтов еще | Всего: 0)

 "НАРОДНАЯ МОЗАИКА" В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯЛИСЬ УРОКИ И МАСТЕР-КЛАССЫ В КОЛОМНЕ

НовостиС 5 по 12 ноября 2020г в г.Коломна на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» 58 этнокультурных мероприятий (29 уроков и 29 мастер-классов) с участием 1238 школьников. Темы этнокультурных уроков: «Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: культура и традиции», «Традиционный национальный костюм коренных малочисленных народов Севера», «Национальные куклы народов Севера». Мастер-классы были посвящены звукоподражанию народов Севера, их вокальному и хореографическому искусству.

Для справки: Программа «Народная мозаика» финансируется за счет субсидии из средств федерального бюджета, выделенной на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г.
Организатор проекта - Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (г.Москва).

Источник: МОО "Льыоравэтльан"

Разместил: admin на 14/11/2020 (191 Прочтено)
(подробнее... | Всего: 0)

   Язык/Language
Выберете язык интерфейса:


   Наши публикации











Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.16 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com