История и причины создания
Промышленное освоение нефти, газа, древесины, золота и других ресурсов, как правило, проводится на традиционных территориях коренных малочисленных народов. Благодаря этому, они быстро теряют свои традиционные земли и воды, традиционный образ жизни, оказываются все дальше и дальше от основной жизни страны и за чертой вопиющей бедности. Разрушение старых структур правительственной поддержки отрезало их от всего мира и друг от друга.
Идея создания какого-нибудь механизма, соединяющего общины и места компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ как друг с другом, так и с остальным миром, достаточно долго обсуждалась на многих официальных и неофициальных встречах коренных народов России.
Международное десятилетие коренных народов мира, провозглашенное Организацией Объединенных Наций, помогло созданию Центра. Идея образования какого-нибудь информационного центра коренных народов в Москве была одним из предложений Конференции ООН с коренными народами Арктики и Сибири (6 - 10 сентября 1993, Хабаровск, Россия). Это было включено в отчет Комиссии ООН по правам человека как Рекомендации № 68 и 69: "Коренные народы нуждаются в доступе к информации на всех уровнях. Это включает как правовую информацию и информацию по всем другим вопросам внутри страны, так и всю другую, касающуюся их, информацию в других странах и в международных организациях". Было рекомендовано, что "в каждой стране должен быть создан центр по вопросам коренных народов".
Информационный центр "Льыоравэтльан" ("льыоравэтльан" - "настоящий человек" - самоназвание чукчей) был задуман и основан в 1996 году в Москве Олегом Егоровым, представителем Объединенного Совета Старейшин Чукчей Чукотского района Чукотского автономного округа. Поэтому Центр получил название "Льыоравэтльан". Информационный центр "Льыоравэтльан" был создан по причине тяжелого положения коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. 30 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, имея территориями традиционного проживания 65% всей территории России, разделены колоссальными расстояниями.
С 2003 года Информационный Центр "Льыоравэтльан" создал Межрегиональную общественную организацию "Информационно-Образовательную Сеть Коренных Народов «Льыоравэтльан»", которая сейчас включает в себя организации коренных народов из пяти регионов России: Республики Алтай, Алтайского края, Республики Карелия, Красноярского края, Кузбасса. МОО «Льыоравэтльан» была учреждена в рамках реализации проекта по созданию "Сети по продвижению и защите социальных, экономических и культурных прав коренных народов Российской Федерации". Руководство проекта располагается на Алтае. Основная цель проекта – это создание информационных центров коренных народов в регионах компактного проживания коренных народов России: алтайцев, кумандинцев, тубаларов, теленгитов, челканцев, шорцев, вепсов, кетов, долган и эвенков. Более подробно о проекте читайте в рубрике "Проекты".
Инициативу по созданию Информационного центра "Льыоравэтльан" поддержали Совет Саамов и журнал "Северные просторы", которые стали партнерами в создании Центра. С 1996 года нашими донорами были ТАСИС (Программа Демократия), Правительство Канады, Diakonisches Werk der EKD (Германия), Fred Foundation (Нидерланды), Grassroots (Германия), Нидерландский центр коренных народов (Нидерланды). С 2003 года "Льыоравэтльан" расширяет свою сеть в российских регионах, объединяя организации коренных народов, которые становятся членами МОО "Льыоравэтльан".
Цели и задачи
Основной целью МОО "Льыоравэтльан" является улучшение возможностей общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для более полного равноправного участия в многонациональном обществе РФ и уменьшение дискриминации на всех уровнях, а также создание механизма, позволяющего общинам и поселениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, как бы далеки и как бы изолированы они ни были, говорить с внешним миром и друг с другом своим собственным голосом.
Эти цели достигаются следующими путями:
Представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, отобранные своими собственными первичными организациями или сходами, приезжают в региональные столицы на полтора месяца стажировки. Региональные центры оплачивают проезд, проживание и стипендию. За время обучения каждый стажер изучает основы прав человека и прав коренных народов, как на российском, так и на международном уровнях. Это проводится путем знакомства с международными, федеральными и региональными законами и документами, касающимися коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Эти знания они увозят с собой назад к своей общине или организации. Находясь в региональных центрах, стажеры из самых дальних и изолированных мест проживания знакомятся друг с другом и устанавливают рабочие контакты для будущего. Это позволяет коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока увеличить их взаимодействие друг с другом для взаимопомощи и поддержки. Также это помогает им понимать ситуацию их собственного народа не только в местах их проживания, но и в государственном и глобальном контексте. Одним из самых важных результатов стажировки является распространение знаний, полученных в Центре стажерами, среди своих сородичей и земляков, что придает людям большую уверенность в себе и способность ориентироваться в современном мире.
Стажеры также предоставляют через информационные бюллетени на русском и английском языках российской и международной общественности уникальную информацию о культуре своих народов, о социальном и экономическом положении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в своих регионах, о случаях нарушения законов и прав человека. Эта информация является основным шагом для создания обоюдного взаимопонимания между коренным и некоренным частями общества. Это взаимопонимание, в свою очередь, приведет к уменьшению возможности межнациональных конфликтов, улучшению межкультурного взаимодействия внутри российского общества, даст возможность коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока стать функциональными участниками процесса демократического строительства и разрушит изоляцию общин коренных народов, что является вкладом в их возможности самим защищать их собственные права.
Что изучают стажеры
С сентября 1996 по настоящее время каждый из стажеров в течение полутора месяцев имел возможность:
а) изучить международные и федеральные правовые документы, касающиеся коренных народов и прав человека;
б) изучить структуру и работу федеральных органов исполнительной власти, встречаясь с чиновниками до ранга заместителей министра включительно;
в) изучить работу обеих палат федерального парламента, встречаясь с депутатами и главами комитетов;
г) участвовать во всех парламентских слушаниях, касающихся коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
д) изучить работу администрации Президента РФ;
ж) изучить работу и структуру межправительственных организаций, таких как ООН и Европейский Парламент;
з) познакомится с российскими, зарубежными и международными неправительственными организациями, работающими в области прав человека и прав коренных народов;
и) участвовать в семинарах, конференциях и встречах по правам человека и правам коренных народов как в России, так и за рубежом.
Благодаря всему этому, стажеры не только получили ценную информацию и знания, но также установили прямые контакты с нужными людьми в правовых, политических и административных структурах РФ и за рубежом. Очень часто эти контакты могут быть ключевыми для изменения ситуации как отдельного села, так и целых народов. Например, в оценке Экономическим и Социальным Советом ООН отчета России в 1997 году по исполнению Пакта о социальных, экономических и культурных правах и в отчете Европейского Парламента в том же году о положении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России во многом были использованы бюллетени Центра.
Информационные бюллетени
Каждая группа выпускает один бюллетень, который пишется самими стажерами без какого-либо вмешательства со стороны руководства Центра. Объем каждого бюллетеня в среднем составляет 10 страниц на русском языке и 5 на английском. Все статьи написаны стажерами или их земляками. Тексты статей не редактируются и не меняются для того, чтобы не нарушить доверия тех людей, которые не имеют опыта написания статей. Список рассылки на русском языке составляет около 500 адресов, на английском - 50. Некоторые организации в России и на Западе, с предварительного согласия Центра, помещают статьи из бюллетеней на свои страницы в Интернет или в свои печатные издания.
Центр не несет ответственности за содержание статей, эту ответственность полностью несут авторы.
Отбор стажеров
Общины и первичные организации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока сами отбирают стажеров Центра без какого-либо вмешательства со стороны руководства Центра или проекта. Отбирая своего стажера, общины и организации должны основываться исключительно на своих собственных потребностях и приоритетах.
Программа стажировки
Изучение федеральных и международных правовых документов по демократическому преобразованию, гражданскому обществу и коренным народам (ежедневно).
Еженедельные семинары по правам человека, социальным и экономическим проблемам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Изучение работы федеральных министерств, комитетов и других органов исполнительной власти.
Изучение средств массовой информации и опыт их освещения проблем коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Установление рабочих контактов с неправительственными организациями. Установление контактов с отдельными депутатами и комитетами федерального парламента.
Сбор информации с регионов по социальному, экономическому положению коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Сбор международной информации.
Выпуск информационных бюллетеней.
Компьютерные курсы.
Изучение Интернета.
Руководство МОО "Льыоравэтльан"
Штат сети включает Президента МОО "Льыоравэтльан", четырех директоров региональных центров, менеджера по информации, веб-мастера.
Президент координирует и руководит общей работой и стратегией Центра. Выступает как политический представитель с российскими и международными организациями. Президент также является координатором проекта, координирует и проводит мониторинг деятельности региональных центров на повседневной основе. Более того, она должна ездить по регионам, для того чтобы оказать содействие стажерам и директорам в работе региональных центров. Содействие также должно включать в себя разработку проектов законов по продвижению и защите прав человека, прав коренных народов в регионах, организацию семинаров по инициированию законодательных предложений. Координатор проекта напрямую отвечает за успешную реализацию проекта NPIR в России.
Директора центров в пяти регионах напрямую ответственны за оперативную работу региональных центров, всю обучающую программу стажеров и наем необходимых специалистов-лекторов, организацию и проведение еженедельных семинаров по правам человека и правам коренных народов. Они также проводят обучение по технической, компьютерной грамотности.
Менеджер по информации является основным лицом по сбору, обработке и обмену информацией между МОО "Льыоравэтльан", региональными центрами, с министерствами, федеральным Парламентом, институтами по правам человека, НПО, международными агентствами и др. Он также отвечает за предоставление информации на запросы из-за рубежа о соблюдении прав человека по отношению к коренным народам. Менеджер должен свободно владеть английским языком и являться контактным лицом в отношениях с зарубежными и международными партнерскими и донорскими организациями.
Бывшие директора:
Кара-Кыс Донгаковна Аракчаа, тувинка, 1996 год
Галина Михайловна Волкова, ульчанка, 1997 и 1998 годы
Арат Хайдып, тувинец-тоджинец, 1998-2003 годы.
В настоящее время директором МОО "Льыоравэтльан" является Гульвайра Шерматова, кумандинка, координатор проекта.
Оценка работы Центров
По прошествии полтура месяцев каждая группа вместе с руководством Центра оценивает эффективность прошедшей стажировки. Стажеры вносят предложения, которые обсуждаются всей группой. Вовлечение стажеров в процесс оценки эффективности является одним из самых важных элементов в работе. Благодаря свежести впечатлений, только что закончившие стажировку стажеры могут внести новые, более эффективные методы стажировки для будущих групп. Те идеи и предложения, которые идут от народов и организаций, пославших стажеров, могут быть реализованы за время стажировки самими стажерами.
Copyright © Льыоравэтльан Все права защищены.