Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




Бюллетень №8 Центра информационной поддержки коренных народов Красноярского края

Об учебном курсе «Образование в области прав человека и прав коренных народов»




С 09 по 30 октября 2006г. Центр информационной поддержки коренных народов Красноярского края провел учебный курс "Образование в области прав человека и прав коренных народов". В рамках курса 7 представителей из числа коренных малочисленных народов Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района и 1 представитель коренного малочисленного народа тофаларов (Иркутская область, Нижнеудинский район) прошли обучение в областях: федеральное законодательство и международные стандарты по правам человека, по правам коренных народов; механизмы защиты прав человека, прав коренных народов; правовые и организационные основы деятельности НКО; тренинг этнической толерантности; тренинг командообразования; основы проектной деятельности; искусство самопрезентации; ораторское искусство; тренинг командообразования; организация работы волонтеров и т.д. Были организованы встречи с представителями исполнительной, законодательной ветвей власти, представителями бизнеса, общественных организаций. Были посещены такие мероприятия, как Красноярский городской форум 2006, Дискуссионный клуб «Молодой политик» (тема дискуссии «Национальный вопрос: нормы общежития»).
Для участия в стажировке на конкурсной основе было отобрано 8 человек. Основным критерием для выбора участников было желание претендентов улучшить положение коренных малочисленных народов путем реализации полученных в ходе стажировке знаний и умений на практике. Также учитывались уровень общественной активности претендента, его гражданская позиция, рекомендации со стороны общественных организаций коренных малочисленных народов и органов местного самоуправления. По итогам конкурсного отбора, участие в учебном курсе приняли:
1. Сотникова Людмила Владимировна, долганка. Ресторан «Сова» (г. Норильск), менеджер по сервисному обслуживанию. Член Общины коренных малочисленных народов Таймыра «Бултчут»; член молодежного движения «Молодая Гвардия Единой России»; член «Молодежной Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра».
2. Соловьев Максим Александрович, ненец. ОАО «Таймырбыт «Чайка», контролер КПП. Доверенное лицо Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра.
3. Савран Валерия Валерьевна, нганасанка. Таймырское Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Юность», педагог дополнительного образования. Член Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра.
4. Сидельникова Евгения Чебяковна, нганасанка. Газета «Таймыр», внештатный сотрудник.
5. Набиулина Дарья Семеновна, долганка. Семейно-родовая община «Дааси», председатель.
6. Бадмаева Надежда Михайловна, долганка. Домохозяйка; член Ассоциации коренных малочисленных народов Красноярского края.
7. Сотников Арсентий Семенович, долган. Крестьянское (фермерское) хозяйство, глава. Авиакомпания «Заполярье», служба ПСП, грузчик
8. Кокуев Александр Александрович, тоф. Жилищно-коммунальное управление Нижнеудинского района, электрик. Член общины коренных малочисленных народов тофаларов.
Нечушкина Е.Н., директор Центра информационной
поддержки коренных народов Красноярского края



ЛЕТОПИСЬ СТАЖИРОВКИ

«Все прошедшие встречи в рамках учебного курса оставили яркий след воспоминаний»





Мне пошли на пользу экспертные лекции, тренинговые занятия по основам проектной деятельности, а также личное общение с Суворовой Ольгой Александровной. Ее лекции позволили сформировать точное представление о таких понятиях, о которых я до этого имела лишь смутное представление: грант, проект, социальное проектирование и т.п. Благодаря занятиям с этой умной, красивой женщиной, я в короткий срок усвоила основы проектной деятельности и с воодушевлением принялась за создание собственного проекта по развитию рекреационных возможностей Таймыра, который планирую воплотить в реальность, реализовать по возвращении со стажировки.
Также, не менее интересным мне показался «круглый стол» на тему «Образование в области прав коренных народов», состоявшийся 17.10.2006г в рамках заседания Постоянной комиссии по делам Севера и коренных малочисленных народов Законодательного собрания Красноярского края. В «круглом столе» принимали участие стажеры Центра информационной поддержки коренных народов Красноярского края, Нечаев Василий Семенович, председатель Постоянной комиссии по делам Севера и коренных малочисленных народов Законодательного собрания Красноярского края, депутат от Таймырского АО, Каплина Людмила Александровна, заместитель председателя данной Комиссии, депутат от Эвенкийского АО, Гринберг Светлана Николаевна, доцент кафедры земельного и экологического права КрасГАУ, эксперт Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, Белянина Светлана Константиновна, советник юридического отдела экспертно-правового управления Законодательного собрания Красноярского края, Бахтин Сергей Александрович, этнопсихолог и ряд других приглашенных лиц. Вначале директором Центра информационной поддержки коренных народов Красноярского края Нечушкиной Е.Н. был сделан доклад «Информация о деятельности межрегиональной общественной организации «Информационно – образовательная Сеть коренных народов «Льыоравэтльан» и Центра информационной поддержки коренных народов Красноярского края». Далее, Нечаев В.С. представил доклад на тему «Законодательная деятельность Законодательного собрания Красноярского края в отношении коренных малочисленных народов Красноярского края», после которого были обсуждены вопросы различного характера: действующие законы Красноярского края о гарантиях, правах, общинах коренных народов Севера, возможности принятия законопроектов «О государственной поддержке северного оленеводства в Красноярском крае», «О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Красноярского края», перспективы развития коренных малочисленных народов Севера Красноярского края в целом. Далее, стажеры Центра получили возможность задать вопросы и получить экспертные ответы по интересующим их направлениям деятельности. Набиулина Д.С. задала вопрос относительно возможностей создания в сельском поселении Хатанга психологического кабинета для подростков. Также, вместе с Сотниковым А.С. их интересовал вопрос пополнения за счет средств бюджета материально-технической базы крестьянского (фермерского) хозяйства и семейной (родовой) общины. Савран В.В. интересовал вопрос сохранения нганасанской культуры, особенностей развития дополнительного образования на Таймыре, возможностей создания Центра нганасанской культуры. Стажерами были выслушаны разъяснения относительно территорий традиционного природопользования, полученные от Гринберг С.Н. По итогам «круглого стола» было вынесено решение о дальнейшем сотрудничестве Центра информационной поддержки коренных народов Красноярского края и Постоянной комиссии по делам Севера и коренных малочисленных народов Законодательного собрания Красноярского края, стажерам было предложено по возвращении на Таймыр обращаться с возникающими инициативами, предложениями и вопросами в адрес Комиссии.
Также, мне особенно запомнилась встреча с доктором исторических наук, доцентом кафедры Отечественной истории Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, прошедшая 22 октября 2006г. Во время встречи Виктор Павлович рассказал нам о современных этнических процессах на Таймыре, о книге о народах Севера «Народы XXI века», в которой будет описано нынешнее положение пяти этносов Таймыра (долган, нганасан, ненцев, энцев, эвенков).
Все прошедшие встречи в рамках учебного курса оставили яркий след воспоминаний. Теперь я могу с уверенностью сказать, что мой народ будет жить и что у меня есть прекрасная возможность участвовать в строительстве будущего своего народа. Для себя я вижу интересной тему развития рекреационных возможностей моей прекрасной земли – Таймыра.

стажер Сотникова Л.В., долганка





Правовые знания – основа понимания прав человека и прав коренных народов

За время обучения в Центре информационной поддержки коренных народов Красноярского края я познакомилась с основами международного права в области защиты прав человека и прав коренных народов. Правовой блок знаний в Центре для нас преподавали студенты IV курса Красноярского Государственного университета, Юридического института Чалдаев Роман и Иванов Константин. Также, они познакомили нас с федеральным законодательством относительно коренных народов; научили нас грамотно обращаться Конституционный суд РФ, Европейский суд по правам человека в случае нарушения прав человека.
На первых занятиях было немного неловко, что нас обучают студенты, но послушав их, я поняла, что они хорошо знают право и умело ориентируются в законах и подзаконных актах. Не приходится сомневаться, что в будущем из них получаться высококвалифицированные, грамотные знатоки юридического дела. Очень жаль, что срок учебы был так мал – если бы нас учили хотя бы три месяца, тогда я думаю, что я получила бы больше знаний.

Е.Ч. Сидельникова, нганасанка





Сотрудничество с другими проектами




Стажеры нашего Центра приняли участие в проекте «Открытый мир информационных технологий» (IDEA), реализуемый совместно некоммерческой корпорацией «Прожект Хармони, Инк» и корпорацией Microsoft в рамках программы Microsoft Unlimited Potential.
19.10.2006 года в Центре IATP г. Красноярска стажеры поучаствовали в семинаре на тему «Тактика создания эффективных презентаций». Также, 24.10.2006 в Центре IATP г. Красноярска прошел семинар по составлению презентаций в рамках составления заявок на получение гранта по конкурсу «Гражданская активность молодежи» (www.youthlinx.ru), в котором стажеры также приняли участие.

Нечушкина Е.Н.


«Волонтер – это необходимый ресурс
для развития местных сообществ»


26 октября была проведена экспертная лекция на тему «Волонтерское движение как активный субъект гражданского общества». Ее читала нам Ольга Николаевна Краснодубова, директор Молодежного центра Железнодорожного района г. Красноярска, руководитель «Молодежного волонтерского агентства».
Для нас эта тема актуальна тем, что мы, малочисленные народы Севера начинаем осознавать свое положение и активно активизировать свои силы для решения своих проблем. Сейчас на Таймыре идет процесс оформления и регистрации общественной организации «Союз долган», которая будет работать по всем направлениям: здоровье населения, сохранение и развитие культурных традиций, популяризации устного и песенного народного творчества, праздников и обрядов коренного народа – долган, работа с молодежью, с национальными поселками, сельскохозяйственным сектором, развитием туризма и другое.
Ольга Николаевна рассказала, как привлекать и мотивировать людей, чтобы они стали активными участниками и помощниками проводимых мероприятий, деятельности организации в целом. Наиболее запомнилась такая фраза, как «волонтер – это необходимый ресурс для развития местных сообществ».
Мы заинтересованы в том, чтобы у нас на Таймыре было много людей с активной, сознательной гражданской позицией.

Набиулина Д.С., долганка.


ЗНАКОМЬТЕСЬ – ТАЙМЫРСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Огромное значение, по мнению некоторых ученых-этнологов, определяющее значение, имеют климато-географичекие условия в которых формировался данный народ. Они во многом определяют способ хозяйственной деятельности, культуру и быт народа. Отличительной особенностью коренных малочисленных народов Красноярского края является то, что все кмн края живут в условиях севера. Практически все стажеры этого учебного курса представляли коренные малочисленные народа Таймырского муниципального района.
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ образован в соответствии с Постановлением Президиума ВЦИК "Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера" 10 декабря 1930 года. Первоначально назывался Таймырским национальным округом и входил в Восточно-Сибирский край. С образованием 7 декабря 1934 г. Красноярского края включен в его состав. В 1977 г. национальный округ переименован в Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ. Статус самостоятельного субъекта РФ, оставаясь в административно-территориальном отношении частью Красноярского края, получил в соответствии с Федеральным договором в 1992 г.
В результате референдума об объединении Таймыра, Эвенкии и Красноярского края, состоявшегося 17 апреля 2005 года, территории этих субъектов в полном объеме, по окончанию переходного периода, объединятся 1 января 2007 года.
С 1.01.2006 года округ, в связи с реформой местного самоуправления, состоит из Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района, в который вошли городские поселения Диксон и Дудинка и сельские поселения Караул и Хатанга. В составе поселений образуется 24 сельских населенных пункта. На территории Таймыра расположен Норильский промышленный район, подчиненный администрации Красноярского края и включающий города Норильск, Кайеркан, Талнах и поселок городского типа Снежногорск.
Округ занимает территорию полуострова Таймыр - самого северного в Азии, ряд арктических островов и северную часть Среднесибирского плоскогорья. Это единственный регион России, полностью находящийся за пределами Полярного круга.
Площадь округа во внешних границах 879,9 тыс. кв. км. - это самый крупный округ в Российской Федерации.
На Таймыре обитает самая крупная в мире вольноживущая популяция дикого северного оленя, численность которой оценивается в 350-600 тысяч голов. Также, округ обладает самым северным массивом лесов на планете. Уникальное озеро Таймыр с редкой байкальско-озерной микрофауной, горы Бырранга с реликтовыми видами растений, акклиматизированная популяция североамериканского овцебыка позволили включить Таймыр в "Список мира", в который входят 200 экорегионов земли.
Арктическое биоразнообразие региона уникально только потому, что в суровых климатических условиях Севера на Таймырском полуострове насчитывается более 500 сосудистых высших растений, более 200 видов птиц, более 40 видов млекопитающих.
Территория округа относится к абсолютно дискомфортной зоне. Климат близок к арктическому, с продолжительной зимой, полярными ночами, сильными морозами и ветрами, коротким, холодным летом. Средняя температура января составляет -32 °С, июля - от +2 до +13 °С. Снежный покров лежит 8-9 месяцев в году, осадков выпадает 110-350 мм в год.
Таймыр - наименее изученный в геологическом отношении регион России (исследовано лишь 2% его недр). Несмотря на это, база сырьевых ресурсов полуострова оценивается как значительная. Здесь имеются запасы каменного угля, нефти, газа, золота, молибдена, меди, титана, полиметаллов, сурьмы, бора, ртути, фосфоритов, железа, тантало-ниобатов и т. д. Открыты месторождения графита, термоантрацита и ограночного хризолита.
В 1930-е гг. началось освоение месторождения полиметаллических руд в районе Норильска, осуществлявшееся в основном политическими заключенными. Был построен Норильский комбинат (ныне - предприятие цветной металлургии мирового значения "Заполярный филиал ОАО "Горно-металлургический комбинат "Норильский никель"). Он обеспечивает 20% мирового производства никеля, 11% кобальта, 13% платины и 49% палладия.
Город Дудинка - административный центр Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа с 10 декабря 1930 года. Дудинка расположена за Полярным кругом на широте 69 градусов 27 минут, на правом берегу Енисея, в устье реки Дудинки, в 2021 км к северу от Красноярска. Это один из самых северных городов планеты и один из самых холодных (зимой температура достигает -57°С).
Дудинка является также административным центром муниципального образования "город Дудинка и территория, подведомственная городской администрации". Это площадь в 22 345 569 гектаров, на которой разбросаны 5 крупных населенных пунктов - поселки Усть-Авам, Левинские Пески, Хантайское Озеро, Потапово и Волочанка.
Численность постоянного населения, проживающего на территории округа: 39,4 тыс. человек, из них около 24% - коренные малочисленные народы Севера: долганы, нганасаны, ненцы, эвенки, энцы.
Для стимулирования оленеводов и рыбаков в достижении наилучших показателей ежегодно проводятся праздники - "День оленевода" и "День рыбака".
Особенности природно-климатических условий, географическая отдаленность от экономических и культурных центров России оказывают существенное влияние на всю систему жизнеобеспечения населения. Показатель потребностей в условиях жизнеобеспечения на Таймыре в 2 раза выше, чем на юге Красноярского края.

(с использованием материалов сайтов www.taimyr.ru)


КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ ТАЙМЫРА

Современные нганасаны

Коренные малочисленные народы Российской Федерации долганы, ненцы, эвенки, энцы и нганасаны проживают на Таймыре, сохраняя традиционный образ жизни, занимаясь традиционными хозяйством и промыслами.
Нганасаны проживают на Таймыре в основном в поселке Усть-Авам, Волочанка Дудинского района и поселке Новая Хатангского района. Их численность составляет 781 человек. Нганасаны на протяжении веков создавали самобытную культуру, но несколько затормозили процесс развития национальной культуры нганасан проводимые различные мероприятия: нганасаны стремились показать цивилизованному миру самую главную часть своей традиционной культуры – шаманство. Сущность шаманства – это общение с духами. Но нганасаны пережили столько катаклизмов, что вера в духов была подорвана. Поэтому сейчас показывают лишь имитацию шаманского обряда. Нганасаны к концу XX века оказался ослабленным, раздробленным как в экономическом, так и в моральном плане. Возможно, это вина самого народа, ведь они придерживались языческих верований, сейчас этого практически нет. Поэтому нганасаны призадумались: как им жить дальше, как вписаться в рыночную экономику, в контекст индустриальной цивилизации, чтобы не быть аутсайдерами по отношению к доминирующему обществу, но при этом не перестать быть охотниками и рыбаками, сохранить лучшие традиции нганасанской национальной культуры, любить и оберегать свою природу.
Один из способов сохранения и развития традиционной культуры – проведение фестивалей народной классики, которые проходят на Таймыре раз в два года. В фестивалях принимают участие все пять этносов: долганы, ненцы, эвенки, энцы, нганасаны. Во времена наших родителей у этих этносов фольклор был богат и разнообразен: сказки, мифы, песни. Хорошо помнили и соблюдали наши родители обычаи, обряды, запреты своего народа.
В VI фестивале принимала участие нганасанская фольклорная группа «Дентаде» из г. Дудинки, руководит которой С.Н. Жовницкая. Она больше участников волновалась, ведь в группе молодежь, которая о древних обычаях своих предков знает только понаслышке, но молодежь показала, что может, что умеет, что знает свои корни. А если молодежь доказала свое знание фольклора, значит будет жить нганасанский фольклор.
Все выступления, которые проводились в рамках фестиваля, отличались душевностью и теплотой общения. После таких общений душа долго находится в каком-то особом, возвышенном состоянии, будто испила святой родниковой воды, как это звучит в стихотворении долганской поэтессы Огдо Аксеновой:

Приезжайте к нам в тундру попробовать талой воды,
Вы такой не найдете нигде.
От нее оживают цветы. Старики говорят – от нее молодеет любой.
Приезжайте скорее омыться волшебной водой…

Сидельникова Е.Ч., нганасанка



Не будем забывать, что и сегодняшний день когда-то станет вчерашним, прошлым, а в своё время – и «глубью веков». Возможно такое, что сменится поколение – и утратится самобытная культура нганасан. Нганасаны – один из древнейших коренных малочисленных народов Таймыра. Нганасаны на протяжении веков создавали самобытную культуру, которая всегда, а сейчас особенно, в последние десятилетия привлекает пристальное внимание исследователей.
История нганасанского народа длинная и сложная. Нет единого мнения о том, когда и как сложился этот народ. Одни считают, что нганасаны тысячелетиями кочевали по Таймыру, осваивая его суровую, неподатливую землю. Другие полагают, что история нганасан берёт своё начало в каменном веке – мезолите и, таким образом, нганасаны – один из самых древних северных народов, появившихся в Арктике более 5000 лет назад.
В настоящее время ведётся активная работа по сохранению самобытной культуры нганасан на общественных началах. Была организована фольклорная группа «Дентадэ», которая существует более 3-х лет и членом которой я являюсь. Группа принимает участие в различных мероприятиях города и округа, без нашего участия не обходится ни одно мероприятие. Знакомит с культурой, традициями, обычаями своего народа ня (в переводе – «настоящий человек»). Проводит встречи с населением, мастер – классы для студентов по изучению языка, пошива национальной и современной одежды, сувениров.

Савран В.В., нганасанка





Об особенностях традиционного хозяйствования в сельском поселении Хатанга


Сельское поселение Хатанга находится в северо – восточной части Таймырского автономного округа. Общая численность населения поселения Хатанги по данным статистики на 01. 01. 2004 г. составляет 7299 человек. Численность постоянного населения малочисленных народов составляет – 3917, в том числе: долганы – 3853 человек, нганасаны 105 человек, ненцы – 10 человек, эвенки – 5 человек, эвены – 3.
Центром сельского поселения Хатанга является село Хатанга. Кроме того в поселение входят 9 сельских населенных пунктов, распределение численности постоянного населения в процентном соотношении таково: Хатанга – 46%; Кресты – 5%; Новорыбное – 10%; Новая – 5%; Катырык – 5%; Хетта -8%; Жданиха – 5%; Каяк – 4%.
Основой существования для народов Таймыра являются традиционные промыслы и виды хозяйствования: оленеводство, охота и рыболовство. В сельском поселении Хатанга в охоте главное место занимает промысел самой крупной в мире вольноживущей популяции северного дикого оленя. Река Хатанга и озера изобилуют разнообразием рыбных пород, из которых наибольший удельный вес составляют ценные породы: омуль, муксун, чир, нельма, сиг, пелядь, ряпушка.
Однако, осуществлению данных видов хозяйствования препятствуют многочисленные проблемы.
С переходом на рыночные отношения и реорганизацией совхозов в промыслово – рыболовецкие артели, положение коренных малочисленных народов Таймыра, сельского поселения Хатанга в том числе, резко ухудшилось. Артели были призваны обеспечить занятость населения, но в новых рыночных условиях еле держатся на плаву, некоторые не функционируют. Высокий уровень безработицы обуславливает снижение уровня жизни населения, ухудшение качества жизни. Многие семьи не обладают достаточной материально-технической базой для ведения самостоятельного традиционного хозяйствования.
Молодые люди из числа коренных народов также находятся в ситуации безработицы, что влечет снижение уровня гражданской активности, возрастанию психологической напряженности, высокому уровню алкоголизации молодежи. Ситуацию можно охарактеризовать как критическую: люди живут одним днем, не видят перспектив на будущее, пытаются уйти из ситуации через употребление алкоголя.
В связи с географическими особенностями сельское поселение Хатанга является отдаленным районом, не имеет удобных транспортных систем, что влияет на сбыт и реализацию добытой продукцию (мясо дикого оленя, ряпушку и др.). Существующие артели, общины, крестьянские (фермерские) хозяйства продают сельскохозяйственную продукцию по низким тарифам, мясо дикого оленя 30 – 40 руб. за кг, норильским частным предпринимателям, которые вывозят ее по «зимнику» в Норильский промышленный район.
Цены на продукты и ГСМ в сельском поселении Хатанга в 2-3 раза выше, чем в центре округа (Дудинка, Норильск). Например: стоимость 1 кг сахара в Дудинке составляет 35-40 руб., в Хатанге – 70-80руб., в поселках более 100 руб.; макароны в Хатанге за 1 кг стоят 100 руб., в поселках более 100 руб.; ГСМ – в Дудинке – 16 руб. за 1 л, в Хатанге – 35 руб.. При этом, в Хатанге установленный прожиточный минимум составляет 6 тыс. рублей.
Отсутствие рабочих мест, высокие цены на продовольственные товары обуславливают низкое качество жизни населения. Возрастает отток коренного населения, большей частью молодежи, из поселков сельского поселения Хатанга в поисках лучших условий проживания.
Очень важной проблемой является то, что большая часть населения, особенно молодежь сельского поселения Хатанга, а также входящих в него сельских населенных пунктов оказалась не трудоустроенной, т.к. ведение необходимых материально-технических средств.
Мы считаем, что необходимо обратить особое внимание на существующие проблемы, основной из которых является оказание помощи в трудоустройстве населения. Обеспечение рабочими местами возможно через организацию семейных (родовых) общин и крестьянских (фермерских) хозяйств. Создание такого рода организаций - один из необходимых и доступных способов изменения существующей ситуации, который через трудоустройство населения позволит не только обеспечить стабильный доход, но и снять социальную напряженность. Также, развитие таких форм деятельности способствует сохранению традиционных способов хозяйствования (рыбалка, охота, изготовление предметов быта), развитию самобытного уклада жизни. При этом, создать такую организацию – одно дело, необходимо еще обеспечить условия ее деятельности. Для обеспечения деятельности необходимо оснастить материально-техническую базу организаций – закупить лодки, моторы, снегоход, ружья, патроны, выкупить лимиты и лицензии на добычу. Организатору хозяйства или общины сложно найти финансовые средства для этого, даже если он будет действовать не один. Необходима государственная помощь. Выделяемые бюджетом средства в рамках целевых программ оказываются крайне малы и не обеспечивают решение данной проблемы. К тому же, расходование данных средств местной администрацией часто носит не целевой характер. Из-за существующего информационного вакуума (в Хатанге практически нет полноценного доступа к Internet, местные газеты освещают лишь ту информацию, которая уже «отфильтрована» администрацией, во время метелей и вьюг, которые могут длиться неделями, а то и месяцами, практически отсутствует связь с внешним миром) мы часто даже и не знаем что нам выделяются определенные средства.
Таким образом, говоря о сохранении и развитии традиционных видов хозяйствования, обнаруживается огромный круг проблем, связанных не только с этим, но и в целом с существующей социально-экономической, политической ситуацией. Мы думаем, что обрисованная картина характерна не только для сельского поселения Хатанга, но и для многих других территорий Таймыра, Севера Красноярского края. Существующие проблемы очень сложно решать без помощи со стороны, а иногда, складывается впечатление, что просто невозможно.


Сотников А.С., Набиулина Д.С., долганы


Доступ к информации = доступ к успешному развитию

В современном обществе информационный ресурс является одним из ключевых элементов успешного развития. Тем более, если речь идет не только о конкретном человеке, но и о судьбе народа. На территории Таймырского автономного округа остро стоит проблема нехватки информации.
В условиях развития рыночных отношений, перед местным коренным населением встают новые задачи, решение которых является необходимым условием дальнейшего развития. Например, в связи с изменением нормативного поля возникла необходимость регистрации прав на землю для законного пользования, о чем большинство даже и не знает. Отсутствие информационной поддержки относительно вопросов регистрации, ведения документации и отчетности по земле, природным ресурсам вызывает неуверенность и страх среди коренного населения.
Перед большинством коренного населения стоят вопросы правового характера и не только: как зарегистрировать землю в долгосрочное пользование, к кому и куда обращаться при разрешении споров, какие механизмы защиты своих прав существуют и т.п.
Распространенное незнание своих прав и местного законодательства приводит в нередких случаях к обману и корыстному использованию жителей тундры заезжими предпринимателями.
В Таймырском автономном округе выходит только одно периодическое издание – газета «Таймыр» (тираж 1000 экз., выходит 3 раза в неделю), учредителем которой является Дума ТАО. В этой связи, в газете публикуется информация ограниченного характера. Статьи в данной газете носят описательный характер пройденных событий. Существенно ощущается нехватка информации носящей прикладной характер, такой как: порядок решения споров, применение законов, проводимые на территории конкурсы, места проведения культурного досуга (для городских жителей) и т.д.
Интернет мало распространен на Таймыре. Даже в столице округа – Дудинке – доступ к Интернету сильно ограничен: в окружной библиотеке есть зал открытого доступа, но скорость передачи информации очень низкая, стоимость – 50 руб. в час. За один час с такой скоростью едва успеваешь проверить эл. почту, не приходится говорить о том, чтобы осуществить полноценный поиск необходимой информации в полном объеме. Ситуация с доступом к Интернету в подавляющем большинстве поселков и сел Таймыра еще хуже – его там просто нет.
Таким образом, по большому счету, коренные малочисленные народы Таймыра оказываются в информационном плане изолированы от происходящих в мире событий. Однако наиболее печальным видится тот факт, что информация, направленная на решение ежедневных, на практике возникающих задач населения оказывается также недоступной для коренных народов.

Соловьев М.А., ненец




Народное творчество обретает новую жизнь





Уникальная стилизованная вышивка по бисеру является для меня ценной этнографической деятельностью, самобытным искусством коренных малочисленных народов Таймыра.
Занялась этим декоративным искусством я еще в школе, хоть тогда и не умела шить, к тому же никто не учил. В детстве я только наблюдала за мастерицами во время работы. Это очень кропотливая работа, шьют двумя иголками. В национальной традиционной вышивке по бисеру требуется усилие. Аккуратность пошива - самое главное для хорошей мастерицы.
Очень серьезно вышивкой по бисеру я занялась, когда поступила в Таймырский колледж, на отделение "Декоративно-прикладное искусство и народные помыслы". Наш курс был первым набором на этом отделении в колледже.
С работами участвовала в различных конкурсах Таймыра. В моих разработках планируется создание коллекционных стилизованных сумочек. Мои сумочки пользуются популярностью как среди туристов, приобретающих товары народного творчества на память, так и среди знатоков бисероплетения.
Что касается вышивки, то большое значение имеет композиция, колорит, пропорции орнамента, буквально все. Используемые приемы вышивания веками передавались из поколения в поколение.
Виртуозное бисерное рукоделие - это народное художественное декоративно-прикладное искусство. Оно говорит о национальном таланте коренных жителей Таймыра.

Сотникова Л.В., долганка


МОЙ НАРОД

О долганах


Меня зовут Арсентий Сотников. Я представитель удивительного народа долганы. Народ мой очень молодой. Практически мы появились в начале прошлого века. Исстари мои предки занимались оленеводством, охотой и рыболовством. Мой народ живет на Таймыре и немного в Якутии. Кстати, оттуда мы в большинстве своем и пришли. Поэтому нас часто путают с якутами. Ведь мы родственные народы. У нас много общего, в особенности язык. Но я считаю себя долганом!
Сам я живу в Хатангском районе Таймыра, в селе Хатанга. В этом районе проживает большая численность долган. Точно не могу указать цифру, но где-то около 4000 человек. Мой народ испытывает такие же проблемы, как и другие малочисленные народы севера. Это прежде всего безработица. Ведь не все представители моего народа смогли найти себе работу после развала совхозов и колхозов. Поэтому у нас много бедных. Люди не видя перспектив дальнейшей благополучной жизни, впадают в пьянство. Много у нас браконьеров. Часто убивают оленей, песцов и других животных не имея на то лицензии и разрешения охотится на земле моих предков. Мой народ, имея свои земли для охоты и рыболовства, не может по достойным ценам сдавать добытое.
Мой народ очень наивный и доверяет всякого рода шарлатанам. Много приезжих людей, особенно иностранцев, скупают практически за бесценок продукты народного творчества. Иногда просто за бутылку водки уходят серебряные пояса, изделия из бивня мамонта или бисера.
Но не все так плохо. Есть и светлые моменты в нашей жизни. Это наши праздники. Ежегодно мы отмечаем День оленевода, на котором устраиваем гонки на оленях. Празднуем приход весны. Все одеваются в национальные костюмы, поют национальные песни, готовят праздничный стол из национальной кухни.
Так же мы празднуем в августе День коренного жителя. Этот праздник помогает нам не только вспомнить культуру своего народа, но и узнать о народах, живущих на родной земле и в других уголках страны и мира.

Сотников А., долган


О ненцах

Меня зовут Соловьев Максим. Мой народ ненцы. Мы очень древний народ. Я слышал от своего деда, что мы переселились на Таймыр с полуострова Ямал. Там исконное место проживания моего народа. На Таймыре ненцы обжили берега великой реки Енисей. Как и раньше, мой народ занимается оленеводством. Без оленя многие не видят смысла жизни. Сейчас более тысячи человек на Таймыре занимаются оленеводством. Хоть я и городской житель, всё-таки иногда удается побывать в стаде. Это незабываемые впечатления. Я чувствую себя как дома. Не могу оторваться от кочевой пищи. Уха, сваренная в чуме, никогда не заменит той, что я варю дома на электроплите. Да и где в городе можно попить свежей оленей крови.
На стажировке в Красноярске я общался с другими представителями малочисленных народов, живущих на Таймыре, и представителем раннее незнакомого мне народа тофалар. Как и нас, у них существуют те же проблемы. Это и безработица и алкоголизм. Единственное, что мой народ всё же более сохранил родную культуру. Многие дети в стадах даже не знают русского языка, говоря только на ненецком. Я вижу в этом перспективу для дальнейшего культурного развития, так как без родного языка мы будем уже не настоящими ненцами.

Соловьев М., ненец


О тофаларах

Меня зовут Кокуев Александр Александрович, я являюсь стажером Центра и прохожу обучение по курсу «Образование в обсласти прав человека и прав коренных народов». На курсе я узнал много нового для себя. Эти знания я предполагаю использовать в решении проблем тофаларов – народа, представителем которого я являюсь. На самом деле, не очень правильным является использовать окончание –лар в названии моего народа и отдельного человека, т.к. это является частицей слова, заимствованной из тюркского языка указывающего на множественное число. Мы называем себя тоф (мужск. род), тофа (женск. род), тофы (множеств. число).
Я живу в поселке Верхняя Гутара, Тофалария, Нижнеудинский район. Также, тофы проживают в соседних поселках Алыгджер и . Соседними эти поселки можно назвать лишь условно, т.к. до них добраться можно либо самолетом / вертолетом либо осуществив недельный пеший переход по тайге. Тофалария не является отдельной административной единицей и подчиняется Нижнеудинской администрации. Отсюда сразу же возникает ряд проблем, связанных с непониманием администрацией проблем тофов, а, подчас, намеренное нежелание помогать коренному народу.
Численность тофов по Тофаларии составляет примерно 730 человек.
В Советские времена на территорию Тофаларию съезжалось огромное количество туристов, привлеченные девственной чистотой нашей природы, обилием гор, рек, озер, нетронутой тайгой. С изменением рыночных отношений количество туристов значительно поубавилось (стоимость авиаперелета из Нижнеудинска до Тофаларии составляет примерно 2500 руб.), хотя и сейчас к нам приезжают экотуристы. К сожалению, некоторые из них обретают в Тофаларии и свой последний приют, т.к. по неосторожности или роковой случайности оказываются заложниками наших природных условий: то рафтер не пройдет порог на горной крутой речке, то во время охоты медведь кого порвет. Я не хочу Вас напугать, просто это говорит о том, что природа у нас действительно дикая, много есть на что посмотреть и чему подивиться, но и о безопасности у нас забывать никак нельзя. Добраться из Нижнеудинска до В.Гутары можно только самолетом или вертолетом, зимой – по леднику. Также, ледником завозят основные грузы необходимые для жизни: промышленные и продовольственные товары. Отсутствие другого транспортного сообщения, с одной стороны, позволяет оставаться Тофаларии нетронутым цивилизацией уголком, с другой – заставляет оставаться высокими (по сравнению с районным центром) цены на все товары, осложняет вывоз добытой в рамках традиционного хозяйствования продукции. Многие заезжие предприниматели этим пользуются – скупают у охотников за бутылки водки или по очень низкой цене все добытое за время охоты. Так и остаются семьи таких охотников и без денег и без мяса, пушнины.
До сих пор основными видами хозяйственной деятельности остаются охота (на изюбря, кабаргу, соболей). Наши предки были кочевым народом, у них были огромные стада домашних оленей. В 1930х годах все тофы были насильно переведены на оседлость, начали работать штатными пастухами и охотниками в колхозе, совхозе. После перестройки, права на оленей как имущество совхоза в уплату его долгов были переданы в частные руки. Большая часть оленей были убиты. Хотя для тофа, олень – единственное транспортное средство на котором он может добраться до своей территории охоты (мы их называем тайги, с ударением на первый слог).
За последние годы количество тофов стало возрастать, но это вовсе не говорит об успешном сохранении и развитии этноса. Очень резко возросло количество смешанных браков и дети, рожденные в таких браках стали записываться как тофы, т.к. государство предоставляет льготы и пособия представителям коренных народов. Так и получается, что количество тофов растет, а культура этноса размывается, постепенно умирает. Сейчас на родном – тофаларском – языке говорят только старики, некоторые из молодых людей могут понимать на родном языке, но сами говорить не могут, тем более писать. Да и родным языком они признают уже русский.
Если говорить о межнациональных отношениях, то у нас, в принципе, нет конфликтов, связанных с национальной принадлежностью. Есть определенные трения между русскими и тофами, но они скорее обусловлены социально-политической ситуацией и распределением преференций. Дело в том, что большую часть должностей в местных администрациях занимают представители не тофов, а других этносов, по большей части, русских. В связи с этим, они обладают большим доступом к распределению благ, по принципу «позвоночной оправы» помогают своим родственникам, близким и т.д. Представители коренного народа в такой ситуации оказываются не у дел. Поэтому возникает некоторое непонимание, но оно не связано, на мой взгляд, с проблемой национальности. Вопрос уже состоит в другом: почему представители тофов не участвуют сами в управлении своими делами. Эта проблема очень широкая и включает сразу несколько компонентов: проблема подготовки национальных кадров, преодолении пережитков иждивенческой позиции и т.д. Как направления решения является необходимым формирование условий со стороны государства и приложение усилий со стороны самих тофов.

Кокуев А.А., тофалар









Copyright © Льыоравэтльан Все права защищены.

Опубликовано на: 2007-02-12 (20164 Прочтено)

[ Вернуться назад ]

Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.02 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com