Бюллетень №10 Карельской Региональной Общественной Организации ''Молодежный Информационно-Правовой Центр Коренных Народов ''Невонд''
Программа стажировок для коренных народов
Стажеры 10-ой группы
Вот уже десятая группа стажеров в середине февраля завершила обучение в Молодежном Информационно-правовом центре коренных народов "NEVOND" по программе "Развитие общественных инициатив" курса «Образование в области прав человека и прав коренных народов». Это были представители коренных народов, рекомендованные общественными организациями коренных народов и органами местного самоуправления поселений Республики Карелия.
За время, проведенное в Петрозаводске, стажеры изучали основы прав человека и прав коренных народов, а также механизмы их защиты как на международном, так и на российском и региональном уровнях.
Это достигалось путем знакомства слушателей курсов с международными документами по правам человека, национальным меньшинствам и коренным народам, российским законодательством, регулирующим правовой статус и права коренных малочисленных народов в России, деятельность некоммерческих организаций и общественных объединений, и, конечно же, региональными особенностями регулирования данных вопросов. Кроме того, стажеры Центра имели хорошую возможность поближе узнать историю и культуру народов Карелии, ознакомиться с деятельностью органов государственной власти, поучаствовать в общественной и культурной жизни города Петрозаводска и Республики Карелия.
В рамках учебы проводилось много встреч и экскурсий. Состоялись встречи с сотрудниками Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями, Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской Академии Наук, Национальной библиотеки Республики Карелия, депутатами Законодательного Собрания Республики Карелия, судьями Конституционного суда и Верховного суда Республики Карелия. Также стажеры ознакомились с деятельностью Совета неправительственных организаций при Председателе Законодательного собрания Республики Карелия. В рамках проекта совместно с региональными бюро поддержки Тасис и Норвежского Баренц-секретариата проходили информационные семинары по грантовым программам. Специалисты Республиканского центра национальных культур и Фонда развития социальных технологий научили стажеров правилам разработки проектов и поиска финансирования. Кроме этого, стажеры овладевали навыками работы с компьютером и Интернет.
Беседа с Первым заместителем министра РК по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями Еленой Антошко |
Встреча с членом Правления Общества вепсской культуры Светланой Пасюковой |
Благодаря Министерству культуры и по связям с общественностью Республики Карелия и Республиканскому центру национальных культур стажеры Центра посещали выставки, творческие вечера, проводимые национально-культурными организациями и фольклорными коллективами. Неизгладимое впечатление оставила постановка Национального театра Республики Карелия спектакля "Лемби" на карельском языке.
Находясь в Центре, стажеры из различных мест проживания знакомились друг с другом, делились впечатлениями, устанавливали рабочие контакты для будущего. В качестве методического материала получили много литературы по обсуждаемым вопросам.
Как мне кажется, такие стажировки позволяют коренным народам более плотно сотрудничать друг с другом, обмениваться информацией и опытом, распространять полученные знания среди земляков на своих территориях, тем самым продвигая права человека и права коренных народов и делая огромный вклад в развитие этой области.
На сегодняшний день обучение в Центре прошли шестьдесят пять представителей коренных народов из различных регионов России. Приглашаем заинтересованных лиц принять активное участие в следующих конкурсах. Ведь не зря говорят, что, постигая новые знания, мы совершенствуем уже имеющиеся навыки!
Р.S. Всю информацию о следующих курсах вы можете узнать на сайтах: www.etnocenter.ru, www.indigenous.ru или по телефону: (8142) 764689.
Евгения ШУСТОВА
Молодежный Информационно-правовой центр коренных народов "NEVOND"
Стажировка в Молодежном Информационно-правовом центре коренных народов “NEVOND”
Новоселье библиотеки
Деревня Хийденсельга уютно расположилась на самом берегу Ладоги, в местечке, где река Янис впадает в это крупнейшее озеро Европейской части России. Виды с берега открываются изумительные. Множество островов, больших и маленьких, огромные пространства чистой воды, камни на берегу, в небе кружатся чайки. Живут в деревне трудолюбивые люди, когда-то в нелёгкие послевоенные годы приехавшие сюда, чтобы построить лесопильный завод и работать на нём. В те времена деревня называлась посёлок городского типа, а ещё проще - Лесозавод. Времена изменились, но, похоже, легче не стало. Посёлок теперь зовётся деревней, знающие люди говорят – это потому, что нет администрации. А раз нет – значит, деревня. Хоть и не нравится старожилам такое название, говорят – мы строили посёлок рабочий, лесной, занимались переработкой древесины, производили качественные пиломатериалы на экспорт, а теперь вот стали деревней.
Название изменилось, но жизнь в деревне не угасла, идет своим чередом. Завод работает, давая возможность людям кормить свои семьи. Хоть и небольшие зарплаты, но выдают регулярно и вовремя. Работают здесь и приезжие из соседних населённых пунктов – Ляскеля и Харлу. Заводской автобус привозит рабочих к месту работы, а после смены развезёт по своим деревенькам, в которых работу днём с огнём не найти.
Есть в Хийденсельге средняя школа, обучаются в ней более ста детишек местных жителей. Детский сад «Дюймовочка» гостеприимно распахнул двери для малышей не только местных, но и из поселка Ляскеля. В этом посёлке садик закрыт уже много лет, но так остро необходим сегодня. В нашей деревне работает амбулатория. Регулярно работает почта, есть несколько магазинов. А ещё в деревне есть клуб, построенный в шестидесятые годы прошлого века, он долгое время радовал глаз и приглашал в гости всех жителей от мала до велика. На киносеансы собиралось много народа, а когда показывали индийские фильмы, в зале не было свободных мест. Просторный танцзал помнит и шумные праздники, и новогодние «голубые огоньки», и дискотеки. Но теперь всё изменилось. Лет десять–пятнадцать назад закрылась котельная клуба, после того как перемёрзли и полопались батареи отопления. Потом перестали показывать фильмы. Без тепла и ухода здание постепенно стало ветшать.
Дольше держалась библиотека, расположенная в пристройке клуба. Электрообогреватели с трудом, но справлялись с холодными карельскими зимами, хотя цветы регулярно замерзали, и каждую весну приходилось разводить новые. А осенью, в период затяжных дождей, вместе с погодой «плакала» крыша в коридоре. Крылечко, как беззубый рот старухи, ощетинилось проломленными ступеньками. Кафель на стенах в туалете обвалился. А сырой и холодный микроклимат в помещении не способствовал хорошей сохранности книг.
Казалось, что вскоре и библиотека прикажет долго жить – ведь, как известно, о культуре у нас чиновники думают в последнюю очередь. Нет средств, нет возможностей, клуб не числится ни на чьём балансе – вот отговорки, которыми «кормили» библиотекарей и читателей начальники всевозможных рангов.
«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» - эту общеизвестную истину взяли на вооружение библиотекари Ракутина Любовь Михайловна и Ристанен Татьяна Ивановна. Они объявили акцию «Помоги библиотеке», организовали сбор средств читателей, прошли по магазинам частных предпринимателей с просьбой о материальной помощи, на завод, в местную администрацию. Люди несли свои скромные пожертвования, кто сколько мог. Директор магазина «Дельфин» Калач Людмила Тихоновна смогла дать на ремонт 200 рублей, остальные частные предприниматели ограничились молчаливым сочувствием. Средств было настолько мало, что затевать ремонт было нереально.
А потом судьба повернулась к библиотекарям лицом. Нашлось помещение, в которое библиотека могла бы переехать, гораздо более удобное, без высоких крылечек и длинных неуютных коридоров. Но оно тоже требовало немалого ремонта после пожара. Общественность деревни не осталась безучастной к трудностям библиотекарей. Огромную роль в том, что всё-таки переезд библиотеки стал возможен, сыграл ЗАО «Ладожский лесопильный завод» и лично Калганов Николай Васильевич. Он выделил безвозмездно пиломатериалы, Кристина Хаммарстрём из Швеции дала сто евро на краску, кисти, гвозди, администрация поселения приобрела электропроводку. Силами библиотекарей и местных жителей всё лето и осень велась огромная работа по ремонту и переезду библиотечного фонда.
Знаменательной датой стало 3 декабря 2006 г. На своё новоселье библиотека пригласила любимых читателей, коллег из Питкярантской районной и детской библиотек и всех, кто помогал ей. Много тёплых слов было сказано, много подарков подарено. Дети из воскресной школы подарили трогательную песню, женский клуб «Айно» – огромный пирог, который потом съели за чаем все вместе. Клуб любителей чтения «Сударушка» исполнял частушки и любимые песни.
Хочется сказать большое спасибо всем, кто помогал библиотеке в это нелегкое время, кто своим трудом и пожертвованиями сделал почти невозможное – библиотека улучшила условия своей жизни. Теперь это красивый, уютный, тёплый книжный дом, где комфортно и читателям, и работникам. Большое спасибо главе Ляскельского сельского поселения Заречной Нине Владимировне, которая приложила немало усилий, чтобы приблизить такое важное и радостное событие. Проблем в поселении великое множество, поэтому новоселье библиотеки – очень приятное позитивное событие. Где есть очаг культуры – жизнь не угаснет!
Татьяна РИСТАНЕН д. Хийденсельга
Дети – наше будущее
В последнее время много говорят о демографической ситуации, сложившейся в нашей стране. Очень низкая рождаемость. Население стареет. Поэтому государство принимает меры, поддерживающие семьи с детьми. С января этого года вступил в силу Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Это закон о материнском капитале. Он распространяется как на семьи, имеющие детей, так и на семьи, усыновившие ребят из детских домов. Повышаются и детские пособия. Значит, дети нужны государству, государство проявляет заботу о детях!
Совсем другая картина в поселке Ляскеля Питкярантского района. У нас в поселке самая высокая рождаемость в районе. Но в поселке нет детского сада. Вот и приходится будить детей ни свет, ни заря, сажать в старый холодный автобус и отвозить в детский сад в соседний поселок Хийденсельга за семь километров от дома. А ведь детей-дошкольников у нас в поселке много. Автобус делает два рейса. Первым рейсом отвозит ребят совсем маленьких - до трех лет, а вторым рейсом - детей постарше. Старшие дети не плачут, словно понимают, что никому, кроме своих родителей, до них нет никакого дела. В октябре был случай, когда по дороге в детский сад автобус сломался, и дети сидели в нем и ждали, пока водитель починит автобус. Хорошо, что еще не было сильных морозов или автобус не застрял на железнодорожном переезде. О состоянии дорог у нас известно всем. А автобус совершает свой привычный рейс и в гололед, и в снегопад…
Но ведь когда-то в поселке было все, что нужно для жизни. Для детей были приветливо распахнуты двери сразу двух детских садов. Малыши, родители которых трудились на заводе, посещали свой заводской детский сад, а дети работающих в совхозе свой - прекрасный двухэтажный детский сад. В поселке кипела жизнь. Работал целлюлозно-бумажный завод, славившийся своей бумагой и не только у нас в стране, но и за рубежом… Но началась перестройка, бумага стала неконкурентоспособной. Завод, перешагнувший столетний рубеж, прекратил существование, оставив без работы около 400 человек. Закрылась баня, перестал функционировать дом быта, не стало и детского сада…
И все же есть в поселке и позитивные перемены. Работает средняя общеобразовательная школа, в которой обучаются более трехсот учащихся. Есть в школе прекрасный компьютерный класс. Для детей открыт дом творчества, в котором есть различные кружки. Работает Дом культуры, двери которого открыты для всех. Есть в поселке библиотека и главное - рождаются в поселке дети. Дети - наше будущее, а значит будущее есть и у поселка. Поселок будет жить!
Людмила КИСЕЛЕВА
п. Ляскеля
Небольшой поселок Импилахти средь скалистых стоит берегов…
“Небольшой поселок Импилахти
Средь скалистых стоит берегов
И его окружают просторы
Необъятных карельских лесов.” | |
Это поистине уникальное местечко расположено в Питкярантском районе на берегу Ладожского озера. Именно с озером и связана легенда названия поселка. Когда-то давным-давно пастух из бедной семьи и девушка, которую звали Импи, полюбили друг друга. Её родители были богаты и противились этой любви. Пришлось пастуху и девушке решиться на побег. И уплыли они на лодке по озеру. Начался штормовой ветер, волны бились о скалы… Наутро всё стихло. Только ленточка с её косы медленно покачивалась на волнах. И люди назвали это место Импилахти, что означает в переводе с финского – девичий залив, чтобы сохранить память о прекрасной любви.
Стоя на берегу залива, невольно думаешь, что когда-то на его скалах стояло множество миленьких маленьких домиков окнами на озеро. Народ в них жил в основном пришлый: финны, карелы, русские, белорусы, украинцы, татары, вологодские, мордвины, поляки, все они переселились сюда после войны осваивать эти земли. Колхозы были многонациональны, жили одними заботами, дружили семьями.
Хотя нет уже на берегу тех домиков, и остались от них одни фундаменты, но поселок живет и процветает, и люди в нём трудятся на благо своей земли.
В центре посёлка находится здание Дома культуры, где после трудового дня можно придти и отдохнуть, работают кружки, по выходным дням для молодежи проводятся дискотеки. А с 1999 года на базе его был создан женский клуб “Сударушка”. Объединила и собрала их под своё “крыло” замечательная женщина, бывший директор клуба Иванова Галина, к сожалению, её уже нет с нами, но Сударушки всегда вспоминают её добрым словом. Семь лет каждое воскресенье они спешат в Дом культуры, чтобы отдохнуть от домашних забот, поделится радостью и горестью, чтобы создать хорошее настроение на всю неделю. Женщины все разного характера, разного возраста, но за эти годы они так сроднились, что стали одной большой семьей, их объединяет одна цель - “возрождение традиций” петь песни, ткать, шить, вязать, ни один праздник не обходится без них.
Сударушки стали инициаторами конкурса “Чей двор лучше? ”, который проводится в поселке уже семь лет с апреля по сентябрь месяц. Импилахтинцы с большим удовольствием принимают в нем участие, наводят порядки в своих дворах, огородах, подворьях, и заканчивается этот конкурс праздником “Урожая”.
Среди женского клуба есть женщины, которые считают, что здоровый образ жизни, это путь к долголетию. Каждый день с осени до весны они проходят несколько километров, многие односельчане присоединились к ним, и организовался клуб “Движение - жизнь”. Молодёжи есть с кого брать пример, не зря говорят, что наш поселок один из лучших в районе.
Много чем ещё он может заинтересовать. На окраине Импилахти есть высокая скала “Пик любви”, с которой открывается живописный вид на сельские подворья, на уходящие к горизонту тёмные леса, лишь кое-где осветленные полями, и тот залив, на котором когда-то стояло множество миленьких маленьких домиков, вдохнешь глубоко свежего воздуха и подумаешь, что ради этого и стоило родиться.
Елена ИВАНОВА
п. Импилахти
Национальная самобытность – нужна ли она?
Если из поколения в поколение передаются традиции, обычаи и уклад жизни, то народ имеет большие шансы сохранить свою самобытность, свою уникальность и неповторимость.
Во время обучения на курсах мы читали, сравнивали и анализировали законодательство, в том числе и все, что касается коренных народов. Результаты сессии не заставили себя долго ждать, и мне захотелось провести опрос среди населения Республики Карелия, задача которого узнать, сохраняется ли национальная самобытность народов, проживающих в России.
Ни для кого не секрет, что коренными народами республики признаются карелы, вепсы. Но в целом в Республике Карелия проживает очень много других национальностей. Поэтому я опросила представителей разных национальностей, среди которых как жители г. Петрозаводска, так и жители населенных пунктов Карелии.
Итоги опроса я решила представить в таблице и проанализировать ее.
Существует тенденция, когда представители вепсов, карелов, белорусов, мокшы, евреев, финнов считают и записали бы себя в графе “Национальность” паспорта «русский».
Представители более старшего поколения каждого из опрошенного народа сохраняют и стремятся передать культуру и традиции младшему поколению. Обратная связь не всегда принимается гражданами. Это объясняется отсутствием перспективы и значимости определенных критериев. Однако если необходимо было бы представить или организовать мероприятие с представителями своего народа на территории Республики Карелия или за ее пределами, то возрастная группа 14-30 лет имеет огромное желание поучаствовать в этом. Иногда останавливает незнание своего родного языка, и многие для того, чтобы рассказать или исполнить песню, элементарно заучивают слова (карелы, вепсы, белорусы, мокша).
Народ, находящийся в национальном меньшинстве на территории нашего субъекта, пока оказывается лидером. Это грузины и армяне. Они более «молодые нации», и сейчас они переживают свой расцвет: представители всех возрастов этой группы знают свой родной язык, считают себя носителями культуры, традиций, обычаев. Они с удовольствием собираются на вечера встреч в кругу своего народа, но при этом всегда рады общению с новыми людьми, разговаривают на родном языке в семье и активно принимают участие в культурной политике Республики Карелия, например, «Национальная палитра Карелии».
У каждого народа есть свой пик развития. Его можно поддерживать и сохранять, если есть желание и возможность поиска путей решения. В XXI веке необходимо уделить особое внимание возрождению, сохранению, развитию и пропаганде культур всех народов.
Я – вепсянка и знаю, что за последние десять лет численность вепсов резко сократилась. Анализируя возрастной состав вепсов, можно сказать, что старшее поколение владеет и языком, и культурой, младшее - интересуется культурой своих предков, но не владеет разговорным вепсским языком. Молодежь живет в городе, и не у всех есть возможность попасть в языковую среду, в село. Соответственно, и не все считают себя носителями культуры и относят себя к русским. Таким образом, мы теряем представителей уникального этноса. На сегодняшний день, мне грустно говорить, но вепсы - исчезающий народ. Хочется верить, что люди задумаются и не потеряют свои исторические корни, своих предков!
Мне кажется, что информационная и государственная поддержка для развития культуры в Республике Карелия существует. Информационная - Министерство по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями, СМИ. Государственная - правительство принимает определенное число законов, но, к сожалению, ими мало кто из граждан РФ может воспользоваться и применить в своей практике. А почему? В результате опроса выяснилось, что народ просто не получает информационной поддержки (особенно в селах), а из средств массовой информации очень трудно узнать и выбрать прессу. Отсутствует выход в Интернет, в деревнях практически нет прессы с принятыми законами, а тем более с внесенными поправками, потому что это дорого.
Информационно-правовые курсы мне очень помогли, и теперь я знаю, где можно найти те или иные законы, какая ситуация складывается на территории Российской Федерации в сфере национальной политики, как организована работа международных структур, занимающихся защитой и продвижением прав человека.
Если Вы считаете, что в государстве мало внимания уделяется той или иной вашей проблеме, не откладывайте ее решение! Организуйте группу единомышленников в вашем городе, населенном пункте и постарайтесь найти выход из ситуации. Помните – решая малый вопрос своего региона, народа, Вы решаете судьбу и национальную самобытность остальных народов.
Анхимова Анна
Председатель КРОО Союз вепсской молодежи Карелии «Vepsan vezad»
Незабытые традиции
Карелы – один из коренных народов республики Карелия - края, богатейшего своими традициями, особой культурой. Из элементов карельской культуры прошлых эпох наиболее полно сохранилась национальная кухня, свидетельствующая и о среде обитания карел, и об их хозяйственной деятельности и о связях карел с соседними народами. Традиционная карельская кухня складывалась на протяжении многих столетий, из поколения в поколение передавались навыки приготовления пищи. Так, в памяти знатоков еще сохранились названия традиционных кушаний и технологии изготовления.
В минувшем году на базе Республиканского центра национальных культур по инициативе Региональной общественной организации «Союз карельского народа» был подготовлен и реализован этнокультурный проект, посвящённый национальной кухне – «Karjalaini stolaliina», что в переводе означает «Карельская скатерть». Проект проводился как в городе Петрозаводске, так и в районах республики - в местах компактного проживания карелов. Участниками стали фольклорная группа «Kezrajaine» (в переводе с карельского языка – Пряха) и деревенские жители Карелии. По словам руководителя проекта - Никитиной Любовь Николаевны, основная цель – это сохранение и развитие карельских традиций, культуры и языка. Ведь помимо проведения мастер-классов по приготовлению национальной пищи и дегустации блюд карельской кухни, исполнители проекта собирали информацию о ритуале карельской трапезы и традициях карельского гостеприимства. Позже вышел DVD диск на карельском языке – это фильм-путешествие по карельским деревням, где рассказывается о способах приготовления национальных блюд, о сопутствующих этому обычаях, сопровождаемый народными песнями и поговорками.
Этнокультурный проект “Karjalaini stolaliina”
В ходе проекта в марте 2006 года на масленичной неделе участники выезжали в деревню Сяргилахта, где инсценировали приход зятя к теще на блины. Дело в том, что в Карелии существовал обычай (заимствованный, кстати, у русских!): на неделе Масленицы в среду зять обязательно приходил в гости к теще, а она должна была угостить его традиционными карельскими блинами – «чупукат». Фильм показывает, как готовит тёща блины: замешивает тесто, при этом рассказывает на карельском языке способ приготовления - добавляет в простоквашу соль, песок, муку, яйца, месит тесто и печёт блины для дорогого зятя. И вот скоро гости заходят в дом, но... Тут обыгрывается достаточно обычная для прежней Карелии ситуация: зять – русский, а тёща – карелка. Они не понимают друг друга, и зять, пользуясь этим, шутит над «мамой».
Можно также вспомнить поездку в поселок Видлица в мае того же года. Сама была участницей поездки! Видлицкие рыбаки уже ждали гостей и к нашему приезду поймали огромного судака. Гости сами чистили рыбу, картошку и варили традиционную уху. Всё действо сопровождалось традиционными песнями и поговорками.
Интересно посмотреть и на название проекта – «Карельская скатерть». Слово «скатерть» в названии неслучайно, так как в народной традиции ей придаётся специфическая роль. У карелов ни в будни, ни в праздники недопустимо было садиться за стол, не покрытый скатертью. В почитании скатерти и стола отражается обычай христианских верований карелов, их бережливость: скатерть была белая (признак святости и чистоты). Использовали скатерть, сколько могли, а потом в огонь – не на тряпки: она святая!
Руководители проекта надеются на продолжение создания и поддержки подобных проектов в будущем. Ведь на сегодняшний день это удерживает полное разрушение этнической среды карелов, помогает сохранять и развивать традиционную культуру, и вызвать интерес к народной творческой деятельности.
Арина НИКИТИНА
г. Петрозаводск
"Бабка Ёжка" года
Ежегодно по всему миру проводятся конкурсы красоты: «Мисс Северная красавица», «Мисс Россия», «Мисс мира», и только в республике Карелия, в селе Видлица, что в Олонецком районе, проходит конкурс, участницами которого являются… кто бы вы думали?.. Бабки Ёжки. Только не пугайтесь, эти дамы абсолютно безобидны. Просто по традиции шестого января участники конкурса на некоторое время перевоплощаются в Бабок Ёжек. Кстати, в этой роли могут выступать и мужчины.
Всё действо проходит вечером, на улице. Вы спросите, но ведь холодно? Зима всё-таки. Спешим вас успокоить, ни один зритель не замёрз, ни одна Бабка Ёжка не пострадала.
Итак, шестое января, улица, вечер, перемигиваются разноцветными огоньками гирлянда на ёлке. На специально сооружённой сцене открывают праздник цыганка и ряженный. Они приглашают на сцены участниц. Бабки Ёжки демонстрируют свои экстравагантные наряды и, знакомясь со зрителями, проводят по небольшой игре.
Наши дамы славятся своим зычным голосом и умением с иронией исполнить песню на любую тему. Конечно же, оправдывая ожидания публики, поют по две частушки на злободневные темы.
А давайте вспомним, без чего не обходится не одна Бабка Ёжка, конечно же, без метлы. И на основе этой вещи проводится замечательные конкурсы. Один из них – катание на мётлах. Главное в этом соревновании – это кто усадит больше зрителей к себе на метлу и быстрее вместе с ними объедет вокруг ёлки. Кроме того, Бабки Ёжки соревнуются в меткости, кто попадёт в бочку метлой, тот и будет победителем.
Ну а заканчивается праздничная программа, конечно же, традиционным танцем Бабок Ёжек. Его можно исполнять с метлой, со зрителями или одной.
Конечно же, все участники без исключения награждаются подарками, а одна Бабка Ёжка – самая-самая - получает вдобавок почётное звание «Бабка Ёжка года».
Можно сидеть и ждать у моря погоды, а можно создавать настроение своими силами, и тогда жизнь будет гораздо интереснее.
А еще в заключение хочется пожелать – пусть у нас будет больше хороших людей, хороших праздников и вообще хорошего настроения.
Ирина ВОИНСКАЯ
с. Видлица
Легко ли жить без картошки?
Картофель был привезен в Россию почти триста лет назад, сейчас он распространен почти повсеместно, растет даже недалеко от Полярного круга. Я сама видела картофельные грядки у жителей Соловецких островов. В Карелии всякий уважающий себя огородник обязательно посадит около дома хоть несколько рядков этой культуры – «второго хлеба».
Но ведь были времена, когда без картофеля обходились, и даже весьма успешно. Вот о «погружении» в такие времена я бы и хотела помечтать.
Речь идет о создании на территории вепсского края музейно-туристического комплекса – Этнопоселения «Вепсское городище XII века».
Почему именно это время? К XII веку вепсский этнос уже вполне оформился, упоминания о племени «весь» встречаются как в русских, так и иноземных письменных источниках. Это время средневековья, о котором обычный человек знает очень немного. «Городище» обычно располагалось на берегу озера. И я бы выбрала берег Онежского озера, но совсем не обязательно поселок Шелтозеро.
Попадая в такое поселение, современный человек должен полностью «окунуться» в прошлое.
Как был устроен дом XII века? Как он отапливался? Была ли печь похожа на современную, или хотя бы печь XVIII века в вепсском доме? Все это вы узнаете, зайдя в дом. Вас встретят хозяева, а может быть и их дети.
Какие ткани шли на пошив одежды, чем их красили и как украшали? Обо всем этом поведает хозяйка дома, непременно нарядив гостей в традиционный костюм. Переодевшись, гости смогут узнать об обычном дне жизни обычной вепсской семьи XII века. День начинается вместе с рассветом, а заканчивается вместе с заходом солнца. Пространство избы освещается лучинами, которые хозяева заготовят вместе с гостями. Хозяин отведет гостей в кузницу. Покажет, как из самородного железа можно выковать гвозди или небольшие украшения, и обязательно вместе с гостями скует несколько гвоздиков на память. Хозяйка пойдет доить корову, а гости попробуют сбить масло с помощью маслобойки.
Наступает пора трапезы. Чем угощают в этом доме? Что было на столе у древних вепсов? Ржаные лепешки или ячменные, молоко или грибы, ягоды, рыба, может быть какие-либо овощи? Стол для гостей накрыт, хозяева расскажут о «правилах поведения», а затем обязательно накормят. Из чего ели, чем ели, были ли у каждого отдельные тарелки? Вы все это обязательно увидите, услышите и попробуете. После еды хозяин пригласит вас в свою гончарную мастерскую, где с его помощью можно изготовить небольшой горшочек по древней технологии, а может быть и небольшую свистульку.
Вместе с хозяйкой можно попытаться принести воды коромыслом в большую бочку или что-нибудь соткать на ткацком стане. Интересно, ткацкий стан был похож на современный, или был вертикальным? А еще можно научиться «чесать» лен или вязать рукавицы из конского волоса одной иглой.
Хозяйские дети приведут вас на конюшню, где можно просто погладить лошадь, а можно попытаться управиться со сбруей и прокатиться. Лошадь запрягали так же, как сейчас? Дети покажут Вам свои игрушки, расскажут и обязательно научат играть в некоторые игры.
Незаметно подкрадется вечер, хозяйка споет Вам несколько удивительных по красоте древних песен, а хозяин непременно расскажет о верованиях своего народа.
День, полный удивительных событий, закончится, пора покидать гостеприимных хозяев. Но тем, кто не хочет так быстро уезжать, хозяева непременно разрешат остаться на несколько дней. Вы сможете пожить в соседнем доме, самостоятельно приготовить себе еду, наловить рыбы на обед, а может даже испечь хлеб по очень старому рецепту.
Мне кажется, что такое поселение будет востребовано не только туристами, но и местным населением. Прежде чем что-то предлагать, придется досконально изучить историю, этнографию, да и массу других наук. Эта работа для сотрудников Шелтозерского музея, для студентов-историков, лингвистов.
Это дополнительные рабочие места для местного населения, так как потребуется большое количество работников для данного «городища». Работа эта будет постоянная, и, на мой взгляд, достаточно интересная и творческая.
Наличие такого поселения поможет сохранить вепсский язык, потому что знание вепсского языка должно стать обязательным условием при приеме на работу. Хозяева могут объясняться с гостями на вепсском и русском языках, называя предметы на двух языках, а может быть, даже обучая некоторым словам и выражениям. Местные жители смогут воочию увидеть, как жили их предки, может быть кто-то это увидит впервые, может быть кто-то вспомнит забытые навыки или обучится им. Школьники увидят, что такое «натуральное хозяйство» не на страницах учебника, а на практике. Я думаю, что умение жить в ладу с окружающей природой пригодится им в дальнейшем.
Мне кажется, что наличие такого «городища» сможет стать несомненно привлекательным моментом для большого числа туристов, прибывающих в Карелию. Современные туристы ведь очень хотят «прикоснуться к корням», «вепсское городище» сможет им это предложить. А также несомненный отдых от шума и проблем большого города, что так немаловажно в наше напряженное время. Вдруг кто-то захочет остаться у нас навсегда, изучать вместе с нами язык, быт, может просто жить рядом?
И тогда можно будет говорить о том, что быть в Карелии и не побывать в «вепсском городище», значит не узнать и половины ее культуры. А маршрут можно назвать «Легко ли жить без картошки?» Кому-то легко, кому-то – нет.
Марина ЩЕРБАК
г. Петрозаводск
Церковь – чужеземка
В пятидесяти четырёх верстах от нашей столицы г. Петрозаводска, в долине Марциальных вод стоит небольшая церковь Апостола Петра, уникальный исторический памятник деревянного зодчества, сохранившийся со времён Петровской эпохи.
Построена она по планам и чертежам самого императора, который в то время увлекался западноевропейским зодчеством, а руководил строительством голландец Вильям Генин, по вероисповеданию католик. Поэтому церковь, хоть она и православная, и освещена в присутствии Петра I, в 1722 году, очень отличается от традиционных церквей.
Храм напоминает «заграничный корабль», его легче представить где-нибудь в дубравах Голландии, настолько другое строение и архитектура. Она совмещает в себе каноны православия и католицизма - православные главки венчают католические кресты.
Рассматривая внутреннее убранство, мы увидим скамейки и вешалки, что для того времени - нонсенс. В православии верующие должны простоять службу стоя или сломить гордыню и преклонить колени. А при императоре богослужение посещали католики, благополучно устраиваясь на этих скамьях.
Главной ценностью этой церкви является ордерный иконостас с четырнадцатью иконами. Иконы разделены очень красивыми пелястрами, выполненными резьбой по липе. В тоже время, как в православной традиции, иконостасы тябловые, и иконы располагаются на полочках. Иконы, как написанные картины! И это не оговорка, так как в их написании использовалась западноевропейская портретная иконопись. Они настолько реалистичны, что в них можно увидеть складки одежды, румянец на лице. А написаны они красками, взятыми у природы. Использовалась охра, кобальт, даже черника и морошка.
В сюжетах икон просматривается морская тема, ведь в то время шла Северная война, борьба за Балтийское море. Спас Вседержитель вместо библии держит штурвал корабля и над головой у него морской компас. Апостол Пётр изображен на фоне рассечённой скалы, символизирующей окно в Европу, где виднеется море и корабли с трёхцветными флагами. Есть здесь иконы и Николая Чудотворца - покровителя мореплавателей и путешественников, и Иоанна Златоуста, и Александра Невского, которые в своё время тоже боролись за выход к Балтике.
Во втором ряду иконы–медальоны округлой формы, где прослеживается Путь Христа. Они написаны на холсте, что тоже не традиционно для православных церквей. Резные головы ангелочков, лица которых похожи на придворных Петра, является признаком католической церкви.
И хотя храм Апостола Петра разительно отличается от наших православных церквей, он отнюдь не уступает им по красоте и убранству.
Вот такая чудо церковь чужеземка стоит на наших просторах и является уникальным местом поклонения верующих.
Юлия ДЮКАРЬ
п. Кончезеро
НЕ ДОПУСТИМ РАСПРОДАЖУ РЕК, ОЗЕР И МОРЕЙ РОССИИ
Обращаемся к гражданам России, осознающим себя не безмолвным населением, а народом, готовым реализовать свое конституционное право и духовную обязанность принимать решения, не перекладывая ответственность на власть. Действующее законодательство дает возможность правовыми методами, путем коллективных правовых действий вести равноправный диалог с властью.
Наличие водных запасов является залогом выживания народов и цивилизации в целом. Реки, озера, моря России – стабильные источники возобновляемых запасов питьевой воды и пищевых (биологических) ресурсов не только нынешних, но и будущих поколений российских граждан. Ценность воды на планете возрастает с каждым годом.
Поэтому воды вследствие их значения для жизни людей и государства должны находиться в государственной собственности и являться публичным достоянием народа России. Водный кодекс должен содержать гарантии права граждан на свободный и бесплатный доступ к водным объектам, обязанность органов власти обеспечивать это право. Частная собственность на водные объекты недопустима.
1 января 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс РФ, ликвидирующий государственную собственность на водоемы России и нарушающий права граждан на свободный и бесплатный доступ к воде.
Новый кодекс направлен на изъятие из собственности государства и общества водных объектов для передачи частным юридическим и физическим лицам. Водные объекты - реки, озера, акватории морей, заливов, лиманов - превращены в имущество и товар. Они могут сдаваться в аренду, их можно выкупить в частную собственность, водные объекты включены в гражданский оборот (являются предметом купли-продажи). Собственниками рек, озер, морей России могут стать не только граждане России, но и иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные компании. Из нового кодекса исключены положения о том, что воды в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни народа. Исключены гарантии права граждан на чистую воду и благоприятную среду. Отсутствуют реальные гарантии права граждан на свободный и бесплатный доступ к водоемам. Органы государственной власти освобождены от обязанности обеспечивать право свободного и бесплатного доступа граждан к водным объектам.
Новый кодекс фактически ликвидировал государственный контроль за состоянием водных объектов.
Федеральный закон от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» является дополнительным механизмом по изъятию у государства и народа водных ресурсов. Этим законом внесены изменения в Гражданский и Земельный кодексы, они создают возможность передачи в частную собственность водоемов, сейчас являющихся общедоступными.
Внесены изменения в статью 261 п.2 Гражданского кодекса РФ. Ранее право собственности на земельный участок распространялось только на замкнутые водоемы, расположенные в пределах участка - небольшие пруды. ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» ликвидировал этот критерий и теперь в собственность хозяина участка переходят все без исключения водные объекты, расположенные на земельном участке. Данное положение и новый Лесной кодекс создали возможность получения в собственность огромных лесных территорий со всеми находящимися на них водными объектами. Именно для этого в Гражданском кодексе изъят «неудобный» термин - «замкнутые водоемы».
Аналогичные изменения внесены и в Земельный кодекс. Ранее в состав земель сельскохозяйственного назначения входили только замкнутые водоемы. Законом в статье 77 исключено слово "замкнутые" и введено понятие "водные объекты". Это означает, что любые водные объекты, находящиеся в пределах земельного участка, становятся его неотъемлемой частью. Земли сельскохозяйственного назначения могут находиться в частной собственности, передаваться по наследству, являться предметом купли-продажи, аренды. Таким образом, любые водные объекты в пределах участка земель сельскохозяйственного назначения могут перейти в собственность хозяина конкретного земельного участка или в распоряжение арендатора.
Механизм передачи водных объектов России в частную собственность носит завуалированную форму. Вначале водоем или его часть берется в аренду, а затем арендатор на основании положений статьи 624 Гражданского кодекса РФ выкупает его в частную собственность. Поскольку аренда является скрытой формой продажи водоемов, право на заключение договора аренды продается с аукциона, где единственным критерием является количество денег. Можно не сомневаться, что главными покупателями будут иностранные транснациональные корпорации, финансовые возможности которых неограниченны.
Изменения в Гражданском кодексе гарантируют наследникам крупных землевладельцев право на получение вместе с земельными участками всех водных объектов, расположенных на них. До принятия Водного кодекса в соответствии с частью 2 ст. 1181 Гражданского кодекса вместе с земельным участком могли наследоваться только замкнутые водоемы. ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» исключил слово "замкнутые", чем создал механизм для передачи по наследству вместе с земельными участками любых водных объектов, расположенных на них.
Неслучайно новое положение Налогового кодекса об освобождении от налогов на наследство близких родственников вступило в действие одновременно с принятием новых Водного и Лесного кодексов. Теперь становится понятным, о ком заботились законодатели принимая это положение. Наследники земельных олигархов освобождены от налога при наследовании земельных участков и водоемов наравне с собственником дачного участка в 6 соток.
Государственная Дума приняла Водный кодекс. Это произошло в результате одобрения его депутатами двух фракций – «Единой России», имеющей в Государственной Думе большинство, и ЛДПР.
Однако в соответствии с Конституцией РФ только мы - граждане России, ее народ - являемся единственным источником власти в стране. Наши права и свободы – высшая ценность государства. Все органы власти: Президент, Правительство, Государственная Дума существуют только для того, чтобы обеспечивать и защищать права каждого из нас и всего народа России.
Мы, народ России, не допустим распродажу рек, озер и морей России.
Присоединяйтесь к Гражданскому движению «Земля России – достояние народа»! Подробности о движении – на сайте http://russialand.info
О.А. ЯКОВЛЕВА,
член Московской областной коллегии адвокатов,
Почетный адвокат России,
По материалам вестника Гражданского движения
«Земля России – достояние народа
Copyright © Льыоравэтльан Все права защищены. Опубликовано на: 2007-05-02 (9407 Прочтено) [ Вернуться назад ] |