Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ №2 ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ КУЗБАССА

Один из главных национальных телеутских обрядов – той

Я Колчегошева Вероника Алексеевна, моя национальность – телеутка, род - тёлёс. Являюсь коренной жительницей п. Телеут. В школьные годы занималась художественной самодеятельностью (исполнение песен и танцев), т.е. мы исполняли те песни, которые раньше исполняли наши бабушки в любой праздник, либо какая-то работа сопровождалась песней. В наше время песни на национальном языке можно услышать только на тематическом концерте. Также можно отозваться и о танцах.
В связи с тем, что многие национальные традиции утрачиваются, свадьбы тоже стали проводить на русский лад. Увидеть национальную свадьбу можно только на показательном мероприятии.
Раньше основная масса молодых людей находили себе подходящую пару во время вечерок (оиндар – игры). Так как начинались они всегда в вечернее время и проводились всю ночь, поэтому их прозвали вечерками. А проводятся они в рождественские праздники с 7 января по 14 января. На вечерках пляшут, поют национальные песни и играют в игры. Весь народ съезжается в ту местность, где они проходят интереснее. Но особенно затрагивает то, что сам смысл игр утрачивается. В разных поселках их воспринимают по-разному и в основном подрастающему поколению нужна просто дискотека. Ни одни вечерки не проходили без умыкания невесты, даже без ее согласия.
Если своровали насильно, девушка провела у жениха ночь, считалось, что вышла замуж. На следующий день невесту одевали в национальную одежду и заплетали косы, а в косы всегда вплетали тана, это значит, что она теперь замужем. Тана состоит из серебряной монеты и двух коротких ленточек, две косы (две судьбы) объединяет тана. Родители уже не принимали дочь обратно.
Если по сговору девушку украли, устраивали тяраштык - мирение. Утром сваты - два, три человека (мужчины) приходили в дом невесты и сообщали родителям, что их дочь украли. Приходили с гостинцем, ставили на стол гостинец, уговаривали родителей невесты на мировую. Обговаривая все условия мировой, родители невесты могли затребовать калым, плюс выпивку и барана. После этого один из сватов уходит к жениху обратно рассказать условия, а оставшиеся два человека должны пригласить родственников невесты на мировую, а близких родственников привезти. Когда родственники собирались в полдень, но никак не вечером, родственники жениха вместе с женихом, с калымом, с гостинцем, выпивкой и с вареной бараниной приходят в дом невесты. У невесты в доме близкие родственники невесты садятся за стол, родственники жениха накрывают на стол, жениха знакомят с родителями и родственниками невесты.
Затем через месяц жених с невестой приходят в дом невесты с гостинцем. Жениха принимают родители и родственники невесты, как самого дорогого и близкого родственника. После этого договариваются о свадьбе, которую подгадывают к какому-либо празднику.
К свадьбе начинают готовиться со вторника. Перед свадьбой начинают стряпать и укладывать приданое в сундук.
Раньше готовили очень богатое приданое для невесты, куда входило: эки тон (две шубы), одна шуба для повседневной носки, другая нарядная, эки сырмал (как зимнее пальто), чепкен (как драповое пальто), телен (осенняя одежда, как плащ), чимек (наряд невесты в день свадьбы), чарык (кожаная обувь), чулук (вязаные гольфы, чулки), кинек (платье), платар (платки), кыш перик (зимняя шапка), тештек (нагрудное украшение), тяка (воротник), кур (пояс), подушки, тежек (перина), кожего (шторка над кроватью), орын тябу (накидка на край кровати, а затем уже покрывало).
В свадебный день утром невесту раньше наряжали невестки, т.е. жены братьев, в сопровождении национальных свадебных песен. Начинали заплетать косы, в косы вплетали тана, затем одевали кинек (платье) с тошток (нагрудное украшение для платья), подвязывали кур (пояс), большой платок, одевали телен и сапоги хромовые женские. Жениха одевали в рубашку, брюки, телен, кур, сапоги хромовые и шапку.
Заправляют постель: собирают кровать, кладут перину, 2 одеяла, накрывают орын тябу и покрывало, кладут 4 подушки, вешают кожогё (шторка над кроватью).
Со стороны невесты родственники накрывают столы и варят барана, ждут гостей. Все родственники со стороны невесты несут в первый день свадьбы в подарок кинек (платье). Все подаренные платья складывают около постели невесты, на сундук. Вся родня ждет в гости жениха с невестой вместе с родней жениха.
У родни жениха утром начинают накрывать на столы и варят барана. На свадьбу хоть сторона жениха, хоть сторона невесты, когда разделывают барана, готовят отдельно уча и теш, остальные части баранины разделывают отдельными кусочками и варят в большом казане на улице, на костре. Из требухи готовят тергом, это ливер нарезают длиной 30см на 5 или 7 частей, желудок тоже делят на 5 или 7 частей, и обматывают кишочками, так получается 5 или 7 штук тергом. Тергом варят отдельно в кастрюле, нарезают и подают на стол кусочками. Когда все готово, часов в 12 или 13 все родственники с молодыми едут в гости к сватам, берут с собой гостинцы. В гостях невесту наряжают дополнительным нарядом, меняют ей платье, телен и платок. Затем всех женщин усаживают за столы и угощают, а мужчины выходят на улицу, там куре (костер – семейный очаг, вокруг костра с четырех сторон ставят лавочки, ставят выпивку и выносят вареного барана). Мужчины сидят на улице, где костер, и угощают родню со стороны жениха, и тут же недалеко от очага, не мешая мужчинам, самым близким тетям и сестрам жениха дарят в подарок платья, которые тут же надеваются. После всего этого родня жениха собирается к себе (в сторону жениха), пригласив к себе в гости родственников невесты, но жених с невестой остаются здесь.
Родственники невесты собираясь в гости к сватам, берут с собой гостинцы, приданое, когда приданое выносят из дому, сопровождают благословляющей песней (той сарын), в первую очередь выносят сундук. Платья, подаренные родственниками, везут на подарок родственникам жениха. Свадьба со стороны невесты с женихом и невестой едут в гости к жениху.
В первую очередь в дом заходят жених с невестой, а после заносят сундук и остальное приданое (кровать и постельное), после гостинец и заходят гости. У жениха так же накрыты столы, разжигают костер (куре), мужчины выходят на куре, ставят выпивку и мясо барана. Самым уважаемым старым родственникам преподносят уча и тёш.
В доме обряд начинают перед печкой (очаг семьи): молодые кланяются и просят семейного благополучия, затем выходят на улицу кланяются березкам (сом) и так повторяется 3 раза, вместе с молодыми бегают и кланяются самая близкая тетя жениха и тетя невесты, но обязательно тети должны быть замужними и с детьми, чтобы молодые жили долго, семья была крепкая и детей было много. Это все сопровождается свадебной песней. Тем временем в комнате жениха и невесты заправляют постель для молодых. Постель заправляет тетя невесты (обязательно замужняя) или мама невесты, но прежде чем заправлять, должны откинуть постель у брата невесты.
Когда платья все одели, куре закончилась, все родственники и со стороны жениха и со стороны невесты гуляют вместе. На другой день пельмени.
На второй день утром рано начинают стряпать пельмени, все вместе, жених, невеста, все их друзья и близкие родственники. А два человека из родни едут, приглашают сторону невесты на пельмени. К 12 часам у жениха столы накрыты, пельмени готовы, родня невесты приехала, заходят с благословляющими песнями, жених и невеста принимают подарки, наливают чарочку и угощают горячими пельменями.

Это один из примеров утерянных обрядов и традиций. Хочется, чтобы народ задумался о своей истории, о будущем, иначе в скором времени будем задумываться о том телеуты мы или нет. А ведь у коренных народов много прав и возможностей, особенно для возрождения и поддержания своей культуры, традиций и быта.

Вероника Колчегошева


Народ, который не знает свою историю, не имеет будущего…
Колчегошев Евгений, 23 года. Мой род – Тёлёс. Окончил Международный Казахско - турецкий университет имени Х.А. Яссави по специальности менеджер по туризму.
Являюсь стажером второй группы Информационного Центра коренных народов Кузбасса, прошел курс лекций «Образование в области прав человека и прав коренных народов». Во время стажировки приняли участие в семинаре, который проходил в республике Алтай (с. Артыбаш). Семинар проводили: почетный адвокат России, член Московской коллегии адвокатов - Яковлева О.А. и председатель Эколого-правового центра «Право на жизнь» - Грищенко Эльвира.
На семинаре рассматривались поправки, внесенные в Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации. В процессе семинара у меня сложилось впечатление, что депутаты, принимающие законы, решили распродать все земли, леса, реки в частные владения, при этом предоставляя равные права, как гражданам России, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства. Все эти земли, реки, леса являются неотъемлемой частью жизни и деятельности коренных народов. В Белово добыча каменного угля происходит в близи мест проживания коренного малочисленного народа - телеутов. В экологической доктрине сказано, что должно быть справедливое распределение прибыли с продажи полезных ископаемых.
На данный момент есть такая проблема - незнание родного языка среди молодежи, незнание своей культуры, истории. Народ, который не знает свою историю, не имеет будущего. Ведь для того, чтобы идти вперед, надо знать, кем были наши предки, какой след они оставили в мировой истории. Как мы можем считать себя телеутами, если не знаем своей истории, родного языка, культуры. Хорошо хоть в с. Беково (Беловского района) преподается телеутский язык как факультативный предмет. Хотелось бы, конечно, чтобы на территориях, где проживают телеуты, везде преподавался телеутский язык, хотя бы при клубных учреждениях.
Евгений Колчегошев



Путь к возрождению нации…
Я, Файзрахманова Светлана Петровна - стажер первого курса обучения. Хотелось бы еще раз выступить в защиту своей нации. Повысить уровень знаний среди малочисленных народностей Кемеровской области. Так как мне не безразлична судьба своего народа. Нужно знать свои права и уметь применять их в своей жизни. Я живу в цивилизованной стране, и я хочу, чтобы мои дети и внуки были грамотными и образованными.
С 26 сентября по 26 октября 2007 года Информационный центр коренных народов Кемеровской области начал обучение 2 группы стажеров. Учебный курс на тему «Образование в области прав человека и прав коренных народов». За время обучения в центре я познакомилась с основами международного права в области прав человека и прав коренных народов.
Для нас тема актуальна тем, что мы - малочисленные народы Кемеровской области, начинаем осознавать свое положение и активно активизировать свои силы для решения своих проблем. Сейчас идет процесс оформления и регистрации общественной организации «Ташкомур». Руководителем общины является Кормина Людмила Васильевна. Общественная организация будет работать по таким направлениям: здоровье населения телеутов; сохранение и развитие культуры; традиций; популяризация устного и песенного народного творчества; праздников и обрядов. Я заинтересована в том, чтобы у нас в деревне Новобачаты было много людей с активной, сознательной жизненной позицией.
Перед большинством коренных жителей стоят вопросы правового характера и не только, как зарегистрировать землю, кому и как обращаться при разрешении споров, какие механизмы защиты своих прав существуют и т.п. Для этого г.Белово открыт центр, где стажеры проходят курс обучения.
29 ноября 2006 г.подписан губернатором А.Тулеевым закон о социально-экономическом развитии наций и народностей Кемеровской области. Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных целей и задач: сохранение межнационального мира и стабильности в Кемеровской области; создание условий для сохранения и развития культуры языка всех наций и народностей, проживающих в Кемеровской области; повышение качества жизни коренных малочисленных народов Кемеровской области.
Для достижения указанных целей, в рамках Программы должны быть решены следующие задачи: создание условий для национально-культурного и социально-экономического развития народов в Кемеровской области; развитие социальной инфраструктуры в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Кемеровской области; повышения уровня образования; сохранение и развития национальных языков; профилактика возникновения межнациональных противоречий; создание условий для укрепления межнационального культурного сотрудничества на территории Кемеровской области. Мы коренные жители Кузбасса – телеуты, непосредственно попадаем под эту программу, она позволяет решить проблемы нации, но к сожалению не все жители – телеуты знают о существовании данной программы и как нужно ее применить.
Файзрахманова Светлана


Каргачаков Вячислав Петрович, стажер второй группы Информационного Центра коренных народов Кузбасса. Проживаю в с. Новобачаты Беловского района.
В состав Новобачатской сельской территории входят два населенных пункта – село Новобачаты и поселок имени Ильича. Глава администрации Новобачатской сельской территории – Михайлова Тамара Васильевна. На территории расположены муниципальные учреждения – «Новобачатская средняя общеобразовательная школа», детский сад, филиал детской школы искусств №30, фельдшерский пункт в поселке им. Ильича, сельский дом культуры на центральной усадьбе и клуб в пос.им.Ильича, библиотека, отделение сбербанка и почтовое отделение связи, участок МУ РЭП ЖКХ. Торговлю представляют два магазина сельского потребительского общества района, магазин Беловской межрайбазы и три частных магазина.
В декабре 2005 года открыта амбулатория общей практики, молодежный спортивно - досуговый центр. Амбулатория общей врачебной практики обслуживает население села Новобачаты и поселке им.Ильича. Открытию амбулатории предшествовала большая подготовительная работа. В просторном и светлом здании амбулатории расположены дневной стационар на три койки, стоматологический, перевязочный, процедурный, прививочный и физиокабинеты. Оборудованы всем необходимым акушерский кабинет и кабинет доврачебного осмотра. К услугам селян аптечный киоск. Отдельный кабинет у врача общей практики. Для обслуживания населения поселке им.Ильича имеется автомобиль «УАЗ».
Помимо социальной инфраструктуры на территории расположены колхоз имени Ильича, сельскохозяйственная артель «Светлана», 30 крестьянских фермерских хозяйств, ООО «Разрез Новобачатский».
В сельскохозяйственных предприятиях колхоза, крестьянско-фермерских хозяйств, в бюджетных учреждениях и на угольных предприятиях работает основная часть населения территории, часть из них живет за счет личных подсобных хозяйств.
Новобачатский сельский дом культуры полностью укомплектован кадрами специалистов культурно-просветительской работы. Директор дома культуры Юдина Валентина Иванова 14 лет работает в этой должности, 13 лет – художественный руководитель Елагина Маргарита Анатольевна. Супруги Мухины Валерий Викторович и Любовь Владимировна и Паненко Валерий Павлович и Татьяна Дмитриевна приехала в Новобачаты после окончания Кемеровского Государственного института культуры в 1984 году. Их творческий потенциал, высокий профессионализм виден в созданных ими коллективах художественной самодеятельности. В 1987 году хореографический ансамбль «Улыбка», руководимый Паненко Т.Д., удостоен почетного звания «народный», в 2001 году звание «народный» присвоено фольклорному коллективу «Сибирячка», руководимому супругами Мухиными.
У «Сибирячки» появились коллективы-спутники-детские фольклорные ансамбли «Очарование» и «Долинушка», и детский ансамбль русских народных инструментов «Озорные ребята».
Народные коллективы дома культуры широко известны за пределами района и области, были участниками Губернаторского приема.
В 2004 году Мухину В.В. вручена медаль «За служению Кузбассу», в 2005 году Мухина Л.В. награждена медалью «За веру и добро». В декабре 2005 года солистке ансамбля «Очарование» Колчегошевой Маргарите вручена медаль «Надежда Кузбасса».
За участие в художественной самодеятельности, мастерство и артистизм большая группа детских творческих коллективов побывала на отдыхе на Черноморском побережье, сопровождала группу Паненко Т.Д.
Вячислав Каргачаков


Мой адрес - город Белово

30 октября 2007 года наша группа встретилась с заместителем главы города по работе с административными органами и общественному порядку Щеколдиной Ниной Васильевной. Нине Васильевне были заданы следующие вопросы: 1.
Каков статус Телеута?
В городское муниципальное образование город Белово с точки зрения названия населенных пунктов входит четыре ПГТ: Грамотеино, Инской, Бачатский, Новый Городок; и два сельских населенных пункта с.Заречное и д.Грамотеино. Телеут не имеет никакого статуса, он просто входит в Муниципальный округ Белово и микрорайон Чертинский. Так же был задан вопрос: как правильно писать свой адрес. На что Нина Васильевна ответила, что правильно будет писать г.Белово и далее улицу и номер дома, т.е. не нужно писать поселок Черта, так как Черта не имеет статуса ПГТ. Признание любого статуса возможно в рамках областного законодательства. 2.
Каковы условия для получения статуса муниципального образования (поселка)?
Чтобы получить статус поселка городского либо сельского типа, нужно чтобы половина селения занималось либо сельским хозяйством, либо работало на производстве. От этого и зависит название поселка городского либо сельского типа. Нина Васильевна привела пример рабочего поселка Артышта, для присвоения ему статуса поселка, нужно было сначала провести анализ занятости населения, а затем на основании полученных данных уже присвоить статус. По проделанной работе, оказалось, что большая часть населения Артышты занимается сельским хозяйством, поэтому ему дали статус сельского поселка.
На наш вопрос о том, какова должна быть минимальная численность населения для получения статуса поселка, Нина Васильевна ответила, что в течение тридцати дней даст письменный ответ на основании закона. 3.
Есть ли у нас в городе Белово публичный центр правовой информации, где люди бесплатно могут получить юридическую консультацию?
Такого центра у нас в городе нет, по крайней мере, Нина Васильевна не слышала о таком, но у нас в городе существует постоянно действующая система учебы информаторов. По графику орг.отдела администрации подбираются темы, интересующие население. Данная учеба проходит каждый месяц, всем участникам выдается раздаточный материал. 4.
Существует ли у нас, согласно «Экологической доктрине», справедливое распределение благ для населения от использования природных ресурсов и доступа к ним?
Бесплатный уголь распределяется работникам, работающим на угольных предприятиях. Остальную часть ответа, касающуюся нас, как представителей коренных малочисленных народов, Нина Васильевна предоставит в письменной форме на основании законов. 5.
Проводится ли в городе рекультивация земель, нарушенных в результате разработки месторождений полезных ископаемых?
В настоящее время уже закончена работа по рекультивации земель, ликвидированных шахтой Пионерской. Работа проводилась за счет средств федерального бюджета.
Сейчас в стадии судебного разбирательства дело о привлечении к ответственности федерального собственника, по вопросу о рекультивации земель, нарушенных в результате работы Цинкового завода.
Более подробную информацию о рекультивации земель Нина Васильевна посоветовала узнать у Чернецова Н.С. - начальника земельного комитета.
В целом, встреча прошла хорошо, мы очень рады, что встретились с Ниной Васильевной, так как беседа прошла в теплой и дружественной обстановке, мы услышали почти все ответы на интересующие нас вопросы, более подробную информацию надеемся получить в письменном виде.

стажер Кузбасского центра Евгений Колчегошев


Нас волнует безопасность детей

30 октября 2007 года вторая группа стажеров Информационного центра коренных народов Кузбасса «Тилдыс» встретилась с заместителем главы города Белово по промышленности, транспорту, связи, потребительского рынка и услуг Кузнецовым Геннадием Степановичем.
Одна их стажеров задала вопрос о включении дополнительного рейса автобуса по маршруту г.Белово – с.Заречное – г.Белово, так как к ним в с.Заречное ходит только четыре автобуса, последний приезжает в шесть часов вечера, что не удобно для работающих. Геннадий Степанович сказал, что этот вопрос будет рассмотрен в течение трех-четырех дней, о результатах нас проинформируют.
Так же был задан вопрос о безопасности дорожного движения в районе школы №5. Для того чтобы учащимся попасть в школу им нужно перейти через дорогу, а это очень не безопасно! Так как в этой школе учатся только начальные классы. Хотя на дороге стоит знак «Дети» и «Зебра», этого не достаточно, чтобы дети спокойно могли ходить в школу, а родители, не беспокоясь, могли отпускать детей учиться, так как на этом участке дороге находится поворот, все водители едут, не сбавляя скорости и зачастую не замечая учеников. Били уже случаи ДДП. Мы - стажеры Информационного центра, предложили либо установить лежачего полицейского, либо каждый день дежурить милиции и регулировать движение.
Геннадий Степанович записал наши вопросы и сказал, что сообщит о предпринятых мерах по решению данных проблем.
стажер Кузбасского центра Вероника Колчегошева









Copyright © Льыоравэтльан Все права защищены.

Опубликовано на: 2008-01-18 (8476 Прочтено)

[ Вернуться назад ]

Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.02 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com