Бюллетень №9 Центра информационной поддержки коренных народов Красноярского края
Стажировка «Образование в области прав человека и прав коренных народов» (Красноярск, 14 сентября – 15 октября 2007г.)
С 14 сентября по 15 октября 2007г. состоялась вторая стажировка «Образование в области прав человека и прав коренных народов» для представителей коренных малочисленных народов Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края. Стажеры учебного курса представляли различные территории Таймырского муниципального района, имеют опыт защиты прав коренных малочисленных народов Таймыра, сами осуществляют деятельность, связанную с сохранением и защитой традиционного образа жизни, промыслов и видов хозяйствования:
1. Попова Мария Дмитриевна, лаборант ГОУ СПО «Таймырский колледж"; долганка; Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, МО «Городское поселение Дудинка», г. Дудинка;
2. Саблина Елена Николаевна, младшая медицинская сестра МУЗ ТРБ № 1 Хатангской центральной районной больницы; долганка; Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, МО «Сельское поселение Хатанга», с. Хатанга;
3. Лаптуков Евгений Спиридонович, заведующий отделом природы КГУК Таймырский краеведческий музей, аспирант Иркутской государственной сельскохозяйственной академии (тема диссертации: «Эколого-экономический мониторинг ресурсов дикого северного оленя юго-западной части полуострова Таймыр»); долганин; Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, МО «Городское поселение Дудинка», г. Дудинка;
4. Марьясова Зинаида Ивановна, начальник отдела экологического образования ФГУ заповедник «Таймырский»; долганка; Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, МО «Сельское поселение Хатанга», с. Хатанга;
5. Чарду Мария Юрьевна, специалист I категории отдела развития поселков администрации сельского поселения Хатанга; долганка; Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, МО «Сельское поселение Хатанга», с. Хатанга;
6. Бетту Анна Ильинична, глава администрации п. Сындасско; долганка; Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, МО «Сельское поселение Хатанга», с. Сындасско;
7. Вэнго Вадим Нярович, ООО «Северная гавань», заготовитель, рыбак, оленевод; ненец; Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, МО «Сельское поселение Караул», с. Караул;
8. Поротова Татьяна Евдокимовна, студентка 3 курса фельдшерского факультета Дудинского медицинского училища, долганка; Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, МО «Сельское поселение Хатанга», с. Сындасско.
В рамках стажировки были реализованы различные образовательные блоки, основным из которых являлся правовой. Стажеры изучили основы теории государства и права, федеральное, региональное законодательство и международные стандарты по правам человека, по правам коренных народов, механизмы защиты прав, права коренных народов на традиционное природопользование, природные ресурсы, на доступ к информации и другие права и обязанности, образующие особый правовой статус коренных малочисленных народов. Стажеры рассмотрели проекты краевых законов «О государственной поддержке северного оленеводства в Красноярском крае», «О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Красноярского края», проанализировали содержание федеральных, краевых, местных целевых программ по поддержке коренных малочисленных народов. Стажеры посещали занятия по компьютерной грамотности, на которых получали знания по работе в основных программах Microsoft Office. Проведение таких занятий стало возможным благодаря проекту «Открытый мир информационных технологий» (IDEA), реализуемому совместно с некоммерческой корпорацией «Прожект Хармони, Инк» и корпорацией «Microsoft» в рамках программы «Microsoft Unlimited Potential». Данный проект реализуется на базе Детского образовательного центра, руководитель проекта – Разводовская О.В.
В течение стажировки, происходило постоянное обсуждение проблем коренных народов Таймыра, возможных путей решения проблем. Итогом таких обсуждений стали обращения, которые стажеры передали во время проводимых встреч должностным лицам: Фокину Н.А., депутату Законодательного собрания Красноярского края по Таймырскому избирательному округу, Жмакову И.Е., Уполномоченному по правам человека в Красноярском крае, в Агентство по поддержке коренных малочисленных народов Севера администрации Красноярского края. Также, обращения стажеров будут переданы в Постоянный Комитет по делам Севера и коренных малочисленных народов Севера Законодательного собрания Красноярского края, Нечаеву В.С., Председателю Постоянного Комитета по образованию, науке, культуре и спорту Законодательного собрания Красноярского края, депутату ЗС по Таймырскому избирательному округу. Во время встречи 5 октября с Уполномоченным по правам человека в Красноярском крае Жмаковым И.Е., обсуждалось введение нового, крайне важного для коренных народов института – Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае.
Помимо прочего, стажеры приняли участие в тренинге социальной компетентности, занятия которого для некоторых стажеров стали одними из наиболее запомнившихся.
Важным образовательным блоком в стажировке стали занятия по социальному проектированию. В течение всех дней учебного курса стажеры работали над проектами, которые предполагаются для реализации в рамках грантовых конкурсов (в первую очередь, грантовой программы Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития»), целевых программ и иных возможностей для финансирования. Занятия по социальному проектированию со стажерами проводили Суворова О.А. и Сиротинина М.В. Всего по итогам стажировки было сформировано 6 проектов.
15 октября на базе Детского образовательного центра состоялась Общественная защита проектов стажеров Красноярского центра, одновременно ставшая заключительным мероприятием стажировки «Образование в области прав человека и прав коренных народов». На суд экспертов были представлены проекты стажеров, направленные на решение конкретных проблем коренных народов Таймыра. Стажер Лаптуков Е.С. представил проект «По следам Туруханской переписи», направленный на создание информационно-методического издания на основе архивных и экспедиционных материалов о прошлом и современном состоянии охотничьих промыслов, об обычаях и традициях коренного населения Таймыра, их охотопромысловой культуре, связанной с изъятием охотничье-промысловых животных. Стажерки Саблина Е.Н. и Попова М.Д. представили проект «Цветы жизни», направленный на профилактику девиантного поведения среди детей коренных народов 9 – 14 лет, проживающих в пос. Новорыбная сельского поселения Хатанга, через поддержку традиционных видов творчества. Вэнго В.Н., единственный ненец во всей группе стажеров, представил проект «Новый путь», целью которого является создание семейной (родовой) общины ненцев п. Носок, сельского поселения Караул. Стажерка Чарду М.Ю. представила проект, звучащий по-долгански: «Ологкун Туксар» («Улучши и облегчи жизнь»). Основное содержание проекта заключается в организации информационно-правовых семинаров и последующего консультирования представителей коренных малочисленных народов Таймыра, занимающихся традиционными промыслами и ведущими кочевой образ жизни в сельском поселении Хатанга. Стажерки Марьясова З.И. и Поротова Т.Е. представили проект «Сохраним для потомков», направленный на создание детских кружков по изучению долганского языка в пос. Хатанга. Стажерка Бетту А.И. представила проект «Надежда и опора», целью которого является оказание помощи ветеранам, инвалидам и престарелым жителям в решении бытовых проблем посредством создания волонтерского отряда из числа молодых людей поселения Сындасско.
Эксперт Общественной защиты проектов, Владыко Людмила Александровна (консультант отдела по взаимодействию с общественными объединениями и политическими партиями Управления общественных связей совета администрации Красноярского края, член Совета по краевым социальным грантам), дала оценку проектам на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к проектам в рамках грантовой программы Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития». Также, Людмила Александровна, дала ценные рекомендации стажерам по подготовке проектов в будущем. Магамедова Марина Хасаметовна, заместитель руководителя Агентства по поддержке коренных малочисленных народов Севера администрации Красноярского края, также эксперт Общественной защиты проектов, прокомментировала представленные проекты стажеров в целом и высказала пожелания по содержанию. Каждый проект сопровождался электронной презентацией. В этой связи, выражаем благодарность Разводовской О.В., заместителю директора Детского образовательного центра, за помощь в организационном и техническом обеспечении мероприятия.
Помощь в организационном обеспечении стажировки оказывали различные субъекты национальной политики, которым Красноярский центр выражает благодарность: Агентству по поддержке коренных малочисленных народов Севера администрации Красноярского края, Отделу по организации и обеспечению защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Таймыра Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Администрации МО «Сельское поселение Хатанга», общественным организациям коренных малочисленных народов Таймыра.
Красноярский центр и я лично, выражаем благодарность всем преподавателям, специалистам, волонтерам, которые проводили занятия со стажерами, принимали активное участие в реализации мероприятий стажировки, прилагали усилия и не жалели своего личного времени для того, чтобы стажеры получили максимум знаний, умений, столь важных при решении задач, связанных с сохранением и развитием коренных малочисленных народов Севера.
После окончания стажировки, уже дома, перед стажерами стоят новые задачи: реализовать разработанные проекты, донести до ближайшего окружения знания, полученные во время стажировки, отследить решения по обращениям.
Желаем стажерам успехов в их деятельности и надеемся, что наши усилия не окажутся напрасными, помогут стажерам активно реализовывать свои права и обязанности, окажут позитивное влияние на местное сообщество. Красноярский центр обязуется оказывать поддержку своим стажерам в сопровождение правовых действий, обращений стажеров, реализации проектов, направленных на решение проблем коренного населения, предоставлять информацию, новости, касающиеся жизни коренных народов, а также инициировать иные действия, направленные на защиту прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера.
Нечушкина Е.Н., директор Красноярского
регионального центра
МОЙ НАРОД
Положительные обычаи и традиции таймырских этносов
Долгане - самый молодой этнос Сибири. Их формирование шло в течение XVIII - XIX в.в. на территории Таймырского полуострова. Этот народ сложился в результате сближения (консолидации) различных этнических групп: эвенкийских родов «долган», «донгот», «каранто», «эдян», якутских оленеводов, затундренных крестьян (северные якуты, в числе которых были русские старожилы), илимпийских ненцев, энцев.
Первое упоминание названия «долгане» можно найти в записках казаков – сборщиков податей, датируемых 1818 годом.
В середине XVIII века, натуралист А.Ф. Миддендорф и лингвист М.А. Кастрен получили инструкцию уделить часть времени экспедиции в Туруханском крае для выяснения этнически запутанной ситуации в междуречье рек Лена и Обь. В письменных отчетах экспедиции 1843 -1947 гг. долгане упоминаются не как источник ясака, а как объект этнографического интереса. В классификациях А. Миддендорфа и А. Кастрена долгане обозначены, на основании языка и черт лица, как одно из якутских племен, но оба признают, что как специалисты, так и неспециалисты часто смешивают их с тунгусами.
В XX-м столетии нет никого, кто дал бы точную историю использования слова «долгане». Однако надо отдать должное исследователям, открывшим народность долганы, которые продолжали изучать этот загадочный народ.
С 1935 года в Таймырском национальном округе в качестве официального названия долган было принято самоназвание якутов «саха». С 1959 года в официальные документы, печать, радио, стало снова входить правильное для русского языка название «долгане». В 1967 году в «Книгах хозяйственного учета населения», в графе «национальность» происходит переименование с «саха» на «долган».
Долгане сохранили свой язык, свою самобытную культуру, любовно оберегаемую старшими поколениями и развиваемую национальными творческими коллективами. У долган своя древняя, уходящая в глубину веков, насыщенная и богатая на события история, сохранившаяся в народной памяти.
Долгане были бесписьменным народом. Лишь в 1973 году первая долганская поэтесса Огдуо Аксенова разработала основы долганской письменности. В том же году, в ноябре вышла ее первая книга стихов «Бараксан» Так, 1973 год стал годом рождения письменности и литературы долган.
Неоценимую помощь в издании книги оказал якутский этнограф Прокопий Елисеевич Ефремов, который был автором вступительной статьи и консультантом. Кроме того, он был автором предисловия и примечаний книги «Таймырские сказы» и составителем тома «Фольклор долган», который вышел в 2000 году в г. Новосибирске.
В 1984 году издан первый букварь, благодаря которому долганский фольклор сохранил свою колоритность.
Коренные народы Севера сильно различаются по своим историко-культурным традициям и образу жизни. Хотя о них и называют малочисленными - они сохранили материальную и духовную культуру, свой язык в очень хорошем состоянии.
Главное место в сохранении культурных традиций народа занимает передача опыта, жизненных установок и ценностей от старшего поколения к младшему, от родителей к детям. Эстетическое отношение к природе следует развивать с самого раннего возраста, «то есть будить в ребенке художника раньше, чем улица разбудит в нем потребителя, а то и разрушителя природы». Бывало, долганские дети еле-еле начинают ходить, а родители уже берут их с собой на охоту, рыбалку. Как только мальчики начинают подрастать, им делают деревянные ружья как настоящие, начинают учить прицеливаться, стрелять. Если в стойбище приехал незнакомый гость, то ему не надо объяснять, кто у тебя родился – гостю достаточно посмотреть на детскую люльку: сбоку у люльки мальчика висит деревянный ножик, а у люльки девочки скребок для камусов. Девочка с самого рождения находится у подола матери. Специально матери девочек ни чему не учат – это делается непринужденно, в процессе ежедневной жизни.
В процессе адаптации к окружающей среде у оленеводов, рыбаков, охотников выработался комплекс правил и запретов, позволяющих использовать природные ресурсы, не истощая их, не нарушая стабильной экологической системы.
Древние племена охотников, оленеводов, рыбаков интуитивно чувствовали необходимость охранять окружающий их растительный и животный мир от напрасного истребления. Придумывали всевозможные ограничения, запрещения, обряды. Эти верования сохранились в фольклоре, обычаях северных этносов.
Экологические традиции – это огромный пласт народной культуры. Он достался нам еще с тех времен, когда народы ощущали свою прямую зависимость от окружающей их среды и создавали целостные системы представления о природе, роли и правилах поведения в ней человека.
У долганского народа множество обычаев, поверий, обрядов, связанных с природой. Как связать экологические традиции коренных народностей с охраной природы – в этом и заключается задача работников экологического просвещения. Разве не красив такой долганский обычай – делиться первою добычей. Если охотник пришел с добычей, то он должен всю добычу разделить на все стойбище, причем лучшие куски отдавались старикам и детям, а семье добытчика доставались не самые лучшие куски.
Обычаи, традиции, поверья и приметы, будучи по своей психологической и социальной структуре массовыми привычками, являются в то же время эффективным средством воспитания положительного отношения к природе.
Волею судьбы наши северные народы оказались в окружении трех крупнейших заповедников: Путоранского, Таймырского и Большого Арктического, но это никаким образом не повлияло на их дальнейшее существование, может в какой-то мере еще сыграло и положительную роль. При всех заповедниках существуют музеи природы, но только в одном – «Таймырском» - 13 января 1993 года был создан не типичный для заповедников этнографический отдел. Также, был образован музей природы и этнографии, который 16 сентября 1993 года принял первых посетителей. Ни для кого не секрет, что наше подрастающее поколение плохо знает культуру своего народа, недостаточно ведется и краеведческая работа в образовательных учреждениях нашего поселения. При проведении эколого-краеведческих уроков выясняется, что подростки даже не знают год образования округа. Не говоря уже о других темах, и чем старше, тем хуже. Даже мы, взрослые, постепенно стали уходить от прошлого нашего народа. Дети младшего школьного возраста, посещающие занятия в музее, намного лучше старшеклассников знают историю своего края, очень активны при проведении тех или иных мероприятий.
В нашей системе экологического образования большое значение имеют музеи, так как любой посетитель может ознакомиться с растительным и животным миром, культурой народа, патриотической, природоохранной тематикой. При проведении экскурсий, бесед, экологических уроков сотрудники отдела экологического просвещения часто используют местные примеры, традиции и верования северных народов, прежний уклад жизни, традиционные виды хозяйствования, местные ремесла, которые находились в гармонии с окружающей средой, приводят конкретные факты.
Сотрудники отдела стараются отыскивать старые, полузабытые природоохранные традиции, особенно местные, которые популяризуют через экологические, краеведческие уроки, экскурсии, средства массовой информации.
Применение различных народных традиций намного облегчает проведение уроков, так как не требует от слушателей умственного напряжения, вызывает у них положительную реакцию, им это интересно. Эти традиции используются не только для охраны отдельных видов птиц и животных, но и заповедного комплекса в целом.
В последние годы большое внимание уделяется созданию новых природоохранных праздников. Психологически подмечено, что дети лучше пропитываются любой идеей, когда они сами ее пропагандируют. И поэтому детей в любом начинании надо только поддержать.
Ежегодно учащиеся Новорыбинской общеобразовательной средней школы очищают близлежащие к поселку озера «Пага» и «Чайканай» от бытового мусора. Ими направлены обращения в газету «Таймыр» и заповедник «Таймырский», в которых дети удивляются и взывают взрослых к совести: «Мы поражаемся, как взрослое население безразлично к судьбе будущего поколения. Тундра плачет и стонет, озера загнивают и мельчают, все живое постепенно вымирает из-за безалаберности и безответственности. Неужели эти озера в скором времени превратятся в лужи? Неужели у Вас самих – взрослых не щемит сердце от боли за окружающую природу?»
Успешная эколого-просветительская работа – это разнообразные формы и методы, постоянный творческий поиск, энтузиазм. И там, где просветительская деятельность ведется успешно, заповедники становятся центрами общественной жизни для местного населения.
Заповедники сегодня – передовой край в деле охраны природы. Это те самые зачарованные острова, куда не должна проникать хозяйственная деятельность, где земля предоставлена в распоряжение исконным обитателям - растениям и животным. Заповедные территории тоже служат людям, и их значимость возрастает день ото дня, год от года.
Марьясова Зинаида
Светлое будущее наших потомков
Основу богатства нашей страны составляют ее природные ресурсы, основу здоровья нашего народа - чистота окружающей природной среды. Сохраняя природу страны, мы обеспечиваем светлое будущее для наших потомков. Одновременно, мы очень хотим, чтобы наши дети с раннего возраста знали и соблюдали обычаи и традиции своего народа.
Очень жаль, что в настоящее время коренные малочисленные народы Севера стали намного меньше соблюдать традиции, а подростки о них вовсе и не знают.
Во время стажировки в Информационно-правовом центре коренных народов Красноярского края нас научили писать заявки на гранты. И мы совместно с Поповой Марией написали проект под названием «Цветы жизни». В этом проекте мы описали проблемы нашей незаинтересованной молодежи. Основными целями проекта были снижение уровня девиаций в подростковой среде, формирование заинтересованности в сохранении и развитии традиционной культуры. Основными мероприятиями по проекту являлись открытие в поселке Новорыбная сельского поселения Хатанга всевозможных кружков самодеятельности подростков: танцев, бисероплетения, рисования. Мы думаем, что в ближайшем будущем наш проект будет реализован. Детям будет очень интересно раскрывать свои таланты, посещая кружки, они смогут участвовать в выставках, конкурсах, концертах. Мы надеемся, что в населенных пунктах всего сельского поселения Хатанга откроются подобные кружки. Ведь каждый ребенок обладает каким-то талантом, нужно лишь только помочь ему раскрыть свои способности. Повзрослев, дети помогут в будущем своему народу сохранить традиции и обычаи. И тем самым обеспечат светлое будущее уже для своих потомков.
Саблина Елена
Возрождение традиционного природопользования на Таймыре
До моего участия в стажировке Информационно-правового центра коренных народов Красноярского края в рамках проекта «Создание Сети по продвижению и защите социальных, экономических и культурных прав коренных народов Российской Федерации» у меня не было уверенности, что возможно что-то изменить в положении земляков. Коренные народы Севера и Дальнего Востока после кампании «сселения и оседания», политики ликвидации «неперспективных» поселений и прочих насильственных преобразований, остались один на один в жесточайших условиях рыночных отношений. Да, подготавливали из числа коренных жителей Севера учителей, но не было направлений на подготовку экономистов; давали образование будущим врачам, но забыли про специалистов, необходимых для сельского хозяйства. Кто-то возразит: «А зоотехники, звероводы, бухгалтеры?». Но не были подготовлены товароведы пушно-мехового сырья, охотоведы, или, как их величают на современный лад, – менеджеры для агропрома Таймыра. Некоторым «повезло» овладеть оными специальностями, но в родном Таймыре их знания, приобретенные профессиональные качества пришлись «не ко двору».
И тут, мы, представители коренных народов полуострова Таймыр, находим неожиданную поддержку в лице «Информационно-образовательной Сети коренных народов «Льыоравэтльан», которая предоставила возможность в течение месяца пройти стажировку «Образование в области прав человека и прав коренных народов». Здесь мы получили возможность обсудить и вместе, сообща, выработать собственное представление о развитии нашего региона и донести его до представителей законодательной и исполнительной власти объединенного Красноярского края.
Для возрождения агропромышленного комплекса Таймыра необходимо разработать и реализовать долгосрочную программу, предусматривающую конкретные мероприятия по комплексному использованию, охране и воспроизводству объектов животного мира, защите от вредных воздействий, ведению государственного мониторинга. При этом необходимо использовать новаторские научные рекомендации, которые внедрены и используются в других субъектах РФ, не забывать многолетний труд и опыт коренных жителей Севера Красноярского края.
I. Охотничье хозяйство должно развиваться в соответствии с тремя основными принципами:
• охрана природы;
• комплексное освоение дикой природы;
• охотничье-производственное и охотничье спортивно-любительское направления.
Взаимно дополняя друг друга, они должны быть направлены на получение конечного положительного эффекта.
Развитие традиционных видов охотничьей деятельности должно охватывать производственно-товарное направление, включающее в себя подготовку и переподготовку кадров: специалистов-охотоведов, для хозяйств – менеджеров.
Основным направлением преодоления малоэффективного и низкорентабельного функционирования промыслово-охотничьих хозяйств на территории Таймыра должно стать развитие производства в мелкотоварной форме на основе добровольного объединения собственников и арендаторов охотничьих угодий в ассоциации, акционерные общества, союзы фермеров и т.д.
II. Развитие домашнего северного оленеводства необходимо планировать по тем же трем основным принципам:
• охрана оленьих пастбищ, возмещение убытков арендаторам земельных участков отведенных для ведения оленеводства;
• использование охотничье-промысловых ресурсов на отведенной территории;
• развитие товарного и племенного стада домашних северных оленей.
Крайне необходима подготовка специалистов по следующим направлениям: товаровед-менеджер и зоотехник оленеводческого хозяйства.
Важным является объединение мелких оленеводческих хозяйств в ассоциации, союзы и пр. для ведения совместной деятельности в области заготовки, глубокой переработки и реализации мяса, эндокринно-ферментного сырья, дериватов и пр.
А полученные правовые знания, опыт, приобретенный в области социального проектирования, мы постараемся передать нашим близким, родным и землякам.
Надеемся, что Таймыр снова обретет свое истинное, исконное обозначение: «Обильный, Щедрый, Богатый».
Лаптуков Евгений
Основная проблема самого северного поселка
Поселок Сындасско расположен на берегу мелководной бухты Хатангского залива в 90 километрах от Моря Лаптевых. Дата образования поселка – 29 марта 1931 года. Общая занимаемая площадь поселка составляет 3,7 кв.км. Поселок находится в 285 км от поселка Хатанга, в 969 км от г. Дудинка. Сындасско граничит с республикой Саха (Якутия). Это самый северный арктический поселок во всем Таймырском муниципальном районе. Практически все население поселка составляют коренной малочисленный народ – долгане, численность населения составляет 589 человек. Вблизи от поселка есть выходы пластов бурого угля, который местное население на протяжении многих лет добывает для своих нужд. Основной деятельностью жителей поселка остаются традиционные виды хозяйствования и промыслов: охота, рыбалка и оленеводство.
В поселке функционируют: начальная школа и интернат, сельский дом культуры и библиотека, детский сад, почта, участковая больница, электростанция, администрация поселка, участок ЖКХ.
В прошлые годы и до сих пор очень остро стоит проблема обеспечения жителей поселка пресной питьевой водой. В заливе вода соленая, которая не соответствует требованиям Госсанэпиднадзора по жесткости и поэтому не пригодна для употребления. В поселке отсутствует водозабор. Зимой пресную воду жители сами доставляют из озера Анн-Куоль, расположенного в 6 – 7 километрах от поселка. Особенные трудности с доставкой воды возникают в весенний и летний периоды года. Запасы воды в Анн-Куоль за зиму истощаются, и люди вынуждены доставлять воду из мелких озер, ручьев, находящихся в трех километрах от поселка. Подвоз льда осуществляется единственным трактором, службой участка ЖКХ поселка. Во время паводка и распутицы подвоз льда трактором из озера Анн-Куоль осуществить невозможно и поэтому в весенний период питьевая вода организациям (школа-интернат, детский сад, участковая больница) и населению доставляется с близлежащих озер и ручьев, в которые с талой водой стекаются биологические отходы со свалки и кладбища. Осенью воду употребляют из озера Кораль, где в давние времена из года в год проводился массовый забой домашнего оленя. В связи с этим, у населения развиваются болезни желудочно-кишечного тракта, гепатит. И виной тому вода, которую мы пьем.
В 2005 году администрацией поселка была представлена вода в окружной центр г. Дудинка из Хатангского залива для проведения химического анализа. Администрацией Таймырского муниципального района была подана заявка в ЗАО «Конверсия» на разработку технических предложений и технологии опреснения воды залива для обеспечения питьевой водой из залива жителей Сындасско. К сожалению, химический анализ воды показал многократное превышение показателя по сухому остатку, в связи с чем научный отдел не смог решить проблему по опреснению воды до питьевых норм.
Для строительства водозабора надо изучить реальные условия: провести геологические изыскания, исследовать источники, построить водозаборный узел, проложить водопровод. Необходимо привлечь специализированные институты, сотрудники которых проводят мониторинг водных ресурсов региона, берут химический анализ, определяют мощность источников, просчитывают экономическую целесообразность.
В рамках обсуждения данной проблемы во время стажировки возникла идея решения проблемы посредством прокладки через залив водопроводной трубы с насосной станцией для водоснабжения поселка.
На сегодняшний день наша общая задача – обеспечить население питьевой водой, которая должна быть безвредна и безопасна в эпидемическом отношении.
Бетту Анна
Право на достойную жизнь
Сельское поселение Хатанга расположено в восточной части полуострова Таймыр и занимает территорию 336,4 тыс. кв. км. Административно, сельское поселение относится к Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району и входит в состав Красноярского края. Центр поселения – село Хатанга, расположенное на реке Хатанга, на расстоянии 833 км к северо-востоку от г. Дудинка.
Общая численность населения составляет более 7 тыс. человек. Из них 56% - коренные малочисленные народы Таймыра. Большей частью коренные малочисленные народы в сельском поселении Хатанга представлены долганами, нганасанами, а также проживают представители ненцев, энцев и эвенков. Коренное население в основном проживает в 9 компактных поселках численностью 300-600 человек, в каждом из которых создана социальная инфраструктура (начальная школа, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, сельский дом культуры, баня, магазин).
Основным источником доходов у коренного населения всегда были и остаются традиционные промыслы: рыбалка, охота и оленеводство. Доходы именно от традиционного хозяйствования определяют семейный бюджет большинства жителей поселков. Одновременно, это влечет проживание основной части коренного населения на грани бедности. Среднемесячный доход сельскохозяйственного работника составляет 2328 руб. При этом, установленная величина прожиточного минимума на 2007г. в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе для трудоспособного населения составляет 7342 руб. Хотелось бы знать из расчета каких цен выводится сумма по г. Дудинка или г. Норильска, где цены на продукты намного дешевле хатангских.
Доставка продуктов питания до Хатанги производится авиатранспортом из Красноярска, Новосибирска или зимником из Норильска. В поселки поселения доставляют предприниматели по очень завышенным ценам.
Как снежный ком накапливаются проблемы, связанные с постоянными изменениями социально-экономической системы ведения хозяйства: ликвидированы совхозы, государственные окружные унитарные сельскохозяйственные предприятия, создаются новые формы хозяйствования (промыслово-рыболовецкие артели, общинно-родовые хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели). В сельском поселении таких форм хозяйствования всего 36, численность работающих в них составляет 226 человек. Новые формы деятельности очень сложны в практическом применении из-за неподготовленности населения, нехватки правовых и экономических знаний. На протяжении многих лет Советской властью коренным оказывалась поддержка. Старая система поддержки рухнула, но никто до сих пор не ответил на вопрос: как жить, существовать в новых экономических условиях?
Не так просто в наше время заниматься традиционными промыслами. Очень сложно реализовать сельскохозяйственную продукцию из-за отсутствия рынков сбыта. Чтобы добыть мясо дикого северного оленя (ДСО), коренному жителю нужно: иметь оформленную территорию, приобрести лицензии на отстрел, стоимость которой составляет 300 руб. за голову, иметь средства для приобретения материально-технического оборудования (патроны, продукты питания, охотничьи снасти, бензин, стоимость 37 руб. за 1 литр). Чтобы выловить рыбу, нужно также приложить немало усилий: оформить акваторию, выкупить лимиты на вылов рыбы, приобрести сетематериалы, промышленное разрешение. Из-за задержки определения лимитов в Красноярском крае местное население не может заниматься отстрелом и выловом своевременно. Массовый отстрел ДСО идет с конца августа по октябрь месяц. Вылов рыбы – с июля до середины августа и с 1 сентября по 20 сентября. За добычу в иное время люди будут оштрафованы за браконьерство Россельхознадзором и, что самое страшное, изымут ружья, которые кормят охотника и его семью.
Коренное население поселения, занимаясь традиционными промыслами, не может реализовать сельскохозяйственную продукцию в связи с отсутствием рынков сбыта. Из-за сложной транспортной схемы себестоимость мяса и рыбы повышается выше, чем цена реализации. Естественно, это влечет убытки сельскохозяйственной организации, жителей.
У сельского поселения Хатанга есть свои особенности, свои трудности – это большая отдаленность, изолированность, ограниченность в доступности транспортных средств.
Авиарейсы в поселки поселения выполняет авиакомпания «Заполярье». Стоимость билета в поселки составляет то 3600 руб. до 14500 руб. в зависимости от расстояния. Из-за высоких цен на авиабилеты летом люди добираются в населенный пункт на теплоходе «Таймыр», кто на попутном транспорте, на моторных лодках, если есть деньги на топливо. Зимой в поселки можно добраться на снегоходах «Буран» или коммерческим транспортом, который принадлежит местным предпринимателям. Естественно, и цены они придумывают сами.
Домашнее оленеводство, некогда бывшее одной из ведущих отраслей сельского хозяйства, в настоящее время практически не существует. Домашнее оленеводство, существовавшее во всех поселках поселения, на сегодняшний день сохранилось только в трех самых северных поселках района в частом секторе, где численность поголовья составляет 6696 оленей. Численность человек в сельском поселении, которые ведут кочевой образ жизни, составляет 458 человек.
Деградация сельского, промыслового хозяйства привела к обнищанию населения, особенно жителей удаленных поселков. Продолжается сокращение численности занятого населения, безработица все растет, как следствие, возрастает уровень алкоголизации населения, особенно в подростковом возрасте, растет уровень суицида, несчастных случаев.
Важной задачей является сохранение традиционных видов хозяйствования – оленеводства в первую очередь, испокон веков являвшегося основным источником пищи, одежды, предметов домашнего обихода, основой традиционного образа жизни народов Севера. Мало внимания уделяется повышению жизненного уровня населения. Без государственной поддержки коренным жителям не выжить – сельское хозяйство при настоящем положении дел не может быть рентабельным, обеспечивать достойную жизнь, на которую все мы имеем право (см. п.1. ст.7 Конституции Российской Федерации).
Чарду Мария
СТАЖИРОВКА ГЛАЗАМИ СТАЖЕРОВ
За время обучения в Центре Информационной поддержки коренных народов Красноярского края, я познакомился с основами международного права в области защиты прав человека и прав коренных народов. Перед большинством коренных жителей стоят вопросы правового характера и не только: как зарегистрировать землю в долгосрочное пользование, к кому и куда обращаться при разрешении этих вопросов, какие механизмы защиты своих прав существуют. Четвёртого октября прошла встреча с депутатом Законодательного собрания Красноярского края Фокиным Н. А. В ходе встречи были затронуты проблемы, касающиеся жизнеобеспечения поселков. Многие коренные жители Таймыра ведут кочевой образ жизни, когда нет телевизора, связь почти отсутствует, радио и то редкость. Таким образом, по большому счету, коренные жители оказываются, в информационном плане, изолированы от происходящих в мире событий. Большое спасибо организатору этой стажировки Нечушкиной Е.Н. и остальным педагогам за то, что занимались с нами. Приехав к себе, я буду передавать полученные знания своим землякам.
Вэнго Вадим
Каждый из нас в душе надеется, что когда–то наступит светлое будущее. Я прекрасно понимаю, что в обустройстве России мы все должны принимать непосредственное участие, но на это потребуется ни один и даже не два года.
Сейчас мы живем в обществе, которое не верит, что завтра будет лучше, чем вчера. Особую тревогу вызывает молодежь – новое поколение, от которого зависит будущее России. Мне очень больно и обидно за наших детей, которые, несмотря на свой ранний возраст, употребляют спиртные напитки. Как следствие - высокий уровень хулиганства и ранней беременности. Все это начинается со школьной скамьи, ведь свободное время от школы подростки занимаются не домашними заданиями, а гуляют по поселку, как они сейчас говорят «наступая на пробку (алкоголь)», из-за чего возникают все негативные последствия.
Я очень хочу, чтоб все это прекратилось. Можно ведь в школах создать такие кружки, клубы по интересам, чтобы дети тянулись туда. Зажечь в их маленьких душах какой-нибудь огонек надежды на светлое будущее: кто-то любит танцевать, некоторые - петь, другие - рисовать и т.д. У детей именно коренной национальности очень велик творческий потенциал.
Проходя стажировку в Центре, я поняла, что можно что-то сделать, чтобы заинтересовать хотя бы небольшую группу ребят, занять их чем-то. От всей душе хочется поблагодарить и сказать большое спасибо всем преподавателям – спасибо за то, что, несмотря на свою занятость, Вы уделяли нам время.
Хочется пожелать Вам успехов в дальнейших начинаниях, почаще проводить такие мероприятия, но и не забывать приглашать нас в гости. СПАСИБО ЗА ВСЕ!
Попова Мария
Вот и прошел наш последний день занятий в Информационно-правовом центре коренных народов Красноярского края.
Быстро пролетели три недели нашего обучения, которые дали нам много интересного и полезного. И в будущем нам еще предстоит переварить в голове все то, что мы проходили, разобраться и донести это до наших земляков.
Все проведенные с нами занятия были очень интересны. Спасибо нашим педагогам Суворовой О.А, Нечушкиной И.Н, которые занимались с нами в ущерб своему времени.
Приходится только удивляться, сколько сил и энергии может быть у такого человека, как Елена Нечушкина, ей во время нашего обучения приходилось работать с нами целыми днями, до глубокой ночи. Ведь среди нас не было ни одного стажера, который бы имел юридическое образование, вот и приходилось ей дополнительно ходить с нами по лабиринтам этой сложной науки. Кроме занятий с нами, ей надо было еще организовывать встречи на разных уровнях.
Четвёртого октября состоялась встреча с депутатом Законодательного Собрания Красноярского края Фокиным Н.А., которого интересовали все вопросы, касающиеся жителей муниципального района. Хочется отметить, что Николай Андреевич, будучи главой администрации района, всегда оказывал помощь нашему музею. И в этот раз его интересовали мероприятия, которые мы будем проводить к очередному юбилею музея. Нашему маленькому музею природы и этнографии при заповеднике Таймырский 16 сентября 2008 года исполняется 15 лет. Видимо, Николай Андреевич поможет, если просил подготовить брошюру, посвященную этой дате. При непосредственном его участии был переиздан сборник стихов первой долганской поэтессы, родоначальницы долганской письменности и литературы «Огдуо» Аксеновой - «Бараксан» (в переводе с долганского – «радость, удивление, восхищение»).
Где бы я ни была, я всегда с гордостью говорю, что наш музей – самый северный в мире. Большая ценность его еще и в том, что он хранитель древней культуры не только долган, но и нганасан. Все экскурсии, проводимые с посетителями, мы начинаем именно с истории этого древнего народа. История этого маленького народа очень интересная и богатая.
Приезжайте к нам, сами увидите.
Марьясова Зинаида
С 15 сентября по 20 октября 2007г. я принимала участие в стажировке Информационно-правового центра коренных народов и МОО «Льыоравэтльан» «Образование в области прав человека и прав коренных народов». Стажировка наша началась на теплоходе «В. Чкалов», где мы познакомились с очень замечательным и интересным человеком – Ольгой Александровной Суворовой. За время пребывания на теплоходе, мы узнали много интересного. Ольга Александровна рассказывала нам о том, как образовалась Игарка, также рассказывала о местах прохождения ссылки И. Сталина, и еще много интересного, чего мы раньше даже не знали. Также, на теплоходе она проводила с нами занятия по социальному проектированию, благодаря ей мы научились писать заявки на гранты. Хочу сказать ей и Сиротиной Марии, которая также проводила занятия по социальному проектированию большое спасибо!
Надолго мне запомнится встреча с доктором исторических наук, профессором, Виктором Павловичем Кривоноговым, которая прошла в домашней обстановке с традиционным долганским блюдом и чаепитием. Во время встречи Виктор Павлович рассказал много интересного о коренных жителях и о своей новой книге, которая описывает нынешнее положение коренных малочисленных народов Таймыра. Очень жаль, что ни у кого не найдя поддержки, он вынужден печатать книгу на свои деньги. Также, у нас состоялась встреча с депутатом Законодательного Собрания Красноярского края Н.А. Фокиным, прошедшая в теплой дружеской обстановке. Николай Андреевич интересовался жизнью хатангчан, дал объемные ответы на интересующие нас вопросы. Хочу выразить благодарность Уполномоченному по правам человека в Красноярском крае Жмакову И.Е., за то, что он уделил время для встречи с нами. Особенно мне понравились тренинговые упражнения по социальной компетентности, которые проводила И.Н. Нечушкина. Ее занятия были очень интересны, жалко только то, что их было мало, очень хотелось бы, чтобы таких тренингов проводили побольше.
Я также искренне, от всей души благодарю директора Информационно-правового центра коренных народов Красноярского края Нечушкину Елену Николаевну – спасибо ей большое за то, что она дала нам возможность участвовать в стажировке, дала нам правовые знания. Конечно, очень трудно было в начале разобраться во множестве законов, но с помощью Елены Николаевны мы все же поняли их основное содержание. В общем, мне очень понравились все те, кто проводил для нас занятия, понравились сами стажеры – особенно Зинаида Ивановна. Очень понравилась обстановка которая царила во время занятий.
От всей души желаю всем удачи и процветания!
Саблина Елена
РЕЦЕПТЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУХНИ ОТ СТАЖЕРОВ
Рецепт от Марьясовой З.И.:
Мой фирменный кулинарный рецепт, завещанный мамой:
Берем небольшую, но и не очень маленькую рыбу (сижок, подчирок), снимаем кожу, нарезаем на небольшие кусочки, один кусок нарезаем на маленькие кусочки. В кастрюлю наливаем холодной воды, добавляем по вкусу соль, кусочки рыбы и ставим на огонь. Самый важный момент: как только появилась пенка, не доводя до кипения, вынимаем большие кусочки рыбы, а мелкие доводим до кипения. В современном варианте добавляем картошку, зелень, лук, специи.
Приятного аппетита.
Рецепт от Лаптукова Е.С.:
«Сагудай» или «Сугудай» – это блюдо из свежей рыбы, без лука, перца и уксуса. Свежепойманную, живую, трепещущуюся рыбу семейства сиговых, очищают от чешуи, отделяют филе от костей, разделяют на поперечные ломтики и едят. Весь смысл в том, чтобы разделать рыбу очень быстро, не дав ей умереть. У профессионалов – уже сагудаишь, т.е. ешь, а освежеванная рыба еще шевелит жабрами.
Рецепт от Саблиной Е.Н.:
Самое любимое традиционное блюдо народов Севера это, конечно же, строганина. Обычно ее едят после тяжелого рабочего дня и перед сном. Холодное блюдо после окончания трапезы запивают горячим чаем, после чего очень хочется спать – своего рода снотворное.
Для приготовления, берем большую свежемороженую рыбу, очищаем ее от кожи, после чего строгаем тонкой стружкой. Практически, блюдо готово – рыбу подают к столу, к ней же подают всевозможные соусы, лук, чеснок, кому что нравится. Главное, строгать и после этого съедать рыбу нужно быстро, чтобы она не успела оттаять. Также, из остатков подтаявшей рыбы можно приготовить рыбу-«пятиминутку». Для этого необходимо нарезать рыбу мелкими кусочками, добавить кружочками нарезанный лук, залить растительным маслом, добавить соль и перец по вкусу. Вот и все.
Рецепт от Поповой М.Д.:
Это блюдо очень любят взрослые и дети коренных национальностей. Я предлагаю попробовать его и Вам.
Для приготовления нам понадобится голова оленя. Ее необходимо разделать и достать мозги. На сковороду наливаем растительного масла, выкладываем на нее оленьи мозги и жарим 30 мин, не забывая помешивать. По вкусу добавляем специи, соль. Приятного аппетита!
Copyright © Льыоравэтльан Все права защищены. Опубликовано на: 2008-03-16 (10517 Прочтено) [ Вернуться назад ] |